Отражение духовных исканий английского общества середины XIX в. в творчестве прерафаэлитов тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 07.00.03, кандидат наук Костина, Александра Константиновна
- Специальность ВАК РФ07.00.03
- Количество страниц 274
Оглавление диссертации кандидат наук Костина, Александра Константиновна
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. БРИТАНСКОЕ ОБЩЕСТВО
ПЕРИОДА ЗАВЕРШЕНИЯ ПРОМЫШЛЕННОГО ПЕРЕВОРОТА
§1. Меняющаяся Англия первой половины XIX в
1.1.1. Урбанизация и перемены
в социальной структуре общества
1.1.2. Лондон и его обитатели
1.1.3. Мой дом - моя крепость
§2. Под лозунгом прогресса
1.2.1. Научные открытия и развитие наук
1.2.2. Всемирная выставка 1851 года
§3. Духовная жизнь викторианцев
1.3.1. Традиционные верования
1.3.2. Спиритизм и искусство траура
§4. Восприятие искусства викторианским обществом
ГЛАВА 2. БРАТСТВО ПРЕРАФАЭЛИТОВ.
СУДЬБА ОБЪЕДИНЕНИЯ
§1. «Отцы-основатели» Братства
§2. Братство прерафаэлитов: от создания до роспуска
ГЛАВА 3. ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТИРЫ ВИКТОРИАНСТВА
В ЖИВОПИСИ ПРЕРАФАЭЛИТОВ
§1. Социальная проблематика на полотнах
художников-прерафаэлитов
§2. Отражение гендерных отношений
в изобразительном искусстве прерафаэлитов
§3. Новое видение религиозных тем
в творчестве лидеров Братства
3.3.1. Эволюция религиозных сюжетов в живописи Д. Э. Миллеса
3.3.2. Д. Г. Россетти: от поисков искренности к культу красоты
3.3.3.Христианская тематика в интерпретации У. Х. Ханта
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЯ
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Всеобщая история (соответствующего периода)», 07.00.03 шифр ВАК
Образ Средневековья в культурно-интеллектуальной жизни Англии второй половины XIX-XX веков2020 год, доктор наук Кирюхина Елена Михайловна
Проблемы художественной теории и практики позднего прерафаэлитизма2006 год, кандидат искусствоведения Чура, Екатерина Николаевна
Эстетические концепции британского книжного дизайна второй половины XIX - начала XX вв. в контексте издательской культуры2007 год, кандидат искусствоведения Жебровская, Лариса Вячеславовна
Жанр эссе об искусстве в английской литературе второй половины XIX века2010 год, кандидат филологических наук Загороднева, Кристина Владимировна
Образы итальянского Ренессанса в контексте английской культуры XIX-начала XX века2016 год, кандидат наук Токмачева Полина Анатольевна
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Отражение духовных исканий английского общества середины XIX в. в творчестве прерафаэлитов»
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. В наше время наблюдается тенденция к переоценке культурного наследия: это выражается как в переосмыслении наследия «знаковых» деятелей культуры, так и в обращении к движениям, направлениям в культуре, которые по тем или иным причинам ранее находились в тени. К одной из таких переосмысливаемых находок можно отнести художников, вошедших в историю под именем прерафаэлитов. направление прерафаэлитизм включает в себя несколько этапов, первым из которых было время деятельности Братства прерафаэлитов и их круга, просуществовавшего с 1848 г. по 1853 г., а также деятельность «младшего поколения» прерафаэлитов, работавших в последней трети XIX века. Причем, представители «старшего поколения» прерафаэлитов продолжали работать и после того, как объединявшее их Братство распалось. В нашей работе основное внимание будет сосредоточено на этапе возникновения и существования Братства прерафаэлитов, потому что деятельность этой творческого объединения представляется знаковой для понимания многих тенденций культурной жизни общества, вступавшего в индустриальный период.
Секуляризация общественного сознания привела к заметной корреляции системы ценностных ориентиров, которыми руководствовалось общество, художники-прерафаэлиты оказались активными участниками этого процесса, с юношеской энергией и самоуверенностью взялись за раскрытие болезненных тем в своих произведениях, стремились проповедовать своим искусством, искать новые варианты трактовки и изображения вечных истин, средоточием которых виделась им Библия.
Жизнь и творчество прерафаэлитов представляет интерес в силу того, что их творческая деятельность является своего рода поиском ответов на запросы своего времени. Эти поиски нашли отражение, в первую очередь, в тематике их работ, в их понимании задач искусства и тех требованиях, которые художник должен предъявлять к себе. Судьбы художников -прерафаэлитов представляют собой наглядный пример того, какое место занимал художник как представитель творческой составляющей среднего класса в индустриализирующемся обществе.
История существования прерафаэлитского Братства приходится на начало так называемого Викторианского периода (1837-1901), времени долгого правления королевы Виктории. Понятие «викторианство» было впервые использовано английским писателем Э. П. Худом, автором книги «Век и его архитекторы». Он характеризовал викторианство как «наиболее значительную картину, которую можно увидеть на поверхности Земли»1, имея в виду внешнее процветание Англии в то время.
Закономерным представляется обращение к деятельности одного из самых знаковых явлений викторианской культуры, Братства прерафаэлитов -общества, которое нередко называют первым авангардным движением в искусстве - в контексте социальной истории Викторианской эпохи. Для понимания актуальности избранной темы важным представляется то обстоятельство, что история деятельности творческого объединения художников, известного как Братство прерафаэлитов, отразила многие грани процесса изменения роли искусства и места художника в жизни общества начавшейся индустриальной эпохи.
Актуальность избранной темы заключается, прежде всего, в том, что изучение этого творческого объединения, деятельности его участников позволяет осветить определенный пласт изменений в социокультурной жизни британского общества периода завершения промышленной революции и начала его развития на новом этапе. Кроме того, изучение деятельности прерафаэлитов дает возможность показать, какие задачи ставили перед собой художники с точки зрения содержательной стороны творчества, в чем они видели смысл своей деятельности, и как это вписывалось в духовную жизнь общества, в котором они жили.
Степень изученности проблемы. Трудно однозначно ответить на вопрос, сколь основательно изучена история прерафаэлитов. Обширная литература, относящаяся к рассматриваемому историческому периоду, делится на историческую, посвященную проблемам политики, экономики, бытовой жизни, социальным процессам, и искусствоведческую, в которой рассматри-
1 Цит. по: Фадеева Л. А. «Профессиональный класс» в английской социальной истории XIX в. // Новая и новейшая история. М., 1998. №4. С. 55.
ваются особенности произведений искусства, отчасти жизнь и судьбы тех, кто эти произведения создавал.
Искусствоведами и историками искусства много написано о творчестве и жизни художников-прерафаэлитов, но выбранный в данном случае подход потребовал знакомства с разными сторонами жизни того общества, в котором они жили и работали. Поэтому неизбежным стало обращение к литературе, рассматривающей политическую, экономическую, социальную историю интересующего периода и почти или совсем не касающейся вопросов духовной и культурной жизни, не содержащей даже упоминания о прерафаэлитах.
Знакомство с тем научным материалом, на котором базируется данное исследование, правомерно начать с характеристики литературы, в которой дается картина места и времени, когда существовало Братство прерафаэлитов. Среди работ общего характера, затрагивающих вопросы места и роли Великобритании и британского общества в жизни своего времени следует упомянуть следующие: коллективный труд «История Европы», пятый том которого посвящен XIX в., монографии Ф. Броделя «Грамматика цивилизаций» и Р. Осборна «Цивилизация. Новая история западного мира» и ряд других2. Для осмысления общей картины эпохи промышленной революции в Англии середины XIX в. большую ценность имели труды исследователей истории Британии, например, работы Д. Блэка «История Британских островов», Р. Иглза «История Англии», Х. Перкина «Истоки современного английского общества»3.
