Поэтика уэссекского цикла Т. Харди тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 10.01.03, кандидат филологических наук Гордиенко, Ольга Викторовна

  • Гордиенко, Ольга Викторовна
  • кандидат филологических науккандидат филологических наук
  • 2008, Москва
  • Специальность ВАК РФ10.01.03
  • Количество страниц 190
Гордиенко, Ольга Викторовна. Поэтика уэссекского цикла Т. Харди: дис. кандидат филологических наук: 10.01.03 - Литература народов стран зарубежья (с указанием конкретной литературы). Москва. 2008. 190 с.

Оглавление диссертации кандидат филологических наук Гордиенко, Ольга Викторовна

Введение.

Глава I. Харди и его Уэссекс: создание «романов характера и среды».

Глава II. Художественный мир Харди: основные составляющие.

Глава III. Динамика развития творческой манеры Харди: «Вдали от обезумевшей толпы» - «Возвращение на родину» - «Тэсс из рода д'Эрбервиллей».

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Литература народов стран зарубежья (с указанием конкретной литературы)», 10.01.03 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Поэтика уэссекского цикла Т. Харди»

Творчество признанного классика английской литературы конца XIX начала XX века Томаса Харди (Thomas Hardy, 1840 1928) вызывало и продолжает вызывать живой интерес исследователей как в Англии, так и за её пределами. Однако несмотря на большое количество монографий и статей, посвященных произведениям писателя, некоторые важные аспекты его поэтики всё ещё недостаточно изучены. В зарубежном литературоведении творческое наследие Харди рассматривалось с самых разнообразных точек зрения: «Одни считают Харди старомодным писателем, другие последним великим романистом викторианской эпохи, третьи первым романистом модернизма, четвёртые "самородком", которому отсутствие образования... позволило освободиться от... необходимости следовать принятым в его время принципам романного творчества... кто-то считает его летописцем деревенских обычаев... писателем, воспринимающим противоречия жизни как трагедию.. .»1. Подобное многообразие виденья предмета, с одной стороны, позволяет пристально рассмотреть различные грани хардиевского писательского таланта в тематическом разрезе, но, с другой, мешает целостному восприятию его поэтики. Думается, именно об этом обстоятельстве говорит Р. Дрейпер: «...существует много добросовестных исследователей Харди, но... нет среди них такого, который бы написал о предмете во всей его полноте...» 2 Чтобы наметить стратегию нашего исследования, дадим обзор наиболее значимых работ о писателе. Первая монографическая работа о Харди, «Искусство Томаса Харди» Л. Джонсона, вышла ещё в 1894 г. К несомненным её достоинствам следует Kramer D. Making Approaches to Hardy Critical Approaches to the Fiction of Thomas Hardy Ed. by D. Kramer. L.: Macmillan, 1979. P. 1-2. 2 Draper R.P. Introduction Hardy: The Tragic Novels Ed. by R.P. Draper. Basingstoke: Macmillan, 1991. P. 11.отнести анализ системы персонажей хардиевских романов. Помимо прочего, I Джонсон подробно останавливается на концепции трагического у английского трагедии, писателя, которую рассматривает в контексте античной делает вывод о аристотелевской «Поэтики». Джонсон неклассическом понимании природы трагического Харди. Это даёт ему возможность упрекнуть романиста за пренебрежение эсхиловской верой в божественную справедливость, а также утверждать, что присущий тому детерминизм подрывает саму суть трагедии: «...какой бы привлекательной она [Тэсс] ни казалась, нас не покидает навязчивая... мысль о том, что, в соответствии с принципами детерминизма, она никак не могла помочь себе, но лишь механически исполнила своё предназначение. В этом нет подлинной трагедии, есть лишь её иллюзия...»3. Интересной вехой в истории интерпретации наследия I Харди становятся «Этюд о Томасе Харди» (1914) Д.Г. Лоренса, а также эссе В. Вулф «Романы Томаса Харди», написанное в 1928 г. и вошедшее во второй том сборника «Рядовой читатель» (1932). По мнению Лоренса," трагедия хардиевских персонажей состоит в том, что они «...будучи... первопроходцами, умирают в пустыне, куда бежали от навязанных им принципов жизни... в надежде обрести свободу»4. Утверждая, что причиной человеческих страданий в уэссекских романах является социум, Лоренс считает возможным критиковать Харди за то, что он в конечном итоге заставляет своих персонажей подчиниться несправедливым социальным законам вместо того, чтобы следовать неписаным правилам истинной, укоренённой в природе самого человека Морали. «Великой трагической силой», по словам Лоренса, обладает в уэссекских романах Эгдонская пустошь воплощение непостижимых сил природы. Интересно, что, признавая важность для мира Уэссекса космических сил природы, Лоренс, тем не менее, упускает из виду связанный с ними мотив биологического 3 4 Johnson L. The Art of Thomas Hardy. L.: John Lane, 1923. P. 244-245. Lawrence D.H. Study of Thomas Hardy Lawrence on Hardy and Painting Ed. by J.V. Davies. L.: Heinemann, 1973. P. 23. 4 проклятия и утверждает, что героев Харди убивает исключительно «суд людской». В; Вулф также отмечает особое место, которое занимают в хардиевской прозе трагические взаимоотношения человека с природой. Помимо4 этого, Вулф указывает, что Харди в своей прозе демонстрирует талант не только повествователя, но и поэта: «...едва ли кто-то станет оспаривать способность Харди, истинного романиста, внушить нам веру в его персонажей людей, действующих в соответствии с... индивидуальными особенностями характера; в то же время они обладают и в этом сказался поэтический талант Харди некими, символическими чертами, общими для всех нас»5. В 1943 г. появляется, книга лорда Дэвида Сесила «Харди-романист: Критический очерк», в которой хардиевский Уэссекс предстаёт идиллическим миром, оплотом всего традиционного. Однако, на наш взгляд, подобная интерпретация может быть применена разве что к первому роману уэссекского цикла, «Под деревом зелёным», во всех остальных крушение, патриархальных устоев и утрата гармонии; жизни становятся постоянными лейтмотивами. Следующим поворотным моментом в истории; критического? осмысления творчества Харди стала книга А. Герарда «Томас Харди: Романы и рассказы» (1949). Необходимо уточнить, что до выхода этого фундаментального труда Харди по умолчанию принято было считать писателем-реалистом (в Великобритании понятия реалист и натуралист в литературоведении первой; половины XX в. были практически г тождественны), а исследователей интересовали, в основном,- те аспекты его поэтики которые были связаны с концепцией; трагического, образом Уэссекса. Подчёркивая, что характерные особенности писательского таланта Харди не позволяют соотнести его с литературным поколением Э. Троллопа и Дж. Элиот, Герард предлагает пересмотреть традиционный взгляд на его произведения. Он считает необходимым различать реализмш; достоверность Woolf V. The Novels of Thomas Hardy The Second Common Reader. L.: Harcourt, 1986. P. 251. I 5 (правдоподобие персонажей и ситуаций). С этих позиций Герард объявляет Харди антиреалистом, одним из тех, кто «обнаружили, что преобладающее в обществе позитивистское самодовольство... угрожает искусству либо этике, или обоим этим понятиям» При этом Герард также отмечает временами присущие Харди специфические романтизм и символизм. В 1950-е годы творчество Харди начинает привлекать к себе внимание приверженцев марксистской идеологии7, рассматривающих литературу как источник сведений о социальной жизни буржуазную общества, особенностях социального критицизма и классовой борьбы в определённую эпоху. Посвященные Харди исследования марксистского толка продолжают выходить вплоть до середины 1990-х годов. При этом, начиная с 1970-х, подобные труды отличаются гораздо большей глубиной и основательностью подхода. Так, к примеру, Р. Уильяме8 указывает на то, что истиннойпричиной упадка сельской жизни в Уэссексе является не столько вторжение урбанистической цивилизации, сколько процессы, произошедшие в самой деревенской среде. Дж. Гуди9 рассматривает произведения Харди как сначала подспудное (ранние романы), а затем недовольства и открытое (поздние викторианского произведения) выражение устройством общества. Р. Эббатсон 10 обращается к проблемам социальной дискриминации женщин и взаимоотношения полов в «малых» романах Харди. Наиболее значительным неокритическим (формалистским) исследованием, посвященным поэтике Харди, является, по нашему мнению, работа И. Грегора «Великая паутина: Форма главных романов Харди» (1974). Грегор рассматривает романы Харди как сложные составные части единого идеального целого, своеобразную символическую «паутину», возникающую в результате скрещения смысла и формы. По словам Грегора, чтение Guerard A.J. Thomas Hardy: The Novels and Stories. Cambridge: Harvard University Press, 1949. P. 83. См., напр.: Kettle A. Tess of the DUrbervilles An Introduction to the English Novel: In 2 v. L.: Hutchinson University Library. V. 2. P. 45-56. 8 Williams R. Thomas Hardy The English Novel from Dickens to Lawrence. L.: Chatto, 1970. P. 95-118. 9 Goode J. Thomas Hardy: The Offensive Truth. Oxford: Basil Blackwell, 1988. j 10 Ebbatson R. Hardy: The Margin of the Unexpressed. Sheffield: Sheffield Academic Press, 1993. I 6 произведения, как и его критический анализ, это процесс, который предполагает постепенное раскрытие содержания по мере продвижения от начала к концу книги 11 При этом Грегор отмечает, что Харди и ,на эмоциональном уровне вовлекает читателя в происходящее: «Роман [Харди] открыт для нас. Именно эта открытость, непрекращающийся поток чувств, которые автор питает к созданным им персонажам, заставляют нас, в свою очередь, постоянно испытывать эмоции по отношению к прочитанному.. .»12. Дж. Миллер 13 предлагая структуралистское прочтение произведений Харди, указывает на общую для всех его романов глубинную модель, которая связана с понятиями дистанции и страстного желания: «...дистанция провоцирует желание, а желание превращается в энергию, необходимую для осуществления попыток преодолеть дистанцию»14. В условиях «смерти Бога» и понимания сущности человека как «чистого (самоорганизующегося сознания» хардиевские персонажи, полагает Миллер, надеются заполнить возникший духовный вакуум, впустив в свой внутренний мир «другого» и стремясь всецело обладать им. Однако это страстное желание рушится при первом же близком контакте, что в конечном итоге приводит героев Уэссекса к состоянию «суицидальной пассивности, саморазрушающему волевомурешению в принципе отказаться от каких-либо желаний»! 5 i Начиная с 1970-х годов, хардиевские романы также стали исследовать с позиций психоанализа. Авторьг работ такого рода в большинстве своём берут за основу либо раннюю теорию 3. Фрейда16, либо труды французского 17 психоаналитика Ж. Лакана Отправной точкой таких исследований является предположение о том, что, анализируя хардиевских персонажей, можно Gregor I. The Great Web: The Form of Hardys major Fiction. L.: Faber, 1974. P. 26. Ibid. P. 32. 13 Miller J.H. Thomas Hardy: Distance and Desire. Cambridge (LM): Harvard UP, 1970. 14 Ibid. P. XII. 15 Ibid. P. 219. 16 См., напр.: Giordano F. Id Have My Life Unbe: Thomas Hardys Self-Destructive Characters. Alabama: University of Alabama Press, 1984; Meisel P. Thomas Hardy: The Return of the Repressed. New Haven: Yale,UP, 1972; Sumner R. Thomas Hardy: Psychological Novelist. L.: Macmillan, 1981. 17 См., напр.: Garson M. Hardys fables of Integrity: Woman, Body, Text. Oxford: Clarendon Press, 1988; Wright T.R. Hardy and the Erotic. Basingstoke: Macmillan, 1989. 12 1 I

