Культурная идентичность как фактор социализации современной российской молодежи тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 22.00.06, кандидат социологических наук Сергеева, Кира Владимировна

  • Сергеева, Кира Владимировна
  • кандидат социологических науккандидат социологических наук
  • 2012, Москва
  • Специальность ВАК РФ22.00.06
  • Количество страниц 159
Сергеева, Кира Владимировна. Культурная идентичность как фактор социализации современной российской молодежи: дис. кандидат социологических наук: 22.00.06 - Социология культуры, духовной жизни. Москва. 2012. 159 с.

Оглавление диссертации кандидат социологических наук Сергеева, Кира Владимировна

ВВЕДЕНИЕ.

Глава 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ СОЦИАЛИЗАЦИИ МОЛОДЕЖИ.

§ 1Л. Процесс социализации как объект социологического исследования.

§ 1.2. Особенности социализации молодежи.

§ 1.3. Основные методологические подходы к исследованию культурной идентичности как основы социализации молодежи.

Глава 2. КУЛЬТУРНАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ В ТРАНСФОРМИРУЮЩЕМСЯ ОБЩЕСТВЕ И ЕЕ РОЛЬ В СОЦИАЛИЗАЦИИ МОЛОДЕЖИ.

§ 2.1. Модернизация общества и поиск новой культурной идентичности.

§ 2.2. Особенности формирования культурной идентичности современной российской молодежи.

§ 2.3. Социализация молодежи на основе культурной идентичности.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Социология культуры, духовной жизни», 22.00.06 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Культурная идентичность как фактор социализации современной российской молодежи»

Актуальность темы исследования определяется значимостью процесса социализации современной российской молодежи в условиях глобализации и общественных трансформаций. Ключевое значение в данном процессе как для теоретического осмысления нынешнего периода, так и для прогноза будущего этапа развития российского общества и для оценки вектора динамики происходящих изменений приобретает проблема выбора культурной идентичное I и молодежной средой. Данный выбор в значительной степени буде1 определять социальные качества населения в ближайшем и отдаленном будущем, а также способность общества к модернизации, к преодолению кризисною состояния.

Социально-культурные условия жизнедеятельности и характер общественной среды во многом формируют различные по ценностным ориентациям и жизненным стратегиям типы молодежной среды. В свою очередь сознание молодежи во многом зависит от того, каким содержанием наполнено информационное пространство, какие культурные ценности оно заключает в себе, как осу идее I вляе гея их передача молодому поколению и т.п. Вместе С Iсм основную роль при ном выполняет личный выбор молодым человеком своей культурной идентичности, которая предстает своеобразным филы ром, сквозь коюрый рассмафиваегся все социально-культурное пространство современного мира. Именно идентификация и отождествление себя с теми или иными кулыурными традициями позволяют молодым людям усвоить и перевести во внутренний план определенную систему ценностей и моделей жизнедеятельности, без чего невозможна самореализация личности.

Затянувшийся переходный период развития российского государства и общества пока негативно отражается на процессах формирования у молодежи культурной идешичности Данный процесс носит вариативный и противоречивый характер. С одной сюроны, происходит стирание сложившихся культурных границ, посредством которых человеку легче определить свое место в социальном пространстве, с другой стороны, на пути культурного взаимодействия возникают новые барьеры, формируются еще не изученные зоны напряжений и конфликтов. В настоящее время кризис культурной идентичности фиксируется как на уровне отдельной личности, социальных групп, так и в рамках всего общества, что непосредственным образом затрагивает проблемы социализации современной российской молодежи. Он затрудняет развитие нормального межкультурного диалога в российском обществе, размывает систему ценностей, принципов и норм в общественной жизнедеятельности.

Вместе с тем подобные процессы в молодежной среде впрямую затрагивают социальные трансформации, курс на модернизацию российского общества, порождая в нем целый ряд новых противоречий развития, которые требуют научного социологического осмысления. В первую очередь это противоречия между потребностями общества в формировании граждански зрелой, социально ответственной, нравственной, уважающей закон и культурные традиции личности молодого человека, с одной стороны, и недостаточной теоретической и практической разработанностью тех механизмов социализации молодежи, которые в новых условиях позволили бы успешно решать эту задачу, с другой стороны. Также на первый план выдвигаются противоречия между глобальными и национальными ценностями, между коллективистскими и индивидуалистическими моделями жизни, типами поведения, между традиционными и современными сообществами, духовными и материальными интересами разных социальных групп и др.

Происходящие в российском обществе на макросоциальном уровне институциональные и социокультурные изменения актуализируют научную проблему их концептуального объяснения с позиций социологии культуры. В последние десятилетия появились и стали использоваться различные теории общественных трансформаций. В их числе теория социального 4 конструктивизма, глобализации, представления о виртуализации, концепция модернизации и др. Независимо от концептуальных трактовок происходящих изменений эти теории и идеи расширяют интерпретативные рамки осуществляемых исследований. В этом кошексте актуальной и в то же время недостаточно осмысленной является проблема идентификационных процессов молодежи, а также их влияния на социализацию молодых поколений.

