Педагогика музыкального самообразования в сфере досуга: На примере народно-инструментального творчества тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 13.00.05, кандидат педагогических наук Андрюшенков, Геннадий Иванович

  • Андрюшенков, Геннадий Иванович
  • кандидат педагогических науккандидат педагогических наук
  • 1999, Санкт-Петербург
  • Специальность ВАК РФ13.00.05
  • Количество страниц 192
Андрюшенков, Геннадий Иванович. Педагогика музыкального самообразования в сфере досуга: На примере народно-инструментального творчества: дис. кандидат педагогических наук: 13.00.05 - Теория, методика и организация социально-культурной деятельности. Санкт-Петербург. 1999. 192 с.

Оглавление диссертации кандидат педагогических наук Андрюшенков, Геннадий Иванович

СОДЕРЖАНИЕ ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ

МЕТОДИКИ ОБУЧЕНИЯ ИГРЕ НА НАРОДНЫХ ИНСТРУМЕНТАХ

1.1. ЭВОЛЮЦИЯ

РУССКОГО НАРОДНО-ИНСТРУМЕНТАЛЬНОГО ИСПОЛНИТЕЛЬСТВА

1.2. СОСТОЯНИЕ И ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ

НАРОДНО-ИНСТРУМЕНТАЛЬНОГО ИСПОЛНИТЕЛЬСТВА

ГЛАВА II. МУЗЫКАЛЬНОЕ САМООБРАЗОВАНИЕ

КАК ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ СИСТЕМА СОХРАНЕНИЯ И ВОЗРОЖДЕНИЯ

РУССКИХ НАЦИОНАЛЬНО-КУЛЬТУРНЫХ ТРАДИЦИЙ

2.1. ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ

КАК ПРЕДМЕТ МУЗЫКАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ

2.2. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

МУЗЫКАЛЬНОГО САМООБУЧЕНИЯ

2.3. ДВУЕДИНАЯ ПРИРОДА ПЕДАГОГИКИ

МУЗЫКАЛЬНОГО САМООБРАЗОВАНИЯ В СФЕРЕ ДОСУГА

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория, методика и организация социально-культурной деятельности», 13.00.05 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Педагогика музыкального самообразования в сфере досуга: На примере народно-инструментального творчества»

Актуальность проблемы исследования и степень ее разработанности. Переход к информационному обществу XXI века и преодоление глубокого кризиса, связанного с последствиями распада СССР, утратой казавшихся незыблемыми идеалов и грубыми просчетами государственной политики в 90-е годы, диктует с необходимость с максимальной эффективностью использовать созидательный потенциал отечественной культуры, возродить ее непреходящие ценности, опираясь на национально-культурные традиции россиян, добиться консолидации всех групп населения во имя социально-экономического и духовного прогресса. Существенное место в решении этой кардинальной проблемы принадлежит музыкальной культуре, которая, отражая менталитет народов России, способна активно содействовать гуманизации общественных отношений, утверждению высокой духовности, внесению нравт ственно-эстетических начал в труд, быт и досуг.

Культуроссзидающая сила музыки и благотворность ее влияния на человека предопределили появление ряда научных концепций, реализующих ее конструктивный потенциал. В первую очередь - это идеи Платона, Сократа, Эпикура, Ж.-Ж.Руссо, Л.Н.Толстого, Н.А.Бердяева и других мыслителей о всеобщем художественно-творческом развитии людей как ведущем средстве гуманизации человеческого сообщества; психологопедагогические теории Л.С.Выготского, С.Л. Рубинштейна, А.Н.Леонтьева, Б.М.Теплова, В.Д.Небылицина и других российских ученых о деятельной сущности человека и роли музыки в его гармоническом развитии; взгляды Л.Бетховена, Г.Берлиоза, Ф.Листа, А.Глазунова, А.Рубинштейна, П.Чайковского,

С.Рахманинова, Д.Шостаковича, А.Шнитке. Б.Гаврилина и иных выдающихся композиторов и музыкантов на социально-воспитательную сущность музыки. Особое значение приобрели сегодня принципы всеобщего музыкального воспитания и музыкальной педагогики, обоснованные в многогранной теоретической и практической деятельности Б.В.Асафьева, Л.А.Варенбойма, Н.А.Ветлугиной, А.Б.Гольденвейзера, Н.К.Игумнова,

Д.Б.Кабалевского, Г.Г.Еейгауза, Б.Д.Яворского и таких их зарубежных коллег как В.Барток, Э.Жак-Далькруа, И.Гата, 3.Кодай, К.Орфа и других.

Исследования в области музыкальной педагогики позволили создать в России разветвленную и достаточно эффективную систему музыкально-эстетического воспитания и музыкального образования, вобравшую в себя тысячи социальных институтов - от детских садов до музыкальных школ и консерваторий. Однако в основе своей эта система ориентирована на академические жанры, уделяя явно недостаточное место народно-инструментальной музыке, что является следствием:

- существенных недостатков государственной культурной политики,- недооценивающей необходимость постоянной поддержки традиционных форм национальной культуры;

- ориентации средств массовой информации на пропаганду зарубежных, как правило, далеко не лучших, образцов музыкальной эстрады;

- научной неразработанности ряда принципиально важных аспектов технологии передачи из поколения в поколение лучших образцов народно-инструментального искусства.

С одттой стороны ртэосст-ны многие оригинальные исследования Г-Ф.БриФановл г К.А.Вертко! ъ/г т/г т/т»

А. Н. Пересады,. В.Б.Попонова, Ю. П. Смирнова, Ф.В.Соколова,. и других с п е ци ал;: с. т- о в нар-сдно—инструментальной культуры, которые внесли существенный вклад б разработку многих аспектов этого направления духовкой жизни. Однако эти работы не учитывают ряда новых явлений, затрудняющих дальнейшее развитие народно-инструментального исполнительства.

В 90-е годы к приведенным выше недостаткам в пропаганде и организации народно-инструментального творчества прибавилась коммерциализации досугсвой сферы и развал системы клубной художественной самодеятельности. В течение многих десятилетий жители российской глубинки, где более всего сохранились традиции народно-инструментального м\'зицирования, могли бесплатно в музыкальных школах, домах творчества юных или клубных учреждениях обучать своих детей игре на балалайке, домре или баяне. Сегодня это требует значительных денег, которых у них, как правило, нет.

За последние 10 лет из-за отсутствия финансирования прекратили свое существование тысячи самодеятельных оркестров народных инструментов; лишены необходимой финансовой поддержки и всемирно известные государственные оркестры, что грозит * потерей исторически сложившихся народных традиций, невосполнимой утратой духовного достояния народов России. И в этой ситуации наиболее реальным и эффективным представляется путь музыкального самообразования, которое при соответствующем научно-методическом обеспечении может опереться: ка возможности домашнего музицирования, как средства духовного наполнения семейного досуга.

