Педагогические условия применения компьютерных игр в образовательном пространстве учебного заведения тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 13.00.01, кандидат педагогических наук Ельмикеев, Олег Рудольфович

  • Ельмикеев, Олег Рудольфович
  • кандидат педагогических науккандидат педагогических наук
  • 2004, Йошкар-Ола
  • Специальность ВАК РФ13.00.01
  • Количество страниц 238
Ельмикеев, Олег Рудольфович. Педагогические условия применения компьютерных игр в образовательном пространстве учебного заведения: дис. кандидат педагогических наук: 13.00.01 - Общая педагогика, история педагогики и образования. Йошкар-Ола. 2004. 238 с.

Оглавление диссертации кандидат педагогических наук Ельмикеев, Олег Рудольфович

Введение

Глава 1. Теоретические основы применения компьютерных игр в образовательном пространстве

1.1. Сущность и структура образовательного пространства.

1.2. Компьютеризация образования как одна из ведущих тенденций развития образовательного пространства.

1.3. Игра как элемент образовательного пространства.

1.4. Специфика компьютерных игр.

Выводы по главе.

Глава 2. Экспериментальное исследование применения компьютерных игр в образовательном пространстве учебного заведения

2.1. Организация и ход исследования.

2.2. Анализ результатов опытно-экспериментальной работы.

2.3. Педагогические условия эффективного применения компьютерных

Выводы по главе.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Общая педагогика, история педагогики и образования», 13.00.01 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Педагогические условия применения компьютерных игр в образовательном пространстве учебного заведения»

Современная культурно-историческая ситуация характеризуется мировой тенденцией перехода от отдельных наук и частичных технологий к комплексной организации и практической ориентированности исследований и разработок. Социальный и научно-технический прогресс вошел в противоречие со сложившимися образовательными системами. Появилась необходимость в принципиально новом подходе к определению целей, задач и принципов образования, пересмотру его содержания, форм, методов и средств обучения.

Современные тенденции в развитии российского образования проявляются в движении учебных заведений всех типов в направлении интеграции в мировую культуру, в мировое образовательное пространство. Педагогика должна быть нацелена на передачу подрастающим поколениям средств самоорганизации, культурных способов мышления и деятельности, на формирование способностей и личностное развитие детей.

Необходимость вхождения образовательного пространства России в-мировое образовательное пространство требует проведения учеными теоретических и прикладных исследований по изучению различных аспектов образовательного пространства.

Сущность образовательного пространства рассматривается в трудах отечественных ученых-педагогов (Е.В.Бондаревской, Н.В.Борытко, А.Я.Данилюка, В.И.Гинецинского, Л.И.Новиковой, Г.Н.Серикова), ряд исследователей анализирует дидактическое пространство (Т.И.Белова), воспитательное пространство (Н.Л.Селиванова), социальное пространство ученического класса (А.В.Сперанский), информационное пространство (Е.Г.Торина), развитие технологий обучения в образовательном пространстве (М.И.Шенцева), пространство понимания (И.В.Соловьева).

Проведенные исследования позволяют выделить в качестве одной из ведущих тенденций развития современного образовательного пространства его информатизацию и компьютеризацию.

Проблемы компьютеризации образования рассматривались в работах отечественных педагогов и ученых Д.П.Ершова, В.Б.Житомирского, В.А.Каймина, А.Г.Кушниренко, М.П.Лапчика, Г.В.Лебедева, Ф.И.Перегудова.

Важное значение для раскрытия психологических аспектов обучения с использованием прикладных технических средств имели исследования Л.С.Выготского, ПЛ.Гальперина, В.С.Гершунского, В!В.Давыдова, М.Л.Левицкого, А.Н.Леонтьева, Л.С.Рубинштейна, О.К.Тихомирова и других.

Дидактические вопросы проблемы компьютеризации исследовались в работах ведущих отечественных ученых Ю.К.Бабанского, А.Ж.Жафярова, В.М.Глушкова, А.П.Ершова, О.К.Тихомирова и других.

История, теория и практика обучения с использованием компьютерных технологий за рубежом нашли свое отражение в трудах А.Бенедек (Венгрия), Ю.Г.Боярчука (Япония), Я.П.Выставкина (Япония и США), Г.Н.Литвиненко (Германия).

Значительный вклад в теорию и практику использования информационной технологии обучения;внесли: А.П.Беляева, В.П.Беспалько, Я.А.Ваграменко, А.П.Ершов, М.И.Жалдак, В.М.Зеленин, А.В.Запорожец, В.А.Извозчиков, А.А.Кузнецов, Ю.К.Кузнецов, В.В.Лаптев, А.Е.Марон, И.В.Марусева, Е.И.Машбиц, А.Г.Мордкович, И.А.Румянцев, М.В.Швецкий и другие ученые. В* работах этих авторов рассмотрены пути повышения эффективности обучения с использованием различных технических средств, некоторые способы классификации педагогических программных средств, проблемы компьютеризации естественных дисциплин и др.

Различным дидактическим направлениям совершенствования обучения с помощью компьютера посвящены исследования Е.Л.Белкина,

В.С.Гершунского, Е.КМашбиц, А.Я.Савельева, Н.Ф.Талызиной. Методическим основам проблемы использования компьютеров на уроках посвящены работы В.А.Извозчикова, А.С.Кондратьева, В.В.Лаптева, Е.Е.Мининой, А.П.Рымкевича, Б.Е.Стариченко и др.

Одним из направлений компьютеризации образования является применение обучающих компьютерных игр.

Компьютерная игра- является элементом образовательного пространства и требует исследования и осмысления в контексте информатизации общества и образования с опорой на существующий в педагогической науке опыт изучения игровой деятельности учащихся.

В отечественной педагогике и психологии разрабатывали теорию игры К.Д.Ушинский, П.П.Блонский, С.Л.Рубинштейн, Л.С.Выготский, Н.К.Крупская, А.С.Макаренко, В.А.Сухомлинский, А.Н.Леонтьев, Д.Б.Эльконин, Ю.П.Азаров, О.С.Газман, В.С.Мухина, Л.С.Славина, Ф.И.Фрадкина, Е.А.Флерина и другие.

Проблему использования компьютерных игр в образовании рассматривали В.П.Беспалько, В.А.Извозчиков, АЛИлюшин, В.В.Лаптев, Е.И.Машбиц, Е.С. Полат, Б.Л.Собкин, И.В.Роберт, А.Г. Шмелев, М.Эпштейн.

Выполненные исследования не раскрывают в полной мере проблему применения педагогических программных средств с игровой компонентой. В данном контексте возникает ряд взаимосвязанных противоречий:

-между условным игровым планом деятельности учащихся и учебной направленностью компьютерных игр;

-между индивидуальным характером игры и коллективной организацией обучения;

-между многообразием дидактических задач и неразработанностью процедур контроля, оценки и коррекции знаний и практических умений учащихся в условиях применения игровых компьютерных программ.

Ощущается необходимость исследования педагогических возможностей программных средств с игровой компонентой как на теоретическом, так и на практическом уровне. Требует уточнения классификация компьютерных игр, остаются неразработанными педагогические условия их использования в образовательном пространстве учебного заведения. Этим обусловлена актуальность избранной темы исследования.

С учетом выявленных противоречий сформулирована проблема исследования: каковы педагогические условия применения компьютерных игр в образовательном пространстве учебного заведения. Решение этой проблемы составляет цель исследования.

Объектом' исследования является* применение компьютерных игр в образовательном пространстве.

Предметом исследования выступает определение педагогических условий эффективного применения обучающих компьютерных игр в образовательном пространстве учебного заведения.

В соответствии с проблемой, объектом, предметом, целью были сформулированы следующие задачи исследования:

1. Изучить сущность и структуру образовательного пространства.

2. Исследовать проблему компьютеризации образовательного пространства.

3. Изучить специфику и дидактические возможности компьютерных игр, педагогические требования к их разработке и применению.

4. Установить и экспериментально обосновать педагогические условия эффективного использования обучающих компьютерных игр.

5. Разработать и апробировать в образовательном пространстве учебного заведения комплекс игровых педагогических программных средств.

