Проблема человека в творческом наследии П.А. Кропоткина тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 09.00.03, кандидат наук Герасимов, Николай Игоревич

  • Герасимов, Николай Игоревич
  • кандидат науккандидат наук
  • 2013, Москва
  • Специальность ВАК РФ09.00.03
  • Количество страниц 175
Герасимов, Николай Игоревич. Проблема человека в творческом наследии П.А. Кропоткина: дис. кандидат наук: 09.00.03 - История философии. Москва. 2013. 175 с.

Оглавление диссертации кандидат наук Герасимов, Николай Игоревич

Содержание

Введение------------------------------------------------------------------------------------3

1. Основные черты философии П.А.Кропоткина-------------------------------------23

2. Основания человеческого бытия в философии П.А.Кропоткина--------------49

1. Онтологичность и антропологичность человеческого бытия--------------52

2. Нравственное и природное основания человеческого бытия--------------74

3. Историко-культурное основание человеческого бытия---------------------97

3. Философско-антропологические воззрения П.А.Кропоткина и современная теория анархизма----------------------------------------------------—120

4. Заключение-------------------------------------------------------------------------------147

5. Библиография----------------------------------------------------------------------------149

6. Приложение----------------------------------------------------------------------------—

Рекомендованный список диссертаций по специальности «История философии», 09.00.03 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Проблема человека в творческом наследии П.А. Кропоткина»

Введение

Князь Пётр Кропоткин занимает особое место в истории русской философии. Многогранность творческой деятельности мыслителя сформировало в мировой философской мысли представление о Кропоткине как о мыслителе энциклопедисте. Его имя широко известно не только в России, но и во всём мире. Философское творчество Петра Кропоткина отражалось во всевозможных практиках, включая революционную деятельность и деятельность научную. Его труды ещё при жизни стали широко известны среди политических деятелей, учёных и философов. Однако творческая разносторонность Кропоткина породила ряд проблем в оценке его идейного наследия.

Правоведов, социологов и экономистов часто интересует исключительно социально-политическая сторона сочинений мыслителя и практически не вызывает интереса его труды по естествознанию. Тем временем для понимания всего политического учения Кропоткина необходимо обратиться к его работам, посвященным вопросам биологии, геологии и географии. В них заложены ответы на вопросы, поставленные в работах по экономике, социальной и политической философии. Однако для многих исследователей существует лишь Кропоткин-революционер, анархист, посвятивший себя освобождению человечества от власти государственного аппарата. Такая односторонняя трактовка имеет своё социально-историческое основание. Анархизм Кропоткина настолько сильно захватил революционное крыло общественной жизни к началу XX вв. как в Европе, так и в России, что превратился в настоящий мировой социально-философский феномен, который существует и на сегодняшний день1. В такой ситуации бывают востребованы в основном те труды мыслителя, в которых, с свойственной Кропоткину строгостью, разбираются конкретные социально- политические вопросы, и подвергаются серьёзной философской рефлексии проблемы

1 Вард Колин. Анархизм. Очень краткое введение. - М.: Астрель; ACT, 2009, с.12

3

общественного жизнеустройства, технического прогресса и исторического развития социума. Однако с развитием междисциплинарных областей знания в науке среди учёных появился интерес к естественнонаучной стороне сочинений мыслителя. Появилась необходимость переосмыслить его труды по дарвинизму и теории эволюции. Стали актуальны его работы по географии Сибири и Канады. Однако и здесь многие исследователи не обошли стороной однобокое рассмотрение творческого наследия Кропоткина. Научные труды мыслителя всегда отсылают нас к его работам по социальной философии и теории анархо-коммунизма. Они предполагают также наше знакомство с литературоведческой и публицистической стороной кропоткинских сочинений. Такая серьёзная исследовательская проблема вынуждает нас обратиться к глубокому философскому анализу корпуса трудов русского мыслителя. Ведь именно на уровне философии сходятся воедино все концептуальные построения мыслителя, которые после проведённой работы мы по праву сможем оценить и найти им должное историко-философское прочтение. Из общего поля философских проблем сочинений Кропоткина наряду с этикой и социальной философией, мы обращаем внимание на проблему человека, которая представляется связующим звеном в цепи поставленных вопросов в философии мыслителя. Однако, несмотря на важность этой темы, в современной литературе наблюдается нехватка целенаправленного философского анализа трудов Кропоткина в свете проблемы человека.

Теоретики анархизма верили в бунтующее начало человека, в его способность бороться за свободу личности. Рубеж Х1Х-ХХ веков является ключевым моментом развития классического анархизма, этот временной промежуток знаменует собой раскрытие и подведения предварительных итогов анархистской мысли. В этом отношении русская философия сыграла своё решающее значение. Классика анархизма раскрылась именно в России, благодаря деятельности знаменитого философа и анархиста П.А.

Кропоткина( 1842-1921)'. Кропоткин является не только идеологом особого направления в анархической мысли, анархо-коммунизма, о котором будет говорится чуть позже, но и философом, анализирующим социально-политическую и нравственную жизнь общества. Многие исследователи констатируют целое философское и общественное движение, зародившееся в Западной Европе, которое они называют "кропоткианство". К концу XIX века бакунизм прославился на весь мир как ярчайшее проявление экстремистского анархизма, поэтому часть леворадикальных анархистов искала более созидательное направление мысли и нашла его в сочинениях Петра Кропоткина , которые отличались широкой научной базой и строгой последовательностью мыслей. К понятию "кропоткианство" мы по праву можем отнести таких мыслителей-анархистов как Жан Грав (автор книги "Будущее общество")3, Макс Неттлау (автор фундаментального труда "Очерки по истории анархических идей"4) и всемирно известного ученого Элизе Реклю, чей талант в области географии и геологии нашёл своё применение в области теории анархизма3. Европейская мысль интегрировала в себя философию русского анархизма, которая сделала вклад в развитие западной цивилизации. Она также оказала влияние на дальнейшую эволюцию общественно-политической жизни Запада в целом. Пётр Кропоткин завершил свою творческую деятельность, не в Европе, несмотря на то, что большую часть жизнь он провёл в Англии и Франции, а в России, где он встретил Октябрьскую революцию и увидел своими глазами горизонт приближающихся перемен в обществе. Здесь же происходит и переосмысления всего теоретического наследия анархизма XIX-начала XX столетия в контексте нравственной философии. Особое место, как в раннем, так и в позднем творчестве мыслителя занимает тема человека, своеобразие

1 См .Маркин В.М. Кропоткин. М.: Молодая гвардия, 2009.

