Лингводискурсивные особенности американской научной фантастики середины XX в. тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 10.02.04, кандидат филологических наук Иняшкин, Станислав Геннадьевич
- Специальность ВАК РФ10.02.04
- Количество страниц 195
Оглавление диссертации кандидат филологических наук Иняшкин, Станислав Геннадьевич
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. АНГЛОЯЗЫЧНЫЙ НАУЧНО-ФАНТАСТИЧЕСКИЙ ДИСКУРС КАК ОБЪЕКТ СОДЕРЖАТЕЛЬНОГО ДИСКУРС-АНАЛИЗА
1.1. Научно-социальная фантастика как субжанр научной фантастики
1.2. Развитие жанра научной фантастики в историческом контексте
1.3. Научно-социальная фантастика А. Азимова
1.4. Научно-социальная фантастика Р. Хайнлайна
1.5. Современные подходы к интерпретации термина «дискурс»
1.6. Роль дискурса М.Фуко в определении научно-фантастического дискурса
1.7. Научно-фантастический дискурс и методология его исследования
Выводы по первой главе
ГЛАВА 2. ИНВЕНТИВНО-СОЦИАЛЬНЫЙ ФАНТАСТИЧЕСКИЙ ДИСКУРС
А. АЗИМОВА И Р. ХАЙНЛАЙНА
2.1 Трансформации дискурсивных практик в произведениях А. Азимова «фантастической эпистемы»
2.2. Роль фрейма «робот» в произведениях А. Азимова «прагматической эпистемы»
2.3. «Реальное будущее» в произведениях Р. Хайнлайна «фантастической эпистемы»
2.4. Роль фрейма «Религия» в произведениях Р. Хайнлайна «прагматической
эпистемы»
Выводы по второй главе
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
БИБЛИОГРАФИЯ
Приложение 1
Приложение 2
Приложение 3
к
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Германские языки», 10.02.04 шифр ВАК
Русский научно-фантастический дискурс XX в. как лингвориторический конструкт2010 год, кандидат филологических наук Стасива, Галина Дмитриевна
Особенности языка и стиля прозы братьев Стругацких2008 год, кандидат филологических наук Тельпов, Роман Евгеньевич
Категории модальности, времени и пространства в жанре научной фантастики: на материале русско- и англоязычных текстов2006 год, кандидат филологических наук Бочкова, Ольга Сергеевна
Поэтическая функция языка в постмодернистском тексте: на примере романа Патрика Зюскинда "Парфюмер"2010 год, кандидат филологических наук Холмогорова, Вилена Евгеньевна
Научная фантастика как способ конструирования социальной реальности: социально-философские аспекты2009 год, кандидат философских наук Цветков, Евгений Викторович
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Лингводискурсивные особенности американской научной фантастики середины XX в.»
ВВЕДЕНИЕ
Современная культура характеризуется стремительным развитием технологий. При этом актуальным остается вопрос о последствиях тех или иных прорывов в науке, следствием чего является повышенный интерес к научной фантастике как к литературе пророчества и к новым методикам ее исследования.
Проблемам анализа научно-фантастических текстов посвящены многие исследования отечественных и зарубежных ученых (E.H. Ковтун, А.Н. Осипов, Ц. Тодоров, A.A. Урбан, Т.А. Чернышева, A. Asimov , R. Forward, D. Kyle, G. Westfahl, F. Robinson и др.). При этом одним из наиболее актуальных подходов к исследованию художественных текстов является дискурсивный анализ, которому посвящается все больше современных работ (Болотникова: 2006, Чернявская: 2006, Григорьева: 2007, Ипатова: 2009, Браун: 2010, Ги: 2011).
В этом плане несомненный интерес вызывает дискурсивный анализ научно-фантастических произведений. Причиной этого является тот факт, что большинство работ, посвященных изучению жанра научной фантастики, посвящены истории развития жанра (Freedman: 2005, Westfahl: 2005, Stover: 2008), имеют биографический характер (Panshin: 1968, Patrouch 1976, Fielder: 1982, Hassler: 1991, Touponce: 1996, Schulman: 1999, Gunn: 2005, White: 2005, Slusser: 2006, Smith: 2011), содержат интерпретационный или стилистический анализ произведений (Sloman: 2006, McCauley: 2007, Raiford: 2008). При этом отмечается чрезвычайно малое количество работ, посвященных дискурсивному анализу научно-фантастических произведений. Среди них выделим работу Г.Д. Стасивой (2010), посвященную анализу русского научно-фантастического дискурса.
Отметим, что на протяжении XX века наблюдались различные этапы в развитии научной фантастики в целом и научно-фантастического дискурса в частности. В рамках данной диссертации основное внимание уделяется
научно-фантастическому дискурсу, нашедшему отражение в произведениях ключевых авторов периода расцвета данного литературного жанра -«Золотого века», а именно А. Азимова и Р. Хайнлайна, так как их работы оказали большое влияние не только на американскую научную фантастику, но и на культуру XX века в целом.
Актуальность проблемы исследования обусловлена вниманием современного языкознания к теоретическим аспектам дискурса в общем и научно-фантастического дискурса, в частности. Причинами этого является быстрая динамика развития научной сферы жизнедеятельности человечества и важность альтернативных методик ее изучения.
Актуальность исследования также определяется необходимостью решения ряда проблем, с которыми сталкиваются исследователи при попытке классификаций «фантастических» произведений, например: существования разновидностей фантастики, которые потенциально являются отдельным ее «жанром»; отсутствия современных утопий и антиутопий в их классическом понимании; отнесения научно-фантастических произведений к конкретному жанру по причине их нахождения на стыке нескольких жанров фантастики, а также незаконченности классификации в связи с появлением тематически новых произведений.
Еще одним фактором, определяющим актуальность исследования, является недостаточное практическое применение концепции М. Фуко в современных лингвистических работах. Несмотря на популярность терминологического аппарата ученого, его концепция до сих пор не использовалась как основа для методологии исследования конкретного дискурса.
Научная новизна диссертации определяется:
- разработкой авторской методики исследования англоязычного научно-фантастического дискурса на основе методики анализа трансформаций дискурсивных практик М. Фуко в сочетании с анализом эпистем, а также фреймовой методикой;
- созданием авторской типологии англоязычного научно-фантастического дискурса;
- выделением компонентов научно-фантастического дискурса в целом и инвентивно-социального фантастического дискурса, в частности;
- введением в научный обиход термина «уаг-концепт» и его обоснованием и описанием на обширном английском языковом материале;
- выявлением признаков и сравнением особенностей научно-фантастического дискурса, представленного в текстах А. Азимова и Р. Хайнлайна;
- выделением особенностей реализации фантастических концептов, а также исследованием лексических единиц английского языка, с помощью которых происходит реализация данных концептов.
Объектом исследования выступает англоязычный научно-фантастический дискурс середины XX столетия.
Предметом исследования является содержательная часть научно-фантастического дискурса - фантастические концепты, сгруппированные в фантастические фреймы, лексические единицы, при помощи которых происходит реализация концептов в исследуемом дискурсе, а также дискурсивные практики, определяющие структурно-семантическую и прагматическую специфику различных видов англоязычного научно-фантастического дискурса.
Основными методами исследования стали общенаучные методы системного анализа, моделирования; стилистический, лингвориторический методы; методы интерпретации текста, культурологического, исторического, контекстного и описательного анализа; методики наблюдения, описания, речевой и языковой дистрибуции, языкового и внеязыкового соотнесения.
Цель данного исследования состоит в выявлении фантастических концептов как составной части американского научно-фантастического дискурса XX в. на основе методики М. Фуко и построении модели анализа данного типа дискурса, апробированной на практическом материале работы.
5
Цель исследования предопределила постановку и решение следующих
задач:
- представить описание и классификацию научно-фантастического дискурса на материале работ, посвященных истории возникновения научно-фантастической литературы, а также специфике термина «дискурс»;
- определить характерные черты англоязычного инвентивно-социального фантастического дискурса;
- разработать авторскую модель анализа научно-фантастического дискурса;
- выделить ключевые фреймы и концепты научно-фантастического дискурса на основе текстов произведений А. Азимова и Р. Хайнлайна;
- определить способы реализации фантастических концептов в англоязычном научно-фантастическом дискурсе;
- провести статистический анализ частотности использования выделенных концептов.
Материалом исследования послужили образцовые произведения американских писателей-фантастов XX века - тексты А. Азимова (романы «Пещеры из стали», «Обнаженное солнце», «Роботы зари») и Р. Хайнлайна («Фермер в небе», «Двойник», «Чужак в чужой стране») общим объемом 1915 страниц.
Гипотеза исследования состоит в том, что англоязычный научно-фантастический дискурс может рассматриваться как уникальное дискурсивное образование пророческого характера, претерпевшее значительные изменения под влиянием социально-политических событий и научных достижений второй половины XX столетия. Эти изменения связаны, в частности, с уменьшением частотности использования фантастических концептов в англоязычных текстах, написанных после 1957 г., а также в преобладании в них социального компонента инвентивно-социального дискурса (описания государственной структуры будущего, социальных проблем и т.п.) над инвентивным (описанием изобретений, а
б
также астрономических, физических и других особенностей окружающего
мира будущего).
