Проблема эсхатологии в христианской традиции: религиозно-философский анализ тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 09.00.14, кандидат наук Якимова, Елена Георгиевна
- Специальность ВАК РФ09.00.14
- Количество страниц 150
Оглавление диссертации кандидат наук Якимова, Елена Георгиевна
Введение
Глава 1. Проблема эсхатологии в богословской (теологической) и религиозно-философской традициях
1.1. Генезис понятия «эсхатология»
1.2. Мифологические и исторические типы эсхатологии
Глава 2. Эволюция эсхатологической проблематики в христианстве
2.1. Проблема эсхатологии в святоотеческой традиции
2.2. Основные черты эсхатологии в русской религиозной философии
Заключение
Библиография:
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Философия религии и религиоведение. Искусствоведение и культурология», 09.00.14 шифр ВАК
Эсхатология в учениях русских религиозных философов второй половины XIX - первой половины XX века2014 год, кандидат наук Гранин, Роман Сергеевич
Социологические исследования массовых эсхатологических ожиданий XX века: На примере США2000 год, кандидат социологических наук Стивен М. Хаммел
Трансформации христианского эсхатологического мифа в современном медиакультурном пространстве2016 год, кандидат наук Пожаров Алексей Игоревич
Эсхатологические мифы и учения как социальный феномен: Опыт соц.-филос. анализа1997 год, кандидат философских наук Нечипуренко, Виктор Николаевич
Эсхатологическая историософия русской философии XIX - первой половины XX в.2014 год, кандидат наук Глазков, Александр Петрович
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Проблема эсхатологии в христианской традиции: религиозно-философский анализ»
Введение
Актуальность исследования. Эсхатология является сердцевиной богословской (теологической) и религиозно-философской мысли, в центре рассмотрения которой находятся вопросы не только грядущего будущего, сколько конечной судьбы мира и конкретной человеческой личности. Эти вопросы имеют принципиально важное значение и определяют сами основы мировосприятия в независимости от того, на какой ступени исторического развития находится человек.
В настоящее время происходит «повседневная вульгаризация» (С.С. Аверинцев) одного из важнейших богословских (теологических) и религиозно-философских понятий в новых религиозных движениях, средствах массовой информации и в различных видах искусств на фоне усиления интереса к эсхатологии на пороге третьего тысячелетия. Историко-философский анализ выявляет довольно четкую тенденцию: «конец века», «смена веков» всегда характеризуются не столько подведением итогов, сколько напряженным возрастанием эсхатологических настроений. Конец XX - начало XXI века не стали в этом плане исключением. Возрастание эсхатологических настроений в настоящее время находит свое отражение в разных пластах бытия: природном (стихийные бедствия: землетрясения, наводнения, пожары), социальном (конфликты, военные действия, терроризм), индивидуально-личностном (переживание трагизма существования, суицидный «бум» и т.д.). Особенно наглядно эти процессы прослеживаются на фоне ожидания 2012 года, на который запланирован «очередной» конец света.
В контексте 2012 года происходит не только усиление интереса к проблеме конца света, но и «обмирщение» самого понятия «эсхатология». Это находит выражение в форме выявления признаков приближающегося катастрофического разрушения мира в ряде литературных произведений, средствах массовой информации, музыке, кинематографе и т.д. Реалией современного времени является так же переход эсхатологической
проблематики в научную сферу, что способствуют возникновению всевозможных научных сценариев катастроф, способных погубить человеческую цивилизацию и всю Вселенную.
Секуляризационные процессы и их противоречивые последствия приводят не только к эволюции религиозного мировоззрения и роли религии в современном обществе, но и становятся предпосылкой эсхатологии как одного из характерных общемировоззренческих признаков. В настоящее время происходит «секуляризация эсхатологии» (А. Шмеман), выражающаяся, с одной стороны, в проникновении эсхатологической проблематики во все сферы человеческой жизни, а с другой стороны, в переориентации ее на современные проблемы мира и общества.
Исследование эволюции эсхатологии на примере христианской традиции вызвано двумя основными причинами: 1) в данной религии осуществляется наиболее полное раскрытие эсхатологических истин; 2) христианство в целом, русское православие в частности, представляет собой особо значимое явление в историческом и культурном наследии нашей страны.
Степень научной разработанности проблемы. Проблема эсхатологии получила довольно широкое освещение в различных областях гуманитарного и социального знания. В рамках религиозно-философского знания имеющиеся специальные труды по эсхатологии как отечественных, так и зарубежных ученых посвящены, как правило, рассмотрению отдельных эсхатологических учений. Исследованию эсхатологии индуизма посвящены работы В.И. Бестужева-Лады; эсхатологии буддизма - В. Кинга; эсхатологии зороастризма - М. Бойса, Э. Бенвениста; скандинавской эсхатологии - А. Олрика, М.И. Стеблин-Каменского, Е.М. Мелетинского, Т.В. Топоровой; эсхатологии иудаизма - М. Мосса, Г. Гункеля, Г. Грессмана, П. Грелота, A.B. Смирнова; эсхатологии ислама - Э. Кулиева, A.A. Али-Заде (Абдуллы Али), Салиха ас-Сухейми. Исследования данных авторов позволяют выявить сущностные аспекты эсхатологии, влияние
различных идей и традиций на возникновение и развитие представлений о «конце света» в конкретных религиозных системах.
Проблема эсхатологии в христианской религии получила свое первое раскрытие в Евангелиях, посланиях апостолов (Иакова, Петра, Павла), «Откровении Иоанна Богослова», апокрифической литературе. Она рассматривалась христианскими апологетами II в. и Отцами Церкви (св. Иустин Философ, Татиан, еп. Феофил Антиохийский, Афинагор, св. Ириней Лионский, св. Ипполит Римский, Климент Александрийский, Ориген, св. Василий Великий, св. Григорий Богослов, св. Григорий Нисский, св. Иоанн Златоуст, Бл. Аврелий Августин и др.). Одной их важнейших основ их учений были вопросы, связанные с участью каждого отдельного человека после смерти и конечной судьбой всего мироздания.
На протяжении дальнейшей истории развития христианства отдельные аспекты эсхатологии и тема «конца истории» затрагивались различными религиозными мыслителями и философами, такими как Ф. Аквинский, Н. Кузанский, Дж. Уиклиф, Я. Гус, У. Цвингли, М. Лютер, Ж. Кальвин, Ф. Меланхтон и др.
Комплексное исследование эсхатологии христианства началось с XIX в. как отечественными, так и западными исследователями. Среди отечественных исследователей стоит отметить следующих авторов, чьи работы содержат богословские (;теологические) и религиозно-философские подходы к раскрытию значения эсхатологии и ее основных аспектов в рамках христианской религии: H.A. Бердяев, B.C. Соловьев, С.Н. Булгаков, E.H. Трубецкой, С.Н. Трубецкой, Г.П. Федотов, Г.В. Флоровский, Л.А. Тихомиров, А.И. Осипов, прот. А. Шмеман, преп. Иустин (Попович), митр. Макарий (Оксиюк) и др.; среди зарубежных авторов - Г. Кеерд; Н. Врайт; Р. Бультман, И. Вейсс, М. Вернер, Ч. Додд, А. Швейцер, Г. Шварц; Дж. А.Т. Робинсон, Ю. Мольтман, О. Кульманн, В. Панненберг, У. Мэнсон, П. де Лобье, И. Иеремиас, К. Барт, А. Ритчль, А. Гарнак и др.