2 Сайтанов C.B. Обзор отечественной историографии изучения анархизма П.А. Кропоткина // Наше Отечество. Страницы истории. Сборник научных статей. Вып.5, -М., 2006, с. 175

3 Грав Жан. Будущее общество. М.: Книжный дом ЛИБРОКОМ, 2009

4 Неттлау Макс. Очерки по истории анархических идей. Детройт, 1951

5 Реклю Элизе. Эволюция, революция и идеалы анархизма. М.: Книжный дом ЛИБРОКОМ, 2008

5

которой будет рассмотрено в контексте общего корпуса трудов философа.

Кропоткин малоисследован в русской традиции по сравнению с такими мыслителями как Михаил Бакунин, Пётр Лавров, Николай Михайловский и др., однако его философия также самобытна и оригинальна. Мы можем сказать, что Петр Кропоткин мыслил анархизм не догматически, а всегда творчески. Начиная с синтеза позитивизма в стиле Конта и Спенсера и анархо-коллективизма в стиле Прудона и Бакунина, мыслитель приходит к нравственной философии, которую он хотел поставить на прочный фундамент результатов своей научной и революционной деятельности. Если в начале своего творческого пути сочинения Кропоткина имели преимущественно публицистический характер, они часто страдали декларативностью и теоретической необоснованностью, то со временем труды философа стали иметь строгую научную форму, мысли философа начали подкрепляться не только широким эмпирическим базисом, но и. убедительной логикой рассуждений. На протяжении всего творческого пути неизменным в работах мыслителя оставалось, одно - гуманистический пафос произведений и стремление концептуализировать феномен человека в фокусе радикальной либертарной1 философской мысли.

История жизни и творчества Петра Кропоткина вдохновляла многих мыслителей XIX и XX столетий. Ромен Роллан писал: "Я очень люблю Толстого, но мне часто казалось, что Кропоткин был тем, о чём Толстой только писал. Он просто и естественно воплотил в своей личности тот идеал моральной чистоты, спокойного ясного самоотречения и совершенной любви к людям, которого мятущийся гений Толстого хотел достичь во всю свою жизнь и достигал только в искусстве" . Бернард Шоу называл Кропоткина

1 Либертарный (от анг.liberty - свобода) - ориентированный на принципы свободы, солидарности антиавторитаризма и антиэтатизма. Термин широко используется в области теории и исследования теории анархизма (см. напр. Исаак Пуантэ. Программный очерк либертарного K0MMyHH3Ma//"Estudi0s", №17, май, 1933, Рябов П.В. Философия классического анархизма (проблема личности).М.:Вузовская книга, 2007,

с.8,9,12,21,29)

2 Rollan Romain. Kropotkin and Tolstoy// Cenntenial expressions on Peter Kropotkin. Los Angeles, 1942, c.35

6

"одним из святых столетия", а Оскар Уайльд считал его жизнь "совершенной жизнью". 1 Питирим Сорокин писал о Кропоткине как о великом мыслителе,

•Л

посвятившем свою жизнь борьбе за человеческую свободу .

Пётр Алексеевич Кропоткин родился в 1842 году в княжеской семье, воспитывался в условиях благородных традиций рода Рюриковичей. Окончив обучение в Пажеском корпусе, он отказался от придворной карьеры аристократа и отправился на службу в Сибирь, где столкнулся с новым для себя миром, где люди сохранили свою уникальную самобытность, которая выделялась на фоне европеизированной центральной части России. Обучение в Петербургском университете на физико-математическом факультете сказалось не только на повышении его образования в сфере естественнонаучного знания, но и на его увлечении социально-философскими сочинениями западных мыслителей. Его деятельность в кружке "чайковцев" и последующий арест были не случайным следствием его юношеских увлечений, но скорее закономерным этапом становления Кропоткина-анархиста-гуманиста и философа. Два года тюремного заключения в Петропавловской крепости и побег из Николаевского госпиталя стали важной вехой в жизни русского мыслителя, в дальнейшем большая часть жизни Кропоткина будет происходить в эмиграции, где будут написаны его главные сочинения, ставшие классикой философской и анархистской мысли. Скрываясь под чужими именами, мыслитель сумел продолжить свои изыскания не только в сфере социальной философии, но и в области естественных наук. В Европе Кропоткин заработал себе авторитет бескорыстного общественного деятеля, анархиста и философа. Заслуги Кропоткина перед мировой культурой признавали такие мыслители как Герберт Спенсер, Виктор Гюго и Эрнест Ренан. Вместе со своим другом Элизе Реклю Кропоткин издавал газеты "Револьте" (в Женеве), "Револьт" и "Тан Нуво"(В Париже), "Хлеб и воля" и другие. В России его сочинения

1 Рябов П.В. Философия классического анархизма (проблема личности). М.:Вузовская книга, 2007

2 Sorokin Pitirim. Kropotkin - a social thinker. Opposed to state totalitarianism//Cenntenial expressions on Peter Kropotkin. Los Angeles, 1942, c.ll

создали философско-антропологическую и нравственно-философскую основу для формирования множества общественных течений. В 1917 году Пётр Кропоткин возвращается в Петроград, встречает Октябрьскую революцию и переезжает в Москву. Вплоть до своей смерти в 1921 году мыслитель продолжает свою философскую, публицистическую и социально-политическую деятельность

Актуальность темы исследования

Цельное представление об идейном наследии Петра Кропоткина принадлежит будущему, поскольку неопубликованные работы Кропоткина хранятся в архивах и почти неизвестны научному сообществу. Идейное наследие философа непрозрачно даже для историков русской философии. Опубликованные сочинения мыслителя не только не могут дать исчёрпывающее представление о специфике его творчества, но и зачастую затемняют наше представление об идейном содержании этих работ. Разрыв между исследованиями философа, доступными в качестве рукописей, и, известными в качестве публикаций, создаёт впечатление, что идейное наследие мыслителя фрагментарно по своей природе. Для философского сообщества оно представляется тем более разрозненным, что сама практика исследования его сочинений в фокусе историко-философского анализа подразумевает сложную аналитику в сфере многих частных научных дисциплин. Если в области изучения работ Кропоткина по естественным наукам современные исследователи отмечают системность и строгость его научной деятельности1, а правоведы и социологи признают в мыслителе

