Отражение положений богословия иудаизма в философии Льва Шестова тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 09.00.14, кандидат наук Щетинин, Григорий Алексеевич
- Специальность ВАК РФ09.00.14
- Количество страниц 145
Оглавление диссертации кандидат наук Щетинин, Григорий Алексеевич
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение
Глава 1. Условия формирования и эволюция философского мировоззрения Льва Шестова
1.1. Общественно-политическая, социальная, культурная и духовная ситуация в России на рубеже веков и истоки формирования мировоззрения Льва Шестова
1.2. Эволюция мировоззрения Льва Шестова
1.3. Философия и религия, религиозно-философский диалог Льва Шестова
Глава 2. Отражение положение богословия иудаизма в трактовке основных философских категорий Львом Шестовым
2.1. Понятие о Боге в философии Льва Шестова в контексте богословия иудаизма
2.2. Концепция свободы воли у Шестова в диалоге с традицией иудаизма
2.3. Библейские основания взглядов на веру и разум в творчестве Льва Шестова
2.4. Этические проблемы в творчестве Льва Шестова
Заключение
Библиография
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Философия религии и религиоведение. Искусствоведение и культурология», 09.00.14 шифр ВАК
Проблема богоискательства Л.И. Шестова в контексте западной философии2009 год, кандидат философских наук Ширманов, Ярослав Игоревич
Критика философского иррационализма Льва Шестова1984 год, кандидат философских наук Бурак, Евгений Нестерович
Философия Льва Шестова и ее французские последователи2014 год, кандидат наук Ворожихина, Ксения Владимировна
Философия Льва Шестова в контексте европейской религиозно-философской традиции2006 год, доктор философских наук Курабцев, Василий Леонидович
Метафизика русской литературы Льва Шестова2011 год, доктор философских наук Лашов, Владимир Владимирович
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Отражение положений богословия иудаизма в философии Льва Шестова»
Введение
Актуальность темы исследования. Исследование творчества ярчайшего представителя русской философской мысли рубежа Х1Х-ХХ вв. Льва Шестова представляет возможность еще раз осмыслить важнейшие вопросы бытия, обратиться к наиболее животрепещущим и больным проблемам существования отдельного человека и всего человечества, что не может не быть актуальным для современного человека, переживающего мировоззренческий кризис. Сам масштаб личности Льва Шестова уже задает уровень и градус разговора, касающегося самых глубинных основ жизни человека. Столь активный интерес к его творчеству в наше время понятен, т.к. проблематика произведений Шестова является системообразующей при формировании ценностей и складывании мировоззрения современного человека.
Начало XXI века характеризуется, с одной стороны, разочарованием в большинстве прежних мировоззренческих концепций, крушением прежних идолов и идеалов, во многом утратой оптимизма и разочарованием, с другой стороны - напряженным поиском новых идеалов, духовными исканиями в самых широких масштабах. В нашей стране в конце прошлого столетия мы наблюдали активное возвращение к православным ценностям, к национальным корням и традициям. Сейчас же, по прошествии более чем двадцати лет религиозного возрождения, на фоне масштабных достижений по открытию храмов, возрождению монастырей и т.п., все чаще начинают звучать ноты разочарования, неудовлетворенности, в печати появляются материалы о расцерковлении людей, статистика приводит цифры уменьшения количества регулярно причащающихся, постящихся, т.е. практикующих православных. Новые аспекты духовных поисков, особенно среди современной молодежи, поневоле заставляют становиться более
терпимыми к самым разным проявлениям духовности, принимать и осмыслять иной, новый опыт. Одним из тех, кто способен помочь в таких поисках, стать в некотором роде союзником при решении главных задач бытия, и является Лев Шестов, чья жизнь и творчество являются примером постоянной и бескомпромиссной постановки острейших вопросов существования, поисков и осмысления ответов на них.
Существуя в многонациональном, многокультурном, многоконфессиональном, полирелигиозном мире, постоянно сталкиваясь с его разнообразными проявлениями, мы вынуждены давать на них ответы. Не только традиционное христианство, но и мусульманство, иудаизм, буддизм и другие религии все больше наполняют пространство вокруг нас, присутствуют, хотим мы этого или нет, в нашей повседневной жизни, проникая в нее через информацию новостных агентств, произведения культуры и искусства, просто через встречи и общение с самыми разными людьми в разных странах. Благодаря стремительно развивающимся возможностям быстрого перемещения в пространстве мир становится все меньше, возможностей побывать в самых разных его уголках всё больше, и с вызовами принятия и сосуществования рядом с иными, непривычными нам мировоззрениями мы сталкиваемся и у себя в стране, и в поездках и путешествиях. И это еще один из аспектов важности и актуальности заявленной темы - прикоснуться к древнейшей религии иудаизма, увидев ее преломление в трудах крупнейшего представителя русской философской мысли.
Особенно важным в творчестве Шестова является попытка соотнести вечные истины одной из самых древних религий с пульсом современной ему жизни, стряхнуть с них пыль веков и включить их в повседневность, сделать важной составляющей собственной жизни.
Состояние изученности вопроса. Творчество Льва Шестова, всегда неожиданное, страстное, смелое, не оставляющее никого равнодушным, обычно
вызывает множество откликов, споров, размышлений. Практически за каждой его опубликованной работой тут же следовали ответные статьи и рецензии. Первые серьезные исследования творчества Шестова были предприняты при его жизни и принадлежат перу его современников, а иногда и друзей. Среди них можно выделить работы Н. Бердяева, Р. Иванова-Разумника, С. Булгакова, С. Франка, Б. Вышеславцева и др. Проводились как общие исследования работ Шестова, так и специальные, посвященные определенным темам и направлениям его философии. Разумеется, религиозная составляющая творчества философа не могла не оказаться в центре внимания его критиков и оппонентов, и уже в самый ранний период этих исследований оценки разнились до противоположности.
Уже в самых первых работах, посвященных исследованию творчества Льва Шестова, мы уже находим восхищение необычностью, свежестью взглядов философа, оригинальностью его подходов к решению главных вопросов бытия. Бердяев называл его «одним из самых оригинальных и замечательных мыслителей начала XX века»1 и подчеркивал огромный вклад Льва Шестова в развитие мировой философии. Бердяева «пленяет в нем независимость мысли; он никогда не принадлежал ни к каким течениям, не подвергался влиянию духа времени»2. Наиболее значительными работами Бердяева, посвященными творчеству Льва Шестова, являются «Трагедия и обыденность», «Русская идея», «Лев Шестов и Киркегор», «Основная идея философии Льва Шестова». Давая общую оценку содержанию творчества философа, Бердяев отмечает, что «главное для Шестова была вера... Он искал веры, но он не выразил самой веры»3. Религиозные искания философа отражены в работах этого периода, принадлежащих Н. Лосскому, Г. Шпету, А. Закржевскому, Д. Мирскому, М. Гершензон, Б. Грифцову.
Следующий этап, приходящийся на советский период жизни России, характеризуется почти полным отсутствием исследований творчества
1 Бердяев Н. Русская идея // Н.А. Бердяев. М., 2002. С. 229.
2 Там же. С. 230.
3 Там же.
Шестова на его родине. Отдельные появляющиеся работы носят в основном критический характер и чрезвычайно политизированы. Зато этот период времени отличается интересом к философии Шестова за рубежом. Творчество философа привлекает внимание виднейших западных мыслителей, таких как Пауль Тиллих, Альбер Камю, Жорж де Лакруа, Эмманюэль Мунье, Семен Франк, Эдмунд Гуссерль и других. Им интересна прежде всего экзистенциальная составляющая философии Шестова. В это же время появляются первые биографические работы и воспоминания о Шестове его близких, друзей, родственников. Наиболее значительные из них - это книга о жизни и творчестве философа, написанная Н. Барановой-Шестовой, а также воспоминания хорошо знавших его Е.К. Герцык и Б. Фондана. Религиозные взгляды Шестова стали объектом исследования прот. В. Зеньковского, посвятившего его творчеству главу в своей книге «История русской философии» и отводящего ему значительную роль в развитии философии в России на рубеже Х1Х-ХХ вв. Особенно важным считает Зеньковский направленность произведений Шестова против секуляризма и безрелигиозности современного ему мира. «Самое замечательное и характерное в творчестве Шестова, - пишет Зеньковский, - это необычайная острота в его борьбе с системой секуляризма, с безрелигиозной и антирелигиозной философией нового времени. Именно творчество Шестова свидетельствует с чрезвычайной силой о том, что проблема секуляризма была действительно основополагающей в развитии русской мысли. Шестова потому и нельзя правильно понять вне русской философии, вне ее внутренней диалектики -творчество Шестова как бы завершает всю напряженную борьбу русской мысли с секуляризмом. В Шестове мы доходим до высшей точки в этом основном движении русской мысли - и здесь и заключается все неоценимое значение его в истории русской философии, вся творческая сила, которая всюду чувствуется у него»4. Однако В. Зеньковский пытается представить в
4 Зеньковский В. История русской философии. Т. 2. С. 56.
