Невербально-пластический аспект в романе Л.Н. Толстого "Анна Каренина" тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 10.01.01, кандидат наук Лебедева, Александра Владимировна

  • Лебедева, Александра Владимировна
  • кандидат науккандидат наук
  • 2011, Иваново
  • Специальность ВАК РФ10.01.01
  • Количество страниц 255
Лебедева, Александра Владимировна. Невербально-пластический аспект в романе Л.Н. Толстого "Анна Каренина": дис. кандидат наук: 10.01.01 - Русская литература. Иваново. 2011. 255 с.

Оглавление диссертации кандидат наук Лебедева, Александра Владимировна

Оглавление

Введение

Глава первая

Синтез изобразительного и психологического в творчестве Толстого: истоки и своеобразие

Глава вторая

Значение невербально-пластического аспекта в художественной концепции романа Толстого «Анна Каренина»

§1

«Сон жизни»

(Стива и Долли)

§2

«Трагический круг жизни»

(Анна Каренин Вронский)

§3

«Линия жизни»

(Левин и Кити)

Заключение

Библиографический список

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Русская литература», 10.01.01 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Невербально-пластический аспект в романе Л.Н. Толстого "Анна Каренина"»

Введение

Русская литература XIX столетия (подчиняясь общей мировой литературной тенденции) приходит к типу реалистической литературы, которая жизнепо-добно и всесторонне отражая действительность, воссоздавая как бы вторую реальность, дает возможность объективному рассмотрению жизни, выявляя типы человеческих характеров и жизненных процессов. Одна из главных задач на данном этапе - раскрытие характера человека в органической взаимосвязи с социальными обстоятельствами. Но чем глубже писатель-реалист погружался в исследование социальных вопросов, тем значительнее для него становится проблема не столько изображения внешних закономерностей человеческого бытия (поведения, поступков), сколько нахождения тех невидимых причин - «пружин», мотивов, на основании которых приводятся в действия механизмы, отвечающие за взаимоотношения человека с социумом (и наоборот).

Этим скрытым и сложным образованием, к осмыслению которого приходит писатель, становится внутренний мир человека. А его «вскрытие» и изучение, в конечном счете, открывает писателю возможность воссоздания более полной и объемной картины мира, в частности, взаимоотношений человека с социальной средой. Все чаще писателем, по праву теперь названным психологом, на первый план выводятся нюансы и противоречия, которые высвечивают ту ощутимую разницу между «внутренним» человеком, его восприятием окружающего и обществом, которое оценивает этого человека со стороны: «...психологическая литература постоянно показывала, как человек изнутри видит себя не таким, каким видят его другие <.. .> То, что изнутри есть процесс, единичность и множественность, неуловимая однозначным словом, то извне -форма, сумма, название <...> Социально-психологический роман XIX века очень внимателен к общим этическим требованиям, но он хочет познать человека во всем впервые открывшемся многообразии его обусловленности; и аппарат психологического анализа он устанавливает как бы изнутри, чтобы увидеть душевные явления такими, какими они предстали бы человеку в процессе самонаблюдения»1 .

1 Гинзбург Л.Я. О психологической прозе. Л., 1971. С. 425 -426.

3

Благодаря такому аспекту психологизма литература уходит от своих одно-плановых, односторонних оценок и суждений, по-новому осмысливает и объясняет те или иные «модели» человеческого поведения в социуме и - главное-приобретает одну из самых своих притягательных черт: «способность раскрывать тайны внутреннего мира человека» и «говоря о душе человека, говорить с каждым читателем о нем самом»1.

Таким образом, литература как бы разворачивает читателя к самому себе (тем самым сокращая дистанцию между искусством и жизнью), открывает возможность стороннего, но «прямого» наблюдения над собственными психическими процессами, что в итоге и создает условие мгновенного узнавания, познавания, объяснение чего-то для себя и о самом себе, поскольку человеку очень трудно, нося в себе каждодневную ношу самого себя, разграничивать, где заканчиваются его внутренние проявления, а где начинаются внешние. И уж тем более практически невозможно полноценно увидеть собственный внутренний мир со стороны: он слишком изменчив, подвижен, неуловим. Отсюда и возникают сложности с самоопределением и самопознанием, а литература в этом смысле, работая на эффект «увеличения», «концентрации» отражаемой жизни, открывает человеку множество «дверей» к практике, ведущей к последующему собственному познанию.

Отметим, что в работах М.М. Бахтина часто сквозит тема/формула «человек у зеркала», что «не я смотрю изнутри своими глазами на мир, а я смотрю на себя глазами мира, чужими глазами; я одержим другим <...> У меня нет точки зрения на себя извне, у меня нет подхода к своему собственному внутреннему образу. Из моих глаз глядят чужие глаза» , «я гляжу на себя глазами другого,

о

оцениваю себя с точки зрения другого» , то есть человеку мало видеть то, что он способен просто видеть (в том числе и свой образ в зеркале), для объективной оценки и осмысления себя ему всегда нужен кто-то другой.

Но к вышесказанному также добавим, что часто ощущение значимости, исключительности, единичности собственного/личностного Я человеком (при всей его социальности и важности наличия «другого») может превышать и перекрывать весь мир, взятый в целом, поскольку так или иначе человек эгоцен-

1 Есин А.Б. Психологизм русской классической литературы. М., 1988. С. 3.

2 Бахтин М.М.Человек у зеркала // Бахтин М.М. Собрание сочинений: В 7 т. М., 1997. Т. 5. С. 71.

3 Бахтин М.М. К вопросам самопознания и самооценки // Бахтин М.М. Указ. соч. С. 72.

4

тричен, зациклен на самом себе и каждый для себя - «центр мироздания». Человек только и осознает действительность, пропустив ее как бы через себя.