Похожие диссертационные работы по специальности «Литература народов стран зарубежья (с указанием конкретной литературы)», 10.01.03 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Литература народов стран зарубежья (с указанием конкретной литературы)», Гордиенко, Ольга Викторовна

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Проведённое нами исследование позволяет говорить о различных составляющих творческого метода Харди, об оригинальном сочетании в его поэтике черт романтической и натуралистской поэтики.

Романтическое начало проявляет себя прежде всего в связи с основным конфликтом хардиевских романов — роковым столкновением прекрасной грёзы с жестокой действительностью. Кроме того, постоянно присутствуют у Харди и некоторые характерные для романтизма темы. Это и противопоставление сельского пасторального мира миру города (Харди обращается к проблеме неумолимой экспансии городской «машинной» цивилизации, итогом которой становится безвозвратная утрата традиций, нарушение идиллического уклада сельской жизни), и тема роковой любви, лишающей персонажей способности внимать голосу разума (здесь встречаются характерные роковые мужчины и женщины), и стремление передать яркий национальный колорит Уэссекса, и появление на страницах романов цельных личностей с несколько наивным восприятием действительности.

Обычно принято считать, что натурализм программно противопоставил себя романтизму. С одной стороны, это так, если иметь в виду документы натуралистской эстетики (статьи Э. Золя). 'Тем не менее, и проза самого Золя (например, роман «Творчество»), и проза Харди показывает, что критика романтических штампов — одно, а живая романтическая традиция, которую натурализм ассимилирует, приспосабливает к своим нуждам, а также 1на новых основаниях воспроизводит - несколько иное. Отсюда непредсказуемое сочетание романтизма и натурализма, бытописательства и мифопоэтики, что выводит хардиевский роман на уровень символа, универсальной трагедии.

Надо сказать, что о натурализме Харди писали в Англии достаточно часто. Сошлемся, в частности, на У. Аллена: «Общественная жизнь в том разнообразии, в котором мы встречаем её у Джейн Остен, Теккерея,

167

Троллопа, Джордж Элиот и Джеймса едва ли присутствует у Харди. Его персонажи связаны с другими реалиями: погодой, сменой времён года, ремеслом. Харди видит своих героев. прежде всего в родовом аспекте. .в человеке Харди интересует то, как он реагирует на проявление глубоко укоренившихся страстей и, главным образом, плотской любви»202. Однако имеет смысл уточнить Аллена.