В контексте эсхатологии христианства отдельный раздел
богословских и теологических исследований составляют работы как отечественных, так и зарубежных авторов, посвященные эгзегетическому и текстологическому толкованию «Откровения Иоанна Богослова» (Апокалипсиса), способствующие более полному раскрытию основной проблематики эсхатологии христианства. Сюда, прежде всего, следует отнести труды таких авторов, как архиеп. Аверкий (Таушев), иером. Серафим (Роуз), еп. Александр (Милеант), архиеп. Станислав (Гондецкий), С.Н. Булгаков, H.H. Глубоковский, В.Я. Канатуш, И. Кронштадтский, О. Моленко, Н. Пестов, У. Баркли, М.В. Барсов, И. Каргель, А.Н. Колесников, А. Мень, Р. Гандри, М. Уилкок и др.
Особого внимания заслуживают работы М. Элиаде, в которых затрагиваются общие проблемы эсхатологии. В его работах осуществляется анализ отдельных эсхатологических доктрин в совокупности их общих признаков применительно к историческому и мифологическому контексту развития человеческой цивилизации.
В настоящее время общие проблемы эсхатологии получили «второе дыхание» в исследованиях представителей уральской школы философии (Д.В. Пивоварова, О.В. Кузнецова, Ф.Н. Петрова). Существенный вклад в разработку эсхатологической проблематики внес отечественный ученый Ф.Н. Петров, который осуществляет попытку определения основных характеристик сущности и формы эсхатологии как части индивидуального миропонимания и как явления общественной жизни.
Кроме религиозно-философского, богословского и теологического подходов, исследования проблемы эсхатологии (в т.ч. христианской) в настоящее время осуществляются и в других областях гуманитарного и социального знания. В области естественных наук выявление сущности эсхатологии посредством анализа научных сценариев «конца света» реализован в трудах отечественных исследователей В.Ю. Чумакова, A.A. Великмана, А. Шалыгина и др. В исторических науках в результате сдвига приоритетов в изучении истории в сторону ментальности, интеллектуальной
истории и истории повседневности возросли исследования средневековой эсхатологии, которые осуществляют такие исследователи, как И.К. Фоменко, Д.И. Антонов и др. В этнографии исследование эсхатологических мотивов традиционных культур, фольклора осуществляют М.В. Ахметова, И.А. Бессонов, И.А. Мельникова и др. В культурологии исследованием эсхатологии как феномена отечественной или зарубежной культуры занимаются современные исследователи М.Н. Могилевич, И.А. Ткаченко, Е.Б. Рогаческая, Л.Ф. Кацис, В.П. Шестаков и др. В социологических науках делается акцент на изучении эсхатологических движений прошлого и современности и особенностях их функционирования, чему, например, посвящено исследование Стивена М. Хамела. Социально-философский анализ эсхатологических учений, их структурных компонентов, типов, форм и социальных функций осуществляет В.Н. Нечипуренко, изучение эсхатологии в контексте глобальных проблем современности - О.П. Кожина. В политологии вопросы эсхатологии рассматриваются в разных плоскостях, например, В.Э. Багдасарян выделяет эсхатологические элементы в распаде отдельных государств (СССР) и в политической ситуации современной России, а Е.С. Холмогоров, выдвигает предположение о том, что будущий «конец света» будет политическим событием. В филологии изучение эсхатологической проблематики начинается от изучения эсхатологии в контексте исследования мифа и заканчивается изучением эсхатологических мотивов в художественной литературе разных жанров, сюда, прежде всего, следует отнести таких современных исследователей, как Н.С. Цветова, А.Л. Арзуманян, Т.В. Рыжков, Р.И. Крысин и др. По некоторым аспектам эсхатологии и эсхатологического мифа высказывались как отечественные, так и зарубежные исследователи XX века: С.С. Аверинцев, В.Н. Топоров, А.Ф. Лосев, Д.Д. Фрэзер, Р.К. Баландин, И.В. Желтикова, Д.В. Гусев, Р. Девинь, Ч. Берлиц и др.
Несмотря на столь широкий подход, до настоящего времени в религиоведческой литературе нет целостного религиозно-философского
исследования эволюции эсхатологической проблематики в рамках христианской традиции, ее основных смысловых значений и форм выражения. В данной диссертационной работе сделана попытка восполнить этот пробел.
Объект исследования: эсхатология как религиозно-философский феномен
Предмет исследования: эсхатологические представления в христианской традиции
Гипотеза исследования: комплексное исследование проблемы эсхатологии в христианской традиции на основе материалов гуманитарного знания (философии, религиоведения, православного богословия, теологии (католической и протестантской), культурологии) дает возможность выявить генезис понятия «эсхатология», раскрыть его основные смысловые значения, формы выражения, уровни, типологию и основную проблематику, показать сложную эволюцию эсхатологии от мифологии, религии, философии к общемировоззренческому элементу человеческого сознания.
Целью диссертационного исследования является целостная реконструкция и религиозно-философский анализ эволюции эсхатологической проблематики в рамках христианской традиции.
Реализация поставленной цели потребовала постановки и решения следующих исследовательских задач:
- установить онтологические, гносеологические, этические и аксиологические основания эсхатологии;
- выявить генезис понятия «эсхатология» и раскрыть его основные смысловые значения в христианской традиции;
- проанализировать мессианизм, милленаризм, апокалиптизм как формы выражения эсхатологических представлений;
- сравнить типы и уровни эсхатологии, установив взаимосвязь между ними;
- выявить эсхатологическую проблематику в святоотеческой
традиции;
- выделить характерные особенности эсхатологических учений в концепциях русских религиозных философов XIX -XX вв.
Теоретико-методологическая основа исследования базируется на синтетической методологии, сочетающей в себе исследования в области гуманитарных наук, таких как философия, религиоведение, богословие, теология, культурология, а так же различные методы исследования: системный метод, позволяющий рассматривать эсхатологию как сложный, эволюционный феномен в системной взаимосвязи с различными элементами гуманитарного знания; диалектический метод, способствующий рассмотрению основных эсхатологических категорий в контексте их взаимообусловленности и развития, анализу индивидуального и всемирного уровня эсхатологии на основе корреляции общего, особенного и единичного; компаративный метод, дающий возможность выявить сходства и отличия в существующих взглядах на проблему эсхатологии в концепциях Отцов Церкви, религиозных мыслителей и философов; герменевтический метод необходим при анализе философских, религиоведческих, богословских, теологических, культурологических материалов, посвященных исследуемой проблематике, а так же при работе с тестами Священного Писания и апокрифическими произведениями; метод контент-анализа, использующийся с целью выявления основных смысловых значений понятии «эсхатология».
