Предпосылки формирования и основные характеристики апокалиптики Иоанна Богослова (философско-герменевтический анализ) тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 09.00.14, кандидат наук Беляев Александр Анатольевич

  • Беляев Александр Анатольевич
  • кандидат науккандидат наук
  • 2022, ФГАОУ ВО «Казанский (Приволжский) федеральный университет»
  • Специальность ВАК РФ09.00.14
  • Количество страниц 239
Беляев Александр Анатольевич. Предпосылки формирования и основные характеристики апокалиптики Иоанна Богослова (философско-герменевтический анализ): дис. кандидат наук: 09.00.14 - Философия религии и религиоведение. Искусствоведение и культурология. ФГАОУ ВО «Казанский (Приволжский) федеральный университет». 2022. 239 с.

Оглавление диссертации кандидат наук Беляев Александр Анатольевич

ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ

1.1. История толкования апокалиптики Иоанна Богослова

1.2. Герменевтический подход к толкованию апокалиптических текстов

Выводы к первой главе

ГЛАВА II. ПРЕДПОСЫЛКИ АПОКАЛИПТИКИ ИОАННА

2.1. Иудейская апокалиптика, апокалиптика Античности, Месопотамии (Вавилона) и Персии

2.2. Апокалиптика в раннехристианском контексте

Выводы ко второй главе

ГЛАВА III. ИСТОРИЧЕСКИЙ КОНТЕКСТ АПОКАЛИПТИКИ ИОАННА

3.1. Авторство, датировка, адресат и особенности исторического контекста Апокалипсиса Иоанна

3.2. Социально-политический контекст аудитории Иоанна Богослова

Выводы к третьей главе

ГЛАВА IV. ФИЛОСОФСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ АПОКАЛИПТИКИ ИОАННА

4.1. Базовые принципы онтологии в Апокалипсисе Иоанна

4.2. Темпоральные аспекты онтологии Апокалипсиса Иоанна

4.3. Гносеология Апокалипсиса Иоанна

4.4. Философско-антропологические и социально-философские аспекты

Апокалипсиса Иоанна

Выводы к четвертой главе

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Философия религии и религиоведение. Искусствоведение и культурология», 09.00.14 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Предпосылки формирования и основные характеристики апокалиптики Иоанна Богослова (философско-герменевтический анализ)»

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность исследования. Апокалиптика оказала сильное влияние на процесс становления и развития христианства. Христианство возникло в контексте, где апокалиптические идеи были широко распространены. Современная история знает множество примеров того, как на основании неоднозначных толкований апокалиптической литературы возникали разные радикальные апокалиптически настроенные религиозные движения. Апокалиптические тексты и их интерпретация неоднократно становились призмой, через которую представители различных религиозных групп воспринимали исторические события. Как отмечает Л. ДиТоммасо, древнее апокалиптическое мировоззрение послужило источником для апокалиптической литературы, «сначала для таких иудейских текстов как Книга Стражей, затем в средние века для христианских УаИетит БШПав Егикгавав1 и современных исламских Л8гаг а1-8а°а wa-hujum al-gharЪ»2, а также для разного рода апокалиптических движений - от Кумрана и раннего христианства, до Ветви Давида и запрещенной на территории РФ Аум

-5

Синрикё.

Сегодня существуют исследования, в которых описано влияние апокалиптических текстов на интерпретацию таких эпизодов истории, как эпидемия «черной смерти» в Европе XIV в., религиозные войны между католиками и протестантами 1562-1598 гг., учреждение «третьего рейха», который представлялся современникам Гитлера не только как «третья держава» Германии, но и как Тысячелетнее царство Христа на земле4.

1 С лат. Предсказание Севилл в Эритрее.

2DiTommaso Lorenzo, The Developing of Apocalyptic Historiography in Light of the Dead Sea Scrolls // Celebrating the Dead Sea Scrolls. A Canadian Collection. Peter W. Flint, Jean Duhaime, Kyung S. Baek - eds. Leiden: Brill, 2012, pp. 497 - 522, p. 499.

3 Там же, с. 499.

4 См. Andrew Cunningham and Ole P. Grell, The Four Horsemen of the Apocalypse: Religion, War, Famine, and Death in Reformation Europe. Cambridge, UK: Cambridge University Press, 2000, P. 376; Terrie D. Aamodt, Righteous Armies, Holy Cause: Apocalyptic Imagery and the Civil War. Macon, GA: Mercer University Press, 2002, P. 288; Richard Steigmann-Gall, The Holy Reich: Nazi Conceptions of Christianity, 1919-1945. Cambridge, UK: Cambridge University Press, 2003, P. 294; Susannah Heschel, The Aryan Jesus: Christian Theologians and the Bible in Nazi Germany. Princeton, NJ: Prienceton Univeristy Press, 2008, P. 339.

Развитие апокалиптических настроений в обществе может быть спровоцировано не обязательно военными событиями и/или катастрофами5. Сегодня мы знаем множество исторических сюжетов, когда на основании апокалиптических идей появлялись религиозные группы с радикальными, общественно-опасными и деструктивными взглядами на природу мира и происходящие в нем события6. Ф. Мерфи отмечает, что развитие «новой апокалиптической эры», связанной с эпохой технологического прогресса, а то, что мы имеем сегодня - это обновленный интерес к апокалиптическим

7

движениям прошлого .

Ситуация с пандемией COVID-19 наглядно продемонстрировала актуальность изучения апокалиптики. Этот мировой кризис послужил причиной увеличения интереса общественности к Апокалипсису Иоанна. Христианские лидеры различных конфессий высказывались о возможной связи COVID-19 и библейским Апокалипсисом. Интерес к тексту Апокалипсиса Иоанна высок, но мы не можем не отметить трудности интерпретации этого текста современными читателями. Сложность интерпретации Апокалипсиса Иоанна подводит нас к такому явлению в герменевтике, как «ценность непонимания». Процесс познания и интерпретации начинается с выявления непознанного и непонятного. Непонимание в герменевтике не является недостатком человека, но каждый субъект имеет право на непонимание. Для индивидуума важно не остаться в

5 Например, «Православный анализ главных религиозных событий ушедшего года и тенденции на 2017 год» указывает на то, что новость о реконструкции Кувуклии, связанная со вскрытием плиты над Гробом Господним в Иерусалиме, послужила основанием для роста апокалиптических настроений и увеличения

интереса к эсхатологическим идеям. Другим примером может быть история 1870 г., когда под руководством Ч. Рассела возник кружок «Исследователей Библии», который в 1884 г. был зарегистрирован как юридическое лицо «Общество Сторожевой башни, Библии и трактатов» известный в России под названием «Свидетели Иеговы». Решением Верховного Суда РФ от 20 апреля 2017 г. деятельность «Управленческого центра Свидетелей Иеговы в России» была признана экстремисткой и запрещена на территории России. Другим ярким для современной России примером является основанная Петром Кузнецовым и существовавшая в период с 2004 по 2008 гг. религиозная группа «Пензенские затворники». В конце октября 2007 г. 35 человек на окраине села Никольское укрылись в землянке в ожидании конца света. Одной из возможных причин подобного поступка называется бегство от цивилизации и нежелание получать ИНН, в котором содержится «число зверя».

7 Murphy F.J. Apocalypticism in the Bible and Its World: a comprehensive Introduction. Grand Rapids: Baker Academic, 2012, 432 p., p. 2.

границах своего непонимания, но оттолкнуться от него к поиску и обретению смыслов.

Особую значимость изучения древней апокалиптики сегодня связывают с возрождением «Теологии», как отдельной академической дисциплины. Возвращение «Теологии» в поле академического дискурса неизбежно поднимет вопросы о сущности и роли апокалиптических текстов для

о

иудаизма, христианства и других религий . Данное исследование вносит вклад в осмысление древней иудейской и раннехристианской апокалиптики.

С точки зрения религиоведения изучение апокалиптических текстов может раскрыть ряд аспектов религиозно-философских идей, религиозной психологии и религиозного сознания, что актуально для исследования трансформации религии в современном глобализирующемся и постсекулярном мире. На примере исследования Апокалипсиса Иоанна как типичного образца апокалиптической литературы можно выработать универсальный подход и рассмотреть отдельные элементы апокалиптического мышления.

Степень изученности проблемы. Начало истории интерпретации Апокалипсиса Иоанна восходит близко по времени появления самого текста. Восточная традиция толкования представлена в трудах Папия Иерапольского, Иустина Мученика, Иринея Лионского, Тертуллиана, Климента Александрийского, Оригена, Дионисия Александрийского, Ипполита Римского и др. Западная традиция отражена в трудах Викторина Петавского, Тихония, Иеронима Стридонского, Августина, Иоахима Флорского, Николая Лирийского и др. М. Лютер также обращался к тексту Апокалипсиса Иоанна.

Отечественная традиция толкования книги Откровения и эсхатологических тем отражена в трудах, направленных против старообрядцев И. Успенского, Н. Рождественского, В. Михайловского и др., а также представлена в работах А.Д. Беляева, В.С. Соловьева, Н.В. Орлова,

8 Например, см. Сомов А.В., Апокалиптика и представление о посмертной участи в раннем иудаизме и Новом Завете: Учебно-методическое пособие. - М.: Свято-Филаретовский и православно-христианский институт, 2020. - 108 с.

A.П. Лопухина, Л.А. Тихомирова, Б.Н. Молчанова, С.Н. Булгакова, А.В. Меня, C.C. Аверинцева, Д.Я. Ивлиева, священника Н. Кима, В.И. Курашова. В части исследования Кумранской общины и трудов этой иудейской апокалиптической секты, необходимо отметить труды И.Р. Тантлевского, И.Д. Амусина, И.А. Крывелева, И.С. Свенцицкой, С.В. Бабкиной. Особенности иудейской апокалиптики представлены в работах А.В. Смирнова, А.К. Погасия, М.Г. Витковской, В.Е. Витковского, Ю.Г. Матушанской, А.М. Прилуцкого, А.А. Тодиева, А.В. Сомова, В.А. Андросовой и др.

Изучение апокалиптики имеет богатую историю на Западе. Зарождение и развитие научного подхода связано с такими исследователями, как Дж. Землер [J.S. Semler], Ф. Люкке [F. Lücke], Д. Фельтер [D. Völter], Р.Г. Чарльз [R.H. Charles], Г. Гункель [H. Gunkell]. Среди множества исследователей можно выделить работы исследователей XIX-XX вв.: Д. Онэ [D.E. Aune], Д. Барра [Barr, David L.], Р. Бокэма [Bauckham, R.], Г. Била [Beale, G. K.], А. Коллинс [Collins, A.Y.], Дж. Коллинс [Collins, J.J.], К. Костера [Koester, C.R.],

B. Куммеля [Kümmel, W. G.] и В. Ламберта [Lambert, W. G.], Г. Линтона [Linton, G.L.], Ф. Мерфи [Murphy, F.J.], Х. Свете [Swete, H.B.], Э. Шьюссер-Фьоренца [Schüssler Fiorenza, E.], Я. Ван дер Ватта [Jan Gabriël Van der Watt], Я. Таубеса [J. Taubes] и др. Работы данных авторов посвящены проблематике интерпретации иудейских и раннехристианских апокалиптических текстов, а также детальному изучению композиции и содержания Апокалипсиса Иоанна.