Трансформации, происходящие в практике социализации молодежи, требуют глубокого теоретического осмысления данных процессов методами социологического анализа. Для обеспечения устойчивого социально-культурного воспроизводства социума, для формирования социальных качеств населения, необходимых для общественной модернизации, ощущается потребность в дальнейшем изучении связей между культурной идентичностью и социализацией новых поколений. Указанные обстоятельства обусловили актуальность данного исследования, позволив вынести для решения проблему роли и содержания кулыурной идентичности в социализации современной российской молодежи.

Степень научной разработанности проблемы исследования

На протяжении последних десятилетий проблемы молодежи, ее социализации и идентификации не раз выступали объектом пристального внимания ученых и сиециалисiов как в нашей стране, так и за рубежом. Научные исследования самого феномена «молодежь» дали толчок развитию особого научного направления - социологии молодежи, которая вобрала в себя широкий спектр разных концептуальных подходов. Важную роль в изучении проблем современной российской молодежи выполняют теории социальной мобильности и профессиональной социализации, разработанные в научных трудах A.C. Капто, A.C. Колесникова, В.А. Мансурова, В.Н. Шубкина. С позиций структурного функционализма и теории межпоколенного взаимодействия особую ценность для изучения проблем молодежи представляюi фуды Д. Белла, Г. Маркузе, Р. Мертона, В. Райха, Э. 5

Фромма, Ш. Эйзенштадта. Молодежь как субъект определенных социальных, психологических и духовно-нравственных характеристик выступала объектом анализа в работах таких отечественных и зарубежных авторов, как И.М. Ильинский, Дж. Колеман, Ф. Райе, Б.А. Ручкин, С. Холл, В.И. Чупров, X. Шельски, Э. Эриксон.

Немалое теоретическое значение продолжают сегодня сохранять также работы Б.Г. Ананьева, Г.М. Андреева, О.Н. Безруковой, Н.В. Боряза, Л.П. Буевой, Б.А. Грушина, М.М. Елютиной, В.В. Журавлева, Ю.А. Левады, В.Ф. Левичевой, И.С. Кона, Д.Л. Константиновского, A.B. Мудрика, В.В. Павловского, Б.Д. Парыгина, О.В. Рахмановой, В.А. Родионова, Л.Я. Рубин, М.Н. Руткевича, P.M. Шамионова, Т. Шибутани и других авторов, в которых раскрываются социальные и социально-психологические механизмы отношений в социуме, межпоколенческого единства, передачи новым поколениям молодежи материального и духовного опыта, накопленного человечеством.

В нынешних условиях общественных трансформаций и эрозии духовно-нравственных ценностей существенное влияние на исследование проблем молодежи оказывают работы таких авторов, как Э.М. Андреев, Ю.Р. Вишневский, Л.А. Гегель, В.И. Добрынина, Е.М. Захарова, Ю.А. Зубок, Т.Н. Кухтевич, В.Т. Лисовский, Т.Э. Петрова, Р.В. Салахутдинова, В.К. Сергеев, А.Л. Маршак, A.B. Миронов, П.Н. Новиков, В.А. Похвощев, О.В. Ромашов, А.И. Шендрик и др. Важное место в работах этих авторов отводится изучению механизмов социально-нравственной регуляции, социально-ценностной мотивации, самоорганизации и самореализации в меняющихся общественных условиях.

Основные методологические, концептуальные предпосылки и общие вопросы социализации молодежи с позиций разных теоретических парадигм нашли отражение в работах таких авторов, как А. Бандура, С. Беккер, О. Брим, Ф. Гиддингс, Д. Джексом, Э. Дюркгейм, Дж. Картрайт, Л. Колберг, Р. Кули, К. Левин, Э. Маккоби, А. Маслоу, Дж. Мид, Т. Ньюком, Т. Парсонс, К. б

Роджерс, Б. Скиннер, Э. Торндайк, В. Уиллер, В. Уолтере , Э. Фромм, С. Холл, Д. Хорке, Т. Шибутани, А. Мудрик, П. Штомпка и др.

Общие вопросы идентичности находили свое концептуальное осмысление в классических фундаментальных работах М. Вебера, Э. Гидденса, Э. Дюркгейма, Г. Зиммеля, Р. Мертона, Т. Парсонса, П.А. Сорокина.

Существенный интерес для анализа идентичности личности на современном этапе развишя общее 1ва, а гакже особенностей ее формирования в разных социокультурных условиях представляют работы 3. Баумана, У. Бека, М. Брыкина, Л.Г. Вызова, А. Гидденса, Н. Даудрих, М.В. Заковоротной, А.Д. Захарова, Д. Келлнера, Т.З. Козловой, Т. Мак-Портленда,

A.Н. Малинкина, О.Ю. Малиновой, О. Тоффлера, С. Холла, Ю. Хабермаса,

B.И. Шаповалова и др.

Специфика формирования идентичности личности в трансформирующемся обществе с точки зрения социально-экономических и социокультурных изменений нашла отражение в работах отечественных ученых: А.Н. Глухих, Е.В. Даниловой, А.Г. Дугина, O.A. Дудченко, Л.Г. Ионина, C.B. Климовой, П.М. Козыревой, B.C. Лыковой, Е.В. Мартыновой, В.М. Миранович, A.B. Мытиль, Н.М. Рыбалкиной, Т.В. Савицкой, E.H. Семененко, E.H. Устюговой, А.И. Шадже, A.B. Шарова, В.А. Ядова и др.