Исходя из этой мысли, обратимся к эпизоду из романа Л.Н. Толстого «Война и мир», в котором Пьер Безухов, несколько дней находясь в плену у французов, и видя постоянные страдания и лишения невинных людей, с обезумевшим негодованием и волнением восклицает: «Поймали меня, заперли меня. В плену держат меня. Кого меня? Меня? Меня - мою бессмертную душу! Ха, ха, ха!.. Ха, ха, ха!.. - смеялся он с выступившими на глаза слезами <...> Высоко в светлом небе стоял полный месяц. Леса и поля, невидные прежде вне расположения лагеря, открывались теперь вдали. И еще дальше этих лесов и полей виднелась светлая, колеблющаяся, зовущая в себя бесконечная даль. Пьер взглянул в небо, в глубь уходящих, играющих звезд. "И все это мое, и все это во мне, и все это я! - думал Пьер. - И все это они поймали и посадили в балаган,

загороженный досками"»1.

Писателем очень точно и психологически верно передается момент как бы «поднятого на дыбы» всего естества человека (чему свидетельствует переход внутренней речи в вокализированную внешнюю), который уже не только не может смиряться и переносить физическую несвободу («не пустил меня солдат...»), но и выносить насилие над моральной свободой внутреннего личностного Я.

В этом эпизоде очень четко просматриваются две очень важные для писателя-психолога (и особенно для Л.Н. Толстого) параллели/установки: человек в мире и мир в человеке. Каждый человек вынужден жить в мире подобных ему людей, в мире природы, в каждом человеке формируется свой собственный мир. Таким образом, человеческая жизнь одновременно движется на уровне двух миров: внутреннего и внешнего/социального. И иногда два эти пространства пересекаются в единой точке и образуют либо жизненную гармонию, либо выливаются в необратимые, сложные противоречия жизни (порой трагические).

Безусловно, любое искусство (музыка, живопись и т.п.) - это некий путь познания, направленный в сторону человека. И каждое искусство в силу своих возможностей стремится исполнить эту установку/предназначение. Но именно психологическая литература (в отличие от других видов искусства), благодаря

1 Толстой Л.Н. Полное собрание сочинений: .В 90 т. Юбилейное. М.; Л., 1928- 1958. «Война и мир». Т. 12. С. 105 - 106. Далее ссылки на это издание приводятся в тексте диссертации в скобках с указанием после буквы «С», обозначающей Собрание сочинений, арабской цифрой тома и арабской цифрой страницы; ссылки на Собрание писем предшествует буква «П», на Собрание дневников - буква «Д». Во всех цитатах, за исключением специально оговоренных случаев, курсив мой.

своему универсальному инструменту- слову, смогла открыто, прямо, а не только косвенно «обнажить»/раскрыть внутренние переживания человека, которые стали изображаться непосредственно через внутренние монологи (внутреннюю речь) литературных героев. Отметим, что слово в данном случае выступает в своей прямой функции - говорения (а не только изображения). Такой тип психологизма в литературоведении принято называть «прямым».

Две формы литературного психологизма теоретически были выделены психологом И.В. Страховым: «Основные формы психологического анализа возможно разделить на изображение характеров "изнутри", то есть путем художественного познания внутреннего мира действующих лиц, выражаемого при посредстве внутренней речи, образов памяти и воображения: на психологический анализ "извне", выражающийся в психологической интерпретации писателем выразительных особенностей речи, речевого поведения, мимических и других средств внешнего проявления психики»1.

Вышеописанные формы А.Б. Есин обозначает как «прямую» и «косвенную» и, основываясь на статье А.П. Скафтымова «О психологизме в творчестве Стендаля и Толстого», выделяет третью форму психологического изображения - «суммарно-обозначающую», при которой «чувства названы, но не показаны»2.

Одним из главных писателей русской классической литературы, который напрямую обратился к изображению и изучению процессов внутреннего мира человека, был Л.Н. Толстой, а его творчество явилось «высшей точкой анали-

о

тического психологизма XIX века» .

Уже в восьмом номере «Современника» за 1856 год Н.Г.Чернышевский посвятил Толстому специальную статью «Детство и Отрочество. Военные рассказы графа Л.Н. Толстого», в которой первым дал точное определение своеобразия реализма писателя, сосредоточив внимание на особенности психологического анализа: «Внимание графа Толстого более всего обращено на то, как одни чувства и мысли развиваются из других; ему интересно наблюдать, как чувство, непосредственно возникающее из данного положения или впечатления, подчиняясь влиянию воспоминаний и силе сочетаний, представляемых воображени-

1 Страхов И.В. Психологический анализ в литературном творчестве: В 2 ч. Саратов, 1973. 4. 1. С. 4.

2 Есин А.Б. Указ. соч. С. 13.

3 Гинзбург Л.Я. Указ. соч. С. 285.

ем, переходит в другие чувства, снова возвращается к прежней исходной точке и опять и опять странствует, изменяясь по всей цепи воспоминаний; как мысль, рожденная первым ощущением, ведет к другим мыслям, увлекается дальше и дальше, сливает грезы с действительными ощущениями, мечты о будущем с рефлексиею о настоящем. Психологический анализ может принимать различные направления: одного поэта занимают всего более очертания характеров; другого - влияние общественных отношений и житейских столкновений на характеры; третьего — связь чувств с действиями; четвертого - анализ страстей; графа Толстого всего более - сам психический процесс, его формы, его законы, диалектика души, чтобы выразиться определенным термином»1.

Тезис Н.Г. Чернышевского о «диалектике души» как основном принципе психологического анализа стал общепризнанным и закрепился за творчеством писателя, поскольку критику действительно удалось выявить самую суть толстовского дарования. И свой писательский путь, в этом смысле, Толстой начинает с абсолютного успеха и литературного признания, поскольку в сфере познания и изображения человека не просто углубил и развил предшествующий мировой литературный опыт, но, говоря, словами JI. Я. Гинзбург, совершил «переворот»2.

Открытием писателя становится новое изображение человека с его соотношением устойчивых и текучих черт.

Путем скрупулезного рассматривания процессов душевной жизни Толстой приходит к тому, что изначально в человеке заложено бесконечное множество потенциальных возможностей: от умного до глупого, хорошего - плохого, доброго - злого и т.п. В дневнике за 19 марта 1898 есть запись: «Одно из величайших заблуждений при суждении о человеке в том, что мы называем, определяем, человека умным, глупым, добрым, злым, сильным, слабым, а человек есть всё: все возможности, есть текучее вещество...» (Д, 53,185). Писателем не упускаются из виду и те индивидуальные/устойчивые особенности человека, заложенные как бы на физиологическом уровне (внешности, внутренних склонностей), и все это текучее и устойчивое, соединяясь между собой, в своей последующей реализации в социальных, бытовых ситуациях приводит к разности, неповторимости человеческих

1 Чернышевский Н.Г. Детство и Отрочество. Военные рассказы графа Л.Н. Толстого // Л.Н. Толстой в русской критике. Сборник статей. М., 1960. С. 87.

