ОСОБЕННОСТИ ОСВЕЩЕНИЯ СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКИХ ВОПРОСОВ НА ТЕЛЕКАНАЛАХ ТАДЖИКИСТАНА (на примере программ «первого канала телевидения Таджикистана» и информационного канала «Джахоннамо») тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 10.01.10, кандидат наук Каримзода Хакназар Изатулло

  • Каримзода Хакназар Изатулло
  • кандидат науккандидат наук
  • 2017, Таджикский национальный университет
  • Специальность ВАК РФ10.01.10
  • Количество страниц 165
Каримзода Хакназар Изатулло. ОСОБЕННОСТИ ОСВЕЩЕНИЯ СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКИХ ВОПРОСОВ НА ТЕЛЕКАНАЛАХ ТАДЖИКИСТАНА (на примере программ «первого канала телевидения Таджикистана» и  информационного канала  «Джахоннамо»): дис. кандидат наук: 10.01.10 - Журналистика. Таджикский национальный университет. 2017. 165 с.

Оглавление диссертации кандидат наук Каримзода Хакназар Изатулло

Введение

Глава I. Особенности телевидения как средства массовой коммуникации

1.1. Специфика информационных передач в телевизионных программах

1.2. Культурно-просветительский аспект информационных программ

Глава II. Роль телевидения в освещении социальных и политических вопросов

2.1.Контент-анализ социально-политических программ

2.2. Соотношение комментарий - факт в освещении социальных событий на Первом канале телевидения Таджикистана и информационном канале «Джахоннамо»

Глава III. Жанровые возможности в совершенствовании телевизионных программ Таджикистана

3.1. Социальное событие и его интерпретация в контексте информационных программ

3.2. Комментирование и обзор социальных событий в аналитических программах

3.3.Портретное изображение на таджикском телевидении

Заключение

Список литературы

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Журналистика», 10.01.10 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «ОСОБЕННОСТИ ОСВЕЩЕНИЯ СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКИХ ВОПРОСОВ НА ТЕЛЕКАНАЛАХ ТАДЖИКИСТАНА (на примере программ «первого канала телевидения Таджикистана» и информационного канала «Джахоннамо»)»

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы. В современном мире в развитии общества и жизни народа важную роль играет информация. В этом процессе первостепенную позицию относительно других СМИ занимает телевидение. Производство информации, и её потребление обществом, является основным фундаментом для эффективной реализации функций и развития всех общественных сфер жизни. Право на доступ к информации имеет жизненное значение для всех общественных слоёв и государства в целом. Повседневная жизнь человека и общества тесно связана со средствами массовых коммуникаций, способных создавать «иную атмосферу», влияние которой имеет такое же значение, как и объективная реальность. Нынешние СМИ, особенно телевидение, обладают мощной силой воздействия на человеческое сознание способны влиять убеждать и управлять, не только посредством определённых механизмов и методов, но и благодаря таким инструментам, как регулярность трансляции информации. Компьютерные технологии и молниеносное распространение информации посредством глобальных коммуникационных сетей создают широкие возможности информационного обмена, которые устанавливают новые модели и методы воздействия на общественное мнение. Формирование и развитие информационного пространства также является стратегическим потенциалом государства, возможности которого сопоставимы с потенциалом традиционно используемых ресурсов.

Телевидение Таджикистана, после обретения государственной независимости, сыграло важную роль в развитии общества. В телевизионных жанрах произошли структурные изменения, оно активно включилось в процесс аналитических дискуссий по важнейшим проблемам общественной жизни и стало, во многом, определять их природу. То есть, под воздействием телевидения зритель создает собственное мнение, являющееся для него опорным. В результате, зритель оказывается между двумя позициями и

вначале аккумулирует свое внимание на структуре подачи информации, и только после пытается понять суть события. Такая точка зрения породила две группы жанров - информационные и аналитические, занявшие на телевидении первостепенные позиции, по причине силы их воздействия на аудиторию. Однако истина в том, что аналитические программы, в сущности, создаются на основе информационных программ. Любое сообщение, в широком смысле этого слова, есть информация. Но понятие «информационное» сложилось как определение раздела телевизионного вещания, занимающегося, в основном, распространением новостей.

Большинство исследователей тележурналистики, в том числе Д.Абрамов, Р. Борецкий, Г.Н Вачнадзе и др. считают, что сегодня для зрителя вопрос - «кто говорит» не менее важен вопроса «что говорит». Думается, что при такой постановке вопроса, то есть, существования требований и конкуренции, меняется не только формальная составляющая жанров, но и содержательная, где важную роль играет деятельность самого автора. Такие шаги в восприятии социальных и культурно-просветительских задач телевидения порождают зачастую противоречащие друг другу суждения. В то же время раздаются и такие заявки, что телевидение должно во главу угла поставить две свои основные задачи:

- первая заключается в распространении информации и вторая, в обеспечении зрителей развлекательными программами. Сторонники этой точки зрения заявляют, что умение оторвать публицистическую тему от её публицистической основы и подать её в рамках форм искусства, близких этим информационным средствам, в какой - то степени может стать барьером на пути превращения телевидения в инструмент идеологии. В то же время, визуальное восприятие события и информации никогда не могут стать препятствием в превращении телевидения в инструмент идеологии, так как публицистические программы занимают особое место в вещании, где обсуждаются наиболее актуальные политические, экономические и другие

аспекты жизни современного общества. По этой причине не только новость, но мнение составляют основу телевизионных передач.

