Политическое и социальное развитие Латинской Америки в условиях глобализации и роль церкви: на основе концепции "теологии освобождения" тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 23.00.04, кандидат наук Богомазов, Валентин Михайлович

  • Богомазов, Валентин Михайлович
  • кандидат науккандидат наук
  • 2012, Москва
  • Специальность ВАК РФ23.00.04
  • Количество страниц 192
Богомазов, Валентин Михайлович. Политическое и социальное развитие Латинской Америки в условиях глобализации и роль церкви: на основе концепции "теологии освобождения": дис. кандидат наук: 23.00.04 - Политические проблемы международных отношений и глобального развития. Москва. 2012. 192 с.

Оглавление диссертации кандидат наук Богомазов, Валентин Михайлович

Оглавление

Введение

Глава I. «Теология Освобождения»: содержание, генезис, метод, характерные черты и социально-политическая роль

§ 1. Латинская Америка и католицизм

§ 2. Второй Ватиканский собор (1962-1965 гг.) и эволюция

социальной доктрины католицизма

§ 3. Социально-политический и философско-религиоведческий

анализ «теологии освобождения»

Глава II. Ватикан и Латинская Америка: проблемы модернизации социальной доктрины Католической Церкви

§ 1. Понтификат Иоанна Павла II и проблемы модернизации

социального учения католицизма

§ 2. Понтификат Бенедикта XVI: социально-политические процессы в Латинской

Америке и социальные воззрения католицизма

§ 3. «Теологии освобождения» и Ватикан: проблемы развития и критики

Глава III. Духовно-вероучительный как политико-идеологический ресурс «теологии освобождения» в латиноамериканском регионе и мире

§ 1. «Теологии освобождения» и Латинская Америка

§ 2. Доктрина и мир: «черная теология», учение об «освобождении» в Азии,

феминистская теология

§ 3. Латиноамериканское социальное учение и общественно-гуманистические ценности человечества

Заключение

Список использованной литературы

Приложение 1

Приложение 2

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Политические проблемы международных отношений и глобального развития», 23.00.04 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Политическое и социальное развитие Латинской Америки в условиях глобализации и роль церкви: на основе концепции "теологии освобождения"»

Введение

В конце XX в. в жизни человечества глобальные социально-экономические и политические преобразования получили практическую реализацию и развитие одновременно со стремительным и масштабным прорывом в сферах информатики, коммуникаций и связи. Одновременно острее стала ощущаться потребность в сохранении духовной и культурной самобытности перед лицом так называемой «массовой» культуры с ее ограниченными унифицированными стандартами.

Глобальный финансово-экономический кризис конца первого - начала второго десятилетия XXI в. убедительно продемонстрировал невозможность выхода на путь устойчивого развития при опоре на идеи либерального капитализма1. В мире росло и крепло понимание этого при усиливающейся убежденности в том, что создание гармоничной и справедливой системы международных отношений возможно только на основе общего нравственного знаменателя, всегда существовавшего у основных мировых религий.

В условиях, когда Российское государство рассматривает укрепление нравственного основания международных отношений в качестве части своей политики, а формирующаяся новая полицентричная международная система должна воплотить в себе все многообразие и богатство культурно-

л

цивилизационной картины мира , целесообразно не просто знать о происходящих внутри крупнейших религий мира процессах обновления, но и отслеживать трансформацию существующих основных учений, их распространенность в мире, перспективность3.

Современные религиоведы-философы активно разрабатывают проблему роли общественных институтов, к числу которых относятся и религиозные объединения, в развитии общества, указывая, в частности: «Религиозные объединения (конфессии) своей культовой деятельностью, по сути, сохраняют-транслируют сакрализованно-ритуализированную онто-аксио-гносиологическую модель Бытия как универсалию Ойкумены (Мира), в рамках которой реализуется типовая (этно-национальная) картина мира»4.

1 Стенограмма выступления Министра иностранных дел России C.B. Лаврова на приеме по случаю Православной Пасхи (Москва, 28 апреля 2011 г.) // http://www.mid.ru/brp_4. nsf/0/E705981B5C02505BC325788000585CF7

2 Там же.

3 См.: Шестов Н.И. Политический миф теперь и прежде / под редакцией А.И. Демидова. Саратов, 2003; Материалы информационно-психологического воздействия / под ред. А .Я. Касюка. М., 2003; Почетцов Г.Г. Пропаганда и контрпропаганда. М., 2004.

4 Харитонов A.A., Шмидт В.В. Практическая философия: Religio и математический анализ

Возникшее в Латинской Америке в 60-е годы XX в. леворадикальное течение в католическом мышлении субконтинента - «теология освобождения», - уже в начале второго десятилетия XXI в. стало идеологической основой деятельности президентов Венесуэлы, Боливии, Никарагуа, Эквадора, Парагвая, влиятельных сил субконтинента, поскольку опирается как на массовую симпатию и поддержку в странах региона, так и на многочисленных сторонников в Африке, Азии, среди афроамериканского населения США, включая организаторов феминистского движения. Ныне же в условиях глобализации разработчики «теологии освобождения» заняты поиском новых ее направлений и ответов на злободневные вопросы современности: прежде всего их волнует проблема экономической модели развития в условиях краха социалистического эксперимента в СССР и странах Восточной Европы. Теологи-либерационисты вновь и вновь заявляют об отклонении ими неолиберального, т.е. капиталистического, пути, концентрируя внимание и усилия на разработке «альтернативы».

Как бы центр мирового католицизма ни осуждал «теологию освобождения»,

5

ее ведущих авторов и распространителен - ни заявлял о «преодолении темы» , учение живет, выходит на новый уровень собственного развития и применения. Вот почему для сотрудников отечественной дипломатической службы, специалистов-международников в целом, историков, политологов, философов, религиоведов необходимо иметь четкое представление о современном состоянии «теологии освобождения» и перспективах ее развития и распространения.

Таким образом, актуальность настоящего диссертационного исследования заключается в рассмотрении основных направлений современных разработок теологов-освободителей, их востребованности, что демонстрирует наличие у учения об «освобождении» многообещающих перспектив.

Объект диссертационного исследования - «теология освобождения» как опыт соединения борьбы за социальную справедливость с фундаментальными ценностями католического христианства.

холизма (о необходимости восстановления телеологического подхода) // Вопросы религии и религиоведения. Вып. 2: Исследования: сборник / сост. и общ. ред. В.В. Шмидта, И.Н. Яблокова при участии Ю.П. Зуева, З.П. Трофимовой. Кн. 1(1): Религиоведение в России в конце XX - начале XXI в. М„ 2010. С. 212.

5 В ходе своего визита в Бразилию (9-14 мая 2007 г.), точнее, еще во время полета на континент, Бенедикт XVI в беседе с журналистами на борту называет «ошибочными» установки «теологии освобождения» и заявляет: «Сейчас вопрос в том, как Церковь должна присутствовать в борьбе за необходимые реформы, в борьбе за более справедливые условия жизни» // http://www.vatican.va/holy_father/benedict_xvi/speeches/ 2007/may/documents/hf_ben-xvi_spe_20070509_interview-brazil_it.html

Предмет исследования - жизнеспособность «теологии освобождения» и особенности ее распространения и влияния на социально-политические процессы в Латинской Америке и других регионах мира при сохраняющемся критическом отношении к доктрине со стороны Ватикана.

Анализ латиноамериканской «теологии освобождения» был дан в советское время в реферативном сборнике ИНИОН АН СССР «Католическая Церковь в социально-политической борьбе в странах Латинской Америки» (М., 1983). Исследование рассматриваемой темы проводили такие ученые как Т.И. Благова6, И.Р. Григулевич7, H.A. Ковальский8 и др. В 80-90 годы XX в. наблюдался спад интереса к теме, но с начала XXI в. количество публичных выступлений по изучаемому вопросу заметно увеличилось. Так, среди сегодняшних авторов в России и СНГ «теологией освобождения» занимаются: A.A. Батуро9, Л.В. Варфалви10, В.А. Еленский11, A.A. Сазоненко12, Ю.В. Судо13 и др.

