Комплексное исследование восприятия и психологического воздействия музыки тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 19.00.01, кандидат психологических наук Дергаева, Ирина Анатольевна
- Специальность ВАК РФ19.00.01
- Количество страниц 197
Оглавление диссертации кандидат психологических наук Дергаева, Ирина Анатольевна
ВВЕДЕНИЕ.
Глава 1. ПРОБЛЕМА ИЗУЧЕНИЯ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ МУЗЫКИ И ЧЕЛОВЕКА .1.
1.1. Систематизация факторов, детерминирующих взаимодействие музыки и человека.
1.2. Процесс восприятия и психологического воздействия музыки.
1.2.1. Предкоммуникационный этап.
1.2.2. Коммуникационный этап.
1.2.3. Посткоммуникационный этап.
1.3. Музыкотерапия как психотерапевтический прием.
Глава 2. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ И ОПИСАНИЕ МЕТОДИЧЕСКОГО АППАРАТА ИССЛЕДОВАНИЯ.
2.1. Теоретические предпосылки эмпирического исследования.
2.2. Постановка проблемы. Цель, задачи и гипотезы исследования.
2.3. Методики исследования.
2.4. Организация исследования.
Глава 3. РЕЗУЛЬТАТЫ ЭМПИРИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ г ЗАКОНОМЕРНОСТЕЙ ВОСПРИЯТИЯ И ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО
ВОЗДЕЙСТВИЯ МУЗЫКИ.
3.1. Соотношение сознательного и бессознательного в процессе восприятия и психологического воздействия музыки.
3.2. Классическая и современная музыка: сравнение восприятия, влияния, цветовых и музыкальных ассоциаций.
3.3. Влияние индивидуально-психологических особенностей личности на восприятие и психологическое воздействие музыки.
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Общая психология, психология личности, история психологии», 19.00.01 шифр ВАК
Психологические особенности категориальной организации восприятия музыки учащейся молодежью с разным уровнем музыкального образования2009 год, кандидат психологических наук Борисова, Елена Сергеевна
Педагогика формирования восприятия духовной музыки2007 год, доктор педагогических наук Щирин, Дмитрий Валентинович
Особенности социальной перцепции портретной живописи различными социальными группами: На материале художественных классических портретов XIX века2004 год, кандидат психологических наук Белкина, Ирина Николаевна
Психологические условия активизации музыкального восприятия взрослых2005 год, кандидат психологических наук Мисникова, Людмила Ивановна
Развитие восприятия современной музыки как педагогическая проблема: В условиях муз.-пед. обучения студентов пед. вуза1998 год, кандидат педагогических наук Миронова, Марина Петровна
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Комплексное исследование восприятия и психологического воздействия музыки»
Актуальность темы исследования определяется, прежде всего, необходимостью понимания механизмов воздействия искусства в связи с расширением пространства его действия и новых форм функционирования. Такие технические средства как радио и телевидение образуют особую форму общения человека, прежде всего с музыкой, которая оказывает на него огромное воздействие. В настоящее время эта проблема усложнилась и приобрела особый смысл, так как в современном обществе восприятие музыки носит массовый и повсеместный характер, акцентируется его развлекательная сторона, поэтому невозможно, чтобы «потребление музыки каждый раз и в каждом отдельном случае соответствовало реальной потребности в ней» [2,С. 68].
Актуальность задач, связанных с исследованием различных факторов, влияющих на развитие человека и его формирование, поиск средств, позволяющих оказывать влияние на поведение, приводит многих исследователей к рассмотрению роли музыки в этом процессе. В литературных источниках, посвященных разработке проблем музыкальной психологии, можно выделить две наиболее крупные области исследования: изучение избирательности в музыкальной сфере, рассматриваемое в рамках восприятия и предпочтения музыки разных жанров, и изучение влияния музыки на физиологические функции, психическое состояние и деятельность человека.
При исследовании музыкальных предпочтений внимание сосредотачивается на выявлении факторов, определяющих избирательность восприятия музыки. Анализируется влияние профессии [6], возраста [47, 66], образования [52,114], социального окружения [70,84,87,115], индивидуально-психологических особенностей личности [75,77,89] и эмоционального состояния [68,69] на выбор музыки для слушания. Под воздействием музыки подразумевается её способность изменять физическое и психическое состояние реципиента. Многие исследователи пытаются выявить факторы, детерминирующие максимально эффективное взаимодействие музыки и человека, понять механизмы музыкального воздействия [4,5,8,11,28]. Необходимо подчеркнуть значение психофизиологических исследований в этой области: продолжаются работы, начатые такими известными русскими учеными как В.М. Бехтерев, И.Р. Тарханов, И.М. Догель, по изучению влияния свойств музыки на деятельность нервной, дыхательной систем, системы кровообращения, электрическую активность головного мозга, функциональное состояние организма и т.д. [25,36,50,56,60,141 и др.]
Вместе с тем, при попытке составить целостную картину, отображающую процесс взаимодействия музыки и человека, была обнаружена неполнота его описания. Большинство исследователей использует только качественный анализ состояния испытуемого на основе тестов и словесного отчета без попыток теоретической трактовки полученных результатов. Остаются во многом неясными психофизиологические и психологические механизмы воздействия музыки, не раскрыты в сравнительном плане эмоционально-психологические и семантические возможности различных музыкальных стилей, недостаточно известны индивидуальные особенности и условия адекватности восприятия музыки.
Таким образом, актуальность настоящего исследования обусловлена теоретической и эмпирической значимостью понимания механизмов воздействия музыки, необходимостью обобщения и систематизации теоретических знаний, касающихся проблемы взаимодействия музыки и человека, для успешного прогнозирования её влияния.
Цель исследования — изучение факторов и психологических механизмов восприятия и психологического воздействия музыки на разных этапах музыкально-перцептивного процесса1.
Объект исследования — взаимодействие музыки и человека.
1 Под музыкально-перцептивным процессом понимается целостный акт восприятия и активного оценочного отношения субъекта к воспринимаемой музыке, которое детерминируется системой музыкальных запросов, существенно влияющих на результаты и само протекание восприятия.
Предмет исследования — процесс восприятия и психологического воздействия музыки.
Цель конкретизируется в следующих задачах:
1. Провести теоретический анализ литературных данных по проблеме взаимодействия музыки и человека.
2. Разработать комплексную модель музыкально-перцептивного процесса.
3. Определить условия и психологические механизмы эффективного музыкального воздействия, оптимизирующего психическое состояние человека.
4. Выявить психологические закономерности и особенности музыкальной семантики, зафиксированные в музыкальных произведениях различных стилей и жанров.
5. Изучить характер влияния некоторых индивидуально-психологических особенностей личности реципиента на процесс восприятия и психологического воздействия музыки.