2 Гинзбург Л.Я. Указ. соч. С. 285.

судеб. Поэтому «персонаж Толстого - сложное, многомерное устройство», который «освобождается от жестких условий идеальной художественной модели», «герой не прикреплен наглухо к своему характеру, а роман не прикреплен к герою», герой лишается условности литературной модели и становится «больше, чем характер», тем, «в ком проявляются и через кого познаются законы и формы общей жизни». Писателю важно передать «общее чувство жизни»1, а не только ее отдельные явления.

Творчество Толстого сложно возвести в рамки какой-то одной формулы, поскольку писатель, кажется, без всяких условностей как бы перерабатывает саму жизнь.

Это свойство толстовских произведений отмечали уже современники. П.В. Анненков, К.С. Аксаков, И.С. Тургенев: «Ох, эта литература, которая пахнет литературой! Главное достоинство Толстого, что его вещи жизнью пахнут»2. Критик К.Н. Леонтьев начинает свою статью о романе «Анна Каренина» словами «...тот, кто изучает "Анну Каренину" - изучает самую жизнь» . Эту особенность таланта Толстого отмечали и писатели XX века, в частности, В. Набоков: «В Толстом пленяет совершенная реальность его романов <...> его чувство времени, удивительно созвучное нашему восприятию <...> Проза Толстого течет в такт нашему пульсу, его герои движутся в том же темпе, что про- 4

хожие под нашими окнами, пока мы сидим над книгои» .

Следует сказать, что данный аспект творчества писателя под разным углом зрения рассматривался и литературоведами: В. Днепровым, П.П. Громовым, Л.И. Ереминой, В.Е. Хализевым и др. Например, О. В. Сливицкая, не претендуя на окончательность выводов, видит эффект жизнеподобия в романе «Анна Каренина» на уровне ритма композиции: в ее особом соприкосновении и перекличке двух сюжетных линий (Анны Карениной и Константина Левина), которые, находясь в состоянии асимметричности, работают в ритмических перебоях. «Иосиф Бродский приводил такой образ: часы жизни отбивают ритм "тик-так". "Тик" - напряжение, нервозность. "Так" - расслабление, утверждение.

1 Гинзбург Л.Я. Указ. соч. С. С. 316, 317, 319.

2 Тургенев И.С. Полное собрание сочинений и писем: В. 28 т. М.; Л., 1960 - 1968. Т. 7. Письма. С. 70.

3 Леонтьев К.Н. Анализ, стиль и веяние. О романах гр. Л.Н. Толстого. Критический этюд // Вопр. лит.. 1988. №2. С. 207.

4 Набоков В.В. Лекции по русской литературе. СПб., 2010. С. 223 - 224.

"Тик" и "так" - равнозначны, но разнородны. Таково биение пульса жизни. Так бьется сердце, так дышат легкие, так колышутся волны бытия...

Композицию "Анны Карениной" можно уподобить этому образу. Она начинает подчиняться закону "тик-так" с того момента, когда две сюжетные линии резко расходятся, т.е. с момента отъезда из Москвы - Анны в Петербург, а

Левина в деревню»1.

Согласимся с О.В. Сливицкой, что две линии в романе не разбивают его на

две части (на две книги под одним переплетом), а дополняют и уравновешивают друг друга, расширяют общий диапазон видимого, делают картину мира более округлой и цельной: город, деревня, светское общество, крестьянство, Россия, заграница, жизнь, окружающая Анну - женщину, жизнь, окружающая Левина - мужчину. За счет этого и сюжет становится не однолинейным, не зацикленным на развитии событий вокруг одного персонажа: «Что бы ни происходило с героиней, как бы ни были втянуты в узел неразрешимые противоречий окружающие люди, вокруг происходит еще много всякого: прекрасного, но по-другому, сложного, но по-другому, и очень важного, и весьма незначительного,

и даже скучноватого»2.

Два мира, две сюжетные линии в романе показаны целостно и вместе с тем индивидуально, и, если в одной линии нерв накаляется, то он непременно ослабевает в другой. Так собственно и жизнь человека состоит из неравнозначных периодов, циклов, взлетов и падений, из окружения близких и незнакомых ему людей. Тем самым читатель как бы попадает в органичный для себя ритм «жизни».

Говоря о «могучей иллюзии подлинности» в произведениях Толстого, Л.Я. Гинзбург приходит к выводу, что он «постигал соотношение текучего и устойчивого в личности, взятой в еще невиданной полноте и конкретности ее бытия, духовного и физического социального, бытового», а «изображения явлений жизни в их психологической целостности и в плотской трехмерности,

3

материальности »

'Сливицкая О.В. Об эффекте жизнеподобия в «Анне Карениной» (ритм композиции) // Толстовский ежегодник. М., 2001. С. 361.

2 Там же. С. 363.

3 Гинзбург Л.Я. Указ. соч. С. 324, 327.

Вслед за Л .Я. Гинзбург, но заостряя внимание на видимом, физическом, трехмерном и возвращаясь к психологизму Толстого, следует заметить, что говоря о «диалектике души» (изменчивом, текучем персонаже), большинство исследователей чаще всего сосредоточивают внимание на «прямой» форме психологического изображения. Однако не следует упускать из виду и то, что помимо «прямого» психологизма писатель прекрасно владел и формами, свойственными психологизму «косвенному», при котором «автор рисует лишь внешние симптомы чувства (через мимику, жесты), нигде не вторгаясь прямо в сознание и психику героя»1. Вместе с тем следует учитывать, что изображая телесные действия/движения персонажа, писатель непосредственно создает и видимый/пластичный облик литературного героя, что становится очень важным принципом для Толстого. В свое время М. Горький отметил: «У Толстого можно научиться пластике, изумительной рельефности изображения. Когда его читаешь, то получается ощущение как бы физического бытия героев, до такой степени ловко у него выточен образ; он как будто стоит перед вами, вот так и хочется пальцем тронуть»2.

