Музыкальная жизнь г. Магнитогорска в 80-90-е годы: К проблеме функционирования музыкального искусства тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 17.00.02, кандидат искусствоведения Чернова, Елена Владимировна

  • Чернова, Елена Владимировна
  • кандидат искусствоведениякандидат искусствоведения
  • 2000, Магнитогорск
  • Специальность ВАК РФ17.00.02
  • Количество страниц 140
Чернова, Елена Владимировна. Музыкальная жизнь г. Магнитогорска в 80-90-е годы: К проблеме функционирования музыкального искусства: дис. кандидат искусствоведения: 17.00.02 - Музыкальное искусство. Магнитогорск. 2000. 140 с.

Оглавление диссертации кандидат искусствоведения Чернова, Елена Владимировна

ВВЕДЕНИЕ.

ГЛАВА 1. Особенности развития музыкально-культурного процесса в Магнитогорске в 80-90-е годы.

1.1. Общая характеристика музыкальной жизни города.

1.2. Структура музыкально-культурного процесса и. формы бытования музыкального искусства.

1.3. Система профессионального музыкального образования.

ГЛАВА 2. Эволюция музыкальных интересов жителей Магнитогорска.

2.1. Характеристика прожективных интересов.

2.2. Характеристика деятельностных интересов.

2.3. Характеристика уровня музыкального вкуса.

2.4. Динамика музыкальных интересов в целом.

ГЛАВА 3. Роль музыкальной деятельности в формировании художественной и общей культуры населения города.

3.1. Связь музыкальной деятельности с уровнем интегрального художественного вкуса.

3.2. Связь музыкальной деятельности с развитием личности.

3.3. Факторы формирования музыкальной культуры населения.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Музыкальное искусство», 17.00.02 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Музыкальная жизнь г. Магнитогорска в 80-90-е годы: К проблеме функционирования музыкального искусства»

Осмысление музыкальной действительности, определение значимости музыки в общем культурном поле страны обусловливает актуальность для музыкознания таких проблем, которые ранее не являлись областями отдельного, самостоятельного исследования. К проблематике подобного типа относится изучение специфики бытования музыкального искусства на «периферии», анализ характера, условий, особенностей динамики музыкального процесса в, так называемой, «российской глубинке». Как справедливо отмечает И. В. Большакова, «на протяжении нескольких десятилетий внимание ученых-музыковедов, культурологов было сконцентрировано на столичных городах, музыкальная культура которых порой значительно отличалась от провинциальной» (17, с.З).

Правда, в последние десятилетия появился ряд диссертационных работ, посвященных исследованию самобытных музыкальных традиций, сложившихся в различных городах и областях России, таких как Самара, Екатери-нодар, Мещера, Тамбовский край, Казань, Дон и Приазовье, Иркутск, Ростов-на-Дону и т.д. (см.: 17; 19; 28; 49; 53; 81; 125; 150; 162), и помогающих в целом воссоздать музыкально-художественный облик России. Однако временные рамки изысканий в них ограничиваются XIX и началом XX веков, следовательно, положение музыкального искусства в нынешнем обществе не рассматривается, хотя такая потребность давно назрела. Между тем, освещение различных аспектов функционирования музыки в отдаленных от столичных центров регионах в настоящий период времени, а также ему предшествующий, необходимо, так как не только позволяет реально оценить современное состояние их музыкальной жизни и духовный потенциал населения, но и прогнозировать основное направление музыкально-культурного развития. Еще в 70-е годы А. Сохор писал о необходимости создания научных трудов, дающих «срез музыкальной культуры какой-либо местности в данный исторический момент, то есть картину современной музыкальной жизни. Особенный интерес для науки представляет описание и анализ музыкального быта различных слоев и групп населения, выяснение того, какими видами деятельности, связанной с музыкой, они занимаются и насколько активно, что они слушают, поют и играют» (109, 288).

Такое исследование, актуальное с точки зрения науки и практики, было предпринято в настоящей работе, которая являет собой опыт комплексного изучения музыкальной жизни одного из «периферийных» городов России. 80-90-е годы для Магнитогорска, как и для всей страны, были временем кардинальных социальных реформ, которые в различной степени затронули духовную сферу общества, отразились на общем состоянии культуры. Экономические, политические преобразования привели к изменению роли искусства в жизнедеятельности горожан, заострив существующие контрасты и противоречия. Данная ситуация и предопределила ЦЕЛЬ диссертации. Она заключается в том, чтобы раскрыть важнейшие аспекты и особенности музыкальной жизни Магнитогорска 80-90-х годов, и на этой основе установить реальное место музыкального искусства в культурной сфере молодого промышленного города, не имеющего исторически сложившихся музыкальных традиций. Цель обусловила последовательное выполнение конкретных задач, которые формулируются как:

- выявление структурно-содержательных особенностей музыкального развития и форм бытования музыкального искусства в 80-90-е годы;

- характеристика уровня музыкальных интересов населения Магнитогорска в исследуемый период времени;

- определение параметров влияния музыки на отдельные стороны развития личности.

В соответствии с целью и задачами была сформулирована ГИПОТЕЗА исследования: развитие общественных отношений оказывает непосредственное воздействие на характер бытования музыкального искусства, определяя специфику музыкальной жизни, ее динамику и доминирующие культурные ориентации. Вместе с тем музыка как самоиценное явление обладает несомненными способностями функционального отражения, причем в широком диапазоне-от влияния на социальный индивид до воздействия на сферу культуры.

Таким образом, ПРЕДМЕТОМ настоящего исследования является очень обширная сфера музыкальной действительности, обозначаемая категорией «музыкальная жизнь». В музыкознании бытует большое число интерпретаций, конкретизирующих множественность представлений об этом феномене. В диссертации автор использует сходные по сути определения музыкальной жизни, предложенные А. Сохором и В. Фоминым. Их трактовка данной дефиниции подразумевает рассмотрение процессуально динамических аспектов существования музыки, шире - музыкальной культуры. В этой связи возникает необходимость уточнить категориальную сущность двух понятий - «музыкальная жизнь» и «музыкальная культура», репрезентирующих содержание музыкальной действительности. На наш взгляд, исчерпывающая информация о взаимоотношениях этой оппозиционной пары дается в исследовании В. Фомина «Музыкальная жизнь как проблема теоретического музыкознания», где он пишет: «.содержание музыкальной жизни существует, воспринимается и оценивается через музыкальную культуру и благодаря ей. «.» Кроме того, на определенном этапе становится невозможным отличить содержание музыкальной жизни от музыкальной культуры» (122, 44). Далее В. Фомин указывает: «Диалектика подобной взаимосвязи и взаимозависимости в описании проявляется в том, что в характеристике одного элемента единой структуры музыкальной действительности изначально имеется характеристика другого и наоборот. Конкретно это означает, что восприятие, осознание, оценка, исследование явлений и процессов музыкальной жизни невозможно вне музыкальной культуры, и последняя органично вплетена в музыкальную жизнь» (122, 46). Признавая общность представлений о музыкальной жизни и музыкальной культуры, ученые, в то же время, разграничивают соответствующие понятия по принципу «становления» и «ставшего»: музыкальная жизнь есть «способ существования» музыкальной культуры, а музыкальная культура - «прожитая» и откристаллизованная в нормах музы- , кальная жизнь» (121, 195). Следовательно, анализ феномена «музыкальная жизнь» подразумевает изучение музыкальной культуры. На этом основании как синонимы используются понятия «музыкальная жизнь» и «музыкально-культурная жизнь», причем и в том и в другом случае речь идет о бытовании музыки в социальном контексте. В качестве синонимичных, ассоциирующихся с «музыкальной жизнью», применяются также категории «музыкальный процесс» и «музыкально-культурный процесс».

