Общественная деятельность протоиерея Иоанна Восторгова тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 07.00.02, кандидат исторических наук Струков, Алексей Валерьевич
- Специальность ВАК РФ07.00.02
- Количество страниц 221
Оглавление диссертации кандидат исторических наук Струков, Алексей Валерьевич
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. Культурно-просветительская деятельность протоиерея Иоанна Восторгова 1, ■
1.1 Этапы биографии и участие в общественной жизни (1887-1906 гг.)
1.2 Миссионерско-проповедническая и образовательная деятельность (1906-1918 гг.)
1.3. Публицистика и отношение к общественным организациям (19061918 гг.);
ГЛАВА 2. Участие священнослужителя в политической жизни
2.1. Деятельность Иоанна Восторгова в черносотенных организациях и взаимоотношения с их лидерами
2.1.1. Протоиерей и Союз русского народа. Конфликт с А.И. Дубровиным
2.1.2. Восторгов и Русская монархическая партия. Борьба за лидерство с С.А. Кельцевым и В.Г. Орловым
2.1.3 Деятельность священника в Союзе Михаила Архангела
2.2. Восторгов и революционные события 1917 года
2.2.1. Участие в общественной жизни после прихода к власти Временного правительства
2.2.2 Проблемы взаимоотношений с большевиками после Октябрьской революции 1917 года
ГЛАВА 3 Мировоззренческие представления Иоанна Восторгова
3.1. Исторические взгляды священнослужителя
3.1.1 Идеологические парадигмы и историософская концепция
3.1.2 Воззрения на роль монарха и церковных деятелей в истории России
3.2 Критика социалистических учений
3.2.1 Проблема истоков социалистических воззрений в трудах священнослужителя. Критический анализ общих положений социализма
3.2.2 Критика теорий евангелистских оснований социалистических учений
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Отечественная история», 07.00.02 шифр ВАК
Отечественная историография черносотенных союзов и организаций2008 год, кандидат исторических наук Карпухин, Дмитрий Вячеславович
Идеология правомонархических организаций в России в начале XX века2012 год, доктор исторических наук Размолодин, Максим Львович
Проблема лидерства в Союзе русского народа2002 год, кандидат исторических наук Богоявленский, Дмитрий Дмитриевич
Правомонархическое движение в Нижегородской губернии: 1905-1917 гг.2002 год, кандидат исторических наук Фоменков, Артем Александрович
Черносотенное движение в Российской империи: 1901-1914 гг.2006 год, доктор исторических наук Омельянчук, Игорь Владимирович
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Общественная деятельность протоиерея Иоанна Восторгова»
Актуальность исследования
Начало 90-х годов прошлого столетия ознаменовалось повышенным интересом к истории крайне правых союзов и организаций, существовавших в начале XX века в России. Защищено большое количество диссертаций, посвященных деятельности черносотенных структур, как на общероссийском уровне, так и в различных регионах. Скрупулезному научному анализу подвергнут генезис, программные установки, социальный состав и тактика крайне правых. Изданы также научные труды - диссертации, монографии, посвященные общественно-политической деятельности лидеров крайне правых. Однако в общей массе таких исследований отсутствуют работы, посвященные прот. Иоанну Восторгову. В этой связи обращение к общественной деятельности протоиерея Иоанна Восторгова не является случайным. Являясь общероссийским лидером «черной сотни», он занимал особое место в ряде предводителей правомонархического движения, наряду с А.И. Дубровиным, В.М. Пуришкевичем, Н.Е. Марковым. Протоиерей Восторгов являлся крупным идеологом крайне правого движения, взгляды которого нашли воплощение в его общественной деятельности, сфокусировавшей в себе миссионерство, просветительство, публицистику, участие в общественных организациях и черносотенных структурах. Изучение мировоззрения видного лидера крайне правых позволит существенно расширить научные представления о становлении черносотенства, методах и формах деятельности правых монархистов в дореволюционной России.
Кроме того, актуальным является обращение к биографии Иоанна Восторгова, который в течение длительного времени с 1894 по 1906 годы осуществлял церковную службу и педагогическую деятельность в Закавказье
- Азербайджане и Грузии. Проблеме взаимоотношений двух народов -русского и грузинского посвящено большое количество статей протоиерея. Их содержание охватывает исторические аспекты российско-грузинских отношений, вхождение Грузии в состав России, православного единения наций. Данная проблематика представляется актуальной в контексте обострившихся отношений между двумя государствами в последние годы.
Степень научной разработки темы
Первые статьи, посвященные жизнедеятельности Иоанна Восторгова и его мировоззрению стали появляться в публицистике в начале 90-х годов XX в. Они были изданы в культурно-просветительских и православных журналах. В отличие от специализированных научных трудов
- монографий и диссертаций данные труды не содержали критического анализа общественной деятельности и мировоззрения Восторгова. Их содержание носит ярко выраженный апологетический характер и призвано сформировать у читателя образ священнослужителя, принявшего мученическую смерть за православную веру. Во многих публицистических статьях акцент сделан на последний этап жизни священнослужителя с целью проиллюстрировать мученическую смерть священнослужителя.
Так, автор одной из первых статей, посвященных протоиерею, М. Польский отмечал, что Восторгов выступал с обличительными речами после прихода к власти большевиков, осознавал за собой слежку и предчувствовал свою мученическую смерть1.
1 См.: Протопрествитер М. Польский «Пастырь и паства. Прот. И. Восторгов» И Журнал Московской патриархии. № 4. 1994. С. 60.
А. Светозарский, отмечает, что проповеди отца Иоанна фиксировались агентами ВЧК, а его пытались обвинить в антисемитизме, так как в Покровском соборе на Красной площади Москвы хранились частицы мощей св. мученика Гавриила Белостокского - жертвы ритуального убийства. Никаких ссылок на документальные источники автор не приводит2.
На противостоянии большевистской власти делает акцент JI. Ф. Павликова, которая отмечает, что Восторгов продолжал свои обличительные речи среди верующих в храме на Красной площади3.
Некоторые авторы, наряду с рассмотрением последнего этапа жизни Восторгова, отмечали его активное участие в общественной жизни. Так, по мнению Л.Ф. Павликовой и Р. Сергиева, протоиерей олицетворял тип допетровского священника, характерной чертой которого являлось не только богослужение, но и активное вмешательство в семейную, государственную и общественную сферы деятельности4.
На отдельных аспектах политической деятельности Восторгова останавливается О. Газизова. Она отмечает, что его личность притягивала многих сторонников черносотенцев, так как открывал им возможность войти в Союз русского народа5.
В августе 2000 года протоиерей Иоанн Восторгов на юбилейном Архиерейском соборе был причислен к лику святых Русской православной церкви. Это обстоятельство усилило общую тенденцию апологии личности
2 См.: Светозарский А. «Отче наш Иоане, моли Бога о нас!» // Памятники Отечества. № 37 (1), Москва, 1997. С. 23.
3 См.: Павликова Л.Ф. Протоиерей Иоанн Иоаннович Восторгов // Записки отдела рукописей. 2000. № 51. С. 310.
4 См.: Павликова Л.Ф. Указ. соч. С. 309; Сергиев Р. «Имя его в род и род» С. 33 , к 80-летию мученической кончины прот. Иоанна Восторгова // «Тульские епархиальные ведомости». 1998 г. С. 33. (Далее: Сергиев Р. «Имя его в род и род».). s См.: Газизова О. «Яко овцы посреди волков» // Наука и религия 1995 г. №1 С. 38. (Далее: Газизова О. «Яко овцы посреди волков»).
Иоанна Восторгова в церковной и светской публицистике6. Так, в патерике новоканонизированных святых отмечено: «Умер отец Иоанн, как и жил: непоколебимым в вере мужественным исповедником. Он удостоился смерти христианского мученика»7.
Среди общей массы публицистических и церковных публикаций, посвященных Иоанну Восторгову, наибольшую ценность для исторического исследования представляет труд Афанасия Гумерова8. В этой работе скрупулезному анализу подвергнута биография Восторгова на основе документальных источников, как, например, послужной список священнослужителя. Предложена объективная периодизация жизненного пути протоиерея; проанализированы проповеди, речи на различные общественно-политические темы; введены в оборот документальные источники Российского государственного исторического архива.
Научный интерес исследователей к личности и общественной деятельности Иоанна Восторгова стал заметным с начала 90-х годов XX в. Факторами, обусловившими обращение к биографии и творческому наследию протоиерея, стала радикальная смена общественно-политической ситуации в стране и доминирующих идеологических концептов в исторической науке. Правомонархическое движение, остававшееся на протяжении советского периода на периферии изучения исторической науки, становится объектом большого количества специализированных научных исследовании - статей, монографий, диссертаций. Научный анализ черносотенных структур обусловил обращение к мировоззрению и
6 См.; Шарипов А. Иоанн-Московский Златоуст // Православный паломник. № 1 (14). 2004. С. 3-7; См.: Степанов А.Д. Восторгов, о. Иоанн Иоаннович // Русский патриотизм. М., 2003. С. 151-155.
7 Патерик новоканонизированных святых: священномученик Петр (Зверев): священномученик Иоанн Восторгов // Альфа и Омега, Ученые записки Общества для распространения Священного Писания в России. М., 2003. С. 198. (Далее: Патерик новоканонизированных святых.).
