Приобщение студентов педагогических вузов к духовным общечеловеческим ценностям: На материале преподавания предметов гуманитарного и психолого-педагогического цикла, 1960-е начало 1990-х гг. тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 13.00.01, кандидат педагогических наук Миронова, Наталья Ивановна
- Специальность ВАК РФ13.00.01
- Количество страниц 203
Оглавление диссертации кандидат педагогических наук Миронова, Наталья Ивановна
Введение.
Глава I. Научно-теоретические основы исследуемой проблемы.
§ 1. Проблема общечеловеческих духовных ценностей в трактовке современных философов, социологов и педагогов.
§2. Развитие понятий "духовные ценности", "общечеловеческие ценности" в отечественной философии, психологии, педагогике.
§3. Своеобразие понятия "ценности образования" в трактовке философов, психологов, педагогов.
§ 4. Сущность и значение классического педагогического наследия как духовной ценности в системе профессиональной подготовки будущего учителя (в хронологических рамках исследуемого периода).
Глава II Процесс приобщения студентов педагогических вузов к духовным общечеловеческим и специфическим ценностям образования.
§ 1. Духовные общечеловеческие и образовательные ценности в содержании гуманитарных предметов и дисциплин психологопедагогического цикла.
§2 Организационно-методическая система приобщения студентов педагогических вузов к духовным ценностям.
§3. Профессиональные требования к вузовскому педагогу, призванному обеспечивать приобщение студентов к духовным ценностям.
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Общая педагогика, история педагогики и образования», 13.00.01 шифр ВАК
Педагогические основы использования национального компонента содержания образования в процессе подготовки учителя2000 год, кандидат педагогических наук Беринская, Инна Владимировна
Аксиологическое образование современного учителя: Методология, концепция, модели и технологии развития2001 год, доктор педагогических наук Асташова, Надежда Александровна
Формирование духовно-нравственных ценностей отечественной педагогической культуры у студентов в процессе изучения курса "История образования и педагогической мысли"2004 год, кандидат педагогических наук Федина, Юлия Владимировна
Профессиональное самоопределение будущего педагога в традиционных российских духовных ценностях2002 год, доктор педагогических наук Костюкова, Татьяна Анатольевна
Аксиологические аспекты отечественного образования как фактор формирования профессионально-ценностных ориентаций будущего учителя2004 год, кандидат педагогических наук Гущина, Наталия Александровна
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Приобщение студентов педагогических вузов к духовным общечеловеческим ценностям: На материале преподавания предметов гуманитарного и психолого-педагогического цикла, 1960-е начало 1990-х гг.»
Актуальность исследования. В настоящее время, в эпоху радикальных преобразований в социально-политической, экономической и культурной жизни общества, особенно актуальным становится вопрос о том, что сложившаяся структура образования перестала отвечать потребностям современного этапа общественного развития как в социокультурном, так и в организационно-педагогическом и научно-содержательном плане.
Именно теперь, когда наше общество переживает период распада привычного нравственного уклада жизни, всей системы ценностных ори-ентаций, когда возрастает опасность утверждения господства лжеценностей, проблема приобщения студентов педагогических вузов к духовным общечеловеческим ценностям приобретает особую остроту.
Однако опыт работы в педагогическом вузе показывает, что в процессе изучения психолого-педаго.?ических дисциплин и предметов гуманитарного цикла студенты получают профессионально необходимые знания, но при этом недостаточное внимание уделяется духовному облику студента как будущего учителя. Так, незначительное количество времени, отводимое на историю педагогики (так называлась в исследуемые годы дисциплина, именуемая ныне философией и историей образования) как учебный предмет, приводит к тому, что в процессе занятий изучаются взгляды педагогов различных эпох на проблемы воспитания и образования, концептуальные положения их идей в этом аспекте, но мало внимания уделяется тем ценностям, вторые привносит определенная эпоха, конкретный педагог в систему общечеловеческих аксиологических приоритетов.
Представляется логичным начать рассмотрение проблемы аксиологии в педагогическом образовании с периода так называемой "общественно-политической оттепели", т.к. именно в начале 1960-х г.г. после разоблачения культа личности проблема человека как ценности обретает новый смысл. Наряду с социально-ориентированными приоритетами (чувство патриотизма, гражданственности, любви к Родине), особое значение приобретают ценности личностно-ориентированные, способствующие развитию, саморазвитию и самореализации человека.
Таким образом, демократизация общественной жизни в рассматриваемый период, усиление внимания к аксиологии как науке способствовали повышению интереса к проблеме гуманизации в педагогике и, в частности, к проблеме приобщения студентов к духовным общечеловеческим ценностям.
В рассматриваемый период в теории нравственного воспитания выявляются различные подходы к решению проблемы "коллектив и личность" (Л.И. Божович, Т.Е. Конникова, Л.И. Новикова и ее научная школа, В.А. Сухомлинский и др.) с определенной направленностью на гуманизацию и демократизацию взаимоотношений коллектива и личности, повышение статуса в нем. Много внимания уделяется нравственным аспектам в процессе изучения общеобразовательных дисциплин (В.М. Коротов, Б.Т. Лихачев, Э.И. Моносзон и др.). Получают развитие и осуществляются в опытно-экспериментальной работе педагогические концепции с четкой гуманистической ориентацией, альтернативные административно-авторитарной педагогике (формирование духовных потребностей школьников - Ю.В. Шаров; познавательного интереса - Г.И. Щукина и ее научная школа; педагогического стимулирования - Л.Ю. Гордин, А.Н. Кондратюк, З.И. Равкин и его научная школа).
Серьезное значение в указанные годы уделяется проблеме подготовки будущего учителя в системе педагогического образования, формированию его важнейших личностных и профессиональных качеств (Ф.И. Гоноболин, И.В. Кузьмина, В.А. Сластенин, А.И. Щербаков).
Однако вопросы приобщения будущего учителя к духовным общечеловеческим ценностям в учебных пособиях по педагогике и учебниках, вышедших в 1960-е г.г., рассматриваются довольно поверхностно при раскрытии задач и содержания нравственного воспитания будущего педагога. В учебниках и учебных пособиях 1970-80-х г.г. данным вопросам не уделяется практически никакого внимания. Это может быть объяснено тем, что усиление тенденции технократизации привело к тому, что аксиологические проблемы в сфере образования были фактически сняты с повестки дня.
Середина и конец 1980-х г.г. в связи с курсом на демократизацию, кардинальную перестройку всех общественных институтов характеризуются появлением ряда работ, авторы которых косвенно и непосредственно рассматривают аксиологические аспекты духовной культуры личности.
