Музыкальная культура в формировании мировоззрения личности тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 09.00.11, кандидат философских наук Кострикова, Дарья Константиновна

  • Кострикова, Дарья Константиновна
  • кандидат философских науккандидат философских наук
  • 2010, Москва
  • Специальность ВАК РФ09.00.11
  • Количество страниц 182
Кострикова, Дарья Константиновна. Музыкальная культура в формировании мировоззрения личности: дис. кандидат философских наук: 09.00.11 - Социальная философия. Москва. 2010. 182 с.

Оглавление диссертации кандидат философских наук Кострикова, Дарья Константиновна

Глава 1. Формирование мировоззрения личности как социальная и философская проблема.

1.1. Основные методологические подходы к проблеме формирования мировоззрения в художественно-творческом процессе постижения музыки.

1.2. Формирование мировоззренческих парадигм в истории европейской мысли.

Глава II. Музыка как носитель смыслов и ценностей культуры.

2.1. Взгляд человека на мир в художественном пространстве мифа.

2.2. Музыка в истории культуры.

Глава III. Художественно-творческая деятельность в ценностном становлении и самоопределении личности.

3.1. Специфика художественно-творческой деятельности в сфере музыкальной культуры.

3.2. Художественно-творческая образовательная среда в формировании и реализации идеи творческого созидания в пространстве культуры.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Социальная философия», 09.00.11 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Музыкальная культура в формировании мировоззрения личности»

Актуальность исследования. Проблема формирования мировоззрения личности, определяющего ее взгляд на окружающий мир и свое место в этом мире, была и остается одной из важнейших на всем протяжении становления и развития человечества, поскольку определяет стратегию жизни и деятельности человека, его способность к творческому созиданию, готовность к гармоничному существованию в пространстве культуры. На современном этапе исторического развития России, когда общество переживает сложный переходный период, связанный с глобальными изменениями во всех сферах жизни и деятельности, проблема формирования мировоззрения личности, способной преодолевать негативные последствия глобального кризиса, обретает особую значимость.

Эта проблема обостряется еще и тем, что процессы глобализации ощущаются множеством людей как утрата национальной самобытности, что создает огромные сложности для самоидентификации личности в современном пространстве культуры. А это, в свою очередь, вызывает не только естественное желание сохранить собственную культуру (что, несомненно, является позитивным фактором), но и потребность противопоставить ее другим культурам, что может привести к крайне нежелательным проявлениям конфронтации на национальной, расовой, религиозной почве и т.д. Все это является проявлениями человеческой деструктивности не только в музыке, но и в обществе в целом, обладающим значительными техническими средствами, способными разрушить все живое на планете Земля.

В этой ситуации формирование позитивного мировоззрения личности, в основе которого лежат такие качества как высокая нравственность и духовность, любовь к прекрасному, толерантность, культура диалога, широта воззрений, творческая активность, приобретает статус социального заказа, определяющего необходимость поиска путей, способствующих преодолению отчуждения и утверждения социального согласия.

Одним из таких путей является обращение к музыке как носителю смыслов и ценностей, создаваемых человечеством на протяжении его многовековой истории. Музыкальная культура, объединяющая в себе музыку как объект познания и музыкальное образование как инструмент, позволяющий постигать ее во всей сложности и многообразии, позволяет создавать особую художественно-образовательную среду, вовлечение в которую является основной задачей еще одного инструмента, хранящегося в пространстве музыкальной культуры, - музыкального просвещения и воспитания.

В музыкальном мироощущении и мироотношении таятся огромные возможности для формирования эмпатии, качества, необходимого для становления позитивного мировоззрения личности. Музыкальное мироотношение изначально основано на активном сопричастии, в нем заложено бескорыстное со-бытие, возможность «вслушивания» и «вчувствования» в полифонию мироздания. Постижение музыки создает предпосылки для включения сущностных сил человека в процесс познания мира и самопознания, выявления взаимоотношений в системе Человек-Мир. Именно в ней таятся огромные возможности для постижения духовных энергий и смыслов «Другого» как партнера по коммуникации. И этим «Другим» может стать не только личность, но и сообщества, культуры, весь открытый для общения мир, в котором технократическая цивилизация оказывается не способной убить человеческое в человеке. Этими соображениями и обусловлен выбор темы исследования.

Степень научной разработанности темы диссертации.

Проблема формирования мировоззрения — одна из основных в философской мысли и прошлого, и настоящего. О роли музыки, музыкального образования и воспитания в жизни и деятельности человека также написано немало трудов. С глубокой древности музыка воспринимается как средство духовного очищения. Еще в этических учениях Конфуция и его последователей музыка рассматривалась как инструмент формирования нравственного человека, а античная Греция в мифе об Орфее дает портрет великого музыканта, подлинно «мусического человека», способного с помощью музыки постичь величайшие тайны мироздания. Осознаваемая связь музыкально-эстетического опыта с формированием мировоззрения личности прослеживается во множестве исследований, посвященных проблеме музыкально-эстетического воспитания. Она звучит уже в древних космогонических мифах, в которых человек стремится постичь тайну мироздания и понять тайну человека как части безграничного Космоса. Проблема взаимоотношений человека и окружающего его мира постоянно осмысливается в творениях античных философов, религиозных мыслителей Средневековья, в гуманистических идеях Возрождения и Нового времени.

Философская мысль эпохи Просвещения провозгласит высшей ценностью познающий и осмысливающий мир разум, рациональное начало, романтическая эпоха вознесет на пьедестал творческий дух, иррациональное начало, устремляющее человека далеко за пределы разума к абсолютному знанию, Универсуму, поиску утерянной целостности, единению с миром через эстетическое начало, постижение красоты и гармонии бытия.

К преодолению себя и своей необузданной воли призывает А. Шопенгауэр, объявляя основными мировоззренческими установками признание других равными себе, воспитание доброжелательности, бескорыстия, сострадания. Ф. Ницше характеризует нового человека как обладателя огромной воли, полагает, что эта воля равна « воплощенной в ней музыке». В философии экзистенциализма главной ценностью становится свобода творческого духа, сочетающаяся с ответственностью. Это и определяет их мировоззренческую направленность, главным приоритетом которой является жизнь как высшая ценность, данная человеку.

Русская философская мысль постоянно обращалась и обращается к проблемам взаимоотношений в системе «Человек — Мир», человеческого общения, миропонимания, формирования мировоззрения человека, способного адекватно отвечать на вызовы времени. Виднейшие представители отечественной социально-философской мысли (H.H. Алексеев, С.Ф. Анисимов, H.A. Бердяев, С.Н. Булгаков, Б.П. Вышеславцев, В.И. Жуков, П.С. Гуревич, И.А. Ильин, М.С. Каган, В.М. Межуев, Н.О. Лосский, П.А. Сорокин, JI.H. Столович, В.К. Шохин и др.) в своих исследованиях постоянно обращаются к проблеме человека как творца культуры, от мировоззренческих установок которого зависит не только благосостояние, но и возможность сохранения жизни на нашей планете.