8 См: Гумеров Афанасий Правда веры и жизни. Житие и труды священномученника Иоанна Восторгова. М., 2004. (Далее: Гумеров А. Правда веры и жизни./ общественной деятельности знаковых фигур «черной сотни», в том числе Иоанна Восторгова. Данную историографическую тенденцию отметил историк А.В. Репников. «Появились труды, - пишет автор, - посвященные взглядам В.М. Пуришкевича, Маркова, В.А. Грингмута, А.С. Вязигина, П.А. Крушевана, Восторгова, Шульгина и др.»9.
Однако в общей массе трудов, посвященных крайне правым, обращение к фигуре и общественной деятельности Восторгова осуществлялось эпизодически без системного анализа ее форм и идеологии. Фрагментарный характер анализа форм участия Восторгова в общественной жизни России был обусловлен тем, что основным объектом научных исследований являлись консервативная идеология и институциональные структуры крайне правых, а не общественно-политическая практика их лидеров.
Так, в монографии исследователя С.А. Степанова «Черная сотня (19051914)», изданной в 1992 г. и ознаменовавшей новый этап отечественной историографии правомонархического движения, рассматривается политическая деятельность Иоанна Восторгов как лидера московский крайне правых10. В 2005 году труд историка был переиздан под названием «Черная сотня»11. Степанов отмечает деятельность протоиерея в ходе предвыборной компании в Ш Государственную Думу, в, частности, тайные переговоры с лидером Союза 17 октября А.И. Гучковым12. Исследован план Восторгова, направленный на объединение правомонархических структур на основе Всенародного русского союза13. Историк обращал внимание на финансовую
9 Репников А.В. Консервативные представления о переустройстве России (конец XIX - начало XX веков). М., 2006. С. 25
10 См.: Степанов С А. Черная сотня в России (1905-1914 гг.). М., 1992.
11 См.: Степанов С А. Черная сотня. 2-е изд. доп. и перераб. М., 2005. (Далее: Степанов СА. Черная сотня.).
12 См.: Степанов С А. Черная сотня. С. 224
13 См.: там же. С. 130. помощь, которую священнослужитель оказывал правомонархическим структурам14.
Отдельные аспекты деятельности Восторгова рассматривает И.В. Омельянчук в монографии «Черносотенное движение в Российской империи (1901-1914)» 15. Деятельности возглавляемой им Русской монархической партии посвящен отдельный параграф первой главы «Черносотенные союзы и организации»16. Историк акцентировал внимание на сложных отношениях между Восторговым и одним из активных членов организации В.Г. Орловым. Он отмечает, что в основе конфликта между ними лежала борьба за власть в Русской монархической партии, так как оппонент протоиерея усилил в ней свое влияние благодаря организаторским способностям. Так, в 1909 году ему
17 удалось открыть в Сибири «20 отделов монархических организаций» . Поводом для открытого конфликта послужил провал Орлова на выборах в IV Государственную Думу18. Деятельность Восторгова в Русской монархической партии, по мнению историка, не способствовала ее процветанию и спровоцировала обвинения в растрате финансов19.
Историк Ю.И. Кирьянов в энциклопедии «Политические партии в России» в статье, посвященной Иоанну Восторгову, отмечает роль священнослужителя в структурировании крайне правых политических партий. Так, по мнению историка, протоиерей являлся одним из вдохновителей создания Союза русского народа, однако в дальнейшем дистанцировался от Дубровина и, переименовал Русскую монархическую партию в Русский монархический союз для свободного распоряжения
1-1 См.: там же. С. 157.
15 См.: Омельянчук И.В. Черносотенное движение в Российской империи (1901-1914). Киев. 2006. (Далее: Омельянчук И.В. Черносотенное движение в Российской империи.).
16 См.: Омельянчук И.В. Черносотенное движение в Российской империи. С. 38-46.
17 Там же. С. 43.
18 См.: там же.
19 См. : там же. финансами20. Статья Ю.И. Кирьянова представляет собой краткую политическую биографию протоиерея, в которой рассматривается его деятельность в крайне правом движении.
В 2001 году Ю.И. Кирьянов издал монографию «Правые партии в
21
России. (1911-1917 гг.)» . Историк, наряду с исследованием крайне правых союзов и организаций в указанный период, рассматривает некоторые аспекты участия Восторгова в политической борьбе. Так, автор затрагивает проблемы отношений между протоиереем и Орловым после выхода последнего из Русской монархической партии и создания Отечественного патриотического союза. Кирьянов в отличие от Омельянчука прослеживает развитие отношение между Восторговым и его оппонентом в 1915 году и делает вывод
22 о возможности достижения между ними компромисса .
Следует отметить, что труды С.А. Степанова и И.В. Омельянчука, Ю.И. Кирьянова посвящены политическим структурам «черной сотни» -организациям, союзам, партиям, лигам, братствам. Деятельность лидеров крайне правых, в том числе Иоанна Восторгова, рассматривается в контексте объекта исследования и не охватывает всех аспектов их общественной практики. Фрагментарное обращение к личности Восторгова, освещение отдельных аспектов его политико-партийной работы обусловило отсутствие научной дискуссии по формам деятельности и мировоззренческим представлениям священнослужителя.
Одним из первых научных исследований, в котором были затронуты такие аспекты общественной жизни протоиерея как миссионерство и благотворительность является диссертация А.В. Давиденко «Эволюция правомонархических концепций политического устройства России (1900
20 См.: Кирьянов Ю.И. Восторгов Иоанн Иоаннович // Политические партии России (конец XIX - первая треть XX века). Энциклопедия. М., 1996. С. 131. (Далее: Кирьянов Ю.И. Восторгов Иоанн Иоаннович).
21 Кирьянов Ю.И. Правые партии в России (1911-1917 гг.). М., 2001 (Д1длее: Кирьянов Ю.И. Правые партии в России (1911-1917 гг.)).
22 См.: Кирьянов Ю.И. Правые партии в России (1911-1917 гг.). С. 225-226.
1917 гг.)» Он указывал, что Восторговым в результате его пастырско-миссионерской деятельности на Дальнем Востоке были открыты народная чайная, киоск-читальня с патриотической литературой, часовня23. Историк подчеркивает, что после поездки Восторгова и Орлова по Дальнему Востоку наибольшим влиянием стал пользоваться Союз Михаила Архангела. Сторонники А.И. Дубровина утрачивали свое влияние24.
В диссертации Д.В. Карпухина «Отечественная историография черносотенных союзов и организаций» анализируются труды И. Восторгова, посвященные проблеме возникновения крайне правых политических партий. Исследователь отмечает, что Восторгов «обусловливал возникновение крайне правых организаций факторами идеологической борьбы революционных и традиционных начал русской действительности начала XX в. Черносотенство рассматривалось им как защитная реакция русского народа против разрушительных веяний революции»25.
Отдельные аспекты идеологии и последний этап жизни протоиерея Иоанна Восторгова изложены в монографии А.В. Репникова «Консервативные концепции переустройства России» . Он отмечал деятельность протоиерея на Поместном Соборе Русской православной церкви в 1917-1918 годах, который поддержал восстановление патриаршества27. Историк подчеркивал, что протоиерей не отказался от своих монархических убеждений после установления большевистской власти. На основе имеющегося источникового материала критическому анализу подвергнут труд М.Польского об апокрифической кончине
3 См.: Давиденко А.В. Эволюция правомонархических концепций политического устройства России (1900— 1917 гг.): Дис. .канд. ист. наук. Хабаровск, 2001. С. 207-208 (Далее: Давиденко А.В. Указ. дис.).
24 См.: Давиденко А.В. Указ. дис. С. 196.
25 Карпухин Д.В. Отечественная историография черносотенных союзов и организаций: Дне. .канд. ист. наук . М, 2008. С. 41.
26 РепниковА.В. Консервативные концепции переустройства России. М., 2007. (Далее: РепниковА.В. Консервативные концепции переустройства России.).
27 См.: РепниковА.В. Консервативные концепции переустройства России. М., 2007. С. 440. (Далее: Репников А.В. Консервативные концепции переустройства России.).
Восторгова28. Автор отмечает близость антисоциалистических взглядов священнослужителя таким представителям русского консерватизма как С.Ф. Шарапов, Г.В. Бутми, А.С. Шмаков, которые «пытались найти
29 антихристианские», «еврейские» и «масонские» корни социализма» .
Историк рассматривает также отдельные аспекты мировоззрения священнослужителя, в частности, его отношение к армии. «Восторгов, -отмечает Репников, - объединял церковь и армию в их борьбе со злом, как делали это и другие консервативные мыслители. Он заострял внимание на том, что в воинском служении христианством подразумевались элементы жертвенности во благо своей страны»30. Историк указывает на критику Восторговым пораженческих настроений в обществе в результате русско-японской войны31. «Он считал, - пишет Репников, - что пропаганда пораженчества затрагивает не только правительство, но и в большей степени оскорбляет самих участников войны».
В проанализированных трудах Давиденко, Карпухина, Репникова наблюдается принципиально новая историографическая тенденция в освещении общественной деятельности Восторгова. Она выражается в исследовании ее конкретных форм и обращением к анализу идеологии священнослужителя. В научный оборот вводятся публицистические произведения Иоанна Восторгова, взгляды которого соотносят с другими представителями русского консерватизма. Следует отметить, что рассмотрение конкретных форм участия протоиерея в общественной жизни, анализ мировоззренческих концептов носит фрагментарный характер. Это объясняется тем, что объект данных исследований непосредственно не связан с общественной деятельностью Иоанна Восторгова.
28 См.: там же. С. 442.
