Нравственная философия Насира Хусрава тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 09.00.03, кандидат наук Бандалиева Шодигул Нуралиевна
- Специальность ВАК РФ09.00.03
- Количество страниц 160
Оглавление диссертации кандидат наук Бандалиева Шодигул Нуралиевна
Введение
ГЛАВА I. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ И ТЕОРЕТИКО-ФИЛОСОФСКИЕ ОСНОВЫ ЭТИКИ НАСИРА ХУСРАВА
1.1. Место нравственной проблематики в философии Насира 18-40 Хусрава
1.2. Понятийно-категориальный аппарат нравственной философии
Насира Хусрава
1.3. Рациональность как основа нравственной философии Насира
Хусрава
ГЛАВА II. ФИЛОСОФСКО-АКСИОЛОГИЧЕСКИЕ
ОСНОВАНИЯ ЭТИКИ НАСИРА ХУСРАВА
2-1. Идеалы духовного самосовершенствования в философско-
нравственном дискурсе
2-2. Основные формы проявления нравственных принципов в
жизнедеятельности человека
2-3. Нравственная философия Насира Хусрава и ее общечеловеческая
ценность
Заключение
Список литературы
Рекомендованный список диссертаций по специальности «История философии», 09.00.03 шифр ВАК
Философские взгляды Насира Хусрава (на материале трактата "Раскрытие и освобождение")2016 год, кандидат наук Корнеева Татьяна Георгиевна
Социальная философия "Ихван ас-сафа" и Насира Хусрава: сравнительный анализ2011 год, кандидат наук Назариев, Рамазон Зибуджинович
Исследование стилевых закономерностей архитектуры Италии эпохи Ренессанса с использованием "эволюционных рядов"2011 год, доктор искусствоведения Дмитриева, Светлана Леонидовна
Натурфилософия Насира Хусрава2018 год, кандидат наук Курбоншоев Илхом Джумахонович
Проблема соотношения философии и религии в учении Насира Хусрава2019 год, кандидат наук Саидиброимов Шомуким Саидисмоилович
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Нравственная философия Насира Хусрава»
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. Духовно-нравственный кризис на фоне глобализационных процессов, процветания эгоизма и меркантилизма сопровождается опасностью утраты духовной самобытности и идентичности отдельных народов, веры в добро, человеколюбие, справедливость, счастье и другие моральные ценности. Вместе с тем, эти процессы способствуют смешению ценностей, трансформируют этические ценностно-смысловые основы идентичности человека. В этом контексте актуализируется исследование широкого круга вопросов нравственной философии с целью предотвращения опасности дегуманизации личности, которая может разрушить гуманную сущность человека. Современное таджикское общество находится в поиске нравственных императивов, базирующихся на основе синтеза традиционных и новых гуманистических ориентиров, а также новых научных и цивилизационных парадигм.
В поиске духовно-нравственных ориентиров по выбору ценностей представляется актуальным изучение богатого философско-этического наследия мусульманских мыслителей, к числу которых относится и выдающийся таджикский мыслитель XI в. Насир Хусрав. Важность исследования ценностей исламского этапа истории таджикской философии предусматривает также идеологические и традиционные религиозные устремления современного общества, которые связаны с целью объективной оценки места и роли традиционного ислама и мусульманских мыслителей в развитии общечеловеческих ценностей, создание противодействия радикальным и экстремистским течениям.
Творчество Насир Хусрава является уникальным феноменом истории таджикской культуры, наследие которого сегодня ждет своего серьезного и еще более глубокого переосмысления. Насир был ярким поборником науки и просвещения во времена, когда таджикский народ, после падения Саманидов,
3
находился под гнетом тиранического правления чужеродных племен (сельджуков). Его оптимизм еще тогда вселял надежду в сердца угнетенной массы. Отрадно, что нравственная философия Насира Хусрава отличалась и сегодня отличается рациональностью, которая обеспечивает основу для осмысления, обоснования и воплощения человеческого поведения, согласно добродетели, в отличие от страсти, предрассудков, частного мнения и др., которые, к сожалению: доминируют в современном информационном пространстве. Необоснованные страсти и предрассудки дезориентируют личность, обесценивают ее нравственные идеалы и угрожают традиционным ценностям таджикского общества.
В отличии от нерационального, агрессивного и импульсивного выброса негативной этики современности, рациональная этика Насира Хусрава характеризируется выделением императивно-ценностного содержания морали, как сдерживающего фактора в потребностях и склонностях человека, а с учетом синкретизма философии мыслителя, его нравственные идеи развиваются в форме рационально-логической рефлексии нравственной жизни и представляются не просто только как теоретико-логическое поучение, а как системное учение, в котором этическая теория неразрывно связывается с практикой.
Составляющие уникальные идеи нравственной философии Насира Хусрава важны для формирования устойчивого мировоззрения личности против деструктивных теорий, нацеленных на разрушение нравственных ценностей человечества в целом и самобытной духовной культуры таджикского народа, в частности. В этой связи различные концепции нравственной философии Насира Хусрава не только не утратили своей актуальности, но и нуждаются в своем новом осмыслении. Исходя из этой рациональной этической концепции, т. е. осмысленности нравственных норм, а также из ряда других причин, исследование нравственной философии Насира Хусрава имеет важное для
4
нашего общества значение. Это, во-первых. Во-вторых, в ней в целом, прослеживается попытка преодоления противоречий между духовными и материальными мирами, обнаруживается поиск создания моста между ними и что, в сфере духа и нравственности духовное развитие человека превалирует над материальным: достижением материальных благ, комфорта и наслаждения, над современным консюмеризмом как культом потребления. В-третьих, нравственная философия Насира Хусрава имеет гуманистическую тенденцию, именно потому, что в ней идет поиск природной доброты человеческой расы. И ядро его морального объективизма имеет плюралистический и потенциально космополитический характер, поскольку его взгляды о личности вкладываются не только в идею личности как таковую, а потому, что он ценит человеколюбие и человечность, основанную на его «антропокосмизме», гуманизме самосовершенствовании достоинства человека.
Изучение нравственной философии Насира Хусрава важно и в том плане, что она до сих пор остается малоизученной и не совсем ясна ее преемственная связь с историей этической мысли, недостаточно показан вклад данного мыслителя в развитии этической мысли таджикского народа. Неясность сохраняется и в дефиниции религиозного и светского, общего и особенного аспектов этических воззрений данного мыслителя и его идейных предшественников.
Актуальность исследования нравственной философии Насира Хусрава обусловлена также необходимостью глубокого, систематического изучения истории таджикской этической мысли, которая значима для последовательного решения идеологических, культурных и нравственных проблем, сложившихся в Республике Таджикистан. Необходима целостная и адекватная реконструкция этой философии и требует осмысления общих и специфических черт этой философии в истории отечественной культуры и науки, а также постижения
важности особенностей становления и формирования истории этики таджикско-персидских народов.
