Примитив как коммуникативная модель и художественный опыт У. Фолкнера тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 10.01.03, кандидат филологических наук Кондрахина, Наталья Геннадиевна

  • Кондрахина, Наталья Геннадиевна
  • кандидат филологических науккандидат филологических наук
  • 2004, Москва
  • Специальность ВАК РФ10.01.03
  • Количество страниц 164
Кондрахина, Наталья Геннадиевна. Примитив как коммуникативная модель и художественный опыт У. Фолкнера: дис. кандидат филологических наук: 10.01.03 - Литература народов стран зарубежья (с указанием конкретной литературы). Москва. 2004. 164 с.

Оглавление диссертации кандидат филологических наук Кондрахина, Наталья Геннадиевна

Введение:.

1. К определению понятий «примитив» и «примитивизм».

2. Две традиции в подходе к миру «дикаря» в западноевропейской культуре: «романтическая» и «миссионерская».

3. Наследование и обновление традиций примитивизма в литературе модернизма.

4. Фолкнер и эстетика примитивизма (обзор исследований).

Глава 1. В поисках новой постановки проблемы: примитив как предмет научной антропологической) и художественной репрезентации в культуре начала XX века.

1.1. Проблема примитива и рефлексия над способами его описания в антропологии начала XX века:.

1.2. Антропология и литература: опыт Зоры Нил Херстон.

1.3. Молодой Фолкнер: открытие «примитива» применительно к современности.

Глава 2. Община и общинность как коммуникативная модель (на примере романа

Непобежденные»):.

2.1. Взаимность как опора общинной жизни.

2.2. «Свобода самосохранения».

2.3. Община и «Я»: возможность внутреннего диалога.

Глава 3. Речевое измерение примитива (на примере романа «Когда я умирала»):

3.1. Непосредственная коммуникация в примитивной общине: ее свойства и специфическая выразительность.

3.2. Образ общинной речи у У. Фолкнера.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Литература народов стран зарубежья (с указанием конкретной литературы)», 10.01.03 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Примитив как коммуникативная модель и художественный опыт У. Фолкнера»

1. К определению понятий «примитив» и «примитивизм».

Примитив- одно из ключевых слов культуры XX века, притом - самых дискуссионных. Употребление его в гуманитарной культуре многообразно, как многогранна проблема примитива: ее философские, эстетические и художественные аспекты тесно переплетаются. В научной литературе термин «примитив», «примитивный» используется в двух значениях- расширительном и конкретно-историческом. «Примитивным» в первом значении называют всякое (в том числе- художественное) сознание чуждое рефлексии, в рамках которого мир и человек едины и неотделимы друг от друга. В этом случае термин употребляется в своем исконном смысле (от латинского «рптШуив»— «первый», «первоначальный» или «более ранний»)1. Им обозначают искусство древних внеевропейских цивилизаций, первобытное, средневековое, народное искусство, традиционное искусство Азии, Африки, Америки и Океании, детское искусство, иногда искусство душевнобольных. «Художественный опыт в примитиве- это прежде всего экзистенциональный опыт, и он переживается отнюдь не по законам искусства. В этом ракурсе становится возможным сближение таких явлений, как архаика, искусство детей, наивных художников и сумасшедших, так как в каждом из этих случаев произведение искусства рождается из нерасчлененного единства человека и мира,2»- полагает современная исследовательница К. Г. Богемская.

Под «примитивом» во втором значении понимают творческое самовыражение художников, не прошедших профессиональной, академической выучки, однако вовлеченных в общеевропейский художественный процесс ХУП-ХХ веков. В этом качестве слово «примитив» вошло в культурный обиход уже давно, но долгое время не в качестве термина, а в качестве умозрительной характеристики. Еще сравнительно недавно исследователям приходилось брать его в кавычки и напоминать о том, что структура художественного образа в этом искусстве зачастую более сложна, чем в «традиционном» или «ученом», а потому «примитив» отнюдь не примитивен и т. д. Примитивизм обозначает, таким образом, направление в изобразительном искусстве конца XIX- начала XX века, которое сознательно упрощает художественные образы и выразительные средства, выбирая в качестве образцов первобытное или народное искусство, архаику, детское творчество, спонтанное творчество городских низов и художников-самоучек. В отличие от этих последних, примитивисты-высокопрофессиональные мастера, сознательно обращающиеся к примитиву в поисках

1 Слово в европейские языки было заимствовано в начале XV века.

2 Богемская К. Г. Понять примитив. Самодеятельное, наивное и аутсайдерское искусство в XX веке.— Спб.: Изд-во «Алетейя», 2001. .-С. 19. целостности, чистоты, эмоциональности, непосредственности восприятия- всего того, что, по их мнению, утрачено современным «ученым» искусством

Интерес к тому, что позднее стали называть примитивом, зародился в европейской культуре на рубеже ХУШ-Х1Х столетий. В дальнейшем, в XIX веке художники (назарейцы, прерафаэлиты и др.) активно обращались в своем творчестве к опыту Проторенессасна, Раннего возрождения, а также неевропейских изобразительных традиций. «Для того, чтобы описать инаковые, более ранние или недостаточно развитые системы образности, такие, как, например, китайское, готическое или древнеегипетское искусство, широко использовалось понятие «примитив».3 Общим термином «примитивное искусство» европейцы ХУШ-Х1Х века обозначали широкий спектр стилей и направлений: от итальянского и фламандского искусства XIV-XV века или искусства Древней Греции до неевропейского искусства в целом. Наглядным примером подобного обобщения может служить выставка 1802 года в Музее Наполеона в Париже, организаторы которой предложили вниманию публики работы таких «примитивов» как Фра Анджелико, Дюрер и Ван Эйк. В дальнейшем «сфера действия» термина «примитивное искусство» будет постепенно сужаться- из нее исключаются сложившиеся и высокоразвитые художественные системы- такие, как древнеегипетское и средневековое искусство, ранние этапы развития какой-либо системы- такие, как греческая архаика и Проторенессанс, а также творчество примитивистов.

Во второй половине XIX века происходит радикальная трансформация отношения к способу существования неевропейских («диких») народностей. В 1871 году выходит в свет двухтомная работа Э. Тайлора «Первобытная культура»4, которая подробно анализирует разницу между ментальностью «дикаря» и человека современной цивилизации,- она, впрочем, не содержит ни одной главы, посвященной искусству. Продукты творчества «дикарей» характеризуются исключительно негативно- нехваткой мастерства и художественных навыков. Такое представление оставалось «общим местом» европейской культуры вплоть до конца XIX века. Но уже в 1890 году немецкий ученый-этнолог А.Р. Хайн выступает с утверждением, что любой уровень развития цивилизации способен создавать полноценные объекты культуры, и у примитивных народов тоже есть великое искусство, которое достойно изучения и восхищения. Не менее существенное обстоятельство- открытие многочисленных музейных экспозиций и выставок внеевропейского искусства в конце XIX-начале XX века. По справедливому наблюдению Р. Голдуотера, крупнейшего исследователя проблем примитива и примитивизма в искусстве, европейская художественная практика шла

Connelly F. S. The Sleep of Reason. Primitivism in Modern European Art and Aesthetics 1725-1907.— Pennsylvania: The Pennsylvania State UP., 1995. - P. 2.

4 Tylor E. B. Primitive Culture. — L.: Murray, 1871. в своем развитии «от вдохновления примитивными формами и стилями- к более широкому, более туземному примитивному идеалу»5.

Открытие» примитива как специфической, инаковой системы эстетического выражения происходит на рубеже XIX-XX веков на фоне острой жажды обновления в европейском искусстве. Художественный модернизм, подчеркивает Роберт Мартин Адаме в статье «Каким был модернизм?», охотно заимствует материал, которым его снабжают антропология и этнология, при этом радикально трансформируя стиль оформления и подачи этого материала, за счет его реконтектуализации: «Новый примитивизм обращается к более далекому прошлому и по-новому использует его. Модернистов интригует не античное, классическое, «отшлифованное» наследие, а примитивный, варварский, таинственный архаический мир. Очевидно, что они позаимствовали многое у ученых, таких, как, например . «Кембриджская школа антропологов», возглавляемая Фрейзером»6.

Открытию» примитива, кроме этнологии и антропологии начала прошлого века, способствовали также исследования 3. Фрейда, который приходит к заключению, что ребенок и дикарь-примитив— это то «счастливое» состояние человека, когда его бессознательное, то есть влечения к наслаждению и смерти, еще не ограничено, не подчинено сознанию, разуму.

Примитивное искусство оказалось релевантным поискам художников конца XIX-начала XX века, которым акт непосредственного воспроизведения окружающей реальности, вдохновлявший и интриговавший их предшественников-«реалистов», представлялся лишенным смысла и творческого начала. С этой задачей отныне прекрасно справляется фотография: быстрое техническое усовершенствование фотокамеры и ее мобильность давали ее владельцу возможность качественно, быстро и с небольшими усилиями и затратами запечатлевать окружающий мир. «Непосредственность» реалистического видения начинает восприниматься как опосредованная, притом в высшей степени, социальной условностью, эстетическим клише, культурно и исторически детерминированной и воспитанной привычкой восприятия. В искусстве второй половины XIX века утверждается мысль об иной, «лучшей», «глубочайшей» правдивости, доступ к которой возможен через остранение, отчуждение социальной привычки.

