Поэтика романа Г. Казака "Город за рекой" тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 10.01.03, кандидат филологических наук Хрястунова, Светлана Александровна

  • Хрястунова, Светлана Александровна
  • кандидат филологических науккандидат филологических наук
  • 2004, Санкт-Петербург
  • Специальность ВАК РФ10.01.03
  • Количество страниц 141
Хрястунова, Светлана Александровна. Поэтика романа Г. Казака "Город за рекой": дис. кандидат филологических наук: 10.01.03 - Литература народов стран зарубежья (с указанием конкретной литературы). Санкт-Петербург. 2004. 141 с.

Оглавление диссертации кандидат филологических наук Хрястунова, Светлана Александровна

ВВЕДЕНИЕ

Глава 1. РОМАН Г. КАЗАКА «ГОРОД ЗА РЕКОЙ»

В КОНТЕКСТЕ НЕМЕЦКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 30-40-х ГОДОВ

История создания романа, философские и литературные истоки).

Глава 2. СИМВОЛИЧЕСКАЯ ПОЭТИКА РОМАНА «ГОРОД

ЗА РЕКОЙ»: город, философские проблемы смысла жизни и смерти.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Литература народов стран зарубежья (с указанием конкретной литературы)», 10.01.03 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Поэтика романа Г. Казака "Город за рекой"»

Имя Германа Казака (1896 - 1966) упоминается в истории литературы чаще всего в связи с его известным романом «Город за рекой», который позволил читателям оценить пережитое и задуматься над судьбой личности в тоталитарном государстве. В этой необычной книге, являющейся одним из первых правдивых художественных отчетов и свидетельств о недавнем прошлом Европы, идет речь о бессилии общества и человека в борьбе с неизбежным злом, о попытке духовного протеста против бессмысленной жестокости бытия и пустоты заполненных изнурительным трудом будней.

Содержание, образность языка и его таинственная, почти заклинающая сила делают этот глубоко волнующий роман одной из значительных книг, которая представила Германию в конце войны.

Действительно, произведение Казака было смелой литературной попыткой показать и объяснить смысл жизни и смерти для человека, закономерности бытия и неизбежность разрушения, крушения этого бытия для общества. Словом, это было попыткой на масштабном полотне изобразить глобальные проблемы, всегда волновавшие человечество в целом и Германию в частности, причем основным из проблемных вопросов как для человечества, так и для героя, был и вопрос выбора между гуманным и антигуманным, войной и миром, жизнью и смертью. Поэтому и дискуссии вокруг него велись с той обостренностью, что является показателем дилеммы: выбор духовного решения.

Нравственным подвигом писателя можно назвать то, что во времена, тяжелые для страны, он нашел мужество сказать о Германии со всей ответственностью и болью - без прикрас, во многом отождествляя себя с главным героем произведения; что значило быть и оставаться немцем в конце 1940х годов, когда знамена победителей гордо диктовали новую волю, когда чувство непреодолимой вины и скорби от утрат переполняли немецкие умы, и немецкие города сами дымились в развалинах.

Однако, несмотря на то, что роман Г. Казака был популярен во всем мире, и, что даже сам автор в декабре 1959 года три недели провел в Москве в качестве гостя Института мировой литературы, при жизни писателя «Город за рекой» не был переведен на русский язык и не был издан.

В 1960 году в газете «Советская культура» был напечатан один небольшой рассказ Казака «Механический двойник».

Роман «Город за рекой» был издан впервые в 1992 году в переводе Т. Холодовой и А. Гугнина издательством «Прогресс», в третьем томе серии «Утопия и антиутопия XX века». Нельзя не заметить при этом, что переживаемое нами время, отличающееся неустойчивым ходом исторического процесса, само по себе антиутопично, и роман Казака оказался как нельзя кстати. Наша страна вступила в эпоху глобальных перемен, переоценки жизненных ценностей, изменения представлений о жизни, о ее законах. Мы пытаемся вырваться из исторического хаоса и обрести новый путь, свободный от предрассудков, от идеологических шор.

В этом социально-историческом контексте роман Германа Казака не остался не замеченным нашими исследователями. Ранее о нем писали или упоминали Н.С. Лейтес, И. Млечина, А. Дранов в своих трудах о литературе Германии первой половины XX века, но их мнение о романе имело обзорный или ознакомительный характер. Более подробно останавливались на анализе этого произведения A.A. Федоров и Л.И. ф/ Мальчуков.

А.А.Федоров в своей книге, посвященной Томасу Манну («Томас Манн. Время шедевров»), упоминает о романе Германа Казака «Город за рекой». По мнению исследователя, Казак в своем романе осмыслил прошлое и предсказал будущее в форме зашифрованной мифологической фантасмагории.

Краткий анализ романа Г. Казака «Город за рекой» содержится в диссертации Л.И. Мальчукова «Реализм и «магический реализм» в западногерманской литературе 1945-1949 гг.», защищенной в 1971 году. Исследователем отмечены сходство элементов немецкой романтизма начала XIX века и художественной программы «магического реализма» ^ Казака. Мальчуков доказывает, что эта романтическая традиция определяет художественную форму «Города за рекой» как своего рода «романтического романа воспитания» близкого «Генриху фон Офтердингену» Новалиса, а также отмечает связь идейного строя романа Казака с древневосточной (китайской) философией.

