Национальное и интернациональное в советской литературе (на материале творчества двуязычных писателей) тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 00.00.00, Канафина, Кульпаш Дайрабаевна
- Специальность ВАК РФ00.00.00
- Количество страниц 205
Оглавление диссертации Канафина, Кульпаш Дайрабаевна
Введение
Глава I. О национальном и интернациональном в литературоведении.
Глава П. Национальный характер автора и героя
§ I. Ццинство традиций русской и национальных литератур в художественном освоении темы интеллигенции.
§ 2. История и действительность в творчестве русскоязычных национальных писателей. Активность авторской позиции.
§ 3. Инонациональная тема в творчестве двуязычных писателей как продолжение традиций русской литературы.
Глава Ш. Новые формообразования в творчестве национальных писателей.
§ I. Роль условных форм (мифа, легенды, притчи) в произведениях советских писателей.
§ 2. Об особенностях литературного билингвизма советских писателей.
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Другие cпециальности», 00.00.00 шифр ВАК
Формы функционирования литературного билингвизма в Дагестане1997 год, кандидат филологических наук Кадырова, Карина Абдуллаевна
Творчество Ч. Айтматова в критике ГДР и воссоздание национального своеобразия его повестей в немецких переводах1984 год, Шагалова, Евгения Исаковна
Идейно-художественное обогащение киргизской советской прозы и наследие русской классики1984 год, кандидат филологических наук Мамбеталиев, Кубан Ильясович
Эволюция творчества Василя Мысыка1984 год, кандидат филологических наук Хитрук, Василий Онуфриевич
Художественное воплощение образа молодого героя современности в киргизской прозе 60-х - 70-х гг.1984 год, кандидат филологических наук Бекджанов, Арстанбек Абдразакович
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Национальное и интернациональное в советской литературе (на материале творчества двуязычных писателей)»
Одной из основополагающих проблем теории социалистического реализма является проблема национального и интернационального в советской литературе. В литературоведении она имеет как эстетический, так и идеологический аспекты. Развитие многонациональной советской литературы, братских литератур социалистического содружества подтверждает положение о диалектической взаимосвязанности национального и интернационального и в форме, и в содержании произведений социалистического реализма. Методологическая и практическая разработка этого вопроса представляет интерес и для развивающихся литератур афро-азиатских стран.
В период острой идеологической борьбы двух систем особенное место занимает искусство слова. Буржуазные литературоведы, различного рода "советологи" твердят о несовместимости национального и интернационального, намеренно раздувают национальный момент в искусстве, игнорируют интернациональное, заменяя его общечеловеческим. Оно и понятно, поскольку интернациональное -это всегда классовое и партийное в литературе и искусстве. Литература победившего пролетариата выдвинула задачи исторического масштаба - воспитать средствами искусства чувство социального, классового единства, отразить борьбу и победу передового мировоззрения.
Лучшим произведениям социалистического реализма характерно гармоническое сочетание, диалектическая связь национального и интернационального. Творчество М.Горького, Л.Леонова, М.Шолохова, будучи национальными по сути своей, интернациональны в смысле новаторства, мастерства, способа отражения действительности. Подтверждением тому является влияние М.Горького на мировую литературу и, в первую очередь, на литературы народов СССР и литературы социалистических стран.
Аргументированное противостояние и разоблачение попыток буржуазных ученых представить литературный процесс в Советском Союзе как подавление национального во имя интернационального и, следующей за этим, обезличкой национальных литератур, их "русификации" является задачей исследователей этой проблемы.
Особенно важно решение этих задач в наше время, когда нации и народности страны представляют новую социальную общность -советский народ. Общесоветское, интернациональное, как и национальное необходимо изучать в сфере формы и содержания произведений, а также в позиции самого автора, как носителя прогрессивных начал в развитии национального самосознания.