Эмпирическая база исследования представлена философскими, религиоведческими, богословскими, теологическими, культурологическими материалами.
Новизна диссертационного исследования заключается в целостной реконструкции эсхатологических представлений в рамках религиозно-философской традиции христианства в эволюционном контексте, установлении онтологических, гносеологических, этических и аксиологических оснований эсхатологии, раскрытии ее основных значений и
форм выражения, взаимосвязи между основными типами и уровнями эсхатологии.
Основные положения, выносимые на защиту:
1. В диссертационном исследовании установлены онтологические, гносеологические, этические и аксиологические основания эсхатологии. Онтологические основания коренятся в конечности индивидуального человеческого бытия и завершенности всех явлений и процессов в природе и социуме. Гносеологические основания возникают в процессе познания окружающего мира и осуществлении попыток осмысления истоков и направленности исторического процесса. Этические и аксиологические основания возникают под воздействием осознания проблемы добра и зла, смысла жизни, назначения человека и ценности человеческого существования, что особенно важно в контексте сотериологической функции религии.
2. В результате анализа генезиса эсхатологии как учения о последних вещах, конечной судьбе мира и человека в рамках иудео-христианской традиции раскрыты основные смысловые значения данного понятия, которые могут относиться к прошлому, настоящему или будущему, не иметь временной последовательности, представлять собой синтез нескольких временных промежутков, иметь буквальное или символическое толкование. В настоящее время особую актуальность приобретают следующие значения эсхатологии: 1) эсхатологические события как экзистенциальный суд человека над самим собой, в основе которого лежит представление о вечно настоящем во временном плане пришествии Христа, преобразованным во внутренний процесс души (Р. Бультман); 2) эсхатологические события как завершение исторического процесса и переход его в новый эон существования - Царство Божие (B.C. Соловьев, Н.В. Федоров, H.A. Бердяев, С.Н. Булгаков, Г.П. Федотов и др.); 3) эсхатология как отличительная черта христианской веры в Бога,
спасительное значение исторический событий, торжество Царства Божия (А. Шмеман); 4) эсхатология как переход в «грядущий век» без космологической катастрофы путем социальной, природной и мистической эволюции (П. Тейяр де Шарден); 5) эсхатология как учение о гибели «антропологического космоса» (В. Панненберг).
3. В работе определено, что формами выражения эсхатологических представлений в иудео-христианской традиции являются мессианизм, милленаризм, апокалиптизм. Мессианизм связан с образом Мессии, который в определенный момент времени вмешивается в историю с целью спасения человеческого рода, что предваряет наступление эсхатологических событий. Милленаризм делает акцент на втором пришествии Христа и установлении тысячелетнего Царства Божия на земле, который может иметь буквальный, символический или духовный характер. Апокалиптизм акцентирует внимание на завершении исторического процесса и событиях, сопровождающий грядущий конец мира и всей человеческой истории.
4. В диссертационном исследовании установлена взаимосвязь между основными типами (исторический и мифологический) и уровнями (индивидуальный и всемирный) эсхатологии, выявлены характерные черты мифологического и исторического типов эсхатологии. Индивидуальный и всемирный уровни эсхатологии возможно проследить только в рамках исторического типа эсхатологии (иудаизм, христианство, ислам), главными чертами которого являются линейность, конечность существования мира и человека, конкретность эсхатологических образов, раскрытие будущего конца мира как цепи индивидуальных, конкретно-исторических событий, что способствует содержательному решению личных и вселенских судеб в абсолютной перспективе. Мифологический тип эсхатологии представляет собой особый тип представлений о гибели мира, главные черты которого циклизм, вечность и возобновляемость Вселенной после катастрофической гибели.
5. Исследование представлений о конечности бытия в святоотеческой традиции выявило сущность христианской эсхатологии: в рамках индивидуального уровня эсхатологии - смерть тела и бессмертие души, участь души после смерти, местопребывание праведников и грешников {ада и рая); всемирного уровня эсхатологии - второе пришествие Христа и его знамения (появление Антихриста как одно из центральных знамений второго пришествия Христа), всеобщее воскресение мертвых, Страшный суд, конечная судьба мира.
6. В диссертационном исследовании установлено, что центральной идеей русских религиозных философов XIX-XX вв. является идея неизбежного завершения исторического процесса с целью преображения мира и перехода его в новый эон существования - Царство Божие, наступление которого становится возможным лишь после конца истории. Катастрофический финал истории человечества является одним из возможных, но не предопределенных заранее и окончательно, в результате чего конец мира и истории приобретает двойственный характер: катастрофа или преображение. Человек является главным действующим лицом будущей истории мира, роль которого в этом процессе может быть пассивной и созерцательной (B.C. Соловьев, К.Н. Леонтьев) или активной и творческой (Н.Ф. Федоров, H.A. Бердяев, С.Н. Булгаков, Г.П. Федотов).
7. Результатом исследования эволюции эсхатологии явилась следующая схема: «мифологическое мировоззрение — религиозное мировоззрение - философское (историософское) мировоззрение - общее мировоззрение». Особенностью настоящего времени является трансформация эсхатологии в общемировоззренческий элемент человеческого сознания, который распространяет свое влияние на все сферы жизни. На первый план выходит не проблема гибели мироздания в том смысле, который подразумевался ранее в эсхатологических представлениях христианства, а осознание неизбежной смертности человека и всего человечества и возможности гибели жизни на Земле, что
дает основание отводить ведущую роль будущей судьбе мира и формировать мировоззрение, утверждающего ценность и осмысленность конечной жизни человека, что придает эсхатологии аксиологическое значение.
Личный вклад диссертанта заключается в установлении онтологических, гносеологических, этических и аксиологических оснований представлений о конечности бытия; раскрытии смысловых значений понятия «эсхатология» и форм выражения эсхатологических представлений, анализе эсхатологической проблематики в рамках христианской религии на основе рассмотрения философской, религиоведческой, богословской, теологической и культурологической литературы; установлении взаимосвязи между основными типами и уровнями эсхатологии, обосновании тезиса о том, что в процессе эволюции эсхатология становится неотъемлемым атрибутом человеческого сознания.
Теоретическая и научно-практическая значимость исследования заключается в том, что исследование данной темы позволит расширить представления об эсхатологии как эволюционирующем религиозно-философском феномене, его основных смысловых значениях, формах выражения, уровнях, типологии и проблематике в рамках христианской религии.
На практике материалы диссертационного исследования могут быть использованы в учебном процессе в преподавании следующих дисциплин: «История религии», «Новые религиозные движения», «Философия», «Религиозная философия», «Философия религии», «История философии», «Религиозная антропология», в ряде спецкурсов и курсов по выбору.
