Миссионерская деятельность Русской православной церкви в 1905 - 1917 гг.: На примере епархий Пермской губернии тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 07.00.02, кандидат исторических наук Князева, Ольга Радиковна
- Специальность ВАК РФ07.00.02
- Количество страниц 220
Оглавление диссертации кандидат исторических наук Князева, Ольга Радиковна
Введение.J
Глава 1. Кризис православного миссионерства в период первой русской революции.
§ 1. Миссионерская деятельность Русской православной церкви и новая вероисповедная политика.
§ 2. «Внутренняя» миссия в Пермской губернии.
§ 3. Религиозно-нравственное просвещение и устройство приходской жизни православного населения
Пермской губернии.
§ 4. «Внешняя» миссия в Пермской губернии.
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Отечественная история», 07.00.02 шифр ВАК
Миссионерская деятельность Русской православной церкви в конце XIX - начале XX вв.2013 год, кандидат исторических наук Шабунин, Вадим Владимирович
Старообрядчество как объект миссионерской деятельности Русской православной церкви в Оренбургской епархии: 1859-1917 гг.2004 год, кандидат исторических наук Камзина, Алина Джанаровна
Миссионерская деятельность Русской православной церкви среди нехристианского населения Оренбургской епархии: 1859-1917 гг.2010 год, кандидат исторических наук Есикова, Екатерина Михайловна
Миссионерская деятельность Русской православной церкви в Удмуртии во второй половине XIX - начале XX века2002 год, кандидат исторических наук Макурина, Вера Владимировна
Социально-культурная деятельность православной церкви в Удмуртии: Вторая половина XIX - начало XX века2003 год, кандидат исторических наук Берестова, Екатерина Михайловна
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Миссионерская деятельность Русской православной церкви в 1905 - 1917 гг.: На примере епархий Пермской губернии»
Актуальность темы исследования. В настоящее время, в связи со снятием идеологических запретов на всестороннее изучение отечественной истории, внимание исследователей все чаще привлекает проблема роли Русской православной церкви в общественном развитии России.
На сегодняшний день уже сформировался общий позитивный взгляд на роль церкви в истории нашей страны. В энциклопедии «Народы России» констатируется, что «новая религия (православие — примечание автора) оказала большое положительное влияние на нравственное состояние древнерусского общества, способствовала прогрессу культуры и укреплению государственности древней Руси»1.
В данную трактовку места православия в истории Руси/России органично вписывается одно из важнейших направлений деятельности церковной организации — миссионерская политика, основным содержанием которой был «процесс обращения в христианство народов, населяющих Русское государство»2. Православное миссионерство рассматривается как деятельность, способствующая активизации общественно-политических инте-гративных процессов в начале становления Российского государства, во время освоения окраин страны в XIII-XIV веках и во 2 половину XVIII -начале XX века3
Однако до настоящего времени из поля зрения исследователей миссионерской деятельности церкви начала XX века, выпадал важнейший период отечественной истории между двумя российскими революциями 1905 и 1917 годов, закрытый для объективного научного изучения в советскую эпоху.
1 Народы России: энциклопедия. - M., Большая Российская энциклопедия, 1994. - С.41.
2 Там же.
3 См.: Народы России: энциклопедия. - М., Большая Российская энциклопедия, 1994. -С.41; Христианское миссионерство как феномен истории и культуры: Материалы международной научно-практической конференции в 2 тт. - Т. 1. - Пермь, Б.и., 1997. - 293 С.
61-4850004 (2272x3518x2 tiff)
Тем не менее, без всестороннего исследования православного миссионерства в данный период, нельзя определить истинную роль Русской церкви в общественно-историческом развитии России.
Объект исследования — деятельностно-интеграционная функция церкви в российском обществе в период между революциями 1905 и 1917 годов.
Предмет исследования — миссионерство как специфическая форма деятельности Православной церкви в конкретных исторических условиях.
Категориальный аппарат работы включает в себя следующие специальные понятия, которым необходимо дать определения: миссионерская деятельность, «внешняя» и «внутренняя» миссии.
Миссионерская деятельность или миссионерство (от лат. missio — посылка, поручение) — одна из форм деятельности религиозных организаций, имеющая цель в распространении своего вероучения среди представителей других конфессий, неверующих и возращение в лоно церкви отпавших от нее.
Внутренняя» миссия Православной церкви — распространение православного вероучения среди представителей христианских конфессий: старообрядцев, сектантов, католиков, протестантов.
Внешняя» миссия Православной церкви — распространение право-w славного вероучения среди представителей нехристианских конфессий: мусульман, буддистов, а также среди язычников.
Хронологические рамки исследования охватывают период с 1905 по 1917 год. Верхняя граница данного периода определена в соответствии с изменением положения Русской православной церкви в обществе и государстве, в свою очередь, связанном с принятием в апреле 1905 года указа об укреплении в России начал веротерпимости. Нижняя граница совпадает с новой исторической эпохой в развитии Российского государства, начавши шейся 25 октября (7 ноября) 1917 года и коренным образом перестроившей
61-4850005 (2272x3518x2 tiff) основы функционирования всех общественных институтов, включая и
Православную церковь.
Внутренняя периодизация работы произведена в зависимости от трех исторических ситуаций данного хронологического периода: первой российской революции (1905-1907 года), периода реформ (1908 - июль 1914 года) и первой мировой войны (август 1914 - октябрь 1917 года).
Все даты с 1905 года по 25 октября (7 ноября) 1917 года даны по принятому в рассматриваемый период времяисчислению (старому) стилю.
Территориальные рамки данной работы в общем ракурсе исследования соответствуют границам современной России, с детальным анализом православного миссионерства на примере епархий Пермской губернии начала XX века, в настоящее время совпадающими с Пермской и Свердловской областями.
Выбор для пристального изучения именно этих территорий, определен полиэтническим и поликонфессиональным составом населения Западного и Среднего Урала в период 1905-1917 годов, что особенно актуально для исследования миссионерской деятельности Православной церкви, стремящейся распространять свое вероучение среди всех наций и народностей.
Историография проблемы. Одним из первых исследований российских ученых, где затрагивалась проблема православного миссионерства, была работа В.Н. Татищева «Разговор двух приятелей о пользе науке и училищах», где был поставлен вопрос о малоуспешной деятельности первых миссионерских школ, о необходимости использования родных языков в обучении нерусских народов1.
Однако расширенное исследование миссионерского направления деятельности Православной церкви началось во 2 половине XIX века, с осознания значения этой деятельности для российского государства и общества.
1 См.: Татищев В.Н. Разговор двух приятелей о пользе науки и училищах//Избранные сочинения. - Л., Наука, 1979. - С.51-132.
61-4850006 (2272x3518x2 tiff)
В дореволюционных работах выделялись три позиции исследователей православного миссионерства.
Первая из них выражалась в констатации позитивного вклада православного миссионерства в формирование и упрочение позиций российской государственности. Ее придерживались такие ученые, как СБ. Ешевский,
С.М. Соловьев, В. Введенский.
С.В. Ешевский высоко оценивал роль христианства в жизни Древней Руси, проявившейся в объединении славянских племен с целью создания единого государства1.
Выдающийся российский историк С.М. Соловьев, руководствуясь своей теорией прогресса и исторического оптимизма, писал, что эта теория без христианского подхода немыслима, так как «человечество, совершенствуясь, приближается к воплощению в жизнь идеалов христианства, идеалов справедливости и добра»2.
