Концепция времени Б. Пастернака и ее связь с ритмико-интонационной организацией его стихов тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 10.02.01, кандидат филологических наук Иванова, Ирина Николаевна

  • Иванова, Ирина Николаевна
  • кандидат филологических науккандидат филологических наук
  • 2002, Москва
  • Специальность ВАК РФ10.02.01
  • Количество страниц 224
Иванова, Ирина Николаевна. Концепция времени Б. Пастернака и ее связь с ритмико-интонационной организацией его стихов: дис. кандидат филологических наук: 10.02.01 - Русский язык. Москва. 2002. 224 с.

Оглавление диссертации кандидат филологических наук Иванова, Ирина Николаевна

Введение.

Глава 1. Категория художественного времени в лирике Б. Пастернака.

1.1. Время как компонент картины мира.

1.2. Аспекты изучения времени.

1.3. Художественное время в литературе.

1.4. Художественное время в лирике как литературном жанре

1.5. Исследование категории времени в творчестве

Б. Пастернака.

1.6. Поэтический синтаксис Б. Пастернака. 1.7. Книга стихов Б. Пастернака "Когда разгуляется". 'л,. ',а 2. Категория времени в лирике Б. Пастернак;1. Грамматический аспект.

2.1. Грамматическое исследование художественного времени. 50 2 2. Единицы с семантикой времени в аспекте функциональной грамматики.

2.3. Функционально-семантическая категория и функционально-семантическое поле темпоральное™.

2.4. Лексические темпоральные конкретизаторы как средство выражения семантики времени.

2.5. Лексические темпоральные конкретизаторы в книге

Б. Пастернака "Когда разгуляется".

2.6. Функционально-семантическая категория и функциолально-семантическое поле таксиса.

2.7. Перечислительные конструкции как средство выражения семантики времени.

2.8. Перечисли тельные конструкции в книге стихов

Б. Пастернака "Когда разгуляется".

Глава 3. Связь категории времени в лирике Б. Пастернака с ритмико-интонационной организацией его стихов

3.1. Проблема соотношения времени и ритма в литературном произведении.

3.2. Ритм стихотворной речи.

3.3. Особенности реализации единиц с семантикой времени в стихотворной речи.

3.4. Роль лексических темпоральных конкретизаторов в ритмической организации стихотворных текстов

Б. Пгстернака.

3.5. Ударение как фактор ритмической выделенности лексических темпоральных кенкретизаторов.

3.6. Роль перечистительных конструкций в организации и восприятии стихотворного ритма.

3.7. Логические у дарения в перечислительных * обструкциях

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Русский язык», 10.02.01 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Концепция времени Б. Пастернака и ее связь с ритмико-интонационной организацией его стихов»

Интерес к языку художественной литературы и к языку поэзии в частности в лингвистике постоянен. Стихотворная речь изучалась многими исследователями (Б. В. Томашевским, JI. И. Тимофеевым, Ю. Н. Тыняновым, Ю. М. Лотманом, М. JL Гаспаровым, В. В. Виноградовым, Г. О. Винокуром, М. М. Бахтиным). Особенность стихотворной речи в том, что здесь "язык раскрывает все свои возможности", "все стороны его напряжены до крайности, доходят до своих последних пределов" [Бахтин, 1974, с. 258-280].

Большие возможности поэтического языка проявляются в двух взаимонаправленных и взаимодействующих явлениях. С одной стороны, в стихотворной речи большое значение имеет ритм, который оказывает "деформирующее влияние" на все стороны слова и предложения [Тынянов, 1924, с. 42]. Под воздействием ритма происходит переосмысление всех элементов языка в условиях поэтического текста. С другой стороны, "всеобщим и постоянным свойством лирики" является "семантическая осложненность" [Ларин, 1974, с. 100], так что даже "элементы, являющиеся в языке формальными, могут приобретать в поэзии семантический характер, получая дополнительные значения" [Лотман, 1972, с. 36].

Можно говорить о том, что в стихотворной речи ритм наделяет все элементы дополнительным смыслом, а семантика текста захватывает и вовлекает в свой круг ритм.

Объектом исследования настоящей работы является связь времени и ритма в лирике Б. Пастернака.

Произведения Б. Пастернака всегда привлекали внимание исследователей. Лирике этого поэта посвящены работы Р. Якобсона,

B. Шкловского, Ю. Тынянова, Вяч. Вс. Иванова, В. Баевского,

C. Аверинцева и многих других. Исследователи отмечают такие черты творчества Б. Пастернака, как сложная образность, создаваемая за счет метафор и сравнений; сложный синтаксис (обособления, вводные, вставные и эллиптические конструкции) [Гиржева, 1990], [Иванов, 1989]; главенствующая тема единства мира и единства всего в мире [Гиржева, 1989; 1990; 1991], [Жолковский, 1990], [Фатеева, 1995а]; изображение в мельчайших подробностях движущегося, меняющегося бытия [Эпштейн, 1990], [Померанц, 1990]. Центральной проблемой поэзии Б. Пастернака, по замечанию многих ученых, является проблема времени [Дозорец, 1990], [Эпштейн, 1990]. Однако как самостоятельная она не рассматривается исследователями творчества поэта.

Актуальным представляется в связи с этим изучение категории времени в лирике Б. Пастернака.