Апробация работы. Положения и результаты исследования были апробированы на научно-методическом семинаре молодых ученых, аспирантов и магистрантов кафедры философии, культурологии, прикладной этики, религиоведения и теологии им. A.C. Хомякова ФГБОУ ВПО «ТГПУ им. Л.Н. Толстого»; в процессе преподавания курсов
«Религиозная антропология», «Современные новые религиозные движения и культы», «Наука и религия» на факультете искусств, социальных и гуманитарных наук ФГБОУ ВПО «ТГПУ им. Л.Н.Толстого»; в ходе выступлений на международных и региональных конференциях: на Научно-практической конференции «Молодежь и наука - третье тысячелетие» (г. Тула, 2006 г.), на IX Международной студенческой научно-практической конференции «Проблемы молодежи глазами студентов» (г. Тула, 2006 г.), на X Международной студенческой научно-практической конференции «Проблемы молодежи глазами студентов» (г. Тула, 2007 г.), на I Молодежных Хомяковских чтениях (поселок Ленинский, Тульская область, 2010 г.), на VI Региональной научно-практической конференции аспирантов, соискателей и молодых ученых «Исследовательский потенциал молодых ученых: взгляд в будущее» (г. Тула, 2010 г.), на V Международной научно-практической конференции «Роль университетов в поддержке гуманитарных научных исследований (г. Тула, 2010 г.), на II научно-практической конференции «Религии России: проблемы социального служения» (г. Нижний Новгород, 2010 г.), на Международном Толстовском форуме «Л.Н. Толстой в движении эпох: философские и религиозно-нравственные аспекты наследия мыслителя и художника» (г. Тула, 2010 г.), на V Региональной научно-практической конференции аспирантов, соискателей и молодых ученых «Исследовательский потенциал молодых ученых: взгляд в будущее» (г. Тула, 2011 г.), на Всероссийской молодежной конференции «Когнитивное моделирование: динамика гражданского общества и фактор национально-конфессиональной толерантности» (г. Белгород, 2011 г.), на УШ-х всероссийских чтениях, посвященных братьям Киреевским «Оптина пустынь и русская культура» (г. Калуга, 2011 г.).
По теме диссертации опубликовано 16 научных статей (в том числе 1 статья в журнале из списка ВАК) общим объемом 4,82 п.л.
Диссертация обсуждена и рекомендована к защите на кафедре философии, культурологии, прикладной этики, религиоведения и теологии
им. A.C. Хомякова Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Тульский государственный педагогический университет имени JI.H. Толстого».
Структура работы обусловлена целью и задачами диссертационного исследования. Диссертация состоит из введения, двух глав, включающих в себя четыре параграфа, заключения и библиографии, содержит 150 страниц текста.
Глава 1. Проблема эсхатологии в богословской (теологической) и религиозно-философской традициях
1.1. Генезис понятия «эсхатология»
Эсхатология представляет собой очень сложный и многогранный феномен, находящий свое выражение во многих религиозных системах, а так же в традиционных верованиях различных народов. В рамках данного параграфа ставятся следующие цели: установить онтологические, гносеологические, этические и аксиологические основания представлений о конечности бытия, выявить происхождение и последующее развитие понятия «эсхатология», осуществить раскрытие его основных смысловых значений, установить и проанализировать формы выражения эсхатологических представлений в иудео-христианской традиции.
В основе эсхатологии лежат представления о конечности существования мира и человечества, которые носят принципиально важное значение и определяют сами основы мировосприятия. Каждый человек в любой исторический период размышляет о конечности существования. Для большинства людей это печальные размышления, ибо, с их точки зрения, конец означает смерть, будь то смерть отдельной человеческой личности или гибель Вселенной. Эволюционная теория Ч. Дарвина не обещает бессмертия. Однако, многие люди все же имеют надежду на жизнь после смерти. Таким образом, эсхатология оказывается важной частью ответа на вопрос не только о смысле отдельной человеческой личности, но и всего бытия в целом. И в этой связи нельзя не согласиться с мнением известного протестантского теолога Г. Шварца, который полагал, что эсхатология «определяет наше понимание человеческих души и тела, системы ценностей и мировоззрений».1
Именно поэтому эсхатология, на наш взгляд, всегда будет играть очень важную роль в жизни каждого человека вне зависимости от того, на какой ступени исторического развития он находится. Зачатки эсхатологических представлений можно обнаружить с того момента, когда люди вышли из
Похожие диссертационные работы по специальности «Философия религии и религиоведение. Искусствоведение и культурология», 09.00.14 шифр ВАК
Апокалиптическое направление в русской поэзии XX века: специфика авторского мышления, религиозные идеи и символы, жанрово-стилевые решения2016 год, кандидат наук Яковлев, Михаил Владимирович
Смысловая динамика символизации зла в русской религиозно-философской традиции: историко-философский аспект2006 год, кандидат философских наук Хохавин, Сергей Геннадьевич
Эсхатология: философско-религиозный анализ: Исторический аспект2001 год, кандидат философских наук Петров, Федор Николаевич
Проблема спасения в творчестве Ф.М. Достоевского: Философско-антропологический аспект2006 год, кандидат философских наук Капилупи, Стефано Мариа
Онтологические и гносеологические основания эсхатологических представлений в процессе философского осмысления истории2008 год, кандидат философских наук Акулова, Ирина Сергеевна
Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Якимова, Елена Георгиевна, 2012 год
Библиография:
1. 100 пророчеств Иоанна Богослова [Текст] / Авт.-сост. JI. Смирнова. -Минск: Современный литератор, 2005. - 96 с.
2. 2012. Апокалиптические пророчества майя [Текст] / Авт.-сост. Н.В. Белов.
- Минск.: Харвест, 2009. - 256 с.
3. Аверкий (Таушев А.П.). Апокалипсис в учении древнего христианства [Текст] / архиеп. Сиракузский и Троицкий Аверкий; перевод с англ; ред., прим., вступ. ст. и жизнеопис. автора о. Серафима (Роуза). - М.: Российское отделение Валаамского Общества Америки, 2001. - 264 с.
4. Александр (Милеант A.B.). Ключ к Библии [Текст] : История создания, краткое изложение и толкование Св. Писания / еп. Русской православной церкви заграницей, Буэнос-Айресский и ЮжноАмериканский Александр. - М.: «ДАРЪ», 2005. - 528 с.
5. Акулова, И.С. Онтологические и гносеологические основания эсхатологических представлений в процессе философского осмысления истории) [Текст] : автореферат дис. ... канд. филос. наук: 09.00.01 /Акулова Ирина Сергеевна. - Магнитогорск, 2008. - 20 с.
6. Алисон, Д. Жизнь в последние времена. Иной взгляд на эсхатологию [Текст] / А. Джеймс; перевод с англ. А. Конева; [обложка Д. Купрева].
- М.: Библейско-богословский институт св. апостола Андрея, 2010. -VIII+ 231 с.