Перемещение центра музыкально-эстетического воспитания с учебных заведений и культурно-просветительных учреждений в сферу домашнего досуга детерминировано значительным укреплением материальной базы семейного музицирования и общемировыми тенденциями усиления роли дома в потреблении и воспроизводстве ценностей культуры. Однако успешность этого процесса находится в прямой зависимости от его научной разработанности, от уровня его профессионально-методического обеспечения, от возможности снабдить семью привлекательными и доступными посо-бкями, которые вызвали бы интерес к народно-инструментальному искусству и потребности в усвоении его технологии.

На рубеже XIX и XX веков, когда застывшее в своем развитии народно-инструментальное искусство испытывало необходимость в усовершенствовании, преобразовании и реформировании в соответствии с требованиями нового века, В.В.Андреев, Н.И.Белобородов и их сподвижники и последователи напита оптимальные пути решения возникшей проблемы, внесли в народно-инструментальное творчество живительные инъекции и обеспечили его существенный прогресс. Спустя столетие эта форма духовной активности, наследующая лучшие художественно-этнические традиции россиян, требует дальнейшего обновления и обогащения за счет объективных возможностей формирующегося информационного общества, и магистральный путь решения этой задачи видится во внедрении в практику достижений педагогики музыкального самообразования в сфере досуга.

Глубокое противоречие между объективной потребностью сохранения, возрождения л дальнейшего развития традиционного народно-инструментального искусства как средства национального самовыражения и формы отражения духовных начал, бытования и менталитета россиян и уровнем ее реализации обусловили целесообразность осуществления социально-педагогического теоретико-эмпирического исследования, цель которого - разработка педагогических основ музыкального самообразования в сфере досуга (на примере народно-инструментального творчества).

Из этой целрх вытекают задачи:

1.Осуществить анализ основных исторически сложившихся и перспективных тенденций развития народно-инструментальной исполнительской культуры и ведущих сфер ее проявления в России.

2. Выявить бытующие формы обучения игре на русских народных инструментах и степень их методического и организаци-ohhotq обеспечения (школы, учебные и наглядные пособия, руководства к обучению, методические рекомендации, самоучители и т.д. ) .

3.Определить роль и место музыкального самообразования как педагогической системы, обеспечивающей сохранение и возрождение русских национально-культурных традиций.

4.Разработать культурологические и психолого-педагогические требования к учебно-методическим пособиям по самообучению игре на русских народных инструментах.

5.Обосновать принципы классификации моделей учебно-методических пособий для дифференцированных групп, самостоятельно обучающихся игре на народных инструментах.

Объект исследования: различные группы населения, вовлеченные в музыкально-образовательную деятельность в условиях досуга.

Предмет исследования: педагогический процесс формирования музыкально-исполнительской культуры населения в области народно-инструментального творчества посредством самообучения в условиях досуга.

Основные базы исследования: Санкт-Петербургский

Дворец творчества юных, дома творчества юных Московского, Петроградского, Невского и Фрунзенского районов, ДК им.Ногина, самодеятельные оркестры народных инструментов в клубных учреждениях Ленинградской, Архангельской, Мурманской, Новгородской и Калининградской областей.

Гипотеза исследования исходила из того, что сохранение и дальнейшее развитие народно-инструментального творчества в современных условиях может быть обеспечено при условии реализации принципиально новой художественно-педагогической концепции, основанной на перенесении центра пропаганды этой формы духовной жизни россиян в сферу семейного досуга и внедрении педагогически стимулируемой методики музыкального самообразования .

Методологической основой исследования послужили: - философские, культурологические, социально-психологические концепции развития творческих потенций личности (Б.Г.Ананьев, Г.Блумер, В.Л.Дранков, С.Н.Иконникова, М.С.Каган,

Н.О.Лосский, Н.Н.Моисеев, Б.Д.Парыгин, А.Роуз, Э.В.Соколов, Г.Стоун, В.А.Ядов и др.);

- современная теория досуга как формы деятельности в свободное время, обеспечивающей рекреацию и дальнейшее развитие личности (М. А.Ариарский, Л.Г.Брылева, Д.М.Генкин, А.Д.Жарков, Т.Г.Кисилева, Ю.Д.Красильников, А.П.Марков, И.А.Новикова, А.А.Сукало, Ю.Д.Стрельцов, Б.А.Титов, В.Е.Триодин и др.);

- положения музыкальной педагогики и психологии о принципах формирования музыкальной культуры различных групп населения (О.А.Апраксина, Б.В.Асафьев, Л.А.Бареыбойм, Н.Я.Брюсова, Д.Б.Кабалевский, С.И.Савшинский, Ю.П.Смирнов, Б.А.Разумный, Б.М.Теплов, В.Ф.Чабаныый, А.П.Щапов и др.), и специфике восприятия музыки (В.П.Зинченко, А.Г.Костюк, Е.В.Назайкинс.кий, А.Н.Сохор, С.В.Щирин, Б.Л.Яворский и др.).

Исследование строилось на учете опыта достижений Московской (П.И.Нечипоренко), Санкт-Петербургской (А.В.Шалов) и Уральской (Ю.Е.Блинов) школ народно-инструментального исполнительства.

Методика исследования включала:

- теоретический анализ и обобщение философской, культурологической, социологической, социально-психологической, музыкально-педагогической, инструментоведческой литературы, а также работ, связанных с теорией, методикой и организацией обучения в области народно-инструментального исполнительства;

- прямое и опосредованное педагогическое наблюдение, анкетирование, собеседования, экспертную оценку, изучение объективной документации, формирующий социально-педагогических! эксперимент ;

- статистическую и качественную обработку результатов исследования .

Методы социально-псимологического, социологического и, в первую очередь, педагогического анализа реализовывались в комплексе и носили взаимообогащающий характер.

Исследования проводились в три этапа.

1 этап (1990-1992 г.) В результате наблюдений, опроса, изучения соответствующей литературы и последующего анализа практики музыкального обучения и самообразования были выявлены проблемы музыкального образования в существующих условиях, определена степень разработки этих проблем.

2 этап (1993-1995 г.). Осуществлялся констатирующий эксперимент с внедрением в практику музыкального обучения на различных базах. Расширялась программа исследования. Обрабатывался и обобщался экспериментальный материал.

3 этап (1996-1997 г.). В ходе эксперимента были проверены предложенные музыкально-педагогические принципы и методика обучения игре на народных инструментах для различных групп населения, проанализированы и обобщены результаты, дана оценка эффективности исследуемых методик. Разработаны и внедрены рекомендации по совершенствованию музыкально-педагогического процесса е условиях досуга.

Достоверность исследования подтверждается результатами формирующего социально-педагогического эксперимента, итогами многолетней практической деятельности в области педагогики музыкального образования и самообразования - от ВУЗа до детской музыкальной студии тридцатилетним опытом руководства оркестрами народных инструментов, подготовкой, выпуском и общественной экспертизой специальных учебных пособий, а также продолжительностью исследования, его методологической обоснованностью, использованием взаимодополняющей системы методов музыкально-педагогического анализа.