Видится необходимость исследовать проблему времени главным образом в последней книге "Когда разгуляется", изученной меньше, чем другие, ранние сборники стихов.

В современной лингвистике существует множество подходов к изучению категории времени. Исследуется и систематизируется лексика с семантикой времени ([Потаенко, 1979], [Звездова, 1996], [Яковлева, 1994]), грамматические средства выражения времени на примере отдельных грамматических форм и синтаксических конструкций ([Оркина, 1986], [Герасименко, 1983], [Лебедева, 1984], [Панков, 1996]), а также на примере текстов различных типов ([Мордвинов, 1979], [Широкова, 1996]). Дается совместное описание лексических и грамматических средств выражения понятия времени ([Всеволодова, 1975], [Золотова, 1998], [ТФГ, 1987; 1990]. Семантика времени исследуется в художественных произведениях ([Золотова, 1999], [Сидорова, 2000]).

Основой анализа грамматической категории времени в лирике Б. Пастернака в настоящей работе выступают положения теории функциональной грамматики (ТФГ), которая изложена в [ТФГ 1987; 1990]. Выбор в качестве основы анализа категории времени ТФГ объясняется преимуществами, которые дает эта теория при исследовании текста. ТФГ позволяет выбрать для анализа из репертуара языковых средств, объединенных семантикой времени, ту или иную единицу, исходя из ее значимости в творчестве того или иного автора. В лирике Б. Пастернака такими единицами с семантикой времени являются лексические темпоральные конкретизаторы (ЛТК- обстоятельства времени: наречия и предложно-падежные формы) и перечислительные конструкции (ПК-полипредикативные структуры).

Лирическое время функционирует в условиях особым образом организованного, ритмически упорядоченного текста. Поэтому вопрос о связи времени и ритма особенно интересен в приложении к лирическим произведениям. О связи времени и ритма писали многие ученые: О.И.Бычкова, Г. Е. Кедрова, А. С. Шагидевич, М. М. Гиршман. Однако в большинстве работ то время, то ритм, то обе эти категории рассматриваются как физические величины, характеризующие развертывание текста (звучащего и письменного) и выступающие в виде частоты основного тона, интенсивности, темпа, длительности, скорости. То есть дается физический анализ этих категорий. При этом тексты литературных произведений используются лишь как материал для анализа формальных особенностей речи.

Известно более широкое понимание ритма в литературном произведении: "Ритм по-разному проступает на самых различных уровнях литературного произведения: он может быть обнаружен и в чередовании более или менее подробно изложенных отрезков действия или более или менее образно насыщенных отрывков текста, и в повторах и контрастах тех или иных тем, мотивов, образов и ситуаций, и в закономерностях сюжетного движения, и в соотношениях различных композиционно-речевых единиц, и в развертывании системы образов-характеров и каждого из них" [Гиршман, 1982, с. 76].

Значение ритма речи в этом ряду ритмов велико. Он является "необходимым материальным фундаментом для существования всех других ритмов в литературном произведении" [Там же]. Широкое толкование ритма речи включает в себя интонационные характеристики, интонемы и ударения и связанную с ними синтаксическую организацию текста (см., напр., [Иванова-Лукьянова, 1998]).

Такой подход к ритму речи как к синтезу интонационных и синтаксических характеристик открывает возможность анализа содержания литературного произведения, его семантических категорий, замысла автора.

Представляется весьма плодотворным рассмотрение в этой перспективе взаимодействия семантико-грамматической категории времени и ритмико-интонационной организации стихотворного текста.

В такой постановке проблемы связи времени и ритма - новизна работы. Кроме того, новизна исследования заключается в том, что:

1) теория функциональной грамматики используется на практике, при анализе поэтических текстов,

2) категория времени рассматривается в комплексе грамматических и фонетических характеристик.

Цель настоящей работы- изучение взаимодействия семантической грамматической категории времени и ритмико-интонационной организации стихотворений Б. Пастернака.

Достижение поставленной цели предполагает решение следующих задач.

1. Дать общую характеристику художественному времени (ХВ) в лирике Б. Пастернака и выявить особенности проявления этой категории в синтаксисе поэта.

2. Описать единицы с семантикой времени- ЛТК и ПК- в книге Б. Пастернака "Когда разгуляется" и определить их роль в формировании категории времени.

3. Проанализировать особенности функционирования ЛТК и ПК в ритмически организованном стихотворном тексте и изучить их роль в ритмико-интонационной организации текстов.

При решении поставленных задач использован комплекс методов: анализ лингвистических и литературоведческих исследований; аналитическое описание стихотворных текстов; функционально-семантический анализ грамматических единиц; статистический метод; психоакустический эксперимент и аудиторский анализ; наблюдение за восприятием языковых единиц в стихотворном тексте.

Теоретическая значимость исследования заключается в разработке принципов комплексного анализа художественного текста и категорий времени и ритма в частности и в подходе к семантике текста как к синтезу межуровневого взаимодействия языковых единиц.

Практическая ценность состоит в возможности использовать материалы и результаты исследования для дальнейшего изучения творчества Б. Пастернака; для самостоятельного и сравнительного анализа художественных произведений других писателей; для составления спецкурсов по лингвистическому анализу художественных текстов, в курсах грамматики и фонетики русского языка и теории текста.