7. Андрей (Кесарийский) Толкование на Апокалипсис святого Иоанна Богослова [Текст] / архиеп. Кесари Каппадокийской Андрей. - Минск: Издательство Свято-Елисаветинского монастыря, 2005.-256 с.
8. Антонини, Б. Экзегезис книг Ветхого Завета [Текст] / Б. Антонини. - М.: Колледж католической теологии им. Св. Фомы Аквинского, б.г. - 325 с.
9. Антонян, Ю.М. Исследование Апокалипсиса [Текст] / Ю.М. Антонян; Ин-т гуманитар, образования (ИГУМО). - М.: Логос, 2005. - 268 е.: ил., табл.
10. Апокрифические апокалипсисы [Текст] / Пер., сост., вступ. ст. и комм. М.Г. Витковской, В.Е. Витковского. - СПб.: Алетейя, 2003. - 278 с.
11. Ауни, Д. Новый Завет и его литературное окружение [Текст] / Д. Ауни; перевод с англ. В.В. Полосина; [ред. A.JI. Хосроева]. - СПб.: Российское Библейское Общество, 2000. - 272 с.
12. Афанасьев, А.Ю. Мифология катастроф [Текст] / А.Ю. Афанасьев. - М.: ООО «АиФ Принт», 2003. - 264 е.: ил.
13. Ахметова, М.В. Конец света в одной отдельно взятой стране: Религиозные сообщества постсоветской России и их эсхатологический миф [Текст] / М.В. Ахметова. - М.: ОГИ; РГТУ, 2010. - 336 е.: ил.
14. Баландин, Р.К. Тайны Всемирного потопа и апокалипсиса [Текст] / Р.К. Баландин. - М.: Вече, 2006. - 368 е.: ил.
15.Барашков, А.И. Будет ли конец света? [Текст] А.И. Барашков. - М.: Знание, 1991.-48 с.
16. Барсов, М.В. Сборник статей по истолковательному чтению Апокалипсиса [Текст] / М.В. Барсов. - М.: Издательская группа Свято -Троице - Серафимо - Дивеевского женского монастыря «Скит», 1994. -515 с.
17. Бердяев, H.A. О рабстве и свободе человека. Опыт персоналистической философии [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.vehi.net/ berdvaev/ rabstvo/ 011 .html
18. Бердяев, H.A. Смысл истории [Текст] / H.A. Бердяев. - М.: Мысль, 1990. -175 с.
19.Бердяев, H.A. Война и эсхатология. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.gumer.info/bogoslov Buks /bogoslov/ Berd/ VoiEsh.php
20. Бердяев, H.A. Самопознание (опыт философской автобиографии) [Текст] / H.A. Бердяев. - М.: Международные отношения, 1990. - 336 с.
21. Библия: Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета [Текст] : в русском переводе с параллельными местами и приложениями. - М.: Российское Библейское общество, 2001. - 1374 с.
22. Булгаков, С.Н. Апокалипсис Иоанна [Текст] : Опыт догматического истолкования / С.Н. Булгаков. - М.: Православное Братство Трезвости «Отрада и Утешения», 1991. - 352 с.
23.Булгаков С.Н. Апокалиптика и социализм [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.gumer.info/bogoslov Buks/bogoslov/BulgS /_Ol.php
24.Булгаков, С.Н. Свет Невечерний: созерцания и умозрения [Текст] / С.Н. Булгаков; худож. оформ. Б.Ф. Бублик- М.-Харьков: ООО «Издательство ACT»; «Фолио», 2001. - 672 с.
25.Василий Великий. Творения [Текст] : в 7 ч. - Сергиев Посад: Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1900. - 1 ч.- 318 е.; 3 ч. - 399 е.; 4 ч.- 369 е.; 5 ч.-403 е.; 6 ч.-335 с.
26.Великман, A.A. Правда о конце света: прогнозы экологов, астрологов, физиков, ясновидящих и других специалистов [Текст] / A.A. Великман. - M.: ACT: Астрель, 2007. - 317, [3] с.
27. Ветхозаветные апокрифы: Книга Еноха; Книга Юбилеев, или малое Бытие; Заветы двенадцати патриархов; Псалмы Соломона. [Текст] / [сост., вступ. ст. и примеч. П. Берсенева]. - СПб.: Амфора, 2001. - 407 с.
28.Вишнякова, О.В. Этика Бердяева [Текст] / О.В. Вишнякова. - М.: Гардарики, 2000. -184 с.
29.Галахов, И.И. Религиоведение [Текст] : Богословско-философское исследование. -М.: Издательство «ФондИВ», 2008. - 432 с.
30.Галли, Н.Р. Христос грядет [Текст] / Н.Р. Галли; пер. с англ. - Заокский: «Источник жизни», 2005. - 800 с.
31.Гандри, Р.Обзор Нового Завета. [Текст] / Р.Гандри; перевод с англ. - СПб.: ХО «Библия для всех», 2001. - 493 с.
32.Голос с неба. Святые пророки Захария и Малахия: пророчества о наших днях [Текст] / Авт.-сост. О. Славин. - М.: «Вагриус», 2001. - 320 с.
33.Глубоковский, H.H. Благовестие Христианской Славы в Апокалипсисе Св. Апостола Иоанна Богослова [Текст] : краткий обзор / H.H. Глубоковский. - СПб.: Библиополис, 2002. - 288 с.
34.Греческо-русский словарь Нового Завета [Текст] : перевод Краткого греческо-английского словаря Нового Завета Баркли М. Ньюмана; [перевод и редактирование В.Н. Кузнецовой при участии Е.Б. Смагиной и И.С. Козырева]. - М.: Российское Библейское Общество, 2002. - 240 с.
35.Григоренко, А.Ю. Эсхатология, милленаризм, адвентизм: история и современность [Текст] : Философско-религиоведческие очерки (научное издание). - СПб: Европейский Дом, 2004. - 392 с.
36.Григорий Богослов. Творения [Текст] : в 6 ч. - М.: Московская духовная академия, 1889. - 1 ч. - 318 е.; 5 ч. -403 с.
37.Гулыга, A.B. Русская идея и ее творцы [Текст] / A.B. Гулыга. - М.: Эксмо, 2003.-448 с.
38. Деревенский, Б.Г. Учение об Антихристе в древности и средневековье [Текст]: Антология / Б.Г. Деревенский. - СПб: Алетейя, 2000. - 528 с.
39.Дэвинь, Р. В поисках пропавшего континента [Текст] / Р. Дэвинь, Ч. Берлиц; перевод с фр. Н.О. Лернер; перевод с англ. А.И. Вагабов. - М.: «Вече», 2004.-319 с.
40. Евдокимов, П.Н. Православие [Текст] / П.Н. Евдокимов; перевод с фр. С. Гриб. - М.: Библейско-богословский институт св. апостола Андрея, 2002. -512 е.: ил.
41.Желтикова, И.В. Ожидание будущего: утопия, эсхатология, танатология [Текст] : монография / И.В. Желтикова, Д.В. Гусев. - Орел.: Издательство ОГУ, 2011.-172 с.
