Личность ученого в историческом контексте: опыт интеллектуальной биографии Карла Ясперса тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 07.00.03, кандидат наук Султана Гильмидиновна

  • Султана Гильмидиновна
  • кандидат науккандидат наук
  • 2017, Москва
  • Специальность ВАК РФ07.00.03
  • Количество страниц 441
Султана Гильмидиновна. Личность ученого в историческом контексте: опыт интеллектуальной биографии Карла Ясперса: дис. кандидат наук: 07.00.03 - Всеобщая история (соответствующего периода). Москва. 2017. 441 с.

Оглавление диссертации кандидат наук Султана Гильмидиновна

Введение......................................................................................4

Глава I. Теоретико-методологическая база изучения интеллектуальной биографии Карла Ясперса.............................................................43

1.1. Теоретические основы исследования жизни и творчества Карла Ясперса................................................................................................43

1.2. Историография проблемы..............................................................59

1.3. Классификация источников............................................................66

Глава II. От психиатрии к экзистенциальной философии: трансформация интеллектуальных приоритетов (причины и сущность)..................81

2.1. Исторические условия формирования исследовательских интересов Ясперса и этапы его интеллектуальной эволюции..................................81

2.2. Особенности религиозного мировоззрения Ясперса.........................138

Глава III. Основные этапы развития политических убеждений К. Ясперса и их соотношение с важнейшими вехами его биографии........155

3.1. «Германия мечты»: Ясперс о мессианской роли Германии, или «Веймарские» темы в творчестве ученого..............................................155

3.2. К. Ясперс и нацистская диктатура в годы Второй мировой войны. Идейное противостояние: Ясперс - Хайдеггер.........................................164

3.3. Карл Ясперс - представитель оппозиционной интеллигенции в 50-60-е годы...................................................................................................186

3.4. Карл Ясперс и Ханна Арендт: политический диалог........................209

Глава IV: Историческая концепция в системе интеллектуального мировоззрения К. Ясперса.........................................................229

4.1. Схема мировой истории Ясперса в ряду глобальных историко-теоретических построений ХХвека...........................................229

4.2. Доистория................................................................................236

4.3. Осевое время и его последствия..................................................245

4.4. Мировая история. Роль науки и техники в возникновении глобального единства мира....................................................................................263

Глава V: Проблемы философии истории, психоистории и эпистемологии

в трудах К. Ясперса..................................................................282

5.1. История и историчность у Ясперса: предпосылки формирования и особенности.....................................................................................282

5.2. Проблема истины в познании прошлого........................................298

5.3. Вопросы коммуникации исторических культур..............................307

5.4. Особенности современного исторического сознания.......................317

5.5. Ясперс как психоисторик: особенности подхода и вклад в развитие

психоистории....................................................................................330

Заключение..............................................................................346

Примечания.............................................................................366

Список источников и литературы................................................405

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Всеобщая история (соответствующего периода)», 07.00.03 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Личность ученого в историческом контексте: опыт интеллектуальной биографии Карла Ясперса»

Введение

Актуальность исследования. Как известно, отечественная историческая наука на протяжении длительного периода переживает коренные изменения, связанные с пересмотром своего предмета, объекта, методологического инструментария и теоретической базы. Главными факторами этой трансформации стали вливание российской науки в общемировой поток антропологизации гуманитарного знания, стирание границ между смежными общественными дисциплинами, а также мощное влияние постмодернистских «интеллектуальных вызовов».

Постмодернизм и вызванная им инверсия научной картины мира в рамках утвердившейся в последние десятилетия постпросвещенческой научной парадигмы привела в сфере методологии к сомнению в традиционных принципах, нормах и стандартах научного социально -гуманитарного познания1. Главным в постмодернистской парадигме стал не отказ от центральных исследовательских категорий, а освобождение от привычки мыслить с применением этих категорий. Не предлагая алгоритмических решений, ведущих к «непреложным истинам», данная модель заставляет исследователя «творить на перепутье», оставляя историю вечно открытой, незавершенной, стратегически нестабильной.

Основной тенденцией в эволюции представлений о предмете и путях

исторического исследования еще в 30-40-х годах ХХ века основатели школы

«Анналов» назвали поворот от исследования событий, процессов,

выдающихся исторических деятелей к изучению человека прошлых обществ

- «индивидуума с присущими ему сознанием, поведением, образом жизни,

формами деятельности»2. История была определена как «наука о людях во

времени»3. Л. Февр считал, что «история - наука о человеке, о прошлом

человечества, а не о вещах или явлениях... Она использует факты, но это -

факты человеческой жизни. История использует тексты, но это -

человеческие тексты»4. Он же отмечал, что «задача историка - постараться

понять людей, бывших свидетелями тех или иных фактов, позднее

3

запечатлевшихся в их сознании наряду с прочими идеями, чтобы иметь возможность эти факты истолковать»5. Таким образом, М. Блок и Л. Февр сделали установку на междисциплинарность нормативным требованием исторического исследования6. История взяла курс на смену позитивистской исследовательской парадигмы: от повествования о событиях и процессах к интегральной науке о человеке, имеющей междисциплинарный характер.

Человек становится линзой, сквозь призму которой можно исследовать (в увеличивающем ракурсе) целые эпохи и цивилизации, выявляя их своеобразные особенности. В свою очередь, эпохи и цивилизации могут служить микроскопом для изучения человека, его индивидуальности. Так, Л.П. Репина отмечает: «В фокусе современной историографии - человек, и все более - человеческая индивидуальность»7, указывая на то, что «история рассматривается как наука о человеке, изменяющемся в социально-темпоральном пространстве прошлого и своими действиями непрерывно изменяющем это пространство»8.

Превращение человека в центральную проблему современной историографии обусловило складывание целого ряда исследовательских направлений, основанных на полидисциплинарном синтезе. К числу наиболее перспективных из них относится психоистория, изучающая взаимосвязь исторических событий и психологических феноменов. В рамках данного направления к истории применяется психологический подход: исследуется психологическое воздействие исторических событий, особенности психики исторических деятелей и ее влияние на мотивацию их поступков, формирование психотипов под воздействием социокультурной среды9.

Психоистория выделилась в самостоятельную науку в 50-е годы ХХ

века в США. Она возникла на основе интереса европейского и американского

общества к психике и истории человека. Ее основателем считается Эрик

Эриксон, изучавший историю детства как среду, определяющую роль и место

последующих поколений в истории. В том же направлении, а также в

4

областях смежных вел исследования целый ряд американских ученых: П. Хазард, Г. Хоул, А. Кан, Б. Рус и др. Разработкой методологических основ психоистории занимались У. Лэнгэр, Л. Де Моз и многие другие. С психоисторических позиций рассматриваются различные события, процессы, социальные катаклизмы, воздействие религий на массы, причины и характер революций. Психоистория оказала заметное влияние на ряд направлений в современной исторической науке (микроисторию и историческую антропологию).

В последние годы интерес к психоистории возник и в России, о чем свидетельствует выход в свет на русском языке трудов классиков психоистории - Э. Эриксона и Л. Де Моза. Стали вестись поиски отечественных предшественников психоистории (считается, что первым российским психоисториком является известный психиатр М.М. Ковалевский).

Однако, несмотря на то обстоятельство, что психоистория как наука окончательно оформилась именно в США, родиной психоистории является Германия, поскольку большинство работ, которые мы можем интерпретировать как психоисторические, были созданы на немецком языке. И лишь поражение Германии во Второй мировой войне, ее занятость решением экономических и внутриполитических проблем способствовало перемещению центра психоисторических исследований в наиболее благополучную и пригодную для ведения активной научной деятельности Америку.

Тем не менее, было бы несправедливым игнорировать «европейскую основу», подведенную под выстроенное американскими учеными новое направление исторической науки - психоисторию.

Среди основоположников европейской протопсихоисторической школы10, пожалуй, самым ярким является Карл Ясперс.

Идеи Карла Теодора Ясперса (1883-1969), немецкого психолога,

психиатра и философа-экзистенциалиста, политического публициста в

5

современном научном дискурсе приобрели особое звучание. Они задают концептуальную направленность современным исследованиям, превращаясь в точки столкновения разных позиций в философских, исторических и идейно-теоретических спорах, открывают новые возможности решения актуальных проблем в различных профессиональных сферах, выступая в качестве связующего звена целого ряда исследовательских направлений. В настоящее время к творчеству К. Ясперса обращаются психологи и психиатры, философы, историки, и это, разумеется, не случайно. Почему Ясперс так актуален сегодня? Творческий интеллектуальный поиск Ясперса являет собой целостное единство экзистенциальных устремлений и научно-философского профессионализма.

В центре внимания Ясперса-психоисторика - проекты, относящиеся к психобиографии (стремление понять индивидуума в истории и выяснить мотивы его действий). Он является автором ряда биографических исследований выдающихся мыслителей («Великих» - К.Я.), прежде всего Августина Блаженного, Николая Кузанского, Фридриха Ницше. При этом и самого Ясперса, вне всякого сомнения, можно причислить к величайшим мыслителям человечества. И актуальность составления интеллектуальной биографии Ясперса с применением его собственного психобиографического метода не вызывает сомнений. Иными словами, актуальность задачи видится автору диссертации в том, чтобы, с одной стороны, предпринять попытку теоретического рассмотрения психоисторической концепции Ясперса, а с другой - ее конкретно-исторического применения при составлении его собственной интеллектуальной биографии во всей ее разносторонней целостности.