Просветительские идеи В.Ф. Одоевского, Д.И. Зарина, С.И. Миропольского, A.A. Маслова и др. легли в основу разработок отечественной системы музыкального образования и воспитания (Н.Я. Брюсов, H.JI. Гродзенская, Д.Б. Кабалевский, В.Н. Шацкая, Б.Л. Яворский и др.) В музыкально-педагогических исследованиях последнего времени (Э.Б. Абдуллин, К.Н. Костриков, Л.Л. Надирова, Б.М. Целковников, Г.М. Цыпин, А.И. Щербакова и др.) раскрываются различные аспекты эстетически-ценностного и духовно-нравственного становления личности, определяющих ее мировоззренческую позицию, которая формируется в пространстве музыкальной культуры, где происходит процесс активного постижения музыки как носителя смыслов и ценностей культуры.

Роль искусства в формировании мировоззрения личности рассматривается в трудах Э.Ф. Володина, Л.С. Выготского, художественная культура как система социальных институтов изучается в работах М.Б.

Глотова. Влиянию музыкального образования и воспитания на формирование феномена эмпатии как компонента позитивного мировоззрения личности посвящены исследования Л.Л. Надировой.

Проблема толерантности как позитивной мировоззренческой установки, формирующейся в процессе постижения музыки, освещается в работах Л.С. Майковской. В исследованиях Б.М. Целковникова формирование мировоззрения педагога-музыканта и его социальная роль рассматривается в контексте музыкального образования, просвещения и воспитания. Формирование системы ценностных ориентаций, эстетических и этических идеалов посвящены философские, эстетические труды А.И. Щербаковой, в которых значительное место уделяется становлению позитивного мировоззрения личности.

О музыке, являющейся источником «духовных созерцаний, исканий и открытий», способствующей к осмыслению сущности бытия, пишет в своих работах М.В. Юдина. В исследованиях В.Н. Холоповой концептуальное содержание музыки интерпретируется как позитивное, гармонизующее отношение к человеку в наиболее важных точках его соприкосновения с миром и самим собой. Показывается закодированное в нотном тексте мировоззрение художника, воплощает в звуке смыслы и ценности своей эпохи.

Научный интерес к феномену формирования мировоззрения личности в современном пространстве музыкальной культуры весьма значителен. Этот феномен исследуют философы, социологи, культурологи, психологи, педагоги, а так же теоретики - музыканты. Все они уделяют внимание тому, что музыкальное образование, просвещение и воспитание является существенным фактором формирования позитивного мировоззрения личности.

Соискатель показывает, что необходимо учитывать постоянное развитие жизненного мира человека, так как в каждый конкретный период общественного развития возникают новые обстоятельства, условия, явления, новые «срезы мира», говоря словами П. Флоренского, требующие осмысления.

Объект исследования — мировоззрение как социальный и культурный феномен.

Предмет исследования — формирование мировоззрения личности в художественно-творческом процессе постижения музыки как носителя смыслов и ценностей культуры.

Цель исследования — выявление социально-философских оснований формирования мировоззрения личности в пространстве музыкальной культуры в процессе обретения музыкально-эстетического опыта.

Исходя из поставленной цели были сформулированы следующие задачи исследования:

• провести анализ понятия «мировоззрение» в философских трудах прошлого и настоящего;

• раскрыть социально-философские подходы к пониманию личности в современном пространстве культуры;

• изучить феномен музыкальной культуры как эстетическое и духовно-нравственное явление в формировании мировоззрения личности;

• показать динамику возникновения, становления и трансформацию мировоззренческих парадигм в истории культуры;

• выявление роли музыкально-эстетического опыта в процессе рождения, формирования и трансформации мировоззренческих парадигм;

• раскрыть роль музыки как носителя смыслов и ценностей культуры в формировании мировоззрения личности;

• изучить и проанализировать значение художественно-образовательной среды музыкальной культуры в осуществлении процесса формирования позитивного мировоззрения личности;

• выявить и обосновать роль художественно-творческой деятельности в формировании позитивного мировоззрения личности в процессе постижения музыки как носителя смыслов и ценностей культуры.

Теоретико-методологической основой исследования являлись философские, социологические, культурологические, социопедагогические идеи о роли человека как творения и творца культуры, преемственности в сохранении и приумножении художественно-культурных ценностей как носителей смыслов и ценностей, роли искусства в формировании эстетических и этических идеалов социальных субъектов, музыкальной культуре как факторе эстетического и духовно-нравственного формирования личности.

На выявление соискателем социально-философских оснований формирования мировоззрения личности в процессе постижения музыки как носителя смыслов и ценностей культуры оказали влияние работы, посвященные проблемам развития цивилизации (Ж. Бодрийяра, Н.Я. Данилевского, В.И. Жукова, Г.И. Иконниковой, Н.И. Иконниковой, П.А. Сорокина, О. Шпенглера и др.); философской антропологии (Б.Г. Ананьева, A.C. Арсеньева, Ф. Барта, A.A. Велика, Г.Д. Гачева, П.С. Гуревича, Г.П. Отюцкого и др.); взаимодействия личности и общества (Э. Берна, A.A. Бодалева, В.И. Жукова, В.П. Клычкова, В.Г. Крысько, В.П. Ляшенко, A.M. Скляровой, Ю.А. Сандулова, О.Ю. Марковой, В.П. Котенко, М.Н. Росенко и др.); художественного творчества (М.Н. Афасижева, Г.С. Батищева, Д.Б. Богоявленской, А.Л. Вахетмеса, В.И. Волкова, Л.С. Выготского, Э.Ф. Володина, П.С. Иванова, Ю.У. Фохт-Бабушкина и др.); эстетически-ценностного становления личности в процессе музыкального обучения и воспитания (Л.А. Баренбойма, Е.А. Бодиной, Д.Б. Кабалевского, Г.Г. Коломиец, В. Г. Ражникова, Г.М. Цыпина, А.И. Щербаковой, М.В. Юдиной и др.).

В диссертационном исследовании применены диалектикоматериалистический, системно-структурный и структурно-функциональный, феноменологический и экзистенциальный, философско-антропологический и художественно-деятельностный подходы в сочетании с эволюционно-синергетическим и информационно-прогностическим методами на основе социально-философского исследования.

Все эти подходы имеют социально-философскую направленность; позволяют рассматривать музыку и постигающую ее личность как сложные системы, становление и эволюция которых происходит в процессе развития культуры; способствует раскрытию сущности ценностного взаимодействия объекта познания (музыки как носителя смыслов и ценностей культуры) и субъекта (постигающей музыку личности); позволяют выявить связи с социокультурной средой и мировоззрением личности.

Сущность, содержание и детерминационные связи открывают возможности изучения философских интерпретаций культуры и художественного творчества в широкой исторической перспективе; открывают возможности становления творческой личности, обретающей в процессе осуществления художественно-творческой деятельности в созданной музыкально-образовательной среде позитивные мировоззренческие убеждения и установки.

Эволюционно-синергетический и информационно-прогностический методы способствуют максимально полному осмыслению и оценке процесса формирования гуманистического мировоззрения личности, в условиях постижения музыки, открывающей для человека высшие ценности бытия.

Научная новизна исследования заключается в том, что:

1. На основе социально-философского исследования феномена мировоззрения показана его роль для современной реформируемой России в условиях глобализирующегося мира, необходимость и социальная значимость формирования гуманистического мировоззрения личности.

2. Определена роль музыкальной культуры (как целостной системы, неразрывными частями которой являются музыка как носитель смыслов и ценностей культуры, музыкальное образование как инструмент постижения музыки, музыкальное просвещение и воспитание как механизмы вовлечения в мир музыкальных смыслов и ценностей), обусловленная воздействием специфики и функциями музыки как феномена, на процесс формирования гуманистического мировоззрения личности.