Гипотезы исследования:
1) выделение этапов музыкально-перцептивного процесса по времени коммуникации музыки и человека (предкоммуникационный, коммуникационный, посткоммуникационный) позволяет комплексно и в динамике охарактеризовать восприятие и психологическое воздействие музыки;
2) условием «включения» психологического механизма катарсиса при восприятии музыкального произведения является соответствие выбираемой для прослушивания музыки актуальным неосознаваемым потребностям человека;
3) различное сочетание объективных свойств музыки, зафиксированное в классических и современных музыкальных жанрах, отражается на особенностях восприятия музыки и приводит к различным изменениям в психическом состоянии воспринимающего;
4) индивидуально-психологические особенности личности, в частности уровень личностной тревожности, оказывают влияние на протекание всех этапов музыкально-перцептивного процесса.
Методы исследования — метод эксперимента и беседа. Для сбора эмпирического материала использовались метод свободных ассоциаций, методика словесной оценки длительности, цвето-социометрический метод П. Яньшина, восьмицветный тест Люшера, вербальная оценка музыкального отрывка и психического состояния слушателя по предложенному списку характеристик, субъективное шкалирование.
Надежность и достоверность полученных результатов обеспечивалась проведением статистической обработки данных с помощью программного пакета Statistica for Windows 6.0. Использовались методы корреляционного и факторного анализа. Для определения достоверности выявляемых различий использовались критерий Колмогорова-Смирнова, критерий Манна-Уитни, угловое преобразование Фишера. Для анализа полученного ассоциативного материала применялся метод контент-анализа и ранжирования.
Методологической основой исследования послужили концепция системной детерминации психических явлений Б.Ф. Ломова; принцип развития, принцип единства теории, эксперимента и практики; положение о включенности психики во всеобщую взаимосвязь явлений материального мира и механизм «анализа через синтез» С.Л. Рубинштейна; представления о системной организации психических процессов и функций человека Б.Г. Ананьева; учение о психических реальностях В.М. Розина; предположения о психологическом механизме воздействия искусства и музыки в частности Б.Г Ананьева, Н.Б. Берхина, Л.С. Выготского, А.Л. Готсдинера, Е.П.Крупник.
Научная новизна работы заключается в следующем:
1. Выделены и описаны этапы, уровни, психологические механизмы, действующие на каждом этапе изучаемого процесса, факторы, детерминирующие характер протекания этапа; психологическое явление восприятия и воздействия музыки рассмотрено в динамике.
2. Получены эмпирические доказательства того, что оптимизация психического состояния человека, которая проявляется в снижении уровня тревоги, возрастании активности и общительности, эффективности ассоциирования, интенсивности музыкального переживания, достигается при соответствии сознательно выбранной для восприятия музыки актуальным неосознаваемым потребностям человека.
3. Установлено, что восприятие и психологическое воздействие музыки опосредовано семантической оценкой музыкального произведения, особенностями протекания музыкально-ассоциативного процесса, неосознанной значимостью воспринимаемой музыки.
4. Изучена возможность использования цвета и признакового значения слова, как опосредованных способов осознавания субъективного отношения к музыке, для раскрытия неосознаваемых компонентов музыкального переживания, подбора наиболее эффективного музыкального отрывка для лечебного воздействия.
5. Для определения значимости и интенсивности музыкального переживания впервые использована субъективная оценка времени методом словесной оценки длительности звучания музыки
Теоретическая значимость исследования определяется тем, что в работе обосновывается необходимость системного подхода к изучению восприятия и психологического воздействия музыки. Проведенная систематизация факторов, влияющих на процесс взаимодействия музыки и человека, обобщение теоретических и экспериментальных данных в области психологии музыки позволяют составить целостную картину взаимодействия музыки и человека, создают предпосылки для возникновения психологической теории музыкального восприятия и воздействия. Результаты исследования раскрывают широкую перспективу дальнейшего изучения восприятия и психологического воздействия музыки как развивающегося, динамического явления, обладающего собственной структурой и системой детерминации. Полученные данные имеют значительную теоретическую ценность для таких разделов психологической науки, как психология восприятия (закономерности музыкального восприятия, типы музыкального восприятия, восприятие времени в музыке), психология личности (характеристика мотивационно-потребностной сферы на основе музыкальных ассоциаций).
Практическая значимость работы состоит в том, что результаты исследования могут стать основой для разработки новых эффективных методов музыкотерапевтического воздействия. Выявленные особенности музыкально-перцептивного процесса позволяют осуществлять научно обоснованный подбор музыкального произведения для прослушивания в лечебных целях для любого человека. Работа с содержанием музыкальных ассоциаций является анализом проективного материала, который раскрывает особенности мотива-ционно-потребностной сферы слушателя и личностные смыслы целей и обстоятельств действий и, прежде всего, — обстоятельств, имеющих для человека преградный, конфликтный смысл. Связь музыки, цвета и эмоций может применяться для разработки проективных методик, с использованием музыки в качестве стимульного материала и применения положения о том, что предпочтения человека являются одной из его характеристик.
Апробация и внедрение работы. Материалы исследования были до-1ложены на методических сборах войсковых психологов МВО (Москва, 2004), межрегиональной межвузовской научно-практической конференции «Социальные и социально-психологические проблемы глазами молодых» (Сыктывкар, 2005).
Результаты исследования обсуждались на заседании кафедры общей психологии Ярославского государственного университета им. П.Г. Демидова.
Полученные результаты были использованы для подготовки занятий по психологической коррекции подростков с девиантным поведением (ГУВУ «Няндомская специальная общеобразовательная школа закрытого типа»). Внедрение результатов исследования осуществлялось на практических заня-^ тиях по психической саморегуляции для военнослужащих, несущих караульную службу.
Публикации. По материалам диссертационного исследования опубликовано 5 печатных работ общим объемом 1,2 п.л.
На защиту выносятся следующие положения:
1. Музыкально-перцептивный процесс можно представить в виде комплексной модели, которая включает 3 этапа: предкоммуникативный, коммуникативный, посткоммуникативный. Содержание каждого из этапов составляют два различных по уровню осознанности взаимосвязанных компонента. Разработанная модель музыкально-перцептивного процесса в динамике описывает восприятие и психологическое воздействие музыки.
2. Условием катарсиса при восприятии музыки является выбор музыкального произведения согласно неосознаваемым потребностям реципиента, значимым для развития личности переживаниям, которые нуждаются в переработке или, наоборот, в утверждении сопереживанием музыкальному образу. Чем более выражено соответствие музыки неосознаваемым потребностям, тем эффективней является воздействие.
3. На музыкально-перцептивный процесс оказывают влияние следующие факторы: семантическая оценка музыкального произведения, особенности протекания музыкально-ассоциативного процесса, неосознанная значимость воспринимаемой музыки.
