Обычное право бурят: историко-правовое исследование тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 12.00.01, доктор юридических наук Тимурова, Анна Тимофеевна

  • Тимурова, Анна Тимофеевна
  • доктор юридических наукдоктор юридических наук
  • 2010, Москва
  • Специальность ВАК РФ12.00.01
  • Количество страниц 358
Тимурова, Анна Тимофеевна. Обычное право бурят: историко-правовое исследование: дис. доктор юридических наук: 12.00.01 - Теория и история права и государства; история учений о праве и государстве. Москва. 2010. 358 с.

Оглавление диссертации доктор юридических наук Тимурова, Анна Тимофеевна

ВВЕДЕНИЕ.

ГЛАВА I. ОБЫЧНОЕ ПРАВО КАК ОБЪЕКТ МЕЖДИСЦИПЛИНАРНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ

1.1. Методологическая концепция исследования обычного права.

1.2. Понятие обычного права.

1.3.Социология обычного права.

ГЛАВА И. ПРОИСХОЖДЕНИЕ ОБЫЧНОГО ПРАВА БУРЯТ

В КОНТЕКСТЕ СОЦИОКУЛЬТУРНОГО РАЗВИТИЯ

2.1. Теоретико-правовые вопросы происхождения родовой общины.

2.2. Роль обычного права в происхождении правового равенства и генезисе права.

2.3. Эволюция социальных отношений и возникновение обычного права бурят.

2.4. Характеристика обычного права протобурятских племен (монголов).

ГЛАВА III. ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ОБЫЧНОГО ПРАВА БУРЯТ

3.1. Обычное право бурят как составная часть монгольской правовой системы.

3.2. Обычное право бурят в правовой системе Российской империи.

3.3. Источники обычного права бурят.

ГЛАВА IV. ОСНОВНЫЕ ИНСТИТУТЫ ОБЫЧНОГО ПРАВА БУРЯТ

4.1. Брачно-семейное право.

4.2. Гражданское право.

4.3. Уголовное право.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория и история права и государства; история учений о праве и государстве», 12.00.01 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Обычное право бурят: историко-правовое исследование»

Всеобщая экономическая интеграция и связанная с ней глобализация ставят перед Россией неотложные задачи, от решения которых зависит будущее нашей страны. Порожденные глобализацией и мировым финансовым кризисом проблемы накладывают на государство особую ответственность, так как успешное решение большинства экономических и политических проблем возможно только присущими ему организационными и правовыми методами. Глобализация, ведущая к неизбежному разрушению традиционных сообществ, чревата угрозой усиления деструктивных социальных процессов. Для преодоления подобных негативных явлений необходим комплекс мер, направленных на сдерживание стихийно привносимой деградации части населения. Важное место в системе этих мер должно занять обычное право и связанные с ним социальные институты.

Между тем отечественная юридическая наука до недавнего времени не уделяла проблематике обычного права должного внимания, поскольку в рамках господствовавшего в советский период узконормативного правопонимания основной акцент делался исследователями на изучении законодательного регулирования. Это породило пробелы в отечественной историко-правовой науке в части знаний об обычном праве во всем многообразии его этнических, региональных и культурологических форм и эволюционных состояний, истории его формирования, развития и трансформации. Научные разработки в данной сфере, направленные на постижение общего и особенного в правовом развитии традиционных сообществ, способствуют преодолению этого пробела. К числу таких разработок относится и настоящее диссертационное исследование, посвященное обычному праву бурят.

Обычное право бурят как объект познания юридической науки имеет ряд специфических черт. Во-первых, эта регулятивная система, функционировавшая в XVII, XVIII и XIX вв., оставила после себя значительное письменное наследие, что обусловливает ее особый герменевтический потенциал. Во-вторых, обычное право бурят имеет автохтонную природу или, по определению Л.И.Гумилева, реликтовый характер1. Изучение глубоко архаичных по своему характеру институтов обычного права бурят позволяет создать необходимую эмпирическую базу для теоретического исследования общих закономерностей развития обычая, обычного права и закона и их интеграцию в правовую систему государства. И, наконец, в-третьих, обычное право бурят отражает более чем 300-летний российский опыт гомогенного сосуществования обычного права с развитыми формами государственного права.

Степень научной разработанности темы.

