Непрерывное профессиональное образование в сфере народного декоративно-прикладного искусства тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 13.00.08, кандидат педагогических наук Толбузина, Татьяна Викторовна

  • Толбузина, Татьяна Викторовна
  • кандидат педагогических науккандидат педагогических наук
  • 2007, Москва
  • Специальность ВАК РФ13.00.08
  • Количество страниц 157
Толбузина, Татьяна Викторовна. Непрерывное профессиональное образование в сфере народного декоративно-прикладного искусства: дис. кандидат педагогических наук: 13.00.08 - Теория и методика профессионального образования. Москва. 2007. 157 с.

Оглавление диссертации кандидат педагогических наук Толбузина, Татьяна Викторовна

Введение.

Глава I. Теория и практика становления и развития непрерывного профессионального образования в сфере народного декоративноприкладного искусства.

1 -1 • Историческая ретроспектива становления и развития профессионального образования в России.

1.2. Современное состояние профессионального образования в народном декоративно-прикладном искусстве.

1 -3. Сравнительный анализ экспериментальных образовательных моделей в системе непрерывного профессионального образования в отечественной и зарубежной педагогике.

1-4. Теоретическое обоснование педагогической модели учебного заведения нового типа.

Выводы по I главе.

Глава II. Методика профессиональной подготовки в области народного декоративно-прикладного искусства.

2.1. Научно-педагогическое обеспечение непрерывного профессионального образования учебного заведения нового типа.

2.2 Ход и результаты экспериментального исследования.

Выводы по II главе.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория и методика профессионального образования», 13.00.08 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Непрерывное профессиональное образование в сфере народного декоративно-прикладного искусства»

В современных условиях радикального обновления всех сфер Российского общества одной из главных задач является обеспечение качества образования на основе сохранения его фундаментальности и непрерывности, соответствия перспективным потребностям личности, общества и государства. В связи с этим важной для педагогики задачей представляется развитие у молодежи творческого потенциала, индивидуальных и интеллектуальных качеств. Становится все более очевидным, что большой научный и практический интерес представляет изучение теории и практики существующего образования в системе народного декоративно - прикладного искусства, от которого во многом зависит судьба национальной художественной культуры.

Президент России В.В.Путин в своем выступлении на заседании Государственного Совета 26.12.2006г отметил, что «.для нашей многонациональной страны разнообразие народного творчества, обрядов, обычаев, ремесел не только бесценное наследие, - это наше общенациональное преимущество. Важно приобщать молодежь к процессу сохранения и развития народного наследия, повышать престиж профессий, связанных с традиционной культурой» (115).

Анализ состояния теории и практики образования в области народного декоративно - прикладного искусства как в России, так и в различных странах

Европы показал, что труд, отношение к труду перестают быть главной жизненной ценностью молодёжи. Однако исторически сложилось, что труд является основой человеческого существования, единственным источником богатства, фактором формирования и развития личности. Психологическая и практическая готовность к сознательному и активному труду на благо общества - важный аспект национального воспитания подрастающего поколения, и решающую роль в этом играет народное декоративно-прикладное искусство.

Многие искусствоведы народного декоративно-прикладного искусства рассматривают в своих работах проблемы художественного профессионального образования: И.Я.Богуславская, Н.М.Ведерникова,

В.МВишневская, Ю.Б.Иванова, Н.Н.Мамонтова, М.А.Некрасова, Е.С.Потапова, Л.Я.Супрун, Н.В.Черкасова и другие (42;43;49;61;62;85;86;). Они подтверждают 'очевидность того, что необходимо прямое обращение к проблеме «народной художественной педагогики», закрепления и передачи мастерства, развития творческой личности обучающихся в образовательных учреждениях. Это особенно актуально сегодня, когда перестали существовать большинство предприятий народных художественных промыслов и все очевиднее становится воздействие массовой культуры на подрастающее поколение, в данном случае - китчевой и контрафактной продукции в виде различных некачественных поделок, не только лишённых сущности народного прикладного искусства, но и дискредитирующих истинную национальную культуру. На этом фоне образование в народном прикладном искусстве приобретает особую важность, поскольку только образованный художник, истинный носитель этой культуры, своей художественно-творческой деятельностью может не только противопоставить собственные профессиональные высокохудожественные уникальные работы поддельной массовой продукции, но и способствовать духовному развитию детей и молодёжи, воспитанию эстетического вкуса, особого отношения к истории собственной страны, ручному художественному труду и т.п.

Сложившаяся за многие десятилетия система профессионального образования в области народного декоративно - прикладного искусства, претерпела значительные изменения, в связи с переходом государства к рыночной экономике. Современная ситуация отрицает многие положения существовавшей практики подготовки специалистов в области народного декоративно-прикладного искусства. В связи с этим, проблема научно-педагогического обеспечения непрерывного профессионального образования в сфере народного декоративно - прикладного искусства в современных условиях становится все более актуальной.

А.В.Бакушинский, М.Д.Бернштейн, Н.Р.Казанская, В.Ф.Максимович, Ц.Н.Мамонтова, Б.М.Неменский, Л.Г.Савенкова, О.В.Федотова, Н.Н.Фомина,

Б.П.Юсов и др., рассматривавшие в своих исследованиях теорию и практику художественного образования, подчеркивают необходимость сохранения и культурного многообразия и народного творчества и воспитания уважения к нему (10;58;63;75;83;95;137;138;139;140;147).

В данном исследовании мы опирались на труды Л.С.Выготского, В.В.Давыдова, С.Л.Рубинштейна, А.Н.Леонтьева, А.Н.Лурия, Д.Б.Эльконина и других ученых-психологов, которые пришли к выводу о возможности управления процессом развития личности, решающей роли воспитателя в формировании человека, об определяющем значении социальной среды в освоении духовных богатств предшествующих поколений (60;101;105;134;150).