Поскольку политическая жизнь страны во многом определяла изменения в менталитете общества, корректировала процесс духовных его исканий, совершенно необходимо было знакомство с проблемами политической истории Соединенного Королевства4. Для осмысления политических процессов, пар-
История Европы. Т.5: От Французской революции конца XVIII века до Первой мировой войны / Под ред. С.П. Пожарской, А.С. Намазовой М., 2000; Дэвис Н. История Европы. М., 2005; Бродель Ф. Грамматика цивилизаций. М., 2008; Бриггс Э., Клэвин П. Европа нового и новейшего времени. С 1789 года и до наших дней. М., 2006; Осборн Р. Цивилизация. Новая история западного мира. М., 2010.
3 Perkin H. The Origins of Modern English Society. N. Y., 2002; Блэк Дж. История Британских островов. СПб., 2008; ИглзР. История Англии, М., 2010.
4 См. например: Туполева Л. Ф. Движение за парламентскую реформу 1832 года в Англии // Из истории европейского парламентаризма. Великобритания. М., 1995.
ламентского развития и взаимоотношений власти и общества в Великобритании полезным оказалось знакомство с работами М.П. Айзенштат5, посвященными политической и социальной жизни Соединенного Королевства периода парламентских реформ.
Для понимания рассматриваемых в диссертации проблем особенно значимыми стали исследования, посвященные социальной истории. Для британской историографии социальной истории одной из первых значимых работ стала монография Д.М. Тревельяна «Социальная история Англии от Чосера до королевы Виктории»6, появившаяся около ста лет тому назад. В настоящее время признается, что именно этот автор указал, что в культуре Викторианского периода наличествовали две, примерно равнозначные, системы ценностных ориентиров. Одна из них опиралась на аристократические ценности, а другая - на идеалы среднего класса.
Основные тенденции социальной истории английского общества нового времени рассматриваются многими современными исследователями, примером чему служит монография Э. Роула «Современная Британия. Социальная история» , посвященная истокам того, что представляет собой социальная картина состояния британского общества. По мнению автора, период, охватывающий две трети XIX в. и именуемый Викторианская эпоха, представляет собой особый этап в истории британского общества.
Английский историк Э. Хобсбаум известен, прежде всего, как автор трехтомного сочинения о «долгом XIX веке», который охватил время с 1789 по 1914 гг., от Великой французской революции до Первой мировой войны. В нашем случае наиболее важной оказалась работа «Век капитала» , в которой исследователь проследил развитие Европы с 1848 по 1875 гг.
Исследование Э. Хобсбаума отличается тем, что история Европы была рассмотрена не как история отдельных государств, а некая обобщенная, «синтетическая история», в которой выделены процессы, общие для всех
5 Айзенштат М.П. Британский парламент и общество в 30-40-х гг. XIX века. М., 1997; она же. Великобритания нового времени. Политическая история. М., 2002.
6 Тревельян Д. М. Социальная история Англии: от Чосера до королевы Виктории. М., 1959.
7 Royle E. Modern Britain: A Social History 1750-2011. L., 2012.
8 Хобсбаум Э. Век капитала. Ростов-на-Дону, 1999.
национальных сообществ, причем большое внимание уделяется культуре, как важной определяющей общественного состояния. В монографии «Век капитала», в частности, прослеживается влияние, которое оказала промышленная революция на процессы, происходившие в духовной сфере. Для нашей работы особую ценность представляет та часть книги Э. Хобсбаума, которая посвящена анализу основных культурных тенденций рассматриваемой эпохи, в частности, проблеме изменения роли и места искусства и творца в жизни общества.
Среди работ, освещающих все грани общественной и частной жизни, были привлечены монографии Д. Беста «Средневикторианская Британия», Э. Бриггса «Век усовершенствований», «Социальная история Англии»9. В этих работах в той или иной степени внимание сосредоточено на том, что казалось главным в жизни британского общества середины XIX в., - прогрессе всех сторон жизни, торжествующем усовершенствовании общества. Э. Бриггс, прежде всего, определяет хронологические границы Викторианской эры, считая типично Викторианским период, охватывающий 18511875 гг. Основным показателем викторианства признается торжество социального и экономического индивидуализма и либеральной политической культуры.
В отечественной науке социальной истории Англии не уделялось особого внимания. Через призму социокультурной жизни прослеживается история британского общества в работе Л. Кертмана «География, история и культура Англии». Известный советский англовед старался показать разные уровни культурной жизни английского, а потом британского общества, их взаимоотношение с политическими и социально -экономическими процессами10.
В другой работе этого автора разрабатывалась мысль о двух течениях (демократическом и буржуазном) в культурной жизни стран Запада нового времени, преимущественно периода становления индустриального общества11. Эта монография дает немало интересных подходов и трактовок про-
9 Best G. Mid-victorian Britain. 1851-1875. L., 1971; Briggs A. The Age of Improvement, 17831867. L.; N.Y., 1979; Briggs A. А Social History of England. L., 1983.
10 Кертман Л.Е. География, история и культура Англии. М., 1979.
11 Кертман Л.Е. История культуры стран Европы и Америки. М., 1987.
цессов культурной жизни, многие из которых не утратили своего значения по сию пору.
Обращение к изучению отдельных социальных слоев обозначилось в историографии еще на рубеже XIX и XX вв. Сначала исследователи концентрировали внимание на истории угнетаемых низов общества. Однако со временем, особенно в последние десятилетия XX в., историки, как зарубежные, так и отечественные, стали уделять внимание разным социальным слоям, в том числе и людям творческих профессий12.
В наши дни история культуры получила мощный импульс в связи с развитием целого ряда исторических дисциплин, оформившихся под знаком новой культурной истории. Приемы новой культурной истории позволяют рассматривать памятники искусства в органической связи с социокультурной жизнью породившего их общества, через призму общественных настроений, устремлений и иллюзий. В отличие от историков, стремившихся проследить общую тенденцию социокультурного развития, историки следующих поколений почувствовали необходимость конкретизации своего материала. Применительно к рассмотрению проблем, затрагиваемых в данной диссертационной работе, особую ценность представляют труды по гендерной истории, истории повседневности, урбан-истории.
В рамках гендерной истории написано немало интересного с точки зрения рассматриваемых в данной диссертации проблем. Решению проблем, связанных с пониманием места викторианских женщин в жизни семьи и общества, помогли работы зарубежных и отечественных авторов, обращавших-
13
ся к данной проблеме . Особый интерес в контексте рассматриваемой про-
12 Например: Landow G.P. The Power of the Press and Victorian Art Criticism URL: http://victorianweb.org/authors/ruskin/finearts/criticism4.html (дата обращения 20.02.2016); idem. Victorian Art Criticism and the Rise of the Middle-class audience URL: http://victorianweb.org/authors/ruskin/finearts/criticisml.html (дата обращения 20.02.2016); Фадеева Л.А. Очерки истории британской интеллигенции. Пермь, 1995; она же. «Профессиональный класс» в английской социальной истории XIX в. // Новая и новейшая история. 1998. №4. С. 43-65; Алябьева Л. Литературная профессия в Англии 16-19 веков. M., 2004.
13 Например: Branca P. Silent Sisterhood. Middle-class Women in the Victorian Home. Pittsburgh, 1975; Rees B. The Victorian Lady. L.; N.Y., 1977; Lee E. Fallen Women in Victorian Art URL: Victorianweb.org (дата обращения: 23.04.2014); Nicoletti L. J. Downward Mobility: Victorian Women, Suicide, and London's "Bridge of Sighs" URL:
8
блематики имело знакомство с 4-м томом коллективного труда «История
0 14
женщин на Западе» , в котором представлена как социальная реальность гендерных отношений интересующего периода, так и отражение этой реальности в идеалах времени.