Апробация результатов исследования, главным образом, осуществлялась посредством научных и учебно-методических публикаций, отражавших содержание и выводы различных этапов опытно-экспериментальной работы, каждая публикация становилась предметом широких обсуждений со специалистами народно-инструментального творчества и читателями, использовавшими их для самостоятельного освоения методики обучения игре на народных инструментах.

В центре общественного обсуждения были такие публикации, как «Начальное обучение игре на балалайке». - Учебное пособие. «Музыка», 1983. - 118с.; Методика начального обучения игре на балалайке. - СПб, Академия культуры, 1995. - 93 е.; «Школа-самоучитель игры на балалайке». - СПб, 1998. Части I, II 144с.; «Русская народно-инструментальная культура в музыкально-образовательных компьютерных програм-мах»/Интернет: Культура и образование. - СПб, 1998. - с.68-72.

Итоги исследования были изложены автором на научных конференциях в Санкт-Петербурге:

- «Культура в условиях самоуправления и самофинансирования» (1990 г.);

- «Научно-методические проблемы подготовке'! специалистов в ВУЗах культуры» (1996 г.);

- «Историзм в культуре» (1997);

- «Интернет», культура и образование» (1998);

- «Взаимосвязь и преемственность дисциплин специализации «Народные инструменты» (1998 г.)

Научная новизна исследования проявилась в разработке и обосновании принципиально новой концепции сохранения и дальнейшего развития традиций народно-инструментальной культуры, основанной на использовании духовного потенциала семейного досуга и последовательного музыкального самообразования, опирающегося на общедоступные учебные пособия по методике овладения навыками игры на народных инструментах.

Обоснованные в процессе исследования принципы музыкального самообразования в сфере досуга позволили преодолеть застой в любительском народно-инструментальном искусстве, опереться на технические возможности формирующегося информационного общества и обеспечить социально-психологические и педагогические условия для вовлечения разных групп населения и, в первую очередь, молодежи в досуговое музицирование на русских народных инструментах.

Практическая значимость исследования связана с созданием авторской общедоступной школы игры на русских народных инструментах, в рамках которой каждый, независимо от места жительства может овладеть основами народно-инструмёнтального творчества.

Результаты исследования дают возможность наряду с совершенствованием традиционных учебно-методических пособий (печатных изданий школ, самоучителей, руководств) создавать и внедрять принципиально новые музыкально-образовательные пособия с использованием современных технических средств: аудио, видео, компьютерной техники (дискеты, CD ROM, мультимедиа и пр,), что позволяет поднять на качественно новый уровень и содержание, и формы музыкального образования.

Использование разработанных рекомендаций позволяет расширить контингент населения, вовлеченный в сферу музыкального самообразования, что будет способствовать оптимизации музыкально-образовательного процесса и в конечном итоге повышению музыкальной культуры соответствующих групп населения.

Выводы исследования могут быть использованы в повседневной деятельности авторами музыкальных учебных пособий и разработчиками образовательных программ, работниками системы культурно-досуговых учреждений, преподавателями музыкальных учебных заведений, руководителями музыкально-любительских объединений, а также специалистами, занимающимися вопросами повышения общей и музыкальной культуры населения.

Практическое воплощение музыкально-образовательных принципов и психолого-педагогических рекомендаций, разработанных в процессе исследования, осуществляется в настоящее время в Санкт-Петербургском государственном университете культуры и искусства и государственной Консерватории им.Н.А. Римского-Корсакова при чтении автором лекционных курсов «Методика обучения игре на народных инструментах» и «История народно-инструментального исполнительства», а так же посредством многочисленных публикаций, ставших основой музыкального самообразования в сфере семейного досуга.

На защиту выносятся:

1.Художественно-педагогическая концепция сохранения и дальнейшего развития традиционных форм национальной культуры, интегрированных в народно-инструментальной музыке, основанная на перенесении центра пропаганды и внедрения в практику этой формы духовной жизни россиян в сферу семейного досуга.

2.Принципы музыкального самообразования в сфере досуга? исходящие из идеи приоритетности, общедоступности и гуманистической направленности традиционных форм народно-инструментального музицирования.

3.Технология передачи из поколения в поколение лучших образцов народно-инструментального искусства, опирающаяся; на методику педагогически стимулируемого процесса последовательного вовлечения в мир музыки и музыкального творчества и поэтапного овладения умениями и навыками игры на народных инструментах .

4.Модель музыкально-образовательных программ, реализующих объективные возможности «Интернет» и иных достижений видео и компьютерной техники формирующегося информационного общества XXI века.

Диссертация включает в себя введение, две главы (I. Становление и развитие методики обучения игре на народных инструментах. II. Музыкальное самообразование как педагогическая система сохранения и возрождения русских национально-культурных традиций), заключение, список использованной литературы и приложение.

Похожие диссертационные работы по специальности «Теория, методика и организация социально-культурной деятельности», 13.00.05 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Теория, методика и организация социально-культурной деятельности», Андрюшенков, Геннадий Иванович

Выводы исследования широко использованы в повседневной деятельности авторами музыкальных учебных пособий и разработчиками образовательных программ, работниками системы культур-но-досуговых учреждений, преподавателями музыкальных учебных заведений, руководителями музыкально-любительских объединений, а также специалистами, занимающимися вопросами повышения общей и музыкальной культуры населения.

Реальное воплощение музыкально-образовательных принципов и психолого-педагогических рекомендаций, разработанных в процессе исследования, осуществляется в настоящее время в системе обучения специалистов музыкального профиля в Санкт-Петербургском государственном университете культуры и искусства и государственной Консерватории им.H.A.Римского-Корсакова .

Исследование убедительно показало, что музыкальное самообразование не может носить автономный характер и быть изолированным от других сфер жизнедеятельности и других звеньев музыкального воспитания и нравственно-эстетического развития личности.

Педагогика воспитания музыкальной культуры решает сложный комплекс проблем развития интереса к музыке, формирования умений и навыков музицирования и. концертно-исполнительской деятельности. Однако за решением этих конкретных задач нельзя не видеть сверхзадачи этого процесса - формирование духовно богатой, творческой личности, развитие ее способностей и дарований, воспитание гражданина и члена общества.

Утверждение эстетического отношения к действительности пронизывает всю человеческую жизнь. Оно не может быть ограничено рабочим, учебным или свободным временем, оно, наконец, не может быть прерогативой только семьи, только учебного заведения, только трудового коллектива или иной сферы жизнедеятельности.

Характер эстетического воспитания наиболее адекватен принципам комплексного подхода ко всему делу воспитания, который, в свою очередь, диктует необходимость добиваться единства действий всех общественных институтов в распространении конструктивного педагогического влияния на сферу труда, познания, общественно-политической жизни, быта и досуга людей.

В рамках решения этой задачи важное место принадлежит разработке научно-обоснованной и дифференцированной методики эстетического воспитания в свободное время как части комплексной системы эстетического воспитания различных категорий россиян.

Одна из главных особенностей эстетического воспитания в условиях свободного времени проявляется в том, что оно осуществляется в процессе межличностного общения, при добровольном участии в эстетической деятельности.