л

талант теоретика в сфере социального и правового анализа , то специалисты в области истории философии, как правило, не дают ясное представление о философском содержании его работ. Историки философии вынуждены подвергать сочинения мыслителя сложной концептуализации, чтобы выявить в многогранности энциклопедического корпуса трудов Кропоткина сеть

1 J.Scott Keltie. Peter Kropotkin, Geographer, Explorer, Mutualist// Centennial Tribute to Kropotkin, Los Angeles, 1942

2 Ударцев С.Ф. Политическая и правовая теория анархизма в России: история и современность.М., 1994

8

философских суждений. Такая концептуализация требует не только знакомства со всем объёмом работ мыслителя, но и компетенции в области разных естественных наук

Необычное место идеи Петра Кропоткина занимают в классической историографической литературе, посвящённой русской философии. В.В.Зеньковский почти игнорирует мыслителя в своём 2-х томном фундаментальном историко-философском труде и упоминает его лишь в одной из сносок, когда речь идёт о "полупозитивизме" Михайловского1. В "Истории русской философии" Н.О.Лосского ситуация иная. Лосский признаёт в русском мыслителе оригинального философа, но пишет о нём чрезвычайно мало и определяет его как учёного-философа, игнорируя социально-политическую сторону сочинений Кропоткина2. Однако в современном учебнике по истории русской философии под редакцией М.А.Маслина представлена обзорная статья В.Ф.Пустарнакова, претендующая на широкое рассмотрение творческого наследия мыслителя. 3Этот факт вполне свидетельствует о возрастании интереса к фигуре Петра Кропоткина в наше время. В литературе, посвящённой обзору социобиологии как особого рода междисциплинарной области знания, неоднократно встречается фамилия мыслителя4. Современная биополитика тоже во многом опирается на кропоткинскую идею синтеза политического и природного бытия в мире. ^Бельгийская экологическая философия и биоэтика также ссылается на ряд основополагающих сочинений Петра Кропоткина. 6Всё это вполне даёт основание говорить, что возможно только теперь мы готовы адекватно оценить весь потенциал творческого дарования мыслителя и

^еньковский В.В. История русской философии. В 2-х томах. Ростов-на-дону: Феникс, 2004, с.430

2 Лосский Н.О. История русской философии. М.: Советский писатель, 1991, с.382

3 История русской философии: учебник/ под ред. М.А.Маслина, изд.2, М.: КДУ, 2008, с.255

4 Грэхэм Л.Р. Естествознание, философия и науки о человеческом поведении в Советском Союзе:— М.: Политиздат, 1991, Kevin R. Foster, Joao В. Xavier. Cooperation: Bridging Ecology and Sociobiology// Current Biology, Volume 17, Issue 9,1 May 2007, p.319-R321.

5 Социально-экономические и правовые основы сохранения биоразнообразия. Колл. авторов. М.: Издательство Научного и учебно-методического центра, 2002. 420 е., с.105

6 Jaap Kruithof. De mens aan de grens. Over religiositeit, godsdienst en antropocentrisme. Antwerpen (Berchem): EPO,1985

подойти к нему уже не только с позиций общественных и естественных наук, но и по праву попытаться вскрыть глубинные философские основания его сочинений.

Философско-антропологическая концепцию Петра Кропоткина можно по праву назвать самым малоисследованным разделом философии классического анархизма. В отличие от Макса Штирнера, П-Ж Прудона и Михаила Бакунина, сочинения мыслителя редко рассматривались в фокусе проблемы человека. Исследователи отдавали своё предпочтение проблемам социальной утопии, этики, права и экономике в трудах мыслителя и очень мало уделяли внимание вопросу философского осмысления проблемы человека. И этому можно найти объяснение. Если Штирнер и Бакунин использовали исторически сложившийся диалектический метод в построении своей философской антропологии, а Прудон строил антропологический дискурс через теорию права, то Кропоткин искал совершенно иной путь -через переосмысление позитивизма к интуитивному мировосприятию и созданию новой синтетической науки. Можно предположить, что Кропоткин предпринял попытку найти особый нетрадиционный способ осмысления человеческого бытия. Специфическая методология мыслителя усложняла труд для исследователей его творчества и часто затемняла уже прояснённые сегменты его идейного наследия. Гегельянские корни философии Штирнера и Бакунина в этом смысле легче поддаются интерпретации, а философско-правовая концепция Прудона опирается на исторически сложившийся рационально-просветительский инструментарий, логически и терминологически понятный для читателя. Если философская антропология Бакунина и индивидуалистическое учение Штирнера достаточно глубоко проанализированы в современной литературе, а интерпретация человека как субъекта общественных отношений в сочинениях П-Ж Прудона давно стала классикой мировой философско-правовой мысли, то творческое наследие Петра Кропоткина в этом отношении страдает катастрофической нехваткой

ю

внимания со стороны исследователей.

В отечественной и зарубежной научной литературе принято приписывать философским воззрениям Кропоткина гуманистическую направленность1. Исследователи отмечают, что гуманизм мыслителя является характерной чертой его идейных построений. Констатация этого факта в научной литературе происходит на основании изучения этических, социально-политических и натурально-философских аспектов творчества Кропоткина. Не отрефлексированным в научном сообществе остаётся вопрос

■у

о философско-антропологических основаниях гуманизма мыслителя . Несмотря на это, на сегодняшний день нет ни одного целенаправленного диссертационного исследования, которое ставило бы в своих задачах прояснения этой проблемы.