Степень разработанности проблемы. До настоящего момента нравственная философия Насира Хусрава не рассматривалась отдельно от его философских концепций. Изучение нравственной философии как части этики Насира Хусрава в основном началось с начала XX в. Литературу по нравственной философии Насира Хусрава можно разделить на несколько групп: первая - это исследования, которые посвящены изучению жизни и деятельности мыслителя, его наследия и эпохи, где косвенно затрагиваются проблемы этического характера. Эту группу также можно разделить на две подгруппы: а) работы филологического характера, представленные в виде издания текстов сочинений Насира Хусрава с соответствующими критическими текстами, которые, отличаются своей публицистичностью или художественностью изложения, где рассматриваются и отдельные аспекты морали, нравственности и этики во взглядах данного мыслителя. Сюда можно отнести статьи или предисловия к произведениям Насира Хусрава, написанные А.Е. Крымским, И.С. Брагинским, В.Б. Никитиной, Л. Бузург-заде, К.Айни, М. Дарвишом, М. Мухаккиком, С.Х.Такизаде, А.Тарзи, Р. К.Мусулмониёном, Л.Р.Додыхудоевой и М.Рейснером и др.1
'Крымский А. Е. История Персии, ее литературы и дервишеской теософии: Ч. 1-2. — Репринт. Изд. 1909-1912 гг. — СПб.: Альфарет, 2015. — 556 с.; Брагинский И.С. Трагедия правдоискателя (Насир Хисроу) // Из истории таджикской и персидской литератур, М. 1972. С. 303-327; Никитина В.Б. Некоторые особенности лирики Носири Хусрава. Дисс. к. филол. н. - М., 1955; Бузург-зода Л. Вступительный очерк // Носир Хисроу. Избранное. Сталинабад, 1954; Айни К. Сарсухан // Гулчине аз девони ашъори Носири Хусрав (Введение// Сборник стихов из дивана Насира Хусрава). Сталинабад, 1957; Дарвиш М. Диване Насер-е Хосрав ва пишгофтар (Диван стихов Насира Хусрава и предисловие к нему). Тегеран, 1339 х.к. (на перс. яз.); Мухаккик М. Понздах касиде аз Хаким Насер-е Хосров (Пятнадцать касыды Мудреца Насира Хусрава). Тегеран, 1342 х.к. (на перс. яз.); Он же. Тахлиле аш'аре Насер-е Хосров (Анализ стихов Насира Хусрава). Тегеран, 1960 (на перс. яз.); Он же. Шархе си касиде аз Хаким Насере Хосров (Толкование тридцати касыд Мудреца Насира Хусрава). Тегеран, 1308 х.к. (на перс. яз.); Такизаде С.Х. Мокаддиме бар Диване аш'аре Насере Хосрове Кабадийани (Предисловие к Диван стихов Насира Хусрава Кабадийани). Тегеран, 1348 х.к. (на перс. яз.); Тарзи А. Носир-е Хосрове Балхи - хаким ва шоире карне V хиджри (Насир Хусрав из Балха - мудрец и поэт V в. хиджри).- Кабул, 1976 (на языке дари); Мусулмониён Р.К. Пора-йе Самарканд. Бозшинохте Носире Хосров (Сколок Самарканда. Переосмысление личности Насира Хусрава). Тегеран, 1378 х.к. (на перс. яз.); Додыхудоева Л.Р. и Рейснер М.Л. Поэтический язык как средство проповеди: концепция Благого Слова в творчестве Насира Хусрава. М.: Наталис, 2007.
б) работы, посвященные исследованию исмаилизма в целом, в которых в
соответствии с их целями, философия и этика Насира Хусрава затрагиваются отрывочно и имеют фрагментарный характер. Поэтому, они никогда не выделялись в особый раздел нравственной философии или этики Насира Хусрава, а представлялись как формы исторического, культурного, социологического и в других случаях, - в идеологической презентации общеисмаилитских идей. К этому кругу следует отнести исследования А.А. Семенова, Ф.Дафтари, А.В. Смирнова, С.П. Прозорова, Тауфик Камель Ибрагим, Д.Т. Ниёзбекова и др.1 В этих исследованиях нет, к сожалению, глубокого анализа интересующих нас проблем по этике мыслителя, её прагматической сути, основных принципов, места и роли в истории философско-этической мысли классической мусульманской философии.
в) труды ученых, которые непосредственно касаются исследования философии Насира Хусрава: здесь, в первую очередь, нужно указать на небольшой пласт работ таких исследователей, как В.И. Иванов, А.Е. Бертельс, А. Эдельман, Г. Ашуров, Т. Муродова, А.Шохуморов, Э. Хансбергер, Ш.Х. Карамхудоев, Ш.П. Назарамонов, Т.Г. Корнеева, Ю.М. Норбоев,2 которые также напрямую не разрабатывали этику мыслителя и которые рассматривают
'Семенов А.А. Взгляд на Коран в восточном исмаилизме // Иран, Т. 1. Л., 1927. С. 59-72; Он же. К догматике памирского исмаилизма, Ташкент, 1926; Дафтари Ф. Краткая история исмаилизма/ Пер. с англ. Додыхудоевой Л.Р. и Додыхудоевой Л.Н. - М.: Ладомир, 2003; Он же. Традиция исмаилизма в средние века/ Пер. с анг. Оджиевой З. - М.: Ладомир, 2003; Смирнов А.В. Нравственная природа человека: арабо-мусульманская традиция // Этическая мысль. М., 2000. С. 46-67; Он же: Этика исмаилизма // Энциклопедический словарь «Этика». М.Гардарики, 2001; с. 181-184; Прозоров С.П. ал-Исмаъилийа. Ислам. Энциклопедический словарь. М., 1991. С110-114; Ихван ас-Сафа. Тауфик Камель Ибрагим. Там же. С.117-118; С.Ниёзбеков Д. Т. Философия Абу Хатима ар-Рази и ранний исмаилизм. Душанбе, 2017. - 203 с.