На защиту выносятся следующие положения:
1. Англоязычный научно-фантастический дискурс представляет собой совокупность реализованных в научно-фантастических произведениях высказываний на тему будущего, согласующихся с определенными правилами их построения и имеющих своей целью развлечение, размышление, моделирование, предостережение, побуждение к развитию той или иной научной сферы.
2. Согласно содержательному подходу к классификации англоязычного научно-фантастического дискурса, в нем выделяются четыре субжанра: инвентивный, развлекательный, инвентивно-социальный и формально-стилевой научно-фантастический.
3. Наиболее информативным для теории и практики анализа англоязычного научно-фантастического дискурса является исследование инвентивно-социального фантастического дискурса, который сочетает в себе три компонента - диспозитивный, инвентивный и социальный и реализуется при помощи фантастических концептов, объединенных с помощью специфической фреймовой структуры.
4. Фантастические концепты реализуются в англоязычном инвентивно-социальном фантастическом дискурсе при помощи «словесного», «синтаксического», «сверхфразового», «текстуального» и «внетекстуального» способов. Существенное влияние на способ реализации того или иного концепта оказывает использование окказионализмов, в том числе неидиоматического характера.
5. Сопоставительный анализ образцовых текстов англоязычной научной фантастики середины XX века, осуществленный на основе дальнейшей интерпретации теории дискурса М. Фуко, позволяет выявить типичные для этого периода дискурсивные практики, соотнести их с конкретной научно-фантастической эпистемой, определить пути их трансформации и
в целом осуществить реконструкцию процессов, определяющих современное состояние англоязычного научно-фантастического дискурса.
Теоретическая значимость исследования состоит в дальнейшем развитии лингвистического дискурс-анализа как наиболее актуального направления современной германистики с привлечением новых методов исследования. Диссертация вносит существенный вклад в теоретическое осмысление и практическое изучение научно-фантастического дискурса на англоязычном материале.
Практическая значимость исследования состоит в возможности использования его результатов и материалов в преподавании курсов лексикологии и стилистики английского языка для студентов-бакалавров по направлению «Педагогическое образование», курсов теории и практики межкультурной коммуникации, перевода и переводоведения для обучающихся в магистратуре по направлению «Лингвистика», а также в преподавании спецкурсов по научной фантастике и интерпретации научно-фантастических текстов; в рамках спецкурсов и спецсеминаров, обеспечивающих исследовательскую направленность образовательного процесса в вузе; при написании курсовых работ, бакалаврских и магистерских диссертаций, осуществлении исследовательских проектов в рамках кандидатских диссертаций, посвященных проблемам дискурс-анализа.
Апробация результатов исследования. Результаты исследования были изложены в докладах на международных, всероссийских и межвузовских конференциях: научные сессии «Актуальные проблемы лингвистики, литературоведения, лингводидактики (МГПУ 2010, 2011, 2012, 2013); лексикологические чтения, посвященные 80-летию МГЛУ (Москва, МГЛУ 2010); международные научные конференции «ОБЩЕСТВО - ЯЗЫК - КУЛЬТУРА»: актуальные проблемы взаимодействия в XXI веке (Москва, МИЛ, 2010, 2011, 2012); международная научно-методическая конференция
8
«Современные проблемы лингвистики и лингводидактики: концепции и перспективы» (Волгоград, 2011).
Цель и задачи настоящего исследования определили структуру и содержание диссертации, которая состоит из введения, двух глав и заключения, списка использованной литературы и лексикографических справочников, перечня художественных произведений, послуживших базой для отбора текстовых данных, и трех приложений.
Во введении мотивируется выбор темы и предмета изучения, формулируются цели и задачи, адекватные рабочей гипотезе исследования, обосновываются актуальность и новизна, теоретическая и практическая значимость работы, приводятся основные положения, выносимые на защиту.
В Главе 1«Англоязычный научно-фантастический дискурс как объект содержательного дискурс-анализа» определяются основные характерные черты, этапы развития и наиболее значимые авторы научной фантастики, а также описываются различные подходы к исследованию феномена «дискурс», приводится методика исследования произведений, относящихся к научно-социальной фантастике.
В Главе 2 «Инвентнвно-социальный фантастический дискурс А. Азимова и Р. Хайнлайна» для подтверждения существования «фантастической» и «прагматической эпистем», а также, в случае их существования, для исследования их влияния на творчество А. Азимова и Р. Хайнлайна были проанализированы работы этих авторов, написанные во время разных «эпистем», с целью сравнения особенностей реализации научно-фантастического дискурса в различных образцовых текстах середины XX века и доказательства выдвинутой гипотезы.
В Заключении подводятся итоги осуществленного исследования и намечаются дальнейшие перспективы англоязычного научно-фантастического дискурс-анализа.
В приложениях приведен фактологический материал диссертации, использованный для проведения научного анализа.
Похожие диссертационные работы по специальности «Германские языки», 10.02.04 шифр ВАК
Категория времени в произведениях научной фантастики на английском языке: На материале художественных произведений XX века2005 год, кандидат филологических наук Булаева, Наталья Евгеньевна
Фантастические повести А.Ф. Вельтмана в контексте русской прозы 20-х - 40-х годов XIX века2013 год, кандидат филологических наук Виноградова, Олеся Игоревна
Поэтика "Хроник Эмбера" Роджера Желязны2010 год, кандидат филологических наук Анисимова, Ольга Владимировна
Типы и функции художественной условности в европейской литературе первой половины XX века2000 год, доктор филологических наук Ковтун, Елена Николаевна
Языковые особенности современной немецкой литературной сказки: Проблема дискурса2005 год, кандидат филологических наук Кириллова, Ольга Юрьевна
Заключение диссертации по теме «Германские языки», Иняшкин, Станислав Геннадьевич
ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ
Разобрав шесть романов общим количеством 1915 страниц, мы пришли к следующим выводам:
1) Фантастические концепты реализуются при помощи пяти способов: словесного, синтаксического, сверхфразового, текстового и внетекстового. При этом, в то время как в произведениях А. Азимова преобладает сверхфразовый способ, наиболее распространенным способом реализации концептов в романах Р. Хайнлайна является синтаксический способ, что говорит о большей склонности Азимова к подробным описаниям фантастических явлений, по сравнению с Хайнлайном.
2) Некоторые концепты реализуются при помощи лексических единиц, являющихся окказионализмами. При этом, несмотря на тот факт, что многие из них являются неидиоматическими, Азимов, в отличие от Хайнлайна, прибегает к подробному их описанию.
3) Единственным концептом, реализующимся при помощи внетекстового способа, является концепт «Три Закона Робототехники». Так как данный концепт является одним из центральных практически во всех произведениях А. Азимова, автор зачастую избегает цитирования всех трех законов.
4) Частотность использования фантастических концептов остается неизменной у обоих авторов на страницах трех произведений, относящихся к разным эпистемам. При этом если разница у А. Азимова скрывается в сотых долях (0.08 на 1 страницу), то у Р. Хайнлайна данная разница - 0.009.
5) Соотношение концептов, относящихся к социальному и инвентивному компонентам, в романах А. Азимова осталось неизменным, что говорит о неприменимости к его научно-фантастическому дискурсу понятий «фантастическая» и «прагматическая эпистемы». Единственным отмеченным изменением в произведениях автора, является появление темы секса, возможно, навеянной модой в художественной литературе.
162
6) Наиболее значимым фреймом в произведениях Азимова является фрейм «робот». Он связан со многими другими фреймами. Любопытен также подтекст рабства, прослеживающийся в некоторых из концептов, входящих в данный фрейм.
7) В романах Р. Хайнлайна, написанных во времена фантастической эпистемы, значительную роль играют уаг-концепты. Так, примерно треть выделенных концептов, относящихся к инвентивному компоненту, обозначают изобретения, ставшие реальностью уже после написания произведений.
8) Некоторые уаг-концепты встречаются на страницах романов обоих авторов. Несмотря на разницу в лексических единицах, с помощью которых происходит их реализация, можно утверждать, что оба автора сходились во многом по отношению к будущему развитию человечества.
9) Наиболее широким фреймом, в романе «Чужак в чужой стране», написанном во времена прагматической эпистемы, является фрейм «религия», так как на страницах романа происходит описание двух религиозных направлений.
10) Соотношение концептов, относящихся к социальному и инвентивному компонентам в романах Р. Хайнлайна, существенно изменилось, что говорит об изменении инвентивно-социального фантастического дискурса, связанном с новой целью дискурсивных практик - социальной критикой. Данный факт совпадает с мнениями исследователей творчества Р. Хайнлайна, отмечающих новый этап в творчестве автора.
11) Темп появления новых концептов остается фактически неизменным у обоих авторов. В романах Р. Хайнлайна отмечено 90% и 95% новых концептов, в произведениях А. Азимова 75% и 72%. Причиной более скромного количества новых концептов в романах А.Азимова, вероятно, является тот факт, что данные произведения написаны в рамках одной серии.