Натуралистское видение мира у Харди оказывается не менее сильным, чем всё, что позволяет вспомнить о романтизме. Герой устремляется за своей мечтой в надежде обрести гармонию, но вдруг обнаруживает, что через свои иллюзии земного Эдема обманут, вступил в единоборство со «священным» замыслом природы, самим биологическим роком. Отсюда в хардиевских произведениях появляется столь характерный для европейского натурализма (творчество Ж. и Э. де Гонкур, Г. де Мопассан) мотив «плача жизни, внушавшей иллюзии, а затем сбросившей маску, обернувшейся своей косной, вязкой, враждебной ко всему единичному стороной - местью "богов",

ЛАТ обманывающих людей через их самые естественные желания.» .

Симптоматично, что трагическое столкновение грёзы с реальностью практически всегда приводит хардиевского героя к брутально описанной гибели. Образ смерти - один из центральных и в натуралистской прозе в целом204. Сильна у Харди тема противостояния мужского и женского начал, рассматриваемая во всём многообразии её проявлений. Прежде всего это иррациональный поединок полов. При этом Харди не склонен обходить стороной провокативные с точки зрения викторианской морали моменты: «Его [Харди] откровенность в вопросах взаимоотношения полов. ставила его в глазах современников в один ряд с такими великими европейскими

2QC романистами, как Флобер, Толстой, Золя» . Сближает Харди с писателями

202 Allen W. The English Novel: A Short Critical History. Harmondsworth (Mx.): Penguin Books, 1978. P. 245.

203 Толмачёв B.M. Натурализм и творчество Эмиля Золя // Золя Э. Творчество. Человек-зверь: Романы; Статьи. М.: ACT, 2003. С. 9.

204 Там же.

205 Allen W. The English Novel: A Short Critical History. Harmondsworth (Mx.): Penguin Books, 1978. P. 243-244. натуралистами, как мы старались показать, и трактовка целого ряда образов и мотивов (огонь, кровь, генетическая память, рок).

В связи с натуралистской составляющей творческого метода Харди следует обратить внимание на такую черту его поэтики, как повторение им определённых деталей, мотивов. Так, при описании героини «Тэсс» он постоянно использует образы, связанные с природным миром, сельским язычеством, а в романе «Возвращение на родину» всячески выделяет страстную «южную» красоту Юстасии Вэй. Из романа в роман переходит мотив красного цвета - символа страстности и одновременно крови, смерти. Во всех этих нарочитых повторениях проглядывает, как нам кажется, нечто толстовское. Думается, Харди применяет тот же художественный приём, о котором говорил ещё Д. Мережковский: «.от видимого — к невидимому,'от внешнего - к внутреннему, от телесного — к духовному или, по крайней мере,

206 душевному"» . Повторяющиеся детали внешнего облика персонажей так же, как и у автора «Войны и мира», зачастую связаны у Харди с «глубочайшею краеугольною мыслью, с движущею осью всего произведения»207. Сравнения с растениями, животными, проекция судьбы на круговорот времен года, циклы лунного календаря демонстрируют неразрывную связь Тэсс с природой, подталкивают к тому, чтобы образ этой сельской Евы трактовался не только в социальном, но и в социально-биологическом (в целом свойственном для международного натурализма) контексте. В свою очередь, пышная красота Юстасии становится внешним выражением отчуждённости девушки от сурового мира Эгдона, то есть указывает на глубинную причину её гибели. Алые губы или красные детали одежды становятся вестниками грядущей трагедии, постоянно напоминают о действии в мире Уэссекса роковых сил.

Натурализм Харди, разумеется, имеет и индивидуальные авторские особенности. Обращаясь к «запретным» темам, критикуя социальное, а также

206 Мережковский Д. Л. Толстой и Достоевский. Вечные спутники. М.: Республика, 1995. С. 71.

207 Там же. тендерное неравноправие, лицемерие, ханжество (не столько религии, сколько специфической буржуазной квазирелигии) и, главное, бездушный механицизм жизни вне ее глубинных связей с природой, Харди во всех своих романах, кроме «Джуда Незаметного» (пожалуй, своего наиболее последовательного именно натуралистского произведения), всё же воздерживается от того, чтобы, по выражению Э. Золя, «с любопытством

208 гул медика» «прикоснуться пальцем к кровоточащим ранам» . То есть писатель через своего повествователя сохраняет некую почтительную дистанцию, стремится в русле национальной британской традиции подать истории своих персонажей не артистически, с эстетическим хладнокровием анатома, но с некоторым моралистически окрашенным сочувствием, которое иногда требует прикровенных описаний. Думается, из этих соображений он не даёт прямого описания сцены соблазнения Тэсс, сексуального опыта Батшебы Эвердин, обходит молчанием вопрос о том, была ли гибель Юстасии результатом самоубийства. Следует добавить, что подобный приём, однако, нисколько не умаляет яркости, пронзительности данных эпизодов. Попутно отметим и верность Харди традиции британского романа воспитания, «диккенсианству». ,

Однако, следуя одним традициям, Харди отходит от других. Так, он отказывается от присущей романистам диккенсовского поколения веры в победу добра над злом. Насколько можно проследить по романам уэссекского цикла, Харди не столько христианин и викторианский моралист, сколько автор, сам переживший драму разочарования в вере, с одной стороны, и пытающийся свести вместе А. Шопенгауэра и Ч. Дарвина, позитивистский агностицизм и определенное неоязычество, с другой. Из всего этого вырастают отсылки к античной трагедии, к космизму. Харди, несомненно, пессимист и, через пессимизм, причудливый неортодоксальный мистик. Он склонен различать за происходящими в жизни его персонажей i

208 Золя Э. «Жермини Ласерте» (Роман гг. Эдмона и Жюля де Гонкур) // Творчество. Человек-зверь: Романы; Статьи. М.: ACT, 2003. С. 673-674. событиями действие рокового начала, бороться с которым бессмысленно. Жизнь и судьба героев, таким образом, a priori трагичны. Трагическое мироощущение, на наш взгляд, окрашивает концовки хардиевских романов.

Они, вроде бы, открыты, но при этом демонстрируют торжество среды над личностью.

Итак, Харди, будучи сравнительно традиционным в отношении жанра, некоторой аллегоричности ситуаций и образов, вместе с тем, нов по своей трактовке трагического удела современного человека. Не исключено, что именно на эту особенность хардиевской поэтики указывал ещё А. Беннетт, утверждавший, что Харди создал «новый тип романа», содержащий в себе «новое представление о красоте, новое переживание для любителей прекрасного»209. Сам Харди рассуждал на эту тему сдержанно, но в то же время красноречиво, когда говорил о попытках поиска «отрицательной»

О 1 П красоты, поиска «красоты в безобразном» .

Все это создает платформу не только для синтеза романтического и натуралистского начал в поэтике Харди, но и для особой хардиевской амбивалентности : образа, который одновременно может быть спроецированным й на мир викторианской прозы, и на натурализм, и на модернисткую эпоху. Среди писателей, в той или иной степени подвергшихся влиянию создателя Уэссекса, следует назвать Дж. Мура, tA. Беннетта, Т. Драйзера, Ш. Андерсона, : У. Фолкнера, Дж.К. Поуиса. К трагизму уже не прозы, а лирики Харди обостренно чуток Р. Фрост.