Обычное право бурятских родов, включенных в XVII в. в единое централизованное Русское государство, вызывало еще в дореволюционной литературе значительный интерес. Примерно с 1876 г. фактом опубликования памятников обычного права сибирских инородцев в известном сборнике Д.Я.Самоквасова было положено начало научным изысканиям в этой области2. Так, по библиографическим данным Е.И.Якушкина, начиная с 1823 г. по начало XX века в самых разных изданиях было опубликовано не менее 40 статей, содержащих сведения об о обычном праве бурят . Для всех этих публикаций характерно преобладание этнографического аспекта освещения проблемы, отсутствие серьезного анализа наблюдаемых правовых явлений. Это было следствием господства точки зрения на обычное право аборигенов как на неперспективное и малозначимое для юридической науки явление.

Некоторые памятники правотворчества бурят оказались предметом специального изучения в исследованиях Ф.И.Леонтовича и И.Я. Гурлянда4,

1 Гумилев Л.И. Этногенез и биосфера Земли. М., 2000. С.218.

2 Сборник обычного права сибирских инородцев /Издание Д.Я. Самоквасова. Варшава, 1876. о

Якушкин Е.И.Обычное право русских инородцев: материалы для библиографии обычного права. М.,1899.

4 Леонтович Ф.И. К истории права русских инородцев. Древний монголо-калмыцкий или ойратский устав взысканий (Цааджин бичик). Одесса, 1879; Гурлянд И.Я. Степное посвященных разработкам в области монгольского и общеойратского феодального права. Однако ученые не признавали самостоятельного значения правотворчества бурят, считая его в основном заимствованием ойратского устава взысканий «Цааджин бичиг» 1640 г., других монгольских источников. Причиной таких представлений (помимо тех, что связаны с уровнем развития науки того периода) является недостаток правового материала. Кроме этнографических заметок ученые располагали только материалами уже упомянутого сборника Д.Я. Самоквасова, в котором были опубликованы сведения, собранные в первой четверти XIX в. в рамках программы по реформированию управления Сибирским краем. В издание вошли официальные отчеты четырех прибайкальских и фрагменты переводов степных уложений двух забайкальских родов. С источниковедческих позиций материалы имеют недостатки, уже отмеченные в литературе1: очевидная неточность перевода, примерная передача смысла правовой нормы, неполнота текста и др.

Существенный вклад в описание и анализ юридического быта бурят конца XIX - начала XX в. внесли национальные исследователи: М.Н. Хангалов, А.Турунов, Ц.Жамцарано, Д.Банзаров2 и др. Благодаря их усилиям были сохранены, записаны, опубликованы и переведены на русский язык уникальные материалы, являющиеся фундаментальной эмпирической базой для всех направлений современного краеведения, в том числе и для исследований правовых обычаев.

К принципиально новому этапу в изучении обычного права бурят следует отнести труды известного цивилиста, профессора Петербургского законодательство с древнейших времен по 17-ое столетие //Известия общ-ва археологии, истории, этнографии при Казанском ун-те. КазаньД904. Т.ХХ, вып.4-5.

1 См.Цибиков Б.Д. Обычное право селенгинских бурят. Улан-Удэ, 1970. С.8.

2 Хангалов М.Н. Юридические обычаи у бурят. Собрание сочинений. Т.1. Улан-Удэ, 1958; Турунов А., Жамцарано Ц. Обозрение памятников монгольского права. Халха Джиром (описание памятника)//Сборник трудов профессоров и преподавателей Государственного Иркутского Университета. Факультет общественных наук. Иркутск, 1923. Вып.6; Банзаров Д. Собр.соч. М., 1955. университета В.А. Рязановского1. Находясь в эмиграции в Харбине, ученый посвятил несколько исследований изучению китайского и монгольского права. В этой связи обычное право бурят оказалось в сфере интересов ученого и было рассмотрено как составная часть обычного права монгольских племен. Исследования В.А.Рязановского основаны на привлечении нормативного материала в переводе Ц. Жамцарано. Им впервые применен метод, основанный на разделении материала по отраслевому принципу, что давало возможность системного анализа. Важным отличительным достоинством работы следует признать доктринальное по своему характеру толкование отдельных норм и правовых институтов в тесной связи с общемонгольскими правовыми принципами. Вместе с тем, ограниченность источниковой базы, отказ от четких хронологических рамок обусловили пробелы в исследовании и спорность некоторых его частных выводов.