Это работы философов и социологов: Л.П. Буевой, Г.Е. Глезермана, J1H. Когана и др.; психологов: К.А. Абульхановой-Славской, А.А. Бодале-ва, B.C. Мухиной, А.В. Петровского, В.Д. Шадрикова и др.; педагогов: Ю.П. Азарова, О.С. Богдановой, Б.С. Гершунского, В.А. Кан-Калика, Н.Д. Никандрова, З.И. Равкина, В.А. Сластенина и др.).
К настоящему времени получили освещение некоторые пути повышения духовной культуры молодого учителя в работах С.Г. Вершловского, Ю.Н. Кулюткина, Л.Н. Лесохиной.
В то же время формирование у студентов как будущих учителей интереса и понимания значимости духовных общечеловеческих ценностей до сих пор еще не составляло предмета специальных педагогических исследований.
Обращение к вышепоставленной проблеме обусловлено наличием противоречий между возросшими требованиями общества к духовной культуре учителя и реальными возможностями педагога в этом плане, недостаточным уровнем его эрудиции, общекультурной подготовки; между насущными потребностями школьной практики в отмеченных выше аспектах и неразработанностью условий, содержания и методов духовного развития будущего учителя.
С учетом этих противоречий актуальной представляется поставленная нами проблема, решение которой позволяет определить процессуально и содержательно сложившуюся в рассматриваемый исторический период систему приобщения будущего педагога к духовным общечеловеческим ценностям в процессе его профессиональной подготовки с тем, чтобы она была востребована современной социально-педагогической ситуацией.
Все изложенное выше стало основанием для выбора темы нашего исследования: "Приобщение студентов педагогических вузов к духовным общечеловеческим ценностям (на материале преподавания предметов психолого-педагогического и гуманитарного цикла. 1960-е - начало 1990-х гг.)".
Объект исследования - целостная система профессиональной подготовки будущего учителя в условиях педагогического вуза в хронологических рамках избранного периода.
Предмет исследования - процесс приобщения студентов педагогических вузов к духовным общечеловеческим и образовательным ценностям, воплощенным в содержании курсов гуманитарного и психолого-педагогического циклов.
Цель исследования - определение на основе изучения соответствующего исторического опыта содержания, методов и организационных форм учебного процесса педагогического вуза, способствующих приобщению будущих учителей к общечеловеческим .^ховным аксиологическим приоритетам.
Поставленные выше объект, предмет и цель определили следующие задачи исследования:
1. Раскрыть научно-теоретические основы процесса приобщения студентов педагогических вузов к духовным общечеловеческим и образовательным ценностям, воплощенным в курсах гуманитарных и психолого-педагогических дисциплин, а также в соответствующих программно-методических документах, отражающих классическое педагогическое наследие.
2. Проанализировать на основе обобщения исследуемого исторического опыта сущность (цел!, содержание, задачи, организационные формы и методы) приобщения будущих учителей к духовным общечеловеческим и образовательным ценностям как органической составной части системы профессиональной подготовки студентов,
3. В итоге планируемого историко-педагогического исследования обосновать систему профессиональных требований к вузовскому педагогу, призванному обеспечивать приобщение студентов к духовным общечеловеческим и специфическим педагогическим ценностям.
Гипотеза исследования исходит из предположения о том, что при определенных условиях целенаправленной реализации изучаемого исторического опыта, он может содействовать повышению уровня духовного развития студентов педагогических вузов и подготовить будущего учителя к работе по ориентации школьников на общечеловеческие ценности.
Методологическую основу исследования составляют труды философов, педагогов, психологов рассматриваемого периода по проблеме духовных ценностей и вопросам культурологии и социологии, которые имеют непосредственное отношение к теме исследования.
Для решения поставленных в исследовании задач использованы следующие методы:
1. Теоретический анализ философской, психологической, педагогической литературы, освещающей состояние изученности проблемы, ее теорию и историю в рассматриваемый период.
2. Диагностические методы (анкетирование, индивидуальная беседа, интервьюирование).
3. Сравнительно-сопоставительный метод анализа программно-методических документов педагогических вузов по циклу психолого-педагогических дисциплин и ряда предметов гуманитарного цикла в плане исследуемой проблемы.
4. Конструктивно-генетический метод, посредством которого на основе изучения генезиса исследуемого процесса выявлены его специфические особенности, тенденции развития и сформулированы выводы, имеющие актуальное значение для улучшения подготовки будущего учителя.
Научная новизна заключается в том, что в исследовании выделены и проанализированы идеи видных отечественных и зарубежных педагогов-классиков с точки зрения содержащегося в них аксиологического потенциала в плане приобщения студентов педвузов к классическому педагогическому наследию как ценности общечеловеческого и национального характера; проведена классификация различных научных подходов к трактовке понятия "духовные общечеловеческие ценности"; раскрыто своеобразие понятия "ценности образования" как органического компонента духовных общечеловеческих и национальных приоритетов; обоснована система принципов и требований к вузовскому педагогу, призванному обеспечивать процесс приобщения студентов педагогических вузов к приоритетным духовным аксиологическим ориентирам сферы образования.
Теоретическая значимость исследования состоит в раскрытии методологических основ исследуемой проблемы и формулировании принципов форм и методов ее решения в учебно-воспитательном процессе педагогического вуза
Практическая значимость исследования заключается в том, что его материалы используются при разработке курсов педагогических дисциплин, ориентированных на подготовку студентов и учителей в процессе повышения квалификации к решению в школьном опыте задач, связанных с проблемой, рассмотренной в данной диссертации.
Апробация результатов исследования проводилась посредством обсуждения их на заседаниях кафедры педагогики начального образования Борисоглебского государственного педагогического института; выступление на международной научно-практической конференции "Совершенствование содержания и методов обучения в вузе и школе" (Пенза, 1995), Российской научно-практической конференции "Интегративные процессы в психолого-педагогической, культурологической и предметно-методической подготовке учителя" (Тула, 1996), международной конференции "Воспитание и развитие личности" (Москва, 1997), на сессиях Научного Совета по проблемам истории образования и педагогической науки института теории образования и педагогики (Москва, 1994-1998). Материалы данного исследования исб. .льзуются в учебно-воспитательном процессе Борисоглебского государственного педагогического института.
На защиту выносятся следующие положения:
1. В первой половине 1960-х - начале 1990-х годов процесс теоретического обоснования основных методологических положений приобщения студентов педагогических вузов к духовным общечеловеческим ценностям в рамках определенных аксиологических философских концепций, а позже - аксиологии как самостоятельной научной дисциплины, представлял собой сложный и противоречивый синтез идей современных зарубежных и отечественных философов и педагогов.