Система эстетического воспитания средствами культурно-просветительной работы способна в современных условиях решить одну из сложнейших социально-педагогических задач - существенно поднять общий уровень художественной культуры населения.

Необходимость такой постановки вопроса доказывается и зафиксированным в исследованиях социологов реально существующим противоречием: наличие среднего и высшего образования у значительной части населения при отсутствии высокого уровня художественного развития. Наиболее ярко это проявляется в том, что имея возможность воспринимать высококачественную художественную продукцию, массовый потребитель нередко ориентируется на художественные произведения среднего уровня и даже на кич, что не требует определенных интеллектуальных и эмоциональных усилий, специальной подготовки.

Повышение общеобразовательного уровня является важной, но не единственной предпосылкой осуществления массового художественного образования. Значительное место в этом процессе принадлежит повышению этого эстетического эффекта современного производства. Люди, усваивающие основы труда, встречаются на производстве с промышленной эстетикой, дизайном. Налицо диалектическая связь: характер современного производства диктует необходимость с детских лет формировать творческие потенции личности; искусство же, особенно в его современных формах, стимулирует развитие воображения и творческой мысли.

Следующая предпосылка - расширение средств массовой коммуникации, однако повышение общеобразовательного уровня, насыщение быта предметной стороной художественной культуры автоматически поднимает уровень художественного развития человека. Необходима специальная работа по формированию потребности в общении с высокохудожественными произведениями искусства, в определенной системе знаний.

Художественное образование личности осуществляется не только в процессе усвоения знаний об искусстве, что само по себе является достаточно важной задачей художественного образования. Оно осуществляется также в процессе восприятия искусства, обогащения опыта общения с ним. Ибо знание об искусстве имеет смысл тогда, когда результатом его усвоения является повышение уровня восприятия искусства, формирование высокого художественного вкуса, так как для наслаждения истинно великим произведением нужен вкус. Организация художественного восприятия способствует формированию художественной эрудиции личности.

Школа-самоучитель игры на балалайке интегрирует в себе по сути все структурные элементы художественного образования:

1)восприятие искусства;

2)усвоение знаний об искусстве;

3) овладение художественными: умениями и навыками.

Общее художественное образование начинается с раннего детства (с отдельных его элементов в программе воспитания детей в дошкольных учреждениях) и продолжается в его различных формах и видах всю жизнь. На школьном этапе элементы художественного образования включены в учебную программу. В зрелом возрасте - это система непрерывного эстетического просвещения, что порождает потребность в самодеятельном художественном творчестве, воспитательный потенциал которого проявляется в удовлетворении эстетических интересов и потребностей участников, возможности проявить себя как творца художественных ценностей и организатора социально-культурной деятельности. Эстетическая ценность художественной самодеятельности в том, что она интегрирует в себе массовое социально-культурное движение; художественное явление, фактор непрерывного художественного образования; сферу духовно богатого досугового общения; средство рационального, активного отдыха и форму проявления творческой активности.

Эстетическое воспитание средствами самодеятельного художественного творчества может приобретать различные формы -от самоучителя игры на балалайки, и > класса баяна или фортепиано, где человек овладевает основами игры на том или ином инструменте, до народного театра, самодеятельной студии или клуба любителей искусства, решающих достаточно сложные и социально значимые задачи. Но в любом объединении самодеятельного художественного творчества обеспечивается:

1)вовлечение масс в процесс непрерывного художественного просвещения;

2)включение личности в создание ценностей художественной культуры;

3)утверждение духовно насыщенных форм досугового общения и отдыха;

4)формирование эстетических чувств, вкусов, идеалов;

5)всестороннее стимулирование социально-культурной активности.

Одно из ведущих достижений опытно- экспериментальной работы проявилось в том, что в системе «Школы-самоучителя», ориентированной нз индивидуальное постижение культуры, удалось реализовать ряд педагогических принципов, характерных для организации коллективного художественного творчества1.

В первую очередь этот принцип воспитывающего обучения. Это одно из главных требований, которое, к сожалению, не всегда реализуется в практике, между тем, в музыкальном воспитании невозможно его не реализация, так как каждое вновь исполненное, услышанное, понятое произведение - это не только новые знания, новый слуховой опыт. Это - приобщение к новому строю мыслей, переживаний, новому строю чувств, духовной культуре. В художественной самодеятельности более чем где-либо имеет место слияние обучения и активного эстетически на

1 Более подробно см. Щирин Д. В. «Педагогика формирования музыкальной культуры различных групп населения в условиях досуга». - СПб., 1982. - 188 с. сыщенного отдыха и этот феномен необходимо постоянно учитывать .

Следующий принцип - это принцип сознательности и активности. Еще в XYII веке Я.А.Коменский утвердил правило - не усваивать ничего без понимания. Реализация этого принципа в музыке - один из самых сложных моментов. Он требует полного совпадения типа человека по уровню восприятия музыки и самой музыки по сложности восприятия.

Для практического использования этого принципа в теории музыкального воспитания разработаны две классификации: слушателей по уровню восприятия музыки и музыкальных произведений по сложности восприятия. Их совместное использование приводит к существенному повышению уровня воспринимаемой музыки и активизации музыкального мышления.

Третий принцип - принцип систематичности и последовательности обучения. Этот принцип можно сформулировать как опору на «зону ближайшего развития», установленную путем «стыковки» предлагаемой и воспринимаемой музыки.

Четвертый принцип - принцип системности музыкального образования. Нельзя обучать народной музыке в отрыве от классической, вокалу в отрыве от фортепиано, инструментальному исполнению в отрыве от музыкальной грамотности. Необходимо обеспечить достаточно широкое музыкальное образование. Только в этом случае формируется система знаний, определенное мировоззрение, сознание истинных ценностей как отдельных музыкальных жанров, так и всех классической музыки.

Пятый принцип - принцип единства индивидуального и коллективного в обучении. Человек, усваивающий умения и навыки игры на балалайке по самоучителю, может достичь достаточно высоких результатов исполнительского мастерства, но у него нет возможности соизмерять свое творчество с другими, он не испытывает эффект творческого соревнования, у него не вырабатываются способности коллективного музицирования и это обуславливает необходимость по мере возможности включаться в деятельность любительских оркестров народных инструментов, в общение, коллективность - необходимое условия успешного музыкального образования особенно в условиях досуга. Вместе с тем, те, кто осваивают музыку в культурно-просветительных учреждениях не должны чувствовать себя ниже контингента, обучающегося музыке профессионально, а психологическая уверенность может придти лишь в общении с разным кругом лиц, имеющих высокий уровень общекультурного развития и музыкальной подготовки. Здесь трудно переоценить организаторскую роль педагога. В его задачу должно входить не только обучение профессионализму, но и анализ места каждого участника в коллективе, умение поднять его значимость в собственном мнении и в глазах коллектива.