Настоящая работа восполняет пробел философско-герменевтического анализа Апокалипсиса Иоанна в работах отечественных и западных исследователей.

Объектом диссертационного исследования является апокалиптика Иоанна Богослова.

Предметом исследования являются религиозно-философские идеи в апокалиптике Иоанна Богослова.

Цель исследования и задачи исследования: проведение философско-герменевтического анализа апокалиптики Иоанна Богослова.

Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:

(1) Определить предпосылки формирования, достоинства и недостатки четырех подходов толкования апокалиптики Иоанна Богослова, которые составляют существующую на сегодняшний день четырехчастную герменевтическую парадигму.

(2) Разработать новый герменевтический подход к толкованию апокалиптических текстов, учитывающий достоинства и недостатки существующей парадигмы.

(3) Выявить предпосылки возникновения раннехристианской апокалиптики, которые определили «предпонимание» Апокалипсиса его первыми читателями.

(4) Провести сравнительный анализ иудейской и раннехристианской апокалиптики с современными ей текстами греко-римских оракулов и прорицаний.

(5) Установить социокультурный и политический контекст возникновения текста Апокалипсиса Иоанна.

(6) Выявить и описать онтологию апокалиптики, как одну из основных философских характеристик исследуемого текста, и показать ее темпоральные аспекты.

(7) Выявить и описать гносеологию Апокалипсиса Иоанна.

(8) Описать философско-антропологические и социально-философские аспекты Апокалипсиса Иоанна.

Научная новизна работы:

1. В ходе исследования истории толкования Апокалипсиса Иоанна

выявлены и описаны основные предпосылки общепринятой на сегодняшний

день четырехчастной парадигмы интерпретации книги Откровения.

Основными предпосылками формирования парадигмы являются: (а)

доступность множества свидетельств о рецепции книги Откровения начиная

7

со II в. н.э.; (б) отсутствие единого подхода к толкованию отдельных сюжетов Апокалипсиса и восприятию книги в целом ни в одном из периодов истории интерпретации книги; (в) жанровое многообразие текста Апокалипсиса. Показано, что эта парадигма строится на основании выявленных нами четырех герменевтических типологий возможного прочтения Апокалипсиса. Первый тип строится на принципе необходимости интерпретации текста исключительно в рамках исторического контекста автора и первых читателей. Второй тип толкования подчинен эсхатологическим убеждениям интерпретатора и рассматривается им преимущественно в футуристическом контексте. Особенностью третьего типа является контекст социально-исторических реалий читателя, которые определяют значение текста Апокалипсиса. В типологии четвертого типа Апокалипсис интерпретируется вне исторического контекста и воспринимается как текст, в котором представлены сюжеты о духовном мире, актуальные для человека любой эпохи. Показано, что данная герменевтическая парадигма имеет существенные недостатки: в чистом виде та или иная типология встречается крайне редко или не встречается вовсе.

2. Разработан авторский подход к толкованию апокалиптики,

который получил название «герменевтический баланс», предполагающий

максимально возможное приближение к «идеальной интерпретации». Суть

данного направления интерпретации заключается в том, чтобы в процессе

интерпретации попытаться не упустить всевозможные основания и

достоинства каждого подхода и, по возможности, избежать их недостатков.

Решение такой задачи возможно только при наличии предпосылки

«открытости» интерпретатора к жанровому многообразию текста

Апокалипсиса и вытекающей из нее возможности работы в поле каждой из

четырех герменевтических типологий. Сформулировано герменевтическое

правило, которое позволит реализовать этот подход: прежде чем пытаться

ответить на вопрос о том, что текст Апокалипсиса говорит нам о будущем, а

также на вопрос о том, что текст говорит нам о настоящем, необходимо

8

установить предпосылки его возникновения и его значение для первых читателей.

3. В работе выявлены предпосылки возникновения раннехристианской апокалиптики, которые, с большой долей вероятности, определяли «предпонимание» Апокалипсиса его первыми читателями. Они заключаются в экзистенциальной потребности религиозного сознания древнего индивидуума интерпретировать социально-политические реалии с перспективы трансцендентного. В работе показано, что сущность иудейской апокалиптической традиции заключалась в представлении происходящих социально-политических событий образным языком для того, чтобы в этих событиях читатели могли увидеть Божественный промысел и, как следствие, эсхатологическую надежду. Показано, что важной предпосылкой возникновения христианской апокалиптики является мировоззрение авторов, в основании которого находится конфликт двух противоборствующих сил. Установлено, что такой подход у автора Апокалипсиса не является дуализмом, поскольку противоборствующие силы не равны и не равноценны. Для раскрытия специфики этой мировоззренческой особенности автора Апокалипсиса в работе использовано понятие «двойственность». В картине мира авторов апокалиптических текстов имеет место как пространственная, так и темпоральная двойственность, что впервые описано по отношению к апокалиптике Иоанна. Темпоральная двойственность заключается в том, что история мира интерпретируется как история противостояния двух эпох: нынешней и грядущей. Пространственная двойственность - это представление о противостоянии двух царств: небес и преисподней.

4. Установлено, что, несмотря на то, что литературная форма

апокалиптических текстов отличается от форм оракулов и прорицаний,

распространенных в греко-римском обществе, их объединяет

концептуальная преемственность в части присутствия конкретно-

исторического политического дискурса. Показано, что Апокалипсис Иоанна

9

- это литература кризиса, в которой присутствует политический дискурс: его аспекты вытекают из контекста социально-политических реалий римской империи, но в преломлении автора достигают общемировых масштабов. Показано, что ключевым элементом социально-политического кризиса в тексте Апокалипсиса Иоанна является тема культа поклонения императору, которая связана с проблематикой легитимного объекта религиозного поклонения и, как следствие, обуславливает литургический характер Апокалипсиса Иоанна и его керигматическое послание.

5. В онтологии Апокалипсиса укоренена идея модальности бытия. В тексте мы видим действительное (актуальное) бытие, связанное с темами двух противоборствующих сил и человека, вовлеченного в этот конфликт, а также грани возможного бытия, которое еще не наличествует, но обязательно станет действительностью. Наиболее ярко проблематика модальности бытия раскрывается в дискурсе милленаризма. Миллениум в Апокалипсисе Иоанна - это не следствие исторического эволюционирования человечества. Ключевым условием его осуществления является событие божественного вмешательства в ход человеческой истории, то есть соединение имманентного и трансцендентного измерений реальности, ведущего к появлению нового творения.

6. Выявлено, что гносеология Апокалипсиса предполагает, что иррационально полученное знание (откровение свыше), будучи передано в письменной форме, становится рационально постигаемым для читателей. Таким образом, гносеология Апокалипсиса совмещает в себе пласты иррационального и рационального познания. При этом текст Апокалипсиса иногда указывает на нерелевантность человеческого языка как средства передачи трансцендентной реальности, т.е. не все знание, полученное иррациональным путем, можно передать и воспринять рационально.

7. Показано, что в мире Апокалипсиса философско-

антропологические темы укоренены в пространстве сотериологии как

ключевом компоненте человеческого бытия. Сотериологическая реальность

10

включает в себя все измерения человеческого бытия. Спасение - это надежда всей личности в ее целостном существовании, а не ее отдельного компонента, и не привязано к национальной идентичности.

Источники исследования. Так как наиболее авторитетными для христианства являются тексты Священного Писания, то ключевым источником будет Библия и содержащиеся в ней апокалиптические тексты. Автор работает с наиболее распространенным в русскоязычном контексте Синодальным переводом Библии, однако при разборе ключевых мест опирается на критические издания: для книг Ветхого Завета - Biblia Hebraica Stuttgartensia (BHS)9; для книг Нового Завета - Novum Testamentum Graece: Nestle-Aland 28th Edition (NA 28)10. Иудейские и раннехристианские апокалиптические тексты, не являющиеся частью библейского канона, представлены в следующих изданиях: The Old Testament Pseudepigrapha. Apocalyptic Literature and Testaments под редакцией Д. Чарльзворда11, а на

русском языке в собрании «Апокрифические апокалипсисы», составленным

12

М.Г. Витковской и В.Е. Витковским . Апокалиптические тексты Кумранской общины доступны в русскоязычном издании «Тексты Кумрана»13 и во множестве англоязычных изданий, среди которых можно выделить следующие: под редакцией Э. Това - The Dead Sea scrolls concordance. V. 1 pt.2: The non-Biblical texts from Qumran14; под редакцией М. Вайза - The Dead Sea Scrolls: A New Translation15; под редакцией Д.

9 Biblia Hebraica Stuttgartensia (Hebrew Edition) / Eds.: Karl Elliger, Willhelm Rudulph. - Peabody: Hendrickson Publishers, 1997. - 1629 p.

10 Novum Testamentum Graece: Nestle-Aland 28th Edition (NA 28) / Edition by Institute for NT Textual Research. - German Bible Society, 2013. - 810 p.

11 The Old Testament Pseudepigrapha. Vol. 1. Apocalyptic Literature and Testaments / Ed. J. H. Charlesworth. -Doubleday: N.Y., London, Toronto, Sydney, Auckland, 1983. - 996 p.

12 Витковская М.Г., Витковский В.Е. Апокрифические апокалипсисы. - СПб.: Алетейя, 2001. - 279 с.

13 Тексты Кумрана / Введение, перевод с древнееврейского и арамейского и комментарии А.М. Газова-Гинзберга, М.М. Елизаровой и К.Б. Старковой13. - СПб.: Центр «Петербургское Востоковедение», 1996. -439 с.

14 The Dead Sea scrolls concordance. V. 1 pt.2: The non-Biblical texts from Qumran / Eds: Tov Emanuel, Abegg Martin G., Bowley James E., Cook Edward M. - Leiden: Brill, 2003. - 958 p.

15 The Dead Sea Scrolls: A New Translation / Eds.: Wise Michael, Abegg, Martn and Cook Edward. - San Francisco: HarperSanFrancisco, 2005. - 688 p.

Чарльзворда - The Dead Sea Scrolls: A New Translation16. Источники на языках оригинала и их переводы, касающиеся литературы и культуры греко-римского мира представлены на сайте Perseus Digital Library под редакцией Г. Крейна, Университет Тафтса17, a также в известной серии Loeb Classical Library.

