Метафизика русской литературы Льва Шестова тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 09.00.03, доктор философских наук Лашов, Владимир Владимирович

  • Лашов, Владимир Владимирович
  • доктор философских наукдоктор философских наук
  • 2011, Москва
  • Специальность ВАК РФ09.00.03
  • Количество страниц 351
Лашов, Владимир Владимирович. Метафизика русской литературы Льва Шестова: дис. доктор философских наук: 09.00.03 - История философии. Москва. 2011. 351 с.

Оглавление диссертации доктор философских наук Лашов, Владимир Владимирович

ВВЕДЕНИЕ.

Глава I. Л. ШЕСТОВ- ФИЛОСОФ-АНАЛИТИК РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.

1.1. Философия и теория литературы: проблемы демаркации.

1.2. Значение русской литературы в творчестве Льва Шестова.

1.3. «Драматический» персонализм как исследовательский метод.

Глава II. ФИЛОСОФСКИЕ «СТРАНСТВОВАНИЯ ПО ДУШАМ».

2.1. Александр Пушкин и Михаил Лермонтов.

2.2. Николай Гоголь.

2.4. Фёдор Достоевский.

2.5. Лев Толстой.

2.6. Антон Чехов.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «История философии», 09.00.03 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Метафизика русской литературы Льва Шестова»

Настоящая работа посвящена^ историко-философской реконструкции?, метафизики ^русской дштературы Л^ Шестова; Наследие этог^ зистенциалиста, выдающегося знатока мировой философии, литературы. и культуры является убедительным подтверждением и доказательством неисчерпаемости философских оснований русской литературы-XIX - начала XX в., уникального духовного богатства ее творцов.

Актуальность темы исследования. Интеллектуальная, нравственная и эстетическая глубина русской литературы, сочетающей в себе гармоническое и нераздельное единство приемов*художественного изображения и одновременно философского переживания бытия человека, общества и мира, способствовали в России не только органичному взаимопроникновению философии и литературы,, но и взаимному обогащению этих двух: областей отечественной культуры. .Русская' философия всегда стремилась.проникнуть во все стороны духовной жизни личности и общества. То же самое можно сказать и о русской литературе, которая, всегда была больше, чем литература, а философия, зачастую изгоняемая* из университетов и кафедр, находила пристанище в публицистике; литературной критике, в поэзии и художественной прозе:

История развития русской культуры отражает тот факт, что интеллектуальная деятельность многих её творцов не укладывается в строго определенные и изолированные друг от друга формы духовной активности: философию, публицистику, литературную критику или художественную литератору. Это предопределило тесную и неразрывную связь философии и литературы в России.

Значимость темы исследования определяет то обстоятельство, что процесс осмысления русской литературы, включающий в себя наряду с другими такие превалирующие направления, как радикально-демократическое и религиозно-метафизическое, в своих истоках имеет философскую природу, поскольку, так или иначе, опирается на те или иные философские традиции и имена. Особенно бурно вхождение философии в литературу происходит с середины XIX столетия. Именно в это время начинают формироваться философски окрашенные литературные течения, что особенно характерно для- трудов В. Одоевского. А. Григорьева, А. Хомякова,: И: Киреевского, Ф; Тютчева и др; Своего наиболее яркого проявления этот синтез философии и художественной литературы достиг в сочинениях Ф. Достоевского и JI. Толстого.

В XX в. эта традиция продолжала развиваться в творчестве представителей русского, религиозного ренессанса и поэтов символистского круга. В свою очередь философский ренессанс, по свидетельству H.A. Бердяева, имел литературный источник происхождения. Д.С. Мережковский, JT. Шестов и В.В. Розанов характеризуются H.A. Бердяевым как творцы с ярко выраженным литературным даром, богатой философской и литературной эрудицией.

Таким образом, актуальность исследования связана с потребностью рефлексии над сложным процессом взаимосвязи и взаимообогащения русской; философии и литературы, необходимостью выявить метафизические основания русской литературы. JI. Шестов далеко не случайно выделяется из ряда других представителей отечественной мысли. Его творческая деятельность имеет своим результатам развитие не только фундаментальных проблем философии. Она обогащает также традицию интеграции русской философии и русской литературы, поиска их взаимопонимания. В этом свете систематическая реконструкция персоналистического и экзистенциально-метафизического анализа и истолкования русской литературы JI. Шестовым представляется высоко значимой историко-философской задачей.

В целом актуальность исследования продиктована необходимостью более глубокого и целостного понимания русской философской и художественной культуры XIX - первой четвери XX вв.

Степень изученности проблемы. Пионерами в исследовании этой области культуры стали Е.А. Соловьёв, издавший в 1905 г. «Опыты философии русской литературы», и Д. Святополк-Мирский, осуществивший ещё в 1925 г. цег лостное исследование истории русской литературы, предназначенное для зарубежного, прежде всего, англоязычного читателя («История русской литературы с древнейших времен по 1925 год»), а также религиозно мыслящие философы-эмигранты В.В. Зеньковский («История русской философии», 1948-1950 гг.) и Н.О. Лосский («История русской философии», 1951) и др. Богатейший материал для понимания философского и мировоззренческого смысла русской литературы оставили нам мыслители - современники Льва Шестова. Это прежде всего С.Н. Булгаков, H.A. Бердяев, С.Л. Франк, Д.С. Мережковский и другие.1

С'80-х гг. XX в. такие исследования стали проводиться и в нашей стране. Именно тогда началось осуществление полноценного изучения истории русской философии и русской литературы в их взаимообусловленности и взаимодействии. Этот подход преодолевал ущербные и односторонние подходы, ориентированные исключительно на радикально-демократическую традицию, сконцентрировавшую свое внимание на критическом пафосе русской литературы, рассматривающей в основном этические и социально-политические проблемы, несомненно, важные для выражения русского национального духа, но не исчерпывающие всю совокупность философских проблем, отраженных в русской литературе.

Несмотря на активность со стороны исследователей в этой области в последние четыре десятилетия, оказалось невозможным в полной мере освоить эту культурную нишу. Исследование, посвященное концептуальной реконструкции философского анализа и интерпретации Л. Шестовым русской литературы призвано восполнить имеющийся пробел и наметить ход дальнейших исследований в этой области знания. В этом отношении Шестов может быть охарактеризован как подлинно выдающаяся фигура. Его по своей сути оригинальная концепция метафизики русской литературы позволяет по-новому оце

1 См., в частности: Мережковский Д.С. Толстой и Достоевский (СПб., 1903), Франк С.Л. Достоевский и кризис гуманизма // Русские эмигранты о Достоевском (СПб., 1994); Франк С.Л. Религиозность Пушкина ( Пушкин в русской философской критике: Конец XIX — первая половина XX в. / Сост., Р. А. Гальцева. — М.: Книга, 1990); Булгаков С.Н. Жребий Пушкина (Пушкин в русской философской критике: Конец XIX — первая половина XX в. / Сост., Р. А Гальцева. — М.: Книга, 1990); Булгаков С.Н. Чехов как мыслитель // Новый путь, 1904. Октябрь, Ноябрь; Бердяев Н.А Миросозерцание Достоевского (Praha, YMCA-Press, 1923); Ильин И. Пророческое призвание Пушкина (http://magister.msk.ru/libraiy/philos/ilyin/ilyin001 htm), Федотов Г. О гуманизме Пушкина (littp://magister.msk.ru/library/philos/fedotov/fedot002.htm) и мн. др. нить вклад этого мыслителя в историю развития отечественной культуры и вместе с тем получить более полное представление о специфике его экзистенциализма.

Таким образом, ряд культурно-исторических и теоретических факторов* делают задачу специальной систематической? реконструкции- персоналистиче-ского. и экзистенциально-психологического анализа и. осмысления русской* ли-тературыШестовымдостаточно важной и актуальной задачей.

До: настоящего времени в научной историко-философской литературе отсутствуют фундаментальные исследования, посвященные многим персоналиям XX века как представителям религиозно-метафизической традиции осмысления; русской словесности. Так, например, если по отношению к наследию В.В. Ро- . занова такие? исследования проводятся1, то до сего дня нет обобщающих специальных трудов, сделавших предметом рассмотрения метафизическую, экзи-стенциально-персоналистическую концепцию русской литературы Л. Шестова.; Это связано, в основном, с тем, что творчество русских писателей рассматривалось исследователями исключительно с точки зрения их влияния на формирование экзистенциально-философских идей самого Шестова. Между тем, русская. литература занимает в его творчестве: практически. ведущее место, причем как в его философских, так и в литературно-критических трудах. Она при этом является; предметом постоянной философской и психологической рефлексии.

