Метареализм как направление: Эстетические принципы и поэтика тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 10.01.08, кандидат филологических наук Князева, Евгения Александровна
- Специальность ВАК РФ10.01.08
- Количество страниц 210
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Метареализм как направление: Эстетические принципы и поэтика»
Завершается XX столетие. Возникает необходимость целостного его рассмотрения, которое невозможно без обобщения опыта художественных исканий творческих групп, школ, течений, направлений данного периода. Менее изученной, на наш взгляд, оказывается литература последней четверти века, в которой отразились существенные изменения, происходящие во всех областях человеческой деятельности, в том числе и искусстве. Одновременно с кризисом литературы, наступившим в связи с ломкой советской парадигмы художественности и сменой ее на постмодернистскую, наблюдается и кризис литературоведческой методологии: осуществляется пересмотр подходов исследования, разрабатываются новые методы анализа художественного произведения и историко-литературного процесса. Литература, заявившая о себе в «перестроечные» 1980-е, почти не изучалась с научной точки зрения. Исключение составляют работы фрагментарного, описательного характера. Несмотря на это, она обсуждалась в литературных кругах, активно дискутировалась критикой. Существенный разрыв между острым интересом к данному явлению и практически неизученностью его в литературоведении обусловливает актуальность нашей диссертационной работы и объясняет выбор предмета исследования — метареализм как поэтическое направление конца 1970-х - начала 1990-х гг.
Анализируемая литературная общность обозначалась в критике по-разному: «новая» волна (начало 1980-х гг.), «метафорическое» течение (середина 1980-х), «метаметафоризм» и «метареализм» (со второй половины 1980-х). При этом неоднозначно оценивалась как поэзия («авангардная», «классическая»), так и сами поэты (безнравственное, космополитичное и даже «невменяемое» поколение, с точки зрения одних, выразившее эпоху, возродившее лучшие традиции «метафизической» поэзии XX века, с позиции других). Поэтика метареализма рассматривалась обзорно в разных аспектах - стиля, ведущей темы, проблемы (М.Эпштейн), художественного времени и пространства (Н.Н.Гашева), традиционного и новаторского (А.В.Науменко-Порохина); вписывалась в авангардное движение XX века (И.Е.Васильев) и считалась неотрадиционалистской (В.Тюпа). Все подходы и мнения, на наш взгляд, не дополняют, а противоречат друг другу, что способствует образованию проблемного узла вокруг метареализма как в критике, так и литературоведении. Для критики конца 1980 - начала 1990-х гг. актуальным оказывается вопрос о снятии предвзятости, пристрастного отношения к «новой» литературе, сформировавшегося в дискуссиях первой половины 1980-х. В литературоведении возникает методологическая проблема выбора принципов анализа метареализма как историко-литературного явления. Это объясняется, на наш взгляд, усложнением развития литературы в конце XX века, изменением характера структуры и функций направлений, требующим более тонкой корректировки описывающего их инструментария. Поэтому, с одной стороны, необходимо целостное изучение категории направления, его структуры, с другой, - определение ряда особенностей одного из направлений последней четверти XX века.
Новизна диссертационной работы состоит в попытке уточнения понятия направления с учетом особенностей историко-литературного процесса конца XX века на материале метареализма, типологическое изучение которого как в отечественном, так зарубежном литературоведении осуществляется впервые.
Материалом исследования послужили поэтические тексты, как вошедшие в книги, так и опубликованные в сети Интернет на сайте литературного журнала «Вавилон» «Тексты и авторы». Детально рассматриваются программные манифесты метареализма, которые были взяты из электронной версии тезисов «Каталог новых поэзий» М.Эпштейна. Привлекаются различные интервью, воспоминания, заметки самих поэтов о своем творчестве, что позволяет показать степень осознанности ими как собственной идейно-стилевой общности, так и особенностей развития поэзии 1980-х гг. на индивидуальном, недекларируемом уровне.
Цель работы заключается в исследовании структуры литературного направления XX века, характер взаимосвязи уровней которого определяет его специфику. Так, своеобразие метареализма проявляется в особенностях программы, поэтики и соотнесенности с традицией.
В соответствии с выделенными уровнями направления цель работы конкретизируется в следующих задачах:
1) рассмотреть уровень литературной манифестации:
- охарактеризовать эволюцию взглядов на метареализм в литературоведении и критике, т.к. последняя принимает активное участие в обосновании данного явления как определенной историко-литературной общности,
- выявить общее и особенное при разграничении метаметафоризма как школы и метареализма как направления, основываясь на их программные документы;
2) проанализировать уровень художественного воплощения программных принципов: рассмотреть в сопоставлении стилевые доминанты метареалистической поэтики -«метаметафору» и «метаболу»;
- показать особенности художественной модели мира;
- выявить специфику субъектной организации, дифференцировать «позиции» автора в тексте и вне текста;
- исследовать функционирование ведущего в метареалистической поэзии мотива «зрения»;
3) изучить уровень соотнесенности с традицией:
- показать традиции авангарда XX века в метаметафоризме;
- вписать метареализм в контекст литературы XX века, модернизма и постмодернизма, сопоставив его с концептуализмом.
