Призвание человека: онто-гноселогическое исследование тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 09.00.01, кандидат философских наук Шутова, Екатерина Александровна

  • Шутова, Екатерина Александровна
  • кандидат философских науккандидат философских наук
  • 2011, Челябинск
  • Специальность ВАК РФ09.00.01
  • Количество страниц 136
Шутова, Екатерина Александровна. Призвание человека: онто-гноселогическое исследование: дис. кандидат философских наук: 09.00.01 - Онтология и теория познания. Челябинск. 2011. 136 с.

Оглавление диссертации кандидат философских наук Шутова, Екатерина Александровна

Введение.

Глава 1. Призвание человека в структуре бытия.

1.1. Проблема концептуального осмысления феномена призвания человека.

1.2. Призвание человека как ценность.

1.3. Сущность призвания человека как личностной ценности.

Выводы по первой главе.

Глава 2. Предпосылки, начало и воспроизводство призвания человека.

2.1. Генезис (предпосылки и начало) призвания человека

2.2. Формы воспроизводства призвания человека.

2.3. Социо-культурные условия осуществления призвания человека.

Выводы по второй главе.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Онтология и теория познания», 09.00.01 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Призвание человека: онто-гноселогическое исследование»

Актуальность темы исследования и постановка проблемы.

Существование субъективной направленности человека на осуществление собственного потенциала в сфере деятельности, воспринимаемой в качестве значимой, традиционно описывается понятием «призвание». В некоторых случаях в качестве синонимов данного понятия выступают слова «предназначение», «предопределение», которые в зависимости от контекста подчеркивают необходимость либо выполнения нравственного долга, либо детерминацию жизни человека божественной волей. Связь призвания со сферой нравственного, присущая- призванию ориентация на всеобщее, выявление природных и социальных оснований самоопределения человека в призвании интуитивно понимается и на бытовом уровне, поскольку эти связи и ориентации сформированы исторически в русле религиозных и философских концепций, ставших основой картины мира современного представителя<западной культуры.

Проблема призвания, рассматриваемая с позиции общества и истории, проявляется- в сферах образования и профориентации, производства и менеджмента, классовых и международных отношений разного уровня. Каждый человек сталкивается« с необходимостью знаний о призвании, когда выбирает профессию, вступает в новые социальные отношения, увлекается каким-либо делом, помогает близким в их самоопределении. Современные представления, о необходимости целеполагания, определения личной миссии, расстановке жизненных приоритетов также находятся в проблемном поле нашего исследования. Призвание находится в центре внимания в публицистической литературе, содержащей анализ биографий известных людей. Задачей таких книг является мотивация людей на саморазвитие, но призвание при этом редко связывают с природой человека, с проявлением полноты его возможностей. В кадровом менеджменте и исследованиях по профориентации рассматривают призвание как склонность индивида к определенной деятельности и ее соответствие отдельным талантам человека. Между тем, решение насущных задач не восполняет потребность человека в понимании взаимосвязи 3 собственной уникальности и всеобщего бытия, которая, на наш взгляд, составляет суть призвания как философской проблемы.

В результате анализа дискуссий о призвании на интернет-форумах был выявлен интерес наших современников к самому понятию «призвание», которое часто воспринимается в качестве синонима терминов «судьба», «смысл жизни», «предопределение», «профессия». Человек желает найти свое призвание, свое «место в мире». Смысл призвания наполнен для людей чем-то большим, чем насущные «цели» и «приоритеты», но ими не всегда осознается, чем именно. Стихийные попытки осмыслить феномен призвания во всех его проявлениях отражают потребность современных людей в знаниях о призвании для разрешения экзистенциальных проблем и социальных противоречий, порождаемых ими. Это обусловливает необходимость в философском исследовании, позволяющем изучить призвание в его включенности во все сферы бытия- человека и- сформировать непротиворечивую систему знаний об этом феномене.

Степень разработанности проблемы. Существует множество религиозных, философских и сформированных на их основе бытовых представлений о' призвании индивида, групп, наций, профессиональных сообществ и человечества в целом., Однако философских исследовании, специально посвященных изучению- этого феномена, мы не обнаружили. Призвание рассматривалось в русле религиозных.(католичество, протестантизму православие, ислам), социологических (ПБурдье, С.Ю. Вишневский, С.Н. Коган и др.) и психологических (К.Г. Юнг, А.Адлер и др.) концепций. Предметом философского осмысления призвание становилось в связи с решением проблем философии культуры (В.Н. Лосский, Н.Бердяев и др.), аксиологии (С.Л. Франк, Б.П. Вышеславцев и др.), социальной философии (М.Вебер, К.Маркс и др.),. экзистенциальной философии (X. Ортега-и-Гассет, К.Ясперс, Э. Мунье и др.) При этом, в качестве синонимов понятия «призвание» употребляются слова «предназначение», «миссия», «предопределение», «назначение человека».