Следует отметить, что проблема развития системы профессионального образования чрезвычайно широка и многогранна. Анализ литературы по этой проблеме показал, что ею занимались отечественные и зарубежные ученые (П.Ф.Анисимов, С.Я.Батышев, А.П.Беляева, Л.А.Волович, В.М.Жураковский, П.Ф.Кубрушко, В.С.Леднев, В.М.Логинов, Т.Ю.Ломакина, С.П.Ломов, Г.В.Мухаметзянова, А.А.Найн, А.М.Новиков, П.Н.Осипов, Сэдлак Ян, Е.В.Ткаченко, Хюсен Торсен, Н.Н.Шамрай и др.).

В результате поиск выхода из противоречия между сложившейся ранее системой подготовки специалистов в области народного декоративно-прикладного искусства и появившимися, но мало используемыми возможностями непрерывного профессионального образования в настоящее время выявил проблему разработки содержания, форм и методов непрерывного профессионального образования в сфере народного декоративно - прикладного искусства.

Цель исследования - теоретически и методически обосновать научно-педагогическое обеспечение непрерывного профессионального образования в сфере народного декоративно-прикладного искусства.

Объект исследования - содержание непрерывного профессионального образования в народном декоративно-прикладном искусстве.

Предмет исследования - процесс непрерывного профессионального образования в сфере народного декоративно-прикладного искусства.

Гипотеза исследования - научно-педагогическое обеспечение непрерывного профессионального образования в сфере народного декоративно-прикладного искусства будет эффективным, если:

• организация непрерывного профессионального образования в народном прикладном искусстве будет основана на интеграции форм и методов различных уровней образования и преемственности содержания обучения в конкретном направлении народного прикладного искусства;

• определены и обоснованы принципы оптимизации профессиональной подготовки, обеспечивающие непрерывность образования в области народных художественных промыслов;

• разработана и экспериментально проверена педагогическая модель, включающая учебную и художественно-творческую деятельность в их взаимодействии и формирующая будущего художника как носителя вековых традиций народного искусства.

Задачи исследования:

1. Изучить теорию и практику становления и развития непрерывного профессионального образования в сфере народного декоративно-прикладного искусства.

2. Теоретически обосновать принципы оптимизации профессиональной подготовки и разработать педагогическую модель учебного заведения нового типа в народном прикладном искусстве и определить требования к ее организации и управлению.

3. Экспериментально проверить научно-педагогическое обеспечение непрерывного профессионального образования в сфере народного декоративно-прикладного искусства.

Методологической основой исследования являются: классическая теория познания (В.И.Вернадский, Э.В.Ильенков, И.Кант, П.Флоренский, Ф.Шеллинг и др.); деятельностный, комплексный, личностный подход к обучению (Л.И.Божович, Л.С.Выгодский, С.Л.Рубинштейн и др.); концепции личностноориентированной парадигмы образования (А.А.Бодалев, В.Г.Ражников, И.Н.Семенов и др.); общетеоретические положения о соотношении категорий рационального и чувственного в эстетическом познании (А.А.Мелик-Пашаев, Б.М.Неменский, Е.М.Торшилова, Б.П.Юсов и др.); общетеоретические подходы к профессиональной подготовке специалиста как педагогической системе (Е.А.Бодина, Э.Ф.Зеер, Т.Ю.Ломакина, С.П.Ломов, В.А.Сластенин, В.Д.Шадриков, Н.Н.Шамрай, М.Б.Яковлева и др.); теория профессионального образования (СЛ.Батышев, А.М.Новиков, ЕБ.Ткаченко и

ДР-)

Методы исследования определялись его целью, решением теоретических и практических задач. В ходе исследования использовались следующие общенаучные методы: системный анализ проблемы непрерывного профессионального образования, исторический анализ отечественных и зарубежных образовательных концепций; теоретический анализ философской, психолого-педагогической, научно-методической литературы; исследование состояния профессиональной подготовки в учебных заведениях; организация и проведение педагогического эксперимента, статистическая обработка его результатов.

Научная новизна исследования.

Уточнена и определена специфика понятия непрерывного профессионального-образования в-сфере народного прикладного искусства, которая представляет собой процесс передачи мастерства на основе проникновения в духовную сущность народного искусства, преемственности поколений, коллективного характера труда и сохранения художественных исторических традиций.

Разработана педагогическая модель учебного заведения народного прикладного искусства нового типа, определены требования к ее организации и управлению: создание продуктивной образовательной среды; педагогическая оптимизация управленческих действий; создание профессионального поля для обмена опытом студентов и педагогов в сфере народного декоративноприкладного искусства; экономическая целесообразность; полихудожественная направленность интеграции знаний, умений и навыков; уровневая градация интегративного процесса профессионального обучения.

Теоретическая значимость исследования.

Проведён научный ретроспективный анализ становления системы образования в народных художественных промыслах, спроектирована стратегия обновления обучения и воспитания будущих профессионалов народного прикладного искусства как носителей этой культуры.

Теоретически обоснованы принципы оптимизации профессиональной подготовки в народном прикладном искусстве, лежащие в основе разработанной педагогической модели: проецирование традиционных психолого-педагогических приёмов формирования мастерства на современный образовательный процесс, организация продуктивной образовательной среды по законам художественного творчества, перенос общих способов, полученных от наставника в конкретном виде народных художественных промыслов, на собственную художественную деятельность ученика (определение замысла, способов воплощения в проекте и в материале, индивидуальный смысл, нахождение собственного почерка, своей индивидуальности при создании художественного образа работы и т.д.), - обеспечивающих непрерывность профессионального образования.

Практическая значимость исследования:

Разработаны пути обновления содержания образования на различных уровнях, а также научно-методические материалы по организации и управлению непрерывным профессиональным образованием: обновлённые учебные планы, методические и дидактические материалы для учащихся и студентов - будущих художников народного прикладного искусства.

Разработаны спецкурсы, в том числе «Народное прикладное искусство: непрерывное профессиональное образование», «Правовые аспекты деятельности будущего художника в народном прикладном искусстве», авторская учебная программа по правовому воспитанию обучающихся в учебных заведениях народных художественных промыслов.