4. Объективные свойства музыки создают общие предпосылки для изменения психического состояния в определенную сторону. Жанры классической и современной музыки различаются по направленности музыкального воздействия: классическая музыка обращается к эмоциональной сфере, а современная музыка стимулирует двигательную активность и функциональное состояние слушателя.
5. Изучение предпочтения, восприятия, воздействия классической и современной музыки на людей с разным уровнем тревожности показало, что индивидуально-психологические особенности личности влияют на протекание всех этапов музыкально-перцептивного процесса. Положительная оценка музыкального произведения не является залогом его эффективного воздействия.
Структура диссертации. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы, включающего 184 наименования, из них 34 — на английском и немецком языках, 13-ти рисунков, 45-ти таблиц и 12-ти приложений, изложенных на 197 страницах машинописного текста.
Похожие диссертационные работы по специальности «Общая психология, психология личности, история психологии», 19.00.01 шифр ВАК
Уровни восприятия музыки: субъективно-семантический анализ2008 год, кандидат психологических наук Сабадош, Павел Александрович
Восприятие музыкальной культуры XX века как педагогическая проблема: На материале уроков музыки в старших классах общеобразовательной школы2004 год, кандидат педагогических наук Рабина, Татьяна Михайловна
Развитие полимодального восприятия у младших школьников в процессе музыкальной деятельности2009 год, кандидат психологических наук Камынина, Ольга Евгеньевна
Динамика восприятия повтора в музыкальном произведении: на материале остинатных форм композиторского творчества XX века2009 год, кандидат искусствоведения Молчанов, Андрей Сергеевич
Заключение диссертации по теме «Общая психология, психология личности, история психологии», Дергаева, Ирина Анатольевна
ВЫВОДЫ
1. Взаимодействие музыки и человека представляет собой особый вид коммуникации. На основании времени коммуникации слушателя с музыкальным произведением выделены и описаны этапы музыкально-перцептивного процесса, уровни, психологические механизмы, действующие на каждом этапе, факторы, детерминирующие характер его протекания. Изучение динамики восприятия и психологического воздействия музыки показало важность взаимосвязи различных по уровню осознанности компонентов исследуемого процесса.
2. Процесс восприятия и психологического воздействия музыки опосредуется действием следующих факторов: семантическая оценка музыки и собственного состояния после её прослушивания; музыкальные ассоциации, представляющие собой язык музыкальных образов; неосознанная значимость и интенсивность переживания воспринимаемого музыкального произведения.
3. Выбор музыки для прослушания в соответствии с неосознаваемыми потребностями человека оказывает позитивное влияние на его психическое состояние (снижение тревоги, возрастание активности и общительности, эффективности ассоциативных процессов, актуализация ресурсных состояний), вызывает значимые и интенсивные переживания, способствует появлению феномена катарсиса.
4. Соответствие между тем, что не осознается и выражается символически в ощущениях, в музыкальных ассоциациях и образах, и тем, что осознается и выражается в понятиях, может устанавливаться с помощью опосредованных способов осознавания субъективного отношения, таких как цвет или перечисление признаков, описывающих музыку и психическое состояние реципиента.
Цветовые ассоциации на музыку косвенно отражают степень значимости предъявляемого музыкального произведения, содержание музыкального переживания, направление психологического воздействия. Перечисление признаков, характеризующих музыку и состояние, тесно связано с ассоциативными процессами и помогает выразить неосознанное отношение к воспринимаемому музыкальному произведению, определить изменение состояния под воздействием музыки.
5. Объективные свойства музыки создают лишь общие предпосылки для изменения психического состояния человека в определенную сторону. Жанры классической и современной музыки различаются по направленности музыкального воздействия: классическая музыка обращается к эмоциональной сфере, а современная музыка стимулирует двигательную активность и функциональное состояние слушателя. Классическая музыка значимо более высоко оценивается слушателями, описывается в эпитетах настроения, увеличивает интенсивность ассоциативных процессов. Современная музыка преимущественно описывается в эпитетах самочувствия и активности, снижает уровень ситуативной тревожности.
Особенности восприятия музыки проявляются в цветовых ассоциациях: для классической музыки характерно доминирование желтого цвета, преобладание фиолетового и серого цветов; для современной - доминирование красного цвета, преобладание синего, зеленого, коричневого и черного цветов.
6. Выявлены различия в предпочтениях, восприятии и воздействии классической и современной музыки у людей с разным уровнем личностной тревожности. Люди с высокой тревожностью на сознательном уровне предпочитают релаксационную музыку и музыку Моцарта, положительно оценивают музыку и состояние, возникающее после прослушивания указанных музыкальных отрывков; на бессознательном уровне выявлена тенденция к предпочтению печальной, медленной классической музыки. Люди с низкой тревожностью не имеют выраженных музыкальных предпочтений, наиболее положительно они воспринимают веселую, быструю популярную музыку; печальная, медленная классическая музыки и рэп значимо повышают уровень ситуативной тревоги. Положительная оценка музыкального произведения не является залогом его эффективного воздействия.
Индивидуально-психологические особенности личности отражаются на протекании всех этапов музыкально-перцептивного процесса
•Ч' ч.' I
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Теоретический анализ проблемы исследования показал, что применение к исследованию восприятия и психологического воздействия музыки принципа системности позволяет выходить на более общие и сложные закономерности взаимодействия музыки и человека, которые не выявляются без рассмотрения изучаемого явления в динамике, без определения его структуры и взаимосвязи детерминант. В рамках данной научной работы оказалось невозможным достичь всех требований системного подхода к проблеме взаимодействия музыки и человека, именно в этом мы видим перспективы дальнейшей теоретической разработки музыкально-психологической проблематики.
Процесс восприятия и психологического воздействия музыки, состоящий из 3 этапов, выделяющихся по времени коммуникации человека и музыки, можно представить следующим образом.
Происходящие в историческом процессе изменения общества отражаются и на взаимодействии музыки и человека в целом: появляются новые музыкальные жанры и инструменты, способы создания и репрезентации музыки, синтез музыки с другими видами искусства, благодаря этому формируются новые общие для всего человечества музыкальные модели и образцы. Музыкальный опыт каждого индивида, заключающийся в частоте повторений определенной музыки, наличии или отсутствии музыкального образования, в музыкальном окружении человека, в совокупности с другими социально-психологическими факторами (профессиональная и социальная принадлежность, влияние значимых лиц, отношение к музыке) приводит к созданию индивидуальных музыкальных стереотипов. Индивидуальные музыкальные стереотипы хотя и динамичны, но все же отличаются некоторой консервативностью, так как опираются на прошлый опыт. Таким образом, формируется установка на восприятие определенной музыки, что составляет содержание предкоммуникационного этапа исследуемого психологического явления. Установка очерчивает круг предпочитаемых музыкальных жанров и произведений, из которого человек выбирает музыку, соответствующую его эмоциональному состоянию и индивидуально-психологическим особенностям личности для прослушивания.