Материалом исследования являются тексты и отрывки стихотворных произведений Б. Пастернака из его книг "Начальная пора", "Поверх барьеров", "Сестра моя- жизнь", "Темы и вариации", "Стихи разных лет", "Второе рождение", "На ранних поездах", "Стихотворения Юрия Живаго", "Когда разгуляется".

Источником стихотворных текстов поэта являются 1 и 2 тт. полного собрания сочинений [Пастернак, 1989а; 19896]. Вторая глава работы основывается на анализе стихотворений книги Б. Пастернака "Когда разгуляется". Третья глава включает исследование как стихотворений последней книги, так и произведений других названных сборников.

При цитировании стихотворений в скобках указывается сокращенное название сборника, в который входит лирическое произведение (например, НП- "Начальная пора"). Общий объем материала исследования составляет 560 примеров.

Диссертация состоит из введения, трех глав и заключения.

Похожие диссертационные работы по специальности «Русский язык», 10.02.01 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Русский язык», Иванова, Ирина Николаевна

Выводы

1. Категория времени в литературном произведении связана с ритмом. Это положение особенно важно при изучении стихотворного произведения, в котором ритм играет первостепенную роль. Ритм реализуется на всех уровнях художественного текста. Он вбирает в себя все явления стихотворной речи: паузы, ударения, интонацию, рифму. Ритм взаимодействует и с семантикой. Исследователи стихотворных текстов отмечают связь стихового ритма не только с организацией речи во времени (то есть времени произнесения текста), но и с художественным временем произведения.

Ритм определяет специфику художественного времени в лирике: он придает стихотворной речи характер автокоммуникативности, превращает стихотворное сообщение в разговор с самим собой. Ритмическим членением и субъективностью лирики обусловлено стиховое время -самостоятельное, обособленное, напряженное.

Один из аспектов соотношения времени и ритма в лирике - связь стихотворного ритма и некоторых грамматических явлений, выражающих временные значения. Взаимодействуя с семантикой, ритм придает языковым единицам, функционирующим в литературном произведении, дополнительную смысловую нагрузку. Семантика времени, которой обладают лексические темпоральные конкретизаторы (ЛТК) и перечислительные конструкции (ПК), усиливается, подчеркивается ритмически.

2. Изучение ритмовой значимости ЛТК основывается на следующих положениях: 1) каждое слово в стихе стремится быть самостоятельным, возрастает семантический вес каждого слова; 2) темпоральные маркеры принимают активное участие в членении и структурировании текста. Исследование ритмических характеристик ЛТК в произведениях Б. Пастернака показало, что эти единицы в большинстве случаев используются в сильных позициях текста (в начале строки, строфы, стихотворения), что говорит об их ритмической выделенности и о значимости для поэта слов с временным значением. Поскольку ЛТК находятся в сильных позициях, внимание при восприятии стихотворений фиксируется на этих единицах.

Экспериментальное исследование ЛТК на материале стихотворных текстов и текстов, преобразованных в прозаические, выявило разную степень восприятия ЛТК. ЛТК в стихотворных текстах, особенно в сильных позициях, были распознаны в 70 % случаев. В прозаических текстах ЛТК были определены правильно в 40 % случаев. Это говорит о том, что в текстах со стиховым членением ЛТК обладают объективным свойством ритмической выделенности.

3. Временные конкретизаторы на уровне целого литературного произведения участвуют в ритмико-интонационной организации текста и могут выступать тем центром, где осуществляется связь ритма и времени. Ритмическая роль ЛТК подробно рассмотрена на примере обстоятельства "вдруг" в рамках целого текста. "Вдруг" - слово, являющееся яркой чертой динамичного, неожиданного мира поэзии Б. Пастернака. "Вдруг" - одно из средств проявления лирического героя в произведениях поэта. ЛТК "вдруг" является точкой, в которой происходит композиционное членение стихотворения, изменение интонационного и фонетического рисунков, смена образов, перелом в течении событий, в движении самого времени. Организация стихотворения по принципу "вдруг" реализуется на ритмико-интонационном уровне. Идея неровного времени и ломкой реальности воплощается в интонационном рисунке, который создается чередованием интонем. Регулярно повторяющийся контраст интонем восходящего и нисходящего типов создает мелодический образ изменяющегося мира, преломившегося времени (переломного момента), образ, заключенный и в слове "вдруг".

4. Фактором ритмической выделенности ЛТК являются синтагматические и логические ударения и спондеи. Помещение ЛТК в ударные позиции обусловлено авторской заданностью и говорит о значимости для автора единиц с семантикой времени.

5. ПК в стихотворном тексте также участвуют в создании стихотворного ритма. Ритмообразующая функция ПК связана с таким свойством стихотворной речи, как ритмическая перечислительная интонация. ПК - это построение, которое обладает такой интонацией и организует стихотворный перечислительный ритм. Для изучения роли ПК в создании и восприятии ритма был поставлен эксперимент. Эксперимент по восприятию стихотворного ритма, не подчеркнутого строфической системой написания, показал, что ПК - это область, где сглаживаются ритмические перебои и интонация максимально приближается к монотонии, характерной для чтения стихов вообще. Расположенные в начале текста, ПК способствуют наиболее успешному введению читателя в стихотворный ритм. ПК являются важным средством, поддерживающим стихотворность текста в условиях "прозаизации" как тенденции в поэзии XX века.