Однако наиболее интересным в плане развития хардиевской традиции - точнее, той ее составляющей, которая развернута в сторону литературы XX века, - нам представляется раннее творчество Д.Г. Лоренса, кульминацией которого стал роман «Сыновья и возлюбленные» (1913). Лоренс высоко ценил творчество Харди, отмечал, что в произведениях последнего ощущается присутствие животворящего земного начала, утраченного

209 Cit.: Casagrande P.J. Hardy's Influence on the Modern Novel. Totowa (N.J.): Barnes and Noble Books, 1987. P. 206.

210 Hardy F.E. The Life of Thomas Hardy: 1840 - 1928. L.: Macmillan, 1962. P. 213. большинством британских писателей: «Его [Харди] интуиция, природное чутьё, чувственное понимание действительности. отличаются поразительной глубиной, возможно, большей, чем у кого-либо из английских романистов»211.

Лоренс читал хардиевские романы в 1900-е годы. Особенно его поражала способность Харди демонстрировать, что действие в его произведениях всегда разворачивается на фоне таинственного природного

212 начала, которое в конечном итоге и определяет мотивацию персонажей . Лоренс подчёркивает: удивительную красоту романам Харди придаёт присутствие в них вечной и непостижимой «естественной» морали, по сравнению с которой мораль социальная выглядит лживой, «оторванной»!от жизни. И именно в этом несоответствии природных и человеческих законов Лоренс усматривает истоки столь характерной для хардиевских творений «вселенской иронии»213.

Развивая в «Сыновьях и возлюбленных» многие из присутствующих у Харди тем и мотивов (столкновение мужского и женского начал; огонь; свет / тьма; разум / чувства; плоть; кровь), Лоренс, в гораздо большей степени «неоязычник», чем Харди, всё же творчески переосмысливает законы, действующие в хардиевской вселенной. Мы полагаем, что этой теме может быть посвящено новое диссертационное исследование. Сейчас же ограничимся констатацией, что, подспудно критикуя натурализм в его пессимистическом прочтении, Лоренс утверждает, что жизнь на земле не так уж беспросветна - избавление от страданий можно найти в стране любви (эроса), которая настолько как религия всеобъемлюща, что включает в себя творчество.

211 Lawrence D.H. Study of Thomas Hardy // Lawrence on Hardy and Painting / Ed. by J.V. Davies. L.: Heinemann, 1973. P. 92.

212 Ibid. P. 31.

213 Ibidem.

Список литературы диссертационного исследования кандидат филологических наук Гордиенко, Ольга Викторовна, 2008 год

1. Hardy F.E. The Life of Thomas Hardy: 1840 1928. L.: Macmillan, 1962. 470 p.

2. Hardy Th. Far from the Madding Crowd: In 2 v. L.: Smith, 1874.

3. Hardy Th. Far from the Madding Crowd. N.Y.: Holt, 1874. 474 p.

4. Hardy Th. Far from the Madding Crowd Thomas Hardys Works. The Wessex Novels: In 16 v. L.: Osgood, 1895. V. 2. 476 p.

5. Hardy Th. Far from the Madding Crowd The Works of Thomas Hardy in Prose and Verse with Prefaces and Notes: In 24 v. L.: Macmillan, 1912. V. 2. 464 p.

6. Hardy Th. Far from the Madding Crowd. N.Y. L.: Harper, 1918. 475 p. i

7. Hardy Th. Far from the Madding Crowd. L.: Macmillan, 1935. 492 p.

8. Hardy Th. Far from the Madding Crowd. N.Y.: Oxford UP, 1937. 388 p.

9. Hardy Th. Far from the Madding Crowd. N.Y.: Oxford UP, 1941. 399 p. 1 O.Hardy Th. Far from the Madding Crowd. N.Y.: Oxford UP, 1948. 389 p.

10. Hardy Th. Far from the Madding Crowd. N.Y.: Heritage Press, 1958. 399 p.

11. Hardy Th. Jude the Obscure. L.: Osgood, 1896. 520 p.

12. Hardy Th. Jude the Obscure. N.Y.: Harper, 1896. 488 p.

13. Hardy Th. Jude the Obscure Thomas Hardys Works. The Wessex Novels: In 16 v. L.: Osgood, 1896. V. 8. 516 p.

14. Hardy Th. Jude the Obscure The Works of Thomas Hardy in Prose and Verse with Prefaces and Notes: In 24 v. L.: Macmillan, 1912. V. 3. 494 p.

15. Hardy Th. Jude the Obscure. L.: Macmillan, 1928. 488 p.

16. Hardy Th. Jude the Obscure. N.Y.: Harper, 1957. 493 p.

17. Hardy Th. Jude the Obscure. N.Y.: New American Library, 1961. 379 p.

18. Hardy Th. Jude the Obscure. L.: Macmillan, 1977. 445 p. 173 i

19. Hardy Th. The Mayor of Casterbridge: The Life and Death of a Man of Character. N.Y.: Holt, 1886. 400 p.

20. Hardy Th. The Mayor of Casterbridge Thomas Hardys Works. The Wessex Novels: In 16 v. L.: Osgood, 1895. V. 3. 406 p. 23.The Life and Death of the Mayor of Casterbridge The Works of Thomas Hardy in Prose and Verse with Prefaces and Notes: In 24 v. L.: Macmillan, 1912. V. 5. 386 p.

21. Hardy Th. The Mayor of Casterbridge: The Life and Death of a Man of Character. N.Y.: Modern Library, 1917. 318 p.

22. Hardy Th. The Mayor of Casterbridge. N.Y. L.: Harper, 1922. 405 p.

23. Hardy Th. The Mayor of Casterbridge: The Life and Death of a Man of Character. L.: Macmillan, 1937. 421 p.

24. Hardy Th. The Mayor of Casterbridge: The Life and Death of a Man of Character. L.: Macmillan, 1958. 385 p.

25. Hardy Th. The Life and Death of the Mayor of Casterbridge: A Story of a Man of Character. N.Y.: Harper, 1966. 363 p.

26. Hardy Th. The Mayor of Casterbridge: The Life and Death of a Man of Character. L.: Macmillan, 1977. 384 p.

27. Hardy Th. The Return of the Native: In 3 v. L.: Smith, 1878.

28. Hardy Th. The Return of the Native. N.Y.: Holt, 1878. 465 p.

29. Hardy Th. The Return of the Native Thomas Hardys Works. The Wessex Novels: In 16 v. L.: Osgood, 1895. V. 6. 508 p.

30. Hardy Th. The Return of the Native The Works of Thomas Hardy in Prose and Verse with Prefaces and Notes: In 24 v. L.: Macmillan, 1912. V. 4. 485 P

31. Hardy Th. The Return of the Native. N.Y.: Scribners, 1917. 412 p.

32. Hardy Th. The Return of the Native. N.Y.: Harper, 1929. 484 p.

33. Hardy Th. The Return of the Native. N.Y.: Rinehart, 1950. 481 p. 174

34. Hardy Th. Tess of the DUrbervilles: A Pure Woman Faithfully Presented: In 3 v. L.: Osgood, 1891.

35. Hardy Th. Tess of the DUrbervilles: A Pure Woman Faithfully Presented. N.Y.: Harper, 1892.421р.

36. Hardy Th. Tess of the DUrbervilles Thomas Hardys Works. The Wessex Novels: In 16 v. L.: Osgood, 1895. V. 1. 520 p.

37. Hardy Th. Tess of the DUrbervilles The Works of Thomas Hardy in Prose and Verse with Prefaces and Notes: In 24 v. L.: Macmillan, 1912.;V. 1.

