Образ Китая и китайцев в современном русском православном сознании тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 09.00.13, кандидат философских наук Бузмакова, Ольга Викторовна
- Специальность ВАК РФ09.00.13
- Количество страниц 186
Оглавление диссертации кандидат философских наук Бузмакова, Ольга Викторовна
Введение
Глава 1 ВОСПРИЯТИЕ МЕЖЭТНИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ РУССКИМ ПРАВОСЛАВНЫМ СОЗНАНИЕМ
§1.1.Категории «свой» - «чужой» в русском православном сознании
1.1.1 Теоретический контекст изучения русского православного сознания
1.1.2 Русские этнокультурные архетипы как основа формирования представлений о Китае и китайцах
1.1.3 Базисные этнокультурные категории «свой» - «чужой» в системе православных представлений о Китае и китайцах
§1.2 Представления о русско-китайских отношениях в русском православном сознании
1.2.1 Влияние русской православной традиции на формирование образа Китая в России
1.2.2 Миссионерские стратегии Русской православной церкви в Китае
1.2.3 Миссионерские, стратегии Русской православной церкви на Дальнем Востоке России
Глава 2 АМБИВАЛЕНТНОСТЬ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О КИТАЕ И КИТАЙЦАХ В СОВРЕМЕННОМ РУССКОМ ПРАВОСЛАВИИ ф 2.1 Негативные представления о Китае и китайцах в современном русском православном сознании
2.1.1 Общая характеристика негативных представлений о Китае и китайцах, присущих современному русскому православному сознанию
2.1.2 Представления о возможной китайской экспансии в современном русском православном сознании
2.1.3 Представления о китайских религиях и политике КНР по вопросам свободы совести в современном русском православном сознании 119 ф 2.2 Позитивные представления о Китае и китайцах в современном русском православном сознании
2.2.1 Общая характеристика позитивных представлений о Китае и китайцах, присущих современному русскому православному сознанию
2.2.2 Представления о сотрудничестве с Китаем и китайцами в современном русском православном сознании
2.2.3 Представления о миссионерской работе среди китайцев в современном русском православном сознании 138 Заключение 156 Библиография 160 Приложение 1 179 Приложение
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Философия и история религии, философская антропология, философия культуры», 09.00.13 шифр ВАК
Этнорелигиозные отношения на Дальнем Востоке России во второй половине XIX - начале XX вв.: На материалах взаимодействия православия с религиозными верованиями китайского населения2004 год, кандидат философских наук Аниховский, Станислав Эдуардович
Этнорелигиозное взаимодействие русских и китайцев: На материалах социологических исследований приграничных районов Дальнего Востока2005 год, кандидат философских наук Кобызов, Роман Александрович
Образ Китая и китайцев в русской ментальности второй половины XIX - начале XX вв.: Философско-религиоведческий анализ2005 год, кандидат философских наук Исаченко, Виктория Игоревна
Проблемы этнокультурного взаимодействия и взаимовосприятия китайцев и русских на российском Дальнем Востоке и Северо-Востоке Китая: Вторая половина XIX - начало XXI вв.2005 год, кандидат исторических наук Владимирова, Диана Альбертовна
Сопоставительный анализ фресковой живописи даосизма и православия XIV - XV веков в Китае и на Руси2008 год, кандидат искусствоведения Цао Юэ
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Образ Китая и китайцев в современном русском православном сознании»
Актуальность темы.
За последние десятилетия в России актуализировалось значение религиозного фактора в жизни общества. В нашей стране признается особая роль православия в становлении и развитии русского духовного наследия. Религиозные организации обладают весомым потенциалом в решении проблем толерантности, сохранения культуры, поддержания морально-нравственных ценностей. Будучи одной из доминирующих конфессий на территории России, православная церковь проявляет инициативу в вопросах поддержания существующих традиций. Особенно это актуально в ситуациях интенсивного межэтнического и межкультурного взаимодействия. Религиозная принадлежность является существенным элементом самосознания народов, задает модели поведения нации, оказывает влияние на ее характер. В отношении жителей дальневосточного региона первостепенной является проблема сохранения культурной и этнической идентичности граждан России, проживающих в условиях постоянных непосредственных контактов с народами Азиатско-Тихоокеанского региона. Позиция Русской православной церкви способна задавать условия межэтнических отношений, оказывать влияние на характер взаимодействия русских и китайцев. Ее деятельность может содействовать либо разжиганию неприязни, либо, наоборот, сглаживать острые моменты во взаимоотношениях между народами. Участвуя в формировании мировосприятия людей, Церковь способна влиять на преодоление негативных установок значительной части российских граждан, проживающих в приграничных районах, в отношении Китая. Участвуя в минимизации негативных установок, Русская православная церковь может способствовать формированию позитивного образа Китая в России, это будет сказываться на укреплении добрососедских отношений. Актуализация подобных проблем в общественном сознании обусловливает необходимость серьезных научных исследований. На сегодняшний день в отечественном гуманитарном знании недостаточно исследована проблема рефлексии Китая и китайцев в современной русской православной традиции. На данном этапе нет обобщенной характеристики позитивных и негативных установок в отношении Китая и китайцев, той части населения России, которая идентифицирует себя с русской православной традицией. Отсутствуют прогнозы возможных трансфорч маций образа Китая и китайцев под влиянием православия в русскоговорящей среде.
Для религиоведения все большую актуальность приобретает изучение вопросов взаимообусловленности этносов и религий. Использование нового эмпирического материала и его анализ позволит на примере русских и китайцев получить теоретическое знание о роли религиозного фактора в межэтнических процессах в условиях регулярного взаимодействия представителей разных народов, вскрыть особенности современной русской православной ментальности. Это поможет сделать вклад в решение имеющихся научных проблем.
Степень изученности проблемы.
В настоящее время в научной литературе накоплен значительный эмпирический и теоретический материал, посвященный изучению различных аспектов формирования русского культурно-исторического типа и вопросам русско-китайского взаимодействия. Условно эти работы можно разделить на несколько направлений.
Первое, историческое направление, представлено работами, в центре внимания которых находились вопросы формирования русского этноса, проблемы взаимоотношений с другими народами. Большой вклад в разработку данных тем внес В.О.Ключевский1. Изучением истории Русской православной церкви, ее ролью в формировании русского этнокультурного типа занимались Н.М.Никольский, Н.Н.Глубоковский, Е.Е.Голубинский, 2
A.B. Карташев, И.К.Смолич , современное состояние православия в России
Ключевский В.О. Курс русской истории. - М., 1987; Ключевский В.О. Православие в России. - М.: «Мысль», 2000.-624 с.
2Никольский Н.М. История русской церкви. - М.: Политиздат, 1985 - 448с.; Карташев A.B. Очерки по истории Русской церкви: В 2т. — М.: Терра, 1997.; Глубоковский H.H. Православие // Христианство. Энциклопедический словарь в 3-х. т. - М.: Большая Российская энциклопедия, ТЗ.,1995. - С.382-389; представлено в работах Д.Поспеловского, Н. Митрохина и других авторов1.
История русско-китайских отношений также на протяжении длительного времени находится в центре внимания исследователей. В дореволюционный период такие авторы как В.В.Граве, И. Коростовец изучали проблемы, связанные с особенностями китайской цивилизации, китайским присутствием в Приамурье, политические и правовые аспекты китайской миграции, участие китайцев в экономической жизни Дальнего Востока2. Темы русско-китайских конфликтов освещались в работах В.В. Голубцова, носивших преимущественно описательный характер3. Современные исследователи В.Г. Дацышен, В.И.Дятлов, О. Торбасов, Д.Поздняев анализируют причины возникновения межэтнической напряженности, указывают на потенциал русской православной традиции в преодолении конфликтных ситуаций между русскими и китайцами4.
Различные стороны дипломатических и политических отношений России и Китая рассмотрены в работах Е.Л. Беспрозванных, В.С.Мясникова, С.Гончарова, В.Кашина5. Изучением китайских диаспор в Россиц занимаются В.Г.Гельбрас, А.Г.Ларин, В.Л.Ларин6.
В перечисленных работах содержится значительный материал по истории русско-китайских отношений. Однако проблемы религиозного взаимодействия остались вне поля зрения исследователей.
Голубинский Е.Е. История русской церкви. - М., 1997.; Смолич И.К. История русской церкви 1700-1917. -М.: Изд-во Спасо-преображенского Волаамского монастыря, 1997.
1 Митрохин Н. Русская православная церковь: современное состояние и актуальные проблемы. - М.: Новое лит. обозрение, 2004. - 648 е.; Поспеловский Д.В. Православная церковь в истории Руси, России и СССР. — М.: ББИ, 1995.-408 с.
2 Граве В.В. Китайцы, корейцы и японцы в Приамурье. - СПб., 1912.; Коростовец И. Китайцы и их цивилизация.- СПб.: Изд-во М.М.Ледерле, 1889 ~ 625с.
3 Голубцов В. В. Военные события 1900 г. на Амуре. - 1901.
4 Дацышен В. Г. История русско-китайских отношений (1618-1917 гг.). - Благовещенск: Изд-во Благовещ. гос. пед. ун-та, 2005. - 277 е.; Дятлов В. Миграция китайцев и дискуссия о "желтой опасности" в дореволюционной России // Вестник Евразии. - 2000. - № 1. - С. 63-90.; Поздняев Д. (священник) Православие в Китае (1900-1997 гг.) - М.: Изд-во Свято-Владимирского Братства, 1998. - 279 с.
5 Беспрозванных Е.Л. Приамурье в системе русско-китайских отношений. — 1986. — 310 е.; Мясппков B.C. Договорными статьями утвердили.— Хабаровск, 1997.— 310 с. и др.
