Поэтический мир Юхана Себастиана Вельхавена тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 10.01.03, кандидат филологических наук Сельницин, Алексей Александрович
- Специальность ВАК РФ10.01.03
- Количество страниц 203
Оглавление диссертации кандидат филологических наук Сельницин, Алексей Александрович
Введение 3
Глава 1. Ю.С. Вельхавен и романтизм в Норвегии 15
1.1. Романтизм в Норвегии, общая характеристика 15
1.2. Творчество Х.А. Вергеланна 41
1.3. Литературно-эстетическая полемика Ю.С. Вельхавена и Х.А. Вергеланна, её значение в истории норвежской литературы 49
1.4. Философские и эстетические воззрения Ю.С. Вельхавена 76
Глава 2. Основные мотивы поэзии Ю.С. Вельхавена 95
2.1. Фольклорные мотивы и образы в поэзии Вельхавена (образ хульдры и мотив обольщения) 97
2.2. Мотив воспоминания в поэзии Вельхавена 113
2.3. Мотив сновидения: интерпретация общеромантической концепции с. 141
2.4. Мотиверти, его экзистенциальное наполнение 164-183 Заключение 184
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Литература народов стран зарубежья (с указанием конкретной литературы)», 10.01.03 шифр ВАК
Изображение природы в поэзии Габдуллы Тукая2009 год, кандидат филологических наук Габбасова, Кадрия Анваровна
Философская поэзия американского романтизма (поэтическое творчество Ралфа Уолдо Эмерсона и Эмили Дикинсон)1984 год, кандидат филологических наук Павлычко, Соломия Дмитриевна
Романтическая лирика А.С. Пушкина как художественная система2004 год, доктор филологических наук Смирнов, Александр Андреевич
Метафизика бессмертия в русской романтической лирике2007 год, доктор филологических наук Косяков, Геннадий Викторович
Философско-эстетическое своеобразие элегий Альфонса де Ламартина в контексте художественных исканий романтизма2006 год, кандидат филологических наук Богомолова, Екатерина Сергеевна
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Поэтический мир Юхана Себастиана Вельхавена»
Интерес к литературе эпохи романтизма, характерный для отечественного литературоведения 70-80х гг., не утихает и в настоящее время. Это подтверждают многочисленные публикации, посвященные проблемам романтизма как литературного направления и как типа художественного мышления1. К сожалению, большинство исследователей концентрируют внимание на литературе отдельных стран - Германии, Англии, Франции, Америки. Безусловно, романтическое движение в этих странах имело особый характер и, по сути, определило развитие романтического направления во всей Европе. В то же время без изучения литературы других стран картина европейского романтизма представляется неполной.
Литература романтизма в Норвегии традиционно оказывается на периферии литературоведческих исследований . Однако следует признать, что норвежская литература романтической эпохи представляет собой уникальный и самобытный феномен. С другой стороны, она неотделима от общеевропейской романтической традиции. Потому изучение норвежского романтизма представляет большой интерес как в плане его связей с литературами других стран, прежде всего - Дании и Германии, так и в плане национального своеобразия.
Юхан Себастиан Каммермейер Вельхавен (Johan Sebastian Cammermeyer Welhaven, 1807-1873) - одна из ключевых фигур в истории норвежской романтической поэзии. Наряду с Хенриком Вергеланном он, по
1 Назовём важнейшие из них: Храповицкая Г.Н., Коровин А.В. История зарубежной литературы. Западноевропейский и американский романтизм. - М.: Флинта: Наука, 2002; Шумкова Т.Л. Зарубежная и русская литература. Романтизм. - М.: Флинта: Наука, 2002.; Чавчанидзе Д.Л. Феномен искусства в немецкой романтической прозе: Средневековая модель и её разрушение. - М.: МГУ, 1997; Темница и свобода в художественном мире романтизма. - М.: ИМЛИ РАН, 2002.
Из изданий последних лет исключением является учебник Г.Н. Храповицкой и А.В. Коровина, содержащий раздел о датском и норвежском романтизме (Храповицкая Г.Н., Коровин А.В. История зарубежной литературы. Западноевропейский и американский романтизм. - М.: Флинта: Наука, 2002. - С. 327-356). . сути, стоял у истоков норвежской национальной литературы. В их полемике зарождался тот потенциал, который позволил норвежским авторам во второй половине столетия заявить о себе на весь мир.
Вельхавен родился в 1807 году в Бергене, в семье священника. По окончании кафедральной школы в 1825 году будущий поэт едет в столицу, в Кристианию, где становится студентом университета. Однако его занятия теологией остались незавершёнными, во многом по причине финансовых затруднений в связи с ранней смертью отца в 1828 году. Долгое время Вельхавен перебивается случайными заработками. В юношеские годы он обнаружил незаурядные способности к живописи, однако его главной стезёй становится поэзия и литературная критика.
Вельхавен начинает свой творческий путь с критических работ. Большинство из его ранних произведений посвящены его полемике с Хенриком Вергеланном. В 1832 году выходит его труд «Поэтическое искусство Хенрика Вергеланна и полемика, освещенная в документах» (Henrik Wergelands Digtekunst og Polemik ved Aktstykker oplyste) - первая крупная литературно-критическая работа в истории норвежской литературы. В 1834 году появляется сборник сонетов «Рассвет над Норвегией» (Norges Daemring).
Талант Вельхавена как лирического поэта складывается не сразу. Его первый сборник «Стихотворения» (Digte) появляется в 1838 году. В 1845 году выходят «Новые стихотворения» (Nyere Digte), в 1847 - «Полсотни стихотворений» (Halvhundrede Digte), в 1851 - «Путевые заметки и стихотворения» (Reisebilleder og Digte), а в 1860 году - последний сборник «Собрание стихотворений» (En Digtsamling).
Следует отметить, что стихотворное наследие поэта невелико. Во многом это связано с его широкой общественной и преподавательской деятельностью. В конце 1841 года Вельхавен получает пост лектора философии в университете в Кристиании, а в 1846 году становится профессором. Долгое время Вельхавен был почётным председателем Общества искусств (Kunstforeningen) и Студенческого союза (Studentersamfundet).
Важное значение для истории норвежской литературы имели поздние литературно-критические работы Вельхавена, посвященные норвежской и датской литературе XVII-XVIII вв. Среди них следует назвать труды «Петер Дасс. Поэт из Астлахауга» (Peter Dass. Digteren fra Astlahaug, 1857) и главным образом - «Эвальд и норвежские поэты» (Evald og norske Digtere, 1863).
Признавая огромный вклад Вельхавена в становление как поэтической, так и литературно-критической традиции в Норвегии, нельзя не отметить тот факт, что поэт не ограничивал своих интересов только норвежской культурой. Вельхавен всегда подчёркивал важность культурных связей как с Данией, так и с другими европейскими странами. Расширению кругозора поэта во многом способствовали его заграничные поездки, главными из которых были путешествие во Францию и в Германию 1836 году, а также поездка в Италию в 1859 году.
Время творчества Вельхавена - 1830-50 гг. - период, принципиально важный в истории норвежской литературы. Именно в это время начинает складываться национальная литературная традиция. В первую очередь писателей и поэтов волновала проблема создания собственно норвежской культуры, её обособления от датской. Разумеется, её решение не могло быть однозначным. Это породило многочисленные дискуссии, ознаменовавшие период 1830-40 гг. Наиболее значимой в этом отношении была полемика Вельхавена и Вергеланна.
Вельхавену не повезло в том смысле, что моральную победу в этой дискуссии одержал его оппонент. Считается, что именно «вергеланновская» традиция стала ведущей в последующие периоды развития литературы
Норвегии (Б. Бьёрнсон, Н. Григ и др.)3, а национальным поэтом номер один до сих пор считается Вергеланн. Это обстоятельство в значительной степени способствовало предвзятому и подчас даже негативному отношению к личности и творчеству Вельхавена в Норвегии, что породило, в свою очередь, несколько одностороннюю оценку его творческого наследия. К сожалению, это отношение перекочевало и в отечественную традицию. Немногочисленные попытки исследования творчества Вельхавена грешат неточностями и зачастую элементарными небрежностями. При том, что имя поэта часто упоминается исследователями, какого-либо ясного представления о его творчестве в отечественной науке пока не создано.
