Недетективные романы Агаты Кристи: особенности поэтики тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 10.01.03, кандидат филологических наук Тусина, Надежда Владимировна

  • Тусина, Надежда Владимировна
  • кандидат филологических науккандидат филологических наук
  • 2007, Орск
  • Специальность ВАК РФ10.01.03
  • Количество страниц 195
Тусина, Надежда Владимировна. Недетективные романы Агаты Кристи: особенности поэтики: дис. кандидат филологических наук: 10.01.03 - Литература народов стран зарубежья (с указанием конкретной литературы). Орск. 2007. 195 с.

Оглавление диссертации кандидат филологических наук Тусина, Надежда Владимировна

Введение

Глава I. Предпосылки формирования поэтики лирико-психологического романа в творчестве А. Кристи

1.1. Традиции викторианства в творчестве А. Кристи

1.2. Эстетические позиции А. Кристи в контексте развития женской прозы в Англии первой половины XX века

1.3. «Автобиография» и автобиографическое начало не детективных романов А. Кристи

Глава II: Художественное своеобразие недетективных романов А. Кристи

2.1. Жанровая природа недетективных романов А. Кристи

2.2. «Хлеб гиганта» и «Неоконченный портрет»: становление личности на фоне войны

2.3. Романы «Разлука весной», «Благие намерения» и «Бремя любви»: одиночество взрослой женщины

2.4. Роман «Роза и тис»: философия жизни А. Кристи 155 Заключение 170 Библиографический список

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Литература народов стран зарубежья (с указанием конкретной литературы)», 10.01.03 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Недетективные романы Агаты Кристи: особенности поэтики»

Агата Кристи (Agatha Christie, 1891-1976) еще при жизни была признана королевой детектива. Ее детективные произведения пользуются всемирным признанием и по сей день.

Детективное творчество А. Кристи по числу тиражей и количеству публикаций занимает третье место в англоязычном книжном мире, вслед за Библией и У. Шекспиром: всего набралось 137 томов полного собрания ее сочинений за 54 года литературной деятельности. Не будет преувеличением сказать, что она до сих пор является одной из самых читаемых английских писательниц XX века как в Британии, так и за ее пределами, и самым известным автором детективов, в отличие от огромного числа популярных в начале XX века, но почти забытых впоследствии имен: Ф. Андерсон, X. Бейли, Г. Дженкин, В. Уильяме, О. Фримэн и т. д.

Именно произведения А. Кристи, наряду с романами А. К. Дойла, Д. JI. Сейерс, Ж. Сименона, Г. К. Честертона, дали классические образцы детективного жанра и явились в дальнейшем моделями для огромного количества детективов, наводнивших прилавки книжных магазинов.

Как отмечала Н. П. Михальская, «Созданные Кристи персонажи - детектив-профессионал Эрюоль Пуаро и наделённая удивительной интуицией и наблюдательностью Джейн Марпл из деревушки Сент-Мэри-Мид - завоевали широчайшую популярность, заняв место в одном ряду с такими героями, как Шерлок Холмс, созданный творческим воображением англичанина Конан Дойла, и Мегрэ из романов французского писателя Жоржа Сименона» [195, 578].

Неслучайно американская ассоциация авторов детективов (The Mystery Writers of America) присвоила А. Кристи звание Великого мастера (Grand Master), которым награждают за существенный вклад в литературу. Позже А. Кристи стала членом Королевского литературного общества, а университет в Эксетере наградил ее степенью почетного доктора литературы. Но главная награда досталась А.Кристи из рук королевы в 1956 году, когда писательнице вручили орден Британской империи, а спустя еще 15 лет А. Кристи была возведена в звание дамы-командора того же ордена (Dame Commander of the British Empire) - аналог рыцарского звания для представительниц прекрасного пола.

Творчество А. Кристи всегда привлекало внимание как зарубежных, так и отечественных литературоведов, которые подробно исследовали своеобразие детективных произведений знаменитой писательницы.

Д. Хагес замечала: «The mystery novel, like the theatrical play or the sonnet, is contained within a prescribed pattern. The writer may wander a bit but not far, not and stay within the form» [33, 127] («Детективный роман, как и театральная пьеса или сонет, следует предписанной структуре. Писатель может лишь немного отклониться от заданной формы»). У. X. Райт, писавший детективы под псевдонимом С.С. ван Дайн, опубликовал «20 правил для пишущих детективы» - своеобразный «свод законов» детективной литературы. Однако А. Кристи, всегда стремившаяся к новым формам, даже в своём детективном творчестве порою не могла ограничиться жёсткими рамками де-тективистики.

Стремление А. Кристи выйти за жесткие рамки жанра проявилось уже в романе «Убийство Роджера Экройда» (1926), в котором убийцей оказался сам повествователь, что категорически запрещалось строгими правилами де-тективистики. И критики, и коллеги А. Кристи, да и просто любители детектива, все вместе восстали против нарушения устоявшихся канонов. Г. Анджапаридзе писал: «Разумеется, нарушать правила, когда их все тщательно соблюдают, означало навлечь на себя упрёки. Но, с другой стороны, литературные правила всё-таки допускают (а порой даже требуют), чтобы их время от времени нарушали, особенно в детективе, которому всегда угрожает опасность чересчур уж формализоваться» [17, 375].

Эмма Эрколи говорит о Кристи: «Она вышла за рамки всех стереотипных схем полицейского жанра. Её романы проникнуты особой гаммой чувств, которая свойственна её миру и который мы можем назвать «настоящей Англией». Сдержанность, чувство равновесия, умение держать дистанцию, тончайший юмор - всё это просматривается в каждой строке, в каждом слове. Многие известные западные писатели считают, что от её романов исходит ощущение исконной добропорядочности, что её сочинения - это сплав удивительной моральности, соединённой с дьявольской наивностью и восхитительным чувством юмора, который помогает людям жить» [Цит. по 178, 14]. Словно продолжая эту мысль, Р. Той писал: «Мир, который создала Агата Кристи и который полюбили несколько поколений читателей, есть мир, в котором торжествует добро, а не зло. <.> Это мир, в котором мужчины и женщины, в конечном счете, ответственны за свои поступки» [42, 7].

Характерно, что А. Кристи выписывает образы своих персонажей в контексте самой действительности, не помещая их в фантастическую обстановку, все события в её романах происходят в контексте реального времени, в контексте современности. Сфера интересов А. Кристи - это повседневный, обыденный опыт людей, это мир чувств, переживаний и активности человека. Область непосредственного житейского опыта или сфера здравого смысла - единственно реальный мир для писательницы, мир подлинных ценностей, если ценностями называть всё то, к чему человек стремится, чем дорожит и что хотел бы сохранить и закрепить в своей жизни. Именно в торжестве обыденного сознания, «домашнего» здравого смысла, постоянной ориентации и опоре на собственный жизненный опыт, на опыт своих родственников и соседей и заключается психологическая достоверность её героев.

Незаурядная наблюдательность позволяет писательнице сравнивать и сопоставлять различные проявления человеческих характеров и на этой основе приходить к обобщенным выводам, вскрывать такие убедительные психологические мотивировки людских поступков, какие не придут в голову самому искушенному юристу. Б. А. Гиленсон, характеризуя её творчество, отмечал: «Книги Кристи относятся к жанровой разновидности «интуитивного» детектива, когда преступление раскрывается не с помощью исследования фактов, конкретных улик и доказательств, а исключительно с помощью особой психической проницательности, которой обладают её герои» [196, 826]. При этом чрезвычайно важно, что психологизм А. Кристи остаётся в рамках реалистического искусства, ибо весь процесс чувствований её героев происходит в конкретной материальной обстановке в тесной связи с событиями внешнего мира. Как отмечал по этому поводу Г. Анджапаридзе, «Агата Кристи в своих книгах отдавала дань «психологии», но под этим понимала нормальные реакции человеческого сознания на нормальные же раздражители, а не к месту применённые теории клинической психиатрии» [17, 378].

А. Кристи рассматривает в своих произведениях психологию обыкновенного человека, обнаруживая в нём неисчерпаемое богатство душевной жизни. Она тяготеет не к исключительным, а к более характерным состояниям души, свойственным множеству людей, а потому и захватывает в орбиту своего наблюдения гораздо больший диапазон общечеловеческих чувств. Её психологизм, таким образом, более интимно связан с читателями, он как будто более открыт, непосредственно обращён к чувствам и мыслям читателей. Писательница передаёт правду раздумий и ощущений, процесс самопогружения человека в свою духовную жизнь. Проникновенная манера повествования и исповедальный элемент позволяют А. Кристи сохранить столь характерную тональность личностного отношения ко всему происходящему, создать впечатление повышенной достоверности, а также дают возможность пристального исследования самых затаённых проявлений души. Например, в романе «Разлука весной» автор тщательно, с множеством психологических подробностей воспроизводит душевные перипетии героини, которая подвергает жестокому суду всю свою жизнь.

