Политико-правовые основы противодействия этноконфессиональному экстремизму на Северном Кавказе тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 23.00.02, кандидат политических наук Сафонов, Михаил Александрович
- Специальность ВАК РФ23.00.02
- Количество страниц 227
Оглавление диссертации кандидат политических наук Сафонов, Михаил Александрович
Введение.
Раздел I. Теоретико-методологические подходы к анализу проблемы этноконфессионального экстремизма.
Раздел II. Характер и формы проявления этноконфессионального экстремизма на Северном Кавказе.
Раздел III. Федеральные и региональные политико-правовые основы противодействия этноконфессиональному экстремизму и их регулирование.
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Политические институты, этнополитическая конфликтология, национальные и политические процессы и технологии», 23.00.02 шифр ВАК
Государственная политика Российской Федерации в сфере борьбы с политическим экстремизмом и терроризмом: на материалах Северного Кавказа: 1991-2004 гг.2005 год, кандидат исторических наук Семенякин, Игорь Андреевич
Молодежный религиозный экстремизм в современной России и пути его преодоления: на материалах Северо-Кавказского федерального округа2012 год, кандидат политических наук Олифиренко, Екатерина Павловна
Исторический опыт борьбы с этнорелигиозным экстремизмом на Северном Кавказе (1992 - 2007 гг.)2008 год, кандидат исторических наук Дементьев, Дмитрий Алексеевич
Терроризм на Северном Кавказе: исторические выводы и поиски адекватных ответов: 1991-2010 гг.2010 год, кандидат исторических наук Батагова, Людмила Хазретовна
Религия и проблемы национальной безопасности на Северном Кавказе2004 год, кандидат философских наук Суслова, Елена Сергеевна
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Политико-правовые основы противодействия этноконфессиональному экстремизму на Северном Кавказе»
Актуальность исследования. События последних лет показали значительную опасность этнополитических и религиозных экстремистских течений в современном мире. Провоцируя конфликты, ненависть и недоверие между национальными и религиозными группами, экстремисты создают реальную угрозу миру и безопасности отдельных государств и всего мирового сообщества.
К настоящему времени написано немало монографий, статей и других исследований, посвященных проблеме экстремизма как таковой, политическому, этнонациональному, конфессиональному и другим его видам, однако применительно к нашей стране и Северному Кавказу, в частности, таких комплексных работ пока не очень много.
Для Российского государства, исторически сложившегося как многонациональное и многоконфессиональное, особую опасность представляет этноконфессиональный экстремизм, вносящий раскол в российское общество, нарушающий межнациональное согласие.
В условиях формирующегося нового федеративного государственного устройства, актуальным представляется сохранение и укрепление сложившихся стабильных межэтнических и межконфессиональных отношений, которые были нарушены в результате распада СССР, и, в первую очередь, по причине ослабления пропаганды, направленной на мирное сосуществование различных этносов и конфессий, толерантности и сотрудничества, прежде всего на Северном Кавказе.
Необходимость ведения контрпропаганды этноконфессионального экстремизма подчеркнул Президент РФ Д.А. Медведев на встрече с исламским духовенством Северного Кавказа, состоявшейся в г. Сочи 28 августа 2009 г., где обсуждались вопросы поддержки мусульманских религиозных организаций Северного Кавказа. Он призвал мусульман активнее пропагандировать свою религию в интернете, и тем самым осуществлять контрпропаганду религиозного экстремизма. По словам Медведева, «эту работу нужно усиливать, потому как мы никого не заставим отказаться от интернета и мы понимаем, что заблокировать такого рода экстремистские сайты мы не сможем, они перейдут на свои зеркальные сайты и оттуда будет осуществляться такое же вещание, будет идти поток информации абсолютно экстремистского свойства с призывами»1.
Этнополитические процессы, развивающиеся в постсоветский период в националистическом направлении, принимают экстремистские формы религиозного шовинизма и национал-сепаратизма. Частым явлением стала открытая пропаганда религиозного и национального превосходства, дискриминация по этническому и национальному признаку, нагнетание нетерпимости и вражды на национальной почве. Региональный сепаратизм и этнополитические конфликты стали тормозом демократического развития общества, реальной угрозой целостности государства, его национальной безопасности.
На современном этапе Северный Кавказ в массовом сознании и научных исследованиях традиционно представляется как наиболее «горячая» зона на территории России. Общероссийская и международная значимость Северо-Кавказского региона определяется его высоким конфликтогенным потенциалом, вызывающим повышенный интерес органов государственной власти, научной общественности и формирующегося гражданского общества к происходящим в нём процессам.