Художниками XX века осознается и постулируется необходимость писать не «то, что видишь», а «го, что мыслишь», осуществить романтическую мечту о преодолении «тирании глаза»,- не воспроизводить объект, а использовать воображение и образность для того, чтобы в обход устоявшихся эстетических конвенций передать экспрессию, всплеск энергии,

5 Goldwater R.J. Modern Art.- N.Y.: Harvard UP., 1953.- P. XXIII.

6 Adams R.M. What Was Modernism?// Hudson Review. - Spring 1978. - V. XXXI.-№. 1- P. 21. целостность и спонтанность мировосприятия. Искусство стремится стать экспрессивным и концептуальным, избегая репрезентативности. Поиски лапидарности и обнаженной экспрессии выражаются в разного рода экспериментах, предметом которых становится форма, цвет, композиция, слово как таковое. И именно образцы примитивного искусства зачастую помогают европейскому художнику оторваться от традиционных форм, привычной репрезентации реальности, порвать с традициями европейской художественной культуры, сложившимися с XVI века.7

Гогена, который «открыл» примитивное искусство для европейской живописи, оно привлекает наивностью и простотой, в противовес усложненности, выхолощенности современной цивилизации. Мастер оказался первым, кто сделал в познании примитива важнейший для дальнейшего развития европейской культуры шаг- шаг от отстраненного любования к самоотождествлению. По мнению исследователей творчества Гогена, уже в 1886-1887 годах «художник начинает осознавать себя не европейцем, а дикарем, человеком, в жилах которого течет индейская кровь»8.

Поиск всеобъемлющей, выразительной в своей простоте формы в дальнейшем продолжается в живописи Бельгии, Франции, Германии (Х.К. Ван де Велде, фовисты, группы художников «Мост» и «Синий всадник»). Пикассо упрощает формы тела и эмоциональное выражение, играет контрастами и драматическими эффектами. Ярчайшим шедевром и наглядным примером синтеза примитивного и авангардного в искусстве начала прошлого столетия считается его картина «Авиньонские девицы» (1906-1907): Пикассо создает ее под впечатлением от парижской выставки доисторической иберской скульптуры и африканских масок. В этом же ряду можно упомянуть эксперимент Модильяни с «геометризацией» формы, творчество художников-примитивистов (А. Руссо, А. М. Мозес Ф. Мухе, Р. Вива, и другие), Пауля Клее с его ^детским культом», сюрреалистов с их стремлением вернуть цивилизованному человеку силу его примитивных инстинктов и дада с их деструктивным началом.

Открытие европейским авангардом художественной и эстетической ценности примитивного искусства становится на рубеже веков катализатором интереса к тем, кто их создал,- к миру «дикарей», к менталитету и, что существенно для нас, системе социальных

7 Наиболее интересными и полными исследованиями по вопросу взаимодействия живописи к. XIX — н. XX века и примитивного искусства являются следующие работы: Goldwater R.J. Modem Art in Your Life.— N.Y.: Doubleday & Company, Inc., 1953; Goldwater R.J. Primitivism in Modem Painting.— N.Y.: Harper & Brothers Publishers, 1938; «Primitivism» in 20th Century Art. Affinity of the Tribal and the Modem / Ed. by William Rubin.— N.Y.: The Museum of Modem Art, 1984.

8 Бусев M. Примитивизм во французском изобразительном искусстве конца XIX - начала XX века. Поль Гоген // Примитив в искусстве: грани проблемы.— М.: Искусство, 1992.— С. 131. взаимоотношений «примитивов». Так формируется «примитивизм» как одно из направлений социокультурной рефлексии в гуманитарной мысли XX столетия.

Энциклопедия социальных наук Боргезе дает следующее определение примитивизму: «Культ и предположительное воспроизведение прошлого. возвеличивание более раннего этапа в истории культуры- периода либо вообще незапамятного, либо частично сохранившегося в коллективной памяти, либо присутствующего в современности в какой-то специфической форме, как, например, в детском или в народном сознании, или в невинности дикаря. В отличие от усложненности и ослабленности более поздних веков и периодов, [примитивизм], как считают, обладал, или до сих пор обладает секретом неиспорченного, подлинного, полного первобытной энергии выражения жизни»9.

Другое известное и часто цитируемое исследователями определение примитивизма описывает его как «веру в превосходство примитива, простого, неизощренного образа жизни в единении с природой»10.

Итак, примитивизм в социокультурном измерении предполагает идеализацию племени, народности или иной группы людей, которая сумела избежать влияния цивилизации, сохранить близость к природе и органическую связь с ней. Основу примитивизма составляет убеждение, что все люди по своей природе одинаковы, но, приобщаясь к цивилизации, они «портятся» под воздействием социальных условностей и ограничений.

Исходя из этого принципа, примитивизм выстраивает оппозицию: «дикарь»11 (как идеал, модель для подражания)- человек цивилизации. Разница между ними, предполагаемо, — в степени испорченности, разрушения, понесенного ущерба. Примитивизм призывает людей стать и быть самими собой, вернуться к своим первоначальным, природным, подавленным временем и обществом желаниям, к органике, естественному состоянию, сбросить бремя ограничений, табу, запретов цивилизации. Примитивизм, как направление социальной и культурной рефлексии, конструирует образ потерянного мира, настаивая на его латентном присутствии в современном мире и человеке. Как культурный конструкт примитив есть самопредставление западного человека в зеркальном отражении, не столько реальность, сколько воображаемая антитеза современной западной цивилизации, инаковая по отношению к ней система взаимоотношений и коммуникации. В определении

9 Borgese G. A. Encyclopedia of the Social Sciences.— N.Y.: The MacMillan Company & The Free Press, 1968.— V. 12.-P. 398.

10 Webster's Third New International Dictionary of the English Language Unabridged.— Chicago: Encyclopedia Britannica, Inc., 1993.- V. 2.- P. 1801.

11 Слово «дикарь», столь часто употребляемое в XIX веке, подверглось резкой критике уже в начале XX за уничижительные коннотации и было заменено на казавшееся поначалу нейтральным слово «примитив», которое в свою очередь со временем также стало вызывать неоднозначную реакцию. примитивизма, которое предлагает современный исследователь Дениэль Миллер, очень четко прослеживается самопредставление западного человека как его необходимый компонент: «Когда нам казалось, что мы рассматриваем другие культуры, мы на самом деле имели дело с версиями этих культур, созданных Западом, а не представлениями тех народов

19 о себе самих» .

В западноевропейской культуре существует традиция осмысления примитивизма. Артур О. Лавджой и Джордж Боас в исследовании «Примитивизм и связанные с ним идеи в

13 эпоху античности: документальная история примитивизма и связанные с ней идеи» (1935) выделяют два вида примитивизма: хронологический и культурный. Основу первого составляет убеждение, что идеальные условия для жизни человека, скорее всего, существовали в далеком прошлом и на отдаленных от основных центров цивилизации территориях. В тот период истории человек был свободен, как внутренне, так и внешне, не испытывая каких-либо ограничений или давления со стороны окружающего его мира. Следствием этого убеждения становится вера в превосходство прошлого над настоящим.

Культурный примитивизм», по определению А. О. Лавджоя и Дж. Боаса, исходит из убеждения, что существующие «примитивы» или «дикари» живут лучшей жизнью, что влечет за собой романтизацию этносов неевропейского происхождения, идеализацию инстинктов, раскованности, сексуальности и естественности. Эта форма примитивизма синонимична экзотизму, культу «благородного дикаря». Общим для них является очарованность странным, непривычным и неприятие всего обыденного и знакомого.

В дополнение к классификации А. О. Лавджоя и Дж. Боаса Зиглинд Лемке в работе «Примитивистский модернизм. Негритянская культура и происхождение трансатлантического модернизма»14 предлагает свою, выделяя также «духовный» (spiritual) и «эстетический» примитивизм. «Духовный примитивизм» апеллирует к темным, иррациональным, мистическим началам и дионисийскому экстазу. «Эстетический примитивизм» ассимилирует неевропейские формы искусства.15 Предложив эту типологию, 3. Лемке сразу же спешит подчеркнуть, что она достаточно условна, схематична и не учитывает всего разнообразия проявлений примитивизма как масштабного культурного явления. Кроме того, возможны случаи синтеза разных видов примитивизма в творчестве

12 Miller D. Primitive Art and the Necessity of Primitivism to Art // The Myth of Primitivism. Perspectives on Art/ Ed. by Susan Hiller.- L. & N.Y.: Routledge, 1991.- P. 104.

13 Lovejoy A. O., Boas G. Primitivism and Related Ideas in Antiquity: A Documentary History of Primitivism and Related Ideas.— Baltimore: Johns Hopkins UP., 1997.

14 Lemke S. Primitivist Modernism. Black Culture and the Origin of Transatlantic Modernism.— Oxford & N.Y.: Oxford UP., 1998.

15 Классификация Лемке носит скорее теоретически обобщающий характер, так как, например, основные течения «эстетического примитивизма» были выделены и проанализированы еще в ЗОх годах XX столетия в работе: Goldwater R. J. Primitivism in Modem Painting.— N.Y.: Harper & Brothers Publishers, 1938. одного художника или мыслителя,- как пример диффузии культурного и хронологического примитивизма ученый приводит идеализацию Жан Жаком Руссо «невинного, естественного, благородного дикаря».

В российской культуре богатая традиция осмысления примитива и примитивизма существует в сфере истории искусств. Как и в Европе, художественная практика дала толчок искусствознанию, и в 1920-е годы примитив стал объектом внимания историков и теоретиков искусства (Н. Н. Пунин, А. В. Бакушинский, В. С. Воронов). Многие из них именно с примитивом связывали дальнейшие поиски выразительности в современном авангардном искусстве.