своих трудах Льва Шестова как близкого к православию мыслителя, что кажется нам безосновательным и будет в дальнейшем критиковаться многими исследователями творчества философа.
В Советском Союзе интерес к творчеству Шестова возникает в 60-х годах, когда появляется возможность знакомства с произведениями философа и ослабляются идеологические запреты. Это время характеризуется волной интереса к философии вообще, и к религиозной философии в частности. Но в рамках господствующей идеологии мы не можем ожидать беспристрастных и объективных оценок работ философа, появляющиеся статьи и диссертации чаще всего имеют критический, обличительный характер. Среди авторов советского периода изучения творчества Шестова можно отметить В.Ф. Асмуса, сделавшего в своих исследованиях акцент на эволюции религиозных взглядов Шестова, на взаимоотношении философских взглядов Шестова и Кьеркегора, на разработку этической платформы философа. В своей монографии «Религиозная философия в России» В.А. Кувакин, делая обзор творчества русских религиозных философов, не может не сказать и о творчестве Льва Шестова. Он делает попытку проследить эволюцию религиозных взглядов философа, критически оценивая отнологические и гносеологические аспекты его учения. В работах В.П. Шкоринова главной целью было включить творчество Шестова в контекст идей этического иррационализма, имевших место в России. Скептиком и нигилистом предстает Шестов в работе А.И. Новикова «Нигилизм и нигилисты», где дается критическая оценка его отношению к рационализму и морали. Общий обзор философии Шестова с марксистской точки зрения сделан в работе Н.В. Носовича «Философские взгляды Льва Шестова». Одним из примеров критического подхода к творчеству Шестова является исследование E.H. Бурака «Критика философского иррационализма Льва Шестова». Значительной работой данного периода стала статья В. Ерофеева «Остается одно: произвол»
(философия одиночества и литературно-эстетическое кредо Льва Шестова) в журнале «Вопросы литературы» (№ 10 за 1975 г.). Здесь автор в контексте философии трагедии Шестова рассматривает его отношение к творчеству, к литературе мировой и, прежде всего, русской, к ее величайшим авторам Пушкину, Достоевскому, Толстому, Чехову и др.
Возможность трезвой и свободной от идеологических догм оценки творчества философа появляется в нашей стране в конце 80-х годов, и начиная с этого времени публикуется значительное количество работ, посвященных творчеству Льва Шестова, как общих исследований, рассматривающих творчество философа в сопоставлении с традициями, идеями и направлениями развития мировой философии, так и узко специальных исследований, касающиеся определенных аспектов и тем в творчестве философа. Наиболее значимыми авторами этого периода можно назвать Л. Марееву, Э. Бабаева, Н. Батову, С. Полякова, В. Сабирова, Н. Окунцову и других.
Среди современных исследователей, обращающихся к творчеству Льва Шестова, следует назвать В. Курабцева, Я. Головина, Н. Мотрошилову, В. Поруса, А. Кудишину, П. Гайденко, Р. Гальцеву и других.
В своих многочисленных монографиях, статьях и исследованиях («Миры свободы и чудес Льва Шестова: жизнь мыслителя, «странствования по душам», философии», «Дыхание Божие» (Лев Шестов и Священное Писание), «Когда человек соприкасается с дыханием Божьим...»: (Библия и Лев Шестов), Extra verba et imagines: (Лев Шестов и герменевтика), Альтернатива Льва Шестова, Ангелы и бесы (Лев Шестов и философия Ф.М. Достоевского), Беспочвенность, Духовное напряжение: (Лев Шестов о философии средних веков и Реформации), Иерусалим Льва Шестова, Лев Шестов и Каббала, Лев Шестов и мировая философия (Итоги «странствований по душам»), Откровение и смерть в русской философии, По ту сторону Ничто: (Концепция духовности в религиозно-экзистенциальном
учении Льва Шестова, Философская биография Льва Шестова и особенности его философии., «Мудрейшие из людей»: (Лев Шестов и античная философия), Философия Льва Шестова в контексте европейской религиозно-философской традиции) В. Курабцев дает всесторонне освещение философских взглядов Льва Шестова, анализирует его философию в соотношении с европейской философией, рассматривает религиозные взгляды философа. Основу общечеловеческого, гуманного аспекта в философии Льва Шестова ставит в центр своих исследований Н. Батова (Вязь души моей (О философии Льва Шестова), Гуманизм философии Л. Шестова, Суверенность личности как основа философской концепции смысла жизни Льва Шестова). Акцент на диалогичности философии Шестова и на множестве открытых вопросов, существующих в работах философа и приглашающих нас к размышлению, делает исследователь В. Апрелева.
Нельзя не упомянуть активно исследующего творчество Льва Шестова философа В. Лашова, сферой интересов которого являются литературные пристрастия Шестова (Лев Шестов и русская литература, Творчество Ф. Достоевского в оценке Л. Шестова, Метафизика русской литературы Льва Шестова), а также его связь с современной ему западной философией (С. Кьеркегор как концептуальный персонаж в философии Льва Шестова, Лев Шестов и экзистенциальные интерпретации его философии). Исследует природу трагичности в понимании Льва Шестова и его философского окружения В. Порус (Соловьев и Л. Шестов: единство трагедии, С. Кьеркегор, Трагедия философии и философия трагедии (С.Н.Булгаков и Л.И.Шестов), Л.Шестов и проблема культуры).
Как яркого представителя течения экзистенциализма в русской философии рассматривает Льва Шестова в своих исследованиях Е. Мареева (Лев Шестов и русский экзистенциализм, Творчество Ф.М. Достоевского в зеркале философии Льва Шестова). Я. Ширманова больше привлекает богоискательство Шестова, религиозный акцент его философии (К вопросу о
религиозных представлениях Льва Шестова, Проблема богоискательства Л.И. Шестова в контексте западной философии).
Объектом данного диссертационного исследования является
философское наследие крупнейшего представителя отечественного экзистенциализма Льва Шестова, а также его литературно-критическое и эпистолярное наследие, т.е. весь корпус работ этого выдающегося мыслителя, а также труды по богословию иудаизма.
Предметом исследования является отражение в творчестве Л. Шестова традиций и положений богословия иудаизма.
Цель исследования заключается в осуществлении анализа философских концепций творчества Л. Шестова, отражающих основополагающие положения традиционного иудаизма.
Названная выше цель реализуется через решение следующих исследовательских задач:
- раскрыть типологические особенности трактовки Шестовым некоторых философских категорий в контексте традиций богословия иудаизма;
- исследовать пути преломления идей русской и зарубежной философии в религиозных поисках Шестова;
- осуществить анализ и прояснить специфику понимания философом основных понятий богословия иудаизма;
- вскрыть и проанализировать теоцентрическую составляющую творчества Льва Шестова;
- установить место и роль религиозной философии Шестова в современном философском процессе;
- показать трансформацию религиозных взглядов философа в течение его жизни;
- выявить основные характеристики философской концепции Шестова по отношению к иудаизму;
- проанализировать взаимоотношения Шестова с мировой классической философией;
- проследить влияние ситуации в России, среды и окружения Шестова на формирование его мировоззрения;
- выявить особенности подхода философа к традиционным понятиям богословия иудаизма.
Теоретико-методологическая основа исследования. Методы, использованные в данной диссертационной работе, призваны прежде всего помочь эффективно раскрыть тему и преодолеть сложности, возникающие в связи с особенностями философских концепций Шестова.
Наряду с сопоставительным методом исследования, определяемым самим смыслом заявленной темы, в исследовании широко применяются сравнительно-исторический и герменевтический методы. Кроме того эпизодически, по мере возникающей необходимости, используются структурный, текстологический и компаративистский (сравнительный) методы.
