Культурологический анализ музкальных традиций Западной Сибири тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 24.00.01, кандидат культурологии Израелян, Елена Валентиновна
- Специальность ВАК РФ24.00.01
- Количество страниц 193
Оглавление диссертации кандидат культурологии Израелян, Елена Валентиновна
Глава
I. Традиции культуры и музыкальные традиции
§1 Культурная традиция как механизм преемственности в культурном развитии
§2. Новаторство как свойство оригинальности музыкальной культуры и джаз Примечания к главе I
Глава
II. Особенности формирования музыкальных традиций в Западной Сибири
§1. Этноисторические корни музыкальной культуры Западной Сибири
§2. Джаз в музыкальной жизни Западной Сибири Примечания к главе II
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория и история культуры», 24.00.01 шифр ВАК
Формирование новосибирской джазовой школы2005 год, кандидат искусствоведения Беличенко, Сергей Андреевич
Особенности эволюции джаза и его влияние на процесс инноваций в российской музыкальной культуре2000 год, кандидат культурол. наук Ушаков, Константин Александрович
Традиции оркестра духовых инструментов в эволюции джаз-бэнда: 1890-1960-е гг.2008 год, кандидат искусствоведения Балин, Андрей Полиславович
Влияние джаза на профессиональное композиторское творчество Западной Европы первых десятилетий XX века2003 год, кандидат искусствоведения Матюхина, Мария Владиславовна
Джазовый свинг: Явление и проблема2001 год, кандидат искусствоведения Юрченко, Ирина Викторовна
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Культурологический анализ музкальных традиций Западной Сибири»
Актуальность темы исследования. В настоящее время наблюдается усиление общественного интереса к традициям. Это обстоятельство связано с решением целого ряда актуальных теоретических и практических социальных проблем. Так, уяснение природы традиций, их места и роли в общественной жизни имеет существенное значение для изучения механизма исторической детерминации общественных процессов, организации социального управления и человеческих отношений, закономерностей индивидуального и группового поведения.
Исследование традиций непосредственно касается таких важных и острых вопросов современности как отношение к наследию прошлого, причинам сохранения социальных пережитков и др. Трудно понять природу и сущность новаторства в искусстве, науке, технике и правильно объяснить характер инноваций в культуре, языке, в различных формах социальной деятельности вне связи с диалектикой развития традиции. Философское осмысление традиции как сложного, многопланового социального образования дает возможность с новой стороны осветить широкий ряд явлений общественной жизни, изучаемых частными науками: этнографией, фольклористикой, науковедением, искусствознанием и т.д. Традиция изучается многими науками, однако каждая чаще всего накапливает этот опыт совершенно самостоятельно, не пользуясь достижениями других наук, но все они имеют один и тот же механизм. Этот механизм и есть традиция как особая форма социальной памяти. Исходя из понимания мира с позиций материалистической диалектики, главное значение придается обобщению исторического развития общества, культуры в единстве, взаимодействии ее форм, проявлений. Положение о том, что культура может развиваться как за счет "трансферта" достижения других обществ, так и за счет внутренних ресурсов данного общества, является общепризнанным, следовательно, одно из решений проблемы - обращение к собственному культурному наследию. На фоне указанных причин актуализируется проблема изучения музыкальных традиций Западной Сибири. Такое изучение расширяет представление о богатстве культуры народов, населяющих этот регион, помогает лучше понять истоки традиций, их сегодняшние особенности, пути органического вписывания традиций в общую культуру и ее обогащения, а также может способствовать сохранению многих ценных элементов традиций и использованию их в практической деятельности.
Степень разработанности проблемы. Описанию и исследованию традиций посвящена разнообразная литература. Проблемы традиции привлекают внимание к себе представителей в философии (М. Полани, Т. Кун, П.П. Гайденко, Н.И. Кузнецова, Н.В. Агафонова, И.Т. Касавин и др.), социально-психологического направления в позитивистской социологии (Э. Дюркгейм и его последователи), культуроведческой социологии (К. Клакхон, А. Кребер), религиоведении (У. Робертсон-Смит), антропологической и этнической социологии (Б. Малиновский, А. Радклифф-Браун). Конкретные традиции рассматривали также Т. Парсонс, К. Леви-Стросс, Г. Гадамер, А.С. Спиркин, В.Б. Власова, И.А. Быченкова, В.Н. Суханов, В.Д. Плахов, А.Я. Гуревич, Н.С. Сарсенбаев, Д.М. Уледов, Д.М. Угринович, Д. Станков, Д. Балаж, А. Хенинга, Р. Вейман и др.
При рассмотрении традиции в культуре как механизма преемственности привлечены труды Э.А. Баллера, JI.E. Антоненко, Г.Н. Исаенко, М.П. Завьяловой, С.Б. Максюковой. Вопрос о роли традиций, об их значимости возникает и при исследовании науки. Неоценимый вклад в исследование этой проблемы внесен М.А. Розовым в работе "Теория социальных эстафет и проблемы анализа знания". В указанной работе М.А. Розова получен новый и принципиально важный для исследований традиций опыт их изучения - новое онтологическое представление традиции как особого механизма социальной памяти.