В основу исследования положена гипотеза, согласно которой применение компьютерных игр будет наиболее эффективным, если они:

- отвечают педагогическим требованиям к их разработке и применению;

- используются систематично и последовательно для решения различных дидактических задач;

- предусматривают возможность индивидуализации и дифференциации обучения, реализации личностно-ориентированных образовательных технологий;

- обеспечивают развитие творческого мышления личности и повышение уровня компьютерной грамотности.

Методологической основой исследования являются аксиологический, антропологический, культурологический, личностно-деятельностный и личностно-ориентированный подходы, а также системно-целостный подход к познанию и преобразованию действительности, объективирующие его принципы единства преемственности и изменчивости, единства теоретического и эмпирического.

Для проверки выдвинутой гипотезы и решения поставленных задач использовались следующие методы исследования:

- изучение и анализ психолого-педагогической, научной, методической и специальной литературы по рассматриваемой проблеме;

- обсервационные методы (прямое, косвенное и включенное наблюдение); праксиметрические методы (анализ продуктов деятельности учащихся, педагогической документации, изучение и обобщение педагогического опыта);

- педагогический эксперимент;

- математическая обработка экспериментальных данных.

Этапы исследования:

На первом этапе (1995 - 1998 гг.) осуществлялся анализ литературных источников и опыта работы образовательных учреждений, формулировались исходные методологические положения,

На втором этапе (1999 - 2000 гг.) разрабатывалась программа исследования, создавались и апробировались педагогические программные средства с игровой компонентой и учебно-методический комплекс.

На третьем этапе (2001 - 2003 гг.) проводилась опытно-экспериментальная работа по применению обучающих компьютерных игр в образовательном пространстве учебного заведения.

На четвертом этапе (2003 - 2004 гг.) осуществлялась систематизация, обобщение и теоретический анализ результатов экспериментальной работы, формулировались выводы по итогам исследования.

Опытно-экспериментальной базой исследования являлись общеобразовательные учреждения и учебные заведения среднего профессионального образования г. Йошкар-Олы и Республики Марий Эл, Чебоксарский электромеханический колледж, Кировский авиационный техникум.

Основной объем опытно-экспериментальной работы был выполнен на базе Марийского радиомеханического техникума. Исследование охватило 1828 студентов, 205 преподавателей и учителей.

Научная новизна исследования заключается в том, что:

- уточнена классификация компьютерных игр, определены их дидактические возможности и педагогические требования к разработке и применению педагогических программных средств с игровой компонентой;

- определены и обоснованы педагогические условия эффективного использования обучающих компьютерных игр в образовательном пространстве учебного заведения.

Теоретическая значимость исследования состоит в следующем:

- уточнена сущность и содержание понятия «образовательное пространство»;

- исследована специфика компьютерной игры как элемента образовательного пространства;

- разработана и реализована авторская технология применения обучающих компьютерных игр для формирования знаний, умений и навыков учащихся, развития их творческого мышления.

Практическая значимость результатов работы заключается в том, что в ходе исследования разработан и апробирован комплекс обучающих компьютерных игр и педагогических программных средств, содержащих игровую компоненту, с полным методическим обеспечением. Прошедшие опытно-экспериментальную проверку авторские компьютерные обучающие программы и методические рекомендации, отражающие материалы исследования, могут использоваться и находят реальное воплощение в образовательном пространстве учебных заведений.

Достоверность полученных результатов обеспечивается методологической обоснованностью * исходных параметров исследования, соответствием его методов поставленным задачам, репрезентативностью выборки, валидностью используемых методик, непротиворечивостью и сравнимостью с массовой практикой полученных экспериментальных данных.

На защиту выносятся следующие положения:

1 .Компьютерная игра является значимым.элементом образовательного пространства: она может применяться для формирования, закрепления, контроля, оценки и коррекции знаний, умений.и навыков, развития личности учащихся.

2.Технология применения* компьютерных игр в образовательном пространстве учебного заведения основана на целенаправленном и последовательном внедрении комплекса педагогических программных средств с игровой компонентой.

3. Обучающие компьютерные игровые программы должны предусматривать варьирование учебного материала с целью предоставления учащимся возможности выбора содержания, темпов, методов и форм обучения в зависимости от их интересов, склонностей, возможностей и уровня знаний.

4. Педагогическими условиями эффективного использования компьютерных игр в образовательном пространстве учебного заведения являются: соблюдение педагогических требований к их проектированию и применению; систематичное и последовательное их использование для решения различных дидактических задач; реализация личностно-ориентированных педагогических технологий, индивидуализация и дифференциация обучения; формирование необходимого уровня компьютерной грамотности учащихся; развитие творческого мышления личности; формирование положительной мотивации учения, создание благоприятного эмоционального климата в процессе применения обучающих компьютерных игр.

Апробация и внедрение результатов исследования.

Результаты исследования доложены и обсуждены:

- на заседании Научно-Методического Центра среднего профессионального образования Министерства образования Российской Федерации (г.Москва, 14-15 дек. 1999 г.); на методических и педагогических советах Марийского радиомеханического техникума (1997 - 2004 гг.), Чебоксарского электромеханического колледжа (2000 г.), Кировского авиационного техникума (2001 г.);

- на совещаниях директоров (2000 г.) и заместителей директоров (2000 г.) средних специальных учебных заведений республики Марий Эл;

- на пленарном заседании и на руководимой автором секции региональной научно-технической конференции «Информационные технологии в образовании» (г. Йошкар-Ола, 2001 г.) ;

- на Республиканском фестивале социально-педагогических проектов в номинации «мастер-класс» «Применение программных средств с и игровой компонентой для контроля знаний учащихся» (г. Йошкар-Ола, 2004 г.);

- на выставках-конференциях «Комэкс» "Информационные технологиии телекоммуникации в образовании" (г. Йошкар-Ола, 2000, 2001 гг.).

Материалы исследования использовались при чтении лекций в Марийском институте образования на курсах повышения квалификации учителей, а также на проведенных автором семинарах:

- по применению компьютерных технологий обучения для учителей республики Марий Эл* (1995 г., сент.1996, апр.1996 гг.);

- по обмену педагогическим опытом с Чебоксарским электромеханическим колледжем (г. Йошкар-Ола, 1997 г.);

- по обмену опытом для методобъединения учителей информатики средних специальных учебных заведений республики Марий Эл (1997, 1998 гг.);

- по технологии разработки обучающих программ и по методике обучения программированию на базе Марийского института образования (1999 г.);

- на практическом семинаре "Создание электронных учебников" (г.Йошкар-Ола, 2004 г).

Ход и результаты исследования освещены в изданной Марийским радиомеханическим техникумом брошюре "Обобщение опыта работы преподавателя Ельмикеева О.Р." (2004 г.), в периодических изданиях республики Марий Эл, в интервью республиканскому радио, в подготовленных авторских учебных пособиях по различным предметам и методических пособиях по отдельным темам и программным средствам.

Структура диссертации включает введение, две главы, заключение, список литературы и приложение.

Похожие диссертационные работы по специальности «Общая педагогика, история педагогики и образования», 13.00.01 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Общая педагогика, история педагогики и образования», Ельмикеев, Олег Рудольфович

Выводы по главе

Экспериментальное исследование эффективности применения обучающих компьютерных игр включало: создание игровых компьютерных программ и их учебно-методического обеспечения; апробацию разработанных игровых программных средств в образовательном пространстве учебных заведений; проведение опытного обучения с использованием авторских обучающих компьютерных игр и педагогических программных средств с игровой компонентой; анализ и обобщение полученных результатов.

При организации опытного обучения применялись специально разработанные авторские игровые компьютерные программы различных типов: демонстрационные; обучающие; моделирующие; учебные среды; тренажеры; экзаменаторы. Наибольшую эффективность показали программы комплексного характера, соединяющие в себе обучающую, тренирующую и контролирующую функции.

На основе анализа результатов проведенного экспериментального обучения можно сделать вывод о том, что применение авторских игровых компьютерных обучающих программ и программных средств с игровой компонентой позволило значительно повысить уровень теоретических знаний, практических умений, способствовало развитию творческого мышления студентов, благоприятно воздействовало на уровень развития моторных навыков вообще и профессионально-ориентированных в частности.

