Народные праздники и фестивали в культуре Иордании: История и современность тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 24.00.02, кандидат культурол. наук Бишарат Насим Фаузи

  • Бишарат Насим Фаузи
  • кандидат культурол. науккандидат культурол. наук
  • 2000, Москва
  • Специальность ВАК РФ24.00.02
  • Количество страниц 135
Бишарат Насим Фаузи. Народные праздники и фестивали в культуре Иордании: История и современность: дис. кандидат культурол. наук: 24.00.02 - Историческая культурология. Москва. 2000. 135 с.

Оглавление диссертации кандидат культурол. наук Бишарат Насим Фаузи

Введение

Глава I. Историко-культурные предпосылки современных фестивалей

1. Праздники и зрелища в первобытной культуре и в Древнем мире.

2. Традиции народных праздников в странах арабского мира.

3. Фестивали культуры и искусств в современном арабском мире.

Глава И. Фестиваль культуры и искусств в Иордании и его роль в развитии культурной жизни страны

1. Основные особенности и тенденции современной культурной политики Иордании.

2. Предпосылки и становление фестиваля культуры и искусств в г. Джераш.

3. Участие в фестивале коллективов из арабских стран, из стран Европы, Азии, Африки и Америки.

4. Роль фестиваля культуры и искусств в современной культурной жизни Иордании.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Историческая культурология», 24.00.02 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Народные праздники и фестивали в культуре Иордании: История и современность»

Актуальность исследования. Одной из особенностей современной жизни в XX веке стало осознание значения культуры для развития мировой цивилизации. Это привело к созданию многочисленных как национальных, так и международных программ, направленных на сохранение и развитие культуры, а также усилило интерес к истории и теории культуры. На протяжении всей человеческой истории важное место в культуре любого народа занимали праздники. Праздники связаны с важнейшими событиями как частной, так и общественной жизни людей. Некоторые праздники являются «разовыми» и отмечаются в связи с отдельными событиями (например, в частной жизни - рождение ребенка, свадьба, в общественной жизни - окончание эпидемии или войны, восшествие монарха на престол), другие - празднуются регулярно, в определенное более или менее точно установленное время (например, годовщина свадьбы, день образования государства).

Праздники можно также поделить на религиозные и светские. Вплоть до Нового времени подавляющее большинство праздников было связано с религиозными верованиями. Так, например, в русской культуре дооктябрьского периода крупнейшими общественными праздниками были христианские праздники - Пасха, Рождество и т.д., и даже в частной жизни в качестве праздника отмечались не дни рождения, а «дни ангела». Но наряду с религиозными праздниками в любом государстве всегда существовали и светские.

Уже в культуре античного мира фиксируется тенденция перерастания ряда религиозных праздников в светские, по крайней мере, по своему содержанию. Общий процесс секуляризации культуры в Новое время привел к тому, что в XX веке в высокоцивилизованных странах у многих праздниках при сохранении некоторой религиозной «оболочки» содержание праздника становится практически полностью мирским. Так, например, широко отмечаемый ныне «День св. Валентина» превратился по сути дела в «День влюбленных». В других же случаях многие современные праздники вообще не связываются с событиями и персонажами Священной истории, к такого рода праздникам относятся, как правило, и современные фестивали - как национальные, так и международные.

Фестивали, и особенно международные, в настоящее время являются весьма значительным феноменом культурной жизни. Они не только способствуют сохранению и развитию национальных культур, но и играют роль важнейшего средства взаимодействия культур различных народов. И хотя такого рода фестивали широко распространены и хорошо известны, их научных исследований практически нет.

Термин «фестиваль» в современных языках происходит от французского «festival», который восходит к латинскому «festivum», что в буквальном переводе означает «празднество». В современной англоязычной литературе термины «праздник» («holiday») и фестиваль («festival») используются как синонимы, в справочниках и энциклопедиях дается единая статья: «Holidays and Festivals». В русскоязычной же литературе в настоящее время под фестивалем имеется в виду периодически проводимое культурное празднество, показ, смотр искусства (театрального, музыкального, эстрадного, киноискусства и т.п.). Для многих фестивалей, помимо показа достижений в той или иной сфере культуры, характерно еще проведение соревнования или конкурса с присуждением премий и званий «лауреатов фестиваля».