В советский период обычное право бурят стало предметом изучения не столько юридической, сколько исторической науки, которая разрабатывала в основном проблемы, связанные с особенностями общественного развития республики. Эта направленность научных изысканий в работах советских историков И.А.Асалханова, М.Н.Богданова, Н.Н.Козьмина, П.Т.Хаптаева и других характеризовалась острой идеологической борьбой против буржуазной русской и зарубежной историографии. Общий вывод первого поколения советских историков, содержащий официально принятую советской наукой концепцию общественного развития Бурятии, был изложен в фундаментальном о двухтомном издании «История Бурят-Монгольской АССР» в 1954 г.

1 Рязановский В.А. Обычное право бурят. Чита, 1921; Рязановский В.А. Обычное право монгольских племен //Вестник Азии. Харбин, 1923, 1924. №51,52.

2 Асалханов И.А. О бурятских родах в XIX в.: Этнографический сборник. Улан-Удэ, 1960. Вып.1; Богданов М.Н. Очерки истории Бурят-монгольского народа. Верхне-Удинск, 1926; Козьмин H.H. К вопросу о турецко-монгольском феодализме. Иркутск, 1934; Хаптаев П.Т. Октябрьская социалистическая революция и гражданская война в Бурятии. Улан-Удэ, 1964.

История Бурят-Монгольской АССР. Улан-Удэ, 1954.

Показательно, что в авторитетном историческом труде практически отсутствует упоминание об обычном праве как о социальном феномене.

Примерно с 1960-х гг. советская наука обратилась к более основательному изучению своего документального прошлого, архивных материалов, стала осуществляться работа по переводу и опубликованию летописных материалов, памятников обычного права.

Вышедшая в 1970 г. работа советского историка Е.М.Залкинда «Общественный строй бурят XVII- первой четверти XIX вв.»1 отразила важнейшую тенденцию в исторических разработках - обращение к документальной истории народа. Автор развил новую концепцию общественного развития Бурятии на основе обширного архивного материала. Привлечение документов судебной, административной практики в тесной взаимосвязи с памятниками обычного права делает работу одной из первых монографических исследований, содержащих анализ общественных отношений в тесной взаимосвязи с нормативной культурой. Монография содержит анализ важнейших социальных аспектов брачно-семейных, административных, имущественных отношений в бурятском обществе после присоединения к России до реформ начала XIX в. Характерное для советской науки акцентирование на классовой сущности с марксистских позиций расширило представление о социальной основе обычного права бурят.

В 1970 г. известным историком Бурятии Б.Д.Цибиковым был обнаружен и опубликован полный текст «Селенгинского уложения» 1775 г. В дальнейшем ученым была продолжена работа по поиску, транслитерации, переводу и систематизации других памятников обычного права бурят2. Наиболее полное собрание переводов памятников обычного права бурят было опубликовано в сборнике «Обычное право сибирских народов (буряты, якуты, эвенки, алтайцы, шорцы)» в 1997 г.3 Сборник сопровождается

1 Залкинд Е.М. Общественный строй бурят. Улан-Удэ, 1970.

2 Цибиков Б.Д.Обычное право хоринских бурят. Новосибирск, 1992.

3 Обычное право народов Сибири (буряты, якуты, эвенки, алтайцы, шорцы) /составитель и автор комментариев В.В.Карлов; под ред. Ю.И.Семенова. М.,1997. статьями известных российских этнологов и антропологов Ю.И.Семенова и В.В.Карлова1. Ученые признают обычное право сибирских народов важным эмпирическим материалом для анализа проблемы правогенеза. Ю.И.Семенов в очерке обычного права выделяет главным образом процесс формирования обычного права - нормативной системы, отличной от первоначального табуитета и первобытной морали, и видит в нем прежде всего институт межсоциорных отношений. В.В.Карлов анализирует исследования обычного права народов Сибири в аспекте практической значимости обычноправовых институтов в решении актуальных задач правового регулирования. Вместе с тем, обращает внимание на себя тот факт, что общие и частные выводы ученых базируются в основном на нормах северных народов. Нормы обычного права бурят в приведенных исследованиях рассматриваются лишь фрагментарно, в основном в аспекте особенного и нетипичного.

И, наконец, нормы обычного права народов Сибири были исследованы в монографии И.Б.Ломакиной, подход которой к рассматриваемой проблематике основан на феноменологеи С Т"\ коммуникативнои и интегральной концепциях права. В своем исследовании институционального аспекта обычного права народов Сибири автор ставит задачу объяснить его природу, его органическую связь с духовным миром, ментальностью жителей суровой земли. На этой методологической основе ею предпринята попытка сформулировать положения и выводы, «которые актуализируют проблему интеграции обычно-правовых систем с государственно-организованным правом»2.