Несмотря на то, что современная научная библиография о Л. Шестове начала складываться лишь в 70-80-е гг. XX века, к настоящему времени философских трудов, написанных о мыслителе столь; велико и значительно, что их анализ возрос до значения отдельной научной проблемы.2 В связи с этим обратим внимание на исследования, созданные за последние десять лет, однако при этом подчеркнем непреходящее значение для представления целостного понимания мировоззрения Л. Шестова работ, написанных в 70-90-е гг. XX в. Среди

1 См. например: Розановская энциклопедия / Сост. и гл. ред. А.Н. Николюкин. - М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2008.

2 Специальное исследование историографии творчества Л. Шестова осуществлено в монографии Лашов В.В. Лев Шестов: Сочинения, переписка, исследования, Интернет-ресурсы: библио-историографическая экспозиция. - М.: РГО, 2009. первых исследователей Л. Шестова были такие отечественные ученые, как В.Ф.

1 л л

Асмус , В.Е. Доля , А.И. Новиков . В более систематическом виде идеи Шестова стали предметом анализа в работах В.А. Кувакина. Его труды «Критика экзистенциализма Бердяева» (1976), «Религиозная философия в России» (М.,1980), «Опровержения и предположения- Льва Шестова» (Философские науки, 1990, № 2, 3) положили начало специальному научно-философскому исследованию русского экзистенциализма.4

Одним из первых литературно-эстетических опытов осмысления творчества Л.И. Шестова стала статья В. Ерофеева «Остается одно: произвол (философия одиночества и литературно-эстетическое кредо Льва Шестова)» (Вопросы литературы, Л 975, № 10), в которой значительное место отведено воззрениям мыслителя на русскую литературу и рассмотрены его взгляды на творчество великих русских писателей в общем контексте презентации его философии трагедии.

90-е гг. XX и первое десятилетие XXI вв. отмечены повышенным интересом к культуре начала XX века, что вызвало к жизни ряд интересных исследований творчества Льва Шестова как среди философов, так и литературоведов. Здесь следует отметить труды Э.Г. Бабаева, Н.К. Батовой, Л.М. Мареевой, В.Ш. Сабирова и др.5

Среди новейших исследований следует назвать работы А.Д. Данилевского, Н.В1 Мотрошиловой, В. Поруса, Я. Головина, В.Л. Курабцева, A.A. Куди-шиной, В.В. Лашова, Е.В. Мареевой, В.Н. Паперного и многих других. Н.В. Мотрошилова в монографии «Мыслители России и философия Запада: В. Соловьев, Н. Бердяев. С. Франк. Л. Шестов» (М., 2006) посвящает отдельную главу творчеству Л.И. Шестова в его органической взаимосвязи с западноевропей

1 Асмус В.Ф. Лев Шестов и Кьеркегор II Философские науки, 1972, № 4.

2 Доля В.Е. Критика теологического понимания свободы. Львов, 1973

3 Новиков А.И. Нигилизм и нигилисты. Л. 1972.

4 В обобщающем труде В. Кувакина «Мыслители России» (М., 2005) Льву Шестову посвящена отдельная глава «Л.И. Шестов - экзистенциальный мыслитель».

5 Бабаев Э.Г. Лев Шестов: итог или проблема? - В кн.: Связь времён: проблемы преемственности в русской литературе конца XIX"- начала XX вв. - М.: Наследие, 1994; Батова Н.К. Вязь души моей: О философии Л. Шестова, М. 2000; Мареева Е.В. Творчество Ф.М. Достоевского в зеркале философии Льва Шестова // Вопросы философии, 2007, № 3; Сабиров В Ш. Русская идея спасения (жизнь и смерть в русской философии). СПб., 1995. ской философией. Автор касается при этом воззрений JI. Шестова и на русскую литературу, однако цели его исследования связаны с рассмотрением взаимосвязей и отношения философии Л. Шестова к западным мыслителям, таким, как Ф. Ницше и Г. Гуссерль. В связи, с рассмотрением ницшеанского вопроса в России начала XX в. затрагивает фигуру Л. Шестова Г.В. Варакина, автор монографии-«Между Дионисом и Аполлоном» (Рязань, 2007). Заметным явлением среди, современных исследований по философии Л. Шестова стала монография В.Л. Ку-рабцева «Миры свободы и чудес Льва Шестова: Жизнь мыслителя, "странствования по душам", философия» (М., 2005). В работе дано глубокое, объективное и всестороннее освещение жизни и творчества философа, подробно разработан вопрос об отражении мировой культуры в его творчестве. Важно, что в работе отведено значительное место воззрениям мыслителя на творчество русских писателей с целью выявления корней философии Л. Шестова. Работы Я. Головина (Дерзновенная борьба за человека // Здравый смысл, 1999, № 13), В.В. Лашова (Гуманизм Льва Шестова. М., 2002) и A.A. Кудишиной (Экзистенциализм и гуманизм в России: Лев Шестов и Николай Бердяев. М., 2007) объединяет внимание к экзистенциально-гуманистической составляющей творчества мыслителя, акцентировке'гуманистического смысла его философии. Авторы касаются как западных истоков его философии, так и отечественных, рассматривая при этом взгляды философа на творчество великих русских писателей, указывая на метафизическую глубину проблем, отражённых на страницах художественных произведений Н.В. Гоголя, Ф.М. Достоевского, Л.Н. Толстого и других.

В то же время существует солидный пласт литературоведческих работ, посвященных Л. Шестову. Среди них следует отметить публикации Л.А. Коло-баевой, посвященные анализу творческих связей Л. Шестова и влиянию его философии на творчество Л. Андреева и А. Ремизова. Но особенно следует выделить монографию этого автора «Концепция личности в русской литературе рубежа XIX-XX вв.» (М., 1990), в которой Л. Шестову отведено отдельное место.

Необходимо также назвать исследования И. Бражникова, Е.В: Каманиной, Ю.В. Кузнецовой, А.Д. Степанова, Е.К. Созиной, К. Эмерсона.1

Большое внимание философии JI. Шестова уделяют зарубежные учёные, особенно европейские и американские. Можно сказать, что сегодня JI. Шестов , - один из самых популярных персонажей западных исследований русской философии.2

Ему посвящены сайты в Интернете, а при одном из старейших университетов Шотландии, в Университете Глазго создано научное* общество имени Льва Шестова, «Lev Shestov Studies Society» и издаётся журнал его имени, «The Lev Shestov Journal» (см. интернет-страницу Университета • Глазго: http://vAvw.shestov.arts.gla.ac.ukyhtml/journal.htm).

Не случайно и то, что от зарубежных исследователей не ускользнула тема «Л. Шестов и русская литература». Этому вопросу посвящен ряд специальных научных публикаций.3

Совокупность исследовательских материалов о воззрениях Л.И. Шестова на великое наследие русской литературы при отсутствии обобщающих историко-философских трудов по этому вопросу заставляет признать необходимость специальной работы, в которой истолкование им мировоззрения её наиболее

1 Каманина Е.В. Л. Шестов о Пушкине. // Вестник Московского университета. Серия 9, 1999, № 3; 1 Кузнецова Ю.В. М.А. Булгаков и Л. И. Шестов: параллели в творчестве. — В сб.: Социальные и гуманитарные исследования: традиции и реальности. Выпуск III. Межвузовский сборник научных трудов. - Саранск, 2003, с. 114. Бражников И. Неоткрытый Чехов, или осколки распавшегося мира Н Дядя Ваня. Литературный Альманах, 1993, № 5. Степанов А.Д. Лев Шестов о Чехов. - В кн.: Чехов и серебряный век. - М.: Наука, 1996. Эмерсон К. Против закономерности: Соловьёв, Шестов, поздний Толстой, ранний Бахтин. - В кн.: Бахтинология: исследования, переводы, публикации. - СПб.: Алетейя, 1995.

2 Dësilets André Léon Chestov. Des paradoxe de laphilosophie, preface d'Alexis Klimov, (Quebec: Editions du Beffroi), 1984; Gascoyne David Journal 1936-37. Death of an Explorer. Léon Chestov, - London: The Emtharmon Press, 1980; Great Twentieth Century Jewish Philosophers. Shestov, Rozenzweig, Buber. Introd. by Bernard Martin, New York: The Macmillan Company, 1970; Neto J.R.M. The Christianization of Pyrrhonism: Skepticisms and Faith in Pascal, Kierkegaard, arid' Shestov. - Dordrecht; Boston: Kluwer Academic Publishers, 1995; Rostenm P. Léon Chestov: philosophie et liberté. — Bordeaux: Editions Bière, 1994; Salazar-Ferrer, Ramona Conceptions of the Absurd. From Surrealism to the Existential Thought of Chestov and Fondane, Oxford: Legenda, 2001; Shein L.J. The philosophy of Lev Shestov (1866-1938):" A Russian Religious Existentialist. - Lewiston, N.Y., USA: E. Mellen Press, 1991; IVernham, James Two Russian Thinkers: An Essay in Berdyaev and Shestov, Toronto: University of Toronto Press, 1968.