Колин Ватсон, известный критик творчества Агаты Кристи, отвечая на вопрос, что же было особенного в этих книгах, удовлетворяющих читательский вкус среднего класса и в основном людей среднего возраста, писал: «Прежде всего, надо отметить, что с точки зрения среднего посетителя библиотеки они представляли собой «хорошее чтение». Книги были написаны правильным, простым, понятным языком. Их сюжеты, хотя довольно бесхитростны, тем не менее, не столь утомительно изощрённы и не слишком отягощены техническими и эзотерическими подробностями. Избегая оскорбительных и спорных моментов, автор делает замечания, касающиеся человеческой натуры, но делает их так ненавязчиво и запросто, что у читателя создаётся впечатление, что он сам ответил на некоторые философские вопросы. Так после высказывания Пуаро: «Жизнь, как поезд. Она двигается вперёд». Мы словно слышим читательское эхо: «Чёрт, как верно»!» [50, 10].

Часто к произведениям А. Кристи применяют термин " cosy "(удобный, уютный), поскольку, по замечанию К. Ватсона, А. Кристи руководствуется принципом, что «присутствие жестокости среди нас, обыкновенных, уважаемых людей, - более шокирующий и более удачный литературный приём, чем изображение зла в необычной или мистической обстановке» [50, 102]. Того же мнения придерживается М. Тугушева, которая утверждает, что общим эпиграфом ко всем романам А. Кристи могут стать слова детективного персонажа романов А. Конан Дойла - знаменитого Холмса: «Вот вы смотрите на эти рассеянные вдоль дороги дома и восхищаетесь их красотой. А я, когда вижу их, думаю только о том, как они уединены и как безнаказанно здесь можно совершить преступление. Я уверен, Уотсон, что в самых отвратительных закоулках Лондона не совершается столько греховных деяний, сколько в этой восхитительной сельской местности» [168,150].

Сама А. Кристи в своих интервью не раз говорила, что специализируется на семейных убийствах. Тихое, домашнее и даже в своём роде уютное убийство - один из любимейших приёмов у читателей, поскольку, несмотря на зловещий элемент, подобные детективы все же далеки от жестокости и насилия и зачастую полны даже мягкого юмора. А юмор А. Кристи также душевный и домашний.

Э. Ф. Телень, рассуждая о нравственном аспекте детективов А. Кристи, замечала: «Преступление, введённое в такую спокойную и привычную обстановку, должно производить сильный эффект, - так считала писательница.

Но преступление, описываемое в её романах, только повод для начала интриги, поэтому оно как бы остаётся за кадром и, как правило, бывает лишено каких-либо натуралистических подробностей. Жертвой преступления чаще всего оказывается человек, не отличающийся высокими моральными качествами, замешанный в каких-либо сомнительных делах и поэтому не пользующийся симпатиями окружающих его людей и читателей» [15,11].

Во всех детективах Агаты Кристи, в соответствии с законами жанра, побеждает добро, зло же оказывается разоблачённым, что, несомненно, отвечает стремлению человека верить в конечное торжество добра и справедливости. «Сыщик Эркюль Пуаро, - по мнению Э. Ф. Телень, - верит в возможность победы добра над злом, всегда стремится восстановить справедливость, вознаграждает пострадавших, помогает влюблённым, проявляя благородство своей натуры. Тем самым читателям подсказывается мысль, что для восстановления справедливости достаточно усилий лишь одного человека. Агата Кристи выгодно отличается от большинства современных западных авторов детективов тем, что в её романах практически отсутствуют сцены убийств, насилия и секса. Эта особенность её творчества привлекает к произведениям Агаты Кристи широкий круг читателей» [15,11].

Головоломные ситуации А. Кристи всегда удивительны. Но какими бы поразительными они ни были, писательница всегда находит рациональное объяснение всему происшедшему. И это, с одной стороны, удовлетворяет потребности человека в удивительном и загадочном, с другой - отвечает желанию читателя верить в способности человеческого разума.

Большинство отечественных исследователей: Г. Анджапаридзе, Н. Ильина, И. К. Кочеткова, М. Тугушева - единодушны во мнении, что детективные романы Агаты Кристи, охватывающие половину столетия, остаются интересными и полезными для тех, кто хотел бы найти в литературе сведения о быте, привычках англичан, словом, хотел бы познакомиться с особенностями повседневной жизни среднего класса Великобритании XX века и нормами его поведения. А. Кристи хорошо умела понять и выразить современные явления, происходящие в обществе и дать живую и точную картину жизни английского общества. Так, например, в произведениях писательницы широко представлены разного рода подробности обстановки и быта благополучного среднего класса Англии, даже манеры сервировки стола, мод, кулинарных рецептов и т. д.

Единственный внук А. Кристи Мэтью Причард в своём интервью замечал: «Бабушка старалась, чтобы её романы были похожи на то, что окружает нас в повседневности: писатель не должен отрываться от жизни. Очень многие сюжеты для своих романов Агата Кристи черпала из своих ежедневных наблюдений, общения с людьми и выводов на эту тему» [117, 27].

М. Вагонер считала, что в то время как многие писатели XX века избегают типичных, конкретных характеров, Агата Кристи оттачивает свое мастерство по их созданию. А. Кристи специализируется в создании характеров, легко узнаваемых по их социальному или личному почерку, фигур, принадлежащих великим традициям английской литературы XVIII - XIX вв., традициям Филдинга, Смоллетта, Остин и Диккенса. По мнению исследовательницы, «будущие поколения смогут использовать романы Кристи в качестве источника социальной истории, как социальные историки XX века используют сочинения Смоллетта и Троллопа» [46,142-143].

При этом внимание исследователей, прежде всего, сосредоточено на детективных произведениях писательницы, хотя ее творческое наследие оказывается значительно более многообразным. Так, на некоторых этапах своей жизни А. Кристи создавала и поэтические произведения. Она опубликовала два сборника стихов: двадцать шесть стихотворений вошли в сборник «Дорога мечты» (Road of Dreams, 1924) и шестьдесят два в сборник «Стихи» (Poems, 1973). По мнению М. Вагонер, «в написании стихотворных произведений нашла свой выход причудливая грань ее натуры или послужила реакцией на чувство одиночества и другие подобные разочарования» [46, 135]. Лучшими из ранних стихотворений писательницы считаются: «Маска из Италии» (A Masque from Italy) - романтический цикл стихотворений, посвященных Арлекину, Коломбине, Пьеро; «Баллада Флинта», повествующая о романтической британской принцессе, которая убивает Викинга, а затем убивает себя, чтобы воссоединиться с ним в смерти. В стихотворении «Печальная Шейла» (Dark Sheila) девушка влюбляется в таинственного лорда, а в «Говорит принцесса» (The Princess Says) мистический возлюбленный приезжает с юга, а затем исчезает. Большинство стихотворений пронизаны тоской по ушедшему детству, мечтам отрочества, зачарованностью таинством смерти, во многие из них вплетены романтические и любовные переживания, что в какой-то степени и предопределило появление в творчестве А. Кристи лири-ко-психологической прозы.

Совершенно особую и до настоящего времени недостаточно изученную страницу творчества английской писательницы представляют шесть недетективных романов, написанные под псевдонимом М. Вестмакотт1 (Mary Westл macott): «Хлеб гиганта» (Giant's Bread, 1930); «Неоконченный портрет» (Unfinished Portrait, 1934) «Разлука весной» (Absent in the Spring, 1944) «Роза и тис» (The Rose and the Yew Tree, 1947); «Благие намерения» (A Daughter's a Daughter, 1952); «Бремя любви» (The Burden, 1956). В этих произведениях А. Кристи предстает в непривычной для читателей роли - как мастер лирико-психологической прозы, демонстрируя совершенно иную грань своей творческой натуры.

Надо заметить, что сама писательница относилась к этим произведениям крайне серьезно. Мэри Вагонер замечала: «Кристи всегда была убеждена, что написание детективов было ее основной работой. Но когда издатели предложили отметить ее шестидесятилетний юбилей и выход шестидесятой книги в 1950 году, отвечая на приглашение, она, с гордостью и некоторой долей раздражения ответила: «Thank you for asking me to meet Agatha Christie. If you don't mind, I am bringing my old friend Mary Westmacott with me»

1В русских переводах часто встречается Уэстмакотт как другой вариант перевода псевдонима А. Кристи \Уе81тасой.

2 В диссертации роман цитируется под заглавием «Вторая жизнь», перевод В. В. Тирдатова.

46, 110] («Спасибо за ваше предложение встретиться с Агатой Кристи. Если вы не возражаете, я приду с моей давней подругой Мэри Вестмакотт»).

Другой исследователь её творчества Деррик Мёрдок писал: «Возможно, писательница мечтала о том дне, когда совершенно неожиданно читатели узнают потрясающую новость о том, что известный автор романтической прозы и королева детектива - одно и то же лицо» [37, 21].