Анализ современных фестивалей приводит нас к выводу, что их можно считать особым видом праздников, характерной особенностью 2 которых является набор следующих признаков. Фестивали являются праздниками: а) светскими по своему содержанию; б) регулярно проводимыми; в) содержат показ (или смотр) достижений в одном или нескольких видах искусства; г) преследуют цель проведения соревнования или конкурса. Эти признаки по отдельности или в определенных сочетаниях присущи и другим праздникам, но весь их набор характерен именно для фестивалей.

Фестивали можно поделить на универсальные (охватывающие несколько видов искусства) и специализированные (по одному виду искусства, например, театральные, музыкальные, кинофестивали и т.п.). Среди последних можно выделять еще узкоспециализированные, скажем, по жанрам (например, фестиваль народной, фестиваль молодежной, фестиваль детской песни и т.д., или фестиваль «документальных фильмов»), по возрастным признакам (например, фестиваль детских театров, фестиваль молодежных театров и т.д.).

И уже в античности - как у греков, так и у римлян - можно найти праздники и зрелища, которые можно считать предтечами современных фестивалей. Первые фестивали в современном смысле слова (принятом в русскоязычной литературе) зародились в Великобритании в XV веке в виде музыкальных фестивалей. В XX веке широкое распространение получили международные фестивали, что можно связать с общей тенденцией к интеграции культур в современном мире.

Непосредственным объектом исследования в диссертации является история создания и проведения универсального Иорданского международного фестиваля культуры «Джераш» и его историко-культурных корней, его места и роли в культуре Иордании. Этот фестиваль представляет собой одно из главных событий в культурной жизни

Иордании, и является важным фактором в расширении культурных контактов народа Иордании с другими народами мира.

Иорданскому фестивалю «Джераш» было посвящено большое количество статей как иорданских, так и зарубежных журналистов. Но практически все эти работы носили описательный характер и касались отдельных сторон фестиваля. Аналитического научного исследования фестиваля как целостного культурного явления до сих пор не предпринималось. Таким образом, данное диссертационное исследование является первой научной работой, посвященной этому фестивалю.

Молодое развивающееся Иорданское Хашимитское Королевство, обрело независимость в 1946 году.

Но Иордания находится на востоке Средиземноморья, т. е. в одном из древнейших очагов человеческой культуры и цивилизации. Говоря об исторических корнях иорданской культуры, необходимо отметить влияние на нее культур различных соседних народов, а также государств, под властью которых в различное время находилась территория современной Иордании. Таким образом, иорданская культура испытала на себе влияние: культуры Древней Месопотамии и, в частности, Вавилона, Древнего Египта, Древней Персии, Древней Сирии и Палестины; несколько столетий Иордания входила в состав древнеримской империи, а затем - Византии. В VII веке в результате «арабских завоеваний» территория Иордании вошла в состав «мусульманского мира» (первоначально - Арабского халифата), и на протяжении всего последующего периода - вплоть до настоящего времени - влияние мусульманский культуры является на территории Иордании доминирующим. Подавляющее большинство населения 4 современной Иордании - это арабы, исповедующие ислам в форме суннизма (90%), и в их жизни важнейшее место занимают мусульманские праздники. Но в стране проживает около 10% граждан других национальностей - носителей своих национальных культур. Это, например, черкесы и чеченцы (мусульмане), персы (мусульмане и зороастрийцы), армяне (армяно-григорианская церковь) и некоторые другие. Отметим, что в целом, христианство в настоящее время исповедуют в Иордании около 3% населения (включая и автора настоящей работы). Естественно, что каждая конфессия и этническая группа имеет свою собственную систему праздников.

Таким образом, хотя Иордания как самостоятельное государство существует только с 1946 года, культура Иордании представляет собой сложное явление и имеет древние исторические корни. Но научные работы, посвященные культуре Иордании, и в частности, комплексному исследованию народных праздников в стране, практически отсутствуют (как в мировой, так и в русскоязычной литературе).