На Первом съезде Союза советских писателей было дано определение, что советская литература является национальной по форме и интернациональной по содержанию. Впоследствии многие исследователи разделили это единство, отведя национальное - формальной стороне, а интернациональное - содержательной. Этой важной проблеме были посвящены работы К.Зелинского, Г.Ломидзе, М.Пархоменко, Л.Новиченко, А.Овчаренко, В.Днепрова и многих других ученых^, а также исследования Л.Арутюнова, Ч.Гусейнова, В.Оскоцко Ломидзе Г. Ленинизм и судьбы национальных литератур. М.: Современник, 1974; Ломидзе Г. Интернациональный пафос советской литературы. Размышления, оценки, споры. М.: Советский писатель, 1967; Пархоменко М. Многонациональное единство советской литературы. М., Просвещение, 1978, 287 е.; Новиченко Л. Многообразие художественных форм и стилей в литературе социалистического реализма. - В кн.: Проблемы социалистического реализма. М., 1961; (прод. сноски см. на след. стр.) го, К.Султанова^ и других.
Национальное и интернациональное рассматривалось на уровне идейно-тематического содержания произведения, особенностях национальной формы, национального характера героя. Новизна же нашей работы состоит в выявлении национального и интернационального в авторской позиции двуязычного (русскоязычного) писателя, то есть в решении следующих вопросов:
1) об единстве, синтезе собственно национальных традиций и традиций русской литературы как общесоветских интернациональных в творчестве двуязычных писателей на всех уровнях - от темы и идеи до языка творчества;
2) о взаимосвязи национального и интернационального в характере не только литературного героя, но и в позиции самого автора; на примере творчества А.Алимжанова, О.Сулейманова выясняются взаимоотношения автора и героя, роль образа автора в повествовании, значение авторского комментария, интонации и др.;
3) о новых формообразованиях в многонациональной советской литературе, являющихся итогом творческого освоения фольклора, углубленного восприятия традиций как русской литературы, так и многонационального общесоветского художественного опыта;
Днепров В. Многообразие стилей в реалистическом искусстве. -В кн.: Вопросы эстетики, вып. 3. ГЛ., I960; Овчаренко А. Социалистический реализм и современный литературный процесс. М.: Советский писатель, 1968; Зелинский К. Литература народов СССР. Статьи. М.; Госполитиздат, 1957.
0 работах этих авторов см. в I главе.
4) русскоязычное творчество национальных писателей - билингвизм качественно новой формы в истории литературы.
Необходимо сказать, что под двуязычием или русскоязычием мы имеем в виду литературный билингвизм современных национальных советских писателей. Причем, особенности двуязычия (самоперевод, более активное владение родным или русским языком и др.) не являются темой нашего исследования, мы останавливаемся только на той роли, какую играют русский и национальный языки в художественном творчестве.
Задача работы состоит в следующем:
1) определить место двуязычной прозы и поэзии в современной советской литературе;
2) отразить доминирующую роль авторской позиции в повествовании, слияние национального и интернационального в образе автора и близкого ему по духу героя;
3) показать динамику современного национального характера.
Методологической основой исследования являются основные положения классиков марксизма-ленинизма о диалектическом единстве национального и интернационального. Важнейшее значение в решении этого вопроса имеют работы В.И.Ленина*. Дальнейшее развитие Ленин В.И. Критические заметки по национальному вопросу. Полн. собр. соч., т. 24. М., Политиздат, 1970; Ленин В.И. Бужен ли обязательно государственный язык? Полн. собр. соч., т. 24. ГЛ., Политиздат, 1970; Ленин В.И. О национальной гордости великороссов. Полн. собр. соч., т. 26. М., Политиздат, 1970; Ленин В.И. К вопросу о национальной политике. Полн. собр. соч., т. 25. М., Политиздат, 1970; Ленин В.И. О праве наций на само-Прод. сноски см. на след. стр. понимания национального и интернационального дано в Документах партии и правительства. О громадном значении литературы в идейном воспитании советского человека-интернационалиста говорилось на ХОТ съезде КПСС, в Постановлении ЦК КПСС "О 60-й годовщине образования Союза Советских Социалистических Республик".
Историко-литературный и сравнительно-типологический методы исследования были необходимы в рассмотрении произведений различных литератур, генетически не связанных друг с другом.