2IvanowV.A. Nasir Khusraw and Ismailism. Ismaili Society series B, no. 5. Bombay, 1948; Problems in Nasir Khusraw's biography. Bombay, 1956. pp. xiv+88; Бертельс А. Насир-и Хосров и исмаилизм. М.: Издательство восточной литературы, 1959; Эдельман А. Носири Хисрау и его мировоззрение: автореф. дисс. на соиск. ст. канд.филол.наук. - Сталинабад, 1954; Ашуров Г. Философские взгляды Носири Хусрава. - Душанбе, 1965; Муродова Т. «Джоме'-ул-хикматайн» Носира Хусрава как философский труд».- Алма-Ата, 1985; Шохуморов А. Концепция познания Носири Хусрава.- Душанбе, 1990; Хансбергер Э.К. Насир Хусрав. Рубин Бадахшана. Портрет персидского поэта, путешественника, философа. М.: Ладомир, 2005; Карамхудоев Ш.Х. Сопоставительный анализ религиозно-философских идей Носира Хусрава и Джалаледдина Руми. Душанбе, 2011; Назарамонов Ш.П. Проблема человека в философии Насира Хусрава. Дисс. к.ф.н.. Душанбе, 2014; Корнеева Т.Г.Философские взгляды Насира Хусрава (на материале трактата «Раскрытие и освобождение»). Дисс. к.ф.н. М., 2016; Норбоев Ю.М. Метафизика Аристотеля и Насира Хусрава (сравнительный анализ). Дисс. к. ф. н. Душанбе, 2016.
отдельные проблемы философии Насира Хусрава, начиная от общей характеристики философии и теологии, метафизики, антропологии, социальной философии, кончая до эпистемологии и герменевтики мыслителя. Хотя эти авторы затрагивают этику косвенным образом, однако, в них наибольший интерес представляет для нас отрывочные моменты, освещающие концепции счастья, свободы воли, справедливости, равенства, человеколюбия, совершенства души, идеалы человека и т.п.;
г) сборники научных статьей,1 посвященные творчеству, в том числе этическим взглядам Насира Хусрава. В соответствии с логикой настоящего исследования, наиболее ценными следует признать статьи Девонакулова А., Джонбобоева С., М. Мамаджановой, Дж. Саидзода, Ф.А.Хунзаи2 и др., которые позволили автору данной диссертации систематизировать самые существенные этические категории мыслителя и реконструировать его нравственную категориологию. Исследователи отмечают, что концепция доброго и «совершенного человека» сопровождала историю таджикской мысли в ходе всей её истории. Кроме того, выявлено, что поиск человеческого идеала в исмаилизме (как в нравственном, так и в социальном плане) был связан с их концепцией философии истории.3
д) крайне важными для понимания нравственной философии Насира Хусрава являются исследовательские работы, в которых этические проблемы
1 Едномаи Носири Хусрав (В память о Насире Хусраве). Мешхед, Университет им. Фирдоуси, 1353 х. (на перс. яз.). С. 431-464; Донои Юмгон. Мачмуаи маколоти семинари байналмилалии «Носири Хусрав - нахустмарди густурдаи хирад (Мастер Юмгана. Сборник научных статьей международного семинара «Насир Хусрав -великий муж высокого разума»). - Кабул, 1366 х.; Nasir Khusraw. Yesterday. Today. Tomorrow. Носири Хусрав: Дируз, имруз, фардо. Главные редакторы С.Ниёзов и Р.Назариев.- Худжанд, 2005;
2 Девонакулов А. Панди падар-хазинаи зар: насихатхои ахлокии Носири Хусрав (Наставления отца - клад драгоценностей: этическое нравоучение Насира Хусрава); Джонбобоев С. Рочеъ ба холатхои инсони (О состояниях человека) (на тадж. яз.); Мамаджанова М. Символизм в воззрениях Насира Хусрава и Джалалиддина Руми; Саидзода Дж. Сиголиш ва рухияии милли дар ашъори Носири Хусрав (Размышление о национальной идентичности в поэзии Насира Хусрава)(на тадж. яз.)// NasirKhusraw. Yesterday. Today. Tomorrow. Носири Хусрав: Дируз, имруз, фардо. Главные редакторы С.Ниёзов и Р.Назариев.- Худжанд, 2005. С. 181-270.
3С. Джонбобоев. Исмаилитская идея истории в контексте всеобщей философии истории. В кн.: Русские ученые об исмаилизме. СПб. Нестор-История. 2014.С.74-93; SunatulloJonboboev. The Epistemology of Post-Soviet Humanities Education in Central Asia//Reforming Social Sciences, Humanities and Higher Education in Eastern Europe and CIS Ater 1991. Ed. by A.Mikhailov and O.Brestkaya. Cambridge Scholars Publication. 2014. P.107-108;
учения Насира Хусрава выделены в виде либо отдельных разделов, либо параграфов исследовательских работ. К ним относятся труды Х. Додихудоевой, Н. Арабзода, Р.З. Назариева и Г. А. Хунзаи.1
В работах видного исследователя исмаилизма Х. Додихудоевой этические взгляды Насира Хусрава освещаются в отдельной главе, посвященной концепции справедливости и нравственным принципам исмаилитов. Наряду с теоретическим обоснованиием этики как формы нравоучения, ее место и роли в исламской культуре и в исмаилизме, автор обращает внимание на то, что пока что не появились «лучшие работы по этике исмаилизма...». Он рассматривает нравственную философию Хамид ад-Дина аль-Кирмани, «Ихван ас-сафа», Абу Хатима ар-Рази, Муаййада фид-Дина Ширази и других исмаилитских мыслителей в сравнительном плане. В этом круге, этика Насира Хусрава эпизодически рассматривается с анализом вопросов о добре и зле, справедливости, критика хищнической сущности господствующих классов, о возвышении разума в определении свободы воли, о наслаждении и др. По нашему взгляду работы Х.Додихудоева, пожалуй, с научной точки зрении являются самими системно организованными исследованиями по философскому исмаилизму, в том числе по творчеству Н. Хусрава.
Другой известный исследователь творчества Н. Арабзода посвящает отдельную главу этическому учению Насира Хусрава. В кратком изложении рассматриваются категории добра и зла как качества присущие человеческой душе, считая, что эти понятия не содержат абстрактный и отвлеченный смысл; о свободе воли, позволяющей человеку совершать свои действия и поступки по собственному желанию; о справедливости, как критерии нравственности и др.
:ДодихудоевХ. Философиякрестьянскогобунта. - Душанбе, 1987; Онже. Философскийи смаилизм. Душанбе, 2014. С. 422-470; Арабзода Н. Мир идей и размышлений Носира Хусрава,- Душанбе, 2003. С. 211-247; Назариев Р.З. Социальная философия «Ихван ас-сафа» и Насира Хусрава (сравнительный анализ). - Душанбе, 2011. С. 271-319; Hunzai G.A. The Concept of Pleasure propounded by Nasir Khusraw. Institute of Islamic Studies, McGill University. Montreal, 1993.
Для определения аксиологического значения этих категорий, автор анализирует зло и вытекающие из него другие отрицательные качества человека, такие как: глупость, невежда, безобразное: разврат, корысть, жестокость и в чем главная роль отводится разуму, выступающему в роли критерия нравственности.
