Нотные рукописи А.К. Глазунова: Опыт текстологического исследования тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 17.00.02, кандидат искусствоведения Фатыхова, Эльвира Анатольевна

  • Фатыхова, Эльвира Анатольевна
  • кандидат искусствоведениякандидат искусствоведения
  • 2004, Санкт-Петербург
  • Специальность ВАК РФ17.00.02
  • Количество страниц 329
Фатыхова, Эльвира Анатольевна. Нотные рукописи А.К. Глазунова: Опыт текстологического исследования: дис. кандидат искусствоведения: 17.00.02 - Музыкальное искусство. Санкт-Петербург. 2004. 329 с.

Оглавление диссертации кандидат искусствоведения Фатыхова, Эльвира Анатольевна

Введение

Глава 1. Проблемы терминологии, типологии и датировки нотных рукописей

1.1. Общие проблемы отечественной текстологии

1.2. Отечественная музыкальная текстология в XX веке

Глава 2. Методы текстологического изучения нотных рукописей А.К.Глазунова

2.1. Исторические методы исследования

2.2. Типологические методы исследования

2.3. Палеографические методы исследования

Глава 3. Нотные рукописи А. К. Глазунова: текстологическое описание

3.1. Рукописи раннего периода творчества (1875-1884)

3.2. Рукописи периода творческих исканий (1885-1895)

3.3. Рукописи зрелого периода творчества (1896-1907)

3.4. Рукописи позднего периода творчества (1910-1932)

Глава 4. Отражение творческого процесса в нотных рукописях

А. К. Глазунова

4.1. Особенности графики, атрибуции и датировки

4.2. Наблюдения за творческим процессом в предварительных текстах

4.3. Методы работы в предварительных текстах в годы ученичества и 214 творческой зрелости

4.4. Методы работы в окончательных текстах

4.5. Учебные работы как тип рукописей

4.6. Методы работы над переложениями и обработками произведений 222 других авторов

4.7. О творческой работе композитора

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Музыкальное искусство», 17.00.02 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Нотные рукописи А.К. Глазунова: Опыт текстологического исследования»

Наследие Александра Константиновича Глазунова - выдающегося русского композитора (1865-1936), хранителя и продолжателя традиций русской классической композиторской школы, крупнейшего педагога и музыкально-общественного деятеля, ректора Санкт-Петербургской-Ленинградской консерватории (1905-1928) составляет неотъемлемую часть русской музыкальной культуры конца XIX - первой трети XX вв. Однако, творчество А. К. Глазунова в целом и его рукописи в частности изучены не достаточно. По прошествии уже целого столетия со времени создания композитором выдающихся произведений назрела необходимость формирования нового отношения к творчеству Глазунова. Огромное количество рукописей Глазунова рассредоточено по различным архивам как в России, так и за рубежом. Документы Глазунова хранятся в Институте русской литературы Российской Академии Наук (Пушкинский дом, Петербург), Центральном государственном литературном архиве (Москва), Государственном центральном музее музыкальной культуры им. М. И. Глинки (Москва), Доме-музее П. И. Чайковского (Клин), Российской Государственной библиотеке (Москва), Санкт-Петербургском Государственном музее театрального и музыкального искусства, Государственном музее им. А. Н Скрябина (Москва), Отделе музыки Музея литературы и искусства Академии наук Армении (Ереван), Государственном музее им. А. Бахрушина (Москва), Российском институте истории искусств (Петербург), Отделе рукописей Российской Национальной Библиотеки, Отделе рукописей Санкт-Петербургской государственной консерватории им. Н. А. Римского-Корсакова. В декабре 2002 г. Музей театрального и музыкального искусства в Петербурге принял на хранение архивы композитора из Мюнхена — документы и материалы, относящиеся к зарубежному периоду жизни композитора.

Проблема изучения рукописного наследия А. К. Глазунова сегодня стоит весьма остро. К началу XXI столетия музыкальная наука встала перед фактом крайне малой изученности всего творческого наследия композитора. Исследование творчества Глазунова началось еще при его жизни. Выделим работы Ю. Д. Энгеля «Глазунов как симфонист» (РМГ, СПб., 1907, № 5/6, стлб. 175.); очерки А. В. Оссовского «А. К. Глазунов» (СПб., изд. «Концерты А. Зилоти», 1907 г.), «М. П. Беляев и основанное им музыкальное дело» (СПб., 1910); полемическая статья Игоря Глебова (Б. В. Асафьев) «О Глазунове, «Царе Иудейском» и о том недоумении, что вызывает в нас глазуновское творчество» (Музыка. СПб., 1915, № 207); первый том биографии композитора В. М. Беляева «А. К. Глазунов. Материалы к его биографии» (Пб. 1922.); исследование Б. В. Асафьева «Глазунов. (Опыт характеристики)» (JI., 1924 г.), где автор попытался пересмотреть свои позиции и по достоинству оценить творчество композитора. Перечисленные работы заложили основу отечественного глазунововедения, но, конечно же, не раскрыли всех проблем, связанных с жизнью и творческой деятельностью композитора.

Разнонаправленное обращение исследователей ' к рукописному наследию Глазунова было осуществлено в конце 50-х - начале 60-х годов XX века. Работа, проведенная учеными и музыкантами в этом направлении, положила начало системному изучению творческого наследия композитора. В эти годы в свет вышли труды М. А. Ганиной: сборник «А. К. Глазунов. Письма, статьи, воспоминания» (М., 1958), монография «А. К. Глазунов. Жизнь и творчество» (JI., 1961). Издание двух томов «Музыкальное наследие. Глазунов» (Л., 1959-1960), предпринятое РИИИ, ставило своей задачей публикацию воспоминаний современников, эпистолярного наследия, ряда документов, исследований творчества, первого относительно полного хронологического списка сочинений Глазунова. Это, в свою очередь, способствовало освещению наиболее существенных сторон жизни и творчества композитора, созданию условий для появления последующих трудов, посвященных ему. Указанные издания продолжили и расширили проблематику трудов, начатую еще при жизни крупнейшего русского классика.