Результаты, полученные в процессе работы над темой, содержат следующие элементы научной новизны:
- дан анализ философского творчества Льва Шестова с точки зрения парадигмы богословия иудаизма, что позволило определить истоки и эволюцию религиозной составляющей мировоззрения философа;
освящена диалектика мышления Шестова в сфере его богоискательства;
- проведено всестороннее исследование идеи Бога в творчестве Льва Шестова в контексте западноевропейской философской мысли;
- выявлены отличительные особенности богоискательства Льва Шестова;
- определены характеристики религиозной философии Шестова в сопоставлении с текстами Ветхого Завета и другими источниками богословия иудаизма.
Положения, выносимые на защиту.
1. Рассматривая и оценивая условия формирования мировоззрения Льва Шестова, нельзя не назвать, наряду с несомненным влиянием окружающей среды и выдающихся личностей, с которыми взаимодействовал философ, и огромное влияние воспитания Шестова в иудейской семье, в духе традиций иудаизма, что значительно повлияло на творчество философа.
2. Исследуя философское наследие Льва Шестова в соотнесении с традициями классической философии, можно утверждать, что его творчество скорее носит антитрадиционалистский характер, на протяжении всей своей творческой жизни Шестов боролся против основного рационального направления развитии философии, активно протестуя против приоритетности этого пути развития философской мысли и разрушая традиционное почтительно-благоговейное отношение к классической греческой философии.
3. Отрицание приоритетов разума, антигносеологизм Льва Шестова знаменует собой приоритет внимания в его философии к эмпирической личности во всех ее проявлениях вместо абстрактного субъекта гносеологии. Это проявилось в акцентах на мистическую составляющую религиозности, на ее личностность и субъективность.
4. Взгляды Льва Шестова на важнейшие философские категории «свобода», «Бог», «разум», «познание», «совесть» и т.п. вполне коррелируются с традиционными откровениями богословия иудаизма, хотя и не полностью совпадают с ними, вступая иногда в сложные и напряженные диалогически-разноречивые отношения.
5. В философии Льва Шестова явно ощутимо влияние богословия иудаизма, что выражается прежде всего в теоцентризме всего его творчества
и восприятии человеческой личности как участника диалога с Богом, участника реального, живого богообщения, обретающего в таком общении субъективный опыт богопознания и познания мира.
Научно-практическая значимость. Выводы диссертационного исследования могут дополнить и уточнить современные представления о религиозно-философских поисках Льва Шестова в контексте традиций богословия иудаизма. В работе выявлена специфика богоискательства Л. Шестова как его основная философская составляющая его творчества.
Практическая значимость данного исследования заключается в том, что его результаты и материалы могут быть использованы:
- в научных исследованиях по истории отечественной философии, религиоведению, философской антропологии и философии культуры.
- в лекционных курсах, спецкурсах и семинарских занятиях по истории
философии, философии религии, культурологии.
Апробация материалов исследования. Основные выводы и результаты диссертационного исследования представлены в форме статей, опубликованных в ведущих рецензируемых научных журналах и изданиях, определенных ВАК:
1. Щетинин Г.А. Концепция свободы воли у Шестова в диалоге с традицией иудаизма // Государство, религия и Церковь в России и за рубежом. 2011. №3-4. - 0.5 п.л.
2. Щетинин Г.А. Библейские основания взглядов на веру и разум в творчестве Льва Шестова // Социология власти. 2012,- 0.5 п.л. №3
Диссертация утверждена и рекомендована к защите на заседании ученого совета_
Структура диссертации
Структура работы обусловлена целью и задачами исследования. Диссертация
состоит из введения, двух глав (7 параграфов), заключения и библиографического списка. Объем работы вместе с библиографическим списком (608 наименований) составляет 145 страниц.
ГЛАВА 1. Условия формирования и эволюция философского мировоззрения Льва Шестова
1.1 Общественно-политическая социальная, культурная и духовная ситуация в России на рубеже веков и истоки формирования мировоззрения Льва Шестова
В конце Х1Х-начале XX вв. в России значительно усиливается политическая и социальная напряженность, что можно объяснить противоречивым характером проводимых в это время реформ, сложностью экономической ситуации в стране, нестабильностью, резкими и подчас поспешными изменениями в общественной жизни. Еще более усиливали напряженность в стране нарастающие революционные движения, поддерживаемые народными массами. Все это не могло не вызывать и личностный кризис, особенно заметный среди образованных слоев общества, интеллигенции, духовенства. Наиболее явственно это проявлялось в культурной жизни страны, следствием чего стало возникновение течения модернизма и декадентского течения, стремительно завоевывавших популярность на рубеже веков.
Е.В. Каманина пишет: «На рубеже Х1Х-ХХ вв. большинство российских художников и философов крайне болезненно переживали некий
дуализм - расколотость индивидуального и общественного сознания»5. Возникают движения, проповедующие «новое религиозное сознание», которое позиционируется прежде всего как антисекулярное, очищенное от «скверны мира» и ставшее впоследствии источником для возникновения экзистенциализма. Перед философией, как и перед русской литературой, искусством рубежа эпох, открываются новые горизонты, и прежде всего они касаются направлений исследования внутреннего, интимного мира личности. Любимыми темами становятся освобождение человека от всех и всяческих оков, его стремление к свободе внешней и внутренней, ничем не ограничиваемое эмоциональное и творческое самовыражение, творчество во всех его видах. При этом возникают достаточно сильные апокалиптические настроения, особенно ярко выразившиеся в поэзии этого периода, ощущающей себя накануне грядущего урагана. Рубеж эпох, как это часто бывает, ассоциируется не просто с окончанием одного века и началом другого, а со сломом, концом одного типа мироустройства, и возникновением чего-то нового, неизвестного, пугающего, тревожного. Один из основоположников русской религиозной философии Владимир Соловьев пишет: «Я... стал тоже замечать, что не только в воздухе, но и в душе, и здесь нет полной ясности... все какая-то тревога и предчувствие какое-то зловещее...»6. Время породило и соответствующих ему деятелей культуры и искусства, мировоззрение которых было ориентировано прежде всего на кризисные, дисгармоничные проявления эпохи, и среди них А. Блок и А.Белый, Д. Мережковский и Вс. Иванов, В. Розанов и Н. Бердяев и многие другие. Бердяев признавался в том, что «у меня всегда была болезнь времени. Я всегда предвидел в воображении конец и не хотел приспособляться к процессу, который ведет к концу... Время есть тоска, неутомленность,
5 Каманина Е. Спустя век: российская интеллигенция и феномен «несчастного сознания» / Е. Каманина/I Вестник МГУ. Сер. 7, Философия, 1998. № 6. С. 30.
6 Соловьев В. Три разговора // Владимир Соловьев. М, 2000. С. 115.
-J
смертоносность» . Невозможность найти свое место в больном мире, одиночество и страдание, тоска, страх, безнадежность становятся основными умонастроениями среди интеллигенции. Хочется еще раз привести свидетельство Н. Бердяева, на наш взгляд очень точно отразившее настроения эпохи: «Тоска может побуждать богосознание, но... есть также переживание богооставленности... тоска в сущности, всегда есть тоска по вечности, невозможности примириться с вечностью»8. И именно эта тоска выражает жизненную катастрофу, ощущение тупика, безвыходность и чувство конца времен, присущее определенным слоям общества рубежа эпох.
По словам А. Белого «в 1900-1901 году мы подошли к рубежу с твердым знанием, что рубеж - Рубикон, ибо сами мы были рубеж, выросший из недр конца века»9.
И именно в это сложнейшее время, ставящее перед человеком глобальные задачи существования, формируется та философия, которую мы будем называть новой «русской религиозной философией» и которая достигнет небывалых вершин и повлияет на развитие философского движения в не только в России, но и в Европе. Именно ощущение конца старых институтов власти, кризис в области политики, экономики, социальный и культурный кризис, ощущение того, что все старое обречено и доживает последние дни, вызвало такой напряженный поиск новых путей во всех областях жизни. Один из исследователей этого периода A.B. Алексеев пишет: «Внешними социокультурными причинами духовно-нравственного кризиса русского общества явились: изменение отношения власти и общества к Церкви, снижение уровня духовного образования, падение авторитета Церкви. Распространение религиозного индифферентизма во всех слоях общества, вело к оскудению духовной и нравственной жизни общества, способствовало отказу государства, общества и личности от
7 Бердяев Н. Русская идея // Я Бердяев. М., 2002. С. 296.
8 Там же. С. 296.