Впрочем, академический спор о судьбах примитива и примитивизма в России ученым не суждено было довести до конца. Примитивизм, как и многие другие жизнеспособные художественные течения, не вписался в теорию и практику социалистического реализма. Само слово «примитив» было вытеснено словосочетанием «самодеятельное искусство», хотя это понятие из другого смыслового ряда.

Обращение к примитиву на рубеже 1950.60-х годов окрашено пафосом отрицания сталинского официоза. В научную лексику в это время постепенно возвращаются понятия «наивное искусство» и «изобразительный фольклор», но термина «примитив» исследователи по-прежнему стараются избегать из-за его мнимо негативной окрашенности, используя по прежнему словосочетание «самодеятельное искусство».

Своеобразным подведением итогов изучения проблематики примитива в 1960-70х годах, которое велось в специальной группе Института истории искусств, стал известный сборник «Примитив и его место в художественной культуре Нового и Новейшего времени» (1983)16. Авторы сборника (В. Н. Прокофьев, Л. И. Тананаева, Г. С. Островский, А. Г. Сакович и другие) связывают появление примитива с нарушением первоначальной интегральности культуры, усиливающимся расхождением «верхнего» и «низового» потоков.

Признавая существование многочисленных разновидностей примитива, размытость его границ в зонах соприкосновения с «большим» искусством и фольклором, искусствоведы рассматривают все формы примитива как исторические и национальные модификации единого художественного явления. Сегодня можно считать общепризнанным взгляд на примитив как на особый тип культуры.

Что касается российской этнографии, то на протяжении XX века исследователи чаще использовали термины «первобытный» и «архаичный» вместо «примитивный», хотя и не отказывались полностью от употребления последнего. Например, знаменитая работа Э.

16

Примитив и его место в художественной культуре Нового и Новейшего времени / Ред. колл. Г.Г. Поспелов, В.Н. Прокофьев, Л.И. Танаева,—М.: «Наука», 1983.

Тайлора Primitive Culture была переведена на русский язык как «Первобытная культура»17, но такие исследователи конца прошлого столетия, как Э. В. Соколов18 и Т. Г. Стефаненко19 снова обращаются к термину «примитивный» и «примитив», описывая мир «дикаря».

В сфере российской литературной рефлексии понятия «примитив» и «примитивизм» употребляются не так активно, как в искусствоведении. В сборнике «Теория литературы. Литературный процесс» (2001) примитивизм определяется как «художественное направление, упрощающее человека и мир, стремящееся увидеть мир детскими глазами,

20 радостно и просто, вне «взрослой» сложности» . В соответствующей статье примитивизм иллюстрируется и анализируется на примере творчества А. Руссо и Н. Пиросманишвили, то есть художников, а не писателей или поэтов. В конце статьи вскользь упоминается, что

Л I некоторые писатели попытались обнаружить примитивистский мир в личности» и только в качестве примеров, без каких-либо объяснений или ссылок на исследования перечислены такие поэты, как Йейтс и Р. Фрост и романы «Лорд Джим» (1900) Дж. Конрада и «Радуга» (1915) Д. X. Лоуренса. Автор данного исследования в значительной степени опирается на западноевропейскую и американскую традицию толкования понятий «примитив» и «примитивизм».

Похожие диссертационные работы по специальности «Литература народов стран зарубежья (с указанием конкретной литературы)», 10.01.03 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Литература народов стран зарубежья (с указанием конкретной литературы)», Кондрахина, Наталья Геннадиевна

Заключение

В своем исследовании мы попытались взглянуть на литературный эксперимент модернизма в одной, четко ограниченной проблемной и тематической плоскости: в контексте интереса к «примитиву» как Другому, который традиционен для европейской культуры, но получает в начале XX века импульс к новому, нетрадиционному осмыслению.

Векторы развития гуманитарных дисциплин (наук, именно в это время активно обновляющихся и- что важно!- никак не обойденных вниманием творческой, писательской элиты), с одной стороны, и проблемно-тематического и языкового эксперимента в литературе, с другой, оказываются по-своему близки друг другу. Опыт структурного и функционального описания примитива этнологами и антропологами начала XX века (Л. Леви-Брюлем, Ф. Боасом, М. Малиновским, М. Моссом, К. Леви-Строссом и другими) оказывает косвенное, но существенное воздействие на искусство слова, - в литературе проявляется не характерный для нее прежде интерес к моделированию примитива как коммуникативной среды и «образа речи». В то же время этнология и антропология изучаемого нами периода усиленно рефлексируют над проблемой письма: познание и описание примитива-как-объекта начинает осознаваться как коммуникативная ситуация и притом- остро проблемная по своей природе.

И писатели, и ученые стремятся описать примитивную общинность как социокультурную и дискурсную формацию, инаковую, но равноправную и параллельную по отношению к европейской цивилизации. В рамках культуры начала прошлого столетия, и научной, и художественной, примитив выступает как повод к построению драматического диалога с Другим и собой. Новым является не это обстоятельство само по себе, а общая озабоченность качеством и продуктивностью этого диалога, его «инструментальным обеспечением» (язык, средства и способы описания, понимания, обобщения). В поисках новых ресурсов и средств репрезентации знания антропология и этнология обращаются к наукам о слове, ученые экспериментируют с новыми манерами словесного представления своего опыта и материала, в то время как литераторы (во всяком случае, некоторые из них) пытаются творчески освоить специфическую «оптику» и приемы «полевых антропологов».

Предложенный выше анализ прозы У. Фолкнера показывает, что обращение американского писателя к эстетике примитива связано не только с построением отдельных образов, (это сторона его творчества достаточно хорошо освещена в критике), но также- это не менее, а может быть, и более существенно- с характером моделирования системы коммуникативных, речевых отношений, описываемых в тексте и осуществляемых посредством текста. Мир жителей Йокнапатофы, устроенный по законам общинной, непосредственной коммуникации,- это литературная модель «примитивного» сообщества как Другого, контрастного современному. Проблема описания мира примитивной коммуникации- это не только проблема познания и выявления его объективных особенностей, но также проблема его (этого мира) сообщаемости с современным реципиентом (читателем). Художественный нарратив оказывается «контактной зоной», в которой примитивная/общинная/оральная и модерная/индивидуально-ориентированная системы коммуникации сталкиваются и взаимодействуют, дополняя и оттеняя по контрасту особенности друг друга, демонстрируя «несовместимость» и в то же время размыкаясь частично друг другу. Организация системы персонажей и строй художественной речи у Фолкнера таковы, что читатель получает возможность — вослед повествователю — ощутить себя одновременно внутри и снаружи примитивного мира, пережить его чужесть «заодно» с интимной к нему приобщенностью. Этот парадокс- один из источников художественного обаяния прозы У. Фолкнера, до сих пор мало изученного литературоведами. Его творчество может в каком-то смысле быть описано как работа антрополога-этнолога, который изучает и описывает бытие южной общины, создает ее образ, при этом последовательно занимая по отношению к своему объекту рефлексивно-двойственную, «диалогическую» позицию — и к тому же приглашая своего адресата- читателя. В этой перспективе полнее раскрывается дерзкий опыт Фолкнера-писателя, который, вдохновляясь импульсами, порождаемыми современной ему культурой, экспериментировал со словом и повествованием, открывал новые возможности художественного выражения.

Список литературы диссертационного исследования кандидат филологических наук Кондрахина, Наталья Геннадиевна, 2004 год

1. Конрад Дж. Аванпост цивилизации / Пер. с англ. А.В. Кривцовой.- М. и JL: Государственное издательство, 1927.

2. Конрад Дж. Сердце тьмы / Пер. с англ. А. Кривцовой.- Спб.: Изд-во «Азбука», 1999.

3. Лоуренс Д. Г. Прусский офицер / Пер. с англ. М. Кореневой — М.: «Известия», 1965.- С. 65-91.

4. Фолкнер У. Когда я умирала / Пер. с англ. В. Голышева.- М.: «Художественная литература», 1994.

5. Фолкнер У. Непобежденные. Сойди, Моисей. Осквернитель праха / Пер. с англ. О. Сороки, В. Голышева, Н. Рахмановой и др.- М.: Художественная литература, 1986.— Т. 3.

6. Фолкнер У. Святилище. Реквием по монахине. Притча / Пер. с англ. Д. Вознякевич.— М.: Изд-во «Остожье», 1997.

7. Anderson S. Dark Laughter- N.Y.: Boni & Liveright, 1925.

8. Anderson, S I Want to Know Why? // Selected Short Stories / Пер. с англ. M. Кореневой.- М.: «Прогресс», 1982.-С. 119-128.

9. Faulkner W. As I Lay Dying.- N.Y.: Vintage Books, 1957.

10. Faulkner W. The Unvanquished.- N.Y.: Vintage Books, 1965.

11. Hemingway E. In Our Time.- N.Y.: Boni & Liveright, 1925.

12. Hemingway E. The Nick Adams Stories.- N.Y.: Charles Scribner's Sons, 1972.

13. Hurston Z. N. Folklore, Memoirs, and Other Writings.- N.Y.: The Library of America, 1995.

14. Lawrence D. H. Daughters of the Vicar // The Complete Short Stories of D. H. Lawrence. L.: William Heinemann Ltd., 1968.- V. l.-P. 136-187.