3 Essays in Russian Literature, the Conservative View: Leontiev, Rozanov, Shestov. Selected, edited, translated and with an introd. by Spencer E. Roberts. - Athens: Ohio University Press, 1968; Malcolm Jones, Shestov on Chekhov, in Russian Writers on Russian Writers, edited by Faith Wigzell and Robin Aizlewood, Oxford: Berg, 1994; Marinclli G. La Russia с il destino deF'Occidente: Dostoevskij, Solov'ev, Rozanov, Sestov. - Roma: Edizioni Studium, 1994; Vale-vicius A. Lev Shestov and His Times: Encounters with Brandes, Tolstoy, Dostoevsky, Chekhov, Ibsen, Nietzsche, and Husserl. -N.-Y.: P. Lang, 1993. выдающихся творцов и в целом реконструкция Шестовым философских оснований русской литературы получили бы всестороннюю и целостную реализацию.

Объектом исследования являются философские и литературно-критические 'сочинения Льва Шестова, его эпистолярное наследие, т.е. весь корпус работ этого выдающегося мыслителя, w также его творческие связи с современниками, как философами, так и писателями.

Предметом'исследования диссертации является тот пласт творческого наследия Л. Шестова, который связан с созданием им метафизики русской литературы на основе общих установок экзистенциализма и персонализма.

Кроме того предметом диссертации является то направление творчества Л. Шестова, в рамках которого он разработал оригинальную философскую методологию анализа* воззрений великих русских писателей - A.C. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Н.В; Гоголя, И.С. Тургенева, Ф.М. Достоевского, Л.Н. Толстого, Вяч. Иванова. Вместе с тем предметом исследования является и процесс обратного влияния творчества классиков русской литературы на мировоззрение самого Л. Шестова.

В основание настоящего исследования положена следующая научная гипотеза.

В силу того, что Л. Шестов проявлял постоянный и напряженный философский интерес к русской литературе и её творцам как людям глубокого и богатого мировоззрения, в его работах, ставших плодами этого интереса, не могли изначально не присутствовать определенные экзистенциальные установки относительно этих феноменов. В итоге это переросло в философию (метафизику) русской литературы, а также в оригинальную методологию анализа эволюции, драмы и «перерождения» писательских мировоззрений. Таким образом Шестовым была создана своеобразная экзистенциально-персоналистическая концепция русской литературы, уникальная стилистика, приемы философского анализа и истолкования индивидуального писательского мировоззрения.

Доказательству того, что эта гипотеза в ходе исследования может быть подтверждена и превратиться тем самым в обоснованную научную концепцию, и посвящена настоящая диссертация.

Цель и задачи работы.

Цель диссертации — раскрыть философские основы, теоретическое содержание и пути создания'представленной в творчестве-Л. Шестова метафизики русской литературы, выяснить её место, роль и значение в наследии русского философа, показать влияние его экзистенциально-персоналистической трактовки русской литературы на отечественную культуру первой половины XX в.

Достижение этой цели предполагает решение следующих задач:

1. Исследовать пути преломления идей русской классической литературы в философии Л. Шестова, выявить способы анализа и оценки им — в ходе «странствования-по душам» русских писателей - экзистенциального смысла их произведений и метафизических оснований их мировоззрения.

2. Проследить обратное влияние метафизических составляющих мировоззрения русских писателей на воззрения Л. Шестова и его творческую судьбу.

3. Реконструировать- и дать определение философско-психологической методологии Л. Шестова и раскрыть стратегию её реализации в ходе анализе им мировоззренческих и идейных установок русских писателей, особенно сильно привлекавших его интерес.

4. Установить специфику и место разработанной Л. Шестовым метафизики русской литературы в его философском наследии.

5. Показать место Л. Шестова в духовном мире русской литературной эмиграции.

6. Определить философско-эстетическую составляющую мировоззрения Л. Шестова и её реализацию при исследовании и интерпретации им творчества русских писателей.

7. Систематизировать понимание Шестовым смысла и предназначения литературы как экзистенциальной и морально-психологической коммуникации между автором и читателем.

8. Дать" сравнительный анализ философских оснований радикально-демократической литературной критики и религиозно-философской литературной критики Л. Шестова.

9. Проанализировать и дать оценку гуманистическим установкам Шестова и их отражению в интерпретации им русской литературной классики.

Теоретическая и методологическая основа исследования. Теоретической основой диссертации является совокупность научных философских понятий, теорий, документов, сведений, материалов, письменных свидетельств, выявленных закономерностей, вытекающих из них принципов, достаточных для решения исследовательской задачи данной диссертации.

В теоретической основе диссертации лежат основополагающие принципы научной теории мирового и отечественного историко-философского процесса, разработанные в трудах М.А. Маслина, В.А. Кувакина, А.Т. Павлова, Т.И. Ой-зермана, В.В. Соколова, A.C. Богомолова, Г.Г. Майорова и др.1

Методология исследования, принятая в настоящей работе, представляет собой комплекс общенаучных и специальных методов изучения, включающих историко-философский, компаративистский, текстологический и герменевтические методы анализа.

Научная новизна исследования. • На основе анализа.и систематизации исследований и оценок Л. Шестовым философского содержания классической русской литературы и мировоззрения её творцов была идентифицирована и реконструирована его экзистенци-ально-персоналистическая метафизика русской литературы, определены её существенные черты и особенности.

1 История русской философии / под ред. М.А Маслина, изд 2-е, М., 2008; Богомолов А.С., Ойзерчан Т.И Основы теории историко-философского процесса, М.,1983; Майоров Г.Г Философия как искание Абсолюта Опыты теоретические и исторические. — М., 2004; Философия и история философии: Актуальные проблемы: К 90-летию Т. И. Ойзерчана / РАН. Институт философии. — М., 2004; Ойзерман Т.И. Проблемы марксистско-ленинской методологии истории философии. M., 1987; Соколов В.В От философии Античности к философии Нового времени. Субъект-объектная парадигма. М., 2000; Павлов А.Т Философия в Московском университете // Философский факультет Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова: очерки истории M , 2002; Кувакин В.А Мыслители России, М., 2006; A History of Russian Philosophy From the Tenth Through the Twentieth Centuries. In Two Vols. / Ed. By V. Kuvakm, Buffalo, 1993.

• Историко-философская реконструкция позволила определить шестовскую метафизику русской литературы как существенную составляющую изысканий философа и определить её место в творческом наследии Л. Шестова. В этом смысле работа является первым в отечественной и зарубежной научной историографии опытом систематического анализа и обобщения взглядов русского мыслителя на отечественную-литературу как на уникальный по своему богатству и глубине мировоззренческий, психологический и фило-софско-антропологический феномен.

• В ходе анализа' был выявлен источник формирования и сфера конкретного применения им оригинальной методологии исследования* философской составляющей русской-литературы и мировоззрений писателей, которая определена в работе как экзистенциально-персоналистическая.

• К научной новизне диссертации также относится следующее:

- определение влияния философских оснований русской литературы на формирование и развитие взглядов Л. Шестова;

- экспликация представлений мыслителя о философско-эстетической и персоналистической сущности и целях литературного творчества в контексте анализа им произведений и судеб русских писателей;

- выявлены истоки и прослеживается-динамика развития гуманистических взглядов мыслителя и их созвучие с воплощенными в русской литературе гуманистическими идеалами;

- рассмотрено место Шестова в идейной жизни русской литературной эмиграции и дана оценка литературно-философской просветительской деятельности Л. Шестова во Франции первой половины XX в.

На защиту выносятся следующие положения Творчество Л. Шестова убедительно свидетельствует, что за его неизменным интересом к философским основаниям литературы стояли определенные установки, реализация которых привела к созданию им метафизики русской литературы, того, что можно назвать персоналистической и экзистенциалистской концепцией русской литературы.