Характеристика источников и степень разработанности темы Проблема публикаций трудов Петра Кропоткина является важным вопросом в научно-исследовательской деятельности как среди исторических, политических, юридических, естественнонаучных дисциплин, так и среди дисциплин философских. Массив исследовательских направлений в области изучения творческого наследия мыслителя требует адекватное количество публикаций первоисточников. Современные исследователи

преимущественно всё ещё имеют дело с архивными материалами, локализованными в стенах Государственного Архива Российской Федерации, в котором располагается фонд, посвящённый истории жизни и творчеству

1 Артёмов В.М. Гуманистическая этика П.А.Кропоткина: единство свободы и нравственности // Вестник Московского университета. Серия 7. Философия. №2. 2004, , Филатова Е.К. Социально-этические аспекты философского учения П.А. Кропоткина : диссертация на соискание степени кандидата философских наук: 09.00.03, Москва, 2009, Пирумова H.M. Гуманизм и революционность Петра Кропоткина // Вопросы философии. 1991. № 11. С. 36-62, Кассиров А.Г.Философия природы в наследии П.А. Кропоткина : диссертация на соискание кандидата философских наук : 09.00.03 Мурманск, 2005, Артемов, В.М. Проблема свободы: M. Бакунин и П. Кропоткин // Труды Международной научной конференции, посвященной 150-летию со дня рождения П.А. Кропоткина. - M., 1995. - Вып. 1. - С. 26-43, Берлин П.А. Апостолы анархии: Бакунин. Кропоткин. Махаев. -Пг., 1917, Newman Soul. From Bakunln to Lakan. Anti-Authoritarianism and the Dislocation of power. Lexington, 2007, p.84-85, Солонович А.А. Кропоткин / Очерки истории анархического движения в России. / Ред. А. Боровой. -M.: Голос труд

2 Рябов П.В. Проблема личности в учении Кропоткина. Труды Международной научной конференции, посвященной 150-летию со дня рождения П.А. Кропоткина. M., 1995. Вып. 1: Идеи П.А. Кропоткина в философии. С. С.156-169.

Петра Кропоткина. В нём представлены не только черновики, но и машинописные копии рукописей, которые ещё ждут своего публикатора. Несмотря на трудности, связанные с несистематисческой публикацией сочинения мыслителя, работы Кропоткина неоднократно подвергались историографическому анализу1.4 Усилиями Е.В.Старостина составлен библиографический указатель печатных трудов Петра Кропоткина . В

о

Японии издано 12-томное собрание сочинений мыслителя .

Кроме опубликованных работ мыслителя в данном диссертационном исследовании активно использован массив архивных документов ГАРФ, включающий в себя не только неопубликованные исследовательские работы Кропоткина4, но также и неопубликованные публицистические сочинения3. Внимание уделено и личным дневниковым записям и письмам, которые имеют значение в оценке философско-антропологического дискурса

1 Талеров П.И. М.А. Бакунин и П.А. Кропоткин как предмет научного изучения (историография классического российского анархизма) // Актуальные вопросы отечественной историографии. Материалы 7-й Всероссийской заочной научной конференции. -Спб., 1997, Гарявин А.Н. Анархо-коммунизм П.А. Кропоткина в освещении отечественной историографии // Клио. 1999, №2 (8), с. 61-74, Сайтанов C.B. Обзор отечественной историографии изучения анархизма П.А. Кропоткина // Наше Отечество. Страницы истории. Сборник научных статей. Вып.5, -М., 2006

2 Старостин Е.В. Кропоткин П.А. (1842-1921): Библиографический указатель печатных трудов. -М., 1980

3 Ермаков В.Д., Талеров П.И. Анархизм в истории России: от истоков к современности. Библиографический словарь-справочник -Спб., 2007, с.684

4 Кропоткин П.А.Человек.ГАРФ,оп.1, ед.хр, 198, Кропоткин П.А. Дикари и варвары. ГАРФ, ф.1129, оп.1, ед.хр.194, Кропоткин П.А. Записки по философии 1880-1883 гг, ГАРФ,ф.1129,оп.1,ед.хр.371а, Кропоткин П.А. Конспект лекции Кесслера о борьбе за существование среди животных. ГАРФ, ф.1129, оп.1,ед.хр.211, Кропоткин П.А. Курс новой русской литературы, ГАРФ,ф.1129,оп.1,ед.хр.838, Кропоткин П.А. Наказание смертной казнью. О жестокости и ненужности смертной казни.ГАРФ,ф.1129,оп.1.,ед.хр.614, Кропоткин П.А. Применение фотографии.ГАРФ,ф.1129,оп.1.ед.хр.249, Кропоткин П.А. Текст выступления против применения методов искусственного отбора для улучшения человеческой расы, обсуждавшийся на 1-м международном конгрессе евгенистов в Лондоне. ГАРФ, Оп.1, ед.хр.690, Кропоткин П.А. Человек и

природа.ГАРФ,ф.1129,оп.1,ед.хр.249, Кропоткин П.А. Чувство и разум (черновик).ГАРФ, оп.1, ед.хр.761, Кропоткин П.А.Этика. Часть 2. ГАРФ, ф.1129, оп.1, ед.хр.341(2), Кропоткин П.А. Что человек может получить от земли. ГАРФ, ф.1129, оп.1, ед.хр.520, Кропоткин П.А. Индивидуализм, эгоизм. ГАРФ, ф.1129, оп.1, ед.хр.653, Кропоткин П.А. Томпосон, Штирнер, Такер. ГАРФ, ф.1129, оп.1, ед.хр.656,Кропоткин П.А. Что такое анархия? ГАРФ, ф.1129, оп.1, ед.хр.676, Кропоткин П.А Еврейская народность. ГАРФ, ф.1129, оп.1, ед.хр.662, Кропоткин П.А. Рабочие и интеллигенция. ГАРФ, ф.1129, onl, ед.хр.665 Кропоткин П.А. Ручной труд и умственный. ГАРФ, ф.1129, оп.1.ед.хр259, Кропоткин П.А. Канада и канадцы.ГАРФ,ф.1129, оп.1, ед.хр.491

5 Кропоткин П.А. Некоторые современные романисты/some contemporary

novelists.ГАРФ,ф.1129,оп. 1,ед.хр.851, Кропоткин П.А.Новые люди.ГАФР,ф.1129,оп.1,ед.хр.849, Кропоткин П.А.Смысл жизни.ГАРФ,ф.1129,оп.1,ед.хр.754, Кропоткин П.А.Чехов.ГАРФ,ф.1129,оп.1,ед.хр.841, Кропоткин П.А. Можно ли быть христианином без веры в дьявола. ГАРФ, ф.1129, оп.1, ед.хр.544,Кропоткин П.А. Бергсон. ГАРФ, ф.1129, оп.1, ед.хр.536, Кропоткин П.А. Ницше (критический анализ книги Фуйе). ГАРФ, ф.1129, оп.1, ед.хр.546

мыслителя1. В процессе работы анализу был подвергнут не только фонд 1129 ГАРФ, но и архивные материалы РГАЛИ2, а также архивные документы Библиотеки-фонд "Дом русского зарубежья им. А.И. Солженицына"3. На основании работы в архивах автором исследования был восстановлен один из документов П.А.Кропоткина, свидетельствующий не только о неоднозначном отношении мыслителя к философско-антропологической проблематике, но и о концептуальном своеобразии его историко-культурного и историко-философского дискурса. Текст документа даётся в приложении с комментариями исследователя.