Социальная доктрина католицизма исследована в работах И.Я. Кантерова14, Л.П. Карсавина15, М.П. Мчедлова16, И.Б. Ястребова17 и др.

Взаимодействию религии и науки были посвящены работы Т.В. Гончаровой18, С.И. Ковалева19, Т.Г. Круговой20, Я.А. Ленцмана21, А.И. Никитиной,

6 Благова Т.И. Феминистская идеология и религиозный модернизм // Вестник Моск. Ун-та. Сер. 7: Философия. 1984. № 5. С. 3-19.

7 См.: Григулевич И.Р. Папство: Век XX. М., 1978.

8 См.: Ковальский H.A. Империализм: Религия: Церковь. М., 1986.

9 Батуро A.A. Теология освобождения и феминизм // Женщина, образование, демократия: тезисы докл. Междунар. науч. конференции. 1999. С. 13.

10 Варфалви JI.B. Феминизм силы как сила феминизма // Вестн. Хабар, гос. академ. экон. и права. 2000. № 1. С. 113-117.

11 Еленский В.А. Хрисшанство в XX в.: уроки выживания//Людща1свгг. 2002. № 12. С. 11-14.

12 См.: Сазоненко A.A. Феминистская теология: автореф. дис. канд. филос. наук. СПб.: Санкт-Петербург, гос. Ун-т, 1992.

13 Судо Ю.В. Этапы развития феминистской теологии освобождения // Вестник НГУ. Сер. «Философия и право». 2004. Т. 2. № 1. С. 54-60; Она же. Теология освобождения: социально-философское исследование: автореф. дисс. канд. филос. наук. Кемерово, Кемеров. гос. ун-т. культуры и искусств, 2005.

14 Кантеров И.Я. Критика клирикального антикоммунизма в работах советских атеистов // Вопросы научного атеизма / редкол.: Окулов А.Ф. (отв. ред.) и др. 1978. Вып. 22. С. 277289; Он же. Ватикан перед лицом финансово-экономического кризиса // Государство, религия, Церковь в России и за рубежом. 2010. № 3. С. 137-143.

15 См.: Карсавин Л.П. Католичество. Пг., 1918.

16 См.: Мчедлов М.П. Под сводами Собора, св. Петра. М., 1964.

17 См.: Ястребов И.Б. Социальная философия католицизма в XX веке. Киев, 1988.

18 См.: Гончарова Т.В. Индеанизм: идеология и политика. М., 1979; Гончарова Т.В.,

А.Б. Ранович и др. Вопросы взаимоотношении религии и политики изучали среди прочих: Н.И. Петякшева23, В.И. Супрун24, В.П. Фофанов25, В.П. Щенников26 и др.

Считаем при этом, что отечественная латиноамериканская наука способна и должна наращивать изучение идейно-теоретического наследия и потенциала региона. Вплоть до недавнего времени преобладающая часть разработок, например, касалась анализа интерпретации марксистской идеологии в государствах Латинской Америки. И такой подход рельефно отражался и проступал в подходах к исследованию «теологии освобождения».

Вместе с тем, полагаем целесообразным обратить внимание на фундаментальные работы о политической мысли на субконтиненте под редакцией А.Ф. Шульговского27, в которых дается анализ идеологических течений и концепций, охвативших во второй половине XX в. страны региона и Карибского бассейна, а также труды A.B. Шестопала о латиноамериканской социально-политической мысли28, в которых дается генезис и содержание таких концепций, как теория «структурной

Стеценко А.К., Шемякин Я.Г. Универсальные ценности и цивилизационная специфика Латинской Америки: в 2-х кн. М., 1995.

19 См.: Ковалев С.И. Основные вопросы происхождения христианства. Л., 1964.

20 Круговая Т.Г. Задача культурного синтеза: возможности религии, теории и науки // Человек и культура. Кемерово: КГИК, 1993. С. 32-37; Она же. Роль теософии в контексте интегрального духовного кризиса: автореф. дис. канд. филос. наук. Новосибирск: Новосиб. гос. ун-т, 2000.

21 См.: Леицмап Я.А. Происхождение христианства. М., 1960.

22 См.: Ранович А.Б. Первоисточники по истории раннего христианства: Античные критики христианства. М., 1990.

23 См.: Петякшева Н.И. Латиноамериканская «философия освобождения» в контексте компаративистики. М., 2000; Она же. Этическая философия Энрике Дюсселя (Из истории философии Латинской Америки XX века). М., 1988.

24 См.: Супрун В.И. Современная буржуазная футурология: проблемы, тенденции. Новосибирск, 1986.

25 Фофанов В.П. Абстрактная модель идеологического процесса и ее методологическое значение // Методологические проблемы социологической теории: межвуз. сб. научн. трудов. Новосибирск: НГУ, 1984. С. 160-171.

26 Щенников В.П. Идейно-политическая детерминация общества // Наука, культура, человек: межвуз. сб. научн. трудов. Кемерово: КГУ, 1992. С. 4-19.

27 См.: Шулъговский А.Ф. Национализм в Латинской Америке: политические и идеологические течения. М., 1976; Он же. Современные идеологические течения в Латинской Америке. М., 1983.

28 См.: Шестопал A.B. Миражи эльдорадо в XX в.: Критические очерки буржуазной социологии в Латинской Америке. М., 1974; Он же. Леворадикальная социология в Латинской Америке: критика основных концепций. М., 1981.

зависимости», «неоиндепендизм», «критический институционализм», теории «новой зависимости» и «внутреннего колониализма», теорий «десарольизма» и «периферийного развития» и их практической реализации в регионе.

Характеризуя степень изученности темы в современной отечественной историографии, отметим наличие целого ряда работ, посвященных основным направлениям политической мысли Латинской Америки конца XX - начала XXI в. и анализу ее связи с происходящими на субконтиненте процессами. Из относительно новых работ по теме в российской латиноамериканистике считаем необходимым упомянуть очерк С.И. Семенова о становлении и эволюции левой политической культуры в цивилизационном контексте региона29. (Исследователь убежден, и, думаем, вполне справедливо, что формирование политической мысли субконтинента крепко ощущает на себе влияние левой политической культуры.)

Для проводимого исследования, посвященного влиянию «теологии освобождения» на социально-политическое развитие Латинской Америки, исключительно значимыми явились работы уже упомянутой выше Н.И. Петякшевой и, в частности, ее анализ истоков и главных положений латиноамериканской «философии освобождения», представленных такими фигурами, как X. де Сан,

30

Э. Дюссель, К. Сканноне, Р. Куш, Р. Форнет - Бетанкур и др .

Если обратиться к зарубежной историографии, то можно заметить, что в развивающихся странах и на Западе «теологию освобождения» изучают с большим вниманием. Так, наряду с последними трудами разработчиков учения - Г. Гутьер-реса31, Л. Боффа32, Й. Собрино33, Фрея Бетто34, на себя обращают внимание монографии и публикации: Э. Антонио (специалист по «черной теологии» и «африканской теологии»)35, Э. Доусона (специалист по современному состоянию «теологии освобождения»)36, В. Фитцжеральда (автор серии книг о финансах и

29 См.: Семенов С.И. Мутации левой политической культуры в цивилизационном контексте Латинской Америки // Аналитические тетради ИЛА РАН. М., 1999. Вып. 6.

30 См.: Петякшева Н.И. Хосе Васконселос и философия иберо-американской расы // Из истории философии Латинской Америки. М., 1988. С. 48-69; Она же. Латиноамериканская «философия освобождения»: опыт преодоления западного // Вопросы философии. 2000. № 8. С. 126-136.