Связь между типом идентичности и становлением современного социокультурного просгранегва как на национальном, так и на глобальном уровне исследовали Ф. bapi, X. Бей, 10.Н. Волков, И.К. Гофман, Л.М. Дробижева, В.Л. Каганский, М. Кастельс, С. Кропотов, A.B. Лукина, Э. Нойманн, A.C. Панарин, Э. Cmhi, В.А. Тишков, В.Л. Цымбурский, Ю. Хабермас, С. Хантингтон, Н. Хомский, У. Уорнер, Т.В. Яковук и многие др.

Проблемы формирования и конечруирования индивидуальной и групповой этнокультурной идентичности отражены в работах современных зарубежных и отечественных ученых: А.О. Бороноева, Ю.В. Бромлея, П. Бурдье, Л.Н. Гумилева, М.Н. Губогло, Н.Е. Жуковской, В.Н. Скворцова, З.В.

Сикевич, Г.В. Солдатовой, Т.Г. Стефаненко, Э. Хобсбаума, Н. Хомского и др.

Несмотря на большое количество имеющихся работ и их неоспоримую теоретическую, методологическую и практическую значимость, следует отметить явную недостаточность исследований, посвященных проблеме культурной идентичности современной российской молодежи и ее роли в процессе социализации в условиях происходящих социально-экономических и социокультурных трансформаций общества.

Цель исследования - изучить особенности формирования культурной идентичности молодых россиян в современных условиях, определить ее роль и значение в процессе их социализации.

Для достижения поставленной цели в работе ставятся следующие теоретические и практические задачи диссертационного исследования:

- уточнить категориальный аппарат исследования как научный инструмент анализа процессов социализации и культурной идентификации молодежи;

- проанализирована существующие методологические принципы, социологические и кулыурологические подходы к исследованию культурной идентичности как основы социализации личности,

- изучить особенности российской молодежи как социальной группы, выявить и провести типологию основных моделей ее социализации в трансформирующемся российском обществе;

- исследовать характер и особенности культурной идентичности молодежи в условиях модернизации общества, разработать ее типологию и классификацию;

- выделить основные типы культурной идентичности, проанализировать их роль и значение в социализации российской молодежи, показать их влияние па особенности формирования и вектор развития социализации российской молодежи на разных территориях (в частности, на примере молодежи столичной агломерации и молодежи других городов страны);

- проанализировать процессы социализации молодежи с точки зрения того вклада, который оказывают на нее разные социальные институты и организации, выработать предложения по совершенствованию работы с молодежью в современных условиях.

Объектом исследования является процесс социализации современной российской молодежи как формы воспроизводства духовной и социальной жизни общества.

Предметом исследования выступает культурная идентичность как фактор социализации современной молодежи в условиях трансформации российского общества.

Гипотеза исследования. В условиях трансформации современного российского общества меняются содержание, динамика и качество социализации молодых поколений, затрагивая также механизмы формирования их позиций относительно своей культурной идентичности. Так, на смену коллективистским ценностям, характерным для социализации молодежи в традиционном обществе, приходят индивидуалистические ценности, основанные на рыночных отношениях, в рамках которых человек ориентирован прежде всего на достижение высокого уровня личного благополучия, успеха, материального достатка, относительной независимости от общества.

Автор исходит из предположения, что неупорядоченное стихийное столкновение в нашем публичном пространстве типологически разных духовных ценностей и жизненных ориентиров серьезно осложняет процессы социализации российской молодежи, тормозит развитие у нее культурно-идентификационных установок и чувств. Эти процессы приобретают противоречивый характер, усугубляемый тем, что общество, государственные структуры зачастую занимают по отношению к ним позицию невмешательства, отстраненного ухода от них. Нормализацию процессов социализации и обретения чувств культурной идентичности новыми поколениями автор связывает с разработкой и проведением 9 государством, общественными структурами обоснованной и эффективной молодежной политики.

Теоретико-методологическая основа диссертационного исследования формировалась на базе трудов российских и зарубежных ученых в области социологического анализа культурных процессов, приобретая в целом междисциплинарный характер. Особую значимость для исследования имели следующие теоретические идеи, методологические представления, концептуальные подходы:

- теоретические представления о молодежи как о стратификационном слое, а также о современных процессах, происходящих в молодежной среде в условиях глобальных взаимодействий народов мира;

- теория социализации российской молодежи в контексте общественных преобразований и общекультурных трансформаций;

- представления о социальной обусловленности выбора молодыми поколениями позиций культурной идентичности;

- теоретические основы понимания молодежной политики и регулирования воспитательных процессов в молодежной среде.

Эмпирическую базу исследования составляют социологические исследования, осуществляемые при участии автора, которые проводились с 2007-го по 2012 год в рамках научно-исследовательской деятельности Московского института социально-культурных программ (МИСКП), а также совместно с Институтом социально-политических исследований РАН (ИСПИ РАН) по различным аспектам духовной жизни населения Москвы, московского региона, а также молодежи других городов и регионов страны.

Кроме того, в работе в качестве эмпирической базы использованы статистические данные Госкомстата РФ, данные социологических исследований ИС РАН, ИСПИ РАН, ВЦИОМ, ФОМ, нормативные документы, регулирующие различные аспекты социализации молодежи.