1 Дмитрий Медведев призвал укреплять в России традиционный ислам. URL: http://www.kommersant.ru/doc.aspx? DocsID=1227617 (дата посещения 29 октября 2009г.).
В этой непростой ситуации существенно возрастает роль политической науки, задача которой — предложить обществу и государству адекватные внутри- и внешнеполитическим вызовам механизмы разрешения конфликтов такого типа. Руководство Российского государства в последнее время этому вопросу уделяет существенное внимание. Так, в Послании Федеральному Собранию РФ Президент России Д.А. Медведев отметил, что «Северный Кавказ - это регион, в котором исторически проживают люди многих национальностей. И сегодня особенно важна планомерная работа в семье и школе, на местном и региональном уровне по формированию добрых межнациональных отношений и зрелого гражданского общества»1.
Несмотря на определённые позитивные изменения, произошедшие в регионе с начала 2000-х гг. (что в значительной степени связано с повышением эффективности деятельности органов государственной безопасности, правоохранительных органов центрального и регионального подчинения и ростом доверия общества к антикризисным мероприятиям власти), в целом говорить о полной стабилизации еще преждевременно. К сожалению, приходится констатировать, что и в обозримой перспективе Северный Кавказ останется главной точкой напряженности в России. Те процессы, которые протекают в последние десятилетия в этом регионе, оказывают существенное влияние на общественно-политическую ситуацию в целом по стране, на состояние ее национальной безопасности.
Вооруженные конфликты, вызванные национальным сепаратизмом и подрывной деятельностью религиозно-экстремистского бандподполья, заставляют Российское государство постоянно акцентировать внимание
1 Послание Федеральному Собранию Российской Федерации Президента РФ Д.А. Медведева, 12 ноября 2009г./0фициальный сайт Президента РФ. URL: http://www.kremIin.ru/transcripts/5979 (дата посещения 12 ноября 2009г.) на проблемах укрепления национальной обороноспособности и государственной безопасности, совершенствовать правовую базу.
В таких условиях, когда отчетливо просматривается тенденция к расширению масштабов этноконфессионального экстремизма, разработка и реализация эффективных политико-правовых мер противодействия этому явлению становится приоритетной государственной и международной задачей. В связи с этим злободневной является реализация принятого в 2002 году Федерального закона «О противодействии экстремистской деятельности»1, а также принятого в л
2006 году Федерального закона «О противодействии терроризму» .
Актуальность темы исследования определяется тем, что проблема противодействия и профилактики этноконфессиональному экстремизму находится в фокусе внимания государственных органов, политических и общественных организаций, а задача разработки комплексных государственных программ в этой области обуславливает необходимость всестороннего и детального изучения истоков и природы этноконфессионального экстремизма, выработки действенных мер по предотвращению его распространения. При этом политико-правовое регулирование в данной сфере отношений не может не строиться в контексте национальной политики государства и является существенной ее составляющей. Сказанное определяет теоретическую и практическую актуальность изучения этноконфессионального экстремизма, подходы к его политико-правовому регулированию.
Степень научной разработанности темы. В России сформировалась прочная традиция кавказоведения, в создании и развитии которой важная роль принадлежит также исследователям Юга России. Проблемы этнического и конфессионального экстремизма
1 ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» от 25.07.2002 № 114-ФЗ.
2 ФЗ «О противодействии терроризму» от 06.03.2006 № 35-Ф3 (ред. 27.07.2006). широко освещены в литературе последних лет, однако работ, в которых данные вопросы были бы рассмотрены в совокупности, пока мало1.
В большинстве публикаций уделено внимание отдельным аспектам исследуемой темы. Изучение этнического экстремизма, причин его появления нашло отражение в трудах этнополитологов, юристов, историков Р.Г. Абдулатипова, Л.Ф. Болтенковой, В.В. Витюка, В.И. Власова, JI.M. Дробижевой, A.B. Малашенко, A.A. Мацнева, В.А.Михайлова, Н.П. Медведева, В.К. Медведевой, В.И. Мукомеля, Э.А. Паина, А. Попова, С.А. Пистряковой, В.А. Тишкова, JI.JI. Хоперской, В.А Шнирельмана 2 и др.