Собрание нотных автографов Глазунова в Отделе рукописей Петербургской консерватории - одно из самых значительных по количеству и художественно-исторической значимости. Здесь хранятся 148 нотных автографов А. К. Глазунова различных жанров и форм. Это самые разнообразные виды автографов композитора: короткие нотные записи, представляющие собой наброски и эскизы; рукописи, запечатлевшие многочисленные пути композиторских поисков и сомнений; небольшие фрагменты и отрывки сочинений, волею судьбы оказавшиеся отделенными от целых рукописей, хранящихся в других архивах, завершенные и окончательно оформленные произведения, предназначенные для издательства или исполнения. Наряду с известными и репертуарными сочинениями, в собрание входят рукописи малоизвестных или совсем неизвестных произведений, а также автографы без названия сочинения и даты создания. Обилие и разнообразие нотных рукописей, хранящихся в Отделе рукописей консерватории, позволяют составить достаточно полную картину творчества Глазунова, начиная с самых ранних творческих опытов, относящихся к 1875-1876 гг., до сочинений позднего периода 1930-х гг., охватывающих все жанры, в которых работал композитор.

Основная проблема настоящего диссертационного исследования заключается в описании и изучении значительной по объему рукописной коллекции, представленной самыми разнообразными документами. Помимо названного числа нотных автографов, рукописный фонд Глазунова в Консерватории содержит около 170 писем и открыток композитора ко множеству адресатов. Малоизученными на сегодняшний день являются документы, связанные с Консерваторией и Беляевским Попечительным советом. Неизвестной частью автографов, за некоторым исключением, являются адресованные композитору письма и документы, пополняющие сведения о его жизни и деятельности, взаимоотношениях с современниками, мировоззрении. Неописанными на сегодняшний день остаются также и дарственные надписи. Сотрудниками Отдела рукописей консерватории постоянно ведется работа по выявлению и приобретению печатных нотных изданий и фотографий с дарственными надписями Глазунова.

Начало формирования собрания автографов А. К. Глазунова в Отделе рукописей Петербургской консерватории, по свидетельству А. С. Ляпуновой1, относится ко времени передачи в консерваторию материалов из архива Беляевского Попечительного совета, который прекратил свою деятельность в 1918 г. В нотном собрании эти материалы представлены преимущественно набросками и законченными произведениями первых лет творчества Глазунова. В 1936 г. после кончины композитора весь его личный архив из квартиры на Казанской улице также был перевезен на хранение в консерваторию. Обработка рукописей Глазунова, составление библиографического каталога были начаты сразу после получения консерваторией домашнего архива композитора в марте 1936 г. сотрудником Рукописного отдела А. С. Ляпуновой. Самая ранняя дата в каталожных карточках - март 1936, самая поздняя запись, сделанная Ляпуновой — апрель 1939 г. Первые записи в Инвентарной книге о регистрации рукописей Глазунова датируются июлем 1937 г. В 1939 г. по распоряжению вдовы композитора О. Н. Глазуновой в Публичную библиотеку имени М. Е. Салтыкова-Щедрина (ныне - РНБ) была передана большая часть этого архива . В своем заявлении от 20 февраля 1939 г., копия которого находится в ОР СПбГК, О. Н. Глазунова пишет: «Настоящим заявляю, что я передаю безвозмездно в собственность Государственной Публичной Библиотеки им.

1 Ляпунова А. С. Музыкальный архив Ленинградской консерватории. Рукопись статьи. 1940. РНБ. Ф. 1141, оп. 1,ед.хр. 145

2 Начало формирования фонда Глазунова в Императорской публичной библиотеке относится к 1886 г., когда В. В. Стасов собирал рукописи для нового Рукописного отдела. Об этом Глазунов писал М. П. Беляеву 14 июня [1886]: «.Остальные свои сочинения передал на хранение Стасову в библиотеку» // Глазунов А. К. Письма, статьи, воспоминания. С. 71.

Салтыкова-Щедрина в Ленинграде в ее архив, где хранятся рукописи других великих русских композиторов, принадлежащие мне, как утвержденной советскими органами наследнице прав покойного мужа моего композитора Алек. Конст. Глазунова, находившиеся в его квартире в Ленинграде эпистолярный его архив и некоторые музыкальные его рукописи с тем, что по возвращении моем часть передаваемых настоящим заявлением материалов была бы возвращена Публичной Библиотекой, если бы это понадобилось для устройства музея имени моего покойного мужа»3.

В результате мы можем предположить, что в консерватории остались те нотные рукописи и письма, которые А. С. Ляпунова успела зарегистрировать. Неописанная часть архива композитора из квартиры на Казанской улице была перевезена в Публичную библиотеку. Кроме того, существование коллекции именно в данном виде объяснимо и другой закономерной причиной: Консерватория как учреждение, связанное с долгими годами работы в ней композитора, стала естественным хранилищем его документов.

В последующие годы фонд Глазунова в консерватории пополнялся в основном письмами и печатными изданиями сочинений с дарственными надписями автора. Единственный же нотный автограф - романс «Красавица» - поступил в Отдел рукописей консерватории в 1986 г. Это копия романса, сочиненного Глазуновым в 1890 г. Она была сделана автором в Париже 3 февраля 1932 г. для Елены Алексеевны Садовень - известной в то время певицы, выпускницы Петербургской консерватории.

На сегодняшний день нотная часть собрания Глазунова практически не изучена. В связи с этим возникает необходимость уточнения дат создания автографов, идентификации неизвестных рукописей, не имеющих авторского названия, установления времени написания недатированных рукописей, введения в научный обиход терминологического аппарата для типологизации всех нотных автографов, входящих в собрание.

3 Этот документ хранится в разделе актов передачи и приемки ОР СПбГК.

Данную работу мы рассматриваем как этап на долгом и трудном пути изучения рукописей Глазунова, потому что вслед за предпринятым нами описанием должно следовать тщательное рассмотрение каждого отдельного типа рукописей, рукописей одного периода, одного жанра, которое может в полной мере дать ответ на многие вопросы относительно творчества Глазунова.

Задачи комплексного изучения и описания рукописей определили различные методы исследования, применяемые в истории, литературоведении, источниковедении, текстологии, музыковедении. Это исторические, типологические и палеографические методы исследований.