2. Одним из существенных компонентов системы духовных общечеловеческих аксиологических приоритетов следует считать ценности образовательные, включающие в себя социально-политические, интеллектуальные, нравственные и специфически педагогические ценности образования. Их сущностное изучение и осмысление студентами педагогических вузов способствует целостной аксиологической направленности общепедагогической подготовки будущих учителей.
3. Духовной ценностью общечеловеческого и национального характера является классическое педагогическое наследие как своеобразный аксиологический смысловой ориентир критериев для оценки, отбора, целенаправленного формирования в педагогической реальности у студентов — будущих учителей понимания значимости духовных ценностей классического педагогического наследия и умения их реализовывать в учебно-воспитательном процессе школы, что способствует осознанию системы аксиологических ориентиров, синтезирующих общечеловеческое и национальное начала.
4. Для организационно-педагогического обеспечения системы работы по приобщению студентов к ду> "5-зным общечеловеческим ценностям являются необходимыми следующие условия: ориентация на осознание методологических оснований аксиологии как науки, ее различных течений и направлений, взаимодополняющих или взаимоисключающих друг друга; формирование умений соотнести аксиологические приоритеты общечеловеческого, национального и специфически педагогического характера с собственной жизненной позицией, личностной системой ценностных ориентаций будущей профессиональной деятельности; готовность (на основании полученных теоретических знаний в области аксиологии) к работе со школьниками по приобщению их к духовным общечеловеческим ценностям. 5. Реализация указанных условий возможна при соответствии профессиональных качеств личности вузовского педагога, призванного осуществлять процесс приобщения будущих учителей к духовным общечеловеческим ценностям, определенным требованиям: теоретическая и методологическая аксиологическая грамотность; ориентация на концептуальные идеи и аксиологические основания философии образования; знание психологии и педагогики высшей школы; организация работы по изучению профессионально-личностных ценностных ориентации студентов и подготовке их на этой основе к соответствующей деятельности со школьниками.
Структура диссертации определяется последовательностью раскрытия ее содержания. Она состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения.
Похожие диссертационные работы по специальности «Общая педагогика, история педагогики и образования», 13.00.01 шифр ВАК
Ценностные приоритеты формирования профессиональной направленности студентов психолого-педагогического факультета2000 год, кандидат педагогических наук Жуйкова, Тамара Павловна
Формирование и развитие духовности будущего учителя в процессе профессиональной подготовки в вузе2001 год, доктор педагогических наук Макарова, Валентина Александровна
Эволюция ценностей высшего педагогического образования: Историко-теоретический аспект1998 год, доктор педагогических наук Булынин, Александр Михайлович
Формирование профессионально-ценностных ориентаций студентов в условиях гуманизации образовательного процесса педагогического колледжа2003 год, кандидат педагогических наук Макарычева, Наталья Викторовна
Аксиологические основы педагогической системы П.П. Блонского2003 год, кандидат педагогических наук Похилько, Людмила Васильевна
Заключение диссертации по теме «Общая педагогика, история педагогики и образования», Миронова, Наталья Ивановна
ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ В процессе исследования установлено, что несмотря на излишнюю идеологизированность системы образования в период "развитого социализма", аксиологические ориентиры в определенной степени были отражены в программах и учебных пособиях дисциплин психолого-педагогического и гуманитарного циклов, хотя специального подхода к проблеме ценностей с позиций аксиологии в исследуемый период не было.
В результате этого, недостаточно целенаправленно осуществлялось приобщение студентов педагогических вузов к духовным общечеловеческим ценностям. На основе анализа источников, сделан вывод о том, что к началу 1990-х годов были заложены основы нового направления в истории и теории педагогики, появились соответствующие тенденции и в преподавании ряда предметов гуманитарного цикла, связанные с аксиологическим направлением в образовании. К настоящему времени созданы определенные предпосылки для изучения педагогической аксиологии как научной и учебной дисциплины, имеется определенная методологическая база для этого, накоплен понятийно-категориальный аппарат теории ценностей, нуждающийся в систематизации и обобщении.
Однако потенциал классического педагогического наследия в отмеченном выше аспекте использован не в достаточной степени. Не получили должного отражения аксиологические ориентиры философии Древнего Востока, идеи педагогов-представителей антрополого-гуманистического направления, а педагогические теории классиков советского периода были освещены с марксистско-ленинских позиций, не раскрывающих аксиологическую сущность взглядов отдельных педагогов и концептуальные положения их идей.
Доказано, что к настоящему времени сложились предпосылки для формирования педагогической аксиологии как науки, которая может существенно дополнить аксиологическую подготовку будущего учителя при условии достаточной компетентности со стороны преподавателя вуза.
Важным результатом исследования явилась разработка спецкурса "Педагогическая аксиология", программа которого предусматривает:
- ознакомление студентов с важнейшими проблемами аксиологии как науки, ее теоретико-методологических основах и понятийно-категориальном аппарате;
- изучение аксиологических проблем в истории отечественного образования в их развитии;
- осмысление общечеловеческих и национальных ценностей классического педагогического наследия, воплощенных в произведениях, концепциях и теориях выдающихся педагогов прошлого;
- обобщение системы специфически педагогических ценностей и представление возможного варианта их классификации;
- обоснование особенностей методики приобщения школьников к духовным общечеловеческим ценностям.
Работа со студентами по приобщению их духовным общечеловеческим ценностям осуществлялась в несколько этапов: 1) изучение теоретической и методологической основы аксиологии как науки, аксиологических проблем в истории отечественного образования в их развитии; 2) на основании обобщения инновационного педагогического опыта обоснование особенностей методики приобщения школьников к духовным общечеловеческим ценностям; 3) использование полученных знаний и умений в ходе педагогической практики, их анализ, коррекция и дальнейшее совершенствование.
Система ориентации студентов на духовные общечеловеческие ценности включала в себя лекции и самостоятельную работу студентов, обеспечивающие теоретическую подготовку; семинарские, практические, индивидуальные занятия, а также педагогическую практику, в ходе которых осуществлялась подготовка студентов к изучению духовного мира школьников и работе с ними по приобщению к общечеловеческим ценностям.
Творческая реализация идей, изученных в курсе "Педагогическая аксиология", предполагала выполнение определенных заданий, направленных на изучение духовных интересов личности школьника.
На основе данных, полученных в процессе воспитательной работы студентов в период прохождения практики, сделан вывод о том, что специально организованная работа со студентами педагогических вузов по приобщению их к духовным ценностям не только повышает их теоретическую подготовку, но и готовит к соответствующей работе со школьниками.