12) Фактор «фантастической» и «прагматической» эпистем по-разному повлиял на творчество исследуемых авторов. В то время как у А.
Азимова несколько изменилась тематика произведений, творчество Р. Хайнлайна претерпело более серьезные изменения, связанные с целью дискурсивных практик.
В первой главе диссертационного исследования - «Англоязычный научно-фантастический дискурс как объект содержательного дискурс-анализа» - была отмечена важная роль фантастической литературы для культуры человечества и пересмотрена классическая классификация фантастических жанров. После разбора недочетов классической типологии фантастических жанров и выделения отличительных черт каждого из них было доказано, что наиболее корректным, с научной точки зрения, является разделение фантастики на научную фантастику, фэнтези, альтернативную фантастику и мистику.
Проведя исследование особенностей научной фантастики, мы отметили, что произведения, которые относятся к данному жанру, описывают событие в нереальном пространственно-временном континууме, иначе говоря, данные событие происходят в будущем на Земле или на других планетах. Данный факт повлек за собой исключение некоторых субжанров из научной фантастики их перенесение в альтернативную фантастику.
Отсутствие жанра социальной фантастики, где объясняемое отсутствие современных произведений, относящихся к классической утопии или дисутопии, позволило выделить новый субжанр научной фантастики -научно-социальную фантастику. Данный субжанр является следствием «поглощения» социальной фантастики научной фантастикой. При этом большинство произведений наиболее влиятельных авторов научной фантастики XX века (А. Азимов и Р. Хайнлайн) можно отнести именно к научно-социальной фантастике.
В ходе исследования было выделены другие субжанры научной фантастики, объяснены истоки их появления и названия. Было также установлено, что общепринятый перевод субжанра «hard science fiction» как «твердая научная фантастика» является некорректным в силу неадекватного перевода слова «hard» и был предложен более корректный перевод -«научно-обоснованная фантастика».
Следующим шагом в исследовании стало изучение биографии А. Азимова и Р. Хайнлайна, а также критической литературы, посвященной данным авторам. В ходе исследования было отмечено большое влияние обоих авторов не только на американскую научную фантастику в целом, но и на культуру XX века. При этом речь идет не только о литературном влиянии на читателей и молодых писателей. Например, после появления романа «Чужак в чужой стране» в США зародилось религиозное направление «Церковь Всех Миров», описанное в романе.
Было также замечено, что 1957 год (год запуска «Спутника 1») стал важным событием для творчества обоих авторов. Если А. Азимов перестает писать научную фантастику, к которой он вернется позже, и полностью посвящает себя популяризации науки, то для Р. Хайнлайна данный момент является поворотным в его писательской карьере, так как тематика автора понесла значительные изменения.
Исследования показали, что работы А. Азимова и Р. Хайнлайна зачастую рассматриваются с точки зрения литературоведения или философии, причем чаще всего говорится об особенностях сюжетных линий произведений, их реалистичности, эстетичности. Исключение составляют немногочисленные работы, содержащие интерпретационный анализ фрагментов произведений. При этом было отмечено отсутствие работ, посвященных дискурс-анализу произведений А. Азимова и Р. Хайлайна.
Для определения научно-фантастического дискурса, была исследована специфика термина «дискурс», так как данное понятие играет важнейшую роль в социально-гуманитарном знании. После изучения современной литературы по данному вопросу было выявлено, что наиболее распространенными являются три подхода к определению данного термина: функциональный, структурный и социальный, каждый из которых в той или иной степени является продолжением концепции М.Фуко. Проведя анализ
166 фундаментальных работ Фуко, а также критической литературы, посвященной известному ученому, и взяв его терминологию за основу, мы определили научно-фантастический дискурс как «совокупность реализованных в научно-фантастических произведениях высказываний на тему будущего, согласующихся с определенными правилами их построения и имеющих своей целью развлечение, размышление, моделирование, предостережение, побуждение к развитию той или иной научной сферы».
Изучение работ, посвященных истории научно-фантастической литературы позволило выделить четыре периода в истории научной фантастики, во время которых, при написании научно-фантастических произведений, авторы придерживались разных подходов:
1) 1863 — 1925: инвентивный период (научно-достоверная фантастика Ж. Верна и Г. Уэлса);
2) 1926 - 1936: развлекательный период (развлекательная фантастика на страницах «pulp» журналов);
3) 1937 - 1966: инвентивно-социальный период («Золотой век» научной фантастики);
4) 1967 - наши дни: формально-стилевой период («Новая волна»)
При помощи содержательного подхода к классификации научнофантастического дискурса были выделены инвентивный, развлекательный, инвентивно-социальный и формально-стилевой научно-фантастические дискурсы, с последующим определением характерных черт инвентивно-социального фантастического дискурса как наиболее интересного с научной точки зрения. При этом было доказано, что инвентивно-социальный фантастический дискурс сочетает в себе три компонента: диспозитивный, инвентивный и социальный и реализуется при помощи фантастических концептов, объединенных с помощью фреймовой структуры.
В ходе исследования было также замечено, что некоторые фундаментальные научные достижения (создание атомной бомбы, запуск первого искусственного спутника Земли) в большей мере повлияли на научную фантастику, вследствие чего были выделены две эпистемы (состояния культурного и научного знания и связанные с ними взгляды на будущее): «фантастическая эпистема» (до 1957 г.) и «прагматическая эпистема» (после 1957 г.).
Во второй главе «Инвентивно-социальный фантастический дискурс А.Азимова и Р. Хайнлайна» для подтверждения существования данных «эпистем» были проанализированы работы Азимова и Хайнлайна, написанные во время разных «эпистем», с целью сравнения особенностей научно-фантастического дискурса. Для исследования были отобраны три романа из серии «Роботы» А. Азимова, два из которых написаны во время «фантастической эпистемы» и один во время «прагматической эпистемы», и три романа Р. Хайнлайна.
Была частично подтверждена гипотеза исследования, которая состояла в том, что научно-фантастический дискурс А. Азимова и Р. Хайнлайна должен был понести значительные изменения, заключающиеся в уменьшении количества фантастических концептов в произведениях, написанных после 1957 г., по сравнению с предыдущими, а также в том, что в работах, написанных во время «прагматической эпистемы», социальный компонент инвентивно-социального дискурса должен преобладать над «инвентивным», в отличие от работ, написанных во время «фантастической эпистемы».
Разбор шести романов общим количеством 1915 страниц с выделением 356 концептов показал существенные изменения в дискурсе Р. Хайнлайна, так как с наступлением «прагматической эпистемы» изменилась не только тематика произведений, но и их цель, следствием чего также стало существенное изменение в соотношении социальных и инвентивных концептов. При этом инвентивно-социальный фантастический дискурс А. Азимова не претерпел фактически никаких изменений. Частотность использования концептов, а также соотношении социального и инвентивного компонентов остается неизменным на страницах произведений написанных до и после 1957г. Наблюдается лишь небольшое изменение тематики.
При сравнении реализации фантастических концептов в произведениях обоих авторов, было отмечено, что наиболее распространенным способом реализации в произведениях А. Азимова является сверхфразовый способ, что объясняется склонностью автора давать подробные описания тому или иному фантастическому явлению. В то же время в произведениях Р. Хайнлайна, наблюдается преобладание синтаксического способа. Данный факт говорит об ином подходе к написанию научно-фантастических произведений, в которых фантастические концепты являются чем-то обыденным и не нуждаются в дополнительных описаниях.
Перспективы дальнейшего исследования заключаются в использовании разработанной и апробированной в диссертанции методики для анализа других субжанров и жанров фантастической литературы, а также в целом - для декодирования особенностей беллетристического дискурса.
Тем самым, положения, выносимые на защиту, доказаны, цель работы в целом достигнута.
Источники
1) Asimov A. The Bicentennial Man and Other Stories / A. Asimov. -Ballantine Books, 1976. - URL: http://webreading.ru/sf/sf/isaac-asimov-the-bicentennial-man-and-other-stories.html
2) Asimov A. The Caves of Steel / A. Asimov. - New York: Doubleday, 1954. -270 p.
3) Asimov A. The Naked Sun / A. Asimov. - New York: Doubleday, 1965. -269 p.
4) Asimov A. The Robots of Dawn / A. Asimov. - New York: Doubleday, 1983.-436 p.
5) Heinlein R. Double Star / R. Heinlein. - New York: Del Rey, 1956. - 243 p.
6) Heinlein R. Farmer in the Sky / R. Heinlein. - Riverdale: Baen, 2009. - 290 P
7) Heinlein R. Stranger in a Strange Land / R. Heinlein. - New York: ACE, 1987.-438 p.
Список литературы диссертационного исследования кандидат филологических наук Иняшкин, Станислав Геннадьевич, 2013 год
Литература
8) Агиенко М.И. Структуры концептов «правда», «истина», «truth» в сопоставительном аспекте: дис. канд. ... филол. наук: 10.02.20 / М.И. Агиенко. - Екатеринбург, 2005. - 220 с.