В 1914 году выходит работа В. Введенского «Православные церковные братства (1864 - 8 мая 1914 г.)», в которой автор приходит к выводу об исключительной важности миссионерской деятельности церковных братств в истории России. По его мнению, братства являлись главным средством консолидации православного населения в борьбе с пропагандой «инослав-ных» вероучений, распространение которых представляло опасность для национально-государственных интересов страны3.
К данной группе исследователей примыкает также А.Дж. Тойнби, который высоко оценил роль православия в освоении нерусских районов страны. Он писал, что «в России. впервые за всю историю цивилизации, оседлому обществу удалось не просто выстоять в борьбе против евразийских кочевников ., но и достичь действительной победы, . преобразовав . кочевые пастбища в крестьянские поля, а стойбища в оседлые деревни.
1 См.: Ешевский С.В. Миссионерство в России//Сочинения в 3 ч. - Ч.З. - М., Издание К. Солдатенкова, 1870. - С.665-710.
2 См.: Соловьев С.М. Сочинения в 18 тт. -T.17-18. -М., Мысль, 1988. -С.605.
3 См.: Введенский В. Православные церковные братства (1864 - 8 мая 1914 г.). - СПб., Синодальная типо
61-4850007 (2272x3518x2 tiff)
Казаки, одержавшие эту беспрецедентную победу, были пограничниками русского православия.»'.
На позиции критического анализа православного миссионерства, как в свое время В.Н.Татищев — стоял П.Н.Милюков, который во II томе «Очерков по истории русской культуры», посвященных в значительной степени истории Православной церкви, подчеркивает малоэффективность миссионерства. Он полагает, что «цивилизаторская задача русского миссионерства. отходила на второй план перед его церковно-государственными задачами»2. Автор видит причины этого в зависимом от государства положении Русской православной церкви.
Позиция третьей группы исследователей определялась в связи с их подходом к изучению явлений старообрядчества и сектантства.
Так, среди ряда ученых (А.С. Пругавин, В.Д. Бонч-Бруевич, В.И. Ясевич-Бородаевская, академик А.Ф.Кони3), было распространено мнение, что русское сектантство есть явление светлое, глубоко реформаторское, ведущее к обновлению всего народно-общественного уклада.
В.И. Ясевич-Бородаевская выступала также в защиту старообрядчества, считая его «крупным историческим русским движением»4, отвечающим интересам русского народа.
После революции 1917 года в работах советских исследователей на десятилетия укоренилась позиция освещать миссионерскую деятельность Православной церкви с точки зрения атеистической коммунистической идеологии.
Первой обобщающей работой по истории церкви советского времени стала монография Н.М. Никольского «История русской церкви», издание графия, 1914.-26 С.
1 Тойнби А.Дж. Постижение истории. -М., Прогресс, 1996. - С. 140-141.
2 См.: Милюков П.Н. Очерки в 2 тт. - T.2. - М., Прогресс-Культура, 1994. - С.200-201.
3 См.: Пругавин А.С. О Льве Толстом и толстовцах. Очерки. Воспоминания. Материалы. - М., Б.и., 1911.324 С.; Бонч-Бруевич В.Д. Силы русского клерикализма//Религия и церковь в истории России. - М., Мысль, 1975. - С.207-216; Ясевич-Бородаевская В.И. Борьба за веру. - СПб., Государственная типография, 1912. -656 С.; Кони А.Ф. Избранное. - М., Наука, 1989. - 156 С.
4 Ясевич-Бородаевская В.И. Борьба за веру. - СПб., Государственная типография, 1912. - С.309-311.
61-4850008 (2272x3518x2 tiff) которой было осуществлено в 1930 году. В ней автор одинаково негативно оценивал влияние на развитие российского государства, как старообрядчества и сектантства, так и Православной церкви1.
На атеистических позициях стоят авторы сборника «Религия и церковь в истории России (Советские историки о православной церкви в России)», считающие церковь проводником реакционной политики самодержавия2.
Известный советский историк Е.Ф. Греку лов рассматривает деятельность Православной церкви в период 1905-1917 годов как деятельность духовного ведомства, которое было тесно связано с реакционной политикой правительства и непримиримо относилось к неправославным религиям3.
В 1989 году выходит второй в советской историографии обобщающий труд по истории Православной церкви «Русское православие: вехи истории», где, несмотря на поиски новых подходов, в ряде разделов был сохранен прежний осуждающий и обвинительный тон в оценке Русской церкви, основанный иногда только на отдельных фактах или документах. Так, в статье Н.А. Смирнова «Миссионерская деятельность церкви (2 половина XIX в. - 1917 г.)», упоминаются, но не анализируются миссионерские методы деятельности церкви. Тенденциозность выводов автора проявляется и в подборе фактов. Он основывает свое исследование только на документах Всероссийских миссионерских съездов и отчетах Московского православного миссионерского общества, игнорируя деятельность епархиальных миссий. Несмотря на признание автором статьи небольшого численного прироста православного населения в 1912 году, которое явилось результатом миссионерской деятельности церкви, он в то же время акцентирует
1 См.: Никольский H.M. История русской церкви. - М., Издательство политической литературы, 1985. - 446 С.
2 См.: Религия и церковь в истории России (Советские историки о православной церкви в России). - М., Мысль, 1975. - 255 С.
3 См.: Грекулов Е.Ф. Церковь, самодержавие, народ (2 половина XIX - начало XX в.). - М., Наука, 1969. -184 С.
61-4850009 (2272x3518x2 tiff) внимание на губерниях: Владимирской, Харьковской и Курской, где число «отпавших» превышало количество присоединившихся к православию1.
Исследованию миссионерского влияния церкви на народы нашей страны посвящены в советский период работы Т.В. Жеребиной2, Ю.В. Гагарина3.
Т.В. Жеребина в статье о христианизации якутов в XVIII - начале XX века, определяет крещение как формальный акт, проводившийся «с целью политического и экономического подчинения обращаемых»4.
В монографии Ю.В. Гагарина исследуется роль религии и атеизма в жизни народа коми (зырян), населяющего Западный Урал. Христианизация получает у данного автора однозначно негативную оценку, как имеющая в своей основе материальный подкуп5.
Таким образом, официальная советская наука в анализе православного миссионерства стремилась показать его якобы «антинародную» сущность, исходя из идеологической установки на освещение деятельности церкви как реакционного института.
При этом, однако, своей объективной позицией выделялась работа П.Н. Зырянова «Православная церковь в борьбе с революцией 1905-1907 гг.». Результатом исследования известного ученого стала констатация стремления Русской православной церкви в период первой российской революции к усилению своей интегративной роли в обществе, проявившейся в расширении масштабов ее пропагандистской деятельности, кроме традиционной проповеди с церковной кафедры, использующей издание дешевой «народной» литературы, устройство публичных чтений, библиотек и вне-богослужебных собеседований6.
1 См.: Русское православие: вехи истории. - М., Политиздат, 1989. - 719 С.
2 См.: Жеребина Т.В. К вопросу о христианизации якутов в XVIII - начале XX в.//Актуальные проблемы изучения истории религии и атеизма. - Л., Б.и., 1982. - С.96-116.