Материалом исследования явилось творчество русскоязычных (двуязычных) национальных писателей - Ч.Айтматова, А.Алимжанова, О.Сулешенова, С.Санбаева, Ю.Рытхэу, И.Друцэ во взаимосвязи и сопоставлении с современной русской советской литературой.
Результаты исследования были доложены на Всесоюзном научном координационном совещании по вопросам изучения и преподавания советской поэзии (г.Москва, 1979 г.), межвузовских научных конференциях "Человек труда в советской литературе" (г.Магнитогорск, 1980 г.), "Литература и фольклор Сибири" (г.Омск, 198I г.).
Работа состоит из введения, трех глав и заключения.
К работе прилагается список литературы.
Ленин В.И. О праве наций на самоопределение. Полн. собр. соч., т. 25. М., Политиздат, 1970; Ленин В.И. Памяти Герцена. Полн. собр. соч., т. 21. М., Политиздат, 1970.
Похожие диссертационные работы по специальности «Другие cпециальности», 00.00.00 шифр ВАК
Динамика развития национальных литератур Северного Кавказа в условиях лингво-культурной ситуации (двуязычия)2004 год, кандидат филологических наук Воронина, Марина Сергеевна
Русско-кабардинские литературные связи: К проблеме худож. билингвизма1998 год, кандидат филологических наук Касумова, Марина Юрьевна
Проблемы двуязычного творчества в северокавказском литературном процессе и своеобразие русскоязычной карачаевской литературы2004 год, кандидат филологических наук Резунова, Ирина Алексеевна
Закономерности развития русскоязычной адыгской литературы XIX - начала XX века: этнокультурная специфика творческой индивидуальности писателя и литературный процесс2006 год, доктор филологических наук Шиков, Кошмазук Муссович
Национально-художественное своеобразие творчества русскоязычных якутских поэтов: 1970-90 гг.2004 год, кандидат филологических наук Дишкант, Елена Валерьевна
Заключение диссертации по теме «Другие cпециальности», Канафина, Кульпаш Дайрабаевна
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Итак, национальное и интернациональное в советской литературе воплощается в теме и идее, жанровых особенностях и образной системе вс^зго произведения. Если совсем недавно поиски общего и особенного концентрировались преимущественно в сфере проблем художественного отражения национального характера как характера героя, то в нашей работе особенное внимание уделено единству национального и интернационального в позиции автора, в отношении его к действительности, к художественному опыту как национальной, так и инонациональных литератур.
Исследование творчества русскоязычных национальных писателей А.Алшжанова, 0. Сулейменова, Ю.Рытхэуи анализ некоторых произведений двуязычных писателей - Ч.Айтматова, И.Друцэ и других, показало, что обращение к теме становления национальной интеллигенции имеет типологические черты, отрамсает глобальные процессы в духовном развитии советского народа. Образ героя, воплощающего и национальные, и интернациональные черты характера, близок автору, часто автобиографичен. В анализируемых художественных произведениях отмечается изменение самой роли автора в повествовании, образ рассказчика-повествователя наполняется новым содержанием, выражая активность авторской позиции. Герой -молодой интеллигент, воспитанный новым строем, повторяет многими вехами своей жизни реальный путь к знаниям не только автора, но и в целом всего народа. В художественном отражении этого процесса велика роль освоения и продолжения традиций основоположника пролетарской литературы А.М.Горького, его главной мысли о становлении творческой, активной личности. Тема интеллигенции в творчестве русскоязычных писателей важна и как показатель духовного потенциала, возросшего самосознания его, поэтому и для автора, и для его героя история народа - основа в решении морально-этических проблем, интересом к которым характеризуется вся современная советская литература.
Обращение к историческому прошлому, будучи типичным явлением в литературе 60-70-ых годов, имело национально-специфическое в кадцой отдельно взятой литературе. Так, если для русской литературы - это проблемы деревни и ее жителей, нравственный опыт которых является основой национального характера, а шире -проблема памяти человека, его кровного родства с природой, с землей (проза "деревенщиков"), то в современной казахской литературе исследуется вопрос о том, были ли в истории народа люди, чьи помыслы предварили расцвет личности сегодня. История и современность предстают в единстве в исторических романах А.Алим-жанова, повестях Рытхэу Ю. и Друцэ И.