Предлагаемая технология может быть рекомендована к широкому внедрению в учебный процесс учебных заведений всех уровней.

Педагогическими условиями эффективного применения компьютерных игр в образовательном пространстве учебного заведения являются: соблюдение педагогических требований к их проектированию и применению; систематичное и последовательное их использование для решения различных дидактических задач; реализация личностно-ориентированных педагогических технологий, индивидуализация и дифференциация обучения; формирование необходимого уровня компьютерной грамотности; развитие творческого мышления личности; формирование положительной мотивации учения, создание благоприятного эмоционального климата в процессе применения обучающих компьютерных игр.

131

Заключение

Предпринятое исследование было направлено на определение и обоснование педагогических условий эффективного применения компьютерных игр в образовательном пространстве учебного заведения.

Теоретический анализ проблемы позволил зафиксировать, что вопросы применения педагогических программных средств с игровой компонентой приобретают особую актуальность, как на научно-методическом, так и на практическом уровне, в условиях нарастающей информатизации отечественного образования и общества в целом, обусловленной насущной необходимостью вхождения России в мировое образовательное пространство.

Образовательное пространство является педагогической категорией, отражающей целостную интегративную единицу социума, в которой представлены все аспекты функционирования и развития системы образования в глобальном, национальном, региональном, местном, частном образовательных измерениях. Оно включает единые элементы содержания, методов и средств обучения, характерные для мирового образования в целом, решающего задачу передачи научного и культурного опыта предшествующих поколений подрастающему молодому поколению.

Сущностными характеристиками образовательного пространства выступают диалектичность, полиструктурность, социальность, противоречивость и системность. Его структура представляет собой совокупность взаимодополняемых уровней - от образовательного пространства личности до мирового образовательного пространства.

Установлено, что условием формирования личностного образовательного пространства является взаимодействие личности педагога и учащегося в образовательном пространстве учебного заведения.

Проведенное исследование позволяет заключить, что компьютеризация образования является одной из ведущих тенденций развития современного образовательного пространства. Это обусловлено возрастанием роли информации в жизни общества, развитием науки и техники, повышением требований к уровню образования личности. В связи с этим применение образовательных компьютерных технологий является насущной необходимостью. На этом пути встречаются трудности и проблемы, требующие научного анализа и выработки способов их практического решения. Одним из таких способов может служить применение обучающих компьютерных игр и педагогических программных средств с игровой компонентой, что и составило предмет нашего исследования.

Нами было предпринято изучение влияния обучающей компьютерной игры, как элемента образовательного пространства учебного заведения, на эффективность формирования образовательного пространства личности.

В ходе исследования установлено, что игра представляет собой уникальный феномен общечеловеческой культуры; изучена роль игры в воспитании, ее влияние на интеллектуальное, эмоциональное и нравственное развитие личности. Выявлены специфические особенности игры, состоящие в том, что она реализуется как свободная развивающая деятельность, имеющая активный творческий характер, содержащая

• элемент состязательности, отличающаяся эмоциональной приподнятостью.

Изучена специфика дидактических игр и игровых технологий, заключающаяся в сочетании условного игрового плана деятельности учащихся с её учебной направленностью. Это предусматривает наличие четко поставленной педагогической цели, установки на необходимость мысленного усилия, продуманной системы поощрений за успехи, причем не столько за сам по себе выигрыш в игре, сколько за демонстрацию в ней новых знаний, умений и навыков, а также обеспечивает возможность выбора учащимся конкретных действий и проявления своих способностей.

Исследованы педагогические особенности компьютерных игр и программных средств с игровой компонентой, обусловленные, оптимальным соединением эмоциональной привлекательности, присущей игре, и аудиовизуальных, вычислительных, информационных и других возможностей современной компьютерной техники. Выявлены проблемы, связанные с реализацией игровых компьютерных технологий обучения. Определены педагогические требования к их разработке и применению компьютерных игр.

В соответствии с предъявляемыми! требованиями был создан и апробирован в образовательном пространстве учебного заведения комплекс авторских компьютерных программ, содержащих в себе игровой, обучающий и исследовательский элементы, а также разработана технология его применения.

Данный педагогический комплекс, включавший авторские компьютерные программы различных типов (демонстрационные, обучающие, моделирующие, учебные среды, тренажеры, экзаменаторы), а также творческие задания игрового характера, был использован в ходе опытно-экспериментальной работы на констатирующем и формирующем этапах. г

При проведении формирующего эксперимента разработанные автором компьютерные игры и педагогические программные средства с игровой компонентой применялись в образовательном пространстве учебного заведения для решения различных дидактических задач усвоения, закрепления, актуализации знаний, формирования практических умений и навыков, а также их контроля и коррекции).

Экспериментальное обучение осуществлялось при соблюдении выявленных и обоснованных педагогических условий, детерминирующих его эффективность. Особое внимание уделялось реализации личностно-ориентированного подхода к образованию, индивидуализации и дифференциации обучения. Это обеспечивалось благодаря организации творческой преобразовательной деятельности учащихся, стимулированию инициативы и самостоятельности в постановке ими учебных целей, выборе путей и способов их решения, созданию положительного эмоционального фона обучения.

Оценка эффективности предлагаемой технологии производилась на основании разработанных критериев и показателей, позволяющих выявить следующие уровни овладения учащимися теоретическими знаниями и сформированности практических умений: адаптивный, репродуктивный, эвристический, креативный. Для исследования развития моторных навыков использовались количественные показатели.

Анализ и интерпретация результатов опытно-экспериментального обучения позволяют заключить, что показатели улучшения исследуемых параметров в экспериментальных группах значительно превысили аналогичные показатели контрольных групп, обучавшихся по традиционной методике. Это свидетельствует об эффективности предлагаемой технологии применения обучающих компьютерных игр в образовательном пространстве учебного заведения.

На основании анализа результатов экспериментального исследования установлено, что педагогическими условиями эффективного применения компьютерных игр и педагогических программных средств с игровой компонентой являются:

- соблюдение педагогических требований к их проектированию и применению;

- систематичное и последовательное их использование для решения различных дидактических задач;

- реализация личностно-ориентированных педагогических технологий, индивидуализация и дифференциация обучения;

- формирование необходимого уровня компьютерной грамотности;

- развитие творческого мышления личности;

- формирование положительной мотивации учения, создание благоприятного эмоционального климата в процессе применения обучающих компьютерных игр.

Проектирование и применение обучающих компьютерных игр основывалось на соблюдении дидактических, методических, программно-технических, эргономических и эстетических требований к обучающим программным средствам с игровой компонентой.

Эффективность обучающих игровых компьютерных программ была детерминирована их систематичным и последовательным использованием в образовательном пространстве учебного заведения. Они применялись для ознакомления с изучаемым учебным материалом, его осмысления, анализа, формирования понятий, освоения практических учебных действий и операций в игровой деятельности.

Реализация личностно-ориентированных педагогических технологий, индивидуализация и дифференциация обучения основывались на создании и применении обучающих игровых программ, способных варьировать учебный материал, обеспечивая учащимся возможность выбора его содержания и темпов освоения в зависимости от личных интересов и способностей, а педагогу - получение объективной информации о процессе познавательной деятельности для осуществления необходимой коррекции.

Компьютерная грамотность являлась частью общей культуры личности, условием успешности учебно-познавательной деятельности учащегося, стимулируя повышение познавательной активности и проявление интеллектуальной инициативы.

Учащимися осуществлялась самостоятельная деятельность по анализу, обобщению, систематизации учебного материала, по постановке и решению средствами компьютерной игры учебных и исследовательских задач, что обеспечивало развитие их творческого мышления.

В процессе применения обучающих компьютерных игр формировались познавательные и социальные мотивы учения. Обучение в игре приобретало личностное значение, создавало благоприятный эмоциональный фон познавательной деятельности учащихся.

Таким образом, цель исследования достигнута. Решены его задачи.

Исследованы сущность и структура образовательного пространства.

Изучена компьютеризация образовательного пространства, как одна из ведущих тенденций его развития.