В современных исследованиях изучение призвание происходит в контексте исследования смежных философских проблем — экзистенции и смысла жизни (Х.Ортега-и-Гассет, Э. Мунье, С.Л. Франк), свободы и творчества (Н.Бердяев), профессиональной деятельности (М.Вебер, К.Маркс), харизматического лидерства (Г.Ф. Гегель, М.Вебер, К.Г. Юнг).

В результате анализа перечисленных работ обнаружилось несколько подходов к пониманию этого феномена1. В качестве детерминации человеческого бытия божественной волей призвание в значении «предопределение» понималось в концепциях протестантизма, при этом необходимым признается труд как условие достижения успеха. Влияние протестантского вероучения отразилось на западном мировоззрении в целом, что было отмечено в философской концепции М.Вебера.

Призвание как феномен сферы должного- описано в исследованиях М.Вебера; П.Бурдье, М.Ю. Вишневского, В.Н. Лосского, Н.Бердяева: Призвание признается долгом и высоким предназначением человека («путь аскезы» по Н.Бердяеву, предназначение христианина по В.Н. Лосскому). Назначение человека, по И.Фихте, заключается в* выполнении долга, деятельном следовании голосу совести: В социологическом смысле призвание рассматривается^ как г предписываемая миссия» - ожидаемое выполнение социальных ролей, «предназначение» - социальная функция - индивида или социальных институтов. (М.Вебер, К.Маркс, П.Бурдье, М.Ю. Вишневский). В то же время, в работах Х.Ортеги-и-Гассета, С.Л. Франка, Б.П. Вышеславцева, призвание рассматривалось» как проект индивидуального бытия, отнесенность человека в будущее. Призвание как трансцендентное переживание индивида исследовалось М.К. Мамардашвили, Б.П.Вышеславцевым. С их точки зрения, когда человек переживает противоречие собственного бытия; ощущает неравенство себе, он может принять «любезное приглашение» абсолюта к более совершенной жизни. Призвание как проявление уникальности включает в себя жизненный путь и судьбу индивида, позволяет человеку обрести свободу и жить в соответствии со своею подлинностью, в гармоничных отношениях с миром, что утверждается также в работах Л.Н. Когана, Н.Бердяева, Э. Мунье.

Итак, призвание рассматривается как переживание (христианская традиция, Б.П. Вышеславцев, М.К. Мамардашвили), ценность (Э.Мунье,

С.Л.Франк), профессиональная деятельность (М.Вебер), долг (В.Н. Лосский,

И.Фихте), творческое проявление личностной уникальности (К.Г.Юнг,

Н.Бердяев) и т.д. Не менее разнообразно и объяснение предпосылок возникновения призвания. Возникновение призвания связывается с божественным откровением (христианство, ислам), переживанием моментов развития (И.Фихте, М.К. Мамардашвили), осуществлением социальной функции (М.Вебер, П.Бурдье):

Существуют противоречивые представления о связи призвания, и способностей: К. Марксом призвание рассматривалось в связи с реализацией заложенных от природы, способностей, а Х.Ортега-и-Гассет полагал, чтомногообразие даров уводит от исполнения призвания: Также нет однозначного; понимания связи призвания И' профессии, их тождественности- (М;Вебер, П.

Бурдье) или» необязательности их отождествления^ (К.Ясперс, Г.Ф: Гегель,

Х.Ортега-и-Гассет и др):

В' существующих • концепциях также поднимается проблема познания* человеком своего призвания. Процесс познания призвания связывают с интуитивным познанием, откровением свыше (христианские концепции,

К.Г.Юнг, Н.Бердяев), верой- как субъективной убежденностью (Б.П.

Вышеславцев, В.Н. Лосский; В.Соловьев), с одной стороны, - и рациональным анализом способностей; склонностей индивида и социо-культурных условий

С.Л. Франк), - с другой.

Существующие- трактовки призвания как феномена или трансцендентальной, или индивидуальной, или социальной сфер бытия человека подводят либо к идее полной детерминации его жизни и утраты человеком индивидуальной свободы, либо к противопоставлению индивида обществу и человечеству и, как следствие, к проблемам в отношениях с людьми б и деструктивному поведению. Вместе с тем, связь призвания со всеми сферами бытия человека, позволила нам предположить, что синтез существующих концепций призвания может быть осуществлен в рамках онто-гносеологического исследования.

В ходе исследования мы должны ответить на несколько вопросов: что есть призвание? Как оно возникает? Возможно ли познание призвания? Каковы условия его возникновения? Разрабатываемая нами онтологическая концепция призвания должна отражать встроенность человека во всеобщее, его открытость миру (М.Шелер, А.Гелен) и способность к трансценденции (Ж.-П.Сартр, Ф.Ницше, М.К. Мамардашвили).

Прежде всего, необходимо определение сущностных характеристик призвания. В настоящее время призвание рассматривается как переживание (христианская традиция, Б.П. Вышеславцев, М.К. Мамардашвили), ценность (Э.Мунье, С.Л.Франк), профессиональная' деятельность (М.Вебер), долг (В.Н. Лосский, И.Фихте), творческое проявление личностной уникальности (К.Г.Юнг, Н.Бердяев) и т.д. Выявив из существующего круга характеристик призвания те из них, которые позволяют отнести призвание к классу прочих духовных явлений, мы сможем сформулировать первичное определение призвания.