6. Фактором, который придает разнообразие звучанию ПК, влияет на ритмическую выделенность этой структуры, обнаруживает авторскую заданность в использовании ПК, является логическое ударение. ПК с логическими ударениями наиболее эффективно задают ритм стихотворения. В лирике Б. Пастернака такие ПК являются творческим приемом организации целого текста. Структура глагольного ПК (энергичное начало строк и их последующее растягивание, замирание) эстетически значима. Перечисления на интонационном уровне создают образ времени - тягучего, позволяющего как при замедленной съемке рассмотреть действия, события в деталях, в составных частях.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

1. В диссертационной работе исследовалось взаимодействие времени и ритма в лирике Б. Пастернака. Эта проблема относится к общему кругу вопросов, посвященных специфике языка поэзии, предполагающего тесную связь ритма и семантики.

В лирике Б. Пастернака наибольший интерес представляет семантика времени, поскольку она является ключевой для всей художественной системы Б. Пастернака. Его лирика отображает мир в движении, в изменении. В таком мире существенными оказываются детали, подробности, постоянно ускользающие и схватываемые поэтом, возрастает значение мгновения. Стихотворный текст становится записью изменений, фиксирует их на временной оси.

Поэтику движущегося бьт:ия Б. Пастернака составляют языковые единицы с семантикой времени - предикативные перечисления и обстоятельства времени.

2. Обращение в исследовании к явлениям синтаксиса обусловлено тем. что эта область языка регулярно дает единицы с семан тикой времени и активно участвует в создании ритма текста.

Средства выражения времени - перечислительные конструкции (ПК) и лексические темпоральные конкретизаторы (ЛТК) - рассматриваются в работе как грамматические и ритмические единицы.

Изучение конструкций перечисления л временных конкретизаторов, выполняющих с точки зрения функциональной грамматики роль средств выражения семантических категорий таксиса и темпоральности, позволяет выявить нюансы временных отношений и характерные черты семантико-грамматической категории времени в лирике Б. Пастернака.

В стихотворных текстах поэта время предстает в следующих аспектах'

1) оно непрерывно (каждый отрезок времени связан с предыдущим и последующим); 2) оно конкретно (наиболее четко это прослеживается на примере настоящего времени); 3) многозначно; 4) событийно и эмоционально насыщенно.

• Образ времени как единого непрерывного потока формируется с помощью ЛТК, которые сопоставляют и противопоставляют планы настоящего, прошедшего и будущего времени, и ПК, которые передают значение целостного периода времени.

• Самым проработанным и конкретным периодом времени в поэзии Б. Пастернака является настоящее. Оно представлено наибольшим количеством обстоятельств времени (65 %) и геречислений (80 %). Это говорит о высокой степени освоенности этой временной сферы авторским сознанием по сравнению со сферами прошедшего и будущего.

• Категории времени в лирике Б. Пастернака присуща многозначность, сложность. Единицы с временной семантикой создают образ объемного времени: ЛТК сужают/ расширяют временные периоды, создавая эффект двоения смыслов; ПК передают впечатление плотности, заполненности отрезков времени событиями.

• Время, создаваемое ЛТК и ПК, насыщенно психологически. Темпоральные конкретизаторы фиксируют не просто точку на временной оси, а момент эмоционального переживания героя; ПК способны не только обозначать порядок действий, но и передавать совокупность чувств, ассоциаций, значимых для автора.

3. Исследование взаимодействия категорий времени и ритма в лирике Б. Пастернака основывается на следующих положениях.

• Ритм в литературном произведении, понимаемый широко, предстает как комплексное явление, реализующееся на образном, композиционном, речевом уровнях. Факторами ритмообг-;-.-^ншш* стихотворном произведении являются интонация, синтагматические, логические, метрические ударения и позиции единиц в тексте. • Синтаксическая организация стихотворной речи стоит на втором по значимости месте после метра в организации ритма. Взаимодействие категорий времени и ритма наиболее четко прослеживается на синтаксическом уровне: семантика времени, которой обладают синтаксические единицы - обстоятельства времени и перечислительные конструкции, подчеркивается, усиливается ритмически, и наоборот, единицы с семантикой времени, в частности полипредикативные перечисления, поддерживают стихотворный ритм. Единицы с семантикой времени участвуют в ритмико-интонационной организации лирических произведений Б. Пастернака.

ЛТК и ПК располагаются в позициях, в которых эти единицы приобретают большую ритмическую значимость по сравнению с другими элементами текста. Таковы позиции в начале стихотворения, строфы, строки и позиции под ударениями - синтагматическими, логическими и метрическими.

Как показали расчеты, значительная доля ЛТК (40 %) в стихотворениях Б. Пастернака помещается в ритмически сильные позиции. Место ЛТК в тексте вычислялось по формуле Х={[(Мск -1) /3 + СК -1]/ 4 + СФ - 1}/ ]Гсф, где X - место ЛТК в стихотворении,

Мск - место ЛТК в строке (1- начало, 2- середина, 3- конец), СК - номер строки (1-я, 2-я, 3-я или 4-я), СФ - порядковый номер строфы, £сф - всего строф в стихотворении. Экспериментально доказано, что благодаря ритмической выделенное™ уровень восприятия обстоятельств времени в стихотворных текстах выше (70 % ЛТК определены правильно), чем в текстах, преобразованных в прозаические (40 % правильных ответов).