Необходимо отметить работы Л.П. Репиной15, которые в немалой степени способствовала тому, чтобы определить и оценить ценностные ориентиры гендерных отношений рассматриваемого периода, понять мотивы, которыми руководствовались художники-прерафаэлиты, выбирая сюжеты своих картин, связанных очень часто с темой «женской доли», и их трактовку.
Одним из активно развивающихся направлений современной историографии является урбан-история, предполагающая рассмотрение истории города как определенного целостного феномена. История Лондона дает для этого богатейшие возможности. Историческая судьба столицы Соединенного Королевства XIX в. привлекла внимание таких исследователей, как Д. Флан-дерс, П. Акройд, Л. Пикард. В частности, книга Д. Фландерс «Викторианский город: повседневная жизнь в Лондоне Чарльза Диккенса»16 посвящена будням английской столицы в XIX в., представленным на страницах романов великого английского писателя. Внимание сосредоточено на описаниях и характеристиках тех, кто ходил, а не ездил по улицам Лондона.
17
Монография П. Акройда «Лондон: Биография» среди использованной литературы является наиболее масштабным сочинением, в котором автор рассмотрел столицу Соединенного Королевства, как рассматривал бы историю живого организма, который растет и развивается, со времен зарождения
http://www.literarylondon.org/london-j ournal/march2004/nicoletti. html (дата обращения : 12.03.2016); Дронова Н. В., Малахова О. А. Женщина в семье в Викторианской Англии // От мужских и женских к тендерным исследованиям: материалы междунар. науч. конф. 20.04. 2001.Тамбов, 2001. С. 18-21; Абрамс Л. Формирование европейской женщины новой эпохи. 1789-1918. М., 2011; Пушкарева Н. Л. История повседневности: предмет и методы // Социальная история. Ежегодник, 2007. М., 2008. С. 9-21.
14 История женщин на Западе: в 5 т. Т 4: Возникновение феминизма: от Великой французской революции до Мировой войны / Под общ ред. М. Перро. СПб., 2015.
1 Репина Л. П. Женщины и мужчины в истории: Новая картина европейского прошлого. М., 2002; она же. Гендерная история: итоги и перспективы // Репина Л. П. Историческая наука на рубеже XX-XXI вв.: социальные теории и историографическая практика. М., 2011. С. 503-546.
16 Flanders J. The Victorian City: Everyday Life in Dickens London. L., 2012.
17 Акройд П. Лондон. Биография. М., 2005.
к временам расцвета - формированию столицы империи, викторианского мегаполиса, посвящая отдельные главы отдельным сюжетам: лондонские отверженные и кокни, развлечения, преступления и наказания.
Подземной части Лондона посвящена одна из последних работ
18
П. Акройда «Подземный Лондон. История, притаившаяся под ногами» . Автор проводит аналогию с мифическим подземным миром, где «чудесное и чудовищное перемешано»19, что проявилось не только в постоянной угрозе болезней, вызванных состоянием канализации, но и слухах о помоечниках и крысоловах, казавшихся воплощением мифического подземного народца. С другой стороны, во второй половине XIX в. жизнь на улицах Лондона оказалась связанной с подземной его частью: были проложены станции первого метро, которое было одним из чудес индустриального мира.
Ключевые эпизоды истории Лондона освещены в книге Б. Удэна «Лондон. Биография города»20. Для осмысления исследуемой в нашей работе темы несомненный интерес представили те главы, которые касались изменений архитектурного облика британской столицы на протяжении XIX в. и одному из главных событий культурной жизни Соединенного Королевства (и Запада в целом) - Всемирной выставке 1851 г.
Л. Пикард одну из своих книг о Лондоне посвятила тому, как столица
21
выглядела в Викторианскую эпоху. «Викторианский Лондон» охватывает жизнь столицы в 40-70-х гг. XIX в. Цель автора - восстановить повседневную жизнь города, заострив внимание на запахах, звуках и ощущениях. Л. Пикард описывает жизнь всех представителей общества от королевской семьи до представителей низов и будничную жизнь во всех ее деталях. «Портрет» викторианского города, созданный Л. Пикард имеет особую ценность из-за большого количества включенных в текст свидетельств современников: среди них как известные сочинения Генри Мэйхью и Артура Манби, так и более редкие материалы: дневники, мемуары, письма, хранящиеся в английских архивах и на данный момент неопубликованные. Кроме того, Л. Пикард
18 Акройд П. Подземный Лондон. История, притаившаяся под ногами. М., 2014.
19 Там же. С. 10.
20 Удэн Б. Биография города. Слава, испытания, тайны. СПб., 2009.
21 Пикард Л. Викторианский Лондон. М., 2011.
написала ряд статей по Викторианской Англии для Британской библиотеки, они посвящены отдельным проблемам указанного периода и дополняют сведения из монографии автора22.
Отдельный, но весьма значимый эпизод из жизни Лондона освещает
23
статья Т. Праша «Весь мир в одном городе: Лондон в 1851 году» , посвященная истории организации и проведения Всемирной выставки 1851 г.
Особое внимание исследователей на протяжении последних десятилетий XX в. привлекает история повседневности. Основные проявления и направления культуры повседневности в интересующий нас период четко, но очень схематично обозначены в небольшой статье Е.В. Зброжека «Викторианство в контексте культуры повседневности»24. Знакомство с этой статьей позволяет свободнее ориентироваться в обширном конкретно -историческом материале других работ, посвященных этой теме.
Особый интерес для осмысления основ повседневного быта и культуры повседневности викторианского общества представляет монография «Викто-рианцы у себя дома» Э. Бартон25. Также среди работ, написанных в традициях истории повседневности, важно упомянуть многотомное издание «История повседневной жизни»26, один из томов которого посвящен XIX в.
Книга Р. Гудман «Как быть викторианцем»27 позволяет восстановить весь день из жизни англичанина XIX в.: от момента пробуждения и до заката. Свою подачу материала она объяснила тем, что детали жизни, например, старинные руководства по шитью или одежда, неизменно приводят исследователя к более широким обобщениям об экономической и социальной жизни,
22 Picard L. Travel, Transport and Communications URL: http://www.bl.uk/victorian-britain/articles/travel-transport-and-communications (дата обращения: 10.02.2016); idem. The Great Exhibition URL: http://www.bl.uk/victorian-britain/articles/the-great-exhibition (дата обращения 28.01.2016)
3 Праш Т. Весь мир в одном городе: Лондон в 1851 году // Новое литературное обозрение. М., 2004. № 70. 142-158.
24 Зброжек Е.В. Викторианство в контексте культуры повседневности // Известия Уральского государственного университета. № 35. Гуманитарные науки. Вып. 9. Культурология 2005. С. 28-44.
25 Burton E. The Early Victorians at Home, 1837-1861. L., 1972.
26 A History of Private Life. Vol. IV. From the Fires of Revolution to the Great War / ed. M. Perrot. L., 2004.
21 Goodman R How to Be a Victorian. L., 2013.
концентрируя внимания на той обстановке, в которой разворачивалась жизнь.
Знакомство с условиями существования англичан рассматриваемого периода служит, прежде всего, тому, чтобы понять, в каких условиях протекала духовная жизнь британцев. Ведь в центре внимания нашей работы было стремление понять, в какой среде, в какой духовной атмосфере возникло и существовало Братство прерафаэлитов. Для этого очень важно было узнать религиозную ситуацию в британском обществе того времени. Осмыслению этого способствовало изучение общих тенденций религиозной жизни стран Запада28.
Наиболее интересной, важной и сложной представляется проблема духовных поисков: религиозная жизнь адаптировалась к новым условиям существования общества. Религиозный контекст не мог не затронуть прерафаэлитов. Важными для данного исследования оказались работы по истории оксфордского движения и о его лидере Джоне Генри Ньюмене (1801-1890). В Англии деятельность кардинала Ньюмена рассматривается как один из ключевых моментов религиозной жизни XIX в. и стала предметом многочислен-
29
ных исследований29. В отечественной науке Д. Г. Ньюмену посвящены несколько статей обзорного характера30.