Во-вторых, изучив призвание как феномен, мы сможем сделать предположение о предпосылках его возникновения, в соответствии с закономерностями возникновения-других феноменов, принадлежащих к этому классу, и уточнить первичное определение. В' настоящее время существуют концепции, в которой возникновение призвания связывается с божественным откровением (христианство, ислам), переживанием моментов развития (И.Фихте, М.К. Мамардашвили), возникновением социальной функции (М.Вебер, П.Бурдье). Существуют противоречивые представления' о связи призвания и способностей: призвание рассматривалось К. Марксом в связи с реализацией заложенных от природы способностей, . но Х.Ортега-и-Гассет полагал, что многообразие даров уводит от исполнения призвания. Также нет однозначного понимания- связи призвания и профессии, их тождественности (М.Вебер, П. 7

Бурдье) или необязательности их отождествления (К.Ясперс, Г.Ф. Гегель, Х.Ортега-и-Гассет и др). Проанализировав эти представления, мы сможем обнаружить общее и особенное и синтезировать полученный результат в онтологическую концепцию.

В-третьих, определившись с тем, чем является призвание и как оно возникает, мы сможем перейти к решению вопроса о том, какими способами человек может познать свое призвание. В существующих концепциях процесс познания призвания связывают с интуитивным познанием, откровением свыше (христианские концепции, К.Г.Юнг, Н.Бердяев), верой как субъективной убежденностью (Б.П. Вышеславцев, В.Н. Лосский, В.Соловьев), с одной стороны, - и рациональным анализом способностей, склонностей индивида и социо-культурных условий (С.Л. Франк), - с другой.

Наконец, выявление условий осуществления призвания позволит разработать подходы для их формирования в процессе социо-культурного развития человека.

Объект диссертационного исследования — феномен призвания человека в структуре бытия.

Предмет исследования - сущность и формы осуществления призвания человека.

Цель исследования: разработать онто-гносеологическую концепцию призвания.

Задачи исследования:

1. На основании анализа основных философских концепций призвания выявить признаки призвания, соотносимые с различными аспектами бытия человека.

2. Исследовать призвание как феномен ценностного мира человека.

3. Установить сущностные характеристики призвания как личностной ценности.

4. Описать генезис призвания человека.

5. Исследовать социо-культурное воспроизводство призвания человека. 8

6. Выявить онто-гносеологические и социокультурные условия осуществления призвания человека.

Теоретико-методологические основы исследования. В настоящем исследовании мы использовали диалектический подход для объяснения процесса возникновения и реализации призвания. Встроенность бытия человека в целостность бытия понимается нами с позиций всеединства и открытости человека миру. Для описания структуры бытия мы использовали концепцию Н.Гартмана о слоях духовного бытия, идею В.И.Плотникова о соотнесения этапов развития человечества с этапами возникновения групп культурных средств, позволяющих освоить новые уровни предметностей мира; концепцию А.Б. Невелева о предметностях мира; онтологическую концепцию ценностного мира человека Н.Л: Худяковой. Для построения концепции возникновения и осуществления» призвания мы использовали идею о развитии как установлении тождества и раздвоении единого, о переживании моментов развития' как динамической целостности бытия. Кроме' того, в данном исследовании мы используем идеи энергии универсальной любви (А'.Б. Невелев); коэволюционной связи Природы и Культуры (В.И.Плотников), осуществляемой^ в процессе индивидуального и общественного, трансцендентального - и фактического бытия человека.

В исследовании также используется метод герменевтики, позволивший^ , интерпретировать различные смысловые значения понятия «призвание»; методы индукции и дедукции, анализа и синтеза, опираясь на которые при исследовании различных точек зрения, мы смогли выработать целостную систему знаний о призвании человека; методы функционального и структурно-генетического исследования, позволившие выявить и описать предметные характеристики призвания, его основные типы, возникающие на общих этапах социокультурного развития человека.

Эмпирические источники исследования. В качестве эмпирической базы исследования использованы биографии, автобиографии и мемуары, факты из жизни замечательных людей, анализировались бытовые представления о 9 призвании, обнаруженные в высказываниях участников общественных интернет-форумов, обсуждающих проблему призваниям связи с потребностью осознания роли призваниям жизни человека.

Теоретическая и практическая значимость исследования. л

Создание онтологической концепции призвания, позволяет рассматривать призвание как системообразующую ценность, что важно для дальнейших исследований в данной области. На основе заявленных подходов- могут быть разработаны теоретические концепции в области социальной онтологии, гносеологии, философской антропологии, психологии, педагогики, междисциплинарных исследований.

Практическая значимость заключается в разработке подходов для-консультационной деятельности в сфере профессиональной ориентации и профессиональном отборе, психологическом консультировании, в педагогической' деятельности, при составлении образовательных программ, в учреждениях среднего и высшего образования, а также в работе с персоналом.