Объектом исследования являются жизнь и творчество Карла Ясперса,

его многогранная личность в меняющихся исторических, социально-

политических и жизненных контекстах. Его творческое наследие трудно

соотнести с привычной классификацией социально-гуманитарных наук: имя

Ясперса значится в списке выдающихся интеллектуалов ХХ века, внесших

6

значительный вклад в развитие современной психиатрии, философии, психоистории, политической публицистики, культурологии, социологии. Важный момент: столь разнонаправленные векторы его творческих интересов (при условии комплексного их рассмотрения) складываются в единую систему взглядов, интегрирующихся идеей общечеловеческого единства и несущую отпечаток событий исторической эпохи (первая половина и середина ХХ века), географии его жизнедеятельности (Германия и Швейцария), а также болезни Ясперса, сыгравшей в его жизненной и интеллектуальной биографии судьбоносную роль.

Влияние упомянутых факторов отражается в трудах ученого, относящихся буквально ко всем областям философского и гуманитарно-исторического знания вне зависимости от их предметной специфики. Поэтому автор совершенно убежден в том, что постижение исторической и событийной канвы жизни и творчества Ясперса является своего рода универсальным ключом к пониманию его существенного вклада в целый ряд весьма относительно связанных между собой социально-гуманитарных сфер.

Автор убежден: понять личность Ясперса, не уделив должного внимания целостной системе его интеллектуального мировоззрения, невозможно, несмотря на то, что для достижения этой цели автору диссертации предстоит погружение в сферы научного знания, не имеющие, казалось бы, прямого отношения к истории: психологию и психиатрию, философию, социологию и т.д. Однако этот междисциплинарный прием в данном конкретном случае не имеет альтернативы: лишь при условии комплексного изучения всех направлений знания, в рамках которых Ясперс вел свои изыскания, становится очевидной их интегрированность в целостную систему его мировоззрения.

Безусловно, вклад Ясперса в любое из перечисленных направлений

философского и научного знания вполне можно считать самодостаточным.

Однако стоит попытаться охватить его творческое наследие целиком, и перед

исследователем предстает единая концепция, в которой его

7

психотерапевтический метод становится обоснованием психоисторической концепции, а его экзистенциальная философия превращается в идейную основу для исторической концепции или политического мировоззрения.

Поэтому предметом исследования является проблема, ранее не затрагивавшаяся в подобном аспекте, а именно - специфика психоисторического метода Ясперса, а также эпистемологические возможности данного подхода при составлении интеллектуальной биографии его самого.

Степень изученности темы. Тема диссертации до сих пор не была предметом специального исследования, хотя различные аспекты биографии ученого и его теоретического наследия анализировались.

Анализ комплекса литературы по проблеме выявил критерий ее условной классификации.

К первой группе отнесены труды, посвященные биографии Ясперса. К числу наиболее крупных исследователей, работавших над биографией Карла Ясперса и проблемой его творческого наследия, следует отнести Х. Готтшалька11, который по сегодняшний день остается одним из наиболее авторитетных биографов мыслителя. Однако главным европейским исследователем биографии немецкого мыслителя и его теоретического наследия является личный ассистент Ясперса Ханс Занер12 - автор целого ряда монографий о нем. Х. Занер не только «выводит на свет» уникальные данные библиографического характера, но и дает всестороннюю, обстоятельную аналитику работ Ясперса всех направлений: психиатрии, политики, философии, истории, культурологии. Причем особенностью работ Занера является то, что он исследует воззрения Ясперса в контексте их эволюции. Подробный биографический сборник с широкой опорой на дневниковые записи и другие свидетельства (их автором является непосредственно сам Ясперс) и содержащий обширный подбор фотодокументов, - это изданный в 1970 году труд Х. Занера «Карл Ясперс в свидетельствах о себе и в фотодокументах» (Jaspers Karl in Selbstzeugnissen und Bilddokumenten»).13

Солидным биографическим очерком Ясперса, изданным в Гейдельберге, (его alma mater) в 1983 г. в честь столетнего юбилея ученого является труд Йоахима-Феликса Леонарда «Карл Ясперс: гейдельбергский период жизни» («Karl Jaspers in seiner Heidelberger Zeit»).14 Несмотря на трудности, которые пришлось пережить ученому в 20-е годы, главной трагедией его жизни была угроза физического уничтожения в период национал-социализма. Несмотря на это именно в Гейдельберге были созданы наиболее значимые его труды. Биография Ясперса, относящаяся к данному временному отрезку, раскрывает многие неизвестные до этого факты из истории Гейдельбергского университета.

Важная часть информации о жизни Ясперса содержится в двух солидных биографических очерках о его друге и научном оппоненте Мартине Хайдеггере. Автором первого является немецкий исследователь Р. Сафранский15, создавший труд под названием «Мастер из Германии: Хайдеггер и его время» («Ein Meister aus Deutschland. Heidegger und seine Zeit»). Вторая работа также принадлежит немецкому ученому Х. Отту и называется «Мартин Хайдеггер: по пути с собственной биографией» («Martin Heidegger. Unterwegs zu seiner Biographie»).16 Обе работы отличает характерная для немецких исследователей скрупулезность и обстоятельность в вопросах изложения фактов биографии не только главного героя названных сочинений. Огромное внимание в них уделено анализу периода жизни Ясперса, на который пришлось время тесного общения двух титанов немецкой философии ХХ века. В трудах подробно анализируется переписка Ясперса и Хайдеггера, длившаяся на протяжении почти всей жизни ученых, вскрываются факты личных взаимоотношений, повлиявшие не только на их научное мировоззрение, но и на весь ход жизненной биографии.

Вообще, несмотря на обилие литературы, касающейся рассмотрения

философских трудов Ясперса, собственно биографических работ о нем очень

мало даже на родине. Этот очевидный факт, на первый взгляд кажущийся

странным, учитывая общемировую известность Ясперса как ученого, имеет

9

под собой реальное основание. Вероятной причиной подобного рода «неосведомленности» немцев о жизни Ясперса стала его политическая публицистика, а точнее - тот негативный общественный резонанс, который она приобрела. Выступая с резкой критикой политического положения в послевоенной ФРГ, главным образом касавшейся осуждения неонацистских тенденций, все более усиливавшихся в период правления канцлера Аденауэра, а также активных попыток тогдашнего немецкого общества забыть уроки «коричневого прошлого», он сознательно шел на крайнюю депопуляризацию своей личности. Таким образом, его имя, дискредитированное официальными СМИ, на целые десятилетия «выпало» из массового сознания немцев и было знакомо лишь узкому кругу специалистов в области экзистенциальной философии и психиатрии.

А между тем политические воззрения ученого отнюдь не менее значимы и сохраняют свою актуальность по сей день. Кроме того, в его политическом мировоззрении как в зеркале отражались события, пережитые Германией, Европой и миром в целом в ХХ веке. По этапам формирования и развития политических воззрений Ясперса можно четко отслеживать основные вехи его биографии. В немалой степени его жизненный путь был предопределен именно политическими его убеждениями.

В этой связи логично выделить вторую группу работ о Ясперсе. Это труды, в которых исследуется его политическая деятельность и публицистика. Политические воззрения мыслителя несут в себе отчетливую характеристику эпохи и (что несомненно) сформированы под влиянием не стороннего наблюдения политических событий, а непосредственного в них участия. Его биография, таким образом, неотделима от его политических убеждений, а политические убеждения - от биографии.

Круг литературы, анализирующей политические сочинения Ясперса, по

указанной выше причине также весьма узок. Лишь сравнительно недавно

(1999) профессором Фрайбургского университета Ральфом Кадерайтом была

опубликована солидная монография «Карл Ясперс и Федеративная Республика

10

Германия. Политические воззрения философа» («Kadereit R. Karl Jaspers und die Bundesrepublik Deutschland. Politische Gedanken eines Philosophen»).17

Помимо указанной работы, специальных монографий, посвященных анализу политических убеждений Ясперса, нет. Однако этого вопроса отчасти касались в своих труда его биографы - уже упомянутые Готтшальк и Занер. Кроме того, отдельные аспекты его политического мировоззрения анализировались в некоторых статьях не только немецкими, но и российскими учеными.

Примечательна в этом отношении статья немецкого исследователя Э. Ленерта «О природе глобализационных воззрений Шпенглера и Ясперса» («Globalisationsvorstellungen bei Spengler und Jaspers»)18, в которой особенно подробно рассматривается ранний этап формирования политических убеждений Ясперса, названный впоследствии «веймарским».

В 1969-м (год смерти Ясперса) была опубликована переведенная на русский язык одна из последних политических работ Ясперса «Куда движется ФРГ?» («Wohin treibt die Bundesrepublik?»), критиковавшая, в частности, авторитарные тенденции в деятельности государственной администрации. Русский перевод книги вышел со вступительной статьей автора В.С. Шумского под названием «Карл Ясперс: ученый и политика»19, посвященной общему анализу политического мировоззрения Ясперса, разумеется, с марксистских позиций. Несмотря на «вынужденную» критику, с которой автор подошел к характеристике политической публицистики Ясперса, статья не лишена объективности и, по сути, является единственной работой о политических взглядах немецкого ученого, вышедшей в Советском Союзе.