Этическим вопросам посвящен отдельный параграф в работе Р.З. Назариева, который рассматривает их в ракурсе социальной философии Насира Хусрава по сравнению с идеями «Ихван-ас-сафа». Автор подчеркивая, что во взглядах Насира Хусрава философское переосмысление проблем нравственности и морали человека преобладает над традиционной формой морализаторства, как быть благочестивым и нравственным человеком, т.к. Насир анализирует добродетельное поведение, как результат воздействия знания и разума, а безнравственность - как проявление невежества. Автор также утверждает, что этика мыслителя соприкасается с практическим анализом вопросов о благе и счастье, совершенстве души, о терпении, воспитанности, гуманизма и т. д., с акцентом на социальную значимости человека.
Зарубежный исследователь исмаилизма Г. А. Хунзаи посвящает свою работу исследованию концепции удовольствия, разработанной Насиром Хусравом. На его взгляд, это понятие является одним из центральных элементов нравственной системы мыслителя, с чем нельзя не согласится. Более того, согласно ему, понятие удовольствия не является подразумеваемой этической проблемой, а «активный космический принцип», который функционирует на всех экзистенциальных уровнях. Благодаря этой функции или деятельности каждый человек продолжает свое существование и сохраняет благосостояние. Удовольствие или наслаждение наравне с человеком имеют и растения с животные, однако с человеческого уровня до уровня Универсальной Души этот принцип приобретает все более эпистемологический характер, поскольку он связан с сущностью души, связанной с приобретением знаний.
В целом можно видеть, что, несмотря на существовании достаточно большого количества исследований, нравственная философия Насира Хусрава во всей своей полноте становления, развития и определения аксиологического значения для современности в исследовательской литературе до настоящего времени не представлено. Не разработана также нравственная концепция мыслителя с учетом параллельного анализа проблематики морали (в истории и теории), вопреки относительно большому количеству исследовательской литературы на таджикском (фарси), русском, английском и др. языках, а также в интернет-ресурсах.
Целью исследования является целостный анализ и реконструкция нравственной философии Насира Хусрава в рамках рациональной традиции мусульманского этапа таджикской философии. Реализация указанной цели потребовала постановки и решения ряда исследовательских задач:
- определить понятия нравственной философии Насира Хусрава и ее места в философско-этическом учении мыслителя и в истории таджикской философии;
- исследовать понятийно-категориального аппарата и рациональности в нравственной философии Насира Хусрава, реконструировать его нравственные категориологии;
- проанализировать идеалы духовного самосовершенствования философско-нравственного дискурса;
- раскрыть основные формы проявления нравственных принципов, категорий и идей в жизнедеятельности человека;
- определить самобытность и уникальность нравственной философии Насира Хусрава в свете ее общечеловеческой ценности.
Объект исследования - философия Насира Хусрава
Предмет исследования - нравственная философия Насира Хусрава.
Теоретические и методологические основы диссертации. Основу методологии работы составляют философско-этические разработки отечественных и зарубежных авторов. В диссертации применяются системный, сравнительно-исторический, структурный и герменевтический методы. Системный метод оказался востребованным при определении особенностей философско-этического мировоззрения Насира Хусрава и его воплощения в философском учении мыслителя. Использование сравнительно-исторического метода позволило обнаружить родство его философско-этических идей с воззрениями древнегреческих философов и представителями рациональных школ мусульманской и западноевропейской философии. Опора на структурный метод проявила свою значимость при определении понятийного аппарата категорий и концепций нравственной философии, неразрывно связанных с общим философским учением мыслителя. Герменевтический метод применен для раскрытия метафоричности и смысловой неоднозначности понятий и концепций Насира Хусрава. Кроме того, в исследовании нашли применение логические методы идеализации, анализа и синтеза, индукции и дедукции и др.
Источники исследования. Основными источниками исследования являются произведения Насира Хусрава «Хан-ул-ихван» («Трапеза братьев»), «Гушаеш ва рахаеш» («Разрешение и спасение»), «Зад ул-мусафирин» («Припасы путников»), «Джаме'-ул-хикматайн» («Свод двух мудростей») и Диван стихов.
Научная новизна. Научная новизна исследования заключается в том, что в ней на основе систематизации этических концепций, идей и категорий впервые проводится комплексный анализ и реконструкция нравственной философии Насира Хусрава. Научная новизна работы также определяется следующими положениями:
- на платформе историко-философского анализа показано место
нравственной философии в философской системе Насира Хусрава;
12
- реконструирован понятийно-категориальный аппарат нравственной философии Насира Хусрава;
- на широком материале обосновывается рациональность как, основа нравственной философии мыслителя;
- сформулированы и философски обоснованы базовые принципы идеалов духовного самосовершенствования человека в учении Насира Хусрава;
- выявлена многомерность и дана характеристика основных концепций нравственной философии мыслителя;
- показано аксиологическое значение нравственной философии мыслителя для определения нравственного состояния современного мира.
Основные положения, выносимые на защиту:
1. Установлено, что нравственная философия Насира Хусрава обеспечивает платформу, которая основывается на нравственности и морали -двух современных понятиях, которые обозначены у Насира Хусрава словами -хулк (араб. слово,мн. ахлак), т.е. характер, натура, нрав и куввои нафсонй (силы души). Поскольку все развитие человека зависит от развития души, то и обозначенные выше категории представляют собой специфические фазы развития души.