Апробация результатов диссертации. Содержание диссертационного исследования отражено в статьях, которые вышли в сборниках по результатам научных конференций: международной научной'конференции "Разнообразие и идентичность:* гуманистические основания всемирного' наследия и мультикультурного развития" (2009; Самара), всероссийской • научно-практической конференции «III Вышеславцевские чтения» (Тамбов, 2009), региональной научной конференции (Челябинск, 2010). Материалы, исследования отражены в трех статьях, изданных в журналах, входящих в список ВАК. Кроме того, апробация- работы проводилась на семинарах аспирантов* и заседаниях кафедры философии Челябинского государственного университета в. 2006-2011 гг.

Структура диссертационной работы включает: введение, глава 1 (3 раздела), глава 2 (3 раздела), заключение, библиографический список (содержит 145 наименований). Содержание работы- изложено на 136 страницах.

Похожие диссертационные работы по специальности «Онтология и теория познания», 09.00.01 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Онтология и теория познания», Шутова, Екатерина Александровна

Основные результаты исследования, определяющие его научную новизну, заключаются в следующих положениях: I

1. Призвание есть феномен, в котором проявляется детерминированность фактической жизни людей (фактическое Я) представлениями о Человеке как таковом и о его месте в мире (идеальное Я):

1) представлениями о человеке как о существе подчиненном воле Бога, но обладающем свободой;

2) представлениями о человеке как деятельном существе, как субъекте общественных отношений, свобода которого ограничена условиями деятельности и социального общежития;

3) представлениями о человеке как индивидуальности, свобода которого ограничена только собственными представлениями человека о её границах;

4) представлениями о человеке целостном, свободном, мыслящем и любящем, бытие которого характеризуется единством природного и- социокультурного, ■ трансцендентного и фактического, индивидуального и общественного.

2. Призвание как феномен духовного бытия отражает целостность этого бытия и включает в себя все его модусы:

1) модус объективированного духа охватывающего все вневременное идеальное, сверхисторическое (модус родового бытия - призвание человечества);

2) модус объективного духа, являющегося носителем истории в строгом первичном смысле (модус группового бытия - призвание наций, профессиональных сообществ, призвание женщины и т.п.);

3) модус личностно духовного, которое индивидуализировано (модус индивидуального бытия - призвание индивидов).

В призвании индивида, относящемся к модусу личностно-духовного, в ■ той или иной степени проявляются модусы объективированного и объективного духа, что и определяет образ идеального Я как предметную характеристику призвания этого уровня:

3. , Призвание есть отношение между фактическим и идеальным Я, которое проявляется в таких характеристиках, как:

1) направленность жизни индивида, его активности,

2) образ идеального Я, воплощающий предметную направленность, активности,

3) определенное соотношение свободы, и долженствования человека;, выражающееся в образе идеального Я. Эти качества призвания позволяют отнести его к феноменам; духовного бытия человека, к феноменам его ценнос тного мира.

4. Призвание как ценность характеризуется::

1) его отнесением > к сфере должного» и: реализацией в* связи с: этим регулятивной функции, которая' заключается в том; что- призвание: определяет направленность активности человека;

2) предметной определенностью призвания;, выражающейся? в том; что направленность- стремлений; человека; задается; проектом потребного будущего; т.е. образом идеального Я;

3) существование призвания как мыслительной формы и. его отнесение к сфере духовного бытия; 4) функционирование призвания * как средства разрешения переживаемых человеком; противоречий (в образе идеального Я, определяющем предметную* направленность призвания, всегда происходит снятие.этих противоречий);:

5) необходимостью осознания индивидом своего призвания. 5и Особенностью призвания как ценности; выявленной при соотнесении с общими: характеристиками ценностей^ является системообразующая функция призвания, его встроенность в иерархическую структуру ценностного мира • человека, подчинение личностных ценностей индивида его призванию:

6. В образе идеального Я, выступающем предметной: характеристикой призвания как ценности, определенным образом гармонизированы дуальные

122 стороны бытия человека (свобода и долженствование,, природное и социокультурное, рациональное и иррациональное, индивидуальное и общественное). Предметная характеристика призвания соответствует энергийной.

7. Способы гармонизации дуальных сторон бытия человека в призвании определяются этапом социо-культурного развития, человека и соответствующими этапами- развития; его; ценностного мира. В соответствии с образами идеального Я характеризуют основные типы призвания: призвание как; ценность социально-значимого,, призвание как. ценность личностно-значимого,. призвание как.ценность родового значимого.

8. Возможность осуществления; гармонизации дуальных сторон бытия человека; в; призвании > возникает у него на втором; этапе социо-культурного развития;человека и развития его ценностного мира; отличающегося тем,, что индивид^. с одной стороны, обретает самостоятельность в построении своих отношений с миром (его свобода); а с другой;, ориентируется в своем поведении и деятельности на значимого взрослого (его долженствование).

