Мифологические имена как лингво-эстетическая категория в языке А. С. Пушкина тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 10.02.01, кандидат филологических наук Переволочанская, Светлана Николаевна

  • Переволочанская, Светлана Николаевна
  • кандидат филологических науккандидат филологических наук
  • 1997, Нижний Новгород
  • Специальность ВАК РФ10.02.01
  • Количество страниц 270
Переволочанская, Светлана Николаевна. Мифологические имена как лингво-эстетическая категория в языке А. С. Пушкина: дис. кандидат филологических наук: 10.02.01 - Русский язык. Нижний Новгород. 1997. 270 с.

Оглавление диссертации кандидат филологических наук Переволочанская, Светлана Николаевна

ВВЕДЕНИЕ.

ГЛАВА I Мифологическое имя как культурный, эстетический, литературный и языковой феномен.

1.1. Традиции использования символики античных мифологических имен в творчестве А.С.Пушкина.

1.2. О содержании понятия "лингво-эстетическая". категория

ГЛАВА II Мифоним как ономастическая единица лексической системы языка.

2.1. Понятийная отнесенность собственного имени.

2. 2. Семантическое содержание ономастической единицы.

2.3. Импликационная аура и имплицитный смысл в содержании мифологического имени.

ГЛАВА III Смысловой потенциал мифонимов в поэтическом языке А. С. Пушкина.

3.1. Эстетическая, образная, стилистическая трансформация мифонимов в тексте.

3.2. Мифологическое имя Феб.

3.3. Мифологическое имя Аполлон.

3.4. Мифологические имена Венера и Киприда.

3. 5. Выводы.

ГЛАВА IV Смысловое варьирование мифологического имени в прозаическом стиле А. С. Пушкина.

4.1. Своеобразие употребления мифонимов в прозаическом языке А. Пушкина.

4.2. Влияние поэтической фразеологии.

4.3. Случаи интерпретации фразеологизмов на основе мифологической символики.

4.4. Некоторые специфические функции мифонимов в прозаическом стиле.

4.5. Выводы.

Г JI А В А V Семантическое макрополе мифонимов с метаязьпсовым значением »эстетическое!.

5.1. Микрополе »любовь».

5. 2. Микрополе » красота».

5. 3. Микрополе » творчество».

5.4. Микрополе » вино-веселье».

5.5. Микрополе »судьба».

5.6. Выводы.

3 А К Л Ю Ч Е Н И Е.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Русский язык», 10.02.01 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Мифологические имена как лингво-эстетическая категория в языке А. С. Пушкина»

Античная мифологическая символика - универсальное явление. Ее образы и мотивы нашли отражение практически во всех видах художественного творчества: в живописи, в музыке, в архитектуре, скульптуре, в литературе. И это закономерно: художественная культура античного мира явилась своеобразным этико-эстетическим идеалом, образцом для подражания и освоения.

Возвышенная отвлеченность, свойственная искусству античности, ярко проявилась в русском классицизме, господство которого во всех видах искусства и архитектуры приходится на XVI11 век. Творческие каноны классического искусства воплотились в архитектурных творениях М. Ф. Казакова, В. И. Баженова, А. Н. Воронихина, Дж. Кваренги, в скульптурных работах М.И.Козловского и И.П.Мартоса. Воплощение отвлеченной идеи наиболее ярко отразилось в живописи и исторической картине. Художники не стремились отобразить историческую правду: в сценах из русской жизни действовали герои в облике условных античных персонажей. Присутствие античных сюжетов в произведениях искусства стало восприниматься привычной нормой.

Поэтическая традиция также не обошла своим вниманием богатейшую парадигму античной мифологической символики. "Влияние древних литератур <—> состояло в условных понятиях о внешней форме поэтических произведений и уподоблениях кстати и некстати из языческой мифологии <> Нельзя было написать никакого стихотворения, где бы не стреляли из лука амуры, зефиры не дышали прохладою и т. д. А почему? - потому что так было у греков и римлян! <> Создания греческой поэзии, вышедшие из жизни греков и выразившие ее собою, показались для новых поэтов нормою и первообразом для поэзии народов других религий, другого образования, другого времени! " [ Белинский, 1985,30].

Характерная особенность мифологического мышления - слияние субъекта и объекта: боги, герои и их действия являлись "не аллегориями, не символами, а живыми понятиями" [ Там же]. Литературное переосмысление С"десакрализация"!) образов античных богов и героев позволило создать целую систему символов, перераставших в систему философско-эстетических категорий, употребление которых регламентировалось академическими законами.

Использование античного материала, мифологических образов значительно в поэтическом творчестве Пушкина, который стремился применять данный лексический фонд, с одной стороны, в русле традиции, а с другой - своеобразно, остроумно, в новом, неожиданном ракурсе. Кроме того, восприняв и освоив поэтическую традицию, поэт переносит некоторые ее элементы на прозаические жанры, прежде всего - эпистолярный.

Цель диссертационного исследования - анализ фонда мифологической символики, связанного с предшествующей традицией и с ее преодолением и трансформацией в творческом наследии Пушкина, рассмотрение принципов и приемов употребления системы данных имен, которые "вместе с другими явлениями поэтической речи Пушкина отражают широкий процесс развития языка поэзии - от "общего" поэтического языка к расцвету индивидуальных поэтических стилей" [ Григорьева, 1969,3]. Конечным этапом такого рода анализа должно стать выявление смыслов, стоящих за конкретными мифонимами.

В соответствии с целью исследования определены следующие задачи:

1. Выявить и описать потенциальные возможности языковых единиц, использующихся в особых условиях художественного текста, в первую очередь - поэтического. В качестве таких единиц выступает специфический материал - античные мифологические имена, являющиеся частью ономастического пространства языка.

2. Рассмотреть на конкретном ономастическом материале некоторые дискуссионные положения, связанные с проблемой значения собственного имени. Этот вопрос автором осмысливается с позиций диалектического единства языка и речи, что дает возможность терминологически разграничить понятия "значение" и "смысл". Проблема же смысла и значения, спроецированная на функционирование поэтического слова, затрагивает следующие понятия: "эстетическое приращение смысла" СВ. В. Виноградов), "семантические обертоны смысла", "эстетическое значение" (Б.А.Ларин), "поэтическое значение" СГ. 0. Винокур).

3. Показать на примере мифологической единицы, как происходит соединение и взаимодействие языкового и неязыкового знания в пределах имени-символа, которое предполагает постижение культурных универсалий через отражение их в виде диффузно свернутой информации в ассоциативной ауре языковой ономастической единицы.

4. Систематизировать смыслы, выявленные в результате анализа контекстных употреблений мифонимов в языке А. С. Пушкина, проявляющих себя в рамках единой лингво-эстетической категории.

Актуальность данной проблемы в общетеоретическом плане определяется противоречивостью взглядов на специфику семантики ономастической единицы, выражающейся, в первую очередь, в ее понятайной отнесенности- Различные аспекты изучения языкового и речевого своеобразия собственного имени находят отражение в литературной ономастике - новом направлении исследования функционирования онимов в художественном тексте, в котором рассмотрение указанных лексических единиц осуществляется сквозь призму жанровых особенностей и стиля произведения, литературной традиции и эстетической значимости собственных имен. В нашем случае предметом описания является целая парадигма мифологических имен-символов. Каждый элемент данной парадигмы представляет собой символическое ядро с потенциально богатым запасом ассоциаций, рождающих смысловую многоплановость, будучи помещенным в поэтический или прозаический текст. Энергетическое поле контекста просвечивает в каждом слове его эстетическую сущность, а в мифологическом имени этот процесс проявляется наиболее ярко, т.к. она С сущность) уже заложена в нем генетически.