При изучении вопроса о музыкальных традициях были проанализированы работы И.И. Земцовского, JI.B. Фибих, А.П. Мохонько,
К.К. Розеншильда, А.И. Чудоякова, Д.А. Клеменца, Н.М. Скворцовой, Н.В. Леоновой и др. Исследование музыкальной культуры православия было проведено на основе работ музыковедов: Б.А. Шиндина, И.П. Овсянниковой, И.В. Ефимовой, Е.Г. Викуловой, Т.П. Федоренко, Н.С. Мурашовой, О.В. Шелудяковой, A.M. Лесовиченко, И.Г. Умновой и др.
Изучение механизмов, которые лежат за феноменами изменения и сохранения культуры, роли и места традиции и инноваций в культуре вообще и музыкальной культуре в частности осуществлялось на основе исследований Т.В. Чередниченко, Т. Левой, В.Н. Холоповой, А.Н. Сохора, А. Клюева. Анализу происхождения, становления, развития джаза и его истории посвящены труды Д. Коллиера, У. Сарджента, Ю. Панасье и др. Среди отечественных авторов большой вклад в разработку вопросов истории и природы джаза внесла В.Д. Конен. Развитие джаза в советский период нашло отражение в трудах А.Н. Баташева, А.Е. Петрова, Б.Г. Гнилова, А. Медведева, Д.Т. Ухова, B.C. Мысовского, В.Б. Фейертага, К.А. Ушакова и др.
Актуальность данной темы, ее недостаточная разработанность обусловили формулировку основной проблемы, решаемой в данном исследовании. Такой проблемой является интерпретация музыкальных традиций в контексте теории социальных эстафет.
Объектом исследования является развитие системы музыкальной культуры Западной Сибири.
Предмет исследования - музыкальная традиция Западной Сибири.
Цель диссертационной работы состоит в культурологическом анализе музыкальных традиций Западной Сибири как региона с большим этническим разнообразием и специфическим развитием форм и жанров музыкальной культуры, которые определяются социальными, конфессиональными и другими обстоятельствами.
Сформулированная таким образом цель исследования задает следующие задачи:
Проанализировать определения понятия "традиция" и близких к нему понятий "обычай", "обряд", "ритуал", "канон".
Исследовать традиции в музыкальной культуре в контексте теории социальных эстафет.
Эксплицировать социокультурные основы процессов ассимиляции музыкальных традиций в истории общества.
Зафиксировать особенности формирования музыкальных традиций в Западной Сибири.
Исследовать джазовую традицию с позиций каноничности, эвристичности и оригинальности.
Выявить особенности функционирования джаза в Западной Сибири.
Методологическая основа исследования ориентирована на философские традиции, которые связаны с пониманием деятельностной, практической, социокультурной природы человеческого познания. В исследовании используется методология теории социальных эстафет как главного методологического средства описания и анализа музыкальных традиций. Важными методами настоящего исследования явились такие методы, как сравнительно-исторический, герменевтический. Необходимыми элементами методологии данного исследования явились методы анализа, синтеза, моделирования, которые позволили произвести теоретическую интерпретацию эмпирического материала по истории и современности музыкальных традиций.
Общим методологическим основанием явилась концепция культуры как способа бытия человека в мире, культурологические и исторические экспликации социально-исторического бытия музыкальной культуры как важной части общечеловеческой культуры.
Научная новизна исследования заключается в следующем.
Музыкальные традиции рассмотрены в контексте теории социальных эстафет и представляют собой реализацию совокупности программ деятельности.
Проанализированы процессы ассимиляции музыкальных традиций в различных жанрах и, конкретно, в джазе как дивергентный процесс культурного взаимодействия.
Выявлены социокультурные условия формирования музыкальных традиций в Западной Сибири, выражающиеся в привлечении квалифицированных кадров в связи с интенсивным промышленным освоением данного региона, эвакуации в Новосибирск известных деятелей культуры и искусств, художественных коллективов в годы Великой Отечественной войны, гастролях приезжих артистов, строительстве культурных центров, открытии музыкальных учебных заведений, а также интенсивности миграционных процессов.
Джазовая музыкальная традиция представляет собой интеграцию канона, эвристики и оригинальности и утвердила себя в культуре как априорно инновационное искусство, интерпретируемое как сложный социальный куматоид.
Специфика функционирования джаза в Западной Сибири обусловлена местным регионализмом, влиянием классической музыки, сжатостью хронологизма, повышением уровня субъектности.
На защиту выносятся следующие положения.
Музыкальная традиция представлена как некоторая совокупность социальных программ или эстафет.
Музыкальная культура в целом, а джаз, в частности, представляют собой сложно ассимилированный процесс. Его распространение в новом культурном ареале в качестве куматоида выражает взаимодействие с новым объектным полем. Пересечение нескольких традиций приводит к новациям, оригинальности и самобытности. Интеграция академической, фольклорной, культовой музыкальных традиций, ассимиляция национальностей и рас составляют основу джаза и являются до настоящего времени питательной средой его развития.
Самобытность музыкальных традиций Западной Сибири заключается в сплаве культур коренных народов и переселенцев, а также в сочетании традиционного и нового, появившегося вследствие интенсивного промышленного освоения данного региона.