3 См.: Гагарин. Ю.В. История религии и атеизма народа коми. - М., Наука, 1978. - 328 С.
4 Жеребина Т.В. К вопросу о христианизации якутов в XVIII - начале XX в.//Актуальные проблемы изучения истории религии и атеизма. - Л., Б.и., 1982. - С.96.
5 См.: Гагарин. Ю.В. История религии и атеизма народа коми. - М., Наука, 1978. - 328 С.
6 См.: Зырянов П.Н. Православная церковь в борьбе с революцией 1905-1907 гг. - М., Наука, 1984. - 224 С.
61-4850010 (2272x3518x2 tiff)
В последние десятилетия XX века, с освобождением исторической науки от необходимости выполнять идеологический заказ Коммунистической партии, стали появляться исследования российских ученых, направленные на объективное освещение истинного места церкви в истории Руси и России.
По мнению В.Г. Овчинникова, главной функцией церкви со времени принятию Русью христианства — была функция политическая, неразрывно связывающая ее деятельность с государственной властью на всех этапах истории. С одной стороны, православие способствовало сохранению русской культурной традиции во времена войн, иноплеменных нашествий. С другой стороны, необходимость проводить общую с правительством политику, направила деятельность церкви на консервацию существующих общественных отношений, вследствие чего кризис самодержавия стал кризисом и самой церкви1.
По преимуществу мирный характер распространения православия среди народов России, результатом которого стало развитие новых форм быта и грамотности на родном языке, подчеркивается в учебном пособии «Православие в России», вышедшем в 1995 году при содействии Академии наук Российской Федерации и Института Наследия2.
В последние пятнадцать лет XX века, с возрождением общественного интереса к истории Православной церкви, как к важной составляющей истории Российского государства, стали появляться диссертационные исследования ее миссионерской деятельности по отдельным регионам.
В работах Н.Ю. Храповой «Место и роль Алтайской духовной миссии в процессе колонизации и хозяйственного освоения Горного Алтая, 18281905 гг.»3, Ваниной И.Ю. на тему: «Миссионерская деятельность Русской
1 См.: Овчинников В.Г. Православная церковь в истории нашей страны//Вопросы истории. - 1988. - №5. -С.111-121.
2 См.: Православие в России. - М., Институт Наследия, 1995. - 144 С.
3 См.: Храпова. Н.Ю. Место и роль Алтайской духовной миссии в процессе колонизации и хозяйственного освоения Горного Алтая, 1828-1905 гг. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата исторических наук. - Томск, Б.и.,1989. -24 С.
61-4850011 (2272x3518x2 tiff) православной церкви в северо-восточной Азии с середины XVIII по середину XIX в.»1, Раздольского С.Д. «Миссионерская деятельность Православной церкви на Северном Кавказе в XIX - начале XX в.»2, Мавлюто-ва Г.Ш. «Миссионерская деятельность Русской православной церкви в Северо-Западной Сибири в XIX - начале XX в.»3 — подчеркивается положительная роль различных элементов миссионерской деятельности церкви в жизни народов данных регионов: православных монастырей, являющихся примерами образцовых хозяйств, а также культурно-просветительской миссии церковно-приходских школ.
В последние года XX столетия появились также новые работы по миссионерской деятельности Русской православной церкви в таком полиэтническом и поликонфессиональном регионе России, как Урал.
В 1996 году в центральном городе Западного Урала — Перми, состоялась международная научно-практическая конференция «Христианское миссионерство как феномен истории и культуры», посвященная 600-летию памяти известного миссионера, просветителя народа коми — Стефана Ве-ликопермского. В докладах ученых из г. Перми, г. Екатеринбурга и г. Москвы: Н.А. Миненко, Г.Н. Чагина, А.В. Черных, Е.Г. Главацкой4 и т.д., была подробно освещена история христианизации Урала и Сибири в XV-XX веках.
Миссионерская деятельность церкви на Урале в период 1905-1916 годов была рассмотрена в докладе пермского историка церкви М.Г. Нечаева,
1 См.: Ванина И.Ю. Миссионерская деятельность Русской православной церкви в северо-восточной Азии с середины XVIII по середину XIX в. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата исторических наук. - Иркутск, Б.и.,1998. - 18 С.
См.: Раздольский С.Д. Миссионерская деятельность Православной церкви на Северном Кавказе в XIX -начале XX в. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата исторических наук. - Краснодар, Б.и.,1996. - 24 С.
3 См.: Мавлютов Г.Ш. Миссионерская деятельность Русской православной церкви в Северо-Западной Сибири в XIX - начале XX в. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата исторических наук. - Тюмень, Б.и.,1999. - 23 С.
4 См.: Миненко Н.А. Христианизация народов Урала. К оценке методов и результатов//Христианское миссионерство как феномен истории и культуры: Материалы международной научно-практической конференции в 2 тт. - Т. 1. - Пермь, Б.и., 1997. - С. 18-39; Чагин Г.Н. Русь Московская, Пермь Великая и Стефан Перм-ский//Там же. - С.39-54; Черных А.В. Миссионерство среди народов Прикамья//Там же. - С.83-91; Главацкая Е.М. Христианизация населения Северо-Западной Сибири в XIX в. //Там же. - С.92-111.
61-4850012 (2272x3518x2 tiff) комплексно исследовавшего систему православного миссионерства, как во «внешней», так и во «внутренней» миссиях. Тем не менее, отмечая активизацию миссионерской деятельности на этапе 1908-1914 годов с привлечением к ней церковных организаций: обществ трезвости, братств, кружков ревнителей благочестия, М.Г. Нечаев никак не оценивает ее результатов1.
Общим итогом конференции стало выявление позитивного вклада православных миссионеров в просвещение и приобщение к российской цивилизации нерусских народов, живущих на данной территории: удмуртов, марийцев, коми, пермяков, хантов и манси2.
Обзор историографии миссионерской деятельности Русской православной церкви позволяет выявить факт наличия сравнительно небольшого числа специальных исследований светских историков по данной проблеме. Так, до настоящего времени не вышло ни одной специальной работы, акцентирующей свое внимание на православном миссионерстве именно в первую треть XX века, в период, являющийся рубежом между новой и новейшей историей России. В связи с этим определены цели и задачи исследования.
Цели и задачи исследования. Основная цель диссертации состоит в оценке результатов миссионерской деятельности, которые должны были являться показателем реального статуса Православной церкви в российском обществе в период 1905-1917 годов. В связи с этой целью определены следующие основные задачи исследования:
- показать трансформацию системы миссионерской деятельности в условиях первой российской революции, в период общественных реформ и во время первой мировой войны;
- рассмотреть эволюцию форм и методов миссионерской деятельности;
1 См.: Нечаев М.Г. Миссионерская деятельность церкви на Урале (1905-1916 гг.)//Христианское миссионерство как феномен истории и культуры: Материалы международной научно-практической конференции в
2 тт. - Т.1. - Пермь, Б.и.,1997. - С.69-83.
2 См.: Христианское миссионерство как феномен истории и культуры: Материалы международной научно-практической конференции в 2 тт. - Т.1. - Пермь, Б.и.,1997. - 293 С.