ПК также воспринимаются лучше, чем другие структуры, входящие в текст. Ритмическая организация перечислений соответствует перечислительной монотонии, характерной для стихотворной речи вообще. Благодаря ПК лирические тексты, в целях эксперимента оформленные как прозаические, безошибочно распознавались как стихотворные. Перечислительные конструкции в лирике Пастернака -средство поддержания стихотворности текста.

4. ЛТК и ПК в лирике Б. Пастернака выступают приемом ритмико-интонационной организации целого текста. Обстоятельство "вдруг", характерное для поэзии Б. Пастернака и соответствующее особенностям его художественного мира, является в стихотворении тем центром, где происходит композиционное членение текста, изменение интонационного рисунка, смена образов, переход из одной реальности в другую, временные сдвиги.

На ПК также может строиться целое стихотворение. Перечисления под логическими ударениями не только организуют текст, но на интонационном уровне создают образ времени - тягучего, позволяющего рассмотреть действия, события в деталях.

5. Исследование единиц с семантикой времени как грамматических и ритмических подтверждает тезис Р. Якобсона о кажущейся растворенности лирического "Я" поэта во внешнем окружении.

Исследование показа, о, что факторами выявленное™ лирического "Я" в поэзии Б. Пастернака выступают:

- ЛТК "вдруг", в котором заключено рефлектирующее начало;

- преобладание единиц с семантикой настоящего времени, связанного в лирике с говорящим; 209 —

- логические ударения, использование которых обусловлено намерением автора подчеркнуть важные для него моменты.

Дальнейшее исследование намечается провести по следующим направлениям. 1. Исследование динамики взаимодействия времени и ритма в творческой эволюции Б. Пастернака.

2. Поиски структурных закономерностей взаимодействия единиц, обладающих семантикой времени, с интонемами разных типов (интонемами восходящего, нисходящего и ровного типов).

3. Сравнительное изучение участия единиц с семантикой времени в ритмико-интонгционной организации поэтических и прозаических текстов.

Список литературы диссертационного исследования кандидат филологических наук Иванова, Ирина Николаевна, 2002 год

1. Аверинцев С. С. Пастернак и Мандельштам: опыт сопоставления // Изв. АН СССР. Сер. литературы и языка. Т. 49. 1990. № 3. С. 213-217. Аксенов Г. П. О причине времени // Вопросы философии. 1996. № 1. С. 4251.

2. Альфонсов В. Н. Поэзия Бориса Пастернака. J1.: Сов. писатель, 1990. -368 с.

3. Апресян Ю. Д. Лексическая семантика: (синонимические средства языка). -М.: Наука, 1974.-367 с.

4. Аристов В. "Домашний космос" в поэзии Пастернака // Волга. 1992. № 4. С. 147-155.

5. Арутюнова Н. Д. Предложение и его смысл. Логико-семантические проблемы. М.: Наука, 1976. - 384 с.

6. Баевский В. С. Стих русской советской поэзии. Пособие для слушателей спецкурса. Смоленск, 1972. 145 с.

7. Бахтин М. М. К эстетике слова // Контекст 1973. М.: Наука, 1974. - С. 258-280.

8. Бахтин М. М. Проблемы поэтики Достоевского. 4-е изд. - М.: Сов. Россия, 1979.-318 е.

9. Бахтин М. М. Формы времени и хронотопа в романе. Очерки по исторической поэтике // Бахтин М. М. Литературно-критические статьи. -М.: Худож. лит., 1986. 541 с.

10. Булыгина Т. В., Шмелев А. Д. Языковая концептуализация мира (на материале русской грамматики). М., 1997. - 574 с.

11. Бычкова О. И. Акустические особенности реализации ритмической структуры в стихотворной и прозаической речи: Дис. . канд. филол. наук. Казань, 1972. - 204 с.

12. Виноградов В. В. Избранные труды. Исследования по русской грамма гике. -М: Наука, 1975.- 559 с.

13. Винокур Г. О. Маяковский новатор языка // Винокур Г. О. О языке художественной литературы: Учеб. пособие для филол. спец. вузов / Сост. Т. Г. Винокур. - М.: Высш. шк., 1991. - С, 317-406.

14. Габричевский А. Г. Пространство и время // Вопросы философии. 1994. № 3. С. 134-148.

15. Гальперин И. Р. Текст как объект лингвистического исследования. М.: Наука, 1981.- 139 с.

16. Гарузова Л. В. Лингвистическая природа и стилистические функции полисиндетона: (На материале английского языка): Дис. . канд. филол. наук.-М., 1977.- 185 с.

17. Гегель Г. В. Ф. Эстетика. В 4-х т. Под ред. с предисл. М. Лифшица. Т. 3. -М.: Искусство, 1971. 517с.

18. Герасименко Н. А. Средства выражения категории времени в предложениях тождества // Средства выражения предикативных значений предложения (Межвузовск. сб. научн. трудов). М.: МОПИ, 1983. - С. 8894.