29 Там же. С. 112.
30 Там же. С. 162.
31 См.: там же. С. 230.
Вне поля зрения историков остаются осуществляемые Восторговым культурно-просветительские мероприятия, миссионерство, публицистика, организация пастырского дела. Кроме того, отсутствует комплексный анализ взглядов Восторгова на роль личности в историческом процессе; критики социалистических и марксистского учений. Малоизученной остается деятельность протоиерея, связанная с борьбой за лидерство в правомонархическом движении с А.И Дубровиным и в Русской монархической партии с С.А. Кельцевым и Орловым. Отсутствуют исследования, оценивающие роль Восторгова в расколе Союза русского народа и его стремлении объединить черносотенные союзы и организации на основе Союза Михаила Архангела.
В связи с отсутствием специализированных научных трудов, изданных до начала 90-х XX в. и посвященных общественной деятельности Иоанна Восторгова, выделение историографических этапов осмысления его творчества не представляется возможным.
Таким образом, труды, в которых освещалась деятельность Иоанна Восторгова, изданные с начала 90-х годов XX в. по настоящее время можно условно подразделить на две группы:
1) статьи, посвященные личности Восторгова, основным этапам его жизненного пути, церковной деятельности и участию в политических и общественных структурах;
2) научные труды - диссертации и монографии, в которых, наряду с анализом консервативной идеологии и деятельности черносотенных союзов и организаций и на общероссийском и региональном уровнях, фрагментарно затрагивается общественная деятельность И. Восторгова.
Анализ историографии проблемы показывает, что существует историографический пробел в изучении общественной деятельности протоиерея Иоанна Восторгова. Отсутствуют комплексные монографические и диссертационные исследования, посвященные данной проблеме.
Источниковая база исследования
Источниковый материал, привлекаемый в диссертации, можно подразделить на архивные и опубликованные материалы. Первая группа включает переписку Иоанна Восторгова, воспоминания лидеров «черной сотни» о нем, например, А.И. Дубровина, материалы следственного дела, возбужденного против протоиерея следственными органами Временного правительства, обзоры деятельности монархических организаций. Наибольшую научную ценность представляют архивные документы из Государственного архива Российской Федерации, хранящиеся, в частности, в фондах № 102 «Департамент полиции», №116 «Союз русского народа», № 9452 «Восторгов». При рассмотрении темы использованы также архивные документы Центрального исторического архива города Москвы - фонд 2261 «Канцелярия комиссара Временного правительства по г. Москве 1917 г.».
Изучение переписки Восторгова с лидерами крайне правого движения А.И. Дубровиным32, В.М. Пуришкевичем33, князем А.А. Ширинским -Шихматовым34, единомышленниками Ф. Слеповым и Соколовым позволило составить целостную картину отношения протоиерея к черносотенным союзам и организациям, уяснить его роль как в инициировании создания крайне правых структур, так и в их дальнейшем расколе и дезинтеграции.
Ценными для понимания личностного фактора в формировании черносотенных союзов и организаций являются неопубликованные
32 ГА РФ. Ф. 116. ОП. 1. Д. 804.
33 ГА РФ. Ф. 102. ОП. 256. Д. 326.
34 ГА РФ. Ф. 9452. ОП. 1. Д. 37. Д. 696 воспоминания А.И. Дубровина - политического оппонента И.И. Восторгова в борьбе за лидерство в «черной сотне»35.
Обращение к материалам следственного дела возбужденного против Восторгова после прихода к власти Временного правительства36 позволяет проанализировать причины раскола внутри Русской монархической партии, вызванных распределением финансов и борьбой за лидерство. Допросы Восторгова освещают его взаимоотношения и причины конфликтов с последним руководителем Русской монархической партии С.А. Кельцевым и ее активным членом В.Г. Орловым.
Обзоры деятельности крайне правых партий за 1909-1910 годы иллюстрируют личную роль Восторгова в организации общественно-политических мероприятий Русской монархической партии, а также ее невысокую популярность в крайне правом движении37. Кроме Государственного архива Российской Федерации при написании диссертационного исследования были использованы документы, хранящиеся в Центральном государственном историческом архиве города Москвы.
Так, в фонде № 2261 «Канцелярия комиссара Временного правительства по г. Москве 1917 г.» был обнаружен документ -Постановление Московского столичного совета благочинных, в котором отражена официальная позиция московского духовенства по отношению к новым властям, поддержанная протоиереем, а также исследованы источниковые материалы, раскрывающие сложный характер взаимоотношений Восторгова с властями, представляющими Временное правительство в г. Москве 38. Переписка с чиновниками, телеграммы,
35 ГА РФ. Ф. 116. ОП. 2 (1914-1917). Д. 1
36 ГА РФ. Ф. 9452. ОП. 1. Д. 5.
37 ГА РФ. Ф. 116. ОП.1. Д. 371, Д. 154, Д. 611.
38 ЦГИА г. Москвы. Ф. 2261. ОП. 1. Д. 371. воспоминания протоиерея отражают негативное отношение представителей Временного правительства к Восторгову, обусловленное его приверженностью монархическим взглядам.
К числу важных опубликованных источников следует отнести материалы, связанные с деятельностью Иоанна Восторгова и Русской монархической партии, собранные в двухтомном издании «Правые партии. Документы и материалы. 1905 - 1917 гг. » под редакцией Ю.И. Кирьянова39. В настоящей диссертации из представленных в издании источников были использованы доклады Восторгова, посвященные деятельности Русской монархической партии и осуществленных ею мероприятий в 1907-1908 годах; постановления монархического объединительного съезда в Москве в 1909 годах, протоколы заседаний Главной Палаты Союза Михаила Архангела, членом которой являлся Иоанн Восторгов; телеграммы и послания руководителей местных черносотенных организаций, например, лидера Астраханской народной монархической партии Тихановича-Савицкого. Кроме того в сборнике размещены материалы газет «Русское знамя», «Колокол», «Прямой путь». Ценность данных источников для анализа проблемы заключается в том, что они позволяют понять истоки личностного конфликта между Восторговым и Дубровиным; раскрывают различные аспекты политической, культурно-просветительской и миссионерской деятельности протоиерея в ходе поездок по Сибири, а также раскрывают содержание проектов по преодолению раскола в черносотенном лагере и объединению Союза русского народа и Союза Михаила Архангела.
Другим значимым опубликованным источником, использованным в настоящем исследовании является пятитомное Полное собрание сочинений протоиерея Иоанна Восторгова40. В 1-3 тома сочинений, изданных,
39 См.: Правые партии. Документы и материалы. 1905-1917 гг. М., 1998. Т. 1-2. (Далее: Правые партии.).
40 Восторгов И.И. Полн. собр. соч. в 5 тг. Репринтное издание. СПб., Т. 1-4. 1995; Т. 5. 1998. соответственно, в 1914—1915 годах, вошли проповеди и поучительные статьи на религиозно-нравственные темы, с которыми священнослужитель выступал в период с 1889-1900, 1901-1905, 1906-1908 годы во время служения в звании приходского священника, законоучителя гимназии, окружного наблюдателя церковных школ, проповедника-миссионера Московской епархии. В четвертом томе содержатся церковно-публицистические статьи и труды, посвященные миссионерству священнослужителя в период 1887—1912 годы. Пятый том, изданный в 1913 году, посвящен критике Восторговым социалистических и коммунистических теорий. В 1995, 1998 годах было осуществлено репринтное переиздание сочинений священнослужителя.
Труды священнослужителя являются ценным источником для научного анализа его мировоззрения, а также для изучения его общественной деятельности. Проблемно-хронологическое расположение произведений протоиерея позволяет проследить динамику развития его взглядов в процессе общественной деятельности. Кроме того, речи Восторгова содержат указания на время и место их произнесения. Это в значительной степени облегчает реконструкцию общественной практики священнослужителя.
В процессе работы над диссертацией были использованы другие опубликованные источники, связанные с общественной деятельностью протоиерея Иоанна Восторгова. Так, мемуары Белецкого раскрывают характер взаимоотношений Восторгова и Григория Распутина41. Оценка причин событий февраля 1917 года содержится в воспоминаниях, посвященных этим событиям. В журнале «Вопросы истории» в 1998 году была опубликована переписка и другие документы правых, которые отражают отношение Восторгова к представителям высшей российской бюрократии и суждения о его деятельности со стороны монархистов42. В
41 Архив русской революции, изданный И.В. Гессеном. М., 1991 Т. 12. С. 43.
42 Переписка и другие документы правых. 1911 года II Вопросы истории. 1998. № 10. С. 106-107; Переписка и другие документы правых (1911 год) // Вопросы истории. 1998. № 11-12. С. 126.
1994 году в журнале «Исторический архив» было издано письмо Восторгова, посвященное оценкам майских событий 1915 года в Москве, известных под названием «немецких погромов»43. Материалы Чрезвычайной следственной комиссии Временного правительства, расследовавшей деятельность крайне правых, раскрывают сложный характер отношений между Восторговым и Орловым44.
В 1990 году был издан дневник А.В. Богданович - супруги влиятельного при царском дворе генерала Е.В. Богдановича. Он интересен тем, что содержит воспоминания автора, раскрывающие характер отношений Восторгова с А.И. Дубровиным и П.А. Столыпиным45.
Одним из источников, используемых при раскрытии темы, являлись материалы периодической печати, издаваемые Восторговым.