3. Обоснован вывод о том, что создание музыкально-образовательной среды и вовлечение личности в художественно-творческую деятельность способствует активизации ее творческих способностей — познавательного интереса и познавательной активности, креативности, возникновения сопереживания, соучастия, эмпатии, толерантности, любви к красоте, высокую духовность и нравственность, что в целом составляет основу для формирования гуманистического мировоззрения личности.

4. Доказано, что осуществление художественно-творческой деятельности в условиях созданной музыкально-образовательной среды представляет собой восхождение по «лестнице» познания и самопознания, освоение хранящихся в музыкальном пространстве смыслов и ценностей культуры, ценностное осмысление и оценку постигаемого художественного мира, сотворческого преобразования его и превращения в личностные смыслы и ценности, составляющие основу духовности и высокой нравственности человека.

5. Раскрыто положение, согласно которому процесс формирования позитивного мировоззрения личности является предпосылкой для осуществления межкультурного диалога, способствующего преодолению негативных последствий глобального кризиса. Убедительно показано, что позитивное мировоззрение открывает личности пути для успешной интеграции в современном социокультурном пространстве, что, в свою очередь, является основой для оздоровления общества и формирования в нем предпосылок для обретения социального оптимизма.

6. Выдвинут и обоснован вывод согласно, которому основным критерием сформированности позитивного мировоззрения личности является потребность и готовность к осуществлению творчески-созидательной деятельности в современном пространстве культуры, отвечающей сложившимся в процессе постижения музыки как носителя смыслов и ценностей культуры эстетическим и этическим идеала

На защиту выносятся следующие основные положения:

• Мировоззрение, представляющее собой сложную динамичную систему - взаимодействие, взаимовлияние, взаимопересечние внутреннего мира человека и внешней среды, занимает ведущее место в структуре личности, определяя направленность в ее жизни и деятельности. В условиях глобального мирового кризиса формирование мировоззрения личности, готовой к осуществлению творчески-созидательной деятельности в пространстве культуры, является серьезной социально значимой проблемой.

• Музыкальная культура, объединяющая в себе музыку как носителя смыслов и ценностей человечества, музыкальное образование как средство постижения музыки, музыкальное просвещение и воспитание как механизмы вовлечения личности в пространство творческого созидания, создает значительные ресурсы для решения поставленной проблемы, обусловленные спецификой музыки как феномена, основными функциями которого являются — этическо-эстетическая, коммуникативно-диалоговая, эвристическая, художественно-творческая.

• Создание музыкально-образовательной среды и вовлечение личности в художественно-творческую деятельность создает возможности для выявления и максимальной реализации ее творческого потенциала. Художественно-творческая деятельность в созданном музыкально-образовательном пространстве способствует ее духовно-нравственному, эстетическому развитию, активизации творческих способностей, постоянному возрастанию познавательного интереса и познавательной активности, креативности. Постижение музыкальных ценностей рождает сопереживание, соучастие, эмпатию, толерантность, высокие нравственные качества, духовность, то есть комплекс качеств, необходимых для формирования гуманистического мировоззрения личности.

• Художественно-творческая деятельность в музыкально-образовательном пространстве представляет собой процесс не только восхождения по «лестнице» познания и самопознания, освоения хранящихся в музыке смыслов и ценностей культуры, но и такого ценностного осмысления и оценки постигаемого художественного мира, через сотворчество с которым и происходят превращения в личностные смыслы и ценности музыки.

• Формирование позитивного, гуманистического мировоззрения личности открывает путь к осуществления межкультурного диалога, обеспечивает интегрирование сть личности в социум и культуру, способствует обретению духовного здоровья, социального оптимизма, создает предпосылки для преодоления негативных последствий глобального кризиса.

• Основным критерием сформированности позитивного, гуманистического мировоззрения личности является постоянно растущая потребность и готовность к осуществлению творчески-созидательной деятельности, отвечающей сложившимся у нее высоким эстетическим и этическим идеалам и направленной на воплощение этих идеалов в современном пространстве культуры.

Теоретическая значимость исследования заключается в том, что в нем:

• получили дальнейшую разработку категории «мировоззрение», «личность», «музыкальная культура»;

• осуществлен анализ формирования мировоззрения личности в процессе постижения музыки как носителя смыслов и ценностей культуры.

• раскрыта роль музыкальной культуры как целостной системы, а так же ее место в пространстве культуры современного российского общества.

• исследована связь позитивного мировоззрения со всеми составляющими музыкальной культуры, особенно эстетическими и этическими идеалами.

Практическая значимость исследования заключается в том, что сформулированные в нем методологические выводы и концептуальные положения могут стать основой как для повышения эффективности процесса формирования мировоззрения личности в художественно-образовательной среде, так и для дальнейших научных разработок, лекционных курсов, дополнительных образовательных программ в области социальной философии, культурологии, художественного образования и т.д.

Апробация результатов исследования производилась в научных публикациях автора, в обсуждениях на кафедрах философии, социологии и философии культуры, искусств и художественного творчества, а также в Социально-культурном центре Российского государственного социального университета.

Похожие диссертационные работы по специальности «Социальная философия», 09.00.11 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Социальная философия», Кострикова, Дарья Константиновна

Заключение

Проведенное исследование позволило изучить и осмыслить проблему формирования мировоззрения личности, остающуюся и сегодня одной из важнейших как в становлении каждого конкретного человека, так и всего человечества в целом. Была определена актуальность данной проблемы для современной России, переживающей сложный переходный период, остро ощущающей процессы глобализации, испытывающей в условиях цивилизационного кризиса настоятельную потребность в сохранении духовной сокровищницы отечественной культуры.

Проведенный анализ позволил с уверенностью утверждать, что формирование позитивного мировоззрения личности, в фундаменте которого заложены такие качества как толерантность, культура диалога, широта воззрений, творческая активность, сегодня можно рассматривать как социальный заказ, что и определило направление исследовательской работы.

В работе было обосновано в качестве одного из реальных путей решения поставленной проблемы обращение к музыке как носителю смыслов и ценностей, создаваемых человечеством на протяжении его многовековой истории, подробно изложена степень научной разработанности темы исследования, определены подходы и методы, необходимые для решения всего круга задач, которые были определены, согласно объекту, предмету и выдвинутой цели - выявлению социально-философских оснований формирования мировоззрения личности в процессе обретения музыкально-эстетического опыта.

Были изучены и проанализированы: интерпретации понятия «мировоззрение» » в философских трудах прошлого и настоящего; социально-философские основания понимания личности в современном пространстве культуры; сущность понятия «музыкальная культура», которое рассматривалось с позиции приоритета художественноэстетического и духовно-нравственного начал в формировании мировоззрения личности; динамика рождения, становления и трансформации мировоззренческих парадигм в истории культуры.

Процесс формирования мировоззрения личности был проанализирован как социальная и философская проблема, выявлены основные методологические подходы к проблеме формирования мировоззрения в художественно-творческом процессе постижения музыки, раскрыт взгляд человека на мир в художественном пространстве мифа, подробно освещена роль музыки в истории культуры.

В работе была изложена сущность художественно-творческой деятельности в ценностном становлении и самоопределении личности, выявлена специфика художественно-творческой деятельности в сфере музыкальной культуры, определена роль художественно-творческой образовательной среды в формировании и реализации идеи творческого созидания.