Научная новизна работы состоит в следующем: 1) разработана авторская концепция социологического анализа культурной идентичности как фактора социализации современной российской молодежи;

2) определены основные элементы, механизмы и системы социализации современной российской молодежи;

3) рассмотрена специфика социокультурного подхода к изучению социализации молодежи как результата выбора культурной идентичности, обобщены на основе социологических данных, полученных в ходе эмпирических исследований, основные тенденции и закономерности развития данных процессов;

4) определена культурная идентичность как комплексная характеристика социокультурного выбора, отражающего атрибутивные свойства социальной деятельности и различные жизненные стратегии поведения молодежи;

5) исследованы социокультурные особенности российской молодежи, дана классификация и типология основных моделей ее социализации и идентификации в трансформирующемся российском обществе (разработка моделей западноевропейского, восточного, российского/евразийского типов);

6) проведен анализ обратного воздействия разных типов культурной идентичности на особенности и характер социализации российской молодежи;

7) изучено влияние различных типов культурной идентичности на ценностные ориентации молодежи, ее духовно-нравственный облик, жизненные стратегии;

8) в научный оборот введены результаты эмпирических и социологических исследований о влиянии социокультурных процессов на формирование культурной идентичности и социализации современной российской молодежи.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Стабильное и эволюционное развитие общества, обеспечение межпоколенной преемственности культурных традиций, социальных норм жизнедеятельности, духовно-нравственное воспроизводство российского социума сталкиваются в настоящее время с целым рядом новых вызовов, представляющих угрозу для позитивного развития социокультурных процессов. Одна из главных причин подобной опасности видится в кризисе российской идентичности современной российской молодежи.

2. Кризис российской идентичности в молодежной среде, с одной стороны, затрагивает социокультурный аспект духовного отождествления личности с ценностями российского многонационального народа как достаточно размытого мультикультурного образования, с другой - отражает серьезные подвижки в социетальных ценностях трансформирующегося российского общества. В результате этого в обществе утрачиваются прежние общественные цели и жизненные смыслы, начинает осуществляться поиск новых социокультурных ориентиров. В связи с размыванием традиционных идеалов и ценностей, с распадом многих институтов, которые их поддерживали, с ослаблением межпоколенных связей растет разобщенность социальных слоев, распространяются нормы асоциального поведения в молодежной среде.

3. В процессе взаимодействия молодежи с социокультурной средой, характерной для современного российского общества, и развитием глобальных коммуникаций происходит усвоение разных, нередко противоречивых, внутренне конфликтных социальных норм, ценностей, жизненных стратегий. Таким образом, молодежь одновременно пытается усвоить ценности разных мировых культур и традиций (западных, восточных, свойственных российской культуре и др.). В результате социализация молодежи приобретает сложный и противоречивый характер, блокирующий процессы обретения индивидом социальной и гражданской зрелости, мешающий ему реализоваться в социальной жизни.

4. Процесс социализации молодежи в условиях кризиса культурной идентичности нередко приводит к системным деформациям

12 социокультурных качеств и характера молодых людей. В молодежной среде все большее распространение получают такие негативные социальные качества, как индивидуализм, агрессивность, стремление к накопительству, ориентация на массовое потребление, пресыщенность жизнью, скука. Наряду с ними часто приходится сталкиваться с социальной пассивностью, социальным иждивенчеством, социальным инфантилизмом, сервильностью.

5. Серьезные издержки в процессы социализации молодежи вносят попытки многих молодых людей идентифицировать себя либо с обществом потребления (актуализируются ценности западной цивилизации, образцы массовой культуры и др.), либо с тоталитарными типами культур, которые формируют неплодотворные социальные характеры (представления о том, что человек - винтик, ему не следует выделяться из массы, он нуждается в государственном патернализме и др.).

6. Процесс культурной идентификации современной российской молодежи идет по нескольким направлениям и определяется тремя основными типами культурной идентичности: западной, восточной и евразийской, каждая из которых имеет свои особенности и свойственные ей социокультурные характеристики. На основе их синтеза и взаимовлияния в российском обществе происходит формирование нового типа культурной идентичности, который гармонизирует как крайние коллективистские, так и индивидуалистические ценности, смыслы жизнедеятельности. Становление и развитие конструктивно-деятельностного социального типа молодежи идут по пути формирования современной российской культурной идентичности, которая объединяет в себе отечественные духовные ориентации с фундаментальными гуманистическими ценностями, выработанными человечеством за длительную общечеловеческую историю. Социокультурные ценности и нормы такой идентичности представляют собой сплав разных культур, основных духовно-нравственных, идеологических, социальных исканий человечества.

7. Формирование креативно-культурной идентичности, которая

13 станет выступать ключевым фактором конструктивно-деятельностного типа социализации современной российской молодежи, предполагает серьезную ревизию действующих сегодня принципов мультикультурализма и проводимой в Российской Федерации культурной политики, которые пока не выполняют функции культурной интеграции разных этносов, разных поколений граждан, населяющих Россию. Утверждение принципов культурного разнообразия и стремление к защите российских этнокультурных ценностей и достижений не должно приводить к конфронтации различных норм, образцов поведения, но должно способствовать социальной стабильности, межнациональной гармонии.