• Общей философской установкой Шестова в отношении литературного творчества и литературы была его идея, определенно выраженная уже в его ранней работе «Шекспир и его критик Брандес», в которой начинающий философ провозгласил мир художественного произведения- одной- из наивысших реальностей, наилучшим выражением самых глубоких и подлинных мыслей и переживаний человека. Художник стоит ближе всех к правде жизни и потому способен рассказать о ней лучше, чем ученый или философ. В свете ше-стовской метафизики литературы философия предстает как философия трагедии, философия человеческой жизни, наилучшим образом воплощаемая в.мире, порождаемом безграничным воображением и художественным произволом творца.

• Метод анализа Шестовым произведений писателей и их творчества предстает как такое «Странствования по душам», которое имеет свою драматургию и сюжет. Оно начинается с особого рода скептического и одновременно критического разбора произведений писателя, которые рассматриваются как способ решения им, прежде всего, своих глубоко личных метафизических вопросов, обоснований верований, как способ обретения смыслов. В ходе анализа мировоззренческих исканий писателя Шестов особое внимание обращает на трудности поиска ответов на метафизические вопрошания, на неудовлетворительность решения автором изначальных вопросов, что ведет к драме или экзистенциальному кризису художника. Этот кризис, ввергающий писателя в трагическую ситуацию, наиболее интересен Шестову как искателю пограничных ситуаций, в которых, как он всегда надеялся, мы ближе всего подходим к разгадкам тайны человеческого существования.

• В муках и трагедии художественного творчества, в «апофеозе беспочвенности», в отчаянном дерзновении, через который прошли многие излюбленные Шестовым русские писатели, он усматривал источник их бесценного опыта, мудрости и надежды. Вместе с тем, заключительные акты исследования драматизма литературного творчества как способа решения писателем своих метафизических тревог и запросов завершаются у Шестова, как правило, выражением искреннего сочувствия и любви к писателю как живому и конкретному человеку, мужественно и отчаянно, искренне и глубоко жаждущего разрешить «проклятые вопросы» человеческого существования. Так метафизический скептицизм — как смесь надежды и сомнения в способности человека обрести изначальные и предельные смыслы — всякий раз завершается у Шестова выражением чувств гуманности и веры в победу человека в его дерзновенной и отчаянной борьбе-за; фундаментальные, «живые» истины, за самого себя как конкретного человека. В этом, прежде всего, и состоит стоический и трагический гуманизм Шёстова.

• Создание Шестовым своей, авторской метафизики русской литературы, как и его идеи философии трагедии и абсурда не только придали новый и оригинальный облик русской художественной литературной классике, открыли в ней новые смыслы, но и оказали заметное влияние на восприятие этого феномена современниками философа — русскими и зарубежными мыслителями, писателями и литературными критиками.

• Лев Шестов стоял у истоков частной поэтики таких великих русских писателей, как A.C. Пушкин, М.Ю. Лермонтов, Н.В. Гоголь, Ф.М. Достоевский, Л.Н. Толстой, И.С. Тургенев, А.П. Чехов. Он предложил оригинальную философскую концепцию литературы и писательского творчества и реализовал ее в процессе анализа мировоззрений конкретных персоналий, что и означало создание частных поэтик указанных русских художников.

Научно-практическая значимость работы. Теоретическая значимость ' работы заключается в том, что она обращена к малоисследованной области истории русской философии и литературно-эстетической критики и призвана восполнить существующий здесь пробел. Полученные результаты позволяют продолжить реконструкцию экзистенциально-персоналистической концепции русской литературы, основания чему заложены в творчестве Л. Шестова; определить влияние творчества и идей русских писателей XIX в. на философию Шестова, с одной стороны, и, с другой — проследить характер влияний философии Шестова на русскую литературу XX столетия.

Информационные ресурсы и обобщения, содержащиеся в диссертации, могут лечь в основание последующих научных изысканий, целью которых станет сравнительно-аналитическая реконструкция концепций русской литературы других представителей религиозно-философской критики с целью получения более полного представления о философском осмыслении русской литературы в отечественной культуре конца XIX - первой половине XX вв.

Материалы исследования могут стать основой для разработки лекционных курсов, спецкурсов и спецсеминаров по истории русской и мировой философии, истории русской культуры и эстетики, истории русской литературной критики XX века.

Структура работы. Диссертация состоит из введения, четырех глав (15 параграфов), заключения и списка использованной литературы, состоящего из 249 источников.

Похожие диссертационные работы по специальности «История философии», 09.00.03 шифр ВАК

Список литературы диссертационного исследования доктор философских наук Лашов, Владимир Владимирович, 2011 год

1. Коюбаева Л. А. Концепция личности в русской литературе рубежа XIX-XX вв. M.: Изд-во Московского университета, 1990, с. 24.

2. Бердяев Н. Самопознание. М.: ЭКСМО-Пресс, Харьков: Фолио, 1998, с. 412.

3. Паперный В.М. Лев Шестов о Толстом и Достоевском // Толстой или Достоевский? Философско-эстетические искания в культурах Востока и Запада: Материалы международной конференции. СПб.: Наука, 2003, с. 68.

4. Шестов Л. Литературный сецессион ("Вопросы жизни", январь-июнь) // Русская литература, 1992, № 2, с. 162.

5. Бердяев Н. Самопознание, с. 407.

6. Баранова-Шестова Н. Жизнь Льва Шестова, т. 1, с. 309.

7. Баранова-Шестова Н. Жизнь Льва Шестова, Т. 2, с. 252.

8. Белый А. Символизм и творчество. В кн.: Символизм как миропонимание. — М.: Республика, 1994, с. 340.3 Там же, с. 341.

9. Баранова-Шестова Н. Жизнь Льва Шестова, т. 1, с. 90.5 Там же, с. 278.

10. Цит. по кн.: Баранова-Шестова Н. Жизнь Льва Шестова, т.1, с. 228-229.

11. КолобаеваЛ.А. Концепция личности в русской литературе рубежа Х1Х-ХХ вв., с. 25.

12. Позднее статья была опубликована в 1911 г. в общем сборнике статей А. Белого, книге под названием «Арабески».

13. Бердяев Н. Самопознание, с. 413.

14. Паперный В.М. Лев Шестов о Толстом и Достоевском, с 70. Это справедливо в инструментальном смысле, а не по существу дела, которому посвятил себя Шестов Для него это было областью средств, а не целей.

15. Оцуп Н. Современники. Париж, 1959, с. 129.

16. Паперный В.М. Лев Шестов о Толстом и Достоевском, с. 70.4 Там же, с. 71.

17. Гиппиус 3. Что не было и что было. Неизвестная проза (1926-1930) / Сост., вступ. статья, коммент. А.Н. Нико-люкнна. СПб.: ООО «Издательство Восток», 2002, с. 389.

18. Гиппиус 3 Мечты и кошмар (1920-1925) / Сост., вступ. статья, коммент. А.Н. Николюкина -СПб : ООО «Издательство Восток», 2002, с. 464.

19. Шестов Л О вечной книге: Памяти М.О. Гершензона. В кн.: Шестов Л. Умозрение и откровение. - УМСА-Ргеэз, Париж, 1964, с. 17.2 Там же, с. 21.

20. Баранова-Шестова Н. Жизнь Льва Шестова, т.2, с. 36

21. Бунин И А. Освобождение Толстого. — Цит. по кн.: Баранова-Шестова Н. Жизнь Льва Шестова, т.2, с. 37.

22. Баранова-Шестова Н. Жизнь Льва Шестова, т. 1, с. 272.3 Там же, с. 89.

23. Бердяев Н. Русская идея. В кн.: Бердяев Н. Самопознание. - M.: ЭКСМО-Пресс, Харьков. Фолио, 1998,217.2 Там же, с. 228.3 Там же, с. 228.

24. Адамович Г. Одиночество и свобода. СПб.: Алетейя, 2002, с. 243.2 Там же, с. 244.

25. Баранова-ШестоваН. Жизнь Льва Шестова, т. I, с. 91.2 Там же, с. 90.

26. Цит. по кн.: Баранова-Шестова Н. Жизнь Льва Шестова, т.1, с. 145-146.

27. Бердяев Н. Русская идея, с. 229.

28. Адамович Г. Одиночество и свобода, с 252.3 Там же, т. 1. С. 255.

29. Шестов Л. Апофеоз беспочвенности. M.: ACT, 2000, с. 468.

30. Шестов Л. Афины и Иерусалим. Шестов Л. Собр. соч. в 2 тт. М.: Наука, т. 1. С. 627.

31. Созина Е. К. Творчество Иннокентия Анненского и Льва Шестова в истории русского ренессанса // Русская философия, новые решения старых проблем. СПб., 1993. — Ч. 2, с. 25.

32. Паперный В.М Лев Шестов о Толстом и Достоевском // Толстой или Достоевский? Философско-эстетические искания в культурах Востока и Запада: Материалы международной конференции. СПб.: Наука, 2003, с. 77.