Даже в Норвегии работ, посвящённых Вельхавену, немного. Вторая половина XIX столетия - время появления литературоведческих трудов, посвящённых норвежской литературе первой половины столетия. Среди них следует назвать монументальные исследования Хартвига Лассена «Хенрик Вергеланн и его эпоха»4 и Лоренца Дитрихсона «Очерки истории норвежской поэзии»5. Лассен уделяет значительную часть своего исследования отношениям между Вергеланном и Вельхавеном, а также их полемике. В работе Дитрихсона появляются две главы, посвященные собственно поэзии Вельхавена. Исследователь ставит поэта в один ряд с такими представителями поэзии эпохи «национального романтизма», как Андреас Мунк и Иорген My. Дитрихсон одним из первых выделял в качестве главной особенности его творчества сочетание «рассудочности» и поэтической образности, когда мотивы и образы чётко подчиняются движению мысли поэта.
Особенности мировоззрения и творчества Вельхавена, связанные с его критикой Вергеланна и некоторых тенденций романтического направления в
3 См.: Ерхов Б.А. Предисловие // Стихи норвежских поэтов XIX века. - М.: Худ. лит, 1985. -С. 5.
4 Lassen Hartvig. Henrik Wergeland og hans Samtid. - 2nd utg. - Chra., 1877.
5 Dietrichson Lorentz. Omrids af den norske Poesis Historie: Literaerhistoriske Forelaesninger. -Bd. II: Den norske literatur efter 1814. - Christiania, 1869. литературе, породили стремление вывести поэта за пределы романтического движения. Наиболее последовательной в этом плане явилась монография Лилли Хебер «Норвежский реализм 1830-40х годов», где исследователь провозглашает поэзию Вельхавена «прелюдией» реализма в норвежской литературе. Его стихи - наброски будущих реалистических новелл и романов. Особенно Хебер подчёркивает связь поэзии Вельхавена с творчеством Камиллы Коллетт6.
Первые попытки фундаментального изучения творчества Вельхавена приходятся на конец XIX в. и связаны с именем Арне Лёхена (Arne L0chen), в своих работах обратившего внимание как на общие, так и на частные аспекты поэзии Вельхавена, в особенности - на его эстетические воззрения. Циклу сонетов «Рассвет над Норвегией» посвящена монография Герхарда Грана о
Gerhard Gran) , исследовавшего сонеты Вельхавена в контексте эпохи.
К сожалению, большинство норвежских исследователей концентрировали большее внимание на биографических моментах. Глубокого, и последовательного анализа стихотворений поэта, по сути, не проводилось. Лишь в работах Ингарда Хауге (Ingard Hauge) и Пера Саугстада (Per Saugstad) мы встречаемся с исследованием собственно поэзии Вельхавена.
Хауге становится ведущим исследователем творчества поэта в XX веке. Его докторская диссертация «Мысли и вера в поэзии Вельхавена»9, изданная в 1955 г., является наиболее обстоятельным и глубоким на сегодняшний день исследованием его лирики. Автор выделяет ведущие «группы мотивов» (motivgrupper) и на их основе показывает своеобразие поэзии и поэтики Вельхавена. Помимо многочисленных статей и публикаций, посвященных
6 Heber Lilly. Norsk realisme i 1830 og 40 aarene: Et bidrag til Intelligenspartiets historie. -Kristiania: Olaf Norli, 1914.
7 Lochen Arne. J.S.Welhaven. Liv og Skrifter. - Kristiania: Aschehoug, 1900; его же: Welhavens assthetik // Nyt Tidsskrift, 1,1892-1893.
8 Gran Gerhard. Norges Dasmring. En literaturhistorisk Indledning. - Bergen: John Griegs Bogtrykkeri, 1899.
9 Hauge Ingard. Tanker og tro I Welhavens poesi. - Oslo: Gyldendal, 1955. творчеству поэта, Хауге редактировал его пятитомное собрание сочинений, вышедшее в 1990-1992 гг.10 Изданное с обстоятельным предисловием и комментариями, это собрание сочинений является самым полным и авторитетным и включает все дошедшие до нас произведения и письма, авторство которых бесспорно принадлежит Вельхавену.
Работа Рейдара Андерсена-Нэсса «Ю.С. Вельхавен. Человек и поэт», вышедшая в 1959 г.11, предлагает читателю фундаментальное исследование биографии и творчества поэта с точки зрения психологического анализа. Автор приводит ряд интересных фактов из жизни поэта, связывая с ними весь анализ его произведений.
1")
Книга Пера Саугстада «Ю.С. Вельхавен. Страж идеалов» , вышедшая в 1967 году, наряду с монографией Хауге представляет собой попытку анализа лирики Вельхавена. Саугстад также разделяет его произведения на основании господствующих мотивов (воспоминание, одиночество, любовь и др.) Однако исследователь лишь перечисляет ведущие мотивы, не углубляясь в. анализ образных средств.
Начало 1990-х гг. характеризуется своего рода «ренессансом», возрождением интереса к творчеству Вельхавена. Ярким тому свидетельством стал выход в свет сборника «Толкователь рассвета» (Demringens tolker), где исследователи с разных точек зрения освещают некоторые проблемы творчества и личности поэта13. В 1990 году выходит книга немецкого исследователя Г. Гумперта «Эстетика и философия творчества Ю.С.
10 Welhaven J.S. Samlede verker. Utgitt med innledning og kommentarer av Ingard Hauge. - Bd. I-Y. - Oslo: Universitetsforlaget, 1990-1992. Здесь и далее все цитаты из произведений Вельхавена, кроме специально оговоренных случаев, приводятся по этому изданию, с указанием в скобках тома и страницы.
Andersen-Naess Reidar. J.S. Welhaven. Mennesket og dikteren. - Oslo: Universitetsforlaget, 1959. См. критику этой работы: Andersen-Naess Reidar. J.S. Welhaven. Mennesket og dikteren. Doktordisputas ved Universitet i Oslo 4. mars 1961 // Edda 1962. - Bd. LXII. - S. 21-70.
12 Saugstad Per. J.S. Welhaven. En idealenes vokter. - Oslo: Gyldendal Norsk Forlag, 1967.
13 Demringens tolker: En essaysamling om J.S.Welhaven / ved Asbjern Aarnes og Paul Gradtvedt. - Oslo: Aventura, 1990.
Вельхавена»14, посвященная анализу эстетических и философских воззрений поэта.
Традиционно за Вельхавеном закрепилась репутация «поэта для немногих», «для посвящённых» (по выражению Кристиана Эльстера). Стихи его никогда не были достоянием «массового» читателя. Это можно объяснить не только «сложностью» или «архаичностью» (нарочитой традиционностью) его стиха. Эстетизм поэта, его жизнь в замкнутом мире искусства и глубоких душевных переживаний, решительное неприятие действительности и современности характеризуют миросозерцание Вельхавена. Бьёрнсон упрекал его в том, что «минорные настроения» Вельхавена не вписывались в жизнерадостные настроения эпохи, пробуждённой песнями Вергеланна15. В самом деле, Вельхавен (особенно в своём позднем творчестве) менее откликался на современные проблемы, чем его оппонент, многие произведения которого были непосредственно связаны с текущими событиями, и современному читателю зачастую трудно понять их без пристального изучения контекста эпохи. Про Вельхавена в этой связи можно сказать, что он в каком-то смысле вечен и общечеловечен, и многие его стихи характеризуют эпоху, в которую были написаны, лишь в плане господствующего литературного направления. Безусловно, и у Вельхавена встречаются вещи злободневные (особенно в его раннем творчестве), но не им суждено было войти в золотой фонд норвежской лирики.