91 Общие предпосылки; возникновения; призвания:: обогащение личностного опыта индивида в порядке, определяемом закономерностями социокультурного' развития; человека; выявление индивидом существующих противоречий бытия« человека в мире;; создание им проекта потребного; будущего;, его;1 активная; созидательная, рефлексивная деятельность, направленная? на; реализацию проекта; формирование' умения; интуитивно- и; рефлексивно познавать.собственные способности и духовные потребности.

10. В качестве, социо-культурных условий возникновения и осуществления призвания выделены: формирование представления о призвания у каждого человека;, воспитание призвания как ценности; воспитание потребности в, целенаправленной; деятельности; актуализация возможности самоопределения: путем получения- разнообразного» опыта деятельности; предоставление, доступной информации- о потребностях общества на основе прогноза; экономического и социального развития.

Заключение

Список литературы диссертационного исследования кандидат философских наук Шутова, Екатерина Александровна, 2011 год

1. Абульханова-Славская К.А. Активность и сознание личности как субъекта деятельности // Психология личности в социалистическом обществе: Активность и развитие личности. - М.: Паула, 1989. - С. 110-134.

2. Абульханова-Славская К. А. Стратегия жизни. М.: Мысль, 1991. - 299 с.

3. Августин А. Исповедь. М.: Даръ, 2007.

4. Августин А. Энхиридион Лаврентию. О вере, надежде и любви // Об истинной религии. Теологический трактат. — Мн.: Харвест, 1999. 1600 с.

5. Аврелий М. Размышления Ред. И. Доватур. А.К. Гаврилов, Ян Унт, -Ленинград: Наука, 1985.

6. Агеев B.C. Межгрупповое взаимодействие: Социально-психологические проблемы. М.: Изд-во Моск. Ун-та, 1990, - С. 201-211.

7. Адлер А. Наука жить. Киев: Port-Royal: 1997. - 315 с.

8. Адлер А. Смысл жизни // Философские науки. 1998. - № 1. - С. 15-26.

9. Аль-Газали. Возрождение религиозных наук : Пер. с арабе. Насыров И. Р., • Ацаев А. С. Т. I. М.: Нуруль Иршад,- 2007.

10. Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекознания / Ананьев Б.Г. -М.: Наука, 1977.-380 с.

11. Анцыферова Л.И. Архетипическая теория развития личности Карла Густава Юнга//Психологический журнал. 2000. -Т. 21. №3.- С. 10-19.

12. Асмолов А.Г. Культурно историческая психология и конструирование миров - М.: Институт практической психологии, Воронеж: НПО "МОДЭК", 1996. - 768 с.

13. Бергсон А. Смех // Французская философия и эстетика XX века : Пер. с фр. И.С. Вдовина. — М.: Искусство, 1995.

14. Бердяев H.A. О назначении человека. Париж: YMCA Press, 1931 г. -320 с.

15. Бердяев H.A. Я и мир объектов. Париж: YMCA-Press, 1934 г. - 146 с.

16. Бердяев Н. А, Самопознание (опыт философской автобиографии) — М.: Междунар. Отношения. 01990. 336 с.

17. Бибихин В. В. Мир. Томск: Водолей, 1995. 144 с.

18. Бодалев А. А. Опыт психологической характеристики людей, достигших личностного акме // Психолого-педагогические и философские проблемы смысла жизни. М.: ПИ РАО, 1997. - С. 33 - 40.

19. Бодалев A.A. Смысл жизни и акме человека: соотношение «будничного» и «высшего Я» // Психолого-педагогические и философские проблемы смысла жизни. М.: ПИ РАО, 1997. - С. 29 - 33.

20. Братусь Б.С. К изучению смысловой сферы личности // Вестник Моск. ун-та. Сер. 14. Психология. 1981. № 2. - С. 46 - 56.

21. Братусь Б.С. К проблеме смысловых, образований личности // Очерки по психологии аномального развития личности. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1980. - С. 111-126.

22. Братусь Б.С. Смысловая вертикаль сознания, личности // Вопросы философии. 1999.-№ 11. С. 81 -89.

23. Бубер М. Проблема человека / Два образа веры- М.: ООО «Фирма «Издательство ACT», 1999. С. 202-300.

24. Бурдье П. Мертвый хватает живого Социология социального пространства : Пер. с франц. ; отв. ред. перевода Н. А. Шматко. СПб. : Алетейя, 2007. 288 с.

25. Ванькова Е.А. О призвании человека // Вестник Челябинского государственного университета. 2007. - №17 (95). - Философия. Социология. Культурология. - Вып. 4. - С. 8-13

26. Варламова Е.П., Степанов С.Ю. Психология творческой уникальности человека: рефлексивно-гуманистический подход. М.: ИПРАН, 1998.-195 с.

27. Вебер М. Наука как призвание и профессия // Избранные произведения: Пер. с нем./Сост., общ. ред. и послесл. П. П. Гайденко. — М.: Прогресс, 1990. С. 707-735.

28. Вебер М. Политика как призвание и профессия // Избранные произведения: Пер. с нем./Сост., общ. ред. и послесл. П. П. Гайденко. — М.: Прогресс, 1990. С. 644-706.