19. Герасимов В. И. История выражения временных отношений предложно-падежными формами: Автореф. дис. . канд. филол. наук. М., 1987. -17 с.

20. Гиржева Г. Н. Некоторые особенности поздней лирики Бориса Пастернака // Русский язык в школе. 1990. № 1. С. 54-59.

21. Гиржева Г. Н. Поэтика лирики Б. Пастернака (Лингвистический аспект): Дис. канд. филол. наук.-М., 1991.-239 с.

22. Гиржева Г. Н. Стихотворение Б. Пастернака "Единственные дни" // Русский язык в школе. 1989. № 4. С. 63-65.

23. Гиршман М. М. Ритм художественной прозы. М.: Сов. писатель, 1982. -367 с.

24. Гончаров Б. П. Анализ поэтического произведения. М.: Знание, 1987. -62 с.

25. Грек А. Г. Бессоюзные соединения как категория поэтической речи: Дис. . канд. филол. наук. М., 1989. - 206 с.

26. Григорьева А. Д., Иванова Н. Н. Язык поэзии XIX-XX вв. Фет. Современная лирика / Отв. ред. Горшков А. И.; АН СССР. Ин-т рус. яз. -М.: Наука, 1985.-231 с.

27. Гулыга Е. В., Шенделъс Е. И. Грамматико-лексическиА поля в современном немецком языке. М.: Просвещение. 1969. - 184 с.

28. Гуревич А. Я. Категории средневековой культуры. -М.: Искусство, 1972. -318с.

29. Дозорец Ж. А. Б. JT. Пастернак. Когда разгуляется (Книга стихов как целое) // Русский язык в школе. 1990. № 1. С. 60-66.

30. Жирмунский В.М. Анна Ахматова и Александр Блок//Жирмунский В.М. Теория литературы. Поэтика. Стилистика. М., 1977. - С. 323- 354. Жолковский А. К. К описанию смысла связного текста. - М.: Ин-т рус. яз. АН СССР, 1974.-77 с.

31. Жолковский А. К. Механизмы второго рождения. О стихотворении Пастернака "Мне хочется домой, в огромность." // Литературное обозрение. 1990. № 2. С. 35-41.

32. Завадская Е. В. "В необузданной жажде пространства" (Поэтика странствий в творчестве О. Э. Мандельштама) // Вопросы философии. 1991. № 11. С. 26-33.

33. Звездова Г. В. Русская именная темпоральность в историческом и функциональном аспектах: Дис. .д-ра филол. наук. Липецк, 1996. -399 с.

34. Зобов Р. А., Мостепаненко А. М. О типологии пространственно-временных отношений в сфере искусства // Ритм, пространство и время в литературе и искусстве / Сб. статей. Ред. коллегия: Б. Ф. Егоров (отв. ред.) и др. Л.: Наука, 1974. С. 11-25.

35. Золотова Г. А. К изучению структуры "Медного всаднчкг" // Пушкин и поэтический язык XX века: Сб. статей, посвященный 200-летию со дня рождения А. С. Пушкина / РАН. Ин-т рус. яз.; Отв. ред. Фатеева Н. А. М.: Наука, 1999. С. 88-94.

36. Золотова Г. А. Перфект и перфектив: лексика, грамматика, функция // Научные доклады филологического факультета МГУ. Вып. 3. К XII Международному съезду славистов в Кракове. М.: Диалог-МГУ. 1998. С. 23-30.

37. Золотова Г. А., Онипенко В. К., Сидорова М. Ю. Коммуникативная грамматика русского языка. М., 1998. - 528 с.

38. Иванов Вяч. Вс. Ахматова и Пастернак. Основные проблемы изучения их литературных взаимоотношений // Изв. АН СССР. Сер. литературы и языка. Т. 48. 1989. № 5. С. 410-417.

39. Иванова-Лукьянова Г. Н. Культура устной речи: интонация, паузирование, логическое ударение, темп, ритм: Учеб. пособие. М.: Флинта, Наука, 1998.-200 с.

40. Кедров К. А. Поэтический космос. М.: Сов. писатель, 1989. - 478 с. Кедрова Е. Г. Фоностилистические варианты оформления текста (на материале прозы, канонического стиха и верлибра): Автореф. дис. . канд. филол. наук. - М., 1985. - 12 с.

41. Ковтунова И. И. Поэтический синтаксис. М.: Наука, 1986.-205с. Кузина Н. В. Дв5. поэтических мира: О. Э. Мандельштам и Б. Л Пастернак (1910-1920 гг.): Автореф. дис. . канд. филол. наук. - Смоленск, 1997. -18 с.

42. Кукушкина Е. Ю. Синтаксический повтор в стихотворном тексте: Дис. . канд. филол. наук. М., 1992. - 208 с.

43. Кушнер А. Заметки на полях. Несколько слов о Пастернаке (Из выступления на пастернаковской конференции 1989 года) // Вопросы литературы. 1990. №4. С. 129-157.

44. Левин Ю. И. О некоторых чертах плана содержания в поэтических текстах // Структурная типология языков. М.: Наука. 1966. - С. 199-215. Левин А. П. Научнее постижение времени // Вопросы философии. 1993. №4. С. 115-125.