61-4850013 (2272x3518x2 tiff)
- оценить эффективность религиозно-просветительской, культурно-просветительской и социально-благотворительной деятельности церкви;
- показать эволюцию правового статуса церкви и ее миссионерской деятельности;
- дать всестороннюю характеристику «внутренней» и «внешней» миссиям Православной церкви в рассматриваемые периоды ее деятельности;
- установить зависимость форм миссионерской деятельности церкви от религиозной и общественно-политической ситуации в рассматриваемые исторические периоды.
Методология и методика исследования построена на использовании модернизационной теории развития России в начале XX века, в основе которой лежит трансформация деятельности отдельных общественных институтов, ведущаяся без коренной перестройки всего государственного механизма.
В отношении церкви, модернизация проявилась в реформах основ ее миссионерской деятельности, выполняющей одну из важнейших функций — интеграционную.
В диссертации использованы специально-исторические методы исследования: историко-генетический, историко-сравнительный и системно-хронологический.
Историко-генетический метод позволил показать истоки миссионерской деятельности церкви.
Историко-сравнительный метод применялся в анализе различных направлений миссионерства.
Необходимость показа миссионерства, как целостной системы деятельности, основанной на использовании комплекса определенных форм и факторов, и в тоже время зависимой от изменений, происходивших в общественно-политической жизни Российского государства, требует использования системно-хронологического метода.
61-4850014 (2272x3518x2 tiff)
Анализ источников произведен с помощью синхронного и ретроспективного методов.
Источниковая база. Основу источниковой базы диссертации составили материалы, находящиеся в центральных и местных архивах: Российском государственном историческом архиве (РГИА), Государственном архиве Свердловской области (ГАСО) и Государственном архиве Пермской области (ГАПО).
Основной материал для изучения региональной миссионерской деятельности дают отчеты архиереев о состоянии Екатеринбургской и Пермской епархий в период 1905-1916 годов, находящиеся в фонде 796 (Канцелярия обер-прокурора Святейшего Синода) РГИА.
Документы по деятельности церковных организаций в Екатеринбургской епархии сосредоточены в фонде 6 (Екатеринбургская Духовная Консистория. 1885-1917 гг.) ГАСО. В фонде 519 (Помощник начальника Пермского губернского жандармского управления в Верхотурском уезде) ГАСО имеются докладные записки про наличие в уезде представителей неправославных конфессий.
Много информации о работе миссионеров и миссионерских учреждений Пермской епархии дают материалы, собранные в фондах 95 (Православное миссионерское общество), 199 (Правление Пермского архиерейского дома), 664 (Канцелярия Пермского епархиального архиерея) ГАПО.
Вторую группу источников составили периодические издания. Для воссоздания общей картины миссионерской деятельности в России использовался журнал «Миссионерское обозрение».
Газеты: «Пермские епархиальные ведомости» и «Екатеринбургские епархиальные ведомости», явились главными источниками информации по созданию, деятельности и развитию миссионерских учреждений в епархиях, по воссозданию религиозной ситуации на местах. Для объективного освещения событий церковной жизни и сбора статистических сведений о численности населения Пермской и Екатеринбургской епархий, использо
61-4850015 (2272x3518x2 tiff) валась светская периодика: газеты «Пермские губернские ведомости» и «Пермская земская неделя».
Третью группу источников формируют справочные издания. Численность православного населения России в данный период отражена в статистических справочниках, составленных по переписям населения 1897 и 1914 годов', а также в энциклопедии «Народы России»2.
Адрес-календарь и справочная книжка Пермской губернии» за 19051917 года является источником статистических данных о числе церковных учебных заведений в епархиях, национальной и конфессиональной принадлежности населения губернии.
Справочная книжка Екатеринбургской епархии на 1915 год» дает общие статистические сведения о состоянии данной епархии: о численности православного населения, количестве приходов, монастырей, церквей и т.д. на 1915 год.
Четвертая группа источников состоит из опубликованных дореволюционных материалов по деятельности Православной церкви в России.
В нее включены «Всеподданнейшие отчеты обер-прокурора Святейшего Синода по ведомству православного исповедания .» за период 19051915 годов, публикующие обобщенные данные о миссионерской деятельности церкви, составленные на основе отчетов епархиальных архиереев.
Большой круг документов по православному миссионерству с середины XIX по начало XX века, опубликован в сборнике В.М. Скворцова «Миссионерский посох. Православное миссионерство, — церковно-гражданские «узаконения» и распоряжения»3.
Сведения об организации и деятельности Православного миссионерского общества находятся в томах 19 «а» и 29 энциклопедического словаря
1 См.: Статистический справочник. - Вып.1. - СПб., Книгоиздательство «Земля и воля», 1906. - 64 С.; Статистический ежегодник России. 1914 г. - Петроград, Издание Центрального Статистического Комитета Министерства Внутренних Дел, 1915. - 116 С.
2 См.: Народы России: энциклопедия. - М., Большая Российская энциклопедия, 1994. - 479 С.
3 См.: Скворцов В.М. Миссионерский посох. Православное миссионерство, - церковно-гражданские «узаконения» и распоряжения. - Вып.1. - СПб., Типография «Колокол», 1912. - 519 С.
61-4850016 (2272x3518x2 tiff)
Ф.А.Брокгауза и И.А.Ефрона издания 1890 года, воспроизведенного репринтным способом в 1992 году московским издательством «Терра»-«Терра»1.
Журналы заседаний последнего, V Всероссийского миссионерского съезда, опубликованы в сборнике «Деяния 5-го Всероссийского Миссионерского Съезда»2.
Таким образом, обзор источниковой базы настоящего исследования показывает, что оно обеспечено необходимыми документами и материалами, позволяя решить поставленные в его рамках задачи.
Научная новизна работы состоит в том, что она является первым специальным исследованием одной из самых важных сторон деятельности церковной организации в период отечественной истории между двумя российскими революциями, характеризующийся большими общественно-политическими потрясениями в стране.
Результаты исследования позволяют внести существенные коррективы в осмысление роли церкви, как средства общественной интеграции населения России.
Данная работа закрывает также существенный пробел в изучении истории отечества, заключающийся в необходимости определения общественной позиции значительной части народонаселения Российского государства, принадлежащего по вероисповедному признаку к Православной церкви, перед новой эпохой в его социально-политическом развитии, начавшейся в октябре 1917 года.
Практическая значимость работы.
- В исследовании впервые вводятся в научный оборот ранее малоизвестные документы и материалы по региональной истории церкви, которые могут использоваться специалистами различного профиля.
1 См.: Энциклопедический словарь (репринтное воспроизведение издания Ф.А.Брокгауз - И.А.Ефрон 1890 г.) в 82 тт. - Т.38 (19 «а») - М„ Терра-Терра, 1991. - С.476 С.; - Т.57(29). - М„ Терра-Терра, 1992. - 260 С.
2 См.: Деяния 5-го Всероссийского Миссионерского Съезда. - M., Б.и., 1917. - 82 С.
61-4850017 (2272x3518x2 tiff)
- Принципы и подходы к осмыслению тенденций развития российского общества, намеченные в диссертации, могут быть использованы в дальнейших исследованиях по отечественной истории.
- Результаты исследования могут быть использованы в разработке курса лекций по «Истории Русской православной церкви», спецкурса по «Истории Православной церкви на Урале», а также в общем курсе лекций «История России конца XIX - начала XX века».