Таким образом, в современной историко-правовой науке отсутствуют специальные монографические исследования обычного права бурят.

1 Семенов Ю.И. Обычное право в доклассовом обществе: возникновение, сущность и эволюция/Карлов В.В. Обычное право народов Сибири и его изучение //Обычное право народов Сибири (буряты, якуты, эвенки, алтайцы, шорцы). М.,1997.

2 Ломакина И.Б. Обычное право: институциональный аспект (теоретико-правовой анализ) СПб.: Астерион, 2005. С.5.

Цель исследования - выявление регулятивных особенностей и закономерностей социально-исторического развития обычного права бурят. Достижение этой цели осуществляется решением следующих задач:

- определить понятие обычного права и его признаки, выявить место и роль обычного права в социальном регулировании, раскрыть его особенности как формы права;

- проанализировать генезис и развитие обычного права бурят, последовательно рассматривая процессы возникновения и развития родовой общины в Восточной Сибири; рассмотреть эволюцию социальных отношений, выявляя характер и особенности хозяйственной деятельности в процессе постепенного перехода от охоты к скотоводству; выявить основные предпосылки развития переходных к раннеклассовым форм социальной организации и социального регулирования и дать общую характеристику основных институтов переходного периода;

- определить роль и место обычного права и обычного права бурят в монгольской правовой системе и в формировании типологических черт государства и права кочевников;

- выявить общие и специфические черты обычного права бурят как институционального образования, сформированного в ходе реализации права на самоуправление бурятских родов в составе Российской Империи;

- раскрыть юридическое содержание норм и институтов обычного права бурят, а также особенностей их регулятивного механизма.

Объектом диссертационного исследования является совокупность норм обычного права, регулировавших общественные отношения внутри бурятского общества в период, охватывающий время от возникновения бурятских родов до первой четверти XIX в.

Предметом исследования являются закономерности генезиса, развития, а также деградации специфического социального феномена -обычного права бурят, обусловленные комплексом факторов экономического и социокультурного характера.

Методологической основой диссертационного исследования являются общенаучные (анализ и синтез, индукция и дедукция, системный и структурный подход, исторический, логический, абстрагирование) и частно-научные (сравнительно-правовой, историко-правовой, формальнологический) методы познания.

Теоретической основой диссертационного исследования послужили соответствующие положения и идеи российских и зарубежных специалистов в области общей теории права и философии права: Н.Г.Александрова, С.С.Алексеева, М.И.Байтина, А.М.Васильева, Н.А.Власенко, Г.Гегеля, Т.Гоббса, Г.Гроция, В.В.Ершова, Р.Давида, Р.Иеринга, И.Канта, Г.Кельзена, Д.А.Керимова, Н.М.Коркунова,

B.Н.Кудрявцева, В.В.Лазарева, В.В.Лапаевой, О.Е.Лейста, Дж.Локка, Р.З.Лившица, Е.А.Лукашевой, Г.В.Мальцева, М.Н.Марченко, Ш.Монтаскье, Г.И.Муромцева, В.С.Нерсесянца, П.Е.Недбайло, С.В.Полениной, А.С.Пиголкина, А.Х.Саидова, М.С.Строговича, В.М.Сырых, Ю.А.Тихомирова, В.А.Туманова, Б.Б.Черепахина, В.Е.Чиркина, А.Ф.Шебанова, Г.Ф.Шершеневича, Л.С.Явича.

Важнейшую роль в написании диссертации сыграли положения и выводы ведущих русских, советских, российских и зарубежных специалистов в области истории права, обычного права и юридической антропологии: В.А.Александрова, Э.Аннерса, В.В.Бартольда, Д.Ж.Валеева,

C.И.Вильнянского, К.Ф.Голстунского, В.Г.Графского, Б.Д.Грекова, И.Я.Гурлянда, В.А.Зибарева, С.Л.Зивса, Н.М.Золотухиной, И.С.Зыкина, И.А.Исаева, Т.В.Кашаниной, М.М.Ковалевского, А.И.Ковлера, М.О.Косвена, Н.А.Крашенинниковой, К.Леви-Стросса, Ф.И.Леонтовича, Б.Малиновского, Г.В.Мальцева, Р.С.Мулукаева, Г.И.Муромцева, С.В.Пахмана, А.И.Першица, Н.Рулана, В.А.Рязановского, Ю.И.Семенова, И.Е.Синициной, М.А.Супатаева, С.А.Токарева и др.