Г.В. Кучумова в статье «Роман Германа Казака «Город за рекой»: традиции романа воспитания ХУШ века», опубликованной в 2002 году утверждает, что художественную форму романа «Город за рекой» во многом определяют традиции немецкого романа воспитания ХУШ века, но, несомненно, видны и точки соприкосновения с романтическим произведением Новалиса.

В западном литературоведении творчеству Казака посвящен целый ряд работ. Благодаря переписке с сыном писателя - Вольфгангом Казаком, известным литературоведом и историком литературы, была возможность работать с некоторыми недоступными российскому читателю материалами: сборниками стихов поэта, газетными статьями, исследованиями немецких ученых и некоторыми материалами из личного архива Германа Казака. щ Вольфганг Казак, являющийся первым библиографом своего отца, перечисляет десять изданных за рубежом монографий о Германе Казаке, большинство которых были написаны либо еще при его жизни, либо сразу же после смерти писателя, то есть в период с 1968 по 1971 гг. Это работы С. де Винтер «Магический реализм и творчество Германа

Казака» (1958), И.М. Бадер «Маски в прозе Германа Казака» (1965), Г.И. Гутманн «Прозаические произведения Германа Казака. Темы и структуры» (1971), В. Раатц «Герман Казак. Человек и произведение» (1971), корейской исследовательницы Хае-ин Хванг «Восточноазиатские взгляды в немецкой литературе 20 века на примере исследования творчества Альфреда Дёблина и Германа Казака» (1979). Нельзя, однако, не отметить, что во всех этих работах роман «Город за рекой» не являлся объектом специального анализа.

Одним из последних и фундаментальных трудов о Казаке является диссертация литературоведа Гериберта Беша «Творчество между видением и действительностью: анализ произведения Г. Казака с изданием дневников (1930-1943)», вышедшая в Ингберте в 1992 году. В ней дается скрупулёзный анализ творчества Германа Казака, подробно рассматриваются ранние произведения, Веймарский период, период «внутренней эмиграции», «Город за рекой», поздние произведения. Г. Беш опирается в основном на герменевтический метод, который помогает ему понять, какие интуитивные творческие стремления и внутренние конфликты писателя вели к созданию произведения. Беш сравнивает Казака с «сейсмографом, регистрирующим волны времени» (23). Там, где в произведениях Г. Казака видна непосредственная связь с историей Германии первой половины XX века, исследователь улавливает и рассматривает ее с помощью социологического метода.

Г. Беш посвящает целую главу интерпретации книги «Город за рекой», используя для этого философско-этический, культурно-критический, социологический и герменевтический методы. Он анализирует роман с разных позиций: и как путь человечества к освобождению от груза прошлых лет, и как модель индивидуального видения писателя, как подражание сюрреалистам и Ф.Кафке, и как своеобразное иносказание о Германии 1930-40х годов.

Кроме монографий и сборников в библиографическом списке Вольфганга Казака приводится также большое количество статей, опубликованных в различных немецких журналах и газетах в период с 1948 по 1954 годы. В течение тридцати лет (1960-1980) Казак был обойден вниманием исследователей. Вторая волна увлечения творчеством Казака приходится на 1990-е годы. В 1993 году в Потсдаме состоялся симпозиум, посвященный жизни и творчеству Германа Казака. Замысел этого собрания Л - представить многообразие достижений писателя в литературной жизни

Германии не только для небольшого круга знатоков и специалистов, но и всех, интересующихся литературой. Материалы симпозиума были оформлены в сборник. Туда вошли статьи Г. Беша «Герман Казак и немецкие романтики» (о влиянии романтических традиций на творчество писателя), Г. Порикиса ««Очевидные тайны» в произведении Германа Казака» (роман «Город за рекой» предстает как новое эзотерическое учение XX века), К. Воровски «О китайском у Казака», В.Казака «Смерть в лирике Г. Казака». Они затрагивают различные аспекты творчества Г. м

Казака и вносят новую струю в исследовательскую деятельность.

В 1996 году в связи со столетием со дня рождения писателя, издан $ сборник «В честь Германа Казака. Президентство в трудное время» . В него вошли статьи самого Германа Казака «Литературная жизнь в Германии», «Совесть времени. Автопортрет», «Поколение 1986. Взгляд на мою жизнь».

В этом же году австрийская еженедельная газета «Präsent» опубликовала статью критика Герда Ауэра «Зеркальные миры», которая знакомит читателей с биографией автора и как бы через ее призму раскрывает историю создания произведений: рассказов, лирики, эссе, романов «Город за рекой» и «Большая сеть». В 1953 году Казак получил общественное признание: он избран президентом Немецкой академии языка и литературы в Дармштадте.

Таким образом, европейская литературная общественность в последние годы серьезно обратилась к изучению творчества Германа Казака и пристальному анализу его философии. Российская читающая публика и исследователи также получили возможность более основательно познакомится с его произведением, и понять сложную структуру, символику и идеологию его творчества.

Актуальность данного исследования определяется тем, что в Л отечественном литературоведении еще не предпринимался анализ романа Г.