Ч. Осборн был полностью согласен с оценкой, которую дал этим книгам М. Мэллоуэн - второй муж писательницы: «The Mary Westmacott novels are of uneven quality, but every one of them is readable and has studies of character easily absorbed, thanks to Agatha's extraordinary gift for telling a story. At best these books are dramatic, and concentrate an interest on the solution to situations which arise out of the high tensions in life. It will be a pity if they are forgotten against the popular achievement of the detective fiction. I do not think that they will be» [Цит. no 38, 182] («Романы M. Вестмакотт небезупречны, но каждый из них достоин того, чтобы его прочли, так как, благодаря особенному таланту Агаты - рассказывать истории, в них содержатся легко понимаемые характеры. Кроме того, они драматичны и концентрируют интерес на решении ситуаций, возникающих в переломные моменты жизни. Будет очень жаль, если они будут забыты на фоне популярности детективной прозы, но я не думаю, что это случится»).

Художественное своеобразие этой прозы на сегодняшний день никем специально не рассматривалось.

Актуальность данного исследования определяется необходимостью выявления художественного своеобразия недетективных романов А. Кристи, что позволяет уточнить место творчества А. Кристи в литературной жизни Великобритании прошлого столетия.

Объект исследования - поэтика недетективных романов А. Кристи.

Предмет исследования - идейно-художестаенное своеобразие недетективных романов А. Кристи.

Материалом исследования стали романы А. Кристи «Хлеб гиганта» (Giant's Bread, 1930); «Неоконченный портрет» (Unfinished Portrait, 1934) «Разлука весной» (Absent in the Spring, 1944) «Роза и тис» (The Rose and the Yew Tree, 1947); «Благие намерения» (A Daughter's a Daughter, 1952); «Бремя любви» (The Burden, 1956), а также «Автобиография» (Autobiography, 1965) писательницы.

Цель работы - выявление художественного своеобразия недетективных романов А. Кристи.

Задачи исследования:

1. Исследовать влияние английской литературной и культурной традиции на поэтику романов А. Кристи.

2. Рассмотреть творчество А. Кристи в контексте женской английской прозы первой половины XX века.

3. Выделить основные этапы творческого становления писательницы и представить эволюцию ее эстетических взглядов.

4. Дать классификацию лирико-психологических романов А. Кристи и проанализировать особенности их поэтики.

Цель и задачи определили методы исследования: системный, а также типологический.

Научная новизна работы заключается в том, что впервые определено художественное своеобразие лирико-психологических романов А. Кристи, расширено представление о художественном мире писательницы за пределами ее детективного творчества, уточнено место писательницы в истории женской прозы английской литературы XX века.

Теоретико-методологической основой диссертации являются труды по теории литературы (М. М. Бахтина, И. Ф. Волкова, Л.Я. Гинзбург, М. М. Гиршмана, Н. JI. Лейдермана, В. В. Савельевой, В. Е. Хализева, Л. В. Чернец и др.) и по истории зарубежной литературы (Г. А. Анджапаридзе, 3. Т. Гражданской, В. Днепрова, Д. Затонского, М. Тугушевой, В. А. Лукова, Н. П. Михальской, Т. Л. Мотылевой, Д. М. Урнова, М. В. Урнова, Н. П. Утехина и др.).

Теоретическая значимость диссертации заключается в том, что в работе уточняется содержания понятия «лирико-психологический роман» на основе выявления особенностей поэтики недетективных романов А. Кристи.

В диссертации используется термин «лирико-психологический роман», получивший свое обоснование в исследованиях Н. Л. Лейдермана, который полагал, что рождение романа нового времени было подготовлено высшими достижениями в лирических жанрах и считал лирико-психологический роман разновидностью романа субъективно-повествовательной структуры, в котором самыми ценными являются «затаенные в этой форме возможности для пристального исследования самых трепетных проявлений души, для доверительного общения с миром и читателями» [139, 170]. Понятие «лирико-психологический роман» представляется чрезвычайно уместным для анализа недетективного творчества А. Кристи, отличительной чертой которого является исповедальный лиризм, выражающийся в стремлении писательницы через анализ внутреннего мира своих персонажей прийти к пониманию себя, своих поступков и поведения в определенные жизненные периоды.

Научная значимость работы заключается в том, что впервые определено художественное своеобразие лирико-психологических романов А. Кристи, расширено представление о художественном мире писательницы за пределами ее детективного творчества, уточнено место писательницы в истории женской прозы английской литературы XX века.

Практическая значимость исследования заключается в том, что его результаты могут быть использованы в учебной и внеаудиторной работе по английской литературе XX века в вузах, гимназиях, лицеях и школах.

Апробация работы. Основные положения диссертационного исследования представлены в докладах на XVII и XVIII Пуришевских чтениях (МПГУ, 2005 и 2006), на итоговых научно-практических конференциях преподавателей ОГТИ (филиал) ГОУ ОГУ (2005, 2006, 2007), на Российской научно-практической конференции «Актуальные проблемы литературоведения и лингвистики. Вопросы филологического образования (Орск, 2006), а также на заседаниях методологического семинара кафедры литературы, теории и методики обучения литературе Орского гуманитарно-технологического института (филиала) ГОУ ОГУ.

Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы из названий. Во введении дается обоснование актуальности поставленной научной проблемы, осмысляется степень ее научной разработанности, определяются цели и задачи исследования, обосновывается научная новизна и практическая значимость исследования.

Похожие диссертационные работы по специальности «Литература народов стран зарубежья (с указанием конкретной литературы)», 10.01.03 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Литература народов стран зарубежья (с указанием конкретной литературы)», Тусина, Надежда Владимировна

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Творчество А. Кристи развивалось на фоне сложного и во многом противоречивого европейского литературного процесса первой половины XX века. Мировосприятие А. Кристи определялось прочной связью с уходящей в прошлое викторианской эпохой и неотвратимо надвигающейся современной. Переходность эпохи и предопределила сложность и противоречивость духовной жизни писательницы, которая являла ярчайший образец викторианского мироощущения, последовательно отстаивала принципы и добродетели, присущие старой английской аристократии, и одновременно была беспокойной личностью, неуклонно стремящейся к освоению нового пространства и новых для нее видов деятельности.

Влияние викторианского миропонимания с его оптимизмом и верой в человека в полной мере проявилось в детективных произведениях А. Кристи. Не случайно оба главных героя детективов А. Кристи, Мисс Марпл и Эриоль Пуаро, демонстрируют, хоть и в неодинаковой степени, приверженность идеалам викторианской эпохи. Несомненным оказывается и присутствие викторианской системы ценностей и в недетективных романах А. Кристи.

При общем ощущении безнадежности, подавленности и трагичности бытия, наступившем под влиянием событий Первой мировой войны, в литературе Англии усилился интерес к личностному началу, передаче тончайших нюансов человеческой психики, что нашло свое выражение в увеличении потока психологической прозы, представленной в том числе и трудами женщин-писательниц, образующих «психологическую школу» в английской литературе: В. Вулф, К. Мэнсфилд, М. Синклер. Отличаясь от представительниц «психологической школы» в приемах, манере и способах отображения материала, А. Кристи в своих лирико-психологических романах затронула темы, широко представленные в женской прозе первой половины XX века: тему одиночества и отсутствия личного счастья, конфликта поколений, переоценки прежних устойчивых ценностей, любви и жертвенности, самоутверждения и поиска своего места в мире. Истоки появления в творчестве А. Кристи интереса к женской теме можно обнаружить ещё в ранних детективных произведениях писательницы. В своем недетективном творчестве А. Кристи постоянно затрагивает характерные для женской прозы темы, а герои её романов «Хлеб гиганта», «Неоконченный портрет», «Разлука весной», «Роза и тис», «Благие намерения» и «Бремя любви» проходят сложный путь самопознания, испытывают мучительные сомнения, тонко реагируют на происходящие события, ощущают конфликт поколений.

Лирико-психологический роман А. Кристи - одно из явлений в развитии английской женской психологической прозы, в которой особое внимание уделяется внутреннему миру героинь как на психологическом, так и на философском уровне. В романах А. Кристи перед нами предстаёт эстетически осознанная судьба отдельного человека. А. Кристи в основном пишет о людях, ведущих обыкновенную жизнь, без болезненной утончённости мировосприятия. Их жизнь находится в постоянном движении, которое приводит их к осознанию истины, заключающейся во взаимопонимании и гармоничном существовании в этом мире, а мотив поисков собственного «я» как поиск существенного и важного, ради чего стоит жить, проходит через все лирико-психологические романы А. Кристи. Каждый из её героев переживает свое «прозрение», в результате которого перед читателем предстает совершенно иная личность, ступившая на путь самопознания и поиска гармоничных отношений с другими людьми.

А. Кристи в своем творчестве не концентрировалась на социальных конфликтах. Сфера ее интересов - это осознание сложности человеческой природы, глубинный конфликт между добрыми и злыми, нравственными и безнравственными стремлениями внутри человеческой личности. При этом в ее лирико-психологических романах явственно звучит экзистенциальная мысль о неизбежности человеческого одиночества, неуловимости характера «другого», пусть даже самого близкого человека, невозможности абсолютной, душевной близости с ним даже в любви, всегда предстающей в романах А. Кристи утраченной или недостижимой. Герои А. Кристи постоянно куда-то устремлены, но, в конечном итоге, всегда возвращаются домой. Однако чаще всего они пытаются уйти от мира, спрятавшись в себя. Зачастую это самопознание приводит их к отрицанию реальности. Возможно, поэтому выбор героинь обусловлен желанием обрести своеобразную защиту от опустошенности, усталости в привычном, уютном мире своей судьбы.