Рассмотрение музыкальных традиций с позиции "канона" и "эвристики" позволило определить джаз как априорно инновационное искусство, что выражается в особенностях музыкального языка джаза, характеризующегося специфической ритмикой и новым методом музыкального мышления -джазовой импровизацией.
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что описание традиций в культуре и музыкальных традиций на едином языке - языке теории социальных эстафет, позволяет расширить представление о феномене традиции и механизмах ее функционирования, а это в некоторой степени компенсирует отсутствие теории традиции. Тем самым вносится определенный вклад в корпус философских, культурологических, исторических, педагогических знаний. Это позволяет глубже понимать историю культуры, в том числе и историю музыкальной культуры, механизмы культурной трансляции, а также адекватно интерпретировать музыкальное искусство, его функционирование в разнообразных социально-исторических условиях.
Практическая значимость исследования состоит в том, что его основные идеи, положения и выводы могут быть использованы при преподавании философии, культурологии, мировой художественной культуры, музыкально-теоретических дисциплин в вузах, гимназиях, средних образовательных школах, музыкальных колледжах и школах.
Апробация работы. Основные результаты исследования нашли отражение в материалах выступлений автора на Международной научно-практической конференции "Социальная политика и местное развитие" (Кемерово, 2001 г.), Всероссийской научно-практической конференции "Гуманитарные (культурологические) аспекты развития Западной Сибири" (Тюмень, 1998 г.), региональной научно-практической конференции 9
Профессиональное самоопределение молодежи и рынок труда" (Абакан, 1998 г.), региональной научно-практической конференции "Региональные аспекты в системе непрерывного образования" (Новокузнецк, 1998 г.).
Материалы, вошедшие в диссертацию, использовались автором в процессе проведения лекций по курсу "Культурология" и "Теория и методика музыкального воспитания" в Новокузнецком государственном педагогическом институте.
Диссертация в полном объеме обсуждалась на кафедре философии Кемеровской государственной академии культуры и искусств, а также на кафедре теории и методики начального образования Новокузнецкого государственного педагогического института.
Структура работы. Диссертационное исследование состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.
Похожие диссертационные работы по специальности «Теория и история культуры», 24.00.01 шифр ВАК
Развитие музыкального искусства эстрады в художественной культуре России2007 год, доктор культурологии Рыбакова, Елеонора Львовна
Джаз в культурном пространстве XX века2009 год, кандидат культурологии Корнев, Петр Казимирович
Теоретические проблемы стиля в джазовой музыке1997 год, кандидат искусствоведения Коваленко, Олег Николаевич
Джаз как искусство артистического самовыражения2009 год, кандидат искусствоведения Амирханова, Светлана Анатольевна
Джаз как социокультурный феномен: на примере американской музыки второй половины XX века2008 год, кандидат искусствоведения Шак, Федор Михайлович
Заключение диссертации по теме «Теория и история культуры», Израелян, Елена Валентиновна
Заключение
Применение нового взгляда на традицию как на совокупность социальных эстафет, разработанного в науке М.А. Розовым и его последователями, позволило сделать следующие выводы.
1. Музыкальная традиция - сложный социальный куматоид, представляющий собой реализацию совокупности программ деятельности. Традиции в музыке существуют: как непосредственные эстафеты, в виде вербализованных эстафет и как образцы продукта. Они бывают простыми и сложными, естественно и искусственно создававшимися в культуре, долго- и короткоживущими, обладающие эвристическим потенциалом или разрушающимися от появления новаций.
2. Как музыкальная культура в целом, так и джаз, в частности, представляют собой сложно ассимилированный процесс. Рассмотрение джаза как сложного социального куматоида позволило представить его как интеграцию академической, фольклорной и культовой музыкальных традиций.
3. Процесс ассимиляции культур коренных народов и переселенцев, большое этническое разнообразие Западно-Сибирского региона, разновозрастностъ и неоднородность традиций, многообразие форм, видов и жанров в музыке подтверждают положение об уникальности музыкальной культуры Западной Сибири.
4. Рассмотрение джазовой традиции с позиции канона, эвристики и оригинальности позволило определить джаз как априорно инновационное искусство. Это выражается в особенностях музыкального языка джаза, который характеризуется специфической ритмикой и новым методом музыкального мышления - джазовой импровизацией.
5. Выявленные особенности функционирования джаза в Западной Сибири свидетельствуют о его развитии на территории данного региона. Это демонстрирует творческий альянс традиционного джаза и авангарда на одной сцене. Поиски нового, проявляющегося в последнее десятилетие - слияние джаза с музыкой сибирских этносов - позволяет говорить о самобытности и оригинальности джаза Сибири.
178
Список литературы диссертационного исследования кандидат культурологии Израелян, Елена Валентиновна, 2002 год
1. Абрамян Э.Г. Инновация и стереотипизация как механизмы развития этнической культуры // Методические проблемы этнических культур: материалы симпозиума. - Ереван. 1978. - 125с.
2. Абрамян Э.Г. У истоков культурной традиции. Ташкент: Фан, 1988. -126 с.
3. Александров В.А., Липинская В.А. Трудовые традиции и современность // Традиции в современном обществе. М.: Наука, 1990. - с.65-70.