Исследование конкретной музыкально-культурной ситуации, имеющей сложную, многомерную структуру, подразумевает проблемное обсуждение различных ее аспектов - будь то деятельность социальных субъектов (личностей, групп, классов), институтов или собственно продукция музыкальной культуры в виде произведений музыкального искусства, изысканий в области музыки. В связи с этим, становится очевидным, что исчерпывающее рассмотрение феномена музыкальной жизни возможно лишь в контексте разных отраслей научного знания. Вполне естественно, что МЕТОДОЛОГИЧЕСКУЮ ОСНОВУ диссертационной работы составляли научные принципы и подходы не только музыковедения, которому, бесспорно, отводилась главенствующая роль, но также социологии, психологии, философии, педагогики, причем социологическим методам анализа музыкально-культурной действительности на отдельных этапах исследования придавалось первостепенное значение.

Музыкальное искусство, проблемы которого исследуются музыкознанием, является центральным элементом музыкально-культурного процесса. Вопросы музыкальной жизни в том или ином контексте затрагиваются в научных трудах как исторического, так и теоретического профиля, что и привлекло к ним внимание автора настоящей диссертации. Безусловно значимыми стали работы Б. Асафьева, М. Арановского, В. Бобровского, В. Вальковой Л. Мазеля, В. Медушевского, Е. Назайкинского, Е. Ручьевской, М. Тараканова, Ю. Тюлина, В. Холоповой, В. Цуккермана, Т. Чередниченко, Н. Шахназаровой, Б. Яворского и др. (см.: 4; 6-8; 13; 14; 23; 73; 76-80; 90; 91; 100; 115-117; 119; 127; 128; 141-143; 146; 147; 152; 155-157). Существенными для выработки авторской позиции в осознании места и роли новой массовой культуры явились исследования В. Конен «Третий пласт», «Рождение джаза» и др. (см.: 61-65) и А. Цукера «Рок и симфония» (134) с их широким историческим взглядом на истоки новых жанров и нетрадиционным пониманием сложной музыкально-культурной ситуации второй половины XX века. С точки зрения осмысления музыкальной жизни, ее структурных компонентов особо важной была монография В. Фомина «Музыкальная жизнь как проблема теоретического музыкознания» (124). Труд А. Якупова «Теоретические проблемы музыкальной коммуникации» (164) способствовал уяснению процессуальных особенностей существования музыкального искусства в обществе.

Изучение музыкальной жизни как функционирующей подсистемы общества нацеливает науку на применение наряду с искусствоведческим социологического подхода к «осознанию» музыкальной действительности. Последний широко используется в России, начиная с XX столетия. Однако и в XIX веке в статьях В. Ф. Одоевского, Г. А. Лароша, А. Н. Серова, В. В. Стасова, П. И. Чайковского и др. (см.: 101; 102; 112; 144) заметен интерес к вопросам музыкально-социологического характера (взаимодействие музыки и слушателя, пути просвещения публики, социальная обусловленность восприятия музыки). Нельзя не вспомнить о западноевропейских ученых (И. Кунау, Б. Марчелло, Э. Артеаги, Э. Гофман, К. Вебер, Р. Шуман, Ф. Лист и др), которые еще раньше, начиная приблизительно с конца XVII века пишут об особенностях музыкальной жизни, условиях деятельности композиторов, исполнителей, предлагают типологию слушателей, зарисовки музыкального быта (см.: 20; 89). На рубеже XIX - XX веков появляются научные статьи П. Беккера, Г. Кречмара, Г. Мозера, П. Сокальского, М. Алексеева, В. Михневича, А. Фаминцына и др., где обсуждаются феномен музыкальной жизни, общественные условия бытования музыки (см.: 2; 9; 12; 85), а «в научный обиход прочно входят новые понятия «музыкальный быт», «музыкальное восприятие» (20, 33).

Следующий этап социологического «осознания» проблем музыкальной жизни связан с именами Б. Асафьева, Р. Грубера, В. Каратыгина, А.Луначарского Б.Яворского (см.: 6-9; 33-34; 52; 34; 71-72; 155-157). Происхождение музыки и современное состояние музыкального процесса, общественные функции музыки и закономерности ее восприятия, эволюция музыкальных жанров и структура музыкальной речи - таков круг вопросов, затронутых в музыковедческих работах данных авторов в 20-30-е годы. Эту научно-исследовательскую линию в музыковедении в период 60-80-х продолжили А. Сохор, Е. Дуков, Ю Капустин, В. Цукерман (см.: 39-40; 50-51; 105-110; 135-140). Три последних имени связаны с изучением структуры и поведения публики, социальной обусловленности ее музыкальных вкусов. Что касается наследия А. Сохора, то его вклад в создание методологии анализа музыкальной действительности трудно переоценить. Исследование структуры музыкально-культурного процесса, взаимосвязи составляющих его частей существенно углубляет и обогащает практическое представление о социальном функционировании музыкального искусства. Те или иные грани названных проблем характерны и для работ Е. Бурлиной, О. Даниловой, Г. Панкевич,

Г. Орджоникидзе, М. Сущенко и др., созданных на стыке музыковедения и социологии (см.: 20; 21; 37; 38; 92; 93; 94; 114; 116).

Важными для настоящей работы являются фундаментальные труды по социологии, эстетике, психологии, философии искусства Ю. Борева, Л. Выготского, А. Зися, М. Кагана, Л. Когана, И. Кона, А. Лосева, Ю. Перова, В. Петрова, У. Суны, Ю. Фохт-Бабушкина, В. Ядова, в которых, по существу, предложена методология исследования художественной жизни и художественной культуры (см.: 18; 25; 26; 27; 41; 43; 44-48; 56; 57; 59; 70; 95; 98; 113; 123; 124; 130; 131; 158). Помимо этого, следует назвать публикации Э. Алексеева, П. Андруковича, Г. Головинского, Е. Крупника, В. Молзинского, Т. Морозовой, И. Полуэхтовой, В. Собкина, Е. Чухман, помогающие уяснить взаимоотношения молодого поколения и искусства, воздействие последнего на различные способности индивида (см.: 3; 68-69; 87; 88; 98; 99;132; 151).

Интересную информацию автор почерпнул в работах 80-90-х годов, близких теме данной диссертации. Их авторы И. Большакова, Г. Борисов, Н. Гилярова, И. Головач, Е. Казьмина, Е Карпова, Е. Мещерякова, И. Харькевич, М. Черных анализируют музыкальный процесс на конкретном эмпирическом материале, демонстрирующем самобытные черты культурного развития отдельных городов и регионов (см.: 17; 19; 28; 30; 49; 53; 81; 125; 150). Упомянем также научные изыскания последних лет А.Клюева, В. Митителло, Н. Ташлыковой и др., посвященные вопросам бытия музыки в обществе и современным тенденциям музыкального развития (см.: 55; 84).