Это позволило выявить и сформулировать роль музыкально-эстетического опыта в процессе рождения, формирования и трансформации мировоззренческих парадигм; обосновать роль музыки как носителя смыслов и ценностей культуры в формировании мировоззрения личности; определить значение художественно-образовательной среды в осуществлении процесса формирования позитивного мировоззрения личности; обосновать роль художественно-творческой деятельности в формировании позитивного мировоззрения личности в процессе постижения музыки как носителя смыслов и ценностей культуры. В качестве примера эффективного функционирования художественно-творческой образовательной среды была представлена Инновационная внедренческая модель (ИВМ), созданная в рамках Российского государственного социального университета.

Проведенное исследование позволило сделать следующие выводы:

1 \

1. Мировоззрение, представляющее собой сложную, динамичную систему, формирующуюся в процессе взаимодействия, взаимовлияния, взаимопересечния внутреннего мира человека и внешней среды и занимающее ведущее место в структуре личности, определяет весь ход жизни и деятельности человека: позитивную или негативную направленность, потребность в созидании или разрушении. Создание условий для формирования позитивного мировоззрения личности — это серьезная, социально значимая проблема, решение которой является решающим фактором в обеспечении творчески-созидательной направленности развития цивилизации.

2. Музыкальная культура, в целостном пространстве которой объединяются - музыка как носитель смыслов и ценностей человечества, музыкальное образование как инструмент постижения музыки, музыкальное просвещение и воспитание как механизмы вовлечения личности в пространство творческого созидания, обладает огромными возможностями для решения проблемы формирования позитивного мировоззрения личности. Музыка как особый «язык души», способная непосредственно обращаться от сердца к сердцу, основными функциями которой являются — коммуникативно-диалоговая, эвристическая, художественно-творческая — создает эмоционально заряженное поле ценностного взаимодействия, в котором формируется и реализуется идея творческого созидания.

3. Создание творческой художественно-образовательной среды, способствующей вовлечению личности в художественно-творческую деятельность, - это открытие пространства универсальных ценностей культуры, в котором личность обретает возможность в активной художественно-творческой деятельности постигать эти ценности, выявлять личностные смыслы, определять вектор своего духовного развития, стратегию дальнейшей жизни и деятельности. Рождающиеся в процессе постижения музыкальных ценностей сопереживание, соучастие, эмпатия и толерантность становятся фундаментом в формировании позитивного мировоззрения личности.

4. Процесс восхождения по «лестнице» познания и самопознания, освоения хранящихся в музыке смыслов и ценностей культуры, ценностного осмысления и оценки постигаемого художественного мира, сотворческого преобразования его и превращения в личностные смыслы и ценности становится актом созидания и само созидания, когда человек овладевает особой «социальной архитектурой» (О. Мандельштам), созданной человеком во имя человека.

5. Формирование позитивного мировоззрения личности - это путь объединения людей вокруг универсальных ценностей (блага, добра, свободы, справедливости, терпимости, уважения человеческого достоинства), что не только обеспечивает интегрированность личности в социум и культуру, способствует обретению духовного «здоровья», социального оптимизма, но и создает предпосылки для преодоления негативных последствий глобального кризиса, открывает возможности для активного, продуктивного и взаимозаинтересованного диалога культур.

6. В творческой художественно-образовательной среде формируется постоянно растущая потребность и готовность к осуществлению творчески-созидательной деятельности, которая отвечает сложившимся у каждой конкретной личности эстетическим и этическим идеалам. Готовность к воплощению этих идеалов в современном пространстве культуры является основным критерием сформированности позитивного мировоззрения.

Таким образом, проведенное исследование подтвердило положения, выдвинутые на защиту, что позволяет с уверенностью утверждать, что музыкальная культура представляет собой особое пространство, в котором формируется Личность, способная строить новое мироздание — цивилизацию универсального диалога, объединяющего людей вокруг высших ценностей бытия.

Список литературы диссертационного исследования кандидат философских наук Кострикова, Дарья Константиновна, 2010 год

1. Абульханова-Славская К. А. Деятельность и психология личности /К.А. Абульханова-Славская. - М.: Наука, 1980. - 334 с.

2. Августин, А. Исповедь. История моих бедствий /А. Августин. -М.: Республика, 1992. 332 с.

3. Аверин, В.А. Психология личности /В.А. Аверин. Спб.: Изд. В.А. Михайлов, 2001.- 189 с.

4. Адлер, А. Практика и теория индивидуальной психологии /А. Адлер. М.: Прагма, !993. - 175 с.

5. Адорно, Т.В. Избранное: Социология музыки /Т.В. Адонно Избранное: Социология музыки. -М.-СПб.: Университетская книга, 1999. -445 с.

6. Алексеев, П.В. Социальная философия /П.В. Алексеев. М.: ТКВелби, 2005.-256 с.

7. Алексеев, C.B., Елисеев, Г.А. Все религии мира /C.B. Алексеев, Г.А. Елисеев. М.: Вече, 2007. - 592 с. с илл.

8. Альтшуллер, Г.С., Верткин, И.М. Как стать гением: Жизненная стратегия творческой личности /Г.С. Альтшуллер, И.М. Верткин. -Минск:Беларусь, 1994. 479 с.

9. Ананьев, Б.Г. Избранные психологические труды в 2-х томах. -Т.1 /Б.Г. Ананьев — Сост. В.П. Лисенкова. Под ред. A.A. Бодалева, Б.Ф. Ломова. М.: Педагогика, 1980. - 230 с.

10. Ананьев, Б.Г. О проблемах современного человекознания /Б.Г. Ананьев. М.: Наука, 1977. - 380 с.

11. Ананьев, Б.Г. Человек как предмет познания /Б.Г. Ананьев — 3-е изд. Спб.: Питер, 2001. - 282 с.

12. Анисимов, С.Ф. Духовные ценности: производство и потребление /С.Ф. Анисимов. М.: Мысль, 1988. - 253 с.

13. Ансерме, Э. Статьи о музыке и воспоминания /Э. Ансерме.

14. М.: Советский композитор, 1986. 224 с.

15. Античная драма. -М.Художественная литература, 1979., 765 с.

16. Антология. Авторская песня. - //Сост. Д. Сухарев. -Екатеринбург: У-Фактория 2005. - 1018 с.

17. Антология мировой философии. В 4-х томах. T.l. М.: Мысль, 1969. 576 с.

18. Антология исследований культуры. Т.1. СПб.: Университетская книга, 1997. - 728 с.

19. Апраксина, O.A. Избранное /O.A. Апраксина. Москва -Липецк, 2006. - 263 с.

20. Апрелева, В.А. Музыка как выражение и предвосхищение культуры /В.А. Апрелева. СПб: Инфо-да, 2004. - 380 с.

21. Арсеньев, A.C. Философские основания понимания личности /A.C. Арсеньев. -М.: ACADEMA, 2001.- 592 с.

22. Асафьев, Б.В. Ценность музыки /Б.В. Асафьев. Пб., 1923. - 9с.

23. Асафьев, Б.В. Русская музыка XIX и начало XX в. /Б.В. Асафьев. Л.: Музыка, 1979. - 344 с.

24. Асафьев, Б.В. Избранные труды. T.IV /Б.В. Асафьев. М.:Изд. Академии наук СССР, 1952. - 439 с.

25. Асмус, В.Ф. Античная философия /В.Ф. Асмус. М.: Высшая школа, 1976. - 543 с.