Несмотря на серьезное влияние религиозных верований на жизнь иорданцев, в ней всё большую роль начинают играть чисто светские праздники, и в частности, фестивали. Важнейшим фактором культурной жизни страны стал в последние годы Международный фестиваль в г. Джераше, который подробно анализируется в данной работе.

Подводя итоги, можно сказать, что в настоящее время практически полностью отсутствуют научные работы, посвященные исследованию фестивалей и их места в системе народных праздников. С другой стороны, не существует также и работ, посвященных 5 культуре Иордании в целом, ее современной культурной политике и фестивалю «Джераш» в частности. Поэтому выбранная тема достаточно актуальна на данном этапе.

Степень научной разработанности проблемы. Народные праздники при анализе любой конкретной культуры являются обязательным объектом исследования. Однако роль праздников в современной культуре еще недостаточно изучена. Особенно это относится к такому виду праздников, как фестивали.

Фестивали всегда привлекают внимание средств массовой информации, и о них имеется множество публикаций в газетах и журналах, им посвящены многочисленные радио и телепередачи. Однако при этом мы имеем дело исключительно с описаниями различных сторон фестивалей, т.е. о фестивалях говорится в целом на публицистическом уровне. Поэтому, несмотря на наличие обширного описательного материала, вопрос о роли фестивалей и их влиянии на культурные процессы в каждой конкретной стране остается не вполне ясным. В теории и истории культуры до сих пор не существует работ, в которых был бы дан целостный анализ такого сложного явления как фестиваль.

Не претендуя на всестороннее рассмотрение проблемы, мы предприняли попытку выявить характерные черты фестивалей, как особого вида праздников, и проследить их историко-культурные корни, а также исследовать происхождение и сущность одного конкретного фестиваля культуры и искусств - в г. Джераш (Иордания).

Для проводимого в работе анализа праздников и фестивалей как особого культурного феномена весьма важными оказались исследования, посвященные как в целом исследованию истории, и теории культуры, так и непосредственно праздникам - в общем и конкретным праздникам у отдельных народов. Назовем в первую очередь имена таких российских ученых, как М.М. Бахтин, JI.M. Бат-кин, А.Я. Белоусов, A.B. Бенифанд, А .Я. Гуревич, П.С. Гуревич, Н.М. Закович, Н.И. Конрад, Л.С. Лаптева, Д.С. Лихачев, Ю.М. Лотман, А.И. Мазаев, Б.А. Рыбаков, И.В. Суханов, Д.М. Угринович, и таких зарубежных, как М. Мосс, Э. Тайлор, Дж. Фрезер, Й. Хейзинга, О. Шпенглер, М. Элиаде.

При рассмотрении историко-культурных предпосылок фестивалей в мусульманской культуре и в целом истории культуры мусульманского мира, в основном были использованы результаты исследований российских ученых, и, в первую очередь, таких авторитетных специалистов, как В.В. Бартольд, Л.С. Васильев, М.Б. Пиотровский, И. Тауфик, С.А. Токарев, И.М. Филыптинский и др. Из зарубежных исследователей назовем работы фон Г.М. Грюнебаума, А. Мец, А. Шиммель, а также на арабском языке - А. Юнис Махлюф, Мухаммад Али Абу Хамда, М. Хиджаб.

В философско-историческом анализе таких составляющих праздничных обрядов, как музыка, песни и пляски, ритуальные действия и священные тексты, мы опирались на результаты исследований российских специалистов - И.А. Герасимовой и Г.В. Гриненко.

Цель диссертационной работы. Цель диссертационного исследования состоит в том, чтобы выявить историко-культурные предпосылки современных фестивалей как особого вида праздников, провести исследование конкретного фестиваля культуры и искусств в г. Джераше и его роли в культуре Иордании.

Задачи исследования:

- выявить характерные признаки такого вида праздников как фестивали и проследить их историко-культурные корни;

- проследить историю становления народных праздников в арабо-мусульманской культуре эпохи Средневековья и предпосылки фестивалей в ней;

- рассмотреть историю становления такого вида праздников как фестивали в современном арабском мире, и в частности, фестиваля в Карфагене (Тунис);

- проанализировать основные черты и тенденции современной культурной политики в Иордании;

- рассмотреть историю становления и проведения, а также выявить характерные черты Фестиваля культуры и искусств в г. Джераш;

- выявить и проанализировать роль Фестиваля культуры и искусств в г. Джераш в культуре Иордании.