Полученные результаты могут быть использованы при организации учебно-воспитательного процесса в учреждениях непрерывного профессионального образования, в системе повышения квалификации преподавательских кадров, в центрах повышения педагогического мастерства непосредственно в местах возникновения и бытования народных художественных промыслов.

Аргументированность и достоверность результатов исследования обеспечена исходной теоретико-методологической базой, разнообразием методов исследования, объективным анализом полученных результатов, многолетним педагогическим опытом соискателя в образовательных учреждениях.

Основные этапы исследования:

I этап (2003-2004 гг.) характеризуется как поисковый - теоретическое исследование психолого-педагогической литературы по исследуемой проблеме; изучение и обобщение опыта работы предприятий; анализ нормативной базы, регламентирующей работу предприятий и организаций различных форм собственности в сфере народного декоративно-прикладного искусства; изучение архивных материалов; разработка структуры педагогической модели учебного заведения нового типа.

II этап (2004 - 2005 гг.) научно-экспериментальный - определение исходной позиции и цели исследования; уточнение задач; проведение экспериментальных исследований с целью апробации и внедрения педагогической модели учебного заведения нового типа; апробация концептуальных подходов к разработке педагогической модели учреждений нового типа на конференциях, семинарах.

Ш этап (2005-2007 гг.) завершение педагогического эксперимента - анализ, систематизация и обобщение материалов исследования; корректировка научных позиций на основе результатов экспериментального исследования; оформление результатов исследования.

База исследования. Проверка выдвигаемых положений о научно-педагогическом обеспечении непрерывного профессионального образования в народном прикладном искусстве осуществлялась с помощью эксперимента, который проводился в следующих образовательных учреждениях: государственном образовательном учреждении высшего профессионального образования Высшая школа народных искусств (институт) (гг. Москва, Санкт-Петербург), Богородском художественном училище, Красносельском училище художественной обработки металлов, Мстерском художественном училище им. Ф.А.Модорова, Палехском художественном училище им. М.Горького, Торжокском профессиональном училище золотого шитья, Федоскинском училище миниатюрной живописи. В общей сложности экспериментальным исследованием было охвачено более 600 учащихся и студентов, что составляет более 50 % всех обучающихся в системе немногочисленных по контингенту учебных заведений народного прикладного искусства.

Апробация результатов исследования.

Направления исследования и отдельные его результаты обсуждались и получили одобрение на заседаниях лаборатории пластических искусств Института художественного образования РАО (2005г., 2006 г.), на международных научно-практических конференциях: «Традиционное прикладное искусство и образование: исторический опыт, современное состояние, перспективы развития» (Москва, 2003 г., Санкт-Петербург, 2004 г.), «Народное прикладное искусство и образование» (Москва, 2003 г.), «Диалог: непрерывное художественное образование и традиционное прикладное искусство» (Санкт-Петербург 2004 г.); «Модернизация профессионального послевузовского образования: теория и практика подготовки научно-педагогических кадров» (Томск, 2006 г.); «Худояровские чтения» (Н.Тагил, 2003 г., 2005 г.) - путем публикации научных статей, отражающих основные вопросы по исследуемой проблеме.

Внедрение результатов исследования.

Результаты исследований получили поддержку и внедрены в образовательных учреждениях начального, среднего и высшего профессионального образования гг. Москвы, Санкт-Петербурга, Московской и Вологодской областей.

Положения, выносимые на защиту:

1. Народное прикладное искусство, являясь важнейшим историческим художественным пластом национальной культуры России и предметом специального исследования, представляет собой процесс передачи мастерства на основе проникновения в духовную сущность народного искусства, преемственности поколений, коллективного характера труда и сохранения художественных исторических традиций. В логике данной позиции спроектирована стратегия обновления обучения и воспитания будущих профессионалов народного прикладного искусства как носителей этой культуры.

2. Научно-методические разработки педагогической модели непрерывного профессионального образования определили требования к созданию продуктивной образовательной среды, профессионального поля для обмена опытом студентов и педагогов в сфере народного прикладного искусства и полихудожественной направленности интеграции знаний, умений и навыков с учётом уровневой градации профессионального образования.

3. Научно-педагогическое обеспечение непрерывного профессионального образования - это процесс поиска и разработки организационных, педагогических, управленческих и методических механизмов доведения научных результатов до их практического применения в деятельности учебных заведений нового типа на основе принципов проецирования традиционных психолого-педагогических приёмов формирования мастерства на современный образовательный процесс; организации продуктивной образовательной среды по законам художественного творчества; перенос общих способов, полученных от наставника в конкретном виде народных художественных промыслов на собственную художественную деятельность ученика.

Похожие диссертационные работы по специальности «Теория и методика профессионального образования», 13.00.08 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Теория и методика профессионального образования», Толбузина, Татьяна Викторовна

Выводы по II главе

В процессе экспериментальной работы получены данные, свидетельствующие о качестве профессионального образования в сфере народного декоративно-прикладного искусства в рамках реализации педагогической модели учебного заведения нового типа.

1.В части информационно-ознакомительного направления эксперимент показал, что 92% студентов экспериментальных групп, прошедшие весь этап непрерывного профессионального образования -абсолютно владеют сведениями о многовековой истории народных художественных промыслов, деятельности художников - мастеров в целом и своего конкретного вида народных художественных промыслов, в частности, в то время, когда только 63% обучающихся в контрольных группах показали эти знания на «4», «5» баллов.

2.В направлении - профессиональная грамотность эксперимент показал, что из числа поступивших в колледж по специальности «Художественная вышивка» и «Кружевоплетение» после девятого класса общеобразовательной школы с углубленным изучением народных художественных промыслов - 80% получили отличные оценки по рисунку, живописи, композиции; и 100% - отличные оценки по мастерству, в то время только 40% поступивших в колледж после обычной общеобразовательной школы получили «4» и «5» по рисунку, живописи, композиции и 30% по мастерству. 90% студентов поступивших в вуз по специальности «Художественная вышивка» и «Художественная роспись по металлу» после колледжа по этим же специальностям сдали сессию по спецпредметам на хорошо и отлично, в то время в контрольных группах, где студенты не имели промежуточного среднего профессионального образования по профилю обучения, только 20% получили «4» и «5» по тем же спецпредметам.

