Культура Южного Урала в период нэпа, 1921-1927 гг. тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 07.00.02, кандидат исторических наук Тетерятник, Ольга Петровна

  • Тетерятник, Ольга Петровна
  • кандидат исторических науккандидат исторических наук
  • 1996, Оренбург
  • Специальность ВАК РФ07.00.02
  • Количество страниц 213
Тетерятник, Ольга Петровна. Культура Южного Урала в период нэпа, 1921-1927 гг.: дис. кандидат исторических наук: 07.00.02 - Отечественная история. Оренбург. 1996. 213 с.

Оглавление диссертации кандидат исторических наук Тетерятник, Ольга Петровна

ВВЕДЕНИЕ.

Глава I. ПРОСВЕЩЕНИЕ НА ШНШ УРАЛЕ В ПЕРИОД НЭПА.

1. Школьное, строительство.

2. Национальные школы.

3. Учительские кадры.

Глава И. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЙ ПОВЫШЕНИЯ 0ЩЕ-КУЛЬТУРНОГО И ПОЛИТИЧЕСКОГО УРОВНЯ ШИРОКИХ МАСС. НО

1. Ликвидация неграмотности среди взрослого населения . НО

2. Деятельность театров Южного Урала в период нэпа.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Отечественная история», 07.00.02 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Культура Южного Урала в период нэпа, 1921-1927 гг.»

События последних лет, политический,, экономический, а так -же духовный, кризис российского общества, вызванный сменой не только форм собственности., но и. моральных приоритетов и нрав -ственных норм, способствуют росту интереса к: прошлому, пере -оценке событий далеких лет. В попытке объяснить явления сегодняшней жизни исследователи обращаются к событиям духовной жиз -ни народа, к истории развития культуры.

В этш плане наиболее актуально изучение культуры периода новой экономической политики» После революции в 1917-1920 гг. были сломлены старые институты культуры, однако,, глубоких перемен в духовной жизни общества, не произошло, поскольку бурные, стремительные преобрааования меняют лишь внешние формы явления, в то время как для реформирования внутренних устоев культуры требуется более длительное время,последовательная, кропотливая политика государства. Действительно, нельзя в одночасье изме -нить мировоззрение учителей, содержание учебного процесса, социальный состав зрительской аудитории, и т.д.

20-е годы - время коренных изменений в области культуры. В этот период определились основные направления школьного образования, содержание которого диктовалось политическими по -требнсазтями нового государства; формы сценической деятельно -сти, определившие лицо советского театра вплоть до наших дней, а также основные методы идеологического воздействия на массы с помощью сети культурно-просветительных учреждений.

Будучи временем демократичным, с определенной открытостью политической жизни,обеспечившим доступ к. достижениям культуры ц многомиллионным массам, период нэпа характеризуется и как время намечающегося формирования командно-административной системы управления, в том числе и в сфере культуры.

Изучение культуры прошлого необходимо не только для ответа на сегодняшние, злободневные вопросы, но и потому, что проблемы памяти, сохранения и упрочения национальных традиций приобретают на современном этапе особое значение. Стало ясно, что от того, сохранит ли та или иная культура свои самобытные черты - зависит само ее существование- Угроза растворения, нивелировки культуры и искусства под натиском безликих стандар -тов общемировой поп-культуры стала сегодня опасной реальностью, о чем свидетельствует кризис современного театра и киноискусства, которое приобретает все более коммерческий характер,свойственный и для первых лет нэпа.

В связи с этим возрастает значимость всех гуманитарных исследовании, в особенности работ по истории культуры.

Хронологические рамки исследования охватывают период новой экономической политики, датированный I92I-I927 гг. Введение нэпа повлияло не только на политическую и экономическую сферы ' общественной жизни, но и оказало непосредственное воздействие на развитие культуры. Именно в этот период, характеризуемый противоречивыми событиями и явлениями в жизни страны, происходят коренные изменения в сфере культуры, которые предопределили ее дальнейшее развитие.

В географическом отношении объектом изучения является Южный Урал - современные территории Оренбургской и Челябинской областей. До Октябрьской революции они составляли единую админи -стративную единицу - Оренбургскую губернию. Размежевание про изошло в августе 1919 г., когда на основе выделенных из соста -ва Оренбургской губернии территорий ( Челябинского, Троицкого и Верхнеуральского уездов) была образована Челябинская губер -ния.-1- Южный Урал представляет из себя обширную территорию, сопоставимую по площади с многими европейскими государствами.

Шный Урал - один из важных экономических и культурных регионов страны, всегда играл существенную роль в развитии Рос -сии. Это накладывало отпечаток на культуру края, определяя ее характерные черты. Оренбургская и Челябинская губернии облада -ли не только географической близостью, но и общностью природ -ных экономических условий, примерно идентичным национальным составом, где преобладало крестьянское население. Вследствие этого, вьщеление Южного Урала, как объекта исторического исследования, представляется важным и необходимым.

Научная литература, изучающая развитие культуры довольно обширна и включает в себя множество монографических работ,статей, диссертационных исследований. Характерно, что в большинстве из них делается акцент на изучение мероприятий Советской власти в области культуры до 1920 года. Период новой экономической политики традиционно рассматривается как "переходный".

Исследования последнего десятилетия сломали этот стереотип, показав 20-е годы как время яркое и противоречивое, вобравшее в себя элементы демократизма и творческих поисков в различных областях культуры, с намечавшейся тенденцией к тоталитаризму.

Историографических работ, затрагивающих изучение данной темы немного, однако, они освещают литературу по широкому

I. Очерки истории Челябинской области. - Челябинск,1991, чЛ, с.З. спектру тематических и методологических проблем.

В изучении истории культурных преобразований, где в числе основных проблем освещается становление и деятельность системы народного образования, ликвидация неграмотности среди взрослого населения, развитие сценического искусства традиционно определяется несколькими этапами:

I - 1917 г. - начало 30-х гг.

II - середина 30-х гг. - середина. 50-х гг.

Ш - вторая половина 50-х гг. - середина 80-х гг.

1У - 1985 г. - до настоящего времени.

Каждый этап внес свой вклад в разработку данной темы. При этом проявлялся разный уровень объективности в изучении исторического материала, определяемый политической ситуацией в стране и степенью доступности источниковой базы.

Последний, четвертый этап выделяется в новейших диссертационных исследованиях и работах чисто историографического ха -рантера.

Он отличается широким спектром проблем, разнообразием концепций и взглядов, обширным кругом изучаемых источников и материалов.

Литература первого этапа не носит в полной мере исследава -тельского характера, поскольку написана современниками - непосредственными участниками культурных преобразований на самых разных уровнях. Это работы как руководителей государственных и

I. Зак Д.М. /История изучения советской, культуры. М., 1981. Она же: Вопросы культурного строительства в советской исторической литературе // Культурная революция в СССР 19171965 гг. М.,1967, с.393 и другие работы. Vпартийных органов, непосредственно определявших направления и методы культурных преобразований, так и рядовых работников культуры на местах.

Работы государственных и партийных деятелей содержат теоретическую основу построения культуры в новом обществе и пути их осуществления.*

Ленин рассматривал политические, социально-экономические и культурные преобразования Советской власти в их тесной взаимосвязи. Политическое господство открывало рабочему классу доступ к культуре, но приобщение трудящихся к политической жизни, реальное участие в управлении делами общества было не -возможно без существенного повышения их культурного уровня. Задачи экономического развития страны требовали технически грамотных, квалифицированных работников. Вместе, с тем, развитие промышленности и сельского хозяйства создавало определенную материальную базу для культуры.