Жанр лирико-психологического романа с его композиционной, сюжетной открытостью даёт возможность читателю приблизиться к лирическому «я» автора. Проникновенная манера письма позволяет писательнице создать впечатление повышенной достоверности происходящих в романе событий и сохранить столь характерную лирическую тональность и атмосферу личностного отношения ко всему изображаемому - то свойство творчества, которое принято называть лиризмом. Недетективные произведения А. Кристи -это эмоционально насыщенные и проникнутые авторским чувством романы, в которых дается непосредственное изображение внутреннего мира героев, чаще всего женщин, их мыслей и переживаний, их нравственно-философский поиск.

Наряду с общностью тем, объединяющий момент заключается и в сю-жетно-композиционном построении романов, проявляющийся не только в ретроспективной композиции большинства произведений А. Кристи, но и их «открытой» концовке. Концовки лирико-психологических романов не ставят предела «нравственному опыту», он остаётся открытым, сохраняющим дальнейшую перспективу. Заглавия лирико-психологических романов А. Кристи, наряду с их концовками, являются смысловыми доминантами, помогающими понять направление развития авторской идеи, системы образов, осознать центральный конфликт произведения. Кроме того, в заглавиях романов

А. Кристи заложен направляющий код, настраивающий читателя на определённое восприятие, которое адекватно авторскому замыслу.

Художественный мир романов А. Кристи не является беспросветным, в нем проявилась собственная оптимистическая позиция автора, которая нашла свое выражение в финалах лирико-психологических романов с надеждой на новую жизнь. Как писатель-реалист, А. Кристи раскрывает различные стороны человеческого характера в традициях реалистического романа, в обстановке повседневной, обыденной жизни, не избирая для этого фантастическое окружение и не уводя своих читателей в сферу подсознательного. В центре ее художественного мира английская обыденность, поскольку ее интересует судьба современника, драматические эпизоды, возникающие в повседневной жизни обыкновенных людей. Именно в этом заключается ее позиция, ее взгляд на житейскую прозу, на условия существования и шире ее концепция жизни - фиксировать внимание читателя на том, что находится в сфере личного опыта.

Художественный мир романов А. Кристи имеет общее внутреннее единство - присутствие автобиографического образа самой писательницы. С одной стороны, лирико-психологические романы А. Кристи - комментарий ее жизни, ее судьбы, своеобразный дневник, фиксирующий переживания, впечатления, чувства самой писательницы, в котором она предстает в полноте своего умственного, нравственного и бытового опыта, с другой - это «универсалия бытия», исповедуемая ею «философия жизни». Автобиографическое начало, проецируемое на все лирико-психологическое творчество А. Кристи, продолжает английскую традицию рефлективности, самопознания и самоуглубленности, выражающуюся в интересе к лирической прозе автобиографического характера. В ней лиризм выступает как особый способ художественного мышления, в котором преобладает сокровенное, личное переживание, как способ выражения интереса к самым истокам переживаний человека.

В двух первых лирико-психологических романах А. Кристи «Хлеб гиганта» и «Неоконченный портрет» прослеживается внутренняя связь с детективным жанром, что находит своё выражение в остросюжетности, достигаемой за счет перипетий в судьбах персонажей и ретроспективной композиции этих произведений. Из всех шести лирико-психологических романов «Хлеб гиганта» и «Неоконченный портрет» являются наиболее автобиографичными, а роман «Неоконченный портрет», который содержит хрупкие и трепетные впечатления детства, автобиографические образы самых близких людей А. Кристи и отображает сложный путь взросления и становления личности с неизбежными для этого пути разочарованиями и утратами, может по праву считаться лирической исповедью писательницы.

В лирико-психологических романах «Разлука весной» (1944), «Благие намерения» (1952), «Бремя любви» (1956) особенно яркое воплощение нашла тема эмоционального переживания героиней своего жизненного пути, кризисного момента в процессе понимания ее персонажами собственного «я» на грани «своего» и «чужого» миров.

Помимо путешествий географического плана, связанных с перемещением человека в пространстве, А. Кристи обращается в этих романах и к описанию путешествий во внутренний мир человека, тем самым обнаруживая и другое понимание пространства, расширяя содержание концепта дороги до осознания его как «нравственного пути», как места встречи внутреннего мира героини и окружающей ее реальности, символизирующее возможность нравственного выбора. Именно такое путешествие легло в основу её лирико-психологических романов «Разлука весной» (1944), «Благие намерения» (1952), «Бремя любви» (1956).

Особое место в ряду лирико-психологических романов А. Кристи занимает роман «Роза и тис», содержащий философские размышления о времени и выборе, о смысле и причудливом многообразии жизни и о трудном пути покаяния и духовного возрождения, по которому следует человек в поисках нравственного идеала. Для самой А. Кристи этот идеал заключается в гармоничном существовании человека в единении с природой и окружающим миром.

Центральной темой романа «Роза и тис» выступает любовь и сложность обнаружения тончайшей грани между истинной любовью и минутной страстью. Вместе с недостижимостью истинного чувства, обманом и надеждой, неверием и страстью, любовь предстает и жертвенной, и страстной, разрушающей и преобразующей силой, которая способна изменить как окружающий мир человека, так и его внутренний мир.

Сложность и многогранность любовной темы находит свое выражение в разветвленности любовной коллизии. Перед читателем проходят многочисленные любовные пары, зачастую представляющие неразрешимые любовные треугольники. Любящие испытывают поистине мучительные и радостные мгновения, которые дарует им любовь.

Таким образом, лирико-психологические романы А. Кристи раскрыли еще одну грань ее творчества как мастера лирической и автобиографической прозы, что позволило расширить представление о художественном мире писательницы в контексте женской английской прозы XX века.

Список литературы диссертационного исследования кандидат филологических наук Тусина, Надежда Владимировна, 2007 год

1. Художественные произведения А. Кристи

2. Christie, Agatha. An Autobiography Текст. / A. Christie. London ; Collins, 1977. - 542. - ISBN 000-02160-012-9.

3. Christie, Agatha writing as Mary Westmacott. The Rose and Yew Tree Текст. / A. Christie. London : Harper Collins Publishers, 1997. - 218 p. - ISBN 0006499481.

4. Christie, Agatha writing as Mary Westmacott. A Daughter's a Daughter and other novels Текст. / A. Christie. New York : St. Martin's Minotaur, 2001.- 617 p. ISBN 0-312-27472-6.

5. Christie, Agatha writing as Mary Westmacott. Absent in the Spring and other novels Текст. / A. Christie. New York : St. Martin's Minotaur, 2001. -644 p.-ISBN 0-312-27322-3.

6. Christie, Agatha. The Mysterious Mr Quin Текст. / A. Christie. London : Harper Collins Publishers, 2003. - 396 p. - ISBN 000-715484-4.

7. Кристи, А. (Вестмакотт, M.) Вторая жизнь Текст. / А. Кристи ; пер. В. В. Тирдатова. М. : ЗАО Издательство Центрполиграф, 2000. - 379 с. -ISBN 5-227-01643-7.

8. Кристи, А. (Вестмакотт, М.) Неоконченный портрет Текст. / А. Кристи ; пер. А. И. Ганько. М.: ЗАО Издательство Центрполиграф, 2002.- 269 с. ISBN 5-227-01696-8.

9. Кристи, А. (Вестмакотт, М.) Разлука весной Текст. / А. Кристи ; пер. А. И. Ганько. М. : ЗАО Издательство Центрполиграф, 2002. - 204 с. -ISBN 5-227-01683-6.

10. Кристи, А. (Вестмакотт, М.) Роза и тис Текст. / А. Кристи ; пер. А. И. Ганько. М.: ЗАО Издательство Центрполиграф, 2002. - 255 с. - ISBN 5-227-01137-0.

11. Кристи, А. (Вестмакотт, М.) Благие намерения Текст. / А. Кристи ; пер. А. И. Ганько. М.: ЗАО Издательство Центрполиграф, 2002. - 252 с. -ISBN 5-227-01644-5.

12. Кристи, А. (Вестмакотт, М.) Бремя любви Текст. / А. Кристи; пер. И. С. Маненок. М. : ЗАО Изд-во Центрполиграф, 2002. - 220 с. - ISBN 5-227-01678-Х.

13. Кристи, А. Сборник рассказов Текст. / А. Кристи ; сост. и пре-дисл. Т. Шишкиной ; коммент. В. Короткого. М.: Прогресс, 1976. - 335 с.

14. Кристи, А. Происшествие в Кингз Эббот Текст. / А. Кристи ; сост. и автор предисл. и коммент. Э. Ф. Телень. М.: Высш. школа, 1980. - 230 с.