0 Ларин B.JI. Российско-китайские отношения в региональных измерениях (80-е годы ХХ-начало XXI в.). -М.: Восток-Запад, 2005. - 390с.; Ларин А.Г. Китайцы в России вчера и сегодня: исторический очерк. М.: Муравей, 2003. - 223с.; Ларин В.Л. Китай и Дальний Восток России в первой половине 90-х: проблемы регионального взаимодействия. - Владивосток: Дальнаука, 1998 - 284 е.; Гельбрас В.Г. Китайская реальность России - М.: Муравей, 2001. - 320с.
Второе, философское, направление представлено работами Н.А.Бердяева, С.Н. Булгакова, Г.В.Флоровского, И.В. Киреевского, В. Шубарта, И.А.Ильина, Ф.А.Степуна, Г.П.Федотова, Ю.М.Лотмана, В.К.Кантора, И.В. Можайсковой, А.Дугина в которых освещаются темы поиска русской идеи и особенностей русского характера, рассматриваются вопросы, связанные с определением места России в мире и отношением русских к иностранцам1. Философское наследие Н.Я. Данилевского, A.C. Хомякова, К.Н.Леонтьева, В.С.Соловьева позволяет раскрыть вопросы, касающиеся отношения русских к Китаю, его культуре, обычаям, государственному устройству, китайским традициям и религиям2.
Серьезный вклад в разработку дальневосточной темы в русской философии XIX века внесен работами В.В. Сербиненко, В.И.Овсянникова и других исследователей3.
Проблемы национального самосознания русских, типологизация российских менталитетов и роль православия в формировании русского этнокультурного типа представлены в работах А.В.Теленкова, З.В. Сикевич, Е.В.Семенова. Дж. X. Биллингтон рассматривает вопросы, касающиеся
1 Бердяев Н.А. Судьба России. - М.: "Сварог и К", 1997. - 541с.; Бердяев Н.А.Русская идея. Основные проблемы русской мысли XIX и начала XX века. - М.: "Сварог и К", 1997. - 541с.; Булгаков С.Н. Два града. Исследование о природе общественных идеалов. - СПб: Из-во РХГИ, 1997. - 590 е.; Ильин И.А. О национальном призвании России // Европа и душа Востока. - М.: Альманах "Русская идея", 2000. —446 е.; Киреевский И. В. Критика и Эстетика. - М.: Искусство, 1998. —463с.; Кантор В.К. Русский европеец как явление культуры (философско-исторический анализ). — М.: Российская политическая энциклопедия , 2001.- 702 е.; Лот-ман Ю.М., Успенский Б.А. «Изгой» и «изгойничество» как социально-политическая позиция в русской культуре преимущественно допетровского периода // Труды по знаковым системам. Тарту, 1982. Вып. 15. С. 110-121.; Можайскова И.В. Духовный образ русской цивилизации и судьба России (Опыт метансторическо-го исследования). 4.4. «Русская идея» как метафизическая цель русской цивилизации и национальная идея России в современный период. — М.: Вече, 2002. — 624с.; Степун Ф.А. Мысли о России // Степун Ф. А. Сочинения. - М.: РОССПЭН, 2000; Федотов Т.П. Святые Древней Руси. - М.: Моск. рабочий, 1990; Федотов Т.П. Собрание сочинений в 12 т. Т. 10: Русская религиозность. Часть I. Христианство Киевской Руси Х-ХШ вв. - М.: Мартис, 2001. - 382 е.; Шубарт В. Европа и душа Востока. - М.: Альманах "Русская идея", 2000. -446с. и др.
2 Данилевский Н. Я. Россия и Европа: Взгляд на культурные и политические отношения Славянского мира к Германо-Романскому. - СПб. Издательство "Глаголь", 1995. - 513с.; Леонтьев К. Н. Избранное. - М.: "Ра-рогь" "Московский рабочий", 1993.; Леонтьев К.Н. Восток. Россия и Славянство: философская и политическая публицистика. Духовная проза (1872-1891). - М.: Республика, 1996 - 799с.; Соловьев B.C. Избранные произведения. Серия «Выдающиеся мыслители». — Ростов — на — Дону: Феникс, 1998. — 544с.; Соловьев B.C. Смысл любви: Избранные произведения. - М.: Современник, 1991. - 525с. и др.
3 Сербиненко В.В. Владимир Соловьев: Запад, Восток и Россия. — М.: Наука, 1994. - 203 е.; Сербиненко В. В. Русская философия: курс лекций. - M.: Омега-Л, 2005. - 464 е.; Овсянников В.И. Восток в общественно-политической мысли России (сер.XIX в.). Научно-аналитический обзор. М.: Академия наук СССР, 1990, 58с. 7 I влияния православия на становление русской духовной традиции1.
Работы философского направления задают основу для осмысления российской ментальности, особенностей исторического пути развития России. Однако в них по понятным причинам не представлен материал, связанный с восприятием Китая и китайцев в современном русском православном сознании.
Третье направление включает в себя работы этносоциологической и этнопсихологической тематики. Этносоциологи обращаются к исследованию межэтнических отношений, изучают социальные изменения с учетом этнического многообразия. В этих исследованиях анализируется сущность этноса, его основные признаки и факторы формирования, а также определяется и структурируется этническое самосознание как существенный признак этноса, разрабатывается проблема «свои-чужие». Трудв1 отечественных ученых Л.Н.Гумилева, Ю.В. Бромлея, В.И. Козлова, Б.Ф.Поршнева, Ю.В. Арутюняна, A.A. Сусоколова, JI.M. Дробижевой, Н.М. Лебедевой, С.В.Лурье посвящены вопросам миграции, этническому самосознанию и истории этносов . Работы перечисленных исследователей внесли весомый вклад в разработку понятийного аппарата и теоретических подходов к решению проблем, характерных для данного направления. Ими был проведен ряд важных практических исследований.
Существенный вклад в разработку приемов изучения этнических стереотипов, предубеждений, этнической идентичности был внесей о исследованиями этнопсихологов Т.Г. Стефаненко, Г.У.Солдатовой . Вопросы, касающиеся этноса и религии, представлены в работе A.A.
1 Биллингтон Дж. X. Лики России. Страдание, надежда и созидание в русской культуре. — М.: Логос, 2001. — 248 с.
2 Гумилев Л.Н. Этногенез и биосфера Земли. - М.: ДИ-ДИК, 1997. - 640 е.; Бромлей Ю.В. Очерки теории этноса. М., 1983; Козлов В.И. Проблема этнического самосознания и ее место в истории этноса // Советская этнография. 1974. № 2.; Лурье C.B. Историческая этнология. М.: Аспект Пресс, 1998. — 447 с. Поршнев Б.Ф. Социальная психология и история. - М., 1966; Этносоциология / Ю.В.Арутюнян, Л.М.Дробижева, A.A. Сусоколов. - М.: Аспект Пресс, 1998. - 271с.
3 Стефаненко Т.Г. Этнопсихология [Текст] : учеб.: доп. Мин. обр. РФ / Т. Г. Стефаненко. - 4-е изд., испр. и доп. - М.: Аспект Пресс, 2007. - 368с.; Солдатова Г.У. Психология межэтнической напряженности. - М.: Смысл, 1998. — 389с.
Налчаджяна1. Изучением психологических аспектов мировых религий занималась Р.М.Грановская. Используемая в работе этносоциологическая и этнопсихологическая литература, раскрывающая сущность, структуру, своеобразие этнопсихологических феноменов, позволяет воссоздать психологический портрет русской нации и особенности ее взаимодействия с другими народами.
Четвертое направление составляют религиоведческие исследований. Проблемы, связанные с изучением места, функций, роли религии в обществе, представлены в работах зарубежных и отечественных религиоведов. Уделяя особое внимание коллективным представлениям, французский исследователь Э.Дюркгейм, указывал на то, что религия является серьезным фактором социальной солидарности. Существенный вклад в изучение социальных функций религий был внесен работами английских антропологов и этнографов Б.Малиновского и А.Радклиффа-Брауна. Немецкий исследователь М.Вебер разрабатывал вопросы институционализации религии, поднимал проблему влияния мировых религий на экономическую й социальную сферы общества. Современный американский социолог и религиовед Р.Фридланд указывает на влияние религиозной составляющей на процесс становления государств, объединение наций и настроения в обществе2.
Психологические интерпретации религии и культуры представлены в работах К.Г.Юнга, который разрабатывал учение об архетипах как о древнейших универсальных константах, отражающих общечеловеческий опыт в символической форме3.
Отдельные положения доктрины К.Г.Юнга об архетипах оказали
Налчаджян А. А. Этнопсихология [Текст] : учеб. пособие / А. А. Налчаджян. - 2-е изд. - СПб. : Питер, 2004. -381 с.
2R. Ffriedland Religious nationalism and the problem of collective représentation // Journal Annual Review of Sociology, 2001.
3Юнг К.Г. Aion. Исследование феноменологии самости. M. 1997; Юнг К.Г. Архетип и символ. М.: Ренессанс, 1991; Юнг К.Г. Душа и миф: шесть архетипов,- М.: ЗАО "Совершенство" - "Port-Royal", 1997; Юнг К.Г. Конфликты детской души. - М.: Канон, 1995; Юнг К.Г. О психологии восточных религий и философий. - М. «Медиум», 1994; Юнг К.Г. Психология и алхимия. М., 1997; Юнг К.Г.Воспоминания, сновидения, размышления. Мн.: ООО "Харвест", 2003; Юнг К.Г.К психологии детского архетипа. М., 1997. влияние на исследователей, занимавшихся изучением мифов и религий.