В одной из последних статей " 0 кооперации" (1923 г.) Ленин назвал скачок в области культуры, который должна была со -вершить Россия, чтобы догнать развитые страны, культурной революцией: " У нас политический и социальный переворот оказался предшественником тому культурному перевороту, той культурной революции, перед лицом которой мы все-таки теперь стоим".^

Термин " культурная революция" впоследствии прочно вошел в. научную и политическую лексику, но смысл в него вкладывается различный. В это понятие, как правило, включают широкий комплекс

1. Ленин В.И. ' 0 работе Наркомпроса // Поли. собр. соч. Т.42, с.322-338 ; Он же " 0 нашей революции Т.45, с.378-382 ; Он же 0 кооперации' , т. 45, с. 377-396 ; " Пункт программы в области народного просвещения'1, т.38, с.116 и т.д.

2. Ленин В.И. Полн. собр. соч. т.45, с.377. преобразований в области культуры.

Ближайшие соратники В.И.Ленина занимались теоретической разработкой проблемы, полемизируя по вопросам дальнейшей пер т спективы культурного развития.

В последнее время возросло внимание историков к работам А.В.Луначарского, в 20-х гг. бывшего а.аркомом просвещения.^ ч- Будучи человеком высокой культуры, знатоком и ценителем драматического искусства, АЛЗ. Луначарский в своей деятельности особое место уделял театральной политике Наркомпроса.

В 1924 г. вышел сборник статей Луначарского "Театр и революция",^ куда наряду с предреволюционными работами,, вошли статьи о деятельности театров в 20-е годы. В свете современных взглядов многие ранние суждения А.В.Луначарского о формах театра будущего выглядят фантастическими, заключения о некоторых ^ театральных новациях носят поспешный характер, преувеличиваются заслуги ряда деятелей искусства. Тем не менее, эти работы отражают послереволюционное развитие сценического искусства во взаимодействии социально-политических и художественных процессов.

1. Бухарин Н.И."Ленинизм и проблемы культурной революции.М.-Л., 1928 ; Троцкий Л.Д. ''Литература и революция ■ .М. ,1924 ; Крупская Н.К. "Ленинские установки в области культуры, м., 1934 ; Она же. На третьем фронте:. Статьи и речи. М. ,1924,т.2. Политико-просветительная работа ; Она же. Основы политпросвет-работы.М. ,Л., Вып.1-4.

2. Луначарский A.B. Третий фронт:. Сб. статей.М.,1925 ; Он же.Задачи просвещения в системе советского строительства: Доклад на I Всесоюз. учит, съезде. М.,1925 ; Луначарский A.B., Халатов A.B. Вопросы культурного развития РСФСР ; Докл. на 7JI Всерос. съезде Советов (15 мая 1929 г.) М.,Л.,1929 ; Луна -чарский A.B., Скрыпник H.A. "Народное образование в СССР в связи с реконструкцией народного хозяйства. Докл. на ут1 съезде Союза работников просвещения. М. ,1929.

3. Луначарский A.B. " Театр и революция'1, М. ,1924.

Анализ культурно-идеологической деятельности Советской власти содержится в работах известных в то время деятелей "третьего фронта", Л. Авербаха, Д.Деборина, П.Керженцева*.

Кроме того, в 20-е годы широко публиковалась информация о конкретных мероприятиях в области культуры. При этом особое внимание уделялось опыту борьбы с неграмотностью взрослого населе -ния.2

Для указанных работ характерно приукрашивание реальных до -стижении, особенно через сравнение с дореволюционной Россией. . это неудивительно, ибо литературу первого этапа объединяет агитационно-пропагандистская направленность, стремление убедить в прогрессивности нового строя, ознакомить с директивными ука -заниями партии.

Вместе с тем, в исследованиях того времени поднимался целый ряд актуальных и интересных проблем, таких как влияние культурного уровня населения на экономический рост страны, классовая борьба как фактор развития культуры и ряд других. В дальнейшем становление историографии культурного строительства базирова -лось в основном на изучении форм и методов культурно-просвети -тельной работы, а также истории ликвидации неграмотности.^

1. Авербах Л. На путях культурной революции.Ш.,1929 ; Он же.Спорные вопросы культурной революции.М.,1929 ; Деборин А.Марксизм и культура /Революция и культура.1927, И Керженцев П.Челсвек новой эпохи / Революция и культура,1927, № 3-4.

2. Медынский E.H. Внешкольное образование в РСФСР: Стат. обзор. М. ,1923 ; Горюнова Ш, Культурно-просветительная работа прос&со-юзов СССР.ГЛ. ,1926 ; Внешкольное дело: Сб. статей по вопросам внешкольного образования. П-г,1924 ; Панфилов В.Н. Культурный фронт сегодня и через пять лет. М.-Л. 1929 ; Бондарев Д.

Ликвидация неграмотности. Цифры, $акты, перспективы. М.-Л., 1929.

3. Козлов В.А. "Культурная революция и крестьянство,I92I-I927. М. ,1983, с.7.

К середине 30-х годов под влиянием политических процессов в обществе объективное изучение культурных преобразований после революции сильно затормозилось. В обстановке жесточайшего идео -логического диктата возможность высказывания взглядов и суждений, не совпадающей с общей направленностью "Краткого курса" была сведена на "нет".

Для этого периода являются характерными работы Велькович H.H., Ивановой АЛЛ.* и других, среди которых следует выделить работу Фрвд JI.С. "Очерки по истории развития политико-просветительной работы в РСФСР (I9I7-I929 гг.)", как монографический труд по истории культурных преобразовании 20-х годов.^

Среди исследователей этого периода нельзя обойти вниманием Ю.Осноса, освещавшего в своих работах историю народного обра -зования, деятельность театров и другие сферы культуры.^

Основной акцент в перечисленных работах делается на возвышение роли партийного руководства культурными процессами.

В целом, в названный период работы, освещающие развитие системы народного образования, различных видов искусства довольно малочисленны, ибо для исторической науки того времени было характерно игнорирование сферы культуры.

1. Белькович H.H. 'Социально-культурное строительство в PC-¿CP ■Д. ,1938 ; Иванова A.M. ,гЧто сделала Советская власть по лик -видации неграмотности среди взрослых.М.,1949 ; Кравченко А."0 культурной работе за 15 лет /Политнросветработа I942,i&I9-20.

2. Фрид л.С. "Очерки по истории развития политико-просветительной работы в РСФСР (1917-1929).Л.,1941.

3. Оснос Ю. "Вопросы ранней истории советского театра". -:'Театр" 1940, т 2 ; Его же " Советская школьная реформа ,1918.

Исторический журнал,1944, I 7-8 и др.

Во время Великой Отечественной войны в основном публиковалась литература публицистического характера, как отвечающая запросам времени. Общие культурные достижения послереволюцион -ног о периода противопоставлялись разрушительной природе .;з-ма. Для работ характерна тема интеллигенции, роли науки в обществе. Вопросы просвещения и искусства практически не поднима -лись.

В послевоенной литературе вопросы политико-культурного просвещения были изучены в работах И.О.Смирнова, A.M. Ивановой, А.Мамая, А.З.Козырева и других авторов.1

В связи с хрон алогическими рамками данного исследования, наибольший интерес представляет книга Н. Мамая, где содержится наиболее полная характеристика форм и методов культурно-просветительной работы. В то же время, зачастую автор ограничивается лишь констатацией фактов, а общие выводы сделаны согласно политической конъюктуре тех лет.