Источниковую базу исследования составили памятники права -Селенгинское уложение (1775, 1823 гг.), Хоринское уложение (1780, 1808,

1818 гг.), «Балаганская скаска» - памятник обычного права бурят, датируемый 1680 г., «Устав о управлении инородцев» (1822 г.), «Великая Яса», памятник монгольского права, относящийся к периоду создания единого монгольского государства Иеке Монгол Улс, «Восемнадцать степных законов», датируемых XVI и XVII вв., «Их цааз» (1640 г.), «Халха Джирум» (1709 г.). Интерпретированы материалы национального фольклора, этнографические описания, летописи, исторические и архивные документы, содержащие многообразные сведения о правовых явлениях, процессах, нормах и институтах, - всего того, что отражает историю права в регионе в период с древности до первой четверти XIX в.

Эмпирическую базу исследования составили данные сравнительно-правового анализа более 100 памятников обычного права бурят и других народов Сибири, 50 памятников монгольского права, 12 правовых актов Российской Империи, бурятских летописей, охватывающих период с XIII по XIX вв., судебных документов, архивных материалов Республики Бурятия и Иркутской области, а также записи XIX и начала XX в. фольклора, преданий бурят, содержащие сведения об общем объекте познания как совокупности общественных отношений и социальной практики, отражающих обычное право как регулятивный феномен.

Научная новизна диссертационного исследования заключается в теоретико-методологической интерпретации норм обычного права бурят на различных этапах его исторического развития, позволившей установить особенности возникновения обычного права бурят, основные этапы его развития, факторы трансформации, причины ослабления его регулятивных качеств. Осуществлена реконструкция процесса его генезиса, раскрыты роль и значение обычного права бурят в социальном развитии бурятского общества, показано место в системе социального регулирования. Впервые в отечественной истории права дано системное историко-правовое толкование норм и институтов памятников обычного права бурят. Раскрыто юридическое содержание основных национальных юридических терминов и конструкций. Дана правовая оценка и общая характеристика основных источников обычного права бурят. Прослежены и сформулированы выводы о месте этих памятников обычного права бурят в монгольской правовой системе и правовой системе Российской Империи. Определены и классифицированы основные источники обычного права бурят.

На защиту выносятся следующие основные положения и выводы:

1. Обычное право бурят в рассматриваемый период - это образованная в результате реализации права бурятских родов на самоуправление и сохранившая преемственность с периода возникновения бурятских родов системная совокупность правовых норм, регулировавших равноправные отношения внутри бурятского общества в период с конца XVII по начало XIX в. Регулятивная система, традиционно определяемая в российской науке как обычное право бурят, представляет собой системную совокупность санкционированных (признанных) Российским государством общеобязательных социальных норм, направленных на регулирование прежде всего имущественных, брачно-семейных, уголовно-правовых, административных отношений, выработанных бурятскими родами и обеспечиваемых деятельностью органов родового самоуправления.

2. Происхождение обычного права бурят как социального феномена связано с возникновением родовой общины как дуальной организации. Первобытные социальные запреты на инцест и связанное с ними требование экзогамности (запрет вступать в брак внутри рода) брака в совокупности предопределили генезис первичной дуальной организации, представленной в виде двух организационно самостоятельных и экзогамных родовых общин, объединенных в эндогамную (т.е. запрещающую браки во вне) группу на основе обменного брака.

3. Базовые отношения внутри родовой общины регулировались на основе обычаев - системы социальных норм, общеобязательность которых была обеспечена такой санкцией, как возможность изгнания из общины, реализуемого институтом изгоев (отсутствие механизма приема в родовую общину чужака). Внутриродовые обычаи регулировали совместный труд и распределение продуктов по потребностям всем участникам родовой с» ^ общины, имели локальный характер, распространялись на членов своей группы, которые не являлись субъектами права.

Взаимоотношения членов родовой общины с представителями другого входящего в дуальную организацию социума носили равноправный характер и регламентировались на основе норм обычного права.

4. Возникновение обычного права бурят как универсальной системы социального регулирования предопределяется развитием межобщинных отношений, которые формируются в результате исторического перехода бурятских родов от присваивающей формы хозяйствования к производящей, т.е. в результате неолитической революции. Особая взаимосвязь природы и первобытной общины обусловливает форму и содержание исторического процесса, выступившего поворотным моментом в социальном развитии.