Методологической основой диссертационной работы является принцип историзма, реализующийся с помощью сравнительно-исторического, историко-функционального, историко-культурного методов исследования. В ходе изучения и корректировки понятий историко-литературного процесса - направление, течение, школа, художественная система - автор опирался на идеи И.Ф.Волкова, Н.К.Гея, В.В.Курилова, Н.Л.Лейдермана, Г.Н.Поспелова,
B.Е.Хализева. Теоретической базой для исследования поэтических произведений, особенно для их целостного рассмотрения, послужили принципы анализа поэтического текста, разработанные Ю.М.Лотманом в рамках структурно-семиотической школы. При изучении поэтики метареализма в разных ее аспектах автор опирался на положения М.М.Бахтина,
C.Н.Бройтмана, А.В.Веселовского, М.М.Гаспарова, Л.Я.Гинзбург, Б.О.Кормана, Б.А.Успенского. Кроме того, в работе использовался типологический и системный подход с привлечением работ И.Е.Васильева, М.Н.Липовецкого, И.С.Скоропановой, И.Хасана, М.Н.Эпштейна.
Диссертация имеет прежде всего теоретическую значимость, которая заключается в попытке уточнения на изучаемом материале целого ряда теоретико-литературоведческих категорий: историко-литературного процесса (направление, течение, школа) и поэтики литературного произведения (лирический субъект, мотив, «точка зрения»). 6
Практическая значимость работы связана с возможностью использования ее положений и выводов в вузовском преподавании: в процессе чтения курсов теории и истории литературы XX века, при проведении спецсеминаров и спецкурсов (например, по методике анализа современного поэтического произведения), для подготовки студентами курсовых и дипломных работ. Материалы диссертации могут быть полезны в преподавании новейшей отечественной литературы в гуманитарных классах гимназий, лицеев и общеобразовательных школ.
Апробация работы. Различные аспекты проблематики диссертации получили разработку в статьях, тезисах докладов, выступлений и сообщений. Количество публикаций по теме -13. Основные положения работы докладывались на международных, всероссийских, зональных и межвузовских научных конференциях, организованных вузами Перми, Соликамска, Екатеринбурга, Ижевска, Уфы, Москвы.
Структура работы. Диссертация состоит из введения, трех глав и заключения.
Похожие диссертационные работы по специальности «Теория литературы, текстология», 10.01.08 шифр ВАК
Жанровое движение: Эволюция жанровых форм и внутренние закономерности развития калмыцкой поэзии ХХ века1999 год, доктор филологических наук Пюрвеев, Валерий Дорджиевич
Традиции поэтического авангарда 1910-х гг. в русской рок-поэзии2010 год, кандидат филологических наук Авилова, Елена Равильевна
Имажинизм в контексте модернистской и авангардной поэзии XX века2002 год, кандидат филологических наук Павлова, Ирина Викторовна
Эволюция жанровой системы якутской поэзии: Типологический аспект1999 год, доктор филологических наук Сивцева, Прасковья Васильевна
Авторская песня 1950-1970-х гг. в русской поэтической традиции: творческие индивидуальности, жанрово-стилевые поиски, литературные связи2008 год, доктор филологических наук Ничипоров, Илья Борисович
Заключение диссертации по теме «Теория литературы, текстология», Князева, Евгения Александровна
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Метареализм - это поэтическое направление конца 1970-х - начала 1990-х гг., имеющее своим истоком метаметафорическую школу. Последняя возникла по инициативе поэта и критика ККедрова, объединившего трех близких по духу людей - И.Жданова, А.Парщикова, А.Еременко. В 1980-е гг., когда их поэзия приобретает известность, выходят подборки и сборники стихов, из школы вырастает направление: вокруг каждого поэта из «метаметафорической троицы» формируется поле притяжения для других художников слова. В связи с этим, при описании особенностей структуры метареализма, мы отметили, что ее условно можно представить в виде трех концентрических окружностей. Первая (меньшая) - «крайний» метареализм (поэзия ИЖданова и О.Седаковой), вторая (средняя) - по терминологии М.Эпштейна - «континуализм» и «презентализм» (поэзия А.Парщикова, А.Драгомощенко, И.Кутика, В.Кальпиди, В.Аристова), третья (большая) - «полистислисти-ка» (поэзия А.Еременко, Н.Искренко). Мы не ставили целью исследование каждой из них в отдельности. Нас интересовала прежде всего идейно-стилевая общность направления, а не многообразие ее индивидуальных проявлений. Необходимость более детального исследования метареализма и его модифицированных форм открывает перспективу дальнейшей разработки выбранной нами темы. В данной же работе перед нами стояла другая цель - исследование направления метареализма как неоднородного, сложно структурированного образования, уровни которого связаны с различными сторонами историко-литературного процесса. В связи с выделенными характерными признаками художественного направления XX века (новизна жанрово-стилевой системы, программность, осознание связи с традицией) мы пришли к выводу, что структура каждого направления состоит из трех уровней: уровень литературной манифестации, осмысления определенного творческого единства, уровень художественной реализации программных эстетических принципов в содержании и форме литературного произведения (поэтика направления) и уровень соотнесенности с той или иной литературной традицией (другими направлениями). В соответствии с данной структурой направления наша диссертационная работа строилась по принципу последовательного изучения каждого уровня. В ходе исследования мы пришли к следующим выводам:
I. Уровень литературной манифестации. На вечерах «Стилевые искания в современной поэзии: к спорам о метареализме и концептуализме» (1983) и «Метареализм в поэзии и живописи» (1986) были сформулированы программные принципы метареализма, которые отвечают следующим критериям:
1) формулируются основные задачи искусства на современном этапе. Поэты призваны отслаивать от слов привычные, устоявшиеся значения и искать новые способы насыщения их семантикой. Метареалисты создают высокий и «плотный словесный строй», «ища пределов полнозначности» (194), стремясь к приобщению вещи смыслу. В связи с этим, средствами метареалистической поэзии осуществляется поиск подлинных ценностей, утраченных в современном мире, поэтому она обращена к вечным темам и философским проблемам.