Проблематика религиозного экстремизма, его распространения на Северном Кавказе представлена в работах В.А. Авксентьева, JI.B. Батиева, Г.Д. Гриценко, A.B. Дмитриева, В.Х. Акаева, А.К. Алиева, З.С. Арухова, K.M. Ханбабаева, Ю.М. Антоняна, М.А. Аствацатуровой, И.П. Добаева, Г.Г. Матишова, В.В. Черноуса, В.М. Юрченко и др.
Тема диссертационного исследования потребовала более детального изучения конфликтогенного уровня каждой отдельной республики северокавказского региона, особенностей распространения в ней радикальных течений ислама. Данные вопросы рассмотрены в публикациях В.Х. Акаева, Н.М. Емельяновой, Э.Ф. Кисриева и др.
1 Добаев И.П. Исламский фактор в этнополитических процессах на Северном Кавказе // Известия высших учебных заведений. Северо-Кавказский регион. Общественные науки. 1998. №2; Предупреждение и борьба с терроризмом: российский и зарубежный опыт законодательного регулирования (этноконфессиональный аспект). - М., 2003.
2 Абдулатипов Р.Г. Этнополитология. - СПб.: Питер, 2004; Мацнев A.A. Этнополитические конфликты и проблемы геополитики // Вопросы национальных и федеративных отношений. - М., 1997; Михайлов В.А. Национальная политика России как фактор государственного строительства. — М., 1995; Пистрякова С.А. Проблемы иммиграции: толерантность против ксенофобий и дискриминации. - М.: Московское бюро по правам человека, "Academia", 2008; Хоперская Л.Л., Харченко В.А. Локальные межэтнические конфликты на Юге России: 2000-2005 гг. Ростов-на-Дону: Изд-во ЮНЦ РАН, 2005; Политическая регионалистика и этнополитика / под ред. Н.П. Медведева и В.К. Медведевой. Вып. 6. - М.: Издательский Дом МИСиС, 2009.
К вопросам этнополитической нестабильности и экстремизма обращались и зарубежные исследователи. Например, П. Брасс, Д. Гамбург, Э. Геллнер, Д. Горовиц, Дж. Ротшильд, Ф. де Пау, С.Хантингтон, К. Хаусхофер, М. Эсман1.
Проблемы реализации общепризнанных норм в области политико-правового обеспечения этнического и конфессионального развития в Российской Федерации с целью эффективного противодействия этноконфессиональному экстремизму отражены в трудах Р.Г.Абдулатипова, М.А. Аствацатуровой, В.О. Бобровникова, А.Ф.Дашдамирова, К.В. Калининой, А.А. Мацнева, В.А. Михайлова и др.
Объектом исследования являются причины и характер проявлений этноконфессионального экстремизма на Северном Кавказе, выявление его сущности, видов и политико-правовых основ противодействия ему.
Предмет исследования — реализация политико-правовых основ противодействия этноконфессиональному экстремизму в многонациональном регионе Северного Кавказа и механизмов профилактики экстремизма.
Целью настоящего исследования является анализ политико-правовых основ профилактики этноконфессионального экстремизма в северокавказском регионе Российской Федерации и их реализации.
В рамках поставленной цели решались следующие задачи: определить теоретико-методологические подходы к изучению этноконфессионального экстремизма;
- выявить сущность понятия «этноконфессиональный экстремизм»;
1 Gellner Е. Nations and Nationalism. Ithasa, 1983; Oleott Martha Brill. Central Asia's Catapult to Independence // Foreign Affairs. Summer 1992; Rachel Bronson. When Soldiers Become Cops. Foreign Affairs. Nov./ Dec. 2002.
Whine M. Cyberspace: A New Medium for Communication, Command and Control by Extremists // Studies in Conflict and Terrorism, 5, May, 1999; Yonah A. Middle terrorism: Current Threats and Future Prospects. N.Y., 1994. дать политико-правовой анализ социально-политических истоков экстремизма на Северном Кавказе; раскрыть характер и формы проявления этноконфессионального экстремизма в российском обществе; показать роль государственной национальной политики как важнейшей основы противодействия этноконфессиональному экстремизму на Северном Кавказе; исследовать проблемы реализации политико-правовых основ противодействия этноконфессиональному экстремизму на Юге России и механизм их функционирования; выявить сущность и опыт профилактики этноконфессионального экстремизма; определить основные направления деятельности политических и общественных институтов по противодействию этноконфессиональному экстремизму.