Структура настоящей работы подчинена основной задаче - изучению, описанию, хронологизации, атрибуции всех нотных рукописей, составляющих собрание Глазунова в консерватории. Обобщению теоретического опыта текстологов как в литературе, так и в музыке, формирование на основе этого собственного представления о методах исследования композиторского рукописного фонда посвящены первая и вторая главы диссертации. В главе 1 «Проблемы терминологии, типологии и датировки нотных рукописей» анализируется состояние отечественной музыковедческой текстологии. В главе 2 «Методы текстологического изучения нотных рукописей А. К. Глазунова» предлагается, выработанная в результате длительного поиска, схема исследования нотных рукописей, а также типологическая система с разработанным терминологическим аппаратом применительно к автографам Глазунова. В главе 3 «Нотные рукописи А. К. Глазунова: текстологическое описание» анализируются как отдельные рукописи, так и в целом собрание Глазунова. Детальная работа с каждым автографом позволила с одной стороны уточнить некоторые аспекты композиторской работы, с другой - выявить на основании документов эволюционный характер творчества Глазунова. Наблюдения за композиторской работой отражены в главе 4 диссертации «Отражение творческого процесса в нотных рукописях А. К. Глазунова». Описание рукописей дополнено факсимильным воспроизведением некоторых документов, иллюстрирующих методы исследования. Заключение резюмирует содержание всей диссертации. В Приложениях даны факсимиле^ автографа Сонаты e-moll ор. 75 для фортепиано и «Указатель нотные/А. К. Глазунова».

Похожие диссертационные работы по специальности «Музыкальное искусство», 17.00.02 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Музыкальное искусство», Фатыхова, Эльвира Анатольевна

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Подводя итог проделанной работы, отметим наиболее важные моменты, которые удалось выделить в процессе исследования. Нами были рассмотрены и классифицированы все нотные рукописи, входящие в собрание А. К. Глазунова в консерватории, уточнен их количественный и жанровый состав. Идентификация рукописей привела к тому, что в диссертационное исследование и список автографов Глазунова в целом не были включены те документы, которые собственно автографами не являются, или атрибутированы нами как авторизованные копии. Изучению этой части собрания, по нашему представлению, должна быть посвящена самостоятельная работа.

Помимо этого, одним из основных итогов исследования является атрибуция рукописей, не имевших до сих пор названия и считавшихся неизвестными произведениями или причислявшихся к другим произведениям. Это позволило изменить картину в соотношении автографов того или иного жанра, периодов творчества и их принадлежности к сочинениям композитора. Уточнение и изменение сделанных ранее датировок рукописей, установление дат создания недатированных автографов привело к определенным изменениям в хронологии творчества композитора. Это, в свою очередь, открыло перспективы для корректировки общепринятой периодизации творчества Глазунова, что и было нами сделано. В основе своей предложенная периодизация является'результатом комплексного изучения нотных автографов.

Для решения основной задачи исследования была предложена разработанная нами система описания автографов, сформулирован терминологический аппарат, который применялся для классификации документов. В результате классификации нотных рукописей собрания все документы получили научное освещение, а ранее неизвестные введены в научный обиход.

Для прояснения некоторых сложных ситуаций, связанных с артибуцией и датировкой рукописей нами были привлечены материалы других архивных фондов, таких как ЦМБ, Отдел рукописей РНБ. Это позволило избежать вероятных ошибок в атрибуции, датировке, установлении этапности при работе над определенным произведением. Кроме того, сравнение документов консерваторского собрания с материалами других архивов помогло систематизации данных относительно творчества композитора в целом.

В заключительной главе диссертации нами были обобщены сведения о творческой работе Глазунова, полученные в результате исследования. Наблюдения, проведенные в рамках одного собрания, хотя во многом и исключали возможность проследить работу композитора в рамках одного произведения от начала до конца, от первоначального замысла до законченного сочинения, тем не менее, позволили наметить некоторые, наиболее очевидные тенденции в творческом методе и творческом процессе Глазунова. В свою очередь, решение одних проблем стало причиной формирования проблем новых, которые могут быть раскрыты на материале не одного собрания, но максимально всех сохранившихся рукописей Глазунова, документов композитора из других архивов.

Таким образом, рассмотренные и проанализированные нотные рукописи А. К. Глазунова из собрания в Консерватории позволяют нам сделать еще один шаг на пути постижения творчества нашего великого соотечественника. Непонятость, а вслед за этим и замалчивание его музыки, породившие с годами определенное пренебрежение к сочинениям композитора, привели к формированию у целого поколения, а может и нескольких, мнения о Глазунове, как о композиторе, слабо выразившему веяния и дух своей эпохи, способному лишь к созерцательному отражению мира. Келдыш называет положение музыкального наследия композитора в контексте русской музыкальной культуры трагедией, случившейся в силу как объективных причин, обусловленных самой глазуновской эпохой, так и субъективных. «Трагедия Глазунова, - пишет автор, - в исторической межеумочности его положения. Творчество его ограничено пределами сравнительно узкой исторической полосы, пролегающей между двумя периодами высокого общественного подъема, давшего богатые и мощные стимулы развитию всех сторон культурной жизни. Переступить границу этой полосы Глазунов не в состоянии»'. Такое утверждение не кажется нам бесспорным. Для всесторонней и всеобъемлющей оценки творчества композитора, на наш взгляд, сделано еще не достаточно: рукописное наследие, рассредоточенное по разным хранилищам, не изучено, музыка исполняется редко, личность Глазунова, его деяния как музыкально-общественного деятеля забыты. Анализируя аналогичную ситуацию с творческим наследием М. А. Балакирева, Т. А. Зайцева в своей книге «Милий Алексеевич Балакирев: Истоки» объясняет феномен невостребованности музыки крупнейшего русского классика следующим: «Истории музыки известно немало случаев, когда те или иные аспекты творчества художника были не расслышаны, не поняты современниками, а потому оценивались отрицательно. При этом некоторое время спустя те же качества с иных позиций характеризовались как новаторские. Так было с операми Мусоргского, симфониями Малера. Не возникла ли подобная ситуация с музыкой Балакирева?»2.

Этот вопрос может быть задан и по отношению к творческому наследию Глазунова.

1 Келдыш Ю. В. Глазунов-симфонист // Очерки и исследования по истории русской музыки. С. 219.

2 Зайцева Т. А. М. А. Балакирев: Истоки. СПб., 2000. С. 325.

Список литературы диссертационного исследования кандидат искусствоведения Фатыхова, Эльвира Анатольевна, 2004 год

1. Абрамовский Г. К. Библиография в помощь научной работе музыковеда: Методическая разработка. Л.: ЛОЛГК, 1989.

2. Абрамовский Г. К. Прелюдия-кантата А. Глазунова, сочиненная к 50-летию . Петербургской консерватории // Петербургский музыкальный архив. СПБ., 1997. Вып. 1. С. 148-153.