9 Белый А. На рубеже двух столетий I А.Белый. М., 1989. С.46.
духовно-нравственных (евангельских) принципов и нравственных ценностей,
что нарушало закономерности взаимодействия общества и государства, и
Похожие диссертационные работы по специальности «Философия религии и религиоведение. Искусствоведение и культурология», 09.00.14 шифр ВАК
Философия Льва Шестова: соотношение традиционализма и антитрадиционализма: Опыт структурно-исторического анализа1999 год, кандидат философских наук Поляков, Сергей Анатольевич
Этическая проблематика в философии Льва Шестова2017 год, кандидат наук Бабанов Алексей Вячеславович
Проблема отчуждения в русском экзистенциализме: Н. А. Бердяев и Л. И. Шестов2002 год, кандидат философских наук Серегина, Татьяна Николаевна
Лев Шестов и Серен Кьеркегор: онтологические основания веры2020 год, кандидат наук Гиринский Александр Андреевич
Русские версии экзистенциализма. Историко-философский анализ2002 год, кандидат философских наук Черепанов, Сергей Георгиевич
Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Щетинин, Григорий Алексеевич, 2012 год
Библиография
1. Августин блаж. И Антология мировой философии. В 4-х т.
Т. 1,ч. 2. М., 1969.
2. Авдиев В. История древнего Востока. М., 1970.
3. Автономова Н.С. Рассудок, разум, рациональность. М,
1988.
4. Адамович Г. Из мира литературы // Русские Записки.
Париж, 1939, январь, XIII.
5. Адамович Г. Литература и жизнь // Русская мысль. Париж,
1966, 26 февраля, № 2431.
6. Адамович Г. Одиночество и свобода. М., 1996.
7. Адамович Г. Странствования по душам // Последние новости. Париж, 1930.
8. Ado П. Плотин или простота взгляда. М., 2005.
9. Алексеев А. Духовно-нравственное состояние русского общества конца XIX - начала XX веков; историко-конфессиональный (православный) взгляд. Автореферат дисс. канд. истор. наук. М., 2008.
10. Алексеева И. Шестов Лев // Алексеев П.В. Философы России XIX-XX столетий: Биографии, идеи, труды. М., 1999.
о
11. Андреев Г. Загадка Чехова // Новый журнал. Нью-Йорк, 1975, март, кн. 118.
12. Андреев Г. Только верой // Новый журнал. Нью-Йорк, 1973, кн. 112.
13. Андреевич. Опыт философии русской литературы. СПб,
1909.
14. Андреевич. Толстой и культура. Том II. СПб, 1900.
15. Анселъм Кентерберийский. Сочинения. М., 1995.
16. Антология мировой философии. В 4-х т. Т. 3. Буржуазная философия конца XVIII в. - первых двух третей XIX в. М., 1971.
17. Антолргия мировой философии. В 4-х т. Т. 2. Европейская философия от эпохи Возрождения по эпоху Просвещения. М., 1970.
18. Апрелева В.А. Философия Льва Шестова как приглашение к диалогу. Тюмень, 2009.
19. Аптекер Г. О сущности свободы. М., 1961.
20. Аристотель. Сочинения в 4-х т. Т. 1. М., 1976.
21. Аристотель. Сочинения в 4-х т. Т. 4. М., 1983.
22. Асмус В. Античная философия. М., 1999.
23. Асмус В. Лев Шестов и Кьеркегор // Философские науки. 1972. №4.
24. Асмус В. Экзистенциальная философия: ее замыслы и
результаты (Лев Шестов как её адепт и критик) // Человек и его бытие как проблема современной философии. М., 1978.
25. Асоян Ю. Историко-философская концепция Л. Шестова // Из истории религиозной философии в России: XIX - начало XX в. М., 1990.
26. Атброджо Донини. Люди, идолы и боги, М., 1966 г.
27. Афасижев М. Западные концепции художественного творчества. М., 1990.
28. Ахутин А. Поворотные времена: ст. и наброски // A.B. Ахутин. СПб, 2005.
29. Ахутин А., Паткош Э. Примечания и комментарии // Шестов Лев. Сочинения в 2-х т. Т. 2. М., 1993.
30. Ахутин А. Одинокий мыслитель // Шестов Л. Сочинения в 2 т. Т.1.М., 1993.
31. Бабаев Э. Лев Шестов: итог или проблема? // Связь времён: проблемы преемственности в русской литературе конца XIX -начала XX вв. М., 1994;
32. Базаров В. Апофеоз беспочвенности ... или всё-таки жажда почвы? (По поводу книги г. Шестова «Апофеоз беспочвенности»). Образование, № 11-12. СПб, 1905.
33. Базаров В. Богоискательство и «Богостроительство». // Вершины. Книга первая. СПб, 1909.
34. Бакрадзе К. Избранные философские труды. Т. III. Тбилиси, 1973.
35. Балакина И. Религиозно-экзистенциальные искания в России начала XX в. // Современный экзистенциализм. М., 1966.
36. Баландин Р. Самые знаменитые философы России. М.,
2001.
37. Баранова-Шестова Н. Жизнь Льва Шестова. По переписке
и воспоминаниям современников. В 2 т. Париж, 1983.
38. Барт К. Очерк догматики. Лекции. СПб, 2000.
39. Батова Н. Вязь души моей (О философии Льва Шестова) // Н. К. Батова. М., 2000.
40. Батова Н. Гуманизм философии Л. Шестова. Автореф. дисс. канд. филос. наук. М., 1992.
41. Батова Н. Суверенность личности как основа философской концепции смысла жизни Льва Шестова // Смысл жизни: опыт философского исследования. М., 1992.
42. Бахныкин Ю. Критика «философии библейского откровения» Л. Шестова // Актуальные проблемы научного атеизма.
Вып. 4. М., 1979.
43. Бахныкин Ю. Критика религиозной философии Л. Шестова. Автореф. дисс. канд. филос. наук. М., 1980.
44. Бахтин М. Человек в мире слова. М., 1995.
45. Бачинин В. Достоевский: метафизика преступления. СПб,
2001.
46. Безносое В. Достоевский и нравственная философия в России конца XIX - начала XX в. Автореф. дисс. канд. филос. наук. СПб, 1994.
47. Беленький М. Иудаизм, М., 1966.
48. Беленький М. Что такое Талмуд? М., 1970.
49. Белый А. Душа самосознающая. М., 1999.
50. Белый А. На рубеже двух столетий // Андрей Белый. М.,
1989.
51. Белый А. Фридрих Ницше // Фридрих Ницше и русская религиозная философия. Переводы, исследования, эссе философов «серебряного века». В 2 т. Т.1. М., 1996.
52. Белый А. Шестов. Начала и концы // Арабески. М., 1911.
53. Белъчевичен С. Проблемы взаимосвязи культуры и религии в философии Д.С. Мережковского. Тверь, 1999.
54. Бердяев Н. Диалектика божественного и человеческого // Николай Бердяев. М., 2003.
55. Бердяев Н. Древо жизни и древо познания // Путь. Париж, 1929, сентябрь, №18.
56. Бердяев Н. Истина Православия // Вестник русского западноевропейского патриаршего экзархата. Париж, 1952. № 11.
57. Бердяев Н. Лев Шестов и Киркегор // Н. Бердяев. Типы религиозной мысли в России. Париж. 1989.
58. Бердяев Н. О назначении человека. М., 1993.
59. Бердяев Н. О рабстве и свободе человека // Бердяев H.A. Царство Духа и Царство Кесаря. М., 1995.
60. Бердяев Н. Основная идея философии Л. Шестова // Н. Бердяев. Типы религиозной мысли в России. Париж. 1989.
61. Бердяев Н. Самопознание: (Опыт философской автобиографии). М., 1991.
62. Бердяев Н. Смысл истории. М., 1990.
63. Бердяев Н. Трагедия и обыденность // Бердяев H.A. Типы религиозной жизни. Париж. 1989.
64. Бердяев Н. Философия свободного духа. М., 1994.
65. Бердяев Н. Философия свободы // Бердяев H.A. Сочинения. М., 1994.
66. Бердяев Н. Смысл творчества. М., 1989.
67. Бердяев Н. Царство духа и царство Кесаря. М., 1995.
68. Бердяев Н. Русская идея... // О России и русской философской культуре. М., 1990. С. 152.
69. Берлогин М. Две ранние книги Льва Шестова // Русская мысль. Париж, 1972, 16марта, № 2886.