31 Gutierrez G. Densita del presente. Lima, 2003.

32 BoffL. Essential Care: An Ethics of Human Nature. Waco, Texas, 2008.

33 Sobrino J. La fe en Jesucristo. Ensayo desde las victimas. Madrid, 1999.

34 Frei Betto. Quell'uomo chiamato Gesu. Bologna, 2011.

35 Antonio E. Black theology // The Cambridge Companion to Liberation Theology. Cambridge, 1999. P. 63-88.

36 Dawson A. Church in Transition: The Emergence and Impact of the Base Ecclesial Community

экономике развивающихся стран)37, М. Грей (признанная в мире эксперт по феминизму)38, Оливера СГДонована (специализируется на проблематике христианской этики)39, К. Роуленда (рассматривает «теологию освобождения» и перспективы ее развития)40, Ч. Вилла-Висенсио (учение и реконструкция)41, Дж. Веста («теология освобождения» и современность)42, Б. Виленги («теология освобождения» и Азия)43. Не все из перечисленных ученых разделяют суть доктрины, но практически их всех объединяет мнение о многообещающем будущем «теологии освобождения». Глядя на палитру проблем и аспектов, можно связать всплеск интереса в мире к «теологии освобождения» с бесспорным новым подъемом левых сил в Латинской Америке.

Применяя принятую в исторической науке классификацию к использованным для настоящего исследования зарубежным источникам, разделим их на следующие 8 групп:

1) официальные документы Ватикана доктринального характера;

2) официальные заявления и высказывания Главы Римо-Католической Церкви;

3) документы латиноамериканской епископской конференции (СЕЛАМ);

4) документы Католической Церкви декларативного характера;

5) труды теологов-либерационистов;

6) теоретические работы католических теологов;

7) статистические материалы;

8) материалы прессы.

При подготовке работы также использовались источники личного происхождения - дневниковые записи периода дипломатической работы в Риме (1966-1971, 1974-1984, 1985-1989) и в двух странах Латинской Америки (Перу [1997-2001] и Эквадоре [2004-2008]).

Целью настоящего исследования определяется комплексный анализ

and Liberative Theological Discourse in Brazil. Bethesda, 1999.

37 Fitzgerald V The economics of liberation theology // The Cambridge Companion to Liberation theology. Cambridge, 1999. P. 218-234.

38 Grey M. The Wisdom of Fools? Seeking Revelation for Today. L., 1993; idem. Beyond the Dark Night: A Way Forward for the Church? L., 1997.

39 O Donovan O. The Desire of Nations. Cambridge, 1996.

40 Rowland C. Liberating Exegesis. L., 1990.

41 Villa-Vicencio C. A Theology of Reconstruction: Nation Building and Human Rights. Cambridge, 1992.

42 West G.. Biblical Hermeneutics of Liberation: Modes of Reading the Bible in the South African Context. N.Y., 1995.

43 Wielenga B. Long Road to Freedom. Madurai, 1998.

концепции «теологии освобождения» в части ее места в современной политико-философской мысли и ее влияния на многоаспектные процессы как в латиноамериканском регионе, так и шире - Африке, Азии, а также на мировоззрение афроамериканского населения и феминистского движения в США и мире в целом.

Гипотеза исследования сформулирована на основе проблемного метода, и для проверки и доказательства выдвигается следующее положение: при всем своем резко критическом отношении к «теологии освобождения» Ватикан не объявляет и, судя по всему, не объявит эту доктрину еретической, не запрещает и вряд ли запретит ее, поскольку сознает популярность этого учения и контрпродуктивность для себя жесткого и категоричного его отвержения. «Теология освобождения» сохраняет в Латинской Америке и мире в целом жизнеспособность, ибо опирается на широкую популярность и распространение ее основных идей среди населения Латинской Америки и других континентов, а также поддержку со стороны руководящих деятелей ряда государств, которые видят в ней конкретный духовно-идеологический ресурс - способность указывать на пути разрешения социальных проблем, не отвергая при этом базовые христоцентричные (как гуманистические) ценности.

В соответствии с целью и гипотезой были определены следующие задачи:

1) изучить историографию проблемы, включая последние концептуальные работы Г. Гутьерреса, Л. Боффа, Й. Собрино, Фрея Бетто;

2) исследовать причины идеологической устойчивости «теологии освобождения» в условиях негативного отношения к ней высшей иерархии Римо-Католической Церкви, включая Бенедикта XVI;

3) проанализировать сущность близости концепции «теологии освобождения» к концепции «социализма XXI в.»;

4) проанализировать основные положения «черной» или «африканской теологии»;

5) определить основные тенденции развития «феминистской теологии»;

6) исследовать проникновение «теологии освобождения» в Азию;

7) проанализировать концепции теологов-освободителей относительно «альтернативной» модели экономического развития;

8) выявить причины существующей приверженности «теологии освобождения» высших руководителей ряда латиноамериканских государств, на примере Венесуэлы, Эквадора, Парагвая;

9) изучить отношение официального Ватикана к «теологии освобождения» в условиях глобального финансово-экономического кризиса.

Научная новизна исследования заключается в следующем: впервые на

основе комплексного анализа концепции «теологии освобождения» получены данные о ее влиянии на социально-политические процессы в Латинской Америке и мире в целом. Кроме того диссертация содержит следующие элементы новизны:

- в исследовании впервые выявлено соотношение между концепцией «теологии освобождения» и левой политической культурой региона, определена историческая эволюция взглядов теологов-либерационистов и их интерпретация теоретиками начала XXI в.;

- в научный оборот введена большая группа новых источников, подтверждающая, что «теология освобождения» является идеологической основой реформаторского курса руководства ряда государств латиноамериканского региона, а также «черной теологии» и «феминистской теологии»;

- с помощью ранее не изученных источников на английском, испанском и итальянском языках прослежены и систематизированы идеи разработчиков «теологии освобождения», о целесообразных направлениях развития доктрины;

- анализ документов и материалов Ватикана конца первого - начала второго десятилетия XXI в. «выдает» понимание центром мирового католицизма жизнеспособности и духовно-идеологического потенциала концепции «теологии освобождения»., а также готовность учитывать тенденции в его утверждении в духовно-культурной, политико-идеологической работе в Латинской Америке.

На защиту вынесены следующие положения:

1. Концепция «теология освобождения» демонстрирует свою высокую жизнеспособность, несмотря на негативное отношение к ней Святого Престола. В начале второго десятилетия XXI в. доктрина стала важной составляющей частью идеологии ряда государств латиноамериканского региона. За полвека существования она не утратила характера социального учения, нацеленного на защиту бедного, слабого, отверженного человека. В условиях кризиса концепции «реального социализма», разработчики теологии ведут поиск такой модели экономического развития, которая могла бы стать альтернативной либеральному капитализму.

2. Эволюция «теологии освобождения» выстраивается вокруг стержневых идей ее авторов и дополняется новыми направлениями мысли и сюжетами, среди которых особо хотим выделить экологию. Апелляция к базовым установкам доктрины носит конструктивный, а не манипулятивный характер. Трансформация догмата об Иисусе Христе, и Христе-революционере - не просто метафора, она приобретает статус онтологической категории и способна изменять общественное сознание, а значит - общественный строй. Очевидна и роль доктрины как средства борьбы с эксплуатацией.

3. Среди сторонников учения всегда существовало два течения -

реформистское и радикальное. Если первое выступает за мирный путь достижения поставленных целей, второе - не исключало силовой борьбы против угнетения. К началу второго десятилетия XXI в. существенно возросло число сторонников ненасильственного пути.

4. Концепция «теология освобождения» родилась и начала применяться на практике в латиноамериканском регионе в конце XX в., но широкое распространение ее идей в 80-е годы прошлого века в мире, включая промышленно развитые страны, свидетельствует о солидном потенциале изучаемого теолого-философского явления, - что обусловлено ее нацеленностью на решение стержневых социальных проблем человечества.

5. «Теология освобождении» жизнеспособна и по-прежнему привлекательна в силу актуальности ее существа. Данный факт необходимо учитывать в свете политико-дипломатических задач внешней политики России, в деле подготовки и переподготовки кадров как отечественной дипломатической службы, так и шире -т.е. российских специалистов-международников.