4. Алексеев К.И. Психология и теория социальных эстафет // Теория социальных эстафет: История Идеи - Перспективы. - Новосибирск: НГУ, 1997.-C.146-16U
5. Алексеев Э.Е. Фольклор в контексте современной культуры: рассуждения о сущШЩЩ/ФШ^^песни / ВНИИ искусствоведения М.: Советский композитор, 1988.- 236 с.
6. Алексеенко Л. Вариации для французской валторны. Новая Сибирь. -1996. - 7 марта.
7. Алексеенко Л. Двенадцать джазменов для юбилея барабанщика. Новая Сибирь. - 1997. - №10. - 14 марта.
8. Ансерме Э. Беседы о музыке: Пер. с франц. В. Александровой, Е. Бронфин.- 2-е изд. Л.: Музыка, 1985. - 104 с.
9. Антоненко Л.Е. Преемственность как принцип познания // Современная наука и закономерности ее развития. Вып. 3. / Под ред. Чешева В.В.Томск: Издательство Томского университета, 1986. - с. 194-201.
10. Арутюнов С.А. Обычай, ритуал, традиция // Советская этнография. 1981.- №2. С.97-98.
11. Асташкина Е. "Четвертак" Бориса Подлипьяна. Комсомолец Кузбасса. -1990.- 13 декабря.
12. Байдин В.И. Новые источники по организации и идеологии урало-сибирского старообрядчества в конце ХУП первой половине XIX в //
13. Сибирское источниковедение и археография. Новосибирск, 1980. -С.93-109.
14. Баллер Э.А. Преемственность в развитии культуры. М.: Наука, 1969. -294 с.
15. Баллер Э.А. Социальный прогресс и культурное наследие. М.: Наука, 1987.- 159 с.
16. Барбан Е. Эстетические границы джаза // Советский джаз. Проблемы. События. Мастера. Сб. статей. М.: Сов. композитор, 1987. - С.96-113.
17. Баргесян И.А. О классификации форм культурной традиции // Советская этнография. 1981. - №2. - С. 102-103.
18. Баташев А., Косолобенков И. "Восточный джаз" Вагифа Мустафы-заде // Советский джаз. Проблемы. События. Мастера. Сборник статей. М.: Советский%|мпозитор, 1987. - с.290-295.
19. Баташев А.Н. Искусство джаза в музыкальной культуре // Советский джаз. Проблемы. События. Мастера. Сборник статей. -М.: Советский композитор, 1987. с.80-95.
20. Баташев А.Н. Клуб, студия, джаз. Советская культура. - 1978. -18 августа.
21. Баташев А.Н. Музыка жизни: о джазе. // Огонек 1993. - №30/31 -С. 18-24.
22. Баташев А.Н. Обманчивая простота: Джаз-клуб // Советская эстрада и цирк. 1987. - №7. - С.14-15.
23. Баташев А.Н. Советский джаз. Исторический очерк / Под редакцией
24. A.В. Медведева. -М.: Музыка, 1972. 175 с.
25. Баташев А.Н. Трехглавый сфинкс современного джаза: Заметки о трио
26. B. Ганелина. // Дружба. 1986. - №3. - С.125-131.
27. Батурин B.C. Проблема преемственности в диалектико-материалистическом учении о развитии: Автореферат на соискание ученой степени канд. филос. наук. Алма-Ата, 1981. - 19 с.
28. Безклубенко С.Д. Природа искусства. М.: Политиздат, 1982. - 166 с.
29. Берковский Н.Я. Романтизм в Германии. JL: Художественная литература, 1973.-566 с.
30. Бернстайн Л. Мир джаза // Бернстайн Л. Музыка всем. М.: Советский композитор, 1978. - с.153-173.
31. Бирюков С. Импровизационность в музыке // Советская музыка. 1977. -№3 - С.113-117.
32. Болонев Ф.Ф. Семейские: историко-этнографические очерки. Улан-Удэ: Бурятское книжное издательство, 1985. - 143 с.
33. Бражников В.М. Древнерусская теория музыки. Л.: Музыка, 1972. -423 с.
34. Бромлей Ю.В% Этнос и этнография. М.: Наука, 1973. - 283 с.
35. Бурулина Е.Л., Плигузов А.И. Наблюдения над современными исполнительскими традициями в знаменном распеве // Музыкальная культура Сибири и Дальнего Востока: Тезисы зональной научной конференции. Новосибирск, 1983. - С.47-51.
36. Быченкова И.А. Анализ традиции в гуманитарном познании // Летняя философская школа "Бурмистрово 97". - Новосибирск: НГУ, 1997. -С.32-35.
37. Быченкова И.А. Заимствования и традиции в литературе // Идея подражания в гуманитарном познании в очерках и извлечениях. -Новосибирск: НГУ, 1998. С.140-149.
38. Быченкова И.А. Новации и традиции и их взаимосвязь // Материалы ХХХШ международной студенческой конференции "Студент и научно-технический прогресс". Новосибирск: НГУ, 1995. - С.20-21.