Одним из результатов исследования является то, что сформулированы профессиональные требования к вузовскому педагогу, призванному обеспечивать приобщение студентов к духовным общечеловеческим ценностям, соответствие которым поможет создать возможности для самореализации, творческого самовыражения и ориентации в работе со студентами на вечные аксиологические приоритеты общечеловеческого и национального характера.
Это предполагает соответствие преподавателя педагогического вуза ряду профессиональных требований, которые можно охарактеризовать как совокупность специальных знаний - основы формирования определенных умений в области педагогической деятельности, гуманистической направленности - системообразующего фактора профессиональной культуры, определяющей меру и способ творческой самореализации личности преподавателя педагогического вуза.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Изучение и анализ широкого круга источников, в состав которых входят работы видных отечественных и зарубежных философов, социологов, психологов, педагогов, а также программно-методические документы, отражающие не только классическое педагогическое наследие, но и в целом духовную жизнь общества, позволили сделать вывод о состоянии изученности проблемы духовных общечеловеческих ценностей в исследуемый период и значение ее в профессиональной подготовке будущего учителя.
В итоге исследования выяснено, что в 1960-х - начале 1990-х гг. характеризуемая проблема в достаточной степени была изучена представителями наук о человеке в рамках определенных аксиологических философских течений, а позже - аксиологии как самостоятельной научной дисциплины.
В результате целенаправленного анализа источников установлено, что процесс изучения аксиологической проблематизации носил неоднозначный и альтернативный характер. В западной философии развивались и формировались следующие направления и течения: теологический идеализм (Г. Лотце); неокантиантство (В. Виндельбанд, Г. Риккерт); натурализм и антинатурализм (Д. Мур); релятивизм (Ж. П. Сартр); экзистенциализм (Э. Фромм); феноменологическое направление (М. Шелер). Представителями указанных течений были разработаны концептуальные положения теории ценностей, касающиеся определения того, что следует считать ценностью: определенные объекты или абсолютные нормативы; существуют ли они реально или являются порождением сознания человека; и, наконец, насколько они индивидуальны, неповторимы и общезначимы.
Обращение к работам современных отечественных философов и социологов позволило сделать вывод о том, что сложилось две точки зрения на ценность как значимость положительную (В.П. Тугаринов, A.M. Коршунов, С.И. Попов, Ю.Д. Гранин, А.И. Жукова и др.); как положительную, так и отрицательную (В.А. Василенко, О.Г. Дробницкий, JI.H. Столович, М.С. Каган и др.) и имеет место утверждение О.Г. Дробницкого о проти-воотносительной природе ценностей. Общей тенденцией изучаемых подходов к проблеме ценностей 1960-х - начала 1990-х гг. явилась концепция, подчеркивающая роль труда, общественно-исторической практики в происхождении и функционировании ценностей.
В процессе изучения поставленной проблемы выяснено, что понятие "духовные общечеловеческие ценности" развивалось в русле следующих направлений и течений, выходящих на уровень философии образования: социально-педагогического, направленного на развитие личности учащегося и творческое преобразование действительности посредством применения знаний (А.В. Луначарский, Н.К. Крупская); культурно-антропологического (С.И. Гессен, П.Ф. Каптерев, К.Д. Ушинский, М.М. Рубинштейн); религиозно-антропологического (Н.А. Бердяев, П.А. Флоренский, В.В. Зеньковский); педагогики свободного воспитания (К.Н. Вентцель). Однако некоторая часть работ указанных авторов не была востребована в исследуемый период, хотя и содержит потенциал, который придал бы более четкую ориентацию на общечеловеческие ценности процессу подготовки будущего учителя в вузе.
В диссертации предпринята попытка сравнить исследуемую проблему с ее отечественными и зарубежными источниками и аналогами. Одним из важнейших результатов явилось то, что удалось показать сущностную и содержательную преемственность в трактовке понятия "духовные общечеловеческие ценности" дореволюционного и последующих этапов генезиса отечественной философской и педагогической мысли. Эта преемственность проявилась в трактовке общечеловеческих аксиологических ориентиров, которые можно назвать ценностями вечными, имеющими непреходящее значение (Человек как самоценность высшего порядка; Свобода личности как условие ее саморазвития и самореализации; Труд как источник не столько материального благополучия, но и нравственного развития человека; Мир и согласие между людьми как фактор достойного существования народов всех стран и т. д.) и взаимосвязь общечеловеческих приоритетов с национальными, их взаимовлияние и взаимопроникновение.
В итоге исследования выяснено, что наряду с указанного рода ценностями, которые имеют статус общечеловеческих, вечных, существуют аксиологические ориентиры, порожденные временем и соответствующие конкретно-исторической эпохе, Политическому и экономическому строю общества. Это позволяет сделать вывод о том, что система ценностей не статична, она находится в постоянном развитии, обогащаясь все более прогрессивными гуманистическими идеями, наполняясь новым содержанием и смыслом.
В процессе исследования, в результате обобщения и анализа разнообразного круга источников, выяснено, что к настоящему времени, в целом, сложился категориальный аппарат аксиологии как науки, а работы отечественных и зарубежных философов, психологов, педагогов могут явиться методологической основой процесса приобщения студентов педагогических вузов к духовным общечеловеческим ценностям в процессе преподавания дисциплин гуманитарного и психолого-педагогического цикла и являть собой солидную научно-теоретическую основу характеризуемого процесса.
На основе классификации специфически-педагогических ценностей З.И. Равкина, показано своеобразие понятия "ценности образования" как составного компонента общечеловеческих ценностей, отражение указанного понятия в современной психологии и педагогике и доказана необходимость изучения его студентами педагогических вузов, что будет способствовать осознанию ценностей профессионально-педагогической деятельности и самой профессии учителя как духовной ценности.
Важным результатом исследования, достигнутым на основе всестороннего изучения источников, является реализация в нем подхода к классическому педагогическому наследию как к духовной ценности общечеловеческого и национального характера и трактовка идей педагогов-классиков с позиций их аксиологической сущности.
Обобщение исследуемого исторического опыта позволило проанализировать цели, содержание, задачи, организационные формы и методы приобщения будущих учителей к духовным общечеловеческим и образовательным ценностям как органической составной части системы профессиональной подготовки студентов.