Существующие научные исследования музыкально-художественной жизни Челябинского региона в большинстве своем носят конкретно-социологический характер, и за некоторым исключением музыкальная культура и искусство в них рассматриваются в контексте общих социокультурных процессов (см.: 35; 36; 130; 136-138). Отдельные аспекты музыкального развития г. Магнитогорска, такие как музыкально-эстетическое воспитание, принципы, методы управления и формы музыкальной организации освещались в трудах А.Н. Якупова (см.: 159; 160), а хоровая культура города - в работе С. Мирошниченко (83). Но попытка целостного анализа музыкальной жизни с учетом перемен, произошедших за два последних десятилетия, предпринимается впервые.

Круг обозначенных проблем, цель, задачи и гипотеза настоящего исследования предопределили СТРУКТУРУ работы. Она имеет Введение, три главы, Заключение и Приложение.

Во Введении по традиции обосновывается выбор темы, актуальность, представлен обзор литературы, акцентирована степень изученности проблемы. Кроме того, сформулированы гипотеза, цель и задачи, раскрыта новизна и практическая значимость работы. В первой главе «Особенности развития музыкально-культурного процесса в Магнитогорске в 80-90-е годы» дана общая панорама музыкальной жизни города этого периода, описаны формы бытования музыкального искусства, вскрыта специфика его функционирования в обозначенные десятилетия, охарактеризована система музыкального образования и прослежены первые шаги музыкальной науки. Вторая глава «Эволюция музыкальных интересов жителей Магнитогорска» посвящена анализу интереса к музыке отдельных категорий горожан, изучению места музыкального искусства в их жизни, вопросам музыкальной информированности и вкусовой избирательности населения. В третьей главе «Роль музыкальной деятельности в формировании художественной и общей культуры городского населения» исследуется влияние музыкального искусства на развитие художественного и личностного потенциала индивида, рассматриваются факторы приобщения жителей к музыкальному искусству. Заключение содержит основные выводы и итоги исследования, в Приложении даны результаты расчетов музыкально-социологического обследования горожан по различным параметрам.

Таким образом, в диссертации впервые устанавливаются и характеризуются все взаимосвязанные параметры различных форм музыкальной жизни Магнитогорска 80-90-х годов. Однако НАУЧНАЯ НОВИЗНА работы заключается не только в заполнении «белого пятна», но также в избранном ракурсе, согласно которому для изучения музыкального творчества, существования, распространения музыки и осмысления результатов ее функционирования наряду с традиционно музыковедческими материалами привлекаются данные музыкально-социологических опросов. Благодаря комплексному исследованию, музыкальная жизнь предстает как целостное, нерасторжимое единство всех образующих ее элементов.

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ диссертационной работы разнопланово. Полученная информация и результаты могут быть реализованы в различных научных областях, освещающих сходные проблемы культурно-художественной жизни, в частности музыкальном краеведении, социологии; привлечены для разработки практических рекомендаций по региональной культурной политике. Материалы исследования целесообразно использовать в качестве опытных данных для освещения проблем культурного развития периферийных городов в контексте создания панорамы художественного бытия России конца XX века.

АПРОБАЦИЯ РАБОТЫ. Положения и выводы, содержащиеся в диссертации, изложены автором в докладах для научно-практических конференций «Музыкальное образование в новой России на пороге XXI века» (Тольятти, ноябрь 1998 г.), «Музыкальное образование на пороге XXI века в контексте эволюции отечественного музыкального искусства (Оренбург; декабрь 1998 г.); обсуждались на научной конференции студентов и аспирантов (Магнитогорск, декабрь 1999 г.). Содержание основных разделов работы отражено в публикациях: «Музыкальная жизнь Магнитогорска в 80-90-е годы:

12 особенности развития музыкально-культурного процесса и форм бытования музыкального искусства», «О роли музыкальной деятельности населения Магнитогорска в формировании его художественной и общей культуры», «Профессиональное музыкальное образование в структуре музыкальной жизни Магнитогорска 80-90-х годов».

Похожие диссертационные работы по специальности «Музыкальное искусство», 17.00.02 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Музыкальное искусство», Чернова, Елена Владимировна

Результаты исследования со всей очевидностью подтверждают необходимость системного воздействия общества, семьи, школы на формирование музыкальных интересов и как следствие - духовного потенциала индивида. Все вышеперечисленные факторы по отдельности нельзя считать достаточными для решения этой задачи. Усилия концертных организаций для создания определенных условий, образовательная и воспитательная база для развития художественного сознания личности - вот тот набор элементов единой системы, которые способны положительно влиять на общественно культурную ситуацию. Следует также отметить, что соотношение данных факторов различно и по удельному весу, и временной протяженности, и по эффективности. Самые результативные - это латентные, которые связаны с созданием «социокультурного контекста» личности, и не могут действовать мгновенно. Еще раз подчеркнем, что к ним относятся факторы воспитательного и образовательного характера. Целенаправленное всестороннее развитие художественных, музыкальных потребностей всеми возможными средствами, используя семейное влияние, обучение, средства массовой информации - это «фундамент» культурно-развитой личности. Все остальные факторы выполняют на этом фоне функцию своеобразного толчка, импульса к реализации духовной потенции каждого человека.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Музыкальная жизнь Магнитогорска80-90-х годов представляет собой неоднородный процесс, в котором отчетливо различаются два этапа, соответствующие рассматриваемым десятилетиям. Такое деление обусловлено сложившейся в каждый из периодов социокультурной ситуацией, репрезентирующей релевантные идеи и представления общественного бытия.

Для 80-х годов, завершающих советскую эпоху, актуальной, как и ранее, является концепция массового приобщения населения к контролируемой сфере искусства, которая регламентировала содержание и формы музыкальной жизни. Самодеятельность как преобладающий вид музыкальной деятельности, широкомасштабная просветительская и воспитательная работа, осуществляемая через концертные мероприятия и лектории разного типа, клубные объединения и образовательные учреждения, нормирование количественного и качественного уровня потребления - таковы основные формы, черты музыкально-культурного процесса этого десятилетия, реконструирующие смысловые и ценностные параметры социалистической культуры.

В 90-е годы, в связи со сменой общественно-политической парадигмы, пересматриваются и музыкально-культурные отношения, которые модифицируются под влиянием рыночной экономики. Новые реалии, в одном случае, ориентируют на профессионализацию основных видов музыкальной деятельности, что влечет за собой не только создание ряда профессиональных, музыкальных коллективов в городе, но и образование разветвленной системы подготовки необходимых специалистов. В другом - приоритетное действие рыночных категорий «спрос-предложение» в формировании культурного «поля» обусловливает внешне нерегулируемый, свободный характер массового музыкального потребления, и как следствие - видоизменение или угасание традиционных и появление альтернативных видов, форм деятельности.

Структурно музыкальный процесс обоих десятилетий формируется в системах двух субкультур - академической и массово-потребительской. Речь идет, соответственно, о функционировании профессионального музыкального искусства классической традиции с его сложившейся определенной системой жанров, и - распространении целого пласта, обозначаемого учеными как «trivial music», «мезомузыкой» (термин Карлоса Веги) или именуемого «легкой» музыкой, включающего как бытовые формы музицирования, так и композиторское творчество разного плана. Фольклор как самостоятельный вид искусства нехарактерен для музыкальной жизни города: он служит материалом для авторских работ (в качестве типологических элементов), существует в виде стилизаций.