3.В направлении культурно-просветительной деятельности как показал эксперимент, 36% студентов экспериментальных групп проявили профессиональный интерес кроме своего, к другим видам народных художественных промыслов. Они изучали народные художественные промыслы в музеях и выставках, участвовали в международных всероссийских научных конференциях и т.д. В контрольных же группах только 13% студентов заинтересовались профессионально другими видами народных художественных промыслов.

Таким образом, формирующий эксперимент полностью подтвердил действенность разработанной модели учебного заведения нового типа в народном декоративно-прикладном искусстве.

Данные, полученные в ходе педагогического эксперимента, позволили сделать следующие выводы:

- данные об успеваемости учащихся свидетельствуют о том, что проведенные в процессе экспериментальной работы изменения в учебных планах в экспериментальных группах как колледжа, так и института способствовали оптимизации учебной нагрузки;

- перераспределившаяся нагрузка позволила администрации и студентам рационально подойти к свободному от занятий времени, т.е. использовать его для устранения пробелов в знаниях, устранения задолженностей, и развития своих творческих способностей;

- изменения позволили организовать студентов к самостоятельной творческой работе, как в теоретическом курсе, так и на практике, что сказалось на повышении качества успеваемости студентов.

Таким образом, в целом результаты экспериментальной работы позволили констатировать, что научно-педагогическое обеспечение непрерывного профессионального образования заключается в создании условий (научных, методических, нормативных, организационных и др.) для функционирования и развития учебных заведений нового типа.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Проведенное теоретическое и практическое исследование непрерывного профессионального образования в сфере народного декоративно-прикладного искусства подтвердило правомерность выдвинутой гипотезы и позволило сделать следующие выводы.

1.Непрерывное профессиональное образование в области народного прикладного искусства представляет собой процесс приобщения к художественным ценностям многовекового художественного опыта, основанного на передаче из поколения в поколение художественных исторических традиций, коллективном характере уникального труда, преемственности поколений народного прикладного искусства, возникшего и развивающегося в местах бытования конкретного направления народных художественных промыслов.

2.Педагогическая модель непрерывного профессионального образования в образовательных учреждениях нового типа разрабатывалась по законам художественного творчества: на принципах создания продуктивной образовательной среды; педагогической оптимизации управленческих действий; создания профессионального поля для обмена опытом студентов и педагогов в сфере народного декоративно-прикладного искусства; экономической целесообразности; полихудожественной направленности интеграции знаний, умений и навыков; уровневой градации интегративного процесса профессионального обучения.

3.Теоретически обоснованы принципы оптимизации профессиональной подготовки в народном прикладном искусстве лежащие в основе разработанной педагогической модели: дидактическое обновление содержания учебного процесса, его фундаментальность; применение инновационных технологий, обеспечивающих качество профессиональной подготовки; проецирование традиционных психолого-педагогических приёмов формирования мастерства на современный образовательный процесс, перенос общих способов, полученных от наставника в конкретном виде народных художественных промыслов на собственную художественную деятельность ученика, обеспечивающих непрерывность профессионального образования.

4.Научно-педагогическое обеспечение непрерывного профессионального образования в сфере народного декоративно-прикладного искусства - это формирование новых механизмов, которые характеризуются преемственностью содержания образования, разнообразием и вариативностью учебных программ, адекватных уровням профессиональной подготовки, возрождению народных художественных промыслов, и процесс поиска и разработки организационных, педагогических, управленческих и методических механизмов доведения научных результатов до их практического применения в деятельности учебных заведений нового типа.

5.В процессе экспериментальной работы получены данные, свидетельствующие о качестве профессионального образования в сфере народного декоративно-прикладного искусства в рамках реализации педагогической модели учебного заведения нового типа:

- в части информационно-ознакомительного направления эксперимент показал, что 92% студентов экспериментальных групп, прошедшие весь этап непрерывного профессионального образования - абсолютно владеют сведениями о многовековой истории народных художественных промыслов, деятельности художников - мастеров в целом и своего конкретного вида народных художественных промыслов, в частности, в то время, когда только 63% обучающихся в контрольных группах показали эти знания на «4», «5» баллов.

- в направлении - профессиональная грамотность эксперимент показал, что из числа поступивших в колледж по специальности «Художественная вышивка» и «Кружевоплетение» после девятого класса общеобразовательной школы с углубленным изучением народных художественных промыслов - 80% получили отличные оценки по рисунку,

127 живописи, композиции; и 100% - отличные оценки по мастерству, в то время только 40% поступивших в колледж после обычной общеобразовательной школы получили «4» и «5» по рисунку, живописи, композиции и 30% по мастерству. 90% студентов поступивших в вуз по специальности «Художественная вышивка» и «Художественная роспись по металлу» после колледжа по этим же специальностям сдали сессию по спецпредметам на хорошо и отлично, в то время в контрольных группах, где студенты не имели промежуточного среднего профессионального образования по профилю обучения, только 20% получили «4» и «5» по тем же спецпредметам.

- в направлении культурно-просветительной деятельности как показал эксперимент, 36% студентов экспериментальных групп проявили профессиональный интерес кроме своего, к другим видам народных художественных промыслов. Они изучали народные художественные промыслы в музеях и выставках, участвовали в международных всероссийских научных конференциях и т.д. В контрольных же группах только 13% студентов заинтересовались профессионально другими видами народных художественных промыслов.

Проведенное исследование не исчерпывает все аспекты этой сложной проблемы. Полученные результаты могут быть использованы при разработке содержания проектов в области педагогического обеспечения непрерывного профессионального образования в народном декоративно-прикладном искусстве.