В продолжении традиций русской литературы есть равнозначные для двуязычных писателей этапы: к примеру, опыт предшествующего поколения русских писателей в изображении исторического прошлого (творчество А.Толстого, В.Шишкова, С.Злобина, Ю.Тынянова, О.Форш) осваивается современными казахскими писателями через усвоение традиций классика казахской литературы М.Ауэзова; достижения шогонациональной исторической романистики, ее мастерство в сопряжении прошлого и настоящего взяты на вооружение национальными писателями. Нравственно-этические проблемы, интер- i национальные для всей советской литературы, решаются в исторических романах и повестях, а также на материале современной национальной жизни.
Активность авторской позиции проявляется в выборе героя -социально-активной личности. В творчестве А.Алимжанова - это путь от изображения воина-поэта,, национального героя Махамбета Утемисова до отражения образа ученого Древнего Востока, представителя единой тюркской культуры, Аль-Фараби. В истории писатели ищут, находят и изображают таких людей, чей жизненный путь и гуманистические идеалы легли в основу нынешнего интернационализма. Национальное в характере героя исторических романов и повестей выявляется в том, что он отразил важнейшие этапы истории своего народа. Лирические отступления, авторские комментарии, соединяют минувшее с современностью. Образ автора близок по идейным устремлениям образам положительных героев, которые не отчуждаются от автора, они - "свои" герои, поскольку именно в них материализуется авторское понимание национального и интернационального.
Важность осознания диалектического единства национального и интернационального особенно необходима в объективной оценке исторического прошлого. Анализ книги О.Сулейменова "Аз и я" v показал, что преувеличение национального момента чревато идейными издержками.
Национальное и интернациональное в самой позиции автора наиболее ярко выражено в обращении писателей к инонациональной теме. В исследовании устанавливается, что это и продолжение национальными писателями традиций русской литературы, и отражение одного из важнейших этапов развития интернационализма народов нашей страны - развития новой социальной общности. Писатели отразили в своем творчестве этот процесс и стали первооткрывателями многих новых тем в своих родных литературах - африканской в казахской (А.Алимжанов "Пылающее копье", О.Сулейменов цикл стихов об Африке), эстонской в молдавской (И.Друцэ "Хлеб, любовь и мужество"), прибалтийских народов в чукотской (10,Рытхэу "Вэкэт и Агнесс") литературах. Инонациональная тема потребовала от автора знания жизни другого народа, освоения традиции братских литератур, а также активного использования образной системы той или иной литературы. Русскоязычные национальные писатели синтезировали в своем творчестве традиции русской, собственно национальной и инонациональной литературы, продолжив тем самым традиции таких писателей как С.Бородин, П.Скосырев, Т.Семушкин и другие.
Тенденция к расширению тематики, обращение к инонациональному материалу, решение нравственно-этических проблем современности заставляют писателей обращаться к условным формам - мифам, легендам, преданиям и притчам. Эти фольклорные формы и жанры являются особым художественным приемом в создании реалистического произведения, они осваиваются писателями поэтапно - от образа-символа до введения мифологических и фольклорных мотивов и-образов в саму структуру. В художественном произведении мифы и легенды становятся идейно-композиционным ядром произведения, часто они теряют свою жанровую специфику в нем. Одна и та же легенда может по-разному интерпретироваться писателями национальной литературы как например легенда о Хромом кулане в творчестве А.Алимжанова и 0.Сулейменова. Углубленное понимание морально -этического опыта народа, запечатлевшегося в фольклоре, характерно для всей советской литературы; однако формы использования форм устного народного творчества не только индивидуальны, но и национальны. Анализ произведений Ч.Айтматова, Ю.Рытхэу, А.Алимжанова и др., привел к выводу: фольклоризация литературы не является одной из стадий развития младописьменных литератур, а выступает как один художественный прием реалистического освоения действительности.
Активность авторской позиции отражена и в выборе языка творчества. Обращение к русскому языку многих писателей национальных республик продиктовано интернационализацией образа жизни советского народа, пониманием неисчерпаемого богатства его, возможностью непосредственного выхода на общесоюзную литературную арену. В русскоязычном произведении велика роль национального языка.