В целом, для работ II этапа характерна недостаточное исполь -зование документальных материалов, господство политических установок. Однако, несмотря на недостатки, эти работы сыграли поло -жительную роль в освещении проводимых мероприятий по ликвидации

I. Смирнов И.С. Из истории строительства социалистической культуры в первый период Советской власти ( октябрь 1917- лето 1918 гг.).М.,1949 ; Иванова A.M. Что сделала Советская власть по ликвидации неграмотности среди взрослых. Ш.,1949 ; Мамай Н. Коммунистическая партия в борьбе за идейно-политическое воспитание масс в первые годы нэпа.м. ,1954 ; Козырев A.B. Школа в России в период подготовки и проведения Великой Октябрьской социалистической революции. Ставрополь,1948 ; Беляева А.И. Октябрьская революция и создание советской школы (1917-1920гг.) М. ,1950 ; Петровская II.II. Первые мероприятия партии большеви- . ков и Советского государства в области народного просвещения ( ноябрь,1917- март 1919 гг.,1952. неграмотности, становлению школьной системы и других аспектах культурной жизни, а также способствовали накоплению йактичес -кого материала.

Новый этап в изучении истории культуры начинается со второй половины 50-х годов. Начавшаяся демократизация общественной жизни в стране, преодоление догматизма, стереотипов в исторической науке, связанных с периодом культа личности Сталина,благоприятно воздействовали на изучение истории культурного стро -ительства.

Основными направлениями работы историков в этот период стало изучение форм и методов политико-просветительной работы, борьба с неграмотностью взрослого населения, использование старой интеллигенции в развитии школьного и внешкольного образования. В научный оборот было введено много новых источников и документов. По названным проблемам появился ряд серьезных исследований, составляющих значительную часть.современного историографического фонда*.

I. Карпов Г.Г. ' 0 советской культуре и культурной революции в СССР '.М. ,1954 ; Он же. Партия и культурная революция.М. ,1957 ; Смирнов И.С.Ленин и советская культура.М.,1900 ; Грабарь Т.Ф. Культурная революция в СССР - составная часть ленинского плана . социализма.М.,1968 ; Молоко П.Основные этапы развития культурно-просветительной работы профсоюзов в СССР.Л. ,1962 ; Стелли-фаравская E.H. Борьба Коммунистической партии за осуществле -ние ленинской политики подъема культурного уровня трудящегося крестьянства в конце восстановительного периода (1924-1925гг.) Автореф. дисс. на соиск. степ, к.и.н. м.,1970 ; Она же.Культурно-просветительная работа в деревне (1924-1925 гг.).В кн.: Очерки по истории советской науки и культуры. М. ,1968, с.69-100; Ремизова Т.А. Культурно-просветительная работа в РСФСР в 19211925 гг. М.,1962 ; Эмкина Д.Ю. На культурном фронте. Из истории борьбы за ликвидацию неграмотности в СССР. М. ,1959.

Большой вклад в изучение данной темы внесли труды Кумане-ва В. А. Так, в работе "Социализм й всенародная грамотность." Ликвидация массовой неграмотности на основе обширного доку ¡дентального материала исследуются формы и методы ликбеза, освеща -ется деятельность ОДН, привлекавшего значительное число добровольцев к распространению грамотности среди населения. Однако работа не свободна от недостатков. Хотелось бы, чтобы они носили более четкий характер, полнее освещали результаты борьбы с неграмотностью.

Большой интерес представляет работа Ю.И.Овцина, в которой анализируются данные переписи населения России в 1920 г.*

Однако наиболее значительный вклад в изучение истории культурных преобразования на данном этапе внесли труды академика М.а.Кима.^ Для его работы характерно комплексное изучение проблем развития культуры, в них собран огромный фактический,статистический материал. М.Д. Кимом внесен большой вклад в разработку теоретических проблем культурного развития. Он дал определение понятия "Культурная революция", показал основные этапы этого процесса. Работы М.П. Кима основаны на обширной источни-ковой базе, их отличает широкий спектр изучаемых проблем и последовательность методологических установок автора. По богатству фактического материала труда этого ученого являются круп

1. Овцин 10.П. Большевики и культура прошлого. М. ,1969.

2. Ким М.П. 40 лет советской культуры. М. ,1957 ;

Он же. Коммунистическая партия - организатор культурной революции в СССР. М.,1955 ;

Он же. Великий Октябрь и культурная революция в СССР (19171957 гг.). Ш.,1967 ;

Он же. Сущность и исторические этапы культурной революции в СССР / Вопросы истории КПСС,1960, № 6, с.150-156. ным вкладом в разработку данной проблемы. Вместе с тем, для указанных работ характерна идеализация достижений, преувеличение позитивной роли партийного руководства культурными процессами.

Большим достижением ист ориаграфии советской культуры стал выход в 1954-1961 гг. "Очерков истории русского советского драт матического театра". Подобный труд, обобщающий деятельность театров на протяжении сорока с лишним лет появился впервые»хотя попытки его создания предпринимались и ранее.^ "Очерки содержат массу интересного фактического материала, любопытные выводы и обобщения. Наиболее, актуально в исследовании содержание первого тома, где анализируется деятельность театров в первое послереволюционное десятилетие. " Очерки" имеют ряд серьезных недостатков: ограничен круг проблем ; кроме того, в содержании имеют место ошибки, искаженные характеристики. Все это вызвало критику работы историками театра в 70-е годы.^

В этот же период вышла " История советского драматического театра"^, в которой освещена деятельность не только русских, но и национальных театров ССОР. Отличительной особенностью этой коллективной работы является исследование только профессиональных драматических театров. Музыкальные театры оперы и оперетты, самодеятельные формы сценического искусства остались за пределами издания.

I.Очерки истории русского советского драматического театра в 3-х т. М.,1954-1961.

2.История советского театра, т.I,Петроградские театры на пороге Октября и в эпоху военного коммунизма. 1917-1921 гг.Л. ,1933; Советский театр к тридгртилетию Советского государства.М.,1947.

3. Коммунист" ,1972, & 2., с.14.

4.История советского драматического театра в 6-ти т. М., 1966-1971. т с: xJ

При изучении деятельности театров большой интерес представляет книга известного историка театра, критика, режиссера ILA. Маркова.-1- В разделе " Из истории русского и советского театра" содержатся театральные обзоры, с которыми П.А. Марков выступал на страницах журналов в 20-х начале 30-х гг. Автор характеризует московские театральные сезоны, многие спектакли из которых ставились на театральных сценах Южного Урала.

Монография А. Юфит "Революция и театр" занимает особое место в историографии данной темы. Работу отличает фундаментальность и обширность источниковой базы, что позволяет автору уточнить, дополнить некоторые сложившиеся оценки и характеристики и выд2 винуть ряд принципиально новых положений.

Несомненными достоинствами работы является широкое освещение театральной политики Наркомпроса в отношении как столичных, так и периферийных театров, изменение социального контингента зри -тельного зала, а также исследование экономической базы театров в первые послереволюционные годы и период новой экономической политики, что крайне редко даже для современной литературы, посвященной вопросам театра.

В 70-е годы возобновились дискуссии, посвященные проблемам культурного развития. На Всесоюзной конференции "Советская культура как предмет исторического исследования " был отмечен ряд недостатков по изучению истории советской культуры, характерных и для историографии исследуемой темы. Это, прежде всего, "отраслевой" подход к изучению культуры и определенная "автономность" историко-культурных исследований, когда культурные процессы рас

1. Марков П.А. Правда театра- .М. ,1965, с.249-440.

2. Юфит А. Театр и революция. Л. ,1977, 17. fr

16 сматриваются в отрыве от экономических, политических бытовых и других общественных явлений.* Креме того, отмечалось, что " В опубликованных трудах по истории культуры нет социального "среза" , а данные о культурности масс носят суммарный характер".^ Думается такое утверждение было в какой-то мере спорным.

Влияние культурной политики на различные слои населения явилось предметом ряда исторических исследований. Прежде всего изучается изменение культурного облика советского доколхоз-ного крестьянства. Вопросы культурно-просветительного воздей -ствия на сельское население поднимаются в работах Грапова H.A., о

Сабурова H.H., Куликова В.М. и других. Наряду с другими аспектами поднимаются вопросы читательского интереса крестьянства л

20-х гг. .