8. Новую культурную политику, проводимую среди молодежи, важно ориентировать на углубление межкультурного диалога, на основании которого возникнет новое российское социокультурное пространство, объединяющее в себе лучшие достижения национальной и мировой культуры, органично сочетающее свободу и справедливость, традиции и инновации, национальное и глобальное, патриотизм и уважение к другим народам и странам.

Теоретическая значимость исследования. Результаты и выводы проведенного диссертационного исследования расширяют социологические концепции, культурологические представления о социализации современной российской молодежи. Теоретические выводы исследования способствуют более глубокому пониманию специфики социокультурной идентичности молодежи в меняющихся условиях жизни российского общества. На основе данных социологических исследований, в которых автор принял активное участие, проанализированы объективные общественные тенденции, конкретно определены детерминирующие влияния культурной идентичности на социализацию молодежи и в целом прослежено их опосредующее социальное взаимодействие.

Практическая значимость исследования. Собранный и проанализированный материал исследования и сделанные автором выводы могут быть полезными в дальнейшей практике изучения проблем межкультурного взаимодействия, в выработке молодежной политики, ориентированной на утверждение новой российской культурной идентичности и конструктивно-деятельностной социализации российской молодежи. Материал диссертационного исследования может быть использован в процессе чтения учебных курсов и спецкурсов по социологии духовной жизни и культурного развития молодых поколений, а также в процессе воспитательной работы в молодежной среде.

Апробация результатов исследования

Материалы и результаты диссертационной работы нашли свое отражение в 14 публикациях автора общим объемом более 6 п.л., представлены в форме докладов и сообщений на научных конференциях, заседаниях «круглого стола», в том числе:

- на международных и межвузовских конференциях: «Духовная жизнь России в глобальном мире» (М., 2006); «Москва на пути к культуре мира» (М., 2006); «Сохранение культурного наследия - приоритетная задача социальной политики Союзного государства» (М., 2006); «Наркомания и сопредельные проблемы общества» (М., 2007); «Русский мир и социокультурное единение народов» (М., 2007); «Общество. Государство. Православие» (М., 2007); «Русский язык как фактор консолидации народов России» (М., 2008); «Народная дипломатия: опыт Москвы как современного поликультурного мегаполиса» (М., 2008); «Русское зарубежье -интеллектуальный ресурс России» (М., 2009); «Образ Родины в литературе и искусстве» (М., 2010); «Роль национальных информационных институтов и народной дипломатии в межкультурном диалоге» (М., 201 1);

- на заседаниях «круглого стола»: «Экология духовности и культуры» (М., 2007); «Современная литература народов России» (М., 2008); «Культура - московской семье в условиях демократического общества» (М., 2009); «Участие москвичей в культурной жизни столицы и дальнейшее развитие социально-культурной сферы города» (М., 2010).

Результаты работы нашли отражение в научно-методических разработках Государственного научно-исследовательского учреждения «Московский институт социально-культурных программ», использованы при разработке Городских целевых комплексных программ «Культура Москвы».

Объем и структура диссертации: работа состоит из введения, двух глав, шести параграфов, заключения, библиографии. Общий объем диссертации 159 страниц.

Похожие диссертационные работы по специальности «Социология культуры, духовной жизни», 22.00.06 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Социология культуры, духовной жизни», Сергеева, Кира Владимировна

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Результаты проведенного исследования позволяют утверждать, что в современных условиях социальных трансформаций идет процесс изменения основного содержания социализации молодежи на основе формирования нового типа культурной идентичности. Суть его заключается в постепенном размывании и замене коллективистских ценностей, связанных с жизненными моделями поведения, необходимыми для успешной социализации молодежи в традиционном коммунитарном обществе, субсидиарными ценностями общества, базирующегося на рыночных отношениях, ориентированных на достижение жизненного успеха, высокий уровень материального достатка и личной независимости. Данный процесс носит сложный и противоречивый характер. С одной стороны, наблюдается рост самостоятельности молодежи, увеличивается ее потребность в самореализации и саморазвитии, меняются способы социального взаимодействия и мотивационные основы деятельности, развиваются новые формы получения для самостоятельной жизни знаний и социальных навыков. С другой стороны, наблюдается деформация определенных духовно-нравственных черт личности и эрозия важных социальных качеств, необходимых для консолидации социума, для роста общественного доверия и гражданской солидарности. Процесс трансляции культурного опыта многонационального российского народа, предыдущих поколений, социального и духовного воспроизводства общественных отношений, связанный с особенностями социализации молодежи, носит во многом, как показало исследование, противоречивый, стихийный и малоуправляемый характер. Такая ситуация возникла вследствие неправильно проводимой политики мультикультурализма, которая вместо того чтобы объединять культуры разных народов и переплавлять их в единую евразийскую социокультурную парадигму, нередко приводит только к росту напряжения между разными культурными традициями, которые пытаются сохранить в их аутентичном виде, к дальнейшему обострению конфликта между ними.

Стабильное и эволюционное развитие общества, обеспечение преемственности культурных традиций и социальных норм жизнедеятельности, духовно-нравственное воспроизводство российского социума столкнулись в настоящее время с целым рядом новых вызовов, представляющих угрозу для поступательного развития общественных и социокультурных процессов, а также опасность деградации системы общественных и духовно-нравственных отношений.