Казака «Города за рекой» как целостного художественного явления. Кроме того, сегодня есть острая необходимость переоценки романа в свете современных представлений о послевоенном периоде немецкой литературы.

Научная новизна заключается в том, что в работе сделана попытка раскрыть в символах произведения не только авторскую позицию в изображении конкретной реальности Германии 1930-40 гг., но и глубокий философский смысл бытия вообще. Этот роман, благодаря своей устремленности охватить целостно жизнь человека, словно призван быть зеркалом мира, зеркалом своего века.

Итак, объектом исследования является роман Германа Казака «Город за рекой» и романная литература его времени.

Предмет исследования - поэтика романа.

Методологической основой работы является труды по поэтике эпоса и романа, труды по проблеме повествовательных сюжетов, историко-типологический метод исследования.

Цель работы - исследование своеобразия символической поэтики ^ романа «Город за рекой».

Исходя из названной цели, в работе поставлены следующие задачи: 1. выявить преемственность традиций предшествующей немецкой литературы проследить их в романе; тем самым определить новаторство Казака;

2. выявить и охарактеризовать отдельные мифологемы и проследить их проявление в символике мотивов и образов в потоке романа, раскрывая его образно-символическую картину;

3. обозначить философские идеи романа в контексте творчества писателя; в свете этих философских идей определить, является ли созданная автором фантасмагорическая картина жизни только отражением современной действительности или это символическая картина земного бытия как предтечи апокалипсиса.

В диссертации поставлена цель выяснить своеобразие поэтики романа с сложной символической структурой в контексте метода «магического реализма» как развития художественного опыта западно-немецкой послевоенной литературы, сочетание традиции немецкой романтической поэтики с новыми экспрессионистическими и экзистенциалистскими веяниями.

Похожие диссертационные работы по специальности «Литература народов стран зарубежья (с указанием конкретной литературы)», 10.01.03 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Литература народов стран зарубежья (с указанием конкретной литературы)», Хрястунова, Светлана Александровна

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Появление романа Казака «Город за рекой» является по праву значительным событием и большой удачей в немецкой литературе со времен Кафки. Многие критики признали роман шедевром, поставив его в один ряд с такими произведениями как «Доктор Фаустус» Т. Манна и «Игра в бисер» Г. Гессе.

Почти сразу же после публикации произведение было переведено на девять языков. Книга никого не оставила равнодушным, вызывая многочисленные неоднозначные отклики.

Идя по страшным следам войны и разрухи, Герман Казак не только пытается предъявить счет фашизму, дискредитировать милитаризм, но и дает философское осмысление событий, постигших Германию в первой половине XX века, показывает неразрывную связь настоящего с прошлым.

Используя элементы метода «магического реализма», опираясь на предшествующие литературные традиции, и удачно сочетая их с экспрессионистическими и экзистенциальными веяниями, Казак добивается того, что его роман выделяется своей новизной среди произведений его современников «магических реалистов» - «внутренних эмигрантов». В послевоенной литературе Германии - это одно из самых загадочных произведений. Роман глубоко символичен, он содержит усложненную систему образов, мотивов и символов. В нем удачно переплетаются формы аллегории, сказки, антиутопии, путешествия. Автор причудливо соединяет мифологемы прошлого (поиск истины, блуждание в лабиринте, воскресение из мертвых) с «новыми» мифологемами XX века (город-призрак, разрушенный город, мертвый город). Ход земного бытия и жизнь человека представлены в символических картинах потустороннего мира; перед читателем на примере судьбы главного героя романа открываются загадочные глубины и тайны человеческого поведения.

Поэтика романа имеет некоторые особенности.

Роман «Город за рекой» во многих отношениях отвечает типу «романа-расследования»:

1) используется фигура повествователя-хроникёра (архивариус-хронист Роберт Линдхоф), ведущего «расследование» (написание хроники города за рекой), опрашивающего свидетелей (беседы с отцом, Анной, Префектом, Кателем, мастером Магусом, Перкингом, Леонхардом), дающего оценку происходящего. При этом он не обладает всей полнотой сведений (прибыл из мира живых и не имеет ни малейшего представления о жизни «промежуточного царства»);

2) наличие в романе группы лиц - "свидетелей", сюжетная функция которых - беседа с повествователем. Они представляют различные точки зрения, реакции на событие;

3) путешествие героя по городу, наблюдение и написание хроники (то есть записи личных впечатлений от увиденного) - в качестве рассказа

Город за рекой» - это хроника, что подчеркивает и язык произведения: стилизация делового и официального языка повествования. Прямая речь до предела напряжена, лишь в диалогах, касающихся чувств героев, она оживает. Казак, пытаясь сохранить этот стиль, избегает стихотворных строк.

Кроме того, роман опирается на такие традиционные жанры повествования:

1) немецкий роман воспитания ХУШ века - главный герой проходит этапы становления личности - «годы учения» - «годы странствий» - «приход к мудрости земной»;

2) философскую повесть - использование «постороннего» героя для восприятия мира и его противоречий;

3) немецкую романтическую повесть XIX века - герой-странник, стремящийся к философскому осмыслению (желание во всем найти смысл); герой, путешествующий между двумя мирами, между двумя реальностями, между сном и явью, утративший социальные и географические корни и свободно перемещающийся между областями земли.