Восприятие Вельхавена только в свете его полемики с Вергеланном несказанно обедняет его творчество. Поэтому насущной задачей является исследование лирической поэзии Вельхавена, тех её аспектов и проблем, которые можно условно определить как вечные, общечеловеческие. Только тогда мы можем уяснить место и значение Вельхавена в развитии норвежской поэзии. Не случайно Пер Томас Андерсен, автор новейшей истории
14 Gumpert G. Johan Sebastian Welhavens Asthetik und Dichtungstheorie. - Munster: Kleinheinrich, 1990. литературы Норвегии, говорит о том, что «Вельхавен был прежде всего лирическим поэтом (sentrallyriker)", а наиболее значимы в его творчестве общечеловеческие мотивы16.
Полноценное исследование творчества Вельхавена вряд ли представляется возможным вне изучения литературной эпохи, в которую он жил и творил. Краткий обзор норвежской литературы первой половины и середины XIX столетия позволит нам выявить основные течения и направления художественной мысли, а также будет принципиально важен в силу малой изученности данного вопроса в русском литературоведении. Отдельный раздел посвящается Хенрику Вергеланну как крупнейшему поэту и общественному деятелю первой половины XIX века.
Основной целью нашего исследования является изучение главных философских, этических и эстетических черт, составляющих поэтический мир Вельхавена. Чёткого определения понятия "поэтический мир" в литературоведении пока нет. А.К. Жолковский и Ю.К. Щеглов пишут о том, что «поэтический мир автора — это те постоянные темы, установки, мысли, которыми пронизаны все его произведения. Поэтический мир можно
17 представлять себе в виде набора подобных единиц (условно - тем)» .
Основываясь на данной формулировке, мы понимаем поэтический мир как выражение системы взглядов и воззрений поэта, отразившихся в его поэзии. Основным путём исследования поэтического мира видится изучение совокупности мотивов в их взаимосвязи. Это не просто «набор», но целостная система, основанная на взаимосвязи ключевых мотивов.
Мы используем понятие «мотив» в силу его большей ёмкости и универсальности. Трудно дать однозначную трактовку и определение данного термина. У истоков определения мотива в русском литературоведении стояли
15 Писатели Скандинавии о литературе. - М.: Радуга, 1982. - С. 167.
16 Andersen Per Thomas. Norsk litteraturhistorie. - Oslo: Universitetsforlaget, 2001. - S.177.
17 Жолковский A.K., Щеглов Ю.К. Работы по теории выразительности: Инварианты - Тема - Приёмы - Текст. - М.: Прогресс, 1996. - С.213. такие видные фольклористы, как А.Н. Веселовский и В.Я. Пропп. Если Веселовский определяет мотив как «неразложимую единицу повествования»18, то Пропп понимает его как функцию действующего лица в сказке19. Применительно к лирической поэзии определение мотива представляется гораздо более расплывчатым. По мнению Б.М. Гаспарова, «единственное, что определяет мотив, - это его репродукция в тексте.»20. По сути, мотив понимается исследователем как любой повтор. Несколько иной точки зрения придерживается В.Е. Хализев. По его мнению, мотив определяет не только и не столько его повторяемость в тексте, сколько его художественная значимость. Мотив, по Хализеву, есть «компонент произведений, обладающий повышенной значимостью (семантической насыщенностью)»21. Он может проявляться по-разному в художественном тексте. Так, «для лирической поэзии характерны словесные мотивы»22. Мотив не всегда явно выражается в произведении. «Важнейшая черта мотива — его способность оказываться полуреализованным в тексте, явленным в нём неполно, загадочным»23.
Подобной трактовки придерживается С.И. Кормилов, понимающий мотив как «семантически «напряжённое» место текста, приоткрывающее смысловые глубины авторской концепции. Мотивы в лирике характеризуют наиболее полно авторскую концепцию. Это семантически «сильные» единицы словесной структуры стихотворения»24.
На основании главной цели нашего исследования мы ставим перед собой следующие основные задачи:
18 Веселовский А.Н. Историческая поэтика. - М.: Высшая школа, 1989. - С.304-306.
19 Пропп В.Я. Морфология сказки. Исторические корни волшебной сказки (Собрание трудов В.Я.Проппа). -М.: Лабиринт, 1998. - С.14-23.
2 Гаспаров Б.М. Литературные лейтмотивы: Очерки русской литературы XX века. - М.: Наука, 1994.- С.ЗО.
21 Хализев В.Е. Теория литературы. - М.: Высшая школа, 1999. - С.266.
22 Там же. - С.268.
23 Там же. - С.266.
24 Современный словарь-справочник по литературе / Сост. и науч. ред. С.И. Кормилова. -М.: Олимп; ACT, 2000. - С.304. О мотивах и их значении в лирической поэзии см. тж.: Волков И.Ф. Теория литературы. - М.: Владос, 1995. — С. 96.
- дать краткую характеристику литературной ситуации в Норвегии в первой половине и в середине XIX столетия, уделив особое внимание творчеству Хенрика Вергеланна и его литературно-эстетической полемике с Вельхавеном;
- выделить главные моменты в эстетических и философских воззрениях Вельхавена как в связи с полемикой против Вергеланна, так и в связи с философией творчества в понимании Вельхавена;
- проанализировать стихотворения Вельхавена, проследив в них реализацию основных мотивов через анализ системы образных средств;
- выявить взаимосвязь основных мотивов в поэзии Вельхавена и своеобразие их интерпретации на фоне норвежской и общеромантической традиции.
В качестве основных исходных мотивов мы рассматриваем мотив воспоминания, мотив сновидения и мотив смерти. Данные мотивы представляются одними из важнейших атрибутов романтического сознания. Кроме этого, отдельный параграф посвящён анализу фольклорных образов и мотивов на примере образа хульдры и мотива обольщения. На основании анализа данных мотивов мы можем выяснить своеобразие мировосприятия Вельхавена и его поэтического мастерства.
Следует отметить, что вряд ли представляется возможным строгое разграничение как произведений поэта на основании тех или иных мотивов, так и самих мотивов. В связи с этим мы будем анализировать стихотворения Вельхавена, исходя из преобладающего мотива. В качестве такового мы рассматриваем мотив воспоминания. Строго говоря, объектом анализа будут не столько отдельные мотивы, сколько сцепления мотивов в их неразрывной взаимосвязи.
Новизна исследования заключается в том, что в нашей работе поэтический мир Вельхавена исследуется путём анализа образных средств, в которых реализуются эти мотивы. Для отечественной науки значение исследования заключается в том, что в историю литературы вводится творчество не изученного в России поэта, одного из ведущих представителей романтизма в Норвегии.
Материалом исследования являются главным образом стихотворения Вельхавена 1830-1860х гг., а также его публицистика и письма.
Структура и содержание работы. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения и библиографии. Первая глава посвящена вопросам мировоззрения и эстетики Вельхавена, а также его месту в культурной и литературной жизни Норвегии. Вторая глава представляет собой собственно анализ творчества поэта. Исследование в главе ведётся на основе тех материалов, которые были представлены в первой главе.