Среди общего числа англоязычной литературы по заявленной теме особое внимание было уделено монографиям доктора Ли Алана Дугаткина4. Философ и биолог Дугаткин, будучи идейным последователем Петра Кропоткина, является исследователем феномена альтруизма. Используя методологический аппарат мыслителя, он рассматривает природу человека сквозь изучение биологических естественных предпосылок в формирования альтруистического чувства в сознании личности. Его исследовательская деятельность включает в себя не только поиск эмпирических подтверждений философско-антропологических воззрений Кропоткина, но и их концептуальное разъяснение. Особую роль в процессе исследования играла работа Александра Вучиниша3, который в своей книге подверг дарвинистские воззрения мыслителя идейной ревизии. Статья итальянского социолога Дарио Падована6 интересна тем, что она показывает, как проблема проблема человека как нравственного субъекта в интерпретации Кропоткина находит своё концептуальное продолжение в современной общественно-

1 Кропоткин П.А. Записная книжка. ГАРФ, ф.1129, оп.1, ед.хр. 45, Кропоткин П.А. Письмо Новомирскому. ГАРФ, ф.1129, оп.1, ед.хр.125, Кропоткин П.А. А.А.Боровому. ГАРФ, ф.1129, оп.2, ед.хр.10

2 Кропоткин П.А. Письмо Мережковскому Дмитрию Сергеевичу. РГАЛИ, ф.327 on. 1 ед. хр. 18

3 Артемьев M.M. Правовые основы безвластия. Библиотека-фонд "Дом русского зарубежья им.А.И.Солженицына", ф.12, оп.5, ед.хр5

4 Dugatrkin L.A. The Prince of Evolution: Peter Kropotkin's Adventures in Science and Plitics. Charleston, SC: Create Space, 2011, Dugatkin L.A. The altruism equation: seven scientists search for the origins of goodness. Princeton University Press, 2006.

5 Vuchinich Alexander. Darwinism in Russian thought. UNIVERSITY OF CALIFORNIA PRESS, 1989

6 Dario Padovan. Social Morals and Ethics of Nature: from Peter Kropotkin to Murray Bookchin// Democracy and nature, The International journal of inclusive democracy, 1999

13

политической мысли.

Философские воззрения мыслителя ещё при жизни стали изучаться его последователями. Попытка рассмотреть идейное наследие Кропоткина в фокусе проблемы человека была предпринята Е.В.Де-Роберти в книге "Пётр Кропоткин: личность и доктрина"1. После смерти мыслителя между исследователями его творчества развернулась дискуссия, посвящённая концептуальной ревизии идейных построений философа. Критически

Похожие диссертационные работы по специальности «История философии», 09.00.03 шифр ВАК

Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Герасимов, Николай Игоревич, 2013 год

5. Библиография

I. Первоисточники:

1. Кропоткин П.А. Анархия, её философия, её идеал. Пг.:М.: Мысль, 1906

2. Кропоткин П.А. Бергсон. ГАРФ, ф.1129, оп.1, ед.хр.536

3. Кропоткин П.А. Благодарная почва и неблагодарный человек. ГАРФ, ф.1129, оп.1, ед.хр.148

4. Кропоткин П.А. Боровому A.A. ГАРФ, ф.1129, оп.2, ед.хр.10

5. Кропоткин П.А. Великая французская революция. 1789-1793.М.:1979

6. Кропоткин П.А. Взаимопомощь как фактор эволюции.-М.: Самообразование, 2007

7. Кропоткин П.А. Всестороннее образование. ГАРФ, ф.1129, оп.1, ед.хр.510

8. Кропоткин П.А. Дикари и варвары. ГАРФ, ф.1129, оп.1, ед.хр.194

9. Кропоткин П.А. Записки революционерам., 1966 Ю.Кропоткин П.А. Записки по философии 1880-1883 гг,

ГАРФ,ф.1129,оп.1,ед.хр.371а

11.Кропоткин П.А. Записная книжка. ГАРФ, ф.1129, оп.1 ед.хр.45

12.Кропоткин П.А. Индивидуализм, эгоизм. ГАРФ, ф.1129, оп.1, ед.хр.653

И.Кропоткин П.А. Интеграция труда/Integration of labor.

ГАРФ, ф. 1129, on. 1, ед.хр.395 14.Кропоткин П.А. Канада и канадцы.ГАРФ,ф.1129, оп.1, ед.хр.491

15.Кропоткин П.А. Конспект лекции Кесслера о борьбе за существование среди животных. ГАРФ, ф.1129, оп.1,ед.хр.211

16.Кропоткин П.А. Курс новой русской литературы, ГАРФ,ф. 1129,on. 1 ,ед.хр.838

17.Кропоткин П.А. Можно ли быть христианином без веры в дьявола. ГАРФ, ф.1129, оп.1, ед.хр.544

18.Кропоткин П.А. Наказание смертной казнью. О жестокости и ненужности смертной казни.ГАРФ,ф. 1129,on. 1 .,ед.хр.614

19.Кропоткин П.А. Некоторые современные романисты/some contemporary novelistsTAPO^. 1129,on. 1 ,ед.хр.851

20.Кропоткин П.А. Ницше (критический анализ книги Фуйе). ГАРФ, ф.1129, оп.1, ед.хр.546

21 .Кропоткин П.А. Новые люди

(рассказ).ГАФР,ф. 1129,on. 1 ,ед.хр.849

22.Кропоткин П.А.О войне. М.: Типография т-ва Рябушинских, 1916

23.Кропоткин П.А. Письмо Мережковскому Дмитрию Сергеевичу. РГАЛИ, ф.327 on. 1 ед. хр. 18