2) формируется определенный тип читательского восприятия. Метареалисты делают установку на «элитарного» читателя, способного к напряженному интеллектуальному сотворчеству.
3) выделяются те или иные особенности поэтики направления. Характеризуются:
- используемые стилевые средства. Метареалисты осознают свою общность прежде всего как стилевую. Метареализм - это метафорический реализм, «переходящий от условного подобия вещей к их условной взаимопричастности, т.е. от метафоры к метаболе» (194). Таким образом, предлагается новое средство художественной выразительности - метабола. В программах приводятся «образцовые» произведения с точки зрения функционирования в них этого тропа. Специфика метаболы выясняется в сопоставлении ее с метаморфозой и метафорой. На этой основе метареалисты сравнивают себя с метафористами 1960-х гг.
- мир, который подлежит художественному изображению. Метареализм понимается и как метафизический реализм, т.е. реализм не только физически данный современному человеку с помощью науки, но и реализм «сверхфизической» природы вещей, преломленный культурой. Целостный и подлинный мир, открывающий в себе множество измерений, даруется метаболой. Если «метафора - готовность поверить в чудо» (194), в случайное совпадение разнородных явлений, то «метабола - способность его осязать» (194).
- тип героя. В метареализме отсутствует ярко выраженный лирический герой. Он заменяется суммой видений, «геометрическим местом точек зрения, равноудаленных от «я», или расширяющих его до «сверх-я», состоящего из множества очей». Таким образом, постулируется имперсональный тип формы авторского присутствия в метареалистической поэзии.
4) выражается отношение: к литературной традиции. Метареалисты идут по пути преодоления соцреализма, «типового реализма», что осуществляется за счет расширения понятия «реальности» метареалистическими средствами. На основе последних поэты соотносят метареализм с символизмом. Существенное различие между ними видится в разных принципах отображения действительности: символизм «подразделял реальность на «низшую» и «высшую», «мнимую» и «подлинную», приготовляя тем самым восстание этой «низшей» реальности и последующее торжество плоского реализма». Метареализм воспринимает мир в целостности: метабола, в отличие от символа, предполагает взаимопроникновение реальностей, а не отсылку от одной, иллюзорной, к другой, истинной. Привилегии уничтожены, т.к. каждое явление рассматривается как средство. к современной литературе. Метареализм противопоставляется концептуализму, отталкиваясь от его поэтики. Поэзия 1980-х гг. воспринимается как система оппозиций:
Концептуализм Метареализм
Условность Безусловность
Игра Серьезность
Рефлексия, аналитизм Цельность, синтез
Антимифологизм Мифологизм
Несоответствие вещи и слова (концепт) Сопричастность вещи и слова (метабола)
Таким образом, метареалисты определяют свое место в литературе XX века, осмысляют идейно-стилевую общность. Изучение уровня литературной манифестации позволило нам увидеть степень осознанности поэтами собственного творчества.
II. Уровень художественной реализации программных принципов: особенности поэтики. В связи с тем, что метареализм манифестирует прежде всего новый синтетический троп, мы обратились к анализу понятий «метаметафора» и «метабола». Первое рассматривалось нами в рамках метаметафоризма, второе - собственно метареализма. Метаметафора представляется поэтическим средством описания космической реальности как аналога различных способов научного познания (отсюда взаимосвязь идей метаметафористов с теорией относительности, топологией и др.). Метабола работает на раскрытие духовной мета-реальности, где наиболее значимыми оказываются культурные образы и мотивы. Характер функциональности данных тропов показывает, на наш взгляд, динамику развития процессов познания мира и отражения этого развития в современной поэзии. Введение поэтами новых с их точки зрения изобразительно-выразительных средств оправдано, т.к. оно показывает степень сдвига, отклонения поэтического языка а, следовательно, и поэтического мышления от предшествующей ему нормы, указывает на степень идейно-стилевой новизны творческих достижений в пределах направления, и вместе с тем, меру традиционности в рамках осознанного или неосознанного диалога с близкими по творческому поиску культурными эпохами и литературными общностями. Содержание понятий "метаметафора" и "метабола" указывает не столько на изменения в системе тропов, сколько на характер применения и соотношения последних (прежде всего метафоры и метонимии) в метареалистической поэзии. С этой точки зрения метаметафора и метабола представляются нам стилевыми доминантами поэтики направления.
Через "обновленный" язык поэты проникают в особый художественный мир, целостный и многомерный одновременно, т.к. его образ, с одной стороны, восходит к представлениям о мифологическом космосе, а с другой, - строится на основе видения современной реальности, включающей в себя не только природу (дарованную Богом), но цивилизацию и культуру (созданную человеком). «Первичной» стихией, восстанавливающей связь между вещью и смыслом, является вода. Ее аналогом во «вторичном» мире становится слово. Вода и слово воспринимаются поэтами как «имена», обозначающие одно и то же — текучесть. Любой путь так же связан с ними. Человек в изменяющейся действительности сопричастных друг другу реальностей претерпевает жизнь как путь, который, «вывернувшись», может оказаться путем Вселенной. При этом метаметафористы, как правило, воспроизводят те или иные структурные составляющие мифологического космоса в виде символов (например, геометрических, - круг, линия, квадрат), а метареалисты воспринимают мир в совокупности его духовных реалий. Мотив «текучести» вещей уступает мотиву «прорастания» смысла. Хронотоп города противопоставляется хронотопу сада. В городе в мифологической форме обыгрываются конкретные реалии: река, мост, вокзал, театр. Сад, наоборот, насыщен духовной символикой (слово преображает реальность). И в том, и в другом случае воспроизводится универсальная картина мира, характерная для фольклора, но уже обогащенная и расширенная за счет реальности культуры. Отсюда переплетение разнородных мотив: мифологических, христианских, даосско-буддистских (что наиболее показательно в поэзии Седаковой).