29. Вебер М. Протестантская этика и дух капитализма //"Избранные произведения: Пер. с нем./Сост., общ. ред. и послесл. П. П. Гайденко. — М.: Прогресс, 1990. С. 61-272

30. Виндельбанд В. Избранное: дух и история : пер. с нем. М.: Юрист ; 1995. -687 с.

31. Виндельбанд В. О свободе воли. Минск: Харвест ; - М.: ACT, 2000. - 208с.

32. Витгенштейн JI. О достоверности. Пер. Асеева Ю.А., Козловой М.С. // Вопросы философии, 1991, № 2.

33. Вишневский С.Ю. Призвание как социокультурная проблема: историко-социологический анализ. Автореф. дис. . д-ра социол. наук. Екатеринбург, 2008.

34. Вишневский С.Ю. Призвание: социологический анализ. Теоретико-методологический и историко-социологический аспекты. Екатеринбург: Изд-во УГТУ-УПИ, 2004.

35. Выготский Л.С. Собрание сочинений: В 6 т. Научное наследство. М.: Педагогика, 1984. - Т. 4. - 377с.

36. Вышеславцев Б.П. Этика преображенного Эроса М.: Республика; 1994; - 368 с.39: Гартман Н. Проблема духовного бытия. Исследования: к- обоснованию философии истории и наук о духе 7/ Культурология XX век: Антология. М.: Юрист, 1995.-С. 246-394.

37. Гегель Г.Ф. Философия:истории;// Сочинения: Пер с нем. A.M. Водена. Государственное социально-экономическое издание; М/.1935. Т. 8. - 470 с.

38. Гелен А. О систематике антропологии. Проблема человека^ в западной философии: Переводы. М.: Прогресс, 1988: -СЛ 52-201.

39. Губин В .Д. Онтология., Проблема бытия в современной- европейской философии.-М:: Российск. гос. гуманит. ун-т, 1998. — 191 с:,

40. Ильин И. А: Путь духовного обновления. .Сост., авт. предисл;, отв.ред. О. А. Платонов.— М.: Институт русской цивилизации, 2011. —1216 с.

41. Каган Л.Н. Социальная зрелость личности / А.В. Грибакин, Ю.Г. Ершов, В;Е. Кемеров и др. // Двадцать лекций, по философии : учеб, пособие. -Екатеринбург: Банк культурной информации, 2001. 408 с.

42. Кальвин Ж. О христианской жизни. Наставления в христианской вере : пер с французского Вдовина Г.В., пер. с английского Бакулова А.Д. М.: Христианско-просветительское издательство «Аслан». Кн.З. 1997.

43. Кант И. Критика практического разума / Основы метафизики нравственности. М.: Мысль, 1999. - С. 247-460.

44. Кант И. Основы метафизики нравственности — М.: Мысль, 1999. С. 197.

45. Климов Е. А. О нелинейности процесса профессионального становления. Вестник московского университета. Сер. 14. Психология. 2007. № 3: С. 102-107.

46. Коган Л.Н. Цель и смысл жизни человека. М: 1984. - С. 184

47. Конфликты и согласие всовременной. России// Современная-российская философия Электронный ресурс. Издания- Института философии Российской академии наук. Мг. Институт философии Российской академии наук, Директмедиа Паблишинг, 2009. - С.8084-8417.

48. Коплстон Ф. История философии. XX век : Пер. с англ. П.А. Сафронова. -М.: ЗАО Центрполиграф, 2002. 269 с.

49. Корзо М.А. Образ человека в проповеди XVII века. — М., ИФРАН, 1999. -189 с.

50. Кравченко И. И. Политика и сознание // Современная российская философия Электронный ресурс. Издания Института философии Российскойакадемии наук. М.: Институт философии Российской академии наук, Дирекгмедиа Паблишинг, 2009. - С.8419-8796.

51. Кьеркегор С. Страх и трепет. М.: Республика, 1993. - С. 13-112

52. Лазарев В. В. Этическая мысль в Германии и России // Современная российская философия Электронный ресурс. Издания Института философии Российской академии наук. М.: Институт философии Российской академии наук, Дирекгмедиа Паблишинг, 2009.- С.8798-9066.

53. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Политиздат, 1975. -304 с.

54. Логинова Н.А. Ш. Бюлер представитель гуманистической психологии // Вопросы психологии. - 1980. - № 1. - С. 154-158.

55. Лосский В. Н. Очерк мистического богословия восточной церкви . М.: Центр «СЭИ», приложение к журналу «Трибуна», 1991.

56. Мамардашвили М.К. О призвании и точке присутствия (из курса «Лекций о Марселе Прусте») // Конгениальность мысли. О философе Мерабе Мамардашвили. М.: Прогресс - Культура, 1994. -С. 93-124.

57. Маркс К. Бастиа и Кэри // Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения: В 50 т. 2 изд. т. 46, ч. 1 М.: Политиздат, 1954-1981.

58. Маркс К. Немецкая идеология // Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения: В 50 т. 2 изд. т. 3. М.: Политиздат, 1954-1981.

59. Маркс К. Капитал // Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения: В 50 т. 2 изд. т. 23, 25 М.: Политиздат, 1954-1981.