Гипотеза исследования. На основе исследованного пласта источников и литературы представляется возможным высказать следующие гипотетические предположения. С большой мерой уверенности можно предположить, что пространство этноконфессионального взаимодействия на Северном Кавказе переходит и перейдет в новое измерение. Проявления терроризма и экстремизма, свойственные современному обществу, еще острее будут сказываться на продолжающихся взаимопроникновениях этноконфессионального и социально-экономического пространств в данном регионе. В полный рост станет задача более умелого и искусного управления сотрудничеством в этноконфессиональной среде. Нельзя не видеть, что все более острой становится невралгика болезненных проявлений в межэтнической сфере взаимоотношений, а также общих процессах социально-экономического развития в регионе Северного Кавказа и в общенациональных пределах в целом. Этим не преминут воспользоваться силы, стремящиеся противодействовать благоприятным процессам, получившим развитие на Юге России. Отсюда возникает острая необходимость повышенного внимания к подготовке и продвижению во власть умелых, дальновидных кадров, способных работать в многоконфессиональной среде.
Теоретико-методологическая основа исследования. Достижение цели диссертационного исследования и разрешение поставленных задач предполагают принцип комплексности, системности, междисциплинарный подход. Применялись методы конкретно-исторического, правового и логического анализа. Использовались такие методологические приемы, как сравнение, синтез, индукция и дедукция. Практиковались общепринятые научные политико-правовые основы исследования, выработанные в отечественной и зарубежной науке.
Эмпирическую базу диссертации составили международные и российские политико-правовые документы, среди которых декларации и конвенции, принятые на международном уровне, Конституция Российской Федерации, Указы и Послания Президента РФ, Концепция государственной национальной политики РФ, федеральные и региональные законы, материалы парламентских слушаний Госдумы ФС РФ, постановления Правительства РФ, труды российских и зарубежных ученых, общественных деятелей. Кроме того, были рассмотрены результаты социологических исследований, проводимых различными специалистами, в которых изучались причины этноконфессионального экстремизма, формы и методы противодействия ему. Многоаспектность изучаемой проблемы и междисциплинарный характер интересующего нас предмета исследования обусловили необходимость применения результатов диссертации в области политологии, правоведения, этносоциологии и этнополитологии.
Научная новизна диссертационного исследования определяется его целями и задачами и может быть изложена следующим образом:
- на основе обобщения результатов исследования проблемы религиозного и национального экстремизма показано эвристическое значение системного подхода, позволившего наиболее адекватно обозначить предпосылки для формирования политико-правовых норм противодействия этноконфессиональному экстремизму;
- предложена новая модель осмысления особенностей теоретического и терминологического содержания понятия «этноконфессиональный экстремизм», позволяющая раскрыть его сущность и увидеть процесс формирования и развития;
- дан анализ специфики проявления религиозного шовинизма и национального сепаратизма на Северном Кавказе в их динамике с учетом взаимосвязи наблюдаемых экстремистских проявлений с целым рядом политических и социально-экономических процессов;
- выявлено и обосновано значение противодействия этноконфессиональному экстремизму на Северном Кавказе в общей системе мер безопасности в современных условиях национального развития; произведен детальный политико-правовой анализ регионального и федерального законодательства в сфере профилактики противодействия экстремизму и терроризму, на основе полученных результатов определены и обоснованы перспективные направления формирования политико-правовых основ противодействия этноконфессиональному экстремизму.
На защиту выносятся следующие положения диссертации, являющиеся новыми или обладающими признаками новизны:
1. Наиболее эффективные результаты в ходе анализа проблемы этноконфессионального экстремизма обеспечиваются в первую очередь комплексным системным подходом, поскольку именно он в максимальной степени учитывает многофакторную природу данного феномена. Приоритетным должен стать политико-правовой и контрпропагандистский аспект противодействия этноконфессиональному экстремизму, поскольку меры запретительно-силового характера на данный период не позволяют органам власти в полном объёме контролировать этот вопрос.
2. Размытая понятийная база в законодательстве является причиной разночтений в ее толковании, и, как следствие, ошибок в исполнении федеральных и региональных законов, касающихся противодействия и профилактики экстремизма.
3. Несмотря на то, что в современном обществе религия официально отделена от государства, государственные институты Российской Федерации обязаны сотрудничать с традиционалистски ориентированным духовенством и активно противодействовать экстремизму и терроризму, использующему религиозную основу.