Эти общие вопросы, рассмотренные в рамках конкретного индивидуально-авторского стиля А. С.Пушкина, выявляют настоятельную потребность создания словаря концептов С смыслов) языка поэта, составляющей частью которого могла бы стать смысловая парадигма мифонимов.

Научная новизна исследования заключается в следующих положениях:

1. Комплексный подход к описанию мифологических имен. Поставленные задачи и цель исследования обусловливают, конечно же, лингвистическую направленность анализа, но с обязательными литературоведческими экскурсами и экскурсами в художественную семантику, которая как часть семиотики искусства предполагает чтение знаков и выявление их смысла с целью постижения языка искусства. Сама же семиотика искусства является важным разделом современной эстетики. Подобный подход к проблеме, апеллирующий к самым разнообразным реалиям, относящимся к ведению различных наук, позволяет еще раз подчеркнуть комплексный характер филологии как науки.

2. Проблема значения мифологического имени рассматривается в свете новых представлений в области лексической семантики: выделение двукомпонентной структуры лексического значения, представляющей собой единство интенсионала и импликационала. Это дает возможность определить мифоним как лексическую единицу с богатым набором вероятностных признаков в силу его конкретно-абстрактной природы.

3. Анализ смыслового варьирования античных мифологических имен-символов в художественном тексте выявил общие символические смыслы, на основании которых выделяются семантические поля. Вся парадигма в данном случае квалифицируется как лингво-эстетичес-кая категория.

Теоретическая значимость диссертационного сочинения находит отражение в определении (толковании) термина лингво-эстети-ческая категория, а также в обосновании этого выбора; уточнении и терминологической упорядоченности таких понятий, как значение и смысл/ в установлении относительности границ символа, который является областью наложения С пересечения) знака языкового и знака эстетического, в попытке создания словаря речевых употреблений в языке Пушкина на основе мифологического материала.

Практическая ценность определяется возможностью использования результатов исследования в практике преподавания С например, в ВУЗе в качестве материалов для спецкурсов, спецсеминаров, курсов по лексической и синтаксической семантике), а также описанные единицы могут быть частично использованы при составлении словаря концептов языка Пушкина.

Материалом для исследования послужил корпус античной мифологической символики, использующейся в произведениях А. С. Пушкина. Выбор мотивируется тем, что, во-первых, язык поэта в полной мере отразил как традиционные особенности использования образов-символов, так и их индивидуально-авторское своеобразие, во-вторых, его творчество - богатейший пласт для изучения потенциальных возможностей лексических единиц русского языка, в том числе и мифонимов.

В диссертации проанализирован полный объем мифологических ономастических единиц С1081 употребление, 156 имен), чем определяется достоверность и объективность описания. Работа по отбору единиц осуществлялась на основе Словаря языка А. С. Пушкина [М.,1956-1961]. Критерий отбора - имя Си производное от него), функционировавшее в греческом мифе или транспонированное в контекст римской мифологии. Границы примеров контекстов определялись степенью смысловой ясности. В случае затруднения при определении смысловых оттенков использовались различного рода примечания, комментарии как авторские, так и редакторские, изложенные в Полном собрании сочинений в 16-ти томах [ М.,1937 - 1950], Полном собрании сочинений в 10-ти томах [ М.,1974-1978], Собрании сочинений в 6-ти томах [ М., 1969].

Методы исследования. Для решения поставленных задач в диссертационной работе используются разные методы исследования художественного текста: описание и семантическая интерпретация. Указанные способы контекстологического анализа опираются на дополняющие друг друга методы компонентного анализа и оппо-зитивного анализа. Кроме того, для получения статистических результатов применяются элементы математического метола.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Мифоним, использующийся в художественной функции, - категориальная субстанция, которая выступает в двух ипостасях - как знак языковой и как знак эстетический - с символическим значением.

2. Античное мифологическое имя-символ - элемент вторичной се-миологической системы, соединяющий в себе собственно языковое знание и знание энциклопедического характера, что позволяет определить его как стохастизм - слово с богатым набором вероятностных признаков.

3. Ассоциативная аура имени-символа, обладающая предельной семантической концентрацией - важнейший источник имплицитных смыслов в произведениях А.С.Пушкина.

4. Мифонимы в языке Пушкина системно организованы, образуют семантическое макрополе, общее значение которого соотносится с метаязыковой категорией "эстетическое". Внутри этого поля выделяются микрополя, соизмеряемые понятиями »любовь», » красота», »творчество», »вино-веселье», »судьба».

Структура диссертации. Работа состоит из введения, пяти глав, заключения и трех приложений. В конце диссертации помещен список использованной литературы.

Похожие диссертационные работы по специальности «Русский язык», 10.02.01 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Русский язык», Переволочанская, Светлана Николаевна

5.6. Выводы

Итак, анализ всей парадигмы мифологических имен, использованных в творчестве А. С. Пушкина, указывает на наличие внутри нее пяти микрополей С подсистем), главный семантический стержень С идентификатор) которых соизмеряется с понятиями .любовь», »красота», .творчество», »судьба», »вино - веселье». В недрах этих полей ономастический материал значительно дифференцирован, что дает возможность выделить в них тематические ряды на основе какого-либо семантического признака. Важно отметить характерную деталь, связанную с тем, что одно и то же имя может быть членом не только разных тематических рядов внутри одного поля, но и входить в разные семантические поля. Это свидетельствует о многоаспектности проявления значения мифонима, а в конечном счете обеспечивает открытость, незамкнутость этих полей, в результате чего их сферы накладываются друг на друга, проникают друг в друга, предполагая ассоциативное перетекание одного в другое. Скажем, цепочка .красота» - »любовь» - .творчество» представляет собой следуоцее ассоциативное развитие: любовь, как порождение красоты, является в последующем мотивом поэтического творчества.

Представим общую схему взаимодействия рассмотренных полей:

МЕТАКАТЕГОРИЯ «ЭСТЕТИЧЕСКОЕ»

Рис

5.2

Как видно, центральное место занимает поле »творчество»: оно является ядром пересечения всех полей. Эта закономерность определяется тем, что в творчестве поэта отображается все многообразие мира. Семантический признак полей »любовь» и »красота» (источник поэтического вдохновения) одновременно является общим и для указанного поля, семантический признак .творческая поэтическая судьба» (предопределение свыше участи поэта) также лежит в сфере пересечения полей »судьба» и »творчество»: образ жизни поэтической богемы отражается в признаках, лежащих в пограничной зоне поля ,вино - веселье» и »творчество». К тому же взаимодействие признаков отмечается и между полями: »любовь» - »судьба»: »любовь» -.красота», »красота» - »вино - веселье», »судьба» - »вино - веселье» . Это взаимопроникновение можно пронаблюдать на конкретных примерах имен, представленных во фрагментах Словаря употреблений (см. Приложение 3). В итоге же данные предельно общие понятия функционируют в рамках единой метакатегории - эстетическое, которая вбирает в себя совокупность эстетических отношений: прекрасное, возвышенное, трагическое, комическое, низменное.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В данном диссертационном исследовании был рассмотрен весь корпус античных мифологических имен, которые нашли отражение в творчестве А.С.Пушкина. Выявленный фонд мифологической символики со всей очевидностью представляет собой систему, в основе которой лежит семантическое поле, ассимилировавшее в себе эстетическое содержание. Эта парадигма языковых единиц существует в рамках открытости границ художественной системы Пушкина. Появление указанных единиц в языковом наследии художника обусловлено литературной С поэтической) нормой. Обращение к классической древности, к мифологии - характерная особенность пушкинской эпохи, ведущая свое начало от классицизма. Это знамение времени - А. Пушкин не мог остаться к этому равнодушным. Его эстетическое сознание через стихию красоты впитало античное мифологическое наследие, и оно очень гармонично легло на славянскую С русскую) почву творческого наследия поэта.