В соответствии с многомерностью мира лирический субъект оказывается изоморфным, «разреженным», межличностным, выполняющим функцию наблюдателя («сумма видений»), В связи с этим, основным мотивом метареалистической поэзии является мотив зрения, рассмотренный нами в связи с той или иной позицией автора в тексте. Думается, что наиболее значимыми являются идеологический и пространственно-временной планы «внутритекстовой» находимости автора. Так, каждая точка зрения идеологически соотносится и с художественным миром, в котором занимает определенное место, и с любой иной точкой зрения. И в том, и в другом случае необходимо различать «дистантную» и «контактную» (по степени удаленности), «внешнюю» и «внутреннюю» (по характеру направленности) позиции. Данные точки зрения в разной степени взаимокорректируют создаваемую ху
Дожественную «картину мира», приближая ее к более объективному и адекватному образу многомерной реальности.
Деперсонализация лирического высказывания приводит к тому, что нехарактерными формами авторского присутствия становятся лирический герой и лирический повествователь. Это отражает особенность метареалистического мировидения: поэта интересует не только человек или мир как таковой, а их взаимосвязь («взаимоотражаемость»). Принципиальной открытости мира соответствует «беспредельность» лирического «я». Для него свойственны самоумаление, синестетичность, растворение в «мы», которое оказывается сильным демиургическим началом. Кроме того, лирическое «я» может иметь двойника-носителя другого сознания (лирическое «ты»), что говорит о диалогической природе субъектной структуры метареалистической поэтики. Наиболее ярко диалогизм проявляется в образах ролевых героев, путешествующих по бескрайнему миру культуры.
Таким образом, следуя логике анализа от непосредственно данного (поэтического языка) к «внутренней форме» литературного произведения (художественной модели мира), мы исследовали второй уровень метареализма, на котором проявляется специфика реального, а не декларируемого единства.
III. Уровень соотнесенности с традицией. Метаметафоризм рассматривается нами как авангардная школа, возникшая в переходное время и опирающаяся на традиции исторического авангарда XX века. Для нее характерен прежде всего поиск новых средств выразительности (подчеркивается внимание к художественной форме). Абсолютизация значения метаметафоры, с помощью которой прозревается «четырехмерность», показывает степень осознания поэтами принципиальной «языковой» новизны, недостижимой в какую-либо другую эпоху. Отсюда утопизм, «связанный с завышенной оценкой преобразовательных возможностей собственного творчества, с попытками овладеть иррациональным, экспериментируя с «неведомым». Но он возникает не вследствие гиперболизации авторских способностей (как в авангардизме), а в связи с преувеличением креативных возможностей языка. Концепция метаметафоры существенно отличается от авангардного мировидения, основывающегося на катахрезе (тропе, совмещающем в себе противоречивые элементы с гиперболизацией одного из них). Противоречивость бытия подчеркивается в метаметафорической поэзии, но не доводится до абсурда. Современный поэт фиксирует ее как данность, неотъемлемое свойство целостной реальности, где все взаимосвязано само собой (самой жизнью), а не волей автора-творца в результате его стремления преодолеть противоречие. Если художественный мир авангардной поэзии принципиально дисгармоничен, то в метаме-тафоризме эта дисгармония преодолевается с помощью анаграмматического (на лексическом уровне), инверсионного (на синтаксическом уровне) способов построения художественного образа. Если авангардное искусство строится на переворачивании традиционных представлений, проявляя «интерес к «изнанке», то метаметафоризм основывается на принципе выворачивания, зеркальности мира. В этом отношении современные поэты продолжают традиции Хлебникова. Для них оказываются актуальны его идеи универсальности Вселенной, многомерности мира, единства пространства и времени, необходимости адекватного языка для описания открытой физиками «четырехмерности».
Другие признаки авангардизма - антимимезис, размывание границ художественности - не характерны для метаметафоризма, поэтому данное явление не может быть названо абсолютно авангардным. В нем вызревают черты классического модернистского искусства, которые станут доминирующими в метареализме. Последний рассматривался нами как позднемодернистское направление, возникшее в контексте постмодернизма. Мы выделили такие черты, сближающие его с модернизмом, как цитатность в функции самовыражения поэта, диалогизм без потери авторской позиции, игру в качестве одного из способов выживания в ситуации разрыва между словом и предметом, «зеркальность» мира и человека в нем (символизм). Для метареалистов, в отличие от концептуалистов, нет готовых, устойчивых форм бытия, которые нужно разрушить, потому что они существуют как мертвые или умирающие вещи. «Мир /замкнутых в себе/ предметов исчез» (Седакова), он вернулся в первоначальное свое состояние, в «океан без окна, вещество» (Мандельштам). Все переходит во все. Размываются границы между природой и культурой, между самими культурами - они становятся сопричастными друг другу, что оказывается возможным, на наш взгляд, только в условиях постмодернизма. Модернистская картина мира иерархаична: есть подлинная, высшая и мнимая, низшая реальность. По мнению В.Соловьева, чьи идеи существенно повлияли на символизм, культура должна победить природу, т.к. именно она (свет, искусство, космос, сознание, шестое чувство) обладает силой преображения (темноты, хаоса, бессознательного, стихий). В постмодернизме это представление доводится до своего логического предела: культура (язык) - это тираническая насильственная власть, «запирающая» мир на «семь замков», которые нужно взломать, обнаружив за ними пустоту, ничто. Культура, понимаемая метареалистами как традиция, наоборот, является лишь условием возвращения к «первым вещам», она дает чувство Начала и Нового. Таким образом, культура - это и один из возможных миров, и один из нескольких «углов зрения», под которым рассматриваются другие. Метареалисты воспринимают культуру наравне с природой как данность, дарованную человечеством. Уничтожить ее - значит уничтожить самих себя.