Учитывая все это, можно прийти к выводу что сегодня владение СМИ и информационными агентствами предоставляет огромную силу всем игрокам в области политики, экономики и социально-культурных институтов, и телевидение Таджикистана в этом процессе не является исключением. Именно понимание этого факта стало причиной и побудительным мотивом роста числа государственных телеканалов в постсоветском периоде истории современного Таджикистана.

С учетом всего вышеизложенного, наше исследование осуществляется с опорой на то, что в условиях сегодняшнего телевидения, освещение социально-политических тем посредством информационно-аналитических жанров является безусловным средством воздействия на общество в процессе его информирования.

Также, актуальность данного научного исследования связана с тем, что этот важный процесс журналистской деятельности изучен на примере деятельности двух общественно-политических каналов таджикского государственного телевидения, и в ходе исследования проанализированы и оценены преимущества и недостатки этих каналов. На этой основе, автор анализирует деятельность отдельных журналистов, указывая на плюсы и минусы их творчества.

Степень изученности проблемы. Обращение к различным научным источникам показало, что изучением вопросов тематико-содержательных и жанровых особенностей, идеологического воздействия телевидения было занято достаточное количество отечественных и зарубежных исследователей. Детали жанровых особенностей, методов и функций СМИ в освещении тех или иных программ нашли отражение в работах В.П. Прохорова, А.И. Соловьёва, А.А. Вайсбурга, А.С. Садулаева, А.С. Аминова, А.Н. Нуралиева,

A.А. Афсахзода, Д.Б. Хомидова, М.А. Абдуллоева, М.М. Султонова, Л.Ф. Бокиевой, а также в научных статьях А.А. Рахимова и Л.С. Салемгараевой.

В связи с разным направлением и многообразием выдвинутых в этих работах проблем, все существующие на сегодняшний день научные исследования, касающиеся интресующей нас темы, мы классифицировали на четыре группы:

Касательно методики и теории нами проанализированы исследования как отчественных, так и зарубежных авторов - С. Фред, Сиберт, Т. Питерсон,

B. Шрамм - «Четыре теории прессы», В.П. Прохоров «Введение в теорию журналистики», В.Г. Породсков - «Введение в мировую журналистику», Усманов И.К, «Теория публицистики» («Назарияи публицистика»), Саъдуллоев А., «Особенность публицистики» («Хосияти адабиёт»), Салихов

H, Саъдуллоев А. «Горизонты публицистики», «Проблемы теории публицистики» («Муаммои назарияи публитсистика»), Шостак М.И. «Оперативная журналистика: пособие по дисциплине «Основы творческой деятельности журналиста»», Мак Крэм С., Лотт Х «Как интервьюировать детей: руководство для журналистов и других», Шестеркина Л.П «Журналистское образование в условиях конвергенции СМИ», Симонова А.К. «Журналист в поисках информации. Сборник материалов для работников СМИ и будущих журналистов», Васильева Л. А. «Делаем новости!», Градюшко А. А. «Основы интернет-журналистики» в целом, исследующие важнейшие вопросы теории журналистики или публицистики.1

Американский исследователь Питерсон пишет: «В наше время в суждениях издателей, относительно их профессии, прежде всего,

I.Фред С. Сиберт, Шрамм В., Питерсон Т. Чор назарияи матбуот. -М. , 1956.

Прохоров Е. Введение в теорию журналистики. -М. , . 2002. ; Продсков Г. В. Введение в миравой журналистики. -М. , 2003. ; Усмонов И. Журналистика л. 4 (Назарияи публисистика). -Душанбе, с. 2011.

упоминается «право общества на информацию» и «социальная ответственность прессы»2.

Подчёркивая специфику аналитической журналистики, в том числе и на телевидении, русский исследователь Прохоров пишет: «Во всех видах творческой деятельности, в том числе и в журналистике можно наблюдать творчество нового качества, в особенности для информационной

3

программы».

В таких книгах, как: А. Джураев «Телевидение», И. Мирзоев «Четвёртая власть» («Рукни чорум»), Г.Умаровой «Телевидение и действительность в Таджикистане» («Телевизион ва вокеияти Точикистон»), Ходжазод С. «История Таджикского телевидения», («Таърихи телевизиони Точикистон»), Цвик В. А. «ТВ-журналистика»4 рассматриваются технические возможности телевидения, требования к тележурналистам, в зависимости от роли и места телевидения в обществе, анализируется и выявляется место жанра на телевидении и возможности электронного средства информации.

В этом направлении особое внимание заслуживают исследования таджикских ученых Саъдуллоева А., Шоева М., «Основы телевизионной журналистики», («Асосхои журналистикаи телевизион») где, авторы стремятся выявить место и значение телевидения, определить требования к телевизионным сценариям, роль и значение телевизионного журналиста.

Этому же вопросу посвящена книга таджикского учёного Давронова Д., «Современный мир: Место телевидения и радио» («Ч,ах,они муосир: Мавкеи симо ва садо»). В книге рассмотрены задачи телевизионного

2Фред С. Сиберт, Шрамм В., Питерсон Т. Чор назарияи матбуот. -М., 2004. -С. 246

3Прохоров Е. Введение в теорию журналистики. -М. , 2002. -С. 243

4 Джураев А. Телевидение. Душанбе, с. 1978; Мирзоев И. Рукни чорум. (кисми 2). Душанбе, с. 2012: Умарова Г. Телевизион ва вокеияти Точикистон. Душанбе. С. 2011; Хочазод С. Таърихи телевизиони Точикистон. Душанбе, с. 2007. Давронов Д. «Ч,ах,они муосир: Мавкеи симо ва садо». -Душанбе, Эчод, 2007.