Методологическую базу исследования составили: системный подход с использованием методов сравнительного и конкретно-исторического анализа, классические методы анализа, синтеза и проблематизации, а также общеотраслевые философско-религиоведческие методы и частнонаучные методы политологического исследования.

Практическую значимость исследования видим в том, что материал, использованный в диссертации, может быть включен в курс современной дипломатии или преподаваться в качестве спецкурса «Роль религиозного фактора в дипломатической работе». Содержащиеся в работе данные и выводы могут быть применены для изучения новейшей политической мысли Латинской Америки и политических процессов, происходящих в странах региона. Выводы диссертации можно использовать в учебно-педагогическом процессе при разработке курсов по истории политических учений ХХ-ХХ1 вв., политологии и политической мысли Латинской Америки.

Автор проаннотировал и использовал в диссертации несколько последних концептуальных работ ведущих представителей «теологии освобождения», а также документов Ватикана по теме, что открывает эти материалы для академического использования отечественными специалистами.

Апробация работы. В январе 1985 г. автор исследования выступил с лекцией о внешней политике Ватикана на кафедре дипломатической и консульской службы Дипломатической академии МИД России (по приглашению зав. кафедрой Ю.В. Борисова). Также результаты исследования были представлены автором на

Круглом столе «Важность нсламо-христианского диалога в современном мире» [Москва, МГИМО(У) МИД России, 12 мая 2011 г.]; использованы при подготовке и чтении спецкурса «Роль религиозного фактора в дипломатической работе» (ДА МИД России, 2010-2012 уч.гг.).

Структура диссертации. Вышеобозначенные цели и задачи определяют структуру изложения в настоящем исследовании. Диссертация состоит из введения, трех глав, содержащих по три параграфа, заключения, двух приложений и библиографии.

По теме диссертации опубликованы 8 статей общим объемом 4,3 п.л.

В полном объеме диссертация обсуждена на заседании кафедры дипломатии ДА МИД России и рекомендована к защите.

Глава I. «ТЕОЛОГИЯ ОСВОБОЖДЕНИЯ»: СОДЕРЖАНИЕ, ГЕНЕЗИС, МЕТОД, ХАРАКТЕРНЫЕ ЧЕРТЫ И СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКАЯ РОЛЬ

§ 1. Латинская Америка и католицизм

Католицизм является наиболее распространенным в Латинской Америке вероисповеданием. Как указывает Папский Ежегодник за 2010 г., из 1,1 млрд католиков в мире, порядка 450 млн проживают в Латинской Америке, где представляют 80% религиозного населения44.

Распространение католицизма в регионе началось с конца XV в. вместе с испано-португальским завоеванием Нового Света. Более того, реалистический взгляд на те события не оставляет сомнений в том, что именно Католическая Церковь стала мощным инструментом колонизации латиноамериканского континента. По благословению Папы Римского Александра VI испанцы и португальцы с 1492 г. захватывали территории региона и обращали местное население в христианство. Первые монахи-миссионеры прибыли на Антильские острова в составе второй экспедиции X. Колумба (1493 г.); первая церковь была построена францисканцами в 1502 г. в Санто-Доминго. В течение XVI в. деятельность священнослужителей-миссионеров распространилась на все завоеванные конкистадорами земли. Миссионеры находились на службе у колониальных властей, и миссионерство в целом эффективно содействовало созданию и укреплению колониальной системы в странах Латинской Америки.

Завоеватели не останавливались перед жестокостями, истребляя часть местного населения, осуществляя ограбление и закабаление индейцев45. За какие-то 30 лет колониального господства, т. е. всего лишь за период жизни одного поколения, численность коренных жителей снизилась на 50%46. Колониальные захватчики лишали коренной народ империи инков не только здоровья и жизни, планомерно и методично они уничтожали его культуру, а самое главное - его исконную «солнечную религию», которая была заменена христианством. Таким образом, конкисту военную сменила «конкиста духовная». Известно, как варварски клерикалы уничтожали памятники культуры и религии туземного коренного населения, как они боролись с представителями других христианских Церквей,

Похожие диссертационные работы по специальности «Политические проблемы международных отношений и глобального развития», 23.00.04 шифр ВАК

Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Богомазов, Валентин Михайлович, 2012 год

Список использованной литературы

Энциклопедические словари и справочники

1. Латинская Америка: энциклопедия, справочник. М., 1982.

Диссертационные исследования

1. Каримова Л. А. Иоанн Павел II и социальная доктрина Католической Церкви: дисс. канд.

ист. наук. М., 2004.

2. Круговая Т.Г. Роль теософии в контексте интегрального духовного кризиса: автореф.

дис. канд. филос. наук. Новосибирск, 2000.

3. Сазоненко A.A. Феминистская теология: автореф. дис. канд. филос. наук. СПб., 1992.

4. Судо Ю.В. Теология освобождения: социально-философское исследование: автореф.

дисс. канд. филос. наук. Кемерово, Кемеров. гос. ун-т. культуры и искусств, 2005.

Монографии

1. Внешнеполитическая и дипломатическая деятельность Российской Федерации в 2010

году: обзор МИД России. М., 2011. Март.

2. Гончарова Т.В. Индеанизм: идеология и политика. М., 1979.

3.Гончарова Т.В., Стеценко А.К., Шемякин Я.Г. Универсальные ценности и цивилизационная специфика Латинской Америки: в 2-х кн. М., 1995.

4. Григулевич И.Р. Мятежная церковь в Латинской Америке. М., 1972.

5. Григулевич И.Р. Папство: век XX. М., 1978.

6. Грицанов A.A. Католичество. Минск, 2009

7. Давыдов В.М. Левая альтернатива в Латино-Карибской Америке — обусловленность,

основные ориентиры и международная проекция. М., 2007.

8. Де Бовуар С. Второй пол. М., 1998.

9. История Италии / под ред. С.И. Дорофеева. Т. 3. М., 1971.

10. Карсавин Л.П. Католичество. Пг., 1918.

11 .Ковалев С.И Основные вопросы происхождения христианства. Л., 1964.

12.Ковальский H.A. Ватикан и мировая политика. М., 1964.

13. Ковальский H.A. Империализм. Религия. Церковь. М., 1986.

14. Куба: от адаптации к переменам? М., 2007.

15. Кузмицкас Б. Философские концепции католического модернизма. Вильнюс, 1982.

16. «Левый поворот» в Латинской Америке. М., 2007.

17. Ленцмаи Я.А. Происхождение христианства. М., 1960.

18. Лифинцева Т.П. Философия и теология Пауля Тиллиха. М., 2009.

19. Материалы информационно-психологического воздействия / под ред. АЛ. Касюка. М., 2003.

20. Мчедлов М.П. Под сводами Собора, св. Петра. М., 1964.

21. Овсиенко Ф.Г. Эволюция социального учения католицизма. М., 1987.

22. Папство в современном мире. М., 1989.

23. Петякшева Н.И. Латиноамериканская «философия освобождения» в контексте

компаративистики. М., 2000.

24. Петякшева Н.И Этическая философия Энрике Дюсселя (Из истории философии

Латинской Америки XX века). М., 1988.

25. Почетцов Г.Г. Пропаганда и контрпропаганда. М., 2004.

26. Пушкарева H.JI. Тендерная теория и историческое знание. СПб., 2007.

27.Ранович А.Б. Первоисточники по истории раннего христианства: Античные критики христианства. М., 1990.

28. Сергеев КС., Ткаченко В.Г. Латинская Америка: борьба за независимость. М., 1975.

29. Супрун В.И. Современная буржуазная футурология: проблемы, тенденции. Новосибирск, 1986.

30. Твердислова Е.Е. Наедине с одиночеством: Папа Римский Иоанн Павел II: литературный портрет. М.,1995.

31. Хеффнер Й. Христианское социальное учение. М., 2001.