Исследованы специфика и дидактические возможности компьютерных игр; определены педагогические требования к их разработке и применению.

Установлены и экспериментально обоснованы педагогические условия эффективного использования обучающих компьютерных игр.

Разработан и апробирован в образовательном пространстве учебного заведения комплекс обучающих компьютерных игр и педагогических программных средств с игровой компонентой.

Получила экспериментальное подтверждение гипотеза исследования. Практическая реализация выдвинутых положений способствовала значительному повышению уровня овладения теоретическими знаниями, сформированности практических умений, развития моторных навыков, обеспечивала развитие компьютерной грамотности и творческого мышления учащихся.

Разработанные на основе полученных результатов практические рекомендации находят реальное воплощение в образовательном пространстве учебных заведений.

Список литературы диссертационного исследования кандидат педагогических наук Ельмикеев, Олег Рудольфович, 2004 год

1. Абросимов, А.Г. Теоретические и практические основы создания информационно-образовательной среды вуза / А.Г. Абросимов; М-во образования Рос. Федерации, Самар. гос. экон. акад. Самара: Изд-во Самар. гос. экон. акад., 2003. - 203 с.

2. Агапова, О.И. О трех поколениях компьютерных технологий обучения / О.И.Агапова, А.О.Кривошеев, А.С.Ушаков // Информатика и образование.- 1994.-№2.-С. 34-40.

3. Александров, Г.Н. Программированное обучение и новые информационные технологии обучения / Г.Н. Александров И Информатика и образование. 1993. — №5. - С. 7-19.

4. Алехина, И.В. Дидактические основы применения ЭВМ в процессе формирования педагогических умений у будущих учителей: автореф. дис. . канд. пед. наук / И.В. Алехина. Брянск, 1994. - 20с.

5. Алиева, С. В. Педагогические основы игры / С. В. Алиева, Н. X. Хабулаев.- Махачкала, 1996. 120 с.

6. Алпсон, С. Успех программного обеспечения / С. Алпсон // Интеркомпьютер. 1991. — № 1-2.

7. Аляев, Ю.А. Прикладное программирование. Ч. 1. Алгоритмизация и программирование / Ю.А. Аляев, В.О. Кушев, В.В. Лебедев. М.: Просвещение, 1981. - 275 с.

8. Амонашвили, Ш.А. Личностно-гуманная основа педагогического процесса / Ш.А. Амонашвили. Минск: Университетское, 1990. - 558 с.

9. Ананьев, Б.Г. Психология чувственного познания /Б.Г. Ананьев; Рос. акад. наук, Ин-т психологии. М.: Наука, 2001. - 277 с. - (Памятники психологической мысли).

10. Андреева, Г.М. Зарубежная социальная психология XX столетия: теоретические подходы /Г.М.Андреева, Н.Н.Богомолова, Л.А.Петровская. М.: Аспект-Пресс, 2001. - 288 с.

11. З.Андреева, Г.М. Социальная психология / Г.М. Андреева. М.: Аспект-Пресс, 2001.-373 с.

12. Аникеева, Н.П. Игра в педагогическом процессе / Н.П. Аникеева. -Новосибирск, 1989. 89 с.

13. Аникеева, Н.П. Педагогика и психология игры / Н.П. Аникеева. — М.: Просвещение, 1986. 115 с.

14. Анисимов, О.С. Игровой тренинг мыслительной деятельности / О.С. Анисимов, Т.П. Данько. М.: Просвещение, 1992. - 64 с.

15. Артамонова, О. Предметно-пространственная среда: ее роль в развитии личности / О. Артамонова // Дошкольное воспитание. 1995. - № 4. - С. 13-16.

16. Асмолов, А.Г. Психология личности: принципы общепсихологического анализа / А.Г. Асмолов. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1990. - 72 с.

17. Атанов, Г.А. Компьютерные игры в обучении / Г.А. Атанов. Донецк: ЕАИ-пресс, 2001.- 127 с.

18. Атанов, Г.А. Обучение и искусственный интеллект или основы современной дидактики высшей школы / Г.А. Атанов, И.Н. Пустынникова. Донецк: Изд-во ДОУ, 2002. - 54 с.

19. Бабаева, Т.И. Современная педагогика: педагогические теории, системы, технологии / Т. И. Бабаева. М.: Академия, 1998. - 556 с.

20. Бабанский, Ю. К. Интенсификация процесса обучения / Ю. К. Бабанский. -М.: Знание, 1987.-78 с.

21. Багленова, A.JI. Принципы обучения школьников основам экранной грамотности / А.Л. Багленова // Специалист. 1992 - № 5. - С. 23-25.

22. Байкова, Л.А. Технология игровой деятельности / Л.А. Байкова. Рязань, 1994. -77 с.

23. Бацын В.К., Образовательное пространство России: единое или целостное? // Перемены. 2002. - № 2. - С. 13-15.

24. Бацын, В.К. Система образования и сфера образования: единство и борьба противоположностей (перечитывая Джона Дьюи) / В.К. Бацын // Перемены. 2003. - № 5. - С.39-49.

25. Башмаков, А.И. Разработка компьютерных учебников и обучающих систем / А.И. Башмаков, И.А. Башмаков. — М.: Филинъ, 2003. 613 с.

26. Башмаков, М.И. Информационная среда обучения / М.И. Башмаков, С.Н. Поздняков, Н.А. Резник. СПб: Свет, 1997. - 400 с: ил. - Библиогр.: с.391-399.

27. Безрукова, B.C. Образовательные технологии: ориентиры для выбора / B.C. Безрукова // Директор школы. 1999. - № 8. - С. 25-30.

28. Белавина, И.Г. Восприятие ребенком компьютера и компьютерных игр / И.Г. Белавина // Вопросы психологии. 1993. - № 3. - С. 7-12.

29. Белавина, И.Г. Психологические последствия компьютеризации детской игры / И.Г. Белавина // Информатика и образование. 1991. - №3. - С.14-17.

30. Бёрн, Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры / Э. Бёрн. Л.: Лениздат, 1992. - 22 с.

31. Блонский, П.П. Память и мышление. СПб.: Питер, 2001. - 287 с. -(Психология - классика ).

32. Богомолова, Н.Н., Ситуационно ролевая игра, как активный метод социально - психологической подготовки / Н.Н. Богомолова // Теоретические и методологические проблемы социальной психологии. — М.: Изд-во МГУ, 1983.-С. 180-205.

33. Болотников, И.М. Гуманитарные аспекты компьютерных игр / И.М. Болотников // Компьютерные игры. — JI.: Лениздат, 1988. С. 10-30.

34. Болыиой психологический словарь / Под ред. Б.Г. Мещерякова, В.П. Зинченко. СПб.: Прайм — Еврознак; М.: Олма-пресс. 2004. - 666 е.: ил-(Психологическая энциклопедия).

35. Бондаревская, Е.В. Гуманистическая парадигма личностно ориентированного образования / Е.В. Бондаревская // Педагогика. 1997. -№ 4. - С. 11-17.

36. Борисова, Н.В. Новые технологии обучения: блиц-игры и нетрадиционные лекции / Н.В. Борисова; Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов. М., 1992. - 59 с.

37. Борк, А. История новых технологий в образовании / А. Борк; Рос. открытый ун-т. М., 1990. - 35 с.

38. Бричев, О.М. Опорный и игровой контроль знаний / О.М. Бричев // Специалист. 1998. - № 12. - С. 8-9.

39. Буняев, М. Подготовка учителя решение проблемы информатизации / М. Буняев // Информатика и образование. - 1991. — № 4. - С. 23-24.

40. Буняев, М.М. Научно-методические основы проектирования разветвленно-диалоговых обучающих систем: дис. . доктора пед.наук / М.М. Буняев. М., 1992. - 350с.

41. Бюлер, К. Очерк духовного развития ребенка / К.Бюлер. М., 1930. - 182 с.

42. Василенко, Н.В. Интеграция знаний на основе использования новых информационных технологий в общеобразовательной школе: дис. . канд. пед. наук / Н.В. Василенко. СПб., 2001. - 202 с.

43. Венгер, Л.А. Игра как вид деятельности / Л.А. Венгер // Вопросы психологии. 1988. - № 3. - С. 163-165.