Шестой принцип - принцип взаимосвязи участника-исполнителя, культурно-просветительного учреждения и слушателя. Решение исполнительских задач почти обязательно приводит к концертной деятельности, процессу общения со слушателями. Для определенных учреждений культуры характерен устойчивый контингент слушателей данного зала. Отсюда проявляется воспитательная функция как культурно-просветительных учреждений в целом, так и конкретного коллектива или отдельного исполнителя.

Седьмой принцип - принцип саморазвивающего обучения означает оптимальное сочетание педагогического руководства и осознанной, активной, творческой деятельности обучающегося. Активность - важнейшее условие саморазвивающего обучения, поэтому особое значение приобретает поиск путей активизации музыкального мышления. Школа-самоучитель игры на балалайке строится с таким расчетом, чтобы от занятия к занятию, от урока к уроку обучающийся последовательно ощущал свой интеллектуальный и творческий рост.

Важнейшая сторона индивидуального обучения музыке -развитие творческих способностей участников. Сам процесс игры на музыкальном инструменте является той деятельностью, в которой способности не только проявляются, не и формируются, развиваются, совершенствуются. Современная психология и педагогика исходят из того, что развитие способностей осуществляется в обучении по мере приобретения определенной суммы знаний, обогащенных индивидуальным опытом. Выдвигая свой главный тезис о том, что обучение должно идти впереди развития, как бы вести его за собой, ученые подчеркивают решающую роль правильного построения учебно-образовательного процесса, нацеленность на решение учебно-воспитательных задач и это в максимальной мере было учтено в «Школе-самоучителе» игры на балалайке .

Исследование не ограничилось разработкой методики овладения умениями и навыками игры на балалайке с помощью самоучителя. Оно позволяло придти и к более широким выводам, связанным с педагогикой художественного воспитания средствами народных музыкальных инструментов. Исследование показало, что:

1.Музыкально-эстетическое воспитание представляет собой двуединый процесс, который предполагает с одной стороны -развитие у людей интереса и любви к музыке, музыкальных способностей в комплексе с соответствующими знаниями, умениями и навыками, а с другой - формирование нравственных качеств личности, основанных на эстетическом отношении к действительности, вбирающего в себя отношения к другому человеку, к труду, природе и ее животному миру, ко всему обществу в целом.

Результатом музыкально-эстетического воспитания выступает музыкальная культура личности, уровень которой зависит от интеграции всех обуславливающих ее моментов - образования, влияния семьи и сверстников, средств массовой информации и культурно-просветительных учреждений. Школа была и остается основным звеном в передаче культурного наследия подрастающему поколению. Но поскольку в нынешней социокультурной ситуации учителя музыки в школах страны гораздо меньше, чем это необходимо и уроки музыки в большинстве школ заканчиваются в средних классах, наибольшее значение в формировании музыкальной и эстетической культуры старших школьников приобретают культурно-просветительные учреждения и средства массовой информации, поставляющие учащейся молодежи необходимые ей художественные впечатления. В этой просветительской деятельности должна сохраняться преемственность с уроками музыки в школе, в программах которых концентрируются требования общества к музыкальной культуре вступающего в жизнь молодого человека.

2.Важным условием успешности музыкально-эстетического воспитания является отсутствие антагонизмов в отношении к музыке как к значимой ценности со стороны школы, семьи, средств массовой информации, культурно-просветительских учреждений. Достижение необходимого согласия должно осуществляться при помощи взаимодействия названных социальных институтов.

Проведение широкоохватной деятельности музыкальной пропаганды, планомерно осуществляемой на всех уровнях, начиная от школы и внешкольных учреждений и кончая средствами массовой информации, является необходимым условием формирования у подрастающего поколения высокой музыкальной культуры.

3.Разработанные в исследовании теоретические основы содержания музыкально-эстетического воспитания разных групп населения исходят из общих предпосылок содержания образования и значения такого элемента передаваемого опыта, как эмоционально-ценностное отношение обучающегося к окружающему его миру. При этом музыкальная педагогика не должна слепо копировать положения общей дидактики, но призвана разрабатывать свои собственные художественные принципы, основанные на' единстве развития у обучающихся специфических технологических знаний, умений и навыков и воспитания у них общественно ценных качеств личности. Каждый из основных видов музыкальной деятельности - восприятие, исполнение и творчество располагает для решения этой проблемы своими специфическими возможностями.

4.Психологические закономерности, на основании которых протекает формирование ценностных ориентаций личности в процессе ее свободного общения с музыкой связаны: с переживанием положительных эмоций в ходе предъявления в программной музыке общественно значимых ценностей; со стремлением привести свои знания и представления об окружающем его мире в соответствии с общественно одобряемыми нормами и ценностями; с ролевым включением в содержание программного произведения. Ведущий принцип развития личности - возвышение индивидуальных переживаний до уровня их общественной значимости, что в условиях музыкально-эстетического воспитания означает такое восприятие, понимание и оценку музыкального произведения, которое имеет соотнесенность с гуманистическими ценностями и общечеловеческими идеалами.

5.Методы музыкально-просветительской работы в условиях свободного времени должны основываться на принципах педагогики сотворчества, основанной на совместной развивающей деятельности субъекта и объекта музыкального творчества, на взаимопонимании и взаимоуважении, учете обоюдных интересов. Музыкальные интересы разных групп населения можно рассматривать в рамках социально-психологического подхода и тогда проблема формирования этих интересов приобретает целый ряд новых возможностей, не использовавшихся ранее в музыкальном воспитании. Разработанные з диссертации методики развития музыкальных интересов обучающихся по самоучителю, основанные на нетрадиционных подходах, обладают определенными преимуществами по сравнению с обычными методами музыкально-эстетического воспитания школьников.

6.Проводя работу по музыкально-эстетическому воспитанию людей развивая их интересы в сторону серьезной музыки, следует учитывать выявленные в исследовании принципиальные различия в содержании и восприятии серьезной и легкой музыки, не противопоставляя при этом их друг другу как взаимоисключающие. Каждый из этих двух музыкальных жанров при всем их многообразии обладает незаменимыми возможностями в воздействии на нравственный мир личности. Легкая музыка имеет экстравер-тированный характер, удовлетворяя потребность в общении в непосредственной социальной ситуации по принципу «здесь и сейчас». Серьезная музыка имеет интровертированный характер, удовлетворяя потребности человека в уединенном размышлении над вечными проблемами бытия по принципу «везде и всегда», «там и тогда».

7.Высокая степень музыкально-эстетического развития личности предполагает слияние ее духовного мира со всей окружающей действительностью. Подобное неотчужденное восприятие и переживание окружающей жизни достигается в процессе творческого развития и является одной из наиболее существенных черт эстетического отношения, в котором мир осмысливается как продолжение своего собственного «Я» с полным сознанием личной ответственности за все, что в нем происходит.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Теоретико-эмпирическое исследование музыкального самообразования в сфере досуга (на примере народно-инструментального творчества) в основе своей подтвердило исходную гипотезу, исходившую из того, что сохранение и дальнейшее развитие народно-инструментального творчества в современных условиях может быть обеспечено при условии реализации принципиально новой художественно-педагогической концепции, основанной на перенесении центра пропаганды этой формы духовной жизни россиян в сферу семейного досуга и внедрении педагогически стимулируемой методики музыкального самообразования.