Установлено, что несмотря на излишнюю идеологизирбванность системы образования в период "развитого социализма", указанного рода аксиологические ориентиры в определенной степени были отражены в программах и учебных пособиях дисциплин психолого-педагогического и гуманитарного циклов. Однако потенциал классического педагогического наследия в отмеченном выше аспекте использован далеко не в достаточной степени. Практически не получили должного отражения аксиологические ориентиры философии Древнего Востока, идеи педагогов - представителей антрополого-гуманистического направления, а педагогические учения классиков советского периода были освещены с марксистско-ленинских позиций, не раскрывающих зачастую аксиологическую сущность взглядов отдельных педагогов и концептуальные положения их идей.
В исследовании доказывается, что к настоящему времени сложились предпосылки для формирования педагогической аксиологии как науки, которая может существенно дополнить аксиологическую подготовку будущего учителя при условии достаточной компетентности со стороны преподавателя вуза.
Одним из результатов исследования является то, что сформулированы профессиональные требования к вузовскому педагогу, призванному обеспечивать приобщение студентов к духовным общечеловеческим ценностям, соответствие которым поможет создать возможности для самореализации, творческого самовыражения и ориентации в работе со студентами на вечные аксиологические приоритеты общечеловеческого и национального характера.
Важным выводом исследования является то, что подготовленный соответствующим образом учитель, изучивший сущность духовных общечеловеческих ценностей, осознавший специфически педагогические аксиологические ориентиры и классическое педагогическое наследие как приоритетную общечеловеческую и национальную ценность сферы образования, может осуществить работу со школьниками по приобщению их к духовным ценностям.
Таким образом, гипотеза, выдвинутая нами в начале исследования, подтвердилась. При определенных условиях целенаправленной реализации изучаемого исторического опыта можно содействовать повышению уровня духовного развития студентов педагогических вузов и подготовить учителя к работе по формированию общечеловеческих и специфически образовательных ценностей у школьников.
В исследовании использована форма связи истории и современности не только на уровне иллюстрации и аналогии, но и контекста современности в историко-педагогической ретроспективе.
В рассмотренных направлениях выполненное исследование способствует тому, чтобы позитивный потенциал, накопленный в системе некоторых наук о человеке, был востребован при решении важнейшей проблемы современного образования — приобщения будущих учителей к духовным общечеловеческим ценностям и подготовке их уже в вузе к соответствующей работе со школьниками.
Список литературы диссертационного исследования кандидат педагогических наук Миронова, Наталья Ивановна, 1999 год
1. Абдуллина О.О. Общепедагогическая подготовка учителя в системе высшего педагогического образования. М.: Просвещение, 1984. -208с.
2. Азаров Ю.П. Педагогика Любви и Свободы. М.: Топикал, 1994. -608с.
3. Аксиологические аспекты историко-педагогического обоснования стратегии развития отечественного образования /Под ред. З.И. Равки-на. М.: ИТОиП РАО, 1994. - 279 с.
4. Амонашвили Ш.А. Главное не отметка, а человеческое отношение
5. Вожатый, 1989. №3. - С.28-31.
6. Ананьев Б.Г. Психология педагогической оценки. Избранные психологические труды: в 2-х т. /Под ред. А.А.Бодалева и др. М.: Педагогика,1980. Т.Н.-287 с.
7. Андерсон Д.С. Ценностные ориентации молодежи и планирование образования //Перспективы, 1988. №1. - С.23-27.
8. Андреева Г.М. Социальная психология. М.: Аспект Пресс, 1998.376 с.
9. Античная литература /Под ред. А.А. Пахо-Годы. М.: Просвещение, 1973.-440 с.
10. Антология педагогической мысли России второй половины XIX-начала XX вв. М.: - Педагогика, 1990. - 603 с.
11. Апресян Р.Г. Первичные детерминанты нравственного опыта //Вопросы философии. 1993. - №8. - С.38.
12. Бабанский Ю.К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса. М.:1. Просвещение, 1982. 192 с.
13. Барабанщиков А.В. Проблема педагогического культуры преподавателей вузов. К вопросу о сущности педагогической культуры.
14. Советская педагогика. -1981. №1. - С.34-37.
15. Беккер Г., Босков А. Современная социологическая теория. М.: Политиздат, 1961.-895 с.
16. Белозерцев Е.П. Подготовка учителя в условиях перестройки. — М.: Педагогика, 1989. 208 с.
17. Бердяев Н.А. Философия свободы: смысл творчества. М.: Правда, 1989.-607 с.
18. Бестужев-Лада И.Т. Социолог о потребностях //Наука и техника. -1972.-№9.-С.46-51.
19. Блонский П.П. Избранные педагогические и психологические произведения: в 2-х т/ Под ред. А.В.Петровского. М.: Педагогика, 1979. -Т.1.-304 с.
20. Богуславский М.В. Ценностные ориентации российского образования в первой трети XX века //Педагогика. 1996. - №3. - С.72-75.
21. Богуславский М.В. Педагогика "другой России" //Педагогика. 1998. -№1.-С.112-114.
22. Богуславский М.В. Общечеловеческие и национальные ценностные ориентации отечественной педагогики (начало XX века) //Педагогика. 1998. - №7. - С.82-87.
23. Бодалев А.А., Караковский В.А., Новикова Л.И. Психолого-педагогические проблемы воспитания в современных условиях проблемы воспитания в современных условиях. //Советская педагогика. 1991. -№5. - С.11-19.
24. Болдырев Н.И. Методика воспитательной работы в школе: Учебное пособие для студентов пед. институтов. 2-е изд., испр. И доп. - М.: Просвещение, 1981. -223 с.
25. Борзых В.В. О свободе морального выбора //Вопросы философии. -1992. -№1.-С.39-43.
26. Введение в историю и теорию эстетики. Программа и методические указания к семинарским занятиям. М.: МГОПИ, 1993. - 26 с.
27. Введение в научное исследование по педагогике. Учеб. пособие для ст-ов пед.ин-тов /Под ред. В.И. Журавлева. М.: Просвещение, 1987. -239 с.
28. Введение в философию: Учебник для вузов. В 2-х частях /Под общ. Ред. И.Т. Фролова. М.: Политиздат. -4.1. - 1990. - 367 с.
29. Вединяпина В.А. Непрерывная педагогическая практика на I-II курсах факультета педагогики и методики начального обучения (программа и методические рекомендации). Борисоглебск, 1992. - 38 с.
30. Вендровская Р.Б. Общественно-педагогическое движение в СССР (1917-1991 гг.) — М.: изд-во ИТП и МИО РАО, 1993.-45 с.
31. Вентцель К.Н. Теория свободного воспитания и идеальный детский сад. — М., 1915.-107 с.