Список литературы диссертационного исследования кандидат педагогических наук Толбузина, Татьяна Викторовна, 2007 год

1. Абакумова Е.И. Методические основы творческой деятельности школьников при изучении народных художественных промыслов: Автореферат . канд.пед.наук. — М., 1998. — 20 с.

2. Анисимов П.Ф. Регионализация среднего профессионального образования (вопросы теории и практики). М.:Высшая школа, 2002. -267с.

3. Анисимов П.Ф. Инновации в системе среднего профессионального образования. Казань: Институт среднего профессионального образования РАО, 2002. - 110 с.

4. Андреевич Б. Художники Худояровы. Свердловск. 1945. 78 с.

5. Анри де Моран. История декоративно-прикладного искусства от древнейших времен до наших дней. М.: Искусство, 1982. 435 с.

6. Аристотель. Соч. в 4-х т. Т. 4 М.:1983.

7. Атутов П.Р. Технология и современное образование. //Педагогика. — 1996. — № 2. — с. 11-14.

8. Атутов П.Р., Поляков В.А. Роль трудового обучения в политехническом образовании школьников.— М.: Просвещение, 1985.— 128 с.

9. Бабанский Ю.К. Проблемы повышения эффективности педагогических исследований. — М.: Педагогика, 1986. — 192 с.

10. Бакушинский А.В. Художественное творчество и воспитание. М: Культура и просвещение . 1992. 66 с.

11. Бакушинский А.В. Искуссто Мстеры. М.: КОИЗ., 1934. - 102с.

12. Бакушинский А.В. Искусство Палеха. М.: тип.Госзнак, 1934. -266 с.

13. Бакушинский А.В. Исследования и статьи. М., 1981. 176 с.

14. Бакушинский А.В. Русские художественные лаки. М., 1933. -245 с.

15. Бардина Р.А. Изделия народных художественных промыслов и сувениры (товароведение и организация торговли). -М.: Высшая школа. 1986.-300 с.

16. Бародулин В.А., Танкус О.В. Основы художественного ремесла. М.: Просвещение, 1979. -224 с.

17. Батышев С.Я. Реформа профессиональной школы: Опыт, поиск, задачи, пути реализации. — М.: Высш. школа, 1987. — 341 с.

18. Батышев С.Я. Задачи системы профессионально-технического образования в условиях перехода к рыночной экономике. — М.: А.П.О., 1993. —91 с.

19. Бахрушин С.В. Очерки по истории ремесла, торговли и городов России русского централизованного государства 16 - начала 17 веков. М.: Искусство, 1952.

20. Бездухов В.П. Истинная ценность в педагогической науке. //Известия Российской академии образования. № 1,2006.

21. Беляева А.П. Дидактические принципы профессиональной подготовки в профтехучилищах. — М.: Высш. шк., 1991. — 205 с.

22. Беляева А.П. Интегрально-модульная педагогическая система профессионального образования. — СПб.: Радом, 1997. — 226 с.

23. Беспалько В.П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения. — М.: ИРПО, 1996. — 336 с.

24. Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. — М.: Педагогика, 1989. — 190 с.

25. Бодалев А.А. Психология о личности. М.: Изд-во МГУ, 1988. -188 с.

26. Вернадский В.И. Научная мысль как планетное явление. Несколько слов о ноосфере //Начало и вечность жизни. М.: Сов.Россия, 1989 —С.131-184.

27. Возрождение традиций в искусстве народных художественных промыслов (из опыта работы НИИХП). Сб. научн. трудов НИИ художественной промышленности под ред. Серкасовой Н.В. М.: НИИХП, 1985.- 167 с.

28. Волков Г.Н. Этнопедагогическая формула воспитания личности. (Воспитание и развитие личности. Материалы научно-практической конференции 13-14 мая 1977 года.). М., 1977.-44 с.

29. Выготский JI.C. Детская психология. Собр.соч. Т.4— 1984. — 300 с.

30. Гершунекий Б.С. Менталитет и образование: Учебное пособие. — М.: Институт практической психологии, 1994. — 144 с.

31. Гершунский Б.С. Педагогическая прогностика.— Киев: шк. ззд-во Киев, ун-та, 1986. — 121 с.

32. Гессен С.И. Основы педагогики. Введение в прикладную философию. Берлин, книгоиздателеьство «Слово», 1923.

33. Глоссарий терминов профессионального образования и рынка труда. М.: Центр изучения проблем профессионального образования, 2001.- 63 с.

34. Гольбах П. Система природы или закон мира физического и мира духовного. М., Гос.социально-экономическое изд., 1940. 455.

35. Горбунов-Посадов И. Мастерская ручного труда. Свободное воспитание. 1912 - 1913г. № 6.

36. Гумилев Л.Н.Этногенез и биосфера земли. М., ВИНИТИ, вып.1,1979, вып.2,1980.

37. Давыдова С.А. Русское кружево и русские кружевницы. СПБ., 1892.

38. Давыдов В.В. Виды обобщения в обучении. — М.: Педагогика, 1972. —399 с.

39. Давыдов В.В. Теория развивающего обучения.— М.: Педагогика, 1972. — 544 с.

40. Джонс Дж.К. Инженерное и художественное конструирование. Современные методы проектного анализа. — М.: Мир, 1976. — 374 с.

41. Джонс Дж.К. Методы проектирования.— М.: Мир, 1986.— 326 с.

42. Ершов М.П. Современное состояние ремесленных учебных заведений. СПБ.: 1904. - 89 с.

43. Закономерности развития искусства народных художественных промыслов. Сборник научных трудов НИИХП. М., 1991 -230 с.

44. Зиновкина М.М. Инженерное мышление: Теория и инновационные педагогические технологии. Монография.— М.: МГИУ, 1996. —283 с.

45. Зинченко В.П.Аффект и интеллект в образовании. М.: Тривола, 1995.

46. Зинченко В.П. Психологическая педагогика: Материалы к курсу лекций. Часть I. Живое знание. 2-е изд., испр. и допол. — Самара: Самарский дом печати, 1998. — 296 с.