15. Lawrence D. H. The Plumed Serpent.- N.Y.: Vintage Books, 1959.

16. Lawrence D. H. The Rainbow.- Hardmondsworth: Penguin Books, 2000.

17. Lawrence D.H. Selected Essays.- Hardmondsworth: Penguin Books, 1968.

18. Lawrence D. H. St. Mawr. The Virgin and the Gipsy.- Harmondsworth: Penguin Books, 1977.

19. McKay K. Home To Harlem.- N.Y.: Harper & Brothers Publishers, 1928.

20. Van Vechten C. Nigger Heaven.- N.Y.: Crosset & Duni AP„ 1926.1. П.

21. Faulkner-Cowley File. Letters & Memories, 1944-1962.- N.Y.: Penguin Books, 1966.

22. Faulkner at Nagano / Ed. by Robert A. Jelliffe Tokyo: Kenkyusha Ltd., 1956.

23. Faulkner in the University Class Conferences at the University of Virginia 1957-1958 / Ed. by Frederick L. Gwynn & Joseph L. Blotner.- N.Y.: Random House, 1965.

24. Selected Letters of William Faulkner / Ed. by Joseph Blotner N.Y.: Random House, 1977.

25. Thinking of Home. William Faulkner's Letters to his Mother and Father, 1918-1925 / Ed. by James G. Watson.- N.Y. & L.: W.W. Norton & C., 1992.

26. William Faulkner of Oxford / Ed. by James W. Webb & A. Wigfall Green. Louisiana: Louisiana State UP., 1965.1. Ш.

27. Антология исследований культуры. Интерпретации культуры.- СПб.: Университетская книга, 1997-Т. 1.

28. Велик А. А. Культурология. Антропологические теории культур.- М.: РГГУ, 1998.

29. Выготский Л. С. Мышление и речь.- М.: Лабиринт, 1996.

30. Квадратура смысла. Французская школа анализа дискурса / Сост. П. Серио.- М.: «Прогресс», 2002.

31. Культурология 20 века. Антология / Сост. С. Я. Левит.- М.: Юристь, 1995.

32. Леви-Брюль Л. Первобытное мышление. Сверхъестественное в первобытном мышлении. -М.: Педагогика-пресс, 1994.

33. Леви-Стросс К. Первобытное мышление / Пер. с фран. А.Б. Островского— М.: Республика, 1994.

34. Леви-Стросс К. Структурная антропология / Пер. с фран. В.В.Иванов.- М.: Наука, 1985.

35. Лейбин В. Фрейд, психоанализ и современная западная философия.- М.: Изд-во политической литературы, 1990.

36. Московичи С. Век толп / Пер. с фран. Т.П. Емельяновой.— М.: Центр психологии и психотерапии, 1996.

37. Мосс М. Общества. Обмен. Личность / Пер. с фран. А.Б. Гофмана.— М.: Изд-во «Восточная Литература» РАН, 1996.

38. Никольский В. К., Яковлев Н. Ф. Как возникла человеческая речь,- М.: Госкультпросветиздат, 1949.

39. Образ «другого» в культуре // Одиссей. Человек в истории М.: Наука, 1994.

40. Пиаже Ж. Речь и мышление ребенка / Пер. с англ. и фран. Сост., комм., ред. пер-да Вал. А. Лукова и Вл. А. Лукова.- М.: «Педагогика-Пресс», 1994.

41. Поршнев Б. Ф. О начале человеческой истории.— М.: Изд-во «Мысль», 1974.

42. Про А. Двенадцать уроков по истории / Пер. с фран. Ю.Б. Ткачекно М.: РГГУ, 2000.

43. Стефаненко Т. Г. Этнопсихология.- М.: Институт психологии РАН, «Академический проект», 1999.

44. Шкуратов В. А. Историческая психология,- М.: Смысл, 1997.

45. Anthropology of Experience / Ed. by Victor W. Turner & Edward M. Bruner- Urbana & Chicago: University of Illinois Press, 1986.

46. Aggan F. The American Indian. Perspectives for the Study of Social Change.- Chicago: Aldine Publishing Company, 1966.

47. Bell C. Civilization.- Harmondsworth: Penguin Books Ltd., 1938.

48. Bellwood P. Prehistory of the Indo-Malaysian Achipelago.- Australia: Academic Press, 1985.

49. Boas G. Essays on Primitivism and Related Ideas in the Middle Ages.- Baltimore: The John Hopkins UP., 1948.

50. Boon J. A. From Symbolism to Structuralism. Levi-Strauss in a Literary Tradition.- Oxford: Basil Blackwell, 1972.

51. Cambridge History of American Literature. Prose Writing 1940-1990 / Ed. by Sacvan Bercovitch.- Cambridge: Cambridge UP., 1999.- V. 7.

52. Claude Levi-Strauss: The Anthropologist as Hero / Ed. by E. Nelson Hayes & Tanya Hayes-Cambridge & L.: The M.I.T. Press, 1970.

53. Crawley E. The Mystic Rose. A Study of Primitive Marriage and of Primitive Thought in its Bearing on Marriage.- N.Y.: Boni & Liveright Publishers, 1927.- V. П.

54. Cronin A. A Question of Modernity.- L.: Seckher & Warburg, 1966.

55. Cultural Patterns and Technical Change / Ed. by Margaret Mead.- N.Y.: The New American Library of World Literature, Inc., 1955.

56. Davenport G. The Symbol of the Archaic // The Georgia Review.- Winter 1994- V. ХХУШ.-№4.-P. 642-658.

57. Degeneration: the Dark Side of Progress / Ed. by Edward Chamberlin & Sander L. Gilman.-N.Y.: Columbia UP., 1985.

58. Dembo L. S. Conceptions of Reality in Modern American Poetry.- Berkeley & L.A.: University of California Press, 1966.

59. Encyclopedia of Social & Cultural Anthropology / By Alan Barnard & Jonathan Spencer.- N.Y. & L.: Routledge, 1996.

60. Evans-Pritchard E.E. The Position of Women in Primitive Society and Other Essays in Social Anthropology.- L.: Faber & Faber Ltd., 1965.

61. Excluded Ancestors, Inventible Traditions. Essays Towards a More Inclusive History of Anthropology / Ed. by Richard Handler.- Madison: University of Wisconsin Press, 2000.

62. Firth R. We, The Tikopia. A Sociological Study of Kinship in Primitive Polynesia.- L.: George Allen & Unwin Ltd., 1936.

63. Fortes M. Time and Social Structure and Other Essays.- L.: The Athlone Press, 1970.

64. Foucault M. Politics. Philosophy. Culture. Interviews and Other Writings 1977-1984 / Ed. by Lawrence D. Kritzman.- Routledge, N.Y. & L.: Chapman & Hall, Inc., 1990.

65. Geertz C. Works and Lives: The Anthropologist as Author.- Stanford: Stanford UP., 1988.

66. Gellner E. Cause and Meaning in the Social Sciences.- L. & Boston: Routledge & Kegan Paul, 1973.

67. Goody J. The East in the West Cambridge: Cambridge UP., 1996.

68. Goody J. The Power of the Written Tradition.- Washington & L.: Smithsonian Institution Press, 2000.

69. Goody J. The Oriental, the Ancient and the Primitive.- N.Y.: Cambridge UP., 1990.

70. Kroeber A. L. A Roster of Civilizations and Culture.- N.Y.: Wenner-Gren Foundation for Anthropological Research, Inc., 1962.

71. Levi-Strauss C. Structural Anthropology.- Hardmondsworth: Penguin Books, 1977.

72. Lovejoy A. O. Essays in the History of Ideas. N.Y.: Capricorn Books, 1960

73. Lowie R. H. Primitive Society.- N.Y.: Liveright Publishing Corporation, 1947.

74. Lowie's Selected Papers in Anthropology / Ed. by Cora du Bois- Berkeley and L.A.: University of California Press, 1960.

75. Luria A. R. Language and Cognition.- Washington, D.C.: V.H. Winston and Sons, 1981.

76. Malinowski B. Argonauts of the Western Pacific. An Account of Native Enterprise and Adventure in the Archipelagoes of Melanesian New Guinea.- L.: Routledge & Kegan Paul., 1950.

77. Malinowski B. Crime and Custom in Savage Society.- Paterson: Littlefield, Adams & CO, 1959.

78. Malinowski B. Freedom and Civilization.- N.Y.: Roy Publishers, 1944.

79. Man and Culture. An Evaluation of Work of Bronislaw Malinowski / Ed. by Raymond Firth.-L.: Routledge & Kegan Paul, 1957.

80. Mead M. And Keep Your Powder Dry. An Anthropologist Looks at America.— N.Y.: William Morrow & Company, 1943.

81. Mead M. Continuities in Cultural Evolution.- New Haven & L.: Yale UP., 1964.

82. Modernist Anthropology: From Field Work to Text / Ed. by Marc Manganaro.- Oxford: Princeton UP., 1990.

83. Said E. W. Orientalism.- L.: Penguin Books, 1978.

84. Said E. W. The World, the Text and the Critic.- Cambridge: Cambridge UP., 1983.

85. Social Anthropology of North American Tribes/ Ed. by Fred Aggan.- Chicago & L.: The University of Chicago Press, 1965.

86. Stocking G. W. After Tylor. British Social Anthropology 1888-1951.- Madison: University of Wisconsin Press, 1995.

87. Structural Study of Myth and Totemism / Ed. by Edmond Leach.- L.: Tavistock Publications Ltd., 1967.

88. Thomas W. I. Primitive Behavior. An Introduction to the Social Sciences.- N.Y. & L.: McGraw-Hill Book Company Inc., 1937.