1. Ким ivl.ii. ,SQ культуре как предмете исторического изучения.Вопросы истории, 1974,, №11, с.33-37. Ермаков В.Т.-Советская культура как предмет исторического исследования /Вопросы истории. 1974, $ II,c.2I-22 ; Культурная революция в СССР и духовное развитие советского общества. Свердловск,1974.

2.Соскин В.А., Соскина А.И.Фролов Ю.М. Некоторые вопросы культурного развития крестьянства Сибири в период строительства социализма. В кн.: Проблемы истории советской Сибирской деревни. Новосибирск, с. 156.

3.Сабуров H.H. Отношение трудового крестьянства к ленинской по -литике в деревне I92I-I925. - В кн.:йз истории борьбы за социализм. - Учен.зап. ЛГ7Д971, $384 Куликов B.M.K вопросу о соде£>-жании^идеологии советского крестьянства в доколхозный период.-В кн.: Проблемы истории советского крестьянства. Сб.статей,

А. ,1981 ;

Семьянинов А.К. " Из истории становления коллективных нравственных ценностей: По материалам колхозов Тамб. обл. - В кн.: Насущные проблемы этики. Тамбов,1976.

4.Фокеев З.А. " К вопросу о характеристике крестьянства первых лет Советской власти, как читателя произведений В.И.Ленина.-Л.1976 ;

Шомраксва И.А. "Крестьянский читатель 20-х гг. (1920-1930).-М.,1975.

Проблемы культурного развития крестьянства, прежде всего, ликвидации неграмотности взрослого населения рассматриваются и в исследованиях по аграрной истории.* Однако в подобных работах, по понятным причинам, анализ культурных проблем занимает второстепенное место.

Значительный вклад в историографию исследуемой темы внесли работы В.А. Козлова. В его трудах, основанных на обширной ис -точников ой базе, поднимается весь спектр проблем культурного развития крестьянства. Так: в книге " Культурная революция и крестьянство 1921-1927" рассматриваются социально-экономичес -кие, общественно-политические, организационные факторы культурного подъема деревни, механизм воздействия этих факторов на изменение духовного облика крестьян. Монография написана на ма -териалах губерний европейской части РСФСР, в том числе содержит сведения о развитии культуры Урала. Анализируя культурно-просветительную деятельность Советской власти в деревне, взаимосвязь экономической организации хозяйства и культурного уровня крестьянской семьи, особое внимание В.А. Козлов уделяет вопросам просвещения, в частности школьного строительства и ликвидации не 2 грамотности взрослого населения.

Суждения и выводы автора подтверждаются значительным количеством таблиц и числовых показателей,полученных с помощью различных математических методов анализа материалов переписей 20-х годов бюджетов крестьянских хозяйств и т.д. Возможно, это яви

1. Данилов В.П. советская доколхозная деревня: население, землепользование .хозяйством.,1977 ; Советское крестьянство: Краткий очерк истории (1917-1920), 2-е изд. доп.М.,1973 ; Поляков Ю.А. "Переход к нэпу и советское крестьянство^. ,1967.

2.Козлов В.А. К вопросу о расстановке культурных сил деревни накануне коллективизации. - В кн.:. Из истории социалистического и коммунистического строительства в СССР. М.,1978 ; Массовые источники по социально-экономической истории советского • общества. М.,1979, с.261-296. лось одной из причин того, что В.А.Козлов сумел уйти от демонстрации только успехов и достижений, показал объективную и убедительную картину развития культуры 20-х гг.

Влияние государственной политики в области культуры на рабочий класс и крестьянство нашло выражение в исследованиях Иовчука М.Т., Когана Л.Н., Роговина В.Г. , Злобинсй В.М. и др.1

Значительная часть литературы написана на региональном материале. Интересны работы Кабанова Л.И., Боженко л.И.« и др.

В целом, в указанный период проделана огромная работа по изучению культурных преобразований в 20-е годы. Для литературы этого времени характерна широкая проблематика, обширная источ-никовая база. На основе глубокого анализа культурных процессов сделаны интересные выводы и намечены направления дальнейшего исследования проблемы.

Вторая половина 80-х годов явилась временем формирования принципиально нового подхода к отечественной истории. Историки стремятся дать оценку событиям прошлого не с точки зрения современных идеологических установок, а с позиций объективных изменений в культурном облике нашего времени. Подобный подход характерен для современной научной литературы.

1.Иовчук М.Т., Коган Л.Н. Советская социалистическая культура: Ист. опыт и современные проблемы, М. ,1979,, $ 12. Ким М.II."Проблемы развития социалистической культуры:: некоторые теоретические аспекты. - В кн.: культура развитого социализма.М.,1978, с.38 ; Роговин В.Г. Социальная политика и ее влияние на общественные нравы. Зопр. философии 1978, 168 ; Злобина В.М.Борьба партии большевиков против мелкобуржуазного влияния на рабочий класс в первые годы нэпа 1921-1925 гг^М.,1975 ; Федюкин С.А. Борьба с буржуазной идеологией в условиях перехода к нэпу.М., 1977 ; Матюгин А.Н. Рабочий класс СССР в годы восстановления народного хозяйства (1921-1925 гг.).М.,1962. V

На современном этапе предпринимаются попытки переосмыслить исторический путь нашего государства, и в связи с этим, продол -жается разработка теоретических аспектов истории культурного, строительства.

Так, в раде современных научных работ содержатся попытки уточнить содержание понятия " культурная революция". Подвергается пересмотру ленинская концепция культурной революции, однако, единого понимания сущности этой концепции нет. Многие авторы видят сущность культурной революции в коренном преобразовании духовной жизни общества и различают две стороны этого процесса: идеологическую ( утверждение, марксистской идеологии) и социальт ную ( превращение культуры в достояние народа).

Другие исследователи видят сущность культурной революции в формировании всесторонне развитой, личности**.В зависимости от представлений, по разному решается вопрос о результатах куль -турных преобразований:, от признания достижения поставленных целей до полного отрицания каких-либо успехов культурной революции. Так, авторы коллективной монографии " История русской культуры" считают, что " применительно к истории отечественной культуры- термин " культурная революция"не несет реального ист ори

1. Великая Октябрьская социалистическая революция и становление советской культуры.1917-1927. М.,1985 ; Ленинская концепция социализма.М. ,1990 ; Горбунов В.З., Духовный мир социализма.!., 1990; Ермаков В.Т- Некоторые проблемы современной историографии советской культуры. В кн.: Вопросы истории и историографии советской культуры. М. ,1987. Красильников С.А., Лисе л.ф., Соскин В.А., йлизаров Б.С. Культурная революпия и духовный прогресс. В кн.: Историки спорят: 30 бесед. М. ,1989.

2. Марксистско-ленинская теория культуры. М.,1984 ; Проблемы философии культуры. М.,1984 ; Зезина М.Р. Складывание командно-бюрократических методов руководства культуре»!. В кн.: Режим личной власти Сталина: к истории формирования. М.,1989. ческого содержания ни в узком, ни в широком смысле. Если не выдавать желаемое за действительное, то нет оснований говорить о завершенности процесса формирования социалистической культуры ни в идеологическом, ни в социальном плане. Не видно реальных сдвигов и в процессе формирования всесторонне развитой личности".*

Думается, подобное утверждение излишне категорично, поскольку предполагает отрицание реальных достижений культурного раз -вития, в частности 20-х годов: ставшее доступным школьное обучение ; изменение социального состава театральной аудитории, творческие псиски новых форм образования и искусства, хотя многие стороны этого процесса не получили дальнейшего развития.

В ряде современных монографий и диссертационных исследованиях поднимается проблема государственного руководства культурным строительством, становление партийного контроля в сферах р образования и искусства.