Говоря о пластике в литературе, нужно сказать, что «специфика изобразительного (предметного) начала в литературе во многом предопределена тем, что слово является конвенциональным (условным) знаком, что оно не похоже на предмет им обозначаемый <...> Словесные картины (изображения) в отличие от живописных, скульптурных, сценических, экранных являются невещественными. Обращаясь к видимой реальности, писатели в состоянии дать лишь ее косвенное, опосредованно воспроизведение <...> Будучи лишены наглядности, словесно-художественные образы вместе с тем живописуют вымышленную реальность и апеллируют к зрению читателя. Эту сторону литературных произведений называют словесной пластикой <...> "непластические" начала образности сфера психологии и мысли персонажей, лирических героев, повествователей, воплощающаяся в диалогах и монологах»3.

«Косвенная»/пластическая форма психологизма в творчестве Толстого интересна тем, что наряду с «прямой»/внепластической формой (которая укрупняется, совершенствуется и возводится писателем до «диалектики души» в виде

' Есин А.Б. Указ. соч. С. 13.

2 Горький М. Собрание сочинений: В 30 т. Т. 26. М., 1953. С. 68.

3 Хализев В.Е. Теория литературы. 4-е изд., испр. и доп. М., 2005. С. 107 - 108.

10

монологов, диалогов, потоков сознания) также получает свое дальнейшее развитие, с течением времени становится более емкой, многоплановой, значимой, и, выступая наравне с «прямой», работает на создание как зримого, так и психологически достоверного образа персонажа.

Таким образом, для художественного мира Толстого два эти типа психологизма неизбежны и находятся в состоянии дополнения, взаимодействия, что позволило писателю более полно выявлять/изображать психические процессы и в целом психологию человека, а также общие жизненные закономерности.

Пластическая форма изображения, «косвенный» психологизм у Толстого сразу обратили на себя внимание критиков: П.В. Анненкова, К.Н. Леонтьева, H.H. Страхова, Д.С. Мережковского, писателей В. Набокова, М. Горького и др. Хотя здесь следует оговориться: это качество еще и не вполне осмысляется ими, а скорее отмечается как новшество на уровне всей предшествующей литературы. В литературоведении данный аспект толстовского творчества также привлек к себе внимание таких ученых, как В.В. Виноградов, Л.Я. Гинзбург, А.П. Скафтымов, Л.Д. Опульская, О.В. Сливицкая, Л.И.Еремина1. Но и здесь отметим, что вышеупомянутая особенность художественного метода писателя данными учеными скорее отмечается и осмысляется в рамках собственной научной проблематики, нежели исследуется, как отдельная тема. Это, конечно, и не удивительно, поскольку толстовская пластика пронизывает все творчество писателя и становится очень важным элементом при осмыслении художественной концепции писателя. Работы же Л.М. Шелгуновой, В. Порудоминского, Н.С. Манаева, В.Е. Хализева, В. Днепрова, Ю.А. Рубичевой2 конкретно посвящены пластическим особенностям толстовских персонажей, но представляют собой небольшие статьи, написанные преимущественно на материале романа «Война и мир» и «Воскресение». Нас же в данном исследовании будут интере-

1 Виноградов B.B. О языке Л.Н. Толстого // Избранные труды. Язык и стиль русских писателей от Гоголя до Ахматовой. М., 2003; Гинзбург Л.Я. О психологической прозе. Л., 1971; Скафтымов А.П. Идеи и формы в творчестве Л. Толстого// Статьи о русской литературе. Саратов, 1958; Опульская Л. Д. Психологический анализ в романе «Воскресение» // Толстой художник, M., 1961; Сливицкая O.A. «Война и мир» Л.Н. Толстого. Проблемы человеческого общения. Л., 1988; Еремина Л.И. Рождение образа. О языке художественной прозы Льва Толстого. М., 1983.

2 Шелгунова Л.М. Взаимоотношение языковых и параязыковых факторов в романе Л.Н. Толстого «Воскресение» // Филол. науки. 1978. № 3; Порудоминский В.И. Приглашение на бал (Наблюдения и заголовки для книги «Диалектика тела») // О Толстом. СПб., 2005; Манаев Н.С. Изобразительные источники «Войны и мира» и специфика пластичности прозы Л.Н.Толстого// Проблемы истории русской литературы. Тула, 1973; Хали-зевВ.Е. Своеобразие художественной пластики в «Войне и мире»// В мире Толстого. М., 1978; Днепров В. Изобразительная сила толстовской прозы // В мире Толстого. М., 1978; Рубичева Ю.А. Невербальный диалог в общении взрослых и детей в романе Л.Н. Толстого «Война и мир» // Рус. словесность. 2009. №3.

11

совать невербально-пластическая составляющая романа «Анна Каренина», которая изучена еще явно недостаточно. Не раскрыта ни многофункциональность невербально-пластических элементов в этом романе, ни их значение в художественной концепции романа. Подобная работа фактически ранее не проводилось, хотя, безусловно, все вышеперечисленные исследования содержат ценные и интересные наблюдения.

Соотнося невербально-пластический компонент с психологизмом Толстого, нельзя не коснуться термина «диалектика души». Обратим внимание, что статья Н.Г. Чернышевского, в которой он предлагает это понятие, была посвящена ранним сочинениям Толстого, при анализе которых у критика еще не было возможности наблюдать сложные, «растянутые» на романное пространство текучие психологические изменения персонажей. Чернышевский в основном сосредоточивается на внутренней речи (внутренних монологах), так сказать, кратковременных психических процессах персонажа и называет их «диалектика души». Опираясь на эту статью, мы понимаем термин «диалектика души» достаточно узко, как один из способов изображения внутреннего мира персонажа через внутреннюю речь: монологи, диалоги, поток сознания.

Но нередко в толстоведении в понятие «диалектика души» вкладывают и другое значение, подразумевая в этом случае эволюцию развития личности. При этом в большей степени при анализе этой эволюции также опираются на внутреннюю речь персонажей.