4. Ликвидация религиозной безграмотности в среде этнического населения республик Северного Кавказа, особенно молодежи, является основной превентивной мерой по предотвращению внедрения в Россию идей религиозного экстремизма из-за рубежа. Зачастую носители радикально-экстремистской идеологии намного лучше ориентируются в вопросах ислама и трактуют положения вероучения в зависимости от своих целей.
5. В настоящее время эффективным представляется взаимодействие Российской Федерации с зарубежными странами в вопросах противодействия мировому экстремизму, поскольку основная опасность распространения ваххабизма исходит от религиозных сообществ Арабского мира.
6. Ряд запретительных мер, предпринятых властями с целью профилактики распространения религиозного экстремизма, касающихся регистрации религиозных и общественных организаций, их финансирования из-за рубежа, нуждаются в корректировке, так как имеет место нарушение федерального законодательства.
Теоретическая значимость диссертации состоит в возможности применения нового комплексного подхода к исследованию современного политического процесса, сочетающего в себе методы изучения как этнических, так и конфессиональных отношений, а также в возможности уточнения ряда положений и категорий, относящихся к избранной проблематике.
Изложенные в диссертации теоретические положения, полученные при анализе геополитической обстановки на Северном Кавказе, могут использоваться для разработки концептуальных основ внутренней политики России.
Практическая значимость диссертации. Материалы диссертации могут применяться в дальнейшем исследовании этноконфессионального экстремизма, формировании механизмов его профилактики, разработке практических мер по противодействию и предотвращению экстремистских проявлений в российском обществе.
Результаты исследования могут использоваться в преподавании дисциплин политологического и социологического профиля в высшей школе, а также в подготовке руководящих кадров в РАГС при Президенте РФ.
Апробация работы. Диссертационное исследование обсуждено на заседании кафедры национальных и федеративных отношений Российской академии государственной службы при Президенте Российской Федерации и рекомендовано к защите. Основные положения работы изложены в публикациях автора общим объемом 2,5 п.л., а также апробированы в выступлениях на двух межвузовских научно-практических конференциях по проблемам экстремизма и терроризма на Северном Кавказе (в Пятигорском государственном лингвистическом университете и Пятигорском филиале Северо-Кавказского технического университета в 2008 г.)
Структура и объем работы. Диссертационное исследование состоит из введения, трех разделов, заключения и списка использованных источников и литературы.
Похожие диссертационные работы по специальности «Политические институты, этнополитическая конфликтология, национальные и политические процессы и технологии», 23.00.02 шифр ВАК
Этнорелигиозный экстремизм на Северном Кавказе: методы противодействия: Политико-правовой аспект2002 год, кандидат юридических наук Новиков, Дмитрий Владимирович
Этноконфессиональная ситуация в Северо-Кавказском регионе как угроза национальной безопасности России: Философско-политологический анализ2004 год, кандидат политических наук Лукьянов, Алексей Григорьевич
Влияние глобализации на этноконфессиональную ситуацию на Юге России2009 год, доктор философских наук Юсупова, Гурия Ислангараевна
Этноконфессиональный фактор в чеченском конфликте: политологический анализ2007 год, кандидат политических наук Шарафутдинова, Эльвира Фаритовна
Исламское возрождение на Северном Кавказе: теоретические и прикладные аспекты2011 год, доктор философских наук Буттаева, Асият Магомедовна
Заключение диссертации по теме «Политические институты, этнополитическая конфликтология, национальные и политические процессы и технологии», Сафонов, Михаил Александрович
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Исследование политико-правовых основ противодействия этноконфессиональному экстремизму на Северном Кавказе на современном этапе с позиций социально-политологического анализа убеждает в том, что этноконфессиональный экстремизм — сложное, многообразное социальное явление современного мира. В Российской Федерации оно возникло на волне распада союзной государственности как следствие мощного социокультурного шока, влияния радикальных структур ислама и как проявление обособленности различных этнических и религиозных групп, основанных на обычаях и традициях Кавказа.
Специфика Северного Кавказа проявляется в том, что данный регион в течение столетий (с первых веков нашей эры) является ареной соперничества и, одновременно, общим домом различных культур начиная с древнегреческой, древнеримской и древнеиранской. Кавказ оказался периферией сразу нескольких цивилизаций, что предопределило мозаичность его этнокультурного кода, многообразие религиозных и национальных общин. Это обусловило «цветущую многоцветность» (К.Н.Леонтьев) культур населяющих его народов, но, вместе с тем, сложность и подчас взрывоопасность этноконфессиональной ситуации.