9) Азимов А. Фантастика - живая ветвь искусства / А. Азимов // Время искать: сб. ст. / Сост. В. Захарченко. - М.: Молодая Гвардия, 1986. - С. 164— 168
10) Арутюнова Н.Д. Дискурс / Н.Д. Арутюнова // Лингвистический энциклопедический словарь / Гл. ред. В.Н. Ярцева. - 2-е изд., доп. - М.: Большая рос. энцикл., 2002. - С. 136-137
170
11) Арутюнова H.Д. Логический анализ языка. Концептуальные поля игры / Н.Д. Арутюнова. -М.: Индрик, 1993. - 293 с.
12) Бабушкин А.П. «Возможные миры» в семантическом пространстве языка / А.П. Бабушкин. - Воронеж: Воронежский государственный университет, 2001.-86 с.
13) Багумян Е.В. Текстовые категории: формально когнитивный аспект / Е.В. Багумян // Тезисы докладов участников III Международной конференции «Прикладная лингвистика в науке и образовании» 15-17 марта 2006 года, Санкт-Петербург, Россия. - URL: http://www.tatyana-levanidova.narod.ru/baguman.htm
14) Балабуха А. Адмирал звездных морей / А. Балабуха. - URL: http://olmer.ru/heinlein/index.shtml
15) Балашова Т.А. Художественные особенности серьезно-смеховой фантастики: На материале научно-фантастического романа Великобритании: дисс. ... канд. филол. наук: 10.01.03 / Т.А. Балашева. - Балашов, 2003. - 188 с.
16) Баренбойм Д. Сплошное беззаконие / Д. Баренбойм // Полдень XXI век. - 2012. Май. - С. 139-148
17) Белецкий С.Б. Патернализм в институциональной коммуникации: дискурсивные практики, стратегии и жанры: автореф. дис. ... канд. филол. наук: 10.02.19 / С.Б. Белецкий. - Волгоград, 2010.-28 с.
18) Бережной С. В. Айзек Азимов: Человек, который писал еще быстрее / С. В. Бережной. - URL: http://barros.rusf.ru/article028.html
19) Белоусова Е.А. Окказиональное слово в произведениях современной научной фантастики: дис. ... канд. филол. наук: 10.02.01 / Е.А. Белоусова. -Майкоп, 2002.-178 с.
20) Беспалова O.E. Концептосфера поэзии Н.С.Гумилева в ее лексическом представлении: автореф. дис. ... канд. филол. наук: 10.02.01 / O.E. Беспалова. -СПб., 2002.-24 с.
21) Болотникова E.H. Мораль как дискурсивная формация: дис. ... канд. философ, наук: 09.00.11 / E.H. Болотникова. - Самара, 2006. - 171 с.
22) Борботько В.Г. Принципы формирования дискурса. От психолингвистики к лингвосинергетике / В.Г. Борботько. - M.: URSS, 2009. - 286 с.
23) Борисова И.Н. Замысел разговорного диалога в структуре в структуре коммуникации / И.Н. Борисова // Культурно-речевая ситуация в современной России. - Екатеринбург: Изд-во Урал. Ун-та, 2000. - С. 241— 272
24) Бочкова О. С. Категории модальности, времени и пространства в жанре научной фантастики: дис. ... канд. филол. наук: 10.02.19 / О.С. Бочкова. - Саратов, 2006. - 189 с.
25) Бочкова О.С. Хронотоп в НФ тексте как средство воплощения авторской модальности (на материале романов Р. Хайнлайна «Stranger in а Strange Land», А. и Б. Стругацких «Трудно быть богом», А. Азимова «Caves of Steel» и В. Савченко «Открытие себя») / О.С. Бочкова // Русская фантастика на перекрестье эпох и культур: Материалы Международной научной конференции: 21-23 марта 2006 года - М.: Изд-во Моск. ун-та, 2007.-С. 108-117
26) Бритиков А.Ф. Отечественная научно-фантастическая литература (1917-1991 годы). Книга первая. Научная фантастика - особый род искусства. Издание второе, исправленное / А.Ф. Бритиков. - СПб.: Борей-Арт, 2000. - URL: http://publ.lib.ru/ARCHIVES/ B/BRITIKOV_Anatoliy_ Fedorovich/_Britiko v_A.F. .html
27) Бритиков А.Ф. Что скрывается за «кризисом» современной фантастики? / А.Ф. Бритиков // Современная литературно-художественная критика. - Л.: Наука, 1975. - С. 221-223
28) Булаева Н.Е. Категория времени в произведениях научной фантастики на английском языке: На материале художественных произведений XX века: автореф. дис.... канд. филол. наук: 10.02.04 / Н.Е. Булаева. -М., 2005.-20 с.
172
29) Булычёв K.B. Истоки фантастики / K.B. Булычёв. - URL: www.sf.perm.ru/sf_history.shtml
30) Булычёв K.B. Падчерица эпохи: избр. Работы о фантастике / К.В. Булычёв. - М.: Междунар. центр фантастики, 2004. - 368 с.
31) Вернадский В.И. Научная мысль как планетное явление / В.И. Вернадский / Отв. ред. A.JI. Яншин; Предисл. A.JI. Яншина, Ф.Т. Яншиной. -М.: Наука, 1991.-271 с.
32) Гаков B.J1. Хьюго Гернсбек и его «Эмейзинг» / B.JL Гаков. - URL: http://fandom.rusf.ru/about_fan/gakov_l.htm
33) Гаков B.JI. Четыре путешествия на машине времени: научн. фантастика и её предвидения / B.JI. Гаков. - М.: Знание, 1983. - 192 с.
34) Вайсгербер Й.Л. Родной язык и формирование духа / Й.Л. Вайсгербер. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Эдиториал УРСС, 2004. - URL: http://opac.mpei.rU/notices/index/IdNotice:84879/Source:default
35) Грачева A.B. Метафорическая репрезентация воздушной стихии как способа концептуализации образа современного мира (на материале немецкого языка): дис. ... канд. филол. наук: 10.02.04 / A.B. Грачева. -Тамбов, 2012.-233 с.
36) Гиршман М.М. Литературное произведение: теория художественной целостности / М.М. Гиршман. - 2009. - URL: http://fictionbook.ru/author/mihail_girshman/literaturnoejproizvedenie_teoriya_hu doje/read_online.html?page= 1
37) Григорьева B.C. Дискурс как элемент коммуникативного процесса: прагмалингвистический и когнитивный аспекты: Монография / B.C. Григорьева. - Тамбов: Изд-во ТГТУ, 2007. - 288 с.
38) Григорьева В. С. Когнитивно-прагматические аспекты конструирования дискурса / В. С. Григорьева // Вопросы когнитивной лингвистики. — 2007. №2. - С. 46-57
39) Гуревич Г.И. Беседы о научной фантастике / Г.И. Гуревич - М., 1983. -112 с.
40) Дхингра ICC. Пути развития научно-фантастического жанра в советской литературе: автореф. дис. ... канд. филол. наук / К.С. Дхингра. -Л., 1968.-URL: http://www.fandom.ru/about_fan/dhingra_l.htm
41) Дымов Ф.Я. Фантастична ли фантастика? / Ф.Я. Дымов // Магический треугольник: сб. фантстики / Сост. Ф.Я. Дымов. - М.: Молодая Гвардия, 1990.-С. 440^447
42) Елизарова JI.H. Терминологические и художественные новообразования в функциональном аспекте (на материале произведений современной научной фантастики): автореф. дисс. ... канд. филол. наук: 10.02.01 / Л.Н. Елизарова. - Орел, 1992. - 20 с.
43) Зайцев И.П. Социально-психологические особенности дискурсивных формаций политической идентичности: автореф. дис. ... канд. псих, наук: 19.00.05 / И.П. Зайцев. - Ярославль, 2007. - 22 с.
44) Замятин Д.Н. Культура и пространство: Моделирование географических образов / Д.Н. Замятин. - М.: Знак, 2006. - 488 с.
45) Золотых Д.,Г. Когнитивно-дискурсивные основы фразеологической семантики: Монография / Л.Г. Золотых. — Астрахань: Издательский дом «Астраханский университет», 2007. - 265 с.
46) Иванов Л.Ю. Текст научной дискуссии: Дейксис и оценка / Л.Ю. Иванов. - М.: РАН, Ин-т рус. яз. им. В.В. Виноградова, 2003. - 206 с.
47) Ильин И.П. Постструктурализм. Деконструктивизм. Постмодернизм / И.П. Ильин. - М.: Интрада, 1996. - URL: http://lib.ru/CULTURE/ILIN/poststrukt.txt
48) Ионин Л.Г. Новая магическая эпоха / Л.Г. Ионин // Постмодернизм -новая магическая эпоха: сб. ст. / Под ред. Л. Г. Ионина. - Харьков: Харьковский национальный унив. им. В.И. Каразина, 2002. - С. 221-237
49) Ипатова H.A. Дискурсивные практики в формировании профессиональных сообществ: дис. ... канд. соц. наук: 22.00.06 / H.A. Ипатова. - СПб., 2009. - 213 с.
50) Кагарлицкий Ю.И. Что такое фантастика? / Ю.И. Кагалицкий - М.: Худ. лит., 1974.-352 с.