47. Зинченко В.П., Моргунов Е.Б. Человек развивающийся: Очерки российской психологии. — М.: Тривола, 1994. — 301 с.

48. Зеер Э.Ф. Личностно-ориентированное профессиональное образование: Учеб.пособие. Екатеринбург: Изд-во Урал.Гос.проф.-пед.ун-та, 1998.-51 с.

49. Изделия народных художественных промыслов в современном жилом и общественном интерьере. Сб. трудов НИИ художественной промышленности под ред. Н.В.Черкасовой. М.: НИИХП 1989. - 243 с.

50. Ильин С.И. и др. Пути преобразования экономической среды народных художественных промыслов России. М.: НИИХП, 1992.

51. Ильенков Э.В. Диалектика обстрактного и конкретного в научно-теоретическом мышлении. М.: РОССПЭН, 1997. - 464 с.

52. Искусство лаковой миниатюры и декоративной росписи по металлу. Сборник трудов НИИ художественной промышленности под ред. Черкасовой Н.В. М.: НИИХП, 1990. - 197 с.

53. Искусство художественных промыслов на современном этапе. Сб.трудов НИИ художественной промышленности под ред. Т.М.Разиной . М.: НИИХП, 1982. - 1988 с.

54. История профессионального образования в России. М.: Ассоциация «Профессиональное образованияе», 2003. - 672 с.

55. Инновации в трудовой и профессиональной подготовке в России и Германии (опыт и тенденции развития). Часть 1. Кн. для учителя. — М.:ИЦПНПО РАО, 1997. — 100 с.

56. История среднего профессионального образования в России / Под общ. Ред. В.М.Жураковского. -М.: Изд-во НМЦСПО, 2000. -704 с.

57. Казанская Н.Р. Совершенствование мастерства (Программа курса для подготовки бакалавра по направлению 052300 «Декоративно-прикладное искусство и народные художественные промыслы») М.: 1998- 17 с.

58. Казанская Н.Р. Художественная роспись тканей /Программа курса мастерства Специальность 0515 «Декоративно-прикладное искусство и народные художественные промыслы» М.: 1998 20 с.

59. Кларин М.В. Инновационные модели обучения в зарубежных педагогических поисках. — М.: Арена, 1994. — 222 с.

60. Климов Е.А. Введение в психологию труда: Учебное пособие. — М.: Изд-во Московского Университета, 1988. — 199 с.

61. Когда все искусства вместе. Полихудожественное развитие учащихся различных возрастных групп. Пособие для учителя. Под общ. Ред. Б.П.Юсова. Москва - Мурманск, 1995.-108 с.

62. Коромыслов С.И. О художественной направленности Федоскинской лаковой миниатюры. (Доклад к Ученому Совету научноисследовательского института художественной промышленности). М., 1959.

63. Кожуховская С.М.Одна из моделей организации подготовки дизайнеров педагогов в Начальчикском колледже дизайна //Вестник УМО по проф.-пед. обр-ю. - Екатеринбург: Изд-во УГГПТУ, 1997. - № 1(19.)-С.65-68.

64. Кравченко Н.М. Социально-педагогические условия формирования человеческих ресурсов на рынке труда России. Автореферат канд. пед .наук М. 2002. - 21с.

65. Крупская Н.К. Вопрос о трудовой школе на Берлинском конгрессе немецких учителей. Свободное воспитание 1912-1913г. №7. Типография Т-ва И.Н.Кушнарев и К*. М., 1913.

66. Кикоть Е.Н. Теоретические основы развития исследовательской деятельности учащихся в учебном комплексе «Лицей-ВУЗ». Автореферат дисс. канд. пед. наук., Калининград, 2002 -40 с.

67. Кубрушко П.Ф. Содержание профессионально-педагогического образования. Монография. 2-е изд., - М.: Гардарики, 2006., 207с.

68. Коваленко Ю.И. Профессиональное образование в ФРГ. — М.: Высш. шк., 1988. — 157 с.

69. Кузьмин В.П. Исторические предпосылки и гносеологические основания системного подхода. // Психологический журнал.— 1982.— № 3. — с. 3-15; № 4. — с. 3-14

70. Кыверялг А.А. Методы исследования в профессиональной педагогике. — Таллин: Валгус, 1980. — 336 с.

71. Леднев B.C. Содержание образования: Учебное пособие. — М.: Высш.шк., 1989. —360 с.

72. Леднев B.C., Кубрушко П.Ф. Развитие системы профессионально-педагогического образования: Монография. М.: ЭГВЕС, 2006., 287 с.

73. Лейбович А.Н. Структура и содержание государственного стандарта профессионального образования. — М., 1996. — 228 с.

74. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. 3-е изд.— М.: Изд-воМГУ, 1972. —576 с.

75. Леонтович А.И. Промыслы по обработке металла. В кн.: Кустарные промыслы России. В 4-х т. СПБ., 1913, т.2.

76. Лисов В.И. Столичное образования: экономико-правовые аспекты модернизации управления. М.: Изд-во. РГСУ, 2004., 284 с.

77. Лисов В.И. Управление российским образованием. Федеральные и региональные аспекты. М.: 2005., 464 с.

78. Ломакина Т.Ю. Современный принцип развития непрерывного образования. -М.: Наука, 2006., 221 с.

79. Ломакина Т.Ю. Развитие системы непрерывного профессионального образования. М.: ИТИП РАО, 2005., 64 с.

80. Ломоносов Р.Г. Декоративно-прикладное искусство в системе подготовки студентов художественно-графического факультета. Автореф. дисс.канд.пед.наук. -М.: 1970.

81. Мадзигон В.Н. Продуктивная педагогика. Политехнические основы соединения обучения с производительным трудом: Монография. -К.: «Вересень», 2004., 324с., табл.

82. Максимович В.Ф.Пути совершенствования системы подготовки кадров в учебных заведениях народных художественных промыслов. Дисс. канд.пед.наук. М., 1989. - 163 с.