Теоретическая и методологическая основа исследования

определяется поставленными целями и задачами и носит междисциплинарный характер. Методология работы выстраивается на общем

для религиоведческих исследований принципе исключения

18

трансцендентного . В работе используются такие общетеоретические методы, как анализ, синтез, сравнение, обобщение.

Множественность современных герменевтических методов требует уточнения научной парадигмы, в рамках которой будет проводиться исследование. Основным в работе является герменевтический метод, который выстраивается на принципах парадигмы Х.Г. Гадамера.

В герменевтике Гадамера понимание и интерпретация носят условный, исторический и временной характер, поскольку они неотделимы от герменевтического круга и основаны на предварительном понимании (предпонимании). Теория герменевтического опыта у Гадамера связана с проблемой исходной предпосылки, которая может быть названа как «предрассудок» или «предубеждение» (Vorurteile). Одно из наиболее знаменитых высказываний Гадамера звучит следующим образом: «Предрассудки (Vorurteile) отдельного человека в гораздо большей степени, чем его суждения (Urteile), составляют историческую действительность его бытия»19. Особое место в герменевтике Гадамера занимает такое понятие, как «действенная история» (история действия / Wirkungsgeschichte). С помощью

16 The Dead Sea Scrolls. Hebrew, Aramaic, and Greek Texts with English Translations. Volume 6B: Pesharim, Other Commentaries, and Related Documents / Eds: James H. Charlesworth, Henry W. Rietz. - Tubingen: Mohr Siebeck, 2006. - XXV + 384 p.

17 Perseus Digital Library / http://www.perseus.tufts.edu/hopper (дата визита 23.08.2019).

18 Красников А.Н. Методологические проблемы религиоведения. М., 2007. - 293 с.

19 Gadamer, Truth and Method, p. 276.

этого понятия Х.Г. Гадамер подчеркивал, что всякая попытка интерпретации определяется и зависит от предшествующей традиции толкования текста. По словам Х.Г. Гадамера история не принадлежит субъекту, но субъект принадлежит истории. При этом любой акт интерпретации сам по себе становится частью этой «действенной истории» интерпретации. Т.М. Шатунова обращает внимание на такой аспект герменевтики Х.Г. Гадамера, как актуальность прекрасного, который играет ключевую роль в новой художественно-эстетической картине мира пришедшей на смену картине научно-рационалистической20.

Руководствуясь герменевтическими принципами Х.Г. Гадамера мы осуществляем следующие шаги: анализируем историю и основные парадигмы интерпретации Апокалипсиса Иоанна, чтобы лучше понимать себя, как познающего субъекта в части «действенной истории»; исследуем предпосылки возникновения апокалиптики Иоанна, как того пространства идей и смыслов, в котором было укоренено мировоззрение автора Апокалипсиса; исследуем исторический контекст и социально-политическую проблематику в контексте рецепции Апокалипсиса с тем, чтобы попытаться поставить себя на место автора и первых читателей Апокалипсиса; анализируем философские характеристики апокалиптики Иоанна, как попытку применения и понимания текста Апокалипсиса. Выбранный методологический подход способствует нашему преодолению герменевтических основ постмодерна, где человек равен тексту, интерпретирует текст в диалоге с самим собой, является мерилом истинности интерпретации, пространством и источником смыслов21.

Основные результаты и положения диссертации, выносимые на защиту:

1. На сегодняшний день общепринятой является четырехчастная парадигма интерпретации книги Откровения. Основными предпосылками

20 Шатунова Т.М., Социальный смысл онтологии эстетического: Автореф... дис. доктора фил.наук. -Казань: Казанский Государственный Университет, 2008. - 48 с., с. 5.

21 Терещенко Н.А., Шатунова Т.М., Постмодерн как ситуация философствования - СПб., 2003. - 192 с.

формирования данной парадигмы являются: (а) доступность множества свидетельств о рецепции книги Откровения начиная со II в. н.э.; (б) отсутствие единого подхода к толкованию отдельных сюжетов Апокалипсиса и восприятию книги в целом ни в одном из периодов истории интерпретации книги; (в) жанровое многообразие текста Апокалипсиса. Эта парадигма строится на основании выявленных нами четырех герменевтических типологий возможного прочтения Апокалипсиса. Первый тип строится на принципе необходимости интерпретации текста исключительно в рамках исторического контекста автора и первых читателей. Второй тип толкования подчинен эсхатологическим убеждениям интерпретатора и рассматривается им преимущественно в футуристическом контексте. Особенностью третьего типа является контекст социально-исторических реалий читателя, которые определяют значение текста Апокалипсиса. В типологии четвертого типа Апокалипсис интерпретируется вне исторического контекста и воспринимается как текст, в котором представлены сюжеты о духовном мире. Данная герменевтическая парадигма имеет существенные недостатки: в чистом виде та или иная типология встречается крайне редко или не встречается вовсе.

2. Для уточнения описанной парадигмы нами разработан и введен новый подход к толкованию апокалиптики: «герменевтический баланс», суть которого состоит в том, чтобы в процессе интерпретации попытаться не упустить всевозможные основания и достоинства каждого подхода и, по возможности, избежать их недостатков. Сформулировано герменевтическое правило, которое позволит реализовать это направление интерпретации: прежде чем пытаться ответить на вопрос о том, что текст Апокалипсиса говорит нам о будущем, а также на вопрос о том, что текст говорит нам о настоящем, необходимо установить предпосылки его возникновения и его значение для первых читателей. Данный подход применим к толкованию любых иудейских и раннехристианских апокалиптических текстов, позволяя осуществить как герменевтический, так и философский анализ.

3. Предпосылки возникновения раннехристианской апокалиптики,

определявшие «предпонимание» Апокалипсиса его первыми читателями,

14

заключаются в экзистенциальной потребности религиозного сознания древнего индивидуума интерпретировать социально-политические реалии с перспективы трансцендентного и в необходимости эсхатологической надежды как мировоззренческой основы для преодоления угнетающих социально-политических реалий. Сущность иудейской апокалиптической традиции заключалась в представлении происходящих социально-политических событий образным языком для того, чтобы в этих событиях читатели могли увидеть Божественный промысел и, как следствие, эсхатологическую надежду. Таким образом, эсхатология в апокалиптике функциональна. Важной предпосылкой возникновения христианской апокалиптики является двойственность в подходе авторов текстов. В их картине мира имеет место как пространственная, так и темпоральная двойственность, что впервые описано по отношению к апокалиптике Иоанна. Темпоральная двойственность заключается в том, что история мира интерпретируется как история противостояния двух эпох: нынешней и грядущей. Пространственная двойственность - это представление о противостоянии двух царств: небес и преисподней.

Похожие диссертационные работы по специальности «Философия религии и религиоведение. Искусствоведение и культурология», 09.00.14 шифр ВАК

Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Беляев Александр Анатольевич, 2022 год

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Амусин, И.Д. Кумранская община / И.Д. Амусин. - М.: «Наука», 1983. - 328 с.

2. Андрей Кесарийский, Комментарий на Откровение // Библейские комментарии отцов Церкви и других авторов I-IV веков. Новый Завет. Том XII: книга Откровения Иоанна Богослова / Пер. с англ., греч., лат. И сир. Под редакцией Вильяма С. Вайриха / Русское издание под редакцией Д.А. Федчука. - Тверь: Герменевтика, 2009. -512 с.

3. Апрингий, Трактат на Откровение // Комментарий на Откровение // Библейские комментарии отцов Церкви и других авторов I-IV веков. Новый Завет. Том XII: книга Откровения Иоанна Богослова / Пер. с англ., греч., лат. И сир. Под редакцией Вильяма С. Вайриха / Русское издание под редакцией Д.А. Федчука. - Тверь: Герменевтика, 2009. -512 с.

4. Ауни, Д. Новый Завет и его литературное окружение / Д. Ауни / пер. с англ. В.В. Полосина. - СПб.: РБО, 2000. - 235 с.

5. Бабкина, С.В. Сакральное и профанное время и пространство в Кумране: диссертация ... кандидата исторических наук: 24.00.01 / Бабкина С.В. - Москва, 2003. - 215 с.

6. Бачинин, В.А. Дуализм / В.А. Бачинин // Религиозная философия. Малая христианская энциклопедия. - СПб.: Шандал, 2003. - C. 100.

7. Бачинин В.А., Познание / В.А. Бачинин // Философия. Энциклопедический словарь. Санкт-Петербург: Изд-во Михайлова В.А., 2005. - 288 с.

8. Беда Достопочтенный, Изложение Откровения // Библейские комментарии отцов Церкви и других авторов I-IV веков. Новый Завет. Том XII: книга Откровения Иоанна Богослова / Пер. с англ., греч., лат. И сир. Под редакцией Вильяма С. Вайриха / Русское издание под редакцией Д.А. Федчука. - Тверь: Герменевтика, 2009. -512 с.

9. Беляев, А.А. «Престол сатаны» / А.А. Беляев // Вера и жизнь. Христианский журнал миссионерского союза «Свет на Востоке». -2016. - №2. - с. 22-23.

10. Беляев, А.А. Апокалиптика / А.А. Беляев // Славянский библейский комментарий. Современная евангельская перспектива / гл. ред. С.В. Санников. - К.: ЕААА, Книгоноша, 2016. - с. 964.

11. Беляев, А.А. Герменевтико-религиоведческий анализ Апокалипсисов Иоанна и Петра / А.А. Беляев // Вестник Русской христианской гуманитарной академии. - 2018. - Т. 19. Вып. 2. - с. 173-180.

12. Беляев, А.А. Книга Откровения Иоанна Богослова / А.А. Беляев // Славянский библейский комментарий. Современная евангельская перспектива / гл. ред. С.В. Санников. - К.: ЕААА, Книгоноша, 2016. -с. 1797-1834.

13. Беляев, А.А. Миссия Бога в Книге Откровения / А.А. Беляев // Новые горизонты миссии / ред.: Пеннер П., Убейволк В., Русин И., Загидулин Р. - Черкассы: Коллоквиум, 2015. - с. 96-107.

14. Беляев, А.А. Обзор герменевтических подходов в изучении книги Откровение в XX веке / А.А. Беляев // Исследование текста: современные методы и подходы в библеистике, истории церкви и практическом богословии. Труды СПбХУ. - 2014. - №6. - с. 41-52.

15. Беляев, А.А. Политический дискурс Апокалипсиса Иоанна и его интерпретация в теологии И.В. Каргеля / А.А. Беляев // Вестник Северного (Арктического) федерального университета. Серия.: Гуманитарные и социальные науки. - 2019. - №1. С. 84-91.

16. Беляев, А.А. Преклонение перед богопротивной властью как вид религиозного отступничества в книге Откровение / А.А. Беляев // Отступничество от веры: библейско-богословская, историческая и современная перспективы вопроса. Труды СПбХУ. - 2017. - №9. - с. 29-50.