Главная причина этой опасности видится в кризисе российской идентичности как фундаментальной основы и важнейшего условия социализации современной молодежи нашего общества. Кризис российской идентичности в молодежной среде в первую очередь затрагивает социокультурный аспект духовного отождествления себя с ценностями российского многонационального народа. В результате утраты старых и поиска новых социокультурных смыслов происходит своего рода дезактивация процессов культурной идентификации. В связи с размыванием традиционных идеалов и ценностей, сменой образцов социальной самореализации, ослаблением связей между поколениями усиливается разобщенность общества, увеличиваются масштабы распространенности асоциального поведения.

В результате социализация молодежи носит сложный и противоречивый характер, нередко приводит к системным деформациям социокультурных качеств и характера социальности молодого человека. Серьезные деформации в характер социализации молодежи вносит социокультурная идентификация как с обществом потребления, основанного на ценностях западной цивилизации, на образцах массовой культуры, так и с тоталитарными типами культур, которые подавляют индивидуальность, творческие начала личности.

Важно, чтобы становление и развитие «конструктивно-деятельностного» социального типа молодежи шли по пути формирования и утверждения современной российской культурной идентичности, которая объединяет в себе общие фундаментальные гуманистические и социальные ценности, выработанные человечеством за периоды цивилизационного развития. Социокультурные ценности и нормы данной идентичности представляют собой сплав разных культур и ведущих мировых религий, основных глобальных духовно-нравственных, идеологических, социальных исканий человечества. Принципиальное значение имеет то, что новая креативная российская культурная идентичность позволит снять противоречия между принципами и ценностями коллективистских (коммунитарных) и индивидуалистских (либерально-рыночных) типов обществ, между уравнительной (коммутативной) и распределительной (дистрибутивной) справедливостью1, между глобальными, вселенскими и национально-патриотическими ориентациями.

Формирование новой культурной идентичности, которая будет выступать ключевым фактором социализации современной российской молодежи, предполагает серьезную ревизию действующих сегодня принципов мультикулыурализма и проводимой культурной политики, которые не выполняют функции культурной интеграции разных этносов, населяющих Россию, ассимиляции постоянно растущих миграционных потоков в социокультурное пространство российского общества. Утверждение принципов культурного разнообразия и стремление к защите этнокультурного достояния не должно приводить к конфронтации норм, образцов поведения, ценностей, способствовать росту социальной нестабильности и напряженности в социуме. Новая культурная политика должна быть направлена на преодоление процессов обособления и конфронтации разных социокультурных и этнокультурных ценностей и ориентирована на углубление межкультурного диалога, на основании

1 См РопзДж Теория справедливости - Новосибирск Изд-во НГУ 1995 которого возникнет новое российское социокультурное пространство, объединяющее в себе лучшие достижения национальной и мировой культуры, гармонизирующее индивида и общество, свободу и справедливость, традиции и инновации, национальное и глобальное, патриотизм и интернационализм.

Список литературы диссертационного исследования кандидат социологических наук Сергеева, Кира Владимировна, 2012 год

1. Айзенк Г.Ю. Структура личности. СПб., M., 1999.

2. Алещенок C.B. Государственная поддержка молодежных организаций: мировой опыт // Молодежная политика. № 76-78. М. : Социум, 1995. - С. 66-78.

3. Алещенок C.B. К проблеме новой концептуализации молодежи // Методологические проблемы исследования молодежи. М. : Социум, 1998. -- С. 34-36.

4. Ананьев Б.Г. Личность, субъект деятельности, индивидуальность. М., 2008.

5. Андреева Г.М. Социальная психология : учебник для высших учебных заведений. 5-е изд., испр. и доп. М., 2002.

6. Арнольд П., Бассан М., Креттаз Б., Келлерхальс Ж. Молодежь и общество. Л., 1971. 14 с.

7. Ахиезер A.C., Давыдов А.П., Шуровский М.А., Яковенко И.Г., Яркова E.H. Социокультурные основания и смысл большевизма. Новосибирск : Сибирский хронограф, 2002. - 610 с.

8. Ахиезер A.C. Россия: критика исторического опыта. Т. 1. Новосибирск, 1997.

9. Бабочкин П.И. Молодежь в структуре современного российского общества // Методологические проблемы исследования молодежи. М.: Социум, 1998. - 72 с. - С. 22-29.

10. Бауман 3. Индивидуализированное общество / Пер. с англ. М.,2002.

11. Белинская Е.П., Тихомандрицкая O.A. Социальная психология личности. М., 2001.

12. Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности. Трактат по социологии знания. М., 1995.

13. Болотин И.С. Современная российская молодежь и общество (проблемы изучения) // Методологические проблемы исследования молодежи. М. : Социум, 1998. - 72 с. - С. 61-63.

14. Валлерстайн И. Рождение и будущая кончина капиталистической миросистемы: концептуальная основа сравнительного анализа // Анализ мировых систем и ситуация в современном мире / Пер. с англ. П.М. Кудюкина. СПб. : Университ. книга, 2001.-С. 19-62.