Проведенное исследование свидетельствует, что на протяжении 80-90-х годов музыкальные потребности подавляющей части горожан концентрируются в сфере массовой культуры, распределяясь между ее разновидностями. Множественность форм бытования не позволяет однозначно интерпретировать функциональную динамику этой сферы музыкальной жизни. Распространенное представление о ней только как области приятного досугового времяпрепровождения определяется доминированием в музыкальной среде произведений рекреационно-релаксационной направленности, ориентированных на бытование различной среде. Однако развлекательной функцией не исчерпывается вся сущность массовой музыки, хотя ее удельный вес достаточно велик и преобладает над всеми остальными. Некоторые жанровые разновидности являются «средством высказывания и распространения социальных (или асоциальных) позиций и идей» (134, 15), например рок-музыка, другие - удовлетворяют эстетические и жизненные потребности, вызывая соответствующий эмоциональный отклик или непосредственно включаясь в повседневный обиход.

Огромные масштабы распространения являются главным критерием и атрибутом массовой музыкальной культуры. В то же время, массовость есть и причина, и следствие данного музыкального феномена, которые определяют особенности его существования и уровень общественной востребованности. Массовость обусловливает не только использование арсенала специфических выразительных средств - от простейших до современных эпатажных, способных компенсировать напряженность реальной действительности, но и высокую стилевую «мобильность» жанровых разновидностей (понятие А. Цукера), влияющую на подвижность и одновременно учитывающую нестабильность вкусовых предпочтений слушательской аудитории. Кроме того, бытование массовой музыки сопряжено с техническими средствами коммуникации и любительскими формами музицирования, которые стимулируют и наряду с тем зависят от степени ее распространения.

Этапы 80-х и 90-х годов в музыкальной жизни Магнитогорска являются периодами, соответственно, зарождения и становления профессиональных традиций академического музыкального искусства. Этот процесс охватывает все основные области ее существования: композиторское творчество, исполнительство, систему музыкального образования. Значение академического музыкального искусства в духовной жизни общества двояко: с одной стороны, за ним сохраняется функция распространения и создания высокохудожественных образцов музыки, необходимых для существования музыкальной культуры, а с другой - востребованность ограничивается его собственной атрибутивной сущностью, предполагающей относительно узкий круг слушателей, эстетически подготовленный к восприятию сложных музыкальных произведений.

В проведенных обследованиях не учитывается психофизиологическое влияние противопоставляемых явлений - академической и массовой музыки на формирование эмоционального поля, значение которого для развития индивида, по мнению ученых, не менее важно (151). Поэтому целесообразным представляется подчеркнуть только некоторые особенности функционирования этих разновидностей музыкального искусства в изучаемой городской среде.

Результаты акцентируют несомненную существенность для общественно-культурной сферы именно академического искусства. Его специфика и ценностная содержательность, обогащающие формы, виды музыкальной жизни и традиции музыкальной культуры города, оказывают влияние на художественное развитие населения. При этом степень воздействия академической музыки определяется не мгновенной результативностью, а значимостью участия в формировании духовного потенциала личности. «Пролонгирован-ность» процесса «введения» в сферу культурного действия этого вида музыки, зачастую вызывающая упреки в отсутствии сиюминутных позитивных показателей, способствует установлению относительно прочных связей между искусством и индивидом, повышает эффективность воздействия.

В противовес этому массовая музыка выделяется масштабами влияния и чуткостью реакции на характерные особенности социокультурных изменений, но не рассчитана на стабильный потребительский интерес. Такая ситуация содержит как позитивные, так и негативные моменты: с одной стороны, это дает возможность разным категориям жителей, обращаясь к созвучным в идейно-эстетическом плане музыкальным произведениям, «самоутвердиться» в соответствии с современными духовными и эмоциональными запросами. В то же время результатом такого отражения стало насыщение звуковой среды примитивными «штампованными» сочинениями, исполнительской продукцией низкого качества, что также является и следствием распространившейся в повседневной жизни тенденции вульгаризации речи как средства общения.

Исследование фактического материала показало, что пропорции «потребительского веса» массовой и академической музыки в структуре музыкального процесса за истекшие два десятилетия кардинально не менялись, однако характер взаимоотношений между этими двумя сферами трансформировался в зависимости от социально-культурной ситуации. В период 80-х изначально существующие между ними противоречия сглаживались искусственным образом, в том числе, действующей установкой на демократизацию музыкального искусства, в котором общедоступность соединялась бы с высокой идейностью и художественностью содержания. Ликвидация системы управления культурной жизнью в 90-е годы вызвала резкое противопоставление двух обозначенных музыкальных пластов, прежде всего, за счет поляризации содержательных уровней, обусловленного их функциональной антиномией.

Сосуществование культурных антиподов характерно не только для музыкальной жизни, а типично для всей художественной сферы. Аналогичное соотношение «высокого» и развлекательного видов присутствует и в художественной литературе, кино, которые ученые подразделяют на «элитарные» и массовые. При этом они вынуждены констатировать, что большая часть населения является потребителями массовых видов и не интересуются образцами «высокого» искусства (74, 25).

Причинами углубляющегося в течение 90-х годов противопоставления двух видов культуры следует полагать, на наш взгляд, не только объективные факторы, влияющие на изменение духовных потребностей населения, его ценностных ориентаций, но и субъективные обстоятельства, связанные с процессами художественной деятельности в новых социальных условиях. В целом, стремление утвердиться в определенной нише музыкальной культуры стимулирует интенсивность развития специфических черт, формирующих содержательную сущность конкретного пласта музыки. В гипертрофированном виде это приводит к возникновению двух тенденций, одна из которых обусловливает своеобразную сублимацию характерных качеств, создание элитарных произведений на основе усложнения формально-технологических и идейно-смысловых параметров музыкального искусства, а другая -упрощеиную трактовку музыкальной образности и выразительных средств для облегчения восприятия массовой музыкальной продукции. Это вызывает усиление антиномического положения «высокого» и «низкого» не только в соотношении между пластами музыкальной культуры, но и внутри одного из них. Последнее в большей степени характерно для массовой музыки, бытующей в Магнитогорске, нежели для академической. Профессионализация, отчасти затронувшая область развлекательной культуры, повлекла за собой разграничение ее на искусство «высокой степени мастерства и умения» (104, 513) и музыку повседневной жизни. На расширение и усиление этого процесса основательно влияют средства массовой коммуникации, насыщающие музыкально-потребительский рынок Магнитогорска массовой продукцией разного качества, удовлетворяющих спрос разных категорий слушателей.

Изложенное выше отнюдь не означает, что современную музыкальную сферу можно представить в виде двух автономно независимых полюсов. В действительности субкультуры прямо и опосредованно взаимодействуют. Как академическая, так и массовая музыка не только заимствуют друг у друга типичные средства выразительности, отдельные ритмо-интонационные формулы, приемы развития, но и обращаются к уже созданным произведениям, «приспосабливая» к своим условиям бытования. Таким образом, происходит «диффузия» культурных разновидностей, которая, однако, не сглаживает существующего противоположения.

Процесс функционирования музыкального искусства в обществе в целом можно изобразить в виде схемы, условно репрезентирующей поле музыкальной жизни и графически изображающей взаимоотношения объекта «музыка» с четырьмя субъектами1 (общество, индивид, культура, музыкальная культура). В ней наглядно фиксируется роль музыки как зависимого элемен

1 В данном случае категория «объект» используется как понятие, обозначающее область исследователького интереса, а «субъект» - как источник активности, направленной на изучаемый объект. та конкретной общественно-культурной системы и как самоценного институционального образования, а также прослеживается направление функциональной зависимости.