200
Наше исследование метареализма не исчерпывает многих вопросов, касающихся данного направления. Интересным было бы, на наш взгляд, «частное» сопоставление поэтики символизма и акмеизма (а не модернизма в целом) с особенностями метареалистической поэзии, рассмотрение «индивидуальных» творческих параллелей: Б.Пастернак и И.Жданов, О.Мандельштам и О.Седакова и др. Так же одним из продуктивных путей продолжения работы может быть выяснение характера влияния западно-европейской литературы XX века на становление метареалистической поэтики.
Список литературы диссертационного исследования кандидат филологических наук Князева, Евгения Александровна, 2000 год
1. Еременко А. Добавление к сопромату. -М., 1990.
2. Еременко А. Стихи. М., 1991.
3. Еременко А. Горизонтальная страна. М., 1994.
4. Еременко А. Инварианты. Екатеринбург, 1997.
5. Еременко А. Стихи. Web-страница: Вавилон «Тексты и Авторы», http://www.thwal.ru.
6. Драгомощенко А.Т. Небо соответствий. Л., 1990.
7. Драгомощенко А.Т. Китайское солнце. СПб., 1997.
8. Драгомощенко А. Стихи. Web-страница: Вавилон «Тексты и Авторы». http://www.thwal.ru.
9. Жданов И.Ф. Портрет. М., 1982. - (Новинки «Современника»).
10. Жданов И.Ф. Неразменное небо. М., 1990. - (Новинки «Современника»).
11. Жданов И.Ф. Место Земли. М., 1991. - (Восхождение).
12. Жданов И., Шатуновский М. Диалог с комментариями. Рукопись, 1997.
13. Жданов И. Фоторобот запретного мира. СПб., 1997.
14. Кальпиди В.О. Пласты. Свердловск, 1990.
15. Кальпиди В.О. Аутсайдеры-2. Проект книги стихов и поэтических текстов. Пермь, 1990. - (ЛП: Литературное Прикамье).
16. Кальпиди В.О. Стихотворения. Пермь, 1993. - (Классики Пермской поэзии. Вып. 5.).
17. Кальпиди В. Мерцание: Книга стихов. Пермь, 1995. - (Серия «Ротонда». Выпуск 1).
18. Кедров К. Компьютер любви. М., 1990.
19. Парщиков А. Фигуры интуиции. М., 1989.
20. Парщиков A. Cyrillic light. М., 1995.
21. Парщиков А. Стихи. Web-страница: Вавилон «Тексты и Авторы», http://www.thwal.ru.
22. Порыв. Новые имена Сборник стихов. М., 1989.
23. Седакова O.A. Врата, окна, арки: Избранные стихотворения. Paris, 1986.
24. Седакова О. Китайское путешествие, Стелы и надписи, Старые песни. М., 1990.
25. Седакова O.A. Стихи. М., 1994.202 Теория
26. Барт Р. Смерть автора // Барт Р. Избранные работы. Семиотика. Поэтика. М., 1994.
27. Бахтин М.М. Бахтин и герой в эстетической деятельности // Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. М., 1979.
28. Борев Ю.Б. Художественный стиль, метод и направление // Современные аспекты изучения (теория литературных стилей). М., 1982.
29. Бройтман С.Н. Русская лирика XIX начала XX века в свете исторической поэтики: субъектно-образная структура. - М., 1997.
30. Веселовский А.Н. Историческая поэтика. М., 1989.
31. Волков И.Ф. Творческие методы и художественные системы. М., 1989.
32. Волков И.Ф. Теория литературы. М., 1995.
33. Гаспаров Б.М. Первочтение и перечтение: к тыняновскому понятию сукцессивности стихотворной речи // Тыняновский сборник. Рига, 1988.
34. Гаспаров Б.М. Поэтика «серебряного века» //Русская поэзия «серебряного века». Антология. М., 1993.
35. Гаспаров Б.М. Литературные лейтмотивы: Очерки русской литературы XX века. М., 1994.
36. Гей Н.К. Богатство творческого метода и творческие течения // Литературные направления и стили. -М., 1976.
37. Гинзбург Л.Я. О лирике. 2-е изд., доп. — Л., 1974.
38. Дзуцева Н.В. Постсимволизм как поэтическая эпоха // Творчество писателя и литературный процесс. Иваново, 1995.
39. Днепров В. Проблемы реализма. Л., 1961.
40. Есин А.Б. Принципы и приемы анализа литературного произведения. М., 1998.
41. Зверев A.M. Модернизм в литературе США. Формирование. Эволюция. Кризис. М., 1979.
42. Ильин И. Постмодернизм от истоков до конца столетия. М., 1998.
43. Историческая поэтика. Литературные эпохи и типы художественного сознания. М., 1994.
44. Колесов В.В. Древнерусский литературный язык. Л., 1989.
45. Кондаков Б.В. Понятие «литературное направление» и русская литература XIX-XX вв. //Литературоведение. Пермь, 1996. - Вып. 1.
46. Корман Б.О. Изучение текста художественного произведения. М., 1972.