70. Беседа с полковником Гардером // Русская мысль. Париж, 1974, 5 декабря,
71. Бессонов Б. Судьба России: взгляд русских мыслителей. М.,
1993.
72. Библейский энциклопедический словарь, сост. Эрих Нюстрем. Торонто, Канада, 1980 г.
73. Библия. Книги священного писания Ветхого и Нового Завета. Канонические. М., 2001.
74. Благова Т., Емельянов Б. Философемы Достоевского: три интерпретации (Л. Шестов, Н. Бердяев, Б. Вышеславцев). Екатеринбург, 2003.
75. Богословие в культуре средневековья. Киев, 1992.
76. Бонецкая Н. Шестов и Ницше // Вопросы философии. М., 2008. № 8.
77. Бородай Ю. Эротика - смерть - табу: трагедия человеческого сознания. М., 1996.
78. Бубер М. Два образа веры. М., 1995.
79. Буланов В. Ф. Ницше и русская экзистенциальная философия культуры. Тверь, 2006.
80. Булгаков С. Свет невечерний: Созерцания и умозрения // С. Булгаков. М., 2001.
81. Булгаков С. Два града. Исследование о природе общественных идеалов. СПб, 1997.
82. Булгаков С. Сочинения в 2-х томах. Т.1. Философия хозяйства; Трагедия философии. М., 1993.
83. Булгаков С. Некоторые черты религиозного мировоззрения Л.И. Шестова // Современные записки. Париж, 1939, XVIII. С. 305323.
84. Булгаков С. Тихие думы. М., 1996.
85. Бунин И. Воспоминания. Париж, 1950.
86. Бунин И. Собр. соч. в 9-ти т. Т. 9. М., 1967.
87. Бурак Е. Критика философского иррационализма JI. Шестова. Автореф. дисс. канд. филос. наук. Минск, 1984.
88. Бычко А. Критический анализ философских концепций молодёжного бунтарства. Киев, 1985.
89. Бычко А. У истоков христианского иррационализма. Киев,
1984.
90. Бычко И. В лабиринтах свободы. М., 1976.
91. Бычко И. Познание и свобода. М., 1969.
92. Бычков В. 2000 лет христианской культуры sub specie aesthetica // Виктор Бычков. М., 1999.
93. В поисках своего пути: Россия между Европой и Азией. Хрестоматия по истории российской общественной мысли XIX и XX вв. в 2 ч. М., 1996.
94. Валъверде К. Философская антропология. М., 2000.
95. Васильев Л. История религий Востока, М., 1983.
96. Введенский А. Доклад // Вестник Священного Синода. 1925. № 2.
97. Венгерова 3. Шестов. Шекспир и его критик Брандес. СПб,
1900, № 1, январь.
98. Визгин В. Жизнь как ценность: опыт Ницше // В.П. Визгин.
Жизнь как ценность. М., 2000.
99. Винделъбанд В. От Канта до Ницше. История новой философии в её связи с общей культурой и отдельными науками. М., 1998.
100. Витгенштейн Л. Лекции о религиозной вере // Вопросы философии. М., 1998. № 5.
101. Волков А. Очерк современной пессимистической
философии. М., 1986.
102. Волкогоноеа Е. Специфика иррационализма Л.И. Шестова / Е. Волкогоноеа II Вестник Моск. Ун-та. Сер. 7. Философия. 1997. № 3.
103. Воложанина М. Свобода личности как предмет социально-философского анализа. Автореф. дисс. канд. филос. наук. М., 1991.
104. Вышеславцев Б. Этика преображенного Эроса. М.,
1994.
105. Гагарин А. Феноменология страха // Осмысление духовной целостности. Екатеринбург, 1992.
106. Гагарин А. Экзистенциалы человеческого бытия: одиночество, смерть, страх. От Античности до Нового времени //A.C. Гагарин. Екатеринбург, 2001.
107. ГадамерХ. Г. Истина и метод: (Основы философской герменевтики). М., 1988.
108. Гайденко П. Кьеркегор и философско-эстетические истоки экзистенциализма. Вопросы литературы, 1967, № 7.
109. Гайденко П. Владимир Соловьев и философия Серебряного века / П. П. Гайденко. М., 2001.
110. Гайденко П. История новоевропейской философии в ее связи с наукой // Пиама Гайденко. М., 2000.
111. Гайденко П. Прорыв к трансцендентному: Новая онтология 20 века. М., 1997.
112. Гайденко П. Человек и история в экзистенциальной философии Карла Ясперса // Ясперс К. Смысл и назначение истории. М., 1991.
113. Гайденко П. Трагедия эстетизма: Опыт характеристики миросозерцания Серена Кьеркегора. М., 1970.
114. Гайдукова Т. У истоков. Кьеркегор об иронии. Ницше. Трагедия культуры и культура трагедии. СПб, 1995.
115. Галич Л. Лев Шестов. Новое русское слово. Нью-Йорк, 1952, 27 апреля.
116. Галъцева Р. Иск к разуму как дело спасения индивида. Гносеологическая утопия Л. Шестова. Обзор // Социокультурные утопии XX в. Выпуск 2. М., 1983.
117. Галъцева Р. Иск к разуму как дело спасения индивида: Гносеологический утопизм Л. Шестова // Галъцева P.A. Очерки русской утопической мысли XX века. М., 1992.
118. Гарин И. Что такое этика, культура, религия? // Игорь Гарин. М., 2002.
119. Гваттари Ф., Делез Ж. Что такое философия? М.,
1998.
120. Гегель Г.В.Ф. Энциклопедия философских наук. В 3-х т. М., 1974.
121. Гертц Г. История евреев от древнейших времен до настоящего. Одесса, 1904.
122. Гертых В. Свобода и моральный закон у Фомы Аквинского. // Вопросы философии. 1994. № 1.
123. ГерцыкЕ. Воспоминания. М., 1996.
124. Герцык Е. Воспоминания. Н. Бердяев, Л. Шестов, С. Булгаков, В. Иванов, М. Волошин, А. Герцык. Paris, 1973.
125. Герцык Е. Портреты философов: Лев Шестов. Николай Бердяев // Наше наследие. М., 1988, № 9.
126. Гершензон М. Ключ веры. Париж, 1979.
127. Гершензон М. Литературное обозрение. М., 1904.
128. Гобозов И. История философии в интерпретации «новых философов» // Философские науки. 1981. № 6.
129. Голованов Н. Философско-эстетические взгляды JI. Шестова. Автореф. дисс. канд. филос. наук. М., 1995.
130. Головня В. История античного театра. М., 1972.
131. Голубенко В. Необходимость и свобода. М., 1974.
132. Гофштеттер И. В плену философско-теологической путаницы: (О Розанове, Гегеле и Шестове) // Путь, Париж, 1931, июнь, № 28.
133. Грифцов Б. Три мыслителя (Розанов, Мережковский, Шестов). М., 1911.
134. Грицков Ю. Механизмы иллюзорной компенсации в книге «Иов» // Осмысление духовной целостности. Екатеринбург, 1992.
135. Грот Н. Нравственные идеалы нашего времени (Фридрих Ницше и Лев Толстой) // Ф. Ницше. Pro et contra: Антология. СПб, 2001.
136. Грушин Б. Возможность и перспективы свободы // Вопросы философии. 1988. № 5.
137. Губман Б. Западная философия культуры XX в. Тверь, 1997.
138. Губман Б. Россия и Европа в философии русской истории. Тверь, 1997.
139. Губман Б. Современная католическая философия: человек и история. М., 1988.
140. Губман Б. Экзистенциальная культурфилософия // Культурология. XX век. Энциклопедия. В 2 т. Т. 2. СПб, 1998.
141. Гулыга А. Русский религиозно-философский ренессанс ПА. Гулыга II Наш современник. М., 1990. №7.
142. Гус М. Рок и воля. Проблема личности в современной западной литературе и философии персонализма // Знамя. 1968. № 7-
143. Гуссерль Э. Кризис европейских наук и трансцендентная феноменология // Вопросы философии. 1992. № 7.
144. Гуссерль Э. Кризис европейского человечества и философия // Классическая философская мысль. М., 2000.
145. Гуссерль Э. Письма к Льву Шестову // Логос, 1996, №
7.
146. Гуссерль Э. Собрание сочинений. Т. 1. Феноменология внутреннего сознания времени. М., 1994.
147. Гуссерль Э. Собрание сочинений. Т. III (I). Логические исследования. Исследования по феноменологии и теории познания. Т. II (I). М, 2001.