83. Максимович В.Ф. Народные художественные промыслы (Научно-методическое пособие для высших и средних профессиональных учебных заведений культуры и искусств). М., 1999. -65 с.

84. Мамонтова Н.Н. Искусство народных промыслов и задачи формирования среды. М., 1989.

85. Мамонтова Н.Н.Формы и методы передачи мастерства в хохломском промысле. М., 1990.

86. Маркс К., Энгельс Ф. Сочин.Т.26,ч.2

87. Мацкевич М.В. Эстетическое развитие старших дошкольников в системе «художественный музей детский сад» - Автореф. . канд. пед. наук. — М., 2006. — 23с.

88. Методика обучения учащихся V-IX классов современным технологиям в процессе трудовой подготовки. /Под ред. В.М. Казакевича. — М.: ИОСО РАО, 1996. — 72 с.

89. Найн А.Я. Педагогические основы профессионального обучения молодых рабочих. — М.: Высш. шк., 1987.— 125 с.

90. Народное декоративное искусство. Традиции и поиск. Сб. трудов НИИ художественной промышленности под ред.Н.В.Черкасовой. -М.: 1979.-204 с.

91. Народное декоративно-прикладное искусство. Теория и методика образования (В.Ф.Максимович, Н.Р.Казанская, Е.В.Гайманова и др.). Под ред. Максимович В.Ф. М.: Флинта: Наука, 2000. - 182 с.

92. Народные мастера, традиции, школы. (Академия художеств СССР. НИИ теории и истории изобразительного искусства.) Под ред. Некрасовой М.А.Изобразительное искуссто. 1985.

93. Некрасова М.А.Народное искусство как часть культуры. М., 1983.-345 с.

94. Неменский Б.М. Мудрость красоты. О проблемах эстетического воспитания: Книга для учителея. Изд. 2-е, перераб. И доп. - М.: Просвещение, 1987. - 255 с.

95. Новиков A.M. Научно-экспериментальная работа в образовательном учреждении. — М.: А.П.О., 1998. — 133 с.

96. Новиков A.M. Профессиональное образование России . Перспективы развития. — М.: ИЦПНПО РАО, 1997. — 254 с.

97. Новиков A.M. Процесс и методы формирования трудовых умений: Профтехпедагогика. — М.: Высш. шк,. 1986. — 288 с.

98. Новиков A.M. Гуманизация образования. Мода или необходимость? //Профессионально-техническое образование. — 1989. — №1. — С. 31-35.

99. Новиков A.M. Российское образование в новой эпохе: Парадоксы наследия; векторы развития. М.: Эгвес,2000, -272 с.

100. Новиков A.M. Методология образования М.: «Эгвес», 2002. -320 с.

101. Новиков П.Н. Теоретические основы опережающего профессионального образования: Дисс. доктора пед.наук. -Екатеринбург, 1997.-418 с.

102. Овечкин В.П. Содержание технологического образования: основания, принципы, условия проектирования /Монография. Москва-Ижевск: НИЦ «Регулярная и хаотическая динамика», 2005. - 220с.

103. Омельяненко Б.JI. Профессионально-техническое образование в зарубежных странах. — М.: Высш. шк., 1989. — 224 с.

104. Осипов П.Н. Особенности профессионального развития студентов традиционных и инновационных учебных заведений: сред, спец. учеб. заведений. /Специалист. 2000. №5, №7.

105. Поляков В.А. Комплексное исследование проблемы подготовки учащейся молодежи к труду в условиях перехода к рынку // Учащаяся молодежь и рынок. — М., 1992. — С. 8-12.

106. Поспелова Гатцук М.А.Методика женских рукоделий. Издание второе, С.Петербург, 1910; Издание третье пераеработанное, Петроград, тип. Т-ва А.С.Суворина - «Новое время», 1915.

107. Проблемы развития промыслов художественной керамики. Сб.научн. трудов НИИ художественной промышленности под ред.Черкасовой Н.В. -М.: НИИХП, 1987.

108. Проблемы зарубежной высшей школы. Обзор. Информ. М.: НИИВШ, 1990.-Вып. 1.

109. Перспективы развития системы непрерывного образования / Под ред. Б.С.Гершунского. -М.: Педагогика, 1990.-224 с.

110. Понятийный аппарат педагогики и образования: Сб.науч.тр. / Отв. Ред. Е.В.Ткаченко. Екатеринбург, 1995 - 224 е., 1996. - 340 с.

111. Принципы модульного обучения. //Вестник высшей школы. — 1987. — №8. — С. 30-40.

112. Профессиональная педагогика: Учебник для студентов, обучающихся по педагогическим специальностям и направлениям.— М.: Ассоциация "Профессиональное образование", 1997. — 512 с.

113. Профессиональное обучение в рамках дуальной системы в ФРГ. — Бонн: Изд-во Федерального министерства образования и науки, 1991. —64 с.

114. Путин В.В. О государственной поддержке традиционной народной культуры в России. //Вестник образования, № 2,2007, С.3-7.

115. Работа в будущем— профессиональное обучение в будущем: Производственное обучение. — Ганновер: Об-во К. Дуйсберга, 1998.— 150 с.

116. Рольф Арнольд, Иоахим Мюнх. Вопросы и ответы относительно дуальной системы профессионального обучения в Германии. — Бонн: Федеральное Минобразования, науки, исследований и технологии, 1998. — 155 с.

117. Российская систем образования: состояние и перспективы. М., 2005.

118. Российская общеобразовательная школа: Проблемы и перспективы. Сборник статей. /Под ред. В.А. Полякова, J1.H. Боголюбова, Ю.И. Дика. —М.:ИОСО РАО, 1997. —160 с.

119. Рыкова Е.А. Начальное профессиональное обучение школьников в системе общеобразовательных учебных заведений: Пособие для учителей и работников народного образования.— М.: ИПСМ РАО, 1994.

120. Савенкова Л.Г. Человек в пространстве мира и культуры: интегрированный полихудожественный подход к преподаванию изобразительного искусства. М.: МАГИСТР-ПРЕСС, 200. - 360 с.