15. Кристи, А. Удивительные истории Текст. / А. Кристи / сб. сост., предисл. и коммент. И. К. Кочетковой. М.: Высш. школа, 1983. - 168 с.

16. Кристи, А. Избранная детективная проза Текст. : сборник /

17. A. Кристи ; сост. и послесловие Г. А. Анджапаридзе. М. : Радуга, 1989. -С. 369-382. - ISBN 5-05-002425-0.

18. Кристи, А. Автобиография Текст. / А. Кристи ; пер. И. Дорониной,

19. B. Чемберджи. СПБ. : Лимбус Пресс : РИК «Культура», 1997. - 608 с. -ISBN 5-8370-0365-7.

20. Кристи, А. Избранное Текст. : роман, повесть, рассказы / А. Кристи ; сост. В. А. Клочков. Свердловск : СП «Лига», 1990. - Т. 2. - 348 с. -ISBN 5-212-00537-Х.

21. Кристи, А. Избранное Текст. : роман, повесть, рассказы / А. Кристи ; сост. В. А. Клочков. Свердловск : СП «Лига», 1991. - Т. 3. - 340 с. -ISBN 5-85258-004-Х.

22. Кристи, А. Роман Текст. / А. Кристи // Собр. соч. : в 20 т.- М. : Артикул, 1993. Т. 2.-671 с.

23. Кристи, А. Романы, рассказы Текст. / А. Кристи. М.: Прометей, 1990.-439 с.

24. Кристи, А. Таинственные истории Текст. : сборник детективных рассказов / А. Кристи. Красноярск : ФАРАБИ, 1993. - 245 с.

25. Кристи, А. Три победы Эрюоля Пуаро Текст. : детективные романы / А. Кристи. М.: «Астрея», 1995. - 396 с. - ISBN 5-7594-0001-0.1.

26. Художественные произведения других авторов

27. Вулф, В. Своя комната. Эти загадочные англичанки Текст. /

28. B. Вульф, Э. Гаскелл, М. Спарк, Ф. Уэлдон ; сост. и авт. предисл. Е. Ю. Ге-ниева. М.: Прогресс, 1992. - С. 78-154.

29. Камю, А. Творчество и свобода Текст. : сборник / А. Камю ; пер.

30. C. Великовского, О. Гринберг, И. Кузнецовой и др. ; составл. и предисл. К. Долгова ; комментарий С. Зенкина. М. : Радуга., 1990. - 608 с. - ISBN 5-05-002551-6.

31. Камю, А. Миф о Сизифе Текст. / А. Камю // Мастера современной прозы / пер. С. Великовского. М.: [Радуга], 1988. - 412 с.

32. Шекспир, У. Сонет № 98 Текст. / У. Шекспир ; пер. С. Маршака // Собр. соч.: в 8 т. М.: [Искусство], 1960. - Т. 8. - С. 476.

33. Элиот, Т. С. Стихотворения и поэмы в переводах А. Сергеева Текст. / Т. С. Элиот ; коммент. В. Муравьева. М. : ОАО Издательство «Радуга», 2000. - 400 с. - ISBN 5-05-004920-2.179 III1. Основная литература

34. Barnard, Robert. A Short History of English Literature Текст. / R. Barnard. Oxford ; New York; Blackwell, 1984 - VII. - 218 p.

35. Barnard, Robert. A Talent to Deceive. An Appreciation of Agatha Christie Текст. / R. Barnard. London : Collins, 1980. - 203 p. - ISBN 0-00-216190-7.

36. Hardwick, Elizabeth. Seduction and betrayal. Women and Literature Текст. / E. Hardwick. New York : Random House, 1974. - XI. - 208 p.

37. Hughes, Dorothy B. The Christie Nobody Knew Текст. / D. B. Hughes // Christie Agatha : First Lady of Crime / ed. by H. R. F. Keating. -London : Weidenfeld and Nicolson, 1977. 224 p.

38. Kenyon, Olga. Woman Novelists Today: A Survey of English Writing in the Seventies and Eighties Текст. / Olga Kenyon. New York : St. Martin's press, 1988. - VII. - 186 p. - ISBN 0-312-01344-2

39. Lindsday, J. After the Thirties. The Novel in English and its Future Текст. / J. Lindsday. London, 1956. - 239 p.

40. Morgan, J. Agatha Christie Текст. : a biography /J. Morgan. London : Collins, 1984.-XVII.-393 p.-ISBN0-00-216330-6.

41. Murdoch, Derrick. The Agatha Christie Mystery Текст. / D. Murdoch. Toronto (Ont.): Pagurian press, 1976. - 192 p.

42. Osborne, Charles. The Life and Crimes of Agatha Christie Текст. / Ch. Osborne. New York : Holt, Rinehart and Winston, 1983. - 256 p. - ISBN 003-062784-2.

43. Ramsey, Gordon C. Mistress of Mystery Текст. / G. C. Ramsey. -New York : Dodd : Mead.&Co, 1967. 124 p.

44. Reddy, Maureen T. Sisters in Crime: Feminism and the Crime Novel Текст. / Maureen T. Reddy. New York : Continuum, 1988. - VIII. - 172 p. -ISBN 0-8264-0407-3.

45. Robyns, Gwen. The Mystery of Agatha Christie Текст. / G. Robyns. -New York : Doubleday, 1978. XIII. - 247 p. - ISBN 0-385-12623-9.

46. Toye, Randall. The Agatha Christie. Who is Who Текст. / R. Toye. -London : Muller, 1980. 264 p. - ISBN 0-584-950268.

47. Twentieth-Century women novelists Текст. / ed. by Thomas F. Sta-ley. Totowa (N.Y.) : Barnes & Noble Books, 1982. - XVI. - 224 p. - ISBN 0-389-20272-X.

48. Tynan, Kathleen. Agatha Текст. / К. Tynan. New York : Ballantine books, 1978.-247 p. -ISBN 0-345-277-18-X.

49. Wagner, G. Five for Freedom: A Study of Feminism in Fiction Текст. / G. Wagner. L., 1972. - 234 p.

50. Wagoner, Mary S. Agatha Christie Текст. / M. S. Wagoner. Boston : Twayne, 1986. - 162 p. - ISBN 0-8057-6936-6.

51. Walter, A. The English Novel: A Short History Текст. / A. Walter. -New York, 1954.-454 p.

52. Walter, A. The Short Story in English Текст. / A. Walter. Oxford : Clarendon Press, 1981. - 413 p.

53. Ward, A. Twentieth Century Literature. The Agé of Interrogation, 1901-1960 Текст. / A. Ward. -London, 1965. 239 p.

54. Watson, C. The Message of Mayhem Текст. / С. Watson // Christie Agatha : First Lady of Crime / ed. by H. R. F. Keating. London : Weidenfeld and Nicolson, 1977.-224 p.

55. Weaver, William. Music and Mystery Текст. / W. Weaver // Christie Agatha : First Lady of Crime / ed. by H. R. F. Keating. London : Weidenfeld and Nicolson, 1977.-224 p.

56. Wheeler, M. English Fiction of the Victorian Period, 1830-1890 Текст. / M. Wheeler. London ; New York : Longman, 1985. - 265 p.

57. Аверинцев, С. С. Историческая подвижность категории жанра: опыт периодизации Текст. / С. С. Аверинцев // Историческая поэтика: Итоги и перспективы изучения. -М. : Наука, 1986. 104 с.

58. Алексеев, М. П. Из истории английской литературы. Этюды. Очерки. Исследования Текст. / М. П. Алексеев. -М.; JI.: Гослитиздат, 1960. -499 с.

59. Анастасьев, Н. А. Обновление традиций. Реализм XX века в противоборстве с модернизмом Текст. / Н. А. Анастасьев. М. : Сов. писатель, 1984.-350 с.

60. Английский национальный характер Текст. : сб. статей и извлечений из работ об английском языке и культуре / сост. М. М. Филиппова. -2-е изд. М.: Добросвет, 2006. - 240 с.

61. Анджапаридзе, Г. Мир Агаты Кристи Текст. / Г. Анджапаридзе // Загадка Ситтафорда : романы, пьесы, рассказы / А. Кристи. Алма-Ата : Мектеп, 1989. - С. 533-543. - ISBN 5-625-00850-7.

62. Анджапаридзе, Г. А. Потребитель? Бунтарь? Борец? Заметки о молодом герое зарубежной прозы 60-70-х гг. Текст. / Г. А. Анджапаридзе. -М.: Молодая гвардия, 1988. 269 с.

63. Анджапаридзе, Г. Вечные загадки Агаты Кристи / Г. Анджапаридзе // Неоконченный портрет : роман / А. Кристи ; пер. с англ. Е. Шальне-вой. Тверь : ТОО «Россия-Великобритания», 1993. - 268 с. - ISBN 5-87381004-4.

64. Андреев, JI. Импрессионизм. Видеть. Чувствовать. Выражать Текст. / Л. Андреев. М.: Гелиос, 2005. - 320 с. - ISBN 5-8189-0429-6.

65. Аникст, А. А. История английской литературы Текст. / А. А. Аникст. М.: Учпедиз, 1956. - 438 с.