Герман Казак создает синкретический жанр романа, в котором просматриваются роман-путешествие, роман-хроника, роман-антиутопия.

Удачно опираясь на перечисленные традиционные литературные приемы, писатель использует также элементы «магического реализма» -нового метода изображения. В целом «Город за рекой» обладает характерными для метода «магического реализма» чертами: а) наличие двух сосуществующих и взаимопроникающих реальностей -мир земной и «город за рекой» («царство мертвых»); б) создано «магическое пространство», совпадающее с реальным географическим и историческим пространством - Германия 1930-40 годов; в) жизнеподобие как неотъемлемая черта «магического реализма», обязательное наличие конкретных и узнаваемых черт исторической реальности: в символах, составляющих общую картину города, легко просматриваются реалии Третьего рейха. г) специфическое использование категории времени - его как бы не существует, действие романа протекает вне времени, но с другой стороны, читатель без труда может определить конкретное историческое время; д) использование в романе большого количества символов для изображения реальной картины мира; е) стремление изобразить проблемы человеческого общества и природы на философском уровне.

В конечном счете, замысел произведения намного глубже, чем просто изображение в символической картине «города за рекой» тяжелых для Германии времен нацистского режима. Задача писателя в философском осмыслении не только событий, происшедших в его стране, но и жизни человечества в целом и человека в частности. Казак рассматривает также в своем произведении важный вопрос о смысле жизни и смерти. Смысл жизни в понимании сущности смерти как очередного необходимого неизбежного этапа в человеческой жизни, но которая не является для человека конечным пунктом. Для западного сознания перевоплощение в первую очередь понятие поэтическое, но Казак считает, что осознание этого постоянного круговорота, превращения жизни в смерти и смерти в жизнь открывает понимание сущности мира. Ответом на вопрос о смысле жизни является восстановление и сохранение гармонии, как мировой, так и внутренней.

В своих философских размышлениях Казак придерживается восточной мудрости, преодолевая евроцентризм и пытаясь синтезировать мировой опыт.

Буддизм и философия Китая позволяла писателю наиболее объективно и беспристрастно смотреть на происходящее и глубже понимать свое внутреннее творческое состояние. Но нужно отметить, что Казак не был целиком под влиянием восточной философии. Доказательством тому являются не только его строки из стихотворения: «Если хочешь пожалеть -жалей Божий мир в руках у человека!», которые характеризуют его как истинного христианина, но и то, что главный герой романа «Город за рекой» ступил на путь проповедничества, свидетельствуя о страшном суде, о самом последнем часе на земле. Христианские добродетели - Любовь, Вера и Надежда, превращающиеся в Заботу, Терпение и Печаль являются смыслом заклинания Анны-Сибиллы.

Основная идея романа - это, говоря словами О. Шпенглера, самоуничтожение человечества через интеллектуальное утончение, так как научной проблемой современности является вопрос — чему служат наука и техника: созиданию или разрушению?

В XX веке с новыми научными открытиями нарушаются космические законы равновесия, мировая гармония. Человек изменяет законы природы, подчиняя ее себе. Природные явления, их внутренняя гармония и внутренняя связь не под силу научному познанию, которое вносит в природу лишь диссонанс и разрушение. Несомненно, по Казаку, научному познанию уготованы определенные успехи в познании природы (открытие тех или иных ее законов, проникновение в них), но это лишь частичное, ограниченное знание ее внутреннего духа. Природа родственна человеку, ибо она так же как он «духовна». Нарушение современной наукой «духовных» законов природы, приводит, к тому, что цивилизация таким образом исчерпывает свою духовность, уничтожает все вокруг себя, обрекая тем самым себя на уничтожение (как и произошло с фашистской Германией).

К образам, которые раскрывают философские идеи романа, относятся:

- образ фабрик - (символ технологического прогресса, символ круговорота всей жизни, символ выражения космического закона равновесия);

- «колесо фортуны» и сцена суда (символ сохранения мировой гармонии);

- тридцать три посвященных (как образное олицетворение таких типов человеческого сознания как религиозный, мистический и рациональный; представители разных стран, входящие в число посвященных, своим духовным опытом дополняют и уравновешивают опыт человечества по отношению к природе).

В создании символической картины города за рекой Г. Казак использует традиционный для поэтики язык символических образов, сочетая его с новыми литературными веяниями XX века, такими как реализм, экспрессионизм, экзистенциализм, «магический реализм».

Таким образом, созданная автором фантасмагорическая картина жизни города за рекой является не только отражением современной ему действительности, но и представляет собой некое символическое изображение картины земного бытия в целом, свидетелем которого и является главный герой романа Роберт Линдхоф.

Архивариус Линдхоф, несомненно, представитель таких литературных героев, чьи образы становятся нарицательными, легко узнаваемыми. Это ученый-странник, герой-путешественник, герой-проповедник. В нем без труда можно увидеть черты героя воспитательного романа ХУШ века и романтической немецкой повести. Но в то же время Роберт символический образ немца послевоенного времени, для которого важней всего было осознать происходящее и пересмотреть жизненные ценности.

Таким образом, роман «Город за рекой» по праву принадлежит к «золотому фонду» немецкой классики и поставлен в один ряд с прекрасными образцами интеллектуальной прозы. Произведение Германа Казака остается актуальным и по сей день.

