Палеосоциологическое исследование религии алан U-XII вв. тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 07.00.06, кандидат исторических наук Албегова, Зарина Хаджи-Муратовна

  • Албегова, Зарина Хаджи-Муратовна
  • кандидат исторических науккандидат исторических наук
  • 2000, Москва
  • Специальность ВАК РФ07.00.06
  • Количество страниц 342
Албегова, Зарина Хаджи-Муратовна. Палеосоциологическое исследование религии алан U-XII вв.: дис. кандидат исторических наук: 07.00.06 - Археология. Москва. 2000. 342 с.

Оглавление диссертации кандидат исторических наук Албегова, Зарина Хаджи-Муратовна

Введение.

Глава I. Состояние вопроса

§ 1. Обзор источников.

§ 2. Анализ литературы.

Глава II. Методы и подходы

§ 1. Обзор используемых методов.

§ 2. Основные закономерности развития и функции религии при переходе от родового общества к классовому.

Глава III. Этапы развития аланского язычества в V-X вв. (по материалам амулетов)

§ 1. Основные этапы развития дохристианской религии северокавказских алан в V-X вв.

§ 2. Религия донских алан (по амулетам салтово-маяцкой культуры).

Глава IV. Языческие святилища алан

§ 1. Святилища Северного Кавказа.

§ 2. Святилища Среднего Дона.

Глава V. Язычество алан Северного Кавказа после принятия христианства. X-XII вв.

§ 1. Обереги и украшения из катакомб.

§ 2. Святилища X-XII вв.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Археология», 07.00.06 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Палеосоциологическое исследование религии алан U-XII вв.»

Аланское язычество занимает важное место в цепи непрерывного развития верований индоиранских народов юго-восточной Европы. С одной стороны, оно уходит корнями в мировоззрение скифов и сарматов, а с другой - лежит в основе религиозных представлений современных осетин. Исследование аланских культов представляет интерес не только для ученых-иранистов, но и для религиоведов, изучающих как общие закономерности становления религий, так и особенности развития верований различных народов. Следы отдельных культов и элементы эпических мотивов ирано-язычных кочевников скифов, сарматов и алан прослеживаются в верованиях и эпосе некоторых европейских народов (Бахрах Б., 1993, с.114-129; Дюмезилъ Ж., 1976; Дюмезиль Ж., 1990; Кардини Ф.,1987). Но особенно актуально изучение аланской дохристианской религии для народов Северного Кавказа, на формирование духовной культуры которых она в той или иной степени оказала влияние.

Язычество алан - тема многогранная и сложная. Поэтому она не может быть рассмотрена в полном объеме в одной работе. Основной целью предлагаемой диссертации стал один из аспектов этой проблемы -палеосоциологическое исследование динамики и этапов аланских верований V-XII вв.

Палеосоциологический подход предполагает комбинированное использование исторических и социологических методов исследования. Его основная методологическая посылка заключается в том, что религия рассматривается как социальный феномен, порождаемый условиями существования конкретного общества на определенном этапе его исторического развития и, в тоже время, являющийся фактором социальных изменений. Концентрированным материальным проявлением языческой религии раннесредневековых алан являются амулеты и культовые сооружения. Они отражают не только наличие отдельных верований и обрядов, но и процессы, протекавшие в области мировоззрения. Кроме того, они являются косвенными свидетельствами перемен в общественной жизни.

Рассматриваемый в работе период охватывает время между двумя катастрофическими для алан потрясениями: гуннским нашествием (конец IV в.) и разгромом алан монголо-татарами (начало XIII в.). Обозначенный хронологический отрезок представляет собой законченный эпизод в истории развития аланских верований от эпохи бытования многочисленных родоплеменных культов до времени формирования монотеистического мировоззрения. При написании работы были учтены результаты многолетних этнографических исследований, касающихся закономерностей и этапов эволюции религиозных верований обществ, находящихся на стадии перехода от первобытности к классовым отношениям (История первобытного., 1988, с.423-446).

Предлагаемое диссертационное исследование строится на анализе археологического материала Северного Кавказа и Среднего Дона1 (рис.1), а именно: амулетов из 796 неограбленных раннесредневековых аланских погребений (так называемых катакомб), содержащих 1600 захоронений, а также 20 сооружений Северного Кавказа и лесостепного варианта салтово-маяцкой культуры (СМК), интерпретированных как святилища. Источником информации о погребениях и святилищах послужили многочисленные отчеты и публикации об археологических раскопках в указанных регионах. Информация о наборах амулетов была оформлена в виде восьми баз данных (БД), каждая из которых соответ

1 В настоящее время считается установленным факт продвижения алан с Северного Кавказа на Средний Дон в УШ в. Эти территории с родственным населением сосуществовали и развивались в рамках одного социального организма - Хазарского каганата. Поэтому, представляется закономерным и естественным, что для написания предлагаемой работы были привлечены данные об обоих регионах. ствовала определенному хронологическому периоду: 1) IV-У вв., 2)V-VI вв., 3) VI-VII вв., 4) VII-VIII вв., 5) VIII-IX вв., 6) X - первая половина XI в., 7) вторая половина XI - XII вв., 8) амулеты СМК (VIII-IX вв.).

Продолжительность выделенных периодов и небольшой выход за хронологические рамки исследования связаны с широкими датировками многих комплексов. Так как автор не является специалистом по проблемам хронологии, в работе использовались датировки из археологических отчетов. Иногда, в тех случаях, когда приводимые хронологические рамки были очень широкими (например, V-VIII вв.) или вообще не указывались, материалы датировались на основании работ А.К.Амброза, Г.Е.Афанасьева, И.О.Гавритухина, В.Ю.Малашева, С.А.Плетневой, В.Б.Ковалевской (Амброз А.К. 1971, 1989; Афанасьев Г.Е., 19766, Гаври-тухин И.О., Обломский A.M. 1996, Гавритухин И.О., Малашев В.Ю., 1998, с. 28-86; Ковалевская В.Б., 1981, с. 83-97). Автор также обращался за устными консультациями к И.О.Гавритухину, В.Ю.Малашеву и А.В.Мастыковой. Для датировки катакомб могильника Мокрая Балка использовались результаты исследований Г.Е.Афанасьева. Катакомбы X-XII вв. распределялись по периодам на основании хронологической шкалы, разработанной С.Н.Савенко (Савенко С.Н., 1989).

Важно специально оговорить, что в настоящее время предметом оживленной научной дискуссии являются вопросы происхождения северокавказских катакомб и правомерности их трактовки как исключительно аланских (Абрамова М.П., 1997, с. 137-154; Афанасьев Г.Е. 1992, с. 83-97; Гмыря Л.Б., 1993, с. 293-300; Ковалевская В.Б., 1984, с. 88-93; Кузнецов В. А., 1992, с. 41-42; 1984, с.17-24; Магомедов М.Г., 1983, с.14-17, 8991; Яценко С.А., 1998, с. 92). Сложность этнических процессов, протекавших на Северном Кавказе, правомерно ставит перед исследователями вопрос, насколько "чист" этот критерий выявления алан. Не исключено, что аланы практиковали не только катакомбный обряд погребения, но могли использовать и другие типы погребальных сооружений: каменные склепы, грунтовые ямы, каменные ящики. Тем не менее, на современном уровне исследований катакомбы являются одним из основных и наиболее надежных критериев выделения аланского этнического элемента периода V-XII веков, и большинство ученых склоняется к мнению об их аланской принадлежности. Такой подход обусловлен соответствием области распространения катакомб данным письменных источников о расселении алан в V-XII вв.

При реконструкции религиозных верований на основе археологического материала возникают широкие возможности для субъективных интерпретаций. Максимально повысить объективность исследования и избежать неправомерных выводов позволяет правильно выбранный круг задач. Затрагиваемые в данной работе вопросы формулировались с тем условием, чтобы полученные выводы наглядно подтверждались и могли быть проверены читателем.

Основными задачами исследования являются: изучение сходств и особенностей наборов амулетов, использовавшихся аланами в разные хронологические периоды; выявление наборов амулетов, характерных для отдельных половозрастных групп в каждом хронологическом периоде; исследование локальных особенностей в наборах амулетов; изучение построек, интерпретировавшихся предыдущими исследователями как аланские святилища; сопоставление полученной информации с историческим контекстом, в частности, этапами социального развития, а также с имеющимися письменными источниками, материалами осетинской этнографии, фольклора и эпоса, результатами предыдущих исследований аланского язычества, и в итоге - выявление реальных этапов развития дохристианских верований алан.

Тема языческой религии алан не раз затрагивалась учеными различных областей гуманитарного знания. Отсутствие полноценной информации об аланских культах в письменных источниках делает необходимым междисциплинарные исследования. На сегодняшний день накоплен обширный материал о религии осетин по этнографическим, фольклорным, эпическим и языковым данным (Миллер В. Ф., 1882, 1882а, 1893; Гатиев Б. 1876, Чибиров JI.A., 1976, 1984; Магомедов А.Х., 1968; Калоев Б.А., 1971, 1993, с.202-215; Уарзиати B.C., 1990, 1995; Дюмезилъ Ж., 1976, 1990), сделаны попытки вычленения основных культов алан на основании комплексного анализа указанных источников (Абаев В.И., 1990, с. 102-114).

Исследования аланских дохристианских культов на археологическом материале с привлечением данных этнографии, фольклора и эпоса осетин предприняты рядом специалистов-археологов (Афанасьев Г.Е., 1976а; Кузнецов В.А.,1992, с.283-305). Вопросы верований алан, типологии и интерпретации амулетов затрагивались в трудах В.Б.Ковалевской и С.А.Плетневой (Ковалевская В.Б., 1978, 1983, 1995; Плетнева С.А., 19676, 1989).