60. Маркс К. Экономическо-философские рукописи 1844 года // Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения: В 50 т. 2 изд. Т. 42 . М.: Политиздат, 1954-1981.

61. Маслоу А.Г. Дальние пределы человеческой психики. СПб.: Евразия, 1997.- 430 с.

62. Микешина Л.А. Философия познания. Полемические главы. М.: Прогресс-Традиция, 2002 - 624 с.

63. Мунье Э. Персонализм / Французская философия и эстетика XX века / Предисл. П. Морель; Коммент. A.B. Густырь, И.С. Вдовина. — М.: Искусство, 1995.-271 с.

64. Мунье Э. Что такое персонализм : Пер. с франц., примеч. И.С. Вдовина. — М.: Издательство гуманитарной литературы, 1994. 128 с.

65. Невелев А.Б. Дух и мыслительные формы в контексте становления индивидуальности /: Дис. .д-ра филос. наук.- Екатеринбург, 1998. 329 с.

66. Невелев А.Б. Культ любви // «Автограф». Челябинск: APT, 2001. - № 2 (12)-С. 4-7.

67. Невелев А.Б. Событие духа: от мысли- к Лику. Челябинск: ЧКИИК, ЧИПКРО, 1997.-203 с.

68. Невелев А.Б. Структура персональной идентичности: возвышение к единству многообразия. Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров: Межвузовский сб. научных трудов. Челябинск: Изд-во «Образование», 2003.-Вып. 3.-С. 3-22.

69. Невелев А.Б. Человек: становление духовной индивидуальности (философское обоснование образовательной? деятельности) // Методология технология обновления образования: Вестник лаборатории МНОО' ЧИПКРО,, 1995.- №2.-163 с.

70. Невелев А.Б., Потехин В.Н., Худякова Н.Л. Ценностное бытие человека. Челяб. гос. ун-т. Челябинск, 2002:- 135 с.

71. Ницше Ф: Так говорил Заратустра. Перевод с нем. Ю.М.Антоновского. -М.: ИФ РАН, 2004.-384 с.

72. Ортега-и-Гассет X. В поисках Гете. Эстетика. Философия культуры / Вступ. ст. Г. М. Фридлендера; Сост. В. Е. Багно.— М.: Искусство; 1991. 588 с.

73. Перетятько Л.Г. Профессиональное призвание личности (психолого-биографический аспект). Автореф. дис. канд. психол. наук. М., 1991. — 22 с.

74. Петров Г.В. Философия смысла жизни. Псков. ПГПИ. 2002. - 80 с.

75. Платон. Избранные диалоги. -М.: РИПОЛ КЛАССИК, 2002. 960с.

76. ПлотниковВ.И. Сущность развития как методологическая проблема // Диалектика прогрессивного развития. Свердловск: Изд-во УЕИ, 1976. - С. 3-13.

77. Плотников В .И. Дух и его культурно-исторические модификации; / Духовность и культура: Духовность мироотношения: Материалы веер. конф. -Екатеринбург, 1994, С. 4-29 • '-=-:-.'

78. Шотников"ВМ: Социально-биологическая проблема:,— Свердловск: Изд-во YFH; 1975.-с: 19k

79. Плотников В.И. Ценностный мир человека и его судьба / Плотников, В.И. Двенадцать лекций; по философии. — Екатеринбург: Изд-во Урал. Гос. юр-кой академии, 1996. -С. 193-224.

80. Пригожин И.Р. Николис, F. Познание сложного. Введение. -М., 1990; 91vПpигoжинí ИíP: Cтeнгepc,.И^Пopядoк из; хаоса; Новый диалог человека сприродой-М;, 1986. .

81. Проблемы философии: Тексты лекций / Под ред. К.Н. Суханова; Чёляб. гос. ун-т. Челябинск, 2003. 140 с.93; Риккерт Г. О понятии* философии // Философия жизни Киев: Изд-во «Ника-Ценгр», 1998 - С. 448-486.

82. Риккерт, Г. Философия жизни // Философия жизни. — Киев: Ника-Центр, 1998-С. 269-447 ; : : ,

83. Сартр Ж.-П. Бытие и ничто / Сартр Ж.-П.: Опыт феноменологической-онтологии::Пер. с фр. M.: ТЕРРА - Книжный клуб; Республика, 2002. - 644 с.

84. Capip Ж.-П: Экзистенциализм^ это; гуманизм // Сумерки богов /сост иобщред А.А. Яковлева: Перевод. -М.: Политиздат, 1989: с. 319-344131

85. Селье, Г. От мечты к открытию М., 1987. - С. 67-68.

86. Семенов B.C. Уроки XX века и путь в XXI век // Современная российская философия Электронный ресурс. Издания Института философии Российской академии наук. М.: Институт философии Российской академии наук, Директмедиа Паблишинг, 2009. - С.22198-23083.

87. Скирбекк Г., Гилье Н. История философии: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений : Пер. с англ. В.И. Кузнецова; Под ред. С.Б. Крымского: -М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. 800 с.