Образующиеся между субъектом и объектами связи можно условно подразделить на прямые и обратные. Прямые - односторонние связи (между обществом как социальной системой в целом, культурой - всей сферой духовного развития общества и музыкальным искусством) - характеризуются непосредственным действием субъекта на объект, порождающим зависимость искусства от доминирующих тенденций общественно-культурной жизни. Обратные - двусторонние - устанавливаются между выше обозначенными фигурантами через другие субъекты, в качестве которых в первом случае выступают социальные индивиды, а во втором — музыкальная культура. Образующаяся таким образом цепочка отношений носит коррелирую-ще-преобразующий характер, динамизирующий взаимодействие искусства с общественной и культурной сферами. В зависимости от содержательной направленности вида музыки механизм функционирования приобретает особенности, обусловленные специфическими свойствами и проявляющиеся во взаимоотношениях с субъектами. В связи с этим, практическое бытования академического и массового искусства различается по формам, видам деятельности, уровню и характеру воздействия на параметры поведения, на формирование традиций, норм, идеалов.

Сегодня, когда страна находится на переломном этапе социально-культурного развития, остро встает вопрос о роли искусства в создании ее духовного «климата», о поддержании нравственного тонуса. Музыка обладает такими возможностями, являясь кроме рекреативного воспитательным, образовательным, развивающим фактором. Речь идет не о влиянии вообще музыкально-звуковой среды, а о музыкальных произведениях любой культурной разновидности, обладающих выраженным образно-художественным содержанием. Однако для реализации этих потенций необходимы определенные условия. Прежде всего, искусство может духовно и эмоционально воздействовать лишь при условии заинтересованности человека, соответствуя его эстетическим установкам. Как оказалось на практике, политика жесткого контролирования потребления жителей не способствует созданию оптимально благоприятной ситуации для взаимоотношений человека с миром искусства. Внешнее регламентирование потребностей, интересов, вкусов может упорядочить процесс реализации художественного общения, оставляя без внимания внутренние ориентации индивида, которые определяют уровень взаимоотношения.

Следовательно, эффективность музыкального влияния на духовную деятельность определяется готовностью индивида к восприятию, что в свою очередь регулируется совокупностью огромного количества факторов, важнейшим из которых является образовательный. Под ним подразумевается как наличие общего уровня знаний, так и та или иная степень музыкальной образованности (т.е. усвоение определенного круга музыкально-культурной информации, навыков, умения ориентироваться в ее потоке и оценивать воспринимаемое). Кроме того, состояние самого музыкального искусства как эстетического феномена выступает одновременно и фактором формирования музыкальной заинтересованности личности. Любительское музицирование -активное средство самовыражения индивида и приобщения к музыке разных групп населения. Подчеркнем, однако, что профессиональной музыкальной деятельности, рассматриваемой в этом же ракурсе, принадлежит особая роль, ибо именно она располагает несравненно большими возможностями для того, чтобы передавать музыкальную информацию, сохраняя ее во всей полноте. Именно профессиональная музыкальная деятельность с ее устойчивыми ценностными нормами и характерным единством эстетических позиций и форм художественного воплощения может способствовать позитивной «стабилизации» музыкально-культурных отношений.

Оценивая состояние музыкальной жизни Магнитогорска в 80-90-е годы, следует признать несомненно положительное значение достигнутого для формирования культурного потенциала как города, так и области в целом. В этой связи возникает вопрос: Магнитогорск-«музыкальный» - это феноменальное событие или укладывающееся в традиционные рамки явление?

Думается, что однозначный ответ некорректен и по сути, и по форме. С одной стороны, и в работе неоднократно указывалось, что музыкальная культура Магнитки аккумулирует основные черты, типизирует характерные тенденции культурного развития, присущие данному периоду общественного бытия. С другой - процесс ассимиляции протекает в своеобразных условиях, под которыми подразумеваются не только достаточно благоприятная социально-экономическая ситуация и целенаправленная созидательная деятельность многих музыкантов, но и отсутствие исторически сложившихся музыкально-культурных традиций, форсированный характер формирования культуры в целом, что в совокупности придает своеобразный облик музыкальной

Ill жизни города, индивидуализирует ее содержание, структуру, формы существования. Подробное и более детальное освещение данного вопроса требует самостоятельного исследования на основе сравнительного анализа музыкального развития других городов, сопоставляемых с Магнитогорском на типологическом основании.

Безусловно, проблема функционирования музыкального искусства в обществе не может ограничиваться рассмотренными аспектами. Это значительная, сложная тема, требующая внимания не только музыковедов, социологов, но и ученых других специальностей, занимающихся изысканиями в области художественной культуры и искусства. В задачи диссертационной работы не входило детальное освещение, а предполагалось обозначить некоторые ракурсы взаимодействия музыки с общественной сферой, которые обнаружились при изучении музыкальной жизни Магнитогорска.

Не претендуя на полноту рассмотрения музыкально-культурного процесса, данная работа может служить исходным материалом для перспективного анализа общей динамики музыкального развития периферийных городов в контексте создания панорамы музыкально-художественного бытия России конца XX века.

Список литературы диссертационного исследования кандидат искусствоведения Чернова, Елена Владимировна, 2000 год

1. Адорно Т. введение в социологию музыки: 12 теоретических лекций / Пер. и примеч. A.B. Михайлова. М.: Наука, 1973. - Вып. 1,2. - 300 с.

2. Алексеев М. Из музыкальной жизни русской провинции I половины XIX в.-М., 1927.-194 с.

3. Алексеев Э.Е., Андрукович П.Ф., Головинский Г.Л. Молодежь и музыка сегодня // Социальные функции искусства и его видов. М: Наука, 1980.-С. 210-247.

4. Арановский М.Г. Мышление, язык, семантика // Проблемы музыкального мышления. М.: Музыка, 1974. - С. 90-128.

5. Арнольдов А.И. Человек в мире культуры-М.: Изд-во МГИК, 1992. -237 с.

6. Асафьев Б. Избранные статьи о музыкальном просвещении и образовании 2-е изд. - Л.: Музыка, 1973. - 144 с.

7. Асафьев Б. Избранные труды. М., 1957. - Т.4. - 437 с.

8. Асафьев Б.В. Музыкальная форма как процесс. Л.: Музыка, 1971. -376 с.

9. Асафьев Б.В. О ближайших задачах социологии музыки: предисловие // Мозер. Г. Музыка средневекового города. Пер с нем. под ред. И. Глебова. - Л., 1927. - С. 3-10.

10. Баренбойм Л.А. Музыкальная педагогика и исполнительство. Л.: Музыка, 1971.-336 с.

11. Беляева-Экземплярская С. Исследование психологии современного массового слушателя / Музыкальное образование, 1929. № 3-4. - С. 18-22.

12. Беккер П. Немецкая музыкальная жизнь. Опыт музыкально-социологического рассмотрения. Л., 1926. - 321 с.

13. Бобровский В. О переменности функций музыкальной формы. М.: Музыка, 1970. - 228 с.

14. Бобровский В.П. Функциональные основы музыкальной формы. -М.:Сов. композитор, 1978. 332 с.