15. Варгас Льоса М. Глобализация и культурная идентичность Foreign Policy, 01-02.2001. http://noblit.ru/content/view/648/1/

16. Вишневский Ю.Р., Шапко В.Т. Современная российская молодежь: методология изучения // Молодежь и общество на рубеже веков / Под науч. ред. И.М. Ильинского. М. : Голос, 1999. - 333 с. - С. 237-259.

17. Гавров С.Н. Модернизация: от вертикального к горизонтальному измерению бытия // Ученые записки. Выпуск 25. М. : МГУКИ, 2003. - С. 49-58.

18. Гавров С.Н. Социокультурные аспекты модернизационных процессов в России. http://bibliotekar.ru/gavrov-4/l l.htm

19. Гегель Л. А. Ценностное самоопределение молодежи // Молодежная политика. № 141-142. М. : Социум, 1997.-С. 6-18.

20. Гедуева Л.А. Воспроизводство социальных рисков в России в контексте анализа социокультурной адаптации современной российской молодежи // Социально-гуманитарные знания. 2006. -№ 12.

21. Горяева Т.Н. Социализация молодежи // Аспирант и соискатель. -2006.-№ 2.

22. Дугин А.Г. Проект «Евразия». http://www.evrazia.org/modules.php?name=News&file=article&sid=l 839

23. Емелин В.А. Постмодернизм: в поисках определения. http://emeline.narod.ru/postmodernism.htm

24. Зубок Ю.А. Социальная интеграция молодежи в условиях нестабильного общества. М. : Наука, 1998. - 3 12 с.

25. Зубок Ю.А. Феномен риска в социологии. Опыт исследования молодежи. М., 2007.

26. Ильенков И.В. Что такое личность. М., 1991.

27. Ильинский И.М. Будущее России и молодежь: к новой концепции молодежной политики // Молодежь и общество на рубеже веков / Под науч. ред. И.М. Ильинского. М. : Голос, 1999. - 333 с. - С. 73-103.

28. Ильинский И.М. О воспитании жизнеспособных поколений российской молодежи. М., 1995.

29. Ионин Л.Г. Культура на переломе // Социологические исследования. 1995. -№ 2. - С. 41-48.

30. Караев A.M. Социализация молодежи: Методологические аспекты исследования // Гуманитарные и социально-экономические науки. -2005.-№3.

31. Кирдина С.Г. Институциональные матрицы и развитие России. М., 2000.

32. Кириенко В.П. Молодежь и устойчивое развитие России // Молодежь и становление новой России. М. : Социум, 1996. - С. 10-11.

33. Ковалева А.И. Социализация личности: норма и отклонение. М. : Социум, 1996. - 224 с.

34. Ковалева А.И., Луков В.А. Социология молодежи : Теоретические вопросы. М. : Социум, 1999. - 351 с.

35. Коган Л.И. Цель и смысл жизни человека. М., 1984.

36. Кон И.С. В поисках себя. Личность и ее самосознание. М., 1984.154

37. Кон И.С. Образование, общество, молодежь. В кн.: Молодежь и образование. М., 1972. 23 с.

38. Корнеев М.Я. Проблемы социальной типологии личностей. Л.,1971.

39. Коршунов C.B. Имперское и национальное в российском сознании. http://discourse.intelligent.rU//text/200608081457.htm

40. Костиков Г.К. Ролан Барт — семиолог, литературовед // Барт Р. Избранные работы: семиотика, поэтика. М., 1989. С. 35-36.

41. Кравченко С.А. Социология. М., 2002.

42. Кузнецова A.B., Кублицкая Е.А. Гражданский патриотизм основа формирования новой российской идентичности. М., 2005.

43. Лавров С.Б. Уроки Льва Гумилева // Евразийский вестник.1999,-№ 6.

44. Лапин Н.И. Пути России: социокультурные трансформации. М.,2000.

45. Левашов В.К. Социополитическая динамика российского общества (2000-2006). М., 2007.

46. Левичева В.Ф. Молодежь в границах концептуального дискурса современной социологии // Человек и общество: тенденции социальных изменений. М. : Голос, 1997. - 334 с.

47. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 1975.

48. Лисовский В.Т. Социология молодежи : учебное пособие. СПб.,1996.

49. Лисовский В.Т. Эскиз к портрету: жизненные планы молодежи (по материалам социологических исследований). М., 1968.

50. Локосов В.В. Российское сообщество: трансформация целей, интересов, ценностей. М. : РИЦ ИСПИ РАН, 2006.

51. Локосов В. В. Трансформация российского общества (социологические аспекты). М., 2002.

52. Покосов В.В., Шульц Л. Основания консолидации современного российского общества (социологические аспекты). М., 2008.

53. Малинкин А.Н. Новая российская идентичность. Исследования по социологии знания // Социологический журнал. 2001. -№ 4.

54. Мансуров В.А., Юрченко О.В. Социология профессий. История, методология и практика исследований // Социологические исследования. -2009. -№ 8.

55. Манхейм К. Диагноз нашего времени. М., 1994.

56. Маршак А.Л. Особенности социокультурных связей социально дезориентированной молодежи // Социологические исследования. 1998. -№ 12.-С. 94-97.