Коммуникационный этап включает переживание музыки во время её восприятия. Музыкальное переживание в большей своей части протекает неосознанно. Его можно охарактеризовать по 3 показателям: по содержанию, по интенсивности, по эмоциональной модальности. На показатели музыкального переживания влияют разные факторы. Содержание или качественная характеристика музыкального переживания, которая заключается в музыкальных ассоциациях и созданном музыкальном образе, определятся ценностными ориентациями и особенностями мотивационно-потребностной сферы. Интенсивность переживания музыки опосредуется, прежде всего, музыкальностью и типом музыкального восприятия индивида. Эмоциональное состояние слушающего обеспечивает эмоциональную окраску музыкального переживания. Индивидуально-психологические особенности личности создают предпосылки для субъективного восприятия объективного эмоционального содержания музыки. Целостное музыкальное переживание очень индивидуально, формируется благодаря совместному действию всех этих факторов.
Процесс восприятия и психологического воздействия музыки завершается оцениванием музыки человеком, в этом акте слушатель пытается обобщить все то, что происходило с ним во время восприятия музыки. Оценка музыки и оказанное ею влияние часто не совпадают, так как имеют разный уровень осознанности. Описываемые в литературе факторы, определяющие протекание посткоммуникативного этапа, можно разделить на две группы: особенности реципиента и свойства музыки. Большинство исследователей склоняется к тому, что психическое состояние реципиента наиболее влияет на результат взаимодействия с музыкой. Объективные характеристики музыки на данном этапе являются «информационной» базой, точкой отсчета, которая задает направление взаимодействию человека и музыкального произведения. Поэтому, на наш взгляд, характер влияния музыки на человека определяется также самим музыкальным переживанием. Корректное в художественном и психологическом отношении музыкальное переживание, которое оказывает наиболее положительное воздействие на физическое и психологическое состояние человека, характеризуется выраженной индивидуальностью, многозначностью, развертывается в положительной эмоциональной модальности, несмотря на «грустные» и «страдательные» чувства.
Анализ психологических механизмов восприятия и воздействия искусства и музыки в частности показал важность изучения взаимосвязи сознательных и бессознательных компонентов рассматриваемого психологического явления. Причины обращения к музыке, протекание слушания музыки и результат её взаимодействия с человеком полностью не осознаются. Сознание отражает лишь небольшую часть процесса восприятия и психологического воздействия музыки и фиксирует то, что опредметилось в виде ассоциаций, образов или понятийных категорий. Основная закономерность, выявленная в ходе эксперимента, заключается в том, что музыка соответствующая неосознанным потребностям реципиента вызывает у него значимые и интенсивные переживания. В цветовых ассоциациях на музыку отражается неосознанное и осознанное влияние музыки на психическое состояние человека, поэтому использование цвета в качестве средства, помогающего определить соответствие бессознательного человека и музыки, является основой подбора музыкального произведения для конкретного человека. Предпочтение музыки не является залогом её эффективного и положительного воздействия на психическое состояние.
Индивидуально-психологические особенности личности влияют на протекание всех этапов, но доминируют при восприятии и переживании музыки. Под воздействием особенностей личности восприятие и переживание объективных свойств музыки преломляется, чем сильнее выражена особенность личности, тем больше преломление и проецирование субъективных свойств на музыкальный материал. При этом все менее адекватно сознательные компоненты отражают бессознательные процессы. Низкотревожные люди, более благополучные в психологическом плане, чем высокотревожные, положительно воспринимают веселую и активную популярную музыку, печальная и медленная музыка оказывает на них угнетающее и тревожащее воздействие. У высокотревожных людей печальная и медленная музыка не способствует повышению тревоги, положительно воспринимается релаксационная музыка и музыка Моцарта, которая по многочисленным исследованиям обладает удивительным свойством положительно воздействовать практически на всех людей. Изучение воздействия осознанно предпочитаемой музыки у высокотревожных людей показало отсутствие её значимого положительного влияния на психическое состояние.
Таким образом, становиться очевидной необходимость подбора музыки для психотерапевтического воздействия, исходя из потребностей бессознательного, что может не совпадать с сознательным выбором человека.
Сравнение эмоционально-психологических возможности различных классических и современных музыкальных жанров показало, что различия между ними в восприятии и воздействии на человека обусловлены сочетанием объективных свойств музыки и заключается в ориентации классической музыки на преобразование эмоциональной сферы, а современной музыки -двигательной сферы и функционального состояния. Эти и другие выявленные свойства изучаемых музыкальных жанров могут способствовать их дифференцированному применению в зависимости от необходимости вызвать нужный психологический эффект.
Практическое применение музыки в психологии отражено в музыкоте-рапии — развивающемся и перспективном направлении психотерапии искусством. Любое воздействие музыкой с целью излечения или улучшения физического или психического состояния суть терапия музыкой. Область медицинского и психологического использования музыки чрезвычайно широка и требует разработки методов повышения эффективности психотерапевтического и педагогического воздействия, нравственного и эстетического воспитания. Проведенное нами научное исследование выявило закономерности и особенности процесса восприятии и психологического воздействия музыки, которые необходимо учитывать для эффективной организации любого музы-котерапевтического действия: от психологической саморегуляции до лично-стно-ориентированной музыкотерапии. Использование цвета для приведения в соответствие бессознательных запросов реципиента и выбираемой для прослушивания музыки дает возможность работать с категориями людей, которые не могут вербализовать свое отношение к музыке: маленькие дети, лица с ЗПР, другими соматическими и психическими заболеваниями. Косвенное внушение как свойство музыки, путем подбора определенного музыкального материала, применимо в тех случаях, когда необходимо оказать действенное, но скрытое психологическое воздействие, например, на лиц с девиантным или асоциальным поведением и т.д. Систематизированное знание о влиянии свойств музыки и особенностей личности слушателя и других факторов на изучаемое психологическое явление позволят более точно прогнозировать результат действия той или иной музыки на физическое и психическое состояние, подбирать индивидуальные музыкальные произведения с учетом закономерностей предпочтения, восприятия и воздействия музыки.
Список литературы диссертационного исследования кандидат психологических наук Дергаева, Ирина Анатольевна, 2005 год
1. Аграновский М.Г. Мышление, язык, семантика //Проблемы музыкального мышления.- М., 1974.
2. Адорно Т.В. Социология музыки. Москва - Санкт-Петербург: Университетская книга, 1999. С.7-188
3. Альманах психологических тестов. М., 1995.
4. Ананьев Б.Г. Задачи психологии искусства. — Л.: Художественное творчество, 1982.