Современные процессы в обществе, смена приоритетов заставляют по-новому взглянуть на содержание обучения в школе. В связи с этим возросла актуальность исследования поиска новых форм образования в 20-е годы. Среди многочисленных ра

1. Зезина М.Р., Кошман Л.В., Шульгин B.C. "История русской культуры". М. ,1990, с.292 ;

2. Галин С.A. tT Исторический опыт культурного строительства в первые годы Советской власти (I9I7-I925).М.,1990 ; Штамм С.И. /правление народным образованием в СССР (I9I7-I936 гг.).М., 1935 ; Зеселов В.Р. "Великий Октябрь и становление народного образования. М. ,1987 ; Партийные организации в борьбе за коренную перестройку народного образования (октябрь 1917-1932).Сб. статей. Куйбышев,1989 ; Балашов Е.М- Становление советской системы народного образования. Октябрь 1917 - весна 1921; Ав-тореф. на соиск. учен» степ, к.и.н. - С.Петербург,1992. бот*, поеведеиных этой теме, следует выделить монографию Вен-деровской Р.Б. " Школа 20-х годов: поиски и результаты"2. Автор анализирует педагогические идеи того времени, эффективность их применения, причины неудач "комплексного" подхода к обуче -нию. Вендеровская считает, что именно в 20-е годы заложен классовый подход к содержанию образования, что ослабляет ориента -цию на общегуманитарные ценности.

Интересна работа Богуславского М.Б. "Развитие общего сред -него образования: проблемы, решения. Из истории отечественной о педагогики 20-х гг, в которой поднимаются проблемы содержа -ния образования в отечественной педагогике первой трети XX века.

Вопросы ликвидации неграмотности поднимаются как в общих исследованиях по культуре того периода, так и в работах, посвященных деятельности культурно- просветительных учреждений.

В последние годы активизировалось изучение истории театра. В какой-то мере это вызвано стремлением вновь обратиться к коньку новых форм сценической деятельности 20-х годов, объективно и беспристрастно оценить процессы, происходящие в искусстве то

I. Бурдина И.Ф. Содержание и методы работы единой трудовой школы П ступени по воспитанию социальной активности учащихся в процессе общественно-полезной деятельности (I9I8-I930 гг.) Авто-реф. на соиск. учен.степ.к.и.н. М.,1987 ; Баркин Г.А. Программно-методическая работа Наркомпроса РСФСР в связи с усовершенствованием гуманитарного образования в единой, трудовой школе П ст. (1918-1934) ;Автореф.на соиск. учен.степ.к.и.н.М. ,1994 ; Берельксвский Н.И. Теория и практика деятельности педагогического коллектива в отечественной школе 20-х гг.: Авторе®.на соиск. учен.степ.к.и.н. Нижний Новгород,1994 ; Котряхов НГВ. , Холмс Э., Ларри Н. Теория и практика трудовой школы в России (I9I7-I922). Киров, 1992 ; Турчина Н.В. Особенности организации развивающего обучения в советской школе 20-х гг. Балашов,1991.

2., Вендеровская Р.Б. ''Школа 20-х годов: поиски и результаты^.М., 1993 г.

3. Богуславский М.Б. "Развитие общего среднего образования:, проблемы, решения. Из истории отечественной педагогики 20-х годов. Ш, ,1994. го времени. Вместе с тем, это стремление перекликается с, нынешним кризисом театра, о котором шла речь на Всероссийской конференции Союза театральных деятелей в 1987 г. Конференция обнаружила более чем бедственное состояние отечественной театральной культуры ; неблагополучие с. кадрами, репертуаром, материальной базой театра. Пытаясь понять истоки кризиса, историки обращаются к периоду становления советского искусства в первые после -революционные годы. В центре внимания ученых - вопросы теат -ральной политики Наркомпроса^, ее социальной, направленности^', поиска новых форм сценической деятельности^.

1. Розанова ЕЛ. Главполитпросвет РСФСР 1920-1930 гг. Дисс. на соиск. учен. степ. к.и„н. М.,,1990; Гомжин В-Ф- Культурное строительство в Среднем Поволжье. 1917-1937 гг. Дед он-, в ИНИОНРАН (№ 399 от 1Л1Л98.9.) ; Швец м.В- Деятельность культурно-просветительных учреждений Среднего Поволжья в 19211927 гг.' Авторе Ф. дисс. на соиск. учен., степ.к.и^н. ; Мулкь ков Й.М. Руководство Советов культурно-просветительными учреждениями в первые годы Советской власти 19x7-1920 гг. Казань, 1990»

2. Дымникова АЛ. 'Становление системы государственного руководства театральным делом в СССР (1921-1928 гг.) X,1988 ¿рабский А.Я.Первые мероприятия Советской власти по организации театрального дела (октябрь 1917-январь 1918гг.).Л.,1987 ; Дон-дошанская А.И. Деятельность советских государственных органов в области театра в 1921-1928 гг-Автореф.дисс.на соиск. учен. степ. к.и.н„,Л.»I98.fi.

3. кокшнева К.А. Зритель театра революционной эпохи 1917-1924гг. Автореф. дисс.на соиск. учен.степ.к.и.н. М. ,1985 ; Токарева Е.1. Театральная интеллигенция России 1917-1926 гг. Авторе^. дисс. на соиск. учен. степ.к.и,н.

4. Титова Г .В*. "Эстетические концепции русской революционной сцены и театральный процесс (1917-1923 гг.)".АвтОрегона соиск. учен, степ^ д.и.н. Л. ,19.89 ; Романенко. А. И-Развитие традиций агитационно-революционного театра в современных массовых театральных представлениях-Авторедо.на соиск.учен.степ.к.и.н. Тбилиси,1990 ; Малюкова Л.Л.Взаимодействие искусств.Злияние кинематографа на театральные искания 20-х гг.Автореф-на со-иск.учен.степ.к.и»нл,М. ,1991; Непале® А.И.Поиски новых форм, выразительности в революционном театра 20-х гг. и творчество Н.М.Фореггера.Автореф.на соиск«.учен.степ. к.и.н- Л. ,1987 ; Театральная критика 1917-1927 гг.* Проблемы развития.Сб.: научн.трудов. Л. ,1987.

В этом плане наиболее интересна работа М- Любомудрова.-'

Автор анализирует проблемы развития современного театра, обра щаясь к периоду его становления. Рассматривает взаимосвязь и противостояние традиции и новаторства 20-х годов,-, роль театра в. духовной жизни общества.

Неоценимый вклад в изучение культуры периода 20-х годов вне2 ели работы Соскина В.Л. На Всесоюзной научной конференции "Россия нэповская: политика, экономика, культура", прошедшей в 1991 г. в Новосибирске, в докладе В.Л- Соскина определены основные на -правления развития культуры периоды нэпа* Соскин утверждает,что в приобщении масс к элементарной грамотности было сделано много, однако,: общий уровень культуры России несколько снизился, так как из страны были высланы ученые, чьи достижения внесли ог3 ромный вклад в мировую культуру.

В разработку проблемы развития культуры в период новей эко -номической политики значительный, вклад внесли историки Урала. Прежде всего следует назвать коллективные монографии его истории культуры Урала.

В книге "Культурная революция на Урале"' поднимается весь спектр проблем культурного развития. В первой части работы, ох -ватывающей период 1917-1941 гг„ исследуется ликвидация неграмотности среди взрослого населения, развитие и совершенствование

1. Любомудров М. Противостояние. Театр, век XX :• традиции -авангард. М. ,1992.

2. Соскин В.Л. - Культурная жизнь Сибири в первые годы нэпа(1921-1925 гг.)/Новосибирск, 1973; Он же, Соскина А.Н.,Фролов Ю.М. Некоторые вопросы культурного развития крестьянства Сибири в период строительства социализма. - В кн.^ Проблемы истории советской сибирской. деревни.Новосибирск^ДЭ.??.