Предлагаемая работа является новым и закономерным этапом в изучении аланской религии. Она представляет собой первый опыт па-леосоциологического исследования динамики и этапов ее развития с привлечением массового археологического материала. Сочетание традиционных и современных методов позволяет интенсивнее использовать источниковедческую базу и глубже изучить процесс эволюции язычества алан.

Основной упор в работе был сделан на компьютерные статистические методы, так как их использование обеспечивает возможность oneрировать большими объемами данных и, что немаловажно, получать выводы, максимально свободные от субъективных личностных оценок автора. Для проведения статистической обработки вышеупомянутых баз данных использовались пакеты программ "Datascope", "SAS", "Statgraphics", предоставленные Г.Е.Афанасьевым.

С помощью пакета построения ареальных карт "GGMAG" были созданы карты распространения двадцати основных типов амулетов. Программа "GGMAG" разработана в лаборатории Генетики Человека Института общей генетики РАН и предоставлена ее руководителем Ю.Г.Рычковым В.Б.Ковалевской, которая, в свою очередь, любезно предложила автору использовать ее в данном исследовании.

В диссертации апробирован еще один новый для российской исторической науки подход - археоастрономический. Он заключается в комплексном анализе археологических, астрономических, топографических данных и имеющегося этнографического материала (Гусаков М.Г., 1994). Через призму этого подхода изучалось святилище Маяцкого селища (постройка 21) и реконструировалось ее культовое назначение.

В ходе работы над темой некоторые результаты исследования докладывались на заседаниях отдела археологии и этнографии СевероОсетинского института гуманитарных исследований, отдела охранных раскопок Института археологии РАН. По ряду разделов диссертации были сделаны сообщения на международной конференции по археологии Северного Кавказа XIX Крупновских чтениях (Москва 1996 г.), на конференциях 1998 и 1999 гг. "L'archeologie funeraire du haut Moyen Age et les possibilites de reconstitution historique sociale" в Лонгруа (Франция).

Исследование проводилось в Институте археологии РАН. При сборе материала большая помощь была оказана Г.Е.Афанасьевым и Д.С.Коробовым, ознакомившими меня с созданными ими информационно-поисковыми системами, соответственно, "Burtas" и "Alan". Автор 9 выражает признательность М.Г.Гусакову и В.А.Кузнецову за методические консультации, касающиеся обработки данных, И.О.Гавритухину, В.Ю.Малашеву, А.В.Мастыковой за помощь при проверке датировок отдельных катакомб, а также Ю.Г.Рычкову и В.Б.Ковалевской за предоставленную возможность использования программы "GGMAG".

Похожие диссертационные работы по специальности «Археология», 07.00.06 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Археология», Албегова, Зарина Хаджи-Муратовна

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Подводя итоги исследования, можно наметить четыре основных этапа развития аланского язычества с V по XII век: 1) V в.; 2) VI-VII вв.; 3) VIII-X вв. и 4) X-XII вв. Выявленные этапы тесно связаны со ступенями исторического развития аланского общества: факторами его социального, хозяйственного развития, межэтническими и внешнеполитическими контактами.

V в. можно условно назвать временем "реабилитации" после катастрофического поражения в войне с гуннами. Очевидно, в результате этого поражения мировоззрение алан претерпело какие-то изменения. Однако из-за отсутствия металлических амулетов в этот период и ограбленности большинства катакомб II-IV вв., трудно сказать что-либо определенное на этот счет. Набор оберегов V в. крайне небогат. Вероятно, в этот период роль амулетов могли выполнять зеркала, астрагалы, коробочки-буллы, смоловидное вещество. В некоторых случаях оберегами могли выступать такие украшения как бусы, браслеты, кольца, серьги, бронзовые перламутровые пластины. Амулеты и украшения встречены в 33% погребений (в 18% погребений мужчин, 67% женщин, 47% детей и подростков). Обереги чаще всего фиксировались при женских и детских костяках. Эта закономерность сохранялась до начала X в. и позже. Она, очевидно, связана с важностью демографического фактора в жизни древних обществ, сила которых зависела от их многочисленности. Амулеты, найденные с мужчинами, вероятно, были заупокойным даром женщин. Обе- | регами же мужчин могли быть, прежде всего, оружие, пояса, доспехи.

Относительной многочисленностью и разнообразием амулетов отличался регион Кисловодской котловины. Регион северо-западного побережья Каспийского моря в этом отношении был несколько беднее. Это различие между регионами, связанное с особенностями их этногенетиче-ского и культурного развития, со временем усугублялось.

В V-VI вв. Северный Кавказ вошел в сферу интересов Византии. Во второй половине VI в. начинает действовать северный отрезок Великого Шелкового пути, который проходил через земли алан. Оживление межэтнических контактов и стабилизация внутренней жизни аланского общества привели к росту уровня жизни. Процент погребенных с амулетами и украшениями в это время возрос до 55% (причем процент женщин вырос до 83%). Набор оберегов пополняется, видимо под влиянием Византии, птицевидными фибулами.

На первом и втором этапах предположительно превалировали скотоводческие и воинские культы. Вероятно, бытовали и земледельческие культы, но из-за отсутствия металлических амулетов они не фиксируются. Очевидно, в VI-VII вв., в среде носителей катакомбного обряда погребения в Северо-западном Прикаспии и на Северо-западном Кавказе появляются последователи христианства.

VII-VIII вв. стали переходными между третьим и четвертым этапами. В этот период языческими оберегами сопровождалось 56% населения. Наряду с уже использовавшимися амулетами, появились обереги в виде фигурок баранов, коней, всадников, клыков хищников, бубенчиков. Интересно, что подвески в виде всадников носили женщины, а не мужчины, как считалось ранее.

На третьем этапе, в VIII-IX вв., усилилась роль земледельческих культов, начал зарождаться культ покровителя рыцарей. Вероятно, покровитель рыцарей после официального принятия христианства получил имя святого Георгия. Данный культ появляется неслучайно. Скорее всего, его возникновение связано с необходимостью охраны границ Хазарского каганата от кочевых племен Причерноморья, руссов и славян и созданием системы приграничных крепостей и укреплений. Эта необходимость вызвала к жизни потребность в людях, которые бы несли военную службу на договорных началах, например за землю, военную добычу, плату, иными словами, рыцарях. Распространению культа могли способствовать и византийцы, активно помогавшие кагану в строительстве укреплений.

Рост благосостояния общества в этот период привел к росту разнообразия набора бронзовых амулетов. Он пополняется подвесками в виде головы медведя, вепря, а также христианскими крестиками. Процент погребенных с амулетами в этот период составил 74%. Так как на третьем этапе наблюдается наибольшее разнообразие и широкая распространенность различных типов металлических амулетов, это время можно охарактеризовать как пик развития аланского язычества.

Для наиболее детального исследования третьего этапа использовались материалы четырех катакомбных могильников салтово-маяцкой культуры Дмитриевской, Маяцкой, Нижнелубянской, Ютановской. Считается, что салтово-маяцкая культура является производной от аланской культуры Северного Кавказа. Предпочтение, отданное указанным материалам, связано с хорошей изученностью костяков из этих могильников антропологами.

В результате анализа наборов амулетов салтово-маяцкой культуры выявилось, что амулеты могли маркировать социально значимые личности, в частности, среди женщин, так как именно с ними в большинстве случаев находят амулеты. Вероятно, в общинах, расположенных во внутренних районах СМК, амулеты распределялись, в первую очередь, по половозрастному признаку. Так, намечены некоторые различия между амулетами пожилых и молодых женщин Ютановской общины. С пожилыми чаще встречаются кольца с птичьими головками. В приграничных районах, находящихся под постоянной угрозой нападения, особая роль в жизни общества, вероятно, отводилась представителям воинских кланов. Амулеты в могильниках приграничных общин чаще встречаются именно с представительницами этих кланов, независимо от их возраста.

Со второй половине IX в. количество и разнообразие амулетов сокращается, что может быть связано с активизацией процессов формирования единой общеаланской религии и распространяющемся влиянии христианства. Не исключено, что в пору Хазарского каганата аланы испытывали и влияние иудаизма.

Важным показателем изменений в религиозных верованиях является появление святилищ-построек. До VIII вв. они не известны. Вероятно, долгое время наиболее распространенным типом святилищ были капища открытого типа, а боги осознавались как стихии, которые нельзя было запирать внутри стен и чьей обителью является весь мир.

Можно предположить, что появление святилищ - построек связано с активизацией процессов оседания на землю (ростом числа стационарных поселений и переходом части кочевого населения каганата к земледелию). Изменения в образе жизни, очевидно, повлекли за собой изменения представлений о богах. Возможно, в VIII-IX вв. завершился процесс ан-тропоморфизации языческих божеств, т.е. они стали осознаваться как человекоподобные существа, нуждающиеся в крыше над головой. По результатам предварительной реконструкции святилища № 21 Маяцкого городища можно предположить, что роль земледельческих культов заметно возросла. Функции старых кочевых богов расширяются. Бог-грозовик, традиционно являвшийся покровителем воинов, в VIII-X вв. утвердился в одной из своих ипостасей - покровителя урожая.

Изменения мировоззрения алан на четвертом этапе развития аланского язычества, в X-XII вв., нашли отражение в резкой смене наборов амулетов при погребенных. Вышел из употребления целый ряд бронзовых амулетов: кольца с наплывами, колесовидные и антропоморфные обереги, кольца с птичьими головками, миниатюрные зеркальца, лунницы, культовые коробочки, подвески в виде птиц, коней, всадников, баранов, быков, оленей. В то же время, появились новые типы оберегов: пятиугольные и грибовидные складни, круглые медальоны из бронзовых пластинок, янтарные подвески. Большое распространение получили бубенчики. Вероятно, изменения в наборе амулетов отражали усиление влияния христианства и распространением степной моды.