15. Богатырева Е. Н., Троицкий А. К., Никитина К. И. Музыка и слушатель! // Человек в мире художественной культуры-М.: Наука, 1982.-С. 117-142.

16. Богомолов Ю.А., Борев Ю.Б. Вартанов A.C. и др. Массовые виды искусства и современная художественная культура. М.: Искусство, 1986. -271 с.

17. Большакова И.В. Музыкальная культура Самары середины XIX века -30-х годов XX века: Автореф. дис. .канд. искусствоведения. -М.1997. -20 с.

18. Борев Ю.Б. Эстетика. М.: Наука, 1988. - 496 с.

19. Борисов Т.П. Музыкальная культура Екатеринодара с начала века до 1920г.: Автореф. дис. .канд. искусствоведения. -М., 1992. 22 с.

20. Бурлина Е. Учащаяся молодежь как объект музыкально-эстетического воспитания // Музыка в социалистическом обществе. Вып. 3. - JL: Музыка, 1977.-С. 53-69.

21. Бурлина Е.Я. Проблема музыкальных интересов советской молодежи: на материалах исследований школьников и студентов: Дис. . канд. искусствоведения. JL, 1978. - 207 с.

22. Буров А.И. Эстетика: проблемы и споры М.: Наука, 1975. - 202 с.

23. В алькова В.Б. Музыкальный тематизм мышление - культура. - Нижний Новгород, 1992.-161 с.

24. Вебер М. Рациональные и социологические основы музыки. Л.: Музыка, 1978.-254 с.

25. Вопросы социального функционирования художественной культуры / Отв. ред. Г.Г.Дадамян, В.М.Петров М.: Наука, 1984. - 269 с.

26. Вопросы социологии музыки / Тр. ГМПИ им. Гнесиных / Сост. Е. В.Дуков. -М., 1990.- 152 с.

27. Выготский JI.С. Психология искусства. М., Искусство, 1968. - 575 с.

28. Гилярова H.H. Народная музыкальная культура Мещеры: Автореф. дис. .канд. философ, наук. -М., 1997. -24 с.

29. Глебов И. (Асафьев Б.) Теория музыкально-исторического процесса как основа музыкально-исторического знания. // Задачи и методы изучения искусств. Пг., 1924. - С. 63-80.

30. Головач И.М. Формирование музыкальной среды большого города в связи с воздействием средств массовой коммуникации (на материалах социологических опросов молодежи Ташкента 80-х годов): Автореф. дис. .канд. искусствоведения. Ташкент, 1990. - 23 с.

31. Гордон JL, Клопов Э., Оников JI. Черты социалистического образа жизни: быт городских рабочих вчера, сегодня, завтра. М., 1977. - 163 с.

32. Горлинский В. Модернизация системы музыкального воспитания и образования в современной России: актуальные проблемы переходного периода. М., 1999. - 333 с.

33. Грубер Р. Из области изучения музыкальной культуры современности // Музыкознание. Л., 1928. - С. 67-81.

34. Грубер Р.И. История музыкальной культуры. М.-Л., 1941. - Т. 1. - 484 с.

35. Гун Г.Е. Художественная культура молодежи Южного Урала: Дис. канд. философ, наук. М.,1997. - 197 с.

36. Гун Г., Александрович Ю. Семестр искусств. Челябинск: Южно-Уральское книжное изд-во, 1984. - 108 с.

37. Данилова О. Музыкальный мир личности. М., 1993 175 с.

38. Данилова О.Н. Изучение музыкальных предпочтений: теоретико-методологические аспекты: Дис. .д-ра философ. наук-М., 1994. -233 с.

39. Дуков Е. Слушатель в мире музыки с культурно-исторической точки зрения // Вопросы социологии музыки. М., 1990. С. 86-99.

40. Дуков Е. Социальное общение как фактор преобразования музыкального жанра: Дис. . канд. искусствоведения. М., 1982. - 190 с.

41. Зись А.Я. О комплексном изучении искусства / Вопросы философии.1986. -№ 9. С. 113-121.

42. Илле М., Сакмаров О. Рок-музыка и ее поклонники // Вопросы социологии музыки. М.,1990. - С. 60-77.

43. Искусство в системе культуры: Сб. статей / Ред. М.С.Каган. Л.: Наука,1987.-267 с.

44. Каган М. Художественная культура как система // Вопросы социологии искусства: Сб. научных трудов ЛГИТМиК Л., 1980. - С. 76-97.

45. Каган М.С. Искусство как феномен культуры // Искусство в системе культуры. Л.: Наука, 1987. - С. 12-26.

46. Каган М.С. Музыка в мире искусств / Сов. музыка, 1987. -№ 1. -С. 26-38.

47. Каган М.С. Об изучении музыки в контексте художественной культуры // Вопросы методологии и социологии искусства: Сб. научных трудов ЛГИТМиК-Л., 1988. -С.110-121.

48. Каган М.С. Художественная деятельность как информационная система // Искусство кино. 1975. - № 12. - С.99-121.

49. Казьмина Е.О. Музыкальная культура Тамбовского края 1786-1917гг.: Автореф. дис. . .канд. искусствоведения. М., 2000. - 24 с.

50. Капустин Ю. Массовые средства распространения музыки и некоторые проблемы современного исполнительства // Вопросы теории и эстетики музыки. Л.: Музыка, 1969. - Вып. 9. - С. 3-18.

51. Капустин Ю.В. Музыкант-исполнитель и публика.-Л.: Музыка, 1985. -160 с.

52. Каратыгин В.Г. Новейшие течения в западно-европейской музыке // Избр. статьи. М.-Л., 1965. - 242 с.

53. Карпова Е.К. Музыкальная жизнь дореволюционной Казани: Автореф. дис. .канд. искусствоведения. -М., 1986. 21 с.

54. Кемеров В.Е. Проблема личности: Методология исследования и жизненный смысл. М.: Наука, 1977. 167 с.

55. Клюев А.С. Музыка и жизнь: о месте музыкального искусства в развивающемся мире: Автореф. дис. .канд. филос. наук. -М., 1997. -22 с.

56. Коган Л. Культурная деятельность. М., 1981. - 324 с.

57. Коган Л.Н. Телевидение в системе социалистической культуры // Вопросы методологии и социологии искусства: Сб. научных трудов ЛГИТМиК -Л., 1988. С.74-85.

58. Колобков С.М. Система музыкального образования и проблемы общего гуманитарного воспитания \\ Содружество школы и учреждений культуры в художественном воспитании учащихся. М., 1998. — С.124-131.

59. Кон И. Социальные изменения, культурные особенности и традиционные модели социализации детей // Социальные теории и социальные изменения в современном мире. М.: Наука, 1986. - С.278-296.

60. Кон Ю. К вопросу о понятии «музыкальный язык» // От Люлли до наших дней. М., 1967. - С. 93-104.

61. Конен В. Значение внеевропейских культур для музыки XX века // Музыкальный современник. М.: Сов. композитор, 1973. - Вып. 3. - С.32-81.

62. Конен В. Рождение джаза. М.: Сов. композитор, 1990. - 320 с.

63. Конен В. Третий пласт. Новые массовые жанры в музыке XX века. М.: Музыка, 1994. - 160 с.

64. Конен В. Театр и симфония. М.: Музыка, 1968. - 376 с.

65. Конен В. Истоки рок-музыки / Советская музыка. — М., 1986. №6.