32. Шевцова Л. Ф. Социализм и католицизм. М., 1982.

33. Шестов НИ. Политический миф теперь и прежде / под ред. А.И. Демидова. Саратов, 2003.

34. Шестопал А. В. Леворадикальная социология в Латинской Америке: критика основных

концепций. М., 1981.

35. Шестопал А.В. Миражи эльдорадо в XX в.: Критические очерки буржуазной

социологии в Латинской Америке. М., 1974.

36. Шулъговскый А.Ф. Национализм в Латинской Америке: политические и идеологические течения. М., 1976.

37. Шулъговский А.Ф. Современные идеологические течения в Латинской Америке. М.,

1983.

38. Шулъц Т. Иоанн Павел II. М., 2000.

39. Шутов В.Н. Анатомия мировых религий: прошлое, настоящее, будущее. М., 2009.

40. Яблоков И. Н. Основы религиоведения. М., 1994.

41. Ястребов И.Б. Социальная философия католицизма в XX веке. Киев, 1988.

42. A cura di Andrea Riccardi. Pio XII. Bari, 1984.

43. Amaladoss M. Life in Freedom: Liberation theologies from Asia. N.Y., 1997.

44. Angelozzi Gariboldi Giorgio. Pio ХП, Hitler e Mussolini. И Vaticano tra le dittature. Milano, 1988.

45. Annuario Pontificio 2010. Citta del Vaticano, 2010.

46. Asian Christian Spirituality: Reclaming Traditions. N.Y., 1992.

47. Assmann H. A Practical Theology of Liberation. L., 1975.

48. Assmann H. Theology for aNomad Church. N.Y., 1976.

49. AteekN. Justice and Only Justice: Towards a Palestinian Theology of Liberation. N.Y., 1989.

50. Ayrookuzhiel A.M.A. Indian Religious Heritage and Sicial Transformation. Bangalore, 1993.

51. Azevedo M. de C. Basic Ecclesial Communities in Brazil. Washington, 1987.

52. Balasuriya T. Planetary Theology. N.Y., 1984.

53. BastideR. The Afro-Brazilian Religions. Baltimore, 1978.

54. Berryman P. Liberation theology: the Essential Facts about the Revolutionary Movement in

Latin America and Beyound. L., 1987.

55. Berryman P. The Religious Roots of Rebellion. L., 1984.

56. BockKY. Minjung Theology: People as subjects of history. Singapore, 1981.

57. BoffC. Theology and Praxis. N.Y., 1987.

58. BoffL. Cry of the Earth, cry of the Poor. N.Y., 1997.

59. BoffL. Essential Care: An Ethics of Human Nature. Waco, Texas, 2008.

60. BoffL. Grito da terra, grito dos pobres. Sao Paulo, 1995.

61. BoffL. Jesus the Liberator. L., 1980.

62. BoffL. Teologia desde el cautiverio. Bogota, 1976.

63. BoffL. The Lord's Prayer. N.Y., 1983.

64. BoffL., Boff C. Introducing Liberation Theology. Tunbridge Wells, 1987.

65. Bonino J.M. Doing Theology in a Revolutionary Age. L., 1975.

66. Bonino J.M. Doing Theology in A Revolutionary Situation. Philadelphia, 1975.

67. Bruneau T.C. The Catholic Church in Brazil. The Politics of Religion. Austin (USA), 1982.

68. Bruneau T.C. The political transformation of the Brazilian Catholic Church. Cambridge,

1974.

69. CardenalE. Love in Practice: The Gospel in Solentiname. L., 1972.

70. Casaroli Agostino. II martirio della pazienza. La Santa Sede e i paesi comunisti (1963-89).

Torino, 2000.

71. Christian Faith and the World Economy: A Study Document from the World Council of

Churches. Geneva, 1992.

72. Christianity and Crises. [N.Y.], 1973.17.09.

73. Chukwudi E. Post Colonial African Philosophy: A Critical Reader. Cambridge, 1997.

74. Cone J.H. A Black Theology of Liberation. N.Y., 1990.

75. Cone J.H. Black Theology and Black Power. N.Y., 1969.

76. Cone J.H. God of the Oppressed. N.Y., 1975.

77. Cone J.H. Martin and Malcolm and America: A Dream or a Nightmare. N.Y., 1991.

78. Cone J.H. My Soul Looks Back. N.Y., 1986.

79. Cone J.H, Wilmore G.S. Black Theology: A Documentary History. Vol. 1. N.Y., 1993.

80. Connor B. The Church's Ministry in the Economic Field. L., 1994.

81. Corringe T. Capital and the Kingdom. L., 1994.

82. Daly M. The Church and the Second Sex. Boston, 1968; L., 1978.

83.Dawson A. Church in Transition: The Emergence and Impact of the Base Ecclesial Community and Liberative Theological Discourse in Brazil. Bethesda, 1999.

84. De Beavoir S. The Second Sex. Translated from French. Paris, 1949.

85. De Gruchy J. Christianity and the Democracy. Cambridge, 1995.

86. De KadtE. Catholic Radicals in Brazil. Oxford, 1970.

87. Deutche Welle. 2005.19.04.

88. Dieterich H El Socialismo del Siglo XXI. Mexico, 1996.

89. Documenti segreti della diplomazia vaticana. Lugano, 1948.

90. Duchrow U. Alternatives to Global Capitalism. Utrecht, 1993.

91. Duchrow U., Guck M. Economic Alternatives: Responding to the Fifty Years of the

Dominant Financial Systems Established at Bretton Woods. Heidelberg, 1994.

92. Eagleson J. Christians and Socialism: Documentation of the Christians for Socialism

Movement in Latin America. N.Y., 1975.

93. Ellacuria I., Sobrino J. Misterium Liberationis: Fundamental Concepts of Liberation

Theology. N.Y., 1993.

94. Ellis M.H. Towards a Jewish Theology of Liberation. N.Y., 1987.

95. Esack F. Quaran, Liberation and Pluralism: an Islamic Perspective of Interreligious

Solidarity against Oppresion. Oxford, 1997.

96. Espada-Matta A. Church and State in the Social Context of Latin America. N.Y., 1985.

97. EzcurraA.M. Doctrina social de la Iglesia: Un reformismo antisocialista. Mexico, 1986.

98. Ezcurra A.M. El Vaticano y la Administración Reagan. Mexico, 1984.

99. Fabella V. Asia's Struggle for Full Humanity: Toward a Relevant Theology. N.Y., 1980.

100. Fabella V. Beyond Bonding: a Third World Women's Journey. Manila, 1993.

101. Fanón F. The Fact of Blackness // Goldberg D.T. Anatomy of Racism. Minneapolis, 1990.

102. Fanón F. Wretched of the Earth. L., 1983.

103. Fidel y la religion. Conversaciones con Frei Betto. La Habana, 1985.

104. Fiorenza E.S. Gesu figlio di Miriam, profetta della Sofia: Questioni critiche di cristologia

femminista. Torino, 1996 (or. 1994).

105. Fiorenza E.S. In memoria di lei: Una ricostruzione femminista delle origini cristiane. Torino, 1990 (or. 1983).

106. Fiorenza E.S. In Memory of Her. L., 1983.

107. Frei Betto. Quell'uomo chiamato Gesu. Bologna, 2011.

108. Gage M.J. Woman, Church and State: the Original Expose of Male Collaboration Against the Female Sex. Massachusetts, 1893.

109. GalileaS. Following Jesus. N.Y., 1981.

110. Gallagher M.P. Fede e cultura: Un rapporto cruciale e conflittuale. Cinisello Balsamo, 1999.

111. Gil ligan C. In a Different Voice? Cambridge, 1982.

112. Giovanni Paolo II. Discorso ai partecipanti al Simposio internazionale «Fede cristiana e teoría dell'evoluzione» Roma, 1985. 26 aprile.

113. Girardi Giulio. La tunica lacerata: L'identita Christiana oggi tra liberazione e restaurazione.

Roma, 1986.