В ходе исследования была разработана принципиально новая концепция сохранения и дальнейшего развития традиций народно-инструментальной культуры, основанной на использовании духовного потенциала семейного досуга и последовательного музыкального самообразования, опирающегося на общедоступные учебные пособия по методике овладения мастерством игры на народных инструментах.

Обоснованные в процессе исследования принципы музыкального самообразования в сфере досуга позволили преодолеть застой в любительском народно-инструментальном искусстве, опереться на технические возможности формирующегося информационного общества и обеспечить социально-психологические и педагогические условия для вовлечения разных групп населения и, в первую очередь, молодежи в досуговое музицирование на русских народных инструментах.

В процессе исследования была создана авторская общедоступная школа игры на русских народных инструментах, в рамках которой каждый, независимо от места жительства мог овладеть основами народно-инструментального творчества.

Список литературы диссертационного исследования кандидат педагогических наук Андрюшенков, Геннадий Иванович, 1999 год

1.Абдулин Э.Б. Теория и практика музыкального обучения в общеобразовательной школе. - М.: Просвещение, 1983. - 112 с.

2. Агажанов A.A. Воспитание музыкального слуха: Методическое пособие. Вып.2. - М.: Музыка, 1985. - 121 с.

3. Азаров.Ю.П. Семейная педагогика. М. : Политиздат, 1982. -188 с.

4. Акнаева Э.Б. Организация досуга по месту жительства как часть единой системы воспитания детей и подростков. Ди-сертация канд.пед.наук. - Л.: ЛГИК, 1987. - 189 с.

5. Актуальные проблемы музыкального образования: Сб.статей. -Киев: Музична Украина, 1986. 127 с.

6. Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды в 2-х томах.

7. М. : Педагогика, 119 65 о -T.I 231 С., Т. 2 - 292 С.

8. Ананьев Б.Г. Развитие детей в процессе начального обучения. ML: Учпедгиз, 1960. -' 128 С.

9. Андреев В.В. Материалы и документы. Сост.Грановский Б.Б. -М.: Музыка, 1986. 352 с.

10. Андрюшенков Г. И. Начальное обучение игре на балалайке. -Л.: Музыка, 1983. 112 с.

11. Андрюшенков Г.й. Роль личности в жизни детского музыкального коллектива: Методическая разработка. Л.: ЛГИК, 1989. - 19 с.

12. Андрюшенков Г.И. Становление и развитие методики обучения игре на балалайке в период до 1917 г. Методические материалы для самостоятельной работы студентов по курсу

13. Методика обучения игре на народных инструментах». Л. : ЛГИК, 1989. - 20 с.

14. Аникин В.П. Русский фольклор. Уч.пособие для ВУЗов. М. : Высшая школа, 1987. - 286 с.

15. Анисимов С.ф. Духовные ценности: производство и потребление. М., 1988. - 253 с.

16. Апраксина O.A. Из истории музыкального воспитания. М., 1994. - 184 с.

17. Ариарский М.А. досуговедение в системе человекознания. -Л.: ЛГИК, 1990. 156 с.

18. Ариарский М.А. Культурно-просветительная деятельность в условиях демократизации и перестройки советского общества: Методические рекомендации. Л., 1989. - 108 с.

19. Ариарский М.А., Овшин К.К. Педагог досуга. Л., 1989. -38 с.

20. Арчажникова Л.Т. Методика музыкального воспитания. М.: МЗГПИ, 1990. - 50 с.

21. Асафьев Б.В. Избранные статьи о музыкальном просвещении и образовании. Изд.2. Л.: Музыка, 1973. - 144 с.

22. Асафьев Б.В. Избранные труды. Т.5. М. : АНСССР, 1957. -200 с.

23. Баренбойм JI.А. Музыкальная педагогика и исполнительство: Статьи и очерки. Л.: Музыка, 1974. - 336 с.

24. Баренбойм Л.А. Путь к музицированию. Л., 1973. - 270 с.

25. Баренбойм Л. А. Система детского музыкального воспитания К.Орфа. Л.: Музыка, 1970. - 160 с.

26. Басин .Е.А. Психология художественного творчества: Личностный подход. М.: Знание, 1985. - 64 с.

27. Батыгиев С. Л. Эстетическое воспитание учащихся СПТУ.

28. Сов.педагогика, 1990о - №6 . - с.9-23.

29. Блинова М.П. Некоторые вопросы музыкального воспитания школьников в свете учения о высшей нервной деятельности. -М. -Л.: Просвещение, 1964. 104 с.

30. Божович Л.И. Психологический анализ условий формирования и строения гармонической личности//Психология формирования и развития личности. M.i, - — 1981. - С. 257-284.

31. Бромлей Ю.В. Человек в этнической системе//Вопросы философии. 1988,-В7. - С. 16-29.

32. Брылева Л.Г. Психолого-педагогические условия самореализации личности в клубном художественном коллективе: Дис.канд.пед.наук. Л.: ЛГИК, 1988. - 176 с.

33. Васильева O.K. Образ жизни городской семьи. М. : Статистика, 1981. - 96 с.

34. Верстков К.А. Русские народные музыкальные инструменты. -Л.: Музыка, 1975. 280 с.

35. Ветлугина H.A. Возраст и музыкальная восприимчивость. М.: Музыка, 1980. С.229-243.

36. Ветлугина H.a. Музыкальное развитие ребенка. М. : Просвещение, 1968. - 415 с.

37. Волков А1Г. Семья объект демографии. - М. : Политиздат,1986. 131 с.

38. Вопросы инструментоведения. Сб.рефератов межд.конф., сост.Мациевский И.В. СПб.: РИИИ, 1993. - 114 с.

39. Вопросы методики музыкального воспитания детей. Сб.статей в помощь учителю общеобразовательной школы. М. : Музыка, 1975. - 128 с.

40. Вопросы музыкальной педагогики: Сб.статей. -М.: .Музыка, 1983. - 130 с.

41. Воспитание музыкального слуха: Методическое пособие, Вып.2; Сост.А.Агажанов. . М.: Музыка, 1985. - 121 с.

42. Воспитание музыкой. Сост.Вендрова Т.Е., Пигарева И.В. Из опыта работы. Еибл.учителя музыки. М. : Просвещение, 1991. - 204 с.

43. Выготский Л.С. Психология искусства. М. : Педагогика,1987. 342 с.

44. Вольфович В.А. Русские национальные музыкальные инструменты. Устные и письменные традиции. Челябинск, 1997. - 306 с.

45. Гаккель JI.E. Исполнителю, педагогу, слушателю. JI. : СК,1988. 168 с.

46. Голод С.И. Социально-психологические и нравственные ценности семьи. Молодая семья . М., 1977. - С.6-96.

47. Городская и сельская семья. М.: Мысль, 1987. - 284 с.