журналиста, требования к телевизионным сценариям и, в тоже время, исследуя все стороны таджикских программ, автор сопоставил мнение зарубежных и отечественных коллег, и на их основе выстроил свое собственное мнение.

Далее, в книге речь идет о значении телевидения и радио в современном мире, возрастании их значимости для человеческой жизни. Автор книги в главе «Телевидение и радио: Их сходство и отличие» («Симо ва садо: Умумият ва фаркияти онх,о»), анализируя телевизионные передачи и радиорепортажи, отмечает: «Основное отличие радио от телевидения в том, что радио воздействует только на орган слуха, а телевидение воздействует на зрительные органы и непосредственно, влияет на формирование взглядов и выводов зрителя»5.

В используемых в работе трудах Нуралиева А. Брукер Н., Афсахзода А. «Информационные жанры печати», Мукимова Ч. «Место жанров на радио «Свобода», («Макоми жанрхо дар радиои «Озодй»), Саъдуллоева А. Гулова С. «Жанры радиожурналистики» («Жанрх,ои журналистикаи радио»), Усмонова И. «Публицистические жанры» («Жанри публитсистика»)6 рассматриваются особенности жанра, знание которых обязательны для любого журналиста. В этих трудах жанры подразделяются на три вида - информационные, аналитические, художественно-публицистические, среди которых авторы выделяют информационные - новости, которые оперативны и отражают события или происшествие. К ним относятся: заметка, репортаж, опрос, интервью, отчет.

5Давронов Д. «Ч,адони муосир: Мавкеи симо ва садо». - Душанбе, Эчод, 2007. -С.23

6Нуралиев А. , Брукер Н. , Афсах,зод А. Информационные жанры печати. Душанбе, с. 2005;

Мукимов Ч,. Макоми жанр^о дар радиои «Озодй». Душанбе, с. 2000; Саъдуллоев А. Гулов С.

Жанрхои журналистикаи радио. Душанбе, с. 2005; Усмонов И. «Жанр^ои публисистика. Душанбе,

с. 2009.

В этих трудах аналитический жанр назван пропагандистско-публицистическим. Причиной тому, наличие в них мнения и задач, несущих в себе пропаганду определённой точки зрения. В этих трудах авторы отнесли к данным жанрам статью, рецензию, обзор журналистское расследование комментарий и письмо, и считают аналитический жанр важнейшим средством для выражения и защиты свободы мнения.

В группу художественно-публицистических жанров входят: очерк, фельетон, памфлет, пародия и эпиграмма. Согласно мнению вышеназванных авторов, они являются художественными жанрами, теряющими смысл без элементов публицистики. В этих жанрах объединяются художественность и публицистичность.

Усманов И. в главе «Теория и проблемы журналистики» («Назария ва проблемами журналистика») рассматривает историю возникновения персидской печати публицистических журналов изучает задачи современной журналистики, задачи журналиста в обществе, особенности возникновения СМИ. В статье «Проблемы информационного пространства Таджикистана» («Мушкилоти фазои иттилоотии Точикистон») автор уделяет особое внимание 5 факторам, влияющих на информационное пространство Таджикистана - материальное и моральное влияние России, влияние международных информационных средств и зарубежных средств, аккредитованных в Таджикистане ежемесячная политика телеканалов, влияние СМИ соседнего Узбекистана влияние Интернет - пространства.

Исследователь отечественной журналистики профессор М. Муродов обратил внимание на особенности этапов творческой деятельности журналиста: выбор темы, правильный выбор источника, применение профессиональных приёмов (опрос, изучение документов, наблюдение), анализ поступающей информации, журналистский текст и его особенности. В целом, труд данного автора охватывает не только различные стороны

теории деятельности журналиста, но и практическую сторону деятельности СМИ, анализ всех творческих этапов, процесс создания текста, построение материала в различных жанрах на основе многочисленных примеров.

К группе публицистических исследований, которые использовались нами, относятся исследования М. Муродова «От эпохи к эпохе», («Аз замон то замон»), «Школа мастерства» (Творческое наследие Отахона Латифи) и «Уроки Аграновского» . Муродов М. в своей книге рассматривает социальные основы произведений некоторых представителей персидско-таджикской классической литературы. Сюда же входят исследования журналистской деятельности основоположников современной публицистики и образцы публицистических произведений писателей и журналистов, опубликованных в разные годы в периодической печати. В книге «Школа мастерства», целый ряд ученых исследуют творчество Отахона Латифи -известного таджикского журналиста, погибшего в 90-х годах. Исследователи творчества этого журналиста, приложили все усилия к тому чтобы отразить в своих статьях стиль, творческие находки автора, язык и тематику Латифи в статьях, интервью очерках и прочих жанрах. Известный русский исследователь Анатолий Аграновский писал: «Как бы ты не жаловался, сколько бы ни приказывал, не призывал к пропаганде, главное в этом деле

8 тз

талант, а талант явление редкое» . В этом направлении, таджикские ученые Солехов Нурали и Саъдуллаев Асадулло высказывают свое мнение таким образом: «В жизни немало проблем, требующих решения и их следует решать на культурном уровне, и это является функциональной задачей публицистики». В данном контексте особенное внимание уделяется деятельности журналистов «Первого канала Таджикского телевидения» (в настоящее время «Телевидение Таджикистана») и ТВ «Джахоннамо».

7 Муродов М. Аз замон то замон. Душанбе, с. 2010;

8Уроки Аграновского. -М.,Издателство Известия, 1986.