Четвертый этап можно разделить на два подпериода: а) X - последняя четверть XI, и б) последняя четверть XI-XII века. Демографический взрыв, возникновение раннегосударственного образования, принятие христианства, стремление освободиться от хазарской зависимости способствовали интеграции алан в X - XI вв. Следствием интеграционных процессов стало сближение культовых представлений различных общин, формирование единого аланского пантеона. Племенные и фамильные божества объединяются под именами христианских святых по принципу сходства функций. Это период, когда разнообразие амулетов и украшений уже не таково как в VIII-IX вв., однако, широта их распространения достигает пика. 92,5 % погребенных сопровождались этими категориями вещей.

Причем, если в предыдущие периоды все типы амулетов и украшений использовались, в первую очередь, женщинами, во-вторую, подростками , и детьми, и лишь в последнюю, с мужчинами, то со второй половины X ; века, а особенно во второй половине XI-XII вв., распространяется мода j на ношение одежды обильно расшитой бубенчиками среди части муж- ! чин, вероятнее всего, всадничества. Это связывается с повышением роли i воинов уже как социальной прослойки, а не просто определенной муж- j ской возрастной группы. Роль воинов-рыцарей возросла с распадом Алании и образованием множества, часто враждующих друг с другом земель.

Список литературы диссертационного исследования кандидат исторических наук Албегова, Зарина Хаджи-Муратовна, 2000 год

1. ПИСЬМЕННЫЕ ИСТОЧНИКИ

2. Аммиан Марцеллин, 1949. История. Латышев В.В. Известия древних писателей о Скифии и Кавказе.// ВДИ, 3.

3. Аммиан Марцеллин, 1994. Римская история. СПб.: Изд-во "Алетейя".

4. Геродот. 1888. История в девяти книгах. / Перевод Мищенка Ф.Г. СПб.

5. Епископа Феодора "Аланское послание". Перевод Ю.Кулаковского. 1898. // ЗООИД, Одесса, Т. XXI.

6. История агван Моисея Каганкатвацы, писателя X века. 1861. Перевод К.Патканян. СПб.

7. Мровели Леонти, 1979. Жизнь картлийских царей. Извлечения об абхазах, народах Северного Кавказа и Дагестана. М.: "Наука".

8. Помпоний Мела, 1992. Землеописание.//Скифы. Хрестоматия./ Сост., вступ. статья, комментарии Т.М.Кузнецовой. М.: Высш. шк.

9. Страбон, 1879. География в семнадцати книгах. / Перевод с греч. с предисловием и указателем Ф.Г.Мищенка. М.

10. Фрик. Жалобы. 1916. // Поэзия Армении с древнейших времен до наших дней. Под ред. Валерия Брюсова. М.

11. Hudud al-Alam. 'The regions of the world'. A Persian Geography 372 A.H. -982 A.D. 1937. Translated and explained by V.Minorsky. London.1. ЭПИЧЕСКИЕ СКАЗАНИЯ

12. Дерево нартов. 1990. // Нарты. Осетинский героический эпос. М.: Наука, Кн. 1.

13. Как Сосрыко поссорился с Алымбеком. 1989. // Нарты. Осетинский героический эпос. М.: Наука, Кн. 2.

14. Нарты. Осетинский героический эпос. 1991. М.: Гл. ред. восточной литры. Кн.З.

15. О нарте Сосырыко и маленьком Тотрадзе, сыне Алимбека. 1990. // Нарты. Осетинский героический эпос. М.: Наука, Кн. 2.

16. Происхождение нартов. 1990. // Нарты. Осетинский героический эпос. М.: Наука, Кн. 1.

17. Смерть Сослана и Колесо Ойнона. 1989. // Нарты. Осетинский героический эпос. М.: Наука, Кн. 2.

18. Смерть Сосрыко. 1989. // Нарты. Осетинский героический эпос. М.: Наука, Кн. 2.

19. Сказание о Батразе. 1989. // Нарты Осетинский героический эпос. Кн. 2. М.: Глав.ред.восточ. лит-ры.

20. Сослан и Тотрадз. 1989. // Нарты. Осетинский героический эпос. М.: Наука, Кн. 2.

21. Сын Албега маленький Тотраз. 1989.// Нарты. Осетинский героический эпос. М.: Наука, Кн. 2.

22. Уархаг из фамилии. Ахсартаггата и его потомки. 1990. // Нарты. Осетинский героический эпос. М.: Наука, Кн. 1.

23. Хвалебная песнь в честь нарта Урызмага Безымянный сын. 1989. // Нарты Осетинский героический эпос. М.: Наука, Кн. 2.

24. Хсарт и Хсартаг. 1990. // Нарты. Осетинский героический эпос. М.: Наука, Кн. 1.

25. О ТЧЕТЫ ОБ АРХЕОЛОГИЧЕСКИХ РА СКОПКАХ Аланская культура Северного Кавказа IV-XII вв.

26. Абрамова М.П., 1979. А ИА РАН, д. Р-1, 7989. Отчет об археологических исследованиях в окрестностях с.Чми, Северная Осетия.

27. Аржанцева И.А., 1994. А ИА РАН, Ф-1, Р-1, 18005, альбом. Отчет о работах на Кяфарском городище в 1993 г. (Карачаево-Черкесия).

28. Афанасьев Г.Е., 1973. А ИА РАН, д. Р-1, 5959. Отчет о работе археологической экспедиции Пятигорского музея краеведения по изучению катакомбного могильника в Мокрой Балке близ г. Кисловодска.

29. Багаев М.Х., 1971. А ИА РАН, д. Р-1, 4624, а. Отчет о работе Ш-го отряда археологической экспедиции Чечено-Ингушского НИИиял.

30. Багаев М.Х., 1981. А ИА РАН, д. Р-1, 8218. Отчет об археологических разведках и раскопках в Урус-Мартановском районе ЧИ АССР в июле 1980 г. Грозный.

31. Багаев М.Х., 1985. А ИА РАН, д. Р-1, 10388. Отчет об археологических разведках и раскопках в окрестностях селения Майртуп, Шалинского района ЧИ АССР в 1984 г. Грозный.

32. Белинский А.Б., 1988. А ИА РАН, д. Р-1, 12918. Отчет о работе в урочище Клин-яр под Кисловодском (памятники кобанской культуры и средневековья).

33. Белинский А.Б., 1993. А ИА РАН, д. Р-1, 18187. Отчет о раскопках Кисловодской археологической экспедиции на могильнике Клин-яр близ г. Кисловодска в 1993 г.

34. Березин Я.Б. 1981., А ИА РАН, д. Р-1, № 8462. Отчет Я.Б.Березина о раскопках могильника "Кольцо гора" близ Кисловодска в 1981 г.

35. Березин Я.Б., 1982. А ИА РАН, д. Р-1, 9383. Отчет об археологических работах за 1982 г.

36. Березин Я.Б., 1983. А ИА РАН, д. Р-1, 9885. Отчет об археологических работах за 1983 г.

37. Биджиев Х.Х., 1981. А ИА РАН, д. Р-1, 8202. Отчет об археологической экспедиции Карачаево-Черкесского НИИ о раскопках Хумаринского городища в 1980 г.

38. Биджиев Х.Х., Гадло А.В., 1974. А ИА РАН, д. Р-1, 5566. Отчет об археологических работах объединенной экспедиции Карачаево-Черкесского научно-исследовательского института и ЛГУ в 1974 г.

39. Бурков С.Б., 1989. А ИА РАН, д. Р-1, 13649. Отчет о спасательных раскопках чернореченского могильника № 1 в 1989 г.

40. Виноградов В.Б., 1965. А ИА РАН, д. Р-1, 3122. Отчет о работах 4-х отрядов Северо-Кавказской археологической экспедиции за 1965 г.

41. Виноградов В.Б., Козенкова В.И., Крупнов Е.И., Марковин В.И., Мунчаев P.M., 1966. А ИА РАН, Р-1, 3293. Полный отчет о работах Северо-Кавказской археологической экспедиции летом 1966 г.

42. Виноградов В.Б., 1975. А ИА РАН, д. Р-1, 5366. // Виноградов В.Б., Петренко В. А., Дударев С.Л., Мамаев Х.М. Отчет об археологических раскопках, разведках и находках в Чечено-Ингушетии в 1974 г. Грозный.

43. Виноградов В.Б., Петренко В.А., Дударев С.Л., 1976. А ИА РАН, д. Р-1, 5460. Отчет об археологических раскопках, разведках и находках в Чечено-Ингушетии в 1975 г., произведенных археологической экспедицией ЧИГУ и РДЭТС. Грозный.

44. Виноградов В.Б., Петренко В.А., Мамаев Х.М., Дударев С.А., 1977. А ИА РАН, д. Р-1, 6041. Отчет о работах Предгорно-плоскостнойархеологической экспедиции в Чечено-Ингушетии в 1976 г. Грозный.

45. Виноградов В.Б., Мамаев Х.М., 1977. А ИА РАН, д. Р-1, 6591. Отчет об археологических работах Предгорно-плоскостнойархеологической экспедиции в окрестностях сел. Мартан-Чу в 1977 г. Грозный.

46. Виноградов В.Б., Дударев С.А., Мамаев Х.М., Петренко В.А. 1973. А ИА РАН, д. Р-1, 4979. Отчет об археологических разведках, раскопках и охранных работах в Чечено-Ингушетии. Грозный.