114. Grant J. White Women's Christ and Black Women's Jesus: Feminist Christology and Womanist Response. Atlanta, 1989.

115. Grey M. Beyond the Dark Night: A Way Forward for the Church? L., 1997.

116. Grey M. The Wisdom of Fools? Seeking Revelation for Today. L., 1993.

117. Guitton J. Dialoghi con Paolo VI. Milano, 1986.

118. Gutierres G. Densita del presente. Lima, 2003.

119. Gutierrez G. A Theology of Liberation. N.Y., 1973.

120. Gutierrez G. Donde esta el pobre, esta Jesucristo // Paginas. Volume XXXI. № 197. Lima, 2006. Febrero.

121. Gutierrez G. Seguimiento di Jesús y opcion por el pobre // Paginas. Volume XXI. № 201. Lima. 2006, Octubre.

122. Gutierrez G. The Power of the Poor. N.Y., 1985.

123. Gutierrez G. The Truth Shall Set You Free. N.Y., 1990.

124. Gutierrez G. Notes on a Theology of Liberation: Theological Studies. Vol. 31. № 2.1970. June.

125. Gutierrez G.. The Power of the Poor in Histoiy. N.Y., 1983.

126. Hewitt E.C., HiattS.R. Women Priests: Yes or No? N.Y., 1973.

127. Hinkelammert F. The Ideological Weapons of Death: A Theological Critique of Capitalism. N.Y.,

1986.

128. Isazi-Diaz A.M. The Task of Hispanic Women's Liberation Theology-Mujeristas: Who We

are and What We are about. Minneapolis, 1993.

129. Kappen S. Jesus and Cultural Revolution: An Asian Perspective. Bombay, 1983.

130. Kappen S. Liberation Theology and Marxism. Puntamba, 1986.

131. Kim Chi-Ha. The Gold-Crowned Jesus and other Writings. N.Y., 1978.

132. Krims Adalbert. Programa y politica del Papa. Mexico, 1984.

133. KyungC.H. Struggle to the Sun Again: Introducing Asian Women's Theology. L., 1991.

134. Lehmann D. Struggle for the Spirit: Religious Transformation and Popular Culture in Latin America. Oxford, 1996.

135. Linden I. Liberation Theology Coming of Age? L., 1997.

136. Malinski M. II mio vecchio amico Karol. Roma, 1980

137. McAfee Brown Robert, Gutierres Gustavo. An Introduction to liberation Theology. N.Y., 1990.

138. McGovernA.F. Liberation theology and its critics. N.Y., 1989.

139. Meeks D. God the Economist: The Doctrine of God and Political Economy. Minneapolis, 1973.

140. Messori V. Opus Dei. Una investigación. Barcelona, 1994.

141. Miranda J. Marx and the Bible. N.Y., 1974.

142. Nichols R Le divisioni del Papa: La Chiesa Cattolica oggi. Milano, 1981.

143. Nolan A. God in South Africa. L., 1988.

144. O'Donovan O. The Desire of Nations. Cambridge, 1996.

145. PierisA. An Asian Theology of Liberation. N.Y., 1988.

146. PierisA. Love Meets Wisdom: A Christian Experience of Buddhism. N.Y., 1988.

147. Polanyi K The Great Transformation: The Political and Economic Origins of Our Time. Boston,

1967.

148. PoupardPaul, Monsignor. Conoscere il Vaticano. Casale Monferrato, 1983.

149. Rahner K. The Shape of the Church to come. L., 1974.

150. Rowland C. Liberating Exegesis. L., 1990.

151. Rowland C. Radical Christianity: a Reading of Recovery. Oxford, 1988.

152. Ruether R.R. Sexism and God-Talk: Toward a Feminist Theology. Boston, 1983.

153. Ruether R.R. Women-Church: Theology and Practice. San Francisco, 1985.

154. Russell L. Human Liberation in a Feminist Perspective: A Theology. Philadelphia, 1974.

155. Sacoto Salamea A. El indio en el ensayo de la America española. Cuenca, 1981.

156. Segundo J.L. Faith and Ideologies. N.Y., 1984.

157. Segundo J.L. The Liberation of Theology. N.Y., 1976.

158. Setiloane G. African Theology: an Introduction. Johanesburg, 1986.

159. SigmundP. Liberation Theology at the Crossroads: Democracy or Revolution. N.Y., 1990.

160. Slovo J. Has Socialism Failed? L., 1997.

161. Sobrino J. La fe en Jesucristo. Ensayo desde las victimas. Madrid, 1999.

162. Song C.S. Theology from the Womb of Asia. N.Y., 1986.

163. Song C.S. Third Eye Theology: Theology in Formation in Asia Settings. N.Y., 1980.

164. Stanton E.C. The Women's Bible Project. 1895.

165. Susin L.C. Teología para outro mundo possivel. Sao Paulo, 2006.

166. The Cambridge Companion to Liberation Theology. Cambridge, 1999.

167. Thomas MM The Christian Response to the Asian Revolution. L., 1966.

168. Torres S., Eagleson J. Theology in the Americas. N.Y., 1976.

169. Townes E. A Troubling in my Soul: Womanist Perspective on Evil and Suffering. N.Y.,

1993.

170. Turner D. Marxism and Christianity. Oxford, 1983.

111. UboldiR. Vita di Papa Wojtylanarrata come da lui stesso. Milano, 1983.

172. Vasquez M.A. The Brazilian Popular Church and the Crisis of Modernity. Cambridge, 1997.

173. Villa-Vicencio C. A Theology of Reconstruction: Nation Building and Human Rights. Cambridge, 1992.

174. Villa-Vicencio C. Theology of Reconstruction. Cambridge, 1992.

175. Vittorio Messori a colloquio con Joseph Ratzinger: Rapporto sulla fede. Milano, 1985.

176. Walch M., Davies B. Proclaiming Justice and Peace: Documents From John XXIII to John Paul II. Par. 33. L., 1984.

177. Welch S. A Feminist Ethic of Risk. Minneapolis, 1990.

178. West G.. Biblical Hermeneutics of Liberation: Modes of Reading the Bible in the South African Context. N.Y., 1995.

179. WielengaB. Long Road to Freedom. Madurai, 1998.

180. Witvliet T. The Way of the Black Messiah. L., 1987.

181. World Christian Encyclopedia: A Comparative Study of Churches and Religions in the Modern World. AD 1900-2000. N.Y., 1982.

182. Zizola G. La restaurazione di Papa Wojtyla. Roma; Bari, 1985.

Статьи

1. Агости ЭЛ. Литература как выражение национального самосознания // Проблемы

идеологии и национальной культуры стран Латинской Америки. М., 1967.

2. Батуро А.А. Теология освобождения и феминизм // Женщина, образование,

демократия: тезисы докл. Междунар. науч. конференции. 1999.

3. Благова Т.И. Феминистская идеология и религиозный модернизм // Вестник Моск. Ун-

та. Сер. 7: Философия. 1984. № 5.

4. В Эквадоре свершилась история // http://www.anti-glob.ru/st/correa2.htm

5. Варфалви Л.В. Феминизм силы как сила феминизма // Вестн. Хабар, гос. академ. экон.

и права. 2000. №1.

6. Выступление Министра иностранных дел России С. В. Лаврова в МГИМО(У) МИД

России (Москва, 2011, И сентября) // http://www.mid.ru/brp_4.nsI70/ 6D88CECA6156B733C32578FE00371089

7. Еленский В.А. Христианство в XX веке: уроки выживания // http://www.religare.ru/articlel 237.htm

8. Каневский КГ. Социальная доктрина Католической Церкви // Российская юстиция. 2003. №

4.

9. Каптеров И.Я. Ватикан перед лицом финансово-экономического кризиса // Государство, религия, Церковь в России и за рубежом. 2010. № 3.