51) Карасик В.И. Оценочная мотировка, статус лица и словарная личность / В.И. Карасик. - Краснодар: Филология Philologica, 1994. - С. 2-7
52) Карасик В.И. О категориях дискурса / В.И. Карасик. - URL: http://homepages.tversu.ru/~ips/JubKaras.html
53) Карасик В.И. Языковой круг: личность, концепты, дискурс / В.И. Карасик. - Волгоград: Перемена, 2002. - 477 с.
54) Касавин И. Т. Текст, дискурс, контекст. Введение в социальную эпистемологию языка / И. Т. Касавин. - М.: Канон+, 2008. - 437 с.
55) Кириллов П.Е. Дискурс М. Фуко как методология анализа современных социальных институтов и процессов: дис. ... канд. философ, наук: 09.00.11 / П.Е. Кириллов. - М., 2006. - 139 с.
56) Киселева О.В. Прагматика бытования этических концептов в современном публицистическом дискурсе: на материале журнала «Нева»: дис. ... канд. филоло. наук: 10.02.01 / О.В. Киселева. - Череповец, 2006. - 147 с.
57) Кларк С. Перевернутое время: Г. К. Честертон и научная фантастика / С. Кларк - Пер. с англ. - JI. Сумм. - М.: Библейско-богословский ин-т св. апостола Андрея, 2009. - 257 с.
58) Ковтун E.H. Поэтика необычного, художественные миры фантастики, волшебной сказки утопии, притчи и мифа (на материале европейской литературы первой половины XX века) / E.H. Ковтун. - М.: Изд-во МГУ, 1999. - URL: http://www.fedy-diary.ru/html/052011/13052011-06a.html
59) Ковтун E.H. Художественный вымысел в литературе XX века / E.H. Ковтун - М.: Высшая школа, 2008. - URL: http://www.slavcenteur.ru/Proba/Kovtun/kovtun_vymysel.pdf
60) Козьма М. П. Подтекст как вторичная моделирующая система (на материале художественных произведений Английских и Американских
писателей): автореф. дис. ... канд. филол. наук: 10.02.04 / М.П. Козьма. -Самара, 2008. - URL: http://do.gendocs.ru/docs/index-234475.html
61) Колядин Е.А. Древнеанглийский законодательный свод как тип текста: дис. ... канд. филол. наук: 10.02.04 / Е.А. Колядин. - Н. Новгород, 2012. - 235 с.
62) Королькова П.В. К вопросу о разграничении фэнтези и литературной сказки / П.В. Королькова // Вестник Московского университета. Серия 9: Филология. 2011. - № 1. - С. 59-66
63) Коротеева О. В. Дефиниция в педагогическом дискурсе: автореф. дис. канд. ... филол. наук: 10.02.19 / О.В. Коротеева. - Волгоград, 1999.-208 с.
64) Косарева А.Б. Фантастиковедение в поле культурологии / А.Б. Косарева // Формирование дисциплинарного пространства культурологии. Материалы научно-методической конференции. 16 января 2001 года, Санкт-Петербург. Серия «Symposium». Выпуск 11. - СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, 2001. - С. 48-53
65) Косарева А.Б. Фантастическое как объект комплексных междисциплинарных гуманитарных исследований. Наука и фантастика: возможные пути взаимодействия / А.Б. Косарева // Методология гуманитарного знания в перспективе XXI века. К 80-летию профессора Моисея Самойловича Кагана. Материалы международной научной конференции. 18 мая 2001 г. Санкт-Петербург. Серия «Symposium». Выпуск № 12. - СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, 2001. - С. 296300
66) Кощеева Г.В. Дискурсивный анализ типа текста «передавая политическая статья» (на материале праворадикальных изданий России и ФРГ): автореф. ... канд. филол. наук: 10.02.19 /Г.В. Кащеева. -М., 2001.-24 с.
67) Красноперова Ю.В. Дискурсивные стратегии участников интервью: дис. ... канд. филол. наук: 10.02.04 / Ю.В. Красноперова. - Иркутск, 2005. -256 с.
68) Красных В.В. «Свой» среди «чужих»: миф или реальность? - М.: ИТДК «Гнозис», 2003. - 375 с.
69) Краткий словарь когнитивных терминов / Гл. ред. Е.С. Кубрякова. -М., 1996.-URL: http://vocabulary.ru/dictionary/849
70) Кузнецов В.Ю. Философия фантастики. К постановке проблемы / В.Ю. Кузнецов. - 2004. - URL: http:///www.cenzura.ru/articles/fictionphilosophy.htm
71) Кулакова O.K. Интертекстуальность в аспекте жанрообразования (на материале жанра фэнтези): дис. ... канд. филол. наук: 10.02.19 / O.K. Кулакова. - Иркутск, 2011. - 22 с.
72) Ледяева Е.В. Интонационное оформление дискурсивных элементов в английской разговорной речи: На материале йоркширского диалекта английского языка: дис. ... канд. филол. наук: 10.02.04 / Е.В. Ледяева. -Иваново, 2002. - 224 с.
73) Лутовинова О. В. Лингвокультурологические характеристики виртуального дискурса: автореф. дис. док. ... филол. наук: 10.02.19 / О.В. Лутвинова. - Волгоград, 2009. - 519 с.
74) Макаров М. Л. Интерпретативный анализ дискурса в малой группе / М. Л. Макаров. - Тверь: Изд-во Тверского ун-та, 1998. - 200 с.
75) Макаров М. Л. Основы теории дискурса / М.Л. Макаров. - М.: ИТДГК «Гнозис», 2003. - 280 с.
76) Мангутова Р.В. Категории дискурса. Понятие "Text" and "Discourse" / Р.В. Мангутова // Вуз культуры и искусств в образовательной системе региона: материалы Шестой Международной электронной научно-практической конференции. - Самара: СГАКИ, 2009. - С. 135-139
77) Манджиева Э.Б. Формульные выражения традиционного этикета в русской и калмыцкой лингвокультурах: дис. канд. ... филол. наук: 10.02.20 / Э.Б. Манджиева. - Волгоград, 2009. - 200 с.
78) Маркина Н. В. Художественный мир Рэя Брэдбери: традиции и новаторство: дис. ... канд. филол. наук: 10.01.03 / Н.В.Маркина. - Самара, 2006. - 222 с.
79) Маслов А. С. Фантастика - кладезь научных и сумасшедший идей / А. С. Маслов. - URL: http://www.zelen.ru/gostinaya/g2-maslov.htm
80) Мещерякова М.И. Что есть фантастика? / М.И. Мещерякова. - URL: http://www.silmarill.com.ua/rekomendovano-k-prochteniiu.-knigi.-tsikli.-serii/chto-est-fantastika.html
81) Миронова H.H. Дискурс-анализ оценочной семантики / H.H. Миронова. -М.: Тезаурус, 1998. - 158 с.
82) Митягина В. А. Социокультурные характеристики коммуникативного действия: автореф. дис. док. ... филол. наук: 10.02.19 / A.B. Митягина. — Волгоград, 2008. - 380 с.
83) Морщихина JI.A. Классические и неклассические утопии в контексте социально-философских исследований: автореф. дис. ... канд. философ, наук: 09.00.11 / JI. А. Морщихина. - Архангельск, 2004. - 24 с.
84) Неелов Е.М. Волшебно-сказочные корни научной фантастики / Е.М. Неелов. - Д.: Издательство Ленинградского университета, 1986. - 199 с.
85) Немец Г.П. Метаязыковые инновации в лингвистике: Монография / Г.П. Немец. - Ростов-на-Дону, 1999. - 192 с.
86) Неретина С. Автор и дискурс / С. Неретина // Благо и истина: классические и неклассические регулятивы. - 1998. - URL: http://www.philosophy.ru/iphras/ library/wealtrue /neretl .htm
87) Новикова В.Ю. Механизм воздействия моделей массовой культуры на сознание читателя (на примере жанров фантастики и фэнтэзи) / В.Ю. Новикова // Русская фантастика на перекрестье эпох и культур: Материалы Международной научной конференции: 21-23 марта 2006 года - М.: Изд-во Моск. ун-та, 2007. - С. 376-381
88) Новикова Л.Г. Научная фантастика и её роль в формировании образа науки будущего: автореф. дис. ... канд. философ, наук: 09.00.11 / Л.Г. Новикова. - Минск, 1986. - 18 с.
89) Новикова Т. Б. Заимствование лингвокультурных концептов: автореф. дис. канд. ... филол. наук: 10.02.19 / Т.Б. Новинова. - Волгоград, 2005. - 210 с.
90) Нудельман Р.Н. Научная фантастика / Р.Н. Нудельман // Большая Российская энциклопедия, 2001. - URL: http://www.rubricon.com/
91) Лем С. Футурология и научная фантастика / С. Лем. - URL: http://lib.rus.ec/b/124257/read
92) Олянич A.B. Презентационная теория дискурса: дис. ... док. филол. наук: 10.02.19 / A.B. Олянич. - Волгоград, 2004. - 602 с.