33. Данилевский А Д. A.M. Ремизов и Лев Шестов. В сб . Пути развития русской литературы. - Тарту, 1990, с. 139

34. Колобаева Л. А. Концепция личности в русской литературе рубежа XIX -XX вв. М.: Изд-во Московского университета, 1990, с. 29.

35. Шестов Л. Что такое большевизм // Странник Вып. № 1, М. 1991.

36. Справедливости ради нужно сказать, что его достойным соперником в этой области был B.B Розанов, чьи сочинения «Уединенное», «Опавшие листья» и другие составили ему славу литературного новатора.

37. Баранава-Шестова Н. Жизнь Льва Шестова. La Press Libre, Paris, 1983, T. 1, с. 60.

38. Шестов Л Апофеоз беспочвенности. — Шестов Л. Сочинения в 2-х тт. Т. 2. М. Водолей, 1996, с. 141.

39. Шестов JI. Solo fide только верою. Греческая и средневековая философия. Лютер и церковь. - Paris, YMCA-Press, 1966, с. 30.

40. Баранова-Шестова Н. Жизнь Льва Шестова. La Press Libre, Paris, 1983, т. 2, с. 132.

41. Шестов Л. Афины и Иерусалим, с. 614.

42. Шестов Л. Solo fide только верою. Греческая и средневековая философия. Лютер и церковь, с. 9.

43. Шестов Л. Апофеоз беспочвенности, с. 141.

44. Шестов Л. Шекспир и его критик Брандес. Шестов Л. Соч. в 2-х тт. тЛ. - Томск- Водолей, 1996, с 59.2 Там же, с. 59.3 Там же, с. 68.

45. Шестов Л. Апофеоз беспочвенности, с. 38.

46. Шестов Л. Афины и Иерусалим, с. 651.

47. Шестов Л. Добро в учении гр. Толстого и Ницше, с. 315.

48. Шестов Л. Апофеоз беспочвенности, с. 4.

49. Шестов Л. Solo fide — только верою. Греческая и средневековая философия. Лютер и церковь. — Paris, YMCA-Press, 1966, с. 11.

50. Шестов Л. Начала и концы. Шестов Л. Сочинения в 2-х тт., т. 2. - Томск: Водолей, 1996, с. 184.

51. Баранова-Шестова Н. Жизнь Льва Шестова, т. 2, с. 210.

52. Шестое Л. Solo fide —только верою. Греческая и средневековая философия. Лютер и церковь, с. 61-62.

53. Шестов Л. Шекспир и его критик Брандес, с. 59.

54. По словам Шестова, «.неизвестность ничего общего с известным иметь не может. даже известное не так уж известно, как это принято думать.» (Шестов Л. Апофеоз беспочвенности. Л.: Изд-во ЛГУ, 1991, с. 43.).

55. Идея шестовскоИ концепции творчества, как творчества из неизвестности подробно обсуждается в работе Ю.Б. Сенчихиной. См. Сенчихина Ю.Б Апология неизвестности: Концепция творчества Льва Шестова // Вестник МГУ, серия философия, № 3 , 2009.

56. Шестов Л. Апофеоз беспочвенности Шестов Л. Собр соч. в 2-х томах, т 1. - Томск: Водолей, 1996. с. 14.

57. Шестов Л. Добро в учении гр. Толстого и Ницше, с. 315.

58. Шестов Л. Пророческий дар. В кн.: О Достоевском. Творчество Достоевского в русской мысли 1881-1931 годов: Сборник статей / Сост., примеч. В.М. Борисова, А.Б. Рогинского. - М.: Книга, 1990, с. 119.

59. Шестов Л. Великие кануны, с. 294.

60. Шестов Л. Власть ключей (Potestas clavium), с. 60.

61. Шестов Л. Власть ключей, с 303.

62. Шестов Л Апофеоз беспочвенности, с 167.

63. Шестов Л. На весах Иова (Странствования по душам), с. 187.

64. Шестов Л. Власть ключей (Ро1е51аз с1аушт), с. 258.философского творчества и задачах писательства как проявлениях вечной устремленности духа в тайные глубины человеческого существования.

65. Шестов Л. Апофеоз беспочвенности. Шестов Л. Сочинения в двух томах.- Томск: Водолей, 1996. Т.2, с. 177.

66. Цит. по: Баранова-Шестова Н. Жизнь Льва Шестова. Т.1, с. 164.

67. Шестов Л. На весах Иова (Странствие по душам). Шестов Л. Сочинения в 2-х томах. - М.: Наука, 1993. Т. 2, с. 96.

68. Шестов Л. Афины и Иерусалим . — Шестов Л. Собр. Соч. в двух томах М: Наука, 1993 т.1, с. 376.

69. Шестов Л. Власть ключей (Ро1еБ(а5 с1аушт), с. 114

70. Шестов Л.<Пророческий дар. В кн.: О Достоевском. Творчество Достоевского в русской мысли 1881-1931 годов: Сборник статей / Сост., примеч. В.М. Борисова, А.Б. Рогинского. - М.: Книга, 1990, с. 120-121.

71. Шестов Л. Достоевский и Ницше (философия трагедш!). Шестов Л. Сочинения в двух томах,- Томск: «Водолей», 1996. Т.1, с. 322.

72. Шестов Л. Ясная Поляна и Астапово. К двадцатипятилетию со дня смерти Л. Толстого. В кн.: Шестов Л. Умозрение и откровение. - Paris: «YMCA-Press», 1964, с. 177.

73. Адамович Г.В. Вячеслав Иванов и Лев Шестов — В кн. Адамович F.B.IОдиночество и свобода. СПб.: Алетейя, 1995.

74. Адамович Г. Памяти Льва Шестова; В кн. Адамович Г. Одиночество и свобода. -М.: Республика, 1996.

75. Амелин Г. Лекции по философии литературы. М., 2005.

76. Асмус В.Ф. Лев Шестов и Кьеркегор // Философские науки, 1972, № 4.

77. Асмус В.Ф. Мировоззрение Толстого // Асмус В.Ф. Избранные философские труды. Т. 1, М. 1969.

78. Ахутин A.B. Одинокий мыслитель. В кн.: Шестов Л.И. Сочинения. В 2-х т. - М.: Наука, 1993.

79. Бабаев Э.Г. Лев Шестов: итог или проблема? — В кн.: Связь времён: проблемы преемственности в русской литературе конца-начала XX вв. М:: Наследие, 1994.

80. Баевскш В. С. История русской поэзии. Смоленск: Русич, 1994.

81. Бахтин М.М: Проблемы поэтики Достоевского. Москва: Художественная литература, 1972.ХЪ.Бачинин В.А. Достоевский: метафизика преступления. СПб.: Изд-во СПбГУ, 2001.

82. Белый А. Шестов. Начала и концы. В кн.: Белый А. Арабески. Книга статей. - М.: Мусагет, 1911.

83. Богомолов A.C., Ойзерман Т.Н. Основьг теории историко-философского процесса, М., 1983.

84. Борзенко И.М., Кувакин В.А., Кудишина A.A. Основы современного гуманизма: М.: Российское гуманистическое общество; 2002.

85. Бражников И: Неоткрытый-Чехов; или осколки распавшегося мира // Дядя Ваня. Литературный Альманах, 1993, № 5.

86. Булгаков M. Мастер, и Маргарита. М.: Художественная литература, 1988.

87. Булгаков С.Н. Жребий Пушкина // Пушкин в,русской философской критике: Конец XIX— первая половина XX в. / Сост. Р. А. Гальцева. — М.: Книга,. 1990: .

88. Булгаков С.Н\ Чехов как мыслитель // Новый путь, 1904: Октябрь, Ноябрь.

89. Бунин И.А. Освобождение Толстого / Бунин И;А. Собр. соч. В 6 т., т. 6. -М., 1996:

90. Бурак E.H. Критика философского; иррационализма: Льва Шестова. Авто-реф. дис. .канд. филос. наук. Белорус: Foc. ун-т им. В.И. Ленина.Минск, 1984.21 .Визгин В.П. Разум на весах; откровения: Лев Шестов и современная мысль //На пути к Другому.- М., 2004;

91. Владыкина Е.Ф: Проблема личности в русской философии XX века: Василий Розанов, Лев Шестов // Вестник Вятского государственного университета, Киров, 2003, № 8.

92. Владыкина Е.Ф. Русский экзистенциализм: В.В. Розанов, Л. Шестов // Российская провинция: поиск путей развития: Материалы II межрегиональной научно-практической конференции. Киров, 1999.