Иногда говорят о разных формах проявления «диалектики души». Типологию этих форм намечает, в частности, И. В. Страхов:

«"Диалектику души" Л.Н. Толстой показал в своих произведениях во множестве форм: в психологическом анализе психических состояний в кратких отрезках времени; в психических состояниях, предваряющих поступки и проявляющиеся в "последствии" поступков; в структурной сложности свойств характеров, в их внутреннем взаимодействии, в целостности или противоречивости; в текущих постепенных изменениях в характерах, приводящих к появлению новых их существенных свойств; в стадиональности развития характеров и закономерном переходе от одних стадий к другим, в связи с чем Л.Н. Толстой выдвинул интеллектуально-нравственные критерии возрастной периодиза-

ции...»1 Отметим, что ученый также приводит и другие примеры проявления «диалектики души» в произведениях Толстого и полагает, что «основной формой психологического анализа в произведениях Л.Н. Толстого являются внутренние монологи»2.

Безусловно, ученый прав, все вышеперечисленные психические процессы персонажей мы находим в толстовских произведениях и, возможно, все это можно обозначить общим термином «диалектика души» (тем более слово «психология» произошло от греческого слова «психея», то есть душа). Но следует учитывать тот факт, что глубины изображения психических состояний персонажей, обозначенных И. В. Страховым, Толстой может достигать не только при помощи форм «прямого» психологизма (внутренней речи героя, напрямую раскрывающей его душевную диалектику), но и при помощи косвенных форм, то есть через «диалектику тела». Именно поэтому наряду с термином «диалектика души», формами проявления которой является внутренняя речь персонажей, мы вслед за В.И. Порудоминским оперируем понятием «диалектика тела»3. И нередко характер и психология толстовского персонажа складываются при взаимодействии этих двух типов психологизма (например, образы Пьера Безу-хова, Анны Карениной, Вронского и Каренине, Константина Левина и др.). Поэтому в данной работе все те психические процессы/состояния персонажей, которые обозначает И.В. Страхов, осмысляются нами как бы на уровне психофизиологии (взаимодействия тела и души/психики, то есть внутреннего мира)4 персонажа, которая в художественных текстах Толстого складывается из форм «прямого» и «косвенного» психологизма. Условно их можно разделить на психический анализ через внутреннюю речь (в более узком понимании «диалектики души», в состав которой входят «внепластические» элементы) и психический анализ через «диалектику тела», в состав которой входят «пластические» элементы. И именно два эти вида психологического анализа порождают ощущение «текучего» «толстовского человека»5. В литературе о Толстом давно уже

Похожие диссертационные работы по специальности «Русская литература», 10.01.01 шифр ВАК

Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Лебедева, Александра Владимировна, 2011 год

Библиографический список

Источники

1. Толстой JI.H. «Война и мир», «Анна Каренина», «Воскресение», «История вчерашнего дня», «Крейцерова соната», «Хаджи-Мурат», «Что я видел во сне». Все названные тексты, а также дневники, письма, подготовительные материалы к роману «Анна Каренина» взяты по изданию: Полное собрание сочинений: В 90 т. М.; Л., 1928 - 1958.

2. Гоголь Н.В. «Мертвые души» // Гоголь Н. В. Полное собрание сочинений и писем: В 14 т. М.; Л., 1937 - 1952. Т. 6.

3. Лермонтов М.Ю. Лермонтов М.Ю. «Герой нашего времени» // Собрание сочинений: В 6 т. М.; Л., 1954 - 1957. Т. 6.

4. Гольденвейзер А.Б. Вблизи Толстого. Воспоминания. М., 2002

5. Лазурский В.Ф. Дневник // Литературное наследство 1975 № 37 - 38.

6. Сухотина-Толстая Т.Л. Дневники. М., 1987.

7. Толстой С.Л. Очерки былого. Тула, 1968.

8. Толстой С.М. Дети Толстого. Тула, 1994.

9. Толстая С.А. Дневники: В 2 т. М., 1978.

10. Толстая А. Отец: В 2 т. М., 2001.

Теоретико-методологическая литература

1. Бочаров С.Г. Л.Толстой и новое понимание человека. «Диалектика души» // Литература и новый человек. М., 1963.

2. Гинзбург Л .Я. О психологической прозе. Л., 1971.

3. Громов П.П. О стиле Льва Толстого: «Диалектика души» в «Войне и мире». Л., 1977.

4. Громов П.П. О стиле Льва Толстого. Становление «диалектики души». Л., 1971.

5. Есин А.Б. Психологизм русской классической литературы. М., 1988.

6. Крейдлин Г.Е. Невербальная семиотика. М., 2002.

7. Лотман Ю.М. Воспитание души. СПб., 2005.

8. Лотман Ю.М. Беседы о русской культуре. СПб., 2006.

9. Страхов И.В. Психологический анализ в литературном творчестве: В 2 ч. Саратов, 1973.

10. Хализев В.Е. Теория литературы. СПб., 2006.

Критическая и научная литература

1. Аксаков К.С. Обозрение современной литературы // Аксаков К.С., Аксаков И.С. Литературная критика. М., 1982.

2. Анненков П.В. Исторические и эстетические вопросы в романе гр. Л.Н. Толстой «Война и мир» // Л.Н. Толстой в русской критике. М., 1960.

3. Анненков П.В. О мыслях в произведениях изящной словесности // Русская эстетика и критика 40 - 50-х годов XIX века. М., 1982.

4. Арденс H.H. Творческий путь Л.Н. Толстого. М., 1962.

5. Басманов А. Лев Толстой. «Анна Каренина» // Огонек. 1983. № 42.

6. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. М., 1979.

7. Бахтин М.М. Собр. соч.: В 7 т. // Человек у зеркала. М., 1997.

8. Бабаев Э.Г. «Анна Каренина» Л.Н. Толстого. М., 1978.

9. Бабаев Э.Г. Сюжет и композиция романа «Анна Каренина» // Толстой художник. М., 1961.

10. Бабаев Э.Г. Роман и время. «Анна Каренина» Льва Николаевича Толстого. Тула, 1975.

П.Барт Р. Эффект реальности // Барт Р. Избранные работы: Семиотика. Поэтика. М., 1994.