24.Кропоткин П.А. Пессимизм. ГАРФ, ф.1129, оп.1, ед.хр.552

25.Кропоткин П.А. Письмо Новомирскому. ГАРФ, ф.1129, оп.1, ед.хр.125

26.Кропоткин П.А. Поездка на прииски (рассказ). ГАРФ,ф.1129, оп.1, ед.хр.849

27.Кропоткин П.А. Поэзия природы. ГАРФ, ф.1129, оп.1, ед.хр.474

28.Кропоткин П.А. Применение фотографии.ГАРФ,ф. 1129,оп. 1 .ед.хр.249

29.Кропоткин П.А. Поля, фабрики и мастерские. Промышленность, соединённая с земледелием, и умственный труд с ручным. Пб.-М.: Голос труда, 1921

30.Кропоткин П.А. Речи бунтовщика. Серия "Размышляя об анархизме".М.: книжный дом ЛИБРОКОМ, 2009

31 .Кропоткин П.А. Смысл

жизни.ГАРФ,ф. 1129,оп. 1 ,ед.хр.754

32.Кропоткин П.А. Текст выступления против применения методов искусственного отбора для улучшения человеческой расы, обсуждавшихся на 1 -м международном конгрессе евгенистов в Лондоне. ГАРФ, Оп.1, ед.хр.690

33.Кропоткин П.А. Индивидуализм, эгоизм. ГАРФ, ф.1129, оп.1, ед.хр.653, Кропоткин П.А. Томпосон, Штирнер, Такер

34.Кропоткин П.А. Хлеб и воля. Современная наука и анархия. М.изд.правда. 1990

35.Кропоткин П.А Еврейская народность. ГАРФ, ф.1129, оп.1, ед.хр.662

36.Кропоткин П.А. Рабочие и интеллигенция. ГАРФ, ф.1129, оп1, ед.хр.665

37.Кропоткин П.А. Ручной труд и умственный. ГАРФ, ф.1129, оп.1.ед.хр259

38.Кропоткин П.А. Человек. ГАРФ, ф.1129, оп.1, ед.хр.198

39.Кропоткин П.А. Человек и природа.ГАРФ,ф. 1129,оп. 1,ед.хр.249

40.Кропоткин П.А. Что такое анархия? ГАРФ, ф.1129, оп.1, ед.хр.676

4¡.Кропоткин П.А. Что человек может получить от земли. ГАРФ, ф. 1129, оп.1, ед.хр.520

42.Кропоткин П.А. Чувство и разум (черновик).ГАРФ, оп.1, ед.хр.761

43.Кропоткин П.А.Чехов.ГАРФ,ф.1129,оп.1,ед.хр.841

44.Кропоткин П.А. Философия истории. ГАРФ, ф.1129, оп.1, ед.хр.555

45.Кропоткин П.А. Эволюция к свободе. План работы. ГАРФ, ф.1129, оп.1, ед.хр.634

46.Кропоткин П.А. Этика. Происхождение и развитие нравственности. Пб. ; М.: Голос труда, 1922. Т.1.

47.Кропоткин П.А. Этика: Избранные труды. М.: Политиздат, 1991

48.Кропоткин П.А. Этика. Часть II. Глава XII. ГАРФ, ф.1129, оп.1, ед.хр.343

49. Кропоткин П.А. Естественно-научные работы. М.: «Наука», Серия - Научное наследство, Том 25, 1998

50. Кропоткин П.А. Избранные труды П.А. Кропоткина. М.,2010

51.Kropotkin P.A. Maxim Gorky//New York, The Independent, Vol. 57, No. 2924, December 15, 1904

II. Исследования:

1. Алексеев В. Неизвестный Кропоткин. Наука и жизнь ,№1,2003

2. Артемьев М.М. Правовые основы безвластия. Библиотека-фонд «Дом русского зарубежья им.А.И.Солженицына"» ф. 12, оп.5, ед.хр5.

3. Артёмов В.М. Гуманистическая этика П.А.Кропоткина: единство свободы и нравственности//Вестник Московского университета. Серия 7. Философия. №2. 2004. С. 3-14.

4. Артёмов В.М. Свобода и нравственность в русском классическом анархизме. Докт.диссертация, М. 1999

5. Артёмов В.М. Нравственное измерение свободы и образования. (Опыт реконструкции русского классического анархизма). М.1998

6. Бакунин М.А. Бог и государство. М., 1906

7. Бакунин М.А. Государственность и анархия//Бакунин М.А.Избр.соч. Т.1 Пг.,М.: 1922

8. Бакунин М.А. Интернационал, Маркс и евреи. Неизвестные работы отца русского анархизма. М.: Вече-АЗЪ, 2008

9. Бакунин М.А. Кнуто-германская империя и социальная революция//Бакунин М.А.Избр.соч.Т.З

Ю.Бакунин М.А. Философские рассуждения о

божественном призраке, о действительном мире и о человеке. М. : Директ-Медиа, 2008

11.Бердяев H.A. Самопознание: Сочинения. М.: Эксмо, 2003

12.Бердяев H.A. Философия свободы. Смысл творчества. М.: Правда, 1990

13.Бехтенева P.A. Проблема человека в русском анархизме второй половины XIX - начала XX веков : М. А. Бакунин, JI. Н. Толстой, П. А. Кропоткин. Кандидатская диссертация. Ростов-На-Дону, 1999

14. Блэк Боб. Анархизм и другие препятствия для анархии. М.: Гилея, 2004

15.Бодрийяр Жан. Общество потребления. Его мифы и структура. - М.: Культурная революция, 2006

16.Боровой A.A. Анархизм. М.:Комкнига, 2007

17.Боровой A.A. Личность и общество в анархическом мировоззрении. Пб.; М., 1920

18.Боровой A.A. Проблема личности в учении Кропоткина П.А.// Сборник статей, посвященных памяти П.А. Кропоткина / Под ред. Н.К. Лебедева и A.A. Борового. -Пг.-М., 1922

19. Вард Колин. Анархизм. Очень краткое введение. - М.: Астрель; ACT, 2009

20.Ванейгем Рауль. Революция повседневной жизни. Трактат об умении жить для молодых поколений. М.: Гилея, 2005

21 .Вельмога Г.К. Философская антропология русского анархизма, М. А. Бакунин и П. А. Кропоткин : Сравнительный анализ. С-Петербург, 1999

22.Вышеславцев Б.П. Два пути социального движения//Журнал "Путь", №4, 1926, с. 128-138

23.Гексли Т.Г. О положении человека в ряду органический существ. М.:Либроком

24.Гнатик E.H. Синтез естественнонаучного и гуманитарного знания в социальной доктрине П.А.Кропоткина//Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: История. №3, 2004