5. Ананьев Б.Г. О психологии искусства //Психологический журнал. Т.2. -№4 —1981. С.137-141
6. Аникеева Т.Я., Мочалова Ю.В., Матвеева JI.B. Психологический анализ аудитории телепрограмм, посвященных классической музыке // Вестник МГУ. Сер. 14 «Психология». №4 - 1995. С. 49-61
7. Арнхейм Р. Новые очерки по психологии искусства. /Пер с англ. — М.: «Прометей», 1994.- С. 272-279.
8. Асафьев Б.В. Музыкальная форма как процесс. — JL: Музгиз,1965.
9. Ашмарин И. И. Зачем человеку музыка? // Человек. №2 — 1998. С.57.79.
10. Баланчивадзе JI.B. Мотивация музыкально-исполнительской деятельности // Вопросы психологии. — №6 -1983. С.50-561.. Берхин Н.Б. О замечаниях Б.Г. Ананьева на "Психологию искусст-ва"Л.С. Выготского //Психологический журнал. -№1 1990.
11. Беляева-Экземплярская С.Н. Заметки о психологии восприятия времени в музыке // Проблемы музыкального мышления. — М.: Музыка, 1974. С.303-329.
12. Беляева-Экземплярская С.Н. О психологии восприятия музыки. — М.: Русский книжник, 1924. С.115
13. Блинова O.A. Процесс музыкотерапии: систематизация и описание основных форм работы//Психологический журнал.- №3 — 1998. С. 106118.
14. Блинова O.A. Современная музыка как психодиагностический стимульный материал //Всероссийская научно-практическая конференция "Современное искусство в контексте культуры": Тезисы докладов. Астрахань, 1994. С. 20-21.
15. Бочкарев JI.JI. Исследование структуры музыкальности в современной психологии //Психологический журнал. Т.7. -№4 -1986. С.138-148
16. Бочкарев JI.JI. Психология музыкальной деятельности. М.: Изд-во «Ин-т псих. РАН», 1997. С. 13-21, 100-150.
17. Бочкарев JI.JI. Социально-перцептивные механизмы восприятия слушателями эмоционального содержания музыки. В кн.: Социально-психологические проблемы личности и коллектива. /Под ред. Рублева О.Г. — Краснодар, 1987. С. 135-141.
18. Бочкарев JI.JI. Социально-перцептивные механизмы музыкального переживания // Вопросы психологии. -№1 1985. С. 149-157
19. Брусиловский JI.C. Отношение психических больных к музыкоте-рапии.-Тамбов, 1977.
20. Воронин Г.В. Современная музыкальная система как самоотражение организации бессознательного. В кн.: Бессознательное: природа, функции, методы исследования. - Тбилиси, 1978, Т.2. С. 607-622
21. Выготский JI.C. Психология искусства.- М., 1966.
22. Герасимова И.А. Музыка и духовное творчество // Вопросы философии. №6 -1995.
23. Голицын Г.А., Данилова О.Н. и др. Факторы асимметрии творческого процесса: отбор существенных признаков музыкального творчест-ва//Психологический журнал.Т. 11-№3-1990. С.101-114
24. Горев A.C. Динамика изменения параметров ЭЭГ подростков при изменении функционального состояния ЦНС (релаксация) под воздействием ритмичной звуковой стимуляции //Физиология человека. — №1 2001. С. 3642.
25. Готсдинер A.J1., Луковников H.H. Социальные и психологические аспекты общения и эстетического воспитания. Калинин, 1985. С. 19, 4659
26. Готсдинер А.Л. Музыкальная психология. М., 1993. С. 15-31, 77103, 166-180
27. Гройсман А.Л. Медицинская психология, ч.2.- М., 1996.
28. Гройсман А.Л. Психология, медицина и искусство // Психологический журнал. -№4-1992.
29. Гуменюк В.А., Семенова Я.С., Судаков К.В. Электрофизиологические и вегетативные показатели эмоционального восприятия человеком динамичной цветомузыки // Физиология человека. -№1 —2002. С. 57-67
30. Дергаева И.А. Музыка и цвет //Научный поиск: сб. научных работ студентов, аспирантов и преподавателей/ Под ред. проф. A.B. Карпова. Ярославский университет. — Ярославль, 2003. С. 34-41
31. Дергаева И.А., Урванцев Л.П. Влияние музыки на больных с пограничными нервно-психическими расстройствами //Ярославский психологический вестник, вып. 10. Москва-Ярославль, 2003. С. 153-160
32. Джалагония Л.А. Взаимосвязь речи и музыки как форм человеческого общения // Вопросы психологии. — №1 — 2001. С. 130-134
33. Дорфман Л.Я. Влияние эмоций, вызванных музыкой, на работоспособность в связи с силой нервной системы.- В кн.: Искусство и эмоции. / Под ред. Дорфмана Л.Я. и др.- Пермь, 1991.
34. Дорфман Л.Я. Комплексное изучение влияния музыки на психомоторику.- В кн.: Проблема интегрального исследования индивидуальности.- Пермь, 1981.
35. Дорфман Л.Я. Эмоции в искусстве. М., 1997.
36. Дроздовский А.К. Связь свойств нервной системы с музыкальнымиспособностями//Материалы научно практической конференции «Ананьев-ские чтения 2004», 26-28 октября 2004г. / Под ред. Л.А. Цветковой, Т.М. Яковлевой.-Изд-во СП6ГУ,2004. С.215-216
37. Евенко С.Л. Методы корреляционного анализа в психологии: Сборник задач. М.: Военный университет, 2003. - 60 с.
38. Зимина А. Н. Музыкальная игротерапия как средство коррекции поведения // Социальная дезадаптация: нарушения поведения у детей и подростков: Материалы Рос. науч.-практ. конф., Москва, 26-28 нояб. 1996 г. М.: Изд. Дом "Грааль", 1996. С. 106-107.
39. Иванов Д.П. Психологическое исследование привлекательности музыкальных жанров и их связи с цветом.- Курсовая работа.- Ярославль, Яр-ГУ, 1998.
40. Иванов Л.М., Урванцев Л.П. Экспериментальное исследование цветовых ассоциаций //Психологические проблемы рационализации деятельности. В.2.- Ярославль, 1978. С.55-64
41. Измайлов Ч.А. Цветовая характеристика эмоций // Вестник МГУ. Сер. 14 «Психология». №4 - 1995. С. 27-35
42. Карвасарский Б.Д. Психотерапия. М., 1985. С. 123-127
43. Кауфман В.И. О роли деятельности личности в формировании и развитии слухового образа //Психологический журнал. Т.7. — №3 1986. С.149-155
44. Кечхуашвили Г.Н. Музыка и фиксированная установка. В кн.: Бессознательное: природа, функции, методы исследования. Тбилиси, 1978, Т.2. С. 571-574
45. Кечхуашвили Г.Н. О роли установки в оценке музыкальных произведений// Вопросы психологии. — №5 — 1975.