148. Гуссерль Э. Собрание сочинений. Т. IV. Картезианские медитации. М., 2001.
149. Гуссерль Э. Философия как строгая наука. ЛОГОС: Международный Ежегодник по Философии Культуры. Книга 1. М., 1911.
150. Давыдов Ю. Бегство от свободы. М., 1978.
151. Давыдов Ю. Этика любви и метафизика своеволия (проблемы нравственной философии). М., 1989.
152. Даниелу Ж. Эллинизм, иудаизм, христианство (из книги «Ответы Симоне Вейль») // Вестник русского христианского движения. Париж, 2000. № 180.
153. Данилевский A. A.M. Ремизов и Лев Шестов (Статья первая) // Учёные записки Тартусского университета. Вып. 883. Тарту, 1990.
154. Декарт Р. Избранные произведения. М., 1950.
155. Делез Ж. Ницше и философия. М., 2003.
156. Делокаров К. Философия Л. Шестова // Социально-
политический журнал. 1998. № 1.
157. ДерридаЖ. О грамматологии. М., 2000.
158. Джеймс У. Многообразие религиозного опыта. М.,
1993.
159. Дилътей В. Сущность философии. М., 2001.
160. Диоген Лаэртский II О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов. М., 1979.
161. Доля В. Критика теологического понимания свободы. Львов, 1973.
162. Доля В. Проблема свободы в атеизме и религии. М.,
1980.
163. Достоевский - художник и мыслитель: Сборник статей. М., 1972.
164. Достоевский Ф. Бесы. Полное собрание сочинений в 30-ти тт. Т. 10. Л., 1974.
165. Достоевский Ф. Братья Карамазовы. Полное собрание сочинений в 30-ти тт. Т. 14. Л., 1976.
166. Достоевский Ф. Записки из подполья. Полное собрание сочинений в 30-ти тт. Т. 5. Л., 1973.
167. Достоевский Ф. Идиот. Роман в 4-х частях. М., 1971.
168. Дубнов С. История евреев в Европе. Рига, 1936.
169. Евлампиев И. Антропологическая тема в русской философии/ И.И. Евлампиев II Вестник СПбГУ. Серия 6: философия. 1998.
170. Евлампиев И. История русской метафизики в XIX -XX вв. Русская философия в поисках абсолюта. В 2 ч. СПб, 2000.
171. Евлампиев И. История русской философии. Учебное пособие для вузов. М., 2002.
172. Евстифеева Е. Феномен веры. Автореф. дисс. канд.
филос. наук. М., 1995.
173. Емельянов Б. Апология русской философии. Сборник статей к 70-летию профессора Б.В. Емельянова. Екатеринбург, 2005.
174. Емельянов Б. История отечественной философии XX век // Емельянов Б.В. Екатеринбург, 2008.
175. Емельянов Б., Русаков В. Пространство и идеи русской философии. Екатеринбург, 2002.
176. Ерофеев В. «Остаётся только одно: произвол» (философия одиночества и литературно-эстетическое кредо Льва Шестова) // Вопросы литературы. 1975, № 10.
\11.Ерофеев В. В лабиринте проклятых вопросов // Виктор Ерофеев. М., 1990.
178. Ерофеев В. Одна, но пламенная страсть Льва Шестова // Шестов Л. Избранные сочинения. М., 1993.
179. Жид А. Достоевский. Эссе. / Андре Жид. Томск, 1994.
180. Жильсон Э. Философия в средние века: от истоков патристики до конца XIV века. М., 2004.
181 .Жильцова Е.А. Трансформация идей Ф. Ницше в религиозном экзистенциализме Л. Шестова. Автореферат дисс. кандидата философских наук. Екатеринбург, 2008.
182. Закржевский А. Подполье. Психологические параллели: (Достоевский. Леонид Андреев. Федор Сологуб. Лев Шестов. Алексей Ремизов. Михаил Пантюхов). Киев, 1911.
183. Замалеев А. Восточнославянские мыслители: Эпоха Средневековья. СПб, 1998.
184. Западная философия: итоги тысячелетия. Сборник. Екатеринбург. 1997.
185. Западноевропейская философия средневековья // Антология мировой философии. В 4-х т. Т. 1, ч. 2. М., 1969.
18в. Захарова Т. Л. Шестов и экзистенциальная философия. Автореф. дисс. канд. филос. наук. Екатеринбург, 1996.
187. Зеленкова И Проблема смысла жизни в русском этическом иррационализме конца XIX - нач. XX вв. (Критический анализ). Дисс. канд. филос. наук. Минск, 1976.
188. Зенъковский В. История русской философии в 2 т. М., 1999.
189. Зенъковский В. Русские мыслители и Европа: Критика европейской культуры у русских мыслителей. М., 1997.
190. Зернов Н. Русское религиозное возрождение XX века. Париж, 1991.
191 .Иванов В. Сочинения в двух томах. Т.1. Переводы, исследования, эссе философа «серебряного века» // В.Иванов. Минск, 1986.
192. Иванов В. Сочинения в двух томах. Т.2. Ницше и Дионис // В.Иванов. Минск, 1986.
193. Иванов Вяч. и Гершензон М.О. Переписка из двух углов. Пб, 1921.
194.Иванов-Разумник Р. О смысле жизни. Ф. Сологуб, Л. Андреев, Л. Шестов. СПб, 1910.
195. Ильенков Э. Свобода воли // Вопросы философии. 1990.
№2.
196. Ильин В. Л.И. Шестов. «Апофеоз беспочвенности» // Русская мысль. Париж, 1975,9 октября, № 3072.
197. Ильин В. По поводу «Апофеоза беспочвенности» Л.И.
о
Шестова // Новый журнал. Нью-Йорк, 1974, кн. 114.
198.Ильин В. Sola fide. - Только верою: (Греческая и средневековая философия. Лютер и Церковь) Лев Шестов. 1966 г. // Вестник РСХД. Париж - Нью-Йорк, 11-1967, № 64.
199.Ильин И. Постмодернизм от истоков до конца столетия:
эволюция научного мифа. М., 1998.
200. Ильин И. Постмодернизм. Словарь терминов. М., 2001.
201. Ильин И. Постструктурализм и диалог культур. М., 1989.
202. Ильин И. Постструктурализм, деконструктивизм, постмодернизм. М., 1996.
203. Ильин И. Проблема личности в литературе постмодернизма: Теоретические аспекты // Концепция человека в современной литературе, 1980-е годы. М., 1990.
204. Ильин И. Путь к очевидности. М., 1993.
205. Ильин И. Восточный интуитивизм и западный иррационализм: «Поэтическое мышление» как доминантная модель «постмодернистского сознания» // Восток - Запад: Литературные взаимосвязи в зарубежных исследованиях. М., 1989.
206. История русской философии. М., 2001.
207. История философии: Запад - Россия - Восток. Кн. 1: Философия древности и средневековья. М., 1995.
208. Каграманов Ю. Метаморфозы нигилизма. М., 1986.
209. Каманина Е.В. Л. Шестов о Пушкине / Е. Каманина II Вестник Московского университета. Серия 9. Филология. 1999. № 3.
210. Каманина Е.В. Спустя век: российская интеллигенция и феномен несчастного сознания / Е. Каманина II Вестник Московского ун-та. Серия 7. Философия. 1998. № 6.
211. Камю А. Бунтующий человек: (Философия, политика, искусство). М., 1990.
212. Камю А. Миф о Сизифе. Эссе об абсурде // Сумерки Богов. М., 1990.
213. Кант И. Критика чистого разума. СПб, 1993.
214. Кант И. Сочинения. В 6-ти т. Т. 4, ч. 1. Критика практического разума. М., 1965.
215. Кантор В. Достоевский, Ницше и кризис христианства в Европе конца 19- начала 20 века / В. Кантор II Вопросы философии. 2002. № 9.
216. Карсавин Л. Философия истории. СПб, 1993.
217. Касавин И. Изобретение веры. Авраам и Иов // Вопросы философии. 1999. № 2.
218. Касавин И. Контекст для традиции: к понятию индивидуальной культурной лаборатории // Когнитивная эволюция и творчество. М., 1995.
219. Кгшелев Ю. Современная западная философия религии // Кимелев Ю. А. М., 1989.
220. Киреевский И. О характере просвещения Европы и его отношении к просвещению России // Киреевский КВ. Эстетика и критика. М., 1979.