66. Аникин, Г. В. История английской литературы Текст. / Г. В. Аникин, Н. П. Михальская. 2-е изд. - М.: Академия, 1998. - 516 с.

67. Арнаудов, М. Психология литературного творчества Текст. / М. Арнаудов. М.: Прогресс, 1970. - 653 с.

68. Бабаков, В. Г. Национальное сознание и национальная культура Текст. / В. Г. Бабаков, В. М. Семенов. М. : Российский институт философии, 1996.-70 с.

69. Барабаш, Ю. Я. Вопросы эстетики и поэтики Текст. / Ю. Я. Ба-рабаш. М.: Современник, 1977. - 397 с.

70. Бахтин, М. М. Автор и герой Текст. / М. М. Бахтин. СПб.: Азбука, 2000.-333 с.

71. Бахтин, М. М. Вопросы литературы и эстетики. Исследования разных лет Текст. / М. М. Бахтин. М.: Худож. лит., 1975. - 504 с.

72. Бахтин, М. М. Фрейдизм. Формальный метод в литературоведении. Марксизм и философия языка. Статьи Текст. / М. М. Бахтин. М. : «Лабиринт», 2000. - 640 с. - ISBN 5-87604-016-9.

73. Белецкий, А. Избранные труды по теории литературы Текст. / А. Белецкий. М.: Просвещение, 1964. - 478 с.

74. Белецкий, А. И. В мастерской художника слова Текст. / А. И. Белецкий. М.: Высшая школа, 1989. - 160 с.

75. Беляев, Ю. Агата королева детектива Текст. // Убийцы среди нас : детективные романы / А. Кристи ; пер. Н. Кузнецовой. - М.: «Астрея», 1995. - С.ЗЗ 1-333. - ISBN 5-7594-0002-9.

76. Бушардо, Югетт. Агата Кристи как она есть Текст. / Ю. Бушар-до; пер. с фр. А. А. Васильевой. М. : Радуга, 2001. - 228 с. - ISBN 5-05-005114-2.

77. Бушманова, Н. И. Английский модернизм: психологическая проза Текст. : учеб. пособие по спецкурсу / Н. И. Бушманова. Ярославль : ЯГ-ПИ, 1992.-148 с.

78. Волков, И. Ф. Теория литературы Текст. / И.Ф. Волков. М. : Просвещение : Владос, 1995. - 256 с. - ISBN 5-09-004669-7.

79. Ванчура, 3. Двадцать лет английского романа (1945-1964 гг.) Текст. / 3. Ванчура. М.: Высшая школа, 1968. - 115 с.

80. Великовский, С. В поисках утраченного смысла. Очерки литературы трагического гуманизма во Франции Текст. / С. Великовский. М. : Худож. лит., 1979.-295 с.

81. Веселовский, А. Н. Историческая поэтика Текст. / А. Н. Весе-ловский ; вступ. ст. И. К. Горского ; сост. коммент. В. В. Мочаловой. М. : Высшая школа, 1989. - 406 с. - ISBN 5-06-000256-х.

82. Виноградов, В. В. О теории художественной речи Текст. / В. В. Виноградов. М.: Высшая школа, 1971. - 240 с.

83. Виноградов, В. В. О языке художественной литературы Текст. / В. В. Виноградов.- М.: Государственное издательство художественной литературы, 1959. 653 с.

84. Виноградов, В. С. Лексические вопросы перевода художественной прозы Текст. / В. С. Виноградов. М.: Гослитиздат, 1978. - 173 с.

85. Гарков, В. Первая леди детектива Текст. / В. Гарков // Коммерсант деньги. 2000. - № 50. - С. 91-96.

86. Гиленсон, Б. А. История зарубежной литературы конца XIX-начала XX века Текст. / Б. А. Гиленсон. М. : Academia, 2006. - 480 с. -ISBN 5-7695-2218-6.

87. Гинзбург, Л. О психологической прозе Текст. / Л. Гинзбург. Л. : Худож. лит., 1976. - 448 с.

88. Гинзбург, Л. О лирике Текст. / Л. Гинзбург. Л. : Сов. писатель, 1974.-408 с.

89. Гинзбург, JI. Я. О литературном герое Текст. / Л. Я. Гинзбург. -Л.: Сов. писатель, 1979.-222 с.

90. Гиршман, М. М. Литературное произведение: теория и практика анализа Текст. : учеб. пособие / М. М. Гиршман. М.: Высшая школа, 1991.- 160 с. ISBN 5-06-001843-1.

91. Гражданская, 3. Т. От Шекспира до Шоу Текст. / 3. Т. Гражданская. М.: Просвещение, 1992. - 191 с. - ISBN 5-09-003231-9.

92. Григорьев, А. А. Концепт и его лингвокультурологические составляющие Текст. / А. А. Григорьев // Вопросы философии. 2006. - № 3. -С. 64-77.

93. Грифцов, Б. А. Психология писателя Текст. / Б. А. Грифцов. М. : Худ. лит., 1988.-462 с.

94. Гудков, Л. Д. Массовая литература как проблема. Для кого? Текст. / Л. Д. Гудков // Новое литературное обозрение. 1996. - № 22. - С. 78-100.

95. Гуляев, Н. А. Теория литературы Текст. / Н. А. Гуляев. М. : Высшая школа, 1977. - 278 с.

96. Гуревич, П. С. Философия культуры Текст. / П. С. Гуревич. М. : Аспект Пресс, 1995. - 288 с.

97. Дмитриев, В. Ключ к прозе Агаты Кристи Текст. / В. Дмитриев // Советский экран. 1978. - 19 окт. - С. 5.

98. Днепров, В. Идеи времени и формы времени Текст. / В. Днепров.- Л.: Сов. писатель, 1980. 600 с.

99. Дудова, Л. В. Модернизм. Литература Австрии, Англии, Германии Текст. : практикум по зарубежной литературе XX века / Л. В. Дудова, Н. П. Михальская. М.: Прометей, 1994. - 113 с.

100. Дьяконова, Н. Я. Лондонские романтики и проблемы английского романтизма Текст. / Н. Я. Дьяконова. Л. : Издательство Ленинградского университета, 1970. - 232 с.

101. Дьяконова, H. Я. Из истории английской литературы. Статьи разных лет Текст. / Н. Д. Дьяконова ; составитель А. А. Чамеев. СПб. : Але-тейя, 2001. - 192 с. - (Pax Britannica). - ISBN 5-89329-264-2.

102. Евнина, Е. M. Западноевропейский реализм на рубеже XIX-XX веков Текст. / Е. М. Евнина. М. : Наука, 1967. - 261 с.

103. Ерофеева, H. Е. Творчество К. Грэхема. Взрослый взгляд на детскую литературу Текст. : монография / H. Е. Ерофеева, И. Н. Пасечная. -Орск : Издательство ОГТИ, 2006. 162 с. - ISBN 5-8424-0272-6.

104. Есин, А. Б. Время и пространство Текст. / А. Б. Есин // Введение в литературоведение : учеб. пособие / JI. В. Чернец, В. Е. Хализев, А. Я. Эсалнек и др. ; под ред. Л. В. Чернец. М. : Высшая школа, 2006. - 680 с.

105. Есин, А. Б. Принципы и приёмы анализа литературного произве-денияТекст. : учеб. пособие / А. Б. Есин. 3-е изд. - М. : Флинта : Наука, 2000. - 248 с. - ISBN 5-89349-049-5 (Флинта) ; ISBN 5-02-011311-5 (Наука).

106. Жанры в историко-литературном процессе Текст. : межвуз. сб. науч. трудов / под. ред. В. В. Гуры. Вологда : ВГПИ, 1986. - 152 с.

107. Жанры и творческая индивидуальность Текст. : межвуз. сб. науч. трудов / под. ред. проф. В. В. Гуры. Вологда : ВГПИ, 1990. - 164 с.

108. Жантиева, Д. Г. Английский роман XX века 1918-1939 Текст. / Д. Г. Жантиева. М. : Наука, 1965. - 346 с.

109. Жантиева, Д. Г. Эстетические взгляды английских писателей конца XIX-начала XX века и русская классическая литература Текст. / Д. Г. Жантиева // Из истории литературных связей XIX века. М., 1962. - С. 167-226.

110. Жаринов, Е. В. Фэнтези и детектив жанры англо-американской литературы Текст. / Е. В. Жаринов. - М. : Издательство Международной академии информатизации, академии средств массовой информации, 1996. -180 с.

111. Западная философия XX века Текст. : в 2 т. : учеб. пособие / А. Ф. Зотов, Ю. К. Мельвиль. М. : Интерпракс, 1994. - Т. 1. - 432 с. -ISBN 5-85235-254-7.

112. Зарубежная литература второго тысячелетия. 1000-2000 Текст. : учеб. пособие / JI. Г. Андреев, Г. К. Косиков, Н. Т. Пахсарьян и др. М. : Высшая школа, 2001. - 335 с. - ISBN 5-06-003784-3.