3. Автографы А. К. Глазунова в фондах Государственного центрального музея музыкальной культуры им. М. И. Глинки: Каталог-справочник. М.: Сов. композитор, 1968.

4. Автографы П. И. Чайковского в архиве Дома-музея в Клину: Справочник / Гос. Дом-музей П. И. Чайковского. М.; Л.: Музиздат, 1950. Вып. 1.

5. Антипов В. И. Проблемы музыкального источниковедения: На материале творческого наследия М. П. Мусоргского: Автореф. дис. канд. искусствоведения. М.: РИИ, 1992.

6. Антипов В. И. Произведения Мусоргского по автографам и другим первоисточникам. Аннотированный указатель // Наследие М. П. Мусоргского: Сб. материалов/ Сост. Е. Левашев. М.: Музыка, 1989. С. 63-190.

7. Арановский М. Г. Музыкальный текст. Структура и свойства/ Гос. Институт искусствознания. М.: Композитор, 1998.

8. Асафьев Б. В. Глазунов: Опыт характеристики // Асафьев Б. В. Избр. труды. М.: Изд-во АН СССР, 1954. Т.2. С. 225-269.

9. Асафьев Б. В. Из моих бесед с Глазуновым (К десятилетию со дня его кончины) // Асафьев Б. В. Избр. труды. М.: Изд-во АН СССР, 1954. Т. 2. С. 208-224.

10. Асафьев Б. В. Наш долг // Прошлое русской музыки. Мат. и иссл. Вып. 1: П. И. Чайковский. Пг.: Огни, 1920. С. 7-14.

11. Беляев В. М. Александр Константинович Глазунов: Материалы к его биографии. Петербург: Гос. Филармония, 1922. Т 1: Жизнь. Ч. 1.

12. Беляев В. М. Две редакции «Бориса Годунова» // Мусоргский. Статьи и исследования. Вып. 1: «Борис Годунов». М.: Музгиз, 1930. С. 39-69.

13. Берков В. О. Из истории создания «Руслана и Людмилы», (первоначальный план оперы) // Берков В. О. Избранные статьи и исследования. М.: Сов. композитор, 1977. С. 310-331. .

14. Берков В. О. Материалы и заметки о художественных воззрениях Глинки // Берков В. О. Избранные статьи и исследования. М.: Сов. композитор, 1977. С. 332-344.

15. Берков П. Н. Проблемы современной текстологии // Вопросы литературы. 1963. № 12. С.78-95.

16. Бетховен, Людвиг ван. Московская тетрадь эскизов за 1825 год: Факсимиле/ Исследование, расшифровка и комментарии Е. В. Вязковой. М.: РАМ им. Гнесиных, 1995.

17. Благой Д. Д. Отчет о работе редактора XIV тома академического ёздания Пушкина. // Пушкин. Временник Пушкинской комиссии. М.; Л.: АН СССР, 1936. Т.1. С. 368-377.

18. Блескина О. Н. Автограф Гете в Петербургской консерватории // Петербургский музыкальный архив: Сб. статей и материалов/ СПбГК. СПб., 1999. Вып. 3.-С. 16-21.

19. Блок В. М. Метод творческой работы С. Прокофьева. М.: Музыка, 1979.

20. Блок В. М. На пути к «Патетической» // Советская музыка. 1970. № 9. С. 78-80.

21. Богатырев С. С. О первоначальной редакции Второй симфонии П. И. Чайковского // Богатырев С. С. Исследования. Статьи. Воспоминания. М.: Сов. композитор, 1972. С. 144-158.

22. Бонди. С. М Черновики Пушкина. Статьи 1930-1970 гг. М: Просвещение, 1971.

23. Бочкарева О. А. Сибелиус и Глазунов: к проблеме стилистики модерна в музыке // Глазуновский сборник: Сб. науч. материалов/ Петрозаводская гос. консерватория. Сост О. А. Бочкарева, Н. П. Хилько. Петрозаводск, 2002. С. 14-28.

24. Вайдман П. Е. А. К. Глазунов и П. И. Чайковский (по материалам Дома-музея Чайковского в Клину) // Мифы и миры Александра Глазунова: Сб. науч. ст./ СПбГК. Сост. 3. М. Гусейнова, Э. А. Фатыхова. СПб, 2002. С. 95-113.

25. Вайдман П. Е. Архив П. И. Чайковского: Текстологические и биографические исследования (творчество и жизнь): Науч. докл. д-ра искусствоведения/ ГИИ. М., 2000.

26. Вайдман П. Е. Биография художника: жизнь и произведения (По материалам архива П. И. Чайковского) // Петербургский музыкальный архив: Сб. статей и материалов/ СПбГК. СПб., 1999. Вып. 3. С. 173-180.

27. Вайдман П. Е. П. И. Чайковский: Новые страницы биографии (По материалам рукописей ученических работ композитора) // Петербургский музыкальный архив: Сб. статей и материалов. СПб.: Канон, 1998. Вып. 2. С. 134-433.

28. Вайдман П. Е. Творческий архив П. И. Чайковского. М.: Музыка, 1988.

29. Вальтер В. Митрофан Петрович Беляев // РМГ. 1914. № 1. стлб. 11-15.

30. Васильев Ю. В. Становление художественного текста в творчестве П. И. Чайковского: Дис. канд. искусствоведения. ЛГК. Л., 1987.

31. Васильев Ю. В. Этапы творческой работы П. И. Чайковского над произведениями 1890-х годов (на основе текстологического анализа рукописей) // П. И. Чайковский. Наследие: Сб. науч. статей/ СПбГК. СПб.: Канон, 2000. Вып. 2. С. 81-124.

32. Винокурова Н. В. Симфонии А. К. Глазунова и художественные тенденции конца XIX начала XX века: Дис. канд. искусствоведения. СПбГК. СПб., 2002.

33. Волков А. И. «Война и мир» Прокофьева. Опыт анализа вариантов оперы. М.: Музыка, 1976.

34. Волъман Б. Л. Издательство М. Беляева и «Российское музыкальное издательство» // Вольман Б. JI. Русские нотные издания XIX начала XX века. JL: Музыка, 1970. С. 126-158.

35. Вязкова Е. В. Процессы музыкального творчества: Сравнительный текстологический анализ: Автореф. дис. д-ра искусствоведения. МГК. М., 1998.

36. Вязкова Е. В. О творческом процессе С. И. Танеева (По эскизным материалам кантат) // Процессы музыкального творчества/ РАМ им. Гнесиных; Сб. трудов. Вып. 130. М.: 1994. С. 90-111.