Обращаясь к духовной жизни общества, нельзя обойти вниманием и отношение людей к отдельным циклам жизни, в частности, смерти, поскольку именно к ней проявляли особый интерес жители викторианской Англии. Этому вопросу посвящена работа Ф. Арьеса «Человек перед лицом смер-
28 Бедуэлл Г. История церкви. М., 1996; Жудинова Е.В. Религии мира. Католицизм. М., 2006; она же. Религии мира. Протестантизм. М., 2006.
29 Rigg J. H. Oxford High Anglicanism and Its Chief Leaders. L., 1899; Ollard S. L. A Short History of the Oxford Movement. L., 1915; DuffyE. Hero of the Church. URL: http://www.nybooks.com/articles/archives/2010/dec/23/hero-church/ (дата обращения 24.11.2015); Poston L. Newman's Tractarian Homiletics // Anglican Theological Review. Chicago, 2005. Vol. 87. No. 3. P. 399-421.
30 Водовозов В. В. Эмансипация католиков в Англии // Энциклопедия Брокгауза и Евфро-на. Т. 40а. СПб., 1904. С. 708-709; Соловьева Т. Оксфордское движение: Борьба за церковное возрождение в Англии. URL: http://aliom.orthodoxy.ru/arch/025/025-solov.htm (дата обращения: 28.08.2015).; Маркович К. Джон Генри, кардинал Ньюмен. URL: http://www.bogoslov.ru/text/649027.html (дета обращения 19.08.2015)
ти» . Автор, рассматривая период «с архаических времен» вплоть до XX в., выделил 5 этапов, отражающих изменение восприятия смерти в разные периоды. Четвертый из этапов, условно названный «смерть твоя», по мнению автора, отражает укрепление в обществе нового времени восприятие загробного мира как места встречи с ушедшими близкими людьми.
Весьма интересный аспект менталитета викторианского общества представляет повышенный интерес к спиритуализму. В современной науке отношение к этому явлению обычно скептическое (показательны, например, высказывания Л. Пикард в «Викторианском Лондоне»). Однако работы Г. Бирн32, Бьюклэнда33 позволяют составить представление об этом увлечении викторианцев, и определить его значение в духовной жизни.
Очень важной в контексте рассматриваемой темы оказалась монография американского автора Д. Лоуэнталя «Прошлое, чужая страна»34, в которой затрагивается проблема восприятия прошлого людьми Викторианской эпохи, такой специфической ее черте как стремление и умение видеть настоящее через призму истории, а ведь обращение к прошлому было важной составляющей творчества прерафаэлитов.
Понять Братство прерафаэлитов без знакомства с идеями таких властителей дум нескольких поколений британцев (и не только британцев), какими были Т. Карлейль и Д. Рескин, невозможно. Причем, следует учитывать, что влияние Т. Карлейля было, скорее, опосредствованным, воспринимаемым через сочинения Д. Рескина. Из обширного круга литературы, посвященной Т. Карлейлю и Д. Рескину, в нашем случае была использована та, в которой четче обозначена проблема влияния этих мыслителей на членов Братства прерафаэлитов. Из ранних работ следует упомянуть работу М. Уорда «Пророки XIX столетия: Карлейль. Рескин. Толстой». В русском переводе она вышла под названием: «Три биографии»35. Кроме этого обязательно следует назвать,
31 Арьес Ф. Человек перед лицом смерти. М., 1992.
32 Byrne G. Modern Spiritualism and Church of England, 1850-1939. Woodbridge, 2010.
33 Buckland R The Spirit Book: the Encyclopedia of Clairvoyance, Channeling and Spirit Communication. Canton, 2005.
34 Лоуэнталь Д. Прошлое чужая страна. СПб., 2004.
35 УордМ. Три биографии: Томас Карлейль, Джон Рескин, Лев Толстой. М., 1900.
книги Н. И. Кареева и Д. Саймонса о Карлейле36, дающие развернутые характеристики идейного наследия этого оригинального мыслителя, особенно значимые в контексте того влияния, которое он имел на творчество художников -прерафаэлитов.
Вопрос о взаимоотношениях Джона Рескина и прерафаэлитов рассматривается в работах нескольких англоязычных и отечественных авторов, рабо-
37
тавших в разное время . Этапной в отечественном изучении данной проблематики стала монография Г. В. Аникина38. Исследование дает картину развития эстетических идей Д. Рескина, оригинально истолковавшего переход от романтизма к реализму, взаимосвязи литературы и живописи. Относительно влияния идей Д. Рескина на прерафаэлитов автор заметил: «В искусстве прерафаэлитов... «романтический мир» соединяется с научной, натуралистической верностью деталям и фактам»39, а такой подход был свойственен для почитаемых Рескиным готических мастеров.
Похожие диссертационные работы по специальности «Всеобщая история (соответствующего периода)», 07.00.03 шифр ВАК
Культурно-эстетические аспекты проблемы человека в позднем английском романтизме2000 год, кандидат культурол. наук Дубовик, Наталья Владимировна
Творческий метод Эдварда Берн-Джонса и тенденции историзма в английской художественной культуре второй половины XIX века2004 год, кандидат искусствоведения Броновицкая, Анна Юлиановна
Феномен настольных часов в культуре Викторианской Англии. Историографический аспект2016 год, кандидат наук Дякив, Оксана Викторовна
Литературно-критическая теория Эзры Паунда 1910-х гг.: Истоки и процесс формирования2000 год, кандидат филологических наук Петров, Сергей Анатольевич
"Королевские идиллии" А.Теннисона в контексте "артуровского возрождения" в английской литературе XIX века2003 год, кандидат филологических наук Петрова, Наталья Викторовна
Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Костина, Александра Константиновна, 2017 год
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ Источники:
1. 24 hours in the Past (BBC1, 2015).
2. Atkinson J. B. The London Art-Season // Blackwood's Edinburgh Magazine. L., 1865. Vol. 98. Р. 234-253.
3. Babbage Ch. Nineteenth Treatise. URL: http://darwin-online.org.uk/converted/Ancillary/1838_Bridgewater_A25/1838_Bridgewater_A2 5.html
4. Bartlett W. London by Day and Night. L., 1852. URL: http://www.victorianlondon.org/publications/dayandnight-5.htm
5. Beeton I. The Book of the Household Management. L., 1861.
6. Brown F. M. Ford Madox Brown Diary 1844-1856 // Pre-Raphaelite Diaries and Letters. L., 1900. Р. 51-204
7. Cambridge Camden Society. A Few Words to Church Builders. Cambridge, 1841.
8. Chambers R. Vestiges of the Natural History of Creation. N.Y., 1845.
9. Cole H. Hand-Book for the National Gallery. L., 1847.
10. Conybeare W. J. Church Parties // Edinburgh Review. 1853. Vol. 98. №200. Р. 273-342.
11. Darwin Ch. The Descent of Man, and Selection in Relation to Sex. URL: http ://www. gutenberg. org/cache/epub/2300/pg23 00.html
12. Exhibition of the Old Masters at Brume Institution. URL: http ://archive. spectator.co. uk/article/17th-june-1848/17/fine-arts
13. Ford M. F. Ford Madox Brown. A Record of His Life and Work. L., 1896.
14. Frith W. P. My Autobiography and Reminiscences. N.Y., 1888.
15. Full Steam Ahead! How Railways Made Britain (BBC2, 2016).
16. Hogben J. Hogben's Strangers Guide to London or a Brief Account of All Principal. L., 1850.
17. Hunt W. H. Pre-Raphaelitism and Pre-Raphaelite Brotherhood. Vol. 1. N.Y., 1914.
18. Jameson A. Sacred and Legendary Art. Boston; N.Y., 1900.
19. John Ruskin // Crayon. Vol. 4. L., 1857. P. 329-336.
20. Letter from H. C. Watson to Ch. Darwin, 21 November, 1859. URL: http ://www. darwinproject. ac. uk/entry-2540
21. Lord Amberley. Experiences of Spiritualism // The Fortnightly Review. Vol. XV. L., 1874. P. 82-92.
22. Loudon J. C. Miscellanious Notices Respecting the Competition Designs for the New Houses of Parliament // Architectural Magazine. L., 1836. Vol. 3. P. 103-108.