9Школа мастерство (Творческое наследие Отахона Латифй). Душанбе, с. 2007.

10

Помимо этого, нам представилась возможность обратившись к ряду соответствующих исследований иранских учёных и персидским переводам исследователей США и Европы, использовать их ценные воззрения. В частности, это суждения А.Аббоса, Аскара Мухаммадризо, Бадеи Наима, Хусайна Канди, Гаронпоя Бехруза, Доно Коро, Мехрдода Хурмуза и переводы из европейского Eagles Fred, Kazna Jean-Kazna, Christians Coliford, Bryakov N. S., McColdness и др, отмеченных в списке библиографии.

Цели и задачи исследования. Основной целью исследования является выявление предпосылок неуклонного роста и развития средств массовой информации (СМИ), в том числе в условиях становления информационного общества в контексте их влияния на формирование мнения аудитории.

Для достижения поставленной цели в данной научной работе ставится несколько конкретных задач:

-определение структуры и принципов формирования информационных программ на 1 - ом канале ТВ Таджикистана и информационном канале «Джахоннамо».

-выявление эффективного и целевого использования информационных жанров на телевизионных каналах;

- определение объёма освещения важнейших событий за рубежом и их роли на 1 - ом канале ТВ Таджикистана и информационном канале «Джахоннамо»;

- определение соответствия и достоверности комментария к зарубежным и международным новостям на 1-ом канале ТВ Таджикистана и информационного канала «Джахоннамо»;

-показать, что основой современной журналистики является оперативная передача информации о событии, происходящем в реальном времени;

- показать, что в телевизионной журналистике ораторское искусство и правильное использование невербальных средств считаются важными критериями профессионализма, так как привлечение внимания телезрителей непосредственно зависит от этих двух качеств.

Объектом диссертационного исследования выступило телевидение и его роль в системе формирующегося информационного общества. Предмет данной научной работы - особенности формирования и функционирования систем телевидения в контексте его влияния на формирование общественного мнения.

Основной целью данного исследования является определение и выяснение особенностей освещения социально-политических вопросов на телеканалах РТ, в частности первого канала телевидения Таджикистана и информационного канала «Джахоннамо», их специфики в контексте ценностей и проблем современного мира, а также определение методов отражения социальной реальности, жанрового разнообразия и т.д.

Методологическая основа исследования. В исследовании автор исспользует аналититические и сравнительные методы а так же сравнительно-сопоставительный для анализа деятельности двух каналов и выявления смысла и содержания изучаемого предмета. Автор, высказывая свои суждения на основе современной теории журналистики, изучает методы предоставления ежедневных аналитических программ на этих каналах, приходит к научно обоснованным выводам относительно достоинств и недостатков их деятельности.

В своей работе автор опирается на исследования русских, таджикских, зарубежных, особенно иранских учёных, которые берут основу из европейской журналистики, в частности британской и французской.

Научная новизна исследования заключается, прежде всего, в том, что хотя в Таджикистане отдельные телевизионные каналы существуют более 15 лет, однако особенности деятельности этих коналов, их место в системе

СМИ страны до сих пор не стали предметом отдельного монографического исследования.

Следует подчеркнуть, что хотя в этом направлении в Таджикистане и России завершены исследовательские работы, в том числе диссертационные исследования С. Абдулгани «Роль и место персоязычных программ на мультикультурном канале "Шоу"», М. Ориповой «Особенности развития жанров в региональных телекомпаниях Республики Таджикистан», Б. Сохибовой «Информация и ее интерпретация как фактор развития современного таджикского телевидения», однако в них цель авторов заключалась в решении совершенно иных задач.

Таким образом, наше исследование является первым научным трудом на заданную тему. Исследована история возникновения и развития Первого канала телевидения Таджикистана, впервые рассмотрена деятельность канала "Джахоннамо", произведен сравнительный анализ двух каналов и определены их жанровые особенности в освещения социально-политических проблем.

Научная новизна и значимость настоящего исследования заключается также в том, что её автор подчеркивает необходимость осознанного использования жанров, в частности аналитических жанров на таджикском телевидении, и своим исследованием пытается доказать, что эффективное использование конкретных жанровых форм особенно в освещении социально-политических вопросов будет способствовать успеху деятельности таджикской тележурналистики.

Теоретическая и практическая значимость диссертации заключается в том, что данная работа может использоваться при обучении как будущих журналистов, так и сотрудников пресс-служб и служб по связям с общественностью органов государственной власти. Диссертация может стать частью учебников по журналистике и связям с общественностью. Возможно

использование данного материала на специальном курсе, посвящённом изучению творческой деятельности телевизионного журналиста.

Теоретическая значимость работы заключается в том, что результаты исследования могут внести весомый вклад как в исследованиях современной системы СМИ Таджикистана, роли и месте двух значимых общественно-политических телеканалов - «Первого канала Таджикского телевидения» (сегодня «Таджикское телевидение») и информационного канала «Джахоннамо» в информационном пространстве страны.

Практическая значимость работы. Полученные знания и выводы целесообразно использовать в рамках учебного процесса на факультетах и отделениях журналистики вузов страны при чтении лекций «Основы журналистского мастерства», а также спецкурсов, посвященных жанрово-тематическим особенностям тележурналистики, при проведении семинаров и практических занятий в университетах и вузах, занимающихся подготовкой и переподготовкой тележурналистов.