47. Габуев Т.А., 1986. А ИА РАН, д. Р-1, 11681. Отчет о работе СевероОсетинского отряда Кавказской археологической экспедиции Гос. Музея искусства народов Востока у ст. Черноярская.

48. Гиджрати Н.И., 1978. А ИА РАН, д. Р-1, 7498. Отчет о разведочных и раскопочных работах на территории Северо-Осетинской АССР старшего научного сотрудника НИ сектора Северо-Осетинского гос. Университета им. К.Л.Хетагурова Гиджрати Н.И. Орджоникидзе.

49. Гиджрати Н.И., 1983. А ИА РАН, д. Р-1, 9269. Отчет Гиджрати Н.И. о работах в Северной Осетии. 1981-1982 гг. Орджоникидзе.

50. Гмыря Л.Б., 1982. А ИА РАН, д. Р-1, 9947. Отчет о полевых исследованиях первого отряда новостроечной археологической экспедиции в 1981 г. (раскопки Паласа-сыртского могильника). Махачкала.

51. Гмыря Л.Б., 1983. А ИА РАН, д. Р-1, 9023. Отчет об археологических исследованиях Агачкалинского археологического отряда дагфилиала АН СССР в 1982 г. Махачкала.

52. Гмыря Л.Б., 1985. А ИА РАН, д. Р-1, 10220. Отчет о полевых исследованиях Паласа-сыртской археологической экспедиции в 1984 г. Махачкала.

53. Гмыря Л.Б., 1986. А ИА РАН, д. Р-1, 10989. Отчет о полевых исследованиях Паласа-сыртской археологической экспедиции в 1985 г. Махачкала.

54. Дзаттиаты Р.Г., 1993. А ИА РАН, д. Р-1, 18324. Отчет о Даргавской археологической экспедиции полевого сезона 1993 г.

55. Дзаттиаты Р.Г., 1994. А ИА РАН, д. Р-1, 18654. Отчет о совместной археологической экспедиции Северо-Осетинского института гуманитарных исследований и Северо-Осетинского объединенного музея истории, архитектуры и литературы полевого сезона 1994 г.

56. Дзуцев Ф.С. 1988., А ИА РАН, д. Р-1, 13576. Отчет о раскопках в 1988 г. в Правоберехном районе (Бесланский катакомбный могильник) в СО АССР.

57. Дитлер П.А., 1958. А ИА РАН, д. Р-1, 1728. Отчеты археологических экспедиций Адыгейского научно-исследовательского института в пос. Колосовка Ярославского района Краснодарского края в 19571958 гг.

58. Каминский В.Н., 1987. А ИА РАН, д. Р-1, 11613, а. Отчет о раскопках Нижне-Архызского городища в Карачаево-Черкеской автономной области в 1986 г. Черкесск.

59. Каминский В.Н., 1990. А ИА РАН, д. Р-1, 9882. Отчет о работе Краснодарской археологической экспедиции в 1980 г. Т.2. Краснодар.

60. Ковалевская В.Б., 1971. А ИА РАН, д. Р-1, 5433. Отчет о работе средневекового отряда Северо-Кавказской экспедиции.

61. Котович В.Г., 1953. А ИА РАН, Р-1, 1066. Отчет о работе южного отряда Дагестанской археологической экспедиции в 1953 г. Махачкала.

62. Котович В.М., Котович В.Г., Магомедов С.М. 1974. А ИА РАН, д. Р-1, 8447. Отчет о работе Гамринской археологической экспедиции в 1974 г. Махачкала.

63. Круглов А.П., 1936. ИИМК, Ф-35, 256/1936. Отчет за 1936 г.

64. Крупнов Е.И., Мунчаев P.M., Марковин В.И., Кузнецов В.А., Деопик В.Б., Деопик Д.В., 1958. А ИА РАН, д. Р-1, 1633. Полный научный отчет Северо-Кавказской экспедиции 1957 г. о работах в Чечено-Ингушской и Северо-Осетинской АССР. М.

65. Кузнецов В.А., 1959. А ИА РАН, д. Р-1, 1818. Работы на территории Северо-Осетинской АССР. // Полный научный отчет СевероКавказской археологической экспедиции 1958 г. 1959. М.

66. Кузнецов В.А., 1976. А ИА РАН, д. Р-1, 6120. Отчет об исследованиях средневековых катакомб у гор. Орджоникидзе и кирпичного склепа у сел. Эльхотово летом 1976 г.

67. Магомедов М.Г., 1972. А ИА РАН, д. Р-1, 4706. Отчет о работе Верхнечирюртовской археологической экспедиции Института ИЯЛ в 1972 г.

68. Магомедов М.Г., 1973. А ИА РАН, д. Р-1, 5004. Отчет Верхнечирюртовской археологической экспедиции института ИЯЛ, Дагестанский филиал АН СССР.

69. Мамаев Х.М., 1975. А ИА РАН, д. Р-1, 5366. // Виноградов В.Б., Петренко В.А., Дударев С.Л., Мамаев Х.М. Отчет об археологических раскопках, разведках и находках в Чечено-Ингушетии в 1974 г. Грозный.

70. Мамаев Х.М., 1977. А ИА РАН, д. Р-1, 6041. // Виноградов В.Б., Петренко В.А., Дударев С.Л., Мамаев Х.М. Отчет о работах Предгорно-плоскостной археологической экспедиции в Чечено-Ингушетии в 1976 г. Грозный.

71. Мамаев Х.М., 1978. А ИА РАН, д. Р-1, 7052, а. Отчет о полевых работах 3-го отряда предгорно-плоскостной археологической экспедиции.

72. Минаева Т.М., 1949. А ИА РАН, д. Р-1, 292. Отчет об археологических обследованиях р. М. Зеленчук.

73. Минаева Т.М., 1953. А ИА РАН, д. Р-1, 794. Отчет о раскопках в Черкесской автономной области в 1953 г.

74. Минаева Т.М., 1965. А ИА РАН, д. Р-1, 3149. Отчет о раскопках городища Гиляч в 1965 г.

75. Петренко В. А., 1975. А ИА РАН, д. Р-1, 5460, а. Отчет об археологических раскопках, разведках и находках в Чечено-Ингушетии.

76. Пикуль М.И., 1958. А ИА РАН, д. Р-1, 1530, 1531. Отчет о результатах археологических исследований в 1957 г.

77. Путинцева Н.Д., 1957. А ИА РАН, д. Р-1, 1513, 1514. Отчет об археологических исследованиях в зоне строительства Чирюртовской ГЭС.

78. Ростунов В.Л., 1986. А ИА РАН, д. Р-1, № 11371. Отчет о раскопках 1983 г. в Кировском и Пригородном районах СО АССР (в двух частях) 4.1. Отчет о раскопках Змейского катакомбного могильника в Кировском районе СО АССР.

79. Ростунов В.Л., 1994. А ИА РАН, д. Р-1, 17880, 17881. Отчет о раскопках курганов у с. Заманкул Правобережного района Республики Северная Осетия в 1993 г. Владикавказ.

80. Рунич А.П., 1958. А ИА РАН, д. Р-1, 1720. Отчет о полевых исследованиях в районе Кавминвод в 1958 г.

81. Рунич А.П., 1959. А ИА РАН, д. Р-1, 2036. Отчет о полевых исследованиях в районе Кавминвод в 1959 г.

82. Рунич А.П., 1962. А ИА РАН, д. Р-1, 2454. Отчет о полевых исследованиях в районе Кавминвод за 1962 г.

83. Рунич А.П., 1963а. А ИА РАН, д. Р-1, 2694. Отчет о полевых исследованиях в районе Кавминвод за 1963 г.

84. Рунич А.П., 1964. А ИА РАН, д. Р-1, 2869. Отчет о полевых исследованиях по району Кавминвод за 1964 г.

85. Рунич А.П., 1965. А ИА РАН, д. Р-1, 3033. Отчет о полевых исследованиях в районе Кавказских Минеральных вод за 1965 год.

86. Рунич А.П., 1968а. А ИА РАН, д. Р-1, 3636. Отчет об археологической разведке в окрестностях Кисловодска.

87. Рунич А.П., 1969. А ИА РАН, д. Р-1, 5244. Отчет о полевых исследованиях в районе Кисловодска за 1969 год.

88. Рунич А.П., 1970а. А ИА РАН, д. Р-1, 4179. Отчет о полевых исследованиях в районе Кисловодска.

89. Рунич А.П., 1971. ИА РАН, д. Р-1, 4633. Отчет о полевых исследованиях в районе Кавминвод в 1971 г. А

90. Рунич А.П., 1972. А ИА РАН, д. Р-1, 4684. Отчет о полевых исследованиях в районе Кавминвод за 1972 г.

91. Рунич А.П., 1973. А ИА РАН, д. Р-1, 5009. Отчет о полевых исследованиях в районе Кавминвод за 1973 год.

92. Рунич А.П., 1974. А ИА РАН, д. Р-1, 5249. Отчет о полевых исследованиях в районе Кавминвод в 1974 г.

93. Рунич А.П., 1975. А ИА РАН, д. Р-1, 5624. Отчет о полевых исследованиях в районе Кавминвод в 1975 г.

94. Савенко С.Н., 1981. А ИА РАН, д. Р-1, 7768. Отчет о полевых работах в Чечено-Ингушетии и Кавминводах в сезон 1980 г.// Виноградов В.Б., Дударев СЛ., Чахкиев Д.Ю., Савенко С.Н., Ерзункаева К.З. Сводный отчет о полевых исследованиях в 1980 г.