37. Ганина М. А. Александр Константинович Глазунов: Жизнь и творчество. JI.: Музгиз, 1961.

38. Глазунов: Исследования. Материалы. Публикации. Письма/ ЛГИТМиК. Т. 1,2. Л.: Музгиз, 1959-1960. (Музыкальное наследие).

39. Глазунов А, К. Мое знакомство с Чайковским // А. К. Глазунов. Письма, статьи, воспоминания. Избранное/ Сост. М. А. Ганина. М.: Музгиз, 1958. С. 460-467.

40. Глазунов А. К. Письма, статьи, воспоминания. Избранное/ Сост. М. А. Ганина. М.: Музгиз, 1958.

41. Глиэр Р. Встречи с беляевским кружком (Из воспоминаний) // Советская музыка. 1949. № 8. С. 65-69.

42. Гозенпуд А. А. Римский-Корсаков в работе над оперным либретто // Гозенпуд А. А. Избр. статьи. Л.; М.: Сов. композитор, 1971. С. 128-173.

43. Гозенпуд А. А. Записные книжки Римского-Корсакова // Гозенпуд А. А. Избр. статьи. Л.; М.: Сов. композитор, 1971. С. 174-239.

44. Гордон Г. Б. О прелюдии Глазунова D-Dur ор. 25 // Глазуновский сборник: Сб. науч. материалов/ Петрозаводская гос. Консерватория. Сост. О. А. Бочкарева, Н. П. Хилько. Петрозаводск, 2002. С. 28-40.

45. Гусейнова 3. М. «Иванова ночь на Лысой горе» М. Мусоргского (История двух автографов) // Петербургский музыкальный архив.- СПб.: Канон, 1998. Вып. 2. С. 107-125.

46. Гусейнова 3. М. «Скупой рыцарь» А. К. Глазунова // Мифы и миры Александра Глазунова: Сб. науч. статей/ СПбГК. Сост. 3. М. Гусейнова, Э. А. Фатыхова. СПб., 2002. С. 83-94.

47. Гусейнова 3. М. Автограф романсов М. И. Глинки на стихи Е. П. Ростопчиной // Петербургский музыкальный архив. СПб., 1999. Вып. 3. С. 153-162.

48. Гусейнова 3. М. Музыкальный театр раннего Глазунова (по материалам оперы "Рустем и Зораб") // Отражения музыкального театра: Сб. статей и материалов к юбилею Л. Г. Данько. СПб.: Канон, 2001. Кн. 1. С. 121-143.

49. Дадаелъзен Г. Издательские директивы к собраниям сочинений композиторов-классиков // Проблемы музыкальной текстологии/ МГК. Сост. Д. Р. Петров. Сб. трудов. Вып. 45. М., 2003. С. 23-35.

50. Данько Л. Г. Изучение и публикация источников. Справочная литература // Вопросы теории и эстетики музыки. Л.: Музыка, 1977. Вып. 6-7. С. 263-305.

51. Данько Л. Г. Метроритмические схемы в эскизах С. Прокофьева // Петербургский музыкальный архив. СПб., 1998. Вып. 2. С. 202-209.

52. Данько Л. Г. От изучения эскизов к воссозданию творческого процесса (по страницам исследования А. Н. Дмитриева «Рукописи А. П. Бородина: Опыт анализа его творческого метода», 1948 г.) // Петербургский музыкальный архив. СПб., 1997. Вып. 1. С. 108-112.

53. Данько Л. Г. Редакции «Дуэньи» // Советская музыка. 1961. № 8. С.37-41.

54. Держановский В. А. К. Глазунов. 1882-1922. М.: Музгиз, 1922.

55. Дмитриев А. Н. Из творческой лаборатории А. П. Бородина // Советская музыка. 1950. № 10. С. 81-87.

56. Дмитриев А. Н. К истории создания оперы Бородина «Князь Игорь» // Советская музыка. 1950. № 11. С. 82-88.

57. Дмитриев А. Н. Рукописи А. П. Бородина: Опыт анализа его творческого метода: Дис. канд. искусствоведения. ЛГК. JI., 1948.

58. Добиаш-Рождественская О. А. История письма в средние века: Руководство к изучению латинской палеографии. 3-е изд. М.: Книга, 1987.

59. Дулова Е. Н. Источник музыкального текста. Современное эдиционное и текстологическое решение // Проблемы музыкальной текстологии/ МГК. Сост. Д. Р. Петров. Сб. трудов. Вып. 45. М., 2003. С. 135-149.

60. Дунаева Н. Л. Открытка из архива А. К. Глазунова — документ истории балетного театра // Мифы и миры Александра Глазунова: Сб. науч. статей/ СПбГК. Сост. 3. М. Гусейнова, Э. А. Фатыхова. СПб., 2002. С. 68-82.

61. Дурандина Е. Жанровые модели в симфониях С. С. Прокофьева (На пути к структурному анализу) // Процессы музыкального творчества/ РАМ им. Гнесиных. Сб. трудов. Вып. 130. М., 1994. С. 169-182.

62. Ермолаева Т. Н. Особенности творческого процесса П. И. Чайковского (на материале рукописей симфонии «Манфред» и увертюры-фантазии «Гамлет»): Дис. канд. искусствоведения. М., 2003.

63. Зайцева Т. А. М. А. Балакирев в диалоге с современниками // Петербургский музыкальный архив. СПб., 1998. Вып. 2. С. 89-99.

64. Зайцева Т. А. Милий Алексеевич Балакирев. Истоки. СПб.: Канон, 2000.

65. Зайцева Т. А. Творческое становление Балакирева как художественный феномен русской культуры 1830 1850-х гг.: Дис. д-ра искусствоведения. СПбГК. СПб., 2000.

66. И. Стравинский публицист и собеседник/ Сост. В. Варунц. М.: Сов. композитор, 1988.

67. Из архивов русских музыкантов/ Труды ГЦММК им. М. И. Глинки. М.: Музгиз, 1962.

68. Каратыгин В. Г. Музыка А. К. Глазунова к пьесе «Царь Иудейский» // Мифы и миры Александра Глазунова: Сб. науч. статей/ СПбГК. Сост. З.М. Гусейнова, Э. А. Фатыхова. СПб.: 2002. С. 38-44.

69. Келдыш Ю. В. Глазунов-симфонист // Келдыш Ю. В. Очерки и исследования по истории русской музыки. М.: Сов. композитор, 1978. С. 199-346.