3. Червонная СЛ1- Россия нэповская: политика, экономика, культура ( по материалам Всесоюзной научной конференции. Новосибирск, июнь,1991). Отеч. история,1992, 1* 3, с 216-221. общеобразовательной школы, деятельность театра. Монография подготовлена коллективом авторов, состоящих из ученых Свердловска ( ныне Екатеринбург). Исследование носит подробный характер, однако, материалы Оренбургской и Челябинской губернии встречаютт ся эпизодически.

В 1967 г. вышла книга А.ИЛанфилова "Театральное искусство Урала". Работа перекликается с вышеуказанной монографией и по сути является ее дополнением- В монографии освещается деятельность профессиональных театров' Уралав том числе и в годы новой экономической политики.^

Театральное искусство Урала" - первая и до сегодняшнего дня единственная монография,, специально посвященная деятельности театров Урала. В ней поднимаются вопросы поиска репертуара,значения массовых агитационных представлений, методы утверждения реалистического искусства к концу периода нэпа. К недостаткам работы можно отнести полное игнорирование автором вопросов экономической основы деятельности театров, что, бесспорно, оказывало в период нэпа огромное, влияние на развитие сценического искусства, ориентировало на "кассовую" тематику.

Проблемам культурного строительства на Урале посвящены работы Чуфарова В.Г.® Для трудов этого ученого характерна широкая

1. Культурная революция на Урале. Свердл.овск,1966.

2. Панфилов А.П. Театральное искусство Урала 1917-1967 гг. Свердловск,1967.

3. Чуфаров В.Г. Деятельность партийных организаций Урала по осуществлению культурной революции (1920-1937 гг.). Сверд -ловск,1967 ; Он же, совместно с Горбуновой Д.П. От неграмотности к вершинам культуры. Свердловск,1963. проблематика исследования, обширная источниковая база.

Кроме того, вопросы культуры Урала поднимаются в коллектив ных монографиях "История Урала" и "КПСС в борьбе за развитие т социалистическом культуры-1-, а также ряде диссертационных исследований^.

Интересные сведения из истории среднего образования на Урале содержатся в коллективной работе Рушанина В.-Я., Конева Л.М., Чуприна В.В., где характеризуется численность , типы учебных заведений, положение учительства до 1917 г.^

Большинство указанных работ имеют ярко выраженную идеологическую направленность, что, впрочем, характерно для исследова -ния тех лет. Однако, благодаря богатству фактического материала, широкому спектру изучаемых проблем, солидной документальной основе, эти работы внесли значительный вклад в разработку данной темы.

То же самое можно сказать о литературе, посвященной изуче -нию культуры Южно-Уральского региона. В ряде монографий, статей, диссертационных исследований, на основе обширных фактических данных освещаются особенности развития школьного образования, пути и методы ликвидации неграмотности и другие аспекты культур

1. История Урала. В 2-х томах. Пермь,1965. КПСС в борьбе за развитие социалистической культуры. Свердловск,1965.

2. Шалашова И.Т. Деятельность партийных организаций Урала по развитию культурно-просветительной работы в годы первой пятилетки. Автореф. на соиск. учен. . степ, к.й.н.Свердловск, 1970. Главацкий М.Е. КПСС и формирование технической интеллигенции на Урале (1926-1937 гг.), Свердловск,1974.

3. Рушанин В.А.,Конев Л.М., Чуприн В.З. Из истории среднего образования на Урале (1861-1917 годы), Магнитогорск,1994. ных преобразований.*

Так, в работе Футорянского л.И. анализируется участие молодежи в культурном строительстве, помощь в деле ликвидации не -грамотности, в организации самодеятельного агитационного ис -кусства в период гражданской войны^.

Кроме того, проблемы развития культуры освещаются в рабо -тах по истории партийных и комсомольских организаций.^ Следует заметить,что в подобных изданиях вопросы культуры занимают, по понятным причинам,., второстепенное место и изложены недостаточ -но подробно. Так* в "Кратком очерке Челябинской области"^ в главе, посвященной развитию культуры за годы Советской власти, в самых общих чертах говорится о становлении школы и ликвидации неграмотности и не упоминается о развитии театрального искусства.

Вообще, состояние образования 20-х гг- относительно изучено полнее,в то время как развитие искусства периода нэпа,по-прежнему »является "белым пятном" в истории кулетуры реяого Урала,

1. Марченко м„ Развитие культуры Челябинской области.Челябинск, 1959 ; Козырев А.: Индустриальный и культурный центр Южного Урала (Южный Урал II (27), Челябинск, 1957 ; Сайгин НЛ-Кш-мунистическая партия - организатор культурного строительства в первые годы Советской власти ( по материалам Юкного Урала). Дисс. на соиск. учен. степ. к.и.н. М-,1967.

2. Футорянский Л.И. Комсомол Оренбуржья - помощник Коммуниста -ческой партии в гражданской войне против внутренней контр -революции и империалистической интервенции. - Дисс. на соиск. учен. степ, к.и.н.,,Л. ,1964.

3. Очерки истории Челябинской областной организации КПСС.-1917-1977. Челябинск, 1977. Очерки истории Оренбургской областной организации КПСС* Челябинск, 1983 ; "Все: тебе»Родина!" Очерки истории областной Оренбургской организации ВЛКСМ, Челябинск, 1977.

4. Краткий очерк истории Челябинской области- Челябинск,1965. хотя предпринимались отдельные попытки его изучения.

Так, исследованием истории театров Челябинска занимался Меньшиков .Ф.Р.,, краевед, имеющий личные архивные фонды в хранилищах РСФСР1.

Истории Оренбургского драматического театра посвящена кни -га бывшего артиста этого театра, позднее журналиста М.Незнамова "Старейший русский театр на Урале"2. Книга содержит богатый интересный материал,, оригинальные суждения,, хотя время выхода работы наложило отпечаток: на ее. общую направленность.

В последнее время появилось немало новых работ,освещающих вопросы развития культуры Южного Урала. в 1993 г- под редакцией Л.И.Футоряшжого вышла книга "Оренбург" , где рассматривается образование и культура периода нэпа. Однако автору статьи ВЛ. Войнову не удалось коснуться многих проблем» В 1996 г. под редакцией Л.й-Футорянского вышла коллективная моногра^я орен -бургских исследователей "История Оренбуржья"^,где также с одер -жится материал о развитии культуры 20-х годов.

Большой интерес представляет книга "Многонациональный мир Оренбуржья"4.В статьях Л.И~Футорянского„ Ю.С-Зобоваг A.B. Федоровой, В.,В»Амелина„ Э.М.Ланоградовой, • С.Т►Давлетова затрагиваются вопросы развития национальной, культуры народов Орен буржья в период нэпа.5

1. Меньшиков Ф»Р- Страницы театрального прошлого Челябинска. В кн.:. Бирюковские чтения,1974- Челябинск,1974, с.92.

2. Незнамов М. Старейший русский театр на Урале", Оренбург, ,,1948.

3. "Оренбург", ЧелябинскД993.

4* "История Оренбуржья", Оренбург,1996.

5."Многонациональный мир Оренбуржья"Оренбург, 1994.

Значительную помощь в работе над исследуемой темой оказывает статья Д.И.Футорянского " Численность »национальный и рели -гиозный состав казачества России в 1897-1917 гг."*, где содер -жатся данные о количестве грамотных в Оренбургском казачьем войске.