Этноконфессиональный экстремизм на Северном Кавказе активно развивается в период ослабления государственной мощи России, что осложняется также ведением «Большой Игры» между ведущими мировыми и геополитическими силами: России, США, Англии, Турции, Ирана, а с недавнего времени - и Китая. Исследуемое в настоящей работе явление становится причиной угрозы государственной целостности и межнациональной и межрелигиозной конфликтности в регионе.
Следовательно, изучение проблемы этноконфеееионального экстремизма становится актуальной задачей в наши дни. Как показывает проведенный научный анализ, решение исследовательской задачи невозможно в рамках отдельной научной дисциплины; требуется междисциплинарный и полидисциплинарный подход. Этноконфессиональный экстремизм на Северном Кавказе может быть глубоко изучен с использованием методологических возможностей политологии, социологии, культурологии, истории, исторической антропологии, этнологии, конфликтологии, религиоведения и т.д.
Питательной средой для развития негативных тенденций в области межнациональных и межрелигиозных отношений послужило, в первую очередь, ослабление государственных институтов, а также ошибки власти, допущенные в переходный период формирования демократического государства, в вопросах своевременного реагирования на возникающие угрозы безопасности, которые формируются внутри страны. Особенно остро эти и другие негативные тенденции коснулись Северного Кавказа, превратившегося за несколько лет в плацдарм длительных, трудно разрешимых межэтнических и межконфессиональных конфликтов. Исследователь этнополитических процессов, не абсолютизируя значение «экономического базиса», должен иметь в виду наличие прямой причинно-следственной и сложно-опосредованной связи между уровнем жизни населения регионов Северного Кавказа и уровнем развития конфликтогенных тенденций в социальной и этнополитической сферах жизни.
Этноконфессиональный экстремизм рассматривается в настоящем диссертационном исследовании одновременно в двух качествах или разновидностях: как идеология и социально-политическая практика. И в том, и в другом случае речь идет о крайних, нетолерантных проявлениях политического мировоззрения и политического действия, носящих неправовой, деструктивный характер. Частным случаем этноконфессионального экстремизма может выступать и терроризм — наиболее крайняя форма вооруженного экстремизма.
В условиях современного Северного Кавказа этнические и конфессиональные (религиозные) проблемы неизменно будут находиться в тесном переплетении. Анализ этнополитической ситуации в регионе в 1990-е - 2000-е годы позволяет сделать вывод, что во многих, если не в большинстве, случаях сугубо этнический экстремизм развивается параллельно с радикальными взглядами в религиозной (точнее, псевдорелигиозной) идеологии. Это можно наблюдать на примере наиболее известного и массового явления — чеченского сепаратизма, приведшего к длительному вооруженному противостоянию официальной власти. На начальном этапе (вплоть до конца 90-х гг.) так называемый «чеченский» или «северокавказский ваххабизм» представляет собой перерожденную форму чеченского этнонационализма. Тем самым этнический экстремизм доминирует над религиозным на протяжении всего десятилетия 90-х. Ситуация несколько изменяется с начала 2000-х гг.: религиозные (неоваххабитские) мотивы начинают играть все более самостоятельную, местами ведущую роль (Дагестан, Ингушетия, Кабардино-Балкария).
Следует признать, что развитие религиозного экстремизма (в форме салафизма) на Северном Кавказе никогда не было автохтонным явлением. Его генезис и этапы становления проходят под сильным влиянием международного исламистского движения, лидеры которого надеялись превратить Чечню и весь Северный Кавказ в новый очаг мирового исламистского джихада (наряду с Ливаном и Афганистаном). Однако деятельность силовых структур, а также неприятие подавляющим большинством мусульманского духовенства и населения таких идей, к счастью, не позволили реализоваться этому проекту. Это, тем не менее, не снимает с повестки дня задачу противодействия салафитской пропаганде, которая продолжает распространяться в нелегальных и полулегальных формах. Тем самым салафизм (неоваххабизм) сохраняет свой высокий конфликтогенный потенциал.
Институциализация религиозного экстремизма прошла сложную эволюцию: от «интеллигентских» образований начала 1990-х («Исламская партия возрождения» (ИПВ), Исламско-демократическая партия, в какой-то мере партия «Евразия» и др.) до криминально-националистической с элементами исламского экстремизма Общероссийского общественно-политического движения «Союза мусульман России» Н. Хачилаева. В настоящее время на Северном Кавказе в условиях подполья наблюдается новый виток институциализации салафизма: его основным несущим звеном становятся автономные и полуавтономные группы, небольшие по численности и объединенные не столько организационно, сколько идеологически (так называемый принцип «паучьей сети»). Подобная организационная структура, как показывает мировой и отечественный опыт (эсеровские боевые группы, националистическое подполье в Западной Украине и Прибалтике), очень сложна для оперативной разработки органами государственной безопасности и способна к длительному существованию даже в самых неблагоприятных условиях.