Похожие диссертационные работы по специальности «Литература народов стран зарубежья (с указанием конкретной литературы)», 10.01.03 шифр ВАК
Поэзия "чистого искусства": традиции и новаторство2011 год, доктор филологических наук Гапоненко, Петр Адамович
Функция образа-символа в поэзии С. Т. Кольриджа2003 год, кандидат филологических наук Малышева, Елена Игоревна
Рецепция Д.Г. Байрона в России 1810-1830-х годов2006 год, кандидат филологических наук Люсова, Юлия Владимировна
Журнал "Маяк": духовная оппозиция журналистике 1840-х годов и романтизму М.Ю. Лермонтова2005 год, доктор филологических наук Мехтиев, Бургун Гейбатович
Поэзия А.А. Дельвига в контексте литературного развития 1810 - 1830-х годов: Традиции и новаторство2004 год, доктор филологических наук Жаткин, Дмитрий Николаевич
Заключение диссертации по теме «Литература народов стран зарубежья (с указанием конкретной литературы)», Сельницин, Алексей Александрович
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Развитие романтического направления в литературе и искусстве Норвегии связано со становлением национальной культурной традиции. Пути её развития не были однозначными. Не случайно первая половина и середина XIX столетия были ознаменованы многочисленными дискуссиями и полемикой. Однако, несмотря на это, развитие норвежской культуры XIX века представляет собой единый поток. Особое значение имеет эпоха «национального прорыва» 1840-50х гг., которую с полным правом можно назвать эпохой расцвета романтизма в Норвегии и которая наряду с этим положила начало новым литературным тенденциям. В эти годы воссоздавалась не только национальная литература, но и был создан и опробован в художественных произведениях новый норвежский литературный язык - лансмол. Первые шаги делает литературная критика. Огромным импульсом, способствовавшим культурному развитию, стало издание произведений устного народного творчества - норвежских сказок и народных песен.
Вклад Вельхавена в развитие поэтической и литературно-критической традиции был весьма значительным. В его лице норвежская интеллигенция обрела духовного лидера, первым осмелившегося заговорить о проблемах культурного и общественного развития Норвегии. Вельхавену не суждено было стать духовным вождём всей нации, однако круг его сторонников был немалым, а его идеи оказали существенное влияние на литературный и культурный процесс середины столетия. Главным образом это связано со становлением искусства «национального прорыва», ставшего предвестником новых течений в литературе Норвегии.
В полемике с Хенриком Вергеланном и его сторонниками Вельхавен отстаивал законы нормативной эстетики, главным принципом которой он видел гармонию. Искусство, по его мнению, должно прежде всего воссоздавать красоту. Красота, проявляющаяся в поэзии, есть отражение гармонии мироздания. Чувство красоты исконно заложен в душе человека, важно его осознать и развить в себе. Поэтому каждый пишущий стихи должен постичь основы поэтического мастерства, дабы свободно чувствовать себя в рамках строгих размеров и рифм. Поэт должен осознавать глубокую ответственность за то, что он пишет и как он пишет.
Полемика с Вергеланном получила широкий резонанс в норвежском обществе и сыграла важную роль в формировании национальной литературной традиции. Огромное значение полемика имела и для самого Вельхавена. Литературно-эстетические дебаты в значительной степени способствовали формированию философских и эстетических взглядов поэта. Однако в историю норвежской литературы Вельхавен вошёл в первую очередь как лирический поэт. Характерно, что те положения эстетики Вельхавена, которые он отстаивал в полемике с Вергеланном, последовательно воплотились в его творчестве. Стихотворения Вельхавена отличаются строгим размером, чёткостью композиции, которая полностью подчиняется основной мысли поэта. Образные средства в стихотворении служат, как правило, раскрытию главного мотива и второстепенных мотивов, с ним связанных.
Главный мотив, определяющий суть поэтического мышления Вельхавена, - воспоминание. Оно помогает поэту создать произведение искусства, свободное от всего случайного и сиюминутного. Оно помогает глубже прочувствовать и осознать то, о чём поэт должен писать. Миг рождения вдохновения, по Вельхавену, должен быть отделён временной гранью от момента написания стихотворения. Это объясняется тем, что в момент вдохновения поэт не осознаёт себя и, следовательно, не в состоянии контролировать творческий процесс. Поэтическая искра должна созреть в глубине его души, чтобы впоследствии отлиться в строгий размер стихотворения.
Воспоминание, по мнению Вельхавена, не есть бегство от мира, от реальности. Мир воспоминаний, живущих в душе лирического героя - это свой, особый мир. Он раскрывается перед героем в определённые моменты жизни, чаще всего - ночью, когда герой остаётся наедине с самим собой. Обращение к миру воспоминаний — залог обретения душевной гармонии. Более того, без погружения в этот мир невозможна полноценная духовная жизнь человека. Полнота человеческого бытия не исчерпывается реальным и сиюминутным. По Вельхавену, верность воспоминаниям - одно из главных человеческих достоинств. Таким образом, воспоминание у Вельхавена становится одной из важнейших жизненных ценностей, обеспечивающих внутреннюю целостность героя, его верность самому себе.
С воспоминанием тесно связаны другие мотивы поэзии Вельхавена, прежде всего - мотив сновидения. Сон выступает не только как способ бегства от реальности, но прежде всего как бессознательное переживание, как важный способ связи с другими мирами, что позволяет лирическому герою обрести полноту не только физического, но и духовного опыта.
Важное место в творчестве поэта занимает мотив смерти. Смерть как уход в иной мир тесно сопрягается со сновидением. В ранних стихотворениях Вельхавена до середины 40-х годов мы можем наблюдать пантеистические черты в трактовке мотива. Они проявляются в том, что бренность человека осмысляется на фоне вечного мира природы. По отношении к человеку и живым существам смерть выступает как неизбежный конец, как всевластная царица мира. Другой важный аспект мотива проявляется в том, что Вельхавена занимает проблема умирания духовного как следствие неправедной жизни. Отсюда важное для его поздней лирики противопоставление царства Духа и мира природы.
Фольклорные образы, связанные с норвежской народной традицией, мыслятся Вельхавеном как достояние исторической памяти народа, как непреходящий источник вдохновения. Образ хульдры - горной феи
Вельхавен воспринимал и воплощал в своём творчестве в соответствии со своими эстетико-философскими идеями. Его хульдра, разумеется, не тождественна персонажу народных сказок. Поэт воспринимает её как дух, выражающий потаённую жизнь природы. Хульдра выступает своего рода музой, дарующей поэтам искру вдохновения и обучающая их поэтическому искусству. При этом Вельхавен подчёркивает, что хульдра - существо из иного мира, и дар поэзии, которым она наделяет людей, может обернуться проклятием. Так реализуется принцип двоемирия, а сама поэзия в понимании романтиков воспринимается, с одной стороны, как божественный дар, с другой стороны - как тяжёлая ноша, причина разрыва человека с окружающим миром.
Однако сам поэт всем своим творчеством утверждал идею гармонии, примирения. Залог достижения гармонии Вельхавен видел в обращении человека к духовному, которое отражается в его грёзах, воспоминаниях и сновидениях. Мысль о необходимости духовного развития проходит через всё творчество поэта. Благодаря этому его творчество вошло в классику норвежской литературы и оказало огромное влияние на развитие национальной поэтической традиции.
Список литературы диссертационного исследования кандидат филологических наук Сельницин, Алексей Александрович, 2003 год
1. Welhaven J.S. Samlede verker. Utgitt med innledning og kommentarer av Ingard Hauge. Bd. I-V. - Oslo: Universitetsforlaget, 1990-1992.
2. Welhaven J.S. Digtekunst og polemikk: Johan Sebastian Welhavens dikt / I utvalg ved Liv Bliksrud. Oslo: Den Norske Bokkluben, 1990. - 132 s.
3. Welhaven J.S. Metaphysik i 100 §§. Oslo: Johan Gerundt Tanum Forlag, 1965.- 175 s.
4. Welhaven J.S. Halvhundrede Digte. Kjobenhavn: C.A. Reitzel, 1848. - 203 s.
5. Welhaven J.S. Nyere Digte. Christiania: J. Dahl, 1845. - VII, 240 s.
6. Welhaven J.S. Norges Daemring: Et polemisk Digt / af Johan S. Welhaven. -Christiania: Johan Dahl, 1834. 81 s.
7. Welhaven J.S. Reisebilleder og Digte. Christiania: Chr. T0nsbergs Fori., 1851.-213 s.
8. Lyrikkboken. Norske dikt fra Bjerregaard til Mehren. I utvalg ved Ivar Havnevik. Oslo: Den Norske Bokklubben, 1971. - 420 s.