46. Кирнарская Д.К. Музыкально-языковая способность как компонент * , музыкальной одаренности // Вопросы психологии. — №2 —1989. С.47-57
47. Кирнарская Д.К. Современные представления о музыкальных способностях // Вопросы психологии. — №2 -1988. С. 129-137
48. Красникова Е.И. Обзор зарубежных работ по проблеме восприятия музыки //Вопросы психологии. №2 - 1981. С. 150-155.
49. Крупник Е.П. Психологические механизмы воздействия искусства на личность // Психологический журнал. — №4 — 1988. С.89-99.
50. Крупник Е.П. Психологические механизмы воздействия искусства на личность. — М.: Изд-во «Ин-та псих. РАН», 1999. С. 44-50.
51. Крупник Е.П. Психологические особенности восприятия образа //Психологический журнал.Т.6. -№3 -1985.С.150-153
52. Лакин Г.Ф. Биометрия. М., 1990.
53. Лебедев А.Н., Князева Т.С. Электрофизиологические предикаторы субъективных оценок музыки разных композиторов //Психологический журнал. Т.20, №6 - 1999. С. 72-79.
54. Лебедев В.Б., Биньковская Н.В. Миры воображения: Руководство по интерактивной имагогике. М.: Изд-во Института психотнрапии, 2002. -229 с.
55. Левочкина И.А. Психофизиологические особенности музыкально-одаренных подростков // Вопросы психологии. — №4 1988. С. 149-154
56. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М. : Политиздат, 1975.
57. Леонова А.Б., Кузнецова A.C. Психопрофилактика стрессов. -М., МГУ, 1993.
58. Лисицин Ю.П., Жиляева Е.П. Союз медицины и искусства. М., 1980. С.100
59. Ломов Б.Ф. Системность в психологии: Избранные психологические труды / Под ред. В.А. Барабанщикова, Д.Н. Завалишиной, В.А. Понома-ренко. М.: « Из-во Моск. психолого-социального института; Воронеж: Из-во НПО МОДЭК», 2003. С.4-45.
60. Мазель Л.Я. Строение музыкальных произведений. -М., 1979.
61. Медушевский В.В. О закономерностях и средствах художественного воздействия музыки. М., Музыка, 1976.
62. Менкешева Т.М. Психологические особенности музыкальной культуры школьников. В кн.: Проблемы социальной психологии 21 столетия. / Под ред. Козлова В.В. - Ярославль, 2001. С.177-181.
63. Мельников Л.Н. Программы, алгоритмы, конструкции: синтез цвета и музыки. М.,1980.
64. Михайлова Е.С. Восприятие музыки здоровыми людьми и лицами, находящимися в состоянии депрессии // Физиология человека. Т. 18. — №6 — 1992. С.68-76.
65. Михайлова Е.С., Моносова А.Ф., Беляев Б.С. Эмоциональная реактивность больных депрессией // Журнал невропатологии и психиатрии им. С.С.Корсакова. Т.90, вып.4. 1990. С. 86-91.
66. Мозгот В.Г. К проблеме социокультурной детерминации музыкально-художественного вкуса // Вопросы психологии. — №1 —1991.
67. Морозов В.П. К проблеме эмоционально-психологического воздействия музыки на человека // Вестник Рос. гум. научного фонда — №3 1997. С.234-243.
68. Морозов В.П. Музыка как средство невербального воздействия на человека // Невербальное поле культуры. М., 1995.
69. Мостовская Н. Влияние музыки Моцарта на интеллектуальную деятельность школьников // Психологическая газета. — №5 — 1997. С.11
70. Нагибина Н.Л. Методика диагностики типов восприятия музыки.- В сб.: Методы психологической диагностики, вып.2. М.,1994. С. 158180.
71. Науменко С.И. Индивидуально-психологические особенности музыкальности // Вопросы психологии. №5 -1982.С.86-90
72. Науменко С.И. Формирование музыкальности у младших школьников в процессе индивидуального обучения// Вопросы психологии. №4 —1987. С.71-76
73. Никешичев М.В. Индивидуально-личностные особенности студентов музыкально-педагогических вузов на различных стадиях обучения // Вопросы психологии №5 - 1989.
74. Никитина Н.В., Урванцев Л.П. Использование методики цветовой самооценки состояния для изучения эмоциональной сферы больных неврозами // Журнал невропатологии и психиатрии им. С.С.Корсакова, вып. 12,1988. С. 82-85.
75. Новицкая Л.П. Влияние музыкальных жанров на психическое состояние человека//Психологический журнал. -№6-1984. С.59-63
76. Обухов Я.Л. Синий цвет// Журнал практического психолога. №1 -1997. С. 30-42.
77. Обухов Я.Л. Оранжевый цвет// Журнал практического психолога. — №5- 1997. С. 61-67.
78. Обухов Я.Л. Желтый цвет// Журнал практического психолога. — №2 -1997. С. 65-79.
79. Осипова И.А. Влияние музыки на человека: факты, проблемы, гипотезы // Ярославский психологический вестник, вып. 6. — Москва-Ярославль, 2002. С.87-93.
80. Осипова И.А., Урванцев Л.П. Музыкальные предпочтения в дружеских парах // Социальная психология 21 века. Т.2. Ярославль, 1999. С. 170172.
81. Павлыгина P.A., Давыдов В.И., Сулимов A.B., Любимова Ю.В., Сахаров Д.С. Анализ когерентности ЭЭГ при прослушивании музыки // Журнал ВНД им. И.П. Павлова. Т. 53. -№4 июль-август 2003.
82. Пашина А.Х. Торопова A.B. Особенности эмоциональной сферы музыкантов с различным уровнем музыкальности // Психол. журнал.— Т.21,№1.-2000. С.109-115.
83. Перепелица А.Д. Музыкальная культура и кризис эмоций // Вопросы психологии. -№3 -1990. С. 121-125
84. Петров P.A. Динамическая управляемая светозвуковая среда в комплексе психотерапии //Психологический журнал. Т.5.-№5 — 1984. С. 121-125
85. Петрушин В.И. Моделирование эмоций средствами музыки // Вопросы психологии. №5 —1988. С. 141-144
86. Петрушин В.И Музыкальное восприятие как средство изучения личности школьника // Вопросы психологии. — №1 1986. С. 157-164
87. Петрушин В.И. Музыкальная психология. — М., 1994.
88. Плюснин Ю.М. Каких друзей мы себе выбираем? // Природа. — №9 -1993. С. 75-83
89. Проблемы музыкального мышления. М., 1974.