12.Бердяев H.A. Ветхий и новый завет в религиозном сознании Л. Толстого // О религии Толстого: Сборник статей М., 1992.

13.Белинский В.Г. Взгляд на русскую литературу 1847 года // Полн. собр. соч. в 3 т. М., 1948. Т. 3.

14.Белецкий А.И. Избранные труды по теории литературы. М., 1984.

15.Белый А. Душа самосознающая. М., 1999.

16.Белый А. Мастерство Гоголя. М., 1996.

17. Билинкис Я.С. О творчестве Л.Н. Толстого. Л., 1959.

18. Билинкис Я.С. Производство форм человеческого общения // Метод и мастерство. Вологда, 1970. Вып. 1.

19. Бобнева М.И. Проблема общения в психологии. М., 1981.

20.Бойко М. По поводу эпиграфа к роману «Анна Каренина» // Лит. в школе. 1969. №4.

21. Богданов В. Человек и мир в романах Льва Толстого // В мире Толстого. М., 1978.

22. Бочаров С.Г. «Война и мир» Л.Н. Толстого. М., 1987.

23.Бочаров С.Г. О негативной антропологии Гоголя // Литература. 2010. № 15.

24. Бродский И. Лев Толстой и русские художники. Искусство. 1978. № 8.

25. Бубер М. Два образа. М., 1995.

26. Буланов А.И. Логика сердца в романе Л. Толстого «Анна Каренина» // Рус. лит. 1991. №3.

27. Бурнашева Н.И. Диалектика персонажа в творчестве Л. Толстого // Лит. в школе. 1989. № 6.

28. Бурсов Б.И. Избранные работы: В 2 т. Л., 1982.

29.Бялый Г.А. Русский реализм конца XIX века. Л., 1973.

30. Вайтман С. Неевклидова поэтика. М., 2001.

31. Вансяцкая Е.А., Карташкова Ф.И. Невербальные компоненты коммуникации в английском художественном тексте. Иваново, 2005.

32.Ветловская В.Е. Поэтика «Анны Каренина»: система неоднозначных мотивов // Рус. лит. 1978. № 4.

33. Виноградов В.В. Избранные труды. Язык и стиль русских писателей от Гоголя до Ахматовой. М., 2003.

34. Вригт Г.Х. Три мыслителя. СПб., 2000.

35. Выготский Л.С. Психология развития человека. М., 2006.

36. Выготский JI.C. Психология искусства. М., 1968.

37. Галагаи Г .Я. Л.Н. Толстой: художественно эстетические искания. Л., 1981.

38. Гей Н.К. Сопряжение пластичности и аналитичности // Типология стилевого развития XIX века. М., 1977.

39. Гей Н.К. Художественный мир Л.Н. Толстого // Новый мир. 1978. № 8.

40. Гей Н.К. Стиль Л. Толстого и романтическая поэтика // К истории русского романтизма. М., 1973.

41. Гей Н.К. Традиции романтизма и поэтика Л. Толстого // Рус. лит. 1972. №1.

42. Герасимова О.М. Пластика слова. О влиянии изобразительного искусства на творчество Л.Н. Толстого // Толстовский ежегодник. М., 2001.

43.Гинзбург Л.Я. О литературном герое. Л., 1979.

44. Гиршман М.М. Синтез простоты и сложности в стиле. Совмещение противоположностей // Типология стилевого развития XIX века. М., 1977.

45. Горелов И.Н., Енгалычев В.Ф. Безмолвной мысли знак: Рассказы о невербальной коммуникации. М., 1991.

46.Горная В. Мир читает «Анну Каренину». М., 1979.

47.Громека М.С. Критический этюд по поводу романа «Анна Каренина» 5-е издание. М., 1893.

48. Гриффите Фредерик.Т., Рабинович Стэнли. Дж. Третий Рим. Классический эпос и русский роман (от Гоголя до Пастернака). СПб., 2005.

49. Грифцов Б.А. Теория романа. М., 1927.

50. Гродецкая А.Г. Агиографические прообразы в «Анне Карениной» (Житие блудниц и любодеиц и сюжетная линия главной героини романа). М., 1993.

51. Гродецкая А.Г. Ответы предания: жития святых в духовном поиске Льва Толстого. СПБ. 2000.

52. Гусев H.H. Лев Николаевич Толстой. Материалы к биографии с 1870 по 1881 год. М, 1963.

53. Густафсон Ричард Ф. Обитатель и Чужак. Теология художественное творчество Льва Толстого. СПб., 2003.

54. Дарвин Ч. О выражении эмоций у человека и животных. СПб., 2001.

55. Днепров В. Искусство человековедения. Из художественного опыта Льва Толстого. Л., 1985.

56. Днепров В. Изобразительная сила толстовской прозы // В мире Толстого. Сборник статей. М., 1978.

57. Долинину Н.Г По страницам «Войны и мира». Заметки о романе Л.Н. Толстого «Война и мир». Л., 1978.

58. Дружинин A.B. «Метель» «Два гусара» Повести графа Л.Н. Толстого // Литературная критика. М., 1983.

59. Дрягин К.В. Л.Н. Толстой как художник-психолог: К социологическому изучению стиля Толстого. Вятка, 1929.

60. Ерёмина Л.И. Рождение образа. О языке художественно прозы Льва Толстого. М., 1983.

61. Ермилов В.В. Роман Л.Н. Толстого «Анна Каренина». М., 1963.

62. Ермилова Г.Г. Тайна князя Мышкина. О романе Достоевского «Идиот». Иваново, 1993.

63. Ермилова Г.Т. От Гоголя до Набокова. Статьи о русской литературе. Иваново, 2007.

64.Жданов В.А. Любовь в жизни Льва Толстого. М., 1993.

65. Жданов В.А. Творческая история «Анны Карениной». Материалы и наблюдения. М., 1957.

66. Женщина дома и в обществе. М., 1912.

67. Жизнь в свете, дома и при дворе. Репринтное воспроизведение издания 1890 г. СПб., 1990.

68. Жук A.A. Русская проза второй половины XIX века. М., 1981.

69. Зверев A.M., Туниманов В.А. Лев Толстой. М., 2006.