32. Виндельбанд В. Философия в немецкой духовной жизни XIX столетия. -М., 1910.-150 с.
33. Водовозов Н.В. История древней русской литературы. Учеб пособие для пединст. М.: Учпедгиз, 1966. - 363 с.
34. Гербарт И.Ф. Избранные педагогические сочинения. М.: Учпедгиз, 1940.-T.I.-292 с.
35. Гершунский Б.С. Философия образования для XXI века (В поисках практико-ориентированных образовательных концепций). М.: "Интер Диалект+", 1997. - 697 с.
36. Гершунский Б.С. Философско-методологические основания стратегии развития образования в России. М.: ИТОиП РАО, 1993 .- 160с.
37. Гершунский Б.С., Шейерман Р. Общечеловеческие ценности в образовании //Педагогика. 1992. N°5-6. - С.3-13.
38. Гоноболин Ф.Н. Книга об учителе. М.: Просвещение, 1965. - 260 с.
39. Горбачев М.С. Политический доклад ЦК КПСС XXVII съезду Коммунистической партии Советского Союза, 25 февраля 1986 г. М.: Политиздат, 1986. - 44с.
40. Данилов М.А. Процесс обучения в советской школе. -М.:Просвещение, 1960. 299 с.
41. Демков М.И. Курс педагогики. М., 1912. - 365 с.
42. Дистервег А. Избранные педагогические сочинения. М.: Учпедгиз, 1956.-374 с.
43. Добролюбов Н.А. Избранные педагогические произведения. М.: Педагогика, 1986. - 346 с.
44. Додонов В.И. Теоретико-методологические основы духовно-нравственного развития личности в наследии русских философов конца XIX -начала XX в. М.: ИТОиП РАО, 1994. - 140 с.
45. Дробницкий О.Г. Мир оживших предметов. Проблема ценности и марксистская философия. -М.: Политиздат, 1967. 351 с.
46. Европейская педагогика от античности до Нового времени /Под ред.В.Г. Безрогова и JI.B. Мошковой. В 3-х частях. Ч. I. - М.: изд-во ИТП и МИО РАО, 1993. - 245 с.
47. Егоров С.Ф. О Михаиле Ивановиче Демкове.//Педагогика, 1995. -№1. -С. 113-117.
48. Егоров С.Ф. Ценность общего образования. //Педагогика, 1995. №3. -С.90-93.
49. Закон Российской Федерации об образовании. Воронеж, 1992. - 63с.
50. Зенысовский В.В. История русской философии. Соч. В 4-х т. М.: Изд-во иностр. лит-ры. T.I -1956. - 427 с.
51. Из истории русской гуманистической мысли: Хрестоматия для учащихся старших классов/составитель А.Ф. Малышевский и др./ М.: Просвещение, 1993.—288с.
52. Ильин В.В. Моральные абсолюты в нормативном сознании. //Вестник Московского Университета. Серия 7. Философия. 1992. - №5, - С.34-38.
53. Ильин Е.Н. Рождение урока. М.: Педагогика, 1986. - 176с.
54. Ильина Т.А. Педагогика: Курс лекций. Учеб. пособие для ст-ов пед.ин-тов. М.: Просвещение, 1984. - 496 с.
55. Исаев И.Ф. Теоретические основы формирования профессионально-педагогической культуры преподавателя высшей школы.: Дис. д-ра пед.наук: 13.00.01. М., 1993.-443с.
56. Историко-педагогические основания стратегии развития отечественного образования./Под ред. З.И. Равкина. М.: ИТПиМИО РАО, 1994. -88с.
57. История мировой культуры. Пособие для преподавателей. Санкт-Петербург, 1993. - 92с.
58. История России с древнейших времен до второй половины XIX века. Курс лекций./под ред. Б.В. Личмана. Екатеринбург; Урал.гос.техн. ун-т., 1994.-304с.
59. История СССР, 1861-1917: Учеб. Для студентов пед. ин-тов по спец. "История"/ под ред. В.Г. Тюгавкина. М.: Просвещение, 1989. -463с.
60. Каптерев П.Ф. Избранные педагогические сочинения /Под ред. A.M. Арсеньева. М.: Педагогика, 1982. - 304 с.
61. Караковский В.А. Стать человеком. Общечеловеческие ценности основа целостного учебно-воспитательного процесса. - М.: Новая школа,1993.-80 с.
62. Кирьянова А.В. Ориентация школьников на социально-значимые ценности: Дисс. .д-ра пед. наук:13.00.01 Л., 1991. - 445 с.
63. Коган Л.Н. Духовные потребности и деятельность личности. //Философские науки. 1976. -№1. - С.48-52.
64. Коменский Я.А. Великая дидактика. Избр.пед.соч. в 2-х томах. /Под ред. И.А.Пискунова и др. М.: Просвещение, 1982. - T.I. - 342 с.
65. Константинов Н.А. и др. История педагогики. Учебник для студентов пед. ин-тов. М,: Просвещение, 1974. - 447с.
66. Конституция РСФСР. М.: Советская Россия, 1989. - 68 с.
67. Корнетов Г.Б. Всемирная история педагогики. Учебное пособие. М., Изд. Российского открытого ун-та, 1994. - 140с.
68. Королькова Е.С. Научное знание основа гуманистического воспитания. //Советская педагогика. - 1991. - №10. — с.34-36.
69. Коростелева А.А. Формирование духовных ценностей старшеклассников.: Дис. . канд.пед. наук: 13.00.01. -М., 1992.-200 с.
70. Коршунов A.M. Отражение, деятельность, познание. М.: Политиздат, 1979.-216 с.
71. Кошелева О.Е. "Душевное страдание" в Древней Руси. /Свободное воспитание. Вып.1. - М., 1992. - С. 29-32.
72. КПСС в резолюциях. М.: Политиздат. - 1986. - 815 с.
73. Краевский В.В. Проблемы научного обоснования обучения: (Методологический анализ) М.: Педагогика, 1977. - 264 с.
74. Краткий очерк истории философии. /Под ред. М.Т. Иовчука и др. М.: Мысль, 1967.-790 с.
75. Крутецкий В.А. Психология обучения и воспитания школьников. Книга для учителей и классных руководителей. М.: Просвещение, 1976. -303с.
76. Кузьмина Н.В. Очерки психологии труда учителя. Психологическая структура деятельности учителя и формирования его личности. Изд-во Ленинградского ун-та, 1967. 183 с.
77. Левашова Т.Н. Общая культура учителя. Л., 1977. - 16 с.