66. Копылова Р.Д. Критерий культуры // Искусство и социокультурный контекст. Л.: ЛГИТМиК, 1986. - С. 74-85.

67. Костюк А. Культура музыкального восприятия // Художественное восприятие,- Л., 1971. Вып. 1.

68. Крупник Е.П. Роль эмоционального фактора в формировании художественного отношения школьников к искусству // Искусство фактор эмоционально-нравственного развития школьников. - М.: АПН СССР, 1986.-С. 36-46.

69. Лосев А.Ф. Философия. Мифология. Культура. -М.: Политиздат, 1991. -525 с.

70. Луначарский А. О социологическом методе в теории и истории музыки // Его же. В мире музыки: Статьи и речи. М., 1971. - С. 158-176.

71. Луначарский А. Что такое понимание музыки // Его же. В мире музыки: Статьи и речи. М., 1971. - С. 229-231.

72. Мазель Л.А. Вопросы анализа музыки: опыт сближения теоретического музыкознания и эстетики. М., 1978. - 352 с.

73. Мазурина М.Г. Массовая литература России 90-х годов: философ-ско-социологический анализ ненормативных аспектов формульных повествований: Дис. .канд. филолог, наук. -М. 1998. 190 с.

74. Маяровская Г.В. О некоторых проблемах формирования государственного стандарта среднего профессионального образования для учебных заведений культуры и искусства // Вести. М., 1996. - №1.

75. Медушевский В.В. Двойственность музыкальной формы и восприятия музыки // Восприятие музыки. М., 1980. - С.178-195.

76. Медушевский В.В. Интонационная форма музыки. М., 1993. - 262 с.

77. Медушевский В.В. Музыкальное мышление и логос жизни // Музыкальное мышление: сущность, категории, аспекты исследования. Киев, 1989. - С.18-28.

78. Медушевский В.В. О закономерностях и средствах художественного воздействия музыки. М., 1976. - 254 с.

79. Медушевский В.В. О методе музыковедения // Методологические проблемы музыкознания. М.: Музыка, 1987. - С. 206-230.

80. Мещерякова Н.А. Музыкальная культура Дона и Приазовья по материалам местной прессы 1870-1917гг. Автореф. дис. .канд. искусствоведения.-Л., 1988.-21 с.

81. Миронова Н.А. Реформа музыкального образования как проблема музыковедческого исследования: Автореф. дис. .канд. искусствоведения. -М., 1991.-20 с.

82. Мирошниченко С.М. «Становление хорового исполнительства на Южном Урале». Магнитогорск, 1999.-221 с.

83. Митителло В.Л. Человек в мире музыки: Автореф. дис. .канд. философ, наук. Самара, 1996. - 24 с.

84. Михневич В.О. Очерк истории музыки России в культурно-общественном отношении. С-Пбг., 1898. - 160 с.

85. Моль Абраам. Социодинамика культуры. Пер. с франц. - М. 1973.

86. Молзинский В.В. Проблемы изучения современных тенденций музыкального развития молодежи: Автореф. дис. .канд. искусствоведения. -Л. 1986.-21 с.

87. Морозова Т.В. Взаимодействие интеллектуальной и эмоциональной сфер в художественном развитии школьников // Искусство- фактор эмоционально-нравственного развития школьников. М., 1986. - С.46-70.

88. Музыкальная эстетика Западной Европы ХУП-ХУШ веков / ред. В. Шестакова. М.: Музыка, 1971. - 574 с.

89. Назайкинский Е. О психологии музыкального восприятия. М., 1972. -383 с.

90. Назайкинский Е.В. Звуковой мир музыки. М.: Музыка, 1988. - 256 с.

91. Орджоникидзе Г. Звуковая среда современности // Музыкальный современник. М.: Сов. композитор, 1983. - Вып. 4. - С. 272-304.

92. Панкевич Г. Социально-типологические особенности восприятия музыки // Эстетические очерки. М., 1973. - вып.З. - С. 95-123.

93. Панкевич Г.И. некоторые методологические проблемы исследования художественного процесса. Саратов, 1985. - 120 с.

94. Перов Ю.В. Художественная жизнь общества как объект социологии искусства. Л: Изд-во ЛГУ, 1980. - 188 с.

95. Петров В.М. Методологические и методические проблемы комплексного исследования приобщения человека к искусству: Дис. .д-ра философ. наук-М., 1993.-358 с.

96. Писаренко Ю.Г., Капустина И.А. Истоки будущего: Ретроспектива музыкального образования в Магнитогорске. // Высший музыкальный колледж. Новое в профессиональном художественном образовании. Магнитогорск-Новосибирск, 1992.

97. Полуэхтова И.А. Телевидение в развитии художественной культуры школьников. // Содружество школы и учреждений культуры в художественном воспитании учащихся. М., 1998. - С. 65-85.

98. Роль искусства в развитии способностей школьников / ред. Е.К. Чухман. -М.: Педагогика, 1985. 144с.

99. ЮО.Ручьевская Е. Функции музыкальной темы. Л.: Музыка, 1977. - 166 с.

100. Серов А. Н. Музыка, музыкальная наука, музыкальная педагогика // Его же. Избранные статьи. М., 1957. - Т.2. - С. 187-216.

101. Серов А.Н. Музыка: обзор современного состояния искусства в России и за границей // Избранные статьи. М., 1957. - Т 2. - С. 159-166.

102. Скребков С. Художественные принципы музыкальных стилей. М.: Музыка, 1973. - 446 с.

103. Советский энциклопедический словарь. / Гл. ред. A.M. Прохоров. М.: Сов. энциклопедия, 1989. - 1632 сСохор А.Н. 0 задачах исследования музыкального восприятия // Художественное восприятие. Л., 1971. — С. 321-333.

104. Сохор А. Н. О музыке серьезной и легкой. Л.: Сов композитор, 1964. -167 с.

105. Юб.Сохор А. Н. Развивать социологическую науку / Сов. музыка, 1967.-№10.-С. 54-61.

106. Сохор А. Н. Социальные функции искусства и воспитательная роль музыки // Вопросы теории и эстетики музыки Л.: Музыка, 1983. - Вып. 3. -С. 3-25.

107. Сохор А. Социология и музыкальная культура. М.: Сов. композитор, 1975.-204 с.

108. Сохор А.Н. Вопросы социологии и эстетики музыки.-Л.: Советский композитор, 1983. Вып. 3. - 304 с/

109. ПО.Сохор А.Н. Статьи о советской музыке. Л.: Музыка,1974. - 213 с.

110. Ш.Сраго Е.М. Развитие камерно-инструментальной культуры Петербур-га60-80-х годов 19 в. (Опыт комплексной характеристики.): Автореф. дис. . .канд. искусствоведения. С-Пг., 1994. - 22 с.

111. Стасов В .В. Статьи о музыке. -М.: Музыка. 1977. Т.4. - 355 с.

112. ПЗ.Суна У.Ф., Петров В.М. Социология эстетической культуры: Проблемы методологии и методики. Рига, 1985. - 271 с.

113. Сущенко М. О. О некоторых проблемах конкретного социологического изучения музыки в СССР // Вопросы социологии искусства. М., 1979. -С. 240-272.

114. Тараканов М. Е. Советская музыка вчера и сегодня: Новый взгляд на историю и проблемы сегодняшнего дня / Новое в жизни, науке, технике. -Сер. "Искусство". М., 1989. - Вып. 5. - 52 с.