2. Философия нравственности и морали в учении Насира Хусрава сосредотачивается вокруг следующих основных принципов: первый, Бог является Создателем и Опорой Вселенной и Источником всей доброты, истины и красоты; второй, человек - ответственный, достойный и почетный представитель своего Создателя; третий, Бог установил все на небесах и земле на служение человечеству; четвертый, своей милостью и мудростью Бог не ожидает от человека невозможного или не может привлечь к ответственности за все, что находится вне его власти и Бог не запрещает человеку наслаждаться благами жизни;
3. Нравственная философия Насира Хусрава состоит из понятийно-категориального аппарата, который имеет у него имплицитный характер, хотя, как и в учениях других мусульманских мыслителей, отличается устоявшимся и апробированным содержанием. Этот аппарат рассматривается им с позиции разделения самой этики на теоретическую и практическую этику: смысл понятия теоретической этики Насира Хусрава вытекает из ложенных им в своей философии значений таких понятий, как «научное знание-» (дониши илми), «научная сила - (цувваи илмй») и «рациональное знание- (дониши аклй), которые используются и для разъяснения проблем нравственности человека; практическая этика - это совокупность принципов поведения человека в различных жизненных ситуациях, которые направлены на достижение его блага и совершенства. Результаты этих поступков разнообразны, универсальны, и определенные моральные качества могут быть либо хорошими, добрыми, либо - плохими, злыми: справедливость, (адолат) мужество, (часорат), правдивость,(росткори), сочувствие, (шавкат) сострадание,(тараххум) лояльность(конуни будан) и великодушие (олихиммати) всегда находили похвалу, а ложь, (дуруг) несправедливость,(беадолати) нечестность,(бе вичдони) эгоизм,(худпарасти) жестокость(золими) и подлость(разолат) -порицаются;
4. Нравственная философия Насира Хусрава характеризируется
рациональностью. Первым основным фактором проявления рациональности, с
которой нравственная философия Насира Хусрава имеет дело, связан с
проблемой знания и способом, которым можно продвигаться в приобретении
этого знания, коим является разум. В активном его значении разум
рассматривается, в первую очередь, как сила, которая позволяет различать
добро и зло, определить степени дозволенного и запрещенного, понимать и
Похожие диссертационные работы по специальности «История философии», 09.00.03 шифр ВАК
Социальная антропология исмаилизма2018 год, кандидат наук Мирасанов Мирасан Ватаншоевич
МЕТАФИЗИКА АРИСТОТЕЛЯ И НАСИРА ХУСРАВА (СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ)2016 год, кандидат наук Норбоев Юсуфджон Мардонкулович
Сравнительный анализ антропологии Носира Хусрава и Джалаледдина Руми2020 год, доктор наук Карамхудоев Шукрат Худоназарбекович
Эгоизм и альтруизм в этическом учении Насир ад-Дина ат-Туси (на материале трактата "Насирова этика")2018 год, кандидат наук Саидова Гулхумор Зинатовна
Сопоставительный анализ религиозно-философских идей Носира Хусрава и Джалаледдина Руми2009 год, кандидат философских наук Карамхудоев, Шукрат Худоназарбекович
Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Бандалиева Шодигул Нуралиевна, 2018 год
Библиография
I. Источники а) на русском и таджикском языках
1. Аристотель. Никомахова этика. М.: ЭКСМО-Пресс, 1997. - 368 с.
2. Аристотель. Сочинения: В 4-х т. Т. 4 / Пер. с древнегреч. Общ. ред. А. И. Доватура. - М.: Мысль, 1983. - 830 с.
3. Аристотель. О душе// Сочинения. Т.1. - М.: 1976. - 347с..
4. Насир Хусрав. Разрешение и спасение. Перев. с перс., предисл. и коммент. М.Махшулова. Душанбе, 2016
5. Насир Хусрав. Сафарнамэ: книга путешествий. Пер. и вступит. Статья Е.Э.Бертельса. - М.-Л.: Academia, 1933. - 210 с.
6. Насир Хусрав. Трапеза братьев. Перев. с перс., предисл. и коммент. М.Махшулова. Душанбе, 2017.
7. Носир Хисроу. Избранное. - Сталинабад, 1954. - 200 с.
8. Носир Хусрав. Стрела времени. - Душанбе, 1991. - 46 с.
9. Носири Хусрав. Гулчине аз девони ашъор (Отрывки из Дивана стихов). Сост. и автор предисл. К.Айни. - Сталинабад, 1957 (на тадж. яз). - 179 с.
10. Носири Хусрав. Девони ашъор (Диван стихов). Т.1. - Душанбе, 2009 (на тадж. яз). - 639 с.
11. Носири Хусрав. Девони ашъор (Диван стихов). T.II. - Душанбе, 2009 (на тадж. яз). - 645 с.
12. Носири Хусрав. Зад ул-мусафирин (Припасы путников). Перевод с таджикского (персидского), вступит. статья и коммент. М.Диноршоева. -Душанбе, 2005. - 635 с.
13. Носири Хусрав. Зод-ул-мусофирин (Припасы путников). - Душанбе, 2010 (на тадж. яз). - 511 с.
14. Носири Хусрав. Куллиёт (Сборник произведений). Т.1. - Душанбе, 1991 (на тадж. яз). - 638 с.
15. Носири Хусрав. Куллиёт. Девони ашъор (Сборник произведений. Диван стихов). Т.1. - Душанбе, 2003 (на тадж. яз). - 955 с.
16. Носири Хусрав. Куллиёт. Осори фалсафи (Философское наследие) Т.3. -Душанбе, 2003 (на тадж. яз). - 352 с.
17. Носири Хусрав. Куллиёт. Осори фалсафи ва дини (Философское и религиозное наследие). Т.2. - Душанбе, 2003 (на тадж. яз). - 944 с.
18. Носири Хусрав. Сафарнома. - Душанбе, 1970 (на тадж. яз). - 118 с.
19. Носири Хусрав. Сафарнома. - Худжанд, 2003 (на тадж. яз). - 227 с.
20. Носири Хусрав. Хон-ул-ихвон (Трапеза братьев). - Душанбе, 2012 (на тадж. яз). - 118 с.
21. Носири Хусрав. Чомеъ-ул-хикматайн (Свод двух мудростей). - Душанбе, 2012 (на тадж. яз). - 118 с.
22. Носири Хусрави Кубодиёни. Ваджхи дин (Лик веры). - Душанбе, 2002 (на тадж. яз). - 381 с.
23. Платон. Сочинения в четырех томах. Т. 2 / Под общ. ред. А. Ф. Лосева и В. Ф. Асмуса; Пер. с древнегреч. — СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та: «Изд-во Олега Абыш- ко», 2007. - 626 с.
24. Платон. Сочинения в четырех томах. Т. 3. Ч. 1 / Под общ. ред. А. Ф. Лосева и В. Ф. Асмуса; Пер. с древнегреч. — СПб.: Изд-во С.-Петерб. унта; «Изд-во Олега Абышко», 2007. - 752 с.
II. Исследования и справочные издания
а) на русском и таджикском языках
25. Арабзода Н. Исмаилитская философия Носири Хусрава. - Душанбе, 1997. - 307 с.
26. Арабзода Н. Мир идей и размышлений Носира Хусрава. - Душанбе, 2003. - 262 с.
27. Асмус В.Ф. Античная философия. - М.: Высшая школа, 1976. - 543 с.
28. Ашуров Г. Философские взгляды Носири Хусрава. - Душанбе, 1965.-113с.
29. Бартольд В.В. Ислам // Соч. Т.6. - М.: Наука, 1966. - 760 с.
30. Беляев Е.А. Арабы, ислам и арабский халифат в раннее средневековье. -М.: Наука, 1966. - 342 с.
31. Бекзода К. Шуубия:дессиденты средневекового ислама. Душанбе. 2017. 342с.
32. Бердяев Н. О назначении человека. Опыт парадоксальной этики. Париж: Изд.-во «Современныя записки», 1931. - 320 с.
33. Бертельс Е.Э. Насир-и Хосров и исмаилизм. - М.: Изд. вост. лит. 1959. -289 с.
34. Богомолов А. С. Античная философия. - М., 1985. 2 изд. М.: Высш. шк. 2006. - 390 с.
35. Богоутдинов А.М. Избранные произведения. -Душанбе, 1980. - 412с.