93. Гершензон М. О:Статьи о Пушкине. М., 1926.

94. Возможность невозможного: Планетарный гуманизм-для России и мира /. Материалы международной конференции, Санкт-Петербург, 14 18 июня2000; .М.: РГО, 2001; : \ЪТ.ГерцыкЖ. Воспоминания.- Париж: YMCA-Press; 1973;

95. Гиппиус: 3L Что? не было} и=.что»- было. Неизвестная проза? (1926-1930) / Сост., вступ. статья, коммент. А.Н. Никошокина. СПб.: ООО Издательство Восток, 2002. .

96. Данилевский АД. A.M. Ремизов и Лев Шестов. В сб.: Пути развития русской литературы.- Тарту, 1990.40Данилова,И.Ф., Данилевский A.A. Переписка Л.И Шестова»с A.M. Ремизовым // Русская литература, 1992, №2.

97. Декун И.А. Идея существования человека: (Опыт русской экзистенциальной философии). Автореф. дис. . канд. филос. наук / МГУ им. М.В. Ломоносова. Специализир. совет по филос. наукам К 053. 05.82. -М., 1994.

98. Добролюбов H.A. Когда же придет настоящий день? Добролюбов H.A. Русские классики. - М.: Наука, 1970.

99. Достоевский Ф.В. Сон смешного человека. Достоевский Ф.М. ПСС. Т. 23. Л.: Наука, 1983.

100. Дунаев М.М. Православие и русская литература. М.: Христианская литература, 1998.

101. Ерофеев В. Одна, но пламенная страсть Льва Шестова. В кн.: Шестов Л. Избранные сочинения. -М.: Ренессанс, 1993.

102. Ерофеев В. «Остаётся только одно: произвол» (философия одиночества и литературно-эстетическое кредо Льва Шестова) // Вопросы литературы, 1975, №10.

103. Захарова Т.Н. Л. Шестов и экзистенциальная философия. Автореф. дис. . канд. филос. наук. Екатеринбург, 1996.

104. Зенъковский В.В. История русской философии. М.: ЭКСМО-Пресс, 2001.56.3енъковский„В.В. М.Ю. Лермонтов // Фаталист. Зарубежная Россия и Лермонтов. М., 1999. ъ

105. Зинченко В.П. Предисловие. В кн.: Хант Г. О природе сознания / Пер. с англ. - M.: АСТ, 2004.ЪЪ.Зинятова М.Н. Проблема человека в экзистенциально-философском измерении. Хабаровск: ДВЮИ, 2006.

106. Иванов Вяч., Гершензон М. Переписка из двух углов. СПб.: Алконост, 1921.

107. Из письма ЛИ: Шестова дочерям, Женева, 13. 04. 1921". Баранова-Шестова Н. Жизнь Льва Шестова. По переписке и воспоминаниям современников. - La Press Libre, Paris, 1983, т. I.6\.ИмреЛ. Шестов: Достоевский и Ницше // Slavica. — Debrecen,, 1993, № 26.

108. История русской философии / под ред. М.А. Маслина, изд. 2-е, М., 2008.

109. Каманина Е.В. Л. Шестов о Пушкине. // Вестник Московского университета. Серия 9, 1999, № 3.

110. Катаев В.Б. Чехов плюс.: Предшественники, современники, преемники.- М.: Язык славянской культуры, 2004.

111. Куеакин В.А. Мыслители России: Избранные лекции по русской философии. -М.: Российское гуманистическое общество, 2006.1%.Кувакин В.А., Ковалёва В.П. Неизвестность. М.-Ижевск: Институт компьютерных исследований, 2006.

112. Куеакин В.А. Опровержения и предположения Льва Шестова // Философские науки. 1990, № 2,3.

113. Куеакин В.А. Религиозная философия в России: Начало XX века. М.: Мысль, 1980.

114. Куеакин В.А. Стать собой. М.: Смысл, 2010.

115. Кудишина А. «Борьба за свободу индивидуального существования» как ведущий мотив творчества Л. Шестова. // «Новые технологии», № 4, 2003.

116. Кудишина A.A. Метафизический^ скептицизм как методологическая основа гуманизма Л. Шестова // Русская философия: многообразие в единстве. -М.: ЭкоПресс, 2001.

117. Кудишина A.A. Экзистенциализм и гуманизм в России: Лев Шестов и Николай Бердяев. М.: Академический проект, 2007.

118. Кудрова И. Лев Шестов и Марина Цветаева: творческие переклички // Звезда, 1996, № 4.

119. Кулишкина О.Н. Лев Шестов: афоризм как форма «творчества из ничего» // Русская литература. СПб., 2003, № 1.

120. Курабцев В.Л. Ангелы и бесы: Лев» Шестов и философия Ф.М. Достоевского // Вестник Московского университета. Сер. 7. Философия, 2003, № 4.

121. Лашов В.В. Лев Шестов и русская литература // Здравый смыл, 2006, № з (40).

122. Лашов В.В. Лев Шестов: Сочинения, переписка, исследования, Интернет-ресурсы: библио-историографическая экспозиция. М.: Российское гуманистическое общество, 2009.

123. Лашов В.В. Неклассические истины, или Парадоксы Льва Шестова. — В кн.: Курабцев'В.Л. Миры свободы и чудес Льва Шестова: жизнь мыслителя, «странствования по душам», философия. М., Российское гуманистическое общество, 2005.

124. Литературный энциклопедический словарь. М.: Советская энциклопедия, 1987.

125. Медведева Т.Е., Несмеянов Е.Е. Феномен «русского ницшеанства» в отечественной философии культуры конца Х1Х-начала XX вв. Р.-на-Д., 2001. •

126. Мережковский Д. G. Вечные, спутники; М:: Республика, 1995.102¿ Морева ШМ Лев Шестов. -Л.:Изд-во Ленинградского ун-та, 1991.

127. Мотрошилова Н.В. Мыслители России и философия Запада. — М.:Республика, 2006:104; Мдчульский К.В. Достоевский. Жизнь и творчество // Мочульский К.В. Гоголь. Соловьев. Достоевский. М., 1995.

128. Новиков А.И:Нигилизм и нигилисты. Л. 1972.

129. Николаев ПА. Историзм в художественном творчестве и в литера-туроведеншь М., 1983.

130. НиколаевскаяТ.В., Экзистенциализм в России: Достоевский и Шестов /У Философский альманах. Иваново, 1998, № 1-2.

131. Никольский С.А., Филимонов В.П. Русское мировоззрение. Смыслы и ценности российской жизни в отечественной литературе и философии XVIII середины XIX столетия. - М.: Прогресс-Традиция, 2008.

132. Ноговицин О.М. Поэтика русской1 прозы. Метафизическое исследование. СПб.,1999:110. , О Достоевском. Творчество Достоевского в русской мысли 18811931 годов: Сборник статей./ Сост., примеч. В.М. Борисова, А.Б. Рогин-ского-М.: Книга, 1990.

133. Ойзерман Т.Н. Проблемы марксистско-ленинской методологии истории философии. М-, 1987.

134. Оцуп Н. Современники. Париж, 1959.

135. Павлов А.Т. Философия в Московском университете // Философский факультет Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова: очерки истории. М., 2002.

136. Паперный В.М. Лев Шестов о- Толстом и Достоевском!// Толстой или Достоевский? Философско-эстетические искания в культурах Востока и Запада.' Материалы Международной конференции 3 — 6 сентября* 2001 г. СПб.: Наука, 2003.

137. Переписка Л.И. Шестова с A.M. Ремизовым // Русская литература, 1992, № 2.

138. Подорога В.А. , Философия и литература^ // http://vvww.polit.ru/lectures/2006/07/28/podoroga.html/1.17. ПозовА. Метафизика Пушкина. Изд. 2-е, М., 1998.

139. Поляков С.А. Философия Льва Шестова: Опыт структурно-исторического анализа. -М.: ФК «Школа будущего», 1999.

140. Пору с В.Н. В. Соловьев и Л. Шестов: единство и трагедии свободы / В.Н. Порус // Человек. Наука. Цивилизация. К семидесятилетию академика B.C. Степина. М., 2004.

141. П'отапенков A.B. Философия и» литература // Ученые записки Таврического национального университета им. В.И. Вернадского. Серия «Философия. Социология». Том 22 (61), 2009, № 1.

142. Пушкин в русской философской критике: Конец XIX первая половина XX в. / Сост., Р. А. Гальцева. - М.: Книга, 1990.

143. Розанов В.В. Пушкин и-Лермонтов. Розанов В.В. О писательстве и писателях. -М.: Республика, 1995.