42. Зайцев, Е.В. Диалог с православным верующим [Текст] / Е.В. Зайцев. -Заокский: Источник жизни, 2011. - 256 с.
43.Затерянный мир майя [Текст] / под ред. Т. Липкиной; перевод с английского Н. Усовой. - М.: ТЕРРА, 1997. - 168 с.
44.Иеремиас, И. Богословие Нового Завета [Текст] / И. Иеремиас; перевод с нем; вступ. ст., словарь терм, и геогр. назв. A.JI. Чернявского. - М.: Издательская фирма «Восточная литература» РАН, 1999. - 367 с.
45.Ильина, И. Иоанн Богослов [Текст] / И. Ильина. - М.: Олимп; ООО «Фирма «Издательство ACT», 1999. - 208 с.
46. Индуизм. Джайнизм. Сикхизм [Текст] : словарь / под общ. ред. М.Ф. Альбедиль, А.М. Дубянского. - М.: Республика, 1996. - 576 с.
47.Иоанн Златоуст. Творения [Текст] : в 6 ч. - Спб.: Санкт-Петербургская Православная Духовная Академия, 1900. - 5 т. - 1017 е.; 6 т. - 990 е.; 7 т. - 913 е.; 9 т. - 1127 е.; 10 т. - 1013 с.
48. Иоанн Кронштадтский (Сергеев И.И.) Начало и конец нашего земного мира [Текст] : Опыт раскрытия пророчеств Апокалипсиса / свящ. Русской Православной Церкви. - М.: Солвент, Локид-Пресс, 2004. - 416 с.
49.Ипполит Римский. Творения [Текст] : в 2 вып. - Казань: Типолитография Императорского Университета, 1898. - 1 вып. - 170 с.
50.Иустин (Попович) Догматика Православной Церкви: Эсхатология [Текст] / архим. Сербской Православной Церкви Иустин; перевод с серб. М.Н. Яценко; [ред. Е.И. Якушкина, А.Г. Дунаева] - М.: Издательский Совет Русской Православной Церкви, 2005. - 144 с.
51.Иустин Философ. Диалог с Трифоном Иудеем [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://pagez.ru/lsn/0502.php
52.Канатуш, В.Я. Апокалипсис и второе пришествие [Текст] / В.Я. Канатуш. - 2-е изд., испр. и доп. - СПб.: Издание РО ХО «Библия для всех», 2000. -384 с.
53.Кантор, В.К. Русский европеец как явление культуры [Текст] : философско-исторический анализ / В.К. Кантор. - М.: РОССПЭН, 2001. -697 с.
54. Колесников, А.Н. Тайновидец будущего [Текст] : Откровение Св. Иоанна Богослова и путь к его пониманию / А.Н. Колесников. - 3-е изд. -
Jordanville: Типография преп. Иова Почаевского, Свято-Троицкий монастырь, 1998. - 52 с.
55.Кожина, О.П. Эсхатология в системе глобальных проблем: социально-философский анализ [Текст] : автореферат дис... канд. филос. наук: 09.00.11 /Кожина Ольга Павловна. - Краснодар, 2010. - 23 с.
56.Красичкова, А.Г. 2012: конец света [Текст] / А.Г. Красичкова. - М.: Книжный Клуб Книговек, 2010. - 416 с.
57. Кулаков, А.Е. Религии мира [Текст] / А.Е. Кулаков. - М.: ООО «Издательство ACT-ЛТД», 1997. - 352 с.
58.Курбатов В.И. Великие пророки и прорицатели мира [Текст] / В.И. Курбатов. - М.-Р-н/Д: Эксмо, Наука-Пресс, 2006. - 416 с.
59. Лобье, П. де Эсхатология [Текст] / П. де Лобье. - М.: ООО «Издательство Астрель»: ООО «Издательство ACT», 2004. - 158 с.
60. Лосев, А.Ф. Античная философия истории [Текст] / А.Ф. Лосев. - СПБ.: Алетейя, 2001. - 256 с.
61. Лосев, А.Ф. Диалектика мифа [Текст] / Сост., подг. текста, общ. ред. А. А. Тахо-Годи, В. П. Троицкого. — М.: Мысль, 2001. — 558 с.
62. Любак, А. де Католичество [Текст] : Социальные аспекты догмата / А. де Любак; перевод с фр. В. Зеленского. - Милан: «Христианская Россия», 1992.-399 с.
63.Макарий (Оксиюк М.Ф.) Эсхатология Григория Нисского [Текст] / митр. Варшавский и Всея Польши Макарий. - Киев: Издательство имени святителя Льва, папы Римского, 2006. - 676 с.
64.Мак-Грат А. Введение в христианское богословие [Электронный ресурс]; пер. с англ. - Электр. Дан. - Одесса: «Богомыслие», 1998. - Режим доступа: http://www.reformed.org.Ua /2/181/19/ McGrath
65.Манн, Т. Иосиф и его братья [Текст] : в 2 т. / Т. Манн. - М.: «Правда», 1991. -2 т. -718 с.
66.Марианис, А. 2012: Апокалипсис от А до Я [Текст] / А. Марианис. - М.: Эксмо, 2010.-368 с.
67.Мацейна, А. Тайна беззакония [Текст] / А. Мацейна; перевод с лит. Т.Ф. Корнеевой-Мацейнене. - СПб.: Алетейя, 1999. - 384 с.
68.Мень А. Читая Апокалипсис [Текст] : Беседы об Откровении Иоанна Богослова / А. Мень. - М.: Фонд имени Александра Меня, 2000. - 264 с.
69. Мессианские ожидания и верования иудеев около времени Рождества Христова [Текст] / A.B. Смирнов // Ветхозаветные апокрифы: перевод Е.В. Витковского. - М.-Харьков: ООО «Издательство ACT», «Фолио», 2001. -754 с.
70. Мифы народов мира [Текст] : Энциклопедия: в 2 т. / под ред. С.А. Токарева. - М.: Российская энциклопедия, 1994. - 1 т. - 672 е.; -2т.-720 с.
71. Младшая Эдца [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http ://www. fbit.ru/free/myth/texty/ medda/002.htm
72.Моленко, О. Богословские вопросы. Апокалипсис. Пророчества. [Текст] / О. Моленко. - М.: Памятники исторической мысли, 2007. - 800 с.
73.Молчанов, Б. Эпоха апостасии [Текст] : Сб. статей / Б. Молчанов, А. Колесников. - СПб.: «Кифа», 2008. - 160 с.
74.Мосс, М. Социальные функции священного [Текст] : Избранные произведения / М. Мосс. - СПб.: Евразия, 2000. - 448 с.
75.Назаров, В.Н. Введение в теологию [Текст] / В.Н. Назаров. - М.: Гардарики, 2004.
76.Нечипуренко, В.Н. Эсхатологические мифы и учения как социальный феномен (опыт социально-философского анализа) [Текст] : автореферат дис. ... канд. филос. наук: 09.00.11 / Нечипуренко Виктор Николаевич. -Р-н/Д, 1997. - 16 с.