Объект исследования. Объектом исследования являются фестивали как особый вид праздников, и, в частности, Фестиваль культуры и искусств в г. Джераш (Иордания) как историко-культурный феномен.

Предмет исследования. Предметом исследования является проблема становления таких праздников как фестивали и их роль в современной культуре.

Научная новизна и теоретическая значимость диссертации. Научная новизна и теоретическая значимость диссертации состоит в том, что переведен с арабского на русский язык и введен в научный оборот целый ряд документов, характеризующих особенности: а) средневековой арабо-мусульманской культуры; б) историю и 8 современное состояние иорданской культуры; в) историю проведения и характерные особенности фестиваля культуры и искусств в г. Джераш. А также в диссертации в результате проведенного исследования:

- выявляются характерные признаки такого вида праздников, как фестивали, и исследуются их историко-культурные корни;

- раскрыты исторические корни народных праздников в арабско-мусульманской культуре эпохи Средневековья, восходящие к традициям древнегреческих и древнеримских праздников мистерий;

- выявлена роль фестивалей народного творчества и искусства (в частности, фестивали в Карфагене) в современном арабском мире;

- рассматривается история становления и проведения

Фестиваля культуры и искусств в г. Джераш, а также его характерные черты;

- выявляется и анализируется роль Фестиваля культуры и искусств в г. Джераш в культуре Иордании.

Практическая значимость работы определяется ее актуальностью и новизной, введением в научный оборот и разработкой проблем истории культуры Иордании и ее современной культурной ситуации, а также материалов о Фестивале культуры и искусств в г. Джераш (Иордания) как факторе активизации культурных процессов в стране, что соответствует потребностям истории и теории культуры.

Материалы и выводы исследования могут быть использованы, на наш взгляд, в преподавании истории и теории культуры, а выводы и рекомендации могут быть использованы при организации фестивалей культуры и искусств.

Апробация работы. Диссертация обсуждалась на кафедре «Истории культуры» Московского государственного университета культуры и искусств. Ее отдельным положениям были посвящены выступления диссертанта на конференциях в МГУКИ: научной конференции: «Информационные службы и студенческая молодежь» (14 мая 1999 г.), научной конференции, посвященной 35-летию кафедры теории культуры, этики и эстетики Московского государственного университета культур: «Современная культура: проблемы и поиски» (4 декабря 1998 г.), научно-практической конференции: «Наука, культура и образование в преддверии XXI столетия" (11 февраля 1999 г.).

Основные положения диссертации отражены в статьях автора.

Структура работы. Диссертация состоит из Введения, двух глав, Заключения, списка литературы на русском, английском и

Похожие диссертационные работы по специальности «Историческая культурология», 24.00.02 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Историческая культурология», Бишарат Насим Фаузи

Заключение

Проведенное исследование позволяет сделать вывод о том, что фестивали культуры и искусств, проходящие в современном мире, имеют древние исторические корни, восходя к праздникам и зрелищам, устраивавшимся еще в первобытном обществе и в Древнем мире. Особенностью этих древнейших праздников был их сакральный характер, а важнейшей составляющей - обрядово-культовые действия, направленные на то, чтобы умилостивить богов, духов и другие сверхъестественные силы. Среди таких обрядово-культовых действий существенную роль играли различного рода игры и состязания, где участники соревновались друг с другом - как в различных видах спорта, так и в исполнительском мастерстве в музыке, танцах, театральных представлениях.

Но уже в Древней Греции многие элементы религиозных праздников (таких, как Великие Дионисии и Великие Панафинев в Афинах) стали частично утрачивать свой сакральный характер, превращаясь постепенно в массовые зрелища - по сути дела предтечи современных фестивалей театрального, музыкального и др. искусств.

Различного рода национальные и международные фестивали, как сохраняющие связь с религиозными праздниками, так и чисто светские, стали важной составляющей современной мировой культуры. Особое значение имеют фестивали, проводящиеся в странах, в силу определенных причин выпавших из общемирового культурного процесса. Там они играют роль важнейшего фактора инициализации и активизации культурной жизни общества этих стран.