44. Веряев, А.А. От образовательных сред к образовательному пространству: понятие, формирование, свойства / А.А. Веряев, И.К. Шалаев // Педагогика. 1998. - № 4. - С. 31-34.

45. Виленский, М.Я. Образовательное пространство как педагогическая категория / М.Я. Виленский, Е.В. Мещерякова // Педагогическое образование и наука. 2002. - № 2. - С. 8-14.

46. Витухновская, А.А. Проектирование технологии подготовки к обучению младших школьников с использованием компьютера / А.А. Витухновская, Т.С. Марченко // Информатика и образование. 2004. - № 8. - С. 7-11.

47. Волошинова, Т.Ю. Методика использования мультимедийных технологий в учебно-методической деятельности преподавателя вуза: дис. . канд. пед. наук / Т.Ю. Волощинова. СПб., 1999. - 237с.

48. Всеволодский-Гернгросс, В.Н. Игры народов СССР / В.Н. Всеволодский-Гернгросс, В.С.Ковалева, Е.И.Степанова. — М.: Академия, 1933. — 563 с.

49. Вульфсон, Б.Л. Мировое образовательное пространство на рубеже XX и XXI вв. / Б.Л. Вульфсон // Педагогика. 2002. - № 10. - С. 13-14. -Библиогр.: 8 назв.

50. Выготский Л.С. Психология / Л.С. Выготский. М.: Апрель-Пресс: Эксмо-Пресс. 2002. - 1007 с. - (Мир психологии).

51. Выготский, Л.С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка / Л.С. Выготский // Вопросы психологии. 1966. - № 6. - С. 62-76.

52. Выготский, Л.С. Педагогическая психология / Л.С. Выготский. М.: Педагогика - Пресс, 1999. - 534 с. - (Психология: классические труды).

53. Газман, О.С. Каникулы: игра, воспитание / О.С. Газман. М., 1988. - 112 с.

54. Газман, О.С. Базовая культура и самоопределение личности / О.С. Газман. -М.: Педагогика, 1989.- 89 с.

55. Газман, О.С. В школу — с игрой / О.С. Газман, Н.Е. Харитонова. М.: Педагогика, 1991. - 53 с.

56. Гершунский, Б.С. Компьютеризация в сфере образования: проблемы и перспективы / Гершунский Б.С. М.: Педагогика, 1987. - 57 с.

57. Гершунский, Б.С. Философия образования / Б.С. Гершунский. М.: Флинта, 1998. — 427 с. - (Б-ка педагога - практика). — Библиогр.: с. 395426.

58. Гинецинский, В.И. Проблема структурирования мирового образовательного пространства / В.И. Гинецинский // Педагогика. 1998. - № 3. - С. 10-13.

59. Гиркин, И.В. Новые подходы к организации учебного процесса с использованием современных компьютерных технологий / И.В. Гиркин // Информационные технологии. 1998. - № 6. - С. 44-47.

60. Гнездилова, Г.Г. К типологии компьютерных игр / Г.Г. Гнездилова, О.А. Гончаров, Г.В. Сенин // Микропроцессорные средства и системы. 1988. -№ 5. - С.22-26.

61. Гнездилова, Г.Г. Персональный компьютер в играх и задачах / Г.Г. Гнездилова, О.А. Гончаров, Г.В. Сенин. М.: Наука, 1988. - 192 е.: ил.

62. Грамолин, В.В. Обучающие компьютерные игры / В.В. Грамолин // Информатика и образование. 1994. - № 4. - С. 24-29.

63. Гребенев, И.Б. Методические проблемы компьютеризации обучения в школе / И.Б. Гребенев // Педагогика. 1994. - № 5. - С. 46-49.

64. Гринявичене, Н.Т. Игра и новый подход к организации предметно-игровой среды / Н.Т. Гринявичене // Творчество и педагогика: материалы Всесоюз. науч.-практ. конф. М., 1988. - С. 7-8.

65. Гриценко, В.И. Применение компьютерных игр в учебном процессе общеобразовательной и профессиональной школы / В.И. Гриценко. — Киев, 1997.-90 с.

66. Громов, Г.Р. Игровая компонента персональной ЭВМ: стимулятор творчества, педагогический прием, жанр киноискусства / Г.Р. Громов // Микропроцессорные средства и системы. — 1987. — № 3. С. 7-10.

67. Гроос, К. Душевная жизнь ребенка / К.Гроос. Киев, 1916. - 132 с.

68. Гурова, Т.Ф. Личностно-ориентированные технологии обучения. / Т.Ф. Гурова // Технологии обучения: сущность, опыт применения и проблемы развития. -М., 1997.-С. 132-139.

69. Давыдов, В.В. Проблемы развивающего обучения / В.В. Давыдов. М.: Педагогика, 1986. - 237 с.

70. Давыдов, В.В. Теория развивающего обучения / В.В. Давыдов. М.: ИНТОР, 1996.-542 с.

71. Давыдов, В.В. Через игру к социализации личности / В.В. Давыдов // Воспитание школьников. 2001. — № 12. - С. 30-32.

72. Дегтярев, Ю.В. Игры обучение, тренинг, досуг / Ю.В. Дегтярев. - М.: ГЦ «Эрноф», 1994. - 125 с.

73. Добринская, Е.И. Свободное время и развитие личности / Е.И.Добринская, Э.В.Соколов. Л., 1983. - 38 с.

74. Дьюи, Д. Психология и педагогика мышления / Д. Дьюи. М.: Лабиринт, 1999.- 192 с.

75. Ермолаев, О.Ю. Индивидуальность школьника и компьютеры / О.Ю. Ермолаев, Т.М. Марютина. М.: Знание, 1990. - 32 с.

76. Ершов, А.П. Избранные труды / А.П. Ершов. Новосибирск: Наука. Сиб. изд. фирма, 1994. - 413 с.

77. Жукова, Е.П. Индивидуализация обучения / Е.П. Жукова // Специалист. -1998. № 3. - С. 18-21.

78. Жуковская, Р.И. Игра и ее педагогическое значение / Р.И. Жуковская М.: Знание, 1984.-95 с.85.3агвязинский, В.И. Природа и функции социально-педагогических инноваций / В.И. Загвязинский // Профессиональное образование. 1995. — № 1.-С. 3-5.

79. Зайцев, В.Т. Использование компьютерных технологий / В.Т. Зайцев, Т.А.

80. М.: Просвещение, 1967. 113 с. 91.3анько, С.Ф. Игра и учение / С. Ф. Занько, Ю.С. Тюнников, С.М.

81. Тюнникова. М.: Логос, 1992. - 182 с. 92.Запорожец, А.В. Избранные психологические труды. T.l. / А.В.

82. Игра и развитие личности дошкольника: сб.науч.тр.. М., 1990. — 152 с.

83. Игра со всех сторон: соврем, исслед, междисциплинар. подход, практ. рекомендации, взгляд в будущее / Ред. Е.С.Жорняк. М.: Прагматика культуры, 2003. -431 е.: ил.

84. Извозчиков, В.А. Информационная педагогика и ее принципы / В.А. Извозчиков, В.В. Лаптев. М.: Просвещение, 1998. - 231 с.

85. Извозчиков, В.А. Информационные технологии в системе непрерывного педагогического образования (проблемы методологии и теории): монография / В.А. Извозчиков. — СПб.: Образование, 1996. — 342 с.

86. Илюшин, С.А. Персональные ЭВМ в учебном процессе / С.А.Илюшин, Б.Л.Собкин. М., 1992. - 32 с.

87. Исакова, Л.С. Разработка комплексной системы обучения с использованием персонального компьютера в начальной школе: дис. . канд. пед. наук / Л.С. Исакова. Владикавказ, 2000. - 200с.

88. Казакевич, В.М. Информационный подход к методам обучения / В.М. Казакевич // Педагогика. 1998. - № 6. - С. 43-47.

89. Калмыкова, З.Н. Продуктивное мышление как основа обучаемости / З.Н. Калмыкова. М., 1987 - 60 с.