70. Иванов В.И. Достоевский и роман-трагедия // По звездам. Борозды и межи. М., 2007.

71. Илюшин A.A. Из наблюдений над стилем Л. Толстого // Рус. яз. в школе. 1970. №5.

72. Карасев Л.В. Толстой и мир // Вещество литературы. М., 2001.

73. Ковалев В. А. Поэтика Льва Толстого. М., 1983.

74. Ковалев В.А. Искусство психологической детали у Льва Толстого // Русская литература 1870-1890 годов. Свердловск, 1980.

75> Ковалев В.А. О стиле художественной прозы. М., 1960.

76. Кон И.С. В поисках себя: личность и ее самосознание. М., 1987.

77. Комянов В. Поэтический мир эпоса: О романе Л. Толстого «Война и мир». М., 1978.

78. Кормилов С.И. Историческая деталь в «Войне и мире» // Лит. в школе. 1978. №4.

79. Крейдлин Т.Е. Мужчины и женщины в невербальной коммуникации. М., 2005.

80. Кричевская Л.И. Искусство портретной детали в романе Л. Толстого «Войне и мире» // Лит. в школе. 1978. № 5.

81. Кузминская Т.А. Моя жизнь дома и в ясной поляне. Воспоминание. М., 1986.

82. Купреянова Е.Н. Эстетика Л.Н. Толстого. М., 1966.

83. Купреянова Е.Н. Роман Л.Н. Толстого «Анна Каренина». Тула, 1953.

84. Лаврентьева Е.В. Повседневная жизнь дворянства пушкинской поры. Этикет. М., 2007.

85. Леонтьев К.Н. Анализ, стиль и веяние. О романах Л.Н.Толстого. Критический этюд // Вопр. лит. 1988. №12; Вопр. лит. 1989. № 1.

86. Ленин В.И. Лев Толстой, как зеркало русской революции // О Толстом. М., 1978.

87. Лотман Ю.М. В школе поэтического слова. Пушкин. Лермонтов. Гоголь. М. 1988.

88. Лотман Ю.М. Об искусстве. СПб., 2005.

89. Лотман Ю.М. О русской литературе. СПб., 2005.

90.Маймин Е.А. Лев Толстой. М., 1978.

91.Манаев Н.С. Изобразительные источники «Войны и мира» и специфика пластичности прозы Л.Н. Толстого // Проблемы истории русской литературы. Тула, 1973.

92. Мардов И.Б. Лев Толстой на вершинах жизни. М., 2003.

93. Мардов И.Б. Лев Толстой. Драма и величие любви: Опыт метафизической биографии. М., 2005.

94. Мардов И.Б. Отмщение и воздояние // Вопр. лит. 1998. № 4.

95. Мануйлов В.А. Вслед за Лермонтовым. Звезда. 1978. № 8.

96. Мережковский Д.С. Л. Толстой и Достоевский. Вечные спутники. М., 1995.

97. Масловский В. «Высказать правду о душе человека» // Лит. в школе. 1989. № 6.

98. Молодой Л.Н. Толстой. Сборник статей. Казань, 2002.

99. Мотылева Т.Л. О мировом значении Л.Н. Толстого. М., 1957.

100. Мышковская Л.М. Мастерство Л.Н. Толстого. М., 1958.

101. Наживин И.Ф. Душа Толстого. Неопалимая купина. М., 2003.

102. Набоков В.В. «Лекции по русской литературе». СПб., 2010.

103. Одиноков В.Г. Поэтика романов Л.Н. Толстого. Новосибирск, 1978.

104. Осмоловский О.Н. Проблема жанра и структуры характера романа Л. Толстого «Анна Каренина» // Вопр. лит. 1978. № 1.

105. Осмоловский О.Н. Принципы познания и изображения человека в романе Л.Н. Толстого «Анна Каренина» // Филол. науки. 1978. № 3.

106. Правила вежливости и светского этикета. Репринтное воспроизведение издания 1889 года. М., 2007.

107. Подорога В.А. Мимесис. Материалы по аналитической антропологии литературы. Том 1. Н. Гоголь, Ф. Достоевский. М., 2006.

108. Пиз А. Язык телодвижений. М., 2003.

109. Полнер Т. Лев Толстой и его жена. М., 2000.

110. Полякова Е.А. Поэтика драмы и эстетика театра в романе: «Идиот» и «Анна Каренина». М., 2002.

111. Порудоминский В. О Толстом. СПб., 2005.

112. Психология телесности между душой и телом. М., 2007.

113. Пухачёв С.Б. Жест и мимика у Ф.М.Достоевского// Литература. № 14. 2006.

114. Пухачёв С.Б. Поэтика жеста в произведениях Ф.М.Достоевского (на материале романов «Преступление и наказание», «Идиот», «Бесы», «Подросток», «Братья Карамазовы»)//Автореф. дис.... канд. филол. наук. Великий Новгород, 2006.

115. Пруцков Н.И Об одной параллели («Анна Каренина» Толстого и «Дама с собачкой» Чехова) // Классическое наследие и современность. Л., 1988.

116. Развитие реализма в русской литературе. М., 1973. Т. 2. Кн. 2.

117. Русские мыслители о Льве Толстом. Сборник статей. Ясная Поляна, 2002.

118. Рубичева Ю.А. Невербальный диалог в общении взрослых и детей в романе Л.Н. Толстого «Война и мир» // Рус. словесность. 2009. № 3.

119. Рождественский Б.В. О композиции романа Л.Н.Толстого «Анна Каренина» // Уч. зап. Моск. пед. ин-та. Т. 7. Вып. 1, М., 1954.

120. Сабуров A.A. «Война и мир» Л.Н.Толстого. Проблематика и поэтика. М., 1959.

121. Русская литература 1970- 1890 годов. Сборник статей. Свердловск, 1978.

122. Сабуров A.A. «Война и мир» Л.Н.Толстого. Проблематика и поэтика. М., 1959.

123. Селезнев Ю.И. Многоголосие стилевой системы // Типология стилевого развития XIX века. М., 1977.

124. Скафтымов А.П. Статьи о русской литературе. Саратов, 1958.

125. Сливицкая О.В. Внешний и внутренний ракурс создания «образа человека»: «Анна Каренина» // Яснополянский сборник. Тула, 2004.