78. Лихачев Б.Т. Педагогика. Курс лекций. Учебное пособие для студентов пед. учебн. Заведений и слушателей ИПК и ФПК. — М., : Прометей, 1992.-528с.
79. Локк Д. Педагогические сочинения. М.: Учпедгиз, 1939. - 320 с.
80. Лосский Н.О. Ценность и бытие: Бог и царство божие как основа ценностей. -Париж, 1931. 135 с.
81. Луначарский А.В. О воспитании и образовании /Под ред. A.M. Ар-сеньева. М.: Педагогика, 19/6. - 636 с.
82. Макаренко А.С. О воспитании / Сост. B.C. Хелеминдик. М.: Политиздат, 1988.-256 с.
83. Малиновская В.Н. Формирование основ педагогического мастерства в структуре профессиональной подготовки учителей (в условиях педагогического колледжа): Автореферат дис. к.п.н. М., 1994. - 30 с.
84. Мальцева В.М. В.В. Зенысовский о духовно-нравственном развитии личности. //Педагогика. 1994. №4. - С.28-32.
85. Материалисты Древней Греции. М.: Просвещение, 1955. - 364 с.
86. Методика воспитательной работы: Учебное пособие для студентов пед. ин-тов./Под ред. Л.И. Рувинского. М.: Просвещение, 1989. -335с.
87. Моносзон Э.И. Становление и развитие советской педагогики 19171987. М.: Просвещение, 1987. - 224 с.
88. Монтень М. Опыты. М.-Л., 1960, кн.1. 265 с.
89. Мосолов В.А. Приоритеты воспитания: прошлое и настоящее. Курс лекций. Санкт-Петербург, 1996. -212с.
90. Мудрик А.В. Учитель: мастерство и вдохновение. М.: Просвещение, 1986.- 160 с.
91. Назаретян А.П. Катастрофы и нравственность. //Общественные науки и современность. 1992. - №1. - С.43-49.
92. Народное образование в СССР. Сборник документов 1917-1973. М.: Просвещение, 1974.-714 с.
93. Никольская А.А. Н.И. Пирогов: нравственный человек цель воспитания. //Педагогика, 1990. -№11.- С.86-89.
94. Новиков A.M. Как работать над диссертацией. М.: Педагогический поиск. - 1994. - 146 с.
95. Новые ценности образования: тезаурус для учителей и школьных психологов. М., 1995. - 113с.
96. Нравственная жизнь человека: искания, позиции, поступки. (Редкол.: А.И. Титаренко и др.). М.: Политиздат, 1982. - 215 с.
97. Образование: идеалы и ценности (историко-теоретический аспект). /Под ред. З.И. Равкина. М.: ИТПиО РАО, 1995. - 631с.
98. Общая психология: Учебное пособие для студентов пед. институ-тов./В.В. Богословский, А.А. Степанов, А.Д. Виноградова и др. 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Просвещение, 1981. - 383с.
99. Общие основы педагогики. /Под ред. Ф.Ф. Королева, В.Е. Гмурмана. -М., Просвещение, 1967. 196 с.
100. Орлов П.А. История русской литературы XVIII века. М., 1991. -362с.
101. Основы дидактики. Под ред. Б.П. Есипова. М.: Просвещение, 1967. -472с.
102. Основы педагогического мастерства. /Под ред. И.А. Зязюна. М.: Просвещение. - 1989. - 302с.
103. Очерки истории педагогической науки в СССР (1917-1980). /Подред. Н.П. Кузина, М.Н. Колмаковой. М.: Педагогика, 1986. - 288с.
104. Очерки истории школы и педагогической мысли народов СССР. Конец XIX- нач. ХХв. /Отв. Ред. Э.Д. Днепров. М.: Педагогика, 1991. -448с.
105. Очерки истории школы и педагогической мысли народов СССР. Вторая половина Х1Хв. /Отв.ред. А.И. Пискунов. М.: Педагогика, 1976.-600с.
106. Педагогика. Программы высших педагогических учебных заведений. /Отв. Ред. А.Д. Солдатенков. М.: Педагогика, 1993. - 38 с.
107. Педагогика. Программы высших педагогических учебных заведений. /Отв. Ред. П.А. Жильцов. — М.: Педагогика, 1993. 18 с.
108. Педагогика. Учебное пособие для студентов педагогических вузов и пед. колледжей /Под ред. П.И. Пидкасистого. М.: Российское педагогическое агентство, 1995. — 637 с.
109. Педагогика: Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений. В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, А, И. Мищенко, Е.Н. Шиянов. М.: Школа-Пресс, 1997. - 512 с.
110. Педагогическая энциклопедия. М.: Сов.энциклопедия, 1968. - Т.2. -912 с.
111. Песталоцци И.Г. Избранные педагогические произведения, в 3-х т. -М., изд-во АПН РСФСР, 1963. Т. II. - 212 с.
112. Платонов С.Ф. Лекции по русской истории. В 2-х частях. — М.: Вла-дос, 1994.-480 с.112: Подласый И.П. Педагогика: Учеб. пособие для ст-ов высших пед. учеб. заведений. М.: Просвещение: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1996.-432 с.
113. Полонский В.М. Типология и уровни исследовательской проблематики //Педагогика. 1997. - - №1. - С. 14-17.
114. Попова И.М. Ценностные представления и "парадоксы самосознания" /Социол. исслед. 1984. - №4. - С.23-27.
115. Программы высших педагогических учебных заведений. Психология общая и возрастная. М.: Просвещение, 1965. - 40 с.
116. Программы высших педагогических учебных заведений. Психология общая и возрастная. — М.: Просвещение, 1970. 34 с.
117. Программы высших педагогических учебных заведений. Сборник №5. М.: Просвещение, 1986. - 114 с.
118. Программы педагогических институтов. Введение в педагогику. -М.: Просвещение, 1971. -42 с.
119. Программы педагогических институтов. Педагогика. Душанбе, 1969.-36 с.
120. Программы педагогических институтов. Педагогика. М. : Просвещение, 1971.-53 с.
121. Программы педагогических институтов. Педагогика. М. : Просвещение, 1979.-58 с.
122. Программы педагогических институтов. Педагогика. Москва: Учпедгиз, 1963. - 44 с.
123. Программы педагогических институтов. Педагогика. Москва: Учпедгиз, 1961. - 38 с.
124. Программы педагогических институтов. Сборник №22. М. : Просвещение, 1987. - 123 с.
125. Пряникова В.Г., Равкин З.И. История образования и педагогической мысли: Учебник-справочник. М.: Новая школа, 1994. - 96 с.
126. Психология творчества /Под ред. Я.А. Пономарева. М., 1990. -234с.