90. Каракозов, М.С. Формирование навыка работы с клавиатурой / М.С. Каракозов // Информатика и образование. 1994. - № 2.- С. 6-12.

91. Кершан, Б. Основы компьютерной грамотности / Б. Кершан. -М., 1993. 100 с.

92. Кларин, М.В. Педагогическая технология в учебном процессе / М.В. Кларин.-М., 1989.-24 с.

93. Клейман, Т.М. Школы будущего: компьютеры в процессе обучения / Т.М. Клейман. М.: Радио и связь, 1997- 58 с.

94. Клейтон, У. Секреты программирования игр / У. Клейтон. — М.: Радио и связь, 1998 125 с.

95. Клемешова, Н.В. Мультимедиа как дидактическое средство высшей школы: дис. . канд. пед. наук / Н.В. Клемешова. Калининград, 1999. — 210 с.

96. Кобанова, JI.B. Учебные игры как средство повышения эффективности уроков / JI.B. Кобанова // Начальная школа. 1992. - № 1. — С. 15-18.

97. Коган, М.С. Человеческая деятельность / М.С. Коган. М., 1974- 207 с.

98. Козлова, Г.А. Дидактическая эффективность компьютеризации обучения: по материалам зарубеж. публикаций: дис. . канд. пед. наук / Г.А. Козлова. М., 1992. - 203 с.

99. Компьютеризация образования: межвуз. сб. науч. тр. / Под ред. проф. В.Н. Врагова; Новосиб. ун-т. Новосибирск, 1991 - 125 с.

100. Компьютеризация учебного процесса: межвуз. сб. науч. тр. / Под ред. проф. В.Н. Врагова; Новосиб. ун-т. Новосибирск, 1992 — 124 с.

101. Компьютерные игры / Е.М. Гушанская, М.Б. Игнатьев, К.М. Игнатьев и др.; Под ред. М.Б. Игнатьева. — Л.: Лениздат, 1988. — 167 с.

102. Компьютеры и познание: Очерки по когнитологии: сб. науч. тр. / Ред. -сост.: Б.М. Величковский, А.И. Зеличенко. М.: Наука, 1990 - 98 с.

103. Конев, В.А. Культура и архитектура педагогического пространства / В.А. Конев // Вопросы философии. 1996. - № 10. - С. 46-57.

104. Корчагин, Е.А. Для чего нужны личностно-ориентированные технологии обучения / Е.А. Корчагин // Профессиональное образование. -1998. -№3. С. 26-28.

105. Корчак, Я. Как любить ребенка / Я. Корчак.- М.: Просвещение, 1987. -157 с.

106. Котельникова, В.Е. Игры и игровые моменты на уроках информатики /

107. B.Е. Котельникова// Информатика в школе. Пермь, 1996. - № 1. - С. 1423.

108. Кочетков, Г.Б. Компьютерные игры: свет и тени / Г.Б. Кочетков // Микропроцессорные средства и системы. — 1985. № 3. - С. 16 - 20.

109. Креков, П. Строим единое образовательное пространство / П.Креков // Народное образование. 1998. - № 2. - С. 33-37.

110. Крупская, Н.К. Педагогические сочинения / Н.К. Крупская. М.: Просвещение , 1959. - 364 с.

111. Кудрявцев, А.В. Методика использования ЭВМ для индивидуализации обучения по физике: дис. . канд. пед. наук / А.В. Кудрявцев. -Екатеринбург, 1997.- 177 с.

112. Кузнецов, А.А. Компьютерная программа и дидактика / А.А. Кузнецов, Т.А. Сергеева // Информатика и образование. 1986. - № 2. — С. 10-15.

113. Кульневич, С.В. Педагогика личности от концепции до технологии /

114. C.В. Кульневич. Ростов-на-Дону: Учитель, 2001. - 160 с.

115. Куприенко, В.Д. Педагогические программные средства: метод, рекомендации для разработчиков ППС / В.Д. Куприенко, И.В. Мещерин Омский гос. пед. ин — т им. A.M. Горького. — Омск, 1991. — 27 с.

116. Ладенко, И.С. Игровое моделирование: методология и практика / И.С. Ладенко. Новосибирск: Наука, 1987. - 48 с.

117. Ланда, Л.Н. Алгоритмизация в обучении / Л.Н. Ланда; под общ. ред. Б.В. Гнеденко, Б.В. Бирюкова. М.: Просвещение, 1966. - 42 с.

118. Лапчик, М. Информатика и технология: компоненты педагогического образования / М. Лапчик // Информатика и образование. 1991. -№ 6. - С. 19-23.

119. Левитас, Д.Г. Практика обучения: современные образовательные технологии / Д.Г. Левитас. — М.: Ин-т практ. психологии; Воронеж : МОДЭК, 1998. 280 с. - (Б-ка педагога - практика).

120. Леонтьев, А.Н. Проблемы развития психики / А.Н. Леонтьев. М.: Просвещение, 1981.-496 с.

121. Леонтьев, А.Н. Учение о среде в педагогических работах Л.С. Выготского: критическое исследование / А.Н. Леонтьев // Вопросы психологии. 1998. - № 1. -С. 11-19.

122. Лернер, И.Я. Процесс обучения и его закономерности / И.Я. Лернер. -М.: Знание, 1980.-96 с.

123. Лефрансуа, Г. Психология для учителя / Г. Лефрансуа; Ун-т Альберты; пер. с англ. В.Волохонский, Н.Миронов, С.Рысев и др. 11-е междунар. изд. - СПб.: Прайм-Еврознак; М.: Олма-Пресс, 2003. - 408 с. -(Прикладная педагогическая психология).

124. Лихачев, Б.Т. Сущность, критерии и функции научной педагогики / Б.Т. Лихачев // Педагогика. 1997. - № 6. - С. 26-32.

125. Локтюшина, Е.А. Компьютеры в учебно-воспитательном процессе школы и вуза / Е.А. Локтюшина .- Волгоград, 1996. 275 с.

126. Лысенко, Е.Е. Компьютерная игра с точки зрения психолога / Е.Е. Лысенко // Микропроцессорные средства и системы. 1985. — № 3. - С. 15.

127. Макаренко, А.С. Макаренко: сборник. / Сост. и авт. предисл. В.М. Короъ ов. М.: Изд. Дом Шалвы Амонашвили; Моск. гор. пед. ун-т, 1999. - 223 с. - (Антология гуманной педагогики).

128. Максакова, А.И. Учите играя / А.И. Максакова, Г.А. Тумакова. М.: Просвещение, 1983.-63 с.

129. Маргулис, Е.Д. Психолого-педагогические основы компьютеризации обучения / Е.Д. Маргулис. Киев, 1987. -135 с.

130. Маркова, А.К. Формирование мотивации учения / А.К. Маркова. М.: Просвещение, 1990. —93 с. '

131. Марусева, И.В. Методические основы подготовки будущего учителя информатики к использованию технологий компьютерного обучения: дис. . доктора пед. наук / И.В. Марусева. М., 1991. - 334 с.

132. Матюшкин, A.M. Проблемные ситуации в мышлении и обучении / A.M. Матюшкин. -М.: Педагогика, 1992. — 183 с.

133. Машбиц, Е.И. Компьютеризация обучения: проблемы и перспективы / Е.И. Машбиц. М.: Знание, 1986. - 80 с.

134. Машбиц, Е.И. Методические рекомендации и проектирование обучающих программ / Е.И. Машбиц. Киев, 1986. - 111 с.

135. Машбиц, Е.И. Психолого-педагогические проблемы компьютеризации обучения / Е.И. Машбиц. М.: Педагогика, 1988. - 192 с. -(Педагогическая наука — реформе школы).

136. Методические рекомендации по созданию и использованию педагогических программных средств: сб. ст. / Под ред. И.В. Роберт. — М., 1991.-42 с.

137. Методические рекомендации по технологии написания обучающих программ для ЭВМ / Сост. А.Я. Цукарь. Новосибирск: Изд. НГПИ, 1990.-53 с.

138. Минскин, Е.М. От игры к знаниям: пособие для учителя / Е.М. Минскин. 2-е изд., дораб. - М.: Просвещение, 1987. - 74 с.