Апробация работы. Основные положения исследования были изложены в выступлениях на Всероссийской научной конференции «Урал в прошлом и настоящем» (Екатеринбург, 1998); Всероссийской научно-практической конференции «Интеллигенция России в истории XX века: неоконченные споры» (Екатеринбург, 1998); краеведческих «Смышляев-ских чтениях», проходивших в г. Перми (Пермь, 1999); Всероссийской научно-практической конференции «Историко-культурное наследие: новые открытия, сохранение, преемственность» (Березники, 1999); X международной научно-теоретической конференции «Интеллигент и интеллигенто-ведение на рубеже XXI века: итоги пройденного пути и перспективы» (Иваново, 1999); Российской научно-практической конференции «Этнический фактор и политика. История и современность» (Ижевск, 2000); научно-практической конференции «Грибушины и время» (Кунгур, 2000); Международной научной конференции «К культуре мира — через диалог религий, диалог цивилизаций» (Омск, 2000); Всероссийской научно-практической конференции «Пермское Прикамье в истории Урала и России» (Березники - Усолье, 2000).
По теме диссертации опубликовано 9 тезисов докладов.
Структура диссертации определена целями и задачами работы. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка источников и литературы, приложения.
Похожие диссертационные работы по специальности «Отечественная история», 07.00.02 шифр ВАК
Деятельность православного духовенства Курского края в 1905-1929 гг.2005 год, кандидат исторических наук Бунин, Александр Юрьевич
Миссионерская деятельность Русской Православной Церкви на Алтае в XIX - начале ХХ вв.2002 год, кандидат исторических наук Расова, Надежда Васильевна
Духовно-просветительская деятельность Русской Православной церкви в пореформенный период (на материалах юга России)2007 год, кандидат исторических наук Колесник, Любовь Леонидовна
Становление и развитие церковно-административной системы Русской Православной Церкви в Забайкалье: середина XVII-начало XX вв.2006 год, кандидат исторических наук Жалсараев, Анатолий Дамбаевич
Миссионерская и религиозно-просветительская деятельность Русской православной церкви в Центральной России в конце XIX - начале XX века: на материалах Курской епархии2010 год, кандидат исторических наук Михайлова, Елена Дмитриевна
Заключение диссертации по теме «Отечественная история», Князева, Ольга Радиковна
Заключение
Период 1905-1917 годов является одним из важнейших в развитии российского государства. Его начало совпало с революционным взрывом 1905 года, а конец знаменовал собой начало новой эпохи в отечественной истории. Кроме того, между этими двумя датами уместилось три года первой российской революции, период реформ в различных сферах жизни страны и большая часть первой мировой войны.
1905 год стал началом изменения статуса официальной государственной религии — православия, выполнявшей с помощью своей миссионерской деятельности исключительно важную в полиэтническом и поликонфессиональном российском обществе интегративную функцию. 17 октября 1905 года царское правительство решило обнародовать «Высочайший указ» о веротерпимости, который существенно сокращал разницу в правовом положении между Православной церковью и неправославными конфессиями, действующими на территории Российской империи. Отныне христианским конфессиям разрешалось иметь свои учебные заведения с преподаванием «Закона Божия» в соответствии с правилами данных вероучений. В отношении нехристианских конфессий, указ ходатайствовал об облегчении процедуры разрешения на строительство их культовых и учебных учреждений.
Результатом новой вероисповедной политики стал кризис православной миссионерской деятельности, явившейся показателем кризиса общественного статуса церкви. Конкретным выражением данного ее состояния стал не только низкий процент привлеченных к официальной церкви представителей неправославных конфессий, действующих на территории страны, но и массовый отход от православия в другие вероучения.
Непрочность положения Православной церкви особенно ярко проявилась в епархиях Пермской губернии со сложной этноконфессиональной структурой населения. Прежняя система миссионерства, основанная на
61-4850201 (2272x3518x2 tiff) деятельности специальной миссии без активного участия в миссионерстве священноцерковнослужителей, мирян и монашествующих, не могла обеспечивать расширение влияния церкви на народонаселение края. Уменьшение финансирования миссий также показывало усиление индифферентного отношения самого православного населения к своей религии. На повестку дня вставал вопрос: было ли православие действительно религией большинства россиян или Русская церковь стала только отмирающим общественным институтом?
Поэтому в 1908 году, вслед за попытками модернизации политической и экономической сфер жизни страны, Православная церковь, находящаяся под покровительством государственной власти, также решила направить все свои усилия на реформы системы миссионерства.
В период 1908 - июля 1914 года появились новые формы «внутренней» миссионерской деятельности: кроме специальной миссии, пропагандой православного вероучения стали заниматься миссии: народно-приходская, пастырско-приходская и монашеская. Если пастырско-приходская и монашеская миссии действовали традиционными методами, то народно-приходская — осуществляла веропроповедничество с помощью кружков ревнителей православия, миссионерских кружков и миссионерских школ для детей.
Большую роль в интеграции представителей христианских конфессий сыграла активизация церковно-приходской жизни, которая выразилась, как в увеличении количества церковно-приходских попечительств, обществ трезвости, так и в создании новых видов приходских организаций: приходских советов, братств и кружков любителей церковного пения и чтения, а также в усилении внебогослужебной деятельности приходского духовенства по проповеди православного вероучения, в росте количества учащихся церковно-приходских начальных учебных заведений.
С помощью новых форм и методов деятельности «внутренней» миссии, в период между первой российской революцией и первой мировой войной,
61-4850202 (2272x3518x2 tiff) удалось привлечь к Православной церкви количество старообрядцев, намного превышающее число «отпавших» в данную конфессию из православия. Результатом активизации православного прихода стали многочисленные присоединения к православию из христианских вероисповеданий: католичества и протестантства.
К началу первой мировой войны стабилизировалось положение во «внешней» миссии Православной церкви. С помощью веропроповедниче-ской деятельности специальных епархиальных «противоязыческих» и «противомусульманских» миссионеров, «инородческих» миссионерских кружков, религиозно-просветительской и культурно-просветительской деятельности священников нерусских приходов, а также социально-благотворительной помощи монастырей, удалось привлечь к православию не только язычников, но и небольшое количество исламского народонаселения.
Таким образом, период 1908 - июля 1914 года характеризовался усилением интеграционной функции миссионерской деятельности, высокой степенью активности православного населения в объединении вокруг церкви на основах религиозно-просветительских, социально-благотворительных и культурно-просветительских, представителей всех вероисповеданий и конфессий России. Все эти факторы показывали повышение реального статуса Русской православной церкви в российском обществе.
Однако начавшаяся летом 1914 года первая мировая война дестабилизировала миссионерскую деятельность Православной церкви.
Тем не менее, в начале войны еще сохранялась повышенная активность православного населения. Несмотря на мобилизацию на военные действия основной части членов церковно-приходских организаций и, вследствие этого, закрытия многих из них, с августа 1914 года появился новый вид церковно-приходских советов — приходские попечительские советы.
Однако мобилизация на фронт основной части членов церковных организаций затрагивает основы всей миссионерской системы Православной
61-4850203 (2272x3518x2 tiff) церкви, неблагоприятно отражаясь на итогах веропроповеднической деятельности «внутренней» и «внешней» миссии. С 1915 года начинает уменьшаться число присоединений к православию в Екатеринбургской и Пермской епархии, хотя эта тенденция пока и не отражается на общей численности православного народонаселения, как в Пермской губернии, так и в России.