17. Бердяев Н.А. Я и мир объектов // Философия свободного духа. М: Республика, 1994. с. 230-317.

18. Бердяев Н.А. О рабстве и свободе человека. Опыт персоналистической метафизики. М.: Республика, 1995. [Электронный ресурс]. URL: http://www.vehi.net/berdyaev/rabstvo/index.html (дата обращения: 23.03.2021).

19. Бердяев Н.А. Смысл истории // Новое средневековье. М.: Канон, 2002. С. 7-220.

1. Блаватская, Т.В. Черты государственности в Элладе. Серия «Античная библиотека. Исследования» / Т.В. Блаватская. - СПб.: Алетейя, 2003. - 409 с.

2. Богомыслие: литературно-богословский альманах. Церковь в эпоху пандемии. №26. 2020.

3. Брюггеман, У. Введение в Ветхий Завет. Канон и христианское воображение. Серия «Современная библеистика» / У. Брюггеман. -М.: Библейско-богословский институт св. апостола Андрея, 2009. -XIV + 570 с.

4. Булътман, Р. Новый Завет и мифология. Проблема демифологизации новозаветного правозвестия / Р. Бультман / пер. Г.В. Вдовина // Избранное: вера и понимание. - М.: РОССПЭН, 2014. - С. 7-41.

5. Булътман, Р. Первохристианская весть о Христе и исторический Иисус / Р. Бультман / пер. А.Б. Григорьев // Избранное: вера и понимание. - М.: РОССПЭН, 2014. - с. 188-200.

6. Ванхузер, К.Д. Искусство понимания текста. Литературоведческая этика и толкование Писания / пер. с англ. 2007. - 736 с.

7. Витковская, М.Г. Иудейская и христианская апокалиптика / М.Г. Витковская, В.Е. Витковский // Апокрифические апокалипсисы. -СПб.: Алетейя, 2000. с. 5-45.

8. Гадамер r.X. Актуальность прекрасного: пер. с нем. / Г. X. Гадамер. - М.: Искусство, 1993. - 367 с.

9. Гадамер Х.Г., Истина и метод. Основы философской герменевтики. Пер. с нем./Общ. ред. и вступ. ст. Б.Н. Бессонова. - М.: Прогресс, 1988. - 704 с.

10. Геродот. История / Пер. Ф.Г. Мищенко. - М.: Академический проект, 2016. - 599 с.

11. Гомер. Гимн Гомера к Аполлону Делосскому / Перевод В.В. Вересаев // Гомеровские гимны. - URL: http://veresaev.lit-info.ru/veresaev/stihi/gomerovy-gimny/index.htm (дата обращения: 08.08.2019).

12. Гомер. Илиада / Перевод Н.И. Гнедич. - М.: Эксмо, 2015. - 576 с.

13. Гомер. Одиссея / Пер. А.В. Жуковский. - М.: Художественная литература, 1986. - 270 с.

14. Горохова, А.В. Роль дивинации в общественно-политической жизни Греции (VIII-IV вв. до н.э.) и Рима (V в. до н.э.) / А.В. Горохова // Преподаватель XXI век. - 2011. - №2. - с. 231-237.

15. Гравина И.В., Образ антично-платонической генологии в трудах А.Ф. Лосева, Вестник ВГУ. Серия: Философия, №1, 2017. с. 96-103.

16. Гранин Р.С. К вопросу о происхождении термина «эсхатология» и его интерпретации в концепциях библейской герменевтики ХХ столетия / Р.С. Гранин // Вестник Московского Университета. Серия 7: Философия. - 2013. - №2. - с. 83-91.

17. Григоренко, А.Ю. Эсхатология, милленаризм, адвентизм: история и современность. Философско-религиоведческие очерки (научное издание) / А.Ю. Григоренко. - СПб.: Европейский Дом, 2004. - 392 с.

18. Дорошин, И.А. Апокалиптические ожидания в обществе риска / И.А. Дорошин // Вестник Челябинского государственного университета. Философия. Социология. Культурология. Вып. 30. - 2013. - №33 (324). - с. 97-101.

19. Евсевий Памфил. Церковная история / под ред. Протоирея В. Воробьева. - М.: Изд-во Православного Свято-Тихоновского богословского ин-та, 2001. - 406 с.

20. Ивонин, Ю.П. Политическая антропология Платона / Ю.П. Ивонин, О.И. Ивонина // Идеи и идеалы. Т. 11. - Новосибирск: Новосибирский государственный технический университет, 2019. -с. 103-128.

21. Иероним Стридонский. О знаменитых мужах // Сочинения. - М.: Директ-Медиа, 2015. - с. 438-509.

22. Иероним Стридонский. Против Иовиниана. - URL.: https: //azbyka. ru/otechnik/Ieronim_Stridonskij/dve-knigi-protiv-ioviniana/ (дата обращения 07.08.2019).

23. Иннокентий Павлов. Как жили и во что верили первые христиане: Учение двенадцати апостолов / Иннокентий Павлов. - М.: Эксмо, 2017. - 736 с.

24. Ипполит Римский, Об антихристе // Библейские комментарии отцов Церкви и других авторов I-IV веков. Новый Завет. Том XII: книга Откровения Иоанна Богослова / Пер. с англ., греч., лат. И сир. под редакцией Вильяма С. Вайриха / Русское издание под редакцией Д.А. Федчука. - Тверь: Герменевтика, 2009. - 512 с.

25. Ириней Лионский, Против ересей // Библейские комментарии отцов Церкви и других авторов I-IV веков. Новый Завет. Том XII: книга Откровения Иоанна Богослова / Пер. с англ., греч., лат. И сир. Под редакцией Вильяма С. Вайриха / Русское издание под редакцией Д.А. Федчука. - Тверь: Герменевтика, 2009. - 512 с.

26. Канон Муратори // Раннехристианские писания. - URL: http://www.earlychristianwritings.com/text/muratorian-greek.html (дата обращения 28. 11. 2017).

27. Ким, Николай. Тысячелетнее царство. Экзегеза и толкование ХХ главы Апокалипсиса / Священник Николай Ким. - СПб.: Алетейя, 2003. - 331 с.

28. Киприан, епископ Карфагенский. Об одежде девственниц // Творения Священномученика Киприана епископа Карфагенского - Библиотека Отцов и учителей церкви / ред.совет: священник Андрей Лобашинский, проф. А. И. Сидоров, П.Н. Роговой. П.Н. Роговой. -М.: Паломникъ, 1999. T. VI - 721с.

29. Киреева Н.М. «Ищите женщину»: к вопросу о безбрачии в Кумране / Н.М. Киреева // Вестник РГГУ. Серия: Философия. Социология. Искусствоведение. 2009. № 15. с. 118-130.

30. Киреева Н.М. Аскетизм в культуре иудаизма греко-римского периода / Н.М. Киреева. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата исторических наук. Учебный центр изучения религии РГГУ. М. - 2009. - 24 с.

31. Климент Александрийский. Кто из богатых спасется? - М.: Litres, 2017. - 414 с.

32. Котельников, В.А. Апокалиптика и эсхатология у Достоевского / В.А. Котельников // Русская литература. - 2011. - №3. - с. 51-67.

33. Красников, А.Н. Методологические проблемы религиоведения: учебное пособие / А.Н. Красников. - М.: Академический проект, 2007. - 293 с.

34. Кулишова, О.В. Посольства Рима в Дельфы во время Второй Пунической войны // Мнемон: исследования и публикации по истории античного мира. Вып. 5 / ред. Э.Д. Фролов. - СПб.: СПбГУ, 1995. - с. 277-286.

35. Кун, Н.А. Мифы и легенды Древней Греции. - М.: ОЛМА Медиа Групп, 2014. - 303 с.

36. Курашов В.И. Области и горизонты взаимосвязей научных, философских и теологических учений: этический, эсхатологический и психологический аспекты // Известия Самарского научного центра РАН. Социальные, гуманитарные, медико-биологические науки. 2017, том 19, № 6. С.71-74

37. Курашов В.И. Мораль как проблемное поле философии и теологии // Известия Самарского научного центра РАН. Социальные, гуманитарные, медико-биологические науки. 2018, том 20, № 1. С. 52-57.

38. Ла Сор. Обзор Ветхого Завета: Откровение, литературная форма и исторический контекст Ветхого Завета / Ла Сор, Хаббард, Буш. / Пер. с англ. - Одесса: изд-во «Богомыслие», 1998. - 615 с.

39. Лидер пятидесятников России предупредил о скором конце света и призвал не паниковать. URL.: https://www.interfax.ru/russia/699515, (дата обращения: 25.05.2020).

40. Лимор Ора, Амнон Раз-Кракоцкин, Евреи и христиане: полемика и взаимовлияние культур. Открытый Университет, Израиль. Издательство Открытого Университета, 2013. - 405 с.

41. Лосев, А.Ф. Очерки античного символизма и мифологии / А.Ф. Лосев; сост. А.А. Тахо-Годи ; общ. ред. А.А. Тахо-Годи и И.И. Маханькова. - М.: Мысль, 1993. - 959 с.

42. Лэдд, Дж.Э. Богословие Нового Завета / Дж.Э. Лэдд / Пер. с англ. -СПб.: Христианская общество «Библия для всех», 2003. - 800 с.

43. Мамардашвили, М.К. Психологическая топология пути: М. Пруст «В поисках утраченного времени»: [лекции] / М.К. Мамардашвили. СПб.: Рус. христиан. гуманит. ин-т, 1997. 571 с.

44. Марченко, Г.И. Платон о пророчестве как политическом консультировании / Г.И. Марченко // Власть. МГУ им. Ломоносова. - 2016. - Т. 24, №6. - с. 152-159.

45. Матецкая, А.В. Религиоведение: учебное пособие / А.В. Матецкая [и др.]. - Ростов н/Д.: Фениск, 2009. - 412 с.

46. Матушанская, Ю.Г. Значение теологемы «Священная война» для формирования библейской философии истории / Ю.Г. Матушанская // Серия "Symposium", Конференция «Путь Востока», Путь Востока: Универсализм и партикуляризм в культуре, Выпуск 34 / Материалы VIII Молодежной научной конференции по проблемам философии,

религии, культуры Востока Санкт-Петербург: Санкт-Петербургское философское общество, 2005. с.140-143.

47. Матушанская, Ю.Г. Историко-философская концепция Иосифа Флавия в ситуации встречи культур в эпоху античности: автореферат дис. ... кандидата философских наук: 24.00.01 / Ю.Г. Матушанская / Казан. гос. ун-т культуры и искусств. - Казань, 2005. - 23 с.