93) Осипов А.Н. Библиография бантастики: опыт, ист.-аналит. и метод.-теорет. характеристики: монография / А.Н. Осипов. -М.: Изд-во МПИ, 1990. - 224 с.
94) Осипов А.Н. Фантастика от «А» до «Я» / А.Н. Осипов. - Дограф, 1999. -351с.
95) Папина А.Ф. Текст: его единицы и глобальные категории / А.Ф. Папина - М.: УРСС, 2000. - 370 с.
96) Петрова Н.В. Текст и дискурс / Н.В. Петрова // Вопросы языкознания. -2003.-№6.-С. 123-132
97) Печенкина О.Ю. Содержание концептов Бог и Судьба в текстах пословиц и поговорок, собранных В. И. Далем: дис. ... канд. филол. наук: 10.02.01 / О.Ю. Печенкина. - Брянск, 2001. - 277 с.
98) Попов А.П. Социальная эмпирия в парадигмах философских дискурсивных практик: дис. ... канд. философ, наук: 09.00.11 / А.П. Попов. -Нальчик, 2004.-157 с.
99) Попова C.B. Лингвокультурный типаж «школьная учительница»: субъектное позиционирование: автореф. дис. канд. ... филол. наук: 10.02.19 / C.B. Попова. - Волгоград, 2012. - 24 с.
100) Пропп В.Я. Морфология волшебной сказки / В.Я. Пропп. - М.:
Лабиринт, 2003 - 144 с.
101) Прохоров Ю.Е. Концепт, тексте, дискурс в структуре и
содержании коммуникации: дис. ... док. филол. наук: 10.02.01 / Ю.Е.
Прохоров. - М., 2006. - 338 с.
102) Радченко O.A. Исследование агрессивного дискурса: проблемы и перспективы / O.A. Радченко // Вестник Московского городского педагогического университета. Серия «Филология. Теория языка. Языковое образование». М., МГПУ, 2009. № 1(3). - С.60-66
103) РазоваЕ.Л. Реальность нереального / Е.Л. Разова. - URL: http://anthropology.ru/ ru/texts/razova/real.html
104) Разова Е.Л. Пристанище метафизики / Е.Л. Разова. — URL: http://anthropology.ru /ru/texts/razova/shelter.html
105) Розин В.М. Что такое воображение / В.М. Розин // Мир психологии. 2001. №1. - С. 238-247
106) Руднев Ю.В. Концепция дискурса как элемента литературоведческого метаязыка / Ю.В. Руднев. - URL: http://zhelty-dom.narod.ru/literature/txt/ discours_jr.htm
107) Рылыцикова Л.М. «Мифы» и «ожидания» как концепты научно-фантастического дискурса / Л.М. Рылыцикова // Вестник МГОУ. Серия «Лингвистика». - 2007. №2. - М.: Изд-во МГОУ: - С. 75-80
108) Рябцева Н.К. Фоновые знания и язык: примечания к тексту как культурный метатекст / Н.К. Рябцева // Горизонты современной лингвистики: Традиции и новаторства: Сб. в честь Е.С. Кубриковой. М.: Языки славянских культур, 2009. - С. 753-763
109) Савенко Ю.С. Переболеть Фуко / Ю.С. Савенко // Журнальный зал | НЛО /.2001. -N49. - URL: magazines.russ.ru/nlo/2001/49/savenko.html
110) Садыхова Н.М. Современная американская научная фантастика. Проблемы метода и жанра (на материале творчества А.Азимова, Р.Брэдбери, К.Саймака): автореф. ... дис. ... канд. филол наук: 10.02.04 / Н.М. Садыхова. -Баку, 1987.-38 с.
111) Сайфи JI.А. Концептуализация соматического образа человека в языке и дискурсивных практиках: на материале современного английского языка: дис. ... канд. филол. наук: 10.02.04 / Л.А. Сайфи. - Уфа, 2008.-229 с.
112) Севастеенко A.B. Культурно-исторические формы экзистенционального переживания: Тема любви и ее дискурсивные трансформации: дис. ... канд. философ, наук: 09.00.13 / A.B. Севастеенко. -Екатеринбург, 2002. - 172 с.
113) Семенюк H.H., Бабенко Н.С. Жанр текста как лингвистическая реальность / H.H. Семенюк // Горизонты современной лингвистики: Традиции и новаторства: Сб. в честь Е.С. Кубряковой. М.: Языки славянских культур, 2009. - С. 713-722
114) Синицына Ю.Н. Интерпретационный потенциал дискурсивных практик: на материале русского и английского языков: дис. ... канд. филол. наук: 10.02.19 / Ю.Н. Синицына. - Краснодар, 2008. - 187 с.
115) Слышкин Г.Г. Дискурс и концепт (о лингвокультурном подходе к изучению дискурса) / Г.Г. Слышкин // Языковая личность: институциональный и персональный дискурс. Сб. науч. тр. / Под ред. В.И. Карасика, Г.Г. Слышкина. - Волгоград: Перемена, 2000. - С. 38^15
116) Сон Л.П. Языковое пространство Интернет-коммуникации: монография. - М.: Тверь: Твер. гос. ун-т, 2012. — 116 с.
117) Старостин A.M. Космизм: прошлое, настоящее, будущее / М.А. Старостин. - Ростов-на-Дону: Изд-во СКАГС, 2007. - 38 с.
118) Стасива Г.Д. Русский научно-фантастический дискурс XX в. как лингвориторический конструкт: автореф. дис. ... канд. филол. наук: 10.02.19 / Г.Д. Стасива. - Нальчик, 2010. - 23 с.
119) Степанов Ю.С. Альтернативный мир, Дискурс, Факт и принцип Причинности / Ю.С. Степанов // Язык и наука конца 20 века: Сб. статей. -М.: Рос. гуманитарный ун-т, 1995. - С. 33-73
120) Стернин И.А. Концепт и значение / И.А. Стернин. - URL: http://sternin.adeptis.rU/articles2_rus.html#
181
121) Тимошенко Т. В. Научная фантастика как социокультурный феномен: автореф. дис. ... канд. философ, наук: 09.00.13 / Т.В. Тимошенко. -Ростов-на-Дону, 2003. - 25 с.
122) Тодоров Ц. Введение в фантастическую литературу / Ц. Тодоров. -Пер. с фр. Б. Нарумов. -М.: Дом интеллект, кн., 1999. - 143 с.
123) Толстихина Е.В. Коммуникативный дискурс в межкультурной коммуникации: автореф. дис. ... канд. философ, наук: 09.00.11 / Е.В. Толстихина. - Ростов-на-Дону, 2012. - 28 с.
124) Тузиков А.Р. Теории идеологии в западной социологии: От критики «ложного сознания» к анализу дискурсивных практик масс-медиа: дис. ... док. соц. наук: 22.00.06 / А.Р. Тузиков. - М., 2003. - 423 с.
125) Ульмаева J1.H. Дискурсивные практики Президента Российской федерации в управлении процессами политической коммуникации: дис. ... канд. полит, наук : 23.00.02 / JI.H. Ульмаева. - Новгород, 2009, - 350 с.
126) Унайбаева P.A. Категории подтекста и способы его выявления (на материале англо-американской художественной прозы ХХв.): дис. ... канд. филол. наук: 10.02.04 / P.A. Унайбаева. - М., 1980. - 284 с.
127) Урбан A.A. Фантастика и наш мир / A.A. Урбан. - JL: Книга, 1972. -498с.
128) Фетисова А.Н. Научная фантастика в условиях модерна и постмодерна: культурно-исторические аспекты: автореф. дис. ... канд. философ, наук: 24.00.01 / А.Н. Фетисова. - Ростов-на-Дону: 2008. - 147 с.
129) Фомина Т.Д. Динамика концепта в политическом дискурсе: на примере выступлений Д. Буша и Т. Блэра, посвященных второй кампании в Ираке : дис. ... канд. филол. наук: 10.02.14/Т.Д. Фомина.-М.: 2006. - 197 с.
130) Фрумкин К.Г. Философия и психология фантастики / К.Г. Фрумкин. — М.: Едиториал УРСС, 2004. - 240 с.
131) Фуко М. Археология знания / М. Фуко - Пер. с фр. / Общ. ред. Б. Левченко. - К.: Ника-Центр, 1996. - URL: http://www.koob.ru/foucault/arheologiya_znaniya
182
132) Фуко М. История безумия в классическую эпоху / М. Фуко - Пер. с фр. И.К. Стаф. - М.: ACT: ACT МОСКВА, 2010. - 698 с.
133) Фуко М. Слова и вещи. Археология гуманитарных наук / М. Фуко — Пер. с фр. В.П. Визгин и Н. С. Автономова / Вступительная статья Н.С.Автономова. - СПб.: A-cad, 1994. - URL: http://lib.ru/CULTURE/FUKO/weshi.txt
134) Фуко М. Порядок дискурса // Воля к истине. По ту сторону знания, власти и сексуальности / М. Фуко - Пер. с фр. - С. Табачникова. - М.: Касталь, 1996. - URL: http://lib.ru/CULTURE/FUKO/istoria.txt
135) Цветков Е. В. Научная фантастика как способ конструирования социальной реальности: социально-философские аспекты: автореф. дис. ... канд. философ, наук: 09.00.11 / Е.В. Цветков. - Архангельск: 2009. - 24 с.