144. Рорти Р. От религии через философию к литературе: путь западных интеллектуалов. «Вопросы философии», № 3, 2003.

145. Сабиров В.Ш. Русская идея спасения (жизнь и смерть в русской философии). СПб., 1995.

146. Святополк-Мирский Д. История русской литературы. М. 2009.

147. Семенова С.Г. Метафизика русской литературы. В 2-х тт. — М. 2004.

148. Сенчихина Ю.Б. Апология неизвестности: Концепция творчества Льва Шестова// Вестник^^ МГУ, серия философия, 2009, №

149. Современный .гуманизм: Документы и исследования: М.:,РГО,,2000 : ч.-.-,.'.■.:.■• •: •".•;■■ .•--•

150. СозинаЕ:К. Отчуждение;в;'процессе познаниям.(миф о грехопадении); в учениях Г.Ф. Гегеля и Л. Шестова // .Отечественная, философия: русская; российская, всемирная. I I. Новгород, 1998.

151. Созина Е. К. Творчество; Иннокентия Анненского и Льва Шестова в истории; русского ренессанса // Русская философия: новые решения старых проблем -СПб:, 1993. ,. .

152. Степанов АД: Лев Шестов;о Чехове: В кн.: // Чеховиана: Чехов и «серебряный век».-М.: «Наука», 1996.

153. Толстой Л.Н. Письма. ПСС, т. 68-69, т. 69, М. 1984.

154. Толстой Л.Н. Что такое искусство? ПСС, т. 30, М. 1981. Философия и история философии: Актуальные проблемы: К 90-летию Т. И. Ой-зермана' / РАН. Институт философии. - М., 2004.

155. Франк СЛ. Религиозность Пушкина // Пушкин в русской философской критике: Конец,XIX первая половина XX в. / Сост., Р. А. Гальцева. -М.: Книга, 1990.

156. Фролов И.Т. Философские идеи в русской литературе: Ф. М. Достоевский и Л. Н. Толстой // Фролов И.Т. и др. Введение в философию. 3-е изд., перераб. и доп. М., 2003.

157. Чернышевский Н.Г. Русский человек на randez-vous. Чернышевский Н.Г. Собрание сочинений в пяти томах. Том 3. — М.: Правда, 1974.

158. Чехов А.П. Дом с мезонином. ПСС в 18-ти томах, т. 9: - М.: Наука, 1985.

159. Чехов А.П. Моя жизнь. ПСС в 18-ти томах, т. 9, - М.: Наука, 1985.

160. Чёхов А. П. Тоска. ПСС в 18-ти томах, т. 4. - М.: Наука, 1985.

161. Шестов Л. A.C. Пушкин. // В мире книг, № 6, 1989.

162. Шестов Л. Апофеоз беспочвенности. — Шестов Л. Собр. соч. в 2-х томах. Томск: Водолей, 1996.

163. Шестов Л. Афины и Иерусалим. Шестов Л. Собр. соч. в 2 тт., т. 1, -М.: Наука, т. 1.

164. Шестов Л. В.В. Розанов: В кн.: Шестов Л. Умозрение и откровение. -Paris: YMCA-Press, 1964.

165. Шестов Л. Великие кануны. Шестов Л. Соч. в двух томах, т. 2. -Томск: Водолей, 1996.

166. Шестов Л. Добро в учении гр. Толстого и Ницше. Шестов Л. Соч. в двух томах, т.1. — Томск: Водолей, 1996.

167. Шестов Л. Достоевский и Ницше. — Шестов JI. Соч. в двух томах, т. 1. Томск: Водолей, 1996.

168. Шестов Л. Лекции по греческой философии. М. - Париж: Русский путь - YMGA-Press, 2001.

169. Шестов Л. Литературный сецессион ("Вопросы жизни", январь-июнь) // Русская литература, 1992, № 2.

170. Шестов Л. Миф и истина: К метафизике познания. В кн.: Шестов Л. Умозрение и откровение. - Париж: YMCA-Press, 1964.

171. Шестов Л. На весах Иова (Странствования по душам). Соч. в 2-х томах. -М.: Наука, 1993.

172. Шестов Л. Начала и концы. — Шестов Л\ Соч. в двух томах, т. 2, Томск: Водолей, 1996.

173. Шестов Л. О вечной книге: Памяти М.О. Гершензона. — В кн.: Шестов Л. Умозрение и откровение. Париж: YMCA-Press, 1964.

174. Шестов Л. О «перерождении убеждений» у Достоевского. В кн.: Шестов Л. Умозрение и откровение. — Париж: YMCA-Press, 1964.

175. Шестов Л. Письмо Б. Шлецеру от 04. 01. 1933. В кн. Баранова' Шестова Н. Жизнь Льва Шестова, т. 2. - La Press Libre, 1983.

176. Шестов Л. Преодоление самоочевидностей: К столетию рождения Ф.М. Достоевского Париж: Современные записки, 1921.

177. Шестов Л. Пророческий дар. — В кн.: О Достоевском. Творчество Достоевского в русской мысли 1881-1931 годов: Сборник статей. / Сост., примеч. В.М. Борисова, А.Б. Рогинского М.: Книга, 1990.

178. Шестов Л. Свободный поиск «непринудительных истин» // Социум, 1993, №30/31.

179. Шестов Л. Творчество из ничего (А.П. Чехов). — В кн.: Шестов Л. Начала и концы. Шестов Л. Соч. в двух томах, т. 2, Томск: Водолей, 1996.

180. Шестов Л. Что такое большевизм // Странник. Вып. № 1, М. 1991.1691 Шестов JI. Ясная Поляна и Астапово. К двадцатипятилетию со дня смерти JI. Толстого:— В кн.: Шестов Л. Умозрение и откровение., Париж: YMCA-Press; 1964. .,.•./

181. Шестов Л. Solo fide? — только верою. Греческая и средневековая философия. Лютерги церковь. Париж: YMCA-Press, 1966.

182. V. Ширманов Я. И. К вопросу о религиозных представлениях Льва Ше-стова // Известия Уральского, государственного университета, Общественные науки. Выпуска 6. История:философии, № 61, 2008.

183. Шлёцер Б. Киргергард и Шестов // Последние новости (Париж), 10. 08. 1939, № 6709.173. " Шлёцер Б. Лев Шестов; К 70-легию со дня рождения // Последние новости. Париж, 1936. - 13 февраля. - № 5439.

184. Шлёцер Б. Памяти Л.И. Шестов // Последние новости. — Париж, 1939.-13 января.- № 6500.

185. Эмерсон К: Против; закономерности: Соловьёв, Шестов; поздний Толстой, ранний Бахтин. В кн.: Бахтинология: исследования, переводы; публикации. - СПб.:.'.Алетейя, 1995.

186. Эпштейн М.Н. Слово и молчание: Метафизика русской литературы. Учеб. пособие для вузов. М:, 2006. ,

187. Якимович А. Магическая вселенная:.— Mi': Галарт, 1995.

188. Bentz Ken The Wastelands of Reason Blanchot and Shestov // The Lev Shestov Journal, Issue 2, Winter 1998.179: Bonnefoy Yves L'Obstination de Chestov // The Lev Shestov Journal, Issue 1, Autumn 1997.

189. Cherkasova, Evgenia V. Kant on Free Will and Arbitrariness: A View from Dostoevsky's Underground // Philosophy and Literature Volume 28, Number 2, October 2004.

190. Dahm H. Die russische Philosophie von Solov'ev bis Sestov: (Zur Revision eines sowjetischen Tabus). — Berichte des Bundesinstituts fïir ostwissenschaftliche und internationale Studien. — Kôln, 1969.

191. Del Noce A. Gilson e Chestov 11 Arch. Di filosofia. Padova, 1980. № 2/3.186; Desilets André Apropos de l'idée russe H The Lev Shestov Journal, Issue 2, Winter 1998.

192. Dësïlets André Léon Chestov. Des paradoxe de laphilosophie, preface d'Alexis Klimov, (Quebec: Editions du Beffroi), 1984.

193. Dësilets André La Colère prophétique de Léon Chestov // The Lev Shestov Journal, Issue 1, Autumn 1997.

194. Desmond William Philosophical Audacity Shestov's Piety II The Lev Shestov Journal, Issue 2, Winter 1998.

195. Essays in Russian Literature, the Conservative View: Leontiev, Roza-nov, Shestov. Selected, edited, translated and with an introd. by Spencer E. Roberts. Athens: Ohio University Press, 1968.

196. Finkenthal Michael A Few Words in the Guise of an Introduction to Shestov // The Lev Shestov Journal, Issue 1, Autumn 1997.