77.Новый библейский комментарий [Текст] : В 3 ч.; перевод с англ. A.A. Баева, Т.Г. Батухтиной, Ю.И. Переверзевой-Орловой [и др.]. - СПб.: Мирт, 2001. - 3 ч. Новый Завет. - 751 с.
78.0 России и русской философской культуре. Философы русского послеоктябрьского зарубежья. H.A. Бердяев, Б.П. Вышеславцев, В.В.
Зеньковский, П.А. Сорокин, Г.П. Федотов, Г.В. Флоровский [Текст] / сост. М.А. Маслин. - М.: «Наука», 1990. - 528 с.
79.0 Св. Духе в природе и культуре [Текст] / Г.П. Федотов // Россия, Европа и мы: в 6 т. - Париж: Имка-Пресс, 1973. - 2 т. - 320 с.
80.0 типологии и актуальности восприятия Ницше и Соловьева в русской философии [Текст] / Г. Рассель // Вопросы философии. - № 2. - 2002. - С. 28-41.
81. Образцов, О. 2012. Конец света. Ложь и правда [Текст] / О. Образцов, М. Шенглевич; оформ. худ. Д. Сазонова. - М.: Яуза: Эксмо, 2009. - 256 с.
82. Образы и символы последних времен [Текст] / сост. Баранов А., Шполянский И. -М.: ОБРАЗ, 2006. - 160 с.
83.Опыт эсхатологической метафизики. Творчество и объективация [Текст] / H.A. Бердяев // Дух и реальность. - М.-Харьков: ООО «Издательство ACT», «Фолио», 2003. - 679 с.
84.0риген. Против Цельса. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://agiasma.narod.ru/1234/12/300/334.html
85.Осипов, А.И. Путь разума в поисках истины [Текст] : Основное богословие. - М.: Издательство Благотворительный фонд «Благо», 1999. -384 с.
86. Пестов, Н.Е. Свет Откровения [Текст]: Размышления над Апокалипсисом. - М.: Православное братство святого апостола Иоанна Богослова, 2005. -272 с.
87. Петров, Ф.Н. Эсхатология: философско-религиозный анализ (исторический аспект) [Текст] : автореферат дис. ... канд. филос. наук: 09.00.13 / Петров Федор Николаевич. - Екатеринбург, 2001. - 23 с.
88.Платон. Сокращенное изложение догматов веры по учению Православной Церкви [Текст] / архиеп. Костромской и Галичский Платон. - М.: ЛЕСТВИЦА, 1999. -338, [10] с.
89. Православие. Очерки учения Православной церкви [Текст] / С.Н. Булгаков // Православие. - М.-Харьков: ООО «Издательство АСТ», «Фолио», 2001.-480 с.
90. Православная энциклопедия [Текст] / под. ред. Патриарха Московского и всея Руси Алексия II. - М.: Церковно-научный центр «Православная энциклопедия», 2005. - 3 т - 752 с.; 9 т. - 752 с.
91. Против Ересей [Текст] / Ириней Лионский // Книга об Антихристе [Текст] : Антология / сост., вступ. ст., коммент. Б. Деревенского. - СПб.: Амфора. ТИД Амфора, 2007. - 653 с.
92.Рак, И.В. Зороастрийская мифология [Текст] / И.В. Рак. - СПб.-М.: Журнал «Нева», «Летний сад», 1998. - 559 с.
93.Райри Ч. Основы богословия [Текст] / Ч. Райри. - М.: Ассоциация «Духовное возрождение», 2000. - 656 с.
94. Религиоведение [Текст] : Энциклопедический словарь / сост. и ред. А.П. Забияко, А.Н. Красникова, Е.С. Элбакян. - М.: Академический проект, 2006.- 1256 с.
95.Рижский, М.И. Библейские пророки и библейские пророчества [Текст] / М.И. Рижский. - М.: ПОЛИТИЗДАТ, 1987. - 366 с.
96.Румянцев, Н.В. Апокалипсис. Откровение Иоанна Богослова, его происхождение и классовая роль [Текст] / Н.В. Румянцев. - М.: ОГИЗ ГАИЗ, 1934. - 98 с.
97. Русская историософия [Текст] : Антология / сост., вступ. ст., коммент. Л.И. Новикова, И.Н. Сиземская; гл. ред. С.Я. Левит. - М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2006. - 448 с.
98. Серафим (Роуз Ю.Д.) Приношение православного американца [Текст] / иером. Русской Православной Церкви за рубежом Серафим. - 5-е изд. -М.: Издательский Дом Русский Паломник, Валаамское общество Америки, 2008. - 704 с.
99. Словарь библейского богословия [Текст] / под ред. К. Леон-Дюфура, Ж. Люпласи, А. Жоржа [и др.]; перевод с фр. - Брюссель - Бельгия: Издательство Жизнь с Богом, 1990. -1298 с.
100. Станистав (Гондецкий С.) Писания Иоанна [Текст] / архиепископ Познани Станислав; перевод с польского М. Касьяненко; под общ. ред. 3. Заборовского; лит. ред. М. Дубова; верстка, коррект. и оформ. Обл. И. Свиридова. - М.: Культурно-просветительский Центр «Духовная Библиотека», 2005. - 200 е.: ил.
101. Старшая Эдда. Прорицание вёльвы [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.fbit.ru/free/mvth/texty/sedda/volusp.htm
102. Стивенсон, Д.Р. Эсхатология [Текст] / Д.Р. Стивенсон. - Duncanville: Издательство Фонда «Лютеранское наследие», 2001. - 159 с.
103. Табак, Ю. Православие и Католичество [Текст] : Основные догматические и обрядовые расхождения / Ю. Табак. - СПБ: Издательство «Встреча», 2002. - 72 с.
104. Тихомиров, Л.А. Религиозно-философские основы истории [Текст] / Л.А. Тихомиров. - 5-е изд., доп. - М.: Издательство «ФондИВ», 2007. -808 с.
105. Толковая Библия [Текст] : комментарий на все книги Св. Писания Ветхого и Нового Завета / под. ред. А.П. Лопухина. - 2-е изд. - Стокгольм: Институт перевода Библии, 1987. - 3 т. - 618 с.
106. Токарев, С.А. Религия в истории народов мира [Текст] / С.А. Токарев. -3-е изд., испр. и доп. - М.: Политиздат, 1976. - 576 с.
107. Три разговора о войне, прогрессе и конце всемирной истории [Текст] / B.C. Соловьев // Сочинения: в 2 т. - М.: Мысль, 1990. - 1 т. - 823 с.
108. Трубецкой, E.H. Смысл жизни [Текст] / E.H. Трубецкой - М.: «Издательство ACT», 2003. - 396, [4] с.