95. Савенко С.Н., 1982. А ИА РАН, д. Р-1, 8710. Отчет об охранных и разведочных работах в районе г. Кисловодска. // Сводный отчет о полевых работах в Чечено-Ингушетии и Ставропольском крае в 1981 г. Грозный.

96. Савенко С.Н., А ИА РАН, д. Р-1, 9361. Отчет о работе объединенного отряда Предгорно-плоскостной археологической экспедиции

97. ЧИГУ и СГОКРМ в районе г. Кисловодска и в долине р. Подкумок в 1982 г.

98. Савенко С.Н., А ИА РАН, д. Р-1, 10954. Отчет об археологических работах на могильнике Кольцо-гора и Рим-гора в районе Кисловодска Ставропольского Края в 1984 г.

99. Савенко С.Н., А ИА РАН, д. Р-1, 17111. Работы на могильнике у городища "Отстойник" и поселении "Десять пещер" в городской черте г. Кисловодска в 1992 г.

100. Савенко С.Н., А ИА РАН, д. Р-1, 11049. Отчет об археологических работах на могильнике Кольцо-гора в 1983 г.

101. Фидаров Р.Ф., 1990. А ИА РАН, д. Р-1, 13721. Отчет по раскопкам Змейского могильника в 1982 г. Орджоникидзе.

102. Флеров B.C., 1984. А ИА РАН, д. Р-1, 9399. Отчет о работах в урочище Клин-Яр под Кисловодском.

103. Флеров B.C., 1985. А ИА РАН, д. Р-1, 11402. Отчет о работах в урочище Клин-Яр г. Кисловодск.

104. Флеров B.C., Нахапетян В.Е., 1986. А ИА РАН, д. Р-1, 11278. Отчет о работах в урочище Клин-Яр (г.Кисловодск) Ставропольского края.

105. Чеченов И.М., 1972. А ИА РАН, д. Р-1, 3280. Отчет об археологических раскопках городища Нижний Джулат в 1966 г.

106. Эльканов У.Ю., 1993. А ИА РАН, Ф-1, Р-1, № 17534, альбом. Отчет о разведках на Кяфарском аланском городище (Зеленчукский р-н Карачаево-Черкесии) в 1992 г.

107. Лесостепной вариант салтово-маяцкой культуры

108. Афанасьев Г.Е., 1978. А ИА РАН, д. Р-1, 7205. Отчет Оскольского отряда Советско-Болгаро-Венгерской экспедиции по изучению Ютановского могильника.

109. Афанасьев Г.Е., 1979. А ИА РАН, д. Р-1,7994. Отчет Оскольского отряда Советско-Болгаро-Венгерской экспедиции по изучению Ютановского могильника.

110. Афанасьев Г.Е., 1980. А ИА РАН, д. Р-1, 9043. Отчет Оскольского отряда Советско-Болгаро-Венгерской экспедиции ИА АН СССР Белгородская область.

111. Афанасьев Г.Е., 1985. А ИА РАН, д. Р-1, 12961.Отчет о раскопках Афоньевского могильника и Колтуновского городища в Волоконовском и Алексеевском р-ах.

112. Винников А.З., Кашкин А.В., 1977. А ИА РАН, д. Р-1, 6959. Отчет о работе Советско-Болгаро-Венгерской экспедиции (Воронежская обл.).

113. Винников А.З., 1982. А ИА РАН, д. Р-1, 8946.Отчет о работе Советско-Болгаро-Венгерской экспедиции.

114. Николаенко А.Г., 1973. А ИА РАН, д. Р-1, 4982, 49826. Отчет об охранных работах в Белгородской обл. в Волоконовском р-не.

115. Николаенко А.Г., 1974. А ИА РАН, д. Р-1, 5724, 5782а. Отчет об археологических разведках и охранных работах в Волоконовском р-не, Белгородской обл.

116. Николаенко А.Г., 1975. А ИА РАН, д. Р-1, 5440, 5440а. Отчет об археологических раскопках в Волоконовском р-не, Белгородской обл.

117. Николаенко А.Г., 1977. А ИА РАН, д. Р-1, 6845, 68456. Отчет об археологических раскопках в Белгородская обл., п. Волоконовка.

118. Николаенко А.Г., 1978. А ИА РАН, д. Р-1, 8470, 8470а. Отчет об археологических раскопках в в Волоконовском р-не, Белгородской обл.

119. Плетнева С.А., 1957. А ИА РАН, Р-1, 1446, 1446а, 1447. Отчет о работе Северо-Донецкого отряда Южно-Русской экспедиции.

120. Плетнева С.А., 1958. А ИА РАН, д. Р-1, 1742, 1742а. Отчет о работе Северо-Донецкого отряда Южно-Русской экспедиции.

121. Плетнева С.А., 1960а. А ИА РАН, д. Р-1, 2065. Отчет о работе СевероДонецкого отряда Черниговской экспедиции.

122. Плетнева С.А., 19606. А ИА РАН, д. Р-1, 2989. Отчет о работе СевероДонецкого отряда о разведках по берегам Среднего Донца, Айдара и Торца и раскопки Дмитриевского могильника.

123. Плетнева С.А., 1966. А ИА РАН, д. Р-1, 3222. Отчет о работе СевероДонецкого отряда Нижне-Донской экспедиции.

124. Плетнева С.А., 1967а. А ИА РАН, д. Р-1, 3633, 3633а. Отчет о работе Северо-Донецкого отряда о раскопках селища и могильника у с. Дмитровского Щебекинского р-на: Белгородской обл.

125. Плетнева С.А., 1970. А ИА РАН, д. Р-1, 4243, 4243а. Отчет о работах левобережного Днепровского отряда.

126. Плетнева С.А., 1972. А ИА РАН, д. Р-1, 5130, 5130а. Отчет о работах Северо-Донецкой экспедиции.

127. Плетнева С.А., 1975. А ИА РАН, д. Р-1, 5113, 5113а. Отчет о работах Советско-Венгерской археологической экспедиции.

128. Плетнева С.А., Флеров B.C., 1979. А ИА РАН, д. Р-1, 7583, 75836. Отчет о работе Болгаро-Венгерской экспедиции на Маяцком городище.

129. Плетнева С.А., Афанасьев Т.Е., Винников А.З., 1980. А ИА РАН, д. Р-1, 8946. Отчет Советско-Болгаро-Венгерской экспедиции.

130. Плетнева СЛ., 1981. А ИА РАН, д. Р-1, 9055, 9055а. Отчет о работе Советско-Болгаро-Венгерской экспедиции. ИА АН СССР.

131. Флеров B.C., 1978. А ИА РАН, д. Р-1, 7206. Отчет о раскопках Маяцкого могильника.

132. Флеров B.C., 1980. А ИА РАН, д. Р-1, 8154. // Плетнева С.А., Афанасьев Т.Е., Винников А.З., Отчет Советско-Болгаро-Венгерской экспедиции о работе на Маяцком городище.

133. Флеров B.C., 1982. А ИА РАН, д. Р-1, 8946. // Плетнева С.А., Афанасьев Г.Е., Вннников А.З., Отчет Советско-Болгаро-Венгерской экспедиции о работе на Маяцком городище.1. ЛИТЕРАТУРА

134. Абаев В.И., 1949. Осетинский язык и фольклор. М.-Л.: Изд-во АН СССР, т.1.

135. Абаев В.И., 1990. Дохристианская религия алан. // Абаев В.И. Избранные труды: в 4 т. Т.1. Религия, фольклор, литература. Владикавказ: Ир.

136. Абаев В.И., 1990а. Как апостол Петр стал Нептуном. // Абаев В.И. Избранные труды: Религия, фольклор, литература. Владикавказ: Ир.

137. Абаев В.И., 1995. Thraco-scythica. // Абаев В.И. Избранные труды: в 4 т.

138. Т.2. Общее и сравнительное языкознание. Владикавказ: Ир. Абаев В.И., 1998. Историко-этимологический словарь осетинскогоязыка. Л.: Наука. Т. IV. Абрамова М.П., 1993. Центральное Предкавказье в сарматское время (III в. до. н.э.). М.

139. Абрамова М.П., 1997. Ранние аланы Северного Кавказа III-V вв. н.э. М. Аладжов Ж., 1980. Символ на света в някои прабългарски паметници.// Археология. София. Кн.1.

140. Алборов Б.А., 1967. Зуб любви "ярхъызы дэендаг" "хъох даендаг"осетинских нартских сказаний. // УЗЮОГПИ, т. II.

141. Алборов Б.А., 1979. Легендарное колесо нартовских сказаний.// Алборов Б.А. Некоторые вопросы осетинской филологии. Орджоникидзе,

142. Алексеева Е.П., 1971. Древняя и средневековая история Карачаево-Черкесии (Вопросы этнического и социально-экономического развития). М.: Наука.

143. Алексеева Е.П., 1992. Археологические памятники Карачаево-Черкесии. М.: Наука.

144. Амброз А.К., 1971. Проблемы раннесредневековой хронологии. /У СА, № 2.

145. Амброз А.К., 1989. Хронология древностей Северного Кавказа. М.: Наука.

146. Амброз А.К., 1982. О Вознесенском комплексе VIII в. на Днепре вопрос интерпретации. // Древности эпохи Великого переселения народов V- VIII вв. М.: Наука.

147. Аржанцева И.А., Деопик Д.В., Малашев В.Ю. Зилги: раннеаланский протогород 1-го тысячелетия н.э. на границе степи и предгорий. Collocvia Pontica, 3. В печати.

148. Артамонов М.И., 1940. Саркел и некоторые другие укрепления северозападной Хазарии.//СА, 6.