Пик этнорелигиозного экстремизма на Северном Кавказе приходится на начало-середину 1990-х гг., закат — на конец 1990-х -начало 2000-х гг. В этот период происходит ряд кровавых межэтнических конфликтов: две чеченские компании (1994-1996 гг., 1999-2001 гг.), осетино-грузинский (на стороне юго-осетин сражались выходцы из Северной Осетии) и осетино-ингушский (костяк боевой силы осетин составил батальон из Южной Осетии). Большое количество выходцев из северокавказских республик (чеченцы, черкесы, дагестанцы, осетины) приняли участие в абхазо-грузинской войне и (в гораздо меньшем количестве) в вооруженном столкновении в Приднестровье.
Такие структуры, как знаменитая Конфедерация народов Кавказа (КНК) и ряд других, условно называемых региональными (Лакский народный фронт Н. Хачилаева, Народный фронт имени имама Шамиля Г. Махачева, не институциализированный Северный альянс и др.) целиком соответствуют характеристике экстремистских организаций. Названные и иные организации сыграли существенную роль в разжигании межэтничеких конфликтов на Северном Кавказе.
Однако в конце 1990-х - начале 2000-х гг. влияние этноэкстремистов и сепаратистов резко снижается, что подтвердили результаты некоторых республиканских выборов. В большинстве своем народы Северного Кавказа осознают себя частью общей родины — России, что подрывает социальную базу этнонационализма.
Тем не менее, этнический экстремизм продолжает сохранять потенциальную взрывоопасность и конфликтогенность, чему способствуют нерешенные или загнанные вглубь проблемы: социально-экономическая отсталость Северо-Кавказского региона и отдельных республик, не до конца определенный политико-правовой статус регионов, территориальные претензии, проблема беженцев и др. В числе опасных по своим возможным последствиям остаются неразрешенные осетино-ингушский конфликт, клановая и религиозная рознь в республиках Дагестан и Кабардино-Балкария.
Кроме того, ряд противоречий остается в «холодной» стадии: между тюрками и черкесами (соответственно, балкарцами и кабардинцами, карачаевцами и черкесами), русскими и адыгейцами и др.
В целом, федеральной и региональным властям за последние несколько лет (если считать точкой отсчета начало антитеррористической операции в Чечне в 1999 г.) удалось добиться заметных успехов. Прежде всего, уничтожить цитадель этноконфессионального экстремизма в России - криминально-террористический режим в Чечне. Вместе с тем следует признать, что политико-правовые и иные несиловые методы урегулирования и профилактики конфликтов в целом отстают по своей эффективности от силовых. В качестве примера можно назвать Чеченскую Республику, в которой за несколько лет произошли заметные позитивные изменения социально-экономического и политико-правового порядка, улучшилась психологическая атмосфера. Однако отток русских из региона и мононационализация республики, возвращение мигрировавшего или бежавшего русского и нечеченского населения субъекта местными властями сознательно замалчивается. Есть угроза того, что Российская Федерация в демографическом плане, таким образом может потерять плацдарм на Северном Кавказе.
Перед государственными структурами и экспертным сообществом стоит актуальная задача кодификации и совершенствования политико-правовых основ урегулирования этноконфессионального вопроса и пресечения действий экстремистски настроенных лиц и групп, имеющих, зачастую, международную поддержку. С начала 2000-х гг. на федеральном уровне принят ряд законодательных актов, укрепляющих этнополитическую и этноконфессиональную сферу жизни общества. Аналогичные законы принимаются в отдельных республиках и краях , северокавказского региона. В большинстве случаев они встречают критику со стороны неправительственных организаций и правозащитных структур, содержащихся на деньги западных фондов, осуществляющих поддержку экстремистских сил. Несмотря на несовершенство и сырость» принятых законов, следует признать, что часть из них была принята в сложной общественно-политической обстановке, когда вооруженные бандформирования, возглавляемые эмиссарами и лидерами террористических и религиозно-экстремистских организаций, стали реализовывать свои планы по насильственному отторжению у России ряда территорий Северного Кавказа (в 1999г. незаконные вооруженные формирования под руководством Э.Хаттаба и Ш.Басаева вторглись в Республику Дагестан). В этих случаях российские и региональные законодатели, по сути, руководствуются принципом деционизма и исходят из представления о чрезвычайном положении (немецкий политолог, правовед и геополитик К. Шмитт) как спасительной мере, позволяющей, в частности, минимизировать потери среди мирного населения и сотрудников госорганов и силовых структур. Обвинения со стороны либеральной общественности в ущемлении гражданских свобод (прежде всего в отношении региональных законодательных актов - «о ваххабизме», «о миграции» и др.) не выдерживают критики, так как их появление было обусловлено именно чрезвычайными обстоятельствами.