Фестиваль культуры и искусств в г. Джераш стал важнейшим явлением иорданской культуры после обретения Иорданией сувере

105 нитета и независимости. Он также стал фактором консолидации общества вокруг общенациональной идеи. Последнее, по нашему мнению, особенно важно для государств с малой территорией и небольшим населением.

Фестиваль культуры и искусств в г. Джераш (Иордания) отличается от всех других фестивалей, проводящихся в арабских странах, тем, что, во-первых, он является одним из крупнейших многосторонних фестивалей культуры и искусства в арабском мире, а, во-вторых, он, в отличие от других фестивалей, проводится на всей территории исторического города, что создает многофункциональное культурное пространство. Это происходит тогда, когда многочисленные виды и жанры культуры и искусства представлены в одно и то же время в различных местах и на различных сценических площадках.

Важным является также то, что Фестиваль культуры и искусств в г. Джераш не является специализированным, он направлен к самым различным слоям общества, а не к ограниченному количеству людей или группам специалистов.

И, возможно, важнейшая ценность этого фестиваля состоит в том, что он является феноменом, расширяющим культурную жизнь иорданского и арабского общества, открывающим возможности обогащения культурной жизни в стране и создающим мост для культурных и человеческих контактов между Иорданией и ее арабским окружением, а также с другими странами мира и их народами.

Фестивалю принадлежит большая заслуга в том, что г. Джераш стал известен во всем мире, как никакой другой город в Иордании. В дни его проведения ежедневно передаются новости по телевидению, спутниковой связи, радио, Интернету, печатаются сообщения в местной, арабской и международной прессе. Все это делает фестивальный

106

Джераш центром внимания миллионов любителей культуры, искусства и истории.

Размышляя о будущем фестиваля, его организаторы и участники высказали ряд идей, которые представляются нам очень интересными. Прежде всего, они стремятся к тому, чтобы фестиваль приобрел более широкий масштаб и стал поистине всемирным, чтобы в нем в нем участвовало как можно больше коллективов из арабских стран, и чтобы различного рода коллективы даже соревновались бы за участие в фестивале. Если это случиться, то фестиваль в Джераше окажется подобным карнавалу в Бразилии, куда сейчас съезжается около пяти миллионов человек из разных стран мира. Но при этом необходимо, чтобы в фестивале постоянно участвовали бы и коллективы из Иордании. Тем самым они постоянно совершенствовали бы свое исполнительское мастерство и получили бы известность во всем мире. [Газета Аль да Стур, 17 июля 1986 г., с. 20]

Список литературы диссертационного исследования кандидат культурол. наук Бишарат Насим Фаузи, 2000 год

1. На русском языке

2. Авеста. Пер. И. Стеблин-Каменского. М., 1992

3. Аганин А. Иордания километр за километром. М., 1998

4. Антология культурологической мысли. М., 1996

5. Бартольд В.В. Ислам и культура мусульманства. М., 1992

6. Бартольд В.В. Соч.: В 6 т., М., 1966

7. Бахтин М.М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса. М., 1965

8. Белоусов А.Я. Праздники старые и новые. Алма-Ата, 1974

9. Бенифанд A.B. Праздник: сущность, история, современность. Красноярск, 1986

10. Бертельс Е.Э. История литературы и культуры Ирана. Избранные труды. М, 1988

11. Библейская энциклопедия. Репринтное издание. М., 1990

12. Брокгауз Ф.А., Ефрон И.А. Энциклопедический словарь. СПб, 1898, т.XXIV

13. Брудный В.И. Обряды вчера и сегодня. М., 1968

14. Васильев JI.C. История религий Востока. М., 1983

15. Винничук Л. Люди, нравы, обычаи Древней Греции и Рима. М., 1988

16. Гавров С.Н. Современная культура: тенденции глобализации // Сборник тезисов научной конференции, посвященной 35-летию кафедры теории культуры, этики и эстетики Московского государственного университета культуры, 4 декабря 1998 года, М., 1999

17. Генкин Д.М. Массовые праздники: Учебное пособие для студентов ин-тов культуры. М., 1978