Хронология исследования. В диссертации в основном анализу подвергаются телевизионные материалы, охватывающие 2010 - 2015 годы деятельности информационного канала «Джахоннамо» и программ «Первого канала телевидения Таджикистана». Хотя наше исследование осуществлено на основе сравнительного принципа, однако при необходимости для подкрепления своих научных выводов мы также совершали краткий экскурс в историю телевизионных программ того или иного телевизионного канала. В целом же, можно сказать, что данная диссертация охватывает материалы журналистики периода независимости Республики Таджикистан.

На защиту выносятся следующие положения:

• в системе СМИ телевидение имеет колоссальное воздействие на формирование общественного мнения;

• современная телевизионная журналистика в Таджикистане требует объективности информации, ее разъяснения и распространения;

• мимика и особенности языка являются профессиональной необходимостью и средством воздействия на аудиторию в процессе деятельности тележурналиста;

• важна позиция автора, определяющего структуру передачи и жанр, т.е. определения позитивных и негативных особенностей данного вопроса;

• телевидение Таджикистана, после независимости, сыграло значимую роль в развитии общества, в определенной степени, в качестве «мягкой силы».

Апробация исследования. Настоящая тема в качестве научно исследовательской работы утверждена 25.02.2010 года на кафедре телевидения и радиовещания Таджикского национального университета; в процессе исследования были сделаны сообщения на следующих международных конференциях: на тему «Важные проблемы языка СМИ» 8.10.2015 на тему «Культура речи в аналитических программах информационного канала «Джахоннамо» » (10.09.2014); на Республиканской научно теоретической конференции «Трудности СМИ и доступность информации» 21.11.2014 на тему «Проблемы доступности информации в информационном канале «Джахоннамо»; на Республиканской конференции «Жанр и мастерство изображения» на тему «Место аналитических очерков в информационном канале «Джахоннамо; на научно - теоретической конференции преподавателей и сотрудников ТНУ, посвященной провозглашению ООН десятилетием сближения культур (2013 - 2022 годы) на тему «Телевидение и место аналитических передач на основе программ первого канала телевидения Таджикистана» и другие.

А также в научных изданиях по теме исследования нами опубликованы

статьи, источники которых будут указаны в конце. Само диссертационное

15

исследование рассмотрено и обсуждено на заседании кафедры телевидения и радиовещания 20 октября 2016 года и других кафедр факультета журналистики Таджикского национального университета.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, трех глав, разбитых на разделы, заключения и списка использованной литературы.

ГЛАВА 1

ОСОБЕННОСТИ ТЕЛЕВИДЕНИЯ КАК СРЕДСТВА МАССОВОЙ

КОММУНИКАЦИИ

1.1. Специфика информационных передач в телевизионных

программах

Телевидение Таджикистана сегодня располагает широкими современными техническими средствами и возможностями. Эти средства позволяют готовить все новые программы, отвечающие запросам общества. Поэтому журналистам необходимо используя технические и технологические возможности, предоставлять зрителю новые зрелищные программы и обеспечивать его своевременной оперативной и достоверной информацией с учётом социальных потребностей общества.

Учитывая эту потребность, Дебора Потер предлагает такую теорию, которая, на самом деле, как с теоретической точки зрения, так и, с точки зрения практической деятельности телевидения, отвечает необходимым требованиям: «Телевизионные программы во все времена являлись формой существования самого телевидения среди аудитории. Так как оно своей единой целостной формой, системой элементов монтажа и координацией

9

составляет цельное зрелище» .

Возникает вопрос, что хочет увидеть и услышать телезритель кроме того что уже существует на телевидении? Следовательно возникают и другие вопросы, например, какие задачи, способно решить телевидение? Какова роль телевидения в обществе, в решении важнейших задач, каковы эти задачи и способен ли журналист донести до своей аудитории их важность?

Похожие диссертационные работы по специальности «Журналистика», 10.01.10 шифр ВАК

Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Каримзода Хакназар Изатулло, 2017 год

Литература:

1. Актуальные проблемы журналистики.//Сборник научных статей. -Душанбе.: Эчод, 2009 - 157 с.

2. Афанасьев В. Г. НТР/ В.Г. Афанасьев - М.: Политиздат, 1972 - 272 с.

3. Барманкулов М.К. Сравнительный анализ жанров. (Репортаж, развитие документализма). КазГУ. 1975 - 115 с.

4. Бирюков Н. С. Буржуазное телевидение и его доктрина. -М.: Мысль. 1977 - 275 с.

5. Богданов Н.Г., Вяземский Б.А. Справочник журналиста. / Справ.изд. -Л., Лениздат, 1971 - 686 с.

6. Бухарев С. Н., Циганов В. В. Методы и технологии информационных войн. - М.: Аспект-пресс, 2007 - 382 с.

7. Васильева Л. А. Делаем новости. Учебное пособие. -М.: Аспект-Пресс, 2003 - 243 с.

8. Володина М. Н. Язык и дискурс СМИ XXI века. -М.: Академический проект, 2011 - 326 с.

9. Ворошилов В. В. История журналистики зарубежных стран. - СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 2000 - 540с.

10.Ворошилов, В.В. Журналистика: Учебник /В.В. Ворошилов. - СПБ.: Изд-во Михайлова В.А., 2006- 704с.

11.Голядкин Н. А. История отечественного и зарубежного телевидения. -М., 2004 - 141 с.

12.Доступ к информации и новые технологии. Сб.:12 Центрально-азиатская конференция СМИ. - Душанбе., 2010 - 204 с.

13.Дэннис Э., Мэррилл Д. Беседы о Масс - Медиа. - М., 1997 - 354 с.