26. Афанасьев, А.Н. Славянская мифология /А.Н. Афанасьев. М.: Эксмо, Спб.: Милшард, 2008. - 1520 с.

27. Ахмадулина, Б. Миг бытия /Б. Ахмадулина. М.: АГРАФ, 1997. - 300 с.

28. Альшванг, А. Бетховен /А. Алыпванг. М.:Музгиз, 1952.215 с.

29. Балакирев, М.А., Стасов, В.В. Переписка. Т. 1,2. /М.А. Балакирев, В.В.' Стасов. М.: Музыка, 1970-1971: Т.1. 1970. 487 с. Т.2.1971.-422 с.

30. Баркова, Ю.С. Музыка и устнопоэтическое слово в традиционной культуре гэлов Шотландии /Ю.С. Баркова — автор, на соиск. учен. степ. кан. Культурологии. М:МГУ, 2006. - 18 с.

31. Бахтин, М.М. Философия поступка. В кн. Философия и социология науки и техники. Ежегодник 1984-1985 /М.М. Бахтин. М.: Наука, 1984-1985. - С.80-160.

32. Бахтин, М.М. Эстетика словесного творчества /М.М. Бахтин. -М.: Искусство, 1979. 423 с.

33. Бахтин, М.М. От философии поступка к Риторике поступка /М.М. Бахтин. М.: Лабиринт, 1996. - 176 с.

34. Белик, A.A. Культурология /A.A. Белик. М.: РГТУ, 1999.241 с.

35. Бергер, Л.Г. Эпистемология искусства. Художественное творчество как познание. «Археология» искусствоведения. Познание и стили искусства исторических эпох /Л.Г. Бергер. М.: Русский мир, 1997. -432 с.

36. Бергсон, А. Творческая эволюция /А. Бергсон. М.: КАНОН-пресс, Кучково поле, 1998. - 384 с.

37. Бердяев, H.A. Смысл творчества (опыт оправдания человека) /H.A. Бердяев //Собр. Соч. В 4-х томах. Париж, 1991. Т.2. - 398 с.

38. Бердяев, H.A. Самосознание (опыт философской автобиографии) /H.A. Бердяев. М.: Международные отношения, 1990. -336 с.

39. Бердяев, H.A. Человек. Микрокосм и Макрокосм. В кнр. Феномен человека. Антология /H.A. Бердяев. М.: Высшая школа, 1993. -С. 28-58.

40. Бердяев, H.A. Философия свободы /H.A. Бердяев. М.: ЭКСМО-Пресс, Харьков: «Фолио», 2002. - 733 с.

41. Бердяев, H.A. Русская идея /H.A. Бердяев. М.: ACT, Харьков: «Фолио», 2002. - 624 с.

42. Березовчук, JI. Музыка и мы /Л. Березовчук. Спб.: Бояныч, Бланка, 1995. - 287 с.

43. Берне, Р. Развитие «я-концепции» и ее воспитание /Р. Берне. -М.: Прогресс, 1986. 422 с.

44. Беседы с Альфредом Шнитке /Сост., пред. A.B. Ивашкин. М.: Классика-ХХ1, 2005. - 320 с.

45. Библер, B.C. Мышление как творчество. Введение в логику мыслительного диалога /B.C. Библер. М.: Политиздат, 1975. - 399 с.

46. Библер, B.C. Нравственность, культура, современность. Философское размышление о жизненных проблемах /B.C. Библер. М.: Знание, 1990. - 62 с.

47. Блюмкин, В.А. Мир моральных ценностей /В.А. Блюмкин. -М.: Знание, 1981. 64 с.

48. Бобринская, Е.А. Концептуализм. Новое искусство XX век /Е.А. Бобринская. М.: Галарт, 1994. - 216 с.

49. Богоявленская, Д.Б. Интеллектуальная активность и проблема творчества /Д.Б. Богоявленская. Ростов н/Д: Изд. Ростовского университета, 1983. - 173 с.

50. Божович, Л.И. Избранные психологические труды: проблемы формирования личности /Л.И. Божович. М.: Меж. Пед. Академия, 1995. -209 с.

51. Болотова, А.К. Самораскрытие личности: функции, временные границы и последствия в межличностном общении. В сб. психологические аспекты социальной нестабильности /А.К. Болотова. М., 1995. - С. 59-71.

52. Болотоков, В.Х., Кумыков, А.Н. Выдающиеся представители русской социально-философской мысли первой половины XX века /В.Х. Болотоков, А.Н. Кумыков. М.: «Гелиос АРВ», 2002. - 408 с.

53. Бонфельд, М. Музыка: Язык. Речь. Мышление. Опыт системного исследования музыкального мышления. Монография. /М. Бонфельд. СПб.: Композитор, 2006. - 648 с.

54. Бубер, М. Проблема человека /М. Бубер. Киев: Ника-Центр, 1998.-96 с.

55. Вайсборд, М. Федерико Гарсиа Лорка музыкант /М. Вайсборд. -М.: Советский композитор, 1970. - 71 с.

56. Василюк, Ф.Е. Психология переживаний /Ф.Е. Василюк. М.: МГУ, 1984.-200 с.

57. Васина-Гроссман, В. Музыка и поэтическое слово /В. Василюк Васина.Е-.Гроссман. -М.: Музыка, 1972. 150 с.

58. Великие философские учения. Мыслители. Концепции. Даты. -М.: Искусство-XXI век, 2005. 408 с.

59. Власова, З.И. Скоморохи и фольклор /З.И. Власова. Спб.: Алетейя, 2001. - 524 с.

60. Воспоминания о Л.В. Собинове. Ярославль, Верхнее-Волжское книжное изд., 1985. - 254 с.

61. Все религии мира. Энциклопедический справочник. М.: «Вече», 2007. - 592 с.

62. Выготский, Л.С. Психология искусства /Л.С. Выготский. М.: Педагогика, 1987. - 341 с.

63. Гаккель, Л.Е. Исполнителю. Педагогу. Слушателю. Статьи. Рецензии/Л.Е. Гаккель. Л.:Сов. Композитор, 1988. - 167 с.

64. Гадамер, Г.-Г. Актуальность прекрасного ГГ.-Г. Гадамер. М.: Искусство, 1991. - 368 с.

65. Гачев, Г.Д. Творчество, жизнь, искусство /Т.Д. Гачев. М.: Детская литература, 1980. - 143 с.

66. Гачев, Г.Д. Космо-Психо-Логос: Национальные образы мира /Т.Д. Гачев -М.: Академический Проект, 2007. 511 с.

67. Гачев, Г.Д. Ментальности народов мира /Т.Д. Гачев. М.: Алгоритм, Эксмо, 2008. - 544.

68. Герасимов, В.П. Индивидуальность в системной парадигме /В.П. Герасимов. Бийск: Бийский гос. пед. Ун-т, 2003. - 367 с.

69. Герцман, Е.В. Музыка Древней Греции и Рима /Е.В. Герцман. -СПб.: АЛЕТЕЙЯ, 1995. 336 с.

70. Гобозов, И.А. Социальная философия /И.А. Гобозов. М.: Академический Проект, 2007. - 352 с.

71. Голубева, Э.А. Способности. Личность. Индивидуальность /Э.А. Голубева. Дубна: Феникс, 2005. - 512 с.

72. Гончаренко, Н.В. Гений в искусстве и науке /Н.В. Гончаренко. -М.: Искусство, 1991.-432 с.