149. Артамонов М.И., 1962. История Хазар. Л.: Изд-во гос. Эрмитажа.

150. Афанасьев А.Н., 1865. Поэтические воззрения славян на природу. Опыт сравнительного изучения славянских преданий и верований, всвязи с мифическими сказаниями других родственных народов. М., Т.1.

151. Афанасьев Г.Е., 1973. Бронзовые фигурки всадников из аланских погребений Северного Кавказа. // СГЭ, XXXVI, Л.

152. Афанасьев Г.Е., Рунич А.П., 1975. Рисунки в пещере близ Хумары. // СЭ, №2.

153. Афанасьев Г.Е., 1976а. Дохристианские религиозные воззрения алан (по материалам амулетов могильника Мокрая Балка). // СЭ, № 1.

154. Афанасьев Г.Е., 19766. Проблемы хронологии раннесредневековых памятников Северного Кавказа (По материалам могильника Мокрая Балка). Диссертация на соискание ученой степени канд. ист. наук. А ИА РАН, Р-2, № 2213.

155. Афанасьев Г.Е., 1981. К вопросу о происхождении аланского варианта салтово-маяцкой культуры. // Античные государства и варварский мир. Орджоникидзе.

156. Афанасьев Г.Е., 1987. Население лесостепной зоны бассейна Среднего Дона в VIII-X вв. (аланский вариант салтово-маяцкой культуры). // Археологические открытия на новостройках. В.2.

157. Афанасьев Г.Е., 1988. Буртасы. //Исчезнувшиенароды. М.: Наука.

158. Афанасьев Г.Е., 1992. Этнические аспекты генезиса катакомбного обряда погребений в салтово-маяцкой культуре. // Alanica-II. Аланы и Кавказ. Владикавказ-Цхинвал.

159. Афанасьев Г.Е., 1993. Донские аланы: Социальные структуры алано-ассо-буртасского населения бассейна Среднего Дона. М.: Наука.

160. Афанасьев Г.Е., 1993а. Перекрестное сравнение методик реконструкции социальной стратификации общества (к работе теоретического семинара отдела охранных раскопок). // Социальная стратификация общества (поиски археологических критериев). М.: Наука.

161. Биджиев Х.Х., Гадло А.В., 1979. Раскопки Хумаринского городища в 1974 г. // Археология и этнография Карачаево-Черкесии. Черкесск.1. КЧ НИИ эиял.

162. Биджиев Х.Х., 1983. Хумаринское городище. НИИ экономики, истории, языка и литературы. Черкесск: Ставропольское книжное издательство. Карачаево-Черкесское отделение. Бобров Ю.Г., 1995. Основы иконографии древнерусской живописи. Спб.: Аксиома.

163. Бойс М., 1987. Зороастрийцы. Верования и обычаи. М.: Наука. Бунятян Е.П., Генинг В.Ф., Пустовалов С.Ж., Рычков Н.А., 1989. ИПС -Информационно-поисковая система по погребальным памятникам. Киев.

164. Ваклинов С., 1977. Формиране на старо-българската култура VI-XI век. София: Изд-во Наука и Изкуство.

165. Винников А.З., Афанасьев Г.Е., 1991. Культовые комплексы Маяцкого селища. Воронеж: Изд-во Воронеж-го университета.

166. Виноградов В.Б., 1975. Культовые места аланского Алхан-Калинского городища. // Пятые Крупновские чтения по археологии Кавказа. Махачкала.

167. Виноградов В.Б., Исламов А.А., 1965. Новые археологические находки в Чечено-Ингушетии. // Известия. Статьи и материалы по истории Чечено-Ингушетии. Чечено-Ингушское книжное из-во. В.1.

168. Владимирский Б.М., Кисловский Л.Д., 1989. Археоастрономия и история культуры. М.: Знание.

169. Воронина В.Л., 1960. Доисламские культовые сооружения Средней Азии. // СА, № 2.

170. Вуд Дж., 1981. Солнце, Луна и древние камни. М.: Мир.

171. Гавритухин И.О., Обломский A.M., 1996. Гаповский клад и его культурно-исторический контекст. / При уч. И.Р.Ахмедова, А.В.Мастыковой, В.Ю.Малашева, В.Е.Родинковой,1. О.А.Щегловой.

172. Гадло А.В., 1979. Этническая история Северного Кавказа IV-X вв. Л.: Изд-во Ленинградского университета.

173. Гадло А.В., 1994. Этническая история Северного Кавказа за X-XIII вв. СПб, Издательство С.-Петербургского ун-та.

174. Гатиев Б., Суеверия и предрассудки у осетин.//ССКГ, Тифлис, 1876, Вып.9.

175. Гмыря JI.Б., 1993. Прикаспийский Дагестан в эпоху Великого переселения народов. Могильники. Махачкала.

176. ГараджаВ.И., 1995. Религиоведение. М.:Аспект Пресс.

177. Готье Ю.В., 1927. Кто были обитатели Верхнего Салтова? // Известия ГАИМК, т. V.

178. Готье Ю.В., 1930. Железный век в Восточной Европе. М.-Л.

179. Гуриев Т.А., 1991. Наследие скифов и алан. (Очерки о словах и именах). Владикавказ: Ир.

180. Гутнов Ф.Х., 1993. Средневековая Осетия. Владикавказ: Ир.

181. Гутнов Ф.Х., 1995. Аристократия алан. Владикавказ: Ир.

182. Даль В.И., 1995. Толковый словарь живого великорусского языка. М.: Терра, т. 1.

183. Даркевич В.П., 1960. Символы небесных светил в орнаменте Древней Руси. // СА, № 4.

184. Дебиров П.М., 1966. Резьба по камню в Дагестане. М.: Наука.

185. Демаков А. А., Фоменко Д. А., 1999. Археоластрономические исследования. Нижний Архыз: «Cigma».

186. Демаков А. А., Чумак И. Л., 1988. К вопросу об исторической интерпретации Верхнекубанской группы храмов X в. // Методика исследования и интерпретации археологических материалов Северного Кавказа. Орджоникидзе: СОНИИ ИФЭ.

187. Деопик (Ковалевская) В.Б., 1963. Классификация и хронология аланских украшений VI-IX вв.// МИА.

188. Дюмезиль Ж., 1976. Осетинский эпос и мифология. М.: Наука.

189. Дюмезиль Ж., 1986. Верховные боги индоевропейцев. М.: Наука.

190. Дюмезиль Ж., 1990. Скифы и нарты. М.: Наука.

191. Дюркгейм Э. 1899. Метод социологии. Киев-Харьков: Южно-русское изд-во Ф.А.Иогансона.

192. Ефимова С.Г., Кондукторова Т.С., 1993. Болгарский компонент в антропологическом составе населения салтово-маяцкой культуры. // Вопросы антропологии. Вып. 87.

193. Жизнь животных. Млекопитающие. 1989. Под ред. В.Е.Соколова. Второе издание. Т.7. М.: Просвещение.

194. Заходер Б.Н., 1962. Каспийский свод сведений о Восточной Европе. М.: Изд-во восточной лит-ры.

195. Иерусалимская А.А., 1983. Археологические параллели этнографически засвидетельствованным культам Кавказа (по материалам могильника "Мощевая балка"). СЭ,1.

196. Иерусалимская А.А., 1983а. Погребальный культ и некоторые верования раннесредневековых племен Северного Кавказа (по материалам могильника Мощевая Балка, VIII-IX вв.).// Extrait d'Iranica, vol. XVIII, Gent.

197. Из служебных воспоминаний B.C. Толостого. Поездка в Осетию в 1847 году. 1875. // "Русский архив", год тринадцатый, кн.2. М.

198. Илюшин A.M., Фоменко В.А., 1994. Поселение Провальская балка (о влиянии азиатских традиций на культуру Пятигорья в сарматское время. // XVIII "Крупновские чтения" по археологии Северного Кавказа (тезисы докладов). Кисловодск.

199. История народов Северного Кавказа с древнейших времен до конца XVIII в. 1988. М.: Наука.

200. История первобытного общества. Эпоха классообразования. М.: Наука, 1988.

201. История Северо-Осетинской АССР. 1959. М.: Наука, Изд-во АН СССР, T.I.

202. Калоев Б.А., 1971. Осетины (историко-этнографическое исследование). М.: Наука, Изд.2.

203. Калоев Б.А., 1993. Скотоводство народов Северного Кавказа. М.: Наука.

204. Каминский В.Н., 1987. Алано-болгарский могильник близ станицы Старокорсунской на Кубани.//СА, N 4.

205. Кантемиров Э.С., Дзаттиаты Р.Г., 1995. Тарский катакомбный могильник VIII-IX вв. н.э. // Аланы: история и культура. Alanica -III. Владикавказ.

206. Каракетов М.Д., 1995. Из традиционной обрядово-культовой жизни карачаевцев. М.: Наука.

207. Кардини Ф., 1987. Истоки средневекового рыцарства. М.: Прогресс.

208. Кауров Э.Н., Потемкина Э.Н., 1995. К вопросу о состоянии археоастрономии в России (по материалам "круглого стола" "Археология и археоастрономия: проблемы взаимодействия. М., 1994). //РА, №3.

209. Клапрот Ю., 1967. Путешествие по Кавказу и Грузии, предпринятое в 1807-1808 г. // Осетины глазами русских и иностранных путешественников (XIII-XIX вв.). Орджоникидзе: СевероОсетинское книжное издательство.

210. Кобылина М.М., 1966. Керамическое производство Фанагории в IV в. // СА, 1966, №3.