Лучшие произведения русскоязычных национальных писателей отражают единство национального и интернационального и в личности самого автора, и в его отношении к действительности, и в его творчестве.
Тесное сплочение наций и народностей Советского Союза в единую социальную общность - советский народ - ведет к интернационализации многих сторон жизни. Художественное творчество национальных писателей на русском языке - одно из проявлений этого процесса. Растущий отряд русскоязычных национальных писателей во всех республиках, интерес к их творчеству со стороны читателей и критиков, а также своеобразие использования традиций русской литературы и богатства русского языка - все это должно стать предаетом изучения будущих исследователей.
- IS3
Список литературы диссертационного исследования Канафина, Кульпаш Дайрабаевна, 1982 год
1. Произведения основоположников марксизма-ленинизма
2. К вопросу о диалектике. Полн.собр. соч., т. 29, с. 316-322.
3. Критические заметки по национальному вопросу. Полн.собр.соч. ,т.24,с.ПЗ-150.
4. Памяти Герцена. Полн. собр. соч.,т.21, с. 255-262.
5. П. Материалы съездов, конференций, симпозиумов
6. Брежнев Л.И. Участникам конференции писателей стран Азиии Африки. Алма-Ата. В кн.: Брежнев Л,И. Ленинским курсом. Речи и статьи,т.4, с. 261
7. О 60-ой годовщине образования Союза Советских Социалистических Республик.
8. Отчетный доклад ЦК КПСС ХХУ1 съезду. Материалы ХХУ133. Ауэзов М.О.3.4.съезда КПСС. М., 197 , Политиздат, с. 223.1. Ш. Книги
9. Актуальные проблемы сравнительного изучения литератур социалистических стран (АН СССР. Ин-т мировой лит. им. А.М.Горького; Редкол.: .Ю.А.Кожевников (отв. ред.) и др.-М.: Наука, 1978, 310 с.
10. Национальное и интернациональное в советской литературе. Алма-Ата: Наука,1978.-235 с.36. Валиханов Ч.Ч.37. Владимиров Л.38. Волков А.3.9.3.10
11. Хитарова С.М. . Габдиров И.Х.- 195
12. Гусейнов Ч. Форш общности советской многонациональной литературы. М.: Мысль, 1978. - 165 с.
13. Десницкий В. А.М.Горький. Очерки жизни и творчества.
14. М.: Изд. Гослитиздат, 1959. 479 с.
15. Джандипьдин Н.Д. Природа национальной психологии. -» »
16. Алма-Ата: Казахстан, 1971. 302 с.
17. Дмитриев В. Реализм и художественная условность.-М.:
18. Советский писатель, 1974.- 280 с.
19. Затонский Д.В. Герой и автор. Судьба реализма в современной зарубежной литературе. М.: Знание, 1962. 48 с.
20. Зелинский К.Л. Литература народов СССР. Статьи. М.: Гослитиздат, 1957. 406 с.
21. Зелинский К.Л. Что дают русской литературе литературы народов СССР. М.: Знание, 1965, - 32 с.
22. Иезуитов А.Н. Социалистический реализм в теоретическомосвещении.- (АН СССР, Ин-т рус.лит. Пушкинский дом). -Л.: Наука,Ленингр. отд., 1975. 172 с.
23. Изволина С. Художник в революционном мире (деятели международного коммунистического движения о месте художника в революционной борьбе) -М.: Знание, 1981. 96 с.
24. История Древнего Востока: Учебник (В.И.Авдиев, А.А.Вигас,
25. М.А.Дандашаев и др.; под ред. В.И.Кузшци-на). М.: Высшая школа, 1979. - 230 с.
26. Каган М. Лекции по марксистско-ленинской эстетике.
27. Изд. 2-е, расшир. и перераб. Л., изд-во Ленингр. ун-та, 197I, 766 с.
28. Капустин М.П. Диалектика национального и общечеловеческого в художественной культуре Советского Востока. Ташкент: Фан. 1978. - 265 с.
29. Ковалев А. Психология личности. 3-е изд., перераб.г ги доп. М.: Просвещение, 1970, 391 с.