В 1990 г. вышла работа "Народное образование в Оренбургской губернии в ХУШ - начале. XX века", основанная на материалах Оренбургского музея народного образования.^

Таким образом, историографический обзор научной литературы показывает довольно, высокий уровень, исследования общих проблем культурной революции по стране. Наиболее полное освещение получили вопросы партийного руководства, культурой, развитием народ -ного образования. Рассмотрены основные аспекты деятельности органов образования в губерниях и уездах, проанализированы факторы творчества масс в создании школьных и внешкольных учреждений.

Вместе с тем, целый рад вопросов., без которых невозможно создание объективной картины состояния культуры в период новой экономической политики не освещен и требует дальнейшей разработки. Так, в дополнительном изучении нуждается проблема материальной базы культуры,: позитивное и негативное влияние политической системы на деятельность учреждений культуры,, исследование новых художественных форм в развитии искусства 20-х годов.

Кроме того, недостаточность изученности местного материала дает возможность внести в разработку темы новый фактический ма -те риал и сделать, объективные выводы.

1. Футорянский л.И., Численность., национальный и религиозный состав казачества России в 1897-1917 гг. В кн.:; Проблемы исто -рии казачества. Волгоград, 1995, сЛ27.

2. Народное образование в Оренбургской, губернии в ХУШ - начале XX века:, Оренбург, 1990.

Кроме литературы в диссертации использованы документальные источники,, которые можно разделить на следующие основные группы:

- постановления правительства и партийных органов ;

- официальные постановления и отчеты Народного комиссариата просвещения ;

- архивные материалы ;

- материалы периодических изданий.

Первая группа источников представлена декретами и постановлениями правительства, протоколами пленумов Центрального комитета ШП(б) и ВКП(б). Эти документы опубликованы в центральных изданиях правительства.

Источники второй группы вошли в сборники документов, посвященных культурному строительству в России.^

Использование этих источников позволяет проанализировать деятельность органов образования в различных направлениях: школьное строительство, ликвидация неграмотности и т.д.

Много интересных цифровых и фактических данных содержат сборники документов и материалов из архивов Урала.^

1. Декреты Советской власти, т. 1-2.М.,1957-1986 ; КПСС в резолюциях и решениях съездов, конференций, пленумов ПК (18981986), т.1-15, 3-е изд.М. ,198^1989.

2. Культурное строительство в РСЗСР 1917-192.0. Т.1, ч.1,М.,,1983 ; Культурное строительство в РСЗСР,1921-1927, т.1, ч.2,М.,1984; Культурная жизнь в СССР 1917-1927. Хроника., М-,1975 ; Куль -турное строительство в СССР» М» ,19.40; Директивы и постанов -ления Щ ВКП(б) о народном образовании.М. ,1947.

3. Культурное строительство в Оренбуржье: Документы и материалы 1918-1941» Челябинск,1985 ; Юность поколении^ Документы, материалы и воспоминания об истории организации ВЖШ Оренбургской области (1910-1970). Челябинск,1973 ; Культурное строительство на Среднем Урале:. Сборник документов (19171942). Свердловек,1984 и другие издания.

Третья группа источников - архивные материалы - наиболее объемная и интересная. Она позволила исследовать историю культурных преобразований в стране на базе фактов и событий. Использованы архивные материалы Центрального Государственного архива Российской федерации, среди которых наибольший интерес представляют фонды Наркомпроса, Главполитпросвета, ( ф„2308, ф.2313).- Они со -держат постановления, приказы, протоколы заседаний комиссий по Наркомпросупереписку с подведомственными учреждениями; Российского центра хранения и изучения документов новейшей истории (РЦХ и ДНИ). Центральные архивы содержат богатую информацию о .духовной жвдни советского общества 1920-х годов, хотя имеющаяся информация порой фрагментарна. Недостаточное количество документов по Южному /ралу в этом фонде объясняется политической обстановкой в стране и. отсутствием налаженной связи с центром.

Основную информацию по истории культурного строительства 1920-х годов дают №но-уральские архивы. В фондах Челябинского и Оренбургского архивов содержится обширное количество документов и материалов по всему спектру проблем,, исследуемых в диссертации.

В данной работе использованы фонды: госархива Оренбургской области (ГАОО) ; госархива Челябинской области (ЧГОА^ ; Оренбургского и Челябинского центров документации новейшей истории оццнии. чццнй) . . .

Основной йсточниковой базой исследования послужили материалы фондов:

- Губисполкома (ГАОО, ф.ф. 1,4,188).

- Губернских и уездных отделов народного образования (ГАОО, ф.ф. 450,451 ЧГАО ф.ф. 108,106,107,1194.

- Губполитпросветов (ГАОО ф.ф. 455,456 ; ЧГОА ф.ф. 344,1214),

Значительный', интерес представляют материалы статистики: "Статистический справочник Оренбургской губернии" за 1925 и за 1926 гг.,, "Сборник по Оренбургской губернии & I за 1923 г'.', а также статистические сборники:, "Культурное строительство в РСФСР", вышедший в 1958 г. и "Оренбургская, область за 50 лет (1934-1983) и др.

Четвертую группу источников составляют материалы периоди -ческой печати,, среди которых оренбургские и челябинские газеты изучаемого периода, незаменимые при изучении театрального репертуара ; " Вестник управления Челябинского губернского отдела народного образования и союза работников, просвещения" за 1921 год; " Вестник просвещенца" ( журнал, выходящий под эги -дой Оренбургского ГубОНО в 19.25-1927 гг.) и другие издания.

Целью данного исследования является определение и анализ основных тенденций развития культуры на Южном Урале в 1921 -1927 годах.

Понятие "культура" чрезвычайно многообразно. Оно включает в себя различные сферы духовной жизни общества и рассмотреть их в рамках одного исследования практически невозможно. Поэтшу в данной диссертации освещаются основные направления культурного строительства 20-х годов: становление школьного образования, ликвидация неграмотности среди взрослого населения, деятельность театров. За пределами исследования остались проблемы взаимоотношения государства и церкви в период нэпа, развития науки,краеведения, а также живописи 20-х гг„, роли и места интеллигенции в указанный период, культурное развитие населения казачьих территории и многие другие.

В работах ученых Юкного Уралах поднимались некоторые из этих вопросов, однако,, большинство из них требуют дальнейшего самостоятельного изучения. Основные задачи исследования состоят в следующем:

- изучение вопросов культурного строительства на Южном Урале в период нэпа ;

- анализ основных проблем школьного строительства, содер -жания образования, социального состава учащихся;

- характеристика положения и образовательного уровня учителей ;

- изучение хода и результатов процесса ликвидации негра -мотности в регионе ;

- анализ репертуарной политики и материальной базы дея -тельности театров ;

- выявление основных тенденций и противоречий культурного развития Южного Урала в период нэпа.

Практическая значимость диссертации состоит в том, что материалы исследования могут быть использованы при создании обобщающих трудов по истории Урала в целом, а также истории культурного строительства, в частности, фактические данные, выводы диссертации могут быть использованы при чтении спецкурсов по истории края, вузовского курса лекций по истории отечест -венной культуры, а также в краеведческой работе.

I. Футорянский Л.И. Эстафета из прошлого в будущее. Блокнот агитатора ,1989, № 21-22 ; Зобов Ю.С. Историки Оренбургского края. Советский период. Оренбург ,1993; Воинов В.-М. Не только одеть и накормить. В кн~: Оренбург,, Челябинск,1993 ; Абрамовский А.П. Библиотеки-читальни в станицах Оренбургского казачьего войска ( конец XII - начало IX века).Мат.регион.конференц.Кресть- -янство и казачество Юкного Урала в трех веках. Оренбург,1996.

Похожие диссертационные работы по специальности «Отечественная история», 07.00.02 шифр ВАК

Список литературы диссертационного исследования кандидат исторических наук Тетерятник, Ольга Петровна, 1996 год

1. . Опубликованные документы и статистические материалы

2. I.Культурное строительство в РСФСР,I92I-1927, т . 1 ,Ч.2, М.,1984.

3. Постановления и директты правительства и Щ ВКЩб) •о народном образовании. М. ,1947.