73. Гостдинер, А.Л. Музыкальная психология /А.Л. Гостдинер. -М.: Магистр, 1993.- 190 с.

74. Григорьев, A.A. Искусство и нравственность /A.A. Григорьев. -М.: Современник, 1986. -351 с.

75. Гройсман, А.Л. Основы психологии художественного творчества/А.Л. Гройсман. -М.: Когито-Центр, 2003. 187 с.

76. Гуревич, П.С. Философия человека. Часть I /П.С. Гуревич. -М.: ИФРАН, 1999.-221 с.

77. Гуревич, П.С. Философия человека. Часть II /П.С. Гуревич. -М.: ИФРАН, 2001.-209 с.

78. Гуссерль, Э. Философия как строгая наука /Э. Гуссерль. -Новочеркасск: Агентство Сагуна, 1994. 357 с.

79. Дубинин, Н.П. Что такое человек /Н.П. Дубинин. М.: Мысль, 1983.-334 с.

80. Ежегодник рукописного отдела пушкинского дома на 1975 год. /Отв. ред. К.Д. Муратова Л.: Наука, 1977.- 272 с.

81. Ежов, В. В. Мифы Древнего Китая /В.В. Ежов. М: Астрель,1. ACT, 2004. 496 с. с илл.

82. Ермолаева Томина, Л.Б. Психология художественного творчества /Л.Б. Ермолаева - Томина. - М.: Академический Проект, 2005. -304 с.

83. Жидков, B.C., Соколов, К.Б. Культурная политика России /B.C. Жидков, К.Б. Соколов. М.: Академический Проект, 2001. - 592 с.

84. Жуков, В.И. Россия в глобальном мире: философия и социология преобразований T.I./В.И. Жуков. М.:Изд. РГСУ, 2007. - 556 с.

85. Жуков, В.И. Россия в глобальном мире: философия и социология преобразований Т.П/В.И. Жуков. М.:Изд. РГСУ, 2007. - 676 с.

86. Жуков, В.И. Россия в глобальном мире: философия и социология преобразований T.III./В.И. Жуков. М.:Изд. РГСУ, 2007. - 614 с.

87. Журдан-Моранж, Э. Мои друзья музыканты /Э. Журдан-Моранж. М.: Музыка, 1966.-268 с.

88. Золтай, Д. Этос и аффект: История философской музыкальной эстетики от зарождения до Гегеля /Д. Зольай. М.: Прогресс, 1977. - 370 с.

89. Иванов, С.П. Психология художественного действия субъекта, /С.П. Иванов. М.:МОДЭК, 2003. - 640 с.

90. Иконникова, Г.И., Иконникова, Н. И. Цивилизационный сдвиг — действительность или возможность? /Г.И. Иконникова, Н.И. Иконникова. М.: Форум, 2009. - 320 с.

91. Иконникова, Г.И., Ляшенко, В.П. Философия права /Г.И. Иконникова, В.П. Ляшенко. М.: Гардарики, 2007. - 303 с.

92. Ильичёва, И.М. Духовность в зеркале философско-психологических учений (от древности до наших дней) /И.М. Ильичёва. -Москва-Воронеж: Московский психолого-социальный институт, 2003. -208 с.

93. Интерпретации культуры. Антология исследований культуры. T.I. Спб.: Университетская книга, 1997. - 723 с.

94. Ионин, JI.Г. Социология культуры /Л.Г. Ионин. М.: Логос, 1998.- 280 с.

95. Кабалевский, Д.Б. Прекрасное побуждает доброе /Д.Б. Кабалевский. М.: Педагогика, 1973. - 336 с.

96. Каган, М.С. Философская теория ценности /М.С. Каган. -СПб.: Петрополис, 1997. 205 с.

97. Каган, М.С. Философия культуры /М.С. Каган. -СПб.:Перополис, 1996.-416 с.

98. Каган, М.С. Мир общения /М.С. Каган. М.: Политиздат, 1988. -319с.

99. Канке, В.А. Этика ответственности. Теория морали будущего / В .А. Канке. -М.: Логос, 2003.- 352 с.

100. Кант, И. Собрание сочинений в 6 томах. Т.З. Минск: Попурри, 1993.-240 с.

101. Кармин, A.C. Основы культурологи. Морфология культуры /A.C. Кармин.-СПб, 1997.-512 с.

102. Карпушина, С, Карпушин, В. История мировой культуры /С. Карпушина, В. Карпушин. M.: Nota bene, 1988. - 536 с.

103. Касьянова, К. О русском национальном характере /К. Касьянова. М.: Академический Проект, 2003. - 560 с.

104. Кац, Б, Тименчик, Р. Анна Ахматов и музыка /Б. Кац, Р. Тименчик. Л.: Советский композитор, 1989. - 336 с.

105. Келдыш, Ю.В. Очерки и исследования по истории русской музыки /Ю.В. Келдыш. М.: Советский композитор, 1978. - 512 с.

106. Кон, И.С. В поисках себя: Личность и ее самосознание /И.С. Кон. М.: Политиздат, 1984. - 335 с.

107. Кон, И.С. Открытие «Я» /И.С. Кон. М.: Политиздат, 1984.367 с.

108. Конен, В. Рождение джаза / В. Конен. М.: Советскийкомпозитор, 1984. 312 с.

109. Костриков, К.Н., Щербакова, А.И. Музыка в художественном пространстве отечественной культуры. Часть I. Истоки /К.Н. Костриков, А.И. Щербакова. М.: Перспектива, 2009. - 256 с.

110. Костриков, К.Н., Щербакова, А.И. Музыка в художественном пространстве отечественной культуры. Часть II, Становление /К.Н. Костриков, А.И. Щербакова. М.:Перспектива, 2010. - 270 с.

111. Крупник, Е.П. Психологическое воздействие искусства /Е.П. Крупник. М.: ИП РАН, 2001. - 240 с.

112. Крысько, В.Г. Социальная психология /В.Г. Крысько — М.: ЭКСМО, 2010.-688 с.

113. Кулешов, В.И. История русской критики /В.И. Кулешов. М.: Просвещение, 1984.-531 с.

114. Культурология. Хрестоматия. 2-е издание. М.: ЮНИТИ, 2008. - 607 с.

115. Леонтьев, А.Н. Деятельность, сознание, личность /А.Н. Леонтьев. М.: Политиздат, 1975. - 304 с.

116. Листова, Н. А. Варламов /Н. Листова. М.: Музыка, 1968.268 с.

117. Лобанова, М. Музыкальный стиль и жанр. История и современность /М. Лобанова. М.: Сов. комп., 1990. - 221 с.

118. Лосев, А.Ф. Истоки античной эстетики. Софисты. Сократ. Платон /А.Ф. Лосев. М.: Изд. ACT, Харьков: Изд. «Фолио», 2000. - 846 с.

119. Лосев, А.Ф. Истоки античной эстетики. Итоги тысячелетнего развития. Книга I /А.Ф. Лосев — М.: ACT, 2000. 832 с.

120. Лосев, А.Ф. Истоки античной эстетики. Итоги тысячелетнего развития. Книга II /А.Ф. Лосев — М.: ACT, 2000. 688 с.

121. Лосев, А.Ф. История античной эстетики. Последние века. Книга I /А.Ф. Лосев — М.:АСТ, Харьков: «Фолио», 2000. 512 с.