109. Трубецкой С.Н. Эсхатология [Электронный ресурс] : Энциклопедический словарь под ред. И.Е. Андреевского, К.К. Арсеньева, Ф.Ф. Петрушевского. - Электр, дан. - СПб.: Издательство Брокгауза-
Ефрона. - 1890-1907. - Режим доступа: http://www.vehi.net/ brokgauz/index.html
110. Уилкок, М. Откровение Иоанна Богослова [Текст] / М. Уилкок; перевод с англ. - 2-е изд., испр. - СПб: Мирт, 2000. - 253 с.
111. Универсальная структура эсхатологического мифа [Текст] / Ф.Н. Петров // Религиоведение. - № 4. - 2004. - С. 46-55.
112. Уорсли, П. Когда вострубит труба: Исследование культов Карго в Меланезии [Текст] / П. Уорсли. - М.: Издательство иностранной литературы, 1963. — 358 с.
113. О Св. Духе в природе и культуре [Текст] / Т.П. Федотов // Россия, Европа и мы: в 6 т. - Париж: Имка-Пресс, 1973. - 2 т. - 320 с.
114. Философия неравенства [Текст] / H.A. Бердяев. // Философия свободы. -М.-Харьков: ООО «Издательство ACT», «Фолио», 2002. - 736 с.
115. Философский энциклопедический словарь [Текст] / сост. и ред. Е.Ф. Губский, Г.В. Кораблева, В.А. Лутченко. - М.: ИНФРА-М, 2003. - 576 с.
116. Фомин, A.B. Знамение пришествия антихриста. Тайна библейских пророчеств о событиях, которые совершаться в конце времен [Текст] / A.B. Фомин. - М.: «Новая мысль», 2005. - 544, [4] с.
117. Фрэзер, Д.Д. Фольклор в Ветхом Завете [Текст] / Д.Д. Фрэзер; перевод с англ. Д. Вольпина; предис. и коммент. С.А. Токарева. - 2-е изд., испр. -М.: Политиздат, 1985. - 511 е.: ил.
118.Хейз Р. Этика Нового Завета [Текст] / Р. Хейз; перевод с англ. - М.: библейско-богословский институт св. апостола Андрея, 2005. - 712 с.
119. Христианство [Текст] : энциклопедический словарь: в 3 т. / под ред. С.С. Аверинцева [и др.]. - М.: Большая Российская энциклопедия, 1993. -1т.-863 с.; 2 т.-671 е.; 3т.-783 с.
120. Чумаков, В.Ю. Конец света [Текст] : прогнозы и сценарии / В.Ю. Чумаков. -М.: ЭНАС, 2010. - 208 с.
121. Шалыгин, А.Г. Апокалипсис. Религия и наука [Текст] : научно-популярный очерк о некоторых аспектах естествознания и религии / А.Г. Шалыгин. - М.: Столица-Принт, 2005. - 608 с.
122. Шестаков, В.П. Эсхатология и утопия [Текст] : Очерки русской философии и культуры / В.П. Шестаков. - М.: Издательство ЛКИ, 2007. -208 с.
123. Шмеман, А. Собрание статей, 1947-1983 [Текст] / А. Шмеман; сост. Е.Ю. Дорман; предисл. А.И. Кырлежева. - 2-е изд. - М.: Русский путь, 2011.-896 е.: ил.
124. Элиаде, М. Миф о вечном возвращении [Текст] / М. Элиаде; перевод с фр. Е. Морозовой, Е. Мурашкинцевой. - М.: Ладомир, 2000. - 414 с.
125. Элиаде, М. Аспекты мифа [Текст] / М. Элиаде; перевод с фр. - 3-е изд. - М.: Академический Проект; Парадигма, 2005. - 224 с.
126. Элиаде, М. Избранные сочинения [Текст] : Очерки сравнительного религиоведения / М. Элиаде; перевод с англ. - М.: Ладомир, 1999. - 488 с
127. Элиаде, М. История веры и религиозных идей: От каменного века до элевсинских мистерий [Текст] / М. Элиаде; перевод с фр. H.H. Кулаковой, В.Р. Рокитянского, Ю.Н. Стефанова; послесл., коммент. В.Я. Петрухина. - М.: Академический Проект, 2008. - 622 с.
128. Элиаде, М. История веры и религиозных идей: От Гаутамы Будды до триумфа христианства [Текст] / М. Элиаде; перевод с фр. Н.Б. Абалаковой, С.Г. Балашовой, H.H. Кулаковой, A.A. Старостиной; послесл., коммент. В.Я. Петрухина. - М.: Академический Проект, 2008. -676 с.
129. Элиаде, М. История веры и религиозных идей: от Магомета до Реформации [Текст] / М. Элиаде; перевод с фр. Н.Б. Абалаковой, С.Г. Балашовой, H.H. Кулаковой, A.A. Старостиной; послесл., коммент. В.Я. Петрухина. - М.: Академический Проект, 2008. - 463 с.
130. Эриксон, М. Христианское богословие [Текст] / М. Эриксон; перевод с англ. — СПб.: Библия для всех, 1999. - 1033 с.
131. Эсхатологический сборник [Текст] / под ред. Д.А. Андреева, А.И. Неклесса, В.Б. Прозорова; Российская академия наук; Научный Совет «История мировой культуры»; Комиссия по социокультурным проблемам глобализации; Институт Африки. - СПб.: Алетейя, 2006. -557 с.
132. Эсхатологическое учение Церкви [Текст] : Материалы Богословской конференции Русской Православной Церкви; Москва, 14—17 ноября 2005 г. -М.: Синодальная Богословская Комиссия, 2007. - 643 с.
133. Эсхатология как незаконченность дебатов в теологии [Текст] / Н.А. Суханова // Государство, религия и церковь в России и за рубежом. - № 1.-2011.-С. 27-37
134. Ясперс, К. Смысл и назначение истории [Текст] / К. Ясперс; перевод с нем. - 2-е изд. - М.: Республика, 1994. - 527 с.
135. Я и мир объектов [Текст] / Н.А. Бердяев // Философия свободного духа.
-М.-Харьков: «Издательство ACT», «Фолио», 1994. - 736 с.
136.Caird, G.B. The Language and Imagery of the Bible [Text] / G.B. Caird. -Philadelphia: Westminster Press, 1980. - 280 p.
137. King W.L. Eschatology: Christian and Buddhist Religion [Text] / W.L. King. -Leiden, 1986. - Vol. 16. - № 2. -P. 169-185.
138. Slippery Words: Ecshatology [Text] / H. Marshall // The Expository Times. № 89.1978.-P. 264-269.
139. Schwarz H. Eschatology [Text] / H. Schwarz. - Cambridge: Wm. B. Eerdmans Publishing Co, 2000. - 433 p.
140. Schleiermacher F. The Christian Faith [Text] / F. Schleiermacher. -Edinburgh: Т. & T. Clark, 1928. - 780 p.
141. Wright N.T. Jesus and the Victory of God [Text] / N.T. Wright. - London: SPCK; Minneapolis: Fortress, 1996. - 741 p.
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.