57. Миронов A.B. Социально-гуманитарное образование в России: современное состояние, проблемы, тенденции развития : дис. . д-ра социол. наук: 22.00.06. М., 2001. - 348 с.

58. Мудрик A.B. Социальная педагогика. М., 2000.

59. Панарин A.C. Философия политики. Учебное пособие. М., 1996.

60. Путин В.В. Россия сосредотачивается вызовы, на которые мы должны ответить // Известия. - 2012. - 16 января. http://www.izvestia.ru/news/511884

61. Резник Т.Е. Резник Ю.М. Жизненные стратегии личности. http://ecsocman.edu.ru/data/381/829/1219/001Reznik100-105.pdf

62. Резник Т.Е., Резник Ю.М. Жизненные стратегии личности: поиск альтернатив. М., 1995.

63. Ролз Дж. Теория справедливости. Новосибирск, 1995.

64. Ручкин Б.А. Молодежь и становление новой России // Социологические исследования. 1998. -№ 5. - С. 90-98.

65. Самарин А.И. Конфликты в духовной сфере современного общества: состояние и проблемы урегулирования // Конфликтология. Теория и практика. 2004. - № 4.

66. Самарин А.И., Степанов Е.И., Шаленко В.Н. Духовные проблемы нашего времени // Социальные конфликты в контексте процессов глобализации и регионализации. М., 2005.

67. Свиридов H.A. Трансформация ценностных ориентаций молодежи в процессе социальной адаптации // Молодежь 97: надежды и разочарования. Кн. 1. М. : Социс, 1997. - 339 с. - С. 126-129.

68. Сергеев В.К. Молодежь и город: лицом к лицу (Молодежная культура мегаполиса в условиях социальных трансформаций). М. : РИЦ ИСПИ РАН, 2002. - 552 с.

69. Смелзер Н. Социализация: основные проблемы и направления исследований // Социология. М., 1994.

70. Социология молодежи. Учебник / Отв. ред. В.Т. Лисовский. -СПб. : Изд-во С.-Пб. ун-та, 1996.-427 с.

71. Социология / Под ред. В.Н. Лавриненко. М. : Юнити-Дана,2002.

72. Тойнби А.Дж. Цивилизация передсудом истории. М., 1996.

73. Топилина Е.С. Особенности социализации молодого поколения в современной России // Гуманитарные и социально-экономические науки. -2006.-№3.

74. Тюрин Д. Ф. «Запад» и «Восток» в институциональном подходе к цивилизации // Социологический журнал. 2001. - № 4.

75. Университет среда социализации молодежи // Высшее образование в России. - 2006. - № 10.

76. Уьиакин С.А. Молодежь как субъект деятельности // Полис. -1993,-№2.-С. 22-41.

77. Федотова В.Г. Типология модернизаций и способов их изучения // Вопросы философии. 2000. - № 4. - С. 10.

78. Федотова Н.Н. Кризис идентичности в условиях глобализации // Человек. -2003. -№ 6.

79. Федотова Н.Н. Мультикультурализм и политика развития. http://www.jourssa.rU/2006/3/3aFedotova.pdf

80. Философский энциклопедический словарь. М., 1983.

81. Фромм Э. Величие и ограниченность теории Фрейда. М. : Изд-во АСТ, 2000. - 448 с.

82. Фромм Э. Здоровое общество // Психоанализ и культура. М.,1995.

83. Фромм Э. Иметь или быть / Пер. с англ. Э. Телятниковой. М.,2009.

84. Хабибуллин К.Н. Динамика факторов риска и профилактика здоровья населения // Социологические исследования. 2005. - № 6. - С. 141.

85. Чупров В.И. Современная молодежная политика: что принять за норму развития // Социально-политический журнал. -1994. № 7-8.

86. Чупров В.И. Социализация молодежи в посткоммунистической России // Социально-политический журнал. 1996. - № 6.

87. Чупров В.И., Черныш М.Ф. Мотивационная сфера сознания молодежи: состояние и тенденции развития. М. : Наука, 1993. - 317 с.

88. Шибутаны Т. Социальная психология / Пер. с англ. Ростов н/Д,1998.

89. Штомпка П. Социология социальных изменений. М., 1996.

90. Щеглова С.Н. К вопросу о межпоколенческих отношениях на микросоциальном уровне // Молодежь России: воспитание жизнеспособных поколений. М. : ИМ, 1996. - С. 32-46.

91. Щеглова С.Н. Определение границ перехода от детства к молодости и от молодости к взрослости // Молодежь 97: надежды и разочарования. Кн. 1. М., 1997. С. 157-166.

92. Элиас Н. Общество индивидов. М., 2001.

93. Эриксон Э. Идентичность и неукорененность в наше время // Философские науки. 1995. - № 5-6.

94. Arnold P., Bassand М. Krettas В., Kellerhals J. Jeunesse et societe. Lausanne, 2001.

95. Bauman Z. Identity: Conversations with Benedetto Vecchi. Cambridge, UK; Maiden, MA, 2004.

96. Erikson E. Identity: Youth and Crisis. New York, 1974.

97. Giddens A. Modernity and Self-Identity: Self and Society in the Late Modern Age. Stanford, Calif., 1991.

98. Huntington S.P. Who are we? The Challenges to America's National Identity. New York, 2004.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.