127. Равкин З.И. Актуальные вопросы теории педагогического стимулирования //Советская педагогика. 1974. - №10. - С.32-35.
128. Равкин З.И. К истории развития теоретических основ проблемы педагогического стимулирования //Советская педагогика. 1973. - №8. -С.28-32.
129. Равкин З.И. О подлинных и мнимых стимулах к учению //Народное образование. 1961. - №2.-С. 48-51.
130. Радугин А.А. Философия: курс лекций. 2-е изд., перераб. и доп. -М.: Центр, 1997.-272 с.
131. Ревякин А.И. История русской литературы XIX века. Первая половина. М.: Просвещение, 1977. - 559 с.
132. Риккерт Г. О системе ценностей //Логос. М., 1914. - Т.1. Вып. 1. -114с.
133. Розанов В.В. Сумерки просвещения //Советская педагогика. 1990. -№8. - С.96-101.
134. Розов Н.С. Культура, ценности и развитие образования. М., 1992. -154 с.
135. Рубинштейн М.М. Основы трудовой школы. Иркутск, 1920. - 196с.
136. Рубинштейн С.Л. Проблемы общей психологии. М.: Педагогика, 1973.-424 с.
137. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: в 2-х т. М.: Педагогика, 1989.-Т.1.-485 с.
138. Рувинский А.И. Методика воспитательной работы. М. : Просвещение, 1989.-365 с.
139. Ручка А.А. Ценностный подход в системе социологического знания. -Киев, 1987.- 136 с.
140. Савин Н.В. Методика преподавания педагогики. М.: Просвещение, 1987.-207 с.
141. Салимова К.И. и др. Очерки истории школы и педагогики за рубежом.-Ч. I.-M.: изд. АПН СССР, 1988.-203 с.
142. Сборник программ и методических материалов для студентов факультетов начальных классов и дошкольного воспитания. М., 1994. -115 с.
143. Скаткин М.Н. Методология и методика педагогических исследований (в помощь начинающему исследователю). М.: Педагогика, 1986. - 152 с.
144. Сластенин В.А. Формирование личности учителя советской школы в процессе профессиональной подготовки. М.: Просвещение, 1976. -160 с.
145. Современная социологическая теория в ее преемственности и изменении /Под ред. Г.Беккера, Л.Боскова. М.: Политиздат, 1961. - 893 с.
146. Современные проблемы истории образования и педагогической науки: в 3-х т. /Под ред. З.И. Равкина. М., 1994. - Т.З. - 224 с.
147. Сорокин Н.А. Дидактика. Учебное пособие для студентов пед. институтов. М.: Просвещение , 1974. - 222 с.
148. Социологический словарь, 2-е изд., перераб. И доп. Минск: Университетское, 1991. — 528с.
149. Спиркин А.Г. Основы философии. М.: Политиздат, 1988. - 398 с.
150. Степашко Л.А. Духовность как доминанта педагогического образования //Педагогика. 1997. - №6. - С. 117-119.
151. Столович Л.Н. Красота. Добро. Истина: Очерк истории эстетической аксиологии. М.: Республика, 1994. - 464 с.
152. Стратегия развития образовательных систем. Понятийно-терминологический словарь /Ред. и сост. В.М. Полонский. М., 1993. — 110с.
153. Сумерки богов /Сост. и общ. Ред. А.А.Яковлева. М.: Политиздат, 1990.-396 с.
154. Сухомлинский В.А. Этюды о коммунистическом воспитании
155. Народное образование. 1967. - №2. - С.43-47.
156. Творчество и социальное познание /Под ред. A.M. Коршунова, С.С. Гольдентрихта. М.: Изд-во МГУ, 1982. - 256 с.
157. Труды первого Всероссийского съезда по семейному воспитанию (ТПВССВ). T.I., СПб, 1914. 612 с.
158. Тугаринов В.П. Философия сознания. М.: Политиздат, 1971.- 234 с.
159. Ушинский К.Д. Избранные педагогические произведения. М.: Просвещение, 1968. - 557 с.
160. Философия. Основные идеи и принципы. /Под общ. Ред. А.И. Раки-това. — М.: Политиздат, 1990. — 368 с.
161. Философия: Учебник. /Под ред. В.Д. Губина, Т.Ю. Сидориной, В.П. Филатова. М.: Тон/Тоне, 1996. - 431 с.
162. Философский словарь /Под. ред. И.Т. Фролова. 6-е изд., перераб. и доп. - М.: Политиздат, 1991. - 560 с.
163. Флоренский П.А. У водоразделов мысли. М.: Правда, 1990. - 446 с.
164. Фоминых Ю.Ф. Интегративный подход к формированию мировоззрения школьников. //Педагогика. 1993. - №4. - С. 26-31.
165. Фролов И.Т. Наука — ценности гуманизм //Вопросы философии. -1981. - №3. — С. 27-31.
166. Фромм Э. Психоанализ и этика. М.: Республика, 1993. - 415 с.
167. Харламов И.Ф. О педагогическом мастерстве, творчестве и новаторстве. //Педагогика, 1992. №7-8. - С. 11-15.
168. Харламов И.Ф. Педагогика: Учебное пособие. 2-е изд., перераб. И доп. -М.: Высш. Шк., 1990. -576с.
169. Химик И.А. Как преподавать мировую художественную культуру. -М., 1992.- 160с.
170. Ценностный подход в системе социологического знания. Киев, 1987.- 173 с.
171. Чавчавадзе Н.З. Культура и ценности. Тбилиси: Мецниереба, 1984. - 171 с.
172. Шацкий С.Т. Школа для детей или дети для школы. Избр.пед.соч. в 2-х т. М.: Педагогика, 1980. - Т.2. - 414 с.
173. Шиянов Е.Н. Гуманизация образования и профессиональная подготовка учителя. Ставрополь, 1991. - 119 с.
174. Школьник Г.И. От единого мировоззрения к личностным ценностям. //Педагогика. 1994. - №5. - С.31-34.
175. Щербаков А.И. Некоторые вопросы совершенствования подготовки учителя. //Советская педагогика. 1971. - №9. - С.48-51.
176. Щербаков А.И. Формирование личности учителя советской школы в системе высшего педагогического образования.: Автореферат дис. . д-ра пед.наук (по психологии). Д., 1968. - 36 с.
177. Щукина Г.И. Познавательный интерес в учебной деятельности школьника. М.: Педагогика, 1972. - 292 с.
178. Щукина Г.И. Проблема познавательного.интереса в педагогике. -М.: Педагогика, 1971. 3 51 с.
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.