36. Бузург-зода Л. Носир Хисроу. Избранное. Душанбе, 1954.
37. Бандалиева. Ш. Сопоставление философской этики Насира наука Горно-Бадахшанской автономной области: вчера, сегодня и завтра». Хорог, 2005. С. 125- 129 (на тадж. яз.).
38. Бандалиева Ш. Сравнительное изучение философско-этических и социальных воззрений Аристотеля и Насира Хусрава. Известия Академии наук Республики Таджикистан, Душанбе, 2017. №2017, стр. 45-50.
39. Сопоставление Насира Хусрава с этическим учением му'тазилизма // Сборник статьей республиканского симпозиума «Экономика и наука Горно-Бадахшанской автономной области: вчера, сегодня и завтра». Хорог, 2005. С. 125- 129 (на тадж. яз.).
150
40. Григорян С.Н. Средневековая философия народов Ближнего и Среднего Востока. - М.: Наука, 1966. - 352 с.
41. Грюнебаум Г.Э. Классический ислам. - М.: Наука, 1985. - 215 с.
42. Гусейнов А.А. История этических учений. -М.: Гардарики, 2003.- 911с.
43. Гусейнов А.А. и Апресян Р.Г. Этика: Учебник.- М.: Гардарики, 2000. -472 с.
44. Давыдов Ю.Н. Этика любви и метафизика своеволия. - М.: Мол. Гвардия, 1989. - 320 с.
45. Дафтари Ф. Исмоилиён: таърих ва акоид (Исмаилиты: история и взгляды) / Пер.с англ. на тадж. яз. А.Мамадназарова. - М.: Ладомир, 1999. - 947 с.
46. Дафтари Ф. Краткая история исмаилизма/ Пер. с англ. Додыхудоевой Л.Р. и Додыхудоевой Л.Н. - М.: Ладомир, 2003. - 274 с.
47. Дафтари Ф. Легенда об ассассинах. Мифы об исмаилитах/ Пер. с англ. Додыхудоевой Л.Р. - М. 2009. -212 с.
48. Дафтари Ф. Традиция исмаилизма в средние века/ Пер. с анг. Оджиевой З. - М.: Ладомир, 2003. -319 с 91.
49. Джонбобоев С. Исмаилитская идея истории в контексте всеобщей философии истории. В кн.: Русские ученые об исмаилизме. СПб. 2014.С.74-93.
50. 1 Джонбобоев С. Путешествие Хакима Насира Хусрава к городам, где царствует мир и справедливость. Предисловие к кн.: Насир Хусрав. Сафарнамэ (Книга путешествия Душанбе).. 2014 (на тадж.яз.).С. 15.
51. Джонбобоев С. Культурно-философские аспекты мусульманско-христианского взаимодействия в ходе совместной истории. В кн.: Душанбинский альманах. Взаимоотношение религиозных и культурных традиции. Вып. 2. Москва. 2017. 580 с. С. 49-69
52. Диноршоев М. Компендиум философии Ибн Сины. - Душанбе, -2010. -340 с.
53. Диноршоев М. Натурфилософия Ибн Сины. - Душанбе, 1985. - 255 с.
54. Диноршоев М. Философия Насириддина Туси. - Душанбе, 2012. - 156 с.
55. Диноршоева З.М. Гражданская философия аль-Фараби. - Душанбе, - 2006. -321 с.
56. Диноршоева З.М. Мухаммад аль-Газали и его отношение к философии. -Душанбе, 2002. - 159 с.
57. Докинз Р. Эгоистичный ген. М.: Мир, 1993. 376 с.
58. Додихудоев Х. Исмоилия ва озодандешии Шарк. -Душанбе, 1989. - 285 с.
59. Додихудоев Х. Очерки философии исмаилизма. -Душанбе, 1976. -143 с.
60. Додихудоев Х. Философия крестьянского бунта. -Душанбе, 1987. -430с.
61. Додихудоев Х. Философский исмаилизм -Душанбе, 2014. -485 с.
62. Додыхудоева Л.Р., Рейснер М.Л. Поэтический язык как средство проповеди: концепция «Благого Слова» в творчестве Насира Хусрава. М.: Наталис, 2007. - 381 с.
63. Дубко Е. Л., Титов В. А. Идеал, справедливость, счастье. М.: Изд-во МГУ, 1989. - 191 с..
64. Идибеков Н. Этика Насириддина Туси в свете его теории свободы воли. -Душанбе, 1987. - 90 с.
65. История этических учений. Учебник для вузов / Под ред. А. А. Гусейнова. - М.: Академический проект; Трикста, 2015.- С.357;
66. Игнатенко А.А. В поисках счастья: (Общественно-политические воззрения арабо-исламских философов средневековья). М.: Мысль, 1989. - 255 с.
67. Кашин В.В. Учение Гегеля о нравственности. Вестник Оренбургского Университета. 7. 2005. С.29. http://vestnik.osu.rU/2005_7/5.pdf
68. Зиёев Х.М. Мировоззрение Бахоуддина Валада. -Душанбе, 1992.-114 с.
69. Зиёев Х.М. Суфийский орден мавлавия. - Душанбе, 2007. -275 с.
70. Зиёев И. Проблема человека в философии Мухаммада Икбала. Душанбе,
1998. -115 с.
71. Иванов В.Г. История этики древнего мира. - СПб, 1997.- 224 с.
72. Идибеков Н. Этика Насириддина Туси в свете его теории свободы воли. -Душанбе, 1987. - 90 с.
73. Исламская цивилизация в глобализирующемся мире./ По материалам конференции. / Отв. ред. - В.Г. Хорос. - М.: ИМЭМО РАН, 2011. - 336 с.
74. История Востока. Восток в средние века. - М.: Восточная литература,
1999. Т.П. - 716 с.
75. История восточной философии. Уч. пособие/Отв. ред. М.Т. Степанянц. -М.: РАН Институт философии. - М., 1998. - 122 с.
76. История этических учений: Учебник/Под ред. А.А. Гусейнова. - М.: Академический проект; Трикста, 2015. - 879 с.
77. Карамхудоев Ш.Х. Сопоставительный анализ религиозно-философских идей Носира Хусрава и Джалаледдина Руми. Автореф. дисс. к. ф. н. -Душанбе, 2011. - 179 с.
78. Кирабаев Н.С. Социальная философия мусульманского Востока. - М.: УДЫ, 1987. - 174 с.
79. Кирабаев Н. С. Человек как философская проблема: Восток - Запад. М.: Изд-во УДН, 1991. - 279 с.
80. Комилов Р. Социально-утопические учения в истории таджикской философии XIII-XV вв. - Душанбе, 1993. - 117 с.
81. Лекторский В.А. Исторические типы рациональности / отв. ред. В.А. Лекторский. Т. 1. - М.: ИФ РАН, 1995. - 350 с.