4. КПСС в резолюциях и решениях съездов, конференций,съездов, пленумов Щ (1898-1986), й-е изд. М. ,198&-1989.

5. Культурное строительство в Оренбуржье: Документы иматериалы 1918-194!. Челябинск,. 1985. 1..5. Юность поколений. Документы, материалы и воспоминания об истории организации ВЛКСМ Оренбургской области (I9I01970 г г . ) , Челябинск„1973.

6. Культурное строительство РСФСР - статистический сборник. М. ,1958.

7. Оренбургская область за 50 лег. I934-I983 ( Статистический сборник). Челябинск,1984.

8. Статистический справочник по Оренбургской губернииза 1924,1925 гг . - Оренбург, 1925,1926 гг.

9. БерельковскШ'1 Н.И. Теория и практика деятельности педагогического коллектива в отечественной школе 20-х гг. Автореф. на соиск. учен, степ., к.и.н^ Н.Новгород, 1994.

10. Батретдинова М.М* Промышленность и рабочие Южного Урала в период нэпа (I92I-I927 гг.). . Дисс. на соиск,. учен .степ. к.и.н., Оренбург,1995.

11. Галин А. Исторически! опыт культурного строительства в первые годы Советской власти (I9I7-I925), М.,1990. 716. горбунов В.В. Духовный мир социализма. М. ,1990.

12. Главацкий М.Е. КПСС и формирование технической интеллигенции на 7рале (I926-I937 гг.), Свердловск,1974.

13. Габдулга(|арова И.М. Исторические судьбы татар Орен-'буркья. В кн.:. Многонациональный мир Оренбуржья,Оренбург,1994.

14. Данилов В.П. Советская доколхозная деревня: население, землепользование, хозяйство. М.,1977.

15. Дымникова А.И. Становление системы государственногоруководства театральным делом в СССР (I92I-I928 гг.). Л. ,1988.

16. Дондошанская А.И. Деятельность советских государственных органов в области театра в I92I-I928 гг. Автореферат дисс. на сойок. учен . степ. к.й»н. Л. ,1986.

17. Ермаков В.Я'. Советская культура как предмет исторического изучения. Вопросы истории,, 1974, i I I .

18. Ермаков В.1\ Некоторые проблемы современной историографии истории культуры. В кн.: Вопросы истории и историографии советской культуры. М.,1987.

19. Зезина М.Р.,'Кошман Л.З., Шульгин B.C. История русское! культуры. М. ,1990.

20. Зезина М.Р. Складывание командно-бюрократическихметодов руководства культурой., В кн.:. ?ежш1 личной власти Сталина: к истории формирования. М. ,1989.

21. Зак Л.Б. История изучения советской культуры. М. ,1.8I.

22. История советского драматического театра, т.1, . М.,1966.

23. История 7рала в 2-х томах. Пермь,1965. '.7^29. История Оренбуржья. Оренбург ,1996.

24. Кокшнева К.А. Зритель театра рев олюид он ной эпохи

25. I7-I924 гг. Автореф. дисс. на соиск. учен . степ, к.и.н. М.,1985.

26. Культурная революция на Трале, Свердловск,1966.

27. КПСС в борьбе за развитие социалистической культуры,Свердловск, 1965.

28. Краткш очерк истории Челябинской области. Челябинск,1965.

29. Козырев А. йн.дустрйальный и культурный центр Южного7рала. Челябинск,1957. 7,-37. Культура эпохи сталинизма: советская культура и искусство периода I930-I950 гг.

30. Ким М.П. Сущность и исторические этапы культурной- революции в СССР. Вопросы истории КПСС, I960, il 6.

31. Культурная революция в СССР и духовное развитие советского общества, Свердловск,1974.

32. Куликов В.М. К вопросу о содержании идеологии советского крестьянства в доколхозны !^ период. В кн.: Проблемы истории советского крестьянства. М.,1981. 741. козлов В.-А. Культурная революция и крестьянство 1.2I-I927 гг. М.,1983.

33. Козлов В.А. К. вопросу о расстановке культурных силдеревни накануне коллективизации. Б кн.: Из истории социалистического и коммунистического строительства в СССР. М.,1978*

34. Любомудров М. Противостояние, Театр, век XI: традиции - авангард. М. ,1992. 744. 1абузов В.А. Деревня Шного 7рала в период новой экономической политики (I92I-I927 гг.) - Дисс. на соиск. учен. степ, к.и.н. - Челябинск,I99S.

35. Ленинская концепция социализма. М.,1990.

36. Марков П.А. Правда театра. М. ,1965.

37. Мулюков И.М. Руководство Советов культурно-просветительными учреждениями в первые годы Советской власти,1917-1920 гг. Казань,1990.

38. Малюкова Л.Л. Взаимодействие искусств: Влияние кинематографии на театральные искания 20-х гг. М. ,1991.

39. Меньшиков Ф.Р. Страницы театрального прошлого Челябинска. В кн.: Бирюковские чтения,1974. Челябинск, 1974.

40. Многонациональный мир Оренбуржья, Оренбург,1994.

41. Марченко М. Развитие культуры Челябинской области.Челябинск,1959.

42. Марксистско-ленинская теория культуры. М. ,1984.

43. Незнамов М. Старейший русский театр на 7рале. Оренбург,1948. У.54. Народное образование в Оренбургской губернии в УТШ начале века. Оренбург,1990.

44. Овцин Ю.И. Большевики и культура прошлого. М. ,1969.

45. Очерки истории русского советского драматт-иеского'театра, т . 1 , М. ,1954.

46. Очерки истории Челябинской областной организацииКПСС. - Челябинск,1977.

47. Очерки истории Челябинской области.. 4 . 1 . Челябинск,1.9I.

48. Очерки истории Оренбургской областной организациихШСС. Челябинск,1983.

49. Оренбург ( под ред. 1.И. Футорянск.ого). - Челябинск,1993.

50. Отдельнова Л.З* ,Ралдыгина Г.М. Оренбургская губернская партш'шая организация в годы восстановления народного хозяйства (I92I-I925). - Оренбург,1969.

51. Перовская П.П. Первые мероприятия партии большевиковв области народного просвещения ( ноябрь I9I7 - март I9I9 ) , М.,1952.

52. Поляков 10.А. Переход к нэпу и советское крестьянство. М. ,1967.

53. Поляков ЮЛ, Воздействие государства на демографические процессы в СССР (1920 - 1930 гг . )^ Вопросы истории,1955,№3.

54. Партийные организации в борьбе за коренную перестройку народного образования ( октябрь I9I7-I932 ) . Куйбышев, 1989-.

55. Футорянски!! Л.И. В период восстановления народногохозя11стза I92I-I925 гг. Очерки истории Оре^ нбургской областной организации КДСС. - Челябинск,1993.

56. Футорянский Л.И. 3 борьбе за построение фундаментасоциализма., - там. же.

57. Футорянский Д,,И. На мрак; неграмотности. - Комсомольское племя. 1988, I октября.,

58. Футорянский Л.И.. дорогой Великого Октября. - Оренбург,1987.

59. Футорянский 1.И. Озаренные их мыслью ( классики марксизма-ленинизма о дореволюционном Оренбуржье:) - йкный 7рал, 1983, 22 ноября.

60. Футорянский Л.И. История Октября в Оренбуржье..Блокнот агитатора ,1987,. i 5.

61. Футорянский, Л.К. Наш край в период социалистического строительства. - История родного края. - Челябинск„1988. 797. футорянский Л.И. Дорогой дружбы. - В кн.,: Многонациональны !^ мир Оренбуржья.,, Оренбург,1994.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.