Освоение традиции в определенном культурно-историческом контексте позволило поэту превратить мифологические символы в живую, активно действующую категорию, которая на протяжении всего творчества А. Пушкина выступает не только как важный арсенал поэтических средств, но и весьма своеобразно преломляется в прозаическом стиле.

Оригинальность его состоит в том, что он в силу своей гениальности сумел раскрыть богатейшие образные стилистические, экспрессивные возможности имен, которые по причине частого использования в поэтических текстах "примелькались", превратились в пустые схоластические знаки, выражающие лишь некие отвлеченные понятия. В языковом сознании поэта мифонимы наполнились новым содержанием. Это возрождение стало возможным благодаря расширению смыслового объема мифологического имени.

Исследованный материал позволяет заключить, что смысловые приращения в языке А.Пушкина рождаются под воздействием определенных условий.

1. Опора и а ассоциативный признак, мифонима - ядро импликационных отношений.

Импликационная С ассоциативная) аура имени изоморфно концентрирует в себе богатство языковой, энциклопедической, эстетической, литературной информации. Наличие сильного, энергетически емкого потенциала обусловливает специфику мифонима как синкретического знака-символа. Ассоциативный ореол в речевом употреблении может порождать семантический параллелизм - смысловую двуплановость, которая, в свою очередь, создает эстетически нагруженный подтекст, способствующий расширению смыслового потенциала имен. Данный тезис является существенным фактом для языка А. Пушкина, т. к. ассоциативность, отмечаемая целым рядом исследователей-филологов - одна из характерных особенностей мышления поэта.

2. Смысловая энергетика мифологического имени усиливается контекстом употребления.

Здесь прежде всего приходится говорить о поэтическом тексте, где семантическое богатство античного имени реализуется наиболее ярко, т.к. "благодаря тесноте стихового ряда" [Тынянов] увеличивается сила взаимодействия между словами. Лаконизм прозаического стиля А. Пушкина также способствует концентрации семантического содержания имени. И в том и в другом случае контекст выступает либо в функции уточнения, сужая семантический объем онима до ощущения конкретных предметов, либо в функции обобщения, вводя античное имя в ранг абстрактных понятий. Таким образом, условия контекстной реализации обеспечивают выявление конкретно-абстрактной природы имени, представляющего собой некую "перетекающую конструкцию".

3. Своеобразие сочетаемости мифоиима в тексте, приводящее к смещению нормы, семантическому сдвигу. Результатом такого смещения является эффект эмоционального воздействия. Нестандартное соединение в данном случае определяется экспрессивным потенциалом, вступающих в контакт слов С Например: наездник дряхлого Пегаса, музы пол-девицы, рублевые Кип-ридыJ. Как итог, взаимодействие разнородных стилистических стихий приводит к рождению нового смысла.

Специфика античной мифологической символики находит выражение в функциях квалификации и характеристики, как правило, сопровождающихся эстетической оценкой факта действительности. Последнее связано с эмотивно-оценочным компонентом коннотативного значения имени, в совокупности дающим целый спектр стилистических нюансов: от иронически-шутливого до патетически-возвышенного.

Анализ контекстуальных смыслов античных мифологических имен в языке А. Пушкина и выявленные в связи с этим семантические поля обнаруживают определенную закономерность. Употребление мифонимов имеет не только жанровую прикрепленность (факт, активно обсуждающийся в литературоведении), но и довольно ярко выраженную тематическую закрепленность. Основные темы в пушкинском наследии - любовь и творчество С поэзия). Семантические поля, объединенные указанными понятиями, в количественном отношении представляют самый большой срез мифонимов. Поля, объединенные понятиями » красота», .судьба», »вино-веселье», пересекаются, имеют области наложения с двумя представленными выше полями, причем центром прилегания, примыкания всех микрополей будет являться поле »творчество». Причина этого заключается в том, что мотивы творчества художника вбирают в себя многообразие семантических признаков указанных полей. Само же микрополе есть способ семантического обобщения мифологического материала.

Общий организующий момент - метакатегория »эстетическое»: вся совокупность этих тем, взятая в их семантической разноликости, есть отражение эстетического идеала А.С.Пушкина, критерий, оценка, ориентир в творческой деятельности.

Таким образом, выбор и реализация мифологических имен-символов определяются эстетической заданностью, представляют собой элементы художественной знаковой системы, в которой они образуют самостоятельную парадигму. В пределах этой парадигмы мифонимы выступают как категориальная субстанция, а более конкретно как лингво-эстетическая категория. Выход за пределы языкового содержания объясняется тем, что, во-первых, античные мифологические имена фигурируют в качестве символа, универсальной категории эстетики. А во-вторых, мифоним как языковая единица обнаруживает своеобразие в богатом наборе вероятностных признаков - ассоциативной ауре, что вызывает смещение его значения в область энциклопедического знания.

Следовательно, лингвистические качества мифонима воплощаются в символе: происходит совмещение двух планов символического через мифологический, служащий отражением эстетических и культурных универсалий. Мифоним-символ, как метаязыковое явление, обнаруживает предельную смысловую компактность, т. к. происходит наложение, взаимопроникновение и одновременная "вибрация" двух ассоциативных планов С импликационных полей - см. рис. 2.1) самого мифонима и символического концепта.

Именно символическая природа мифологического имени в рамках художественного образа позволяет рождать безмерность смыслового потока, хаос которого организуется содержательной мыслью, а отсюда особая энергия эстетического воздействия.

Список литературы диссертационного исследования кандидат филологических наук Переволочанская, Светлана Николаевна, 1997 год

1. Абаев В. И. Понятие идеосемантики//Язык и мышление.- М.-Л., 1948. Т. XI. - С. 13-28.

2. Аветян Э. Г. Смысл и значение.- Изд-во Ереванского ГУ, 1979.

3. Авоян Р. Г. Значение в языке, философский анализ.- М. ,1985. -103 с.

4. Агамаджанова В. И. Семантическая итеративность как проецирование глобального смысла высказывания на лексико-семантичес-кий вариант слова//Контекстуальная семантика. Рига,1982. -С. 3-9.

5. Алексеев М. П. Стихотворение Пушкина "Я памятник.". Проблемы его изучения.- J1.: Наука, 1967.- 272 с.

6. Алимпиева Р. В. Семантическая значимость слова и структура лексико-семантической группы.- М. МГУ, 1986. 177с.

7. Альтман М. 0 собственных именах в произведениях Пушки-на//Ученые записки ГГУ им. Лобачевского. Горький, 1964.-Вып. 72, т. 1.- С. 377-396.