1917 год становится последним в миссионерской деятельности Русской православной церкви перед новой эпохой в историческом развитии России. Несмотря на то, что на прошедшем летом этого года V миссионерском съезде принимаются важные решения по выработке новых форм и методов деятельности «внутренней» миссии церкви, его постановления не успевают за ежеминутно меняющейся обстановкой в обществе. Революция 25 октября (7 ноября по новому стилю) в Петрограде на многие десятилетия ставит точку в развитии активной миссионерской деятельности Русской православной церкви по интеграции народонаселения России.
61-4850204 (2272x3518x2 tiff)
Список литературы диссертационного исследования кандидат исторических наук Князева, Ольга Радиковна, 2000 год
1. Опубликованные документы и материалы
2. Всеподданнейший отчет обер-прокурора Святейшего Синода по ведомству православного исповедания за 1905-1907 гг. СПб., Синодальная типография, 1910. - 300 С. - Приложения. - 250 С.
3. Всеподданнейший отчет обер-прокурора Святейшего Синода по ведомству православного исповедания за 1908-1909 гг. СПб., Синодальная типография, 1911. - 356 С. - Приложения. - 150 С.
4. Всеподданнейший отчет обер-прокурора Святейшего Синода по ведомству православного исповедания за 1910 г. СПб., Синодальная типография, 1913. - 290 С. - Приложения. - 90 С.
5. Всеподданнейший отчет обер-прокурора Святейшего Синода по ведомству православного исповедания за 1911-1912 гг. СПб., Синодальная типография, 1913. - 250 С. - Приложения. - 50 С.
6. Всеподданнейший отчет обер-прокурора Святейшего Синода по ведомству православного исповедания за 1913 г. Петроград, Синодальная типография, 1915. - 240 С. - Приложения. - 112 С.
7. Годичный отчет Верх-Исетского приходского Александро Невского Общества трезвости с 1 октября 1911 по 1 октября 1912 г. - Екатеринбург, Электро-типография А.Р. Вельц, 1912. -11 С.
8. Деяния 5-го Всероссийского миссионерского съезда. М., Печатня А.И. Снегиревой, 1917. - 82 С.
9. Обзор деятельности ведомства православного исповедания за 1915 г. Петроград, Синодальная типография, 1917. -109 С. - Приложения. - 145 С.
10. Полный свод законов Российской империи в 2 кн. Кн.1. - СПб., 1911.-736 С.61.4850205 (2272x3518x2 tiff)
11. Скворцов B.M. Миссионерский посох. Православное миссионерство, — церковно-гражданские «узаконения» и распоряжения. Вып. 1. -СПб., Типография «Колокол», 1912. - 519 С.
12. Уголовное уложение 22 марта 1903 года с мотивами, извлеченными из объяснительной записки редакционной комиссии. СПб., Издание Н.С. Таганцева, 1904. - 1123 С.2. Архивные источники
13. Российский государственный исторический архив (РГИА) — г. Санкт-Петербург.
14. Ф. 796. Канцелярия обер-прокурора Синода.
15. Оп.442. Д.2086; - Д.2143; - Д.2207; - Д.2268; - Д.2308; - Д.2328; -Д.2347; - Д.2385; - Д.2496; - Д.2451; - Д.2516; - Д.2536; - Д.2576; - Д.2636; -Д.2699; - Д.2758.
16. Государственный архив Свердловской области (ГАСО) — г. Екатеринбург.
17. Ф.519. Помощник начальника Пермского губернского жандармского управления в Верхотурском уезде.1. Оп.1.-Д.7.
18. Ф.6. Екатеринбургская Духовная Консистория. 1885-1917 гг.
19. Оп.4. Д.336; - Д.578; - Д.245.
20. Государственный архив Пермской области (ГАПО) — г. Пермь.
21. Ф.95. Православное миссионерское общество. 1890-1917.61.4850206 (2272x3518x2 tiff)
22. Оп.1. Д.1; - Д.8; - Д.14; - Д.17; - Д.20; - Д.22; - Д.44.
23. Ф. 199. Правление Пермского архиерейского дома. On. 1. Д.44.
24. Ф.664. Канцелярия Пермского епархиального архиерея. On. 1.-Д.34.3. Периодические издания
25. Екатеринбургские епархиальные ведомости. Екатеринбург. - 19041917.
26. Ежегодник Пермского губернского земства. Пермь. - 1914.
27. Миссионерское обозрение. М. - 1914.
28. Пермские епархиальные ведомости. Пермь. - 1905-1917.
29. Пермская земская неделя. Пермь. - 1908-1910.4. Справочные издания
30. Адрес-календарь и памятная книжка Пермской губернии на 1905 год. Пермь, Типо-литография Губернского Правления, 1905. - 336 С.
31. Адрес-календарь и памятная книжка Пермской губернии на 1907 год. Пермь, Типо-литография Губернского Правления, 1907. - 494 С.
32. Адрес-календарь и справочная книжка Пермской губернии на 1908 год. Пермь, Типо-литография Губернского Правления, 1908. - 236 С.
33. Адрес-календарь и справочная книжка Пермской губернии на 1911 год. Пермь, Типо-литография Губернского Правления, 1910. - 260 С.
34. Адрес-календарь и справочная книжка Пермской губернии на 1912 год. Пермь, Типо-литография Губернского Правления, 1911.-210С.61.4850207 (2272x3518x2 tiff)
35. Адрес-календарь и справочная книжка Пермской губернии на 1913 год. Пермь, Типо-литография Губернского Правления, 1912. - 609 С.
36. Адрес-календарь и справочная книжка Пермской губернии на 1914 год. Пермь, Типо-литография Губернского Правления, 1914. - 422 С.
37. Адрес календарь и справочная книжка Пермской губернии на1916 год. Пермь, Типо-литография Губернского Правления, 1916. - 568 С.
38. Адрес календарь и справочная книжка Пермской губернии на1917 год. Пермь, Типо-литография Губернского Правления, 1916. - 492 С.
39. Ершов П. Справочная книжка Пермской епархии. Пермь, Элек-тро-типография Наследников П.Ф. Каменского, 1911. - 300 С.
40. Народы России: энциклопедия. М., Большая Российская энциклопедия, 1994. - 479 С.
41. Справочная книжка Екатеринбургской епархии на 1915 год. Екатеринбург, Типография Е.Н. Ершова и К, 1915. - 5 С.
42. Статистический справочник. Вып.1. - СПб., Книгоиздательство «Земля и воля», 1906. - 64 С.
43. Статистический ежегодник России. 1914. Петроград, Издание Центрального Статистического Комитета М.В.Д., 1915. - 116 С.
44. Энциклопедический словарь (репринтное воспроизведение издания Ф.А. Брокгауз — И.А. Ефрон 1890 г.) в 82 тт. Т.38(19 «а»). - М., Тер-ра-Терра, 1992.-260 С.
45. Энциклопедический словарь (репринтное воспроизведение издания Ф.А. Брокгауз — И.А. Ефрон 1890 г.) в 82 тт. Т.57(29). - М., Терра-Терра, 1992. - 468 С.5. Литература
46. Айвазов И. Новая вероисповедная система русского государства. -М., Типография «Русская печатня», 1908. 72 С.61.4850208 (2272x3518x2 tiff)
47. Алабовский М.П. Значение православной церкви в деле устроения государственной и общественной жизни. Киев, Типография акционерного общества «Петр Боросский», 1912. - 32 С.