14.Егоров В. В. Телевидение: Страницы истории. -М.: Аспект Пресс, 2004 -202с.

15.Журналистика в Таджикистане. - Душанбе.: Ирфон, 2000 -136 с.

16.История отечественной журналистики (1917-2000): Учеб. комплект: Учеб. пособие по спец. 021400-Журналистика: Хрестоматия / И. В. Кузнецов. - Москва.: Флинта:Наука, 2002 - 639 с.

17.Ким М. Н. Жанры Современной Журналистики. - СПб.: Изд: Михайлов В. А. 2004 - 335с.

18.Кодола Н.В. Интервью. Методика обучения. Практические советы: Учеб. пособие для студентов вузов. - М., 2008 - 174 с.

19.Корконосенко С. Г. Основы журналистики. - М.: Аспект Пресс, 2001 -287 с.

20.Кузнецов Г. В. Цвик В. А. Юровский А. Я. Телевизионная журналистика. - М.: МГУ: Высшая школа, 2002 - 299 с.

21.Кузнецов Г. В. ТВ-журналистика: критерии профессионализма. - М.: РИП-холдинг, 2003 - 220 с.

22.Лазутина Г. Основы творческой деятельности журналиста. - М.: Аспект Пресс, 2004 - 240 с.

23.Лукина М. Технология интервью. - М.: Аспект Пресс, 2005. - 192 с.

24.Мельник Г. Общения в журналистике. - СПб.: Питер. 2008 -217 с.

25.Мицкевич Э., Файерстоун Ч. Телевидение и выборы / Пер. с. англ. М., 1993 - 94 с.

26.Моисеев В. Журналистика и журналисты. - Киев.: Дакор, 2002 - 402 с.

27.Муратов С. ТВ-эволюция нетерпимости. - М.: Логос, 2001 236 с.

28.Продсков, Г. В. Введение в мировую журналистику / Г. В. Продсков. -М., 2003 - 462с.

29.Пронина Е.Е. Психология журналистского творчества. 2-е издание. — М.: Изд-во МГУ им. Ломоносова, 2003 — 320 с.

30.Прохоров Е. П. Введение в теорию журналистики. - М.: РИП-холдинг, 2002 - 322 с.

31.Прохоров Е. П. Журналистика и демократия. -М.: РИП-холдинг, 2001 - 268 с.

32.Сиберт Ф., Шрамм У., Питерсон Т. Четыре теории прессы. - М.: Национальный институт прессы; ВАГРИУС, 1998 - 223 с.

33.Тертычный А. А. Жанры периодической печати. - М.: Аспект Пресс, -2002 -623 с.

34.Третьяков В.Т., Как стать знаменитым журналистом: Курс лекций по теории и практике современной русской журналистики, М., Ладомир, 2004 72 с.

35.Цвик В. Л., Назарова Я. В. Телевизионные новости России. Учебное пособие. - М.: Аспект Пресс, 2002 302 с.

36.Цвик В.Л. Телевидение: системные характеристики В.Л. Цвик - М.: 1998 - 215 с.

Литература на таджикском языке:

37.Абдуллобек Г. ,Бехзод Х. Чехрахои садо ва симо. -Душанбе, 2010 -244 с.

38.Абдуллобек Г. Бехзод Х. Ток-шоу дар телевизиони Точикистон. -Душанбе, 2009 -195 с.

39.Абдусаломова Р. Телевизион оинаи зиндагист. -Душанбе: Сурушан, 2002 - 144 с.

40.Азимов А. Махорати журналистии тахлилгари телевизион. Васоити таълимй. Душанбе. -2013 - 145 с.

41.Ализода С. Маслаки мо халк. - Душанбе, : Эчод, 2007 -160 с.

42.Бобоев Д. Гунчоиши сабкхои публитсистикаи сахна. //Паёми Донишгохи Миллй (мачаллаи илмй), бахши филологй. 4/3(137). «Сино». Душанбе. - 2014 - С. 48-52

43.Бобоев Д. Пешравии публитсистикаи синамои мустанади точик. Паёми Донишгохи Миллй (мачаллаи илмй), бахши филологй. 4/4(140). «Сино». Душанбе. - 2014 - С. 33-43

44.Бобоев Д. Тарзи истифодаи хуччат дар филми мустанад. // Паёми Донишгохи Миллй (мачаллаи илмй), бахши филологй. 4/5(143). «Сино». Душанбе. - 2014 - С. 38-45

45.Бобоев Д. Филми бадей ва истифодаи хуччат. //Паёми Донишгохи Миллй (мачаллаи илмй), бахши филологй. 4/5(143). «Сино». Душанбе. - 2014 -С. 34-44

46.Бобоев Д. Ч,устучуи эчодй дар санъати синамои пас аз истиклолияти точик. // Паёми Донишгохи Миллй (мачаллаи илмй), бахши филологй. 4/5(119). «Сино». Душанбе. - 2013 - С. 45-51

47.Бобоев Д. Точикистон аз нигох,и журналистони рус. //Журналистикаи байналхалкй. -Душанбе: Озар, 2008 - С. 33-37

48.Бобоев Д. Филми бадеии телевизионй ва истифода хуччат. // Паёми Донишгохи Миллй (мачаллаи илмй), бахши филологй. 4/6(122). «Сино». Душанбе. - 2013 - С. 56-63

49.Бобоев Д.Сабкхои публитсистикаи сахнавй. //Паёми Донишгохи Миллй (мачаллаи илмй), бахши филологй. 4/4(140). «Сино». Душанбе. - 2014 -С. 47- 55

50.Боги сухан. Мачмуаи маколахо. -Душанбе: Сино, 2004 -78 с.