8. Амосова Н. Н. Слово и контекст/'/Ученые записки ЛГУ. 1958. -Вып. 42, N 243.- С. 3-24.

9. Андреев А.Л. Художественное мышление как эстетическая категория.- М.: Знание, 1981. 64 с.

10. Аникст А. Теория драмы от Гегеля до Маркса.- М., 1983.-288с.

11. Анненков П. В. Материалы для биографии А.С.Пушкина.- М.: Современник, 1984. 476 с.

12. Апресян Ю.Д. Нетривиальные семантические признаки и правила выбора значений//Восприятие языкового значения.- Калининград, 1980. С. 27-49.

13. Арбатский Д. И. Толкования значений слов. Ижевск, 1977. 100 с.

14. Артемьева Е.Ю. Психология субъективной семантики. М.: МГУ, 1980. - 127 с.

15. Арутюнова Н. Д. Коммуникативная функция и значение слова// Филологические науки.- 1973. N 3. - С. 42-54.

16. Арутюнова Н. Д. Языковая метафора С синтаксис и лексика)//Лингвистика и поэтика. М., 1976. - С. 147-173.

17. Арутюнова Н.Д. Лингвистические проблемы референции//Новое в зарубежной лингвистике.- М.: Радуга, 1982. С. 5-40.

18. Афанасьев А. Н. Древо жизни. М.: Современник, 1982. - 464 с.

19. Ахманова 0.С. Словарь лингвистических терминов. М.: Сов. энциклопедия, 1966.- 607 с.

20. Ахманова 0. С. Основы компонентного анализа.- М.: МГУ, 1969.98 с.

21. Бабичев Н. Т., Боровский Я. М. Словарь латинских крылатых слов. М.: Русский язык, 1982. - 959 с.

22. Балли Ш. Общая лингвистика и вопросы французского языка: Пер. с франц. М.: Иностранная литература, 1955. - 410 с.

23. Балли Ш. Французская стилистика: Пер. с франц.- М.: Иностранная литература, 1961. 394 с.

24. Барт Р. Избранные работы. Семиотика. Поэтика: Пер. с франц. -М.: Прогресс, 1989. 616 с.

25. Басилая Н.А. Семасиологический анализ бинарных метафорических словосочетаний.- Тбилиси, 1971.- 78 с.

26. Бахтин М.М. Вопросы литературы и эстетики. Исследования разных лет. М., 1975.- 502 с.

27. Белинский В.Г. Сочинения Александра Пушкина С11 статей). -М.: Худ. литература, 1985. 536 с.

28. Березин Ф.М., Головин Б. Н. Общее языкознание.- М.: Просвещение, 1979.- 416 с.

29. Березникова Р. Е. Место номенов в лексической системе языка//Имя нарицательное и собственное.- М.: Наука, 1978. -С. 42-59.

30. Болдина Н. Н., Лукьянова Н. А. Имена собственные и имена нарицательные в специальной лексике современного русского языка//Лексика русского языка и ее изучение.- Рязань, 1988.-С. 126-130.

31. Болотов В. И. Актуализация имен собственных в речи//Ученые записки МГПИИЯ.- М., 1970.- Т. 54.- С. 174-195.

32. Болотов В. И. К вопросу о значении имен собственных//Восточ-нославянская ономастика.- М.: Наука, 1972.- С. 333-345.

33. Болотов В. И. Назывная сила имени и классификация существительных в языке и речи//Восточнославянская ономастика. Исследования и материалы. М.: Наука, 1979. - С. 47-58.

34. Болотов В. И. Эмоциональность текста в аспектах языковой и неязыковой вариантности С основы эмотивной стилистики текста).- Ташкент, 1981.- 116 с.

35. Бондалетов В. Д. Русская ономастика.- М.: Просвещение, 1983.324 с.

36. Бондарко А. В. Грамматическое значение и смысл. JI.: Наука, 1978.- 175 с.

37. Борев Ю. Б. Эстетика. М.: Политиздат, 1988. - 496 с.

38. Борисова М.Б. Еще раз об "общей образности", "упаковочном материале" и их отражении в словаре писателя//Вопросы стилистики.- Изд-во Саратовского университета, 1973.- Вып. 6.-С. 89-108.

39. Брандес М. П. Стиль и перевод Сна материале немецкого языка). М.: Высшая школа, 1988. - 127 с.

40. Брудный А. А. Подтекст и элементы внетекстовых струк-тур//Смысловое восприятие речевого сообщения.- М., 1976.1. С. 152-159.

41. Брудный А.А. Понимание и текст//3агадка человеческого понимания.- М.: Политиздат, 1991.- С. 114-128.

42. Будагов Р. А. Писатели о языке и язык писателей. М.: МГУ, 1984.- 280 с.

43. Булаховский Л. И. Введение в языкознание. М., 1953.- Ч. 2.-178 с.

44. Бутенко Н. П. К вопросу о "семантике" собственных имен//Актуальные проблемы лексикологии: Тез. докл.- Минск, 1970.- С. 34-35.

45. Ванслов В. В. Эстетика романтизма. М., 1966. - 403 с.

46. Василевская JI. И. Синтаксические возможности имени собственно го//Лингвистика и поэтика.- М., 1976.- С. 136-146.

47. Васильев Jl. М. Современная лингвистическая семантика. М.: Высшая школа, 1990.- 176 с.

48. Вежбицка А. Из книги "Семантические примитивы"//Семиотика.-М.: Радуга, 1983.- С. 225-252.

49. Венскович М. С., Воротынцев Е. Н. Различие в семантике слова и семантике высказывания//Романское и германское языкознание.- Минск, 1982.- Вып. 12. С. 3-7.

50. Верещагин Е. М., Костомаров В. Г. Язык и культура. Лин-гво-страновендение в преподавании русского языка как иностранного.- М.: Русский язык, 1990.- 246 с.

51. Веселовский А. Н. Историческая поэтика. Л.: Худ. литература, 1940.- 246 с.

52. Веселовский А.Н. Поэтика сюжетов//Хрестоматия по теории литературы.- М.: Просвещение, 1982.- С. 361-369.

53. Визгалов И.М. 0 соотношении имен собственных и единичных по-нятий//Ученые записки Елабужского пед. института.- Елабуга, 1959. Т. 4.- С. 139-148.

54. Виноградов В. В. Язык Пушкина.- М.: Akademia, 1935.- 454 с.

55. Виноградов В. В. Стиль Пушкина.- М., 1941.- 620 с.

56. Виноградов В.В. Смысловая структура слова//Виноградов В. В. Русский язык. Грамматическое учение о слове.- М.- Л., 1947.-С. 8-21.

57. Виноградов В. В. 0 языке художественной литературы.- М., 1959.- 654 с.

58. Виноградов В.В. Стилистика. Теория поэтической речи. Поэтика. М., 1963. - 255 с.

59. Винокур Г. 0. Избранные работы по русскому языку.- М., 1959,492 с.

60. Винокур Г. 0. Пушкин-прозаик//0 языке художественной литературы.- М.: Высшая школа, 1991.- С. 179-194.

61. Воробьева И. А. К вопросу о переходе имен нарицательных в собственные//Актуальные проблемы лексикологии.: Тез. докл. -Новосибирск, 1967.- С. 124-126.