90. Прохоров А.О. Психические состояния и их функции. Казань: Изд-во Казанского педагогического института, 1994.-168с.
91. Психология личности: тесты, опросники, методики. М., 1995.
92. Психология музыкальной деятельности: Теория и практика: Уч. пособие для студентов музыкальных факультетов высших пед.уч. заведений /Под ред. Г.М.Цыпина. — М.: Издательский центр «Академия», 2003. 368 с.
93. Психотерапевтическая энциклопедия /Под ред. Б.Д. Карвасарско-го. СПб: Питер Ком, 1998.
94. Ражников В.Г. Исследование музыкально-исполнительского образа // Вопросы психологии. №2 -1978.С.70-80
95. Ражников В.Г. Партитурная транскрипция // Вопросы психологии. -№1 —1980.С.137-141
96. Ражников В.Г. Три принципа новой педагогики в музыкальном обучении // Вопросы психологии. №1 -1988.С.ЗЗ-41
97. Ражников В.Г., Цеханский В.М. Общий обзор литературы по психологии восприятия музыки //Вопросы психологии. — №4 -1975.С.148-154
98. Решетникова О. Концепция М. Люшера // Школьный психолог. — №27-28-2003. С.З
99. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании. М.,1995. С.509-518
100. Розин В.М. Память в культурно-историческом пространстве и творческая деятельность // Мир психологии. -№1 2001. С. 78-88
101. Розов А.И. Психологические предпосылки музыкального эффекта в свете общей концепции продуктивной деятельности //Вопросы психологии. №4 -1981. С.80-90
102. Рубинштейн С. J1. Основы общей психологии. СПб.:Питер, 1999
103. Рубинштейн С. JI. Принципы и пути развития психологии. М., 1959.
104. Руководство по использованию восьмицветового теста Люшера. / Сост. Дубровская О.Ф. Сер. «Библиотека практического психолога», выпуск 1. М.: Фолиум, 1995 - 64 с.
105. Руководство по психотерапии. / Под ред. Рожнова и др. Ташкент, 1985. С.273-304111 .Савранский И.Л. Психологические проблемы творчества и восприятия художественного произведения ////Психологический журнал. Т.8.- №2 -1987. С.136-145
106. Серов Н.В. Личность и время. Л.: Лениздат, 1989.
107. Серов Н.В. Светоцветовая терапия. Смысл и значение цвета: информация цвет- интеллект. - СПб.: Речь, 2001. - 256 с.
108. Семенов В.Е. Исследование процессов восприятия произведений литературы и искусства: социально-психологические аспекты //Психологический журнал. Т.6. №3 — 1985. С. 142-149
109. Семенов В.Е. Катарсис и антикатарсис: социально-психологический подход к воздействию искусства // Вопросы психологии — №1- 1994. С.116
110. Семенов В.Е. Социальная психология искусства.- Издательство ЛГУ, 1987.
111. Сидоренко Е.В. Методы математической обработки в психологии. -СПб.: 2002, 349 с.
112. Симонов П.В. "Физики" и "лирики": от противостояния к сотрудничеству // Вестник Рос. гум. научного фонда. №3 - 1997. С.5-8
113. Синакаева М.Г., Сатарухина Л.Л., Меос Н.С. Современные методы диагностики и лечения заболеваний нервной системы: Материалы конференции, ч.2 Уфа,1996. С. 75-77
114. Смирнова И.В. Исследование некоторых психологических факторов, влияющих на предпочтение жанра музыки.- Курсовая работа,-Ярославль, "Провинциальный колледж", 1998.
115. Соколова Е.Т. Проективные методики. М.,1980.
116. Соколова Е.Т., Николаева В.В. Особенности личности при пограничных расстройствах и соматических заболеваниях.- М.,1995. С. 46-51
117. Соловьева Е.А. Семиотические механизмы воздействия музыки как компонента среды//Материалы научно практической конференции «Ананьевские чтения 2004», 26-28 октября 2004г. / Под ред. JI.A. Цветковой, Т.М. Яковлевой.-Изд-во СП6ГУ,2004. С.620-621
118. Сохор А.Н. Социальная обусловленность музыкального мышления и восприятия / Проблемы музыкального мышления.- М., 1974.
119. Тарасов Г.С. Музыкальное воспитание и развитие личности // Вопросы психологии. №4 - 1990. С. 131-134
120. Тарасов Г.С. Потребность в классическом музыкальном искусстве как психологический феномен // Психологический журнал.— №6 — 1993.
121. Тарасов Г.С. Психология музыкального восприятия школьников // Вопросы психологии. — №2 — 1991.
122. Тарасов Г.С. Психология музыкальной потребности человека // Психологический журнал. Т.9.- №5 1988. С.63-70
123. Тарасов Г.С. О коммуникативной природе музыкальных способностей // Вопросы психологии. — №3 — 1987. С. 115-121
124. Теплов Б.М. Психология музыкальных способностей. В кн.: Проблемы индивидуальных различий.- М., 1947.
125. Толчинская Е.А. Музыкальная терапия: история и практика. //Материалы научно практической конференции «Ананьевские чтения 2004», 26-28 октября 2004г. / Под ред. JI.A. Цветковой, Т.М. Яковлевой — Изд-во СП6ГУ,2004. С.196-198
126. Томчук С.А. Музыкальное мышление как составляющая часть профессионального педагогического мышления //Ярославский психологический вестник, вып. 13. Москва-Ярославль, 2004. С. 116-120
127. Томчук С.А. Психологические аспекты музыкального мышле-ния//Ярославский психологический вестник, вып. 12. Москва-Ярославль, 2004. С. 160-164
128. Урванцев Л.П. Психология в работе врача. Ярославль, 1993.
129. Урванцев Л.П., Брюхова М.Г. Цветовая диагностика и коррекция эмоционально-волевых нарушений //Материалы научно практической конференции «Ананьевские чтения 2004», 26-28 октября 2004г. / Под ред. JI.A. Цветковой, Т.М.Яковлевой-Изд-во СП6ГУ,2004. С.147
130. Фудин Н.А., Тараканов О.П., Классина С .Я. Музыка как средство улучшения функционального состояния студентов перед экзаменами //Физиология человека. Т.22 -№3 1996. С. 99-107
131. Цеханский В.М., Гейн А.Г. Восприятие гармонии и музыкального метра// Вопросы психологии. №6 — 1976. С. 120-124
132. Шевченко Ю.С. Музыкотерапия детей и подростков. В кн.: Психокоррекция: теория и практика.- М., 1995. С. 155-163
133. Шипулин Г.П. Лечебное влияние музыки // Вопросы современной психоневрологии: Труды НИНИ. Т.38. М., 1966.
134. Шкала эмоциональной возбудимости: Руководство.- Ярославль,1996.