9. Norske dikt. Utvalg ved Brikt Jensen. Bd. 2. - Oslo: Gyldendal Norsk Forlag, 1983.-248 s.
10. Wergeland Henrik. Samlede Skrifter. Bd. 1-23. - Kristiania/Oslo: 19181940 (http://www.dokpro.uio.no/wergeIand).
11. Aasen Ivar. Symra. Vev-utgave: Tonsberg: Hogskolen i Vestfold, 2000. Basert pa 3. utgava: "Symra. Tvo Tylfter med Visor og Rim". Kristiania, 1875 (http://www-bib.hive.no /tekster /ekstern /aasen /symra).
12. Бьёрнсон Бьёрнстьерне. Избранное. M.: Гослитиздат, 1959. — 656 с.
13. Вергеланн Хенрик. Еврейка. 11 цветущих терновых ветвей.: Поэма / Пер. А.Шараповой //Ной: Армяно-еврейский вестник. № 15. — 1995. -С. 32-110.
14. Европейская поэзия XIX в. М.: Худ. лит., 1977. - С. 524-527, 856-857.
15. Ибсен Генрик. Собрание сочинений: В 4-х тт. М.: Искусство, 1956.
16. Младшая Эдда / Изд. подгот. О.А.Смирницкая, М.И.Стеблин-Каменский. Л.: Наука, 1970. - 253 с.
17. Новалис (Фридрих фон Гарденберг). Гейнрих фон Офтердинген / Пер. 3. Венгеровой. Петербург: МСМХХИ. - 173 с.
18. Писатели Скандинавии о литературе: Сб. ст. — М.: Радуга, 1982. 416 с.
19. Стихи норвежских поэтов XIX в. М.: Худ. лит., 1984. - 205 с.
20. Научная и критическая литература:
21. Адмони В.Г. Генрик Ибсен: Очерк творчества. 2-е изд., перераб. и доп. - Л.: Худож. лит., 1989. - 272 с.
22. Аникст А.А. Идейные и художественные основы романтизма // Искусство романтической эпохи: материалы научной конференции (1968). — М.: Гос. Музей изобразительных искусств им. А.С.Пушкина, 1969.-С. 1-17.
23. Борген Ю. Слова, живущие во времени: Статьи и эссе. — М.: Радуга, 1988.-416 с.
24. Брауде Л.Ю. Сказочники Скандинавии. Л.: Наука, 1974. - С. 32-41.
25. Брауде Л.Ю. Скандинавская литературная сказка. — М.: Наука, 1979. — С.29-35.
26. Будур Н.В., и др. Зарубежная детская литература: Учебное пособие. 2-е изд. - М.: "Академия", 2000. - С. 161, 165-169.
27. Вакенродер В.Г. Фантазии об искусстве. М.: Искусство, 1977. - 262 с.
28. Ванслов В.В. Эстетика романтизма. М.: Искусство, 1966. - 401 с.
29. Введение в литературоведение. Литературное произведение: основные понятия и термины. М.: Высшая школа, 1999. - 555 с.
30. Вейдле В.В. Эмбриология поэзии: статьи по поэтике и теории искусства. М.: Языки славянской культуры, 2002. - 456 с. - (Studia phililogica).
31. Веселовский А.Н. Историческая поэтика. М.: Высшая школа, 1989. -406 с. - (Классика литературной науки).31 .Волков И.Ф. Теория литературы. М.: Владос, 1995. - 256 с.
32. Гаспаров Б.М. Литературные лейтмотивы: Очерки русской литературы XX века. М.: Наука, 1994. - 303 с.
33. Горн Ф.В. История скандинавской литературы от древнейших времён до наших дней. -М.: 1894. С. 216-230.
34. Григорьева Л.Г. Творчество Хенрика Вергеланна и его место в норвежском романтизме // Неизученные страницы европейского романтизма. -М.: Наука, 1975. С. 129-155.
35. Ерхов Б.А. Предисловие // Стихи норвежских поэтов XIX века. М.: 1985.-С. 3-12.
36. Есин А.Б. Принципы и приёмы анализа литературного произведения. — 3-е изд. М.: Флинта; Наука, 2000. - 348 с.
37. Жирмунский В.М. Немецкий романтизм и современная мистика. — СПб.: Аксиома; Новатор, 1996. — XL, 232 с. (Памятники и история европейского романтизма).
38. Жолковский А.К., Щеглов, Ю.К. Работы по теории выразительности: Инварианты Тема - Приёмы - Текст. - М.: Прогресс, 1996. - 341 с.
39. История всемирной литературы. Т. VI. - М.: Наука, 1989. - С. 268-270.
40. История всемирной литературы. Т. VII. - М.: Наука. 1991. - С. 416426.
41. История зарубежной литературы XIX века. Часть первая / под ред. проф. А.С. Дмитриева. М.: Изд-во МГУ, 1979. - 572 с.
42. История Норвегии. М.: Наука, 1980. - 709 с.
43. Квятковский А.П. Поэтический словарь. -М.: Сов. Энциклопедия, 1966. -375 с.
44. Крымова Н.И. Норвежская литература // Краткая литературная энциклопедия. М.: 1968. - т.5. - С. 330-338.
45. Литература Норвегии. Сага Природа - Общество / Сигурд О. Орнес. -Oslo: Det Kongelige Norske Utenriksdepartament, 1999. - 28 с.
46. Литературный энциклопедический словарь. М.: Сов. Энциклопедия, 1987.-750 с.
47. Лотман Ю.М. Анализ поэтического текста. — Л.: Просвещение, 1972. -270 с.
48. Лубянская Г.И. Три лика лирики. Тула, 1987. - 216 с.
49. Мукаржовский Ян. Структуральная поэтика. — М.: Языки русской культуры, 1996. 479 с.
50. Неустроев В.П. Литература скандинавских стран (1870-1970). М.: Высшая школа, 1980. - 278 с.
51. Поспелов Г.Н. Лирика: Среди литературных родов. М.: Изд-во МГУ, 1976.-208 с.
52. Пропп, В.Я. Морфология сказки. Исторические корни волшебной сказки (Собрание трудов В.Я. Проппа). М.: Лабиринт, 1998. - 512 с.
53. Современный словарь-справочник по литературе / Сост. и науч. ред. С.И. Кормилова. М.: Олимп; ACT, 2000. - 699 с.
54. Стародубцева Л.В. Философский нарциссизм и припоминание // Вопросы философии. 2001. - № 11. - С. 40-49.
55. Стеблин-Каменский М.И. История скандинавских языков. М.-Л.: Наука, 1953. - 340 е.: илл.
56. Тертерян И. Романтизм как целостное явление // Вопросы литературы. -1983.-№4.-С. 151-183.5 7.Толмачёв В.М. Романтизм: культура, лицо, стиль // На границах: Зарубежная литература от Средневековья до современности. М.: ЭКОН, 2000.-С. 104-116.
57. Томашевский Б.В. Теория литературы. Поэтика: Учебное пособие. М.: Аспект Пресс, 1999. - 334 с.
58. Тураев С.В. От Просвещения к романтизму (Трансформация героя и изменение жанровых структур в западноевропейской литературе конца XVIII начала XIX в.). - М.: Наука, 1983. - 255 е.: илл.
59. Хализев В.Е. Теория литературы. -М.: Высшая школа, 1999. 398 с.
60. Холшевников В.Е. Анализ композиции лирического стихотворения // Анализ одного стихотворения: Межвуз. сб. JL: Изд-во ЛГУ, 1985. — С. 3-48.
61. Храповицкая Г.Н. Бьёрнсон Бьёрнстьерне // Зарубежные писатели: Биобиблиографический словарь / Под ред. Н.П. Михальской. — М.: Просвещение, 1997.-Т.1.-С. 107-110.