126. Сливицкая О.В. О многозначности восприятия «Анны Карениной» // Рус. лит. 1990. № 3.

127. Сливицкая О.В. Об эффекте жизнеподобия в «Анне Карениной» ритм композиции // Рус. лит. 2002. № 2.

128. Сливицкая О.В. «Война и мир» Л.Н.Толстого. Проблемы человеческого общения. Л., 1988.

129. Соловьев С. О некоторых особенностях стилистического мастерства Толстого // В мире Толстого. Сборник статей. М., 1978.

130. Силантьев И.В. Поэтика мотива. М., 2004.

131. Спектор Н.Б. О «стерновской» и «карамзинской» чувствительности

в

интерпретации молодого Л.Н, Толстого // Карамзинский сборник. 4.1. Биография. Творчество. Традиции. XVIII век. Ульяновск, 1977.

132. Старк В.П. Портреты и лица. СПб., 1995.

133. Степанов А.Д. Проблемы коммуникации у Чехова. М., 2005.

134. Страхов И.В. Психологический анализ в творчестве Л.Н.Толстого // Вопр. лит. 1978. № 4.

135. Суркова Ж.Л. Поэтика романа Л.Н.Толстого «Анна Каренина»: идиллические мотивы и эсхатологическая символика. Иваново, 2003.

136. Сырица Г.С. По одежде встречают. Изобразительная роль описания одежды персонажей в романах Л.Н. Толстого «Война и мир», «Воскресение» // Рус. яз. в школе. 1986. № 2.

137. Сырица Г.С. Языковые средства создания женских образов в романе Л. Толстого «Война и мир» // Рус. яз. в школе. 1985. № 2.

138. Тарасов А.Б. Что есть истина? Праведники Льва Толстого. М., 2001.

139. Тарасов А.Б. Какую правду проповедовал Толстой? // Лит. в школе. 2003. № 3.

140. Тело в русской культуре. Сборник статей. М., 2005.

141. Теоретическая поэтика: Понятия и определения: Хрестоматия для студентов. Авт.-сост. Н.Д. Томарченко. М., 2002.

142. Терминология современного зарубежного литературоведения (Страны Западной Европы и США). Справочник. Выпуск 1. М., 1992.

143. Толстой Лев Николаевич. Сборник статей о творчестве. М., 1955.

144. Толстой JI.H. Сборник статей. Горький, 1960

145. Толстовский ежегодник. М., 2001.

146. Толстовский ежегодник. М., 2002.

147. Толстовский сборник. Выпуск 5. Доклады и сообщения XII толстовских чтений. Тула, 1975.

148. Третьякова H.H. Образ в искусстве. Основы композиции. Свято-Введенская Оптина Пустынь, 2001.

149. Усманов Л.Д. Роман Л.Н. Толстого «Анна Каренина» и научные споры 60 - 70 годов XIX века // Рус. лит. 1985. № 3.

150. Успенский И.Н. Роман Л.Н. Толстого «Анна Каренина». М., 1954.

151. Фортунатов Н.М. Творческая лаборатория писателя. М., 1983.

152. Федосюк М.Ю. Портреты в «Анне Карениной» // Рус. речь. 1986. № 6.

153. Франк С.Л. Душа человека. Опыт введения в философскую психологию. В кн.: Франк С.Л. Предмет знания. Душа человека. М., 2000.

154. Хализев В.Е. Своеобразие художественной пластики в «Войне и мире» // В мире Толстого. Сборник статей. М., 1978.

155. Храпченко М.Б. Лев Толстой как художник. М., 1978.

156. Храпченко М.Б. Реализм Льва Толстого. М., 1953.

157. Чагин Г.В., Ремизов В.Б., Козьмина М. А. Ф.И. Тютчев и Л.Н.Толстой. Два гения: В 2 т. Т 1. Воспроизведение текстов Ф.И. Тютчева с пометами Толстого. Репринтное воспроизведение издания 1886 г. М., 2003.

158. Чернышевский Н.Г. Детство и Отрочество. Военные рассказы графа Л.Н. Толстого // Л.Н. Толстой в русской критике. М., 1960.

159. Чернец Л.В. Бесконечный лабиринт сцеплений // Рус. словесность. 1998. № 6.

160. Чичерин A.B. О языке и стиле романа - эпопеи «Война и мир». Львов, 1956.

161. Чичерин A.B. Возникновение романа эпопеи. М., 1975.

162. Шелгунова Л.М. «Указание на рече-жестовое поведение персонажей как средство создания образов в русской повествовательной художественной прозе». Волгоград, 1979.

163. Шелгунова Л.М. Взаимоотношение языковых и параязыковых факторов в романе Л.Н. Толстого «Воскресение» // Филол. науки. 1978. № 3.

164. Шестов Л. Апофеоз беспочвенности. М., 2000.

165. Шкловский В.Б. Энергия заблуждения.

166. Шкловский В.Б. Лев Толстой. М., 1963.

167. Шмигельская Л.Е. Отражение общественной жизни 70-х годов в романе

Л.Толстого «Анна Каренина» // Вестник Московского университета. Филология. 1867. № 1.

168. Шопенгауэр А. О физиогномике // Афоризмы и максимы. Л., 1991.

169. Эльсберг Я.Е. Стили реализма и русская культура второй половины XIX века //Типология стилевого развития XIX века. М., 1977.

170. Эйхенбаум Б.М. Лев Толстой. Семидесятые годы. Л., 1974.

171. Эпштейн М.Н. Слово и молчание: Метафизика русской литературы. М., 2006.

172. Эткинд Е.Г. Психопоэтика. «Внутренний человек» и внешняя речь. Статьи и исследования. СПб. 2005.

173. Язык и стиль Л.Н. Толстого. Сборник статей. Тула, 1978.

174. Якубинский Л.П. Избранные работы: Язык и его функционирование. М., 1986.

175. Яснополянский сборник. Тула, 1998.

176. Яснополянский сборник. Тула, 2000.

177. Яснополянский сборник. Тула, 2002.

178. Яснополянский сборник. Тула, 2004.

179. Яснополянский сборник. Тула, 2006.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.