47. Корман Б.О. Практикум по изучению художественного произведения. Лирическая система.-Ижевск, 1978.
48. Корман Б.О. Литературоведческие термины по проблеме автора. Ижевск, 1982.
49. Культура русского модернизма. -М., 1993.
50. Курилов В.В. Направление и метод: к проблеме их соотношения // Творческие методы и литературные направления. М., 1987.
51. Лейдерман Н.Л. Теоретические проблемы изучения русской литературы XX века // Русская литература XX века: направления и течения. Екатеринбург, 1992. - Вып. 1.
52. Лейдерман Н.Л. Космос и хаос как метамодели мира // Русская литература XX века: направления и течения. Екатеринбург, 1996. - Вып.З.
53. Лейдерман Н.Л., Барковская Н.В. Введение в литературоведение. Екатеринбург, 1998.
54. Липовецкий М.Н. Диалогизм в поэтике русского постмодернизма // Русская литература XX века: направления и течения. Екатеринбург, 1995. - Вып.2.
55. Липовецкий М. Русский постмодернизм. (Очерки исторической поэтики): Монография. -Екатеринбург, 1997.
56. Лосев А.Ф. Миф. Число. Сущность. М., 1994.
57. Лосев А.Ф. Модернистская модель // Вестник Московского университета. Сер.9. Филология. 1996. - № 1.
58. Лотман.Ю.М. О поэтах и поэзии. СПб., 1996.
59. Маркович В.М. Вопрос о литературных направлениях и построение истории русской литературы XIX века // Известия Рос. Академии наук. Серия литературы и языка. 1993. - Т.52. - № 3.
60. Общая риторика: Пер. с фр. / Ж.Дюбуа, Ф.Пир, А.Тринон и др. М., 1986.
61. Очерки истории языка русской поэзии XX века. Тропы и идиостиль. М., 1994.
62. Поспелов Г.Н. Проблемы исторического развития литературы. М., 1972.
63. Поспелов Г.Н. Теория литературы. М., 1978.
64. Поспелов Г.Н. Взаимодействие литературных направлений и методов //Творческие методы и литературные направления. М., 1987.
65. Поспелов Г.Н. Стадиальное развитие европейских литератур. М., 1988.
66. Постмодернизм и культура. М., 1991.
67. Путилов Б.Н. Веселовский и проблемы фольклорного мотива // Наследие Александра Веселовского: Исследования и материалы. СПб., 1992.
68. Сучков Б.Л. Исторические судьбы реализма. М., 1967.
69. Тамарченко Н.Д. Точка зрения // Введение в литературоведение. М., 1999.
70. Теория метафоры. М., 1990.71. .Томашевский Б. Поэтика: Краткий курс. М., 1996.
71. Тынянов Ю.Н. Поэтика. История литературы. Кино. М., 1977.
72. Тюпа В.И. Постсимволизм (Теоретические очерки русской русской поэзии XX века). -Самара, 1998.
73. Успенский Б.А. Семиотика искусства. М., 1995.
74. Фрейденберг О.М. Миф и литература древности. Л, 1978.
75. Хализев В.Е. Теория литературы. М., 1999.
76. Целкова Л.Н. Мотив // Введение в литературоведение. М., 1999.1. Критика
77. Абашев В.В. Явление героя: Виталий Кальпиди и московские метареалисты // XX век. Литература. Стиль. Екатеринбург, 1999. -Вып.4.
78. Айзенберг М. Возможность высказывания // Знамя. 1994. - № 6.
79. Айзенберг М. Взгляд на свободного художника. М., 1997.
80. Алехин А., Гандлевский С. Поэтический ландшафт эпохи голоцена // Арион. 1994. - № 4.
81. Андреев Д. Роза Мира. Метафилософия истории. М., 1991.
82. Аристов В. «Предощущенье света.». О стихах И.Жданова // Литературная учеба. -1986. -№ 1.
83. Аристов В. Заметки о «мета» // Арион. 1997. - № 4.
84. Архангельский А. Пепел остывших полемик // Новый мир. 1996. - № 1.
85. Бабков В.В. Между наукой и поэзией: «метабиоз» В.Хлебникова // Вопросы истории естествознания и техники. 1987. - № 2.
86. Бадылкин Л.Е. О классической китайской пейзажной лирике // Народы Азии и Африки. 1975.-№ 5.
87. Бараков В.Н. Современная русская лирика. Москва-Вологда, 1994.
88. Баранова-Гонченко Т.Г. За всех и ради всех. М., 1987.
89. Баранова-Гонченко Т.Г. Ловцы жемчуга, похитители велосипедов. и о высоком // Литературная учеба 1985. - № 4.
90. Басинский П. Возвращение. Полемические заметки о реализме и модернизме // Новый мир.- 1993.-№11.
91. Бердяев Н. Самопознание. Л., 1991.
92. Бурштейн А. Реальность мифа // Несовременные записки. — 1995. № 1.
93. Быков Л.П., Подчиненов A.B., Снегирева Т.А. Русская литература XX века: проблемы и имена. Екатеринбург, 1994.
94. Васильев И.Е. Русский поэтический авангард XX века. Екатеринбург, 1999.
95. Воронова Н.Г. О специфике идиолекта И.Жданова (предварительные замечания) // Текст: структура и функционирование. Барнаул, 1994.
96. Гашева H.H. Некоторые типологические особенности «метафорического» течения молодой поэзии 1980-х годов // Проблемы типологии литературного процесса Пермь, 1986.
97. Габриэлян Н. О путешествующих днем и о путешествующих в ночи. Медитации на тему современной поэзии // Дружба народов. 1993. - № 5.