48. Алексий (Дородницын), епископ. Христианство и социализм. Казань, Центральная типография, 1909. - 40 С.
49. Алекторов А.Е. Инородцы в России. СПб., Б.и., 1906. - 134 С.
50. Амосов Н.К. Христианство, его призвание и политическая роль. -М., Воениздат, 1955. 64 С.
51. Антоний (Мельников), митрополит. Миссия Русской православной церкви в прошлом и настоящем//Журнал Московской патриархии. 1982. -№5. - С.49-57.
52. Бедуелл Ги. История церкви. М., Христианская Россия, 1996. -30 С.
53. Беловинский JI.B. К истории Русской православной церкви. М., Б.и., 1992.-86 С.
54. Буганов В.И., Богданов А.П. Бунтари и правдоискатели в Русской православной церкви. М., Политиздат, 1991. - 525 С.
55. Валисевич И.С. Религиозные секты. Иркутск, Иркутское книжное издательство, 1957. - 38 С.
56. Варичев Е.С. Православная церковь: история и социальная сущность. М., Советская Россия, 1982. - 191 С.
57. Введенский В. Православные братства (1864 8 мая 1914 г.). -СПб., Синодальная типография, 1914. - 26 С.
58. Величие и трагедия Уральского Афона: (история Белогорского монастыря). Пермь, Б.и., 1996. - 134 С.
59. Власов В.Г. Двухтысячелетие христианства и его распространение на Руси. М., Знание, 1992. - 62 С.
60. Восторгов И., протоиерей. Народно-катехизаторские и народно-миссионерские курсы. М., Б.и., 1911. - 113 С.61.4850209 (2272x3518x2 tiff)
61. Вяткин B.B. Пермской епархии — 200 лет. Вехи миссионерского пути//Страницы прошлого: Избранные материалы краеведческих Смышля-евских чтений в Перми. Вып.2. - Пермь, Пермская областная универсальная библиотека им. A.M. Горького, 1999. - С.72-78.
62. Гагарин Ю.В. История религии и атеизма народов коми. М., Наука, 1978.-328 С.
63. Главацкая Е.М. Христианизация населения Северо-Западной Сибири в XIX в.: идея, практика, итоги//Христианское миссионерство как феномен истории и культуры: Материалы международной научно-практической конференции в 2 тт. Т. 1. - Пермь, 1997. - С.92-111.
64. Говоров Д., протоиерей. Задачи миссионерства, вызываемые потребностями нашего времени. Киев, Типография акционерного общества Н.Т. Корчак-Новицкого, 1909. - 24 С.
65. Грекулов Е.Ф. Церковь, самодержавие, народ (2-я половина XIX -начало XX в.). М, Наука, 1969. - 184 С.
66. Дионисий, иеромонах. Идеалы православно-русского инородческого миссионерства. Казань, Типо-литография императорского университета, 1901. -266 С.
67. Евлогий (Смирнов), архимандрит. Апостольское служение иноков православной церкви//Журнал Московской патриархии. 1978. - №5. -С.66-70.
68. Евлогий (Смирнов), архимандрит. О церковном и общественном служении православного монашества//Журнал Московской патриархии. -1984. -№11. С.71-74.
69. Емелях Л.И. Крестьяне и церковь накануне Октября. Л., Наука, 1976.- 181 С.
70. Емелях Л.И. Антиклерикальное движение крестьян в период первой русской революции. М.-Л., Наука, 1965. - 202 С.
71. Еременко В.П. В поисках исторической истины. Днепропетровск, Проминь, 1989. - 220 С.61.4850210 (2272x3518x2 tiff)
72. Ешевский СБ. Миссионерство в России//Сочинения в 3 ч. -Ч.З. -М., Издание К. Солдатенкова, 1870. С.665-710.
73. Жеребина Т.В. К вопросу о христианизации якутов в XVIII начале XX вв.//Актуальные проблемы изучения истории религии и атеизма. -Л,Б.и, 1982. - С.96-116.
74. Зарубежные концепции истории и эволюции христианства. М., ИНИОН, 1990. - 169 С.
75. Зырянов П.Н. Православная церковь в борьбе с революцией 1905 -1907 гг. М., Наука, 1984. - 224 С.
76. Иннокентий (Павлов), иеромонах. Миссионерская деятельность Русской православной церкви//Богословские труды. Сб. 28. - М., Издание Московской патриархии, 1987. - С. 175-180.
77. Ипатов А.Н. Православие и русская культура. М., Советская Россия, 1985.- 128 С.
78. Исторический опыт трех российских революций в 3 кн. Кн.1. -М., Политиздат, 1985. - 575 С.
79. Калинина Т.А. Братство имени Стефана Пермского при Пермской мужской гимназии//Христианское миссионерство как феномен истории и культуры: Материалы международной научно-практической конференции в 2 тт. Т. 1. - Пермь, 1997. - С.227-237.
80. Карамзин Н.М. История государства Российского в 13 тт. Т.9.-12. - Калуга, Золотая аллея, 1993. - 592 С.
81. Карташев А.В. Очерки по истории Русской церкви в 2 тт. Т.1. -М., Терра, 1997. - 688 С.
82. Квасников И.П. Эволюция социально-политических воззрений русского православия. М., Знание, 1986. - 62 С.
83. Клибанов А.И. Религиозное сектантство в прошлом и настоящем. -М., Наука, 1973.-255 С.
84. Клибанов А.И. История религиозного сектантства в России (60-е гг. XIX в. -1917 г.). М., Наука, 1965. - 348 С.61.4850211 (2272x3518x2 tiff)
85. Клибанов А.И. Народная социальная утопия в России (XIX век). -М., Наука, 1978. 506 С.
86. Клочков В.В. Закон и религия. М., Мысль, 1982. - 201 С.
87. Ключевский В.О. Курс русской истории в 3 ч. Ч.З. - М., Б.и., 1912.-476 С.
88. Козлов Ю.С. Союз короны и креста: (Государство и церковь в России). Саранск, Мордовское книжное издательство, 1995. - 280 С.
89. Козлов В.Ф. Москва миссионерская//Московский журнал. 1997. -№ 8-9. - С.37-42.
90. Кони А.Ф. Избранное. М., Наука, 1989. - 156 С.
91. Кононенко В.А. Христианизация малых народов северо-западной Сибири в конце XIX начале XX вв.//Ученые записки J И'НИ им. А.И. Герцена. -Т.524. - Д., Б.и., 1972. - С.77-85.
92. Костюк К.Н. Русская православная церковь в гражданском обще-стве//Социально-политический журнал. 1998. - №2. - С. 132-140.
93. Красников Н.П. Социально-этические воззрения русского православия в XX веке. Киев, Высшая школа, 1983. - 177 С.
94. Крывелев И.А. Русская православная церковь в первой четверти XX века. М., Знание, 1982. - 64 С.
95. Крывелев И.А. История религий. Очерки в 2 тт. Т.2. - М., Мысль, 1988. - 382 С.
96. Кудряшов Г.Е. Православная христианизация нерусских народов (на примере Среднего Поволжья и Приуралья)//Вопросы научного атеизма. Вып.25. - М., Наука, 1980. - С.151-169.