18. Герасимова И.Н. Музыка и духовное творчество // Вопросы философии, 1995, № 6

19. Григорян С.Н. Средневековая философия народов Ближнего и Среднего1. Востока. М., 1966

20. Гриненко Г.В. Об особенностях сакральной коммуникации // Полигно-зис, 1999, № 2

21. Гриненко Г.В. Сакральные тексты и современная логика // Полигнозис, 1998, № 1

22. Гриненко Г.В. Хрестоматия по истории мировой культуры. М., 1998

23. Грюнебаум Г.Э. фон. Классический ислам. Очерк истории (600-1258). М., 1988

24. Гуревич А.Я. Категории средневековой культуры. М., 1972

25. Гуревич П.С. Культурология. М., 1996

26. Гуревич П.С. Философия культуры. М., 1995

27. Даль В.И. Толковый словарь живого Великорусского языка. М., 1999, т. III

28. Журавский A.B. Христианство и ислам. М., 1990

29. Ибрагимов Р.И., Научные основы культурного развития современного села. М„ 1976

30. Идрис Шах. Мудрость идиотов. Подвиги несравненного муллы Насреддина. М., 1993

31. Идрис Шах. Суфизм. М., 1994

32. Ирвинг В. Жизнь Магомета. М., 1991

33. Ислам. Историографические очерки. М., 1991

34. Ислам. Энциклопедический словарь. М.: Наука, 1991

35. Каптерева Т.П., Виноградова H.A. Искусство средневекового Востока. М. 1989

36. Классические памятники литератур Востока. М., 1985

37. Климович ЛИ. Книга о Коране, его происхождении и мифологии. М., 1986

38. Коран. Пер. и коммент. И.Ю. Крачковского. М., 1989

39. Культурология. XX век: Антология. М., 1995

40. Лаптева Л.С. Социально-эстетическая природа и функции массового праздника: Автореферат диссертации на соискание степени канд. филос. наук. М., 1975

41. Литература Востока в средние века: Тексты. М., 1996

42. Лоренц К. Эволюция ритуала в биологических и культурных сферах // Природа, 1969, Хо 11

43. Лотман Ю.М. Статьи по типологии культуры. Тарту, 1973

44. Мазаев А.И. Праздник как социально-художественное явление. Опыт историко-теоретического исследования. М., 1976

45. Мец А. {Мусульманский Ренессанс. М., 1996

46. Мифы народов мира: Энциклопедия: В 2 т. М., 1991.

47. Мусульманские праздники. М., 1990

48. Мусульманский мир, 950-1 150 гг. М., 1981

49. Нароушвили Р.В. Проблема взаимодействия национальных культур // Сборник тезисов научной конференции, посвященной 35-летию кафедры теории культуры, этики и эстетики Московского государственного университета культуры, 4 декабря 1998 года. М., 1999

50. Новейшая история арабских стран Азии. М., 1988

51. Очерки истории арабской культуры Y-XY веков. М., 1982

52. Очерки по истории мировой культуры. Под ред. Т.Ф. Кузнецовой. М., 1998

53. Пиотровский М.Б. Коранические сказания. М., 1991

54. Рыбаков Б.А. Язычество древней Руси. М., 1988

55. Рыбаков Б.А. Язычество древних славян. М., 1981

56. Словарь античности. Пер. с немецкого. М., 1989

57. Смирнов A.B. Великий шейх суфизма. М., 1993

58. Средневековая арабская философия: Проблемы и решения. М., 1998

59. Суханов И.В. Обычаи, традиции, обряды, как социальное явление. Горький,1973

60. Тайлор Э.Б. Первобытная культура. М., 1989

61. Тауфик И., Классическая арабо-мусульманская культура, Научно-методические материалы к курсу «История древней и средневековой философии Востока». М., 1997

62. Тит Ливий. История Рима от основания города. М., 1989

63. Токарев С.А. Религия в истории народов мира. М., 1976

64. Токарев С.А. Ранние формы религии. М., 1990

65. Тысяча и одна ночь. М., 1987

66. Угринович Д.М. Обряды: За и против. М., 1975

67. Уоткинс К. Аспекты индоевропейской поэтики // Новое в зарубежной лингвистики, XXI, М., 1988