139. Могилев, А.В. Дидактические принципы компьютерного обучения /

140. A.В. Могилев, С.А. Титоренко // Педагогическая информатика. 1993. -№2.-С. 10-16.

141. Могилева, В.Н. Влияние компьютеризации учебной деятельности на формирование мышления учащихся: автореф. дис. . канд. пед. наук /

142. B.Н. Могилева. М., 2001. - 22 с.

143. Монтессори, М. Монтессори: сборник. / Сост. и авт. предисл. М.В. Богуславский, Г.Б. Корнетов, Е.А. Хилтунин. М.: Изд. Дом Шалвы Амонашвили: Моск. гор. пед. ун-т, 1999. - 219 с. - (Антология гуманной педагогики).

144. Моторин, В.В. Компьютерные технологии как фактор развития интеллекта и креативности ребенка / В.В. Моторин; под ред. А.И. Савенкова. — М.: Прометей, 2004. — 135 е.: ил.

145. Мясников, В.А. Интеграционные процессы в образовании стран СНГ в контексте новых социальных измерений / В.А. Мясников. — М., 1998. -26 с.

146. Наливайко, Н.В. Понятие "образовательное пространство" и его роль в философском осмыслении образования / Н.В. Наливайко. Новосибирск, 2003.- 13 с.

147. Наумов, В.В. Разработка программных педагогических средств / В.В. Наумов // Информатика и образование. 1999. - № 3. — С. 36—40.

148. Немов, Р.С. Психология: В 3-х кн. Кн. 2: Психология образования / Р.С. Немов. 4-е изд. - М.: Владос, 2003. - 606 с.

149. Никитин, Б.П. Интеллектуальные игры. — 5-е изд., испр. М.: Лист, 1998.- 176 с.

150. Никитин, И.Г. Педагогические игры / И.Г. Никитин, Л.С. Шубина. -Пермь, 1991.- 124 с.

151. Новиков, A.M. Научно-экспериментальная работа в образовательном учреждении: деловые советы / A.M. Новиков. М., 1998. -134 с.

152. Новикова, Л.И. Деятельность детского коллектива как фактор его развития / Л.И. Новикова // Деятельность, общение, игра в развитии коллектива и формировании личности школьника. -М., 1983. С. 14-16.

153. Новоселова, С.Л. Развивающая предметно-игровая среда / С.Л. Новоселова // Дошкольное воспитание. — 1998. — № 4. — С. 13-16.

154. Образование и наука в третьем тысячелетии: сб. материалов третьей науч. теорет. конф. 2001. / Под. ред. В.И. Степанова. - Барнаул: Изд-во АЭЮИ, 2001.- 4.1. - 106 с.

155. Образцов, П. Профессионально ориентированная технология обучения: особенности проектирования и конструирования / П. Образцов // Альма матер: Веста, высш. шк. -2003. № 10. - С. 14-17. - Библиогр.: 4 назв.

156. Обухова, Л.Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы / Л.Ф. Обухова. -М.: Педагогика, 1995. 284 с.

157. Овчинникова, К.Р. Педагогические условия формирования информационной культуры студента в процессе освоения компьютерных технологий: дис. . канд. пед. наук / К.Р. Овчинникова. Челябинск, 1999. - 176 с.

158. Павленко, А. «Региональность» и/или «провинциальность»? / А. Павленко // Вестн. высш. шк. 1999. - № 11. — С. 19-22.

159. Пажитнов, А.Л. Логическая структура компьютерной игры / А.Л. Пажитнов // Микропроцессорные средства и системы. — 1987. — № 3. С. 12-14.

160. Панюкова, С.В. Информационные и коммуникационные технологии в личностно-ориентированном обучении / С.В. Панюкова. М., 1998. - 88 с.

161. Паращин, А.В. Активные методы обучения / А.В. Паращин, В.П. Паращин. —Новосибирск, 1991.- 138 с.

162. Педагогический энциклопедический словарь / Гл. ред. Б.М. Бим-Бад. -М.: Большая Рос. энциклопедия, 2003. — 527 с. — (Золотой фонд. Энциклопедический словарь).

163. Пейперт, С. Переворот в сознании: дети, компьютеры и плодотворные идеи / С. Пейперт. М., 1989. - 78 с.

164. Первин, Л.А. Психология личности: теория и исследования / Л.А. Первин, О.П. Джон. М.: Аспект - Пресс, 2000. — 607 с.

165. Первин, С.П. Дети, компьютеры и коммуникации / С.П. Первин // Информатика и образование. 1994. - № 4. - С. 4-6.

166. Персональный компьютер в играх и задачах. М.: Наука, 1988. - 191 е.: ил. — (Кибернетика - неограниченные возможности и возможные ограничения).

167. Пиаже, Ж. Психология интеллекта / Ж. Пиаже. СПб.: Питер, 2004. -192 с. - (Психология - классика).

168. Пиаже, Ж. Речь и мышление ребенка / Ж.Пиаже; сост., новая ред. пер. с фр., коммент. В.А. Лукова. М.: Педагогика-Пресс, 1999. — 527 с. -(Психология: классические труды).

169. Пидкасистый, П.И. Технология игры в обучении / П.И. Пидкасистый. -М.: Просвещение, 1992. -213 с.

170. Полат, Е.С. Компьютерные телекоммуникации — школе / Е.С. Полат . -М., 1995.- 198 с.

171. Полат, Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: / Е. С. Полат. — М.: Академия, 2003. 267 с.

172. Поляков, С.Д. Психопедагогика воспитания: опыт популярной монографии с элементами учебного пособия и научной фантастики / С.Д. Поляков. М., 1996. - 280 с.

173. Пономарев, Р.Е. Образовательное пространство как основополагающее понятие теории образования / Р.Е. Пономарев // Педагогическое образование и наука. 2003. - № 1. - С. 29-31.

174. Применение новых информационно-коммуникативных технологий в преподавании: материалы междунар. конф. / Рос. гос. пед. ун-т им. А.И. Герцена; Междунар. ин-т образоват. инноваций. — СПб., 2001. — 106 с.

175. Проблемы компьютерного обучения / Под общ. ред. акад. В.Г. Разумовского. — М.: Знание, 1986. — 61 с. — (Вычислительная техника и ее применение).

176. Прохоров, А.О. Особенности психических состояний пользователей ЭВМ в процессе компьютерного обучения / А.О. Прохоров // Вопросы психологии. 1995. - № 3. -С. 29-34.

177. Прутченков, А.С. Возможности игровой технологии: понятия и термины / А.С. Прутченков //Педагогика. 1999.-№ 3.- С. 121-126.

178. Психологическая энциклопедия / Под ред. Р. Корсини, А. Ауэрбаха; науч. ред. пер. на рус. яз. А.А. Алексеева. 2-е изд. - СПб. и др.: Питер, 2003. - 1095 с.

179. Психология личности в трудах зарубежных психологов. СПб.: Питер, 2000. - 320 с.

180. Психология личности в трудах отечественных психологов / Сост. JI.B. Кулаков. СПб.: Питер, 2000. - 480 с.

181. Психология подростка / Ж.К. Дандарова, И.С. Кон, С.Н. Костромина и др.; под ред. А.А.Реана. — СПб.: Прайм-Еврознак; М.: Олма-Пресс, 2003. -480 е.: табл. (Мэтры психологии).

182. Психолого-педагогические основы использования ЭВМ в вузовском обучении / Под ред. А.В. Петровского, Н.Н. Нечаева. М., 1987. - 274 с.

183. Развитие личности в образовательном процессе: материалы междунар. науч.-практ. конф. Пенза: Изд-во Пенз. гос. пед. ун-та, 2002. — 212 с.

184. Растригин, JI. Компьютерное обучение и самообучение / JI. Растригин // Информатика и образование. 1991. — № 6. - С. 14-18.

185. Роберт, И.В. Современные информационные и коммуникационные технологии в образовании / И.В. Роберт // Информатика и образование. -1997.-№8.-С. 23-27.

186. Роберт, И.В. Средства новых информационных технологий в обучении: дидактические проблемы, перспективы использования / И.В. Роберт // Информатика и образование. — 1991. — № 4. -С. 5-11.