48. Гребенников И.В. О воспитательном потенциале семьи//Сов. педагогика. 1981. - №1. - С.88-97.

49. Дубровская Е.А. Практические занятия по курсу «Теория и методика музыкального воспитания детей». М. : Просвещение, 1986. - 46 с.

50. Евтеева Г.А. Психолого-педагогические основы использования свободного времени: Автореферат дис.доктор.пед.наук. Л., 1980. - 35 с.

51. Засуха Ю.И. Педагогические основы непрерывного музыкального просвещения средствами КПР: Автореферат дис.канд.пед.наук. Л., 1986. 32 с.

52. Здравомыслов А.Г. Потребности, интересы, ценности. М. : Политиздат, 1986. - 222 с.

53. Земцовский И.И. Мелодика календарных песен. Л.: Музыка, 1975. - 224 с.

54. Из истории музыкального воспитания. Хрестоматия. Сост.Апраксина O.A. М.: Просвещение, 1990. 207 с.

55. Иконникова С.Н. Диалог о культуре. Л., 1987. - 205 с.

56. Ихманицкий М.И. О сущности русских народных инструментов и закономерностях их эволюции. Сб.трудов ГМПИ, вып.95. -м., 1987. с.78—95»

57. Ихманицкий М.И. У истоков русской народной оркестровой культуры. М. : Музыка, 1987. - 186 с.

58. Инструментальная подготовка учителя музыки. Сб.научных трудов ГМПИ, М.,1989. Т.6. Музыка. 382 с.

59. Кабалевский Д.Б. Музыка в школе . М. ? 1981. - С.112-140.

60. Кабалевский Д.Б. Музыкальное воспитание и технически средства распространения музыки.//Педагогические размышления: избранные статьи и доклады. М. , 1986. -С.57-67.

61. Кабалевский Д.Б. Техника и музыкальная культура современности. //сов.музыка,,-1968,-№11 • С. 10-16.

62. Каган М.С. Эстетическое и художественное воспитание в развитом соц.обществе. Л.: Знание, 1984. - 32 с.

63. Калантаров A.A. Этнопедагогика как средство формирования культуры семейного досуга, дис.канд.пед.наук, 1992. 153 с.

64. Капустин Ю.В. Музыкант-исполнитель и публика. Л.: Музыка, 1985. - 160 с.

65. Каргин A.C. Самодеятельное художественное творчество, уч.пособие. М., 1988. - 271 с.

66. Кастальский A.C. Особенности народно-русской музыкальной системы. Изд.2. М,, 1961. - 127 с.

67. Кирнарская Д. К. современные представления о музыкальных способностях.//Вопросы психологии, -1988. №21. С.129-137.

68. Коган В.И. Сущность и социальная значимость любительских увлечений.//Клуб и художественная самодеятельность. 1980. №21. - С.14-17.

69. Коган Л.Н. Художественная культура и художественное воспитание. М.: Знание, 1979. - 63 с.

70. Коган Л.Н. Всестороннее развитие личности и культура. -М. : Знание, 1981. 64 с.

71. Козюренко Ю., Томилин Ю. Музыка и досуг. М. : Сов.Россия, 1987. - 87 с.

72. Колпакова Н.П. Песни и люди. Л.: Наука, 1977. 136 с.

73. Константинов И. А. Проблемы музыкально-эстетического воспитания трудящихся: Автореферат дис. . . . канд.искусств.1. М., 1968. 21с.

74. Кононова Н.Г. Обучение дошкольников игре на детских музыкальных инструментах, из опыта работы. М. : Просвещение, 1990. - 159 с.

75. Корнилов В. А. Новые подходы к педагогическому образованию. //Сов.педагогика,-№б. 1990. - С.76-82.

76. Корольков М.А. Музыка как средство эстетического воспитания. Киев, 1978. - 112 с.

77. Кременштейн B.JI. Педагогика Г.Г.Нейгауза. М. : Музыка, 1984. - 89 с.

78. Куруленко Э.А. Развитие творческих способностей подростков в клубе. Дис. . канд.пед.наук. 1985. - 215 с.

79. Лагутин А.И. Основы педагогики музыкальной школы. Учебное пособие. М.: Музыка, 1985. - 143 с.

80. Левочкина И. А. Проявление музыкальных способностей. Комплексное исследование. М., —1989. - С.137-150.

81. Леонтьев А.Н. О формировании способностей.//Вопросы психологии,-№1. 1960. - С.7-17.

82. Литвин Э.С. Русское народное творчество. Уч.-мет.пос. Л.: ЛГИК, 1960. 44 с.

83. Лихачев Д. С. Заметки о русском.//Отчизна, 1987. 152« -с. 12-16.

84. Лихачев Д.С. Знать свое прошлое.//Литературная учебаД979. , №1. - С.189-191.

85. Лихачев Д.С. Культура древней Руси и задачи ее изучения, билл. №4. М., 1973. - С.6-8.

86. Лобкова Г,В. Гусельная игра Древней Руси. //Сб .научных статей ЛГК им. Римского-Корсакова.,1 БЫ П. 103„1. Л., 1985. С.90-101

87. Лубенко В.В. Воспитание детей и взрослых синтезом искусств по стержневой системе. М.: ВНМЦ НТ и КПР, 1990. - 116 с.

88. Люблинская А. А. Учителю о психологии младшего школьника. -М,: Просвещение, 1977. 224 с.

89. Мазель Л.А. О природе и средствах музыки. М. : Музыка, 1988. - 72 с.

90. Матонис В.П. Музыкально-эстетическое воспитание личности.- Л.: Музыка, 1988. 85 с.

91. Мадиевский И.В. Формирование системно-этнографического метода в органалогии. Методы изучения фольклора. Л., 1983.- 59с.

92. Медушевский В.В. О закономерностях и средствах художественного воздействия музыки. М.: Музыка, 1976. - 254 с.

93. Мехнецов A.M. Традиция как основополагающий принцип народной музыкальной культуры. // Сб.научных статей ЛГК им.Римского-Корсакова. выпЛОЗ. Л., 1985„ - с.5-19.

94. Мирек A.M. Из истории аккордеона и баяна. М. : Музыка, 1967. - 195 с.

95. Мирек А,М. Справочник по гармоникам. М. : Музыка, 1986.- 132с.-98. Мирек A.M. . и звучит гармоника. М.: СК, 1979. - 176 с.

96. Миронова Н.А. Музыкальное образование в СССР на этапе перестройки. (Из опыта работы ВУЗов)//Музыка. Экспресс-информация, вып.1. М., 1988. - 11 с.

97. Молзинский В.В. Проблемы изучения современных тенденций музыкального развития молодежи: Автореф.дис. . канд.искусствоведения. JI., 1986. - 16 с.

98. Моносзон Э.И. Основы педагогических знаний. М. : Педагогика, 1986. 200 с.

99. Музыкальное исполнительство и современность. Сб.научных трудов, сост.Смирнов М.Н., вып.1, М., 1988. - 319 с.

100. Народные музыкальные инструменты и инструментальная музыка. Сб.статей, ч.2. М.: СК, 1988.- 325 с.