В газете «Русская земля» содержится богатый фактический материал о пасгырско-проповеднической деятельности Иоанна Восторгова в Туркестане, Сибири, Дальнем Востоке; участие священнослужителя в деятельности миссионерских съездов. Священнослужитель публиковал в периодическом издании отчеты об итогах поездок в регионы, социально-экономическом положении переселенцев, открытии новых отделов Союза Михаила Архангела, борьбе с сектантами и раскольниками.
В военно-патриотическом журнале «Верность» издавались художественные рассказы Восторгова, посвященные деятельности православной миссии. Как правило, они содержали повествования о принятии православия инородцами и представителями других конфессий.
43 «Борьба наша проиграна». Документы правых 1914 - 1917 гг. // Исторический архив. 1994. № 5. С. 39—Ю.
44 «Союз русского народа». По материалам Чрезвычайной следственной комиссии Временного правительства в 1917 г. / Сост. А. Черновский, ред. и вступ. ст. В.П. Викторова. М,—Л., 1929. (Далее: Союз русского народа. По материалам.)
45 См.: Богданович А.В. Три последних самодержца. М., 1990. С. 440,452-453, 474,478, 486. (Далее: Богданович А.В. Указ. соч.).
Проповеди протоиерея были посвящены различным аспектам общественной жизни - семье, браку, образованию, нравственности, патриотизму, религии.
Журнал «Церковность» издавался в 1916-1918 годы и интересен отражением острой полемики на политические и религиозные проблемы, которую вел Восторгов с новыми властями. Ценность данного источника заключается в том, что в содержащихся в нем проповедях и статьях содержится критический анализ демократической и большевистской идеологий, раскрывается отношение священнослужителя к радикальным политическим переменам, произошедшим в России в 1917 г.
Указанный документальный материал не является исчерпывающим для исследования общественной деятельности Иоанна Восторгова, однако позволяет в совокупности решить поставленные задачи.
Цель данной диссертации заключается в научно-историческом анализе общественной практики протоиерея Иоанна Восторгова; установлении конкретных форм ее воплощения; исследовании концептуальных мировоззренческих установок и детерминирующих политических и социальных факторов, оказавших влияние на идеологию священнослужителя и его деятельность.
Для достижения указанной цели были поставлены следующие задачи:
-исследовать общественно-политическую биографию протоиерея Иоанна Восторгова;
- выявить конкретные исторические условия, оказавшие существенное влияние на идеологию и деятельность Восторгова;
- определить основные формы участия протоиерея Восторгова в общественной жизни в период 1884-1918 годы;
- определить результаты практической деятельности Иоанна Восторгова в различных сферах общественной жизни;
- проанализировать содержание его публицистических произведений;
- определить основные черты мировоззрения Восторгова.
Объектом исследования является консервативная идеология правомонархического движения в различных сферах - пастырства, миссионерства, просвещения, деятельности черносотенных и культурно-просветительских организаций в контексте общественной деятельности протоиерея Иоанна Восторгова.
Консервативная (консервативно-охранительная, религиозно-консервативная) идеология - это система взглядов и идей, отражающая отношение к социальным реалиям Российской империи на рубеже XIX-XX веков и ориентированная на незыблемость политических и религиозных устоев общества - самодержавия и православия.
Под общественной деятельностью понимается совокупная практика Иоанна Восторгова в различных сферах жизнедеятельности - культурно-просветительской, социальной, политической, религиозной и конкретные формы ее воплощения - пастырство, миссионерство, просветительство, публицистика, участие в общественных организациях и крайне правых структурах.
Предметом исследования является общественная деятельность Иоанна Восторгова, видного представителя крайне правого движения конца XIX - начала XX вв., в воззрениях и общественной практике которого отражены следующие направления научного исследования: пастырство, миссионерство, просветительство, публицистика, участие в черносотенных и общественных организациях.
Хронологические рамки исследования определяются периодом 1887 -1918 годы. Указанные границы определены годами начала профессиональной и общественной деятельности Восторгова после окончания Ставропольской духовной семинарии и расстрела в 1918 г.
Научная новизна исследования заключается в том, что до настоящей диссертации системного научного анализа общественной деятельности Восторгова не проводилось. Ранее изданные труды были посвящены анализу институциональных структур крайне правого движения, проблемам генезиса, идеологии, социального состава, тактике черносотенных союзов и организаций. Однако общественная деятельность знаковых фигур правомонархического лагеря, в том числе Иоанна Восторгова, оставалась вне поля зрения историков. В представленном исследовании впервые в отечественной исторической науке предпринято рассмотрение поставленной проблемы.
Предполагается впервые провести всесторонний анализ мировоззренческих парадигм и общественной деятельности Иоанна Восторгова по составляющим ее компонентам: пастырско-миссионерская, культурно-просветительская практика, публицистика, участие в черносотенных организациях. Определено место Восторгова как идеолога и духовного наставника крайне правых организаций и значение его деятельности для становления черносотенных структур в масштабах Москвы и всей Российской империи.
Впервые в научный оборот вводится значительное количество ранее не использовавшихся документальных источников, что позволяет значительно расширить представления о деятельности правомонархических структур, возникших в России в годы Первой русской революции.
Методологической основой диссертации является историко-генетический (диалектический) метод, который позволяет раскрыть функции и свойства исторической реальности в процессе исторического развития и познать объекта исследования. Использование данного метода позволит показать фигуру протоиерея Восторгова во всех аспектах развития и обусловленности его общественной деятельности и мировоззрения.
Диссертационное исследование опирается на фундаментальные принципы исторического познания: объективности, детерминизма, историзма, системности.
Для наиболее полного, объективного и всестороннего раскрытия темы диссертации были применены следующие методы: проблемно-хронологический. Данный метод позволил выделить из определенной темы нескольких проблем, и рассмотреть каждую из них в хронологической последовательности событий; диахронный. С помощью этого метода были выделены качественные особенности этапов биографии Иоанна Восторгова, определены общие направления его общественной деятельности; компаративистский. Данный метод позволил на основе аналогий, обобщений и сопоставлений определить место и значение Иоанна Восторгова в русской консервативной мысли; историко-типологический. С помощью этого метода осуществлена классификация форм общественной деятельности Иоанна Восторгова, осуществлено соотнесение проповедей священнослужителя по качественным признакам их содержания.
Теоретическое и практическое значение диссертации.
Результаты диссертации могут быть использованы при написании работ по истории России, а также исследований по истории политических партий и общественно-политических движений, проблемам консервативной идеологии, просвещения, истории революций февраля и октября 1917 года. Материалы диссертации можно применять при подготовке университетских лекционных и специальных курсов по Отечественной истории. Результаты исследования могут использоваться в сфере прикладной политологии, государственного управления.
Апробация исследования
Диссертация обсуждена и рекомендована к защите на заседании кафедры истории России средних веков и нового времени Московского государственного областного университета. Материалы диссертации опубликованы в научных статьях, общим объемом 2,8 печатных листа, сообщениях и докладах на заседаниях кафедры.
Структура работы построена на основе сочетания хронологического и проблемного подходов. Диссертационное исследование состоит из введения, трех глав, семи параграфов, заключения, списка использованных источников и литературы.
Похожие диссертационные работы по специальности «Отечественная история», 07.00.02 шифр ВАК
Черносотенные организации Центрально-промышленного района: Владимирская, Московская, Ярославская губернии в 1905-1914 гг.2003 год, кандидат исторических наук Соловьева, Валерия Владимировна
Правомонархическое движение в Российской провинции. 1905-февраль 1917 гг.: на материалах Костромской и Владимирской губерний2007 год, кандидат исторических наук Рубанков, Кирилл Станиславович
Православие и идеология правого радикализма в начале XX столетия в России2006 год, кандидат философских наук Хижий, Максим Леонидович
Монархическое движение в России: 1905-1917 гг.: На материалах Уфимской губернии2004 год, кандидат исторических наук Максимов, Константин Викторович
Черносотенные организации губерний Верхнего Поволжья в 1905-1914 гг.1999 год, кандидат исторических наук Размолодин, Максим Львович
Заключение диссертации по теме «Отечественная история», Струков, Алексей Валерьевич
ВЫВОДЫ
Исторические взгляды протоиерея Иоанна Восторгова формировались, с одной стороны, под влиянием православного мировоззрения, а с другой, - в
216 Там же. С. 344. условиях жесткого противостояния революционной и консервативной идеологий на рубеже XIX-XX вв. Будучи сторонником правомонархического политического лагеря и одним из лидеров черносотенного движения в России, протоиерей сформулировал охранительную историософскую концепцию, основанную на идеях теории «официальной народности», постулате «Москва-третий Рим», русской идеи, противопоставлении двух цивилизационных начал - восточного и западного. Ключевой парадигмой в историософии Восторгова является русская идея, которая заключается в мировом призвании России и русского народа нести идеалы православной веры миру и воплощается в истории государства.
В историософской концепции Восторгова отсутствует детальный, скрупулезный анализ исторических фактов; нет научной, объективной оценки правителей России. В ней фигурируют знаковые, эпохальные события русской истории - монголо-татарское иго, Смута, нашествие Наполеона, а суждения о российских самодержцах носят выборочный характер. Правлениям некоторых монархов уделено по несколько строк, многие не упоминаются вовсе, а эпохе Александра Ш посвящено огромное количество статей. Это делает большинство выводов священнослужителя дискуссионными и сомнительными на предмет научной обоснованности. К таковым следует отнести тезис об одиночестве России в противостоянии с сопредельными государствами, об исключительно идейном, а не захватническом характере войн, которые вела Россия, о цивилизационном превосходстве России над Японией и конфессиональном православия над исламом и другими религиями. Однако ряд оценок Восторгова нашли свое единодушное подтверждение у исследователей последующих поколений. Например, утверждение о том, что Русь ценой утраты суверенитета спасла народы Западной Европы от завоевания монголо-татар. Рассуждения протоиерея построены на констатации определенной идеологической парадигмы и интерпретации подтверждающих ее фактов в соответствии с изначально заданной оценкой. Этот метод анализа упрощает понимание истории России и делает его тенденциозным.