97. Кузнецов Н.Д. Общественное значение монастырей. Вышний Волочек, Типография B.C. Соколовой, 1908. - 47 С.
98. Куров М.Н. Проблема свободы совести в дореволюционной Рос-сии//Вопросы научного атеизма. Вып.27. - М., Б.и., 1981. - С.257-258.
99. Курочкин П.К. Социальная позиция русского православия. М., Знание, 1969. - 45 С.61.4850212 (2272x3518x2 tiff)
100. Луцкий А., священник. Необходимость улучшения внутренней православной миссии при религиозно-нравственном состоянии современного общества и развивающемся сектантстве. Астрахань, Паровая губернская типография, 1913. - 8 С.
101. Мальцев Г.П. Миссионерская деятельность Русской православной церкви в Сибири//Вопросы научного атеизма. -Вып.37. М., Мысль, 1988. -С. 187-201.
102. Мануйлова Д.Е. Церковь как социальный институт. М., Знание, 1978.-64 С.
103. Мануйлова Д.Е. Социальные функции религии. М., Знание, 1975. -64 С.
104. Милюков П.Н. Очерки по истории русской культуры в 3 тт. Т.2. - М., Прогресс-Культура, 1994. - 496 С.
105. Миненко Н.А. Христианизация народов Урала. К оценке методов и результатов//Христианское миссионерство как феномен истории и культуры: Материалы международной научно-практической конференции в 2 тт. Т. 1. - Пермь, 1997. - С. 18-38.
106. Миропиев М.А. О положении русских инородцев. СПб., Б.и., 1901.-515 С.
107. Миссия Русской православной церкви в прошлом и настоя-щем//Журнал Московской патриархии. 1989. - №5. - С.54-57.
108. Миссия церкви и современное православное миссионерство: Международная богословская конференция к 600-летию представления святого Стефана Пермского. М., Б.и., 1997. - 236 С.
109. Михалев И.А. Церковь в прошлом и настоящем. Казань, Таткни-гоиздат, 1962. - 37 С.
110. Нечаев М.Г. Благотворительная деятельность православной церкви в Пермской епархии в начале XX века//Страницы прошлого: Избранные материалы краеведческих Смышляевских чтений в Перми. Вып.2.61.4850213 (2272x3518x2 tiff)
111. Пермь, Пермская областная универсальная библиотека им. A.M. Горького, 1999.-С.117-120.
112. Нечаев М.Г. Миссионерская деятельность церкви на Урале (1905—1916 гг.)//Христианское миссионерство как феномен истории и культуры: Материалы международной научно-практической конференции в 2 тт. Т. 1. - Пермь, 1997. - С.69-82.
113. Нечаев М.Г. Страсти по Андронику. Пермь, Б.и., 1996. - 32 С.
114. Никольский Н.М. История русской церкви. М., Политиздат, 1985.-446 С.
115. Никонов К.И. и др. Критика идеологических основ православного монашества. М., Знание, 1982. - 64 С.
116. Овчинников В.Г. Православная церковь в истории нашей страны// Вопросы истории. 1988. - №5. - С.111-121.
117. Остроумов Н. Колебания русского правительства во взглядах на миссионерскую деятельность православной русской церкви. Казань, Типо-литография И.Н. Харитонова, 1910. - 11 С.
118. Платонов Н.Ф. Православная церковь в борьбе с революционным движением в России (1900-1917 гг.)//Ежегодник музея истории и атеизма. -Вып. IV. M.-JL, Издательство академии наук СССР, 1960. - С. 104-201.
119. Подоляк В.А. Модернизация христианской идеологии как проявление кризиса религии. Киев, «Вища школа», 1979. - 144 С.
120. Поспеловский Д.В. Русская православная церковь в XX веке. М., Республика, 1995. - 509 С.
121. Православие в России. М., Институт Наследия, 1995. - 144 С.
122. Пругавин А.С. О Льве Толстом и толстовцах. Очерки. Воспоминания. Материалы. М., Б.и., 1911. - 324 С.
123. Религия и церковь в истории России. М., Мысль, 1975. - 255 С.
124. Розенталь Н.Н. Из истории православия, католицизма и протестантизма. М., Знание, 1957. - 40 С.61.4850214 (2272x3518x2 tiff)
125. Русская православная миссия в ее прошлом и настоящем. Поча-ев, Типография Почаево - Успенской лавры, 1907. - 11 С.
126. Русское православие: вехи истории. М., Политиздат, 1989. -719 С.
127. Семенов B.JI. Особенности религиозного идеала в миссионерской деятельности Стефана Пермского//Христианское миссионерство как феномен истории и культуры: Материалы международной научно-практической конференции в 2 тт. Т.1. - Пермь, 1997. - С.141-145.
128. Соловьев С.М. Сочинения в 18 тт. Т.17-18. - М., Мысль, 1988. -671 С.
129. Спешилова Е. Старая Пермь: Дома. Улицы. Люди. 1723-1917. -Пермь, «Курсив», 1999. 580 С.
130. Старообрядчество в России (XVII-XX вв.). М., Музей русской культуры, 1999. - 456 С.
131. Танчер В.К. Христианство и общественное развитие. М., Знание, 1971.-48 С.
132. Татищев В.Н. Разговор двух приятелей о пользе науки и училищах//Избранные произведения. Д., Наука, 1979. - С.51-132.
133. Титов В.Е. Православие. М., Политиздат, 1967. - 336 С.
134. Тойнби А. Дж. Постижение истории. М., Прогресс, 1996. - 608 С.
135. Токарев С.А. Религиозные верования восточнославянских народов XIX—начала XX в. M.-JL, Издательство Академии наук СССР, 1957. -164 С.
136. Токарев С.А. Религия в истории народов мира. М., Политиздат, 1976.-576 С.
137. Харитонова Е.Д. Деятельность Братства Стефана Пермского в г.Перми//Христианское миссионерство как феномен истории и культуры: Материалы международной научно-практической конференции в 2 тт. -Т.1. Пермь, 1997. - С.238-243.61.4850215 (2272x3518x2 tiff)
138. Цветаев Д. Положение иноверия в России. Варшава, Типография Варшавского учебного округа, 1904. - 28 С.
139. Церковь в истории России (IX В.-1917 г.). М., Наука, 1967. -336 С.
140. Чагин Г.Н. Русь Московская, Пермь Великая и Стефан Пермский// Христианское миссионерство как феномен истории и культуры: Материалы международной научно-практической конференции в 2 тт. Т. 1. - Пермь, 1997. - С.39-53.
141. Черных А.В. Миссионерство среди народов Прикамья/Христианское миссионерство как феномен истории и культуры: Материалы международной научно-практической конференции в 2 тт. Т. 1. -Пермь, 1997.-С.83-91.
142. Черных В.Ю. Аксиология истории и Русская идея//Философия и общество. 1999. - №3. - С.76-93.
143. Черных В.Ю. Историко-философские аспекты краеведе-ния//Проблемы историко-культурного наследия Урала: Материалы международной научной конференции. Соликамск, Б.и., 1996. - С.152-158.
144. Шестаков И. История Камско-Березовского Богородицкого миссионерского черемисского мужского общежительного монастыря Уфимской епархии. СПб., Издание составителя, 1906. - 19 С.
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.