В Восточной Сибири в силу природно-климатических условий региона переход от присваивающей экономики к производящей в определенной мере связан с развитием такой формы коллективной охоты как облавной и формированием на ее основе скотоводческой культуры. Облавная охота формировала коллективную собственность, которой противопоставлялась рожденная освоением скотоводства частная собственность общинников на домашних животных. Последовательное падение значения коллективной охоты в жизни бурятской общины вызывалось возрастающим значением скотоводства на основе частной собственности. Этот процесс следует рассматривать как содержание неолитической революции в Восточной Сибири, оказавшей определяющее влияние на формирование обычного права бурят.

5. Начиная с облавной охоты, формируются постоянные внешние связи родовой общины. Община выступает как наделенный волей самостоятельный и равноправный коллективный участник общественных отношений, имеющий право на обусловленную коллективным участием в общем деле, долю в совместном продукте. На этой основе формируется особый социальный институт - правовой обычай как социально-правовая норма, регулирующая волевые и равноправные отношения, которая обеспечивалась первоначально родовой местью, реализующей равное воздаяние (талион). Расширение межобщинных экономических связей приводит к институализации норм обычного права и межродовых институтов власти, сосредоточивших в своих руках функцию их обеспечения и защиты, проявившуюся в отмене института родовой мести и возникновении системы композиции (системы материальных штрафов).

6. В результате обособления органов межобщинной власти социорегулятивная система получает новое качество: наряду со стихийно складывающейся системой обычноправовых норм возникает действенный механизм изменения и развития общественных отношений на основе рационального по своей природе правотворческого акта. Борьба за территорию облавной охоты между союзами родов приводит к формированию племени как союза, основанного на даннических отношениях. Дань как результат войны являлась собственностью казны, с укреплением которой органы межобщинной власти получают материальную независимость от общин. Это выразилось в возможности этих органов от своего имени внести с целью социального преобразования изменения в существующий обычноправовой порядок. Взаимодействие норм правовых актов с нормами обычного права приводит к завершению процесса формирования такого регулятивного феномена как право - эффективного механизма упорядочения общественных отношений и одновременно инструмента социального преобразования на основе правового равенства и справедливости.

7. Возникновение права и предгосударства знаменует собой завершение процесса формирования нового типа социума, имеющего качественно новый характер взаимодействия с природой. Преодоление зависимости и появившаяся относительная свобода людей от природной среды выражались в миграции организованного этноса. Этот процесс закономерно приводил к установлению принципиально новых межэтнических связей. Содержание новых связей включало обмен продуктами хозяйствования, техническими достижениями, социальными институтами, приводивший в конечном итоге к закономерному ускорению развития материального производства, формированию города и полисной культуры. В условиях полиэтнического общества значение закона как источника правовых норм возрастает, а значение обычного права разных этнических групп в условиях полиса ограничивается. Эти общие исторические тенденции в полной мере проявились и применительно к обычному праву бурят.

8. Частная собственность на стадо, которое передавалось во владение семьям на праве арендного пользования, создавала особую форму экономической зависимости бывших общинников. Имущественная дифференциация приводила к углублению противоречий между социальными группами, стратификации населения и формированию классового общества. С развитием института частной собственности на домашний скот возникла государственность со специфической монархической формой правления и с политическим режимом в виде восточной деспотии. Это, в свою очередь, привело к соединению норм обычного права с нормами нормотворческих актов. Затем законодательная система вытеснила обычное право, и постепенно обычное право бурят отошло на второй план.

9. Монгольская правовая система - это основанная на идее единства степного народа и рожденная правотворческой и правоприменительной практикой Монгольской империи совокупность нормативных правовых актов монгольских ханов и обычного права монгольских народов. Санкционирование норм обычного права осуществлялось установлением единого размера древней «андзы» (штраф, выраженный в определенном количестве скота) на территории страны. Андза является основой системы композиции.

10. Основой законодательной системы явилась Великая Яса. Принятый в 1206 году акт волеизъявления монгольского хагана содержал публично-правовые нормы, направленные на защиту интересов Монгольского государства. Основополагающий характер этого документа выражался в том, что все последующие акты не отменяли действие Ясы, а вносили дополнения и изменения в ее нормативное содержание. Правовая традиция преемственности монгольского законодательства была прервана только в 1789 г. фактом принятия Монгольского уложения палатой внешних сношений Китайской династии Цин.

11. Селенгинское уложение 1775 г. является важнейшим в поздней истории монголов актом коммуляции обычного права кочевых народов. Его содержание стало основным источником актов правотворчества хоринских, балаганских, идинских, кударинских бурят и других кочевых народов Сибири. Кроме того, Селенгинское уложение 1775 г. наряду с Хоринским уложением 1808 г. и Приговором 1818 г. хоринских бурят явились основой создания «Устава о управлении инородцев» (1822 г.), выдающегося документа в системе управления Российской Империей туземными народами.