62. Храповицкая Г.Н. Драматургия Г. Ибсена 80-х 90-х годов: Диссертация на соискание степени кандидата фил. наук. - М.: МГПИ, 1964. — 285 с.
63. Храповицкая Г.Н. Ибсен и западноевропейская драма его времени. — М.: МПГУ, 1979.-119 с.
64. Храповицкая Г.Н. Ибсен Хенрик И Зарубежные писатели: Биобиблиографический словарь / Под ред. Н.П. Михальской. — М.: Просвещение, 1997. Т.1. - С. 325-333.
65. Храповицкая Г.Н., Коровин А.В. История зарубежной литературы. Западноевропейский и американский романтизм. — М.: Флинта: Наука, 2002.-406 с.
66. Шлегель Фр. В. Эстетика. Философия. Критика. В 2х тт. - М.: Искусство, 1983. - Т. 1. - 479 с.
67. Шумкова, Т.Л. Зарубежная и русская литература. Романтизм. М.: Флинта: Наука, 2002. - 237 с.
68. Эткинд Е. О лирическом субъекте поэзии романтизма // Искусство романтической эпохи: материалы научной конференции (1968). М.: Гос. Музей изобразительных искусств им. А.С.Пушкина, 1969. - С. 150169.
69. Andersen Per Thomas. Norsk litteraturhistorie. Oslo: Universitetsforlaget, 2001.-S. 159-198.
70. Andersen-Nasss Reidar. J.S.Welhaven. Mennesket og dikteren. Oslo: Universitetsforlaget, 1959. - 237 s.
71. Andersen-Naess Reidar. J.S.Welhaven. Mennesket og dikteren. Doktordisputas ved Universitet i Oslo 4. mars 1961 // Edda 1962. Bd. LXII. -S. 21-70.
72. Aschehougs Norges historie. Bind 8: Nasjonen bygges. 1830-70 / Seip, Anne-Lise. - Oslo: Aschehoug, 1997. - S. 13-23.
73. Benderud Aagot. Mellom Wergeland og Welhaven // Samtiden. 1963. -1. -S. 18-31.
74. Bergsgard Arne. Norsk historie 1814-1880. Oslo: Det Norske Samlaget, 1964.-261 s.
75. Beyer Edvard. Norsk og fremmed. Artikler i utvalg. Oslo: Aschehoug, 1961.-S. 9-39, 57-82.
76. Beyer Edvard. Utsyn over norsk litteratur. — 4. reviderte utgave. — Oslo: J.W.Cappelens Forlag, 1983. S. 49-89.
77. Beyer Harald. Forholdet mellem Henrik Wergeland og hans far // Edda 1925. -Bd. XXIV. -S. 80-82.
78. Beyer Harald. Wergeland og Welhaven // Edda 1930. Bd. XXX. - S. 269280.
79. Beyer Harald. Wessel-tradisjonen hos Wergeland og Welhaven // Edda 1945. Bd. XLV. - S. 148-155.
80. Beyer Harald og Edvard. Norsk litteratur historie. 4. utgave. - Oslo: Aschehoug, 1978.-599 s.: ill.
81. Bibliografi over norsk litteraturforskning. 1965-1989 / Red.: Leif Maehle. — Oslo: Det Norske Samlaget, 1993.-300 s.
82. Bing Just. Norsk Litteraturhistorie. Kristiania: Frem - Det nordiske forlag, 1904.-290 s.
83. Bing Just. Welhaven. Digtets and. En tolkning // Nordisk tidsskrift for Vetenskap, Konst och Industri. 1920. - S. 234-248.
84. Bliksrud Liv; Hestmark Geir; Rasmussen Tarald. Vitenskapens utfordringer. Norsk idehistorie. Bd. IV. - Oslo: Aschehoug, 2002. - 477 s.
85. Bonsaksen Gunnar. Avholdsprofeten Welhaven (http: //www.folket.no/ 1306).
86. Bredsdorf Elias; Mortensen Brita; Popperwell Ronald. An Introduction to Scandinavian literature. From the earliest time to our day. — Copenhagen-Cambridge: 1951.-P. 128-144.
87. Bull Fr., Paasche Fr., Winsnes A.H., Houm Ph. Norsk litteratur historie. -Oslo: Aschehoug, 1959. Bd. III. - 575 s.
88. Bull Fr., Paasche Fr., Winsnes A.H., Houm Ph. Norsk litteratur historie. -Oslo: Aschehoug, 1959. Bd. IV. - 464 s.
89. Bo Gudleiv. "Nationale subjekter". Ideer om nasjonalitet i Henrik Ibsens romantiske forfatterskap. Oslo: Novus Forlag, 2000. - 266 s.
90. Bo Olav. Trollmakter og godvetter. Overnaturlege vesen i norsk folketru. -Oslo: Det Norske Samlaget, 1987. 172 s.: ill.
91. Christensen Erik H. "Det Uudsigelige" // Edda. 1990. - Hefte 4. - S. 291297.
92. Christensen Hjalmar. Det nittende aarhundredes kulturkamp i Norge. -Kristiania: Aschehoug, 1905. 456 s.
93. Christophersen Tom og Hageberg Otto. Hovedlinjer: Norsk litteraturhistorie for den videregaende skolen. Oslo: Undervisningsforlag, 1985. - 160 s.
94. Dahl Willy. Inn i diktet fra Edda til Eldrid. - Bergen: Eide Forlag, 2002. -125 s.
95. Dahl Willy. Norges litteratur. Tid og tekst. Bd. 1: 1814-1884. - Oslo: Aschehoug, 1981.-340 s.
96. Dansk litteratur historie. Fra Oehlenschlager til Kierkegaard / af Gustav Albeck, Oluf Friis, Peter P. Rohde. Kobenhavn: Politikens Forlag, 1967. -719 s.
97. Dictionary of Scandinavian literature / Vippi Zuck, Niels Ingversen and Harald S. Naess. Chicago-London: St.James Press, 1990. - XI, 792 p.
98. Dietrichson Lorentz. Omrids af den norske Poesis Historie: Literaerhistoriske Forelaesninger. Bd. II: Den norske literatur efter 1814. - 1869. -212 s.
99. Dietrichson Lorentz. Svundne Tider. Af en Forfatteres Ungdomserindringer. Bd. I: Bergen og Christiania i 40- og 50-aarene. -Kristiania: J.W.Cappelens Forlag, 1896. - 391 s.
100. Elster Kristian. Illustrert norsk litteraturhistorie. Annen utgave. Oslo: 1935.-Bd. III.-233 s.
101. Elster Kristian. Illustrert norsk litteraturhistorie. Annen utgave. Oslo: 1935.-Bd. IV.-236 s.
102. Erichsen Valborg. Soren Kierkegaards Betydning for norsk Aandsliv // Edda 1923. Bd. XIX. - S.242-247.
103. Eriksson Gunnar. Romanticism in Scandinavia // Romanticism in national context. Cambridge University Press, 1988. - S. 172-190.
104. Falnes Oscar J. National Romanticism in Norway. N.Y., 1968. - 3981. P
105. Gran Gerhard. Johan Sebastian Welhaven. 2. utg. - Oslo: Noregs Ungdomslag og Studentmaallaget, 1922. - 32 s. (Norske folkeskrifter; 46).
106. Gran Gerhard. Norges Dasmring. En litteraturhistorisk indledning. -Bergen: John Griegs Bogtrykkeri, 1899. 348 s.
107. Gran Gerhard. Norsk aandsliv i hundrede aar. Spredte Traek. -Kristiania: Aschehoug, 1916. -243 s.
108. Gran Henning. Welhaven pa klassisk grunn. Oslo: Aschehoug, 1942. -79 s.
109. Gr0ndahl Illit & Raknes Ola. Chapter in Norwegian Literature. -Copenhagen-Kristiania: Gyldendal, 1923. IX, 308 s.
110. Gumpert G. Johan Sebastian Welhavens Asthetik und Dichtungstheorie. Minister: Kleinheinrich, 1990. - 109 s.
111. Gumpert G. Welhaven hinsides klassikk og romantikk // Demringens tolker: En essaysamling om J.S.Welhaven. Oslo: Aventura, 1990. - S. 5062.