197. Fondane Benjamin Rencontres avec Leon Chestov, (Paris: Editions Plasma), 1982.

198. Fotiade R. Conceptions of the Absurd: from Surrealism to the Existential' Thought of Chestov and Fondane. Oxford: Legenda, 2001.

199. Fotiade Ramona Existential Thought on the Boundary of Surrealism (1928-1938), Ph.D. thesis, Wadham College, Oxford University, 1997.Y

200. Fôtiade Ramona Lev Shestov and the Existential' Philosophy in France (1922-1938) // The Lev Shestov Journal, Issue 2, Winter 1998.

201. Fotiade R. Conceptions of the Absurd: from Surrealism to the Existential Thought of Chestov and Fondane. Oxford: Legenda, 2001.

202. Garfitt Toby Chestov, Grenier, Camus,. // The Lev Shestov Journal, Is' sue 1, Autumn.1997.

203. Gascoyne David Journal 1936-37. Death of an Explorer. Léon Chestov, (London: The Emtharmon Press), 1980.

204. Gascoyne David Léon Chestov // The Lev Shestov Journal, Issue 1, Autumn 1997.

205. Globerman F. Fedor Dostoevsky, Vladimir Soloviev, Vasilii Rosanov and Leo Shestov on Jewish and Old' Testament Themes. Michigan, USA, 1974.

206. Goubergen, Martine van. Concerning Lev Shestov's Conception of Ethics // Studies in East European Thought. Volume 48, Numbers 2-4. September, 1996.

207. Grabar Michel Compte-rendu du colloque Chestov II The Lev Shestov Journal, Issue 1, Autumn 1997.

208. Graham, Thomas Thesis on Lev Shestov. Harvard, 1981.

209. Great Twentieth Century Jewish Philosophers. Shestov, Rozenzweig, Buber. Introd. by Bernard Martin, New York: The Macmillan Company, 1970.

210. Guérin Benjamin Kierkegaard et le démoniaque II The Lev Shestov Journal, Issue 7, Autumn 2007.

211. Haller R. Leo Shestov. Eine monographische und-soziologische Betrachtung (Inaugural Dissertation zur Erlangung der Doktors-Würde des Karl-Franzens-Universität zu Graz). — Weinachten, 1953.

212. Hill KR. On the Threshold of Faith: an Intellectual Biography of Lev Shestov from 1901 to 1920 Focusing on His Concept of Man. Washington, Univ., Diss., 1980.

213. A History of Russian Philosophy: From the Tenth. Through the Twentieth Centuries. In Two Vols. / Ed. By V. Kuvakin, Buffalo, 1993.

214. Horowitz B., Martin B. The Demolition of Reason? in Lev Shestov's Athens and Jerusalem, http://www.jstor.org/pss/1773440/210; Janochka G. Kant und-Schestow. Ein Beitrag zurn Glaubensproblem. 1. Aufl.. Graz, Schmidt-Dengler, 1952.

215. Kluback William Lev Shestov Encounters Martin Buber // The Lev Shestov Journal, Issue 2, Winter 1998.

216. Kluback William A Short Note on Camus and Shestov // The Lev Shestov Journal, Issue 1, Autumn 1997.

217. Lefevre Frédéric Une heure avec Léon Chestov II The Lev Shestov Journal, Issue 7, Autumn 2007.

218. Lubardic Bogdan Philosophy of Faith: Lev Shestov and Apophatic De-construction of Reason // Philotheos: International Journal for Philosophy and Theology, 2010, № 10.

219. Makolkin, Anna. Russian, Stalinist and Soviet Re-readings of Kierkegaard: Lev Shestov and Piama Gaidenko // Canadian Slavonic papers. 2002, vol. 44, №. 1-2.).

220. Malcolm, Jones, Shestov on Chekhov. — in: Russian Writers on Russian Writers, edited by Faith Wigzell and Robin Aizlewood, Oxford: Berg, 1994.

221. Màrinelli G. La. Russia e il г destino del"Occidente: Dostoevskij, So-lov'ev, Rbzanoy,.Sestov; Roma: Edizioni Studium, 1994;

222. Oppo Andrea Shestov and Berdyaev: A, Comparison of Two Russian Philosophers. // Toronto Slavic Quarterly. № 21. Winter 2009. '

223. Pierre Jamet Pensée du dehors et dehors de la pensée // The Lev Shestov Journal, Issue 1, Autumn 1997.

224. Philonenko Alexis Chestov et la philosophie // The Lev Shestov Journal, Issue 6, Autumn 2006.

225. Regeczi I. Chekhov and the Philosophy of the Turn of the Century: Chekhov and Shestov // Studia slavica Acad. Sci. Hung. Budapest, 1997. - Vol. 42.

226. Rooney Victoria Shestov's Religious Existentialism, Ph.D. thesis, St. Catherine's College, Oxford University, 1990.229: . Rostenne Ряи/ Léon Chestov. Philosophie et liberté^ (Bordeaux: Editions Bière et Paul Rostenne), 1994.

227. Rostenne Paul Une lecture augustinienne de Chestov // The Lev Shestov Journal, Issue 1, Autumn 1997.

228. Saguto Domenico L,éon Chestov: Apocalypse et jugement dernier II The• i, , ' f " , '1.v ShestovJournal, Issue 7, Autumn2007.

229. Saguto Domenico Léon Chestov: la foi contre la raison// The Lev Shestov Jàurnal, Issue 6;;Autiimn2006;

230. Salazar-Ferrer, Ramona Conceptions of the'Absurd-.- From Surrealism to the Existential Thought of Chestov and Fondane,. Oxford: Legenda, 2001.

231. Salazar-Ferrer Olivier "La Vérité que nous sommes" Rachel Bespaloff et Benjamin Fondane devant Chestov // The Lev Shestov Journal, Issue 8, Autumn 2008.

232. Salazar-Ferrer RamonaLéonChestov-et la pensée du dehors', m Europe nr. 960, April 2009." . .•'■.'." V-'

233. Salazar-Ferrer Ramona 'Léon Chestov et Nicolas Berdiaev: Le dialogue sur la liberté'; Gourant d'Ombres (Revue annuelle de littérature), no. 5, été 1998.

234. Salazar-Ferrer Olivier * Rachel Bespaloff et là nostalgië de l'instant II The Lev Shestov Journal, Issue 3, Autumn 2002.

235. Sen Joseph The Lesson of the Sudden Shestov's Plotinus II The Lev Shestov Journal, Issue 2, Winter 1998.

236. Scanlan James P., ed. Russian Thought after Communism: The Recovery of Philosophical Heritage. M.E. Sharpe Armonk, New York, London, 1994.

237. SheinL.J. The philosophy of Lev Shestov (1866-1938): a Russian Religious Existentialist. Lewiston, N.Y., USA: E.Mellen Press, 1991.

238. Sokologorsky Igor Léon Chestov Le Masque de Dostoievsky II The Lev Shestov Journal, Issue 2, Winter 1998.

239. Tabachnikova Olga Lev Shestov and Joseph Brodsky // The Lev Shestov Journal, Issue 3, Autumn 2002.

240. Vaissermann Romain La forme brève chez Chestov II The Lev Shestov Journal, Issue 2, Winter 1998.

241. Vaissermann Romain La Forme brève chez Léon Chestov II The Lev Shestov Journal, Issue 3, Autumn 2002.

242. Valevicius Andrius Léon Chestov et l'idée du bien II The Lev Shestov Journal, Issue 7, Autumn 2007.

243. Valevicius Andruus Lev Shestov and His Times. Encounters with Brandes, Tolstoy, Dostoevsky, Tchékhov, Ibsen, Nietzsche and Husserl, (New York: Peter Lang Publishing Inc.), 1993.

244. Valevicius Andrius Lev Shestov: A Short Intellectual Biography // The Lev Shestov Journal, Issue 1, Autumn 1997.

245. Valevicius Andrius Shestov's Early Philosophical Development // The Lev Shestov Journal, Issue 2, Winter 1998.

246. Wernham, James Two Russian Thinkers: An Essay in Berdyaev and Shestov, Toronto: University of Toronto Press, 1968

247. Willeke Michaela Breathing Biblical Air: An Introduction to Lev Shestov and Martin Buber // The Lev Shestov Journal, Issue 7, Autumn 2007.

248. Willeke Michaela Lev Shestov: Unterwegs vom Nichts durch das Sein zur Fülle: Russisch-jüdische Wegmarken zu Philosophie und Religion // Fundamental theologische Studien Bd. 37, Lit Verlag, Berlin, 2006.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.