Ни один из приговоров Нюрнберга не был так суров, как приговор писателя Казака - роман «Город за рекой». Но утраты Германии конкретны и восполнимы, утраты же человечества в целом (в результате бесчисленных войн) - разочарование, бессмысленная жестокость, пассивное отношение к бытию, истеричность, что, в конечном итоге, ведет к нивелированию отдельной личности, к антигуманному началу, к царству хаоса в душе общества.

Роман гораздо весомее и страшнее, чем кажется на первый взгляд. В нем, как в некоем магическом кристалле, отразилось лицо общества, лишенного духовного опыта, и судьба человечества.

Список литературы диссертационного исследования кандидат филологических наук Хрястунова, Светлана Александровна, 2004 год

1. Казак Г. Город за рекой // Гелиополис. М.: Прогресс 1992.

2. Kasack, Н.: Die Stadt hinter dem Storni, München 1964.

3. Kasack, H.: Tagebücher (1930-1943), in: Besch, H.: Dichtung zwischen Vision und Wirklichkeit. Eine Analyse des Werkes von Hermann Kasack mit Tagebuchedition (1930-1943), St. Ingbert 1992.

4. Kasack, H.: Mosaiksteine. Beiträge zur Literatur und Kunst, Frankfurt am Main 1956.

5. Kasack, H.: Das chinesische in der Kunst, in: Kasack, H.: Mosaiksteine. Beiträge zur Literatur und Kunst, Frankfurt am Main 1956.

6. Kasack, H.: Das unbekannte Ziel. Ausgewählte Proben und Arbeiten, Frankfurt am Main, 1963.

7. Kasack, H.: Fälschungen, Frankfurt am Main, 1953.

8. Kasack, H.: Die Insel: Gedichte, Potsdam, 1993.

9. Kasack, H.: Die tragische Sendung, Potsdam, 1993.

10. O.Kasack, H.: Antwort und Frage, Frankfurt am Main, 1961.

11. Kasack, H.: Jahrgang 1896. Rückblick auf mein Leben, in: Hermann Kasack zu Ehren: Eine Präsidentenschaft in schwerer Zeit, Göttingen, 1996.

12. Kasack, H.: Das literarische Leben in Deutschland, in: Hermann Kasack zu Ehren: Eine Präsidentenschaft in schwerer Zeit, Güttingen, 1996.

13. Kasack, H.: Gewissen der Zeit, in: Hermann Kasack zu Ehren: Eine Präsidentenschaft in schwerer Zeit, Göttingen, 1996.

14. Раздел П. Справочная литература

15. Литературная энциклопедия терминов и понятий. М.: НПК «Интелвак», 2001.

16. Лаврин А.П. Хроники Харона: Энциклопедия смерти. М.: «Московский рабочий», 1993.

17. Мифы народов мира: Энциклопедия: в 2-х т. М.: Рос. энциклопедия, 1997.

18. Современное зарубежное литературоведение: Страны Западной Европы и США: Концепции, школы, термины: энциклопедический справочник. -М.: Интрада, 1996.

19. Тресиддер Дж. Словарь символов. М.: ФАИР-ПРЕСС, 2001.

20. Шилькрет М. Курс лекций по литературе Германии. Киев, 1970.

21. Штейн A.A. История немецкой литературы. М., 1999.

22. Энциклопедия Третьего рейха. М.: Локид - Миф, 1996.

23. Энциклопедия символов, знаков, эмблем /Сост. В. Андреева и др. / М.: Локид-Миф, 1999.

24. Bortenschlager, W.: Deutschsprachige Literatur der 20. Jahrhundert, Wien, 1975.

25. Harenberg Literaturlexikon: Autoren, Werke und Epochen, Dortmund, 2001.

26. Kindlers neues Literatur Lexikon: Bd. 9, München, 1998.

27. Kluge, M.: Hauptwerke der deutschen Literatur, Dardtellungen und Interpretation, München, 1974.

28. Lennartz, F.: Deutsche Dichter und Schriftsteller unserer Zeit, Stuttgart, 1969.

29. Nonnenmann: Schriftsteller der Gegenwart. Deutsche Literatur. 53 Porträts, Freiburg, 1963.

30. Раздел Ш. Художественная литература

31. Андерш А. Рассказы. М.: Художественная литература, 1981.

32. Анненков Ю. П. Дневник моих встреч. Цикл трагедий. Т.1. - Л., 1991.

33. Борхес Х.Л. Проза разных лет. М.: Радуга, 1984.

34. Брох Г. Невиновные. Смерть Вергилия. Романы. М.: Радуга, 1990.

35. Васильчикова М.И. Берлинский дневник 1940 1945. - М.: Журн. «Наше наследие»: Гос. Фирма «Полиграфресурсы», 1994.

36. Вести дождя: Стихи поэтов ФРГ и Западного Берлина. — М.: Художественная литература, 1987.

37. Гессе Г. Война и мир // Гессе Г. Письма по кругу. М.: Прогресс, 1987.