121. Савенкова Л.Г. Интеграция в педагогике искусства // Искусство в условиях модернизации школьного образования и воспитания / Ред.- сост. Савенкова Л.Г. М.: Изд. Дом РАО, 2003. -С.28-47.

122. Савенкова Л.Г. Интегрированное полихудожественное развитие школьников // История художественного образования в России проблема культуры XX века. - М.: Изд. Дом РАО, 2003. - С. 301-315.

123. Система художественных выразительных средств в искусстве современных народных промыслов. Сб.трудов НИИХП. Сост. Т.М.Разина. М.: НИИХП, 1988.- 161 с.

124. Скаткин М.Н.Методология и методика педагогических исследований. -М.: Педагогика, 1986. 152 с.

125. Смирнов И.П., Поляков В.А., Ткаченко Е.В. Новые принципы организации начального профессионального образования. Переход коткрытой системе в условиях рынка труда. М.: ООО «Аспект», 2004. -32 с.

126. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. — М.: Народное образование, 1998. — 256 с.

127. Соколов М.В. Формирование профессиональной направленности студентов художественно-графических факультетов на занятиях декоративно-прикладным искусством. Автореферат дисс. докт. пед. наук. М. 2002. - 40 с.

128. Соловьева Н.В. Профессиональное становление специалиста с высшим образованием в условиях изменяющейся социокультурной среды: дисс. доктора пед. наук. Казань, 1997. - 420с.

129. Ш.Сэдлак Ян. Развитие высшего образования в Восточной и Нейтральной Европе в свете перемен //Перспективы. Вопросы образования. 1992. №3.

130. Ткаченко Е.В. Основные итоги, проблемы и пути развития российского образования. 1996 год: Избранные выступления, статьи Министра образования России Е.В. Ткаченко.— М.: МО РФ, 1996.— 130 с.

131. Ткаченко Е.В. Приоритеты российского начального профессионального образования //Педагогика. 1999. № 2. С. 58-62.

132. Ткаченко Е.В., Кожуховская С.М. Дизайн образование. Теория, практика, траектория развития. - Екатеринбург. - из-во «АКВА -ПРЕСС», 2004.-240 с.

133. Торопов Д.А. Обеспечение качества профессионального образования в Германии. Автореферат, дисс. докт. пед. наук Казань, 2005. - 42с.

134. Фишер Экхард. Инновации профессионального образования в Германии. М., 1995.

135. Фомина Н.Н. Институт художественного образования -старейшее научно-исследовательское учреждение в системе Российской академии образования. // Известия РАО. - 2001. - № 4. - С.2-4.

136. Фохт Бабушкин Ю.У. Художественная культура и развитие личности. М., Наука, 1982.

137. Фохт Бабушкин Ю.У. Художественная культура: проблемы изучения и управления М., Наука, 1986.

138. Философско-психологические проблемы развития образования /Под ред. В.ВВ.Давыдова. -М.: Педагогика, 1981. 176 с.

139. Хейфец П.С. Теоретические основы непрерывного многоуровневого образования учащихся профессиональных лицеев: Дисс. .доктора пед.наук. М., 1995. - 405 с.

140. Хюсен Торсен. Идея университета: эволюция, функции, проблемы //Перспективы. Вопросы образования. 1992. № 3.

141. Чечель И.Д. Педагогические основы профессионального самоопределения учащихся инновационных учебных заведений: Дисс. доктора пед.наук. — М., 1996. — 455 с.

142. Чистякова С.Н., Захаров Н.И. Профессиональная ориентация школьников: организация и управление. — М.: Педагогика, 1987. — 86 с.

143. Хохлова Е.Н.Традиционные ремесла Тульской области. М.: НИИХП, 1992.

144. Цукерман В.С.Народная культура как социальное явление: Дисс. докт. филос.наук. Челябинск. - 401 с.

145. Шамова Т.И. Активизация учения школьников. — М.: Педагогика, 1982. —208 с.

146. Шамрай Н.Н. Механизм адаптации учащихся в начальном профессиональном образовании к условиям рынка труда: Монография. — М.: Изд. дом "Ореол", 1997. — 78 с.

147. Шамрай Н.Н. Организация и проведение производственной практики в контрольно-заключительный период обучения при подготовке рабочих широкого профиля трикотажного производства: Метод, рек. /НМЦ проф. образ. — М., 1992. — 47 с.

148. Шамрай Н.Н. Педагогические условия адаптации учащихся к условиям рынка труда в процессе технологического образования . Дисс. докт. пед.наук. — М., 2000. — 350 с.

149. Шамрина Е.А. Развитие творческого потенциала будущих учителей образовательной области «Искусство» (в системе педагогического образования): Автореферат дисс. канд. пед. наук -Москва, 2006. 19с.

150. Школа 2000. Концепции, методики, эксперимент: Сборник науч. трудов. /Под ред. Ю.И. Дика, А.В. Хуторского. — М.: ИОСО РАО, 1999. —308 с.

151. Школа и выбор профессии. /Под ред. В.А. Полякова, С.Н. Чистяковой, Г.Г. Агаповой. — М.: Педагогика, 1987.

152. Щукина Г.И. Педагогические проблемы формирования познавательных интересов учащихся. —М.: Педагогика, 1986. — 208 с.

153. Экология— забота общая. Сборник статей. — М.: Профиздат, 1990.— 115 с.

154. Энциклопедия профессионального образования: В 3-х т. М.: АПО, 1999.

155. Юсов Б.П.К проблеме взаимосвязи искусств в детском художественном развитии. Теория эстетического воспитания. -М.: АПН РСФСР. -Вып.З.-С.43-45.

156. Юцявичене П.А. Принципы модульного обучения. //Сов. педагогика. — 1990. — № 1. — С. 55-70; № 2. — С. 56-72.

157. Student Hand Book 1998-2000. Kingsborough community college. The City University of New York, 2001 Oriental Boulevard. — 160 p. Printed in the United States of America.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.