Распространение левых радикальных идеологий и деятельность революционных партий стало принципиально новым мировоззренческим вызовом Русской православной церкви — традиционному общественному и государственному институту Российской империи. Атеизм и богоборчество эпохи Просвещения не стали новеллой для церковного сознания, так как опирались на античный скептицизм, рационализм и индивидуализм, соединенный с гностическими суевериями. Принципиальную новизну идеологическому противостоянию начал XX в. придал выход на историческую авансцену народной массы, толпы, осознающей на психоментальном уровне глубинную коллизию между нравом быть счастливым с точки зрения материального благополучия и невозможностью достичь этого.
Уравнительный идейно-духовный концепт социалистических и коммунистических теорий, ориентированный на перераспределение материальных общественных благ в пользу бедных, позитивно воспринимался массами как ориентир для практической деятельности, целью которой являлось создание принципиально нового общественного устройства на социалистических началах. Потребовалось время, чтобы Церковь осознала новую угрозу и выработала свой ответ на вызов времени. Критика социалистических учений Иоанном Восторговым стала ответной реакцией на распространение левых радикальных теорий.
Следует отметить, что критика Восторговым социалистических теорий основана на методе противопоставления категорий свобода-принуждение, которые рассматривались в религиозно-нравственном, социально-экономическом и политическом ракурсах. Сущность свободы Восторгов трактовал в сугубо христианском понимании, как следование заповедям Евангелия, основанным на моральном долженствовании. Принуждение противоречит идеям христианской свободы, так как в его основе лежат насильственные действия, нарушающие заповеди Иисуса Христа. В рассуждениях протоиерея о религиозно-нравственном смысле свободы изначально заложена поведенческая ориентация на смирение, непротивление, социальный компромисс между имущими и неимущими. Данная интерпретация свободы носит односторонний характер, так как выражает позицию Восторгова как священнослужителя и приоритетной в ней признается мера должного, а не возможного поведения человека.
Социализм, в основе которого лежит принудительная организация общественной жизни, по мысли Восторгова, противоречит идее человеческой свободы. Это учение принципиально не признаёт её существования и, одновременно стремится ограничить формы её проявления, встречающиеся в реальной жизни.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В общественной деятельности Иоанна Восторгова можно выделить три этапа: 1) ставропольский (1887-1894 год); 2) кавказский (1894-1906); 3) московский (1906-1918). В них нашло свое воплощение консервативно-охранительное мировоззрение протоиерея, сформировавшееся под влиянием социальной среды, в которой происходило становление его личности, а также общественно-политических реалий России на рубеже XIX- XX веков.
Распространение социалистических идей среди населения, возникновение оппозиционных политических партий, события 1905-1907 годов вызвали ответную реакцию среди монархически настроенных представителей российского общества. Консервативная идеология, основанная на началах триады православия, самодержавия и народности трансформировалась в общественно-политической плоскости в создание культурно-просветительских организаций, образовательных учреждений, отстаивающих политические и религиозные устои дореволюционной России. Иоанн Восторгов с первых лет духовной службы в Ставропольской епархии принял активное участие в учреждении правомонархических общественных структур. Им были открыты общество трезвости и церковно-приходская школа. В дальнейшем, опыт создания общественных организаций, отстаивающих традиционную монархическую идеологию, активно использовался черносотенными союзами, созданными в ходе Первой русской революции 1905 года.
Пастырско-проповедническая деятельность протоиерея на раннем -ставропольском этапе касалась преимущественно проблем традиционных социокультурных основ российской жизни - брака, семьи, школы, образования. В меньшей степени затрагивались проблемы властных и социально-экономических отношений.
Активизация политической составляющей в выступлениях протоирея усилилась в период его деятельности в Закавказье - Грузии и Азербайджане, а публицистика стала новой формой общественной деятельности священнослужителя. Проповеди Восторгова могут быть классифицированы по тематическому принципу. Политические выступления затрагивали проблемы состояния власти в самодержавной России. В историософских проповедях осмысливалось значение России и ее мессианская роль во всемирно-историческом процессе. Религиозные публикации были нацелены на противостояние сектантству и раскольникам. Культурно-просветительские выступления были посвящены различным аспектам духовной сферы общества и образования.
Особое место в публицистике Иоанна Восторгова занимала проблема взаимоотношений русского и грузинского народов. Общность двух наций протоиерей видел в единой православной вере и исторической судьбе, заключающейся в воплощении двух типов цивилизаций - восточной и западной.
Московский этап биографии протоиерея ознаменовался тенденцией активизации участия в общественной жизни. Ее принципиально новыми элементами стали пастырско-миссионерские курсы и миссионерство. Проповедническая деятельность священнослужителя на Урале, в Сибири, Средней Азии, Дальнем Востоке преследовала цели укрепления позиций Русской православной церкви и усиления политического влияния крупнейших черносотенных организаций - Союза русского народа, а с 1908 года - Союза Михаила Архангела.
Иоанн Восторгов принял активное участие в формировании культурно-просветительских общественных объединений, которые занимались решением вопросов гуманитарного характера, прежде всего, патриотического воспитания молодежи.
Ключевая идея проповедей Иоанна Восторгова, заключалась в признании приоритета нравственного христианского закона над формальными юридическими предписаниями как пути разрешения актуальных общественно-политических проблем российского общества. По мысли священнослужителя, следование морально-этическим предписаниям православия обеспечит политическую стабильность и умиротворение России.
Революционные события февраля и октября 1917 года привели к прекращению публицистической деятельности и ликвидации созданных им общественных организаций. Политические убеждения протоиерея, приверженность самодержавию и православию, остались неизменны и стали причиной ареста и расстрела в 1918 году.
Современная историография выделяет три этапа политической деятельности Иоанна Восторгова: 1) с 1905 по 1908 г.; 2) с 1908 по 1913 г.; 3) с 1913 по 1918 г.
Начало активной политической деятельности Иоанна Восторгова совпало с Первой русской революцией 1905 года, положившей начало процессу генезиса черносотенных союзов и организаций. Консервативное мировоззрение протоиерея, ориентированное на сохранение незыблемости самодержавия в России, предопределило его политическую ориентацию. Восторгов стал одним из лидеров столичных монархистов и возглавил Русскую монархическую партию.
На первом этапе Восторгов находился в тесном союзе с лидерами черносотенцев А.И. Дубровиным и В.М. Пуришкевичем. Однако с 1907 г. после того, как он стал единоличным лидером Русской монархической партии, начинается постепенный разрыв отношений с А.И. Дубровиным. Причинами межличностного конфликта стали финансовые отношения, а в дальнейшем, - властные амбиции двух лидеров «черной сотни», - Дубровина и Пуришкевича, стремившихся к единоличной власти в рядах «черной сотни». В этом конфликте Восторгов поддержал последнего после раскола Союза русского народа, произошедшего в 1908 году. Русская монархическая партия, лидером которой являлся протоиерей, являлась малочисленной политической организацией, объединявшей в своих рядах приверженцев самодержавия среди интеллигенции, дворянства, духовенства и студенчества. Она активно использовала в своей деятельности культурно-просветительские формы политического воздействия на население: доклады, сообщения, литературно-музыкальные вечера, создание православной школы, Братства трезвости, мужского и женского кружков учащихся. Русская монархическая партия активно использовала печатные издания для пропаганды своих идей в газетах и брошюрах.
Раскол Союза русского народа на сторонников Дубровина и Пуришкевича в 1908 году привел к возникновению новой черносотенной организации - Союза Михаила Архангела, членом которой стал Восторгов, что обусловило окончательный разрыв отношений с Дубровиным. Однако наряду с дезинтеграционной ролью, которую сыграл протоиерей в деятельности крайне правых, нельзя игнорировать и предпринимаемые им усилия в деле объединения правых монархистов в единый политический лагерь. Так, в 1909 году в Москве состоялся монархический съезд, не увенчавшейся успехом.
Раскол в высшем эшелоне политического руководства в рядах «черной сотни» на сторонников Дубровина и Пуришкевича обусловил дезинтеграцию движения на региональном уровне. Так, на втором этапе обострились отношения между Восторговым и другими лидерами Русской монархической партии - Кельцевым и Орловым. Причинами конфликта стали борьба за распределение финансовых потоков и лидерство в партии. Участие священнослужителя в деятельности крайне правых выражалось не только в осуществлении руководства и финансирования, но и в сакрализации осуществляемых мероприятий - чтении молебнов и проповедей политического содержания, отражавших черносотенную идеологию. Отход протоиерея от участия в деятельности политических организаций правых монархистов в 1913 году совпал с падением популярности черносотенства в народной среде.
Третий этап политической практики Иоанна Восторгова характеризовался активизацией проповеднической и публицистической деятельности с ярко выраженной критикой либеральных и социалистических теорий. Формальное признание легитимности Временного Правительства не изменило политических взглядов протоиерея, который жестко оппонировал мероприятиям новой власти.