10. Каптеров И.Я. Критика клирикального антикоммунизма в работах советских атеистов

// Вопросы научного атеизма / редкол.: Окулов А.Ф. (отв. ред.) и др. 1978. Вып. 22.

11. Круговая Т. Г. Задача культурного синтеза: возможности религии, теории и науки //

Человек и культура. Кемерово: КГИК, 1993.

12. Никандров Н. Мятеж в Эквадоре по сценарию ЦРУ (2010.02.10) //

http://www.fondsk.ru/news/2010/10/02/mjatezh-v-ekvadore-po-scenariju-cru.html

13. Николаенко В Д. Соперничество без конфронтации // Дипкурьер, приложение «Независимой газеты». 2009.01.06.

14. Овсиенко Ф.Г. Особенности формирования социальной доктрины православия и

католицизма // Государство, религия, Церковь в России и за рубежом. 2001. № 2(26).

15. Московский комсомолец. 2011. 04. 03.

16. Петякшева Н. И Латиноамериканская «философия освобождения»: опыт преодоления

западного // Вопросы философии. 2000. № 8.

17. Петякшева Н.И. Хосе Васконселос и философия иберо-американской расы // Из

истории философии Латинской Америки. М., 1988.

18. Проповедь Бенедикта XVI во время Мессы на аэродроме Куатро Вьентос (Мадрид,

2011.21.08) // http://sibcatholic.ru/201 l/08/22/propoved-benedikta-xvi-vo-vremya-messy-na-aerodrome-kuatro-ventos-21 -avgusta-2011 -g

19. Реати Ф.Э. Феминистская теология // Бог в XX веке: Человек - путь к пониманию

Бога (Западное Богословие XX века). СПб., 2002.

20. Семенов С. И. Мутации левой политической культуры в цивилизационном контексте

Латинской Америки // Аналитические тетради ИЛА РАН. М., 1999. Вып. 6.

21. Середкина Е.В. Программа обновления католической теологии в работах Г. Кюнга и Б.

Лоренгана: от диалога ad intra к диалогу ad extra // Светско-религиозное взаимодействие в изменяющейся России: мат-лы Всероссийской научной конференции. Белгород, 2004.

22. Стенограмма выступления Министра иностранных дел России C.B. Лаврова на приеме

по случаю Православной Пасхи (Москва, 28 апреля 2011 г.)

23. Судо Ю.В. Перемены в религиозном сознании и практике как результат воздействия

социальных факторов // Студент и научно-технический прогресс: Философия и проблемы социального развития: тезисы докл. Межд. научн. студ. конференции. Новосибирск, 1997.

24. Судо Ю.В. Социальное обожествление как метод создания теологии освобождения //

Культура как предмет комплексного исследования. Кемерово, 2004. Вып. 6.

25. Судо Ю.В. Этапы развития феминистской теологии освобождения // Вестник НГУ. Сер.

«Философия и право». 2004. Т. 2. № 1.

26. УНАСУР осудил беспорядки в Эквадоре и призвал осудить ответственных (2010.01.10)

// http://torrents-nn.cn/showthread.php?t=304881

27. Фофанов В.П. Абстрактная модель идеологического процесса и ее методологическое

значение // Методологические проблемы социологической теории: межвуз. сб. научн. трудов. Новосибирск: НГУ, 1984.

28. Харитонов A.A., Шмидт В.В. Практическая философия: Religio и математический

анализ холизма (о необходимости восстановления телеологического подхода) // Вопросы религии и религиоведения. Вып. 2: Исследования: сборник / сост. и общ. ред. В.В. Шмидта, И.Н. Яблокова при участии Ю.П. Зуева, З.П. Трофимовой. Кн. 1(1): Религиоведение в России в конце XX - начале XXI в. М., 2010. С. 212.

29. Щенников В.П. Идейно-политическая детерминация общества // Наука, культура,

человек: межвуз. сб. научн. трудов. Кемерово: КГУ, 1992.

30. America Latina: I 40 anni della Teología della Liberazione. Intervista a Padre Gustavo

Gutierrez di Angel Dario Carrero (2008. 6 Dicembre) // http://www.asud.net/it/news/7-mondo/224-america-latina-i-40-anni-della-teologia-della-liberazione-.html

31. America Latina: II Chiapas piange monsignor Ruiz (2011.25.01) // www.missionline.org/index.php?l=it&art=3248

32. America Latina: la morte del Papa riaccende la speranza per la teología della liberazione

(2005.08.04) // http://www.peacelink.Matina/a/10449.html

33. Antonio E. Black theology // The Cambridge Companion to Liberation Theology. Cambridge,

1999.

34. Baum G.. Correspondence // Journal of Theology for Southern Africa. 1992. Dicember. № 81.

35. Beretta G. Nicaragua, storia ed eredita della Rivoluzione (2004.09.07) // www.amca.ch/dossier.html

36.Bigrafia de Fernando Lugo // http://www.biografiasyvidas.eom/biografia/l/lugo_fernando.htm

37. Boff L. Crisi termínale del capitalismo? (2011.24.06 [28.06]) // http://www.pane-

rose.it/files/index.php?c3:o28253:f0

38. Boff L. Liberación como teoría o como acción practica? // Documento № 52 (Teología de la

Liberación. Respuestas de los teologos). Santiago de Chile, 1984. Noviembre.

39. Boff L. Los 80 anos de Fidel: Confidencias (2006.18.08) // http://www.voltairenet.org/

article143126.html

40. Bonino M. Historical Praxis and Christian Identity // Gibellini R. Frontiers of Theology in

Latin America. N.Y., 1979.

41. Borghesi M. Interculturalita e missione cristiana nella societa di oggi // Prades. J. (cur).

AH'origine della diversita: Le sfide del multiculturalismo. Milano, 2008.

42. Boron A. Telling the Truth about Capitalist Democracies. Dakar, 2008 // http://www.codesria.org/IMG/pdf/Atilio_Boron_Telling_the_Truth-2.pdf

43. Brasile: Unpaese ancora troppo povero //http://www.sositalia.it/sos-informa/notizie-sos-dall-italia-e-dal-mondo/pages/brasile-una-paese-ancora-troppo-povero.aspx

44. Centesimus annus: Окружное Послание верховного Первосвященника Иоанна Павла II

//100 лет христианского социального учения. М., 1991.

45. Cone J.H. Excerpts from a Symposium of the World Counsil of Churches on Black Theology

and Latin American Liberation Theology (Geneva, 1993. May) // Cone and Wilmore. Black Theology. N.Y., 1974.

46. Cone J.H. The Content and Method of Black Theology // Journal of Religious Thought. 1975. №

32(2).

47. Cone J.H., Wilmore G.S. Black Theology and African Theology // Cone and Wilmore. Black

Theology. Vol. 1. N.Y., 1993.

48. Dilma Rousseff prima donna Presidente del Brasile (2010.02.11) // http://www.italiaviabrasil.net/2010/ll/dilma-rousseff-prima-donna-presidente-del-brasile.html

49. Discurso del Presidente de la República de Paraguay F. Lugo (2008.16.08) // http://www.rebelion.org/noticia.php?id=71481

50. Discurso del Presidente Fernando Lugo durante la reunion con el Presidente del Comité

Popular de la Ciudad de Ho Chi Ming - Le Hoang Quan (2011.10.03) //

http ://www.presidencia.gov.py/v 1 /?p=5 8088

51. Discurso del presidente R. Correa en la Universidad de Oxford: Experiencia como cristiano

de Isquierda en un Mundo Secular (2009.26.07) //

http://foro.univision.com/t5/Ecuador/Discurso-del-Presidente-Correa-en-La-Universidad-

de-0xford/m-p/368094502

52. Dizionario del pensiero cristiano alternativo: Teologia della Liberazione (dal 1968) //

http://www.eresie.it/it/Teologia%20della%20Liberazione.html

53. Dussel E. Theology of Liberation and Marxism // Ellacuria I., Sobrino J. Mysterium

Liberationis. N.Y., 1993.