82. Лосев А.Ф. Античная история философии. - СПб.: Алтейя, 2001. - 256 с.
83. Мамардашвили М.К. Классические и неклассические идеалы рациональности. М.: Азбука, 2010. - 288 с.
84. Маниёзов А., Шарипов Х. Хакими суханвар (Красноречивый мудрец). -Душанбе, 2003. - 224 с. (на тадж. яз.)
85. Махмаджанова М.Т. Этические взгляды Джалолуддина Руми. - Душанбе, 2001.-175 с.
86. Махмаджонова М.Т. Философия Джалолиддина Руми. - Душанбе: Дониш, 2007. - 97 с.
87. Мец А. Мусульманский ренессанс /пер. с нем. и предисл. Д.Е.Бертельса. -М.: ВиМ, 1996. - 536с.
88. Мирбобоев М.К. Этика Джалолиддина Давони. - Душанбе, 1992. - 138с.
89. Мораль и рациональность / Отв. ред., автор предисловия Р.Г.Апресян. М.: Институт философии, 1995. - 181 с.
90. Музаффари М. Введение в антропологию. - Душанбе, 1999. -127 с.
91. Муродова Т. Философия Носири Хусрава. Душанбе, 1993. - 84 с.
92. Мухаммедходжаев А. Гносеология суфизма. - Душанбе, 1990. - 112 с.
93. Мухаммедходжаев А. Идеология накшбандизма. -Душанбе, 1990.-112с.
94. Назариев Р.З. Аллегорическая интерпретация философско-теологических проблем в исмаилизме. - Душанбе, 2008. - 219 с.
95. Назариев Р.З. Социальная философия «Ихван ас-сафа» и Насира Хусрава (сравнительный анализ)». Душанбе, 2011. -350 с.
96. Насер А.Р. Универсализм и исламская концепция права и свобод человека. Дисс. к.ю.н. М., 1999. - 187с.
154
97. Наср С.Х. Философы ислама: Авиценна (Ибн Сина), ас-Сухраварди, Ибн Араби / Перевод с английского, предисловие и комментарии Р. Псху. — Языки славянской культуры: ООО «Садра», 2014. - 152 с.
98. Ниёзбеков Д.Т. Философия Абу Хатима ар-Рази и ранний исмаилизм. Душанбе, 2017. - 203 с.
99. Никитина В.Б. Некоторые особенности лирики Носири Хусрава. Дисс. к. филол. н. - М., 1955. - 24 с.
100. Носири Хусрав: Дируз. Имруз. Фардо. Nasir Khusraw. Yesterday. Today. Tomorrow. Ответ. ред. С.Ниезов и Р.Назариев. - Душанбе, 2003. - 680 с.
101. Об исмаилизме. - Сталинабад, 1943. - 46 с.
102. Олимов К. Мировоззрение Санои. - Душанбе, 1973. - 136 с.
103. Олимов К. Хорасанский суфизм. (Опыт историко-философского анализа). Душанбе, 1993. -285 с. Дубко Е. Л., Титов В. А. Идеал, справедливость, счастье. М.: Изд-во МГУ, 1989. - 191 с..
104. Пидром Латиф. Неоаристотелевские мысли Насира Хусрава. (Андешаи наварастуии Носири Хусрав// Nasir Khusraw. Yesterday, Today and Tomorrow. Khujand, 2005. P. 92.
105. Прозоров С.П. ал-Исмаъйлийа. Ислам. Энциклопедический словарь. М., Наука. 1991. С.110-114.
106. Рахимов М. Философия человека Абу Али ибн Сины (Авиценны). -Душанбе, 2005. - 332 с.
107. Рационалистическая традиция и современность. Ближний и Средний Восток. - М.: Наука, 1990. - 280 с.
108. Родионов М.А. Ислам классический. — СПб.: «Пе ред Петербургское Востоковедение», 2001. — 256 с.
109. Ролз Дж. Теория справедливости. - Новосибирск: НГУ, 1995. - 532 с.
110. Садыкова Н.Н. Философия Мирзо Абдулкодира Бедиля. Душанбе, 2007. -248 с.
111. Семенов А. А. Исмаилитская ода, посвященная воплощениям Алия-бога // Иран. - Л., 1929. - 24 с.
112. Семенова А. А. Из истории фатимидского Египта. - М.: Наука, 1974.- 264с.
113. Сергеев К. А., Слинин Я. А. Диалектика категориальных форм познания (Космос Аристотеля и наука нового времени). - Л.: ЛГУ, 1987. -169 с.
114. Серль Д. Рациональность в действии / пер. с англ. А. Колодия, Е. Румянцевой. - М.: Прогресс-традиция, 2004. - 336 с.
115. Смирнов А.В. Великий шейх суфизма (опыт парадигмального анализа философии Ибн Араби). - М.: Наука, 1993. - 327 с.
116. Средневековая арабская философия: проблемы и решения. - М: Восточная литература, 1998. - 527 с.
117. Степанянц М.Т. Восточная философия: Вводный курс. Избранные тексты. - М.: Восточная литература, 1997. - 503с.
118. Степанянц М.Т. Мусульманский мистицизм. - М.: Канон+, 2009. -272с.
119. Строева Л.В. Государство исмаилитов в Иране в Х1-Х111 вв. - М.: Наука, 1978. - 274 с..
120. Султонов У. Акидахои фалсафи, ичтимои ва ахлокии Абуали Сино (Философские, социальные и этические воззрения Абу Али Сина). -Душанбе, 1975. - 237 с. (на тадж. яз.).
121. Фильштинский И.М. История арабов и Халифата (750-1517 гг.). - М.: Муравей, 2001. - 352 с.
122. Фролова Е. А. Проблемы веры и знания в арабской философии. - М.: Наука, 1983.- 169 с.
123. Фролова Е.А. История средневековой арабо-мусульманской философии. Уч. пособие. - М.: ИФРАН, 1995. - 175 с.
124. Хазраткулов М. Тасаввуф. Душанбе, 1988. -124 с.
125. Хансбергер Э.К. Насир Хусрав. Рубин Бадахшана. Портрет персидского поэта, путешественника, философа. М.: Ладомир, 2005. - 290 с.
126. Целлер. Э. Очерк истории греч. философии. - М.: Канон, 1996.- 336 с.
127. Шаймухамбетова Г.Б. Арабоязычная философия средневековья и классическая традиция. - М.: Наука, 1979. - 152 с.
128. Шамолов А.А. Сравнительный анализ этики Абу Хамида Газали и Насириддина Туси. - Душанбе, 1994. - 180 с.
129. Шарипов Х. Рози чахон (Тайны мира). - Душанбе, 2004. - 352 с. (на тадж. яз.)