112. Hambro C.J. Introduction // Anthology of Norwegian lyrics. Translated in the original meters By Charles Wharton Stork. Princeton: Univercity Press, 1942.-P. I-XXXVI.
113. Handagard Idar. Johan Welhaven. Liv og digtning ethisk livssyn og praktisk reform-arbeide. - 2nd udgave. - Oslo: Norsk Bokhandel, 1926. - 214 s.
114. Handagard Idar. Wergeland og Welhaven og deres stilling til samtidens aedruelighedsarbeide. Trondhjem : I.O.G.T.s Norske Fori., 1915. - 268 s.
115. Hauge Ingard. Innledning til Samlede verker // Welhaven J.S. Samlede verker. Bd. I. - Oslo: Universitetsforlaget, 1990. - S. 13-17.
116. Hauge Ingard. J.S. Welhaven mannen, verket, tiden // Demringens tolker: En essaysamling om J.S.Welhaven. - Oslo: Aventura, 1990. — S. 1533.
117. Hauge Ingard. Tanker og tro i Welhavens poesi. Oslo: Gyldendal Norsk Forlag, 1955. -238 s.
118. Hauge Ingard. "Vildanden", Welhaven og den romantiske symboltradisjon // Edda 1988. Hefte 3. - S. 268-273.
119. Hauge Ingard. Welhaven som brevskriver // Welhaven J.S. Samlede verker. Bd. V. - Oslo: Universitetsforlaget, 1992. - S. 9-16.
120. Hauge Ingard. Welhaven som prosaforfatter I I Welhaven J.S. Samlede verker. Bd. III. - Oslo: Universitetsforlaget, 1991. - S. 7-14.
121. Hauge Ingard. Welhavens versdiktning // Welhaven J.S. Samlede verker. Bd. I. - Oslo: Universitetsforlaget, 1990. - S. 18-24.
122. Haugen Arne Kjell. Det utsigelige uutsigelige // Demringens tolker: En essaysamling om J.S.Welhaven. Oslo: Aventura, 1990. - S. 105-111.
123. Havnevik Ivar. Dikt i Norge. Lyrikkhistorie 200-2000. Oslo: Pax Forlag, 2002.-510 s.
124. Heber Lilly. Norsk realisme i 1830 og 40 aarene: Et bidrag til Intelligenspartiets historie. Kristiania: Olaf Norli, 1914. - XXIII, 294 s.
125. Heiberg Hans. Sa stort et hjerte. Henrik Wergeland. Oslo: Aschehoug, 1972. - 190 s.
126. Heide Eivind. Huldra og annen trollskap. Oslo: Aschehoug, 1971. -S. 13-45.
127. Hodne 0rnulf. Norsk folketro. Oslo: J.W.Cappelens Forlag, 1999. -251 s.
128. Host Else. Vildanden av Henrik Ibsen. - Oslo: Aschehoug, 1967. -276 s.
129. J. S. Welhaven. Mindeblade. Samling av minneord ved Johan Sebastian Welhavens bortgang. — Kristiania: P.T.Mallings Boghandels Forlag, 1873. -55 s.
130. Johan Christian Dahl 1788-1857. Jubileumsutstilling. Oslo: Nasjonalgalleriet, 1988. - 348 s.: ill.
131. Johansen Knut. Innledning // Welhaven J.S. Norges Dasmring. -Bergen: 1972. S. I-VIII.
132. Jorgenson Theodore. History of Norwegian literature. New York: The Macmillan Company, 1933.-P. 183-241.
133. Jynge Andreas. Johan Sebastian Welhaven // Ord och Bild. 1907. - S. 625-637.
134. Jaeger Henrik. Illustreret norsk literaturhistorie. Afsluttet af Otto Anderssen. Kristiania: Hjalmar Biglers Forlag, 1896. - Bd. I. - 592 s.
135. Jaeger Henrik. Illustreret norsk literaturhistorie. Afsluttet af Otto Anderssen. Kristiania: Hjalmar Biglers Forlag, 1896. — Bd.II. - Halvbd. I. -640 s.: ill.
136. Jaeger Hermann. Norsk literatur forskning i 1914 // Edda 1915. Bd. III. - S. 323-341.
137. Kejzlar Radko. Dejiny norske literatury. 1814-1914. Praha: Academia, 1967. - S. 7-75.
138. Kejzlar Radko. J.S. Welhaven jako kritik estetik // Casopis pro moderni filologii, 44. 1962. - S. 80-90.
139. Kjasr Margarethe. Norske former, ord og vendinger hos Welhaven // Maal og minne. Norske studier. 1922. - S. 65-82.
140. Kleftmann Eckurt. Die deutsche Romantik. Koln: DuMont Buchverlag, 1979. - 229 s.
141. Koht Halvdan. J.S. Welhaven. Hans Liv og Forfattervirksomhed. Saertryk af: J. B. Halvorsen's "Norsk Forfatter-Lexikon 1814-1880".-Kristiania: Det Mallingske Bogtrykkeri, 1905. 64 s.
142. Krogvig Anders. Romantikken og dens forberedelse i dansk og norsk litteratur // Samtiden. 1919. - S. 582-602.
143. Lassen Hartvig. Henrik Wergeland og hans Samtid. 2nd utg. - Chra., 1877.
144. Lie Hallvard. Norsk verslaere. Oslo: 1967. - 878 s.
145. Liest0l Knut. Peter Christen Asbjornsen. Mannen og livsverket. Oslo: Forlagt av J.G.Tanum, 1947. - 278 s.
146. Litteraturen i Danmark og de 0vrige Nordiske lande. - Red. af Henning Fonsmark. - Kjobenhavn: Politikens Forlag, 1954. - S. 7-172, 296297.
147. Litteraturvitenskapelig leksikon / Jacob Lothe, Christian Refsum og Unni Solberg. Oslo: Kunnskapsforlaget, 1999. - 272 s.
148. Lechen Arne. J.S.Welhaven. Liv og skrifter. — Kristiania: Aschehoug, 1900.-562, XXV s.: ill.
149. Lechen Arne. Welhavens aesthetik // Nyt Tidsskrift. — Ny Raekke. 1 ste Aargang. - 1892/93. - S. 250-271.
150. Lekse Olav. "Digtets Aand" og "Strophens Liv": Variasjonar over eit tema av Welhaven // Edda 1943. Bd. XLIII. - S. 81-98.
151. Markussen Bjarne. Diktets ironi. En retorisk kommentar til "Digtets Aand"//Edda 1990,-Hefte l.-S. 48-51.
152. Martens Johannes Skancke. Nordmenn i romantikkens Paris. 18301848. Oslo: Hovik Bokhandel, 1944. - S. 59-104, 131-146.
153. Mathisen Steinar. Metafysikk og poesi hos J.S. Welhaven // Demringens tolker: En essaysamling om J.S.Welhaven. — Oslo: Aventura, 1990.-S. 168-186.
154. Midboe Hans. Romantikkens balladediktning. Mytiske motiver. Oslo: Gyldendal Norsk Forlag, 1946. - 231 s.
155. Mohr Otto Lous. Et virkelighetsdrama om kjaerlighet. Camilla Wergeland Johan Sebastian Welhaven - Ida Kjerulf // Ord och bild. - 1957. — № 3. - S. 123-132.
156. Munch P.A. Norrane gude- og heltesagn. Redigert utgave ved Jorgen Haavardsholm. Oslo: Universitetsforlaget, 1996. -319 s.
157. Myhren Dagne Groven. Kjaerlighet og Logos. En unders0kelse og en sammenlikning av Henrik Wergelands verdensdikt "Skabelsen, Mennesket og Messias" og "Mennesket". Oslo: Solum Forlag, 1991.-508 s.