39. Быченкова И.А. Подражание и традиции как феномены гуманитарного познания // Проблемы гуманитарного и прикладного науковедения. -Красноярск: Издательство Красноярского Отделения МАИ, 1998. С.43-45.
40. Быченкова И.А. Традиции в культуре // Образование и наука на пороге третьего тысячелетия. Новосибирск: ^Издательство СО РАН, 1995. -С.21-22.
41. Быченкова И.А. Традиции как объект гуманитарного познания: Автореферат на соискание ученой степени канд. филос. наук. -Новосибирск, 2000. 31 с.
42. Ващенко А.Ю. Национальный состав населения Кузбасса // Экобюллетень. 1996. - №9 (апр.) - С.4-5.
43. Владышевская Т.Ф. К вопросу об изучении традиций древнерусского певческого искусства // Из истории русской и советской музыки. М.: Музыка, 1976. - Вып. 2. - С.40-62.
44. Власова В.Б. Традиция как социально-философская категория // Философские науки. 1980. - №4. - С.30-40.
45. Волков Г.Н. Три лика культуры. М.: Молодая гвардия, 1986. -334 с.
46. Гаврюшенко Н.Н. О включении современного понятия "музыкальная • культура" в программы высшей школы // Традиции: культура, образование (Материалы научно-методической конференции). Тюмень, 1995. - Т.2.с.3-6.
47. Гнилов Б.Г. Фортепианное джазовое исполнительство как вид музыкального творчества. 1940-50-е годы: Диссертация на соискание ученой степени кандидата искусствоведения. М., 1991. - с.211.
48. Горфункель А.Х. Гуманизм и натурфилософия итальянского Возрождения. -М.: Мысль, 1977.-c.359.
49. Гревнев М. "Джаз у Старой крепости": на одном дыхании. Кузнецкий край. - 1997. - 26 апреля.
50. Гришечкин Д. Музыка, адресованная сердцу. Кузбасс. - 1996. - 21 декабря.
51. Гуревич П.С. Философия культуры. М.: Аспект пресс, 1995. - 287 с.
52. Денисов Н.Г. Традиции пения "по напевке" у старообрядцев (вопросы репертуара) // Русская музыка X XX веков в контексте традиций Запад -Восток: Тезисы Всесоюзной конференции. - Новосибирск, 1991. - С.75-78.
53. Денисов Н.Г. Традиции пения старообрядцев юго-западной части России и Верхнего Поволжья (по материалам экспедиций конца 70-х начала 80-х годов) // Музыкальная культура средневековья. - М., 1992. - Вып. 2. -С. 169-210.
54. Денисов Э.В. Джаз и новая музыка // Денисов Э.В. Современная музыка и проблемы эволюции композиторской техники. М: Советский композитор, 1986. - С.163-165.
55. Денисюк Н.П. Взаимосвязь социалистической традиции и коммунистического идеала // Философия и культура. Тезисы к XVII Всемирному философскому конгрессу. (Монреаль, 1983). М., 1983. -С.111-113.
56. Дмитревская К. Хоры а капелла В. Шебалина в свете традиций русской хоровой классики // Музыка и современность. Сборник статей. Вып. 7. -М.: Музыка, 1971. - с.88-121.
57. Дмитриев Н. Звезды и полосы Московского джазового фестиваля // Дружба. 1991. - №1. - С.138-148.: ил.
58. Евсолов А. Западносибирский джаз // Мелодия. 1989. - №3. - С.30-31.
59. Ефимова И.В. "Божественное пение" в художественном ансамбле православного богослужения // Духовная и светская культура как фактор социального развития региона: Тезисы докладов и сообщений межрегиональной научно-практической конференции / Адм. КО,
60. Кемеровская и Новокузнецкая епархия, Кем. ГИИК. Кемерово, 1996. -С.228-232.
61. Завьялова М.П., Максюкова С.Б. Преемственность в развитии исторического знания. // Проблемы развития общенаучного знания. Томск, 1983. - с.135-150.
62. Зверев В.А., Зуев А.С., Кузнецова Ф.С. История Сибири. 4.II. Сибирь в составе Российской империи. - Новосибирск: Инфолио-пресс, 1999. - 376 с.
63. Земцовский И.И. Введение в вероятностный мир фольклора // Методы изучения фольклора. Сборник научных трудов. JL: Ленинградский Государственный институт театра, музыки и кинематографии, 1983. -С.15-30.
64. Земцовский И.И. Песня как исторический феномен // Народная песня. Проблемы изучения. Сборник научных трудов. Л.: ЛГИ театра, музыки и кинематографии, 1983.-с.4-21.
65. Зильберман Д.Б. Традиция как коммуникация: трансляция ценностей, письменность // Вопросы философии. 1996. - №4. - С.76-105.
66. Исаенко Г.Н. Категория преемственности в марксистско-ленинской философии: Автореферат диссертации на соискание ученой степени канд. филос. наук. М., 1970. - 18 с.
67. Калужский В. Новосибирск // Советский джаз. Проблемы. События. Мастера. Сборник статей. М.: Советский композитор, 1987. - с.462-469.
68. Калужский В., Шиндин Б. Проблемы музыкальной культуры Сибири // Музыка России. Вып. 6. М.: Советский композитор, 1986. - с.328-339.