89. Traditional Art of the African Nations in the Museum of Primitive Art.- Hartford: Connecticut Printers, 1961.

90. Traffic in Culture. Refiguring Art and Anthropology / Ed. by George E. Marcus & Fred R. Myers.- Berkeley, L.A., & L.: University of Carolina Press, 1995.

91. Tylor E. B. Primitive Culture / Пер. с англ. Д.А. Коропчевского.- L.: John Murray, 1871.- V. 1.

92. White H. Tropics of Discourse. Essays in Cultural Criticism.— Baltimore & L.: The John Hopkins UP., 1978.

93. Wolf E. R. Envisioning Power. Ideologies of Dominance and Crisis.- L.A. & Berkeley: University of Carolina Press, Ltd., 1999.

94. Woolley L. Digging up the Past L.: Penguin Books Ltd., 1937.

95. Writing Culture. The Poetics and Politics of Ethnography / Ed. by James Clifford and George E. Marcus.- Berkeley, L.A., & L.: University of Carolina Press, 1986.1..

96. Аллен У. Традиция и мечта / Пер. с англ. В. Харитонова и А. Мулярчика М.: Изд-во «Прогресс», 1970.

97. Бахтин М. М. Поэтика Достоевского. М.: Худож. лит., 1972.

98. Бахтин М. М. Человек в мире слова.- М.: Изд-во Российского Открытого Университета, 1995.

99. Бахтин М. М. Эстетика словесного творчества.— М.: Искусство, 1986.

100. Богемская К. Г. Понять примитив. Самодеятельное, наивное и аутсайдерское искусство в XX веке.— Спб.: Изд-во «Алетейя», 2001.

101. Божович В. И. Традиции и взаимодействие искусств.- М.: Наука, 1987.

102. Зарубежные исследования по семиотике фольклора. Сборник статей / Сост. Е.М. Мелетинский и С.Ю. Неклюдов,- М.: Наука, 1985.

103. Засурский Я. Н. Американская литература 20 века.— М.: Изд. Московского Университета, 1984.

104. Зверев А. М. Дворец на острие иглы.- М.: Советский писатель, 1989.

105. Зверев А. М. Модернизм в литературе США.- М.: Наука, 1979.

106. Каули М. Дом со многими окнами / Пер. с англ. А. Мулярчика, Н. Анастасьева, М. Зинде и др.- М.: Прогресс, 1973.

107. Лебедев А. В. Художественный примитив в контексте культуры русской провинции. Вторая половина ХУШ первая половина XIX века. Автореф. диссертации на соискание ученой степени доктора искусствоведения.- М., 1995.

108. Мендельсон М. Современный американский роман.- М.: Изд-во «Наука», 1964.

109. Модернизм. Анализ и критика основных направлений / Под. ред. В.В. Ванслова и Ю.Д. Колпинского .—М.: Искусство, 1980.

110. Модернизм и постмодернизм в русской литературе и культуре / Под. ред. П. Песонена и др.-Helsinki: University of Helsinki, 1996.

111. Модернисты, их предшественники и критическая литература о нихъ / Под. ред. С.Г. Повесы.- Одесса, 1908.

112. Полевой В. М. Малая история искусств. Искусство 20 века. 1901-1975.- М.: Искусство, 1991.

113. Примитив и его место в художественный культуре Нового и Новейшего времени / Ред. кол. Г.Г. Поспелов, В.Н. Прокофьев, Л.И. Танаева.- М.: Наука, 1983.

114. Проблемы литературы США 20 века / Под. ред. М.О. Мендельсона и др.— М.: Изд-во «Наука», 1970.

115. Тодоров Ц. Теория символа / Пер. с фран. Б. Наумова.- М.: Дом интеллектуальной книги, 1999.

116. Толмачев В. М. От романтизма к романтизму. Американский роман 1920х годов и проблема романтической культуры.-М.: МГУ, 1997.

117. Толмачев В. М. Типология модернизма в Западной Европе // Современный роман/ Сост. Бычихина Л.В., Дранов A.B., Знаменская Н.Е. и др.- М.: Наука, 1990.

118. Урнов М. В. На рубеже веков.- М.: Изд-во «Наука», 1970.

119. Хюбнер К. Истина мифа / Пер. с нем. И. Касавина.- М.: Республика, 1996.

120. Achievement of Sherwood Anderson. Essays in Criticism / Ed. by Ray Lewis White Chapel Hill: The University of North Carolina Press, 1966.

121. Acroyd P. Notes for a New Culture. An Essay on Modernism.- L.: Vision Press Ltd., 1976.

122. Adams R. M. What was Modernism? // The Hudson Review.- Spring 1978.- V. XXXI. № 1. -P. 19-34.

123. Anderson D. D. Critical Essays on Sherwood Anderson Boston: G. K. Hall & Company, 1981.

124. Anderson D. D. Sherwood Anderson. An Introduction and Interpretation.- N.Y.: Holt, Rinehart & Winston Inc., 1967.

125. Auchincloss L. Ellen Glasgow // Pioneers and Caretakers. A Study of 9 American Women Novelists.- Minneapolis: University of Minnesota Press, 1965 P. 56-92.

126. Baird J. Ishmael.-Baltimore: The John Hopkins Press, 1956.

127. Baker C. The Echoing Green. Romanticism, Modernism and the Phenomena of Transference in Poetry.- New Jersey: Princeton UP., 1984.

128. American Modernism Across the Arts / Ed. by Jay Bocher and Justin D. Edwards N.Y.: Peter Lang Publishing Inc., 1999.

129. American Novel from James Fenimore Cooper to William Faulkner / Ed. by Wallace Stegher. N.Y. & L.: Basic Books, Inc., Publishers, 1965.

130. Bell M. Primitivism.-L.: Methuen and CO Ltd., 1972.

131. Black Literature and Literary Theory / Ed. by Henry Louis, Jr.- N.Y. & L.: Methuen, 1984.

132. Bradbury M. The Nonhomemade World: European & American Modernism // American Quarterly Spring 1987.- V. 39 - № 1.- P. 27-37.

133. Brantlinger P. Victorians and Africans: The Genealogy of the Myth of the Dark Continent // Critical Inquiry.-Autumn 1985-V. 12.-№ l.-P. 166-203.

134. Bridgman R. Colloquial Style in America.- N.Y. & Oxford: Oxford UP., 1966.

135. Bridgman R. Gertrude Stein in Pieces.- N.Y.: Oxford U.P., 1970.

136. O'Brien M. The Idea of American South 1920-1941- Baltimore & L.: The Johns Hopkins UP., 1979.

137. O'Brien M. Rethinking the South.- Baltimore & L.: The Johns Hopkins UP., 1988.

138. Brinkmeyer R. H„ Jr. Katherine Anne Porter's Artistic Development. Primitivism, Traditionalism and Totalitarism.- Baton Rouge & L.: Louisiana State UP., 1993.

139. Brooks C. Community, Religion, and Literature.- Columbia & L.: University of Missouri Press, 1995.

140. Brown S. The Negro in American Fiction.- Washington: Associates in Negro Folk Education, 1937.

141. Bryant J. A., Jr. Twentieth-Century Southern Literature.- Lexington: UP of Kentucky, 1997.

142. Butcher M. J. The Negro in American Culture.- N.Y.: A Mentor Book, 1957.

143. Cambridge Companion to Modernism / Ed. by Michael Levenson.- Cambridge: Cambridge UP., 1999.

144. Cantor N. F. Twentieth-Century Culture. Modernism to Deconstruction.- N.Y.: Peter Lang Publishing, Inc., 1988.

145. Clarke D. Robbing the Mother. Women in Faulkner.-Jackson: UP of Mississippi, 1994.

146. Clifford J. The Predicament of Culture. Twentieth-Century Ethnography, Literature, and ArtCambridge, Massachusetts: Harvard UP., 1988.

147. Critical Angles. European Views of Contemporary American Literature / Ed. by Marc Chenetier.- Carbondale & Edwardsville: Southern Illinois UP., 1986.

148. Connely F. S. The Sleep of Reason. Primitivism in Modern European Art and Aesthetics, 1725-1907- Pennsylvania: The Pennsylvania State UP., 1995.

149. Contemporary Guide to Literature Criticism.- N.Y.: Houghton Mifflin Company, 1997.

150. Contemporary Literary Criticism. Literature and Cultural Studies / Ed. by Robert Con Davis & Ronald Scheifer.- N.Y.: Longman, 1989.

151. Copeland F. C. Language & Time & Gertrude Stein.- Iowa: University of Iowa Press, 1975.

152. McCormick J. American Literature 1919-1932.- L.: Routledge and Kegan Paul, 1971.

153. Cristeva J. Revolution in Poetic Language N.Y.: Columbia U.P., 1984.

154. Critical Essays on American Modernism / Ed. by Michael J. Hoffman & Patrick D. Murphy.-N.Y.: G. K. Hall & Co., 1992.

155. Culture in the South / Ed. by W. T. Couch.- Westpoint: Negro UP., 1934.

156. Davenport F. G. The Myth of Southern History.- Nashville: Vanderbilt UP., 1967.

157. DeFalco J. The Hero in Hemingway's Short Stories.- N.Y.: University of Pittsburgh Press, 1963.

158. DeKoven M. A Different Language. Gertrude Stein's Experimental Writing.- Madison: The University of Wisconsin Press, 1983.