135. Шушарджан C.B. Здоровье по нотам. М.,1994. С. 94-115
136. Шушарджан C.B. Музыкотерапия: история и перспективы // Клиническая медицина. — № 3 2000.
137. Элькин М.В. Индивидуальная арттерапия шедеврами искусства // Психологическая газета.-№6-1997.
138. Эмоциональная саморегуляция (методическое пособие) /Под ред. Г.В. Акопова. Самара: Изд-во СамПГУ, 1998.
139. Якупова Г.А. Музыкальная терапия в системе реабилитации больных олигофренией // Обозрение психиатрии и медицинской психологии им. В.М.Бехтерева.-№1 1995. С. 79-81
140. Яновский М.И. О психологических механизмах катарсиса // Мир психологии. №3 - 2000. С.142-147
141. Яньшин П.В. Введение в психосемантику цвета. Учебное пособие. Самара: Изд-во СамПГУ, 2000. С. 42-123
142. Яньшин П.В. Исследование эмоционального состояния группы методом взаимного цветового оценивания // Вопросы психологии. — №3 — 2000. С. 128-139
143. Яньшин П.В. Психология цвета: эстетико-феноменологический подход Гёте против механицизма И. Ньютона // Прикладная психология. — №2- 1999. С. 15-22
144. Яньшин П.В. Эмоциональный цвет. Самара, 1995.
145. Agnes S. Chan, Vim-Chi Но, Mei-Chun Cheung. Music training improves verbal memory // Nature. V.396. - 1998. P. 128.
146. Alvin J. Some aspects of music therapy in the social integration of the handicapped child //Excerpt Med. Sect. Rehab. Vol. 19. № 1 -1976. P. 7.
147. Alvin J. Music Therapy. 1966.
148. Bean J. Music therapy with the cerebrai-palsid child: For developing voluntary motor. /British J. Music Therapy. V. 17. №3 - 1986. P. 2-13
149. Besson M. Meaning, structure, and time in language and music// CPC: Cah. Psychol. Cogn.-№4-5 1998. C.921-950
150. Burns J., Labbe E., Williams K., McCall J. Perceived and physiological indicators of relaxation: as different as Mozart and Alice in chains// Appl. Psychophysiology. Biofeedback. . V.2. №3 - 1999. P. 197-202
151. Children think better to pop music // Nature. V.380 - 1996. P. 376.
152. Field Т., Murtinez A., Nawrocki T. et al. Music shifts Fontal EEG in depressed adolescents // Adolescence. -V. 33. № 129 1998. P. 109-116.
153. Hanser S.B. Music therapy and stress reduction research// J. Music Therapy.-V.22. 1985. P. 196-206
154. Haschec H. Music and medicine // Wien. Med. Waschr. — Bd 128. №1.- 1978. S. 1-9.
155. Heinz L., Symprent Т., Scamman F. Effect of music therapy in the postnestesia care unit: nursing intervention//.!. Post Anesth. Nurs.- V.7 1992.P.22
156. Hughes J.R., Fino J.J., Melyn M.A. Is there a chronic change of the "Mozart effect" on epileptiform activity? A case study // Clin. Electoencefalogr. — V.30.№2- 1999. P. 44-45.
157. Huppmenn G. Pocibilities of music therapy in internal medicine // Med. Klin. -Bd. 72. № 51-52 1977. -. - S. 2186-2199.
158. Казанджиева Велинова З.Г. Музика въздействие аудитория. — София,1984.
159. Licul F. Music Therapy // Lijesen. Vjesn. Vol. 96. № 10-11 - 1974. P. 675-684.
160. Meister M., Einsle R., Bunner J. et al. Psychofonia a neurophysiological music therapy in migraine // Schweiz. Rundsch. Med. Prax. — V. 88. № 21. - 1999. P. 946-949.
161. Myskja A., Lindbaek M. Now does music affect the human body? // Tidsskr Nor Laegeforen. V.120. №10. - 2000. P. 1182-1185.
162. Myskja A., Lindbaek M. Examples the use of music in clinical medicine // Tidsskr Nor Laegeforen. V.120. №10. - 2000. P.l 186-1190.
163. McCraty R.M.A., Barrios-Choplin В., Rozman D.A. The effects of different music on moods, tension and mental clarity // Abstr.8 th. Intern. Congress on Stress. Montreux, Switzerland, 1996
164. Morin Y. A propos dien groupe therapeutique a me diation musicale // Neuropsychiatry en aree et adolesceno. № 6 — 1997. C.290-292
165. Nordoff P., Robbins C. Music Therapy in Special Educations. -MacDonald fir Evans LTD. London. 1975.
166. Nordoff P., Robbins C. Musik als Therapie fiir behindene Kinder. -Kiett-Cotta, 1983.
167. Rauscher F.H. et al. Listening to Mozart enhances spatial-temporal reasoning: towards a neurophysiologcal basis //Neurons. Lett -1995. V.l85. P.44-47.
168. Redeout B.E., Laubach С. M. EEG correlates of enhanced spatial performance following exposure to music // Perceptual and Motor Skills. V. 82. №2. - 1996. P. 427-432.
169. Schanilcova J. Experience of music therapy application in regime treatment // Cick. Psychiat. Vol. 73. № 2 - 1977. P. 100-103.
170. Schmids R., Fabian E. Indications and therapeutic effect of human structural inpatient music therapy// Dyn. Psychiatry. № 1-2 -1998. C. 109-118
171. Schwabe Ch. Musiktherapie bei Neurosen und funktioneiien Störungen.- Zweite ubertarb. und erganste Auf. Jena: Ficher, 1972. S. 216
172. Schwabe Ch. Methodik der Musiktherapie und deren theoretische Grundlage. Dritte überarbeitete Ausgabe. - Leipzig, 1986. S.235
173. Schwabe Ch. Music therapy therapeutic music pedagogy- teaching of music. An attempt of definition // Psychiat. Neurol, med. Psvchol. Bd 26. - № 12 -1974. S. 705-713.
174. Spies K., Hesse F.W., Heffing E. Experimental induction of emotional states; does addition of music improve self disclosure// Z. Exp. Angew. Psychol. — 1998, V. 38(2), P. 321
175. Snyder Mariah, Olson Ganice. Music and hand massage interventions to produce relaxation and reduce aggressive behaviors in cognitively impaired elders: A pilot study// Clin. Gerontology. -№1 1996. C.64-69.
176. Parrot A.C. Effect of paintings and music, both alone and in combination, on emotional judgers//Perceptual and Motor Skills.—1982. V. 54. P. 635-641.
177. Priestley M. Music therapy in action. London, 1975.
178. Willin Melvyn J. Music and spiritualism // J. Soc. Psych. Res. — № 848- 1997. C. 46-47.
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.