69. Кампарс П.П., Закович Н.М. Советская гражданская обрядность. М.: Мысль, 1967.-256 с.
70. Карева Т. Школа литовского джаза // Советская эстрада и цирк. 1986. -№9. - С.8-11.
71. Касавин И.Т. Традиции познания и познание традиций // Вопросы философии. 1985. - №11. - С.51-60.
72. Кассис А. Джаз Балтики // Мелодия. 1990. - №4. - С.27-28.
73. Кенель А.А. Народное музыкальное творчество хакасов. Абакан: Хакасское книжное издательство, 1955. - 143 с.
74. Кимеев В.М. Народы Кузбасса за 30 лет: этнографический справочник. -Кемерово: КГУ, 1994. 100 с.
75. Кимеев В.М. Шорцы. Кто они? Кемерово: Кемеровское книжное издательство, 1989. - 189 с.
76. Клеменц Д.А. Несколько образцов бубнов минусинских инородцев // Шаманские поверья инородцев Восточной Сибири. Т.П. Иркутск, 1890. -Вып. 2. - с.25-35.
77. Клюев А.К. вопросу о буржуазных интерпретациях оригинальности и новаторства в искусстве. // Кризис буржуазной культуры и музыка. Сборник статей. Л.: Музыка, 1983. - Вып. 5. - с. 113-127.
78. Коллиер Дж. Л. Дюк Эллингтон: Перевод с английского. / Вступительная статья А. Медведева. М.: Радуга, 1991. -349 с.
79. Коллиер Дж. Л. Становление джаза: Популярный ист. очерк: Перевод с английского. Предисл. А.В. Медведева. М.: Радуга, 1984. -390 с.
80. Композитор А.В. Анохин. Сказание об Алтае / Сост. В.Ф. Хохолков. -Горно-Алтайск: Горноалтайское отд-ние. Алт. кн. изд-во, 1989. 120 с.
81. Конен В.Д. Блюз и XX век М.: Музыка, 1980. - 80 с. - (Вопросы истории, теории, методики).
82. Конен В.Д. Пути американской музыки. М.: Советский композитор, 1977. -446 с.
83. Конен В.Д. Рэгтайм и его истоки // Советская музыка. 1982. - №1. -С.91-98.
84. Красикова И. Закружило, зашумело "Бабье лето". Наша газета. - 1995. -31 августа.
85. Кудоярова Л. "Орлан": Джазовый ансамбль из Башкирии // Советская музыка. 1990. - №12. - С.58-60: ил.
86. Кузнецова Ф.С. История Сибири. Часть I. Присоединение к России. -Новосибирск: Инфолио-пресс, 1997. 256 с.
87. Культурные традиции народов Сибири. JL: Наука, 1986. - 261 с.
88. Культурология. Под редакцией доктора филос. наук, профессора Г.В. Драча. Ростов-на-Дону: Феникс, 1999. - 576 с.
89. Ладыгина А.Б. Преемственность закономерность развития художественной культуры: Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора филос. наук. - Минск, 1974. - 39 с.
90. Лапин В.А. Русская крестьянская музыкальная традиция и город // Традиции музыкальной науки. Сборник исследовательских статей. Л.: Советский композитор, 1989. - с.70-87.
91. Латыпова Ю. Лосиный джаз на флейте трансформере. - Новая Сибирь. -2001. - 21 апреля.
92. Левая Т. Возрождение традиции (жанр concerto grosso в современной советской музыке) // Музыка России М.: Советский композитор, 1986. -Вып. 6. - с.156-187.
93. Ляхов И. А джаз живет. Кузбасс. - 1986. - 2 ноября.
94. Ляхов И. Играй, Сергей! Кузбасс. - 1992. - 5 июня.
95. Ляхов И. Музыка, звучащая в сердце. Кузбасс. - 1991. - 25 мая.
96. Ляхов И. Уроки на завтра. Кузбасс. - 1989. - 22 июня.
97. Мансийская лирическая песня // Учен. зап. ЛГПИ. Л., 1960. - т. 167. -С.295-320.
98. Маркарян Э.С. Интегративные тенденции во взаимодействии общественных наук. Ереван: Изд. АН Арм. ССР, 1977. - 230 с.
99. Маркарян Э.С. Узловые проблемы теории культурной традиции // Советская этнография. 1981. - №2. - С.78-96.
100. Медведев А. Время зрелости // Советский джаз. Проблемы. События. Мастера. Сборник статей. М.: Советский композитор, 1987. - с. 114-142.
101. Межуев В.М. Культура и история (Проблема культуры в философско-исторической теории марксизма). -М.: Политиздат, 1977. 199 с.
102. Мохонько А.П. "Встреча" в пасху. Левый берег. - 1992. - 19 июля.
103. Мохонько А.П. Джазовый марафон (эстрадные, джазовые коллективы) // Кузбасс музыкальный: Очерки по музыкальной культуре Кузбасса. -Кемерово: Кузбассвузиздат, 1996. с.115-126.
104. Мохонько А.П. Замысловатые узоры. Информация (Всероссийское Музыкальное Общество). 1994. - №3(27). - с.26-27.