Знаковой в оценке политической деятельности К. Ясперса в России

является статья липецкого профессора истории А.И. Борозняка «"Неудобный

господин Ясперс", или О политической ответственности интеллигенции»,20

опубликованная в специальном выпуске Альманаха интеллектуальной

истории «Историческая биография и персональная история». В современной

11

российской исторической науке это исследование - единственный опыт рассмотрения политического мировоззрения Ясперса в интеллектуальном контексте эпохи. А.И. Борозняк проводит неожиданную параллель между Карлом Ясперсом и Андреем Дмитриевичем Сахаровым. Автор при этом подчеркивает, что выявление данного сходства принадлежит выдающемуся российскому мыслителю М. Я. Гефтеру, «который писал о бескорыстном Карле Ясперсе, стремившемся сохранить и защитить в человеке искру пробуждения и воспоминания».21 Гефтер, по мнению А.И. Борозняка, был уверен в существовании «мира Ясперса и Сахарова, архитектоника которого в огромной степени зависит от того, удастся ли людям и их сообществам

вписать в нее исконные и вовсе свежие проблемы межчеловеческих

22

притяжений и не отменяемых до конца отталкиваний».22

По мнению А.И. Борозняка, «...и Ясперс, и Сахаров, находясь впереди исторического времени, выступая за преодоление незыблемых, казалось бы, стереотипов политического поведения, обладали мужеством идти против течения, не страшась преследований властей. Оба далеко вышли в своей деятельности за узкие профессиональные рамки. Оба не боялись говорить согражданам неприятные вещи, оба умерли непонятыми современниками. Даже сборники их публицистических выступлений названы почти одинаково: у Ясперса - «Надежда и тревога», у Сахарова - «Тревога и надежда»».23 Еще одним важным вкладом А.И. Борозняка для понимания посылок политического мышления немецкого философа является его статья «Искупление: Нужен ли России германский опыт преодоления тоталитарного прошлого?»24

К третьей группе относится литература, содержащая анализ всего комплекса направлений, разрабатываемых Ясперсом: от психиатрии к философии истории и эпистемологии. В силу уже указанных причин это -наиболее объемная группа, которая может насчитывать десятки, если не сотни библиографических единиц. Нет необходимости анализировать каждую из них, остановимся лишь на наиболее заметных.

К числу трудов, принадлежащих зарубежным авторам, исследовавшим различные аспекты интеллектуального творчества Ясперса, относятся, прежде всего, работы Ф.-П. Буркарда25, изучавшего экзистенциальную философию Карла Ясперса и хорватского ученого К. Саламуна26, исследовавшего проблемы этики в философии Ясперса, западногерманского автора Г. Воландта27, швейцарца П.Е. Шулли28, изучавших эпистемологические и гносеологические взгляды Ясперса, швейцарского ученого К. Тилитта29, исследовавшего различные аспекты мировоззрения Ясперса в контексте современности.

В работах немецких ученых Ф.-П. Хагера30, Р. Шмида31, корейского философа Сёнг Куюн Паека32 и многих других зарубежных исследователей дается обстоятельная характеристика взглядов Ясперса на историю, анализируется их основное содержание и определяется место его исторической концепции в развитии исторической методологии. Европейские исследователи высоко оценивают его историческую теорию, считая ее значительным вкладом Германии в реализацию идей глобализации в Европе. Труды названных авторов являются весьма ценными для понимания теоретических основ различных концепций Ясперса. Здесь анализируются представления мыслителя об историческом процессе и человеческой цивилизации с культурологических позиций.

Интересна монография немецкого ученого Вернера Шнайдерса «Критика

ясперсовских идей».33 Изданная в Бонне в 1965 году, она явила собой один из

тех самых критических заявлений, которые посыпались на Ясперса градом

почти сразу после его вынужденного переезда в Базель. Важно отметить, что в

основе критики его философских идей лежит ярко выраженный политический

посыл: «уж коли мы не разделяем его мнения относительно немецкой

государственности, то и на признание его философских идей пусть не

рассчитывает». Критика, которой посвящена книга, действительно, резка, если

не сказать оскорбительна. Его экзистенциальная философия пренебрежительно

оценивается автором как «субъективно-идеалистистский агностицизм», ему

13

ставится в упрек факт условного отделения философии от науки, а его идеология вообще признается бессмысленной. Несмотря на подобную, мягко говоря, предвзятость, книга является важным источником для исследования личности Ясперса, поскольку является частью того исторического «фона», на котором разворачивались решающие события жизни великого мыслителя ХХ века.

С несколько иных позиций рассматриваются различные аспекты творчества Ясперса в сборнике статей, посвященном его исследовательской деятельности и вышедшем в Штутгарте в 1989 году под редакцией Д. Харта и общим названием «Карл Ясперс. Мысли о политике, науке и философии»34. Среди них - статьи М. Гангла «Карл Ясперс и Георг Лукач. Критика культуры с позиции «правых» и «левых» периода Веймарской республики» (Karl Jaspers und Georg Lukacs. Rechte und linke Kulturkritik in der Weimarer Republik)35, Р. Штэбляйна «Культурный консерватизм или консервативная революция? Поиски аутентичной экзистенции у Карла Ясперса и Хуго фон Хофманстхальса» (Kulturkonservatismus oder conservative Revolution? Karl Jaspers' und Hugo von Hofmannsthals Erkundungen einer authentischen Existenz)36, Х. Фаренбаха «Анализ эпохи, политики и философии разума в трудах Ясперса» (Zeitanaluese, Politik und Philosophie der Vernunft in Werk von Karl Jaspers)37 и Алейды Аусманн «Концепция осевого времени Ясперса, или Сложности генеральной перспективы истории» (Jaspers' Achsenzeit, oder Schwierigkeiten mit der Zentralperspektive in der Geschichte).38 Научная критика в этих работах ощутимо отличается от предыдущей книги: здесь она подлинно научна и лишена политиканства, что делает данный сборник незаменимым в исследованиях подобного рода.

Особую важность при изучении социально-политических и исторических

взглядов Ясперса представляют материалы коллоквиума, организованного в

марте 1986 года Центром исследователей-германистов университета в Нанси39

и посвященного проблематике его исторических взглядов. Материалы

коллоквиума содержат тексты на французском и немецком языках. В них

14

представлена оценка исторической концепции Ясперса, его социально-политических взглядов и размышлений о роли культуры в контексте мировой истории и их антропологических следствий: свободы и всесторонней ответственности человека.

Ценные материалы, касающиеся биографии Ясперса, его социально-политических и исторических взглядов содержит ряд обобщающих работ по истории экзистенциализма. Это труды О.Ф. Болльнова, Г. Мюллера, М. Рединга, Ф. Хайнеманна, В. Штегмюллера40. Они вышли в свет еще при жизни Ясперса, в силу чего несут на себе печать публицистики и не лишены некоторой доли скептической критики экзистенциалистского подхода в целом и воззрений Ясперса в частности. Тем не менее, данные материалы представляют чрезвычайную ценность для исследования, поскольку содержат духовно-политические реалии того времени.

В целом ошибочно было бы заключить, что личность Ясперса в российской историко-философской литературе XX века была обойдена. Несмотря на то, что отношение к нему было обусловлено специальным постановлением ЦК КПСС, объявлявшего экзистенциализм, неопозитивизм и неотомизм наиболее важными течениями в современной буржуазной философии, в силу чего марксисты должны вести непримиримую борьбу с ними, в работах А. С. Богомолова, Р. М. Габитовой, П. П. Гайденко, Б. Т. Григорьяна, К. Н. Любутина, Н. В. Мотрошиловой, Т. И. Ойзермана, Э. Ю. Соловьева и ряда других советских ученых был проведён ценный научный анализ многих положений взглядов Ясперса.

Есть основания полагать, что в современной России Ясперс приобрел

Похожие диссертационные работы по специальности «Всеобщая история (соответствующего периода)», 07.00.03 шифр ВАК

Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Султана Гильмидиновна, 2017 год

Список источников и литературы:

Источники:

I. Материалы частной переписки К. Ясперса, дневниковые и автобиографические записи:

1. Хайдеггер М./Ясперс К. Переписка 1920-1963. - М.: Ad Magrinem, 1999. -49 с.

2. Ясперс К. Ясперс (автобиография) / пер. Г.Лещинского.- М.: Мысль,1995. - 127 с.

3. Briefwechsel: 1908-1960; mit Briefen von Sigmund Freud, Carl Gustav Jung, Karl Jaspers, Martin Heidegger, Ludwig Frank und Eugen Bleuer. / Paul Haberlin; Ludwig Binswangen Im Auftrag der Paul-Haberlin-Gesellschaft hrsg. und komm. von Jeannine Luczak. - Basel: Schwabe, 1997. - 448 S.

4. Briefwechsel Karl Jaspers - Oskar Hammelsbeck: 1919-1969. // Deutscher Literaturarchiv Marbach. Jb. XX 617. Kasten 134. - XXV 340.

5. Jaspers K. Briefe mit Datum ohne Adressat. Kasten 189. - XXXVI 489.

6. Jaspers K. Ein Selbstportraet. // Karl Jaspers. Was ist der Mensch? Philosophisches Denken fuer alle. Ausgewaelt von H. Saner. - Pieper Muenchen Zuerich, 2003. - 397 S. S. 15-44.

7. Jaspers K. Nachlass. Deutscher Literaturarchiv Marbach. Jaspers K. Jb. XX 617; XXVII 584; XXXVI 489 Nachlass, 230 Kaesten.

8. Jaspers K. Von Heidelberg nach Basel. // Karl Jaspers. Was ist der Mensch? Philosophisches Denken fuer alle. Ausgewaelt von H. Saner. - Pieper Muenchen Zuerich, 2003. - 397 S. S. 45-65.