130. Шахнович М.М. Сад Эпикура: философия религии Эпикура и эпикурейская традиция в истории европейской культуры.— СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2002. — 284 с.
131. Шохуморов А. Концепция познания Носири Хусрава. Автореф. дисс. к.ф.н. - Душанбе, 1990. - 19 с.
132. Эдельман А. Носири Хусрау и его мировоззрение. Автореф. дисс. к. ф. н. -Сталинабад, 1955. - 24 с.
133. Эльчибеков К. Иерархия духовенства в исмаилизме и ее политическая роль. - Душанбе, 1977.
134. Этика: Энциклопедический словарь / Под ред. Р.Г. Апресяна и А.А.
Гусейнова. - М.: Гардарики, 2001. — 671 с.
б) на персидском и дари языках
^HA'jpjJ .^IjjjA^jjii^j^^j^j .^jjl&jj^ijUjS. .140
.^Yoy^jlj^j .^jlj&ll^j^^T^j^^l^j. jp^j .jj^i^j^lj .141
._A ^VA^ jlj^. jj^jjb^jj^AalxJAlb. .142
: ¿¡'je-' - jJ^'^j'y^ о.^д jJ^ : ^j^' .jj"i j^lj jl*" u'j^ .143
, 1378 [1999] 55555555u'j«j ^IjUajl .144 tAlTW 'u'j^^ . j^'"'J'^.145
.Jj^xjAi-A^VW'jj^uj .^jlx^l^Jl.lj^jj^ij^l'ySjjj .j^^jjjjjjjijl^jc .146
. ^ ^VV '_A^VVY jlj^j .147
AYo jlj^J .148
._& ^VV' jljgJ .^ilj^ijJJ^^J^i^l^jAllj . 'ja^A-n^ . ji^i ^jjl&j .149
_A^VVA jlj^j .jj"'ij^i'^ii''"jij A.i^j^j .150
^VoV^^*« .jj"<ij, ^.l'^J'nh .151
.1385 ^JjAjJ j ^'jjxl ^Ijl^jjl . J^iljljjj '^.П^д '^l.h^rt .152
Vn .jl^yUb .153
^^A.^^ .^"^'^VA' jlj^j 4i"la ¿¿jf .c^J^L)'!* .154
^VVA jlj^j . Y^k .^^jU^^un^jl^jjlj .155 V'A'YVA'jljgJ .^'lj^jj^j' . .156
. ^lkj'j jj^jji A-A^J . jl ^i',1 jj"i j^U JSJA^'IA .^i ^¿^ JJ^ .157
jtl^i J ^j^^ilj^ '^Lmub i^jljj^i jjjJl^i ^iljLla. .^iSlj JJ .158
J^lxwl ^A^J^X.^ aj'j jj'jjj A^^jp. [1999] jlj^j.^ljalAwl
^f» + X» '^LCLA^iI ^A^rnijx ^jl&xA lj ^JJJP .^J.^l
^.pvff) Al^ii ^jljx ^jljx .^^L^ .159
в) на европейских языках 160. An Antology of Philosophy in Persia. Oxford: Oxford University Press, 2001.p.
161. Adam Smith. The Theory of Moral Sentiments. Liberty Fund. Indianapolis, 1984. P. 401.
162. Browne E.G. Nasir Khusraw: Poet, Traveller, and Propagandist. JRAS, 1905
163. Corbin H. Nasir-i Khusrau and Iranian Ismailism. The Cambridge History of Iran: Volume 4, ed., R. N. Frye (Cambridge 1975), pp. 190;
164. Daftary F. The Isma'ilis: Their History and Doctrines, with a Foreword by Wilferd Madelung. Cambridge: Cambridge University Press, 1990. pp. 804.
165. Fakhry M.A.History of Islamic Philosophy. Second Edition. New York: Columbia University Press, 1983. pp. 472.
166. Fakhry M.A. Ethical theories in Islam. Leiden-New York-Koln, 1994. 127 pp.
167. CorbinH. Nasir-i Khusraw and Iranian Ismailism,' in The Cambridge History of Iran: Volume 4, ed., R. N. Frye (Cambridge 1975), pp. 190;
168. Hick John. An Interpretation of Religion. New Haven and London: Yale University Press, 2004, p. 118.
169. HunzaiG.A. The Concept of Pleasure propounded by Nasir Khusraw. Institute of Islamic Studies, McGill University. Montreal, 1993. - 133 p.
170. Ivanov V. Nasir Khusraw and Ismailism. Bombay, India: Thacker&Co., LTD., Rampart Raw, p. 13
171. Ivanow V.A. Nasir Khusraw and Ismailism. Ismaili Society series B, no. 5. Bombay, 1948. pp.79.
172. Ivanow V.A. Problems in Nasir Khusraw's biography. Bombay, 1956. pp. xiv+88.
173. Izutsu T. Ethico-Religious Concepts in the Quran. Montreal, McGill. University Press, 1966, pp. 284 pp.
174. Ivanow V.A. The Alleged Founder of Ismailism, Bombay, 1946. pp. xv+197.
175. Lewis Cf. B. The orgins of Isma'ilism: A Study of the Historical Background of the Fatimid Califate, Cambridge, 1940, pp.114.
176. Maududi S.A. Ethical viewpoint of Islam. K. Ahmad (trans.), 7th edn, Lahore, Islamic Publications, 1991, pp. 57.
177. Nasir Khusraw. Knowledge and liberation (A Treatise on Philosophical Theology) A New Edition and English Translation of the Gushayish wa Rahayish by Faquir M. Hunzai, with an Introduction and Commentary by Parviz Morewedge, -London. 1998. Pp. ix + 132 +92
178. Nasr S.H. Isma'ili contributions to Islamic Culture. Tehran, 1398/1977. pp. xii+265;
179. Nasr, S. H. and Aminrazavi M. An Anthology of Philosophy in Persia. Oxford: Oxford University Press, 2001. pp. 201-279.
180. Taylor, C., Nicomachean Ethics, Books II-IV, Translated with an introduction and commentary, Oxford: Oxford University Press, 2006.
181. Woods, M., Eudemian Ethics Books I, II, and VIII, Second Edition, Edited, and translated with a commentary, Oxford: Oxford University Press, 1992. III. Материалы из Интернета:
182. Корбэн А. История исламской философии. http://islamology.ru. Дата обращения12. 07. 2016.
183. Мораль. Новейший философский словарь. https://www.e-reading.club/chapter.php/149350/778/Gricanov -
Noveiishiii filosofskiii slovar%27.html; 6.21.2018.
184. Haybron D. M. Happiness// Stanford Encyclopedia of Philosophy: http://plato.stanford.edu/ дата обращения 17.06.2017
185. https://iphlib.ru/greenstone3/library/collection/newphilenc/document/HASH01 5cc06b35a444828ea5d95c дата обращения 10.09.2017
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.