88. Смысловой перевод священного Корана. Первое издание: перевод с арабского Кулиева Э. Комплекс имени Короля Фадха по изданию священного Корана, Медина, Саудовская Аравия.

89. Столин В.В. Самосознание личности. -М: Изд-воМГУ,- 1983. 285 с.

90. Тарнас Р. История западного мышления ("Страсти западного ума") Перевод Т.А.Азаркович. М'.: КРОН-ПРЕСС, - 1995.

91. Тоффлер Э: Шок будущего : Пер. с анг. М.: ООО «Издательство ACT», 2001'.- 560 с.

92. Трубецкой E.H. Миросозерцание Блаженного Августина / Трубецкой, E.H. // Августин Блаженный Об истинной-религии. Теологический трактат,—Мн.: Харвсст, 1999.- 1600 с.

93. Фихте И.Г. Назначение человека / Фихте, И.Г. Факты сознания. Назначение человека. Наукоучение : Пер. с нем. Мн.: Харвест, М.: JICT, 2000. -С. 564-721

94. Франк C.JI. Смысл жизни // Смысл жизни: Антология./ Сост. Общ. Ред., предисл. и прим. Н.К. Гаврюшина. М.: Издательская группа «Прогресс — Культура», 1994. с. 592. - С. 489-583

95. Франкп В. Человек в поисках смысла М.: Прогресс, 1990. - 368 с.

96. Франкл В. О неповторимости человека // Человек в поисках смысла: Сборник: Пер. С англ. и нем. Под ред. Л.Я. Гозмана, Д.А. Леонтьева. М.: Прогресс, 1990. - 368 с.

97. Хайдеггер М. Бытие и время : Пер. с нем. В.В. Бибихина. М.: Ad Marginem, 1997. - 451 с.

98. Хайдеггер М. Письмо о гуманизме // Проблемы человека в западной философии. -М.: Прогресс, 1988. С. 314-356.

99. Худякова Н.Л. Ценностный мир человека: возникновение и развитие. / Худякова, Н.Л. Челябинск: Тендерлайн, 2004. - 398 с.

100. Худякова Н.Л. Аксиологические основы поведения человека. Учеб. пособие / Челябинск : Издательство Челябинского государственного университета, 2010. 109 с.

101. Худякова Н.Л. Онтологическое основание возникновения и развития ценностного мира человека. Диссертация на соискание ученой степени доктора философских наук. Омск, 2004.

102. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности (Основные положения, исследования и применение) СПб.: ПитерПресс, 1997. - 608 с.

103. Чудновский В.Э. Смысл жизни и судьба человека // Психолого-педагогические и философские проблемы смысла жизни. М.: ПИ РАО, 1997.-С. 57-72.

104. Чудновский В.Э. Смысл жизни как психологическая реальность // Психолого-педагогические и философские проблемы смысла жизни. М.: ПИ РАО, 1997. -С. 14-22.

105. Шелер М. ORDO AMORIS // Избранные Произведения: Пер. с нем. A.B. Денежкина, А.Н. Малинкина, А.Ф. Филлипова. М.: -Гнозис, 1994. - С. 299 -376.

106. Шелер М. Положение человека в космосе / Избранные Произведения: Пер. с нем.- М.: Гнозис, 1994. С.- 129-193.

107. Шел ер М. Положение человека в космосе / Проблемы человека в западной философии: Пер. с нем. М.: Прогресс, 1988.- С. 31-95

108. Шелер М. Феноменология и теория познания / Избранные Произведения: Пер. с нем. / Пер. с нем. A.B. Денежкина, А.Н. Малинкина, А.Ф. Филлипова.- М.: Гнозис, 1994. С. 195 - 258.

109. Шелер М. Формализм в этике и материальная этика ценностей / Избранные Произведения: Пер. с нем. A.B. Денежкина, А.Н. Малинкина, А.Ф. Филлипова. М.: Гнозис, 1994. - С. 259-338.

110. Шилов В.Н. Призвание как аксиологическая функция личности, выражаю-щая ее социально-историческую природу // Теория личности. Д., 1982. Цит. по: Роман Р. Собр. соч. Т. ХУЛ., 1993. 2. С. 155-157

111. Шлемова H.A. Искусство в эпоху сердца: эстетическое в теософской традиции // Современная российская философия Электронный ресурс. Издания'

112. Института философии Российской академии наук. М.: Институт философии

113. Российской академии наук, Директмедиа Паблинганг, 2009. С.19183-19237. .; 129. Шопенгауэр А. Метафизика» половой любви / Трактаты о любви. //

114. Современная российская философия Электронный ресурс. Издания1 Института философии Российской академии наук. М.: Институт философии Российской академии наук, Директмедиа Паблишинг, 2009. - С.25924-25985.

115. Шопенгауэр А. Мир как воля и представление : Пер. с нем.; Мн.: ООО «Попурри», 1998. Т. 1. 688 с.

116. Научный редактор Е.А. Куштым. - Челябинск: ООО «Рекпол», 2010. - с. 239243.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.