9. Karl Jaspers - Martin Heidegger: Briefwechsel. - Heidelberg: Elpis, 1977. - 97 S.

10. Karl Jaspers Briefwechsel: 1926 - 1969 / Hanna Arendt. Hrsg. Von Lotte Kohler. Munchen: Piper, 1985. - 674 S.

11. Karl Jaspers in seiner Heidelberger Zeit: [Dokumentationsbd. Zur Ausstellung in d. Univ. - Bibliothek Heidelberg von Juni bis 27 Aug. 1983] / Hrsg. von Joachim-Felix Leonard. Heidelberg, 1983. - 84 S.

12. Karl Jaspers: In Selbstzeugnissen und Bilddokumenten.-Reinbeck, 1974. - 123 S.

13. Jaspers K. Notizen zu Martin Heidegger. Hg. v. H. Saner.- Muenchen, Zuerich, 1978. - 92 S.

14. Karl Jaspers. Schicksal und Wille. Autobiographische Schriften. Herausgegeben von Hans Saner. - Muenchen, 1967. - 186 S.

15. Jaspers K. Mein Weg zur Philosophie. // Karl Jaspers. Was ist der Mensch? Philosophisches Denken fuer alle. Ausgewaelt von H. Saner. - Pieper Muenchen Zuerich, 2003. - 397 S. S. 67-78.

16. Nekrolog, von Karl Jaspers selbst verfasst. // Karl Jaspers. Was ist der Mensch? Philosophisches Denken fuer alle. Ausgewaelt von H. Saner. - Pieper Muenchen Zuerich, 2003. - 397 S. S.65-67.

II. Труды К. Ясперса:

17. Ясперс К. Истоки истории и ее цель. // К. Ясперс. Смысл и назначение

истории./ Пер. с нем. М.И. Левиной. - М.: Республика, 1994. - С. 28-287.

18. Ясперс К. Духовная ситуация времени. // К. Ясперс. Смысл и назначение

истории. - М.: Республика, 1994. - С. 288-419.

19. Ясперс К. Ницше. Введение в понимание его философствования / К.Ясперс; Пер. с нем. Ю.С.Медведева; Под ред. М.Ермаковой. - СПб.: Владимир Даль, 2004. - 628 с.

20. Ясперс К. Ницше и христианство. / Пер. с нем. Т.Ю. Бождай. - М.: Медиум, 1994. - 115 с.

21. Ясперс К. Современная техника. // Новая технократическая волна на Западе - Сб. пер. под ред. П.С. Гуревича. М.: Прогресс, 1986. - 453 с.

22

23

24

25

26

27

28

29

30

31

32

33

34

35

36

Ясперс К. Философская автобиография // Западная философия: итоги тысячелетия: [Сборник: Пер. / Сост. В.М. Жамиашвили]. - Екатеринбург: Деловая книга: Одиссей. 1997. С. 19-152. Ясперс К. Философская вера. // К. Ясперс. Смысл и назначение истории. -

М.: Республика, 1994. С. 420-508. Ясперс К. Всемирная история философии. / Пер. с нем. К. В. Лощевского. -

СПб.: Наука, 2000. - 272 с. Ясперс К. Собрание сочинений по психопатологии. В 2-х т.-т. - М.: Академия, Белый кролик, 1996.- Т. 1. - 256 с. Т. 2 - 352 с. Ясперс К. Стриндберг и Ван Гог. Опыт сравнительного патографического анализа с привлечением случаев Сведенборга и Гельдерлина / Перевод с немецкого П.Б. Ноткина. - СПб.: Гуманитарное агентство «Академический проект», 1999. - 238 с.

Jaspers K. Aneignung und Polemik. Gesammelte Reden und Aufsaetze zur

Geschichte der Philosophie. - Muenchen, 1968. -314 S.

Jaspers K. Augustin. München, 1976. - 83 S.

Jaspers K. Chiffren der Transzendenz. - Muenchen, 1970. - 218 S.

Jaspers K. Der philosophische Glaube. - Muenchen, 1948. - 94 S.

Jaspers K. Denken zwischen Wissenschaft, Politik und Philosophie. - Stuttgart,

1989. - 387 S.

Jaspers K. Der philosopische Glaube angesichts der Offenbarung. - Basel, 1962. - 236 S.

Jaspers K. Die frage der Ethymologisierung. (Karl Jaspers und Rolf Blutman) -Muenchen, 1954. - 114 S.

Jaspers K Die geistige Situation der Zeit. - Leipzig, 1955. - 137 S. Jaspers K. Die Grossen Philosophen. - Muenchen, 1957. -263 S. Jaspers K. Die Idee der Universitaet. - Berlin, 1923. Neufassung ebd. 1946, Berlin-Heidelberg 1946 - Neufassung «fuer die gegenwaertige Situation entworfen von Karl Jaspers und Kurt Rossmann». - Berlin-Goettingen-Heidelberg, 1961. - 96 S.

37. Jaspers K. Deskartes und die Philosophie. - Berlin, 1937. - 181 S.

38. Jaspers K. Einfuhrung in die Philosophie. - Muenchen, 2004. - 133 S.

39. Jaspers K. Existenzphilosophie. Drei Vorlesungen. - Berlin, 1938. - 78 S.

40. Jaspers K. Max Weber: Politiker. Forscher. Philosoph. - Muenchen, 1951.- 87 S.

41. Jaspers K. Nikolaus Cusanus. - Muenchen, 1964. - 154 S.

42. Jaspes K. Nietzsche. Einfuerung in das Verstaendnis seines Philosophierens. -Berlin, 1936. - S. 367.

43. Jaspers K. Phielosophie. Aufbauverlag.- Heidelberg, in 2 Bd. - B., 1956. - 427 S.

44. Jaspers K. Philosophie und Welt. - Muenchen, 1958. - 214 S.

45. Jaspers K. Rechenschaft und Ausblick. Reden und Aufsaetze. - Muenchen, 1951.

- 368 S.

46. Jaspers K. Schelling. Groesse und Verstaendnis. - Muenchen, 1955. - 219 S.

47. Jaspers K. Vernunft und Existenz. Funf Vorlesungen. 4. Aufl. Muenchen, 1960.

- 115 S.

48. Jaspers K. Vernunft und Wiedervernunft in unserer Zeit. - Muenchen, 1950. -175 S.

49. Jaspers K. Vom Ursprung und Ziel der Geschichte. - Zuerich. 1949. - 265 S.

50. Jaspers K. Was ist Philosophie? Ein Lesebuch. - Muenchen, 1975. - 133 S.

III. Политическая публицистика К. Ясперса, его опубликованные пресс-, радио- и телеинтервью:

51. Ясперс К. Куда движется ФРГ? Факты. Опасности. Шансы. / Пер. с нем. А. Гутермана и В. Иванова. - М.: Международные отношения, 1969. - 220 с.

52. Blick in die Welt. Ein Interview von Gerhard Fauth (1968). // Karl Jaspers. Provokationen. Gespraeche und Interviews. / Herausgegeben von H. Saner. -Muenchen, 1969. S. 214-218.

53. Eichmann in Jerusalem. Ein Gespraech mit Peter Wyss ueber das gleichnamige Buch von Hannah Arendt (1965). // Karl Jaspers. Provokationen. Gespraeche und Interviews. / Herausgegeben von H. Saner. - Muenchen, 1969. S. 108-121.

54. Freiheit und Wiedervereinigung. Ein Interview von Thilo Koch (1960). // Karl Jaspers. Provokationen. Gespraeche und Interviews. / Herausgegeben von H. Saner. - Muenchen, 1969. S. 169-176.

55. Fuer Volkermord giebt es keine Verjaerung. // Ein Gespraech mit Rudolf Augstein (1965). // Karl Jaspers. Provokationen. Gespraeche und Interviews. / Herausgegeben von H. Saner. - Muenchen, 1969. S.122-146.

56. Ist die Philosophie am Ende? Ein Gespraech mit Willy Hochkeppel ueber die Zukunft der Philosophie (1961). // Karl Jaspers. Provokationen. Gespraeche und Interviews. / Herausgegeben von H. Saner. - Muenchen, 1969. S. 11-32.

57. Ist die Ueberbelastung ein Faktum? Ein Interview von Alfred A. Haesler (1965). S. 93-100.

58. Jaspers K. Die Atombombe und die Zukunft des Menschen. Politisches Bewusstsein in unserer Zeit. - Muenchen, 1958. - 504 S.

59. Jaspers K. Hoffnung und Sorge. Schriften zur Deutschen Politik 1945-1965. -Muenchen, 1965. - 371 S.

60. Jaspers K. Oeffentliche Erklaerung. // Rhein-Neckar-Zeitung. 24. Maerz, 1948.

61. Jaspers K. Die Schuldfrage. - Heidelberg, 1946. - 106 S.

62. Jaspers K. Von der Wahrheit. Politische Logik. - Muenchen, 1948. - 897 S.

63. Jaspers K. Wohin treibt die Bundesrepublik? Tatsachen. Gefahren. Chancen. -

Muenchen, 1967. - 227 S.

64. Jaspers K. Zur Kritik meiner Schrift «Wohin treibt die Bundesrepublik?» -Muenchen, 1967. - 119 S.

65. Offener Horizont. Ein Gespraech mit Thilo Koch (1960). // Karl Jaspers. Provokationen. Gespraeche und Interviews. / Herausgegeben von H. Saner. -Muenchen, 1969. S. 47-62.