48. Матушанская Ю.Г. Представление о национально-религиозной свободе у зелотов / Ю.Г. Матушанская // Серия "Symposium", Конференция «Путь Востока», Путь Востока: Культурная, этническая и религиозная идентичность, Выпуск 33 / Материалы VII Молодежной научной конференции по проблемам философии, религии, культуры Востока Санкт-Петербург: Санкт-Петербургское философское общество, 2004. с.105.

49. Mежерицкий, Я.Ю. Другой Август / А.Ю. Межерицкий // Всеобщая история: современные исследования. Межвузовский сборник научных трудов. - 2014. - Вып. 23. - с. 20-41.

50. Мефодий, епископ Патарский. Пир десяти дев // Православная электронная библиотека. - URL.: https://lib.pravmir.ru/library/readbook/952 (дата обращения: 07.08.2019).

51. Михайлов, Ф.Т. Познание // Философский словарь / Шмидт Генрих. Москва: Республика, 2003. - с. 432.

52. Мудрашей, Н.С. Иррациональное // Философский словарь / Шмидт Генрих. Москва: Республика, 2003. - 575 с.

53. Нибур, Х.Р. Христос и культура / Х.Р. Нибур // Избранные труды Ричарда Нибура и Райнхольда Нибура / Перевод И.И. Маханькова и И.А. Лейтес. - М.: Юристъ, 1996. - 575 с.

54. Откровение Иоанна Богослова (апокриф) // Апокрифические апокалипсисы / Пер., сост., вступ. статья М.Г. Витковская, В.Е. Витковский. - СПб.: Алетейя, 2000. - с. 264-275.

55. Откровение Петра // Апокрифические апокалипсисы / Пер., сост., вступ. статья М.Г. Витковская, В.Е. Витковский. - СПб.: Алетейя, 2000. - с. 185-199.

56. Павлючик А., Как правильно читать Апокалипсис // Тайна народа Божьего: интертекстуальный комментарий на книгу Откровение / Ярослав Вязовский, Андрей Павлючик, Сергей Удальев. - Минск: Полиграфкомбинат им. Я. Коласа, 2019. - 352 с.

57. Пастырь Гермы / Составление, комментарии И. Свеницкой. - М.: «Присцельс», 1997. - 111 с.

58. Писания мужей апостольских / Введения, перевод с греческого и примечания прот. П. Преображенского / Дополнения: введения, перевод с греческого и примечания свящ. В. Амусина и А.Г. Дунаева. - Рига: Латвийское библейской общество, 1992. - 442 с.

59. Платон. Лахет / пер. С.Я. Шейнман-Топштейн // Собрание сочинений в 4-х томах. - М.: Мысль, 1990. - Т.1 - с. 268-294.

60. Платон. Политик / пер. С.Я. Шейнман-Топштейн // Собрание сочинений в 4-х томах. - М.: Мысль, 1994. - Т.4 - с. 3-70.

61. Плутарх. Исида и Осирис. Серия: «Антология мудрости». - М.: Эксмо, 2006. - 464 с.

62. Погасий А. К. Интерпретация некоторых положений библейских текстов в свете апокрифической «Книги Еноха» // International Science Project. — 2017. — № 6. — Ч. I. — С. 29—34.

63. Попов, И.Н. Гистаспа Оракул / И.Н. Попов // Православная энциклопедия / под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. - URL.: http://www.pravenc.ru/text/165041.html. (дата обращения: 12.03.2019).

64. Православный анализ главных религиозных событий ушедшего года и тенденции на 2017 год // KATEHON. URL.: http://katehon.com/ru/article/pravoslavnyy-analiz-glavnyh-religioznyh-sobytiy-ushedshego-goda-i-tendencii-na-2017-god (дата визита 22.09.2018).

65. Прилуцкий, А.М. Семиотика религии: философско-религиоведческие исследования / А.М. Прилуцкий / науч. ред. С.А. Исаев. - СПб.: Инкери, 2007. - 218 с.

66. Райт, Н.Т. Иисус и победа Бога / Н.Т. Райт. - М.: Библейско-богословский институт св. апостола Андрея, 2004. - 688 с.

67. Ряховский, С., Коронавирус - одно из знамений последнего времени. URL.: https://www.protestant.ru/news/church/ofchrist/article/1542100, дата обращения: 25 мая 2020 г.

68. Свеницкая, И.С. Вступительная статья / И.С. Свеницкая // «Пастырь Гемры».- М.: «Присцельс», 1997. - 111 с.

69. Сержина, Л. Люди подземелья. Отчего бегут в сектантские пещеры / Сержина Л., Яковлева Е. // Российская газета - Федеральный выпуск.

- URL.: https://rg.ru/2007/11/20/peshery.html (дата обращения:

22.09.2018).

70. Смирнов, А. Мессианские ожидания и верования иудеев около времен Иисуса Христа (от Маккавейских войн до разрушения Иерусалима римлянами). - Казань, 1899.

71. Сомов, А.В. Апокалиптика и представление о посмертной участи в раннем иудаизме и Новом Завете: Учебно-методическое пособие. -М.: Свято-Филаретовский и православно-христианский инстиут, 2020. - 108 с.

72. Суриков, И.Е. Эволюция религиозного сознания афинян во второй половине V в. до н.э. Софокл, Еврипид и Аристофан в их отношении к традиционной религии / И.Е. Суриков. - М.: Институт всеобщей истории РАН, 2002. - 304 с.

73. Тантлевский, И.Р. Книги Еноха. Арамейские фрагменты из Кумрана. Еврейская книга Еноха, или Книга Небесных Дворцов. Сефер Йецира - Книга Созидания. / И.Р. Тантлевский. - М.: Мосты культуры, 2000. - 386 с.

74. Тантлевский, И.Р. История и идеология Кумранской общины / И.Р. Тантлевсикй. - СПб.: Центр «Петербургское Востоковедение», 1994.

- 384 с.

75. Тацит, Корнелий. Анналы // Сочинения. - М.: Наука, 1993. - 734 с.

76. Тексты Кумрана / Введение, перевод с древнееврейского и арамейского и комментарии А.М. Газова-Гинзберга, М.М. Елизаровой и К.Б. Старковой. - СПб.: Центр «Петербургское Востоковедение», 1996. - 439 с.

77. Терещенко Н.А., Шатунова Т.М., Постмодерн как ситуация философствования - СПб., 2003. - 192 с.

78. Тертуллиан, Квинт Септимий Флорент. О прескрипции [против] еретиков / Ред. и сост. А.А. Столяров / Оригинальный текст, перевод на русский язык, комментарии - Изд. Группа «Прогресс» -«Культура». - М.: «Прогресс» - «Культура», 1994. - URL: http://www.wco.ru/biblio/books/tertul2/Main.htm (дата обращения:

08.08.2019).

79. Тиселътон Э., Герменевтика / пер. с английского О. Розенберг. Черкассы: Коллоквиум, 2011. - 430 с.

80. Тодиев, А.А. К вопросу об истоках иудейской межзаветной апокалиптики / А.А. Тодиев // Известия Иркутского государственного университета. Серия «Политология и религиоведение», 2017. - Т. 20 - с. 180-189.

81. Томмази, К.О. «"Тюбингенская теософия": языческие оракулы на службе христианского откровения» / К.О. Томмази // Ежегодная богословская конференция православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. - М.: Издательство ПСТГУ, 2012. -№22. - с. 255-258.

82. Тиллих П. Систематическая теология - Том З - Жизнь и Дух - История и Царство Божие. М. — СПб.: Университетская книга, 2000. 415 с.

83. Философский словарь / Шмидт Генрих. Москва: Республика, 2003 -575 c.

84. Хайдеггер М. Бытие и время / Пер. с нем. В.В. Бибихина. — Харьков: «Фолио», 2003. - 503 с.

85. Хенгель, М. Иисус и иудаизм / М. Хенгель, А.М. Швемер. - М.: Издательство ББИ, 2016. - xvi + 724 c.

86. Хлебников, Г.В. Философская теология античности и современность: Аналитический обзор / Отв. ред. Л.В. Скворцов. - М., 2007. - 148 с.

87. Шатунова Т.М., Социальный смысл онтологии эстетического: Автореф... дис. доктора фил.наук. - Казань: Казанский Государственный Университет, 2008. - 48 с.

88. Шевченко, А. "Библейский сценарий конца". URL.: https://vk.com/video8180461_456239092?list=70b5ccc70920d254f7, дата обращения: 1 апреля 2020 г.

89. Экумений, Комментарий на Откровение // Библейские комментарии отцов Церкви и других авторов I-IV веков. Новый Завет. Том XII: книга Откровения Иоанна Богослова / Пер. с англ., греч., лат. И сир. Под редакцией Вильяма С. Вайриха / Русское издание под редакцией Д.А. Федчука. - Тверь: Герменевтика, 2009. - 512 с.

90. Элиаде, М. Избранные сочинения: Миф о вечном возвращении; Образы и символы; Священное и мирское / Пер. с фр. / Науч. Ред.: В.П. Калыгин, И.И. Шептунова. - М.: Ладомир, 2000. - 414 с.

91. Эпштейн, М.Н. Философия возможного [Электронный ресурс] / М. Н. Эпштейн // Специфическое определение. — URL:

http://society.polbu.ru/epstein_possiblephilo/ch47_i.html (дата

обращения: 11.03.2021.

92. Эриксон, М. Христианское богословие / М. Эриксон. - СПб.: Библия для всех, 1999. - 1088 с.

93. Янбулат Ф., Погасий А. К. Абсолютное зло. Библия о происхождении зла в свете «Книги Еноха»: научно-богословское издание. — Saarbrucken: Sanktum, 2019. — 198 с.

94. A Greek-English lexicon of the New Testament and other early Christian literature / Ed. W. Bauer / A translation and adaptation: Arnd W. F., Gingrich F. W. - Chicago, London: The University Of Chicago Press, 1979. - 900 p.

95. Aamodt, T.D. Righteous Armies, Holy Cause: Apocalyptic Imagery and the Civil War / Terrie D. Aamodt. - Macon: Mercer University Press, 2002. -p. 288.

96. Allison, Jr.D.S. Апокалиптический / Jr.D.S. Allison // Словарь Иисус и Евангелия / под ред. Д. Грина, С. Макнайта, Г. Маршала / пер. с англ. А. Бакулов, С. Дорогина, Л. Сумм, Г. Ястребов. - М.: Библейско-богословский институт св. апостола Андрея, 2003. - c. 20-23.

97. Apocalypse of Abraham / A new translation and introduction by R. Rubinkiewicz // The Old Testament Pseudepigrapha. Vol. 1. Apocalyptic Literature and Testaments / Ed. J.H. Charlesworth. - Doubleday: N.Y., London, Toronto, Sydney, Auckland, 1983. - P. 381-706.