51.Гулов С. Амвочи сухан. Мачмуи маколахо, - Душанбе.: Эчод, 2005 - 96 с.

52.Гулов С. Махсусияти очерки муосири точик. Душанбе.: Эчод, 2012 -156 с.

53.Давронов Д. Ч,ах,они муосир: мавцеи садо ва симо. -Душанбе: Эчод, 2007 -96 с.

54.Дар чустучуи хакикат. - Душанбе, 2005 - 251 с.

55.Журналистика байналхалкй Мачмуаи маколахо. - Душанбе, 2009 -115 с.

56.Журналистика байналхалкй IV. Мачмуаи маколахо. -Душанбе, 2012 -136 с.

57.Журналистика байналхалкИ VI. Мачмуаи макола^о. -Душанбе, 2014 -144 с.

58.Журналистика ва замони муосир. Мачмуаи макола^о. -Душанбе, 2013 -128 с.

59.Замони муосир ва журналистика. Материалх,ои конфиренсияи илмИ-амалИ. -Душанбе, 2011 -166 с.

60.Камолиддинов Б. Сухан гуфтию дурр суфтИ, ё ру ба ру бо микрофон. - Душанбе, 2007 - 72 с.

61.КрдирИ С. Режиссураи телевизион, кино ва радио. - Душанбе:. Ирфон, -2011 - 147 с.

62.Кудбиддинов А. Вокеияти тасвир. - Душанбе, 2014 -124 с. 63Дудбиддинов A. Сиёсати байналхалкИ ва мав;еи Точикистон.

//Журналистикаи байналхалкИ. -Душанбе.: Озар, 2008 -С. 38-42 64.Ч,ураев А. Телевидение. - Душанбе.: Ирфон, - 1979 - 88 с. 65.Ч,ураева М. Чдлои ситора^ои телевизион. - Душанбе, 2003 - 124 с.

66.МирзоалИ С. Хабар: аз Машри; то ба Магриб. - Душанбе, 2009 -234 с.

67.Мирзоев И. Рукни чорум. - Душанбе, 2012 - 268 с.

68.Муким Ч,. Макоми жанрхо дар радиои «ОзодИ». -Душанбе: Сино, 2000 -55 с.

69.Муким Ч. Мусох,иба ва техникаи тах,ияи он. -Душанбе, 2013 -160 с.

70.Му;им Ч. Сиёсат ва чанги иттилоотИ. -Душанбе: Деваштич, 2006 -71 с.

71.Му;им Ч. Проблемами журналистикаи муосир //Журналистикаи байналхалкИ IV. Мачмуаи ма;олах,о. -Душанбе: Mega-print, 2012 -136 с.

72.Муродов М. Асосх,ои фаъолияти эчодии журналист. к. 1. -Душанбе: Эчод, 2007 - 160 с.

73.Муродов М. Аз замон то замон. -Душанбе, 2010 - 247 с.

160

74.Муродов М. Асосхои фаъолияти эчодии журналист. к. 2. -Душанбе.: Эчод, 2008 - 85 с.

75.Нуралиев А. Жанрхои ахбории матбуот. - Душанбе.: Деваштич, 2004 - 146 с.

76.Нуралиев А. Саъдуллоев А. Усмонов И. Гулмуродов У. Журналистикаи советии точик. - Душанбе.: Ирфон, 1989 -147 с.

77.Нуралиев А. Асосхои хукукии журналистика. - Душанбе: Деваштич, 2005 - 203 с.

78.Нуралиев А. Таърихи журналистикаи кишвархои хоричй. -Душанбе.: Сурушан, 2001 -224 с.

79.Саъдуллоев А. , Гулов С. Жанрхои журналистикаи радио. Душанбе.: Эчод, 2005 -72 с.

80.Саъдуллоев А. , Гулмурод П. Жанрхои тахлилии матбуот. Душанбе.: ДДТ, 1994 -60 с.

81.Саъдуллоев А. , Шоев М. Асосхои журналистикаи телевизион. -Душанбе, 2010 -109с.

82.Саъдуллоев А., Давронов Д., Муродов М. Асосхои фаъолияти эчодии журналист. - Душанбе.: Деваштич, 2004 - 171 с.

83.Саъдуллоев А. Навои накхатофарин. (мачмуаи ма;олах,о), Душанбе, 2008 - 324 с.

84.Сино А. Накши шабакаи чандфархангии «Шоу» дар акалиятхои миллии Канада. -Душанбе, 2010 - 42с.

85.Солехов Н., Саъдуллоев А. Муаммои назарияи публитсистика. «Дакикй». Душанбе -2015 187 с.

86.Телевизиони ракамй: 25 саволу чавоб. Душанбе, 2013 -52с.

87.Умарова Г. Телевизион ва вокеияти Точикистон. Душанбе. 2011 140 с.

88.Усмонов И. К. Жанрх,ои публитсистика. - Душанбе, 2009 - 139 с.

89.Усмонов И. К. Журналистика.-Душанбе.: Ирфон, 2008 к. 3. - 447с.

90.Усмонов И. К. Журналистика.-Душанбе.: Ирфон, 2011 к. 4. - 473с.

161

91.Усмонов И. К. Назарияи публисистика. - Душанбе.: Ирфон, 1999 - 100 с.

92.Усмонов И. К. Журналистика. к. 1. -Душанбе.: Империал Групп, 2005 - 480 с.