136) Черницина Ю.Е. Лексико-стилистические проблемы перевода научно-фантастического текста (на материале переводов произведений Рэя Брэдбери «451° по Фаренгейту», «Август 1999: Земляне», «Февраль1999: Илла» и «Август 2026: Будет ласковый дождь» на русский язык): автореф. дис. ... канд. филол. наук: 10.02.20 / Ю.Е. Черницина. -М.: 2009. - 18 с.
137) Чернышева Т.А. О старой сказке и новейшей фантастике / Т.А. Чернышева // Вопр. Литературы. 1977. №1. - С. 244-247
138) Чернышева Т.А. Природа фантастики / Т.А. Чернышева. - Иркутск: Изд-во Иркут. ун-та, 1984. - URL: http://www.likebook.ru/books/html/47036/?key=407ns091p5qi4epue4jfr8rbr63
139) Чернявская В.Е. Интертекстуальное взаимодействие как основа научной коммуникации / В.Е. Чернявская. - СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 1999. -209 с.
140) Чернявская В.Е. Интерпретация научного текста / В.Е. Чернявская. -М.: КомКнига, 2006. - 128 с.
141) Чубакова Ю.Е. Функционально-структурные особенности и просодические средства выражения дискурсивных элементов англоязычного
учебно-научного дискурса: дис. ... канд. филол. наук: 10.02.04 / Ю.Е. Чубакова - Саранск: 2008. - 170 с.
142) Шеляхина Н.В. Дискурсивные практики в образовательном процессе: дис. ... канд. соц. наук: 22.00.06 / Н.В. Шеляхина. - Саратов: 2004. - 125 с.
143) Шилков Ю.М. О рациональности постмодернистского дискурса / Ю.М. Шилков. - URL: http://www.argumentation.ru/
144) Эко У. Шесть прогулок в литературных лесах / У. Эко. - Пер. с англ. А. Глебовская. - Симпозиум, 2007. - 233 с.
145) Aldiss B.W. Trillion year spree: The history of science fiction / B. W. Aldiss. - London: Grafton Books, 1988. - 688 p.
146) Asimov I. Asimov on science-fiction / A. Asimov. - Garden City: Doubleday, 1981.-334 p.
147) Asimov I. Extraterrestrial civilizations /1. Asimov. - New York: Crown, 1979.-282 p.
148) Asimov 1.1.Asimov: A Memoir /1. Asimov. - Bantam, 1995. - 592 p.
149) Asimov I. It's Been a Good Life / I. Asimov, J.J. Asimov. - Prometheus Books, 2002. - 309 p.
150) Battaglia D. Multiplicities: An anthropologist's thoughts on replicants and clones in popular film / D. Battaglia. - URL: http://www.jstor.org/pss/1344218
151) Bengio O. Saddam's word: political discourse in Iraq / O. Bengio. -Oxford University Press, 1998. - 266 p.
152) Benson M. Vintage science fiction, 1896-1949 / M. Benson. - London: McFarland, 1985.-219 p.
153) Bilmes J. Discourse and behavior / J. Bilmes. - New York: Plenum press, 1986.-225 p.
154) Brosnan J. Future tense: The cinema of science fiction / J. Brosnan. - New York: St. Martin's press, 1978. - 320 p.
155) Brown P. Discourse analysis / G. Brown, G. Yule. - Cambridge University Press, 2010. - 160 p.
156) Brown P. Politeness: Some Universals in Language Use / P. Brown, S. Levinson. - Cambridge University Press, 1987. - 345 p.
157) Card O. Masterpieces: The Best Science Fiction of the 20th Century / O. Card. - Ace Trade, 2004. - 432 p.
158) Cornwell N. The literary fantastic: from gothic to postmodernism / N. Cornwell. - New York: Harvester Wheatsheaf, 1990. - 246 p.
159) Dalby S. Creating the Second Cold War: the discourse of politics / S. Dalby. - London: Pinter, 1990. - 221 p.
160) Datlow E. The Del Rey Book of Science Fiction And Fantasy / E. Datlow.
- Randon House Inc., 2008. - 400 p.
161) Del Rey L. The world of science fiction: 1926-1976: The history of a subculture / L Del Rey. - New York: Ballantine books, 1979. - 416 p.
162) Evans A. The Wesleyan Anthology of Science Fiction / A. Evans. -Wesleyan, 2010. - 792 p.
163) Feidler J., Mele. J. Isaac Asimov / J. Fielder, J. Mele. - New York: Frederick Ungar Publishing Co., 1982. - 122 p.
164) Feitelson D.G. Asimov's Laws of Robotics Applied to Software / D.G. Feitelson.- URL: http://ieeexplore.ieee.org/xpl/freeabs_all.jsp?arnumber=4267613
165) Forward R. Future magic: How today's science fiction will become tomorrow's reality / R. Forward. - New York: Avon Books, 1988. - 230 p.
166) Freedman C. Conversations with Isaac Asimov / C. Freedman. - Oxford: University Press of Mississippi, 2005. - 170 p.
167) Freedman C. Critical Theory and Science Fiction / C. Freedman. -Wesleyan, 2000.-228 p.
168) Gale T. Biography - Heinlein, Robert A(nson) (1907-1988) / T. Gale // Gale Reference Team. - Tompson Gale, 2004. - 9 p.
169) Gee J. An Introduction to Discourse Analysis. Theory and Method / J. Gee.
- New York: Routledge, 2011. - 218 p.
170) Gee J. How to Do Discourse Analysis: A toolkit / J. Gee. - Routledge, 2010.-224 p.
171) Gunn J. Isaak Asimov / J. Gunn. - Maryland: The Scarecrow Press, Inc., 2005.-276 p.
172) Gifford J. Robert A. Heinlein: A Reader's Companion / J. Gifford. -Nitrosyncretic Pr, 2000. - 304 p.
173) Harshaw J. Robert Heinlein's Shadow / J. Harshaw. - Lincoln: iUniverse, 2007.-205 p.
174) Hartwell D. Age of wonders: Exploring the world of science fiction / D. Hartwell, - New York: Walker, 1984. - 205 p.
175) Hassler D. Isaac Asimov / D. Hassler. - Kent: Borgo press, 1991. - 129 p.
176) Heaphy M. Science Fiction Authors: A Research Guide (Author Research Series) / M. Heapy. - Libraries Unlimited, 2008. - 352 p.
177) James E. The Cambridge Companion to Science Fiction (Cambridge Companions to Literature) / E. James. - Cambridge University Press, 2003. - 326 P-
178) Jameson F. Archaeologies of the Future: The Desire Called Utopia and Other Science Fictions / F. Jameson. - Verso, 2007. - 431 p.
179) Jaworski A. The Discourse Reader / A. Jaworki. - Routledge, 2006. - 576
P-
180) Johnstone B. Discourse Analysis (Introducing Linguistics) / B. Johnstone. - Wiley-Blackwell, 2007. - 226 p.
181) Joy B. Why Future doesn't need us / B. Joy. - URL: http://ebookbrowse.eom/w/why-the-future-doesn-t-need-up
182) Kyle D. A Pictural history of science fiction / D. Kyle. - London: Hamlyn, 1977.- 173 p.
183) Lilly N.E. What is Speculative Fiction? / N.E. Lilly. - 2002. - URL: http://www.greententacles.c0m/articles/5/26
184) Mason I. Discourse and the translator / I. Mason. - London: Longman, 1990.-258 p.
185) Macauley R. Talk that counts: age, gender, and social class differences in discourse / R. Macauley. - Oxford University Press, 2005. - 225 p.
186
186) McCauley L. The Frankenstein Complex and Asimov's Three Laws / L. McCauley. - University of Memphis, 2007. - URL: http://www.aaai.org/Papers/Workshops/2007/WS-07-07/WS07-07-003.pdf
187) Panshin A. Heinlein in Dimension / A. Panshin. - Chicago: Advent: Publishers, Inc., 1968. - 204 p.
188) Patrouch J. F. The science fiction of Isaac Asimov / J. F. Patrouch. - St. Albans: Frogmore, 1976. - 283 p.
189) Patterson W. Robert A. Heinlein in Dialogue with His Century: Volume 1 (1907-1948): Learning Curve / W. Patterson. - Tor Books, 2011. - 640 p.
190) Piatt C. Dream makers: Science fiction and fantasy writers at work: Profiles / C. Piatt. - London: Xanadu, 1987. - 280 p.
191) Pordzik R. Futurescapes Space in Utopian and Science Fiction Discourses / R. Pordzik. - New York: Rodopi, 2009. - 366 p.
192) Potter J. Discourse and psychology. Volume 1 / J. Potter. - Los Angeles: Sage, 2007. - 420 p.
193) Raiford W. Race, robots and the law / W. Raiford - The University of South Carolina press, 2008. - URL: http://books.google.ru/books?id=-8iD6iuO-iAC&pg-PA93&lpg=PA93&dq-Race,+robots+and+the+law&source=bl&ots=Nd gsc-8u07&sig=GgoPR2dzymFfS
194) Robinson F.M. Science fiction of the 20th century: an ill. history / F.M. Robinson. - Porland: Collectors press, 1999. - 265 p.