70. Кирносова Е. От наброска к черновой рукописи. (На материале нотно-рукописного архива Н. К. Метнера) // Процессы музыкального творчества/ РАМ им. Гнесиных. Сб. трудов. Вып. 130. М.: 1994. С. 133152.

71. Киселева JI. И. О чем рассказывают средневековые рукописи: (Рукописная книга в Западной Европе). JI.: Наука. Ленингр. отделение, 1978.

72. Климовицкий А. И. Из истории коллекционирования бетховенских рукописей в России (М. П. Азанчевский) // Памятники культуры. Новые открытия: Ежегодник. Л.: Наука, 1980. С. 185-196.

73. Климовицкий А. И. Игорь Стравинский: Инструментовки «Песнь о блохе» М. Мусоргского, «Песнь о блохе» Л. Бетховена/ РИИИ. Ред. К. И. Южак. СПб.: Музыкальная школа, 2003.

74. Климовицкий А. И. О творческом процессе Бетховена. Исследование.- Л.: Музыка. Ленингр. отделение, 1979.

75. Климовицкий А. И. Фрагменты петербургской шенбергианы: подготовка несостоявшихся гастролей композитора в российскую столицу (Из переписки Альбертине Цеме и Александра Зилоти) // Петербургский музыкальный архив. СПб., 1999. Вып. 3. С. 210-253.

76. Книга эскизов Бетховена за 1802 1803 годы: Исследование и расшифровка Н. Л. Фишмана. М.: Музгиз, 1962.

77. Комаров А. В. А. К. Глазунов и творческое наследие П. И. Чайковского // Мифы и миры Александра Глазунова: Сб науч. статей/ СПбГК; Сост. 3. М. Гусейнова, Э. А. Фатыхова. СПб., 2002. С. 114-136.

78. Комаров А. В. Документы истории русской музыки в деятельности московских ученых 1910 1930-х годов // Проблемы музыкальной текстологии/ МГК. Сб. трудов. Вып. 45. М., 2003. С. 90-133.

79. Комаров А. В. Рукописные партии сочинений Чайковского как источники текста и материалы к истории произведений // Петербургский музыкальный архив: Чайковский: новые документы и материалы. СПб., 2003. Вып. 4. С. 124-141.

80. Кон Ю. Г. О финале Шестой симфонии Глазунова // Глазуновский сборник: Сб. науч. материалов/ Петрозаводская гос. Консерватория. Сост. О. А. Бочкарева, Н. П. Хилько. Петрозаводск, 2002. С. 5-13.

81. Копытова Г. В. «Испанская тетрадь» М. И. Глинки (к вопросу атрибуции одной из записей) // Петербургский музыкальный архив. СПб., 1998. Вып. 2. С. 84-88.

82. Корабелъникова Л. 3. Архив композитора как материал для изучения процессов творчества // Художественное творчество: Вопросы комплексного изучения. 1982. JL: Наука. Ленингр. отделение, 1982. С. 265-270.

83. Кручинина А. Н. «Проповедь добра, правды и красоты» // Мифы и миры ' Александра Глазунова: Сб. науч. статей/ СПбГК. Сост. 3. М. Гусейнова, Э. А. Фатыхова. СПб., 2002. С. 28-37.

84. Крюков А. Н. Александр Константинович Глазунов. М.: Музыка, 1984.

85. Кунин И. Курьезы и не курьезы. Заметки историка // Советская музыка. 1975. №2. С. 106.

86. Кюи Ц. А. Избранные статьи. Л.: Музгиз, 1952.

87. Ламм П. А. К восстановлению подлинного Мусоргского // Мусоргский. М. П. Статьи и материалы: К 50-летию со дня смерти. М.: Музгиз, 1932. С. 29-32.

88. Левашев Е. М. Жизнь творческого наследия Мусоргского и задачи современного академического издания // Наследие М. П. Мусоргского. М.: Музыка, 1989. С. 24-62.

89. Левашев Е. М. Проблемы редактирования, реставрации и реконструкции музыкальных произведений на материале творчества русских композиторов 17-20 вв.: Науч. докл. д-ра искусствоведения.- М., 1998.

90. Лихачев Д. С. Текстология: Крат, очерк. М., Л.: Наука, 1964.

91. Лихачев Д. С. Текстология: На материале рус. лит. X-XVII вв. 3-е изд. СПб.: Алетейя, 2001.

92. Лихачев Д. С. Эстетическая оценка и текстологическое исследование: (Тезисы) // Роль и значение литературы XVIII века в истории русской культуры: К 70-летию со дня рождения чл.-кор. АН СССР П. Н. Беркова. М., Л., 1966. С. 449-455. (XVIII век; Сб. 7).

93. Ляпунова А. С. Музыкальный архив Ленинградской консерватории. ОР РНБ. Ф. 1141. Ед.хр. 145.

94. Ляпунова А. С. О некоторых проблемах музыкального источниковедения // Советская музыка. 1971. № 3. С. 123-127.

95. Ляпунова А. С. Рукописи Глинки: Каталог/ ГШ им. М. Е. Салтыкова-Щедрина. Л., 1950.

96. Ляпунова А. С. Рукописное наследие А. К. Глазунова // Сборник Государственной публичной библиотеки имени М. Е. Салтыкова-Щедрина. Вып 3. Л., 1955. С. 103-121.

97. Ляпунова А. С. Творческое наследие М. А. Балакирева: Каталог произведений. Вып. 1-3. JL: ГПБ им. М. Е. Салтыкова-Щедрина, 1960. (Машинопись).

98. Мазель Л. А. Вопросы анализа музыки. М.: Сов. композитор, 1978.

99. Массип К. Русские архивы в фонде Музыкального Отдела Национальной библиотеки Франции // Русские музыкальные архивы за рубежом. Зарубежные музыкальные архивы в России/ МГК; Труды. Вып. 31. М., 2000. С. 17-23.

100. Милка А. П., Шабалина Т. В. Занимательная бахиана. СПб.: Северный Олень, 1997. Вып. 1: Об Иоганне Себастьяне, Анне Магдалене и некоторых занятных недоразумениях.

101. Миллер Л. А. Материалы М. П. Мусоргского в Отделе рукописей Петербургской консерватории // Петербургский музыкальный архив. СПб., 1999. Вып. 3. С. 37-65.