За последние несколько лет произошли позитивные изменения в укреплении законодательной базы и национальной политике. Вступили в силу законодательные акты, утверждающие перечень мер, направленных на стабилизацию ситуации на Северном Кавказе и профилактику проявлений этноконфессионального экстремизма в регионе. Однако эффективность таких мер сомнительна, прежде всего, потому, что в ряде законодательных актов во избежание их неверного толкования необходимы уточнения и разъяснения основной терминологии в вопросах противодействия экстремизма и терроризма. При разработке целевых программ следует детально оговаривать функции каждого отдельного органа власти, описывать его ответственность в проведении того или иного мероприятия.
Нельзя исключать, что проблеме этноконфессионального экстремизма в современный период государство по-прежнему будет уделять особое внимание. Формирование эффективной правовой базы и разработка комплексных мер профилактики этноконфессионального экстремизма, с учетом усиливающихся радикальных тенденций на Северном Кавказе, возможно, станет для России одним из важных направлений государственной политики, целью которой и в современный период является укрепление основ Конституции и демократии. Только уважительное отношение каждого гражданина к своим соотечественникам, независимо от этнической и культурной принадлежности, вероисповедания, терпимость и толерантность в обществе позволят сформировать устойчивую тенденцию укрепления согласия и мирного сосуществования народов России. Для реализации указанных идей очень важно аккумулировать в сознании человека высокую культуру межэтнического и межконфессионального общения. В этих целях представляется важной настойчивая глубоко взвешенная и продуманная контрпропаганда взглядов радикальной, экстремистской направленности, распространяющихся среди населения республик Северного Кавказа и, в первую очередь, среди молодежи.
С учетом изложенного, на современном этапе стране крайне необходимы высококвалифицированные специалисты-медиаторы в сферах межэтнического и межконфессионального взаимодействия, способные урегулировать противоречия, возникающие на ранней стадии зарождения конфликтов, знающие каноны религии, язык и культуру, особенности обычаев и традиций различных этносов России.
Список литературы диссертационного исследования кандидат политических наук Сафонов, Михаил Александрович, 2009 год
1. ШФИЦИАЛЬНЫЕ ДОКУМЕНТЫ И МАТЕРИАЛЫ
2. Закон КБР от 12 мая 2008г. № 22-РЗ (ред. от 08.06.2009) «О республиканской целевой программе «Профилактика терроризма и экстремизма в Кабардино-Балкарской Республике на 2008-2010гг.».
3. Закон КЧР от 11.07.2000г. №79 (15.811) «О противодействии псевдорелигиозным обрядам в среде мусульманских общин КЧР» // День республики.
4. Закон КЧР от 25 июля 2008г. № 53-Р3 «О республиканской целевой программе «Профилактика терроризма и экстремизма в Карачаево-Черкесской республике на 2008-2010гг.».
5. Закон Ставропольского края от 24 июня 2002 № 27-КЗ «О мерах по пресечению незаконной миграции в Ставропольском крае».
6. Конституция Российской Федерации. М., 2009.
7. Концепция национальной безопасности Российской Федерации //
8. Российские вести. 1997. 26 декабря.
9. Обращение пленума ДУМ Карачаево-Черкесии и Ставрополья ко всем жителям КЧР // День республики. №60 (15.792), 25.05.2000.
10. Послание Президента РФ Д. Медведева Федеральному Собранию, 5 ноября 2008г.
11. Постановление Совета Федерации РФ № 337-сф от 10 июля 2002 года.
12. Постановление Совета Федерации РФ №337-сф от 10 июля 2002 года. «О ситуации в Краснодарском Крае, складывающейся в сфере миграции и межнациональных отношений».
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.