38. Hardy Th. Tess of the DUrbervilles: A Pure Woman Faithfully Presented. N.Y. L.: Harper, 1935. 548 p. 43.ITardy Th. Tess of the DUrbervilles: A Pure Woman Faithfully Presented. N.Y.: Harper, 1950.507 р.

39. Hardy Th. Tess of the DUrbervilles: A Pure Woman Faithfully Presented. N.Y.: Washington Square Press, 1955. 430 p.

40. Hardy Th. Tess of the DUrbervilles: A Pure Woman Faithfully Presented. L.: Collins, 1958. 430 p.

41. Hardy Th. Tess of the DUrbervilles: A Pure Woman Faithfully Presented. L.: Macmillan, 1959. 537 p.

42. Hardy Th. Tess of the DUrbervilles: A Pure Woman Faithfully Presented. Boston (Mass.): Houghton Mifflin, 1960. 355 p.

43. Hardy Th. Tess of the DUrbervilles: A Pure Woman Faithfully Presented. L.: Macmillan, 1978. 480 p.

44. Hardy Th. Tess of the DUrbervilles: A Pure Woman Faithfully Presented. L.: Oxford UP, 1979. 480 p.

45. Hardy Th. Under the Greenwood Tree: A Rural Painting of the Dutch School: In 2 v. L.: Tinsley Brothers, 1872. 175

46. Hardy Th. Under the Greenwood Tree: A Rural Painting of the Dutch School. L.: Tinsley Brothers, 1876. 342 p.

47. Hardy Th. Under the Greenwood Tree: A Rural Painting of the Dutch School. L.: Chatto, 1891. 342 p.

48. Hardy Th. Under the Greenwood Tree: A Rural Painting of the Dutch School. N.Y.: Harper, 1896. 272 p.

49. Hardy Th. Under the Greenwood Tree Thomas Hardys Works. The Wessex Novels: In 16 v. L.: Osgood, 1896. V. 16. 274 p.

50. Hardy Th. Under the Greenwood Tree, or The Mellstock Quire The Works of Thomas Hardy in Prose and Verse with Prefaces and Notes: In 24 v. L.: Macmillan, 1912. V. 7. 211 p.

51. Hardy Th. Under the Greenwood Tree: A Rural Painting of the Dutch School. N.Y.: St. Martins Classics, 1938. 204 p.

52. Hardy Th. Under the Greenwood Tree: Under the greenwood tree: Or, the Mellstock Quire; A Rural Painting of the Dutch School. L.: Macmillan, 1974.207 р.

53. Hardy Th. The Woodlanders: In 3 v. L. -N.Y.: Macmillan, 1887.

54. Hardy Th. The Woodlanders Thomas Hardys Works. The Wessex Novels: In 16 v. L.: Osgood, 1896. V. 7. 460 p.

55. Hardy Th. The Woodlanders The Works of Thomas Hardy in Prose and Verse with Prefaces and Notes: In 24 v. L.: Macmillan, 1912. V. 6. 444 p.l

56. Hardy Th. The Woodlanders. L.: Macmillan, 1975. 494 p. 63.The CollectedLetters of Thomas Hardy: In 7 v. Ed. by R.L. Purdy, M. Millgate. Oxford: Clarendon Press, 1978-88. 64.The Literary Notebooks of Thomas Hardy: In 2 v. Ed. by L.A. Bjork. L.: Macmillan, 1985. 65.The Thomas Hardy Omnibus. L.: Macmillan, 1978. 1116 p. 176

57. Thomas Hardys Works. The Wessex Novels: In 16 v. L.: Osgood, 1895 1896. 68.The Works of Thomas Hardy in Prose and Verse with Prefaces and Notes: In 24 v. L.: Macmillan, 1912 1931.

58. Гарди Т. В краю лесов Пер. М. Литвиновой, А. Сергеева. М.: Художественная литература, 1973. 349 с.

59. Харди Т. Вдали от шумной толпы Пер. A.M. Карнауховой. Л.: Художественная литература, 1937. 455 с.

60. Гарди Т. Вдали от обезумевшей толпы Пер. М. Богословской, Е. Бируковой Гарди Т. Под деревом зелёным. Вдали от обезумевшей толпы. М.: Художественная литература, 1970. 163-555.

61. Гарди Т. Возвращение на родину Пер. О. Холмской. М.: Художественная литература, 1970. 416 с.

62. Гарди Т. Простаки (Отрывки из повести) Пер. В. Кардо-Сысоевой. Русские ведомости. М., 1896, 1 авг., 210, с. 2-3; 11 дек., 342, с. 2-3; 13 дек., №344, с. 2-3.

63. Гарди Т. Джуд неудачник Пер. И. Майнова. Северный вестник. СПб., 1897, 4, с. 69-102; 5, с. 143-186; 6, с. 184-203; 7, с.131-166; 8, с. 140-174.

64. Гарди Т. Джуд Незаметный Пер. А.В. Кривцовой. М. Л.: Academia, 1933. 673 с.

65. Гарди Т. Джуд Незаметный Пер. Н. Шерешевской, Н. Маркович Гарди Т. Тэсс из рода дЭрбервиллей. Джуд Незаметный. М.: Библиотека всемирной литературы, 1970. 381-751.

66. Гарди Т. Джуд Незаметный Пер. Н. Маркович, Н. Шерешевской. М.: Художественная литература, 1973. 415 с. 177

67. Гарди Т. Мэр Кэстербриджа Пер. А. Кривцовой, М. КлягинойКондратьевой Гарди Т. Три незнакомца. Мэр Кэстербриджа. М., 1948. 33-395.

68. Гарди Т. Мэр Кэстербриджа Пер. А. Кривцовой, М. КлягинойКондратьевой. М.: Гослитиздат, 1959. 344 с.

69. Гарди Т. Мэр Кэстербриджа. Жизнь и смерть человека с характером Пер. А. Кривцовой, М. Клягиной-Кондратьевой. М.: Известия, 1960. 383 с.

70. Гарди Т. Мэр Кэстербриджа Пер. А. Кривцовой, М. КлягинойКондратьевой. М.: Художественная литература, 1971. 336 с.

71. Гарди Т. Под деревом зелёным, или Меллстокский хор. Сельские картинки в духе голландской школы Пер. Р. Бобровой, Н. Высоцкой Гарди Т. Под деревом зелёным. Вдали от обезумевшей толпы. М.: Художественная литература, 1970. 3-162.

72. Гарди Т. Тесс наследница дОбервиллей Пер. В.М. С[пасской]. Русская мысль. М., 1893, з, с. 43-82; 4, с. 43-75; 5, с. 28-84;i№ 6, с. 33-115; 7, с. 110-188; 8, с. 16-75.

73. Гарди Т. Настоящая женщина (Тесс дУбервиль) Пер. Л.П. Никифорова: В 2 т. М.: Современные проблемы, 1911.