98. Гижаускас В. Тиражи миражей // Литературная газета. 1983. - 7 ноября (№45).
99. Гронас М. Кто хочет то, что все хотят хотеть // Книжное обозрение. 1995. - 17 января (№3).
100. Гумилев Н. Письма о русской поэзии. М., 1990.
101. Гуревич М. Нам бы крепкого профессионала! // Литературная газета. — 1983. 5 октября (№ 40).
102. Гусев В. Орлы и куры // Литературная газета. 1983. - 17 августа (№ 33).
103. Давыдов П. Это все лишь забава // Литературная учеба. 1987. - № 5.
104. Ермилова Е. Будем серьезнее // Литературная газета. 1984. - 17 декабря (№ 49).
105. Ермолин Е. Собеседники хаоса // Новый мир. 1996. - № 6.
106. Заболоцкий Н. Избранные сочинения. М., 1991.
107. Зайцев В.А. Современная русская поэзия: художественный поиск и эксперимент // Вестник МГУ. Сер.9. Филология. 1997. - № 4.
108. Затонский Д. Постмодернизм в историческом интерьере // Новый мир. 1996. - № 3.
109. Зверев А. Черепаха Квази // Вопросы литературы. 1997. - Вып.З.
110. Ильин Г. О пользе заблуждений: очерк новейшего фанерозоя // Альма-матер. 1999. - № 5.
111. Кабаков И. Концептуализм в России // Театр. 1990. - № 4.
112. Кедров К. Звездная книга // Новый мир. 1982. - № 9.
113. Кедров К. Метаметафора А.Парщикова. // Литературная учеба. 1984. - № 1.
114. Кедров К. Поэтический космос. М., 1986.
115. Кедров К. Метаметафора. М., 2000.
116. Кедров К. Энциклопедия метаметафоры. М., 2000.
117. Клинг О. Хлебников и символизм // Вопросы литературы. 1998. - № 9/10.
118. Ковальджи К. Пристальность взгляда // Литературное обозрение. 1984. - № 4.
119. Копелиович М. Явление Седаковой // Знамя. 1996. - № 8.
120. Кузнецова Е.Б. О двух типах метонимии в современных поэтических текстах // Вестник Санкт-Петербургского университета. Сер.2. История, языкознание, литературоведение.-СПб., 1995. Вып.4.
121. Кузнецова Е.Б. Семантические процессы в языке современной поэзии (метафора и метонимия в текстах метаметафористов): Автореф. дис. канд. филол. наук СПб, 1996.
122. Кузьмин Д. Двое непредсказуемых / Рец. на кн. Жданова И.Ф. Место земли, 1991 // Книжное обозрение. -1991.-20 декабря (№ 51).
123. Кулаков В. По образу и подобию языка // Новое литературное обозрение. 1998. - № 32.
124. Куприянов Вяч. Увы, но «тянет суетой.». // Литературная газета. 1983. - 7 сентября (№ 36).
125. Курицын В. Постмодернизм: новая первобытная культура // Новый мир. 1992. - № 2.
126. Курицын В. О некоторых попытках противостояния «авангардной парадигме» // Новое литературное обозрение. 1996. - № 20.
127. Курицын В. Отечественный постмодернизм наследие соцреализма и русского авангарда // Studia Russia et Tartuensia. - Helsinki, 1996.
128. Курицын В. К ситуации постмодернизма (в контексте отечественного постмодернизма).// Новое литературное обозрение. 1995. - № 11.
129. Лавров А. Костров В. «Пз - ген человечности» // Литературная учеба. - 1985. - № 4.
130. Липовецкий М. Ересь Еременко // Октябрь. 1991. - № 3.
131. Липовецкий М. Апофеоз частиц, или Диалог с хаосом // Знамя. 1992. - № 8.
132. Липовецкий М. Конец века лирики // Знамя. 1996. - № 10.
133. Личное дело №: Лит.-худ. альманах. М., 1991.
134. Мандельштам О.Э. Стихотворения. Свердловск, 1990.
135. Манн Т. Собрание сочинений. В 10 тт. Т.9. М., 1954.
136. Мартовский Г. Разложение в спектр // Литературное обозрение. 1991. - № 9.
137. Мароши В.В. Среди "ФРагМЕнтов Почти РОДного гоРОДа". Рукопись, 1993.
138. Марчок В. Контуры авторства в постмодернизме // Вестник московского университета. Сер.9.Филология. -1998. № 2.
139. Межиров А. Такая мода. // Литературная газета. -1984. 31 октября (№ 44).
140. Минц З.Г., Обатнин Г.В. Символика зеркала в ранней поэзии Вяч.Иванова // Труды по знаковым системам. Зеркало. Семиотика зеркальности. -Тарту, 1988. — Вып.831.
141. Музыкальный энциклопедический словарь. М., 1990.
142. Науменко-Порохина А.В. Русская лирическая поэзия 1960-1980-х годов. Основные тенденции развития: Дис. доктора филол. наук. Симферополь, 1998.
143. Наша анкета. Молодые о себе // Поэзия: Альманах. - М., 1990. - Вып.55.
144. Наше поколение. Образ настоящего / О.А.Седакова, В.В.Бибихин, А.И.Шмаина-Великанова, А.В. Ахутин и др. М., 2000.
145. Некрасов В. Как это было (и есть) с концептуализмом // Литературная газета. 1990. -1 августа (№ 31).
146. Николаев П.А. Современный литературный процесс глазами теоретика // Филологические науки. 1997. - № 2.