62. Воробьева И. А. К вопросу о лексическом значении имен соб-ственных//Актуальные проблемы лексикологии.- Томск: ТГУ, 1971.- Ч.1.- С. 1-9.

63. Воробьева И.А. Системные связи в сфере собственных имен//Актуальные проблемы лексикологии: Тез. докл.- Новосибирск, 1971.- С. 131-133.

64. Воробьева 0.П. К вопросу о смене парадигм в лингвистических исследованиях текета//Лингвистика: взаимодействие концепций и парадигм: Тез. докл.- Харьков, 1991.- Вып. 1., Ч. 2.- С. 258262.

65. Всеобщая история искусств. В 6-ти томах. М.: Искусство,1963.- Т. 4.- 479 с.

66. Всеобщая история искусств. В 6-ти томах.- М.: Искусство,1964.- Т. 5.- 429 с.

67. Выготский Л. С. Психология искусства.- М.: Искусство, 1986.573 с.

68. Глушкова М. В. 0 восприятии эстетического значения метафоры//Вопросы стилистики.- Саратовский ГУ, 1975. Вып. 10.- С. 72-90.

69. Гомберг Е. И. 0 способах компрессии информации в поэтическом тексте//Контекстуальная семантика.- Рига, 1982.- С. 26-32.

70. Грехнев В.А. Болдинская лирика А.С.Пушкина 1830.- Горький, 1977.- 192 с.

71. Грехнев В.А. Лирика Пушкина. 0 поэтике жанров.- Горький, 1985.- 239 с.

72. Гречко В.А. Теория языкознания.- Н.Новгород, 1995.- Ч. 1,156 с.

73. Григорьев В. П. К вопросу о слове как экспрессе-ме/'/Актуальные проблемы лексикологии: Тез. докл.- Минск, 1970.- С. 59-60.

74. Григорьев В. П. Ономастика Велимира Хлебникова (индивидуальная поэтическая норма)//Ономастика и норма.- М.: Наука, 1976.- С. 181-200.

75. Григорьева А. Д., Иванова Н. Н. Поэтическая фразеология Пушкина. М.: Наука, 1969.

76. Григорьева А. Д., Иванова Н. Н. Язык лирики XI Хв. Пушкин. Некрасов.- М.: Наука, 1981.- 340 с.

77. Григорьян К. Н. Жуковский и Пушкин. (К эволюции русской эле-гии)//На путях к романтизму.- Л.: Наука, 1984.- С. 172-193.

78. Гудавичюс А. Использование метода компонентного анализа в исследовании семантической структуры слова//Актуальные проблемы лексикологии: Тез. докл.- Минск, 1970.- С. 63-64.

79. Гуковский Г.А. Пушкин и проблемы реалистического стиля.- М., 1957.- 413 с.

80. Гумилевский Л. Заметки писателя (к павловскому учению о слове)//Вопросы литературы, 1958.- N 6,- С. 97-114.

81. Даль В. И. Толковый словарь живого великорусского языка. В 4-х томах.- М., 1989.

82. Данилина Е. Ф. К вопросу о лексическом значении имен собственных//Лексика и словообразование русского языка.- Пенза, 1972.

83. Демьяненко А.Ф. О семантической зависимости слов от предло-жений//Актуальные проблемы лексикологии: Тез.докл.- Минск, 1970.- С. 68-69.

84. Дератани Н.Ф. Пушкин и античность//Ученые записки Мое. гос. пед. института, М., 1938.- Вып. IV.

85. Дмитриева Н. Изображение и слово//Вопросы эстетики,- М.: Искусство, I960.- Т. 3.- С. 208-257.

86. Журавлев А. П. Аспекты значения слова и их восприятие//Вос-приятие языкового значения.- Калининград, 1980.- С. 3-10.

87. Зинин С.И. Антропонимика. Библиографический указатель.- Ташкент, 1968.

88. Зинин С.И. Контекстуальное значение собственных имен//Науч-ные труды Ташкентского ун-та.- Ташкент, 1969.- Вып. 359,- С. 19-41.

89. Зись А. Искусство и эстетика.- М., 1975.- 447 с.

90. Зоммерфельдт К. Е. 0 роли функционально-семантических полей в определенных разновидностях текста//Иностранный язык в школе.- 1988.- N 1.- С. 10-14.

91. Зубова Л. В. Поэзия Марины Цветаевой. Лингвистическийаспект.- JI.: ЛГУ, 1989.- 264 с.

92. Иезуитова Р. В. Роль поэтических традиций XVIII в. в становлении Жуковского-романтика//На путях к романтизму.- Л.: Наука, 1984.- С. 158-171.

93. Ильин Д.П. Эстетический феномен в поэзии//Контекст. 1986. Литературно-теоретические исследования.- М.: Наука, 1987.-С. 108-154.

94. Ильина В. Ф. О некоторых приемах индивидуального словоупот-ребления//Вопросы стилистики. М., 1969. - Вып. 3. - С. 145-157.

95. Ильинская И. С. О языковых и неязыковых стилистических сред-ствах//Вопросы языкознания.- 1954.- N 5.- С. 83-88.

96. Ильинская И.С. Лексика стихотворной речи Пушкина. "Высокие" и поэтические славянизмы.- М.: Наука, 1970.- 259 с.

97. Казанцев И. Язык и стиль пушкинских эпиграмм//Ученые записки Пермского пед. института.- Молотов, 1940.- Вып. 6.-С. 49-87.

98. Калакуцкая Л.П. 0 специфичности ономастики как лексической категории Сна материале русского языка)//Восточнославянская ономастика. Исследования и материалы.- М.: Наука, 1979.-С. 69-84.

99. Карпенко Ю.А. 0 семантике собственных имен//Актуальные проблемы лексикологии: Тез. докл.- Минск, 1970.- С. 89.

100. Кацнельсон С.Д. Содержание слова, значение и обозначение.-М.-Л.: Наука, 1965.- 110 с.

101. Кацнельсон С.Д. Типология языка и речевое мышление.- Л.: Наука, 1972,- 216 с.

102. Кибальник С. А. Неоклассицизм в русской лирике конца XVI11 -начала XIХв. //На путях к романтизму.- JI.: Наука, 1984.1. С. 139-157.

103. Кибрин А.Е. О синтаксической глубине структуры смысла в связном тексте//Актуальные проблемы лексикологии: Тез. докл.- Новосибирск, 1967.- С. 104-105.

104. Клаус Г. Сила слова.- М.: Прогресс, 1967.- 216 с.

105. Клименко А.П. Вопросы психолингвистического изучения семантики.- Минск, 1970.- 206 с.

106. Клименко А.П., Супрун А.Е. Ассоциативный эксперимент в ряду других методов семантических исследований//Словарь ассоциативных норм русского языка.- М.: МГУ, 1974.- С. 17-24.

107. Клименко А.П. Словесные ассоциации и текст//Романское и германское языкознание.- Минск, 1982.- Вып. 12.- С. 8-12.

108. Клименко Е.И. Байрон. Язык и стиль.- М.: Изд-во литературы на ин. яз., I960.- 112 с.

109. Ковалик И. И. Смысловая структура собственных имен//0номасти-ка Поволжья.- Ульяновск, 1969.- С. 258-262.

110. Ковтун JI. С. 0 специфике словаря писателя//Словоупотребление и стиль М.Горького.- JI.: ЛГУ, 1962.- С. 12-31.