30. Кон И.С. Социология личности. М.: Политиздат,1967. 383 с.
31. Конрад Н.И. Запад и Восток. Статьи. М.: Наука,1972.519 с.
32. Курс лекций по теории социалистического реализма: Учебноепособие для студентов фил.фак. ун-тов. Под ред. П.С.Выходцева. -ГЛ.: Высшая школа, 1973.- 280 с.
33. Левитов Н.Д. Вопросы психологии характера. 2 изд. испр.и доп. М.: Учпедгиз, 1956. - 368 с. (в надзаг. Акад.пед.наук РСФСР. Ин-т психологии) .
34. Леонтьев А. Язык, речь, речевая деятельность. М.:
35. Просвещение, 1969.- 211 с.
36. Лизунова Е.В. Мухтар Ауэзов. К 60-летию. Алма-Ата:
37. Казгослитиздат, 1957.- 71 с.
38. Литература исторического оптимизма. М.: Прогресс,1977.387 с.
39. Ломидзе Г.И. Интернациональный пафос советской литературы. Размышления, оценки, споры. М.: Советский писатель, 1967. - 372 с.
40. Ломидзе Г.И. Ленинизм и судьбы национальных литератур.
41. М.: Современник, 1974.- 325 с.
42. Ломидзе Г.И. Чувство великой общности. М.: Советскийписатель, 1978. 270 с.
43. Мелетинский Е.М. Поэтика мифа. М.: Наука, 1976.- 407 с.в над заголовке АН СССР, Ин-т мировой л-ры им. А.М.Горького).
44. Михайлова А. О художественной условности. -М.: Мысль,1970. 299 с.
45. Михайловский Б. Творчество М.Горького и мировая литература. М.: Наука, 1965. 648 с. (в надзаг. АН СССР, Ин-т мировой л-ры им.А.М.Горького)
46. Овчаренко А.И. Социалистический реализм и современный литературный процесс. М.: Советский писатель, 1968. - 316 с.
47. Огнев В.Ф. У карты поэзии. М.: Художественная литература, 1968. 310 с.
48. Перкин Н. Национальное и интернациональное в литературе. Минск: Наука и техника, 1971. -200 с.
49. Петров С.М. Русский советский исторический роман. -ГЛ.:
50. Современник, 1980. 412 с. 3.43. Ралшдов Ш.Р. Язык дружбы, братства и сотрудничества.
51. Ташкент, изд. ЦК КП Узбекистана, 1979.134 с.
52. Словарь литературоведческих терминов. 2-е изд. - М.: *1. Просвещение, 1974. 219 с.
53. Султанов К.К. . По законам художественности. Махачкала;
54. Дагестанское книжное издательство, 1979.128 с.
55. Утехин Н.Н. Черты неповторимого.- М.: Современник,1980. 207 с.
56. Философский словарь. 4-е изд. - М.: Политиздат, 1980.444 с.
57. Храпченко М.Б. Художественное творчество, действительность, человек. М.: Советский писатель, 1976, - 386 с.Л1У. Статьи41. Абдуллаев У.42. Агаев А.43. Айбек44. Анастасьев Н.45. Аннинский JI.46. Арутюнов Л.
58. Взаимоотношения национального и интернационального одна из основных черт социалистического реализма. - В кн.: Истоки формирования и развития литератур Советского Востока. - Ташкент, 1976. с. 125-128. Функции языка как этнического признака.
59. В кн.: Язык и общество. М., 1968,с.124-139.
60. Литераоура, история, современность. -Дружба народов, 1966, 15 8, с.234-240. Открытая книга жизни (заметки о современном романе). Вопросы литературы, 1978, № 12, с. 62-95.
61. Вопросы и ответ. Дружба народов, 1970, № 6, с. 266-268.
62. Национальный художественный опыт и мировой литературный процесс. В кн.: Советская литература и мировой литературный процесс. Идейно-эстетические проблемы. М., 1975, с. 187-208.
63. Фараби в литературе и искусстве Казахстана. В кн.: Возвращение Учителя. О жизни и творчестве Фараби. Алма-Ата, 1975, с. 183-190.