113. Затонский, Д. В наше время. Книга о зарубежных литературах XX века Текст. / Д. Затонский. М.: Сов. писатель, 1979. - 432 с.

114. Затонский, Д. Искусство романа и XX век Текст. / Д. Затонский. -М.: Худож. лит., 1973. 523 с.

115. Зингерман, Б. И. Очерки истории драмы XX века Текст. / Б. И. Зингерман. М.: Наука, 1979. - 392 с.

116. Зинченко, В. Г. Культурная и межвидовая коммуникация Текст. / В. Г. Зинченко // Межкультурная коммуникация : учеб. пособие. Н. Новгород, 2001.-С. 32-33.

117. Зинченко, В. Г. Межкультурная коммуникация. От системного подхода к синергетической парадигме Текст. : учебное пособие / В. Г. Зинченко, В. Г. Зусман, 3. И. Кирнозе. М.: Флинта, 2007. - 224 с.

118. Зинченко, В. Г. Методы изучения литературы. Системный подход Текст. / В. Г. Зинченко, В. Г. Зусман, 3. И. Кирнозе. М. : Флинта : Наука, 2002.-200 с.

119. Зотов, Г. Агата Кристи давно убила сыщика Пуаро. Эксклюзивное интервью внука «королевы детектива» Текст. / Г. Зотов // Аргументы и факты. 2006. - № 47. с. 27.

120. Ивашева, В. Английская литература XX в. Текст. / В. Ивашева. -М.: Просвещение, 1967. 476 с.

121. Ивашева, В. В. «Век нынешний и век минувший.». Английский роман XIX века в его современном звучании Текст. / В. В. Ивашева. М. : Худож. лит., 1990. - 479 с. - ISBN 5-280-00927-х.

122. Ивашева, В. В. На пороге XXI века: (НТР и литература) Текст. / В. В. Ивашева. М.: Худож. лит., 1979. - 318 с.

123. Ивашева, В. Что сохраняет время. Литература Великобритании 1945-1947. Очерки Текст. / В. Ивашева. М.: Сов. писатель, 1979. - 336 с.

124. Ивашева, В. Эпистолярные диалоги Текст. / В. В. Ивашева. М. : Сов. писатель, 1983. - 368 с.

125. Ильина, Н. Агата Кристи на отечественном литературном фоне Текст. / Н. Ильина // Иностранная литература. 1992. - № 11-12. - С. 293307.

126. Ионкис, Г. Э. Эстетические искания поэтов Англии (1910-1930) Текст. / Г. Э. Ионкис. Кишинёв : Штиинца, 1979. - 139 с.

127. История английской литературы Текст. / под. ред. И. И. Аниси-мова. М.: Издательство Академии Наук СССР, 1958. - Т. 3. - 732 с.

128. Кабанова, И. В. Зарубежная литература XX века: практические занятия Текст. / В. В. Кабанова. М. : Флинта, 2007. - 472 с. - ISBN 978-589349-977-3

129. Кабанова, И. В. Современная литературная теория. Антология Текст. / В. В. Кабанова. М.: Флинта : Наука, 2004. - 344 с. - ISBN 5-89349623-х.

130. Кавелти, Дж. Г. Изучение литературных формул Текст. / Дж. Г. Кавелти // Новое литературное обозрение. М., 1996. - № 22. - С. 3363.

131. Каган, М. С. Время как философская проблема Текст. / М. С. Каган // Вопросы философии. 1982. -№ 10. С. 117-124.

132. Каган, М. С. Культура. Философия. Искусство Текст. / М. С. Каган, Т. В. Холостова. М.: Знание, 1988. - 63 с.

133. Клименко, Е. Традиции и новаторство в английской литературе Текст. / Е. Клименко. JI. : Издательство ЛГУ, 1961. - 192 с.

134. Кожинов, В. В. Статьи о современной литературе Текст. / В. В. Кожинов. М. : Сов. Россия, 1990. - 542 с.

135. Коссак, Е. Экзистециализм в философии и литературе Текст. / Е. Коссак ; пер. Э. Я. Гессен. М. : ПОЛИТИЗДАТ, 1980. - 360 с.

136. Кривцун, О. А. Эстетика Текст. : учеб. / О. А. Кривцун. М. : Аспект Пресс, 1998. - 430 с. - ISBN 5-7567-0210-5.

137. Культурология. История мировой культуры Текст. : учеб. для вузов / под ред. проф. А. Н. Марковой. М. : ЮНИТИ, 2004. - 600 с. - ISBN 5-85178-043-6.

138. Лабутина, Т. Л. Воспитание и образование англичанки в XVII веке Текст. / Т. Л. Лабутина. СПб. : Алетейя, 2001. - 247 с. - (Pax Britannica). -ISBN 5-89329-446-7.

139. Левидов, A. M. Автор-образ-читатель Текст. / А. М. Левидов. -Л. : Издательство ЛГУ, 1983. 350 с.

140. Лейдерман, Н. Л. Движение времени и законы жанра. Жанровые закономерности развития сов. прозы в 60-70-е гг. Текст. /Н. Л. Лейдерман. -Свердловск, 1982.-254 с.

141. Лихачев, Д. С. Диалоги о дне вчерашнем, сегодняшнем и завтрашнем Текст. / Д. С. Лихачев. М. : Сов. Россия, 1988. - 143 с.

142. Лихачев, Д. С. Культура как целостная среда Текст. / Д. С. Лихачев // Новый мир. 1994. - № 8. - С. 3-8.

143. Лихачев, Д. С. Очерки по философии художественного творчества Текст. / Д. С. Лихачев. СПб. : Издательство Русско-Балтийский информ. центр «БЛИЦ», 1996. - 159 с. - ISBN 5-86789-032-5.

144. Луков, В. А. История литературы: Зарубежная литература от истоков до наших дней Текст. : учеб. пособие для высш. учеб. заведений / В. А. Луков. М. : Академия, 2003. - 512 с. - ISBN 5-7695-0982-1.

145. Михальская, Н. П. Английский роман XX века Текст.: учеб. пособие для филолог, специальностей / Н. П. Михальская, Г. В. Аникин. М. : Высшая школа, 1982. - 192 с.

146. Михальская, Н. П. Десять английских романистов Текст. : монография / Н. П. Михальская. М. : «Прометей» МПГУ, 2003. - 208 с. -ISBN 5-7042-1277-8.

147. Михальская, Н. П. Пути развития английского романа 1920-1930-х годов. Утрата и поиски героя Текст. / Н. П. Михальская. М. : Высшая школа, 1966. - 272 с.

148. Модернизм. Анализ и критика основных направлений Текст. // Сборник статей / под ред. В. В. Ванслова, М. Н. Соколова. М. : Искусство, 1980.-224 с.

149. Мулярчик, А. С. Послевоенные американские романисты Текст. / А. С. Мулярчик. М.: Худож. лит., 1980. - 277 с.

150. Мулярчик, А. С. Спор идет о человеке: О литературе США второй половины XX в Текст. / А. С. Мулярчик. М. : Сов. писатель, 1985. -359 с.

151. Николина, Н. А. Филологический анализ текста Текст. : учеб. пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений. / Н. А. Николина. М. : Издательский центр «Академия», 2003. - 256 с.

152. Ольшанская, Н. JI. Стилистические особенности английского психологического романа (на материале романов М. Дрэббл и Сьюзен Хилл) Текст. : автореф. дис. канд. филол. наук / Н. JI. Ольшанская. Одесса, 1979. -21 с.

153. Ортега-и-Гассет, X. Избранные труды : пер. с исп. Текст. / X. Ортега-и-Гассет ; сост., предисл. и общ. ред. А. М. Руткевича. 2-е изд. -М.: «Весь мир», 2000. - 704 с. - ISBN 5-7777-0116-7.

154. Очерки по философии культуры Текст. / под. ред. Э. Ф. Звездки-ной. Нижний Новгород : НГПИИЯ им. H.A. Добролюбова, 1993. - 128 с.

155. Полосухин, И. H. Проблемы психологизма современной англ. прозы Текст. : автореф. дис. канд. филол. наук / И. Н. Полосухин. М., 1975. -25 с.

156. Попова, М. К. Национальная идентичность и ее отражение в художественном сознании Текст. / М. К. Попова. Воронеж : Издательство Воронежского университета, 2004. - 170 с.

157. Проскурнин, Б. М. Английская литература 1900-1914 (Дж. Р. Киплинг, Дж. Конрад, Д.Г. Лоуренс) Текст. / Б. М. Проскурнин. Пермь : Издательство Пермского университета, 1993. - 96 с.

158. Реале, Дж. Западная философия от истоков до наших дней Текст. : в 4 т. / Дж. Реале, А. Антисери. СПб. : ТОО ТК «Петрополис», 1997. - Т. 3. Новое время. -714 с.

159. Рейнгольд, Н. И. Вирджиния Вулф о русской литературе Текст. / Н. И. Рейнгольд // В мире отечественной классики : сборник ст. / [сост. Ф. Кузнецов, Д. Николаев]. М. : [Худож. лит.], 1987. - Вып. 2. - С. 260-282.