147. Новиков В. Живопись слова. // Юность. 1984. - № 2.
148. Новиков В. Необходимые крайности. // Литературная газета. 1985. - 5 декабря (№ 49).
149. Нойхаузер Р. Авангард и авангардизм (по материалам русской литературы) // Вопросы литературы. 1992. - Вып.З.
150. Осетров Е. Предисловие // Жданов И. Портрет. M., 1982.
151. Осипов Б.И., Сухоцкая Е.Б. Поэтическое слово в контексте культуры (на материале поэзии И.Жданова) // Человек. Культуры. Слово. Омск, 1991.
152. Осоргин М. Тем же морем //Современные записки. -1922. № 13.
153. Островский Н.А. Собрание сочинений: В 3 т.Т.1. М., 1974.
154. Оттесен С. «Классика» / Рец. на кн. В.Кальпиди. Стихотворения. — Пермь, 1993 // Октябрь. 1994. - № 4.
155. Парщиков А. Событийная канва // Комментарии. 1995. - № 7.
156. Песонен П. Модернизм постмодернизм = реализм? // Studia Russia et Tartuensia. -Helsinki, 1996.
157. Полухина В. Метаморфозы «я» в поэзии постмодернизма: двойники в поэтическом мире Бродского // Studia Russia et Tartuensia. Helsinki, 1996.
158. Пригов Д.А. Стихи // Декоративное искусство СССР. 1989. -№11.
159. Пригов Д.А. Явление стиха после его смерти. М., 1995.
160. Рассадин С. / Рец. на кн. И.Жданова. Место земли. М., 1991 // Литературная газета. -1992,- 18 марта (№ 12).
161. Ростовцева И. Как меня узнают // Литературная газета. — 1983. — 2 ноября (№ 44).
162. Ростовцева И. . .Для разговора с вечностью // Литературная Россия. 1995. - № 47.
163. Самохвалова В. Контуры постдействительности // Альма-матер. 1999. - № 9.
164. Свенцицкая Э. Без божества, но с вдохновеньем // Литературная учеба. 1987. - № 5.
165. Седакова О. Постмодернизм: усвоение отчуждения // Московский наблюдатель. -1991,-№5.
166. Седакова О. Музыка глухого времени (русская лирика 70-х годов) // Вестник новой литературы. 1990. - Вып.2.
167. Седакова О. Полухина В. «Чтобы речь стала твоей речью» //Новое литературное обозрение. - 1996. - № 17.
168. Седакова О. О границах поэзии В.Хлебникова в новейших зарубежных исследованиях // Русская литература в зарубежных исследованиях 1980-х гг. М., 1990.
169. Седакова О. Другая поэзия // Новое литературное обозрение. 1997. - № 22.
170. Скоропанова И.С. Русская постмодернистская литература. М., 1999.
171. Славецкий В. Русская поэзия 1980-1990-х годов XX века: тенденции развития, поэтика. -М., 1998.
172. Славянский Н. Из полного до дна в глубокое до краев // Новый мир. 1995. - № 10.
173. Смирнов И.П. Стихи Заболоцкого // Нева 1973. - № 5.
174. Старшинов Н. О молодых // Литературная газета. 1983. - 5 октября (№ 40).
175. Сорокин Ю.А. Поэзия Ван Вэя (701-761) и чань-буддизм // Философские вопросы буддизма. Новосибирск, 1984.
176. Уотс A.B. Путь Дзэн / Пер. с англ. Киев, 1993.
177. Ульяшов П. Горланить, говорить, глаголить. // Литературная газета 1983. - 21 декабря (№ 51)
178. Урусов В. Профессионально еще не талантливо // Литературная газета. - 1983. - 5 октября (№ 40).
179. Хлебников В. Творения. М., 1987.
180. Хлебников В. Избранное. М., 1989.
181. Чеботарева А. Мера в безмерности // Юность. 1984. - № 10.
182. Челищев К. На пути в незнаемое // Новый мир. 1987. - № 10.
183. Чупринин С. Что за сложностью? // Литературная газета. 1984. - 18 июля (№ 29).209
184. Чупринин С. Крупным планом. Поэзия наших дней: проблемы и характеристики. -М„ 1983.
185. Чижова Е.А. Репрезентация концептуальной картины мира в художественном тексте (на материале альтернативной литературы): Дис. канд. филол. наук. М., 1994.
186. Шайтанов И. Преимущественно о 30-летних // Вопросы литературы. 1986. - № 5.
187. Шапир М. Что такое авангард? // Русская альтернативная поэтика. — М., 1990.
188. Шатуновский М. Монолог маргинала. Web-страница: Вавилон «Тексты и Авторы». http://www.thwal.ru.
189. Эпштейн М.Н. Поколение, нашедшее себя // Вопросы литературы. 1986. - № 5.
190. Эпштейн М.Н. Парадоксы новизны: О литературном развитии XIX-XX в. М., 1988.
191. Эпштейн М. После будущего. О новом сознании в литературе // Знамя. 1991. - № 1.
192. Эпштейн М. Прото- или Конец постмодернизма. // Знамя. 1996 - № 3.
193. Эпштейн М. Каталог новых поэзий. http://www.epsht.bbc.ru.
194. Эпштейн М. От модернизма к постмодернизму: диалектика «гипер» в культуре XX века // Новое литературное обозрение. 1995. - № 16.
195. Эткинд А. Культура против природы: психология русского модерна // Октябрь. -1993.-№7.
196. Язык поле борьбы и свободы: Лев Рубинштейн беседует с Хольтом Майером // Новое литературное обозрение. - 1993. - № 2.