Румынско-американский ученый М.Элиаде, будучи сторонником феноменологии религии, не акцентируя внимания на устройстве и принципах функционирования коллективного бессознательного, стремился обнаружить универсальные структурные образцы, присущие религиозному сознанию1.
В работах отечественных религиоведов И.Н.Яблокова, В.И. Гараджи представлены темы, касающиеся взаимодействия общества и религии2.
Исследования различных аспектов истории и современного состояния религий на территории России отображены в работах И.И. Ершовой, \
Ю.П.Зуева, И.Я. Кантерова, Г.М.Керимова, Ф.Г.Овсиенко, Е.С.Сафронова,
В.М.Сторчака, H.A. Трофимчука и других.
Исследования религиозной ситуации на Дальнем Востоке России представлены трудами Ю.В.Аргудяевой, Д.А.Владимирова, И.А.Ермацанс,
Е.А.Капрановой и других.
Тема о взаимоотношении христианства и китайской культуры показана в исследованиях A.B. Ломанова, Дж. Чин. Представления о Китае в Европе реконструировала О.Л.Фишман. В работах A.A. Волоховой, Д.В.
Дубровской, В.Киселевой представлена миссионерская деятельность з ч западных христиан в Китае . П.М. Кожин изучал вопросы христианства в Китае. Проблемы, касающиеся политики КНР в отношении религии, находят выражение в статьях В.С.Кузнецова. Особенностям принятия православия современными китайцами посвящена статья Н.Афанасьевой.
В отечественном религиоведении тема религиозного сознания представлена в работах И.Н.Яблокова, Д.М. Угриновича, А.П.Забияко. На современном этапе в центре исследовательского внимания находятся проблемы, i
1 Элиаде М. Аспекты мифа. — М.: Академический Проект; Парадигма, 2005. — 224с.; Элиаде М. Священное и мирское/ Пер. с фр., предисл. и коммент. Н.К.Гарбовского. — М.: Изд-во МГУ, 1994. - 144с.; Элиаде М. Миф о вечном возвращении /Пер. Е.Морозовой и Е. Мурашкинцевой. — М.: Алетейя, 1998.
2 Введение в общее религиоведение / Под ред. И.Н.Яблокова. — М.: Книжный дом «Университет», 2001. — 576с.; Гараджа В.И.Социология религии: Учеб. пособие для вузов - М.: Аспект Пресс, 1996. - 238 с. и др.
3 Фишман О.Л. Китай в Европе: миф и реальность (XI1I-XVIII вв.). - СПб.: Петербургское Востоковедение,
2003. - 544 е.; Дубровская Д.В. Миссия иезуитов в Китае. Маттео Рнччи и другие (1552-1775гг.). - М.: Крафт+, 2001. — 254с.; Волохова A.A. Иностранные миссионеры в Китае (1901-1920). — М.: Наука, 1969 — 144 е.; Julia Ching Chinese Religions. - London, 1993. и др. касающиеся религиозного и этнического самосознания. А.П.Забияко, С.Э.Аниховский, Р.А.Кобызов занимаются изучением этнокультурных и межконфессиональных аспектов русско-китайских отношений на Дальнем
Востоке1. Интерес вызывают особенности национального характера китайцев и межкультурное взаимодействие этносов. Исследуется этническое и религиозное самосознание русских и китайцев в дальневосточном регионе. Диссертационные исследования Н.В.Кухаренко, С.В.Кухаренко посвящены китайским этнорелигиозным сообществам в США и Западной Европе.
Большой аналитико-теоретический материал, помогающий раскрыть основные аспекты настоящей темы диссертации, представлен в работах А.П.Забияко2.
Не остаются без внимания вопросы, связанные с реконструкцией об раза Китая в сознании русских. Изучением образа Китая в России в различных аспектах с применением различных теоретических и методологических подходов, используя разнообразные источники, занимались историки, филологи, политологи, философы, религиоведы.
Историография вопроса и методологические подходы к реконструкции образа Китая в России представлены в статье И.О. Ермаченко.
Диссертационное исследование В.И.Исаченко посвещено философско
1 Забияко Л.П., Аниховский С.Э., Кобызов P.A. Исследовательский проект "Этническое самосознание русских и китайцев в Дальневосточном регионе" // Россия и Китай не Дальневосточных рубежах Вып. 2. Благовещенск: Изд-во АмГУ, 2001. — С.50-57; Забияко А.П. Этническое сознание как субъективный фактор взаимоотношений России и Китая: теоретические и прикладные аспекты // Россия и Китай на Дальневосточных рубежах Вып. 3. Благовещенск: Изд-во АмГУ, 2002г., с. 422-429.; Забияко А.П.Перспектива диас-поризации китайцев в Приамурье // Материалы региональной научно-практической конференции «Демографическая ситуация в Прамурье: состояние и перспективы» - Благовещенск, 10-11 февраля, 2006 г., С. 295-299; Аниховский С.Э. Этнорелигиозные отношения на Дальнем Востоке России во второй половине XIX - начале XX вв. (на материалах взаимодействия православия с религиозными верованиями китайского населения). Дисс. на соискание ученой степени канд. филос. наук. На правах рукописи. - М., 2004; Кобызов P.A. Основные параметры и результаты социологического исследования «Образ России и русских в этническом сознании китайцев» // Материалы региональной научно-практической конференции «Демографическая ситуация в Приамурье: состояние и перспективы» - Благовещенск, 10-11 февраля, 2006 г., С. 279-288; Кобызов P.A. Этнорелигиозные взаимодействия русских и китайцев: на материалах социологических исследований приграничных районов Дальнего Востока. — Дисс. канд. филос. наук.:09.00.13. Благовещенск, 2005 — 295с.;
2 Забияко А.П. Категория святости. Сравнительное исследование лингворелигиозных традиций. - М.: Изд. дом "Московский учебник — 2000", 1998. — 207с.; Забияко А.П.Архетипы культурные // Культурология XX в. Энциклопедия. Т.1. - СПб.: Университетская книга; ОАО «Алетейя», 1998. — С.38-39; Забияко А.П. Категории "свой" - "чужой" в этническом самосознании // Россия и Китай на Дальневосточных рубежах. -Благовещенск: АмГУ, 2003. - С.224-228 и др. религиоведческому анализу образа Китая и китайцев в русской ментальности второй половины XIX- начале XX вв. В работе раскрываются стереотипы восприятия Китая как типа цивилизации в русской религиозно-философской мысли в указанный хронологический период1.
Историческим изучением образа Китая в письменных свидетельствах путешественников и дипломатов XVII- начала XX вв. занималась Ю.Г. Бла-годер.
В статьях К.Ф. Пчелинцевой и Н.И.Белозубовой реконструирован образ Китая в русской поэзии и философии.
Исследование эволюции образа Китая в России на протяжении четырех столетий представлено в книге A.B. Лукина . Автор собрал и проанализировал литературу на русском, английском и китайском языках. Основное внимание исследователя сосредоточено на вопросах российской политики по отношению к Китаю.
Изучением роли Русской православной церкви во взаимодействии русских и китайцев в настоящий момент преимущественно занимаются о православные авторы Д.Поздняев, П.Иванов, Н.Лепешев .
В современной светской науке отсутствуют работы, в которых разрабатывается теоретическое знание о современном русском православном сознании, незначительное внимание уделяется роли Русской православной церкви как одного из ведущих социальных институтов в вопросах межэтнических отношений русских и китайцев. Предлагаемое диссертационное исследование позволит частично заполнить пробел, существующий ныне в научном знании, в философско-религиоведческих исследованиях.
1 Исаченко В. И. Образ Китая и китайцев в русской ментальности второй половины XIX- начале XX вв. (философско-религиоведческий анализ) : дис. на соиск. учен. степ. канд. философ, наук : 09.00.13 / В. И. Исаченко. - Благовещенск: АмГУ, 2005. - 190с.
2 Лукин A.B. Медведь наблюдает за драконом. Образ Китая в России в XVII-XXI веках. - М.: ACT: Восток -Запад, 2007. - 598 с.
3 Лепешев Н. (Иер.) Характерные черты православной миссии на Дальнем Востоке // Христианство на Дальнем Востоке. Материалы международной научно-практической конференции. — Хабаровск, 2006. — С.24-27; Иванов П.М. Православные переводы Нового Завета на китайский язык // Китайский благовестник. — М., 1999, №1; Иванов П.М. Христианство на Тайване // Гоминьдан и Тайвань: история и современность. Материалы научной конференции. — М., 1999; Поздняев Д. (священник) Православие в Китае (1900-1997 гг.) - М.: Изд-во Свято-Владимирского Братства, 1998. - 279 с.
Объект и предмет исследования.
Объектом исследования выступает современное русское православное сознание.
Предметом исследования является представления о Китае и китайцах в современном русском православном сознании.
Цель и задачи исследования.
Цель исследования заключается в реконструкции представлений о Китае и китайцах в современном русском православном сознании.
Для достижения поставленной цели необходимо решить несколько задач.
- Изучить особенности русского православного сознания, обусловленные базисными универсальными и этнокультурными константными моделями.
- Выявить то, как при взаимодействии с иными этнокультурными традициями в русском православном сознании актуализируются базисные этнокультурные константные модели «своего» и «чужого».
- Эксплицировать особенности базисных этнокультурных константных моделей «своего» и «чужого», присущих русскому православному сознанию, в условиях русско-китайских отношений.
- Выявить позитивные и негативные установки в отношении Китая и китайцев, присущие представителям современной русской православной традиции.
Методология исследования.