74. Гарди Т. Тэсс из рода дЭрбервилль. Чистая женщина, правдиво изображённая Пер. А.В. Кривцовой. М. Л.: Земля и фабрика, 1930. 523 с.

75. Гарди Т. Тэсс из рода дЭрбервилль Пер. А.В. Кривцовой. М.: Гослитиздат, 1937. 472 с.

76. Гарди Т. Тэсс из рода дЭрбервиллей. Чистая женщина, правдиво изображённая Пер. А.В. Кривцовой. М.: Гослитиздат, 1955. 424 с. 178

77. Гарди Т. Тэсс из рода дЭрбервиллей. Чистая женщина, правдиво изображённая Пер. А.В. Кривцовой. М.: Известия, 1960. 464 с.

78. Гарди Т. Тэсс из рода дЭрбервиллей. Чистая женщина, правдиво изображённая Пер. А.В. Кривцовой. Гарди Т. Тэсс из рода дЭрбервиллей. Джуд Незаметный. М.: Библиотека всемирной литературы, 1970. 23-380.

79. Гарди Т. Тэсс из рода дЭрбервиллей. Чистая женщина, правдиво изображённая Пер. А.В. Кривцовой. М.: Художественная литература, 1972.398 с.

80. Гарди Т. Тэсс из рода дЭрбервиллей Пер. А.В. Кривцовой. М.: Правда, 1981.432 с.

81. Харди Т. Собрание сочинений: В 8 т. Под ред. Ю.Н. Сенчурова. М.: Терра, 2005 /

82. Общие работы по исторической поэтике, истории европейского и английского романа конца XIX— начала XX в.

83. Аникин Г.В., Михальская Н.П. История английской литературы. М.: Высшая школа, 1985. 432 с.

84. Барт P. Camera Lucida. Комментарии к фотографии. М.: Ad Marginem, 1997.222 с.

85. Берковский Н.Я. Лекции и статьи по зарубежной литературе. СПб.: Азбука-классика, 2002. 478 с.

86. Берковский Н.Я. Романтизм в Германии. СПб.: Азбука-классика, 2001. 511 с.

87. Виноградов В.В. Эволюция русского натурализма. Гоголь и Достоевский. Л.: Academia, 1929. 390 с.

88. Гаспаров М.Л. Поэзия и проза поэтика и риторика Историческая поэтика. М.: Наука, 1994. 126-159.

89. Гинзбург Л.Я. О литературном герое. Л.: Советский писатель, 1979. 220 с. Ю

90. Гроссман Л.П. Ранний жанр Тургенева Цех пера. Эссеистика. М.: Аграф, 2000. 161-180.

91. Гроссман Л.П. Натурализм Чехова Цех пера. Эссеистика. М.: Аграф, 2000. 181-210. Юб.Женетт Ж. Повествовательный дискурс Фигуры: В 2 т. М.: Изд-во им. Сабашниковых, 1998. Т. 2. 469 с. Ю

92. Ивашева В.В. "Век нынешний и век минувший..." Английский роман XIX в. в его современном звучании. М.: Художественная литература, 1990. 477 с.

93. Компаньон А. Демон теории. Литература и здравый смысл. М.: Изд-во им. Сабашниковых, 2001. 333 с.

94. Кондратьев Ю.М. Из истории развития реалистического романа в Англии второй половины XIX века. (Джордж Элиот, Мередит, Батлер, Харди). Автореф. дис. д-ра филол. наук МГПИ им. В.И. Ленина. М., 1967. 33 с. ПО.Корман Б.О. Изучение текста художественного произведения. М.: Просвещение, 1972. 110 с. 11 ГЛотман Ю.М. Избранные статьи: В 3 т. Таллинн: Александра, 1992.

95. Мережковский Д. Л. Толстой и Достоевский. Вечные спутники. М.: Республика, 1995. 623 с.

96. Миловидов В.А. Поэтика натурализма. Тверь: ТГУ, 1996. 163 с. I 180

97. Селитрина Т.Л. Г. Джеймс и проблемы английского романа, 1880 1890 гг. Свердловск: изд-во Уральского ун-та, 1989. 127 с. Пб.Смирнова Н.А. Эволюция метатекста английского романтизма: Байрон-Уайльд-Гарди-Фаулз. Автореф. дис. д-ра наук ИМЛИ им. A.M. Горького РАН. 48 с.

98. Соколова Н.И. Литературное творчество прерафаэлитов в контексте «средневекового возрождения» в викторианской Англии. Автореф. дис. д-ра наук МПГУ им. В.И. Ленина. М., 1995. 33 с. П

99. Соколова Н.И. Творчество Данте Габриэля Россетти в контексте «средневекового возрождения» в викторианской Англии. М.: МПГУ, 1995. 169 с.

100. Тамарченко Н.Д. Теоретическая поэтика: Хрестоматия-практикум. М.: Академия, 2004. 400 с.

101. Теория литературы: В 2 т. Под ред. Н.Д. Тамарченко. М.: Академия, 2004.

102. Толмачёв В.М. Английский роман «конца века»: от Т. Харди до Дж. Голсуорси Зарубежная литература конца XIX начала XX века: В 2 т. Под ред. В.М. Толмачёва. М.: Академия, 2007. Т. 2. 4-27.

103. Толмачёв В.М. Натурализм Зарубежная литература конца XIX начала XX века: В 2 т. Под ред. В.М. Толмачёва. М.: Академия, 2007. Т. 1.С. 45-68.

104. Толмачёв В.М. Натурализм и творчество Эмиля Золя Золя Э. Творчество. Человек-зверь: Романы; Статьи. М.: ACT, 2003. 5-26. i

105. Томашевский Б.В. Теория литературы: Поэтика. М.: Аспект Пресс 2002. 333 с.

106. Тынянов Ю.Н. Поэтика. История литературы. Кино. М.: Наука, 1977. 574 с. 181

107. Урнов М.В. На рубеже веков. Очерки английской литературы (конец XIX начало XX в.). М.: Наука, 1970. 432 с.

108. Успенский Б.А. Поэтика композиции. СПб.: Азбука, 2000. 347 с. 129.Фёдоров А.А. Идейно-эстетические аспекты развития английской прозы (70-90-е годы XIX в.). Свердловск: Изд-во Уральского ун-та, 1990. 188 с.

109. Шиллер Ф.П. История западно-европейской литературы нового времени: В 3 т. М.: Гос. Учебно-педагогическое изд-во наркомпроса РСФСР, 1938. Т. 3.376 с.

110. Эйхенбаум Б.М. О литературе: Работы разных лет. М.: Советский писатель, 1987. 540 с.

111. Alcorn J. The Nature Novel from Hardy to Lawrence. L.: Macmillan, 1977. 139 p.

112. Allen W. The English Novel, A Short Critical History. Harmondsworth (Mx.): Penguin Books, 1978. 376 p.

113. Baguley D. Naturalist Fiction: The Entropic Vision. Cambridge: Cambridge UP, 1990.287 р.

114. Barzun J. Classic, Romantic, and Modern. Boston (Mass.): Brown, 1961. 255 p.

115. Brooks C Warren R.P. Understanding Fiction. N.Y.: Crofts, 1943. 608 p. 137.The Cambridge Companion to the Victorian Novel Ed. by D. David. Cambridge: Cambridge UP, 2001. 267 p.