105. Мохонько А.П. Играем Джаз. Комсомолец Кузбасса. - 1985. - 4 июня.
106. Музыкальная культура Кузбасса. Кемерово: КОИУУ, 1993. - 60 с.
107. Мысовский B.C., Фейертаг В.Б. Джаз: Краткий очерк. Л.: Музиздат, 1960. -49 е.: 8 л. ил.
108. Народы Кузбасса за 30 лет (Этнодемографический справочник) -Кемерово: Кузбассвузиздат, 1990. 100 с.
109. Николаев Т. Сибирский джаз на CD. Кузбасс. - 1997. - 11 января.
110. Никольская-Береговская К.Ф. Развитие школы хорового пения в России. -М.: Сов. Россия, 1974. 77 с.
111. Новикова С. Портрет на рижском джазовом фестивале // Музыкальная жизнь. 1988. - №22. - С.28-29.
112. Одинокова Л.Ю. Системы с рефлексией и проблемы рекреационной географии // Теория социальных эстафет: История Идеи - Перспективы. -Новосибирск: НГУ, 1997,-с.119-145;
113. Олендарев В. Понятие "Советский джаз" и проблемы формирования национального стиля // Проблемы музыкальной культуры: Сборник статей / Составитель И.Н. Кодкин. Киев, 1983. - Вып. 2. -С.65-76.
114. Ольховская Л. Так сладко пел саксофон. Наша газета. - 1996. -20 декабря.
115. Павлючик С.К. О народных песнях шорцев // Этнография народов Сибири: Сборник статей. / Институт истории, филологии и философии. -Новосибирск: Наука, 1984. с. 135-148.
116. Панасье Ю. История подлинного джаза с 1890 по 1960: Пер. с франц.. -Л.: Музыка, 1978. 128 с.
117. Петров А.Е. "Чикаго-90": фестиваль-пикник: Международный джазовый фестиваль в Чикаго (США) // Музыкальная жизнь. 1991. - №4. - С.30-31.
118. Петров А.Е. Аванс прошлому и. будущему: О джазовом дуэте В. Волкова и В. Гайворонского. // Советская эстрада и цирк. -1990. №11. - С.21-23.
119. Петров А.Е. Джазовые силуэты. -М.: Музыка, 1996. -238 с.
120. Петров А.Е. ЛКВН, или абсолют красоты: О джазовом музыканте Германе Лукьянове. // Музыкальная жизнь. 1990. - №1. - С.28-29.
121. Плахов В.Д. Традиции и общество: Опыт философско-социологического исследования. М.: Мысль, 1982. - 220 с.
122. Праздников Г.А. Традиция как диалог культур // Советская этнография. -1981. -№3.-С.54-56.
123. Проблемы традиций и новаторства в современной музыке. М.: Советский композитор, 1982. - 232 с.
124. Прокофьева Е.Д. Шаманские бубны // Историко-этнографический атлас Сибири. М., Л, 1961. - с.435-490.
125. Радлов В.В. Из Сибири. Страницы дневника. Пер. с нем. К.Д. Цивиной и Б.Е. Чистовой. М.: Наука. Гл. ред. восточной литературы, 1989. - 749с.
126. Разикин А.В. Кемеровская область с древних времен до конца XVIII века. -Кемерово: ОблИУУ, 1996. 62 с.
127. L Розеншильд К.К. Арабская музыка // История зарубежной музыки. Изд. 4-е. -М.: Музыка, 1978. -Вып.1. с.44-53.
128. Розов М.А. Теория социальных эстафет и проблемы анализа знания // Теория социальных эстафет: История Идея - Перспективы. - Новосибирск: НГУ, 1997.-c.9-68.
129. Розов С.М. Меметика и процессы эволюции культуры // Теория социальных эстафет: История Идея - Перспективы. - Новосибирск: НГУ, 1997. - с.291-315.
130. Рубашевский В. Константин Орбелян // Советский джаз. Проблемы. События. Мастера. Сборник статей. М.: Советский композитор, 1987. -с.378-382.
131. Сарджент У. Джаз: Генезис. Музыкальный язык. Эстетика: Пер. с английского / Общая редакция и комментарии В.Ю. Озерова; Вступительная статья В.А. Ерохина. М.: Музыка, 1987. - 294 с.
132. Сарсенбаев Н.С. Обычаи, традиции и общественная жизнь. Алма-Ата: Казахстан, 1974. - 225 с.
133. Сердюкова Л. Татарские песни звучат . Наша жизнь. - 1990. - 5 декабря.
134. Скрябина Л.А. Русское население Притомья: взаимодействие культурных традиций старожилов и переселенцев: Автореферат диссертации на соискание ученой степени канд. ист. наук. С-П., 1995. -20. с.
135. Советский джаз. Проблемы. События. Мастера. Сборник статей. / Составитель А. Медведева. -М.: Советский композитор, 1987. 592 е., ил.
136. Сохор А.Н. О музыке серьезной и легкой. Л.: Музыка, 1964. - 87 с.
137. Сохор А.Н. Социология и музыкальная культура. Советский композитор, 1975. -201 с.
138. Спиркин А.Г. Традиция в истории культуры. -М.: Наука, 1978. 297 с.