23. Lycett A. Wilkie Collins: Life of Sensation. L., 2013.
24. Maslen T. J. Suggestions for the Improvement of Our Towns and Houses. L., 1843.
25. Millais J. G. The Life and Letters of Sir John Everett Millais, President of Royal Academy. Vol. 1. N.Y., 1899
26. Murray J. The World of London. URL: http ://www.victorianlondon. org/houses/suburbs.htm
27. New Houses of Parliament. URL: http ://hansard.millbanksystems .com/lords/1835/jun/15/new-houses-of-parliament
28. New Station of the London and North-Western Railway, Euston-Square. URL: http://www.victorianlondon.org/transport/eustonstation.htm
29. Newman J. H. Apologia pro Vita Sua. L., 1912.
30. Paley W. Natural Theology or Evidences of the Existence and Attributes of the Deity Collected from the Appearances of Nature. N.Y., 1879.
31. Pictures of the Season // Blackwood's Edinburgh Magazine. Vol. 68. L., 1850. P. 77-93.
32. Railway Traveller's Handy Book of Hints, Suggestions and Advice before the Journey, on the Journey and after the Journey. L., 1862.
33. Report of the Comissioners on the Fine Arts with Appendix. Presented to Both Houses of Parliament, by Command of her Majesty // Paintings Westminster Review. Vol XLIV. N.Y., 1845. P. 43-71.
34. Rossetti D. G. His Family-Letters with a Memoir by William Michael Rossetti. Vol. 1. Boston, 1895.
35. Rossetti W. M. Dante Rossetti and Elizabeth Siddal // Burlington Magazine. L., 1903. Vol. 1. P. 273-295
36. Rossetti W. M. P.R.B. Journal // Pre-Raphaelite Diaries and Letters. L., 1900. P. 205-305
37. Rossetti W. M. Pre-Raphaelite Diaries and Letters. L., 1900.
38. Rossetti W. M. Pre-Raphaelitism. URL: http ://www. engl. duq.edu/servus/PR_Critic/SP4oct51.html
39. Ruskin J. Pre-Raphaelitism. URL: http://www.liverpoolmuseums.org.uk/podcasts/pre-raphaelitism_ruskin.aspx
40. Ruskin J. The Awakening Conscience // Works of John Ruskin. Vol. 12. L., 1904. P. 333-335.
41. Ruskin J. Lectures on Architecture and Painting Delivered at Edinburgh in November 1853. L., 1855.
42. Ruskin J. The Storm Cloud of the XIXth Century. URL: https://www.wwnorton.com/college/english/nael/noa/pdf/27636_Vict_U08_Ruskin .pdf
43. Seward J. The Purpose and Tendecy of Early Italian Art. URL: http://www.gutenberg.org/files/17649/17649-h/17649-h.htm
44. Spiritualism as Related to Religion and Science // Frazer's Magazine. Vol. 71 (January 1865). L., 1865. P. 22-42
45. Stephens F. G. Dante Gabriel Rossetti. L., 1894.
46. Stephens F. G. Exhibition of the Works of Sir J. E. Millais. L., 1886.
47. Surtees V. The diary of Ford Madox Brown. L., 1981.
48. The Bridgewater Treatises On the Power Wisdom and Goodness of God as Manifested in the Creation. URL: http ://www. victorianweb. org/s c ienc e/bridgewater. html
49. The British Metropolis in 1851: a Classified Guide to London, so Arranged as to Show, in Separate Chapters, Every Object in London Interesting to Special Tastes and Occupations. L., 1851.
50. The Religion of Queen Victoria. URL: http ://archive.thetablet.co. uk/article/11th-may-1901/27/the-religion-of-queen-victoria
51. Troxell J.C. Three Rossettis: Unpublished Letters to and from Dante Gabriel, Christina, William. L., 1937.
52. Tupper L. The Subject in Art No II. URL: http://www.gutenberg.org/files/17649/17649-h/17649-h.htm
53. Victorian Farm (BBC2, 2009).
54. Victorian Pharmacy (BBC2, 2010).
55. Wallace A. R. Notes on the Growth of Opinion as to Obscure Physical Phenomena during the Last Fifty Years. URL: http ://people.wku. edu/charles. smith/wallace/S478. htm
56. Венгерова З. А. Литературные характеристики. Т. 1-3. СПб., 18971907.
57. Дарвин Ч. Воспоминания о развитии моего ума и характера (Автобиография) // Собрание сочинений: в 9 т. Т. 9. М., 1959. С. 166-242.
58. Диккенс Ч. Старые лампы взамен новых // Иностранная литература. М., 2013. №5. С. 206-211.
59. Карлейлъ Т. Прошлое и Настоящее. URL: http ://www. gumer. info/bibliotek_Buks/Culture/karl2/01. php
60. Конан Дойл А. История спиритуализма. М., 1998.
61. Поэтический мир прерафаэлитов / сост. М. Я. Бородицкая, Г.М. Кружков, О.В. Синицына. М., 2013.
62. Рескин Д. Лекции об искусстве. М., 2008
63. Рескин Д. Сезам и Лилии. М., 1901.
64. Рескин Дж. Искусство и действительность. М., 1910.
65. Россетти Д. Г. Дом Жизни. Поэзия. СПб., 2005.
66. Россетти Д. Г. Письма 1836-1881. СПб., 2005.
67. Россетти У. М. Братство прерафаэлитов // Прерафаэлиты: мозаика жанров. М., 2013. С. 190-195.
68. Стасов В.В. Искусство XIX века. URL: https://litlife. club/bd/?b=201588
69. Теккерей У.М. Ньюкомы. URL: http ://www. lib. ru/INPROZ/TEKKEREJ/tekkerei8.txt
70. Теннисон А. Волшебница Шалотт. М., 2007.
Справочная литература.
1. Barringer T., Rosefeld A. Smith A. Pre-Raphaelites: Victorian Avant-Garde. L., 2012.
2. Dictionary of Art Historians URL: https://dictionaryofarthistorians.org
3. Dictionary of National Biography, 1885-1900. Vol. 50. URL: https://en.wikisource. org/wiki/Dictionary_of_National_Biography,_1885 -1900/Vol_50_Russen_-_Scobell
4. Jiminez J. B. Dictionary of Artists' Models. L., 2001.
5. Manson J. B. Frederick George Stephens and Pre-Raphaelite Brothers. L., 1920.
6. The Encyclopaedia Britannica: a Dictionary of Sciences, Literature and General Information. Vol. 19 of 29. Cambridge; N.Y., 1911.
7. Victorian London Dictionary URL: http://www.victorianlondon.org/index-2012.htm
8. Wood Ch. Dictionary of Victorian Painters. Woodbridge, 1971.
9. Каталог выставки «Прерафаэлиты: викторианский авангард»/под ред. А Познанской, Э. Смит. М., 2013.
10. Мосин И. Г. Прерафаэлизм: иллюстрированная энциклопедия. М., 2006.
11. Роуз И. История Англии. Подробный справочник по истории. М., 2010.
12. Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона в 86 т. Доп. Т. 1. СПб., 1905. URL: https://ru.wikisource. org/wiki/ЭСБЕ/Венгерова,_Зинаида_Афанасьевна
Исследования:
1. 11 of history strangest inventions URL: http://all-that-is-interesting.com/strangest-inventions/2
2. A History of Private Life. Vol. IV. From the Fires of Revolution to the Great War / ed. M. Perrot. L., 2004.
3. Amor A. C. William Holman Hunt. The True Pre-Raphaelite. L., 1989.
4. Angeli H. R. Dante Gabriel Rossetti: His Friends and Enemies. L., 1949.
5. Art Gallery of South Australia URL: http://www.artgallery.sa.gov.au
6. Art UK URL: https://www.artuk.org/
7. Ashmolean. Museum of Art and Archeology URL: http ://www. ashmolean. org
8. Baldry A. L. Sir John Everett Millais, His Art and Influence. L., 1899.
9. Banerjee J. The Great Housing Boom: Housing in Victorian England. URL: http://www.victorianweb.org/art/architecture/homes/housing1.html
10. Barringer T. Reading the Pre-Raphaelites. New Haven, 2012.
11. Becker E., Prettejohn E., Treuherz J. Dante Gabriel Rossetti. N.Y., 2010.
12. Berke P.The Fabrication of Luis XIV. New Haven, 1992.
13. Best G. Mid-Victorian Britain. 1851-1875. Frogmor, 1971.
14. Birchall H. Pre-Raphaelites. Koln, 2010.
15. Birmingham Museum and Art Gallery URL: http ://www.bmagic .org.uk
16. Branca P. Silent Sisterhood. Middle-class Women in the Victorian Home. Pittsburgh, 1975.
17. Briggs A. The Age of Improvement, 1783-1867. L.; N. Y., 1979.
18. Briggs A. A Social History of England. L., 1983.
19. Buckland R. The Spirit Book: the Encyclopedia of Clairvoyance, Channeling and Spirit Communication. Canton, 2005.
20. Burton E. The Early Victorians at Home, 1837-1861. L., 1972.
21. Byrne G. Modern Spiritualism and Church of England, 1850-1939. Woodbridge, 2010.
22. Cambridge University Press. URL: https://www.cambridge.org
23. Cliffird D. Jean Baptiste Lamarck. URL: http ://www.victorianweb.org/science/lamarck1. html
24. Cook E. T. Wedderburn A. The Works of John Ruskin. L., 1919.
25. Crook J. M. The Crystal Palace's Influence upon Victorian Architecture and Architects. URL: http://victorianweb.org/history/1851/arch1.html
26. Cruise C. Pre-Raphaelite Drawing. L., 2012.
27. Delaware Art Museum. URL: http://www.delart.org/
28. Duffy E. Hero of the Church. URL: http://www.nybooks.com/articles/archives/2010/dec/23/hero-church/
29. Endersby J. Victorian Botany: an Introduction. URL: http://www.victorianweb.org/victorian/science/botany/1.html
30. Evans R. The Victorians: Religion and Science. URL: http://www.gresham.ac.uk/lectures-and-events/the-victorians-religion-and-science
31. Flanders J. Slums. URL: http://www.bl.uk/romantics-and-victorians/articles/slums
32. Flanders J. The Victorian City: everyday life in Dickens London. L., 2012.
33. Ford M. F. Pre-Raphaelite Brotherhood: a Critical Monograph. L., 1920.
34. Fowl F. The Vale of Rest. URL: http ://www.tate. org. uk/art/artworks/millais-the-vale-of-rest-n01507/text-summary
35. Fredeman W. Pre-Raphaelitism A Bibliocritical Study. Cambridge, 1965.
36. Fry R. French, Flemish and British Art. N.Y., 1951.
37. Gaunt W. The Pre-Raphaelite Tragedy. L., 1948.
38. GillettP. The Victorian Painter's World. Gloucester, 1990.
39. Gissing A. S. William Holman Hunt. A biography. L., 1936.
40. Goodman R. How to Be a Victorian. L., 2013.
41. Grieve A. I. the Pre-Raphaelite Brotherhood and the Anglican High Church // Burlington Magazine. L., 1969. Vol. 111, No. 794. P. 292-295
42. Harlaw J. The Charm of Millais. L., 1900.
43. Hart T.E. Erasmus Darwin. URL: http ://www. victo rianweb. o rg/s c ienc e/edarwin. html
44. Hill R. A Victorian Novel in Stone. URL: http://www.wsj.com/articles/SB123758504383299443
45. Hilton T. The Pre-Raphaelites. L., 2010.
46. History of London. The Great Exhibition. URL: http ://www.history.co. uk/study-topics/history-of-london/the-great-exhibition
47. Hobsbawm E. Industry and Empire. L., 1999.
48. Hough G. the Last Romantics. L., 1947.
49. Houghton W. E. The Victorian Frame of Mind, 1830-1870. New Haven; L., 1957.
50. Hudson K. A Social History of the Museums: What the Visitors Thought. L., 1875.
51. Jacobi C. Tate Painting and stereoscopic photography URL: http://www.tate.org.uk/whats-on/tate-britain/display/bp-spotlight-poor-mans-picture-gallery-victorian-art-and-stereoscopic/essay
52. John Leech sketch archives from "Punch" URL: http://www.john-leech-archive.org. uk/archive. htm
53. Keble College University of Oxford URL: http://www.keble.ox.ac.uk (дата обращения 1.03.2016)
54. Kitson Clark G. The Making of Victorian England. L., 2013.
55. Knight W.A. Six Lectures on Some Nineteenth Century Artists, English and French, Delivered at the Art Institute of Chicago. Chicago, 1909.
56. Lady Lever Art Gallery URL: http ://www. liverpoolmuseums. org. uk/ladylever/
57. Lambourne L. Victorian Painting. L., 1999.
58. Landow G. P. Broad Church Party in the Church of England. URL: http ://www.victorianweb. org/religion/brdchrch. html
59. Landow G. P. Doctrines of Evangelical Protestantism. URL: http ://victorianweb. org/religion/evangel2.html
60. Landow G. P. The Power of the Press and Victorian Art Criticism. URL: http ://victorianweb. org/authors/ruskin/finearts/critic ism4. html
61. Landow G. P. Victorian Art Criticism and the Rise of the Middle-class Audience. URL: http://victorianweb.org/authors/ruskin/finearts/critic ism1.html
62. Lang C. Y. Pre-Raphaelites and Their Circle. Chicago, 2014.
63. Lee E. Fallen Women in Victorian Art. URL: Victorianweb.org
64. Manchester Art Gallery URL: http://manchesterartgallery.org
65. Marsh J. Insights the Pre-Raphaelite Circle. L., 2005.
66. Marsh J. Pre-Raphaelite Sisterhood. N. Y., 1985.
67. Marsh J. Pre-Raphaelites. Their Lives in Diaries and Letters. L., 1996.
68. Marsh J. The Legend of Elizabeth Siddal. L., 2010.
69. McCarthy J. Portraits of the Sixties. L., 1903.
70. Mitchell S. Daily Life in Victorian England. Westport, 1996.
71. Moyle F. Desperate Romantics: the Private Lives of the PreRaphaelites. L., 2009.
72. Musei Vaticani, la Pinacoteca URL: http ://www. mus eivatic ani. va/c o ntent/mus eivatic ani/en/c o llezio ni/mus ei/la-pinacoteca.html
73. Nicoletti L. J. Downward Mobility: Victorian Women, Suicide, and London's "Bridge of Sighs". URL: http://www.literarylondon.org/london-journal/march2004/nicoletti. html
74. OllardS. L. A Short History of the Oxford Movement. L., 1915.
75. Paxman J. The Victorians: Britain Through the Paintings of the Age. L., 2010.
76. Pennington J. Victorian Inventions What could go wrong? URL: http s ://thepenningto neditio n. wordpres s.co m/2011/11/29/victo rian-inventions -what-could-go-wrong/