187. Свириденко, С.С. Современные информационные технологии / С.С. Свириденко. — М.: Радио и связь, 1989. — 142 с.

188. Селевко, Г.К. Современные образовательные технологии / Г.К. Селевко. М.: Народ, образование, 1998. - 255 с.

189. Сенько, В.Ю. Развитие учебно-познавательной деятельности старшеклассников с применением компьютера (на материалеестественнонаучных дисциплин): дис. . канд. пед. наук / В.Ю. Сенько. -1991.- 174 с.

190. Сергеева, Т. Новые информационные технологии и содержание обучения / Т. Сергеева // Информатика и образование. — 1991. № 1. — С. 7-9.

191. Сериков, Г.Н. Образование и развитие человека / Г.Н. Сериков. М.: Мнемозина, 2002. - 414 с. - Библиогр.: с. 397-413.

192. Скибо, Т.Ю. Использование игровой технологии как условие самоидентификации личности / Т.Ю. Скибо // Специалист.- 2001. № 10. -С. 17-18.

193. Скок, Г.Б. Как проанализировать собственную педагогическую деятельность. — М.: Пед. о-во России, 2000. — 101 с.

194. Смоленцева, А.А. Сюжетно-дидактические игры / А.А. Смоленцева. -М.: Просвещение, 1987. 128 с.

195. Современное образование: психолого-педагогические проблемы, поиски, решения: Сб. науч. ст. / М-во образования РФ, Map. гос. ун-т; отв. ред. Ю.Е. Шабалин. Йошкар-Ола, 2002. - 91 с.

196. Соседко, О.А. Активизация учебной деятельности студентов на основе применения информационных технологий (на примере изучения теории графов): дис. . канд. пед. наук / О.А. Соседко. Новосибирск, 1999. -163 с.

197. Спенсер, Г. Опыты научные, политические и философские / Г.Спенсер. Минск: Соврем, литератор, 1998. - 1407 с. - (Классическая философская мысль).

198. Стефанюк, B.JL Теоретические аспекты разработки компьютерных систем обучения / B.JL Стефанюк. Саратов: Изд-во Саратов, ун-та. -1995.-36 с.

199. Суворова, JI.C. Педагогические условия применения компьютерной технологии обучения в 9-11 классах современной школы (на примереобучения иностранному языку): дис. . канд. пед. наук / JI.C. Суворова. -М., 1997.- 154 с.

200. Сутирин, Б. Компьютер в школе сегодня и завтра. / Б. Сутирин, В. Житомирский // Народ, образование. 1986. — № 3. - С. 21-23.

201. Сухомлинский, В.А. О воспитании / В.А. Сухомлинский. М.: Просвещение, 1985. - 347 с.

202. Талызина, Н.Ф. Теоретическая проблема программного обучения / Н.Ф. Талызина. М.: Просвещение, 1985. - 133 с.

203. Трохименко, Я.К. Игры с микро-ЭВМ / Я.К. Трохименко. Киев: Техника, 1986. - 213 с.

204. Уваров, А.Ю. Компьютерные коммуникации в учебном процессе / А.Ю. Уваров // Педагогическая информатика. 1993. - № 1. — С. 21-25.

205. Узнадзе, Д.Н. Психологические исследования / Д.Н. Узнадзе. М., 1966.-451 с.

206. Усова, А.П. Роль игры в воспитании детей / А.П. Усова. М., 1986. -98 с.

207. Ушинский, К.Д. Ушинский: сборник. / Сост. и авт. предисл. П.А. Лебедев. М.: Изд. Дом Шалвы Амонашвили, 1998. - 222 с. - (Антология гуманной педагогики).

208. Фельдштейн, Д.И. Психология развивающейся личности: избранные психологические труды / Д.И. Фельдштейн. — М.: Ин-т практической психологии; Воронеж: МОДЭК, 1996. 512 с. - (Психологи Отечества).

209. Фомичева, И.Г. Философия образования: некоторые подходы к проблеме / И.Г. Фомичева; Рос. гуманит. науч. фонд. Новосибирск: Изд-во СО РАН, 2004.-144 с.

210. Фролова, Г.В. Педагогические возможности ЭВМ / Г.В. Фролова. -Новосибирск.: Наука, 1998. 88 с.

211. Хайбулаев, М.Х. Педагогические основы игры / М.Х. Хайбулаев, С.В. Алиева. М.: Б.и., 1996. - 120 е.: ил. - Библиогр.: с. 115-119.

212. Хейзинга, И. Homo ludens в тени завтрашнего дня / И. Хейзинга. М., 1992.-120 с.

213. Хьелл, JI. Теории личности: основные положения, исследования и применение / Л. Хьелл, Д. Зиглер. СПб.: Питер, 2000. - 608 с. - (Мастера психологии).

214. Цзен, И.В. Психотренинг: игры и упражнения / И.В. Цзен, Ю.В. Пахомов. М., 1988. -149 с.

215. Шапкин, А. Компьютерные игры: новая область психологических исследований / А. Шапкин // Психологический журнал. — 1999. № 1. — С. 86-102.

216. Шинкаренко, В.Д. Игра и культура / В.Д. Шинкаренко // Соц-гуманитар. знания. 2003. - № 4. -С. 288-300.

217. Шихнабиева, Т.Ш. Использование технологий компьютерного обучения для повышения эффективности профессиональной подготовки будущих учителей: дис. . канд. пед. наук / Т.Ш. Шихнабиева. М., 1999. - 166 с.

218. Шиянов, Е.Н. Развитие личности в обучении / Е.Н. Шиянов. М.: Академия, 2000. - 288 с.

219. Шмаков, С.А. Ее величество игра / С.А. Шмаков. - М.: МИП «NB Магистр», 1992. - 160 с.

220. Шмаков, С.А. Игры учащихся феномен культуры / С.А. Шмаков. — М.: Новая школа, 1994. - 239 с.

221. Шмелев, А.Г. Мир поправимых ошибок / А.Г. Шмелев // Компьютерные игры: обучение и психологическая разгрузка. М.: Знание, 1988.-С. 16-84.

222. Щедровицкий, Г.П. Методологические замечания к педагогическому исследованию игры / Г.П. Щедровидкий. — М., 1966. 45 с.

223. Щуркова, Н.Е. Педагогическая технология / Н.Е. Щуркова. М.: Пед. о-во России, 2002. - 223 е.: ил. - (Образование XXI века). - Библиогр.: с. 221-222.

224. Эльконин, Д.Б. Психология игры / Д.Б. Эльконин. -2-е изд. М.: ВЛАДОС, 1999.-359 с.

225. Эпштейн, М. Игра в жизни и искусстве / М. Эпштейн // Соврем, драматургия. 1982. - № 2. - С. 34-39.

226. Ярошевский, М.Г. История психологии: от античности до середины XX века / М.Г. Ярошевский. М.: Академия. - 1996. - 406 с.

227. Hebenstreit, I. Computers in education: The next step /1. Hebenstreit // Education and Computing. 1995. - V.l. - P. 37-43.

228. Heywood, J. Assessment in higher education / J.Heywood. -London: Wiley cop., 1977.-289 p.

229. Landa, L.M. Methodological grawbacks of current educational software and suggestions for radical improvement based on algo-heuristic theory // Educational technology. 1998. - Vol.38, № 5. - P. 54-56.

230. Mann, D. Serious play / D. Mann // Teachers college record. 1996. - Vol, 1997, №3.- P. 446-469.

231. Messner, R. Piaget und die Didakkik.- Versuch einer Standortbestimmung/ R. Messner // Erziehung und Unterricht.- 1996.- Jg.146, №6.- S. 416-422.

232. Reeves, Th. C. «Futur schlock», the computer delusion» and «the end of education»: responding to critics of educational technology // Educational technology. 1998. - Vol. 38, № 5. - P.49-53.S

233. Rieber, L.P. The value of serious play / L.P. Rieber // Educational technology. 1998. - Vol.38, № 6. - P.29-37.

234. Sokolowski, M. Pedagogiczny aspect Programow I gier Komputerowych/ M. Sokolowski // Edukacja.- 2001.- №1 (73).- S. 69-73.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.