221. Киркегор С. Наслаждение и долг. СПб, 1984.
222. Клайн Дж. Л. Спор о религиозной философии: Л. Шестов против В. Соловьёва // Русская религиозно-философская мысль XX в. Питтсбург, 1975.
223. Ковалевский П. Литературные библиографии. Русская мысль. Париж, 1975, 15мая, № 3051.
224. Коваль Т.Е. Духовность, религия, вера // Личность и мир. 2000, № 8.
225. Кодрянская Н. Алексей Ремизов. Париж, 1959.
226. Козлова М. Вера и знание. Проблема границы (К публикации работы Л. Витгенштейна «О достоверности» // Вопросы философии. 1991. № 2.
227. Колеров М. Не мир, но меч: Рус. религ. филос. печать от «Проблем идеализма» до «Вех». 1902-1909. СПб, 1996.
228. Комаров В. Непримиримое противостояние // В. Н.
Комаров. М.. 1988.
229. Кондакова Е. Феномен абсурда: проблемы эстетико-философского анализа. Автореф. дисс. канд. филос. наук. Екатеринбург, 1995.
230. Кондратьев В. Лев Шестов: философ или пророк? // Философская и социологическая мысль. Киев, 1991. №2.
231. Кончаева С. Теология отсутствия и теология непознаваемости Бога / С.А. Кончаева II Религиоведение. 2008, № 4.
232. Коплстон Ф. История средневековой философии. М., 1997.
233. Коплстон Ф. История философии = Contemporary philosophy: XX век: // Фредерик Коплстон. М., 2002.
234. Коссак Е. Экзистенциализм в философии и литературе. М.,
1980.
235. Костиков В. Не будем проклинать изгнанье... Пути и судьбы русской эмиграции. М., 1990.
236. Кравцов М. Каббалистический очерк и комментарии // Раби Шимон. Фрагменты из книги Зогар. М., 1994.
237. Кравцов М. Книга о Праведнике // Раби Шимон. Фрагменты из книги Зогар. М., 1994.
238. Кравцов М. Раби Шимон в Талмуде и Мидрашим // Раби Шимон. Фрагменты из книги Зогар. М., 1994.
239. Крывелев И. История религий. М., 1975.
240.Кувакин В. Мыслители России: избранные лекции по истории русской философии. М., 2006.
241. Кувакин В. Опровержения и предположения Льва Шестова. Философские науки, 1990, № 2-3.
242. Кувакин В. Религиозная философия в России. Начало XX века. М., 1980.
243 .Кувакин В. Религиозный идеализм в России эпохи
империализма: ведущие представители, эволюция течения и его социальный смысл: Дисс.... д-ра филос. наук. М., 1980.
244. Кувакин В. Характерные особенности христианского экзистенциализма в России // Актуальные проблемы истории философии народов СССР. М., 1972.
245. Кувакин В. Проблемы человека в философии Льва Шестова. Автореф. дисс. канд. филос. наук. М., 1992.
246. Кудишина А. Экзистенциализм и гуманизм в России: Лев Шестов и Николай Бердяев. М., 2007.
247. Кудрова И. Лев Шестов и Марина Цветаева // Звезда. 1996.
№4.
248. Кудрявцев Ю. Три круга Достоевского: Событийное. Временное. Вечное. М., 1991.
249. Кузнецова И. Идеи и образы Ф.М. Достоевского в философии Л. Шестова // Религиозно-идеалистическая философия в России XIX-XX вв. М, 1989.
250. Кукушкин С.А. Тематизация специфики мышления Н. Бердяева и Л. Шестова в горизонте экзистенциалистской интерпретации субъективизма и индивидуализма. Автореф. дисс. кандидата философских наук. Томск, 2005.
251. Куликов В.В. Философская антропология Н. Бердяева и Л. Шестова как основа их иррационалистической этики: Дисс. канд. филос. наук. Л., 1978.
252. Кулишкина О. Лев Шестов: Афоризм как форма «творчества из ничего» // Русская литература. Историко-литературный журнал. 2003, № 1
253. Культурология: Учебное пособие // Составитель и ответственный редактор A.A. Радугин. М., 2003.
254. Курабцев В. Миры свободы и чудес Льва Шестова: жизнь
мыслителя, «странствования по душам», философия. М., 2005.
255. Курабцев В. «Дыхание Божие» (Лев Шестов и Священное Писание). Ученые записки Таврического национального университета им. В.И. Вернадского. Т. 16(55). № 1. Философия. Социология. Симферополь, 2003.
256. Курабцев В. «Когда человек соприкасается с дыханием Божьим...»: (Библия и Лев Шестов) // Историко-философский ежегодник 97. М., 1999.
257. Курабцев В. Extra verba et imagines: (Лев Шестов и герменевтика) // История философии и герменевтика. Материалы межвузовской конференции. М., 4-5.12.2002 г. М., 2002.
258. Курабцев В. Альтернатива Льва Шестова // Общественные науки и современность. 1991. № 2.
259. Курабцев В. Ангелы и бесы (Лев Шестов и философия Ф.М. Достоевского). Вестник Московского университета. Серия 7. Философия. №4. 2003.
260. Курабцев В. Беспочвенность // Русская философия. Малый энциклопедический словарь. М., 1995.
261. Курабцев В. Духовное напряжение: (Лев Шестов о философии средних веков и Реформации) // Философские проблемы социально-гуманитарного знания. Вып. 2. М., 2002.
262. Курабцев В. Иерусалим Льва Шестова. Вестник Московского университета. Серия философия, 1991, № 5.
263. Курабцев В. Лев Шестов и Каббала // Философия и будущее цивилизации. Тезисы докладов и выступлений IV Российского философского конгресса (Москва, 24-28 мая 2005 г.). Т. 2. М., 2005.
264. Курабцев В. Лев Шестов и мировая философия (Итоги «странствований по душам»). Вопросы философии, 2004, № 12.
265. Курабцев В. Новое религиозное сознание. Шестов Лев.
Ничто. Борьба за невозможное. «Афины и Иерусалим». Богоискательство. Беспочвенность. Трансрациональность.
Антиномизм // Русская философия. Словарь. М., 1999.
266. Курабцев В. Откровение и смерть в русской философии // Философские проблемы социально-гуманитарного знания. М.,2001.
267. Курабцев В. По ту сторону Ничто: (Концепция духовности в религиозно-экзистенциальном учении Льва Шестова) //: Историко-философский ежегодник 93. М., 1994.
268. Курабцев В. Рождение трагедии из духа музыки: (Ранний период творчества Фридриха Ницше) // Историко-философский ежегодник 98. М., 2000.
269. Курабцев В. Трансрациональность // Русская философия. Малый энциклопедический словарь. М., 1995.
270. Курабцев В. Философская биография Льва Шестова и особенности его философии // Вопросы философии, 2006, № 4.
271. Курабцев В. Хижина в джунглях: Философские размышления и афоризмы. Симферополь, 2000.
272. Курабцев В. Человекобог // Русская философия. Словарь. М, 1999.
273. Курабцев В. «Мудрейшие из людей»: (Лев Шестов и античная философия) // Вопросы философии, 2002, № 11.
274. Курабцев В. Философия Льва Шестова в контексте европейской религиозно-философской традиции. Диссертация доктора филос.наук. М., 2006.
275. Кураев А. О вере и знании - без антиномий // Вопросы философии. № 17. 1992.
276. Куръянович Н. Свобода и нравственность: некоторые аспекты взаимодействия. Запорожье, 1987.
277. Кутасова И. Антифилософия «новой философии». М.,
1984.
278. Къеркегор С. Страх и трепет. М., 1998.
279. Лавренцова Е. Проблема абсурда в философии Серена Кьеркегора. Автореферат дисс. канд. философских наук. М., 1999.
280. Лазарев А. Лев Шестов: (К его семидесятилетию) // Современные записки. Париж, 1936, № 61.
281. Лазарев М. Иррационализм Льва Шестова // Философская мысль. София, 1973. Кн. 2.
282. Ласковая М. Богоискательство и богостроительство М.,
1976.
283. Лаут Р. Философия Достоевского в систематическом изложении. М., 1996.
284. Лашов В. Гуманизм Льва Шестова. М., 2002.
285. Лашов В. Лев Шестов и русская литература // Здравый смысл, № 3 (40), 2006.
286. Лашов В. Лев Шестов: Сочинения, переписка, исследования, Интернет-ресурсы: Библио-историографическая экспозиция. М., 2009.