111. Ковтун Л.С. Основная идея шахматовской лексикогра-фии//Вопросы языкознания.- 1971.- N 2.

112. Кожевникова Н.А. Словоупотребление в русской поэзии нач. ХХв. М.: Наука, 1986.- 251 с.

113. Кондратьева Т. Н. Собственные имена в пословицах, поговорках и загадках русского народа//Вопросы грамматики и лексикологии русского языка.- Казань, 1964.

114. Кондратьева Т. Н. М. В. Ломоносов о собственных именах как стилистическом средстве//Очерк по истории русского языка и литературы XVIIIв. Ломоносовские чтения. Изд-во Казанского университета, 1967.- Вып. I.- С. 97-115.

115. Краткий словарь по эстетике/Под общ. ред. М. Ф. Овсянникова, В. А. Разумного. М., 1963.- 543 с.

116. Крючкова В. А. Символизм в изобразительном искусстве: Франция и Бельгия.- М.: Изобразительное ис-во, 1994.- 242 с.

117. Кун Н. А. Легенды и мифы древней Греции.- М., 1957.- 463 с.

118. Кунгурова А. Т. Мифологические имена в творчестве А. С. Пушки-на//Ученые записки Удмуртского гос. пед.инс-та. Языкознание. -Ижевск, 1968.- Вып. XVIII.- С. 67-86.

119. Курилович Е. Р. Заметки о значении слова//Вопросы языкознания.- 1955.- N 3.- С. 73-81.

120. Ларин Б. А. Эстетика слова и язык писателя. Л.: Худ. лит-ра, 1974.- 285 с.

121. Леонтьев А. А. Слово в речевой деятельности. М., 1965.245 с.

122. Леонтьев А. А. Смысл как психологическое понятие//Психологи-ческие и психолингвистические проблемы владения и овладения языком.- М.: МГУ, 1969.- С. 56-66.

123. Леонтьев А. А. Психолингвистический аспект языкового значе-ния//Принципы и методы семантических исследований.- М.: Наука, 1976.- С. 46-73.

124. Леонтьев А. А. Общие сведения об ассоциациях и ассоциативных нормах//Словарь ассоциативных норм русского языка.- М.: МГУ, 1974.- С. 5-16.128129130131132133134135136137138139140141

125. Лермонтовская энциклопедия/Под редакцией В.А.Мануйлова. -М., 1981.- 784 с.

126. Ломоносов М. В. Сочинения/Составитель, автор предисловия и примечаний Е. Н. Лебедев. М.: Современник, 1987. - 442 с. Лосев А. Ф. Античная мифология в ее историческом развитии.-М., 1957.- 620 с.

127. Лосев А. Ф. Проблема символа и реалистическое искусство.- М.: Искусство, 1976.- 367 с.

128. Лосев А. Ф. История античной эстетики. Ранний эллинизм.- М.: Искусство, 1979.- 815 с.

129. Лосев А. Ф. Знак. Символ. Миф. М.: МГУ, 1982. - 479 с. Лосев А. Ф. философия имени.- М.: МГУ, 1990.- 269 с. Лосев А. Ф. философия. Мифология. Культура. - М., 1991.525 с.

130. Лотман Ю.М. Структура художественного текста. М., 1970.384 с.

131. Лотман Ю.М. Анализ поэтического текста. Структура стиха. -Л., 1972.- 271 с.

132. Лукьянова Н. А. Семантические оттенок и семантический приз-нак//Актуальные проблемы лексикологии: Тез. докл. Новосибирск, 1967.- С. 37-38.

133. Лурия А. Р. Язык и сознание.- М., 1979,- 320 с.

134. Льюиз Д. Общая семантика//Семиотика. М.: Радуга, 1983.-С. 253-284.

135. Льюис К.И. Виды значения//Семиотика. М.: Радуга, 1983.

136. Любимов Ю. В. Природа ассоциации; структура словесной памяти и понятие словесного значения//Словарь ассоциативных норм русского языка.- М.: МГУ, 1977.- С. 25-32.

137. Любомудров С. Античные мотивы в поэзии Пушкина.- СПб, 1901.

138. Магазаник Э.Б. Ономапоэтика, или "говорящие" имена в литературе.- Ташкент, 1978.- 146 с.

139. Макарова С. Я. Перифраза в ономастической и апеллятивной лек-сике//Лексика русского языка и ее изучение.- Рязань, 1988.-С. 74-80.

140. Маковский М.М. Системность и асистемность в языке.- М.: Наука, 1979.- 210 с.

141. Мейлах Б.С. Художественное мышление Пушкина как творческий процесс.- М.-Л.: Из-во АН СССР, 1962.- 249 с.

142. Мейлах Б. С. Талант писателя и процессы творчества. Л.: Сов. писатель, 1969.- 446 с.

143. Мейлах Б. С. Творчество А.С.Пушкина. Развитие художественной системы.- М.: Просвещение, 1984.- 160 с.

144. Мелетинский Е.М. Общее понятие мифа и мифологии//Мифологический словарь/Под ред. Е. М. Мелетинского.- М.: Сов. энциклопедия, 1990.- С. 634-640.

145. Мифологический словарь/Сост. М.Н.Ботвинник, Б.М.Коган, М. Б. Рабинович, Б. П. Селецкий. М., 1985. - 175 с.

146. Мифологический словарь/Под ред. Е.М.Мелетинского.- М.: Сов. энциклопедия, 1990.- 672 с.

147. Мифы народов мира/Энциклопедия под ред. С.А.Топорова. В 2-х томах.- М.: Сов. энциклопедия, 1980.

148. Михайлов В.Н. Собственные имена как стилистическая категория в русской литературе.- Луцк, 1965.

149. Михайлов В. Н. Антропонимия "Евгения Онегина" А.С.Пушкина (Наблюдения над творческой историей и ролью собственных имен в романе)//Русский язык в школе.- 1979,- N 1.- С. 41-43.

150. Михайлов В. Н. Специфика собственных имен в художественном тексте//Филологические науки.- 1987.- N 6.- С. 78-82.

151. Михайловская Н.Т. Об употреблении собственных иноязычных имен в современной русской поэзии//Имя нарицательное и собственное.- М.: Наука, 1978.- С. 180-188.

152. Моррис Ч.У. Из книги "Значение и означивание"//Семиотика.-М.: Радуга, 1983.- С. 37-89.

153. Моррис Ч.У. Основания теории знаков//Семиотика. М.: Радуга, 1983.- С. 118-132.

154. Муромцев И. В. 0 семантических условиях перехода апеллятивов в имена собственные и имен собственных в апелляти-вы//Актуальные проблемы лексикологии: Тез. докл.- Минск,-1970.- С. 146-147.

155. Мягкова Е. Ю. Теория эмотивности: Некоторые проблемы//Лин-гвистика: взаимодействие концепций и парадигм: Тез. докл. -Харьков, 1991,- Вып. 1., Ч. 2.- С. 315-316.

156. Наумова Т.Н. Ассоциации и проблема целого высказывания//Сло-варь ассоциативных норм русского языка. М.: МГУ, 1977.-С. 37-45.

157. Некрасова Е. А. Некоторые наблюдения над употреблением именсобственных в произведениях А.Вознесенского//Ономастика и норма,- М.: Наука, 1976.- С. 200-208.