12. Реформирование судебной системы России в первой четверти XIX в. и организация в 1822 г. системы инородческих судов вызвали необходимость законодательного регулирования специфических в целом для страны общественных отношений. Обобщение обычноправовых норм и их законодательное закрепление в отрыве от обычноправового порядка их защиты привели к тому, что официальные нормы фактически перестали быть эффективным средством для социального регулирования.

13. Брачно-семейное право бурят в период XVIII и XIX веков являлось реализацией отцовского права (выражающегося в том, что волей отца определяется вступление детей брак, выделение сына в самостоятельное хозяйство, размер выдела и т.д.), основанного на признании семейной формы собственности и экзогамности калымного брака.

14. Особенностью регулирования обычным правом бурят имущественных отношений является признание двух сущностей домашних животных (мал). Мал по обычному праву бурят имеет специальную характеристику не просто индивидуально-определенной вещи, но и одновременно всеобщего эквивалента.

15. Развитие обычного права бурят (XVII и XVIII вв.) соответствует стадии правового развития общества, характеризующейся принципиальным отходом от системы чистой композиции, который выражался в разграничении деликтных обязательств, влекущих выплату андзы (штрафа, выплачиваемого в определенном правовой нормой количестве домашних животных) от уголовного наказания, осуществляемого в виде яалы (штрафа в размере трех или четырехкратного возмещения ущерба, виновно причиненного уголовно-наказуемым деянием).

16. Современное законодательство индустриального общества ограничено в возможности эффективного регулирования традиционных форм хозяйствования. Игнорирование социальной ценности обычая и обычного права, перекладывание регулятивных функций одних норм на другие привели и продолжают приводить к их деградации и атрофии, девальвации их регулятивных возможностей, нарушению системных связей различных видов социальных норм, развалу единого механизма социальной регуляции и неизбежному распаду традиционного общества.

17. В аспекте соотношения традиционного и индустриального обществ взаимодействие обычного права и закона определяется особенностями национальной правовой системы, связанными с мерой динамичности социальных процессов. Обычное право поддерживает статическую функцию права, в то время как закон поддерживает динамическую функцию. Многообразие обычного права определяется противоречиями старого и нового в содержании права. Социальное назначение обычного права бурят выражается в регулировании равноправных отношений в сфере права. Основная социальная ценность обычного права бурят заключается в сохранении преемственности правового развития традиционного общества.

Теоретическое значение работы состоит в том, что в ней разработан понятийно-категориальный аппарат, который может быть использован в качестве научного инструментария познания историко-правовых процессов возникновения и развития обычного права в Азии и их сопоставления с аналогичными процессами в Европе.

Практическое значение работы. Положения и выводы исследования могут представлять интерес для судебной системы Республики Бурятия, Хакасии, Тувы, Алтая, Иркутской и Читинской областей и других субъектов Российской Федерации (и, прежде всего, в контексте действия статьи 5 ГК РФ, которая открывает возможности для более широкого привлечения норм обычного права в гражданском судопроизводстве). Результаты диссертационного исследования значимы и для законотворческого процесса в вышеназванных регионах, поскольку ориентируют законодателя на более полное использование правового опыта народа.

Материалы исследования могут быть использованы в высших учебных заведениях для преподавания истории и теории государства и права, а также антропологии, культурологи, социологии и общей истории в части, относящейся к проблеме обычного права.

Апробация результатов исследования. Выводы и основные положения диссертационного исследования явились предметом обсуждения на общероссийских, международных конференциях, симпозиумах, семинарах, отражены в научных публикациях, в том числе в ведущих рецензируемых научных изданиях, рекомендованных ВАК Минобрнауки РФ; используются при разработке курса лекций по истории государства и права, теории государства и права на юридическом факультете и спецкурсов на историческом и восточном факультетах Бурятского государственного университета.

Структура диссертационной работы. Диссертация состоит из введения, четырех глав, заключения, приложения в виде словаря бурятских слов и архаичных терминов.

Похожие диссертационные работы по специальности «Теория и история права и государства; история учений о праве и государстве», 12.00.01 шифр ВАК

Список литературы диссертационного исследования доктор юридических наук Тимурова, Анна Тимофеевна, 2010 год

1. Цибиков Б.Д. Обычное право селенгинских бурят. Улан-Удэ, 1970. С.З.