54. Ecuador: Correa dice que sectores de la prensa y la Iglesia son sus «enemigos» (2011.26.03)

// http://cdn.radionetherlands.nl/espanol/bulletin/ecuador-correa-dice-que-sectores-de-la-prensa-y-la-iglesia-son-sus-enemigos-0

55. Edward A. Black Theology // The Cambridge companion to liberation theology. Cambridge, 1999.

56. El Pais. 2011.21.09.

57. El Socialismo del Siglo XXI en Ecuador // http://www.monografias.com/trabajos78/

socialismo-siglo-xxi-ecuador/socialismo-siglo-xxi-ecuador2.shtml

58. El Socialismo del siglo XXI: Teologia de la liberación (2010.06.02) I I http://www.aporrea.org/ideologia/a94671 .html

59. Fitzgerald V. The economics of liberation theology // The Cambridge Companion to

Liberation theology. Cambridge, 1999.

60. Fr. Dr. Clodovis M. Boff. OSM. Teologia da Libertacao e volta ao fundamento // Revista

Eclesiástica Brasileira. № 268. Vol. 67. 2007. Outubro.

61. Franco evita hablar sobre escrito de Lugo en museo de Guerra en Vietnam //

http://www.abc.com.py/nota/franco-evita-hablar-sobre-escrito-de-lugo-en-museo-de-guerra-en-vietnam

62. Gibellini R. Teologia dalla periferia. II forum mondiale su Teologia e Liberazione di Porto

Alegre (2005) // http://www.queriniana.it/blog/teologia-dalla-periferia/49

63. Giovanni Paolo II e l'Africa. Radio Vaticana // http://www.radiovaticana.org/ITl/articolo.asp?c=:483459

64. Giovanni Paolo II. Viaggio Apostolico a Cuba. Omelia nella piazza Jose Marti // L'Avana.

1998.25.01.

65. Grey M. Feminist theology: a critical theology of liberation // The Cambridge companion to

liberation theology. Cambridge, 1999.

66. Gutierrez G. Fraternita Cristiana e lotta di classe // La fede come prassi di liberazione.

Incontri a Santiago del Cile. Milano, 1972.

67. Gutierrez G. Situación y tareas de la Teologia de la Liberación // Revista Latinoamericana de

Teologia. № 50. San Salvador, 2000.

68. Hobdings R. Drevermann l'imprecateur // Le Monde Diplomatique. 1997. № 7.

69. II Fatto Quotidiano. 2011.27.01.

70. II Papa sulPislam. Parole equivoci // L'Adige, quotidiano di Trento. 2006.17.09.

71. Intervista di Roberto Carnero con Ernesto Cardenal - «Poesia della liberazione» // L'Unita.

2004.13.02.

72. Isizoh C.D. Motivazioni della Chiesa Cattolica per il Dialogo con la Religione Tradizionale

Africana (Roma, 2002. 23 Maggio) // http://afrikaworld.net/afrel/conversazione.htm

73. John XXIII. Mater et Magistra // The Pope speaks. 1962. April. Vol. 7.

74. L'Osservatore Romano. 2006.18.09.

75. La Stella del Mattino. 2005. № 1.

76. Le Monde Diplomatique. 1998. № 2.

77. Maathai Wangari. La rinascita awera attraverso la cultura (Africa. 2011.20.03) //

http://xoomer.virgilio.it/dinajpur/b 11 a/banglanews463 ,htm#africa

78. Moll P. Liberating Liberation Theology: Towards Independence from Dependency Theory //

Journal of Theology for Southern Africa. 1992. March. № 78.

79. Mosala I.J. Biblical Hermeneutics and Black Theology in South Africa. Exeter, 1989.

80. Moscato A. Brazile, un gigante dai piedi d'argilla // http://www.ilmegafonoquotidiano.

it/news/brasile-un-gigante-dai-piedi-dargilla

81. Muore Samuel Ruiz Garcia, tatik dei popoli indigeni del Chiapas (2011.26.01) //

http://reporter.mdivia.net/muore-samueL

82. Parola A. II Sessantotto cattolico // Lessico di Etica pubblica. 2010. № 1.

83. Perreli G. Cile e Vaticano: Una pagina imbarazzante // L'Espresso. 1998.10.12

84. Petrella I. On expanding the scope of liberation theology: two theses // http://www. will. org/pdf/010.pdf

85. Pixley J. Reimaging God's Kingdom After the Crisis of Socialism // Paper read in the

Departament of Religious studies. University of Cape Town, 1995. March.

86. Profile: Pope Benedict XVI // BBC News. 2006.15.09.

87. Rafael Correa, Presidente del Ecuador // http://www.rafaelcorrea.com/

88. Raid A. La giovane teologia di una chiesa giovane // http://www.credereoggi.it/

upload/2006/articolo 152_3 .asp

89. Roberts D. A Creative Response to Racism: Black Theology // Baum G, Coleman J.

Concilium: The Church and Racism. Edinburgh, 1982.

90. Roberts D. Black Theology Today: Liberation and Contextualization // Toronto Studies in

Theology. Vol. 12. N.Y.,1983.

91. Rowland C. Epilogue: the future of liberation theology // The Cambridge companion to

liberation theology. Cambridge, 1999.

92. Segundo J.L. The Shift in Latin American Theology // Journal of Theology for Southern

Africa. № 52. [Pretoria,] 1985, September.

93. Selden M. People's Plan 21 and M. Ichiyo: For an Alliance of Hope // Bulletin of Concerned

Asian Scholars. 1990. July.

94. Sobrino J. Con Monsignor Romero Dio e passato per il Salvador (2010.19.03) //

http://www.queriniana.it/blog/con-monsignor-romero-dio-e-passato-per-il-salvador/161

95. Studi sull'ateismo scientifico: Sulla teologia della liberazione // http ://www.homolaicus .com/teoria/ ateismo/tdl.htm

96. Sudbury L.M.F. II Regno degli ultimi: La «Teologia delle Liberazione» 2009. Giugno //

http://www.instoria.it/home/teologia_liberazione.htm

97. Tamayo J.J. Chavez no es un enemigo de la religion (2007.25.08) // http://blogs.periodistadigital. com/religion.php/2007/08/25/tamayo-chavez-no-es-un-enemigo-de-la-rel

98. Tornielli A. La mossa di Obama: un teologo ambasciatore in Vaticano (2009.29.05) //

http://2.andreatornielli.it/?p=376

99. Vigil J.M. L'allettante futuro della teología // http://tiempoaxial.org/textos/TA13-PresentazioneAdista24-l 30320.pdf

100. Villa-Vicencio C. Liberation and reconstruction: the unfinished agenda // The Cambridge companion to liberation theology. Cambridge, 1999.

101. Zak L. Questioni e prospettive emergenti dell'epistemología teologica // http://mondodomani.org/reportata/zak01.htm

102. Zanotelli A. Forum Mondiale di Teologia e Liberazione (Nairobi, 2007) // http://www.giovaniemissione.it/spiritualita/teoliberazione.htm

103. Zizola G.. Le nuove armi del Vaticano // Le Monde Diplomatique: II Manifesto (1998, Gennaio).

104. Wielenga B. Liberation Theology in Asia // The Cambridge companion to liberation theology. Cambridge, 1999.

Интернет-ресурсы

1. http://2.andreatornielli.it/ - сайт итальянского религиоведа Андреа Торниелли,

специализирующегося на вопросах жизнедеятельности Ватикана;

2. http://afrikaworld.net/ - сайт, посвященный деятельности ведущих мировых религий в

Африке;

3. http://altracitta.org/ - сайт группы итальянских религиоведов, исследующих проблемы

современной теологии;

4. http://blog.panorama.it/ - сайт итальянского медиахолдинга Арнольдо Мондадори,

специализирующийся на проблемах религиоведения;

5. http://blogs.periodistadigital.com/ - испанский сайт, исследующий, в частности,

проблематику Латинской Америки;

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.