158. Никитин М.В. Лексическое значение в слове и словосочетании. -Владимир, 1974.- 222 с.

159. Никитин М.В. Основы лингвистической теории значения. М.: Высшая школа, 1988.- 168 с.

160. Никифоров А. Л. Семантическая концепция понимания//Загадка человеческого понимания.- М.: Политиздат, 1991.- С. 72-94.

161. Никонов В.А. Задачи и методы антропонимики//Личное имя в прошлом, настоящем, будущем. М., 1970.

162. Никонов В. А. Имя и общество.- М.: Наука, 1979.- 278 с.

163. Новиков Л. А. Семантика русского языка,- М.: Высшая школа, 1982.- 272 с.

164. Новиков Л.А. Лексикология//Современный русский язык/ Под ред. В. А. Белошапковой. М.: Высшая школа, 1989.- С. 165-236.

165. Новикова М. Ю, Коннотация как макрокомпонент лексического значения и как эстетически нагруженный подтекст/Функциональная семантика слова,- Екатеринбург, 1993.- С. 84-89.

166. Общее языкознание/Под общей ред. А. Е. Супруна. Минск, 1983.

167. Очерки истории языка русской поэзии XX века. Поэтический язык и идиостиль. Общие вопросы. Звуковая организация текста /Под ред. В.П.Григорьева.- М.: Наука, 1990.- 304 с.

168. Павиленис Р.И. философия языка: проблемы смысла//Вопросы философии.- 1976.- N 3.- С. 106-110.

169. Панюшева М. С. Слово в поэтической речи//3начение и смысл слова.- М.: МГУ, 1987.- С. 23-41.

170. Парандовский Я. Мифология. Верования и легенды греков и римлян. М., 1971.- 272 с.

171. Патнэм X. Значение и референция//Новое в зарубежной лингвистике.- М., 1982.- Вып. 13.- С. 377-391.

172. Переволочанская С.Н. Мифологическое имя в поэтическом тек-сте//Функционалъная семантика слова.- Екатеринбург, 1993.-С. 115-122.

173. Переволочанская С. Н. 0 понятии "ассоциативный признак" в содержательной структуре мифологического имени//Вопросы терминологии.- Н.Новгород, 1993.- С. 155-163.

174. Писарев А.И. Лирика Пушкина. Избранные сочинения.- М.,1935.-Т. II.- 640 с.

175. Плахин Е.А. Экспрессивность и эмоциональность слова//Рус-ское языкознание.- Алма-Ата, 1973.- Вып. 2.- С. 45-49.

176. Покровский М.М. Значение сравнительного языковедения для классической филологии//Избранные работы по языкознанию. -М., 1959.- С. 27-60.

177. Покровский П.П. Пушкин и античность//Пушкин. Временник Пушкинской комиссии. М. - Л., 1939. - Т. 4-5. - С. 27-56.

178. Потебня А.А. Эстетика и поэтика.- М.:Искусство 1976.- 614 с.

179. Потебня А. А. Психология поэтического и прозаического мышле-ния//Потебня А. А. Слово и миф. М.: Правда, 1989.-С. 201-235.

180. Потебня А. А. Мысль и язык//Потебня А. А. Слово и миф. М.: Правда, 1989.- С. 17-200.

181. Поцепня Д.М. Проза Блока С стилистические проблемы).- Л.: ЛГУ, 1976.- 136 с.

182. Проект словаря языка Пушкина.- М.-Л., 1949.

183. Псалтирь в русской поэзии XVII XX в.в./Вступительная статья и примечания Б. Н. Романовой. - М.: Ключ, 1995.

184. Пушкин А.С. Полное собрание сочинений в 16-ти томах. М.: АН СССР, 1937-1950.

185. Пушкин А. С. Собрание сочинений в 6-ти томах/Под ред. Д. Д. Благого.- М., 1969.

186. Пушкин А.С. Собрание сочинений в 10-ти томах/Под ред. Д. Д. Благого и Т. Г. Цявловской. М., 1974-1978.

187. Пушкин в русской философской критике. М.: Книга, 1990.527 с.

188. Радциг С. I/I. 0 некоторых античных мотивах в поэзии А. С. Пушки-на//Вопросы античной литературы и классической филологии.-М.: Наука, 1966.- С. 369-386.

189. Раскин В. В. Проблема семантического описания слова и семантическая рекурсия//Актуальные проблемы лексикологии: Тез. докл.- Новосибирск, 1967.- С. 103.

190. Резников Л. 0. Понятие и слово.- Л.: ЛГУ, 1958.- 124 с.

191. Реформатский А.А.Слово как предмет лексикологии//Реформат-ский А.А. Введение в языковедение.- М., 1996.- С. 60-74.

192. Савельева Л. I/I. Античность в русской романтической поэзии. -1/1зд-во Казанского университета, 1986.- 79 с.

193. Салмина Н. Г. Знак и символ в обучении. М.: МГУ, 1988.288 с.

194. Сарабьянов Д. Образы века.- М., 1967.- 176 с.

195. Сахарный Л.В. "Контекстное" и "неконтекстное" в восприятии лексико-семантической стороны слова//Смысловое восприятие речевого сообщения.- М. , 1976.- С. 107-114.

196. Сельдмяз И. А. Значение и смысл. М., 1980. - 12 с.

197. Семендяев В.И. 0 некоторых вариациях в синтагматическом методе изучения значения слова/ /Ученые записки МГПШЯ им. М. Тореза. М., 1970. - Т. 54. - С. 58-65.

198. Словарь автобиографической трилогии М.Горького.- JI.: ЛГУ, 1971.- Т. 1, вып. 1.

199. Словарь автобиографической трилогии М. Горького.- Л.: ЛГУ,1974.- Вып. III.

200. Словарь русского языка. В 4-х томах.- М.: Русский язык, 1981-1984.

201. Словарь языка Пушкина. В 4-х томах. М., 1956 - 1961.

202. Смирницкий А. И. Значение слова//Вопросы языкознания.- 1955.-N 2.- С. 79-89.

203. Соловьев С. 0 некоторых особенностях изобразительности Пушкина/^ мире Пушкина.- М., 1974.- С. 336-372.

204. Соссюр де Ф. Труды по языкознанию: Пер. с франц. М., 1977.- 695 с.

205. Степанов Ю.С. Основы общего языкознания.- М.: Просвещение,1975.- 271 с.

206. Степанов Ю. С. В мире семиотики//Семиотика. М.: Радуга, 1983.- С. 5-36.

207. Степанов Ю. С. В трехмерном пространстве языка. Семиотические проблемы лингвистики, философии, искусства. М.: Наука, 1985.- 335 с.

208. Стернин И. А. Экспрессивное употребление ономастической лек-сики//Лексика русского языка и ее изучение.- Рязань, 1988.-С. 60-68.

209. Стросон П.Ф. Идентифицирующая референция и истинностное зна-чение//Новое в зарубежной лингвистике,- М., 1982.- Вып. 13.-С. 109-134.

210. Студнева А. И. Синтаксис художественной прозы А. С. Пушки-на//Учебное пособие по спецкурсу.- Волгоград, 1988.- 112 с.

211. Ступин J1. П. Имеют ли имена собственные лексическое значение?//Программа и тезисы докладов к VI11 научно-методической конференции северо-западного зонального объединения кафедр русского языка педагогических институтов.- М., 1966.-С. 64-65.