45. Лещенко М. И. Виртуальный и актуальный аспекты предложения: Дис. . докг. филол. наук. Минск, 1988. - 347 с.

46. Лингвистический энциклопедический словарь — М.: Сов. энциклопедия, 1990.-685 с.

47. Литературный энциклопедический словарь. -М.: Сов. энциклопедия, 1987. -752 с.

48. Лихачев Д. С. Поэтика древнерусской литературы. 3-е изд., доп. - М.: Наука, 1979.-359 с.

49. Логический анализ языка. Язык и время / Отв. ред. Н. Д. Арутюнова, Т. Е. Янко.-М.: Индрик, 1997.-351 с.

50. Ломтев Т. 77. Предлог ение и его грамматические категории. М.: Шука, 1972.- 199 с.

51. Лосев А. Ф. Музыка как предмет логики // Лосев А. Ф. Из ранних произведений. М.: Правда, 1990. С. 195-390.

52. Лотман Ю. М. Анализ поэтического текста: Структура стиха. Л.: Просвещение, 1972. -271 с.

53. Лотман Ю. М. Стихотворения раннего Пастернака и некоторые вопросы структурного изучения текс та // Труды по знаковым системам. IV - Вып. 236. - Тарту: ТГУ, 1969. С. 206-238.

54. Лужковская М. Ф. Цепочки номинативных предложений в современном русском языке (На материале очерков): Автореф. дис. . канд. филол наук.-Л., 1987. 16 с.

55. Ляпон М. В. Смысловая структура сложного предложения и текст: К типологии внутритекстовых отношений; АН СССР. Ин-т рус. яз. М.: Наука, 1986.-201 с.

56. Мандельштам О. Э. Заметки о поэзии // О поэзии. Сб. статей. Л.: Академия, 1928. - С. 46-51.

57. Медриил Д. Н. Структура художественного времени в фольклоре и литературе // Ритм, пространство и время в литературе и искусстве / Сб. статей. Ред. коллегия: Б. Ф. Егоров (отв. ред.) и др. Л.: Наука, 1974. С. 121-142.

58. Мейлах М. Юбилейный год Пастернака в Англии // Вопросы литературы. 1991. № 8. С. 239-250.

59. Молчанов В. В. Время как прием мистификации читателя в современной западной литературе // Ритм, пространство и время в литературе и искусстве / Сб. статей. Ред. коллегия: Б. Ф. Егоров (отв. ред.) и др. Л.: Наука, 1974. С. 200-209.

60. Мордвинов А. Б. Формирование темпоральной семантики в тексте рассуждения // Синтаксис текста: Сб. статей / АН СССР. Ин-т рус. яз. М.: Наука, 1979.-368 с.

61. Москальчук Г. Г. Структурная организация и самоорганизация текста. -Барнаул: Изд-во Алтайского ун-та, 1998. 240 с.

62. Невзглядова Е. В. Об интонационной природе русского стиха (оппозиция: стих проза) // Русская литература. 1997. № З.С. 99-108. Невзглядова Е. В. Проблема стиха (на материале русской лирической поэзии) // Русская литература. 1994. №4. С. 67-92.

63. Очерки истории языка русской поэзии XX века. Поэтический язык и идиостиль: Общие вопросы. Звуковая организация текста / В. Г1.

64. Григорьев, И. И. Ковтунова, О. Г. Ревзина и др. / Под ред. Григорьева В. П. -М.: Наука, 1990. 304 с.

65. Очерки истории языка русской поэзии XX века: Грамматические категории. Синтаксис текста / Гаспаров М. JL, Дозорец Ж. А., Ковтунова И. И. и др.; Отв. ред. Григорьев В. П.; РАН. Ин-т рус. яз. М.: Наука, 1993. - 240 с.

66. Падучева Е. В. Семантические исследования (Семантика времени и вида в pyCCKOin языке; Семантика нарратива). М.: Школа "Языки русской культуры", 1996. - 464 с.

67. Панков Ф. И. Наречная темпоралыюсть и сс речевые реализации: Дис. . канд. филол. наук. М.: 1996. - 284 с.

68. Панова Е. А. Перечислительные конструкции в стихотворном синтаксисе А. С. Пушкина. Дис. . канд. филол. наук. М., 1986. -250 с. Пастернак 1989а Пастернак Б. JI. Собрание сочинений: В 5-ти т.; Т. 1. -М.: Худож. лит., 1989.

69. Пастернак 19896 Пастернак Б. JI. Собрание сочинений: В 5-ти т.; Т. 2. -М.: Худож. лит., 1989.

70. Пастернак Б. Л. Сочинения: В 2 т. Т 2. Поэмы. Проза. Тула: Филин, 1993. - 380 с.

71. Пастернак Е. Б. Борис Пастернак: Материалы для биографии. М.: Сов. писатель, 1989. - 685 с.

72. Пастернак Е. В., Пастернак Е. Б. Координаты лирического пространства. К истории отношений Осипа Мандельштама и Бориса Пастернака // Литературное обозрение. 1990. № 2. С. 44-51.

73. Пешковский А. М. Принципы и приемы стилистического анализа и оценки художественной прозы. М.: Гос. академия худ. наук, 1927. - 68 с. Подгаецкая И. Ю. Генезис поэтического произведения // Изв. АН СССР, сер. лит-ры и языка. 1990. Т 49. № 3. С. 203-212.