Социальный статус Восторгова как православного священнослужителя и его религиозное мировоззрение являлись несовместимыми с политическим статусом руководителя Русской монархической партии, что во многом обусловило разрыв с организационными структурами крайне правых, но не отказ от приверженности идеям самодержавия, православия, народности. Партийность предполагает деление общества по политическим взглядам, а нормы христианской морали исключают возможность деления паствы в зависимости от отношения к существующей власти.
Оценивая итоги деятельности Восторгова на политическом поприще, следует отметить, что ему не удалось добиться объединения правомонархических структур, процесс дезинтеграции которых наблюдался в 1907-1908 гг. Широкая популярность протоиерея как священника в Москве среди верующих не принесла ощутимого политического влияния Русской монархической партии, которая на всем протяжении своего существования оставалась малочисленной организацией, не добившейся успехов на выборах в Государственную думу.
Отдельная глава исследования посвящена анализу мировоззрения Иоанна Восторгова. Факторами ее формирования стали - православие и общественно политические реалии российской империи, характеризовавшиеся противостоянием революционной и консервативной идеологий.
Историософская концепция Иоанна Восторгова носит ярко выраженный охранительный характер. Она основана на идеологических концептах теории официальной народности, постулате «Москва-третий Рим», русской идеи, противопоставлении двух цивилизационных начал восточного и западного. Центральное место в историософии Иоанна Восторгова занимает русская идея, суть которой заключалась в исключительной роли России и русского народа, выражающейся в воплощении идеалов православия в российской государственности и всемирной истории.
Историософская концепция Иоанна Восторгова основана на одиозной интерпретации эпохальных событий русской истории - принятия христианства, монголо-татарского ига, Смуты, нашествия Наполеона. При анализе правления первых лиц Российского государства усматривается, во-первых, выборочный характер рассматриваемых персон; во-вторых, присутствует тенденция оценить вклад первых лиц государства российского в зависимости от воплощения русской идеи. По мнению протоиерея, правление Александра Ш наиболее полно воплощало православно-самодержавную сущность русской идеи. Рассуждения протоиерея основаны на интерпретации исторических фактов, на основе консервативно-охранительной идеологической парадигмы и лишены критического анализа.
Дискуссионными и полемичными на предмет научной обоснованности являются оценки священнослужителем тезисов об одиночестве России в противостоянии с враждебными государствами; об исключительно идейных, а не захватнических войнах, которые она вела; о превосходстве России над Японией и православия над исламом.
Ряд исторических оценок, изложенных протоиереем не лишены объективности, и нашли отражение в современной историографии, в частности, о том, что Русь ценой утраты независимости остановила продвижение в Западную Европу монголо-татарских полчищ.
Особое место в публицистике Иоанна Восторгова занимала критика социалистических теорий, которая исходит из дихотомии понятий свобода-принуждение, которые проанализированы в трех контекстах: религиозно-нравственном, социально-экономическом и политическом. Смысл свободы понимался Восторговым в исключительно религиозном ракурсе, как следование христианским заповедям, в основе которых лежит идея морально-этического долга личности перед обществом.
Принуждение, как идеологическая основа социализма, по мнению Восторгова, противоречит идеям христианской свободы, так как реализуется с помощью государственного насилия одних социальных групп общества над другими. Протоиерей не признавал возможным существование организации общества на государственно-принудительных, социалистических началах. Религиозно-нравственная трактовка сущности свободы была ориентирована на формирование поведенческих императивов смирения, непротивления и гармонизацию социальных отношений между богатыми и бедными.
Список литературы диссертационного исследования кандидат исторических наук Струков, Алексей Валерьевич, 2010 год
1. ГА РФ. Ф.9452. «Восторгов». ОП. 1. «Личные документы Восторгова» Д. 5. «Судебное дело И. И. Восторгова».
2. ГА РФ. Ф. 9452. «Восторгов». ОП. 1. Д. 19. «Записки Восторгова по вопросам церкви и государства».
3. ГА РФ. Ф. 9452. «Восторгов». ОП. 1. Д. 37. «Письма разных лиц Восторгову по различным вопросам».
4. ГА РФ. Ф. 9452. «Восторгов». ОП. 1. Д. 38. «Письма члена союза «Церковность» Варфоломеевой к Восторгову».
5. ГА РФ. Ф. 9452. «Восторгов». ОП. 1. Д. 66. «Устав союза «Церковность»».
6. ГА РФ. Ф. 9452. «Восторгов». ОП. 1. Д. 696. «Сведения о деятельности бывшего товарища председателя «Русского Монархического Союза» в Москве Орлова В.Г.».
7. ГА РФ. Ф. 102. «Департамент полиции». ОП. 1. Д. 326.
8. ГА РФ. Ф. 116 «Союз русского народа». ОП. 2. «Канцелярия главного совета» Д. 1. «Протоколы и постановления всерос. Съезда СРН., уставы союза и его отделов и др. черносот. матер-лы»
9. ГА РФ. Ф. 116. «Союз русского народа». ОП.1. «Главный совет СРН». Д. 631. «Обзоры движения монархических организаций (1909-1910)».
10. ГА РФ. Ф. 116. «Союз русского народа». ОП. 1. Д. 804. «Письма прот. Восторгова к А. И. Дубровину (1907-1909)».
11. ЦЕНТРАЛЬНЫЙ ИСТОРИЧЕСКИЙ АРХИВ г. МОСКВЫ (ЦИАМ г. Москвы)
12. ЦИАМ г. Москвы. Ф. 2261. «Канцелярия комиссара Временного правительства по г. Москве 1917 г». ОП. 1. Д. 371. «О возможности ареста прот. И. И. Восторгова».1. ПЕРИОДИЧЕСКИЕ ИЗДАНИЯ
13. Русская земля. 1910. 13 апреля.
14. Русская земля. 1910. 27 мая.
15. Русская земля. 1910. 29 мая.
16. Русская земля. 1910. 30 мая.
17. Русская земля. 1910. 14 июля.
18. Русская земля. 1910. 27 июля.
19. Русская земля. 1910. 12 августа.
20. Русская земля. 1910.13 августа.
21. Русская земля. 1910. 07 октября. Ю.Русская земля. 1910. 14 ноября.
22. Русская земля. 1910. 12 августа.
23. Русская земля. 1910.13 августа.
24. Русская земля. 1910. 14 ноября.
25. Русская земля. 1911. 01. января.
26. Церковность. 1916. 24 января.
27. Церковность. 1916. 28февраля.
28. Церковность. 1916. 17 января.
29. Церковность. 1916. 07 февраля.
30. Церковность. 6 августа 1917 года.
31. Церковность. 1917. 2 марта.
32. Церковность. 1917.12 марта.
33. Церковность. 1917. 6 августа.
34. Церковность 15-30 ноября 1917 г. 1-31 декабря.
35. Церковность. 15-30 ноября 1917 г., 1-31 декабря.
36. Верность. Еженедельный военно-народный патриотический журнал. 4 марта 1912 г.14.09. 1909. № 20.
37. Верность. Еженедельный военно-народный патриотический журнал. 17 мая 1909 г.
38. Верность. Еженедельный военно-народный патриотический журнал. 01 июля 1909 г.
39. Верность. Еженедельный военно-народный патриотический журнал. 25 августа 1909 г.
40. Верность. Еженедельный военно-народный патриотический журнал. 4 марта 1912 г.
41. Верность. Еженедельный военно-народный патриотический журнал. 4 марта 1912 г.
42. Верность. Еженедельный военно-народный патриотический журнал. 11 марта 1912 г.
43. Верность. Еженедельный военно-народный патриотический журнал. 8 апреля 1912 г.
44. Известия ВЦИК 08 июня 1918. № 133 (397).1. ОПУБЛИКОВАННЫЕ ИСТОЧНИКИ
45. Общее собрание Русского Собрания 20 октября 1906 // Правые партии. Документы и материалы. 1905-1910 гг. М., 1998. Т. 1-2. (Далее: Правые партии.). С. 250-257.
46. Протокол частного собрания в Ярославле с 8 по 11 марта 1909 года // Правые партии. Т.1 С. 439-440.
47. Доклад И.И. Восторгова годичному общему сходу Русского монархического собрания. 30 октября 1908 г. // Правые партии. Т. 1. С. 414-419.
48. Статья в «Русском знамени» по поводу созываемого съезда монархистов. 13 сентября 1909 г. //Правые партии. Т. 1. С. 460^62.
49. Информационное сообщение о деятельности Союза Михаила Архангела. 7 октября 1909 г. //Правые партии. Т. 1. С. 528-530.
50. Информационное сообщение о заседании Главной Палаты СМА. 7 ноября 1909 г. //Правые партии. Т.1. С. 540-543.
51. Статья в газете «Колокол» «Слушай на караул». 30 сентября 1909 г. // Правые партии. Т. 1. С. 467^69.
52. Из письма в «Русском знамени» члена Главного Совета СРН А.И. Соболевского по поводу обсуждения вопроса. Об отношении Союза к другим «монархическим партиям» // Правые партии. Т. 1. С. 568-570.
53. Выписка из протокольного № 15 Постановления Главного Совета 9-го апреля 1910 года // Правые партии. Т.1. С. 572-574.
54. Из воспоминаний С.Е. Крыжановского, товарища министра внутренних дел в 1906-1911 гг. //Правые партии. Т.1. С. 626 630.
55. Копия всеподданнейшей телеграммы из Москвы от 28 апреля 1907 года //Правыепартии. Т.1 С. 312.