287. Лашов В. Метафизика русской литературы Льва Шестова. М., 2009.
288. Лашов В. Неклассические истины, или Парадоксы Льва Шестова // В кн. Курабцев В.Л. Миры свободы и чудес Льва Шестова, М., 2005.
289. Лашов В. Радикальный гуманизм Льва Шестова // Здравый смысл, № 3 (24), 2002.
290. Лашов В. Творчество Ф. Достоевского в оценке Л. Шестова // Вестник РУДН, № 4, 2010.
291. Лашов В., Тетенков Н. Лев Шестов и экзистенциальные интерпретации его философии // Философские науки, № 2, 2010.
292. Лашов В., Тетенков Н. С. Кьеркегор как концептуальный персонаж в философии Льва Шестова // Научные ведомости БелГУ, серия философия, социология, право, № 2, 2010.
293 .Лашов В., Тетенков Н. С. Кьеркегор: пять форм человеческого бытия // Вестник Якутского госуниверситета, № 3, 2010.
294. Лашов В., Тетенков Н. Философия С. Кьеркегора и ее интерпретации. М., 2008.
295. Лебедев В. Философия истории и метаистории. Екатеринбург, 1997.
296. Лев Толстой в последний год его жизни: Дневник секретаря Л.Н. Толстого В.Ф. Булгакова. М., 1918.
297. Лев Шестов // Иванов-Разумник. СПб, 1908..
298. Лев Шестов в Берлине // Руль. Берлин, 1930, 29 мая, №
2889.
299. Лев Шестов. Библиография // Вестник РХД. Париж, 1-1975, № 115.
300. Лев Шестов: голос вопиющего в пустыне // Наше наследие. М., 1988, V.
301 .Левенсон Д. «Двойное зрение» Льва Шестова // Наше наследие. М., 1988, V.
302. Левин Г. Свобода воли. Современный взгляд // Вопросы философии. 2000. № 6.
303. Левин Г. Свобода и покинутость // Вопросы философии. 1997. № 1.
304.Левинас Э. Время и Другой. Гуманизм другого человека. СПб, 1999.
305. Левит К. От Гегеля к Ницше: Революционный перелом в мышлении XIX в.: Маркс и Кьеркегор // Карл Левит. СПб, 2002.
306. Левицкий С. Силуэты русских мыслителей: М. А. Бакунин. Лев Шестов // Грани. Frankfort/Main: Посев, 1963, № 54.
307. Левицкий С. Сочинения. В 2 т. Т.2. Очерки по истории русской философии. М., 1996.
308. Левицкий С. Трагедия свободы // Сочинения в 2 т. Т. 1. М.,
1995.
309. Левицкий С. Экзистенциальный диалог: (Н. Бердяев и Л. Шестов) // Новый журнал. Нью-Йорк, 1964, кн. 75.
310. Левичева Е. Религиозная антропология Серена Кьеркегора. Автореферат дисс.... кандидата философских наук. М., 2006.
311. Леонтьев К. Византизм и славянство // Леонтьев КН. Записки литературные (1900-1906 гг.). СПб, 1907.
312. Ловцкий Г. Л.И. Шестов. Власть ключей // Современные Записки. Париж, 1923, II, XV.
313. Ловцкий Г. Лев Шестов по моим воспоминаниям // Грани, № 45, январь-март 1960; Грани, № 46, апрель-июнь 1960.
314. Ловцкий Г. Лев Шестов. К шестидесятилетию со дня его рождения // Руль. Берлин, 1926, 10 марта, № 1602.
315.Ловцкий Г. Философ библейского откровения: (К 100-летию со дня рождения Льва Шестова) // Новый журнал. Нью-Йорк, 1966, кн. 85.
316. Ловцкий Г. Философские труды Л.И. Шестова // Последние новости. Париж, 1936, 13 февраля, № 5439.
317. Лосев А. Владимир Соловьев и его время // А.Ф. Лосев. М.,
1990.
318. Лосев А. История античной философии в конспективном изложении. М., 1989.
319. Лосев А. Личность и абсолют. М., 1999.
320. Лосев А. Миф. Число. Сущность. М., 1994.
321. Лосский Н. Бог и мировое зло. М., 1994.
322. Лосский Н. История русской философии. М., 1991
323. Лосский Н. Лев Шестов как философ // Русские Записки. Париж, 1939, март, XV.
324. Лосский Н. Свобода воли // Избранное. М., 1991.
325. Лосский Н. Философия Шестова // Русские записки, 1939.
326. Лосский Н. Ценность и бытие: Бог и царство Божие как основа ценностей. М., 2000.
327. Лунгина Д. Проблема экзистенциальной диалектики в учении С. Кьеркегора о существовании, 1843-46 гг. Автореферат дисс.... кандидата философских наук. М., 1998.
328. Лундберг Е. Записки писателя. 1917-1920. Л., 1930.
329. Лундберг Е. Записки писателя. 1920-1924. Т. 2. Л., 1930.
330. Лундберг Е. История одной книги: (Письмо в редакцию) // Новый мир. Berlin, 1921, 25 декабря, № 277.
331. Лурье С. Лев Шестов: (К шестидесятилетию его рождения) // Последние новости. Париж, 1926, 25 февраля, № 1800.
332. Лурье С. Странник по душам: (По поводу «Власти ключей» Льва Шестова) // Звено. Париж, 1923, 2 апреля, № 9.
333.Люббе Г. Наука и религия после просвещения: об утрате культурной значимости научных представлений о мире // Наука в культуре. М., 1998.
334. Люкс Л. К вопросу об истории идейного развития «первой русской эмиграции» // Вопросы философии. 1992. № 9.
335. Лютер М. 95 тезисов // Мартин Лютер. СПб, 2002.
336. Лютер М. О рабстве воли // Эразм Роттердамский. Философские произведения. М., 1986.
337. Майоров Г. Формирование средневековой философии: (Латинская патристика). М., 1979.
338. Маколин А. Опыт прочтения Кьеркегора в России и Советском союзе: от Шестова до Гайденко // Вопросы философии. 2004, №1.
339. Малерб М. Религии человечества. М., 1997.
340. Марголин Ю. Антифилософ // Новый журнал. New-York. Июль-август 1969, т. 99.
341. Мареев С., Мареева Е. История философии (общий курс). Лев Шестов и русский экзистенциализм. М., 2004.
342. Мареева Е. Творчество Ф.М. Достоевского в зеркале философии Льва Шестова // Вопросы философии, 2007, № 3.
343. Маритен Ж. Избранное: Величие и нищета метафизики. М., 2004.
344. Маритен Ж. О человеческом знании // Вопросы философии. 1997. № 5.
345. Маритен Ж. Философ в мире. М., 1994.
346. Маркова Л. О возможностях соотнесения науки и религии // Вопросы философии. 1997. № 11.
347. Марсель Г. Опыт конкретной философии. М., 2004.
348. Мартынов Т. Леонид Андреев и Лев Шестов о феномене личности // Российский литературоведческий журнал. 1994.
349. Маслов Гл. Стратегии мышления и действия в русской философии начала XX века: Лев Шестов, Вячеслав Иванов, Андрей Белый. М., 1997.
350. Массовая культура. Учебное пособие // К.З. Акопян, A.B. Захаров, С .Я. Каргалицкая и др. М., 2004.
351 .Медведева Т., Несмеянов Е. Феномен «русского ницшеанства» в отечественной философии культуры конца XIX-начала XX вв. Ростов-на-Дону, 2001.
352. Мельвилъ Ю. Пути буржуазной философии XX века:
критические очерки. М., 1983.
353. Менъ А. Радостная весть. М.,1991.
354. Мережковский Д. Л. Толстой и Достоевский. Религия. 4.1. // Мережковский Д.С. Полное собрание сочинений. Кн. 6. Т. 11. М., 1914.
355. Механикова Е.А. Рациональное и иррациональное «Я» в философии Л.И. Шестова. Автореферат дисс. кандидата философских наук. Краснодар, 2003.
356. Милова Т.Ф. Проблемы единства и многообразия личной свободы. Автореф. дисс. канд. филос. наук. Минск, 1994.
357. Милош Ч. Шестов, или чистота отчаяния // Шестов Л. Киркегард и экзистенциальная философия. М., 1992.
358. Милъдон В. Ни Афины, ни Иерусалим. Еще раз об экзистенциальной философии // Вопросы философии 2002, № 3.
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.