98. Aune, D.E. Апокалиптика в Новом Завете / D.E. Aune, D.E., T.J. Geddert, C.A. Evans // Словарь Нового Завета / под ред. К. Эванса, Р. Мартина и Д. Рейда / пер. с англ. - М.: Библейско-богословский институт св. апостола Андрея, 2010. - Т.2: Мир Нового Завета. Серия «Современная бибеистика», 2010. - c. 6-17.

99. Aune, David E. Apocalypse Renewed: An Intertextual Reading of the Apocalypse of John / D.E. Aune // The Reality of apocalypse. Rhetoric and Politics in the Book of Revelation / Ed. David L. Barr. - Leiden: Brill, 2006. - p. 43-70.

100. Aune, David E. Apocalypticism / D.E. Aune, T.J. Geddert, C.A. Evans // Dictionary of New Testament Background / Eds.: Craig A. Evans and Stanley Porter. - Leicester: InterVarsity Press, 2000. p. 45-58.

101. Aune, David E. Revelation, 1-5 / D.E. Aune / Gen. eds.: David A. Hubbard, Glenn W. Barker // Word Biblical Commentary. -- Dallas: Word Books, 1997. - Vol. 52. - 374 p.

102. Aune, David E. Revelation, 17-22 / D.E. Aune / Gen. eds.: David A. Hubbard, Glenn W. Barker // Word Biblical Commentary. — Nashville: Thomas Nelson Publishers, 1998. - Vol. 54. - 1354 p.

103. Aune, David E. Revelation, 6-16 / D.E. Aune / Gen. eds.: David A. Hubbard, Glenn W. Barker // Word Biblical Commentary. — Nashville: Thomas Nelson Publishers, 1998. - Vol. 53. - 903 p.

104. Aune, David E. The Influence of Roman Imperial Court Ceremonial on the Apocalypse of John / Aune D.E. // Apocalyptism, Prophecy, and Magic in Early Christianity. - Grand Rapids: Baker Academic, 2008. - p. 99-120.

105. Aune, David E. The Social Matrix of the Apocalypse of John / D. E. Aune // Apocalypticism, Prophecy and Magic in Early Christianity: Collected Essays. - Tübingen: Mohr Siebeck, 2006, p. 175-189.

106. Baker, J.C. Paul the Apostle: The Triumph of God in Life and Thought / J.C. Baker. - Edinburgh T. & T. Clark, 1980. - 480 p.

107. Barr, David L. Beyond Genre: The Expectations of Apocalypse // The Reality of apocalypse. Rhetoric and Politics in the Book of Revelation / Ed. David L. Barr. - Leiden: Brill, 2006. - p. 71-90.

108. Bauckham, R. Apocalypse of Peter: An Account of Research // Aufstieg und Niedergang der römischen Welt / Ed. W. Haase. - Berlin and New York: Walter de Gruyter, 1988. - II. 25.6. - p. 4712-4750.

109. Bauckham, R. Reading the Book of Revelation, // The Theology of the Book of Revelation. / R. Bauckham. - Cambridge: Cambridge University Press, 1993. - p. 1-22.

110. Bauckham, R. The Apocalypse as a Christian War Scroll // The Climax of Prophesy. Studies on the Book of Revelation / R. Bauckham. -Edinburgh: T&T Clarck, 1993. - p. 210-237.

111. Bauckham, R. The Two Fig Tree Parables in the Apocalypse of Peter // Journal of Biblical Literature, 1985. - №104. - p. 269-287.

112. Bauckham, R. Theology of the Book of Revelation / R. Bauckham. -Cambridge: Cambridge University Press, 1993. - 184 p.

113. Beale, G. K. The Book of Revelation (The New International Greek Testament Commentary) / G.K. Beale. - Grand Rapids: Eerdmans, 1999. - 1309 p.

114. Biblia Hebraica Stuttgartensia (Hebrew Edition) / Eds.: Karl Elliger, Willhelm Rudulph. - Peabody: Hendrickson Publishers, 1997. - 1629 p.

115. Bishop of the Russian Orthodox Church MP Beltsky and Falesti, Markell (Mikheesku) (Adresarea PS Marchel din 16 05 2020). URL.: https: //www.youtube. com/watch?v=okhNrcfISpc&feature=youtu.be, дата образения: 25 мая 2020 г.

116. Bleicken, J. Verfassungs- und Sozialgeschichte des Römischen Kaiserreiches / J. Bleicken. - München, Wien, Zürich: Schöningh, 1978. -253 p.

117. Bolyki J. False Prophets in the Apocalypse of Peter // The Apocalypse of Peter. Studies on Early Christian Apocrypha / Eds.: Jan N. Bremmer, Istvan Czachesz. - Leuven: Uitgeverij Peeters, 2003. - p. 52-62.

118. Bowersock, G.W. Augustus and the Greek World / G.W. Bowersock. -Oxford: Oxford University Press, 1965. - xii + 176 p.

119. Boxall, I. The Revelation of Saint John. Black's New Testament Commentary / Ian Boxall. - Peabody, MA: Hendrickson, 2006. - 347 p.

120. Brent, A. The Imperial cult and the development of church order: concepts and images of authority in paganism and early Christianity before the Age of Cyprian. Supplements to Vigiliae Christianae / A. Brent. - Leiden: Brill, 1999. - xxii + 369 p.

121. Brooke, G.J. The Dead Sea Scrolls and the New Testament / G.J. Brooke. - Minneapolis: Fortress Press, 2005. - 314 p.

122. Caird, G.B. A commentary on the Revelation of St. John the Divine. Harper's New Testament Commentaries / G.B. Caird. - New York: Harper and Row, 1966. - 326 p.

123. Clifford R. The Roots of Apocalypticism in Near Eastern Myth // The Encyclopedia of Apocalypticism / Ed. J.J. Collins. - New York: Continuum, 1998. - p. 29-35.

124. Collins, A.Y. Apocalypses and Apocalypticism // The Anchor Bible Dictionary / Ed. David Noel Freedmam. - New York, London, Toronto, Sydney, Auckland: Doubleday, 1992. - Vol. 1 A-C. - p. 279-292.

125. Collins, A.Y. Cosmology and Eschatology in Jewish and Christian Apocalypticism (Supplements to the Journal for the Study of Judaism) / A.Y. Collins. - Leiden: Brill, 1996. - 261 p.

126. Collins, A.Y. Crisis and Catharsis: The Power of the Apocalypse / A.Y. Collins. - Philadelphia: Westminster Press, 1984. - 180 p.

127. Collins, A.Y. The Combat Myth in the Book of Revelation / Harvard Theological review. Harvard Dissertations in Religion / Eds.: Caroline Bynum and George. - Missoula: Scholar Press, 1975. - Number 9. - 308 p.

128. Collins, A.Y., Dating the Apocalypse of John / A.Y. Collins // Biblical Research, 1981. - №26. - p. 34-45.

129. Collins, J.J. Apocalupticism in the Dead Sea Scrolls. Literature of the Dead Sea Scrolls / J.J. Collins. - London: Routledge, 1997. - 189 p.

130. Collins, J.J. Apocalypse: The Morphology of a Genre / J.J. Collins // Semeia 14. - Missoula: Society of Biblical Literature, 1979. - 221 p.

131. Collins, J.J. Apocalyptic Literature / J.J. Collins // Dictionary of New Testament Background / Eds.: Craig A. Evans, Stanley E. Porter. -Leicester: Inter Carsity Press, 2000. - p. 40-45.

132. Collins, J.J. Daniel with an Introduction to Apocalyptic Literature / J.J. Collins / The Forms of the Old Testament. Vol. XX / Eds.: R. Knierim, M. Tucker. - Grand Rapids: Eerdmans, 1984. - 121 p.

133. Collins, J.J. The Afterlife in Apocalyptic literature // Judaism in Late Antiquity. Vol. 3 / Eds. Avery-Peck and A.J., Neusner. - Leiden: Brill, 2001. - p. 119-140.

134. Collins, J.J. The Apocalyptic Imagination. An Introduction to Jewish Apocalyptic Literature / J.J. Collins. - Grand Rapids: Eerdmans, 1998. -p. 337.

135. Collins, J.J. The Nature of Messianism in the light of the Dead Sea Scrolls / J.J. Collins // The Dead Sea Scrolls in their historical context / Eds.: T. H. Lim, L.W. Hurtado, A. Graeme Auld, A. Jack. - Edinburgh: T&T Clark. - p. 198-217.

136. Collins, J.J. The Scepter and the Star: The Messiahs of the Dead Sea Scrolls and Other Ancient Literature / John Joseph Collins, John James Collins. - New York: Doubleday, 1995. - 270 p.

137. Conzelmann, H. The Theology of St. Luke / H. Conzelmann / transl. G. Buswell. - London: Faber, 1960. - 255 p.

138. Cunningham, A. The Four Horsemen of the Apocalypse: Religion, War, Famine, and Death in Reformation Europe / Cunningham, A. and Grell, Ole P. - Cambridge: Cambridge University Press, 2000. - 376 p.

139. Davies, P. Death, Resurrection, and life after death in the Qumran Scrolls / P. Davies // Judaism in late antiquity / Eds.: J. Neusner, A. J. Avery-Peck, B. Chilton. - Leiden: Brill, 2001. - V.3. p. 189-214.

140. De Boer, M. Paul and Apocalyptic Eschatology / M. De Boer // The Encyclopedia of Apocalypticism / Eds.: J.J. Collins, B. McGinn, S.J. Stein. - New York: Continuum, 1998. - p. 245-349.

141. de Silva D.A. The Social Setting of the Apocalypse of John: Conflict within, Fears without / D.A. de Silva // Westminster Theological Journal, 1992. - №54. - p. 273-302.

142. Dionis Chrysostomi Orationes / Dio Chrysostom. - London: Forgotten Books, 2017. - Vol. 1 - 892 p.

143. DiTommaso L. The Developing of Apocalyptic Historiography in Light of the Dead Sea Scrolls / L. DiTommaso // Celebrating the Dead Sea Scrolls. A Canadian Collection / Eds.: Peter W. Flint, Jean Duhaime, Kyung S. Baek. - Leiden: Brill, 2012. - p. 497-522.

144. Edelstein J. Asclepius: Collection and Interpretation of the Testimonies / J. Edelstein and L. Edelstein. - London: Johns Hopkins University Press, 1998. - 782 p.

145. Ehrman, B.D. A Brief Introduction to the New Testament / B.D. Ehrman. - Oxford, New York: Oxford University Press, 2008. - 371p.

146. Ephesos: Metropolis of Asia. An Interdisciplinary Approach to Its Archaeology, Religion, and Culture / Ed. Helmut Koester. - Cambridge: Harvard University Press, 2004. - 357 p.

147. Erho, T.M. The Motif of the Eschatological Battle in the War Scroll (1QM) / Ted M. Ercho // Celebrating the Dead Sea Scrolls. A Canadian Collection / Eds.: Peter W. Flint, Jean Duhaime, Kyung S. Baek. -Leiden: Brill, 2012. - p. 359-374.