66. Wie Erinnerung an das Erlebte zur Auffassung der Gegenwart fuehrt. // Ein Gespraech mit Klaus Harpprecht (1962). // Karl Jaspers. Provokationen. Gespraeche und Interviews. / Herausgegeben von H. Saner. - Muenchen, 1969. S. 147-168.

67. Wie kommen Sie zu Ihrem Urteil, Herr Professor? Ein Interview von Armin Eichholz (1966). // Karl Jaspers. Provokationen. Gespraeche und Interviews. / Herausgegeben von H. Saner. - Muenchen, 1969. S. 177-196.

68. Wohin Treibt die Bundesrepublik? Ein Gespraech mit Fritz René Allemann (1966). // Karl Jaspers. Provokationen. Gespraeche und Interviews. / Herausgegeben von H. Saner. - Muenchen, 1969. S. 197-213.

69. Zum Eichmann-Prozess. Ein Interview von Francois Bondy (1961). // Karl Jaspers. Provokationen. Gespraeche und Interviews. / Herausgegeben von H. Saner. - Muenchen, 1969. S. 101-107.

IV. Работы идейных предшественников, последователей и оппонентов К. Ясперса:

70. Айзенштадт Ш.Н. «Осевая эпоха»: возникновение трансцендентных видений и подъем духовных сословий // Ориентация - поиск: Восток в теориях и гипотезах. - М.: Наука, 1992. -

71. Айзенштадт Ш.Н. Прорывы «осевого времени»: их особенности и происхождение// Современные теории цивилизаций. Вып. 3. - М.: Наука, 1995. -

72. Арендт Х. Банальность зла. Эйхман в Иерусалиме. / Пер. с анг. С.Кастальского и Н. Рудницкой. - М.: Европа, 2008. - 424 с.

73. Арендт Х. Истоки тоталитаризма / Пер. с англ. Борисовой И.В. и др.; послесловие Давыдова Ю.Н.; под ред. Ковалевой М.С., Носова Д.М.- М.: ЦентрКом, 1996. - 672 c.

74. Арендт Х. Люди в темные времена: [Очерки] Пер. с англ. и нем. Г.Дашевского, Б.Дубинина.- М.: Московская школа политических исследований, 2003. - 312 с.

75. Арендт Х. Массы и тоталитаризм // Вопросы социологии. 1992. - Т.1. № 2. - С. 24-31.

76. Арендт Х. Организованная вина // Арендт Х. Скрытая традиция: Эссе. -М.: Текст, 2008. - С. 39-56.

77

78

79

80

81

82

83

84

85

86

87

88

89

90

Арендт Х. Скрытая традиция: Эссе /Пер. с нем. и англ. Т. Набатниковой, А. Шибаровой, Н. Мовниной.- М.: Текст, 2008. - 221 с. Арендт Х. Хайдеггеру восемьдесят лет // Вопросы философии.- 1998.-№11. - С. 131-141.

Арендт Х. Vita act^, или О деятельной жизни / Пер. с нем. и англ.

Бибихина В.В. - СПб.: Алетейя, 2000. - 437 с.

Бердяев Н.А. Смысл истории. - М.: Мысль, 1990. - 175 с.

Блок М. Апология истории или ремесло историка. / Пер. с фр. Е.М. Лысенко. - М.: Наука, 1986. - 256 с.

Бродель Ф. Динамика капитализма. - Смоленск: Полиграмма, 1963. -124 с.

Бродель Ф. Материальная цивилизация, экономика и капитализм в XV-XVIII вв. в 3-х Т.Т./ Пер. с фр. Л.Е. Куббеля. Под ред. Ю.Н. Афанасьева. - М.: Прогресс, 1986. Т.1.: Структуры повседневности: возможное и невозможное. - 622 с.

Вебер М. Избранные произведения. / Пер. с нем./Сост., общ. ред. И послеслов. Ю.Н. Давидовича; Предисловие П.П. Гайденко.- М.: Прогресс, 1990. - 808 с.

Вебер М. Избранное. Образ общества. - М.: Юрист, 1994.- 702 с.

Гегель Г.В.Ф. Философия истории // Собр. соч.: в 14 Т.Т./ Под. ред. А.В. Гулыги. Т. 8. - М.: Мысль, 1973. - 456 с.

Гегель Г.В.Ф. Философия религии. В 2-х Т.Т. / Под ред. А.В. Гулыги. -М.: Мысль, 1977. - 573 с.

Гегель Г.В.Ф. Работы разных лет. В. 2-х Т.Т. / Под ред. А.В. Гулыги. - М.: Мысль, 1972. - 668 с.

Гумилев Л.Н. Из истории Евразии. / Предисл. В. Ермолаева. - М.: Искусство, 1993. - 78 с.

Гумилев Л.Н. Конец и вновь начало. - М.: Айрис-пресс, 1994. - 218 с.

91. Гумилев Л.Н. Ритмы Евразии: эпохи и цивилизации. - СПб.: ООО «Издательский Дом "Кристалл"», 2003. - 608 с.

92. Гумилев Л.Н. Этногенез и биосфера Земли. - М.: Рольф, 2002. - 560 с.

93. Гумилев Л.Н. Этнос в географии. // Этногенез и биосфера Земли. - М., 2002. С. 178-227.

94. Декарт Р. Рассуждения о методе, чтобы верно направлять свой разум и отыскивать истину в науках. // Соч.: В 2 тт.: Пер. с лат. и фр. М.: Наука,

1989. Т.1. С.250-296.

95. Кант И. Идея всеобщей истории во всемирно-гражданском плане // Соч.: на нем. и русск. Языках. Т.1. Трактаты и статьи (1784-1796).- М.: Республика, 1994. С.78-123.

96. Коллингвуд Р. Дж. Идея истории: Автобиография. - М.: Наука, 1980. С. 209.

97. Манифест Рассела-Энштейна (1955 г.) // Вопросы истории, 1990, №1. С. 107-109.

98. Маркс К. Капитал. Критика политической экономии. В 4-х т.т. // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. в 30-ти т.т. Изд. 2-е. М.: Политиздат,1954., т. 23-24. -1655 с.

99. Маркс К., Энгельс Ф. Немецкая идеология. М.: Политиздат, 1988. Гл.1. С. 16-44.

100. Ницше Ф. О пользе и вреде истории для жизни // Соч.: В 2тт. - М.: Мысль,

1990. Т.1. С.158-230.

101. Ницше Ф. Рождение трагедии, или Эллинство и пессимизм // Сочинения: в 2 тт. - М.: Мысль, 1990. Т.1. С. 48-187.

102. Ницше Ф. Странник и его тень. - М., 1994.: "REFL-book". - 256 с.

103. Ницше Ф. Ecce homo. // Сочинения в 2-х тт.- М.: Мысль, 1990. Т. 2. С. 724.

104. Перлз Ф. Гештальт-семинары / Перевод с англ. - М.: Институт Общегуманитарных исследований, 2007. - 352 с.

105. Рассел Б. История западной философии и ее связи с политическими и социальными условиями от античности до наших дней. В 3-х Т.Т. - М.: Академический проект, 2000. - 768 с.

106. Риккерт Г. Науки о природе и науки о культуре. / Пер. с нем и общ. ред. Д.А. Коробчевского. - СПб.: Издание В.И. Губинского, 1911. - 312 с.

107. Сартр Ж.-П. Проблемы метода: Пер. с фр. М.,1994. Гл.1. Марксизм и экзистенциализм. С.3-42.

108. Спиноза Б. Избранные произведения в 2-х томах. - М.: Госполитиздат, 1957. - 489 с.

109. Тойнби А. Дж. Постижение истории./ Пер. с англ. Е.Д. Жаркова. - М.: Рольф, 2001. - 640 с.

110. Февр Л. Бои за историю. / Пер. с фр. Е.М. Лысенко. - М.: Наука, 1991. -348 с.

111. Февр Л. От Шпенглера к Тойнби // Февр Л. Бои за историю. М.,1991. С.72-96.

112. Франк С. Л. Этика нигилизма // Вехи. - 1909. - С. 146-181.

113. Хайдеггер М. Бытие и время. Пер. с нем. В.В. Бибихина. - Харьков: «Фолио», 2003. - 503 с.

114. Хейзинга И. Осень средневековья: Исследование форм жизненного уклада и форм мышления в XIV и XV вв. во Франции и Нидерландах. / Пер. с нем. Д.В. Сильвестрова. / Под ред. С.С. Аверинцева. - М.: Наука, 1988. - 539 с.

115. Шпенглер О. Закат Европы. - Ростов н/Д: Феникс, 1998. - 490 с.

116. Элиас Н. О процессе цивилизации. Социогенетические и психогенетические исследования. Т. 1, 2. - М., СПб.: Университетская книга, 2001. - 382 с.

117. Элиас Н. Придворное общество. Исследования по социологии короля и придворной аристократии, с введением: социология и история. - М.: Языки славянской культуры, 2002. - 368 с.

118. Эриксон, Э. Г. Молодой Лютер. Психоаналитическое историческое исследование / Эрик Г. Эриксон; пер. с англ. А. М. Каримского. - М.: Московский философский фонд «Медиум», 1996. - 560 с.