159. Dijkstra B. The Hieroglyphics of a New Speech. Cubism, Stieglitz, and the Early Poetry of William Carlos Williams.- Princeton: Princeton UP., 1969.

160. Donoghue, D. The Holy Language of Modernism // Literary English Since Shakespeare / Ed. by George Watson.- Oxford, L., & N.Y.: Oxford UP., 1970.- P. 386-407.

161. Douglass P. Bergson, Eliot & American Literature.- Lexington: UP of Kentucky, 1986.

162. Durant A. Ezra Pound. Identity in Crisis: A Fundamental Reassessment of the Poet and His Work.-Totowa: Barnes & Noble, 1981.

163. Durrill W. K. War of Another Kind. A Southern Community in the Great Rebellion.- N.Y. & Oxford: Oxford UP., 1990.

164. Ellison R. Twentieth-Century Fiction and the Black Mask of Humanity // Images of the Negro in American Literature / Ed. by Seymour L. Gross & John Edward Hardy.- Chicago & L.: The University of Chicago Press, 1966.- P. 115-135.

165. Enig R. Motivations, Structures and Limits L. & N.Y.: Longman, 1995.

166. Ernest Hemingway. A Collection of Criticism / Ed. by Arthur Waldhorn.- N.Y.: McGraw-Hill Book Company, 1973.

167. Evans L. S. Ricorso and Revelation. An Archetypal Poetics of Modernism.- L.: Camden House, 1995.

168. Eysteinsson A. The Concept of Modernism.- Ithaca & L.: Cornell UP., 1990.

169. Ezra Pound and the Visual Arts.- N.Y.: A New Directions Book, 1980.

170. Faulkner P. Modernism.- L.: Methuen & Co Ltd., 1977.

171. Fiedler L. A. Waiting for the End. The American Literary Scene from Hemingway to Baldwin. — Harmondsworth: Penguin Books Ltd., 1964.

172. Fleming B. E. Modernism and its Discontents. Philosophical Problems of Twentieth-Century Literary Theory.-N.Y.: Peter Lang, 1995.

173. Fluck W. Realism in Art and Literature // Encyclopedia of American Cultural & Intellectual History / Ed. by Mary Kupiec Cayton & Peter W. Williams.- N.Y.: Charles Scribner's Sons, 2001.-V. l.-P. 565-572.

174. Fokkema D. W. Literary History, Modernism, and Postmodernism.— Amsterdam & Philadelphia: John Benjamins Publishing Company, 1984.

175. Fokkema D. W., Ibsch, E. Modernist Conjectures. A Mainstream in European Literature 1910-1940.- L.: C. Hurst & Co., 1987.

176. Ford F. M. Critical Writings.- Lincoln: University of Nebraska Press, 1964.

177. Franco J. The Noble Savage // Literature and Western Civilization / Ed. by David Daiches & Anthony Thorlby.- L.: Aldus Books, 1975 P. 565-595.

178. Franke A. Keys to Controversies. Stereotypes on Modern American Novels.— Frankfurt & N.Y.: Campus Verlag, 1999.

179. Fräser G. S. Modern Writer.- L.: William Clowes and Sons Ltd., 1953.

180. Fräser G. S. Vision and Rhetoric. Studies in Modern Poetry.- L.: Faber and Faber, 1959.

181. Fry R. Vision and Design.- N.Y.: Oxford UP., 1990.

182. Gage J. T. The Rhetoric of Imagism.- Baton Rouge & L.: Louisiana State UP., 1985.

183. Gefin L. K. Ideogram. History of Poetic Method.- Austin: University of Texas Press, 1982.

184. Gelpi G. A Coherent Splendor. The American Poetic Renaissance 1910-1950 Cambridge: Cambridge UP., 1987.

185. Gertrude Stein in Words and Pictures. A Photobiography / Ed. by Renate Stendhall L.: Thames & Hudson, 1995.

186. Gloster H. M. Negro Voice in American Fiction Chapel Hill: The University of Carolina Press, 1948.

187. Goldwater R. J. Symbolism.-L.: Penguin Books Ltd., 1979.

188. Goldwater R. J. Modern Art in Your Life N.Y.: Doubleday and Company, Inc., 1953.

189. Goldwater R. J. Primitivism in Modern Painting.- N.Y.: Harper and Brothers Publishers, 1938.

190. Gombrich E. H. The Sense of Order.- Oxford: Phaidon, 1979.

191. Gray C. Cubist Aesthetic Theories.- Baltimore: The Johns Hopkins UP., 1953.

192. Harlem Renaissance. Art of Black / Ed. by Charles Miers.- N.Y.: Harry N. Abrams, Inc., Publishers, 1987.

193. Harrison C. English Art and Modernism 1900 -1939.-New Haven: Yale U.P., 1981.

194. Harrison C., Orton F. Modernism, Criticism, Realism.- L.: Harper and Row, Publishers, 1984.

195. Havelock E. A. The Muse Learns to Write. Reflections on Orality and Literacy from Antiquity to the Present.- New Haven: Yale UP., 1986.

196. Hemenway R. E. Zora Neale Hurston. A Literary Biography.- Urbana, Chicago & L.: University of Illinois Press, 1977.

197. Hoffman F. J. The Art of Southern Fiction. A Study of Some Modern Novelists.- Carbondale & Edwardsville: Southern Illinois UP., 1967.

198. Hoffman F. J. Freudianism and the Literary Mind.- Baton Rouge: Louisiana State UP., 1945.

199. Hoffman F. J. Gertrude Stein.- Minneapolis: Lund Press Inc., 1961.

200. Hoffman F. J. The Modern Novel in America 1900-1950,- Chicago: Henry Reganery Company, 1951.

201. Hoffman F. J. Perspectives on Modern Literature.- N.Y.: Row, Peterson and Company, 1962.

202. Hoffman F. J. The Twenties.- N.Y.: Viking Press, 1955.

203. Holman C. H., Harmon W. Handbook to Literature. Sixth Edition.- N.Y.: Macmillan Publishing Company, 1992.

204. Holman C. H. Three Modes of Southern Fiction Athens: University of Georgia Press, 1966.

205. Houston A. B., Jr. Blues, Ideology, & Afro-American Literature. A Vernacular Tradition.-Chicago & L.: The University of Chicago Press, 1984.

206. Houston A. B., Jr. Modernism and the Harlem Renaissance.- Chicago & L.: The University of Chicago Press, 1987.

207. Howe I. Sherwood Anderson.- Stanford: Stanford UP., 1951.

208. Huyssen A. After the Great Divide. Modernism, Mass Culture, Postmodernism.— Bloomington & Indianapolis: Indiana UP., 1986.

209. Irwin J. T. Hieroglyphics. The Symbol of the Egyptian Hieroglyphics in the American Renaissance.- New Haven & L.: Yale UP., 1980.

210. Johnson B. Thresholds of Difference: Structure of Address in Zora Neale Hurston // A World of Difference.- Baltimore & L.: The Johns Hopkins UP., 1987 P. 172-184.

211. Josipovici G. The Lessons of Modernism L.: MacMillan Press, 1987.

212. Kenner H. The Mechanic Muse.- N.Y.: Oxford UP., 1987.

213. Knapp J. F. Primitivism and the Modern // Boundary 2.- Fall 1986.- V. XV.- № 1.- P. 365379.

214. Knight C.J The Patient Particulars. American Modernism and the Technique of Originality.-Lennberg: Bucknell UP., 1995.

215. Lehan R. A Dangerous Crossing.-Edwardsville: Southern Illinois UP., 1973.

216. Levenson M. Modernism and the Fate of Individuality / Character and Novelistic Form from Conrad to Woolf.- N.Y.: Cambridge UP., 1991.

217. Lewis R. W. Reflections. A Shoring of Images 1960-1963- Boston: Northeaster UP., 1993.

218. Libby A. Conceptual Space. The Politics of Modernism // Chicago Review.- Spring 1984.- V. 34.-№2.-P. 11-26.

219. Lindberg K. L. Reading Pond Reading. Modernism After Nietzsche.- N.Y.: Oxford UP., 1987.

220. Liston M. R. An Annotated Critical Biography.- Kent: Kent State UP., 1979.

221. Literary Modernism / Ed. by Irving Howe.- Greenwich: A Fawcett Premier Book, Fawcett Publications Inc., 1967.

222. Lodge D. The Modes of Modern Writing. Metaphor, Metonymy, and the Typology of Modern Literature.- N.Y. & Ithaca: Cornell UP., 1977.

223. Lubbock P. The Craft of Fiction L.: Jonathan Cape, 1939.

224. Lueders E. Carl Van Vechten.- N.Y.: Twayne Publishers, Inc., 1965.

225. McGann J. J. The Romantic Ideology. A Critic Investigation.- Chicago: University of Illinois Press, 1983.

226. McWhiney G. Southerners and Other Americans.- N.Y.: Basic Books, Inc., Publishers, 1973.

227. Marling W. William Carlos Williams and the Painters 1909-1923-Athens: Ohio UP., 1982.

228. Mellard J. M. The Exploded Form. The Modernist Novel in America.- Urbana, Chicago, & L.: University of Illinois Press, 1980.