Методологической основой диссертационного исследования является принцип научной объективности. В работе использовались общенаучные и конкретно-социологические методы исследования. При осмыслении процессов взаимовлияний разных культур применялись компаративные подходы и метод кросс-культурного анализа. Для выявления роли православия в современном российском обществе использовался метод функционального анализа. При работе с текстовыми материалами применялся герменевтический подход.
В данном диссертационном исследовании оказалось плодотворным применение ряда социо-религиведческих методов. Важным аспектом изучения представлений о Китае и китайцах в современном русском православном сознании выступают контент-анализ интернет-ресурсов и социологический опрос священнослужителей Русской православной церкви и активных православных мирян по вопросам, связанным с современным состоянием российско-китайских отношений.
Источниковую базу исследования составили опубликованные и неопубликованные документы и материалы, связанные с русской православной традицией в аспекте освещения вопросов русско-китайского взаимодействия. В работе использовались записи миссионеров второй половины XIX начала XX вв. для реконструкции миссионерских стратегий православных среди народов Дальнего Востока1. Информация о роли Русской православной церкви во взаимоотношениях русских и китайцев в тот период времени представлена в региональных газетных материалах2.
Цели, задачи, формы и методы современной миссионерской деятельности раскрываются в современных официальных документах Русской православной церкви . При этом особое внимание уделяется внешней миссионерской работе, сопряженной с изучением этнокультурных особенностей иностранцев, живущих как в России, так и за ее пределами.
В работах современных православных священнослужителей рассматриваются проблемы и перспективы русско-китайских отношений,
Путевые журналы учителя Благовещенской духовной семинарии Р.В.Цыренпилова (1870-1871гг.) // «Маньчжурский клин»: история, народы, религия. / Аниховский С.Э., Болотин Д.П., Забияко Л.П., Пан Т.А. — Благовещенск: АмГУ, 2005. - С.203-314; Тихвинский С. Записки миссионера. Воспоминания о жизни гольдов, гиляков, самогирцев и других инородцев, обитавших по р. Амуру и его притокам // Благовещенские Епархиальные ведомости, 1912, № 6-7, 8-9 и др.
2Приамурские ведомости. - 1899. - № 272; Приамурские ведомости. - 1900. - № 340, 346,356, 366; Приамурские ведомости. — 1902. — № 440; Приамурские ведомости. - 1900. — № 346; Амурская газета. -1901.-№43,110; Амурская газета,-1902.-№30, 43, 77, 83, 141 и др.
3Концепция миссионерской деятельности Русской Православной Церкви на 2005-2010 годы // http://patriarchia.ru/db/text/220922.html поднимаются вопросы, касающиеся духовного окормления своих соотечественников и православных китайцев, живущих в Китае1.
Значительная часть источников представлена материалами официальных православных Интернет-ресурсов , на которых сконцентрирована информация об истории, основах вероучения, особенностях культа, позиции религиозных лидеров, касающиесй актуальных вопросов современности. Наличие подобной информации позволяет реконструировать отношение представителей русской православной традиции к ключевым процессам, происходящим в современном обществе. Русская православная церковь активно использует виртуальное пространство в качестве серьезного инструмента миссионерской деятельности, в том числе и среди китайцев. Для реконструкции образа Китая и китайцев в современном православном сознании также особое значение имеют Интернет-ресурсы — форумы, индивидуальные страницы и сайты, авторы и участники которых, демонстрируя свою принадлежность к русскому православию, делятся с другими людьми своими религиозными воззрениями, идеями и опытом, общаются с единоверцами, обсуждают актуальные проблемы, в том числе миссионерскую деятельность среди
3 4 китайцев . Особое внимание уделяется сайтам дальневосточных епархий .
Кроме того, в работе использованы данные социо-религиоведческих исследований, результаты интервью с православными священниками и мирянами5.
Научная новизна исследования.
Диссертация представляет собой одну из первых попыток в отечест
Гавриил (Архиепископ). Православие на Амуре. - Благовещенск: Визави, 2006. - 224 е.; Поздняев Д. Духовные основания российского диаспорального строительства в Северо-Восточной Азии // http://ricolor.org
2 www.mospat.ru,www.pravoslavie.ru, www. patriarhia. ru, www. tserkov.info, http://www.voskres.ru, www.miriane.ru,http://ricolor.org/ и др.
3 http://toshk.livejournal.com/135956.html; http://pb.ucoz.ru/forum/; http://ni-hao.nnm.ru/shutkalijiravoslavnyjkitaec. и др.
4 www.gold-cupola.ru,http://khabarovsk.orthodoxy.ru, http://vladivostok.eparhia.ru и др.
5 Интервью с лидером местного отделения партии «За Русь Святую» Е.П.Смирновым, апрель 2005 г. // Личный фонд автора; Интервью со священником О. Волочай Апрель 2005 г. // Личный фонд автора и др. венном религиоведении систематического исследования образов Китая и китайцев в современном русском православном сознании. Новизна данного диссертационного исследования определяется следующими положениями.
1. В результате исследования было установлено, что в основе русского православного сознания лежат базисные универсальные и этнокультурные константные модели. Эти константные модели являются основой для сохранения идейной преемственности и формирования новых форм религиозной ментальности, например, представления «Пекин — четвертый Рим».
2. Полученные в ходе работы данные указывают на то, что при взаимодействии с иными этнокультурными традициями в русском православном сознании актуализируются базисные этнокультурные модели «своего» и «чужого».
3. В исследовании эксплицировано то, что в условиях русско-китайских отношений базисные этнокультурные модели «своего» и «чужого», заложенные в русском православном сознании, носят амбивалентный характер. В контексте темы исследования эта амбивалентность приобретает характер негативного и позитивного восприятия Китая и китайцев.
4. В результате исследования реконструирован образ Китая и китайцев в современном русском православном сознании, выявлены позитивные и негативные установки в отношении Китая и китайцев, присущие представителям современной русской православной традиции. Собран и теоретически обработан большой эмпирический материал, отражающий состояние современного русского православного сознания в аспекте русско-китайских взаимоотношений.
5. Впервые в научный оборот введены источники, ранее не использовавшиеся в данном контексте, которые позволили углубить научные пред ставления о формировании и эволюции православной ментальности, охарактеризовать ее в историческом и региональном аспектах.
6. В ходе исследования получили апробацию методики для реконструкции образа Китая в современном русском православном сознании.
Положения, выносимые на защиту.
1) В основе русского православного сознания лежат базисные универч сальные и этнокультурные константные модели. Русские этнокультурные константные модели проявляют себя посредством образа «Святой Руси», обнаруживаются в базовых основаниях русской духовности, таких как открытость, соборность, святость и другие. Эти константные модели являются основой для сохранения идейной преемственности и формирования новых форм религиозной ментальности, например, представления «Пекин — Четвертый Рим».
2) При взаимодействии с иными этнокультурными традициями в русском православном сознании актуализируются базисные этнокультурные мо дели «своего» и «чужого».
3) В условиях русско-китайских отношений базисные этнокультурные модели «своего» и «чужого», заложенные в русском православном сознании, носят амбивалентный характер. В контексте темы исследования эта амбивалентность приобретает характер негативного и позитивного восприятия Китая и китайцев.
4) Негативные установки у представителей современной русской православной традиции в отношении Китая и китайцев преимущественно проявляются в вопросах китайской экспансии и в связи с неоднозначной ч политикой КНР по вопросам обеспечения свободы совести. Этнополитические фобии сопрягаются с религиозными представлениями о чуждости китайской цивилизации, о Китае как культурном антагонисте. В таком контексте православие позиционирует себя в качестве гаранта духовной и территориальной целостности России.
5) Позитивные установки у представителей современной русской православной традиции в отношении Китая и китайцев преимущественно проявляются в вопросах сотрудничества с Китаем и в контексте перспектив христианизации китайцев.
6) Миссионерская деятельность среди китайцев в современном русском православном сознании представлена в качестве существенного элемента преодоления этнокультурной отчужденности русских и китайцев. Восприняв многие традиционные представления о Китае и китайцах, современное православное сознание дополняет их новыми идеями, которые соответствуют реальным или предполагаемым сценариям этнорелигиозного взаимодействия, например, идеей «Пекин - Четвертый Рим».
Теоретическая и практическая значимость исследования.
Представленные в диссертационной ' работе теоретические и эмпирические материалы могут быть использованы для дальнейшего научного изучения этнических и религиозных процессов в обществе.
Различные аспекты диссертации могут найти применение при подготовке учебных курсов лекций, методических рекомендаций, спецкурсов и спецсеминаров по истории религии, социологии религии, психологии религии, культурологии.
Собранный и обобщенный материал может оказать помощь студентам религиоведческих специальностей в подготовке курсовых и дипломных' проектов.
Результаты могут найти применение не только в научно-педагогической сфере, но и в практической деятельности органов государственной власти при разработке нормативной базы, регламентирующей деятельность китайской диаспоры на Дальнем Востоке, а также для определения перспектив минимизации негативных установок в русском православном сознании в отношении китайцев и влияния Церкви н^, укрепление добрососедских отношений.
Апробация диссертации
Часть результатов исследования была оформлена в виде дипломной работы.
Основные положения диссертации были представлены в виде докладов на региональной научно-практической конференции «Демографическая ситуация и миграционная политика в Приамурье: социально-экономические, ч правовые и медико-экологические аспекты» (г. Благовещенск, 10-11 февраля 2006 г.); Восьмой региональной межвузовской научно-практической конференции Молодежь XXI века: шаг в будущее (секция «Исторические и философские науки», г. Благовещенск, 17-18 мая 2007г.); Международной конференции «Россия-Китая: взаимодействие двух культур, партнерство и сотрудничество» (г. Благовещенск, 28-29 ноября 2007г.); I Международной зимней религиоведческой школе «Религиозность в изменяющемся мире» (г. Волгоград, 28 января - 3 февраль 2008г.)