119. Arendt H. Sechs Essays. - Heidelberg, 1948. - 114 S.

120. Burckhardt J. Weltgeschichte Betrachtungen. - Bern, 1941. - 268 S.

121. Dilthey W. Gesammelte Schriften. Bd. V. Goethingen, 1982.

122. Heidegger M. Der Ursprung des Kunstwerkes. - Stuttgart, 1967. - 376 S.

123. Keuserling H. Das Buch vom Ursprung. - Baden-Baden, 1947. - 264 S.

124. Kierkegaard S. Die Krankheit zum Tode. Dusseldorf, 1957. - 316 S.

125. Mayer E. Geschichte der Altertums. In 2 Bd. - Stuttgart, 1884. - Bd. 1. - 952 S.

126. Rudolf Ringuth ueber Karl Jaspers: Die grossen Philosophen. Nachlass. 14./2./981.// der Spiegel 51/1981.

127. Spengler O. Briefe 1913-1936 / Hrsg. von A.M. Kontanek. Muenchen, 1963. -332 S.

128. Spengler O. Untergang des Abendlandes. - Muenchen, 1923. -215 S.

129. Toynbee A. A study of history. - L., 1935. - 482 S.

130. Weber A. Abschied von der bisherigen Geschichte. Hamburg, 1946. - 302 S.

131. Weber A. Kulturgeschichte als Kultursoziologie. - Leiden, 1935. - 432 S.

132. Weber M. Deutsches Wesen im politiscen Denken, im Forschen und Philosophieren. - Oldenburg, 1932. - 112 S.

133. Weber M. Tragische und die Geschichte. - Hamburg, 1943. - 182 S.

134. Weber M. Soziologie, Weltgeschichte Analysen.- Stuttgart: Politik, 1956.-508 S.

Литература:

135. 100 великих психологов. - М.: Вече, 2004. - 432 с.

136. Аббаньяно Н. Мудрость философии и проблемы нашей жизни. - СПб.: Азбука, 1998. - 194 с.

137. Абрамова Г.С. Психология человеческой жизни. - М.: Академия, 2002. -224 с.

138. Айзенштадт С.Н. Цивилизационные измерения социальных изменений. Структура и история. // Цивилизации. Вып.4.- М., МАЛП, 1997. Ред. коллегия: Чубарьян А.О. и др. С. 20-33.

139. Айзин Б.А. К. Либкнехт о законах истории. // Новая и новейшая история, 2001, № 6. С. 86-108.

140. Актуальные проблемы теории истории. Материалы «круглого стола» (12 января 1994 г.). // Вопросы истории, 1994, № 6. С. 14-27.

141. Алан Розенталь. Создание кино и видеофильмов как увлекательный бизнес. - М.: Издательство ТРИУМФ; г. Жуковский: Издательство ЭРА, 2000. - 352с.

142. Алферов А.А. О концепции всемирной истории К.Ясперса. // Известия вузов. Сев.-Кавк. регион. Общественные науки. 1997, №3. С.31-35.

143. Аникеев А.А. Методология неоклассической историографии. -Ставрополь: СГУ, 2007. - 205 с.

144. Аникеев А.А. Проблемы методологии истории. - Ставрополь: СГПУ, 1995. - 215 с.

145. Аникеев А.А. Технология магистерского исследования. Учебное пособие. Ставрополь, 1996. - 134 с.

146. Анкерсмит Ф.Р. Нарративная логика: Семантический анализ языка и историков. - М, 2003.

147. Анналы на рубеже веков: Антология. / Отв. ред. А.Я. Гуревич. - М.: XXI Согласие, 2002. - 284 с.

148. Антипов Г.А. Историческое прошлое и пути его изучения. - М.: Наука, 1987.- 242 с.

149. Арон Р. Этапы развития социологической мысли. - М.: Прогресс, 1993.606 с.

150. Ахиезер А.С. Россия: критика исторического опыта (Социокультурная динамика России). В 3-х т.т.- 2-е изд. Новосибирск: Сибирский хронограф, 1998., Т. 2: Теория и методология. Словарь. - 594 с.

151

152

153

154

155

156

157

158

159

160

161

162

163

164

165

166

Бабий А.И., Бергнер Г.В. Закат еще одного буржуазного мифа о человеке. -Кишинев: Штиница, 1982. - 86 с.

Бабинцев В.А. Маргинал, или Основной вопрос интеллектуальной истории // 1ша§тев шипёг Альманах исследований всеобщей истории 1620 вв. №3. Интеллектуальная история. Вып.1. Екатеринбург, 2004. С.13. Балакин В.Д. Диалог со временем. Альманах интеллектуальной истории. // Вопросы истории, 2001, № 3. С. 144-146.

Баллер Э.А. Преемственность в развитии культуры. - М.: Наука. - 294 с. Барг М.А. Категории и методы исторической науки.-М.: Наука, 1984.-344 с. Барг М.А. Эпохи и идеи. Становление историзма. - М.: Мысль, 1987. -348 с. Беленький И.Л. Биография и биографика в отечественной культурно -исторической традиции // История через личность: историческая биография сегодня / Ред. Л. П. Репина. М.: Кругъ, 2005. С. 37-54. Бессмертный Ю.Л. Метод // Человек в мире чувств. Очерки по истории частной жизни в Европе и некоторых странах Азии до начала нового времени // Под ред. Ю. Л. Бессмертного. - М., 2000. С. 23. Бессмертный Ю.Л. Что за «Казус»? // Казус - 1996: Индивидуальное и уникальное в истории. М., 1997. С. 7-24.

Бессмертный Ю.П. Споры о главном.//Новая и новейшая история, 1990, № 6. С. 123-131.

Бессонов Б.И. Актуальность философских воззрений Карла Ясперса //

Социальная теория и современность. - М., 1993. - С.23

Библия.

Биммель В. Мартин Хайдеггер. - Челябинск, 1998. - 278 с. Биографический энциклопедический словарь. - М.: Большая российская энциклопедия, 2000. - 712 с.

Биография как вид исторического исследования. Сборник научных трудов. - Тверь: Изд-во «Русский дом», 1993. - 316 с.

Богданов А.П. Персональная история. Исповедь судьбы. // Вопросы истории, 2002, № 7. С. 170-171.

167. Богданова И.Н. В поисках адекватной формы знания (В.Соловьев и К.Ясперс) // Эпистемы: Альманах. - Екатеринбург, 1998. С.40-45.

168. Богомолов А.С. Некоторые проблемы послевоенной эволюции экзистенциализма К. Ясперса. // Вестник МГУ. Философия, 1966, № 1. С. 70-78.

169. Богомолов А.С., Мельвиль Ю.К. Основные течения современной буржуазной философии. Вып. 3. (Экзистенциализм). - М.: Высшая школа, 1970. - 80 с.

170. Бойцов М.А. Вперед, к Геродоту! // Казус - 1999: Индивидуальное и уникальное в истории. М., 1999. С.17-41.

171. Боленгброк. Письма об изучении и пользе истории: Пер. с англ.- М., 1978.

172. Боргош Ю. Фома Аквинский. - М.: Мысль, 1966. - 164 с.

173. Бородкин Л.И. Междисциплинарные подходы в исторической науке начала 21 века: подъем или упадок? - М.: Республика, 2003. - 310 с.

174. Борозняк А.И. «Неудобный господин Ясперс», или О политической ответственности интеллигенции. // Диалог со временем. Альманах интеллектуальной истории. Вып. 5. - М.: ИВИ РАН, 2001. - С. 178-186.

175. Борозняк А.И. Искупление: Нужен ли России германский опыт преодоления тоталитарного прошлого? - М.: Независимое изд-во «Пик», 1999. С. 8-56.

176. Бофре Ж. Диалог с Хайдеггером: [в 4 кн.] / Пер. В.Ю. Быстрова. - СПб.: Владимир Даль, 2007. - 843 с.

177. О'Брайен П. Статус государства и будущее универсальной истории. // Цивилизации. Вып. 5. Проблемы глобалистики и глобальной истории. -Под ред. А.О. Чубарьяна. - М., 2002. - с.239

178. Василенко В.В. Интеллектуальная биография П.А. Сорокина: опыт нового исследования формирования «интегральной» методологии социально-исторического познания. Автореф. на соискание уч. степени доктора исторических наук. - Ставрополь: СГУ, 2006. - 53 с.

179. Василенко В.В. Историко-культурный анализ в трудах П.А. Сорокина. Исторические науки. Автореф. на соискание уч. степ канд. наук. -Ставрополь: СГУ, 1998. - 23 с.

180. Вейнберг И. Человек в культуре Древнего Ближнего Востока. - М.: Наука, 1986. - 368 с.

181. Велембовская Ю.А. Бертран Рассел (1872-1970). Ученый в борьбе против ядерной угрозы. // Новая и новейшая история, 1999. № 6. С.81-109.

182. Вернер, Эггерат. Куда идешь, Германия? Сокр. пер. с нем. В.Кривули и Г.Рудого. - М.: Мысль, 1968. -326 с.

183. Виноградов В.Н., Космач Г.А. Кризис германского либерализма в годы Веймарской республики. Идеология и политика Немецкой демократической партии в 1918-1929 гг. // Вопросы истории, 1990, № 8. С. 179-180.

184. Винтер Ш. Хайдеггер М. Определение метафизики. Мюнхен,1933. // Реферативный журнал ИНИОН. Серия 3. Философия. - М.,1994. №3.

185. Власова О.А. Между психопатологией и философией: путь Ясперса // Ученые записки Курского государственного университета (4), 2008. http: // www. scientific - notes.ru

186. Водолагин А.В. Интеллектуальные искания Карла Ясперса: от психопатологии к метафизике истории.// Развитие личности. 2004. №3. С.218-228.