64. Расширение горизонта. Вопросы литературы, 1977, JS 6, с. 83-96. Познавая историю. - Дружба народов, 1972, В 7, с. 269-270.
65. Автор и герой в эстетической действительности. Вопросы литературы, 1978, $ 12, с. 269-310.
66. Автор, герой, мир (заметки о романе в социалистических странах). Вопросы литературы, 1981, Я 10, с. 82-123.1 *
67. Ничего, кроме разума. Литературное обозрение, 1979, 8, с. 46-47. Национальный характер в искусстве и действительности. - Дружба народов, 1966, JS 7, с. 254-258.
68. Проблема двуязычного художественного творчества в советской литературе. В кн.: ^Единство, рожденное в труде и борьбе. ГЛ., 197 , с. 300-316.
69. Слово о полку Игореве" в интерпретации 0.Сулейменова. ^Русская литера тура,1976, J6 6, с. 251-258.420. Гольберг М.422. Дедебаев 2.423. Дмитриев Л., Творогов 0.
70. Дюршпин Д. Национальное и интернациональное в художественной литературе. В кн.: Актуальные проблемы сравнительного изучения литератур. М., 1979, с. 29-54.
71. Злобин С. Роман и история. Дружба народов, 1966, 7,с. 237-249. f
72. Имедашвили К. Интервью с Н.Думбадзе "Вечный закон обновления или десять лет спустя". Вопросы литературы, 1978, № I, с. 156-169.
73. Караганов А. Автор и герой в пьесе. В кн.: Характеры иобстоятельства. М., 1959, с.355-362.f 9
74. Картузов С., Опыт советской литературы и современные лите-Никифорова И. раТурЫ Африки. В кн.: Советская литература и мировой литературный процесс. Цдейно-эстетические цроблемы. М., 1975, с. 136-143. 4 » *
75. Кедрина 3. Национально-особенное и всеобщее в методереалистического искусства. В кн.: Национальное и интернациональное в советской литературе. М., 197I, с.329-359.
76. Кедрина 3. Не догма, а процесс. В сб.: Единство. М.,1977, с. 90-107.
77. Кисилева Л. Об особенностях психологизма в прозе 70-ыхгодов. В кн.: Современная советская литература в духовной жизни общества развитого социализма. М., 1980, с. 190-195.
78. Кузьмин А.Г. "Точка в круге", из которой вырастает репей.
79. Молодая гвардия, 1975, № 12, с.270-280.
80. Кишкин Л.С. О национальной образности в литературе.9 »
81. В кн.: Чешско-русские и словацко-русские литературные отношения (конец ХУШ нач.XX вв.).1. М., 1968, с. 75-117.
82. Кожинов В. Голос автора и голос персонажей. В кн.:
83. Проблемы художественной формы социалистического реализма. Внутренняя логика литературного произведения и художественная форма. М., 1971, Т.2, с. 195-236.
84. Козлов В., Национальный характер и проблемы его иссле-Шелепов Г. дования. Советская этнография, 1973, J6 3,с. 69-82.
85. Кон И.С. К проблеме национального характера. В кн.:
86. История и психология. М., 1971, с.122-158.
87. Крупская Н.К. Об интернациональной и национальной культуsре. На литературном посту, 1927, Щ 19, с.
88. Кугультинов Д. Второй родной язык (беседа с поэтом). Вкн.: Собеседник, вып. I. Литературно-критический ежегодник. М., 1981, с. 31-43.>
89. Лихачев Д.С. Гипотезы или фантазии в истолковании "темных мест" "Слова о полку Игореве". Звезда, 1976, J& 6, с. 203-210.
90. Марченко А. Песнь песней или исторический детектив?
91. Вопросы литературы, 1970, J5 9, с. 42-60.
92. Михайловская Н.Г. О художественном билингвизме в советской литературе. Вестник АН СССР, оля, 1981, т. 40, JS 2, с. 99-109.
93. Николов М. Современное мифотворчество и развенчаниемифов. В кн.: Единство и многообразие. Литературно-художественная критика в НРБ. М., 1978, с. 170-196.