77. Perkin H. The Origins of Modern English Society. N. Y, 2002.
78. Peter Nahum at Leicester Galleries URL: http://www.leicestergalleries.com
79. Pevsner N. Englishness of English Art. N. Y, 1955.
80. Picard L. Travel, Transport and Communications. URL: http ://www.bl. uk/victorian-britain/artic les/travel-transport-and-communications
81. Pickard L. The Great Exhibition. URL: http://www.bl.uk/victorian-britain/articles/the-great-exhibition
82. Pissarro L. Rossetti. N. Y., 1908.
83. Poston L. Newman's Tractarian Homiletics // Anglican Theological Review. Chicago, 2005. Vol. 87. No. 3. P. 399-421.
84. Prettejohn E. The Art of the Pre-Raphaelites. L., 2010.
85. Rees B. The Victorian Lady. L.; N. Y., 1977.
86. Rigg J. H. Oxford High Anglicanism and its Chief Leaders. L., 1899.
87. Riggs T. The Awakening Conscience. URL: http ://www.tate. org. uk/art/artworks/hunt-the-awakening-conscience-t02075/text-catalogue-entry
88. Roe D. Sass Drawing Academy: a pre-raphaelite prep school. URL: http://www.dinahroe.com/blog/sasss_drawing_academy_a_pre_raphaelite_prep_sc hool
89. Roe D. The Rossettis in Wonderland. A Victorian Family History. L., 2011.
90. Rossetti Archive URL: http://www.rossettiarchive.org
91. Royle E. Modern Britain: A Social History 1750-2011. L., 2012.
92. Sawhney P. Pre-Raphaelite Body. URL: http://victorianweb.org/painting/prb/sawhney.html
93. Sawyer P. L. Ruskin's Poetic Argument: the Design of the Major Works. Ithaca; L., 1985.
94. Shrewsbury H. W. Brothers in Art: Studies in William Holman Hunt and John Everett Millais. L., 1920.
95. Sizeranne R. The National Gallery, London. The Early British School. L., 1906.
96. Sizeranne R. The National Gallery, London. The Later British School. L., 1907.
97. Surtees V. The Diary of Ford Madox Brown. L., 1981.
98. Swinburne L. J. Rossetti and the Pre-Raphaelites. L., 1885.
99. Tate Gallery URL: http://www.tate.org.uk
100. Taylor B. Art for Nation: Exhibitions and the London Public, 17472001. Manchester, 1999.
101. The Atheaneum URL: http://www.the-athenaeum. org/art/detail. php ?ID=495 59
102. The British Museum URL: http://www.britishmuseum.org
103. The Daily Life of Disabled People in Victorian England. URL: https://historicengland.org.uk/research/inclusive-heritage/disability-history/1832-1914/the-daily-life-of-disabled-people/
104. The Displays and Products from Overseas. URL: http://www.vam.ac.uk/content/articles/t/the-displays-and-products-from-overseas/
105. The Girlhood of Mary Virgin. URL: http ://www. ro ssettiarchive. org/docs/s40.rap. html
106. The Great Exhibitions URL: http ://www.vam. ac. uk/content/articles/t/the-great-exhib ition/
107. The National Gallery Directors URL: http ://www. nationalgallery.org. uk/paintings/history/directors
108. The National Gallery Podcasts URL: https://www.nationalgallery.org.uk/podcast/podcasts/
109. The National Gallery URL: https://www.nationalgallery.org.uk
110. Tirebuck W. Dante Gabriel Rossetti: His Life and Influence. L., 1882.
111. Trainor T. Victorian London Slums and the Seven Dials. L., 2012.
112. Travelling to the Great Exhibition URL: http://www.vam.ac.uk/content/articles/t/travelling-to-the-great-exhibition/
113. V&A. Search the collections URL: http://collections.vam.ac.uk
114. Vagner J.A. Voices of Victorian England. Santa Barbara; Denver; Oxford, 2014.
115. Van Wyhe J. The History of Phrenology. URL: http://www.victorianweb.org/victorian/science/phrenology/intro.html
116. Victorian Geology. URL: http ://www. victo rianweb. o rg/s c ienc e/geo logy.htm
117. Walker Art Gallery URL: http ://www. liverpoolmuseums. org. uk/walker/
118. Wallace A. R. Notes on the Growth of Opinion as to Obscure Physical Phenomena during the Last Fifty Years. URL: http://people.wku.edu/charles.smith/wallace/S478.htm
119. Welland M. Sand: the Never-Ending Story. Berkeley, 2009.
120. Wikiart URL: https://www.wikiart.org
121. Williams H. Jericho Heritage. The Pre-Raphaelites. URL: http ://www.jericho wharf. c o m/heritage/heritage- item/the-pre- raphaelites
122. Williams R. Culture and Society 1780-1950. N.Y., 1960.
123. Williamson G. C. Holman Hunt. L., 1902.
124. Wood Ch. The Pre-Raphaelites. L., 1983.
125. Абрамс Л. Формирование европейской женщины новой эпохи. 1789-1918. М., 2011.
126. Айзенштат М.П. Британский парламент и общество в 30-40 гг. XIX века. М., 1997.
127. Айзенштат М.П. Великобритания нового времени. Политическая история. М., 2002.
128. Айзенштат М.П. Власть и общество Британии 1750-1850. М., 2009.
129. Акройд П. Лондон. Биография. М., 2005.
130. Акройд П. Подземный Лондон. История, притаившаяся под ногами. М., 2014.
131. Акройд П. Тернер. М. 2012.
132. Алешина Л.С. Искусство романтизма. М., 1965;
133. Алябьева Л. Литературная профессия в Англии 16-19 веков. М., 2004.
134. АникинГ.В. Прерафаэлитизм взаимодействие искусства и литературных жанров // Взаимодействие жанров в художественной системе писателя: Сб. науч. трудов. М.,1982. С. 10-28.
135. Аникин Г.В. Эстетика Джона Рескина и английская литература XIX века. М., 1986.
136. Аникин Г.В., Михалъская Н.П. История английской литературы. М., 1975.
137. Аникст А. История английской литературы. М., 1956.
138. АрганД.К. Современное искусство. 1770-1970. М., 1999.
139. Аръес Ф. Человек перед лицом смерти. М., 1992.
140. Бедуэлл Г. История Церкви. URL: http ://www. gumer. info/bogoslov_Buks/History_Church/bedyel/index. php
141. Бейт П. Прерафаэлиты. М., 2013.
142. Блэк Дж. История Британских островов. СПб., 2008.
143. Богемская К. Живопись прерафаэлитов // Художник. М., 1999. №11. С. 5-18.
144. Бриггс Э., Клэвин П. Европа нового и новейшего времени. С 1789 года и до наших дней / Пер. с англ. М., 2006.
145. Бродель Ф. Грамматика цивилизаций. М., 2008.
146. Брюнгас Г.И. Рескин и Библия. К истории одной мысли. М., 1902.
147. Бэт П. Живопись прерафаэлитов за все время ее существования. СПб. 1900.
148. Верижникова Т. Английская живопись. СПб., 2009.
149. Водовозов В.В. Эмансипация католиков в Англии // Энциклопедия Брокгауза и Евфрона. Т. 40а. СПб., 1904. С. 708-709.
150. Гайдук В.Л. Визуальный поворот в исторической науке в конце XX-XXI века // «Стены и мосты» - II: междисциплинарные и полидисциплинарные исследования в истории: материалы Международной научной конференции, Москва, РГГУ, 13-14 июня 2013 г. М., 2014. С. 148-157.
151. Гринберг К., Коути К. Женщины Викторианской Англии: от идеала до порока. М., 2013.
152. Дитрич Т. Повседневная история викторианской Англии. М., 2007.
153. Дмитриева Н.А. Краткая история искусств. Очерки. Вып. 3. М., 1993.
154. Доусон К. Религия и культура. URL: http ://www. gumer. info/bogoslov_Buks/Relig/Daws/01. php
155. Дронова Н. В., Малахова О. А. Женщина в семье в Викторианской Англии // От мужских и женских к гендерным исследованиям: материалы международ. науч. конф. 20.04. 2001.Тамбов, 2001. С. 9-21.