116. Ebbatson R. The Evolutionary Self: Hardy, Forster, Lawrence. Brighton (Sussex): Harvester Press, 1982. 119 p.

117. Elliott B.G. Imagination Indulged: The Irrational in the Nineteenth-Century Novel. Montreal: McGill, 1972. 182 p. HO.Feltes N.N. Modes of Production of Victorian Novels. Chicago: UnivJ of Chicago Press, 1986. 125 p. 182

118. Frederick R. A Readers Guide to the Nineteenth Century British Novel. N.Y.: The Noonday Press, 1965. 374 p.

119. From Dickens to Hardy Ed. by B. Ford. Harmondsworth (Mx.): Penguin Books, 1990.534 р.

120. Furst L.R. The Contours of European Romanticism. L.: Macmillan, 1979. 158 p.

121. Henkin L.J. Darwinism in the English Novel, 1860-1910; The Impact of Evolution on Victorian Fiction. N.Y.: Russel, 1963. 303 p.

122. King J. Tragedy in the Victorian Novel: Theory and Practice in the Novels of George Eliot, Thomas Hardy, and Henry James. Cambridge: Cambridge UP, 1978. 182 p.

123. Leavis F.R. The Great Tradition: George Eliot, Henry James, Joseph Conrad. N.Y.: New York UP, 1963. 248 p.

124. Marshall W.H. The World of the Victorian Novel. South Brunswick: A.S. Barnes, 1967. 487 p.

125. Naturalism in the European Novel: New Critical Perspectives Ed. by B. Nelson. N.Y: Berg, 1992. 280 p.

126. Paterson J. The Novel as Faith: The Gospel According to James, Hardy, Conrad, Joyce, Lawrence and Virginia Woolf. Boston (Mass.): Gambit, 1973.348 р.

127. Scott-James R.A. Modernism and Romance. L.: John Lane, 1908. 284 p. 1

128. Stang R. The Theory of the Novel in England, 1850-1870. L.: Routledge, 1959. 263 p.

129. Sumner R. A Route to Modernism: Hardy, Lawrence, Woolf. N.Y.: St. Martins Press, 2000. 208 p.

130. Trotter D. The English Novel in History, 1895-1920. L.: Routledge, 1993. 337 p. 183

131. Gittings R. Young Thomas Hardy. L.: Heinemann, 1975. 259 p.

132. Gittings R. The Older Thomas Hardy. L.: Heinemann, 1978. 244 p.

133. Halliday F.E. Thomas Hardy: His Life and Work. N.Y.: Adams, 1972. 238 P

134. Hardy E. Some Recollections. L.: Oxford UP, 1961. 91 p.

135. Hardy E. Thomas Hardy: A Critical Biography. L.: Hogarth Press, 1954. 342 p.

136. Hurst A. Hardy: An Illustrated Dictionary. L.: Kaye, 1980. 215 p.

137. Millgate M. Thomas Hardy: A Biography. Oxford, Melbourne: Oxford UP, 1982.637 р.

138. Millgate M. Thomas Hardy: His Career as a Novelist. N.Y.: St. Martins Press, 1994. 428 p.

139. Orel H. The Unknown Thomas Hardy: Lesser-known Aspects of Hardys life and Career. N.Y.: St. Martins Press, 1987. 194 p.

140. Pinion F.B. A Thomas Hardy Dictionary. L.: Macmillan, 1989. 322 p.

141. Pinion F.B. Thomas Hardy: His Life and Friends. L.: Macmillan, 1992. 438 P

142. Thomas Hardy: The Writer and His Background Ed. by N. Page. L.: Bell, 1980.275 р.

143. Weber C.J. Hardy of Wessex: His Life and Literary Career. N.Y.: Columbia UP, 1940.302 р.

144. Парчевская Б.М. Томас Харди. Биобиблиографический указатель. М.: Книга, 1982. 120 с. 184

145. Гордышевская М. Послесловие Джуд Незаметный Пер. Н. Маркович, Н. Шерешевской. М.: Художественная литература, 1973. 392-399.

146. Гордышевская М. Послесловие Тэсс из рода дЭрбервиллей. Чистая женщина, правдиво изображённая. М.: Художественная 1972. 378-383.

147. Гусева Е.А. Томас Гарди Курс лекций по истории зарубежных литератур XX века. М.: Изд-во МГУ, 1956. 339-364.

148. Демурова Н.М. Томас Гарди, прозаик и поэт Гарди Т. Избранные произведения. В 3-х т. М.: Художественная литература, 1988. Т. 1. 520.

149. Домбровская Е.Я. Томас Гарди (1840 1928) Зарубежная литература XX века Под ред. З.Т. Гражданской. М.: Просвещение, 1973. 171180. 176.3ильвер Э. Томас Харди, как романист Харди Т. Вдали от шумной толпы. Л.: Художественная литература, 1937. 3-12.

150. Квитко Д.Ю. Лев Толстой и Томас Харди Философия Толстого. М.: Ком. академия, 1928. 168-173.

151. Кондратьев Ю.М. Гарди История английской литературы. М.: Издво АН СССР, 1958. Т. 3. 174-234.

152. Коршунова С В Т. Гарди романист: (Проблема трагического). Автореф. дис. канд. филол. наук МИГУ им. В.И. Ленина. М., 1992. 16 с.

153. Ланн Е. Томас Гарди. (Очерк) Гарди Т. Тэсс из рода дЭрбервилль. Чистая женщина, правдиво изображённая. М. Л.: Земля и фабрика, 1930. 9-16. Ш.Ланн Е. Томас Гарди Гарди Т. Джуд Незаметный. М. Л.: Academia, 1933. 7-39. 185 литература,

154. Михальская Н.П. На родине Томаса Гарди Гарди Т. Под деревом зелёным. Возвращение на родину. М.: Правда, 1989. 3-16.

155. Покровская Т.Г. Социальный роман Томаса Гарди. Автореф. дис. канд. филол. наук МГПИ им. В.П. Потёмкина. М., 1954. 14 с.

156. Старцев А. К проблеме социального генезиса в творчестве Томаса Гарди. Художественная литература, 1934, 4, с. 44-48.

157. Урнов М.В. О Гарди, Уэссексе и «человеке с характером» Гарди Т. Мэр Кэстербриджа. Жизнь и смерть человека с характером. М.: Известия, 1960. 3-20.

158. Урнов М.В. Послесловие Мэр Кэстербриджа. История человека с характером. М.: Художественная литература, 1971. 327-332.

159. Урнов М.В. Послесловие Тэсс из рода дЭрбервиллей. Чистая женщина, правдиво изображённая. Новосибирск: Кн. изд-во, 1956. 367-375.

160. Урнов М.В. Предисловие Гарди Т. Тэсс из рода дЭрбервиллей. Чистая женщина, правдиво изображённая. М.: Известия, 1960. 5-19.

161. Урнов М.В. Томас Гарди История зарубежной литературы конца XIX начала XX века (1871 1917) Под ред. Л.Г. Андреева, P.M. Самарина. М.: Изд-во МГУ, 1968. 211-224.