Предварительно результаты диссертационного исследования были обсуждены на аспирантском семинаре кафедры религиоведения АмГУ под руководством профессора, доктора философских наук А.П.Забияко.
Диссертация была обсуждена на заседании кафедры религиоведения АмГУ.
Основные положения диссертации отражены в публикациях автора1, в том числе, в журнале, включенном Высшей аттестационной комиссией Министерства образования и науки в «Перечень ведущих рецензируемых журналов и изданий, в которых должны быть опубликованы основные научные результаты диссертаций на соискание ученой степени доктора и кандидата наук»2.
Структура диссертации определяется целью и задачами диссертационного исследования и включает в себя введение, две главы, заключение, библиографию, приложения.
Похожие диссертационные работы по специальности «Философия и история религии, философская антропология, философия культуры», 09.00.13 шифр ВАК
История православия в Корее: середина XIX - начало XXI вв.2011 год, кандидат исторических наук Волков, Максим Геннадьевич
Китайские и корейские рабочие в Забайкальской области: 1860-1917 гг.2009 год, кандидат исторических наук Ланцова, Юлия Николаевна
Китайские этнорелигиозные сообщества в Западной Европе2006 год, кандидат философских наук Кухаренко, Сергей Владимирович
История становления и развития православной традиции в Бурятии: XVII-XXI вв.2006 год, доктор исторических наук Митыпова, Г.С.
Русская Православная Церковь и новая религиозная ситуация в современной России: этноконфессиональная составляющая проблемы2007 год, доктор исторических наук Казьмина, Ольга Евгеньевна
Заключение диссертации по теме «Философия и история религии, философская антропология, философия культуры», Бузмакова, Ольга Викторовна
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Становление русского историко-культурного типа неразрывно связано с православной традицией. Русскому православному сознанию присущи единые константные общечеловеческие основополагающие архетипические модели, которые остаются неизменными независимо от хронологии и этнической принадлежности, а также собственно русские этнокультурные архетипы.
Русские этнокультурные архетипы, как наиболее фундаментальные элементы русской культуры, закрепляют константные модели мышления, творчества, поведения входящих в русскую православную общность людей. Русские этнокультурные архетипы проявляют себя посредством ориентации на потаенную святость, закрепляют модели действия в условиях встречи с иными традициями и в ситуациях внешней опасности.
Важной категорией русского православного сознания является религиозная идентичность, предполагающая противопоставление «своего» и «чужого».
Русская культура, складываясь в разнообразной этнокультурной среде в процессе свободного общения с другими народами, под их взаимовлияни-4 ем, отличалась открытостью и восприимчивостью к иным традициям. Длительный опыт освоения северо-восточных территорий и частая смена места жительства заставляли русских устанавливать отношения с новыми соседями. Для успешной адаптации на новых землях в непростых климатических условиях появлялась потребность в заимствовании у местных народов способов хозяйственной деятельности, перенимались обычаи и традиции. Вырабатывались модели добрососедских отношений, предусматривающие взаимопомощь, сотрудничество, поддержку, содействие друг другу в различных ситуациях. Формировались толерантные установки в отношении религиозных воззрений иноплеменников. Русской традиции чужда национальная замкнутость и завышенная национальная самооценка, она ориентирована не на отторжение и не на уничижение иных этнокультур, а на диалог с ними.
Несмотря на развитые представления о «чужом» пространстве, исторические и религиозные причины обусловили отсутствие категоричного разде4-ления народов на «своих» и «чужих». Принятие православия инородцами позволяло им также примкнуть к русской православной общности.
Понимание «своего» предполагало представление об особой территории, тесной взаимосвязи с покровителями, неслучайности собственной истории, уникальном предназначении, миссии. Родная сторона мифологически наделялась качествами праведности, правдивости, соразмерности, устроен-ности, чистоты, божественного присутствия, святости. Представления о «своем» сопряжены с категорией святости в русском православном сознании. Святость воплощается в образах покровителей, которые имеют особую связь с русским православным народом. Это те покровители и заступники, к которым можно обратиться за помощью в мирное время и за защитой от неприятелей в периоды военных конфликтов.
Представления о страданиях народа, страх перед жизненными невзгодами и неурядицами, обусловленными его греховностью, неотъемлемость соборности в жизни православного человека способствовали тому, чтобы мессианские воззрения русских не трансформировались в националистические идеи.
Представления об особой православной миссии были продиктованы не волей к могуществу, а благими намерениями. Склонность представителей русской православной традиции поделиться с иноверцами своими религиозными воззрениями была обусловлена несколькими причинами. Во-первых, это позволяло гарантировать сохранение, дальнейшее распространение, жизнестойкость православного христианства. Во-вторых, иноверцы, принявшие православную веру, воспринимались не как «чужие», а как неотъемлемые и равноправные участники православного мира.
В условиях русско-китайских отношений базисные этнокультурные ч модели «своего» и «чужого», заложенные в русском православном сознании, носят амбивалентный характер. В контексте темы исследования эта амбивалентность приобретает характер негативного и позитивного восприятия Китая и китайцев.
Негативные установки у представителей современной русской православной традиции в отношении Китая и китайцев преимущественно проявляются в вопросах китайской экспансии. Особое внимание в русских православных Интернет-источниках уделяется так называемой «тихой экспансии», которая в современном православном сознании сопряжена с опасениями по поводу сохранения собственно русского культурно-исторического наследия. Кроме того, неоднозначная политика КНР по вопросам обеспечения свободы совести вызывает негативные отклики в православной среде. Этнополитические фобии сопрягаются с религиозными представлениями о чуждости китайской цивилизации, о Китае как культурном антагонисте. В таком контексте православие позиционирует себя в качестве гаранта духовной и территориальной целостности России.
Позитивные установки у представителей современной русской православной традиции в отношении Китая и китайцев преимущественно проявляются в вопросах сотрудничества с Китаем и в контексте перспектив христианизации китайцев. Русскому православному сознанию присуща идея о консолидирующей роли религии. Не исключается мысль о возможности принятия китайцами православной веры. Это указывает на существование идейной преемственности константных моделей русского православного сознания. В русле имеющихся мировоззренческих традиций складываются новые формы религиозной ментальности, которые соответствуют реальным или предполагаемым сценариям этнорелигиозного взаимодействия, например, представления «Пекин — Четвертый Рим». Надежды на спасение собственной нации неразрывно связаны с дальнейшей жизнеспособностью русского православия, в том числе и в китайской среде. Проявляется консолидирующая роль религии, поскольку независимо от этнической принадлежности представители одной религии способны найти точки соприкосновения, освоить нормы, ценности, традиции, культурные особенности, модели поведения друг друга и преодолеть духовную отчужденность.
Список литературы диссертационного исследования кандидат философских наук Бузмакова, Ольга Викторовна, 2008 год
1. - 1901. -№ 43, 110.
2. Амурская газета. 1902. -№ 30, 43, 77, 83, 103, 141.
3. Амурская газета. 1905. -№ 104.
4. Благовещенские епархиальные ведомости, 1899, №11.
5. Благовещенские епархиальные ведомости, 1908., №13.
6. Благовещенские епархиальные ведомости, 1912, № 6-7, 8-9.
7. Гавриил (Архиепископ). Православие на Амуре. Благовещенск: Визави, 2006. - 224 с.
8. Интервью со священником Олегом (Волочай) Апрель 2005 г. // Личный фонд автора.
9. Интервью с иеромонахом Василием (Обуховым) Апрель 2005 г. // Личный фонд автора.
10. Интервью с секретарем Благовещенской епархии, игуменом Варфоломеем. Апрель 2005 г. // Личный фонд автора.
11. Интервью с о. Феодосием. Апрель 2005 г. // Личный фонд автора.
12. Интервью с иеромонахом Платоном. Апрель 2005 г. // Личный фонд автора.
13. Интервью с лидером местного отделения партии «За Русь Святую» Е.П.Смирновым, апрель 2005 г. // Личный фонд автора.
14. Концепция миссионерской деятельности Русской Православной Церкви на 2005-2010 годы // http://patriarchia.ru/db/text/220922.html
15. Приамурские ведомости. 1899. — № 272.
16. Приамурские ведомости. 1900. — № 340, 346,356, 366.
17. Приамурские ведомости. 1902. - № 440.
18. Аксаков К. С. Эстетика и литературная критика. М.: Искусство, 1995.-526 с.
19. Аналитическая психология: Прошлое и настоящее /К.Г. Юнг, Э.Сэмюэлс, В. Одайник, Дж. Хаббэк; Сост. В. В. Зеленский, А. М. Руткевич. М.: Мартис, 1995. - 320 с.
20. Аниховский С.Э. Китайские религии на территории Дальнего Востока России (сер. XIX начало XX вв.) // Религиоведение № 4, 2004. - С. 122126.
21. Аргудяева Ю.В. Старообрядцы на Дальнем Востоке России. — М.: Ин-т этнологии и антропологии РАН, 2000. — 365с.
22. Асланов И.К. Теория культурно-исторических типов Н.Я. Данилевского // Философия и общество. 2002. — № 1.- С. 162-180.
23. Аурилене Е. Русская эмиграция в Китае: в поисках будущей России
24. Вестник Евразии. 2002. - № 4. - С. 5-22
25. Афанасьева Н. Православные китайцы кто они? // Благовест. Владивосток, 2003. №3 (93)
26. Белозубова Н.И.Образ Китая в сборнике А.Хейдока «Звезды Маньчжурии» // Вестник АмГУ, Вып.38, 2007. С. 98-100.