148. Fee, D.G. Revelation. A new Covenant Commentary / D.G. Fee. -Cambridge: The Lutterwoth Press, 2011. - 318 p.

149. Fitzmyer, J. The Dead Sea scrolls and Christian origins. Studies in the Dead Sea scrolls and related literature / J. Fitzmyer. - Grand Rapids: Eerdmans, 2000. - 290 p.

150. Frisen, S.J. Imperial Cults and the Apocalypse of John: Reading Revelation in the Ruins / S.J. Frisen. - New York: Oxford University Press, 2001. - 285 p.

151. Gadamer, Hans-Georg, Hermeneutic, Religion, and Ethics, translated by Joel Weinsheimer. New Haven: Yale University Press, 1999. - xiv + 172 p.

152. Gadamer, Hans-Georg, Philosophical Hermeneutics, translated by David Linge. Berkeley: University of California Press, 1976. - 241 pp.

153. Gadamer, Hans-Georg, Truth and Method, 2nd English ed. London: Sheed and Ward, 1989. - 623 p.

154. Garrow, Alan J.P., The Eschatological Tradition behind 1Thessalonians: Didache 16 / Alan J.P. Garrow // Journal of the Study of the New Testament. - California: Thousand Oaks, 2009. - №32.2. - p. 203-212.

155. Geddert, T.J. Апокалиптические учения / T.J. Geddert, // Словарь Иисус и Евангелия / под ред. Д. Грина, С. Макнайта, Г. Маршала / пер. с англ. А. Бакулов, С. Дорогина, Л. Сумм, Г. Ястребов. - М.: Библейско-богословский институт св. апостола Андрея, 2003., с. 1420.

156. Gerbern, S.O. Messianic Expectations in the Qumran Writings: Theses on their Development / Gerbern, S. Oegema // Qumran Messianism: Studies on the Messianic Expectations in the Dead Sea Scrolls / Eds.: J. H. Charlesworth, Hermann Lichtenberger and G. S. Oegema. - Tübingen: Mohr Siebeck, 1998. - p. 53-82.

157. Gilchrest, E.J. Revelation 21-22 in Light of Jewish and Greco-Roman Utopianism / Eric J. Gilchrest. - Leiden: Brill, 2013. - xii + 332 p.

158. Goldingay, J.E. Daniel / John E. Goldingay // Word Biblical Commentary. - Dallas: Word Books, 1989. - Vol. 30. - LIII + 351 p.

159. Grayson, A.K. Babylonian Historical-Literary Texts / A.K. Grayson. -Toronto: University of Toronto Press, 1975. - 128 p.

160. Greek-English Lexicon of the New Testament: Based on Semantic Domains / Eds.: Johannes P. Louw, Eugene A. Nida. - Philadelphia: Fortress Press, 1988. - 1218 p.

161. Grundeken, M.R. Community building in the Shepherd of Hermas: a critical study of some key aspects / Mark R. Grundeken. - Leiden: Brill, 2015. - vi + 235 p.

162. Hanson, P.D. The Dawn of Apocalyptic: The Historical and Sociological Roots of Jewish Apocalyptic Eschatology / P.D. Hanson. - Philadelphia: Fortress Press, 1979. - 444 p.

163. Hartman, L.F. The Book of Daniel. A New Translation with notes and commentary / Louis F. Hartman, Alexamnder A. Di Lella // The Anchor Bible. - N.Y., London, Toronto, Sydney, Auckland: Doubleday, 1978. -345 p.

164. Hehn, J. Siebenzahl and Sabbat bei den Babyloniern und Alten Testament / J. Hehn. - Zentralantiquariat, 1907. - 132 p.

165. Hemer, C.J. The Letters to the Seven Churches of Asia in their Local Setitng / Colin J. Hemer. - Sheffield: JSOT Press, 1986. - 338 p.

166. Hernández, J. Recessional Activity and the Transmission of the Septuagint in John's Apocalypse: Codex Sinaiticus and Other Witnesses / Juan Hernández // Die Johannesoffenbarung: Ihr Text und ihre Auslegung / Eds.: Michael Labahn and Martin Karrer. - Leipzig: Evangelische Verlagsanstalt, 2012. - p. 83-98.

167. Heschel, S. The Aryan Jesus: Christian Theologians and the Bible in Nazi Germany / Susannah Heschel. - Princeton: Princeton University Press, 2008. - 339 p.

168. Hoffman, L.A. Liturgy / Lawrence A. Hoffman // Encyclopedia of religion / Ed. Lindsay Jones. - Farmington: Thomson, 2005. - p. 5490.

169. Hoffmann, M.R. The Destroyer and the Lamb. The Relationship between Angelomorphic and Lamb Christology in the Book of Revelation / Matthias Reinhard Hoffmann. - Tübingen: Mohr Siebeck, 2005. - 311 p.

170. Holladay, C.R. A critical introduction to the New Testament: interpreting the message and meaning of Jesus Christ / Carl. R. Holladay. - Nashville: Abingdon Press, 2005. - 784 p.

171. Jakab, A. The Reception of the Apocalypse of Peter / A. Jakab // The Apocalypse of Peter. Studies on Early Christian Apocrypha / Eds.: Jan N. Bremmer, Istvan Czachesz. - Leuven: Uitgeverij Peeters, 2003. - p. 174186.

172. Johns, L.L. The Lamb Christology of the Apocalypse of John. An Investigation into Its Origins and Rhetorical Force / Loren L. Johns. -Tübingen: Mohr Siebeck, 2003. - XI, 276 p.

173. Kee, H.C. Testaments of the twelve Patriarchs. A new translation and introduction / H.C. Kee // The Old Testament Pseudepigrapha. Vol. 1.

Apocalyptic Literature and Testaments / Ed. J. H. Charlesworth. -Doubleday: N.Y., London, Toronto, Sydney, Auckland, 1983. - p. 775788.

174. Kistemaker, S.J. New Testament Commentary: Exposition of the Book of Revelation / Kistemaker, Simon J. - Grand Rapids: Baker Academia, 2001. - 656 p.

175. Koester, C.R. Revelation and the End of All Things / Craig R. Koester. -Grand Rapids: Eerdmans Publishing, 2001. - 209 p.

176. Kozloff, A. Animals in Ancient Art from the Leo Mildenberg Collection / Arielle Kozloff. - Cleveland: Cleveland Museum of Art, 1981. - 207 p.

177. Kraus, H.J. Theologie der Psalmen. Biblischer Kommentar Altes Testament XV.3 / Hans-Joachim Kraus. - Neukirchen-Vluyn: Neukirchener Verlag, 1 979. - 272 p.

178. Kuhn, H.B. Дуализм (Dualism) / H.B. Kuhn // Теологический энциклопедический словарь / под ред. Уолтера Элуэлла. - М.: «Духовное возрождение», 2003. - с. 408-409.

179. Kümmel, W.G. Promise and Fulfillment: The Eschatological Message of Jesus / W.G. Kümmel. - London: SCM, 1961. - 168 p.

180. Lambert, W.G. The Background of Jewish Apocalyptic / W.G. Lambert. -London: The Athlone Press, University of London, 1978. - 20 p.

181. Laurin, R.B. The Problem of Two Messiahs in the Qumran Scrolls / R.B. Laurin // Revue de Qumran. - 1963, №13. - p. 39-52.

182. Le Roux, J.H. Eschatology and the prophets // A survey of the research. Old Testament Essays. - 1988. - №1(1). - p. 1-26.

183. Leonhard, J. Jewish Worship in Philo of Alexandria / Jutta Leonhard. -Tübingen: Mohr Siebeck, 2001. - 332 p.

184. Liebeschuetz, J.H.W.G. Continuity and Change in Roman Religion / John Hugo Wolfgang Gideon Liebeschuetz. - Oxford: Clarendon Press, 1979. - 359 p.

185. Linton, G.L. Reading the Apocalypse as Apocalypse: The Limits of Genre / Gregory L. Linton, // The reality of apocalypse. Rhetoric and Politics in the Book of Revelation / Ed. David L. Barr. - Leiden: Brill, 2006. - p. 942.

186. Linton, G.L. Reading the Apocalypse as Apocalypse: The Limits of Genre / Gregory L. Linton // The Reality of apocalypse. Rhetoric and Politics in

the Book of Revelation / Ed. David L. Barr. - Brill: Leiden, 2006. - p. 942.

187. Lohse, E. Die Offenbarung des Johannes / Eduard Lohse // Das Neue Testament Deutsch (NTD). - Göttingen: Vandenhoeck & Ruprecht, 1993. - 127 p.

188. Magness, J. The Archaeology of Qumran and the Dead Sea Scrolls / Jodi Magness. - Grand Rapids: Eerdmans, 2002. - 237 p.

189. Malina, B. Social-science commentary on the Book of Revelation / Bruce J. Malina, John J. Pilch. - Minneapolis: Fortress Press, 2000. - 300 p.

190. Marshall, I.H. New Testament theology: many witnesses, one Gospel / I. Howard Marshall. - Downers Grove: InterVarsity Press, 2004. - 766 p.

191. Middleton, P. Male Virgins, «Male Martyrs, Male Brides: A Reconsideration of the 144,000 "who have not dirtied themselves with women" (Revelation 14.4)» / Paul Middleton // The Book of Revelation. Currents in British Research on the Apocalypse / Eds.: Garrick V. Allen, Ian Paul and Simon P. Woodman. - Tübingen: Mohr Siebeck, 2015. p. 193-208.

192. Mounce, R.H. The Book of Revelation / R.H. Mounce // The New International Commentary on the New Testament. - Grand Rapids: Eerdmans, 1998. - 475 p.

193. Müller, H.P. Die Himmlische Ratsversammlung: Motivgeschichtleches zu Apoc. 5-5 / H.P. Müller // Zeitschrift für die neutestamentliche Wissenschaft. - 1963. - №54. - p. 254-267.

194. Murphy, F.J. Apocalypticism in the Bible and Its World: a comprehensive Introduction / F.J. Murphy. - Grand Rapids: Baker Academic, 2012. -432 p.

195. Nel, M. Of that hour and day no one knows - Mark 13 as an apocalypse? / Marius Nel. - Münster: Verlag, 2014. - 445 p.

196. Nock, A.D. 'Su,nnaoj Qeo,j' / Arthur Darby Nock // Essays on Religion and the Ancient World // Eds.: Arthur Darby Nock, Zeph Stewart. -

Oxford: Clarendon Press, 1986. - p. 202-251.

197. Novum Testamentum Graece: Nestle-Aland 28th Edition (NA 28) / Edition by Institute for NT Textual Research. - German Bible Society, 2013. - 810 p.