162. Урнов М.В. Томас Гарди. Очерк творчества. М.: Художественная литература, 1969. 149 с.

163. Урнов М.В. Тэсс и Джуд Томаса Гарди Гарди Т. Тэсс из рода дЭрбервиллей. Джуд Незаметный. М.: Библиотека всемирной i литературы, 1970. 5-19. 193.Фёдоров А.А. Проблема мастерства Томаса Харди в романах 80 90-х годов. (Характер, сюжет, конфликт). Автореф. дис.... канд. филол. наук МГПИ им. В.И.Ленина. М., 1975. 24 с. 186

164. Abercrombie L. Thomas Hardy: A Critical Study. N.Y.: Kennerley, 1912. 225 p.

165. Bayley J. An Essay on Hardy. Cambridge: Cambridge UP, 1978. 237 p.

166. Beach J.W. The Technique of Thomas Hardy. Chicago: Univ. of Chicago Press, 1922. 255 p.

167. Berger Sh. Thomas Hardy and Visual Structures: Framing, Disruption, Process. N.Y.: New York UP, 1990. 224 p.

168. Bjork L.A. Psychological Vision and Social Criticism in the Novels1 of Thomas Hardy. Stockholm: Almqvist, 1987. 178 p.

169. Boumelha P. Thomas Hardy and Women: Sexual Ideology and Narrative Form. Brighton (Sx.): Harvester Press, 1982. 178 p.

170. Bullen J.B. The Expressive Eye: Fiction and Perception in the Work of Thomas Hardy. Oxford: Clarendon press, 1986. 279 p. 202.The Cambridge Companion to Thomas Hardy Ed. by D. Kramer. Cambridge: Cambridge UP, 1999. 231 p.

171. Casagrande P.J. Hardys Influence on the Modern Novel. Totowa (N.J.): Barnes, 1987. 247 p.

172. Casagrande P.J. Unity in Hardys Novels: Repetitive Symmetries. L.: Macmillan. 249 p.

173. Chapman R. The Language of Thomas Hardy. L.: Macmillan, 1990. 178 p.

174. Chase M.E. Thomas Hardy: From Serial to Novel. Minneapolis: Univ. of Minnesota Press, 1927. 210 p.

175. Collins D.L. Thomas Hardy and His God: A Litany of Unbelief. Basingstoke: Macmillan, 1990. 190 p.

176. Critical Approaches to the Fiction of Thomas Hardy Ed. by D. Kramer. L.: Macmillan, 1979. 190 p.

177. Duffin H.C. Thomas Hardy: A Study of the Wessex Novels, the Poems and the Dynasts. N.Y.: Barnes, 1962. 356 p. 187

178. Garson M. Hardys Fables of Integrity: Woman, Body, Text. Oxford: Clarendon Press, 1991. 198 p. I

179. Giordano F. Id Have My Life Unbe: Thomas Hardys Self-Destructive Characters. Alabama: Univ. of Alabama Press, 1984. 211 p.

180. Goode J. Thomas Hardy: The Offensive Truth. Oxford: Basil Blackwell, 1988. 184 p.

181. Gregor I. The Great Web: The Form of Hardys Major Fiction. L.: Faber, 1974.236 р.

182. Guerard A.J. Thomas Hardy: The Novels and Stories. Cambridge: Harvard University Press, 1949. 177 p.

183. Hardy: The Tragic Novels Ed. by R.P. Draper. Basingstoke: Macmillan, 1991.259 р.

184. Harvey G. The Complete Critical Guide to Thomas Hardy. L.: Routledge, 2003. 228 p.

185. Hugman B. Hardy: "Tess of the DUrbervilles". L.: E. Arnold, 1970. 62 p.

186. Ingham P. Thomas Hardy: A Feminist Reading. N.Y.: Wheatsheaf, 1989. 124 p. 220 Johnson L. The Art of Thomas Hardy. L.: John Lane, 1923. 357 p.

187. Kramer D. Thomas Hardy: The Forms of Tragedy. L.: Macmillan, 1975. 190 p. Harvester

188. Laird J.T. The Shaping of "Tess of the DUrbervilles". Oxford: Clarendon Press, 1975. 194 p.

189. Larkin Ph. Wanted: Good Hardy Critic Required Writing: Miscellaneous Pieces, 1955-1982. L.: Faber, 1983. P. 168-174.

190. Lawrence on Hardy and Painting Ed. by J.V. Davies. L.: Heinemann, 1973.168 р.

191. Lerner L. Thomas Hardys "The Mayor of Caterbridge": Tragedy or Social History? L.: Chatto, 1975. 110 p. 188

192. Miller J.H. Thomas Hardy: Distance and Desire. Cambridge (MA): Harvard UP, 1970.282 р.

193. Moore K.Z. The Descent of the Imagination: Postromantic Culture in the Later Novels of Thomas Hardy. N.Y.: New York University Press, 1990. 319 p.

194. Morrell R. Thomas Hardy: The Will and the Way. Kuala Lumpur: Univ. of Malaya Press, 1965. 188 p. 230.New Perspectives on Thomas Hardy Ed. by Ch. Pettit. N.Y.: St. Martins Press, 1994. 213 p.

195. Paterson J. The Making of The Return of the Native. Berkeley: Univ. of California Press, 1960. 168 p.

196. Rutland W.R. Thomas Hardy: A Study of His Writings and Their Background. N.Y.: Russell, 1962. 365 p. 233.The Sense of Sex: Feminist Perspectives on Hardy Ed. by M.R. Higonnet. Urbana: Univ. of Illinois press, 1993. 270 p.

197. Southerington F.R. Hardys Vision of Man. L.: Chatto, 1971. 290 p.

198. Springer M. Hardys Use of Allusion. L.: Macmillan, 1983. 207 p.

199. Steel G.R. Sexual Tyranny in Wessex: Hardys Witches and Demons of Folklore. N.Y.: Lang, 1993. 146 p.

200. Sumner R. Thomas Hardy: Psychological Novelist. L.: Macmillan, 1981. 216 p.

201. Thomas Hardy After Fifty Years Ed. by L. Butler. Totowa (N.J.): Rowman, 1977. 153 p.

202. Thomas Hardy and contemporary literary studies Ed. by T. Dolin, P. Widdowson. N.Y.: Palgrave Macmillan, 2004. 227 p.

203. Thomas Hardy: The Critical Heritage Ed. by R.G. Cox. L.: Routledge, 1970. 473 p. 189

204. Webster H. On a Darkling Plain: The Art and Thought of Thomas Hardy. Chicago: Univ. of Chicago Press, 1947. 239 p.

205. Women Writing and Writing about Women Ed. by M. Jacobus. L.: Croom Helm, 1979. 201 p.

206. Woolf V. The Novels of Thomas Hardy The Second Common Reader. L.: Harcourt, 1986. P. 245-257.

207. Wotton G. Thomas Hardy: Towards a Materialist Criticism. Goldenbridge: Gill, 1985. 233 p.

208. Wright T.R. Hardy and the Erotic. N.Y.: St. Martins Press, 1989. 150 p.

209. Wright T.R. "Tess of the DUrbervilles": An Introduction to the Variety of Criticism. L.: Macmillan, 1987. 84 p.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.