68. Фильштинский И.М. Арабская классическая литература, М., 1965

69. Фильштинский И.М., Арабская литература в средние века. Словесное искусство арабов в древности и раннем средневековье. М., 1977

70. Фильштинский И.М. Арабская литература в средние века, VIII-IX вв. М. 1978

71. Фрезер Дж.Дж. Золотая ветвь. М., 1980

72. Хейзинга Й. Осень Средневековья. М., 1988

73. Хейзинга Й. Homo ludens. М., 1992

74. Хрестоматия по исламу. М., 1994

75. Шиммель А. Мир исламского мистицизма. М., 1999

76. Шпенглер О. Закат Европы: В 2 т. М., 1993-1998

77. Чижиков В.В. Дизайн в формировании культурной среды: Автореферат диссертации на соискание степени кандидата философских наук (Московский государственный университет культуры), М., 1997

78. Элиаде М. Аспекты мифа. М., 1995

79. Элиаде М. Космос и история. М., 1987

80. Элиаде М. Миф о вечном возвращении. СПб., 1998

81. Элиаде М. Мифы. Сноведения. Мистерии. М., 1996

82. Элиаде М. Священное и мирское. М., 1994

83. Элиаде М. Ион Кулиано. Словарь религий, обрядов и верований. М.-СПб., 1997

84. Яковлев Е.Г. Искусство и мировые религии. М., 19851. На английском языке

85. Muhammad Husayn Havkal, The Life of Muhammad, USA, 19761. На арабском языке

86. Абдель Кадер Мальхам, Мухаммад Амин аль-Када, Джераш-85 наш лучший фестиваль // Газета «Аль-Ярмук», 20.07.1985

87. Абу-ль-Фарадж аль-Исфахани, Книга песен, т.З, Бейрут, 1956-1957

88. А. Юнис Махлюф, Иордания: история, цивилизация и исторические памятники. Иордания, 198093. «Иордания, цифры и факты», специальный выпуск по случаю 60-летия Короля Хусейна. Амман, 1995

89. Мухаммад Али Абу Хамда. Иордания и памятники культуры. Иордания, 1989

90. Мухаммад Сабарини, Фестиваль в Джераше и культура // Газета «Аль-Ярмук», 27.07.198596. «План социально-экономического развития на 1993-1997 гг.», Амман, Министерство планирования, 1993

91. Салем аль-Асаф, Раби Рихани, Фестиваль это полное представление всех наших деятелей искусства // Газета «Аль-Ярмук», 20.07.1985

92. Самир Харис, Фестиваль в Карфагене подтверждает развитие театрального искусства в Иордании // Газета «Аль-Ярмук», 16.08.1984

93. Сахир ан-Наанаа, Джераш сквозь века // Газета «Аль-Ярмук», 27.07.1985

94. Фестиваль культуры и искусств в Джераше, 1981, Амман, Иордания

95. Фестиваль культуры и искусств в Джераше, 1983, Амман, Иордания

96. Фестиваль культуры и искусств в Джераше, 1984, Амман, Иордания

97. Фестиваль культуры и искусств в Джераше, 1989, Амман, Иордания

98. Фестиваль культуры и искусств в Джераше, 1995, Амман, Иордания

99. Фестиваль культуры и искусств в Джераше, 1996, Амман, Иордания

100. Фестиваль культуры и искусств в Джераше, 1997, Амман, Иордания

101. Фестиваль культуры и искусств в Джераше, 1998, Амман, Иордания

102. Халяф Абу аль-Кяшк, Фестиваль в Джераше окно в мир // Газета «Аль-Ярмук», 27.07.1985

103. Хатим ас-Сейид, Фестиваль двигатель творческой энергии в Иордании // Газета «Аль-Ярмук», 1 1.07.1985

104. Хиджаб М. Литературная борьба между арабами и персами. Каир, 1963

105. Хусейн Дибаджа, Мухаммад ар-Рашид, Фестиваль является выдающимся опытом развития культуры и возрождения народногонаследия // Газета «Аль-Ярмук», 16.08.1984

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.