139. Стиль и традиция в развитии культуры / Редколегия: Е.Я. Зазерский (отв. ред.) и др. Л.: ЛГИК, 1989. - 172 с.
140. Тельчарова Р.А. Музыка и культура. М.: Знание, 1986. - 64 с. (сер. "Эстетика", №11).
141. Теория социальных эстафет: История Идеи - Перспективы. (Составитель и ответственный редактор доктор философских наук, профессор С.С. Розова). - Новосибирск: Новосибирский государственный университет, 1997.-316 с.
142. Токарев С.А. Аксиологический подход к культурной традиции // Советская этнография. 1981. - №2. - С.104.
143. Травина И.К. Магия шорских песен. Горная Шория. - 1993. - 13 марта.
144. Традиции в современном обществе. Исследования этнокультурных процессов / АН СССР, редакторы JI.M. Дробижева, М.С. Канцеба. М.: Наука, 1990. - 246 с.
145. Традиции музыкальной науки. Сборник исследовательских статей. Л.: Советский композитор, 1989. - 206 с.
146. Традиционные верования и быт народов Сибири XIX начала XX века. -Новосибирск: Наука, 1987. - 204 с.
147. Трубачев Н. А. Кузнецов плюс сибиряки. Явь. - 1992. - 8 - 14 февраля.
148. Тюрина В.Н. Музыка как феномен культуры: Диссертация кандидата культурологических наук М.: Министерство культуры Российского института переподготовки работников искусства, культуры и туризма, 1998. -139 с.
149. Ухов П.Д. Аналогии и ассоциации (к проблеме "Джаз и европейская музыкальная традиция") // Советский джаз. Проблемы. События. Мастера. Сборник статей, М.: Советский композитор, 1987. - с. 114-142.
150. Ушаков К.А. Особенности эволюции джаза и его влияния на процесс инноваций в Российской музыкальной кулыуре: Диссертация на соискание ученой степени канд. культурологии. Кемерово: Кемеровская Государственная Академия культуры и искусств, 2000. - 187 с.
151. Фибих JI.B. Песенные традиции юга Западной Сибири // Теория и практика народно-певческого искусства: Сборник статей / КемГИК. Кемерово, 1993. - с.69-80.
152. Фибих JI.B. Развитие народного песенного творчества в Кузбассе: Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. М., 1995. - 15 с.
153. Хаджиниколов В. Традиционная культура в современной социалистической культуре Народной Республики Болгарии // Традиции в современном обществе. М.: Наука, 1990. - с.52-57.
154. Харлап М.Г. Ритм и метр в музыке устной традиции. М.: Музыка, 1986. -104 с.
155. Холопова В.Н. Музыка как вид искусства. СПб.: Издательство "Лань", 2000. - 320 с.
156. Худяков Ю.С. К вопросу о кыргызах в Кузнецкой котловине // Кузнецкая старина. Вып.2. - Новокузнецк: Кузнецкая крепость, 1994. - с.97-106.
157. Чебоксаров Н.Н. Народы, расы, культуры. М.: Наука, 1985. - 271 с.
158. Чередниченко Т.В. Музыка в истории культуры: В 2 вып.. Вып.1. -Долгопрудный: Аллегро Пресс: Мособлупрполиграфиздат, 1994. - 215 с.
159. Чистов Г.П. Проблема преемственности в искусстве: Автореферат на соискание ученой степени канд. филос. наук. М., 1971. - 17 с.
160. Чудояков А.И. Традиции шорского эпоса и сказания Павла Кыдыякова // Шорские героические сказания: "Кан Перген", "Алтын Сырык". -Новосибирск: Наука, 1997. с. 11-32.
161. Чулиев П. Преемственность и ее роль в развитии культурных традиций: Диссертация на соискание ученой степени канд. философских наук. -Ташкент, 1989. 149 с.
162. Швейцер А. Культура и этика: Перевод с немецкого Н.А. Захарченко и Г.В. Колшанского. Общая редакция и предисловие профессора В.А. Карпушина. -М.: Прогресс, 1973. 343 с.
163. Шевцов В. Песни кайчи среди гор. Кузбасс. - 1991. - 25 июня.
164. Шермухамедов Сайр Ш. Расцвет и сближение национальных культур народов СССР. -М.: Музыка, 1973. 374 с.
165. Шнитке А. Полистилистические тенденции в современной музыке. Музыкальные культуры народов: традиции и современность. М.: Музыка, 1973.-374 с.
166. Шорский фольклор / Записи, пер., вст. ст., прим. Н.П. Дыренковой. М., Л.: Издательство АН СССР, 1940. - c.X-XI.
167. Шупер В.А. Теория социальных эстафет и эволюция расселения // Теория социальных эстафет: История Идеи - Перспективы. - Новосибирск: НГУ, 1997.-с.168-180.
168. Эвальд 3., Косованов В., Абаянцев С. Музыка и музыкальные инструменты народностей Сибири // Сибирская Советская Энциклопедия. Т.З. -Новосибирск, 1932. - с.577-596.
169. Яковлев Е.К. Этнографический обзор инородческого населения долины Южного Енисея и объяснительный каталог этнографического отдела музея. -Минусинск, 1900. -212с.
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.