27. Бердяев H.A. Судьба России. М.: "Сварог и К", 1997. - 541с.
28. Бердяев Н.А.Русская идея. Основные проблемы русской мысли XIX и начала XX века. М.: "Сварог и К", 1997. - 541с.
29. Беспрозванных Е.Л. Приамурье в системе русско-китайских отношений. 1986. - 310 с.
30. Биллингтон Дж. X. Лики России. Страдание, надежда и созидание в русской культуре. М.: Логос, 2001. - 248 с.
31. Биографический словарь миссионеров Русской православной церкви. М.: «Белый город», 2004. 448с.
32. Благодер Ю.Г. Образ Китая в письменных свидетельствах российских путешественников и дипломатов XVII — начала XX вв. Дисс. на соискание ученой степени канд. филос. наук. На правах рукописи. Краснодар, 2005.
33. Бромлей Ю.В. Очерки теории этноса. М., 1983.
34. Бузмакова О.В.Образ Китая и китайцев в СМИ (по материалам контент-анализа) // Россия и Китай на Дальневосточных рубежах. Благовещенск: АмГУ, 2003. С.220-224.ч
35. Бузмакова О.В. Отношение современных православных к Китаю и китайцам // Материалы региональной научно-практической конференции «Демографическая ситуация в Прамурье: состояние и перспективы» Благовещенск, 10-11 февраля, 2006 г., С. 288-291.
36. Бузмакова О.В. Образ Китая и китайцев в современной русской православной ментальности // Религиоведение, № 1, 2008, С.58-65.
37. Булгаков С.Н. Два града. Исследование о природе общественных идеалов. СПб: Из-во РХГИ, 1997. - 590 с.
38. Бурачек Е.С. Воспоминания заамурского моряка. Жизнь во Влачдивостоке 1861-1862. В.В.Бурачек До и после Владивостка. — Владивосток, 1999.-243с.
39. Введение в общее религиоведение: Учебник/ Под. ред. Проф. И.Н.Яблокова. -М.: Книжный дом «Университет», 2001. — 576с.
40. Вебер М. Вебер М. Избранные произведения. — М., 1990. — 806 с.
41. Венюков М.И. Путешествие по Приамурью, Китаю и Японии. — Хабаровск, 1970. 240 с.
42. Веремчук В.И.Социология религии/ учеб. пособие для студентов вузов. М.:ЮНИТИ-ДАНА, 2004. - 254с.ч
43. Владимиров Д.А. Перспективы экспансии движения «Фалунь-гун» во Владивостоке // Религиоведение, 2002, №4 — С. 155-159.
44. Волохова A.A. Иностранные миссионеры в Китае (1901-1920). -М.: Наука, 1969-144 с.
45. Гараджа В.И.Социология религии: Учеб. пособие для вузов М.: Аспект Пресс, 1996. - 238 с.
46. Гельбрас В.Г. Китайская реальность России М.: Муравей, 2001.- 320с.
47. Гельбрас В.Г. Сколько китайцев в России? // Вестник Евразии. — 2001. №1. - С.71-88.
48. Голубцов В. В. Военные события 1900 г. на Амуре. 1901.
49. Глубоковский H.H. Православие // Христианство. Энциклопедический словарь в 3-х. т. М.: Большая Российская энциклопедия, ТЗ.,1995. — С.382-389
50. Голубинский Е.Е. История русской церкви.: М., 1997.
51. Гончаров С. Китайцы в России кто они? // Проблемы Дальнего Востока, 2003. №4. - С. 13-31.
52. Гончаров С., Ли Даньхуэй О «территориальных претензиях» и «неравноправных договорах» в российско-китайских отношениях: мифы и реальность // Проблемы Дальнего Востока, 2004, №4, С. 117-130.
53. Готлиб A.C.В ведение в социологическое исследование. Качественный и количественный подходы. — М.: Флинта, 2005. — 383с.
54. Граве В.В. Китайцы, корейцы и японцы в Приамурье. СПб.,1912.
55. Грановская Р.М.Психология веры. СПб.: Изд-во «Речь», 2004.576 с.
56. Гумилев JI.H. Этногенез и биосфера Земли. М.: ДИ-ДИК, 1997. - 640 с.
57. Гуссерль Э. Идея феноменологии // Фауст и Заратустра / Пер. с нем. Спб.: Азбука, 2001. - С. 160-207
58. Данилевский Н. Я. Россия и Европа: Взгляд на культурные и политические отношения Славянского мира к Германо-Романскому. СПб. Издательство "Глаголь", 1995. - 513с.
59. Дацышен В. Г. Епископ Иннокентий (Фигуровский). Начало нового этапа в истории Рссийской Духовной Миссии в Пекине // Китайский благовестник. 2000. - № 1. — www. chínese orthodoxy.ru. (10.10.2003).
60. Дацышен В. Г. История русско-китайских отношений (1618-1917 гг.). Благовещенск: Изд-во Благовещ. гос. пед. ун-та, 2005. — 277 с.
61. Дубровина К.Н., Хай Шуин Религиозные представления русского и китайского народов и их отражение в национальной фразеологии // Русский язык за рубежом, №4, 2002 — С. 104-106.ч
62. Дубровская Д.В. Миссия иезуитов в Китае. Маттео Риччи и другие (1552-1775гг.). М.: Крафт+, 2001. - 254с.
63. Дугин А. Основы геополитики. М.,1997.
64. Дударенок С.М.Нетрадиционные религии на российском Дальнем Востоке. (Электрон, ресурс): История и современность: дисс.д-ра ист.наук. Владивосток: РГБ, 2006.
65. Дюркгейм Э.Элементарные формы религиозной жизни // Мистика. Наука. Религия. Классики мирового религиоведения. М.: Канон +, 1998. - 432с.
66. Дятлов В. Миграция китайцев и дискуссия о "желтой опасности" в дореволюционной России // Вестник Евразии. 2000. - № 1. - С. 63-90.
67. Дятлов В. Благовещенская "Утопия": из истории материализации фобий // Вестник Евразии. 2002. - N 4. - С. 84-104.
68. Ермацанс И.А. Строительство православных храмов на территории Амурской области в конце XIX — начале XX вв.// Религиоведение, №4, 2002 С.171-177.
69. Ефимов Г.В.Пекинский дневник врача Российской Духовной миссии П.А.Корниевского // Народы Азии и Африки. 1965. - № 6. - С.141-143 .
70. Забияко А.П.Архетипы культурные // Культурология XX в. Энциклопедия. Т.1. СПб.: Университетская книга; ОАО «Алетейя», 1998. — С.38-39.
71. Забияко А.П. Категории "свой" "чужой" в этническом самосознании // Россия и Китай на Дальневосточных рубежах. - Благовещенск: Ам-ГУ, 2003. - С.224-228.
72. Забияко А.П. Категория святости. Сравнительное исследование лингворелигиозных традиций. М.: Изд. дом "Московский учебник - 2000", 1998.-207с.
73. Забияко А.П.Перспектива диаспоризации китайцев в Приамурье // Материалы региональной научно-практической конференции «Демографическая ситуация в Прамурье: состояние и перспективы» Благовещенск, 1011 февраля, 2006 г., С. 295-299.
74. Забияко А.П. Этническое сознание как субъективный факторвзаимоотношений России и Китая: теоретические и прикладные аспекты //
75. Россия и Китай на Дальневосточных рубежах Вып. 3. Благовещенск: Изд-во АмГУ, 2002г., с. 422-429.
76. Забияко А.П., Аниховский С.Э., Кобызов P.A. Исследовательский проект "Этническое самосознание русских и китайцев в Дальневосточном регионе" // Россия и Китай не Дальневосточных рубежах Вып. 2. Благовещенск: Изд-во АмГУ, 2001. С.50-57
77. Залевский Г.В.Этнические стереотипы у современного российского студенчества и их региональные особенности // Россия и Китай на Дальневосточных рубежах. Благовещенск: АмГУ, 2003. - С.209-215.
78. Зуев Ю.П. Православие русское // Религиоведение / Энцикл. Словарь. М.: Академ Проект, 2006. 1256 с.
79. Иванов П.М. Православные переводы Нового Завета на китайский язык // Китайский благовестник. — М., 1999, №1.
80. Иванов П.М. Христианство на Тайване // Гоминьдан и Тайвань: история и современность. Материалы научной конференции. М., 1999.
81. Ильин И.А. О национальном призвании России // Европа и душа Востока. М.: Альманах "Русская идея", 2000. - 446 с.
82. Иоанн Митрополит Самодержавие духа Текст.: очерки русского самосознания / Иоанн Митрополит. СПб.: Царское дело, 1995. - 350 с.
83. Исаченко В. И. Образ Китая и китайцев в русской ментальностивторой половины XIX- начале XX вв. (философско-религиоведческий анализ) Текст. : дис. на соиск. учен. степ. канд. философ, наук : 09.00.13 / В. И. Исаченко. Благовещенск: АмГУ, 2005. - 190с.
84. История Китая: Учебник. М.: Изд-во МГУ, Изд-во "Высшая школа", 2002. - 736 с.
85. История религий в России: Учебник / Под общ. ред. Н.А.Трофимчука. М.: Изд-во РАГС, 2002. - 592с.
86. История Российской Духовной Миссии в Китае. М.: Изд-во Свято-Владимирского Братства, 1997. - 416 с.
87. Иеротич В. Психологическое и религиозное бытие человека. — М.:ББИ, 2004.-210 с.
88. Казакова О.Ю. Проблемы и перспективы сравнительного анализа национальных образов страны (на примере восприятия США русскими ифранцузами в 50 60-х гг. XIX в. // Межкультурный диалог в историческом контексте. - М., 2003.