101. Насонов В.Т. Практическое руководство к самообучению игры на балалайке, ч.1. СПб., 1905. - 56 с.

102. Нейгауз Г.Г. Об искусстве фортепианной игры. М. : Муз-гиз, 1961. - 292 с.

103. Оселедчик Е.Б. Роль музыки в развитии творческих способностей личности (на материале народных университетов культуры): Автореф.дис. . канд.филос.наук. М., 1987.-20с

104. Основы педагогического мастерства. Учебное пособие для пед.ВУЗов, под ред.Зязюна И. А. Киев: Высшая школа, 1987. - 208 с.

105. Перепелица А.Д. Педагогические основы формирования эстетических чувств учащихся в процессе обучения музыке: Автореф.дис. . канд.пед.наук. М., 1987. - 19с.

106. Пересада А. Справочник балалаечника. М.: СК, 1977. -224 с.

107. Перестройка семье, семья - перестройке. Сост.Елисеева И.И. - И.: Мысль, 1990. - 285 с.

108. Пименова В.Н. Свободное время и всестороннее развитие личности. М.: Знание, 1976. - 48 с.

109. Попонов В.Б. Русская народная инструментальная музыка. -М.: Знание, 1984. 112 с.116¡Проблемы музыкальной педагогики. Сб.трудов НТК им. Чайковского,/ ВЫП. 91. М. ,1981. - 138с.

110. Проблемы педагогики и исполнительства на русских нардных инструментах. Сб.трудов ГМПИ им.Гнесиных, Вып.95. М., 1987. - 140 с.

111. Проблемы развития системы музыкального образования. Сб.трудов МГМПИ им.Гнесиных, вып.87. М., 1986. - 176 с.

112. Психология процессов художественного творчества: Сб.статей. Л.: Наука, 1980. - 285 с.

113. Ражников В.Г. Три принципа новой педагогики в музыкальном обучении//Вопросы психологии, 1988. №1. ~ С.33-41.

114. Разумный В.А. Методика формирования эстетической культуры личности. М., 1985. - 71 с.

115. Разумный В.А. Творчество народа и современность: ВММУ народного творчества и КПР, М., 1990. 128 с.

116. Разумный В.А. Эстетическое всеобуч'ение, М. , 1987. - 8бс.

117. Рапацкая Л.А. Основные этапы развития русской музыки в системе художественной культуры. М., 1989. - 57 с.

118. Россия глазами иностранцев. Сост.Лимонов Ю.А.//Страницы истории отечества, в 3-х томах. Т.1 (ХУ ХУИ в.) Л.: Лениздат, 1986. - 534 е., Т.2 (ХУШ в.) Л., 1989. - 544 е., Т.З ( 1 пол. XIX в.), Л., 1991. - 720 с.

119. Рубцов Ф.А. Соотношение поэтического и музыкального содержания в народных песнях//Вопросы теории и эстетики музыки, вып.5. Л.;1 1967. С.191-230.

120. Рубцов Ф. А. Статьи по музыкальному фольклору. Л.: СК, 1973. - 221 с.

121. Русская мысль о музыкальном фольклоре. Материалы и доклады. Ред.О.Соколовой, М.: Музыка, 1979. 367 с.

122. Рыбакова Е.Л. Музицирование как форма досуга и эстетического развития детей. Дис.К.П.Н. - СПб., 1991. - 146 с.

123. Савшинский С.Н. Детская фортепианная педагогика.//Вопросы фортепианной педагогики, вып.4. М. у 1976.1. С.3-30.

124. Семья и формирование личности. М. : мысль. 1987. - 351 с.

125. Синецкая Т.М. Музыкальная культура учащихся ПТУ. Челябинск, 1983. - 39 с.

126. Смирнов Ю.П. Педагогика музыкального воспитания учащейся молодежи. СПб., СПГАК, 1995. - 198 с.

127. Сокальский П.Н. Русская народная музыка, великорусская и малорусская . Харьков, 1938. - 117 с.

128. Соколов В.Ф. В.В.Андреев и его оркестр. JI. : Музгиз, 1962. - 110 с.

129. Соколов В.Ф. Русская народная балалайка. М.: 1962. -116 с.

130. Соколов Э.В. Рациональное использование времени и досуга// Социология культуры. Методология и практика культурно-просветительной деятельности. JI., 1982. - С. 15-24.

131. Сохор А.Н. Воспитательная роль музыки. Л.: Музыка, 1975. - 64 с.

132. Сохор А.Н. О задачах исследования музыкального восприятия/ /Сохор А.Н. Вопросы социологии и эстетики музыки. Т.2. Л.-j 1981. - С.35-44.

133. Стасов В.В. Статьи о музыке. Вып.5. М., 1980. - 420 с.

134. Струве Г.А. Музыка для всех. М. : Молодая гвардия, 1978. - 206 с.

135. Суслопарова Л. Семейные традиции. М., 1979. - 75 с.

136. Тарасов Г. С. Музыкальное воспитание и развитие личности.//Вопросы психологии. 1990,—№ 4. - С.131-134.

137. Тарасов Г.С. Педагогика в системе музыкального образования: уч.пос. по курсу «Педагогика», ШЛИ им.Гнесиных. -М., 1986. 46 с.

138. Тарасов Г.С. Проблемы духовной потребности. М. : Наука, 1979. - 191 с.

139. Теплов Б.М. Избранные труды в 2-х томах. М. : Педагогика, 1985. Т.1. - 329 е., Т.2 - 359 с.

140. A.C. Скоморохи на Руси. Исторический очерк. -//Славянские древности, СПб., 1995. - С.1-176.

141. Фейгин М. Индивидуальность ученика и искусство педагога.- Сб.статей. М.: Музыка, 1981. - С.28-32.

142. Фохт-Бабушкин Ю.У, Художественная культура и развитие личности. М.: Наука, 1987. - 222 с.

143. Фролова Г.И. Организация и методика клубной работы с детьми и подростками. Уч.пос. - М. : Просвещение, 1986.- 157 с.

144. Художественное творчество: Вопросы комплексного изучения.- Л.: Наука, 1986. 260 с.

145. Чабанный В.Ф., Кустов Ю.П. Управление самодеятельным хоровым коллективом. Л., 1984. - 81 с.

146. Шацкая В.Н. Музыкально-эстетическое воспитание детей и юношества. М.: Педагогика, 1975. - 200 с.

147. Щирин Д.В. Педагогика формирования музыкальной культуры различных групп населения в условиях досуга. Дисс.КЭНД.пед.наук, СПбАК, 1992. 190с.

148. Эстетическое воспитание школьников средствами музыки й танца//Эстетическое воспитание учащихся в внешкольных учреждениях. М., 1986. - С.69-105. 159.Эстетическая культура и эстетическое воспитание.

149. Сост.Лабковская Г.С. М.: Просвещение, 1983. - 302 с. 160.Якобсон П.М. Эстетическое воспитание детей в семье. - М., 1961. - 50 с.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.