187. Водолагин А.В. Психопатология и метафизика воли (к 125-летию Карла Ясперса). http: // www. ec - dejavu. Net / j / Karl_Jaspers/ html

188. Вознесенский А.А. Тишины! // Собр. соч в 3-х тт. - Т.1. - М., 1983.- 164 с.

189. Волкогонова О.Д. Н. Бердяев. Интеллектуальная иография. // http: //anthropology. rchgi. spb. ru/berdyaev/berd_i2. htm

190. Володихин Д.М. Экзистенциальный биографизм в истории //Информационный бюллетень Ассоциации "История и компьютер", № 24, июль 1999.

191

192

193

194

195

196

197

198

199

200

201

202

203

204

Высокова В.В. Интеллектуальная история - территория историка. // 1ша§тев шип& : Альманах исследований всеобщей истории 16-20 вв. №3. Интеллектуальная история. Вып.1. - Екатеринбург: 2004. С. 44. Габитова Р.М. Человек и общество в немецком экзистенциализме. - М.: Наука, 1972. - 221 с.

Гайденко П.П. Прорыв к трансцендентному. М.: Мысль, 1977. - 184 с. Гайденко П.П. Прорыв к трансцендентному: Новая онтология 20 века. -М.: Республика, 1997. - 495 с.

Гайденко П.П. Социология макса Вебера. // М. Вебер. Избранные произведения. / Пер. с нем./сост., общ. ред. и послеслов. Ю.Н. Давидовича;-М.: Прогресс, 1990. С.5-41.

Гайденко П.П. Философия культуры Карла Ясперса // Воросы философии, 1972, №9, С. 27-38.

Гайденко П.П. Философия культуры Карла Ясперса.// Вопросы литературы.- 1972, № 9. С. 26-34.

Гайденко П.П. Человек и история в свете «философии коммуникаций» Карла Ясперса // Человек и его бытие как проблема современной философии. - М., 1978. (С. 120).

Гайденко П. П. Человек и история в экзистенциальной философии Карла Ясперса. // Ясперс К. Смысл и назначение истории. - М.: Республика, 1994., С. 5-26.

Гайденко П.П. Экзистенциализм и проблема культуры. М.: Наука, 1963.157 с.

Галиаскаров В.Г. Карл Ясперс о системе мироздания и роли «шифра» в ее

познании. // Знак и общение. - Фрунзе, 1974.- С. 102-114.

Галкин А.А. Германский фашизм. М.: Наука, 1967. - 400 с.

Гердер И.Г. Идеи к философии истории человечества. М.: Наука, 1977. -

703 с.

Гердер М.Г. Идеи к философии истории человечества. - М.: Наука, 1977. -703 с.

205. Германская история в новое и новейшее время. В 2-х т.т. / Под ред. С.Д. Сказкина. - М.: Наука, 1970. - 1112 с.

206. Гефтер М.Я. Эхо Холокоста и русский еврейский вопрос. - М.: Айрис Пресс, 1995. - 643 с.

207. Гинцберг Л.И. Тоталитаризм в Европе ХХ в. Из истории идеологий, движений, режимов и их преодоления. // Вопросы истории, 1997, № 8. С. 162-164.

208. Горюнов В.П. «Неподлинное бытие» в истолковании Карла Ясперса // Социальная теория и современность. - М., 1991.

209. Гостенков А.В. Место кайзера Вильгельма II в немецкой истории. // Вопросы истории, 1994, № 9. С. 179-180.

210. Грей, Джон. Поминки по Просвещению: Политика и культура на закате современности. - М.: Республика, 2003.

211. Григорьян Б.Т. Экзистенциальная концепция человека К.Ясперса // Буржуазная философская антропология ХХ века.- М.: Наука, 1986. С. 2324

212. Грицанов А.А. Ясперс Карл // Всемирная энциклопедия. Философия. - М., 2001. - 1298 с.

213. Губман Б.Л. Смысл истории: очерки современных западных концепций. -М.: Наука, 1991. - 189 с.

214. Гулыга А.В. Философия религии Гегеля. // Г. Гегель. Философия религии. В 2-х т.т. М.: Мысль, 1977. Т.1. С. 5-37.

215. Гуревич А.Я. «Новая историческая наука» во Франции: достижения и трудности (критические заметки медиевиста). - История и историки. - М.: Наука, 1985. - С. 122-123.

216. Гуревич А.Я. Исторический синтез и Школа «Анналов». М.: Наука, 1993. - 495 с.

217. Гуревич А.Я. М. Блок и «Апология истории». // М. Блок «Апология истории или ремесло историка». Приложение. - М.: Наука, 1986. - С. 182-237.

218

219

220

221

222

223

224

225

226

227

228

229

230

231

Гуревич А.Я. О кризисе современной исторической науки. // Вопросы истории, 1991, № 2-3. С. 12-36.

Гуревич Г.С. Предисловие к книге К.Ясперса «Философская вера». - М.: Наука, 1992. С. 6-14.

Дебор Ги. Общество спектакля.- М.: Мысль, 2000. - 415 с. Демченко Л.М., Карпеева Е.В., Осипова Ю.С. Особенности соотношения экзистенции и трансценденции в филосифии Карла Ясперса // Вестик Оренбургского государственного университета. 2005., №7. С. 20-28. Дзелепи Э. Конрад Аденауэр: легенды и действительность. - М.: Мысль, 1960. - 258 с.

Драбкин Я.С., Борозняк А.И. Искупление. Нужен ли России германский опыт преодоления тоталитарного прошлого? // Вопросы истории, 2001, № 7. С. 132-138.

Дудник С.И. История и историческое сознание // Я.А. Слинин и мы: к 70 -летию профессора Ярослава Анатольевича Слинина.- СПб.: Санкт -Петербургское философское общество, 2002. (серии «Мыслители», Вып.10). С. 147-168.

Дюби Ж. Развитие исторических исследований во Франции // Одиссей. Человек в истории. - М.: Наука, 1991. - 289 с.

Ерасов Б.С. Культура, религия и цивилизация на Востоке. Очерки общей теории. - М.: Прогресс, 1993. - 236 с.

Ерасов Б.С. Проблемы теории цивилизаций. // Новая и новейшая история, 1995, № 6, С. 181-187.

Ерин М.Е., Винклер Г.А. Веймар 1918-1933. История первой германской демократии. // Вопросы истории, 1995, № 1. С. 31-42. Ершов Ю.Г. Человек, социум, история. - Свердловск: Урал, 1990.- 154 с. Жуков Е.М. Очерки методологии истории. / Под ред. Ю.В. Бромлея. - М.: Наука, 1987.- 254 с.

Завадская В. Культура Востока в современном западном мире. - М.: Наука, 1997., - 183 с.

232. Зарин В.А. Запад и Восток в мировой истории XIV-XIX вв. - М.: Прогресс, 1991. - 302 с.

233. Зверева В. В., Парамонова М. Ю., Репина Л. П. История исторического знания. Пособие для вузов. М.: Дрофа, 2004. - 288 с.

234. Зверева Г.И. Историческое знание в контексте культуры конца XX в.: проблема преодоления власти модернистской парадигмы // Гуманистические науки и новые информационные технологии. М., 1994. Вып.2. С. 127-142.

235. Зверева Г.И. Реальность и исторический нарратив: проблемы саморефлексии новой интеллектуальной истории // Одиссей. 1966. М.: Республика, 1996. - 198 с.

236. Зотов А.Ф. Современная западная философия. - М.: Высшая школа, 2005. - 781 с.

237. Зубова И.Л. Штрихи интеллектуальной биографии историка (памяти С.Л. Сытина). // rudocs.exdat.com/docs/index-197909.html

238. Зуев К.А. О некоторых проблемах методологии истории. // Новая и новейшая история, 1996, № 6. С. 70-75.

239. Игошева М.А. А.Дж.Тойнби и Л.Н. Гумилев: анализ историософских концепций. // Общественные науки, 1998. № 1. С. 65-69.

240. Интернет-конференция «Историческая культурология: предмет и метод» (2002г.) См.: http ://www. auditorium. ru / conf15.

241. Ионов И.Н. Глобальная история: основные направления и существенные особенности. // Цивилизации. Вып.5. - М., 2002.

242. Искендеров А.А. Историческая наука на пороге XXI в. // Вопросы истории, 1996, № 4. С. 47-56.

243. Историк в поиске: Микро- и макро-подходы к изучению прошлого. - М.: Республика, 1999. - 487 с.

244. Историко-философские исследования: Ежегодник. Вып. 1./ Отв. Ред. А.А. Михайлов. - Мн.: Университетское, 1991. - 221 с.

245

246

247

248

249

250

251

252

253

254

255

256

257

258

Историография истории нового и новейшего времени стран Европы и Америки. / Под ред. И.П. Дементьева. - М.: Простор, 2000. - 432 с. Историческая наука: Вопросы методологии./ Под ред. Л.С. Гапоненко. - М.: Мысль, 1986. - 259 с.

История и социальные науки: поворотный момент (1988). // Анналы на рубеже веков. Антология / Отв. ред. А.Я. Гуревич. - М., 2002. (С.13) История через личность : историческая биография сегодня / Под. ред. Л.П. Репиной. - М., 2005. - 263 с.

История через личность: историческая биография сегодня / Под редакцией Л. П. Репиной. - М.: Кругъ, 2005. - 720 с.

Источниковедение: теория, история, метод. Источники российской истории / И.Н.Данилевский, В.В.Кабанов, О.М. Медушевская, М.Ф.Румянцева.- М.: Аспект Пресс, 2000. - 318 с.