198. Olson, D.C. A New Reading of the Animal Apocalypse of 1 Enoch. «All Nations Shall be Blessed» with a New Translation and Commentary / Daniel C. Olson. - Leiden: Brill, 2013. - 296 p.

199. Osborne, G.R. Revelation. Baker Exegetical Commentary on the New Testament / Grant R. Osborne - Grand Rapids: Baker Academic, 2002. -896 p.

200. Osiek, C. Shepherd of Hermas: a commentary on the noncanonical writing Shepherd of Hermas. Hermeneia - A critical and historical commentary

on the Bible / Carolyn Osiek. - Minneapolis: Fortress Press, 1999. - 292 p.

201. Parry, D. The Dead Sea Scrolls Reader. Additional Genres and Unclassified Text / Eds.: Donald Parry and Emanuel Tov. - Leiden: Brill, 2005. - vol.6. - xxiv, 348 p.

202. Pippin, T. Revelation /Apocalypse / Pippin Tina and Clark J. Michael // The Queer Bible Commentary / Eds.: D. Guest et al. - London: SCM Press, 2006, p. 753-754.

203. Price, S.R.F. Rituals and Power: The Roman imperial cult in Asia Minor / S.R.F. Price. - Cambridge, New York, New Rochelle, Melbourne, Sydney: Cambridge University Press, 1986. - 320 p.

204. Pritchard, J.B. Ancient Near Eastern Texts Relating to the Old Testament / Ed. James B. Pritchard. - Princeton: Princeton University Press, 1969. -687 p.

205. Ramsay W.M. The Letters to the Seven Churches in Asia / W.M. Ramsay. - Peabody: Hendrickson, 1994. - 466 p.

206. Rengstorf, " srcxa ..." //Theological Dictionary of the New Testament / Ed. Gerhard Kittel / transl. G.W. Bromiley. - Grand Rapids: Eerdmans, 1964. - p. 627-635

207. Resseguie, J.L. The Revelation of John: a narrative commentary / James L. Resseguie. - Grand Rapids: Baker Academic, 2009. - 288 p.

208. Root, M.C. The King and Kingship in Achaemenid Art: Essays on the Creation of an Iconography of Empire / Margaret Cool Root // Acta Iranica 19. - Leiden: Brill, 1979. - 357 p.

209. Rowland, C. The Open Heaven: A Study of Apocalyptic in Judaism and Early Christianity / C. Rowland. - London: SPCK, 1982. - 576 p.

210. Schleiermacher, F. Hermeneutics: The Handwritten Manuscripts, edited by Heinz Kimmerle, translated by James Duke and Jack Forstman. Missoula: Scholars Press, 1977. -

211. Schmithals, W. The Apocalyptic Movement, Introduction & Interpretation / Walter Schmithals. - New York: Abingdon, 1975. - 255 p.

212. Schnabel, E.J. Early Christian Mission, v. 1. Jesus and the twelve / Eckhard J. Schnabel. - Downers Grove: Inter Varsity Press, 2004. - 617 P.

213. Schultz, P. Divine Images and Royal Ideology in Philippeion at Olympia / Peter Schultz // Aspects of Ancient Greek Cult: Context - Ritual -Iconography. Aarhus Studies in Mediterranean Antiquity // Eds.: Jasper Tae Jensen, George Hinge, Peter Schultz and Bronwen Wickkiser. -Aarhus: Aarhus University Press, 2009. - p. 125-194.

214. Schüssler Fiorenza, E. The Phenomenon of Early Christian Apocalyptic: Some Reflections on Method / Elisabethed Schüssler Fiorenza // Apocalypticism in the Mediterranean World and Near East // Ed.: David Hellholm. - Tübingen: Mohr, 1983. - p. 295-316.

215. Schweitzer, A. Paul and His interpreters: A Critical History / Albert Schweitzer. - London: A&C Black, 1912. - 266 p.

216. Schweitzer, A. The Mysticism of the Paul the Apostle / Albert Schweitzer. - London: Johns Hopkins University Press, 1998. - 411 p.

217. Schweitzer, A. The Quest of Historical Jesus / Albert Schweitzer / W.Montgomery - transl. - New York: Dover Publ., 2005. - 403 p.

218. Scott, K. The Imperial Cult under the Flavians / Kenneth Scott / New York: Arno, 1975. - 216 p.

219. Sibyline Oracles / A new translation and introduction by J.J. Collins // The Old Testament Pseudepigrapha. Vol. 1. Apocalyptic Literature and Testaments / Ed. J. H. Charlesworth. - Doubleday: N.Y., London, Toronto, Sydney, Auckland, 1983. - p. 317-472.

220. Steigmann-Gall, R. The Holy Reich: Nazi Conceptions of Christianity, 1919-1945 / Richard Steigmann-Gall. - Cambridge: Cambridge University Press, 2003. - 294 p.

221. Stern, S. Qumran Calendars: Theory and Practice / Sasha Stern // The Dead Sea Scrolls in their historical context / Eds.: T.H. Lim, L.W.

Hurtado, A. Graeme Auld, A. Jack. - Edinburgh: T&T Clark, 2000. - p. 179-186.

222. Steudel, A. 4QMidrEschat: «A Midrash on Eschatology» / Annette Steudel // The Madrid Qumran Congress. Proceedings of International Congress on the Dead Sea Scrolls, Madrid, 18-22 March, 1991 / Eds.: Julio Trebolle Barrera and Luis Vegas Montaner. - Leiden: Brill, 1992. -V.2. - p.531-542.

223. Stone, M. «Reaction to Destructions of the Second Temple: Theology, Perception and Conversion» / Michael Stone // Journal for Study of Judaism in the Persian, Hellenistic and Roman Period, 1981. - №12 (2). -p. 195-204.

224. Sweet, John P. M. Revelation. Trinity Press International New Testament Commentaries / John P. M. Sweet. - Philadelphia: Trinity Press International, 1990. - 378 p.

225. Swete, H.B. Commentary in Revelation. The Greek text with Introduction, Notes and Indexes / Henry Barklay Swete. - Grand Rapids: Kregel Publications, 1977. - ccxx + 338 p.

226. Taylor, L. S. The divinity of the Roman emperor / Lily Ross Taylor. -Middletown: American philological association, 1931. - xv, 296 p.

227. The Dead Sea scrolls concordance. V. 1 pt.2: The non-Biblical texts from Qumran / Tov Emanuel ; Abegg Martin G.; Bowley James E. ; Cook Edward M. - Leiden: Brill, 2003. - 958 p.

228. The Dead Sea Scrolls. Hebrew, Aramaic, and Greek Texts with English Translations. Volume 6B: Pesharim, Other Commentaries, and Related Documents / Eds: James H. Charlesworth, Henry W. Rietz. - Tubingen: Mohr Siebeck, 2006. - XXV + 384 p.

229. The Dead Sea Scrolls: A New Translation / Eds.: Wise Michael, Abegg, Martn and Cook Edward. - San Francisco: HarperSanFrancisco, 2005. -688 p.

230. The Fourth Book of Ezra / A new translation and introduction by B.M. Metzger // The Old Testament Pseudepigrapha. Vol. 1. Apocalyptic Literature and Testaments / Ed. J. H. Charlesworth. - Doubleday: N.Y., London, Toronto, Sydney, Auckland, 1983. - p.517-560.

231. The Old Testament Pseudepigrapha: Expansions of the «Old Testament» and Legends, Wisdom and Philosophical Literature, Prayers, Psalms, and Odes Fragments of Lost Judeo-Hellenistic Works / Ed. James H.

Charlesworth. - N.Y., London, Toronto, Sydney, Auckland: Doubleday, 1985 - 1006 p.

232. The Reality of apocalypse. Rhetoric and Politics in the Book of Revelation / Ed. David L. Barr. - Leiden: Brill, 2006. - 320 p.

233. Thompson, L.L. The Book of Revelation: Apocalypse and Empire / Leonard L. Thomson. - New York, Oxford: Oxford University Press, 1990. - 264 p.

234. Thompson, L.L. The Book of Revelation: Apocalypse and Empire / Leonard L. Thomson. - Oxford: Oxford University Press, 1990. - 288 p.

235. Unnik, W.C. van. "Worthy is the Lamb": the Background of Apoc. 5 / W.C. van Unnik // Melanges Bibliques en hommage au R. P. Beda Rigaux / Eds.: A. Descamps et al. - Gembloux: Duculot, 1970. - p. 445-461.

236. Van der Watt, J. G., 'It is fulfilled' The re-interpretation of the cross-events in the Gospel of John / Jan Gabriel Van der Watt. Pretoria, 1995. -134 p.

237. Van der Watt, J. G., Van Belle, G.; Maritz, P., - eds. Theology and Christology in the Fourth Gospel: Essays by the Members of the SNTS Johannine Writings Seminar: Essays by the Member of the SNTS. Ephemeridum Theologicarum Lovaniensium. Leuven & Dudley, MA: Peeters, 2005. - 560 p.

238. Van der Watt, J. G. - ed. Eschatology and the New Testament. Wissenschaftliche Untersuchungen zum Neuen Testament. 2. Tübingen: Mohr Siebeck, 2011. - 722 p.

239. Van der Kam, J.C. Enoch, a man for all generations / James C. Van der Kam. - South Carolina: University of South Carolina Press, 1995. - 207 p.

240. Vermes, G. Scripture and Tradition in Judaism: Haggadic Studies / Geza Vermes. - Leiden: Brill, 1983. - 243 p.

241. Victorinus Petaviensis. Commentarius in Apocalypsin / Ed. J. Haussleiter // Corpus Scriptorum Ecclesiasticorum Latinorum. - 1916. - V. 49. - p. 11-154.

242. Weiss, J. Earliest Christianity: A history of the period A.D. 30-150 / Johanes Weiss / English translation edited with a new introduction and bibliography by Frederick C. Grant. - New York: Harper & Row, 1959. -Vol.1. - 870 p.

243. Widengrin, G. Leitende Ideen und Quellen der iranischen Apocalyptik / G. Widengrin // Apocalypticism in the Mediterranean World and the Near East. Proceedings of the International Colloquium on Apocalypticism, Uppsala, August 12-17, 1979 / Ed. Hellholm, David. - Tübingen: Mohr Siebeck, 1983. - p. 105-127.

244. Wilson, M. Charts on the Book of Revelation: Literary, Historical and Theological Perspectives / Mark Wilson. - Grand Rapids: Kregel, 2007. -134 p.

245. Wrigth, R.B. Psalms of Solomon. A new translation and introduction // The Old Testament Pseudepigrapha. Expansions of the "Old Testament" and Legends, Wisdom and Philosophical Literature, Prayers, Psalms and Odes, Fragments of Lost Judeo-Hellenistic Works / Ed.: James H. Charlesworth. - N.Y., London, Toronto, Sydney, Auckland: Doubleday, 1985, - p.639-670.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.