211. Ковалевская В.Б., 1978. Изображение коня и всадника на средневековых амулетах Северного Кавказа.// Вопросы древней и средневековой археологии Восточной Европы. М.

212. Ковалевская В.Б., 1981. Северокавказские древности.// Археология СССР. Степи Евразии в эпоху средневековья. М.: Наука.

213. Ковалевская В.Б., 1983. Антропоморфные амулеты IV-IX вв. на Северном Кавказе.// КСИА, N 176.

214. Ковалевская В.Б., 1984. Кавказ и аланы. М.: Наука.

215. Ковалевская В.Б., 1987. Центральное Предкавказье в древности и раннем средневековье (кавказский субстрат и передвижение ираноязычных племен). Диссертация на соискание степени д.и.н. (25 а.л.).

216. Ковалевская В.Б., 1995. Хронология древностей северокавказских алан.// Alanica III. Аланы: история и культура. Владикавказ.

217. Колосовская Ю.К., 1996. Некоторые вопросы истории взаимоотношений Римской империи с варварским миром. // ВДИ, 2 (217).

218. Колпаков Е.М., 1987. Религиозные представления и археологические данные. // Конференция "Религиозные представления в первобытном обществе. Тезисы докладов. ИНИОН и ИА АН СССР. м.

219. Кондукторова Т. С., Сегеда С. П., 1990. Краниологическая и одонтологическая характеристика людей салтово-маяцкой культуры из села Дмитриевское.// Вопросы антропологии. 84/1990.

220. Кореняко В.А., 1976. Аланские могилы VIII-IX вв. в. Северной Осетии. // СА, № 2.

221. Коробов Д.С., 1995. Информационо-поисковая система "Alan" аланские катакомбные могильники Северного Кавказа IV-IX вв. // Компьютер в археологических исследованиях. Базы данных в археологии. М.

222. Коробов Д.С., 1998. Выделение локальных вариантов катакомбных могильников III-IX вв. на Северном Кавказе. // Материалы по изучению историко-культурного наследия населения Северного Кавказа. Вып. 1. Археология. Ставрополь.

223. Коробов Д.С., 1999. Социальная организация алан Северного Кавказа IV-IX вв. н.э. Диссертация на соискание ученой степ. Кандидата исторических наук. М.

224. Котович В.Г., 1974. О местоположении раннесредневековых городов Варачана, Беленджера и Таргу.

225. Крупнов Е.И., 1960. Новые источники по древней и средневековой истории Северного Кавказа. // КСИИМК, Вып.78.

226. Круглов А.П., 1938. Археологические раскопки в Чечено-Ингушетии летом 1936 г. // Записки Чечено-Ингушского научно-исследовательского института языка и истории. Т.1.

227. Кузнецов В.А., 1962. Аланские племена Северного Кавказа. // МИА СССР, № 106.

228. Кузнецов В.А., 1967. Некоторые вопросы этногенеза осетин по данным средневековой археологии. // Происхождение осетинского народа. Орджоникидзе: Сев.-Осетинское книж. изд-во.

229. Кузнецов В.А., 1969. Рец.: Плетнева С.А. От кочевий к городам. / МИА, М.: Наука, 1967, №141.

230. Кузнецов В.А., 1971. Алания в X -XIII вв. Орджоникидзе: Ир.

231. Кузнецов В.А., 1974. Аланы и тюрки в верховьях Кубани. // Археолого-этнографический сборник. Нальчик, Вып.1.

232. Кузнецов В. А., 1976. Зороастрийское святилище огня близ г.Кисловодска. // Археология Северного Кавказа. VI Крупновские чтения в Краснодаре (тезисы докладов). М.

233. Кузнецов В.А., 1977. В верховьях большого Зеленчука. М.: Искусство.

234. Кузнецов В.А., 1978. К вопросу о раннесредневековом жилище Северного Кавказа. // VIII Крупновские чтения (тезисы докладов). Нальчик.

235. Кузнецов В.А., 1993. Алано-осетинские этюды. Владикавказ: СОИГИ.

236. Кузнецов В.А., 1984. Очерки истории алан. Орджоникидзе: Ир.

237. Кузнецов В.А., 1985. Поминальный комплекс VIII в. в окрестностях Кисловодска. // СА, № 3.

238. Кузнецов В.А., 1988. Дургулель Великий и Нижний Архыз. // Методика исследования и интерпретация археологических материалов Северного Кавказа. Орджоникидзе.

239. Кузнецов В.А., 1990. Реком, Нузал и Царазонта. Владикавказ: Ир.

240. Кузнецов В.А., 1992. Очерки истории алан.Владикавказ: Ир. Изд. 2-е.

241. Кузнецов В.А., 1992а. Святилище огня на Хумаринском городище.-неопубликованный доклад, прочитанный на заседании отдела археологии и этнографии Северо-Осетинского института гуманитарных исследований 21.07. 1992.

242. Кузнецов В.А., 1993. Нижний Архыз в X-XII веках. К истории среденевековых городов Северного Кавказа. Ставрополь: Кавказкая библиотека.

243. Кузнецов В.А., 1995. Раскопки Змейского катакомбного могильника в 1959 г.// Аланы: история и культура. Alanica-III. Владикавказ.

244. Кузнецов В.А. 1996. Аланы на Западе: археологическая реальность или миф? // СА, 4.

245. Кузнецов В.А., 1999. Изваяние "Дука-бек": историко-археологические проблемы. Историко-археологический альманах. Вып.5. Армавир, Армавирский краеведческий музей.

246. Кузнецова Т.М., 1988. Зеркала в погребальном обряде сарматов. // СА, №4.

247. Кумахов М.А., Кумахова З.Ю., 1998. Нартский эпос: язык и культура. М.: Наследие.

248. Ларичев В.Е., 1986. Колесо времени. Новосибирск: Наука.

249. Липовский Ю.О., 1997. Найди свой камень. СПб.: Дельта; М.: Изд-во ACT, Рипол Классик.

250. Литвинский Б.А., 1964. Зеркало в верованиях древних ферганцев. // СЭ, №3.

251. Лобковиц Н. 1996. Предисловие // Классики мирового религиоведения. М.:Канон.

252. Лосев А.Ф., 1957. Античная мифология в ее историческом развитии. М.

253. Ляпушкин И.И., 1958. Памятники салтово-маяцкой культуры в бассейне Дона. // МИА, М.-Л., № 62.

254. Магометов А.Х., 1968. Культура и быт осетинского народа. Историко-этнографическое исследование. Орджоникидзе: Ир.

255. Магомедов М.Г., 1975. Хазарские поселения в Дагестане. // СА, № 2.

256. Магомедов М.Г., 1983. Образование Хазарского каганата. М.: Наука.

257. МАК. Вып. 1,1881. МАК. Вып. VIII. М., 1900.

258. Малкондуев Х.Х., 1990. Древняя песенная культура балкарцев и карачаевцев. Нальчик: "Эльбрус".

259. Мамаев Х.М., 1988. Погребальный обряд катакомбных могильников Среднего Притеречья. // Погребальный обряд древнего и средневекового населения Северного Кавказа. Орджоникидзе: СОГУ.

260. Марковин В.И., 1988. К методике изучения смыслового содержания средневековых петроглифов Северного Кавказа. // Методика исследования и интерпретация археологических материалов Северного Кавказа. Орджоникидзе.

261. Марр Н.Е., 1918. Ossetica-Japhetica. // Известия Российской Академии наук. Петроград.

262. Медведев В.Е., 1975. Пояса Надеждинского могильника. // Археология Северной и Центральной Азии. Новосибирстк: Наука.

263. Мерперт Н.Я., 1951. О генезисе салтовской культуры. // КСИИМК, 36.

264. Мерперт Н.Я., 1958. Древнейшие болгарские племена в Причерноморье. // Очерки истории СССР (III-IX вв.). М.

265. Миллер А. А., Жертвенные предметы из осетинских дзуаров. // Материалы по этнографии. JL, 1962, т.III, вып.1.

266. Миллер В.Ф., 1882. Осетинские этюды. М., Ч. II.

267. Миллер В.Ф., 1882а. Черты старины в сказаниях и быте осетин. // Журнал министерства народного просвещения. СПб., Ч. CCXXII.

268. Миллер В.Ф., 1891. О сарматском боге Уатафарне. // Древности Восточные. Труды Восточной Комиссии Имп-го московского Археологического общества. Т.1., В.II.

269. Миллер В.Ф., 1893. Отголоски кавказских верований на могильных памятниках. // МАК, III.

270. Милорадович О.В., 1973. Знаки на керамике Верхнего Джулата. // Кавказ и Восточная Европа в древности М.: Наука.

271. Милютин А.И., 1909.Раскопки 1906 г. на Маяцком городище. // ИАК, СПб., В.29.

272. Минаева Т.М., 1971. К истории алан Верхнего Прикубанья по археологическим данным. Ставрополь: Ставропольское книжное изд-во.

273. Минорский В.Ф., 1963. История Ширвана и Дербенда X-XI веков М.,: Изд-во восточ. лит-ры.

274. Михеев В.К., 1985. Подонье в составе Хазарского каганата. Харьков.

275. Моисеева Н., 1991. Время в нас и время вне нас. Л.: Лениздат.

276. Мошинский А.П., Скаков А.Ю., 1999. Культовый комплекс в производственном квартале кобанского поселения Суар. // 60 лет кафедре археологии МГУ им. М.В.Ломоносова. Тезисы докладов юбилейной конференции. М.

277. Мюллер Ф.М., 1996. Введение в науку о религии. // классики мрового религиоведения. М.: Канон.