229. Merril Checklist of Ernest Hemingway / Compiled by William White.- Columbus, Ohio: A Bell & Howell Company, 1970.

230. Messent P. Ernest Hemingway.-L.: The MacMillan Press Ltd., 1992.

231. Modern American Fiction. Essays in Criticism / Ed. by A. Walton Litz.- N.Y.: A Galaxy Book, 1963.

232. Modern Literary Theory. A Reader / Ed. by Rice Philip and Waugh Patricia.- L.: Arnold, 1989.

233. Modern Poetics / Ed. by James Scully N.Y.: McGraw-Hill Book Company, 1965.

234. Modernism: Challenges and Perspectives / Ed. by Monique Chefdor, Ricardo Quinones & Albert Wachtel.- Urbana & Chicago: University of Chicago Press, 1986.

235. Modernism and the European Unconscious / Ed. by Peter Collier & Judy Davies.- Cambridge: Polity Press, 1990.

236. Modernists. Studies in a Literary Phenomenon / Ed. by Lawrence B. Gamache & Ian S. MacHiven.- Rutherford: Associated University Press, 1987.

237. Myth of Primitivism. Perspectives on Art / Ed. by Susan Hiller.- L. & N.Y.: Routledge, 1991.

238. North M. The Dialect of Modernism. Race, Language and Twentieth-Century Literature.— N.Y.: Oxford UP., 1994.

239. OlaKunle G. Modernity and the Promise of Reading // Dijacritics.- 1995.- V. 25.- № 4 P. 71-89.

240. Oxford Companion to Twentieth Century Literature in English / Ed. by Jenny Stringer.— N.Y.: Oxford UP., 1996k)

241. Paul S. In Search of the Primitive. Rereading David Antin, Jerome Rothenberg, and Gary Snyder.- Baton Rouge & L.: Louisiana State UP., 1986.

242. Pavlovska S. Modern Primitives. Race and Language in Gertrude Stein, Ernest Hemingway and Zora Neale Hurston.- N.Y. & L.: Garland Publishing Inc., 2000.

243. Prehistories of the Future. The Primitivist Project and the Culture of Modernism / Ed. by E. Barkan and R. Bush.- Stanford, Ca: Stanford UP., 1995.

244. Primitive Art.- N.Y.: Abrams, 1979.246. "Primitivism" in 20 Century Art. Affinity of the Tribal and the Modern / Ed. by Rubin William.-Vol. 1-2.- N.Y.: The Museum of Modern Art, 1984.

245. Primitive Painting: An Anthropology of the World's Naive Painters.- Zagreb: Spectar,1981.

246. Read H. Collected Essays in Literary Criticism.- L.: Faber and Faber Ltd., 1934.

247. Rewriting the South. History of Fiction / Ed. by Lother Honnighausen & Valeria Gennaro Lerda-Tubingen: Franke Verlag, 1993.

248. Romanticism in National Context / Ed. by Roy Porter & Mikulas Teich.- Cambridge: Cambridge UP., 1988.

249. Rose A. The Pre-Raphaelits- Oxford: Phaidon, 1981.

250. Roston M. Changing Perspectives in Literature and the Visual Arts.- New Jersey: Princeton UP., 1990.

251. Ruland R., Bradbury, M. From Puritanism to Postmodernism.- N.Y.: Penguin Books, 1992.

252. Ruthven K. K. Myth.- L.: Methuen & CO Ltd., 1976.

253. Ryan J. The Vanishing Subject. Early Psychology and Literary Modernism.- Chicago & L.: The University of Chicago Press, 1991.

254. Sayre H. M. The Object of Performance. American Avant-Garde since 1970.- Chicago: University of Chicago Press, 1989.

255. Sayre H. M. The Visual Text of William Carlos Williams.- Chicago: University of Illinois Press, 1984.

256. Schleifer R. Modernism and Time. The Logic of Abundance in Literature, Science and Culture 1880-1930.- Cambridge: Cambridge UP., 2000.

257. Schneidau H. N. Waking Giants. The Presence of the Past in Modernism.- N.Y. & Oxford: Oxford UP., 1991.

258. Schwartz S. The Matrix of Modernism.- New Jersey: Princeton UP., 1985.

259. Shattuck R. The Banquet Years. The Arts in France 1885-1918.- N.Y.: Harcourt, Brace & Company, 1958.

260. Sherwood Anderson. A Collection of Critical Essays / Ed. by Walter B. Rideout.- Englewood Cliffs: Prentice Hall Inc., 1974.

261. Shirley M. From Congregation Town to Industrial City: Culture and Social Change in a Southern Community.- NY. & L.: New York UP., 1994.

262. Simpson L. P. The Dispossessed Garden. Pastoral and History in Southern Literature.- Athens: University of Georgia Press, 1975.

263. Simpson L. P. The Fable of the Southern Writer.- Baton Rouge & L.: Louisiana State UP., 1994.

264. Simpson L. P. The Man of Letters in New England and the South. Essays on the History of the Literary Vocation in America.- Baton Rouge: Louisiana State UP., 1973.

265. Singal D. J. Towards a Definition of American Modernism // American Quarterly — Spring 1987.-V. 39.-№ 1.

266. Sir James Fraser and the Literary Imagination / Ed. by Robert Fraser.- L.: MacMillan Press Ltd., 1990.

267. Sitwell E. Aspects of Modern Poetry.- L.: Duckworth, 1934.

268. Smith S. The Origins of Modernism. Eliot, Pounds, Yeats and the Rhetoric of Renewal.- L. & N.Y.: Penguin Books, 1994.

269. Southern Literary Study. Problems and Possibilities / Ed. by Lois D. Rubin, Jr., & C. Hugh Holman.- Chapel Hill: The University of North Carolina Press, 1975.

270. Southern Literature in Transition. Heritage and Promise / Ed. by Philip Castille & William Osborne.- Memphis: Memphis State UP., 1983.

271. Southern Renascence. The Literature of the Modern South / Ed. by Louis D. Rubin, Jr., & Robert D. Jacobs.- Baltimore: The Johns Hopkins UP., 1953.

272. Spender S. The Destructive Element. A Study of Modern Writers and Beliefs.- L.: Thirty Bedford Square, 1935.

273. Stepto R. B. From Behind the Veil: A Study of Afro-American Narrative.- Urbana & L.: University of Illinois Press, 1979.

274. Sterling B. The Negro in American Fiction.- Washington DC: Associates in Negro Folk Association, 1978.

275. Stevenson S. A. The Myth of Primitivism in Swedish Novel, 1930-1035.- Ann Arbor, Michigan: University Microfilms International, 1979.

276. Sutherland D. Gertrude Stein. A Biography of Her Works.- New Haven: Yale UP., 1951.

277. Tate A. Essays of Four Decades.- Chicago: The Swallow Press, Inc., 1968.

278. Taylor W. D. Sherwood Anderson.- N.Y.: Frederick Ungar Publishing Co., 1977.

279. Thiebaux M. Ellen Glasgow.- N.Y.: Frederick Ungar Publishing Co., 1982.

280. Tindall W.Y. D.H. Lawrence and Susan his Cow.- N.Y.: Columbia UP., 1939.

281. Todorov T. Literature and its Theorists: A Personal View of Twentieth-Century Criticism / Transl. by Catherine Porter Ithaca: Cornell UP., 1987.

282. Torgovnick M. Gone Primitive. Savage Intellects. Modern Lives.- Chicago: The University of Chicago Press, 1990.

283. Trilling L. The Liberal Imagination. Essays on Literature and Society.- N.Y.: Doubleday & Company Inc., 1953.

284. Vickery J. B. The Literary Impact of The Golden Bough.- Princeton: Princeton UP., 1973.

285. Visions and Revisions in Modern American Literary Criticism / Ed. by Bernard S. Lewis, Jr.— N.Y.: E. Dutton & Co., Inc., 1962.

286. Wagner L. W. Ellen Glasgow. Beyond Convention.- Austin: University of Texas Press, 1992.

287. Waldhorn A. A Reader's Guide to Ernest Hemingway.- N.Y.: Farrar, Straus & Giroux, 1973.

288. Walker J. L. The Making of a Modernist: Gertrude Stein from Three Lives to Tender Buttons. Amherst: The University of Massachusetts Press, 1984.

289. Wilson E. The Shock of Recognition.- N.Y.: Farrar, 1955.

290. Woodward C.V. The Burden of Southern History.- Baton Rouge & L.: Louisiana UP., 1993.

291. Woodward C.V. The Future of the Past.- NY. & Oxford: Oxford UP., 1989.

292. World Encyclopedia of Naive Art / Ed. by Oto Bihalji-Merin & Nebisa Bato Tomasevic.-Scraton: Harper & Row Publishers Inc., 1984.

293. Анастасьев Н. Владелец Йокнапатофы- М.: «Книга», 1991.

294. Анастасьев Н. На перекрестке традиций // Обновление традиции.- М.: Советский писатель, 1984.-С. 217-278.

295. Анастасьев Н. Уильям Фолкнер.- М.: Художественная литература, 1976.

296. Грибанов Б. Т. Фолкнер.- М.: Молодая гвардия, 1976.

297. Зверев А. М. Человек выстоит // Американский роман 20-30 гг.- М.: Худ. лит., 1984.- С. 112-145.

298. Палиевская Ю. В. Уильям Фолкнер.- М.: Изд-во «Высшая школа», 1970.

299. Савуренок А. К. Романы У. Фолкнера 1920-1930х годов.- Ленинград: Изд-во Ленинградского университета, 1979.

300. Татаринова Л. Н. У. Фолкнер и писатели Юга // Американская литература. Проблемы романтизма и реализма / Сост. Н.И. Самохвалов.- Краснодар: Кубанский государственный университет, 1977-С. 139-158.