38. Нерваль Н. Мистические фрагменты. СПб.: Издательство Ивана Лимбаха, 2001.1»} 37. Новалис. Генрих фон Офтердинген // Голубой цветок и дьявол. М.:1. ТЕРРА Крижный клуб, 1998.

39. Новалис. Афоризмы и фрагменты // Шульц. Г. Новалис сам свидетельствующий о себе и своей жизни. Урал, LTD, 1998.

40. Носсак Г. Э. Спираль. М.: Радуга, 1982.

41. Тибетская книга мертвых. М.: ФАИР - Пресс, 1998.

42. Раздел 1У. Труды и исследования

43. Багно В.Е. Ясновидение былого и чудесного // Книга песчинок: Фантастическая проза Латинской Америки. — Л.: Художественная литература, 1990.

44. Бёлль Г. В защиту литературы руин // Называть вещи своими именами: Программные выступления мастеров западноевропейской литературы XX века. -М.: Прогресс, 1986.

45. Больнов О.Ф. Философия экзистенциализма. Спб.: Издательство «Лань», * 1999.

46. Бютор М. Роман как исследование. М., 2000.

47. Встреча на Эбро: Немецкие писатели в борьбе против фашизма (1935-1945). М.: Прогресс, 1989.

48. Габитова P.M. Философия немецкого романтизма. М.: Наука, 1978.

49. Германия после второй мировой войны и образование ГДР по произведениям. Иркутск, 1977.

50. Грешных В.И. Ранний немецкий романтизм: фрагментарный стиль мышления. JL: Издательство ЛГУ, 1991.

51. Гугнин A.A. Магический реализм в контексте литературы и искусства XX века: феномен и некоторые пути его осмысления. М., 1998.

52. Девекин В.Н. Не сгоревшие на костре: немецкая антифашистская литература 1935-1945 годы. -М.: Советский писатель, 1979.

53. Джебраилова С.А. Человек и время в западноевропейской литературе. — Баку, 1991.

54. Днепров В.Д. Идеи времени и форма времени. Лен. отд.: Советский писатель, 1980.

55. Дранов A.B. Немецкий экспрессионизм и проблема метода. М., 1980.

56. Дранов A.B. «Реальность величайшее чудо!» // Гелиополис. - М.: Прогресс, 1992.

57. Завадская Е.В. Культура Востока в современном западном мире. М., 1977.

58. Зачевский Е.А. «Группа 47» и становление западногерманской литературы. Л.: Издательство ЛГУ, 1989.

59. Зачевский Е.А. «Группа 47»: Страницы истории литературы ФРГ 19471949 гг. СПб.: Нестор, 2001.

60. Зарубежная литература XX века. М.: Олимп - Аст, 1998.

61. Зарубежная литература XX века. М.: Высшая школа, 2001.

62. История литературы ФРГ. М.: Наука, 1980.

63. История немецкой литературы. Т.4. - М.: Наука, 1966.

64. История немецкой литературы. Т.5. - М.: Наука, 1966.

65. Кауфман Л.С. Немецкая реалистическая литература начала XX века. -Тамбов, 1978.

66. Кауфман Л.С. Обзор немецкой художественной прозы (50-90 гг. XX столетия). Тамбов, 1999.

67. Клемен К.Х. Жизнь мертвых в религиях человечества. М.: 1п1гас1а, 2002.

68. Клемперер В. ЬТ1. Язык третьего рейха. Записная книжка филолога. М.: Прогресс - традиция, 1998.

69. Книпович Е.Ф. За двадцать лет. Статьи. М., 1978.

70. Книпович Е.Ф. Ответственность за будущее. М., 1973.

71. Краснодембская Н.Г. Будда, боги, люди и демоны. СПб.: Азбука-классика; Петербургское Востоковедение, 2003.

72. Кучумова Г.В. Роман Германа Казака «Город за рекой»: традиции романа воспитания ХУШ века // Другой ХУШ век: Сборник научных работ. М.: Экон-информ, 2002.

73. Лейтес Н.С. Немецкий роман 1918-1945 гг. Пермь, 1975

74. Лейтес Н.С. Черты поэтики немецкой литературы нового времени. -Пермь: ИГУ, 1984.

75. Мальчуков Л.И. В. Борхерт и литературная ситуация первых послевоенных лет в западной Германии (1945-1947) // Проблемы метода и стиля в прогрессивной литературе Запада XX века. Пермь, 1968.

76. Мальчуков Л.И. Реализм и «магический реализм» в западногерманской литературе 1945-1949 годов: Автореф. дисс. . канд. филолог, наук. Л., 1971.

77. Меринг Ф. Литературно-критические статьи. М.-Л., 1964.

78. Млечина И.В. Герман Казак // История литературы ФРГ. М.: Наука, 1980.

79. Млечина И.В. Жизнь романа. О творчестве писателей ГДР 1949-1980. -М.: Советский писатель, 1984.

80. Млечина И.В. Уроки немецкого. Век XX. М.: Издательская группа «Прогресс», «Культура», 1994.

81. Мотылева Т.Л. Иностранная литература и современность. М., 1961.

82. Называть вещи своими именами: Программные выступления мастеров западно-европейской литературы XX века. М.: Прогресс, 1986.

83. Павлова Н.С. Типология немецкого романа 1900-1945 года. М., 1982.