56. Монархический съезд русских людей. Москва. 27 сентября 4 октября 1909 г. // Правые партии. Т.1. С. 462 - 464.
57. Протоколы деловых заседаний съезда. 2-7 октября 1906 г. // Правые партии. Т. 1. С. 210-228.
58. Постановления Монархического съезда русских людей в Москве в 1909 г. //Правые партии. Т. 1. С. 476-521.
59. Обзор деятельности монархических организаций в Москве,составленный последним председателя русского монархического союза С.А. Кельцевым. //Правые партии. Т. 2. С. 531-536.
60. VI Всероссийский съезд русских людей 19-23 февраля 1913 г.// Правые партии. Т. 2. С. 303-323.
61. Из письма Председателя Астраханской народной монархической партии Н.Тихановича Савицкого Председателю Союза русских людей в Одессе Н.Н. Родзевичу. 20 июня 1915 г. // Правые партии. Т. 2. С. 440-441.
62. Обзор департамента полиции МВД сведений о совещаниипредставителей монархических организаций в Москве. 24 сентября 1915 г. // Правые партии. Т. 2 С. 467^168.
63. Из письма председателя Астраханской народной монархической партии Н. Тихановича-Савицкого к председателю Одесского союза русских людей Н.Н. Родзевичу // Правые партии. Т. 2. С. 477.
64. Заседание соединенного собрания 20 ноября 1906 г. Совета (Союза русского народа) и учредителей // Правые партии. Т. 2. С. 271-272.
65. Справка департамента полиции МВД о правых монархическихорганизациях в Москве и их руководителях в 1905 1913 гг. После 22 ноября 1913 г. //Правые партии. Т.2. С. 650-653.
66. Архив русской революции, изданный И.В. Гессеном. М., 1991 Т. 12. С. 43.
67. Переписка и другие документы правых 1911 года // Вопросы истории. 1998. № 10. С. 94-126.
68. Переписка и другие документы правых (1911 год) // Вопросы истории. 1998. № 11-12. С. 119-144.27. «Борьба наша проиграна». Документы правых 1914 1917 гг. // Исторический архив. 1994. № 5. С. 32-89.
69. Постановления съезда // Вестник Русского Собрания. 1909 № 25.
70. Сб. Съезда Русских Людей в Москве 27 сентября 4 октября. М., 1910.
71. Богданович А.В. Три последних самодержца. М., 1990.
72. ТРУДЫ ПРОТОИЕРЕЯ ИОАННА ВОСТОРГОВА
73. Восторгов И.И. Пастырские заветы // ПСС. Т. 1. С. 5-8.
74. Восторгов И.И. Уроки старого и нового года//ПСС. Т. 1. С. 39-43.
75. Восторгов И.И. Значение семьи//ПСС. Т. 1. С. 59-62.
76. Восторгов И.И. Великое призвание русского народа // ПСС. Т.1. С. 6973.
77. Восторгов И.И. Историческое призвание России//ПСС. Т. 1. С. 175180.
78. Восторгов И.И. Русская идея// ПСС. Т.1. С. 337.
79. Восторгов И.И. Единение России и Грузии // ПСС. Т. 2 С. 58-62.
80. Восторгов И.И Грузия и Россия // ПСС. Т. 2. С. 62-68.
81. Восторгов ИИ .Царь Россия и война//ПСС. Т. 2. С. 360-364. Ю.Восторгов И.И. Верный слуга России на Кавказе // ПСС. Т. 2. 330-339.
82. Восторгов И.И. Бодрая вера в Россию // ПСС.Т. 2. 440-448.
83. Восторгов ИИ. Россия и Восток // ПСС. Т. 2. С. 45-51.
84. Восторгов ИИ. Православные народы во всемирной истории // ПСС. Т.2. С. 168-176.
85. Восторгов И.И. Тяжкие предчувствия // ПСС. Т. 2. С. 302-312.
86. Восторгов И.И. Подвиг и призвание христианского народа // ПСС. Т.2. С. 399^404.
87. Восторгов И.И. Кого надо выбирать в Государственную Думу // ПСС. Т. З.С.7-11.
88. Восторгов И.И. Наказание-путь к исправлению // ПСС. Т. 3. С. 559564.
89. Восторгов И.И. Мировое призвание России//ПСС. Т. 3. С. 241-249.
90. Восторгов И.И. Православие в истории России // ПСС. Т.З. С. 147-157.
91. Восторгов И.И. Православно-русское государственное мировоззрение //ПСС. Т.З. С. 20-31.
92. Восторгов И.И. Русь святая // ПСС.Т. 3. С. 602-607.
93. Восторгов И.И. Государство языческое и христианское //ПСС. Т.З. С. 305-312.
94. Восторгов И.И. Разрушение школы //ПСС. Т. 3. С. 677-682.
95. Восторгов И.И. Заветы древних святителей Московских // ПСС. Т. 3. С. 686-692.
96. Восторгов И.И. Религиозное и патриотическое воспитание // ПСС. Т. 3. С. 682-684.
97. Восторгов И.И. Разрушение школы // ПСС. Т. 3. С. 677-682.
98. Восторгов И.И. Памяти В.А. Грингмута//ПСС.Т. 3. С. 663-670.
99. Восторгов И.И. Мировое призвание России // ПСС. Т. 3. С. 241-249.
100. Восторгов И.И. Заветы патриарха Гермогена//ПСС. Т.З. С. 187-193.
101. Восторгов ИИ Заветы истории // ПСС. Т.З. 290-295.
102. Восторгов И.И. Заветы истории о верности православию и самодержавию//ПСС. Т.З. С. 579-588.
103. Восторгов И.И. Общество ревнителей русского исторического просвещения в память Императора Александра Ш. // ПСС. Т. 4. С. 8488.
104. Восторгов И.И Раскольническая австрийская иерархия с точки зрения церковных канонов // ПСС. Т. 4. С. 1 -12.
105. Восторгов И.И. Суд над Иисусом Христом с юридической точки зрения // ПСС. Т. 4. С. 12-31.
106. Восторгов И.И Церковная школа в Закавказье // ПСС. Т. 4. С. 252280.
107. Восторгов И.И. Православие в Японии // ПСС. Т.З. С. 206-221.
108. Восторгов И.И. Памяти Александра Ш. Смысл и значение его царствования. //ПСС. Т.З. С. 237-252.
109. Восторгов И.И. Из. Путешествия в Сибири. Переселенческое движение // ПСС. Т. 4. С. 450- 451.
110. Восторгов И.И. Из путешествия по Сибири. Переселенцы в Томской губернии // ПСС. Т. 4. С. 465-466.
111. Восторгов И.И. Из путешествия по Сибири. Переселенцы Омской епархии. //ПСС. Т.4. С.466-470.
112. Восторгов И.И. В защиту православной церкви // ПСС. Т.4. С. 418— 423.
113. Восторгов И.И. Пастырские курсы в Москве //ПСС. Т.4. С. 478-484.
114. Восторгов И.И. Пастырско-миссионерские курсы в Сибири и на Дальнем Востоке летом 1912 года // ПСС. Т.4. С. 625-637.
115. Восторгов И.И. Адрес, поднесенный слушателям миссионерских курсов в Хабаровске // ПСС. Т. 4. С. 618-620.
116. Восторгов И.И. Адрес, поднесенный слушателям миссионерских курсов в Тобольске // ПСС. Т.4. С. 620-623.
117. Восторгов И.И. Клевета Н. Дурново. Ответ прот. И. Восторгова. М., 1909.
118. Восторгов И.И. Государственная Дума и православно-русская церковь // ПСС. Т. 4. С. 312-350.
119. Восторгов И.И. Деятельность императора Николая I в пользу просвещения России т в частности Кавказского края // ПСС. Т.4. С. 31-56.
120. Восторгов И.И. Общество ревнителей русского исторического просвещения в память Императора Александра Ш // ПСС. Т.4. С. 84-88.
121. Восторгов И.И. К столетию министерств // ПСС. Т.4. С. 136 -138.
122. Восторгов И.И. Социализм в связи с историей политико-экономических, религиозных и нравственных учений древнего и нового мира //ПСС. Т.5. С. 333-710.
123. Восторгов И.И. Доброе слово переселенцу // Верность. Еженедельный военно-народный патриотический журнал. 4 марта 1912 г.14.09. 1909. № 20. С. 16-17.
124. Восторгов И.И. Духовный блуд // Верность. Еженедельный военно-народный патриотический журнал. 17 мая 1909 г. № 7. С. 9.
125. Восторгов И.И. Слово проповеди в Корее // Верность. Еженедельный военно-народный патриотический журнал. 01 июля 1909 г. №12 С. 13.
126. Восторгов И.И. Лицемерие II Верность. Еженедельный военно-народный патриотический журнал. 25 августа 1909 г. С. 4-14.
127. Восторгов И.И. Великое дело любви // Верность. Еженедельный военно-народный патриотический журнал. 13.02.1911. № 90 С. 6.
128. Восторгов И.И. Напутствие И Верность. Еженедельный военно-народный патриотический журнал. 4 марта 1912 г. № 141. С. 1-9.
129. Восторгов И.И. Алеут-мученник // Верность. Еженедельный военно-народный патриотический журнал. 11 марта 1912 г. № 142. С. 1-6.
130. Восторгов И.И. Сила креста // Верность. Еженедельный военно-народный патриотический журнал. 8 апреля 1912 г. № 145. С. 4-8.