195) Robert A. Heinlein Quotes - URL: http://www.brainyquote.eom/quotes/authors/r/robert_a_heinlein.html
196) Rogers R. An Introduction to Critical Discourse Analysis in Education / R. Rogers. - Routledge, 2011. - 336 p.
197) Rose M. Alien encounters: Anatomy of science fiction / M Rose. -London: Harvard Univ. Press, 1981. -216 p.
198) Rukeyser M. Science Fiction as the Mythology of the Future / M. Rukeyser. - URL: http://www.centerforfutureconsciousness.com/pdf_files /readings/sciencefictionlongarticle.pdf
199) Schiffrin D. Approaches to Discourse / D. Schiffrin. - Blackwell publishing, 2007.-470 p.
200) Schneider S. Science Fiction and Philosophy: From the Travel to Superintelligence / S. Schneider. - Wiley-Blackwell, 2009. - 368 p.
201) Schulman J.N. The Robert Heinlein Interview and Other Heinleiniana / J.N. Schulman. - Pulpless.com, inc., 1999. - 200 p.
202) Short S. The measure of man?: Asimov's Bicentennial man, Star Trek's Data and being human / S. Short. - URL: http://www.docstoc.com/docs/62614301/The-Measure-of-a-Man-Asimovs-Bicentennial-Man-Star-Treks-Data-and-being-human
203) Seed D. Science Fiction: A Very Short Introduction / D. Seed. - Oxford University Press, 2011. - 144 p.
204) Silverberg R. The Science Fiction Hall of Fame, VOL 1: 1929-1964 / R. Silverberg. - Orb Books, 2005. - 576 p.
205) Sloman A. Why Asimov's three laws of robotics are unethical / A. Sloman. - The University of Birmingham, 2006. - URL: http://www.cs.bham.ac.uk/research/projects/cogaff/misc/asimov-three-laws.html
206) Slusser G.E. Robert A. Heinlein: Stranger in His Own Land / G.E. Slusser. - Wildside Press. 2006. - 64 p.
207) Smith K. Robert A. Heinlein, Future History and World as Myth / K. Smith. - Webster's Digital Services, 2011. - 138 p.
208) Stover L. Science Fiction from Wells to Heinlein / L. Stover. - Jefferson: McFarland and Company, Inc., Publishers, 2008. - 190 p.
209) Touponce W. F. Isaac Asimov / W.F. Touponce. - Boston: Twayne Publishers, 1996.- 122 p.
210) Verhagen A. Constructions of intersubjectivity: discourse, syntax, a. cognition / A. Verhagen. - Oxford University Press, 2005. - 244 p.
211) Vinge V. The Coming Technological Singularity: How to Survive in the Post-Human Era / V. Vinge. - URL: http://browse.reticular.info/text/collected/Coming_Technological_Singula.pdf
188
212) White M. Isaac Asimov: A Life of the Grand Master of Science Fiction / M. White. - Da Capo Press, 2005. - 256 p.
213) Widdowson H.G. Discourse analysis / H.G. Widdowson. - Oxford University Press, 2011. - 136 p.
Справочные и информационные издания
214) Лингвистический энциклопедический словарь / Гл. ред. В.Н. Ярцева. - 2-е изд., дополненное - М.: Большая Российская энциклопедия, 2002. - 709 с.
215) Литературные манифесты западноевропейских романтиков / Под ред. А.С. Дмитриева. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1980. - 638 с.
216) Поэтика: словарь актуальных терминов и понятий / Гл. ред. Н.Д. Тамарченко. - М.: Издательство Кулагиной; Intrada, 2008. - 358 с.
217) Словарь литературоведческих терминов / Гл. ред. С.П. Белокурова. -СПб.: Паритет, 2006. - 320 с.
218) Энциклопедия фантастики / Отв. ред. В. Гиков. - Минск: ИКО-Галаксиас, 1995. - 694 с.
219) Library of America. American Science Fiction - URL: http://www.loa.org/sciencefiction
220) Cambridge Dictionaries Online-URL: http://dictionary.cambridge.org/
221) Longman Dictionary of Contemporary English - URL: http://www.ldoceonline.com/
222) Macmillan Dictionary and Thesaurus: Free English Dictionary Online -URL: http://www.macmillandictionary.com
223) Oxford Dictionaries Online - URL: http://oxforddictionaries.com
224) Science Fiction Citations - URL: http://www.jessesword.com/sf
225) Science fiction, imperialism and the Third World: essays on postcolonial literature and film / ed. E. Hoagland and R. Sarwal - London: McFarland, 2010. -223 p.
226) The Greenwood encyclopedia of science fiction and fantasy: themes, works, and wonders / ed. G. Westfahl - London: Greenwood press, 2005 - 1395 p.
227) The Magazine of Fantasy & Science Fiction - URL: http://www.sfsite.com/sfs
ЙШМ STOm
MAGAZINE
/Ось. r*iced KIonrhlO(;
ЗЯ . ■ "'' ilii,.,_____iMti
^ ? •Í
,4h
Hi rough Slatted Blinds ъу Arnold Dun
Pulp-журналы, специализирующиеся на нефантастических произведениях
Первый выпуск журнала «Argosy» (Сентябрь 1896)
Первый выпуск журнала «Detective Story» (Октябрь 1915)
Выпуск журнала «Western Story» 1929г. Выпуск журнала «Love Story» 1939г.
(выпускался с 1919г.) (выпускался с 1921г.)
Выпуск журнала «Startling Stories» Выпуск журнала «Wonder Stories»
(1939г.) (1934г.)
Выпуск журнала «Astounding Science Fiction» (1941г.)
Stone,
«История будущего» («Future Hisrorv») Р. Хайнлайна в предствлении Д. Кэмпбелла
- 2 « к ?! ?? 1 ! S 3 X x 1 5 J i 1 4 i 3 r r ? ( i 1 I I I 4 i l 1 • i i I f [ с г i >¡1 i I rill if? ► о » > is u 1 s
!- H.rUt —t --ГУ." — H Vim* ( _
1— Heut 1 ь ¿¡J , 1 »—— ~ ГГ
» ..... . i N.t.au) С мм* * -c- - >--1Я-
Ftnf^MH =4 f Erick«« - Pi-. i > q
—-rrr1- —1 1- b 1- 1-с Lou - «-- Я"
1 ■tvflj _£aU b, H ■■"•♦•и--
h Ь^Ц. Mwbau Ссммп 1 ■"** чгггя 1*4 >«4( Ml ,«k.t .TW. • nnna —1 -1 1 p о >
1— гимм4 ImU Im^WUfy wwl —»
--1 им Ш
1и(и п II << * ■ MWMl I 1 U «tiM«M li и « (WMI *r M r И, и > t 5 i • : e i •f....... 1 Ц Hi if I J > H • 1 »i
■« X я 15 4 с 'I iV [ 1 1 i 5 i e | m с llii S Ш < , iris 1? * ]m\ Г t p ¡i о if
I t у 1 • } № 1 По [fi Hi s i 1 Ш № 1 # 1 1 В i 1 iffl'j? e Ш ill! IP i я и к > я г
Реализация концептов в произведениях А.Азимова и Р. Хайнлайна
Словссный Скита 1ССПЧ. Сверхфраз. Текстовым Внетскст.
Айзек Азимов
Транспорт 1 7 3
Робот 2 7 10 1
- я Г X Медицина 1 2 7
§ § н ° Бытовые из. 3 5 9
о ы " й Военный т. 3 2 2
— О 1 Я Астроном, особ. 1
-а х в. щ а» К Э я Государство 2 4 2 1
Законодательство 1 8
с ° с о Массовое сознание 1 1 5
Культура 7
Проблемы 5
103 ИТОГО 13 29 59 1 1
Транспорт 3 3 4 1
Робот 2 12 3 1
Медицина 6 3
а. Бытовые из. 7 12
я п Военный из. 1 1 2
л н Астроном, особ. 1
о о Государство 1 3 3 1
£ Законодательство 3 3
Массовое сознание 1 7 12
Культура 3 2
Проблемы 1 1
103 ИТОГО 8 46 46 2 1
Роберт Хайшшйн
Транспорт 6 13 2 1
Биологич. особ. 1 1
Медицина 5 5
и о Бытовые из. 2 5 4
В £ Военный из. 2 2
ш £ С. 35 а» О ? Я Астроном, особ. 2
Государство 1 5 6
О. С! и Законодательство 1
е Массовое сознание 1 2
Культура 2 3
Проблемы 3 2
Религия 1
78 ИТОГО 10 40 27 1 0
Транспорт 1 5 1
и Биологич. особ. 4 8
я с. Медицина 1 1
н и Бытовые из. 9 3
О Военный из. 1
К Астроном, особ. 2
У се Государство 3 6 1
м. Законодательство 2 1
Массовое сознание 1 3
У Культура 2 3
Религия 6 6 2
72 итого 4 39 27 2 0
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.