25.Гордон A.B. Кропоткин-теоретик. Труды Комиссии по научному наследию П.А. Кропоткина.М., 1992. Вып. 1

26.Грав Жан. Будущее общество. М.: книжный дом ЛИБРОКОМ, 2009

27.Грин М.К. Кропоткин. Социальное устройство и метафизические метафоры// Труды Международной научной конференции, посвященной 150-летию со дня рождения П.А. Кропоткина. М., 1995. Вып. 1: Идеи П.А. Кропоткина в философии

28.Грэхэм Л>Р. Естествознание, философия и науки о человеческом поведении в Советском Союзе:— М.: Политиздат, 1991

29.Гроссман-Рощин.И Характеристика творчества П.А.Кропоткина. С-Петербург-Москва : Голос труда, 1921

30.Дамье В.В. П.А.Кропоткин и революционный синдикализм//Сборник материалов IV Международных Кропоткинских чтений. К 170-летию со дня рождения П.А.Кропоткина. Дмитров, 2012

31.Дамьев В.В. Берлинский центр российской анархистской эмиграции. Прямухинские чтения 2009. М.; Фурурис, 2011, с.60-72

32.Дамье В.В. Анархизм и рабочая культура//Прямухинские чтения 2010 - М.: Футурис, 2012

33.Дамье ВВ., Д.И.Рублёв. Экономические взгляды Петра Кропоткина и вызовы XXI века// «Неприкосновенный запас»,2009, №5(67)

34.Дамье В.В. Миф нации//"Наперекор", 1996, №4

35.Де-Роберти Е.В. Петр Кропоткин: личность и доктрина -СПб., 1906

36.Дёмин В.Бакунин.М.:Молодая гвардия,2006

37.Жукоцкий В.Д., Жукоцкая З.Р. Русская Реформация XX века:статьи по культурософии советизма. - М.: Новый хронограф, 2008

38.3еньковский В.В. История русской философии. В 2-х томах. Ростов-на-дону: Феникс, 2004

39.3ерзан Джон. Первобытный человек будущего. М.:Гилея, 2007

40.Кассиров А.Г. Философские идеи П.А.Кропоткина о единстве природы и общества//Вестник МГТУ, т. 10, №3, 2007 г., с.388-393

41.Кассиров А.Г. Философия анархического коммунизма П.А.Кропоткина. Докторская диссертация. Екатеринбург, 2012

42.Крейг О Хара. Философия панка. Больше чем, чем шум. М.: НОТА-Р, 2004

43.Критская H.A. Педагогические воззрения П.А.Кропоткина. Сборник статей, посвященный памяти Петра Кропоткина. Под ред. А.Борового, Н.Лебедева. Пб, М.: Голос труда, 1922

44.Кувакин.В.А. Мыслители России: Избр.лекци по истории рус.философии. М.Рос.гуманист.об-во. 2006

45.Лебедев Н.К. П.А.Кропоткин. Человек-мыслитель-революционер: краткая характеристика. Сборник, посвящённый памяти П.А.Кропоткина. Пг., М., 1922.

46.Лавров П.Л. Философия и социология. Избр.произв.: в 2 Т.Т.2.М. Мысль, 1965

47.Лосский Н.О. История русской философии. М.: Советский писатель, 1991

48. Ломброзо Чезаре. Преступный человек. — М.: Эксмо ; МИДГАРД, 2005

49.Макаров В.И. Философия самоорганизации. -М.: Книжный дом ЛИБРОКОМ, 2009

50.Матюхин А.В Пути и теории политической модернизации в России. Сравнительные анализ консервативных и анархистских подходов.М:изд..УРАО, 2005.

51.Маркин В.М. Кропоткин.М.Молодая гвардия,2009 5 2.Михайлове кий Н.К. Герои и толпа Избр. труды по

социологии В 2 т. СПб. Алетейя, 1998. Российская социология. Т. 2

53.Морган Л.Г. Древнее общество. Исследование линий человеческого прогресса от дикости через варварство к цивилизации. М.:Либроком, 2012

54.Неттлау Макс. Очерки по истории анархических идей. Детройт, 1951

55.Новомирский Я. Что такое анархизм? Нью Йорк, 1919

56.Пирумова. Пётр Алексеевич Кропоткин. Серия: Научные биографии и мемуары учёных. М. Наука 1972г. 30.

57.Пирумова Н.М. Гуманизм и революционность Петра Кропоткина//Вопросы философии, 1991, №1

58.Рахманинова М.Д. Кропоткин и Штирнер: современность как точка встречи полюсов анархизма//Вопросы философии, №4, 2013

59.Реклю Элизе. Эволюция, революция и идеалы анархизма. М.: Книжный дом ЛИБРОКОМ, 2008

60.Розанов В.В. Опавшие листья // В.В.Розанов. Уединенное. М., 1990

61.Рублёв Д.И. Анархизм и литературная богема России (1900-1918гг)//Прямухинские чтения 2010 года. М.: Типография "Футурис", 2012

62.Смирнов И.П. Человек человеку - философ. Санкт-Петербург: 1999

63.Прудон П.-Ж. Что такое собственность? Или Исследование о принципе права и власти;Бедность как экономический принцип; Порнократия или женщины в наше время /Подгот. Текст и коммент. В.В.Сапова. М.: Республика, 1998

64.Резлер В.М. Антропология русского народничества. Кандидатская диссертация. Санкт-Петербург, 2008

65.Рябов П.В.Философия классического анархизма (проблема личности). М.: Вузовская книга, 2007

66.Рябов П. Неформальное движение как высшая и последняя стадия. - Крамола, 1993, № 1

67.Рябов П.В. Против догм//"Автоном"№22, 2004, с.38-39

68.Рябов П.В. Проблема личности в учении П.А.Кропоткина// Труды Международной научной конференции, посвященной 150-летию со дня рождения П.А. Кропоткина. М., 1995. Вып. 1: Идеи П.А. Кропоткина в философии. С. С. 156-169.