102. Мис П. Значение эскизов Бетховена для изучения его стиля // Проблемы Бетховенского стиля: Сб. статей/ Под ред. Б. С. Пшибышевского. М.: Музгиз, 1932. С. 207-338.

103. Михайлов А. В. Болеслав Леопольдович Яворский по его письмам // Наследие Б. Л. Яворского: К 120-летию со дня рождения/ ГЦММК им. М. И. Глинки. М., 1997. С. 89-138.

104. Михайлов А. В. О проблемах текстологии // Проблемы музыкальной текстологии/ МГК. Сб. трудов. Вып. 45. М., 2003. С. 44-65.

105. Мищенко М. П. Два этюда об ор. 98 А. К. Глазунова // Мифы и миры Александра Глазунова: Сб. науч. статей/ СПбГК. Сост. 3. М. Гусейнова, Э. А. Фатыхова. СПб., 2002. С. 45-56.

106. Морозов Д. А. Следы ранней редакции Первой симфонии А. К. Глазунова в рукописном наследии композитора // Петербургский музыкальный архив. СПб.: Канон, 1997. Вып. 1. С. 139-143.

107. Музыкальная энциклопедия/ Гл. ред. Ю. В. Келдыш. Т. 1-6. М.: Сов. энциклопедия, 1973-1982.

108. Музыкальный словарь Гроува: Пер. с англ. JI. О. Акопяна. М.: Практика, 2001.

109. Мукосей Б. Об истории и проблемах собрания сочинений Антона Брукнера // Проблемы музыкальной текстологии/ МГК. Сб. трудов. Вып. 45. М., 2003. С. 79-89.

110. Мусоргский М. П. Письма и документы/ Сост. А. Н. Римский-Корсаков. М., JL: Музгиз, 1932.

111. Мусоргский М. П. Полное академическое собрание сочинений/ Общ. науч. ред. Е. М. Левашева. М.: Музыка, 1996. Т. 2: Борис Годунов.

112. Овсянкипа Г. П. Об автографах Седьмой симфонии Д. Д. Шостаковича // Процессы музыкального творчества/ РАМ им. Гнесиных. Сб. трудов. Вып. 130. М., 1993. С. 153-168.

113. Окунева-Фатыхова Э. А. Русские музыкальные рукописи в частных собраниях Мюнхена // Русские музыкальные архивы за рубежом. Зарубежные музыкальные архивы в России/ МГК, Труды. Вып. 31. М., 2000. С. 86-97.

114. Онеггер А. Я композитор // Онегтер А. О музыкальном искусстве. Л.: Музыка. Ленингр. отделение, 1979. С. 85-190.

115. Оссовский А. Архив М. П. Беляева // Музыка. 1911. № 17. С. 384-386.

116. Оссовский А. В. М. П. Беляев и основанное им музыкальное дело // Оссовский А. В. Музыкально-критические статьи. (1894-1912). Л.: Музыка, 1971. С. 343-354.

117. Памяти М. П. Беляева: Сб. очерков, статей и воспоминаний. Париж, 1929.

118. Петров Д. Р. «Предисловие» к сб.: Проблемы музыкальной текстологии/ МГК. Сб. трудов. Вып. 45. М., 2003. С. 5-20.

119. Петровская И. Ф. Источниковедение истории русской музыкальной культуры XVIII начала XX века. 2-е изд. М.: Музыка, 1989.

120. Петровская И. Ф. Музыкальное образование и музыкальные общественные организации в Петербурге. 1801-1917: Энциклопедия/ РИИИ. СПб.: Петровский фонд, 1999.

121. Письма зарубежных музыкантов: Из русских архивов. JL: Музыка, 1967.

122. Прибегина Г. А. О работе П. И. Чаковского над Шестой симфонией: По материалам рукописей // Из истории русской и советской музыки/ МГК. М.: Музыка, 1976. Вып. 2. С. 115-145.

123. Проблемы музыкальной текстологии/ МГК. Труды. Составитель Д. Р. Петров. М., 2003. Вып. 45.

124. Проблемы русской музыкальной текстологии: (По памятникам русской хоровой литературы 12-18 вв.): Сб. науч. тр./ ЛГК; ЛГИТМиК; Предисл. и заключ. статья А. С. Белоненко. Л., 1983.

125. Прокофьев о Прокофьеве. М.: Сов. композитор, 1991.

126. Протопопов В. В. «Иван Сусанин» Глинки. М.: Академия наук, 1961.

127. Протопопов В. В. Принципы музыкально формы И. С. Баха. М.: Музыка, 1981.

128. Процессы музыкального творчества/ Гос. Муз.-пед. институт им. Гнесиных. М., 1994-1997. Труды. Вып. 130, 140.

129. Пуртов Ф. Э. А. К. Глазунов в зеркале писем к Ю. Д. Гнезе (по материалам рукописного отдела Петербургского государственного музея театрального и музыкального искусства) // Петербургский музыкальный архив. СПб.: Канон, 1997. Вып. 1. С. 154-161.

130. Рамазанова Н. В. А. С. Ляпунова — хранитель и исследователь музыкальных рукописей // Петербургский музыкальный архив. СПб.,1999. Вып. З.С.5-15.

131. Рамазанова Н. В. Материалы русского зарубежья в архиве А. Я. Штримера // Русские музыкальные архивы за рубежом. Зарубежные музыкальные архивы в России. М.: Московская гос. консерватория,2000. С. 138-144.

132. Рейсер С. А. Палеография и текстология Нового времени. М.: Просвещение, 1970.

133. ХЫ.Риземан О. Жизнеописание А. К. Глазунова. Рукопись. (Мюнхенский архив А. К. Глазунова).

134. Риман Г. Музыкальный словарь. Москва-Лейпциг: П. Юргенсон, 19011904.

135. Римский-Корсаков Н. А. ПСС. Т. 4 доп.: Литературные произведения и переписка/ Том подготовлен В. В. Протопоповым. М., 1970.

136. Роговой С. Иоганнес Брамс редактор-текстолог // Проблемы музыкальной текстологии/ МГК. Сб. трудов. Вып. 45. М., 2003. С. 67-78

137. Ручъевская Е. А. Целостный и стилевой анализ // Музыкальная академия. 1994. № 1.С. 100-104.

138. СкафтымоваЛ. А. «Коронационная кантата» А. К. Глазунова // Мифы и миры Александра Глазунова: Сб науч. статей/ СПбГК. Сост. 3. М. Гусейнова, Э. А. Фатыхова. СПб., 2002. С. 57-67.