156. Дукельская Л.А. Английское искусство XVIII-XIX веков. М., 1965.
157. Дьяков Л.А. История английской литературы. М., 1973.
158. Дьяконова Н.Я. Английский романтизм. М., 1978.
159. Дэвис Н. История Европы. М., 2005.
160. Европейское искусство XIX в. 1789-1871 / Сост. Л.С. Алешина, Ю.Д. Колпинский, Е.И. Марченко, В.В. Стародубова. М., 1981.
161. Жудинова Е.В. Религии мира. Католицизм. М., 2006.
162. Жудинова Е.В. Религии мира. Протестантизм. М., 2006.
163. Зброжек Е.В. Викторианство в контексте культуры повседневности // Известия Уральского государственного университета. 2005. № 35. С. 28-44.
164. Иглз Р. История Англии, М., 2010.
165. История Европы. Т. 5: От Французской революции конца XVIII века до Первой мировой войны / под ред. С.П. Пожарской, А.С. Нама-зовой М., 2000.
166. КареевН.И. Томас Карлейль. Его жизнь, его личность, его произведения, его идеи. СПб., 1923.
167. Кертман Л.Е. География, история и культура Англии, М., 1979.
168. Кертман Л.Е. История культуры стран Европы и Америки. М., 1987.
169. Кирюхина Е.М. Повседневность Средневековья в творчестве художников-прерафаэлитов// // Вестник Нижегородского университета им. Н. И. Лобачевского. Нижний Новгород, 2013. №5-1. С. 383-390.
170. Коути Е. Till Human Voices Wake us. URL: http://b-a-n-s-h-e-e.livejournal.com
171. Коути Е., Харса Н. Суеверия викторианской Англии. М., 2012.
172. Креленко Н.С. Британцы открывают кватроченто // Город и культура на Западе и в России: Межвуз. сб. науч. тр. (материалы Международной научной конференции, посвященной 100-летию Заслуженного профессора СГУ С. М. Стама, Саратов, 21-22 ноября 2013 г.). Саратов, 2014. С. 164-171.
173. Креленко Н.С. История культуры от Возрождения до модерна. М., 2014.
174. Креленко Н.С. Сэмюэль Гардинер, викторианец, историк // Диалог со временем. Альманах интеллектуальной истории. М., 2001. Вып. 5. С. 141-157.
175. Ле Кар Л. Прерафаэлиты: модернизм по-английски. М., 2003.
176. Литературный гид «Прерафаэлиты: мозаика жанров» // Иностранная литература. М., 2013. №5. С. 189-230.
177. Лоуэнталь Д. Прошлое чужая страна. СПб., 2004.
178. Майорова Н., Скоков Г. Шедевры мировой живописи. Викторианская живопись и прерафаэлиты, М., 2008.
179. Маркович К. Джон Генри, кардинал Ньюмен. URL: http ://www.bogoslov. ru/text/649027.html
180. Некрасова Е.А. Прерафаэлиты, Рескин и Моррис. М., 1975.
181. Некрасова Е.А. Романтизм в английском искусстве. М., 1975.
182. Новикова Т. Русские символисты и английские прерафаэлиты // Вопросы литературы. М., 1993. вып. VI. С. 122-137.
183. Нордау М. Вырождение. М., 1995.
184. Осборн Р. Цивилизация. Новая история западного мира. М., 2010.
185. Патер У. Данте Габриэль Россетти // Россетти Д. Г. Дом жизни: Поэзия, проза. СПб., 2005. С. 5-21
186. Пикард Л. Викторианский Лондон. М., 2011.
187. Познанская А.В. Прерафаэлиты в России // Каталог выставки «Прерафаэлиты: викторианский авангард». М., 2013. С. 180-187.
188. Поэтический мир прерафаэлитов / сост. Бродицкая М. Я, Кружков Г. М., Синицына О.В. М., 2013.
189. Праш Т. Весь мир в одном городе: Лондон в 1851 году // // Новое литературное обозрение. М., 2004. № 70. 142-158.
190. Пушкарева Н.Л. История повседневности: предмет и методы // Социальная история. Ежегодник, 2007. М., 2008. С. 9-21.
191. РаздольскаяВ. Искусство Англии второй половины XIX века. М., 1981.
192. РепинаЛ.П. «Национальный характер» и «Образ другого» // Диалог со временем. № 39. М., 2012. С. 10-19.
193. Репина Л.П. Гендерная история: итоги и перспективы // Репина Л. П. Историческая наука на рубеже XX-XXI вв.: социальные теории и историографическая практика. М., 2011. С. 503-546.
194. Репина Л.П. Женщины и мужчины в истории: Новая картина европейского прошлого. М.,2002.
195. Робинсон М. Прерафаэлиты: Жизнь и творчество в 500 картинах. М., 2013.
196. Роджер Р. Городское пространство в Британских городах XIX века // Британия и Россия. М., 1997. С. 242-257.
197. РюдеД. Народные низы в истории. 1730-1848. М., 1984.
198. Саймонс Дж. Карлейль: жизнь и идеи пророка. URL: http ://ww. marsexx. ru/lit/karlel-saimons.html
199. Светлов И. Прерафаэлиты, М., 2007.
200. Сизеран Р. Современная английская живопись. М., 1908.
201. Сизеранн Р. Рескин и религия красоты. М., 2007.
202. Соколов Б.А. Текст, образ, интерпретация: визуальный поворот в современной западной историографии // Очевидная история. Проблемы визуальной истории России ХХ столетия. Челябинск, 2008. С. 10-24.
203. Соловьев Э.Ю. Прошлое толкует нас. М., 1991.
204. Соловьева Т. Оксфордское движение: Борьба за церковное возрождение в Англии. URL: http://aliom.orthodoxy.ru/arch/025/025-solov.htm
205. Тернер Ф.М. Европейская интеллектуальная история от Руссо до Ницше. М., 2016.
206. Тревельян Д.М. Социальная история Англии: от Чосера до королевы Виктории. М., 1959.
207. Туполева Л.Ф. Движение за парламентскую реформу 1832 года в Англии // Из истории европейского парламентаризма. Великобритания. М., 1995. С. 111-123.
208. Уайтли Л. Английская живопись XIX века. М., 2014.
209. Уден Б. Лондон. Биография города. Слава, испытания и тайны. СПб., 2008.
210. У орд М. Три биографии: Томас Карлейль, Джон Рескин, Лев Толстой. М., 1900.
211. Уорсли Л. Английский дом. Интимная история. М., 2015.
212. Фадеева Л.А. «Профессиональный класс» в английской социальной истории XIX в. // Новая и новейшая история. 1998. №4. С. 43-65
213. Фадеева Л.А. Образ викторианской эпохи в коллективной памяти англичан // Диалог со временем. М., 1999. № 1. С. 152-169.
214. Фадеева Л.А. Очерки истории британской интеллигенции. Пермь, 1995.
215. ХейзингаЙ. Homo Ludens. Статьи по истории культуры. М., 1997.
216. ХейзингаЙ. Осень средневековья: исследование форм жизненного уклада и форм мышления в XIV и XV веках во Франции и Нидерландах. М., 1997.
217. Хобсбаум Э. Век капитала. Ростов-на-Дону, 1999.
218. ЦипоркинаИ. Прерафаэлиты: от старых игр к новым идеям // Историк и художник. 2006. № 1. С. 183-100.
219. Чегодаев А.Д. Статьи об искусстве Франции, Англии, США XVIII-XX вв. М., 1978.
220. Чичкова М.А. Проблемы современности в творчестве прерафаэлитов // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: История. Международные отношения. 2010. Т. 10, вып. 2. С. 20-24.
221. Чура Е.Н. Посмотрите на их Мадонн! URL: http ://magazines .russ. ru/vestnik/2014/39/3 6ch. html
222. Шестимиров А. Уильям Холмен Хант. М., 2009
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.