93.Усмонов И. К. Воситах,ои ахбори омма ва сиёсати хоричии Точикистон. - Душанбе.: Сино, 2003 - 64 с.

94.Усмонов И. К. Дар бораи хислати ВАО-и муосир. /Журналистикаи байналхалкИ 2. -Душанбе, -2009 - 345 с.

95.Хочазод С. Таърихи Радиои Точикистон. к. 1. - Душанбе: Деваштич, 2006 -144 с.

96.Шарипов В. , Волков В. Парвози сухан. -Душанбе: Ирфон, 1967 -84 с.

97.Шарофати Бухорои Шариф. Мачмуаи макола^о.-Хучанд, 2012 -230 с.

Литература на фарси:

98. (j^^l J '(^j jl ^"lj^P ^il&jfLix ^ljj^i ^3**j ^jif^j ^"jjj» .^lf^

Jl" .^IfLlfL

1381(Asadi Abbas. "The applicative analyse of the role of the press counsel on the freedom, independence and professional ethics of a journalist" Academician Tababai University of Social Sciences. 138-1381 years).

99. j j^j1 :<jlj^ .1384 Jl" J uj^ '^J ^l^J^lj" J WJij-^ 'l^jj^ '^l^l

'U'j^l ^^"l ^l^j" J l^^e yl^jl" ^jjjj ^^ljjJ J '^»j**^-* ^jjlx^ ^jjjj

^Ijl^jjl '¿Ulf4384. .("The goals, axes, excellence and the politics of production, supply and distribution", Tehran: Centre for Modelling & Planning Islamic Republic of Iran Broadcasting, Muballighan publishing house, 1384.)

100. '11 '3 Jl^ Axlijjj ^lijiaj «jl^j Axlijjj ^j^1» .l^jj^^^ j^^l

1347 j$-«(Askar Mohammad Riza "Honour of journalist" Journalistic research, year 3, n. 11, Mehr 1347.)

101. Ax^c al^Ajb ^Ijl^iljl :<jlj£J .UjJ^ ^jl^j Axljjjj .(^J^ Ujj

'^ЬЬЬЬ1378. .(Badi'i Naim and Hussein Ghandi. "Modern journalism". Tehran: Academician Tabatabai University Press, 1378)

102. Ajijj'^lj&jjjixx Ail^ij (j^^l Jj^l j Aj^jj» .jjj^^ Ajljjlj^, yljiulxj '4 '10 'Jl^ 'Ajl^j «^Ijl^x Ajl^lj Jj&Jjj i^jlj^xjJjx

1378(Geranpaye . Behruz. "The advises for the press and fundamentals of media ethics; intellectualism, preferentialism, humanism, desirable media suggestion", Media. Year 10, n. 4, 1378.)

Литература на английском:

103. Christians C, Rotzoll K, Fackler M ( 1987 ). Media ethics, Second edition , Longman , New York & London , p: nvi.

104. Christians CG (2008) Ethics in Journalism . The International Encyclopedia of Communication , ed by wolfgang Donsbach , vol , IV black well , USA , PP :1567 - 1572

105. Foot p (2002). Moral Dilemmas and other Topics in moral philosophy. Oxford. Clarendon press.

106. Gans HI (1980) deciding whats news: a study of CBS Evening news, NBC Nightly News , Newsweek and Time new york : vintage . p 1574

107. Gautheir, Candace Cummins. "Privasy Invasion by the news media". Journal of mass media Ethics, Vol 24, No 1. 2002.

108. Mc Quail denis (2006 ) Mass Communicatin Theory , Fifth edition, Sage , London PP:162 - 187 p.

109. Patterson p, Willdns L (2005). media ethics: Issues and cases, 5th edn. Boston:McGraw -Hill

110. Perkins Michael. "International law and the search for universal in journalism ethice". Journal of mass media Ethics, Vol 23, No 3. 2002.

111. Plaisance pl (2008 ) . Ethics of media content The International Encycolopedia Of Communication , ed by wolfgang Donsbach , vol. Iv , Black well , USA . pp:1573-1576

112. Shoemaker Pj , rease SD ( 1996 ) . Mediating the message : Theories of influences on mass media content . White plains , Ny : longman.

113. Strenz Herb. "Universal Ethical standards". Journal of mass media Ethics, Vol 23, No 4. 2002

114. Taylor Ck , Appiah A, Habermas J , Rockefeller S. C, Walzer M ( 1994 ) . Multiculturalism: Enamining of recongnition . Princoton , Nj : Princeton University press .

115. Walker MU (2000). Naturalizing , and using what we know in ethics. Canadian journal of philosophy ( supplemetal) p. 26:75-101.

116. Wikins 1, Colemen R (2005 ) The moral media : How journalists reason about ethics. Mohwa, Nj: Lawrense Erlbaum , P . 1576

Ресурсы:

117. Первый канал телевидения Таджикистана. 2010-2014 годы.

118. Информационный телеканал «Чахоннамо». 2010-2014 годы.

119. Фармон: Тахрик дихдндаи рушди чомеа/ Чумхурият, 2009. От 19 февраля. № 2.

120. www. 1 tv. com

121. www. google. com

122. www. inopressa. ru

123. www. inosmi. ru

124. www. search. ru

125. www. usatoday. com

126. www. wikipedia. com.

127. www. lubov-ageeva. ru

128. www. cnn. com

129. wikipedia. org

130. www. inonews. ru

131. www. bbc. co. uk

132. www. toptj. com

133. www. bilansgratuits. fr

134. www. lenta. ru

135. www. rt. com

136. www. euronews. net

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.