69.Рябов П.В. Похвальное слово А.Д..//"Автоном"№30, 2008, с.3-4

70.Рябов П.А. Краткий очерк истории анархизма в Х1Х-ХХ веках; Анархические письма. - М.: КРАС АНД, 2010

71.Рябов П.В. Анархизм: сегодня, здесь, сейчас. Прямухинские чтения 2009. М.; Фурурис, 2011, с.89-98

72.Смирнов И. П. Человек человеку - философ. СПб: Алетейя, 1999,

73.Сухов А.Д. Кропоткин как философ. М.: ИФ РАН, 2007

74.Тарасов А.Н. Левые в России: от умеренных до экстремистов. — М.: Институт экспериментальной социологии, 1997

75.Тарасов А.Н. Из новейшей истории полицейской провокации в России. Статья вторая. «Краснодарское дело»// «Свободная мысль-ХХ1». 2005.№ 3, 4

76.Такер Б. Вместо книги. М., 1908

77.Чёрный Л. Ассоциационный анархизм. Нью-Йорк, изд. рабочего союза "Образование", 1923

78.Чукова Ю.П. Феномен Кропоткина. Труды

Международной научной конференции, посвященной 150-летию со дня рождения П.А. Кропоткина. М., 1995. Вып. 1: Идеи П.А. Кропоткина в философии

79.Цовма М.А. Алексей Боровой и Петр Кропоткин // Труды Международной научной конференции, посвященной 150-летию со дня рождения П.А. Кропоткина. — М., 2001. — Вып. 3

80.Штейнер Р. Эгоизм в философии. М.: evidentis, 2007

81.Штирнер М. Единственный и его собственность. Харьков: Основа, 1994.

82.Ударцев С.Ф. Политическая и правовая теория анархизма в России: история и современность. М.: Высшая школа права, изд-во "Форум", 1994.

83.Ударцев С.Ф. Право человека на жизнь во взглядах П.А.Кропоткина// Труды Комиссии по научному наследию П.А. Кропоткина. М., 1992. Вып. 1

84.Устинов Е. Современный анархизм: Его конечный

идеал, программа, тактика и нравственно-классовая

сущность. Женева, 1905 159

85.Филатова Е.В. Проблема насилия в теории П.А.Кропоткина// Прямухинские чтения 2009 года. - М.: Футурис, 2011

86.Франк.С.J1. Духовные основания общества.М.:Директ-Медия, 2008

87.Эврич Пол. Русские анархисты.1905-1917.М.:ЗАО Центрполиграф,2006

88.Элыдбахер П. Анархизм. Суть анархизма. М.: ACT Москва, 2009, с. 148

89.Энгельс Ф. Происхождение семьи частной

собственности и государства. Маркс К., Энгельс Ф.; Избранные произведения. В 3-х т. Т. 3. - М.: Политиздат, 1986

90.Эспинас А. Социальная жизнь животных. Опыт

сравнительной психологии. Книжный дом "Либроком", 2012

91.Гонения на анархизм. Берлин, изд. "Группы русский анархистов в Германии", 1922

92. Труды Международной научной конференции, посвященной 150-летию со дня рождения П.А. Кропоткина. — М., 1995 , Вып.1.:Идеи П.А.Кропоткина в философии.

93.Социально-экономические и правовые основы сохранения биоразнообразия. Колл. авторов. М.: Издательство Научного и учебно-методического центра, 2002.

94.История русской философии: учебник/ под ред. М.А.Маслина. - изд.2-е. - М.: КДУ, 2008

95.Crimethinc. Анархия в эпоху диназавров. М.:Гилея, 2010

96.Петр Алексеевич Кропоткин. Под ред. И. И. Блауберг. М.,РОССПЭН, 2012

Литература на иностранных языках:

1. Stephen Jay Gould. Kropotkin was no crackpot// Natural History №106, 1997, c. 12-21;

2. C. Berneri. Peter Kropotkin. His Federalist Ideas. London: Freedom Press, 1943.

3. Godwin William. An Enquiry Concerning the Principles of Political Justice and Its Influence on General Virtue and Happiness, 4th edition, two volumes. London: Robinson, 1793

4. Jaap Kruithof. De mens aan de grens. Over religiositeit, godsdienst en antropocentrisme. Antwerpen (Berchem): EPO, 1985

5. Sorokin Pitirim. Kropotkin - a social thinker. Opposed to state totalitarianism//Cenntenial expressions on Peter Kropotkin. Los Angeles, 1942

6. Dugatrkin L.A. The Prince of Evolution: Peter Kropotkin's Adventures in Science and Plitics. Charleston, SC: Create Space, 2011

7. Dugatkin L.A. The altruism equation: seven scientists search for the origins of goodness. Princeton University Press, 2006

8. Vuchinich Alexander. Darwinism in Russian thought. UNIVERSITY OF CALIFORNIA PRESS, 1989

9. Dario Padovan. Social Morals and Ethics of Nature: from Peter Kropotkin to Murray Bookchin// Democracy and

nature, The International journal of inclusive democracy, 1999

10.Rollan Romain. Kropotkin and Tolstoy// Cenntenial expressions on Peter Kropotkin. Los Angeles, 1942

11.J.Scott Keltie. Peter Kropotkin, Geographer, Explorer, Mutualist// Centennial Tribute to Kropotkin, Los Angeles, 1942

12.Kevin R. Foster, Joao B. Xavier. Cooperation: Bridging Ecology and Sociobiology// Current Biology, Volume 17, Issue 9, 1 May 2007, p.319-R321.

13.Adam Godwin. Evolution and Anarchism in international Relations: The challenge of Kropotkin's biological ontology//Millennium - Journal of international studies, 2010

M.Loren R.Grahan. Science and philosophy in the Soviet Union. New York, 1974

15.Guy Talbott. Kropotkin's Doctrine of Mutual Aid//Cenntenial expressions on Peter Kropotkin. Los Angeles, 1942

16.Joseph Ishill. Peter Kropotkin, evolutionist//Cenntenial expressions on Peter Kropotkin. Los Angeles, 1942

17.Bookchin, Murray. The Philosophy of Social Ecology: Essays on Dialectical Naturalism. Montreal: Black Rose Books, 1996

18.Thomas Huxley. Evidence as to Man's Place in Nature. 1863

19.Elliot Hugo S.R. Modern Science and the illusions of professor Bergson. Longmans, Green and Co. London, 1912

20. Andrew Light, Social Ecology after Bookchin. New York: Guilford Publications, 1999

21.Ruth Kinna. Anarchism. A beginer's guid. London: Oneworld publications, 2005

162

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.