139. Сквирская Т. 3. «Драгоценность П. А. Вакара» (Об одном автографе П. И. Чайковского) // Петербургский музыкальный архив. СПб.: Канон, 1998. Вып. 2. С. 144-149.

140. Сквирская Т. 3. Заметки к текстам М. И Глинки // Петербургский музыкальный архив. СПб., 1999. Вып. 3. С. 22-36.

141. Сквирская Т. 3. Неизвестное письмо П. И. Чайковского А. К. Глазунову // Мифы и миры Александра Глазунова: Сб науч. статей/ СПбГК. Сост. 3. М. Гусейнова, Э. А. Фатыхова. СПб., 2002. С. 137-140.

142. Скрябин А. Н. Письма/ Сост. и ред. А. П. Кашперов. М.: Музыка, 1965.

143. Смирнов Д. О тайнах творческого процесса // Музыкальная академия. 2002. № 2. С. 39-48.

144. Стасов В. В. Двадцать пять лет русского искусства: Наша музыка // Стасов В. В. Избр. соч.: В 3-х тт. М.: Искусство, 1952. Т. 2. С. 522-568.

145. Стасов В. В. Митрофан Петрович Беляев // Стасов В. В. Статьи о музыке. М.: Музыка, 1980. Вып. 5-А: 1894-1906. С. 117-132.

146. Сомов В. А. Парижский библиотекарь и музыковед Г. Э Андерс (17951866) и его бумаги в Петербургской консерватории // Петербургский музыкальный архив. СПб., 1999. Вып. 3. С. 66-82.

147. Тимофеев Г. Десятилетие со дня смерти М. П. Беляева // Речь. 1913. № 354. 28 дек.

148. Томашевский Б. В. Писатель и книга: Очерк текстологии. М.: Искусство, 1959.

149. Томашевский Б. В. Пушкин: Современные проблемы историко-литературного изучения. JL: Образование, 1925.

150. Томпсон П. Рукописные материалы в библиотеке Королевского Музыкального Колледжа в Лондоне // Петербургский музыкальный архив. СПб., 1999. Вып. 3. С.254-259.

151. Трайнин В. Я. М. П. Беляев и его кружок. Л.: Музыка. Ленингр. отделение, 1975.

152. Фатыхова Э. А. Александр Константинович Глазунов. Отъезд за границу // Скрипичный ключ. 1998. № 2. С. 46-47.

153. Фатыхова Э. А. Нотные рукописи А. К. Глазунова (текстологические аспекты изучения) // Мифы и миры Александра Глазунова: Сб науч. статей/ СПбГК. Сост. 3. М. Гусейнова, Э. А. Фатыхова. СПб., 2002. С. 527.

154. Фатыхова Э. А. Рукописи А. К. Глазунова в библиотеке консерватории // Дни Александра Глазунова в Санкт-Петербургской консерватории. 24-' 28 апреля 2001 г.: Буклет/ СПбГК. СПб., 2001. С. 11-12.

155. Фатыхова Э. А. Эпистолярное наследие А. К. Глазунова в фондах Отдела рукописей Петербургской консерватории // Петербургский музыкальный архив. СПб.: Канон, 1997. Вып. 1. С. 144-147.

156. Фатыхова-Окунева Э. А. А. К. Глазунов: письма к М. М. Курбанову // Петербургский музыкальный архив/ СПбГК. СПб.: Канон, 1998. Вып. 2. С. 170-184.

157. Фатыхова-Окунева Э. А. Книга о Глазунове из мюнхенского архива // Петербургский музыкальный архив/ СПбГК. СПб., 1999. Вып. 3. С. 190209.

158. Фирсова Н. Ф. Бородин и Балакирев — ученик и учитель (К истории создания Первой симфонии) // Петербургский музыкальный архив/ СПбГК. СПб.: Канон, 1998. Вып. 2. С. 100-106.

159. Фирсова Н. Ф. Нотные автографы раннего творчества А. П. Бородина: (Опыт текстологического исследования). Дис. канд. искусствоведения. РИИИ. СПб., 2000.

160. Холен Ж. Александр Глазунов в Бельгии // Мифы и миры Александра Глазунова: Сб науч. статей/ СПбГК. Сост. 3. М. Гусейнова, Э. А. Фатыхова. СПб., 2002. С. 164-177.

161. Чайковский П. И. Дневники: 1873 1891. СПб.: Эго; Северный Олень, 1993.

162. Чайковский П. И. Новое полное собрание сочинений. Т. 39а: Симфония № 6 «Патетическая»: Эскизы. Факсимиле/ Науч. ред. П. Вайдман. М.: Музыка, 1999.

163. Чайковский П. И. Полное собрание сочинений. М., 1970. Т. XII.

164. Чайковский П. И., Танеев С. И. Письма/ Сост. и ред. В. А. Жданов. М.: Госкультпросветиздат, 1951.

165. Шабалина Т. В. Рукописи И. С. Баха: Ключи к тайнам творчества.- СПб.: Logos, 1999.

166. Шабалина Т. В. Творчество И. С. Баха: Текстологическое исследование (на материале инструментальных сочинений): Дис. докт. искусствоведения. СПбГК., 1999.

167. Шайбе 3. Двадцать пять тезисов о текстологии // Проблемы музыкальной текстологии/МГК. Сб. трудов. Вып. 45. М., 2003. С. 175-179.

168. Щербакова Т. А. Из истории русской музыкальной текстологии: Очерки/ БГАМ. Минск, 2001.

169. Энгель Ю. Д. Глазунов как симфонист // РМГ. 1907. № 5/6. Стлб. 175. \15.Юдин Г. Я. Из рукописного наследия // Глазунов: Исследования.

170. Материалы. Публикации. Письма. В 2-х тт. Л.: Музгиз, 1959. Т. 1. С. 314-352.

171. ЮжакК. И. Фортепианные сонаты А. К. Глазунова. М.: Музгиз, 1962.

172. Язовицкая Э. Э. Хронограф сочинений А. К. Глазунова // Глазунов: Исследования. Материалы. Публикации. Письма. В 2-х тт. Л.: Музгиз, 1960. Т. 2. С. 465-537.

173. Gojowi Detlef. Alexander Glasunow. Sein Leben in Bildern und Dokumenten. Munchen., 1986.

174. Grier J. The critical editing of music. History, method, and practice. Cambridge university press, 1996.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.