122. Лосев, А.Ф. История античной эстетики. Последние века. Книга II /А.Ф. Лосев — М.:АСТ, Харьков: «Фолио», 2000. 544 с.

123. Лотман, Ю.М. Об искусстве /Ю.М. Лотман. Спб.: Искусство — СПБ, 1998. - 704 с. с илл.

124. Лотман, Ю.М. О поэтах и поэзии /Ю.М. Лотман. Спб.: Искусство-СПБ, 1996. - 848 с.

125. Лотман, Ю.М. История и типология русской культуры /Ю.М. Лотман. Спб.: Искусство-СПБ, 2002. -768 с.

126. Лотмановский сборник. Вып. 1. М.: Изд. «ИЦ-Гарант», 1995.734 с.

127. Лотмановский сборник. Вып.З. М.: Изд. «ИЦ-Гарант», 1995.734 с.

128. Лук, А.Н. Эмоции и личность /А.Н. Лук. М.: Знание, 1978.127 с.

129. Мазель, Л.А. О природе и средствах музыки: теоретические очерки. М.: Музыка, 1991. - 80 с.

130. Мандельштам, О.Э. Об искусстве /О.Э. Мандельштам. М.: Искусство, 1995. - 416 с.

131. Машковский, И.И. Рациональное и эмоциональное в нравственном развитии личности /И.И. Машковский. М.: Знание, 1976. -63 с.

132. Медушевский, В.В. О закономерностях и средствах художественного воздействия музыки /В.В. Медушевский. М.: Музыка, 1976. - 254 с.

133. Межуев, В.М. Идея культуры /В.М. Межуев. М.: Прогресс-Традиция, 2006. - 408 с.

134. Мелхорн, Г. Гениями не рождаются: общество и способности человека /Г. Мелхорн, Х.-Г. Мелхорн — М.: Просвещение, 1989. 160 с.

135. Милынтейн, Я.И. Статьи. Воспоминания. Материалы. /Я.И.

136. Милыптейн. M.: Советский композитор, 1990. - 288 с.

137. М.П. Мусоргский и музыка XX века /Ред.-сост. Г.Л. Головинский. М.: Музыка, 1990. - 269 с.

138. Музыкальное воспитание в современном мире. М.: Советский композитор, 1973 .-416с.

139. Музыкально-исполнительское искусство и педагогика /Сост. Г.М. Цыпин Белгород: БГИКИ, 2007. - 412 с.

140. Надирова, Л. Струны общности /Л. Надирова. Владимир: ВГПУ, 2000-318 с.

141. Назайкинский, Е.В. О психологии музыкального восприятия /Е.В. Назайкинский. М.: Музыка, 1972.-383 с.

142. Назаретян, А.П. Цивилизационные кризимы в контексте Универсальной истории. М.: Per Se, 2001. - 239 с.

143. Онеггер, А. О музыкальном искусстве /А. Онеггер. Л.: Музыка, 1979. - 264 с.

144. Орлов, Г. Древо музыки /Г. Орлов. СПб.: Композитор,2005.440 с.

145. Отюцкий, Г.П. История социальной (культурной) аетропологии /Т.П. Отюцкий. М.: Академический Проект, 2003. - 400 с.

146. Психология личности. T.I. /под. ред. Д.Я. Райгородского. -Самара: «Бахрах-М», 2008. 512 с.

147. Психология личности. Т.Н. /под. ред. Д.Я. Райгородского. -Самара: «Бахрах-М», 2008. 544 с.

148. Психология художественного творчества. Хрестоматия. Мн.: Харвест, 2003. - 752 с.

149. Миф. Музыка. Обряд. По материалам международной научной конференции. М.: Композитор, 2007. - 336 с.

150. Музыка. Мысль; Творчество. У истоков традиций. М.:МГК им. П.И. Чайковского, 1998. - 244 с.

151. Петров, M.K. история европейской культурной традиции и ее проблемы /М.К. Петров. М.: РОССПЭН, 2004. - 776 с.

152. Пивоваров, Д.В. Философия религии /Д.В. Пивоваров-М.: Академический проект, Екатеринбург: Деловая книга, 2006. 640 с.

153. Раабен, JI.H. Скрипичные концерты барокко и классицизма / Л.Н. Раабен. СПб.: Изд. РГПУ им. А.И. Герцена, 2000.-126 с.

154. Рапацкая, Л.А. Русская художественная культура /Л.А. Рапацкая. М.: Владос, 1998. - 608 с. с илл.

155. Ретюнских, Л.Т. Философия игры /Л.Т. Ретюнских. М.: Вузовская книга, 2005. - 256' с.

156. Риккер, П. Конфликт интерпретаций. Очерки о герменевтике /П. Риккер. М.: Academia-центр, Медиум, 1995. - 412 с.

157. Роллан, Р. Гендель /Р.Роллан. М.: Музыка, 1984. - 256 с.

158. Росенко, М.И. и др. Основы этических знаний /М.И. Росенко и др. СПб.: Лань, 1998. - 256 с.

159. Российская цивилизация /Под ред.М.П. Мчедлова. М.: Авторский проект, 2003. - 656 с.

160. Россихина, В.П. Рассказы о русских композиторах /В.П. Россихина. М.: Детская литература, 1971. - 254 с.

161. Рубинштейн, С.Л. Теоретические ывлпросы психологии и проблемы личности /С.Л. Рубинштейн. //Вопросы психологии. 1957. -№3. - С.30-38.

162. Рубинштейн, С.Л. Человек и мир /С.Л. Рубинштейн. М.: Наука, 1997. - 191 с.

163. Руднев, В.П. Словарь культуры XX века /В.П. Руднев. М.: АГРАФ, 1997.-384 с.

164. Русский фольклор /Сост. Т.В. Зуева, Б.П. Кирдан. М.: Флинта-Наука, 2001. - 480 с.

165. Славская, А.Н. Личность как субъект интерпретации /А.Н.

166. Славская. Дубна: Феникс, 2002. - 240 с.

167. Словарь мифов /Под ред. П. Бентли. М.: Гранд, 2001. - 432 с.с илл.

168. Соколов, A.C. Музыка вокруг нас /A.C. Соколов. М.:ИДФ, 1996.-224 с. с илл.

169. Солонин, Ю.Н., Каган, М.С. Культурология /Ю.Н. Солонин, М.С. Каган. М.: Высшее образование, 2007. - 566 с.

170. Соснова, M.J1. Искусство актера /М.Л. Соснова. М.: Академический проект, 2005. - 432 с.

171. Станиславский, К.Н. Работа актера над собой. Чехов, М.А. О технике актера /К.Н. Станиславский, М.А. Чехов. — М.: Артист. Режиссер. Театр, 2006.- 490 с.

172. Стасов, В.В. Избранные сочинения. Живопись, скульптура, музыка. Собр. Соч. В 3-х томах. T.I. /В.В. Стасов. М.: Искусство, 1952. -732 с.

173. Стасов, В.В. Избранные сочинения. Живопись, скульптура, музыка. Собр. Соч. В 3-х томах. Т.П. /В.В. Стасов. М.: Искусство, 1952. -772 с.

174. Стасов, В.В. Избранные сочинения. Живопись, скульптура, музыка. Собр. Соч. В 3-х томах. T.III. /В.В. Стасов. М.: Искусство, 1952. -886 с.