131. Восторгов И.И. Истинный патриотизм // «Благодатный огонь» (прав, журнал), приложение к журналу «Москва» № 4. 2001. С. 96.
132. АВТОРЕФЕРАТЫ И ДИССЕРТАЦИИ
133. Богоявленский Д.Д. Проблема лидерства в Союзе русского народа: Дис. . канд. ист. наук. М., 2002.
134. Давиденко А.В. Эволюция правомонархических концепций политического устройства России (1900-1917 гг.): Автореф. дис. канд. ист. наук. Хабаровск, 2001.
135. Давиденко А. В. Эволюция правомонархических концепций политического устройства России (1900-1917 гг.): Дис. .канд. ист. наук. Хабаровск, 2001.
136. Карпухин Д. В. Отечественная историография черносотенных союзов и организаций: Автореф. дис. .канд. ист. наук. М., 2008.
137. Карпухин Д.В. Отечественная историография черносотенных союзов и организаций: Дис. .канд. ист. наук. М., 2008.
138. Омелъянчук KB. Черносотенное движение в Российской империи (19011914 гг.): Автореф. дис. . д-ра ист. наук. Воронеж, 2006.
139. Омелъянчук КВ. Черносотенное движение в Российской империи (19011914 гг.): Дис. . д-ра ист. наук. Воронеж. 2006.1. ЛИТЕРАТУРА
140. Андреева JI.A. Сакрализация власти в истории христианской цивилизации. М., 2007.
141. Антонов К.М. Философия И. В. Киреевского: антропологический аспект. М., 2006.
142. Богоявленский Д. Д. Правые монархисты в Государственной Думе и их лидеры // История. Ежегодное приложение к газете «Первое сентября». 2000. № 39. С. 1-9.
143. Богоявленский Д.Д. Современная отечественная историография правомонархического движения в России // Задавая вопросы прошлому . К 75-летию профессора О.В. Волобуева. М., 2006. С. 220-230.
144. Будницкий О.В. В чужом пиру похмелье: евреи и русская революция //I
145. Евреи и русская революция. М.;-Иерусалим, 1999. С. 3-21.
146. Будницкий О.В. «Кровь по совести»: терроризм в России (втор. пол. XIX -нач. XX в. // Отечественная история. 1994. № 6. С. 203-209.
147. Булдаков В.П. Кризис империи и революционный национализм начала XX в. в России // Вопросы истории. 1999. № 1. С. 29-45.
148. Вернадский Г. В. Русская историография. М., 2003.
149. Газизова О. «Яко овцы посреди волков» // Наука и религия 1995 г. №1 . С. 40—41.
150. Гумеров Афанасий Правда веры и жизни. Житие и труды священномученника Иоанна Восторгова. М., 2004.11 .Давиденко А.В. Правомонархические интерпретации абсолютизма (1900-окт. 1905 г.). Хабаровск, 2005.
151. Дурново Н. Н. Прот. И. И. Восторгов и его политическая деятельность». М., 1908 г.
152. ХЪ.Дурново. Н.Н. Новые подвиги прот. И.И. Восторгова и его оправдания. М., 1908 г.
153. Иерусалимский Ю.Ю. Кокорина ^^.Историография черносотенно-монархического движения в 1905-1907 гг. // Вестник МГУ. Серия 8 (История). М., 1994. № 3. С. 27-3915 .Иван Киреевский: духовный путь русской мысли XIX ХХЗвв./сборник статей. М., 2007.
154. Иконников В. С. Опыт исследования о культурном значении Византии в русской истории. М., 1869.
155. П.Каплин А. А.С. Хомяков и С.М. Соловьев: два подхода к русской истории // Московский журнал истории государства Российского № 1 (1996). С 4-7.
156. Кирьянов Ю.И. Предисловие // Правые партии. Документы и материалы. 1905-1910 гг. М., 1998. Т. 1. С. 5-66.
157. Кирьянов Ю.И. Вступительная статья. Переписка и другие документы правых 1911 года//Вопросы истории. 1998. № 10. С. 94-97.
158. Кирьянов Ю.И. Восторгов Иоанн Иоаннович // Политические партии России (конец XIX первая треть XX века). Энциклопедия. М., 1996. С. 131.
159. Кирьянов Ю.И. Правые партии в России (1911-1917 гг.). М., 2001
160. Кирьянов Ю.И. Правые партии в России в 1905-1917 годах // Труды института Российской истории РАН. 1999-2000. Вып. 3. С. 110-130.
161. Кирьянов Ю.И. Крайние правые партии и общество // Политические партии и общество в России 1914-1917 гг. М., 1999. С. 162-180.
162. Кирьянов Ю.И Съезды правых партий в России в 1912-1913 гг. // Политические партии России. Страницы истории. М., 2000. С. 101-127.
163. Кирьянов Ю.И. Дубровин Александр Иванович // Политические партии России. Конец XIX первая треть XX века. Энциклопедия. М., 1996. С. 196-197.
164. КлимаковЮ. Начинается . (По свежему впечатлению) // Молодая гвардия. 2001. № 2. С. 105-106.31 .Климаков Ю. Неустранимый Иоанн // Встреча. Культурно-просветительная работа. 1998. № 2. С. 24-25.
165. Коэюинов В.В. «Черносотенцы и революция» (загадочные страницы истории). М., 1998.
166. Кожинов В.В. Черносотенцы. М., 2004.
167. Коэюинов В.В. Правда «Черной сотни». М., 2006.
168. Коцюбинский Д.А. К проблеме кризиса власти накануне Февраля (Образование прогрессивно-национальной фракции в IV Государственной Думе) // 1917 год в исторических судьбах России. М., 1992. С. 51-54.
169. Коцюбинский Д.А. Русский национализм в начале XX столетия:
170. Рождение и гибель идеологии Всероссийского национального союза. М., 2001.
171. Омелъянчук И.В. Черносотенное движение в Российской империи (19011914). Киев. 2006.
172. Павликова Л.Ф. Протоиерей Иоанн Иоаннович Восторгов // Записки отдела рукописей. 2000. № 51. С. 309-311.
173. Патерик новоканонизированных святых: священномученик Петр (Зверев): священномученик Иоанн Восторгов // Альфа и Омега. Ученые записки Общества для распространения Священного Писания в России. М., 2003. С.174-199.
174. Пустынник Истинные задачи предстоящего в Москве Съезда Русских Людей //Русское знамя. 1909. 13 сент;
175. Пушкин С.Н. Историософия А.С. Хомякова // Вестник Православного Свято-Тихоновского Гуманитарного Университета. 2004 № 3. С. 29-37.
176. Раскин Д.И. Идеология русского правого радикализма в конце XIX начале XX вв. // Национальная правая прежде и теперь. Историко-социологические очерки. Ч. 1. Россия и русское зарубежье. СПб., 1992. С.5.47.
177. Репников А.В. Проблемы историографии правомонархического движения в России // Российские университеты в ХУШ-ХХ веках: Сб. науч. статей. Воронеж, 2004.
178. Репников А.В. Консервативные представления о переустройстве России (конец XIX начало XX веков). М., 2006.
179. Репников А.В. Консервативные концепции переустройства России. М., 2007.
180. БО.Рубинштейн Н. Л. Русская историография. М., 1941.51 .Светозарский А. «Отче наш Иоане, моли Бога о нас!» // Памятники Отечества. № 37 (1). Иллюстрированный альманах Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры. М., 1997. С. 23.
181. Сергиев Р. «Имя его в род и род». К 80-летию мученической кончины прот. Иоанна Восторгова // «Тульские епархиальные ведомости». 1998. С. 33-35.
182. Степанов А.Д. Черная сотня: взгляд через столетие. Изд. 2-е доп. и перераб. СПб., 2000.
183. Степанов А.Д. Восторгов, о. Иоанн Иоаннович // Русский патриотизм. М., 2003. С. 151-155.
184. Степанов А.Д. «Восторговский съезд» или съезд русских людей в Москве 27 сентября 4 октября 1909 г. // Русский патриотизм. М., 2003. С. 155— 157.
185. Степанов С.А. Черная сотня в России (1905-1914 гг.). М., 1992.
186. Степанов С.А. Черная сотня. 2-е изд. доп. и перераб. М., 2005.
187. Тихомиров JI.A. Монархическая государственность / Вступ. ст. С.М. Сергеева. М., 1998.
188. Тихомиров JI.A. Христианство и политика / Сост., пред., коммент., прил. С.М. Сергеева. М., 1999.
189. Тихомиров JI.A. Апология веры и монархии / Сост., вступ. ст. и прим. М.Б. Смолина. М., 1999.
190. Тихомиров JI.A. Церковный собор, единоличная власть и рабочий вопрос / Сост., вступ. ст. и прим. М.Б. Смолина. М., 2003.
191. Федоров В. Русская монархическая партия // Политические партии России. Конец ХГХ-первая треть XX века. Энциклопедия. М., 1996. С. 529.
192. Шарипов А Иоанн-Московский Златоуст // Православный паломник. № 1 (14). 2004. С. 3-7.
193. ТА.Шелохаев В.В. Многопартийность в России: особенности оформления // Политические партии России: страницы истории. М., 2000. С. 30-41.
194. Янов A.JI. Россия против России: Очерки истории русскогонационализма,1825-1921. Новосибирск, 1999. 76 .ЯновА.Л. Патриотизм и национализм в России, 1825-1921. Изд. 2-е доп. и перераб. М., 2002.
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.