212. Суздальский Ю.П. А. С. Пушкин и античность//Автореферат диссертации на соискание учен. ст. канд. филол. наук.- J1., 1969.

213. Суздальский Ю.П. Символика античных имен в поэзии А.С.Пушки-на//Русская литература и мировой литературный процесс. JI., 1973.- С. 5-49.

214. Суздальский Ю.П. "Арион" Пушкина//Литература и мифология.-Л., 1975.- С. 3-21.

215. Суперанская А.В. Языковой знак и имя собственное//Проблемы языкознания.- М.: Наука, 1967.- С. 152-156.

216. Суперанская А. В. Структура имени собственного.- М.: Наука, 1969.- 207 с.

217. Суперанская А.В. Языковые и неязыковые ассоциации собственного имени//Антропонимика. М., 1970.- С. 7-17.

218. Суперанская А. В. Ономастические универсалии//Восточнославян-ская ономастика. М.: Наука, 1972. - С, 346-356.

219. Суперанская А.В. Общая теория имени собственного.- М.:Наука, 1973.- 366 с.

220. Тагиев М.Т. Лексическое значение и сочетаемость сло-ва//Актуальные проблемы лексикологии: Тез. докл.- Минск, 1970.- С. 195-196.

221. Тахо-Годи А.А. Эстетическо-жизненный смысл античной символики Пушкина/'/Писатель и жизнь.- М., 1968. Вып. V.-С. 102-120.

222. Телия В.Н. Коннотативный аспект семантики номинативных единиц.- М., 1986.- 141 с.

223. Теория и методика ономастических исследований. М., 1986.254 с.

224. Тимофеева Н. А. Пушкин и античность//Ученые записки МГПИ им. В. И. Ленина. М.: МГПИ, 1954. - Т. LXXXI11, Вып. 4. - С. 3-18.

225. Толстой И.И. Пушкин и античность//Ученые записки ЛГПИ им. А.И.Герцена.- Л., 1938.- Т. XIV.

226. Толстой Н. И. Еще раз о "семантике" имени собственно-го//Актуальные проблемы лексикологии: Тез. докл.- Минск, 1970.- С. 200-201.

227. Томахин Г.Д. Лексика с культурным компонентом значе-ния//Иностранные языки в школе.- 1980.- N 6.- С. 47-50.

228. Томашевский Б. В. Стилистика. Л., 1938. - 288 с.

229. Томашевский Б. В. Стих и язык С филологические очерки). -М.-Л., 1959.- 471 с.

230. Томашевский Б.В. Пушкин и Франция. Л., 1960.- 408 с.

231. Томашевский Б. В. Пушкин.- М.: Худ. литература, 1990.- Т. 2.-383 с.

232. Томашевский Б. В. Пушкин. Работы разных лет. М.: Книга, 1990. -672 с.

233. Травничек Ф. Некоторые замечания о значении слова и понятия//Вопросы языкознания.- 1956.- N 1.- С. 74-76.

234. Тренчени-Вальдапфель И. Мифология.- М.: Иностранная литература, 1959.- 470 с.

235. Трофимова Р. П. Эстетический аспект взаимоотношения языка и мышления//Вопросы философии.- 1977.- N 2.- С. 75-80.

236. Тынянов Ю. Проблемы стихотворного языка. Статьи.- М., 1965.301 с.

237. Уфимцева А. А. Семантика слова//Аспекты семантических исследований.- М., 1980.- С. 5-81.

238. Уфимцева А. А. Лексическое значение. Принципы семиологического описания лексики.- М.: Наука, 1986.- 239 с.

239. Федоров А.В. Словарь языка писателя как отражение индивидуального стиля//Вестник ЛГУ.- 1969.- N 20.

240. Фонякова 0. И. Имя собственное в художественном тексте.- Л.: ЛГУ, 1990.- 104 с.

241. Фреге Г. Смысл и денотат//Семиотика и информатика. М.: ВИНИТИ, 1974.- Вып. 8,- С. 181-210.

242. Харченко В. К. Разграничение оценочности, образности, экспрессивности и эмоциональности в семантике слова//Русскийязык в школе.- 1976.- N 3.- С. 66-71.

243. Храпченко М.Б. Природа эстетического знака//Вопросы философии.- 1976.- N 3.- С. 96-105.

244. Черняев П. А.С.Пушкин как любитель античного мира и переводчик древне-классических поэтов.- Казань, 1899.

245. Черняева В. М. 0 содержании термина "эстетическое значение слова"//Термины в языке и речи.- Горький, 1985.- С. 115-120.

246. Шапиро Р. А. Имена собственные и несобственные в системе но-минации//Семантика слова и смысл текста. Саранск, 1986.-С. 158-163.

247. Шаховский В. И. Змотивный компонент значения и методы его описания//Уч. пособие по спецкурсу.- Волгоград, 1983.- 94 с.

248. Шаховский В. И. Значение и эмотивная валентность единиц языка и речи//Вопросы языкознания.- 1984.- N 6.- С. 97-103.

249. Шаховский В. И. 0 взаимодействии концепций в лингвистике эмо-ций//Лингвистика: взаимодействие концепций и парадигм: Тез. докл.- Харьков, 1991.- Вып. 1., Ч. 2.- С. 312-314.

250. Шварцкопф Б. С. 0 социальных и эстетических оценках личных имен//0номастика и норма.- М.: Наука, 1976.- С. 47-59.

251. Шипицына Г. М. Сущность категории "лексико-семантическая группа" и методика выделения лексико-семантических групп имен прилагательных//Проблемы изучения слова.- Свердловск, 1975.- С. 14-35.

252. Шмелев Д. Н. Очерки по семасиологии русского языка.- М.: Просвещение, 1964.- 244 с.

253. Шмелев Д. Н. Слово и образ. М.: Наука, 1964. - 120 с.

254. Шмелев Д. Н. Проблемы семантического анализа лексики.- М.:1. Наука, 1973.- 280 с.

255. Щедровицкий Г.П. Семантическая структура слова и пути ее анализа//Актуальные проблемы лексикологии: Тез. докл,-Минск, 1970.- С. 222-224.

256. Щедровицкий Г. П. 0 типах знаний, получаемых при описании сложного объекта, объединяющего "парадигматику" и "синтагматику" //Актуальные проблемы лексикологии.- Томск: ТГУ, 1971.-С. 160-171.

257. Щедровицкий Г.П. Смысл и значение//Проблемы семантики. М., 1974.- С. 76-111.

258. Щерба Л. В. Избранные работы по языкознанию и фонетике.- Л., 1958.- 182 с.

259. Щетинин Л.М. Имена и названия.- Ростов, 1968.- 215 с.

260. Эстетика. Словарь/Под общ. ред. А.А.Беляева и др. М., 1989.

261. Язикова Ю.С. Основные приемы образного словоупотребления М. Горького//Словоупотребление и стиль М.Горького.- Л.: ЛГУ, -1962.- С. 32-47.

262. Якобсон Р. В поисках сущности языка//Семиотика. М.: Радуга, 1983.- С. 102-117.

263. Якобсон Р. Работы по поэтике.- М.: Прогресс, 1987.- 464 с.

264. Якубович Д. П. Античность в творчестве Пушкина//Пушкин. Временник пушкинской комиссии.- М.-Л., 1941.- N 6.- С. 92-115.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.