175. Стасов, В.В. Статьи о музыке /В.В. Стасов. М.: Музыка, 1976. - 441 с.П. Тугаринов. - М.: Мысль, 1971. - 199 с.

176. Степанов, Ю.С., Проскурин, С.Г. Константы мировой культуры /Ю.С. Степанов, Проскурин С.Г. М.: Наука, 1993.- 158 с.

177. Тарасов, Г.С. Музыкальное воспитание и развитие личности. Искусство, музыкознание, музыкальная психология и музыкальная педагогика /Г.С. Тарасов. Хрестоматия. Вып. I. Часть 2. - М.: Прометей, 1991. - С.171-175.

178. Тарасова, K.B. Онтогенез музыкальных способностей /К.В. Тарасова. М.: Педагогика, 1988. - 173 с.

179. Творческий процесс и художественное восприятие //Сб. Научных трудов. Л.: Наука, 1978. - 278 с.

180. Теплов, Б.М. Психология музыкальных способностей /Б.М. Теплов. М.-Л.: АПН РСФСР, 1947. - 335 с.

181. Торопова, A.B. Музыкальная психология и психология музыкального образования /A.B. Торопова. М.:УМИЦ «Граф-Пресс», 2008.-200 с.

182. Тугаринов, В.П. Философия сознания /В. Тугаринов. М.: Мысль, 1971.- 199 с.

183. Уайтхед, А. Избранные работы по философии /А. Уайтхед. -М.: Прогресс, 1990.-718 с.

184. Фарбштейн, A.A. Музыка как философское откровение. К проблематике ранних работ А.Ф. Лосева по философии музыки. В сб. Лосев А.Ф. и культура XX века: Лосевские чтения. Сост. Ю.Ф. Панасенко /A.A. Фарбштейн. М.: Наука, 1991. - С.83-95.

185. Философия культуры. Становление и развитие //Сб. Научных трудов под ред. М.С. Кагана, Ю.Прозерского, Э.Л. Юровской. Спб.: Петрополис, 1998. - 443 с.

186. Философия социальных и гуманитарных наук /Под общ. Ред. С.А. Лебедева. М.: Академический проект, 2008. - 733 с.

187. Философы двадцатого века. М.: Искусство — XXI век, 2009.336 с.

188. Франк, С. Предмет знания Душа человека /С. Франк. Минск: Харвест, М.:АСТ, 2000. - 992 с.

189. Фрейд, 3. Художник и фантазирование /3 Фрейд. М.: Республика, 1995. - 396 с.

190. Фромм, Э. Человек для себя / Э. Фромм. М.: Хранитель, 2006.- 320 с.

191. Фромм, Э. Анатомия человеческой деструктивности /Э. Фромм. М.: ACT, 2006. - 635 с.

192. Фрэзер, Дж. Дж. Золотая ветвь /Дж.ДЖ. Фрэзер. М.: ACT, 1998. - 784 с.

193. Хайдеггер, М. Искусство и пространство. В кн. Самоосознание европейской культуры XX века /М. Хайдеггер — М.: Наука, 1991. -С.95-99.

194. Холодковский, В. Дом в Клину /В. Холодковский. М.: Московский рабочий, 1959. - 336 с.

195. Холопова, В.Н. Музыка как вид искусства /В.Н. Холопова. -СПб.: Лань, 2000. 320 с.

196. Хренов, H.A. Публика в истории культуры /H.A. Хренов. М.: Аграф, 2007. - 496 с.

197. Хренов, H.A., Соколов, К.Б. Художественная жизнь императорской России. Субкультуры. Картины мира. Ментальность /H.A. Хренов, К.Б. Соколов. СПб.: Алетейя, 2001. - 816 с.

198. Хрестоматия по психологии художественного творчества /Ред.-сост. АЛ. Гройсман. М.: Магистр, 1998. - 200 с.

199. Целковников, Б.М. Мировоззрение педагога-музыканта: в поисках смысла /Б.М. Целковников. М.: Текст, 1999. - 231 с.

200. Цуккерман, В.А. Музыкально-теоретические очерки и этюды /В.А. Цуккерман. М.: Сов. Композитор, 1970. - 558 с.

201. Цыпин, Г.М. Психология музыкальной деятельности: проблемы, суждения, мнения /Г.М. Цыпин. М.: Интерпракс, 1994. - 384 с.

202. Чайковский, П.И. Музыкально-критические статьи /П.И. Чайковский. Л.: Музыка, 1986. - 365 с.

203. Чередниченко, Т. В. Музыка в истории культуры. Выпуск первый /Т.В. Чередниченко. Долгопрудный: Аллегро-Пресс, 1994. - 219 с.

204. Чередниченко, Т.В. Музыка в истории культуры. Выпуск второй /Т.В. Чередниченко. Долгопрудный: Аллегро-Пресс, 1994. - 175 с.

205. Шварцман, К.А. Философия и влспитание /К.А. Шварцман. -М.: Политиздат, 1989. 208 с.

206. Швейцер, А. Культура и этика /А. Швейцер. М.: Прогресс, 1973.-343 с.

207. Швейцер, А. Иоганн Себастьян Бах /А. Швейцер. М.: Классика - XXI, 2004. - 816 с.

208. Широкова, Н.С. Мифы кельтских народов /Н.С. Широкова. -М.: Астрель: ACT: Транзиткнига, 2005. -431 с. с илл.

209. Шор, Ю.М. Культура как переживание /Ю.М. Шор. СПб.: СПбГУП, 2003.-220 с.

210. Шпенглер, О. Закат Европы: Очерки морфологии мировой истории. Образ и действительность.Т.1 /О. Шпенглер. Минск: Попурри, 2009. - 656 с.

211. Щеглов, Г.В., Арчер, В. Мифологический словарь /Т.В. Щеглов, В. Арчер М.: АСИ:АСТРЕЛЬ:ТРАНЗИТКНИГА, 2006. - 365 с.

212. Щербакова, А.И. Аксиология музыкально-педагогического образования /А.И. Щербакова. М.:Прометей, 2001. - 424 с.

213. Щербакова, А.И. Философия музыки и музыкального образования. Часть I /А.И. Щербакова. -М.: УМИЦ «ГРАФ-ПРЕСС», 2008. -256 с.

214. Щербакова, А.И. Философия музыки и музыкального образования. Часть II /А.И. Щербакова. М.: УМИЦ «ГРАФ-ПРЕСС», 2009.-320 с.

215. Щербакова, А.И. Музыка. Человек. Культура. Опыт социально-философского анализа. Монография /А.И. Щербакова. М.: РГСУ, 2009. -306 с.

216. Юдина, М.В. Вы спасетесь через музыку /М.В. Юдина. М.:

217. Классика — XXI, 2005. 412 с.

218. Юнг, К. Психологические типы /К. Юнг. Мн.:Попурри, 1998.656 с.

219. Юнг, К.-Г. Психология и поэтическое творчество. В кн. Самоосознание европейской культуры XX века /К.-Г. Юнг. М.: Политиздат, 1991. - С.103-118.

220. Яковлев, Е.Г. Эстетика. Искусствознание. Религиоведение /Е.Г. Яковлев. М.: КДУ. - 2005. - 640 с.

221. Finkelstein Sidney. How music express ideas. Rev. and ed. - New York. Intern, publ. 1970. - 142 p.

222. Mesarovic M. and Pestel E. Mankind at the Turning Point. New York, 1974.-P.36.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.