160. Руднев, В. Л. Энциклопедический словарь культуры XX века: Ключевые понятия и тексты Текст. /В. Л. Руднев. М.: Аграф, 2001. - 608 с.

161. Савельева, В. В. Художественный текст и художественный мир: проблемы организации. Фонд Сорос Текст. / В. В. Савельева. Алматы : Дайу-пресс, 1996. - 191 с.

162. Соловьева, Н. А. У истоков английского романтизма Текст. / Н. А. Соловьева. М.: Издательство МГУ, 1988. - 232 с.

163. Тамарченко, Н. Д. Теоретическая поэтика Текст. : учеб. пособие для студентов филол. фак. высш. учеб. заведений / Н. Д. Тамарченко. М.: Издательский центр «Академия», 2004. - 400 с. - ISBN 5-7695-1692-5.

164. Томашевский, Б. В, Краткий курс поэтики Текст. / Б. В. Тома-шевский ; вступ. статья, прим. J1. В. Чернец. 3-е изд. - М.; КДУ, 2006. -192 с.-ISBN 5-98227-021-0.

165. Томашевский, Б. В. Теория литературы. Поэтика Текст. : учеб. пособие / Б. В. Томашевский ; вступ. статья Н. Д. Тамарченко. М.: Аспект Пресс, 1999. - 334 с. - ISBN 5-7567-0230-х,

166. Тугушева, М. Опасный мир Агаты Кристи Текст. / М. Тугушева // Под знаком четырёх. О судьбе произведений Э. По, А. К. Дойла, А.Кристи, Ж. Сименона. М.; «Книга», 1991. - 228 с. - ISBN 5-212-00416-0.

167. Тынянов, Ю. Н. Поэтика. История литературы. Кино Текст. / Ю. Н. Тынянов. М.: Наука, 1977. - 574 с.

168. Тюпа, В. И. Литературное произведение: проблемы теории и анализа Текст. / В. И. Тюпа, Л. Ю. Фуксон, М. Н. Дарвин. Кемерово : Кузбас-свузиздат, 1997. - 245 с.

169. Урнов, Д. Литература и движение времени (Из опыта английской и американской литературы XX века) Текст. / Д. Урнов, М. Урнов. М. : Худож. лит., 1978. - 269 с.

170. Урнов, Д. М. Цельность литературного произведения Текст. / Д. М. Урнов // Методология анализа литературного произведения. М. : Наука, 1998. - 347 с.

171. Урнов, М. В. Вехи традиции в английской литературе Текст. / М. В. Урнов. М.: Худож. лит., 1986. - 380 с.

172. Урнов, М. В. На рубеже веков. Очерки английской литературы (конец XIX-начало XX века ) Текст. / М. В. Урнов. М. : Наука, 1970. -431 с.

173. Утехин, Н. П. Черты неповторимого Текст. / Н. П. Утехин. М.: Современник, 1980. - 207 с.

174. Утехин, Н. П. Современность классики Текст. / Н. П. Утехин. -М.: Современник, 1986. -379 с.

175. Федь, Н. М. Жанры в меняющемся мире Текст. / Н. М. Федь. -М.: Сов. Россия, 1989. 544 с.

176. Филатова, JI. Процесс против Агаты Кристи Текст. : ст. из. итал. еженедельника «Эуропео» / J1. Филатова // Сов. Культура. 1990. - № 37. -С. 14.

177. Философия истории: Антология Текст. : пособие для студентов гуманит. вузов / сост., ред. и вступ. ст. Ю. А. Кимелева. М. : АО «Аспект Пресс», 1994. - 351 с. - (Программа: Обновление гуманит. образования в России). - ISBN 5-86318-019-6.

178. Финкелстайн, С. Экзистенциализм и проблема отчуждения в американской литературе Текст. / С. Финкелстайн ; пер. Э. Медниковой. М. : Прогресс, 1967. - 319 с.

179. Хакинг, Я. Представление и вмешательство. Введение в философию естественных наук Текст. / Я. Хакинг ; пер. С. Кузнецова. М.: Логос, 1998. - 296 с. - ISBN 5-7333-0394-8.

180. Хализев, В. Е. Теория литературы Текст. : учебник / В. Е. Хали-зев. 2-е изд. - М.: Высш. шк„ 2000. - 398 с. - ISBN 5-06-003356-2.

181. Хуснулина, Р. Р. Английский роман XX века и наследие Ф. М. Достоевского Текст. / Р. Р. Хуснулина. Казань : Издательство КГУ, 2005. -260 с. - ISBN 5-7464-0646-5.

182. Цветкова, М. В. Концепт "Englishness": основные константы Текст. / М. В. Цветкова // Проблемы национальной идентичности в культуре и образовании России и Запада : материалы науч. конф. : в 2 т. Воронеж : ЦЧКИ, 2000. - Т. 2. - С. 87-93.

183. Цветов, В. Агата Кристи Текст. / В. Цветов // История. 2003. -№27-28.-С. 12-13.

184. Цилевич, J1. М. Принципы анализа литературного произведения как художественной системы Текст. / JI. М. Цилевич // Филологические науки.- 1998.-№ 1,-С. 9-13.

185. Чернец, JI. В. Литературные жанры Текст. / Л. В. Чернец. М. : Издательство МГУ, 1982. - 192 с.

186. Шагинян, М. Агата Кристи Текст. / М. Шагинян // Звезда Востока.-1982.-№ 6.-С. 175-176.

187. Шелер, М. Положение человека в космосе. Проблема человека в западной философии Текст. / М. Шелер // Мир философии : книга для чтения. М. : Политиздат, 1991. - Ч. 2. - 624 с. - ISBN 5-250-01382-1.

188. Шишкина, Т. Немного об Агате Кристи и её героях Текст. / Т. Шишкина // Christie A. Selected Stories. M., 1969. - С. 5-13.

189. Элиот, Т. С. Назначение поэзии: ст. о лит. Текст. / Т. С. Элиот ; пер. с англ. Н. И. Бушмановой и др. Киев : Совершенство, 1997. - 350 с.

190. Ясперс, К. Всемирная история философии. Введение Текст. / К. Ясперс ; пер. с нем. К. В. Лощевского. СПб. : «Наука», 2000 с. - ISBN 502-026798-8 ; ISBN 3-492-0281-4.

191. Ясперс, К. Духовная ситуация времени. Человек и его ценности Текст. / К. Ясперс // Мир философии : книга для чтения. М. : Политиздат, 1991. - Ч. 2. - 624 с. - ISBN 5-250-01382-1.194 IV1. Справочная литература

192. The Concise Oxford Dictionary of Literary Terms Текст. Oxford ; N-Y., 1990. -160 p.

193. Зарубежные писатели Текст. : библиографический словарь для школьников и поступающих в вузы : в 2 ч. / под. ред. Н. П. Михальской. М. : [Дрофа], 2003. - Ч. I: А-Л. - 688 с. - ISBN 5-7107-4888-9 (4.1); ISBN 5-71075092-1.

194. Краткая литературная энциклопедия Текст. / гл. ред. А. А. Сурков. М.: [Советская энциклопедия], 1966. - Т.З. - 976 стб.

195. Литературный энциклопедический словарь Текст. / под общ. ред. В. М. Кожевникова, П. А. Николаева ; ред. кол. Л. Г. Андреев [и др.]. -М.: [Сов. энциклопедия], 1987. 752 с.

196. Литературная энциклопедия терминов и понятий Текст. / под ред. А. Н. Николюкина. М.: [НПК Интелвак], 2001. - 1600 стб.

197. Оксфордская иллюстрированная энциклопедия Текст. : в 9 т. : пер. с англ. М. : Издательский Дом «ИНФРА-М» : Весь мир, 1999. - Т. 2. Мир природы. - 396 с. - ISBN 5-16-000071-2.

198. Современный словарь-справочник по литературе Текст. / сост. и научн. ред. С. И. Кормилов. М.: [Олимп : ООО Издательство ACT], 2000. -704 с. - ISBN 5-7390-0018-1 («Олимп»); ISBN 5-17-001719-7 («Изд-во ACT»).

199. Философский энциклопедический словарь Текст. / ред. кол.: С. С. Аверинцев, Э. А. Араб-Оглы, Л. Ф. Ильичёв и др. 2-е изд. - М. : [Сов. Энциклопедия], 1989.-815 с.

200. Хорнби, А. Толковый словарь английского языка Текст. / А. Хорнби, Э. Гейтенби, X. Хэйкфилд. М.: [Сигма пресс], 1996. - 1200 с.

201. Энциклопедия литературных героев Текст. М. : [АГРАФ], 1999. - 496 с. - ISBN 5-7784-0013-6.

202. Энциклопедия литературных произведений Текст. М. : [Ваг-риус], 1998.-654 с.

203. Энциклопедия мировой литературы Текст. / под ред. С. В. Ста-ховского. СПб.: [ Невская книга], 2002. - 656 с.

204. Эстетика Текст. : словарь / под общ. ред. А. А. Беляева. М. : Политиздат, 1989.-445 с.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.