Источниковедение: Теория, история, метод. Источники российской истории: Учебное пособие для гуманитарных специальностей / И.Н. Данилевский, В.В. Кабанов, О.М. Медушевская, М.Ф. Румянцева. - М.: Айрис Пресс, 1998 (М.,2000). - 702 с.

Истягин Л.Г. Общественно-политическая борьба в ФРГ по вопросам мира и безопасности (1949-1987). - М.: Наука, 1988. - 304 с. Каменский З.А. Культурно-исторические типы или единство историко-философского процесса // Вопросы философии, 1995, №2. С. 82-90. Карсавин Л.П. Философия истории. - СПб.: , 1993. - 351 с. Керов В.В. Отношение крайне правых к думским учреждениям предвоенного периода // Россия в 20 веке: Люди, идеи, власть. - М., 2002. Керов В.Л., Дюмулен О. Марк Блок. // Вопросы истории, 2001, № 7. С. 3844.

Кершоу Ян. Гитлер. - Ростов-на-Дону: Феникс, 1997. - 320 с. Ким С.Г. В поисках интегральной версии историописания (по материалам немецкой науки 1990-х годов) // Диалог со временем. Альманах интеллектуальной истории. 9. М., Едиториал УРСС, 2002. С. 30-50.

259. Ковальченко И.Д. Методы исторического исследования. - М.: Наука, 1987. - 439 с.

260. Ковальченко И.Д. Методы исторического исследования.- М.: Мысль, 1987. - 458 с.

261. Ковальченко И.Д. Некоторые вопросы методологии истории. // Новая и новейшая история, 1991, № 5. С.14-22.

262. Ковальченко И.Д. Теоретико-методологические проблемы исторических исследований. Заметки и размышления о новых подходах. // Новая и новейшая история, 1995. № 1. С. 3-33.

263. Косолапов В.В. Методология и логика исторического исследования. - Киев: Вища школа, 1977. - 382 с.

264. Коссак Е. Экзистенциализм в философии и литературе./ Пер. с польск. - М.: Политиздат, 1980. - 360 с.

265. Костина А.В. «Массовая культура как феномен постиндустриального общества». - М.: КомКнига, 2006. - 352 с.

266. Кристиан Д.К. К обоснованию «Большой (Универсальной) истории» // Цивилизации. Вып. 5.- Проблемы глобалистики и глобальной истории. -Под ред. А.О. Чубарьяна. М., 2002. - 239 с.

267. Кузнецов В.Г. Герменевтика и ее путь от конкретной методики до философского направления // Герменевтика в России. Вып.1. (С.18,20).

268. Лавров С.Б. Л.Н. Гумилев и евразийство. // Гумилев Л.Н. Ритмы Евразии: эпохи и цивилизации. - СПб.: ООО Издательский дом «Кристалл», 2003. -С. 5-18.

269. Ланда Р.Г. Восток: цивилизация, формация, социум. // Вопросы истории, 1995, № 4. С. 47-56.

270. Лаппо-Данилевский А.С. Методология истории. Вып.1-2. - СПб., 19101913.

271. Лапшин И.И. О перевоплощении в художественном творчестве // Вопросы истории и психологии творчества. - Харьков, 1914. Т.5. С. 161-262.

272. Лапшин И.И. Философия изобретения и изобретение в философии: Введение в историю философии. М.: Республика, 1999. - 399 с.

273. Лиотар Ж.-Ф. Состояние постмодерна: Пер. с (нем). фр. М., СПб., 1998. -402 с.

274. Лосев А.Ф. Античная философия истории. - М.: Мысль, 1997. - 291 с.

275. Лотман Ю.М. Проблема исторического факта // Лотман Ю.М. Внутри мыслящих миров. Человек-текст-семиосфера-история. М.: Мысль, 1999. -465 с.

276. Людвиг Э. Последний Гогенцоллерн (Вильгельм II). - М.: Высшая школа, 1991. - 364 с.

277. Лях В.В. Рационализм и иррационализм в современной буржуазной социальной философии. - Киев: Наукова думка, 1986. - 190 с.

278. Мабли Г.-Б.де. Об изучении истории. О том, как писать историю: Пер. с фр. М.: Республика, 1993. - 414 с.

279. Магидов В. М. Кинофотофонодокументы в контексте исторического знания. М.: Российск. гос. Гуманит. ун - т, 2005. - 394 с.

280. Макарычев А.С. Постмодерн и западная политическая наука. // Социально-политический журнал, 1996. № 3. С. 34-42.

281. Мамонов В.Ф. В поисках твердой почвы. // Новая и новейшая история, 1996, № 6. С. 63-70.

282. Марков Б.В. Ясперс о Ницше. // Ясперс К. Ницше. Введение в понимание его философствования / К.Ясперс; Пер. с нем. Ю.С.Медведева; Под ред. М.Ермаковой. - СПб.: Владимир Даль, 2004. С. 5-58.

283. Мартин Хайдеггер, сам свидетельствующий о себе и о своей жизни / Пер. с нем. / Предисловие А.Верникова. - Челябинск: Урал, 1998. - 318 с.

284. Медушевская О.М. Источниковедение и историография в пространстве гуманитарного знания :индикатор системных изменений // Источниковедение и историография в системе гуманитарного знания: Доклады и тезисы 14 научной конференции. Москва, 18-19 апреля 2002 г. / Отв. ред. В.А. Муравьев. - М., 2002.

285

286

287

288

289

290

291

292

293

294

295

296

297

298

Медушевская О.М. Феноменология культуры: Концепция А.С. Лаппо-Данилевского в гуманитарном познании новейшего времени // Исторические записки. - М., 1999. Т.2. (120). С. 100-136. Межуев В.Н. Актуальные проблемы теории культуры. - М.: Прогресс, 1993. - 218 с.

Межуев В.Н. Культура и история. - М.: Политиздат, 1977. - 199 с. Мелещенко З.Н. Немецкая философия ХК-начала ХХ в. в идейной борьбе за национальное единство Германии. - Л.: ЛГУ, 1965. - 118 с. Мельвиль Ю.К. Пути буржуазной философии ХХ в. (критические очерки). -М.: Мысль, 1983. - 247 с.

Мельниченко Е.Х. Особенности культуры западноевропейского средневековья. // Ритмы истории: Сб. научн. трудов./ Под ред. В.Х. Тменова. - Владикавказ: СОГУ, 2003. С. 66-62.

Мельниченко Е.Х., Кветкина И.И. Особенности средневековой цивилизации Запада.// Ритмы истории: Сб. научн. трудов./ Под ред. В.Х. Тменова. -Владикавказ: СОГУ, 2003. С. 61-66.

Мерцалов А.Н. В поисках исторической истины. - М.: Мысль, 1984. - 262 с. Методология неоклассической историографии: Учебное пособие. -Ставрополь: РИО ИНДК / Под ред. проф. А.А. Аникеева, 2007. - 212 с. Могильницкий Б.Г. Введение в методологию истории. - М.: Высшая школа, 1989. - 174 с.

Могильницкий Б.Г. Историческое познание и историческая теория. // Новая и новейшая история, 1991. № 6. С. 3-9.

Молодяков В.Э. Консервативная революция в Японии: идеология и политика. - М.: Республика, 1999. - 213 с.

Мотрошилова Н.В. Карл Ясперс об истории и «осевом времени». // История философии: Запад-Россия-Восток. 2-е изд. - М.: Греко-латинский кабинет, 2000. 448 с. - С. 22-27.

Мочикова Г.Ю. Биографический метод и творческая личность ученого // Вопросы психологии. - 1994. № 2. С. 82-96.

299. Мошнин В.Ф. Социально-экономическая концепция К. Ясперса. - М.: Наука, 1979. - 204 с.

300. Немецкий «Дранг нах Остен» в фашистской историографии. // Против фашистской фальсификации истории. Сб. ст. /Под ред. А.В. Митрофанова. -М. - Л.: Политиздат, 1939. С. 135-155.

301. Никитин Ю.И. К критике концепции «господства масс» в социологии К. Ясперса. // Идеологическая борьба и актуальные проблемы философии. -Днепропетровск: ДПУ, 1974. С. 95-100.

302. Никитин Ю.И. Методологическая несостоятельность экзистенциалистской интерпретации истины. // Философия и современность. - Днепропетровск: ДПУ, 1974. С. 149-156.

303. Никитин Ю.И. Субъективизм философского мышления Карла Ясперса. // Идеологическая борьба и актуальные проблемы философии.-Днепропетровск: ДПУ, 1976.- 137-144.

304. Новая философская энциклопедия МрУ/рЫопапе!org.ua/board/novaiа Шosofskaja_ehnciklopedija/jaspers/3-1-0-957

305. Новейшие течения и проблемы философии в ФРГ. - М.: Наука, 1978. -365 с.

306. Новейший философский словарь. / Сост. А.А. Грицанов.- Мн.: В.М. Скакунов, 1998. - 896 с.

307. Павлова Т.А. Историческая биографистика в СССР // Новая и новейшая история. - 1990. №2. С. 112-123.

308. Павлова Т.А. Психологическое и социальное в исторической биографии // Политическая история на пороге 21 века: традиции и новации. - М.: Просвет, 1995. - 419 с.

309. Патрушев А.И. Неолиберальная историография ФРГ: формирование, методология, концепции. - М.: МГУ, 1981. - 149 с.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.