94. Новиченко Л. Проблема творческой позиции автора и некоторые черты современной литературы. -В об.: Актуальные проблемы социалистического реализма. Сб. статей (ред.кол.Н.К.Гей,А.С.Мяс-ников, В.М.Пискунов, В.Р.Щербина, Я.Е.Эльс-берг). М., 1968, с. 7-47.
95. Оскоцкий В. Литературный герой и его национальный характер. Дружба народов, 1966, 5,с.259-273.
96. Парыгин Б. Социальное настроение как объект исторической науки. В кн.: История и психология. М., 1978, с. 90-105.
97. Пулатов Т. Язык, автор, жизнь. Литературное обозрение, 1976, й 8, с. 109-III.
98. Пакальнишкис Р. Проблема национального своеобразия итворческая практика. Дружба народов, 1966, J6 8, с. 269-276.
99. Питляр И. Листья правды. В кн.: Дружба народовдружба литератур. Кишинев, 1971, с.160-170.
100. Роднянская И. Уголок большого мира. В кн.: Дружба народов дружба литератур. Кишинев, 1971, с. 225-232.
101. Светов Ф. Ринтын открывает мир. В кн.: Ю.С.Рытхэу.
102. Время таяния снегов. М., 1966, с. 7
103. Санги В. От исторических преданий до историческихроманов. Дружба народов, 1981, № 4, с. 236-251.
104. Санги В. Легенда, созданная заново. Дружба народов,1978, № I, с. 256-260.
105. Динамика жанровых форм и некоторые стилевые тенденции црозы. В кн.: Современная советская литература в духовной жизни общества развитого социализма. - М., 19ЭЭ,с.195-227.
106. История и реальная действительность. В кн.: Творчество и жизнь. Литературно-художественная критика в ГДР. - М., I976,c.I32-I43.» »
107. Социально-философские проблемы освоения космоса. Вопросы философии, 1981, й I, с. 6375.
108. Национальный характер и художественное мышление. Дружба народов, 1966, №10, с.270-273.
109. Горький. В кн.: Пути художественного прогресса. Литературно-художественная критика в ВНР. -М., 1978, с. 262-272.
110. Шермухамедов П. Диалектика души и история. Дружба народов, 1981, № 3, с. 230-239.
111. Якимова Л.П. Интернациональное и национальное в сибирской литературе. Общественные науки,1979, J& 6, с. 149-157.
112. Якименко Л. Проблемы социалистического реализма. В кн.:
113. Истоки, формирование и развитие литератур Советского Востока. Ташкент, 1976, с.28-37.1. У. Диссертации
114. Ауэзов М.М. Национальное своеобразие современной казахской литературы. Дисс. . канд.филолог, наук. - М., 1969. - 218 с.453. ^рефилова Г.454. Тун Н.455. Урсул А., Школенко Ю.456. Чимпой М.457. Шётер И.
115. Белый О.В. Конкретно-исторический характер художественного мышления и проблема героя в литературе социалистического реализма. Дис. . канд. филолог, наук. - Киев, 1977, - 127 с.
116. Жукова Г.Ф. Интернационализм и проблема национального характера. Дисс. . канд. филолог, наук. -М., 1964, 228 с.
117. Пошатаева А.В. К проблеме национального характера в современной советской прозе. Дис. . канд. филолог. наук. - М., 1973. - 138 с.
118. Хирш Х.М. Позиция автора в романе (вопросы композициисовременного латышского романа). Дис. . канд. филолог, наук. - Рига, 1977. - 202 с.1. У1. Авторефераты
119. Ашимханова С. Национальное и интернациональное в казахской советской литературе (на примере творчества Г.Мусрепова): Автореф. дис. . канд. филолог, наук. - Алма-Ата, 1980. - 16 с.
120. Сърцанова Р. К проблеме национального и интернационального в литературе (на материале современной болгарской прозы): Автореф. дис. . кацц. филолог, наук. - М., 1972. - 16 с.
121. Шошин В. А. Взаимодействие национальных литератур .'(Проблема инонационального героя в русской советской прозе): Автореф. дисс. . канд. филолог. наук. - Л., 1979. - 16 с.
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.