158. Nordens litteratur f0r 1860. Redigeret af Mogens Brandsted. -Kobenhavn: Gyldendalske Boghandel, 1972. S. 370-394.
159. Nordeuropaische Literaturen / Red.: Horst Bien. Leipzig: VEB Bibliographisches Institut, 1980. - 341 s. - (Meyers Taschlexikon).
160. Norges litteratur historie. Redigert av Edvard Beyer. Bind 2.: Fra Wergeland til Vinje av E.Beyer, I.Hauge, O.Bo. - Oslo: J.W.Cappelens Forlag, 1974.-540 s.
161. Norsk litteratur i tusen ar. Tekshistoriske linjer / Aarnes, Sigurd A., o.a. Oslo: J.W.Cappelens Forlag, 1994. - S. 199-277.
162. Norsk litteraturhistorie. Sakprosa fra 1750 til 1995. Bind 1: 17501920. - Oslo: Universitetsforlaget, 1998. - S. 193-370.
163. Norges malerkunst. Bd. 1: Fra hoymiddelalderen til 1900 / Anne Winchstram, Sigrid Christie, Peter Anker, Magne Malmanger, Knut Berg. -Oslo: Gyldendal Norsk Forlag, 1993. S. 187-350.
164. Norsk litteraturkritikk. 1770-1890. En antologi ved Tom Christophersen. Oslo: Gyldendal Norsk Forlag, 1974. - XXIII, 261 s.
165. Norsk litteraturkritikk fra Tullin til A.H. Winsnes. En antologi ved Sigurd Aa. Aarnes. Oslo: Universitetsforlaget, 1970. - 291 s.
166. Norsk litteraturkritikks historie 1770-1940 / Red.: Edvard Beyer, Irene Iversen, Arild Linneberg og Morten Moi. Bd.l: 1770-1848. - Oslo: Universitetsforlaget, 1990.-320 s.
167. Norske klassikere. Portretter av store norske kunstnere innen litteratur, billedkunst og musikk fra 1600-tallet til vart eget arhundre. Oslo: Tiden Norsk Forlag, 1985. - S. 569-578.
168. Nygaard Knut. Henrik Anker Bjerregaard. Dikteren og hans tid. — Oslo: Gyldendal Norsk Forlag, 1966. -218 s.
169. Nytt norsk forfatterleksikon. Ved Willy Dahl. Oslo: Gyldendal Norsk Forlag, 1971.-267 s.
170. Ross Immanuel. Udsigt over den norske nationalromantiks udvikling indtil 50-aarene // Nyt Tidsskrift. Ny Raekke. 1893/94. - S. 762-775.
171. Sanness John. Patrioter, intelligens og skandinaver. Norske reaksjoner pa skandinavismen for 1848. Oslo: Universitetsforlaget, 1959. - VIII, 650 s.
172. Saugstad Per. J.S. Welhaven. En idealenes vokter. Oslo: Gyldendal Norsk Forlag, 1967.- 127 s.
173. Skavlan Olaf. Kampen mellem Wergeland og Welhaven : <1828-1838> //Nyt Tidsskrift. 1882. - S. 236-304.
174. Slagstad Rune. De nasjonale strateger. — Oslo: Pax Forlag, 1998. S. 11-92.
175. Stangerup Hakon. Levende nordisk litteratur. Udgivet af Studenterforeningen. Kjobenhavn: Nyt Nordisk Forlag, MCMXLII. - 1067s.
176. Steen Ellisiv. Diktning og virkelighet. En studie i Camilla Colletts forfatterskap. Oslo: Gyldendal Norsk Forlag, 1947. - 326 s.
177. Stoltz G. Welhaven og Lyder Sagen // Edda 1950. Hf. 1-2. - S. 104116.
178. Stoverud Torbjorn. Milestones of Norwegian literature. Oslo: Johan Grundt Tanum Forlag. - P. 7-102.
179. Svendsen Paulus. Krisen i norsk romantikk // Edda 1941. Bd. XLI. -S. 407-421.
180. Svendsen Paulus. Wergeland som kosmopolitt // Edda 1945. — Bd. XLV.-S. 1-25.
181. Sorbo Tonny. Norges nasjonalmalerier. Oslo: Chr. Schibsteds Forlag, 1995.- 112 s.
182. Torp Ame og Dahl Berit Helene. Spraklinjer. Oslo: Aschehoug, 1996. - 208 s.
183. Tranoy B.S. Johan Sebastian Welhaven // Welhaven J.S. i utvalg. Ved B.S. Tranoy. Oslo: Nasjonalforlaget, 1930. - S. 249-256.
184. Vinje Finn-Erik. Et sprak i utvikling. Noen hovedlinjer i norsk sprakhistorie fra reformasjon til vare dager. Oslo: 1978. - S.l 14-115, 178.
185. Wall H. Welhavens Nyere Digte (1844) (http://stud.uio.no/ ~haavardw/(ny)rom/html40/welhdikt).
186. Wall H. Welhavens kunstsyn (http://stud.uio.no/~haavardw /(ny)rom/html40/welksyn).
187. Walton S.J. Farewell the spirit craven: Ivar Aasen and national Romanticism. Oslo: Det Norske Samlaget, 1987. - VIII, 344 p.
188. Wisnes A.H. Hegelianismen i Norge // Edda 1947. Bd. XLVII. - S. 167-183.
189. Wisnes A.H. Welhaven og filosofien // Welhaven, J.S. Metaphysik i 100 §§. Oslo: Johan Gerundt Tanum Forlag, 1965. - S. 89-162.
190. Wergeland Nicolai. Retfaerdig Bedommelse af Henrik Wergelands Poesie og Karakteer. Utgitt med innledning og kommentarer ved Dagne Groven Myhren. Oslo: Gyldendal Norsk Forlag, 1995. - XXXIV, 171s.
191. Waerp Henning Howlid. Romantikkens miner og begrepet "det pittorelske" // Edda 1995,-Hefte. 2.-S. 176-181.
192. Ystad Vigdis. "- Livets endel0se gade". Ibsens dikt og drama. Oslo: Aschehoug, 1996.-219 s.
193. Aall Anathon. Filosofien i Norden. Кар. 5:1 Norge // Edda 1917. VII. -S. 109-110.
194. Aarnes Asbjorn. Det poetiske fenomen. — Oslo: J.G.Tanum Forlag, 1963.-148 s.
195. Aarnes Asbjorn. J.S.Welhaven. Kritikeren og dikteren. Oslo: Det Norske Studentersamfundets Kulturutvalg, 1955. - 33 s.
196. Aarnes Asbjorn. Litteraert leksikon. Begreper og betegnelser. Teori -kritikk — historie. — Oslo: Grundt Tanum Forlag, 1967. 229 s.
197. Aarnes Asbjorn. Professor Asbjorn Aarnes besvarer sporsmalene om Welhaven (http:// www.dagbladet.no/welhaven).
198. Aarnes Asbjorn. Welhaven: Digtets Aand I I Demringens tolker: En essaysamling om J.S.Welhaven. — Oslo: Aventura, 1990. S. 91-104.
199. Aarnes Asbjorn. Welhavens estetikk // Welhaven, J.S. Metaphysik i 100 §§. Oslo: Johan Grundt Tanum Forlag, 1965. - S. 163-174.
200. Aarnes Sigurd Aa. "yEsthetisk Lutheraner" og andre studier i norsk senromatikk. Oslo: Universitetsforlaget, 1968. - 200 s.
201. Aarseth Asbjorn. Romantikken som konstruksjon. Tradisjonskritiske studier i nordisk litteraturhistorie. Oslo: Universitetsforlaget, 1985. — 303 s.
202. Aarset Terje. Tonediktaren Ivar Aasen // Spraknytt. Meldingsblad for norsk Sprakrad. 1996. - № 1. - S. 31-34.
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.