278. Нарожный Е.И., 1988. К этносоциальной атрибуции городского населения Терско-Кумского междуречья. // Погребальный обряд древнего и средневекового населения Северного Кавказа. Орджоникидзе: СОГУ, 1988.

279. Николаев Р.В., 1987. Солнечный конь (к вопросу о культе коня у народов Евразии). // Скифо-сибирский мир. Искусство и идеология. Новосибирск: Наука.1. OAK, 1890. Спб.1. OAK, 1897. Спб.

280. Панеш Э.Х., 1996. Этническая психология и межнациональные отношения. Взаимодействие и особенности эволюции. (На примере Западного Кавказа). СПб.

281. Перфильева Л.А., 1994. "Загадка Тавернье" и Нижний Архыз. Еще одна гипотеза к истолкованию памятника. // XVIII "Крупновские чтения" по археологии Северного Кавказа (тезисы докладов). Кисловодск.

282. Петренко В.Г., 1989. Скифы на Северном Кавказе. // Степи Европейской части СССР в скифо-сарматское время. Археология СССР. М.: Наука.

283. Пигулевская Н., 1941. Сирийские источники по истории СССР. М.-Л.

284. Плетнева С.А., 19676. От кочевий к городам. // МИА, № 142, М.: Наука.

285. Плетнева С.А., 1989. На славяно-хазарском пограничье. (Дмитриевский археологический комплекс). М.: Наука.

286. Покровский A.M., 1905. Верхне-салтовский могильник. // Труды XII Археологического съезда в Харькове. 1902. T.I. М., Товарищество типографий Л.И.Мамонтова.

287. Полный православный богословский энциклопедический словарь.

288. Репринтное издание. СПб.: Изд-во П.П.Сойкина, 1992, Т. I. Потанин Г.Н., 1899. Восточные мотивы в средневековом европейском эпосе. М.

289. Потемкина Т.М., Юревич В.А., 1998. Из опыта археоастрономического исследования археологических памятников (методологический аспект). М.

290. Проблемная ситуация в современной археологии. 1988 / Под ред.

291. Генинга В.Ф. Киев: Наук.думка. Прокопенко Ю.А., Фоменко В.А., 1996. Памятники сарматскоговремени северо-восточной части Пятигорья (археологическаяр860

292. Рейнеггс Я., 1967. Общее историко-топографическое описание Кавказа. Н Осетины глазами русских и иностранных путешественников (XIII-XIX вв.). Орджоникидзе: Северо-Осетинское книжное издательство.

293. Религиозные верования: Свод этнографических понятий и терминов.1993. М.: Наука. Вып. Рунич А.П., 19636. Катакомбные могильники в районе Кисловодска. // СА, № 3.

294. Рунич А.П., 19686. Катакомбный могильник VII-VIII вв. около

295. Кольцо-Гора. // Этнокультурные проблемы бронзового века Северного Кавказа. Орджоникидзе: СОГУ.

296. Савенко С.Н., 1989. Характеристика социального развития аланского общества по материалам катакомбных могильников Х-ХИ вв.н.э. Дис. на соискание уч. степ. канд. ист. наук. 07.00.06. М.

297. Савенко С.Н., 1989а. Характеристика социального развития аланского общества по материалам катакомбных могильников X-XII вв.н.э. Автореферат дис. на соискание уч. степ. канд. ист. наук. 07.00.06. М.

298. Самоквасов Д.Я., 1908. Могилы русской земли. М.

299. Семенов Л.П., 1952. Археологические разведки в Ассинском ущелье. // КСИА, XLVI.

300. Сербинюк С.Н., Мусин О.Р., 1986. Автоматическое построение изолинейных карт и производных от них изображений.// Геодезия и картография. № 7.

301. Система анализа данных DataScope. 1995. М., StatPoint Ltd.Рукопись хранится в Отделе охранных раскопок И А РАН.

302. Скобелев С.Г., Понятие "кут" и его принадлежности у тюрков Сибири и Средней Азии. // ЭО, № 6.

303. Селзер Н., 1994. Социология. М.: Феникс.

304. Смирнов К.Ф., 1964. Савроматы (ранняя история и культура сарматов). М.: Наука.

305. Смирнов К.Ф., 1969. Сарматское святилище огня. // Древности Восточной Европы. М.: Наука.

306. Собиев И., 1953. Дигорское ущелье. ОРФ СОИГИ, ф.9, п.1, д.58а.

307. Сокаева Д.В., Албегова З.Х., 1996. Опыт сопоставления осетинского фольклорного образа девушки-птицы с данными этнографии и археологии. // Актуальные проблемы археологии Северного

308. Кавказа (XIX "Крупновские чтения"). Москва, апрель 1996. Тезисы докладов. Москва. Справочное пособие по истории немарксистской западной социологии. 1986. М.: Наука.

309. Северной Осетии. Орджоникидзе: Ир. Токарев Т.А., 1990. Ранние формы религии. М.: Изд. полит, лит-ры. Тургиев Т.Е., 1968. О земледелии у алан. II Уч. зап-ки СОГПИ.

310. Общественные и исторические науки. Орджоникидзе, т.28, В.2. Тургиев Т.Б., 1969. О скотоводстве у алан. // Материалы по археологии идревней истории Северной Осетии. Орджоникидзе, т. 2. Уарзиати B.C., 1990. Культура осетин: связи с народами Кавказа.

311. Орджоникидзе: Ир. Уарзиаты В., 1995. Праздничный мир осетин. М.

312. Фахрутдинов Р.Г., 1978. Новые археологические памятники Волжской Булгарии. // СА, № 1.

313. Флерова В.Е., 1997. Граффити Хазарии. М.: Эдиториал УРСС.

314. Флеров B.C., 1993. Погребальные обряды на севере Хазарии (Маяцкий могильник). Волгоград: Перемена.

315. Фоменко В.А., 1989. О смоловидном веществе в погребениях I-VII вв. из района Пятигорья. // Студенческие археологические открытия 1987-1988 гг. Грозный.

316. Формализованно-статистические методы в археологии (анализ погребальных памятников). 1990. / В.Ф.Генинг, Е.П.Бунятян, С.Ж.Пустовалов, А.Н.Рычков; АН УССР. Инст. археолгогии. -Киев: Наукова думка.

317. Хазанов A.M., 1964. Религиозно-магическое понимание зеркал у сарматов. // СЭ, № 3.

318. Хамицаева А.А., 1999. Социально политическое развитие Осетии в составе России в конце XVIII 60-е гг. XIX века. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата исторических наук. Специальность 07.00.02. М.

319. Цагаева А.Дз., 1971. Топонимия Северной Осетии. Орджоникидзе. T.I, II.

320. Хокинс Дж. и Уайт Дж., 1973. Разгадка тайны Стоунхенджа. М.: Изд-во "Мир".

321. Цилоссани Н.О., 1882. Дневник раскопок, веденых в Южном Дагестане в 1880 г. // Пятый археологический съезд в Тифлисе. I. Протоколы подготовительного комитета. М.

322. Чибиров Л.А., 1974. Дохристианские покровители хлебных злаков и урожая у осетин. // Труды педогогических институтов Груз.ССР, II.

323. Чибиров Л.А., 1976. Народный земледельческий календарь осетин. Цхинвали: Ирыстон.

324. Чибиров Л.А., 1984. Древнейшие пласты духовной культуры осетин. Цхинвали: Ирыстон.

325. Чочиев А.Р., 1985. Очерки истории социальной культуры осетин. (Традиции оседлости и кочевничества в социальной культуре осетин). Цхинвали: Ирыстон.

326. Чочиев А.Р., 1996. Нарты-арии и арийская идеология. М.:Акалис, Кн.1.

327. Чурсин Г.Ф., 1913. Очерки по этнологии Кавказа. Тифлис.

328. Чурсин Г.Ф., 1925. Осетины. Этнографический очерк. Тифлис.

329. Чурсин Г.Ф., 1927. Культ железа у кавказских народов. // Известия Кавказского историко-археологического института. Тифлис. Т. V.

330. Чурсин Г.Ф., 1929. Амулеты и талисманы кавказских народов. Махачкала: Изд.Ассоциации Кавказских Горских Краеведческих организаций.

331. Штедер Д., 1967. Дневник путешествия из приграничной крепости Моздок во внутренние местности Кавказа, предпринятого в 1781 г. П Осетины глазами русских и иностранных путешественников (XIII-XIX вв.). Орджоникидзе: Северо-Осетинское книжное издательство.

332. Элиаде Мирча., 1987. Космос и история: Избранные работы. М.: Прогресс.

333. Эльканов У.Ю., 1988. Раскопки древнего "круга" на Нижне-Архызском городище. // Вопросы средневековой археологии Северного Кавказа. Черкесск.

334. Эльканов У.Ю., Демаков А.А., 1996. Исследования на Нижне-Архызском городище. // Актуальные проблемы археологии Северного Кавказа (XIX "Крупновские чтения"). Москва, апрель 1996. Тезисы докладов. М.

335. Энциклопедический словарь. 1894. Начатый проф. И.Е.Андреевским, прод-ся под ред. К.К.Арсеньева и засл. профессора Ф.Ф.Петрушевского. СПб.: Изд-во И.А.Ефрона, Т. Х1А.

336. Johnstone, R.L., 1975. Religion and society in interaction. Englewood Cliffs, N.J. Prentice-Hall.

337. Ficker G., 1922. Das Epiphanios-Kloster in Kerasus und der Metropolit Alaniens.

338. Bizantinisch-Neugriechische Jahrbbcher, Bd. III. Maenchen-Helfen O.J. 1973. The World of the Hunns. Berkeley, Los-Angeles, London.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.