84. Проблема развития литератур европейско-социалистических стран после 1945 года. М., 1985.

85. Развитие реализма в немецкой литературе 20-50-х гг. XX века. Курск, 1982.

86. Русакова A.B. К вопросу об отражении немецкой действительности в литературе ГДР. М., 1955.

87. Сейбель Н.Э. Роман-исследование в послевоенной немецкой литературе: поэтика жанра: Автореф. дисс. . канд. филолог, наук-Челябинск, 1999.

88. Современный роман: Опыт исследования. М.: Наука, 1990.

89. Стеженский В., Черная JI. Литературная борьба в ФРГ. М., 1985.

90. Стеженский В.И. Современная немецкая художественная литература. -М., 1957

91. Теория литературы. Литературатурный процесс /Под ред. Ю.Б. Борева /. -Т.4. М.: «Наследие», 2001.

92. Топер П.М. Овладение реальностью. М., 1980.

93. Федоров A.A. Томас Манн. Время шедевров. М.: Издательство МГУ, 1981.

94. Фортунатова В.А. Функционирование традиции в прозе ГДР и ФРГ 196080-х годов: Автореф. дисс. канд. филолог, наук. СПб, 1998.

95. Фрадкин И.М. Германское антифашистское сопротивление и современная немецкая литература. Л., 1954.

96. Фрадкин И.М. Литература новой Германии. Статьи и очерки. М., 1961.

97. Фроловская О.В. Антифашистский роман ГДР. Кишинев, 1972.

98. Хенке К. Литература и жизнь: классика и современность в восприятии читателя. Л., 1984.

99. Шпенглер О. Закат Европы. М.: Мысль, 1998.

100. Янкелеаич В. Смерть. М.: Издательство литературного института, 1999.

101. Ясперс К. Вопрос о виновности. М.: Издательская группа «Прогресс», 1999.

102. Ясперс К. Куда движется ФРГ? Факты. Опасности. Шансы. М.: Издательство «Международные отношения», 1969.

103. Abusch, А.: Literatur und Wirklichkeit. Beiträge zu einer neuen deutschen Literaturgeschichte. Berlin, 1952.

104. Arnold, H.L.: Die deutsche Literatur 1945-1960. München, 1995.

105. Auer, G.: Spiegelwelten // Präsent Magazin. №45. - 7 November, 1996.

106. Baumgart, R: Aussichten des Romans oder Hat Literatur Zukunft? Berlin, 1988.

107. Baumgart, R.: Deutsche Literatur der Gegenwart. München, 1964.

108. Baumgart, R.: Literatur für Zeitgenosse. Frankfurt am Main, 1966.

109. Baumann, D.: Deutsche Literatur in Epochen. 1996.

110. Besch, H.: Dichtung zwischen Vision und Wirklichkeit. Eine Analyse des Werkes von Hermann Kasack mit Tagebücheredition (1930-1943). St. Ingbert, 1992.

111. Besch, H.: Hermann Kasack und die Deutsche Romantik , in: John, Helmut undLonny Neumann (Hrsg.): Hermann Kasack Leben und Werk, Frankfurt am Main, 1994.

112. Blamberger, G.: Das Geheimnis des Schöpferisches oder: Engenium est ineffebile? Studien zur Literaturgeschichte. Stuttgart, 1991.

113. Blocker, G.: Das neuen Wirklichkeiten. Linien und Profile der moderner Literatur. Bonn, 1957.

114. Borowsky, K.: Das Chinesische bei Hermann Kasack, in: John, Helmut undLonny Neumann (Hrsg.): Hermann Kasack Leben und Werk, Frankfurt am Main, 1994.

115. Dahne, G.: Westdeutsche Prosa 1945-1965. Berlin, 1967.

116. Daemmrich, H.S.: Wiederholte Spielungen, Themen und Motiven in der Literatur. Bern-München, 1978.

117. Deutsche Literatur in unserer Zeit. Göttingen, 1958.

118. Deutsche Literatur im 20. Jahrhundert. Strukturen und Gestalten. Bern -München, 1967.

119. Deutsche Literaturkritik. Vom Dritten Reich bis zur Gegenwart (19331968). Bd.4. Frankfurt am Main, 1978.

120. Freisfeld, A.: Das Leiden an der Stadt: Spuren der Verstädterung in deutschen Romanrn des 20. Jahrhundert. Köln, 1982.

121. Geschichte der deutschen Literatur aus Methoden. Frankfurt am Main, 1972.

122. Geschichte der deutschen Literatur von 1945 bis zur Gegenwart. München, 1994.

123. Geschichte der Literatur der Bundesrepublik Deutschland von den Anfangen bis zur Gegenwart. Bd. 12. Berlin, 1983.

124. Grenzmann, W.: Die Zone des Todes, in: Dichtung und Glaube. Probleme und Gestalten der deutschen Gegenwartsliteratur von W. Grenzmann. Bonn, 1957.

125. Hamburger, K.: Nachwort, in: Kasack, H.: Das unbekannte Ziel. Ausgewählte Proben und Arbeiten, Frankfurt am Main, 1963.