89. Кантор В.К. Русский европеец как явление культуры (философ-ско-исторический анализ). М.: Российская политическая энциклопедия , 2001.- 702 с.
90. Капранова Е. А. Церковное управление на Дальнем Востоке России в первые годы Советской власти (1920-1935 гг) // Вестник Амурского государственного университета. 2008. - Вып. 40: Сер. Гуманитар, науки. -С. 17-20.
91. Карлусов В., Кудин А. Китайское присутствие на российском Дальнем Востоке: историко-экономический анализ // Проблемы Дальнего Востока, 2002, №3, С.76-87.
92. Карташев A.B. Очерки по истории Русской церкви: В 2т. — М.: Терра, 1997.
93. Каткова З.Д., Чудодеев Ю.В. Китай-Япония: любовь или ненависть? М.: Ин-т востоковедения РАН, 2001. - 376с.
94. Кашин В. Российско-китайские отношения в 2005 г. // Проблемы Дальнего Востока, 2006, №3, С.70-73.
95. Киреевский И. В. Критика и Эстетика. М.: Искусство, 1998. —463с.
96. Киселева В. Значение культурной адаптации для католического миссионера в Китае // Проблемы Дальнего Востока. М., 1997. № 1. с.82-95.
97. Китайская философия: энциклопедический словарь / РАН Институт Дальнего Востока, гл. ред. M.JI. Титаренко. М.: Мысль, 1994. — 573с.
98. Китайская цивилизация как она есть / В.В.Ульяненко, К.В.Лучкин, С.Ф.Лейкин, О.А.Французова. М.: ACT: Восток-Запад, 2005. -494с.
99. Ключевский В.О. Курс русской истории. М., 1987
100. Ключевский В.О. Православие в России. М.: «Мысль», 2000. —624 с.
101. Кобызов P.A. Китайцы как объект миссионерской деятельности христианских конфессий // Россия и Китай на дальневосточных рубежах. Т. 3 Благовещенск: АмГУ, 2002. С.570-575.
102. Кобызов P.A. Религиозная ситуация в Амурской области на рубеже веков // Россия и Китай на дальневосточных рубежах. Т.2. Благовещенск: АмГУ, 2001. -с.ЗЗ 1-338.
103. Кобызов P.A. Этнорелигиозные взаимодействия русских и китайцев: на материалах социологических исследований приграничных районов Дальнего Востока. Дисс. канд. филос. наук.:09.00.13. Благовещенск, 2005 - 295с.
104. Кожин П.М. Христианство в Китае // Китайская философия: энциклопедический словарь. М.: Мысль, 1994. - С.114-115.
105. Козлов В.И. Проблема этнического самосознания и ее место в истории этноса // Советская этнография. 1974. № 2.
106. Коростовец И. Китайцы и их цивилизация.- СПб.: Изд-во М.М.Ледерле, 1889-625с.
107. Кочеров С.Н., Семикопов Д.В. «Иосифляне» и «нестяжатели»: два лика Святой Руси // Религиоведение, № 2, 2007. — С.21-30.
108. Крадин Н.П.Православные храмы в городах Китая // Вестник ДВО РАН, №1, 2003 С. 97-107.
109. Крысько В.Г. Этническая психология: Учеб. Пособие для студ. высш. учебн. заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2002. — 320с.
110. Кузнецов B.C. Политика в отношении религии в КНР // Проблемы Дальнего Востока, №1, 2001. С.165-175.
111. Кузнецов B.C. Пять конфессий Китая // Проблемы Дальнего Востока. №2, 1994. С.108-116.
112. Кычанов Е.И.Образ Китая в России XVII века // Вестник Восточного института. Т.З 1997. - №2. - С.70-79
113. Ларин А.Г. Китайцы в России вчера и сегодня: исторический очерк. М.: Муравей, 2003. 223с.
114. Ларин В.Л. Китай и Дальний Восток России в первой половине 90-х: проблемы регионального взаимодействия. — Владивосток: Дальнаука, 1998-284 с.
115. Ларин В.Л. Китайский фактор в общественном сознании российского приграничья: срез 2003 г. // Проблемы Дальнего Востока, 2004. №4. -С.66-84
116. Ларин В.Л. Российско-китайские отношения в региональных измерениях (80-е годы ХХ-начало XXI в.). М.: Восток-Запад, 2005. — 390с.
117. Ларина Л. Образ Китая и китайцев в представлении дальнево\сточников // Перспективы Дальневосточного региона. Население, миграция,рынки труда. М.: Гендальф, 1999. С. 95-98
118. Лебедева Н.М. Этническая толерантность в России и способы ее укрепления // Международная научно-практическая конференция «Проблемы миграции и опыт ее регулировании в полиэтничном Кавказском регионе».
119. Леонтьев К. Н. Избранное. М.: "Рарогъ" "Московский рабочий",1993.
120. Леонтьев К.Н. Восток. Россия и Славянство: философская и политическая публицистика. Духовная проза (1872-1891). М.: Республика, 1996-799с.
121. Лещинский Л. А. Православное миссионерство//Религиоведение / Энцикл. Словарь. М.: Академ Проект, 2006. 1256 с.
122. Липп ман У. Общественное мнение. М.: Институт Фонда "Общественное мнение", 2004.
123. Лепешев Н. (Иер.) Характерные черты православной миссии на Дальнем Востоке // Христианство на Дальнем Востоке. Материалы международной научно-практической конференции. — Хабаровск, 2006. — С.24-27.
124. Ломанов A.B. Христианство и китайская культура. — М.: Вост. лит., 2002. 446 с.
125. Лотман Ю.М., Успенский Б.А. «Изгой» и «изгойничество» как социально-политическая позиция в русской культуре преимущественно допетровского периода // Труды по знаковым системам. Тарту, 1982. Вып. 15. С.110-121.
126. Лукин A.B. Медведь наблюдает за драконом. Образ Китая в России в XVII-XXI веках. М.: ACT: Восток - Запад, 2007. - 598 с.
127. Лурье C.B. Историческая этнология. М.: Аспект Пресс, 1998.447 с.
128. Малевич И.А. Внимание, Китай. — Минск: Харвест, 2000. — 176 с.120 "Маньчжурский клин": история, народы, религия / Аниховский С.Э., Болотин Д.П., Забияко А.П., Пан Т.А. Благовещенск: изд-во АмГУ, 316 с.
129. Материалы для истории Российской духовной миссии в Пекине.- СПб., Вып. 1, 1905.-72с.
130. Митрохин Л.Н. Религия и культура (философские очерки). М.: ИФРАН, 2000.-318 с.
131. Митрохин Н. Русская православная церковь: современное состояние и актуальные проблемы. М.: Новое лит. обозрение, 2004. — 648 с.
132. Мифы народов мира. T.I, Т.2. — М.: Большая Рос. Энцикл., 19971998.
133. Можайскова И.В. Духовный образ русской цивилизации и судьба России (Опыт метаисторического исследования). 4.4. «Русская идея» как метафизическая цель русской цивилизации и национальная идея России в современный период. М.: Вече, 2002. — 624с.
134. Московичи С. Машина, творящая богов М.:КСП+, 1998 - 560 с.
135. Мудьюгин М. (архиепископ) Русская православная церковность (вторая половина XX века). — М.: ББИ, 1995. 124с.
136. Мчедлов М.П., Гаврилов Ю.А., Шевченко А.Г. Мировоззренческие предпочтения и национальные различия// СОЦИС, № 9, 2004.
137. Налчаджян А. А. Этнопсихология Текст. : учеб. пособие / А. А. Налчаджян. 2-е изд. - СПб. : Питер, 2004. — 381 с.
138. Мясников B.C. Договорными статьями утвердили. Хабаровск, 1997.-310 с.
139. Никольский Н.М. История русской церкви. М.: Политиздат, 1985 - 448с.
140. Новейший философский словарь. Мн.: Интерпрессервис, 2001. С. 950-951.
141. Овсянников В.И. Восток в общественно-политической мысли России (cep.XIX в.). Научно-аналитический обзор. М.: Академия наук СССР, 1990, 58с.
142. Основы православного вероучения. Сергиев Посад: Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 2000 - 202с.
143. Основы религиоведения: Учеб/ Под общ. ред. И.Н.Яблокова. — М.: Высш. шк., 2000. 480с.
144. Пан Т.А. Архимандрит Илларион (Лежайский) и первая пекинская духовная миссия (1717-1729 гг) // Исторический вестник, 2000, №6.
145. Пекинская духовная миссия // Исторические сведения о деятельности графа М.М.Сперанского в Сибири с 1819 по 1822 гг.- СПб., 1872 -С.218-247.
146. Пелюх Е. И. Движение "Фалуньгун" в России (по материалам социологического исследования) // Религиоведение. 2007. - N 4. - С. 50-56. ч
147. Печерица В.Ф., И.Г. Сиренко Русская церковная эмиграция в Китае в 20-40-е гг. XX в. // Религиоведение. 2007. - N 2. - С. 43-48.
148. Письма Иннокентия митрополита Московского и Коломенского 1865-1878 гг. СПб.: Синодальная типография, 1901. - С.273.
149. Поздняев Д. Духовные основания российского диаспорального строительства в Северо-Восточной Азии // http://ricolor.Org/rz/statii/mp/3/
150. Поздняев Д. (священник) Православие в Китае (1900-1997 гг.) Текст. / Д. Поздняев. М.: Изд-во Свято-Владимирского Братства, 1998. -279 с.
151. Поздняев Д. Церковь на крови мучеников // Китайский благове-стник, 2000. — № 1. — www. Chinese orthodoxy.ru. (10.10.2003).