74. Померанц Г. Неслыханная простота // Литературное обозрение. 1990. № 2. С.19-24.

75. Потаенко И. А. Темпоральная лексика как объект лингвистического изучения // Изв. АН СССР. Сер. лит-ры и языка. 1979. Т. 38. № 3. С. 242248.

76. Потапов В. В. К динамике становления вербального ритма // Вопросы языкознания. 1999. № 2. С. 58-70.

77. Почепцов О. Г. Языковая менталыость: способ представления мира // Вопросы языкознания. 1990. № 6. С. 110-123.

78. Самойлов Д. С. Памятные записки. М.: Международные отношения, 1995.-480 с.

79. Санников В. 3. Русские сочинительные конструкции: Семантика. Прагматика. Синтаксис. М.: Наука, 1989. - 267 с.

80. Сидорова М. Ю. Функциональная амбивалентность видо-временных форм в поэтическом тексте // Вестник Моск. ун.-та. Сер. 9. Филология. 2000. № 1. С. 95-110.

81. Слюсарева Н. А. Проблемы функциональной морфологии современного английского языка. М.: Наука, 1986. - 215 с.

82. Смирнов И. П. Б. Пастернак. "Метель" // Поэтический строй русской лирики. Сб. статей. Отв. ред. Г. М. Фридлендер- Л.: Наука, 1973. С. 236253.

83. Топорова Т. В. Семантическая мотивировка концептуально-значимой лексгки в древнеисландском языке: Автореф. дис. .канд. филол. наук. -М., 1986. 16 с.

84. Тураева 3. Я. Категория времени. Время грамматическое и время художественное (на материале английского языка). М.: Высш. шк., 1979. -219 с.

85. ТФГ 1987: Теория функциональной грамматики: Введение, аспектуальность, временная локализованность, таксис / Редкол.: Бондарко А. В. (отв. ред.) и др.; АН СССР. Ин-т языкознания. Л.: Наука, 1987. -348 с.

86. ТФГ 1990: Теория функциональной грамматики: Темпоральность. Модальность / Бондарко А. В. и др. Л.: Наука, 1990. - 263 с. Тынянов Ю. Н. Поэтика. История литературы. Кино. - М.: Наука, 1977. -574 с.

87. Тынянов Ю. Н. Проблема стихотворного языка. М.: Academia, 1924. -139 с.

88. Урысон Е. В. Русский союз и частица И: структура значения // Вопросы языкознания. 2000. № 3. С. 97-121.

89. Фатеева 1995 а Фатеева Н. А. Автокоммуникация как способ развертывания лирического текста // Филологические науки. Научные доклады высш. шк. 1995. № 2. С. 53-63.

90. Флейшман Л. С. К характеристике раннего Пастернака // Russian literature. 1975. № 12. P. 79-126.

91. Флоренский П. А. Анализ простракственности и времени в художественно- изобразительных произведениях. Ы.: Прогресс, 1993.321 с

92. Цветаева М. Световой ливень. Поэзия вечной мужественности // Знание-сила. 1990. №2. С. 51-57.

93. Человеческий фактор в языке: Коммуникация, модальность, дейксис / Арутюнова Н. Д., Булыгина Т. В., Кибрик А. А. и др.; Отв. ред. Булыгина Т. В. М.: Наука, 1992. - 282 с.

94. Чередниченко В. И. Типология временных отношений в лирике. -Тбилиси: Мецниереба, 1986. 138 с.

95. Эйхенбаум Б. М. О поэзии. Д.: Сов. писатель, Ленингр. отд-ние, 1969. -551 с.

96. Эпштейн М. Н. Природа, мир, тайник вселенной.: Система пейзажных образов в русской поэзии. М.: Высш. шк., 1990. - 303 с Эренбург И. Г. Собрание сочинений: В 9 т. М. 1963-196"; Т. 8. - М.: Худ. лит., 1967.-516 с.

97. Юнггерен А. "Сад" и "Я сам": смысл и композиция стихотворения "Зеркало" // Boris Pasternak and his times (Доклады междунар. симпозиума). Berkely, 1989. - С. 224-237.

98. Якобсон Г. О. Заметки о прозе поэта Пастернака // Якобсон Р. О. Работы по поэтике. -М.: Прогресс, 1987. С. 324-338.

99. Якобсон Р. О Поэзия грамматики и грамматика поэзии // Семиотика. М.: Радуга, 1983. - 639 с.

100. Bestgen Y., Wietske V. The Role of Temporal Segmentation Markers in Discourse Processing // Dicourse Processes. 1995. #19. P. 385- 406.223 —

101. Costermans J., Bestgen Y. The role of temporal markers in the segmentation of narrative discourse // CPS: European Bulletin of Cognitive Psychology. 1991. # 11. P. 349-370.

102. Kock W. K. Time and Text: towards an adequate heuristics // Studies in text grammar. Dordreht, Boston. 1973.

103. Ohtsuka K., Brewer W. F. Discourse organisation in the comprehension of temporal order in narrative texts // Discourse Processes. 1992. # 15. P. 317- 336. Redeker G. Linguistic markers of discourse structure // Linguistics. 1991. # 29. P. 1139-1172.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.