126. Hay, G.: Zur literarischen Situation 1945-1949. Rronberg, 1977.

127. Hermann Kasack zu Ehren: Eine Präsidentenschaft in schwere Zeit. Göttingen, 1996.

128. Hermann, R. Und Hermand, J.: Epochen deutscher Kultur von 1870 bis zur Gegenwart. München, 1976.

129. Holthusen, H.E.: Der undehauste Mensch. Motive und Probleme der modernen Literatur. München, 1955.

130. Horst, K.A.: Das Abenteuer der deutschen Literatur im 20. Jahrhundert. München, 1964.

131. Horst, K.A.: Die Reduktion des Begriffs Wirklichkeit in der neueren erzählenden Literatur. Mainz, 1972.

132. Horst, K. G.: Die deutsche Literautur der Gegenwart. München, 1957.

133. Jacobs, W.: Moderne deutsche Literatur. Bonn, 1993.

134. Just, K.G.: Ubergfiänge. Probleme und Gestalten der Literatur. Bern -München, 1966.

135. Kasack, W.: Der Tod in Hermann Kasacks Lyrik, in: John, Helmut und Lonny Neumann (Hrsg.): Hermann Kasack Leben und Werk, Frankfurt am Main, 1994.

136. Kreuzer, H.: Zur literarhistorischen Bedeutung Hermann Kasacks, in: John, Helmut und Lonny Neumann (Hrsg.): Hermann Kasack Leben und Werk, Frankfurt am Main, 1994.

137. Leben und Werk von Hermann Kasack. Ein Brevier. Frankfurt am Main, 1966.

138. Literatur und Gesellschaft vom 19. Ins 20. Jahrhunderte. Bonn, 1963.

139. Lucas, G.: Probleme des Realismus. Berlin, 1955.

140. Lucas, G.: Skizze einer Geschichte der neueren deutschen Literatur. Berlin, 1953.

141. Mann, O.: Deutsche Literatur im 20. Jahrhundert: Strukturen und Gestalten. Bern-München, 1967.

142. Martini, F.: Hermann Kasack zum 60. Geburtstag, in: Hermann Kasack zu Ehren: Eine Präsidentenschaft in schwere Zeit. Güttingen, 1996.

143. Martini, F.: Hermann Kasack zum 80. Geburtstag, in: Hermann Kasack zu Ehren: Eine Präsidentenschaft in schwere Zeit. Güttingen, 1996.

144. Mayer, H.: Ansichten über einige Bucher und Schriftsteller. Berlin, 1948.

145. Mayer, H.: Deutsche Literatur seit T. Mann. Berlin, 1970.

146. Mayer, H.: Die früheren Erzählungen Elisabeth Langassers: Dichtung zwischen Mythos und Logos. Köln, 1973.

147. Mayer, H.: Die umerzogene Literatur. Deutsche Schriftsteller und Bucher 1945-1967. Berlin, 1988.

148. Mayer, H.: Literatur der Ubergangszeit. Berlin, 1949.

149. Mayer, H.: Der Sonderling in der deutschen Dichtung. München, 1963.

150. Mayer, M.: Dialektik der Blindheit und Poetik des Todes

151. Muschg, W.: Die Zerstörung der deutschen Literatur. Bern, 1958.

152. Neubert, W.: Literatur, Geschichte, Wehtmotiv. Berlin, 1982.

153. Porikys, G.: Die "offenbaren Geheimnisse" im Werk Hermann Kasacks, in: John, Helmut undLonny Neumann (Hrsg.): Hermann Kasack Leben und Werk, Frankfurt am Main, 1994.

154. Rein, H.: Die neue Literatur: Versuch eines ersten Querschnitts. Berlin, 1950.

155. Rotzer, H.C.: Geschichte der deutschen Literatur. Bamberg, 1992.

156. Scheffel, M. Magischer Realismus. Die Geschichte eines Begriffes und ein Versuch seiner Bestimmung. Tübungen, 1990.

157. Soergel, A. Und Hohoft, K.: Dichtung und Dichter der Zeit. Von Naturalismus bis zur Gegenwart. Düsseldorf, 1963.

158. Strelka, J.: Auf der Suche nach dem verlorenen Selbst: zu deutschem Erzählprosa des 20. Jahrhundert. Bern München, 1972.

159. Strich, F.: Der Dichter und die Zeit. Eine Sammlung von Reden und Vortragen. Bern, 1947.

160. Tank, K.L., Jacobs, W.: Zwischen den Trümmern, in: Geschichte der deutschen Literatur aus Methoden. Bd.l. Frankfurt am Main, 1972.

161. Tendenzen der deutschen Literatur seit 1945. Stuttgart, 1971.

162. Whedeking, V.C.: Der "magische" Raelismus einer "jungen" Nachkriegsliteratur, in: Geschichte der deutschen Literatur aus Methoden. Bd.l. Frankfurt am Main, 1972.

163. Wiese, B.: Zwischen Utopie und Wirklichkeit. Düsseldorf, 1963.

164. Wirth, G.: Gleichnisse für die Erscheinung der Zeit. Zu Hermann Kasack Deutschunterrricht 46 (1993) 10.

165. Wirth, St.: Kasacks und Hesses Blick ins Morgenland (1932-1949), in: John, Helmut und Lonny Neumann (Hrsg.): Hermann Kasack Leben und Werk, Frankfurt am Main, 1994.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.