2. Греков Б.Д. Была ли Киевская Русь рабовладельческим обществом // Историк-марксист. 1939. №4. С.135.

3. Ст.76 Селенгинского 1775 г.и ст.6 Хоринского уложения 1823 г. рассматриваются в разделе 4.2 «Гражданское право» настоящей диссертации.Сайты здесь и далее в значении официальные лица.

4. Ст. 3 Уложения 1763 г. в кн.: Обычное право народов Сибири (буряты, якуты, эвенки, алтайцы, шорцы /составитель и автор комментариев В.В. Карлов; под ред. Ю.И.Семенова. М., 1997. С. 82.

5. Оток переводится как род, однако содержательно обозначал единицу в системе административно-территориального деления в Забайкалье.2 «Худэгену тогтол» в дословной передаче смысла ближе всего к «степное постановление».

6. Цитировано по: Б.Д.Цибиков /Цибиков Б.Д. Обычное право селенгинских бурят. Улан-Удэ, 1970. С. 13.

7. Рязановский В.А. Обычное право бурят. Чита, 1922. С. 28.

8. Рязановский В.А. Монгольское право. Приложение. Харбин, 1931. С.8-30.

9. Обычное право народов Сибири (буряты, якуты, эвенки, алтайцы, шорцы). Составитель и автор комментариев В.В.Карлов; под ред. Ю.И.Семенова. М., 1997. С. 131.

10. См.: Тумурова А.Т. К вопросу об атрибуции Селенгинского уложения // Обычное право бурят. Улан-Удэ, 2004.

11. Личные правоотношения отцовства или бесспорного факта усыновления.

12. Нетрудоспособность отца в силу болезни или старости.

13. Нуждаемость вследствие отсутствия собственного имущества.

14. Отказ сына от призрения родителей.

15. Жалан-аажав С. Халх Журам.Монгол хуулийн засаг тойджуу. Улаанбаатар, 1972. С.44.

16. Цибиков Б.Д. Обычное право селенгинских бурят. Улан-Удэ, 1970. С.11.

17. Петри Б.Э. Брачные нормы у северных бурят. Иркутск, 1924. С.5.

18. Личная печать в некоторых документах употребляется вместо подписи, подтверждая авторство документа.

19. Личная тамга как именная печать принадлежит не каждому податному. В этом смысле наличие личной тамги свидетельствует о высоком социальном положении лица.

20. Лапаева В.В. Российская социология права. Курс лекций. М., 2005. С.83-86.

21. Ковлер А.И. Антропология права. Учебник для вузов. М., 2002. С.26.

22. Нерсесянц B.C. Философия права, учебник для вузов. 2-е изд. М., 2006. С. 149.ЛИТЕРАТУРА

23. Авакьян С.А. Государственно-правовые нормы и обычаи: соотношение и регулирующая деятельность Советов //Советское государство и право. 1978. №8.

24. Авдеева O.A. Судебная система Восточной Сибири в XVII первой половине XIX вв. (историко-правовое исследование). Иркутск, 1999. 288 с.

25. Александров В.А. Обычное право русских крестьян. М., 1972.

26. Алексеев В.П., Першиц А.И. История первобытного общества. М., 1990.

27. Алексеев H.H. Основы философии права. СПб., 1998.

28. Алексеев С.С. Общая теория права. М., 1982.

29. Алимжан К.Х. Вопросы теории обычного права. Алматы, 2003.

30. Андриченко Л.В. Регулирование и защита прав национальных меньшинств и коренных малочисленных народов в Российской Федерации. М., 2005.

31. Аннерс Э. История европейского права. М., 1996.

32. Апенченко Ю. Обычай и закон. Как они уживаются //Юридический вестник. 1996. №10.

33. Асалханов И.А. О бурятских родах в XIX в.: Этнографический сборник. Улан-Удэ, 1960. Вып.1.

34. Базарова Б.З. Монгольские летописи памятники культуры. М., 2006.

35. Банзаров Д. Собр.соч. М., 1955.

36. Бартольд В.В. Образование империи Чингисхана: пробная лекция, читанная в Санкт-Петербургском университете 8 апр. 1896 г. // Собр.соч. Т.5.М., 1968.

37. Бартольд В.В. Туркестан в эпоху монгольского нашествия //Собр. соч. T.I. 1963.

38. Батуев Б.Б. Буряты в XVI, XVII вв. Улан-Удэ, 1996.17

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.