301. Adams R. P. Faulkner: Myth and Motion.- Princeton: Princeton UP., 1968.

302. Backman M. Faulkner. The Major Years.- Bloomington: Indiana UP., 1966.

303. Baker C. William Faulkner's Postcolonial South.- N.Y.: Peter Lang Publishing Inc., 2000.

304. Bleikasten A. Faulkner's As I Lay Dying.- Bloomington & L.: Indiana UP., 1973.

305. Bleikasten A. The Most Splendid Failure. Faulkner's The Sound and Fury.- L.: Indiana UP., 1976.

306. Blotner J. Faulkner. A Biography. One-Volume Edition.- N.Y.: Random House, 1984.

307. Brooks C. William Faulkner. First Encounters.- New Haven: Yale UP., 1983.

308. Brooks C. William Faulkner. The Yoknapatawpha Country.- L. & New Haven: Yale UP., 1963.

309. Bryant C. G. Mirroring the Racial "Other". The Deacon and Quentin Compson in William Faulkner's The Sound and the Fury // The Southern Review.- January 1993.- V. 29 № 1- P. 30-40.

310. Brylowski W. Faulkner's Olympian Laugh. Myth in the Novels.- Detroit: Wayne State UP., 1968.

311. Cambridge Companion to William Faulkner / Ed. by Philip M.- Weinstein. Cambridge: Cambridge UP., 1995.

312. Campbell H. M. & Foster R. E. William Faulkner. A Critical Appraisal.- Norman: University of Oklahoma Press, 1951.

313. Clarke D. Robbing the Mother. Women in Faulkner.-Jackson: UP of Mississippi, 1994.

314. Cosmos of My Own. Faulkner & Yoknapatawpha / Ed. by Doreen Fowler & Ann J. Abadie-Jackson: UP of Mississippi, 1981.

315. Coughlan R. The Private World of William Faulkner.- N.Y.: Harper & Brothers, Publishers, 1954.

316. Davis T. M. Faulkner's Negro. Art and Southern Context.- Baton Rouge & L.: Louisiana State UP., 1983.

317. Doyle D. H. Faulkner's County. The Historical Roots of Yoknapatawpha.- Chapel Hill & L.: The University of North Carolina Press, 2001.

318. Duvall J. N. Faulkner's Marginal Couple. Invisible, Outlaw, and Unspeakable Communities-Austin: University of Texas Press, 1990.

319. Early J. The Making of Go Down, Moses.- Dallas: Southern Methodist UP., 1972.

320. Faulkner, His Contemporaries, and His Posterity / Ed. by Waldemar Zacharasiewiez.— Tubingen: Franke Verlag, 1993.

321. Faulkner and Gender. Faulkner and Yoknapatawpha / Ed. by Evans Harrington & Ann J. Abadie.-Jackson: UP of Mississippi, 1994.

322. Faulkner. International Perspectives / Ed. by Doreen Fowler & Ann J. Abadie.- Jackson: UP of Mississippi, 1982.

323. Faulkner. Miscellany / Ed. by James B. Meriwether.- Jackson: UP of Mississippi, 1974.

324. Faulkner. Modernism & Film. Faulkner & Yoknapatawpha / Ed. by Evans Harrington & Ann J. Abadie. Jackson: UP of Mississippi, 1979.

325. Faulkner. New Perspectives/ Ed. by Richard H. Brodhead.- Englewood Cliffs: Prentice Hall, Inc., 1983.

326. Faulkner and Psychology. Faulkner and Yoknapatawpha / Ed. by Donald M. Kartiganer & Ann J. Abadie. Jackson: UP of Mississippi, 1994.

327. Faulkner and the Southern Renaissance. Faulkner & Yoknapatawpha/ Ed. by Doreen Fowler & Ann J. Abadie. Jackson: UP of Mississippi, 1982.

328. Fifty Years of Yoknapatawpha. Faulkner & Yoknapatawpha/ Ed. by Doreen Fowler & Ann J. Abadie. Jackson: UP of Mississippi, 1980.

329. Geismar M. William Faulkner: The Negro and the Female // Writers in Crisis. The American Novel between Two Wars.- Boston: Houghton Mifflin Company, 1942.

330. Hines T. S. William Faulkner and the Tangible Past. The Architecture of Yoknapatawpha.— Berkeley, L.A. & L.: University of California Press, 1996.

331. Hoffman F. J. William Faulkner.- N.Y.: Twayne Publishers, Inc., 1988.

332. Howe I. William Faulkner. A Critical Study.- Chicago & L.: The University of Chicago Press, 1975.

333. Jenkins L. Faulkner and Black-White Relations. A Psychoanalytic Approach.- N.Y.: Columbia UP., 1981.

334. Kartiganer D. M. The Fragile Thread. The Meaning of Form in Faulkner's Novels.- Amherst: The University of Massachusetts Press, 1979.

335. Kerr E. M. William Faulkner's Yoknapatawpha. A Kind of Key Stone in the Universe N.Y.: Fordham UP., 1983.

336. Kinney A. F. Critical Essays on William Faulkner: The Sartoris Family Boston: G. K. Hall & Co., 1985.

337. Millgate M. The Achievement of William Faulkner.- L.: Constable & Company Ltd., 1966.

338. Minter D. Faulkner and the Uses of Biography // The Georgia Review.- Fall 1974.- V. XXVm.-№ 3.- P. 455-463.

339. Moreland R. C. Faulkner and Modernism. Rereading and Rewriting.- Wisconsin: The University of Wisconsin Press, 1990.

340. New Essays on Light in August / Ed. by Michael Millgate.- N.Y.: Cambridge UP., 1987.

341. Nylon C. H. Faulkner and the Negro N.Y.: The Citadel Press, 1965.

342. Peavy C. D. Go Slow Now: Faulkner and the Race Question.- Eugene: University of Oregon Press, 1971.

343. Pilkington, J. The Heart of Yoknapatawpha. Jackson: UP of Mississippi, 1981.

344. Reading Faulkner. The Unvanquished. Glossary and Commentary / Ed. by James G. Hinkie & Robert McCoy.-Jackson: UP of Mississippi, 1995.

345. Rollyson C. E., Jr. Uses of the Past in the Novels of William Faulkner.- Ann Arbor, Michigan: Umi Research Press, 1984.

346. Schwartz L. H. Creating Faulkner's Reputation.- Knoxville: The University of Tennessee Press, 1988.

347. Sensibar J. L. The Origins of Faulkner's Art.-Austin: University of Texas Press, 1984.

348. Singal D. J. William Faulkner. The Making of Modernist.- Chapel Hill & L.: The University of North Carolina Press, 1997- P. 7-27.

349. Stonum G. L. Faulkner's Career. An Internal Literary Study Ithaca: Cornell UP., 1979.

350. Watson J. G. William Faulkner. Self-Presentation & Performance.- Austin: University of Texas Press, 2000.

351. Warren R. P. William Faulkner // Modern American Fiction. Essays in Criticism / Ed. by A. Walton Litz. N.Y.: Oxford UP., 1963.- P. 150-166.

352. William Faulkner. A Bibliography of Secondary Works / Compiled by Beatrice Ricks.-Metuchen, N.J., & L.: The Scarecrow Press, Inc., 1981.

353. William Faulkner. A Collection of Critical Essays / Ed. by Robert Penn Warren.- Englewood Cliffs, N.J.: Prentice Hall, Inc., 1966.

354. William Faulkner. A Collection of Criticism / Ed. by Dean Morgan Schmitter.- N.Y.: McGraw-Hill Book C., 1973.

355. William Faulkner. Critical Collection / Ed. by Leland H. Cox.- Detroit: Gale Research Co., 1982.

356. William Faulkner. The Critical Heritage / Ed. by John Bassett.- L. & Boston: Routledge & KeganPaul, 1975.

357. William Faulkner. Four Decades of Criticism / Ed. by Linda Welshimer Wagner.- East Lansing: Michigan State UP., 1973.

358. William Faulkner: Prevailing Verities & World Literature. Proceedings of the Comparative Literature Symposium / Ed. by Wolodymyr T. Zyla & Wendel M. Aycock.- Lubbock: Texas Tech. Press, 1973.-V. 4.

359. William Faulkner. Research Opportunities and Dissertations Abstracts / Ed. by Tetsumaro Hayashi.-Jefferson, N.J. & L.: McFarland, 1982.

360. William Faulkner's The Sound and the Fury. A Critical Casebook / Ed. by Andre Bleikasten.-N. Y. & L.: Garland Publishing, Inc., 1982.

361. William Faulkner. Three Decades of Criticism / Ed. by Frederick J. Hoffman & Olga W. Vickery.- East Lansing: Michigan State UP., 1960.

362. William Faulkner. Two Decades of Criticism / Ed. by Frederick J. Hoffman & Olga W. Vickery.-East Lansing: Michigan State UP., 1954.

363. William Faulkner in Venice / Ed. by Rosella Mamoli Zorzi & Pia Masiero Marcolin.-Venezia: Marsillo Editori, 2000.

364. William Faulkner. The Yoknapatawpha Fiction / Ed. by A. Robert Lee.- L.: Vision Press, 1990.

365. Williamson J. William Faulkner and Southern History.- N.Y. & Oxford: Oxford UP., 1993.

366. Wittenberg J. B. Faulkner. The Transfiguration of Biography- Lincoln & L.: University of Nebraska Press, 1979.

367. Zender K. F. The Crossings of the Ways. William Faulkner, the South, and the Modern World. New Brunswick & L.: Rutgers UP., 1989.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.