152. Поиски единства. Проблемы религиозного диалога в прошлом и настоящем. — М.: Библейско-богословский институт св. апостола Андрея, 1997.- с.175
153. Поршнев Б.Ф. Социальная психология и история. М., 1966
154. Поспеловский Д.В. Православная церковь в истории Руси, России и СССР. М.: ББИ, 1995. - 408 с.
155. Православие на Дальнем Востоке: сборник / Под ред. М.Н. Боголюбова. СПб.: Изд-во С.-Петерб. гос. ун-та, 1996 - Вып. 2: Памяти святителя Николая, апостола Японии. 1836-1912: сборник. - 1996. - 186 с.
156. Православие на Дальнем Востоке / Под ред. М.Н. Боголюбова. -СПб.: Изд-во С.-Петерб. гос. ун-та, 2001 Вып. 3.-2001.-300 с.
157. Приамурье. Факты. Цифры. Наблюдения. М., 1909.
158. Путь апостольского служения святителя Иннокентия (Вениами-нова) // Материалы научно-практической конференции, 2007. — 158с.
159. Пчелинцева К.Ф.Образы Китая в русской поэзии и философии XX века. В связи с проблемой Россия-Запад-Восток // Русский язык за рубежом, № 3, 2003. С.106-112.
160. Рабогошвили A.A. Новые религиозные движения в КНР: настоящее и будущее // Религиоведение, 2008, № 1, С.88-92.
161. Рабочая книга социолога. М. : Наука, 1983.- 477с.
162. Религиоведение: Учебное пособие Учебный словарь-минимум по религиоведению. М.: Гардарика, 1998. — 535с.
163. Религиоведение / Энцикл. Словарь. М.: Академ Проект, 2006. —1256 с.
164. Религия в истории и культуре: Учебник для вузов /М.Г.Писманник, А.В.Вертинский, С.П.Демьяненко. М.: ЮНИТИ, 1998. -431с.
165. Религия и общество: Хрестоматия по социологии религии. — М.: Аспект Пресс, 1996. 776 с.
166. Русские повести XV-XVI века. JL: Государственное Издательство Художественная Литература, 1958. "
167. Самойлов H.A. Образ Китая в России: историография вопроса и-методология изучения // Сборник XX научной конференции по историографии и источниковедению истории стран Азии и Африки. СПб., 1999.
168. Самыгин С.И., Нечипуренко В.И., Полонская И.Н. Религиоведение: социология и психология религии. — Ростов-на-Дону: Феникс, 1996. — 672 с.
169. Семенов Е.В. Типология российских менталитетов и имманентная идеология России // Социальная психология в трудах отечественных психологов СПб: «Питер», 2000. - С. 485-492
170. Сербиненко В.В. Дальневосточная тема в русской философии XIX в. // www.umanities.edn.ru (10.10.2004).
171. Сербиненко В.В. Владимир Соловьев: Запад, Восток и Россия. — М.: Наука, 1994.-203с.
172. Сербиненко В. В. Русская философия: курс лекций. М.: Омега-Л, 2005.-464 с.
173. Сикевич З.В. Национальное самосознание русских. М., 1996. —208 с.
174. Сладковский М.И.Знакомство с Китаем и китайцами. М.: Мысль, 1984.-381с.
175. Слово "О законе и благодати" митрополита Иллариона // Хрестоматия по древней русской литературе. Под редакцией Н. И. Прокофьева. -М.: Просвещение, 1973.
176. Смолич И.К. История русской церкви 1700-1917. М.: Изд-во Спасо-преображенского Волаамского монастыря, 1997. 4
177. Солдатова Г.У. Психология межэтнической напряженности. — М.: Смысл, 1998.- 389с.
178. Солдатова Г.У. Психологические механизмы ксенофобии // Психологический журнал, Т.27, № 6, 2006, С.5-16.
179. Соловьев B.C. Избранные произведения. Серия «Выдающиеся мыслители». — Ростов на - Дону: Феникс, 1998. - 544с.
180. Соловьев B.C. Смысл любви: Избранные произведения. М.: Современник, 1991. - 525с.
181. Сонин. Бомбардировка Благовещенска китайцами. — 1902. — 20с.4
182. Социальная и культурная дистанции: опыт многонациональной России. 2-е изд. - М.: Изд-во Ин-та социологии и антропологии РАН, 2000. -388 с.
183. Социологический словарь. — М.: Инфра -М- Норма, 1998. — 482с.
184. Социология: Учебник для вузов. М.: Культура и спорт, 1998.394с.
185. Степун Ф.А. Мысли о России // Степун Ф. А. Сочинения. — М.:1. РОССПЭН, 2000.
186. Стефаненко Т.Г. Этнопсихология: практикум. М.: Аспект Пресс, 2006. - 208 с.
187. Стефаненко Т.Г. Этнопсихология Текст. : учеб.: доп. Мин. обр. РФ / Т. Г. Стефаненко. 4-е изд., испр. и доп. - М. : Аспект Пресс, 2007. — 368с.
188. Сукина Л.Б. Православная вера и благочестие рядового населения Российского царства глазами современников (по данным письменных источников XVI-XVII вв.) // Религиоведение, № 2, 2007. С.40
189. Теленков A.B. Национальное самосознание русских во второйполовине XIX начале XX века канд. дисс. на соиск. уч. степ. канд. ист. наук, Пермь 2003. - 247 с.
190. Торбасов О. К 100-летию восстания ихэтуаней // www.narod.ru. (10.10.2003).
191. Тюленев В.М. Лактанций: христианский историк на перекрестке эпох. СПб.: Алетейя, 2000. - С.315-316
192. Угринович Д.М. Психология религии. — М.: Политиздат, 1986. —352 с.
193. Уэр К.(епископ Диоклийский) Православная церковь. — М.: ББИ, 2001.-375с.
194. Федотов Г.П. Святые Древней Руси. — М.: Моск. рабочий, 1990.
195. Федотов Г.П. Собрание сочинений в 12 т. Т. 10: Русская религиозность. Часть I. Христианство Киевской Руси Х-ХШ вв. М.: Мартис, 2001.- 382 с.
196. Федорова Ю.С. О деятельности Русской православной церкви в Северо-Восточном Китае в условиях эмиграции // Вестник АмГУ, №14, 2001. — С.74-75
197. Фишман О.Л. Китай в Европе: миф и реальность (XIII-XVIII вв.).
198. СПб.: Петербургское Востоковедение, 2003. — 544с.
199. Флоровский Г. В. Из прошлого русской мысли М.: Аграф, 1998.432 с.
200. Хомяков A.C. О старом и новом. М.: "Современник", 1988.462 с.
201. Хотинец В.Ю. О содержании и соотношении понятий этническая самоидентификация и этническое самосознание. // Социологические исследования. 1999. № 9. С.67-75.
202. Хрестоматия по древней русской литературе. Под редакцией Н. И. Прокофьева. -М.: Просвещение, 1973.
203. Христианство. Энциклопедический словарь в 3-х. т. М.: Большая Российская энциклопедия, 1995.
204. Христианство на Дальнем Востоке. Материалы международной научно-практической конференции. Хабаровск, 2006. - 219с.
205. Чжан Байчунь О трагедии русской религиозной философии // Вопросы философии, №5, 2007 С.73-79.
206. Шедевры литературы XVTII века. Избранное. М.: Синергия, 1997. Том 1.
207. Шипилов A.B. «Свои», «чужие» и другие от античности до современности // Социс, 2006, №5 С. 103-113
208. Шубарт В. Европа и душа Востока. М.: Альманах "Русская идея", 2000. - 446с.
209. Элиаде М. Аспекты мифа. — М.: Академический Проект; Парадигма, 2005. — 224с.ч
210. Элиаде М. Миф о вечном возвращении /Пер. Е.Морозовой и Е. Мурашкинцевой. М.: Алетейя, 1998.
211. Элиаде М. Священное и мирское/ Пер. с фр., предисл. и коммент. Н.К.Гарбовского. — М.: Изд-воМГУ, 1994. 144с.
212. Этносоциология / Ю.В.Арутюнян, Л.М.Дробижева, A.A. Сусо-колов. М.: Аспект Пресс, 1998. - 271с.
213. Юнг К.Г. Aion. Исследование феноменологии самости. М. 1997.
214. Юнг К.Г. Архетип и символ. М.: Ренессанс, 1991.
215. Юнг К.Г. Душа и миф: шесть архетипов.- М.: ЗАО "Совершенстiво" "Port-Royal", 1997.
216. Юнг К.Г. Конфликты детской души. М.: Канон, 1995.
217. Юнг К.Г. О психологии восточных религий и философий. М. «Медиум», 1994.
218. Юнг К.Г. Психология и алхимия. М., 1997.
219. Юнг К.Г.Воспоминания, сновидения, размышления. Мн.: ООО "Харвест", 2003.
220. Юнг К.Г.К психологии детского архетипа. М., 1997.
221. Ядов В. А. Социологическое исследование: методология, программа, методы. Самара: Самарск. ун-т, 1995. - 329 с.
222. Языкова И.К. Богословие иконы. М., 1995, С.86-103
223. Якимова С. Русская дальневосточная эмиграция и ее вклад в сближение культур Запада и Востока // Проблемы Дальнего Востока, №1, 2001-С. 160-164.
224. Ching J. Chinese Religions. — London, 1993.
225. Friedland R. Religious nationalism and the problem of collective representation. // Journal Annual Review of Sociology., 2001. - P. 125.
226. Tajfel H. Social stereotypes and social groups // Intergroup behavior. Oxford, 1981. P. 144-167.
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.