115. Тараканов М. Музыкальная культура РСФСР. М., 1987. - 365 с.

116. Тараканов М.Е. О методологии анализа музыкального произведения. К проблеме соотношения типического и индивидуального // Методологические проблемы музыкознания. М., 1987. - С.200-226.

117. Тимченко М.Б. Восприятие искусства как творчество // Вопросы методологии и социологии искусства. JL: ЛГИТМиК, 1988. — С.26-31.

118. Тюлин Ю. Строение музыкальной речи. Л., 1962. - 208 с.

119. Ухов Д. Вокруг рок-музыки // Конен В. Третий пласт: Новые массовые жанры в музыке XX века. -М.: Музыка, 1994. С. 144-159.

120. Фомин В. Социологические формы осознания музыкальной жизни и культуры в музыкознании 20-х годов // Музыкальное искусство и наука.-М., 1978.-Вып. 3.-С. 191-214.

121. Фомин В.П. Музыкальная жизнь как проблема теоретического музыкознания: Дис. .канд. искусствоведения. -М., 1975. 196 с.

122. Фохт-Бабушкин Ю.У. Художественная культура: Проблемы изучения и управления. М.: Наука, 1986. - 237 с.

123. Фохт-Бабушкин Ю.У. Школьник и искусство //Содружество школы и учреждений культуры в художественном воспитании учащихся. -М., 1998. -С. 5-33.

124. Харкевич И.Ю. Музыкальная культура г.Иркутска дооктябрьского периода: Автореф. дис. .канд. искусствоведения. -М., 1976. 23 с.

125. Холопов Ю.Н. Очерки современной гармонии: Исследование. М.: Музыка, 1974.-287с.

126. Холопова В. Н. Музыка как вид искусства: Учебное пособие М.: Музыка, 1990.-Ч. 1.-139 с.

127. Холопова В. Н. Музыка как вид искусства: Учебное пособие М.: Музыка, 1990.-Ч. 2.-113 с.

128. Хренов H.A. О неисследованных аспектах взаимодействия искусства и публики // Вопросы методологии и социологии искусства. Л: ЛГИМиК, 1988. - С.100-110.

129. Художественная жизнь Южного Урала (По материалам социологического исследования в Челябинской области): Отчет о НИР ГИИ и МГМПИ, рук-ли Фохт-Бабушкин Ю.У., Якупов А.Н. Магнитогорск, 1995. - 504 с.

130. Художественная культура и развитие личности. Проблемы долгосрочного планирования. / Ред. Ю.У.Фохт-Бабушкин М.: Наука, 1987. - 223 с.

131. Художественное воспитание подрастающего поколения: Проблемы и перспективы / Сост. и ответств. редактор М. Берлянчик. Новосибирск, 1989.-245 с.

132. Целевая программа приобщения подрастающего поколения к ценностям отечественной и мировой художественной культуры. Магнитогорск, 1998.-20с.

133. Цукер А. Рок и симфония. М.: Сов. композитор, 1996. - 194 с.

134. Цукерман В. С. Музыка и слушатель. М."Музыка, 1972. - 204 с.

135. Цукерман B.C. Музыкальная культура социалистического города: На материалах конкретно-социологического исследования: Автореф. дис. .канд. философ, наук. Свердловск, 1970. - 20 с.

136. Цукерман B.C. Народная культура как социологическое явление: Дис. д-ра философ, наук Челябинск, 1984. - 401 с.

137. Цукерман B.C. О народной культуре на Урале // VIII Бирюковские чтения. Челябинск, 1988. - С. 17-20.

138. Цукерман B.C. Социологические аспекты изучения духовных запросов населения // Проблемы социологических исследований культуры. М., 1987.-С. 88-95.

139. МО.Цукерман B.C. Структура и сущность художественной культуры // Личность, художественная культура и общество. Свердловск, 1991.-С. 71-84.

140. Цуккерман В. Анализ музыкальных произведений: сложные формы. М., 1983. -214с.

141. Цуккерман В. Анализ музыкальных произведений: общие принципы формообразования в музыке. Простые формы. М., 1980. - 296с.

142. Цуккерман В. Музыкально-теоретические очерки и этюды. М.: Сов. композитор, 1970. - Вып. 1. - 462 с.

143. Чайковский П.И. Музыкально-критические статьи. М.: Музыка, 1986. -365 е.

144. Человек в мире художественной культуры. Приобщение к искусству: процесс и управление / Ред. Ю.У. Фохт-Бабушкин. М.: Наука, 1982. -335 с.

145. Чередниченко Т.В. Музыка в истории культуры. Аллегро-пресс, 1994. -Вып.1. - 218 с.

146. Чередниченко Т.В. Музыка в истории культуры. Аллегро-пресс, 1994. -Вып.2. - 175 с.

147. Чернов А.И. Опыт анализа некоторых явлений современного музыкального быта // Музыкальный современник. М.: Сов. композитор, 1973.

148. Чернов А. К спорам о современной музыке. JI.-M.: Сов. композитор, 1972.-119 с.

149. А.Черных М.П. Музыкальная жизнь Ростова-на-Дону от середины XVIII до 20-х годов XX столетий (пути развития, особенности музыкального уклада): Автореф. дис. .канд. искусствоведения. -М., 1993. С.21

150. Чухман Е.К. Эмоциональное развитие личности средствами искусства //Искусство фактор эмоционально-нравственного развития школьников. - М.: АПН СССР, 1986. - С.7-37.

151. Шахназарова Н.Г. Музыкальный профессионализм в контексте культуры: к постановке вопроса / Советская музыка. 1981. - №7. - С.7-17.

152. Шоган В.В. Приемы эмоционально-художественного воздействия на уроках истории. //Искусство фактор эмоционально-нравственного развития школьников. - М., 1986. - С.97-108.

153. Штомпка П. Социология социальных изменений. М.:Аспект Пресс, 1996.-415 с.

154. Яворский Б. Избранные труды. Общ. ред. Д.Д. Шостаковича.-М.: Сов. композитор, 1987. Т. 2. - 366 с.

155. Яворский Б.Л. Строение музыкальной речи. М., 1908. - 4.1-3. - 194 с.

156. Яворский Б. Л. Статьи. Воспоминания. Переписка М., 1972.-Т. 1. -216 с.

157. Ядов В.А. Социологическое исследование: метод, программа, методика. -М.: Наука, 1997.-248 с.

158. Якупов А.Н. Музыкальная коммуникация: Вопросы теории и практики управления. М.-Новосибирск: Изд-во "Трина", 1993. - 180 с.

159. Якупов А.Н. Музыкальное воспитание всем. Об опыте организации массового музыкального воспитания в Магнитогорске. М.: Сов. композитор, 1990. - 103 с.

160. Ш.Якупов А.Н. Теоретические проблемы музыкальной коммуникации. М.: Моск. консерватория, Магнитог. муз.-пед. ин-т, 1994. - 292 с.

161. Яхонтова Е.С. Музыкальный быт современного русского села (на материале одной локальной традиции): Автореф. дис. .канд. философ, наук. -М., 1985.-19 с.

162. Blaukopf К. Musiksoziologie. Köln, Berlin, 1951. - 142 s.

163. Goodman N. Languages of Art/ London, 1969. - 277 p.

164. Kaden С. Musiksoziologie. Berlin, 1984. - 504 s.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.