Коммунистическое отношение к жизни как фактор развития социалистической личности тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 09.00.01, кандидат философских наук Васильева, Людмила Георгиевна
- Специальность ВАК РФ09.00.01
- Количество страниц 210
Оглавление диссертации кандидат философских наук Васильева, Людмила Георгиевна
ВВЕДЕНИЕ.
Глава I. СОЦИАЛЬНО -ФИЛОСОФСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ИССЛЕДОВАНИЯ
КОШУНИСТИЧЕСКОГО ОТНОШЕНИЯ К ЖИЗНИ.
§ I. Отношение к жизни как мировоззренческая категория
§ 2. Объективная и субъективная стороны в отношении человека к жизни.
§ 3. Основные принципы коммунистического отношения к жизни.
Глава П. ФОРМИРОВАНИЕ КОМШМСТИЧЗДУКОГО ОТНОШЕНИЯ К ЖИЗНИ
В РАЗВИТИИ СОЦИАЛИСТИЧЕСКОЙ ЛИЧНОСТИ
§ I. Социалистические предпосылки развития коммунистического отношения к жизни.
§ 2. Самоотношение и самореализация социалистической личности.
§ 3. Смысложизненная ориентация личности в условиях развитого социализма.
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Онтология и теория познания», 09.00.01 шифр ВАК
Социалистическая личность как категория научного коммунизма1984 год, кандидат философских наук Габдулова, Нина Николаевна
Проблема соотношения свободы и ответственности в деятельности личности в условиях развитого социализма1984 год, кандидат философских наук Палиева, Зинаида Ивановна
Роль творческого труда в совершенствовании социалистического образа жизни (на материалах Казахской ССР)1983 год, кандидат философских наук Трахтенберг, Леонид Израйлевич
Основы классификации категорий теории коммунистического воспитания1984 год, кандидат философских наук Даниленко, Татьяна Валентиновна
Выравнивание социально-территориальных различий как фактор совершенствования социалистического образа жизни1984 год, кандидат философских наук Зимогляд, Виктор Яковлевич
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Коммунистическое отношение к жизни как фактор развития социалистической личности»
В настоящее время марксистское философское учение о человеке достигло такой высокой степени сложности содержания и методологической значимости, что все более настойчивой становится необходимость образования самостоятельной проблематики науки о человеке.
Успешное развитие философского учения о человеке предполагает разработку не только категорий, отражающих разнообразные аспекты объективной детерминированности человеческого бытия,но и категорий, выражающих субъективное состояние человека, причем не только на родовом, но и индивидуальном уровне, отражающем внутренние источники повышения эффективности его социального бытия. Поэтому, на первый план выдвигаются категории: "смысла жизни и деятельности", "самоотношение", "самореализация" человека и др., отражающие важные грани человеческого бытия. Все они выражают определенное отношение человека к жизни и ее проявлениям.
Составляя ядро мировоззрения, отношение к жизни активизирует субъективный фактор социальной деятельности людей. В этой связи приобретает особую социальную значимость проблема исследования особенностей коммунистического отношения к жизни. Совершенствование и развитие личности, собственно, и есть утверждение коммунистического отношения к жизни.
Естественнобиологические и социогуманитарные науки изучая человека и его бытие, проникают в отдельные стороны отношения человека к жизни. Но это данные об элементах сложнейшей системы, каковым является человек. Целостные знания об отношении человека к жизни под силу только современному философскому знанию и должно стать задачей философского исследования.
Материалы съездов, пленумов и постановлений ЦК КПСС подчеркивают первостепенную важность задачи формирования нового человека, целенаправленно реализующего, в процессе своей жизнедеятельности планы партии и советского государства . Это диктуется необходимостью дальнейшего совершенствования общества развитого социализма, созидания коммунизма.
В современных условиях укрепления и распространения научно-коммунистического мировоззрения на все стороны жизнедеятельности человека, усиливается необходимость и открывается реальная возможность формирования коммунистического отношения к жизни, по-существу, это объективная потребность совершенствования социалистического общества.
Становление коммунистического отношения к жизни представляет серьезный теоретический интерес. Это вызывается необходимостью сосредоточить внимание на философском познании источников и механизма формирования коммунистического отношения к жизни, на обосновании возможности воспитания у самого человека потребности развивать свои способности и применять их с пользой для людей, всего социалистического общества.
Компоненты коммунистического отношения к жизни складываются и неодновременно и неоднозначно. Поэтому повышенный теоретический интерес и актуальность приобретают ныне те философские исследования, которые проникая в сложную систему духовного мира человека, рассматривают соотношение между различными гранями жизни человека, обосновывают становление сложного и индивидуально-типического отношения человека к жизни, которое является результатом напряженной душевной жизни, осмысления и осознания своего места в жизни и своего отношения к окружающим людям и самому себе. Человек, формируясь объективной общественной жизнью, сам входит в эту жизнь и, обладая возрастающей "ценностью" не бессилен перед жизнью, а является активной силой созидания и изменения последней.
Познание принципов коммунистического отношения к жизни и их утверждение способствует разработке философских основ теории и практики формирования нового человека. Стойкость,идейная убежденность, вера в жизнь, вера в неограниченные возможности дальнейшего развития личности - это необходимые качества любого советского человека.
Преданность идеалам коммунизма проявляется именно тогда, когда человек глубоко осознает и понимает теорию и практику развития коммунистической жизни, реализует, практически пре.тво-ряет их в жизнь, другими словами, по-коммунистически относится к жизни.
Таким образом, формирование коммунистического отношения к жизни - это широкая программа воспитания и самовоспитания личности, учитывающая диалектическое единство объективных и субъективных факторов, необходимость совершенствования воспитательной деятельности, включающая все направления и принципы формирования нового человека.
Современные философские исследования в нашей стране вплотную подошли к рассмотрению различных аспектов жизнедеятельности, охватывающих в основном сферу взаимоотношений людей. При этом, в работах советских философов, социальных психо логов, эти-ков, социологов обозначается выход на проблему отношения человека к жизни и формирования коммунистического отношения к жизни.
Например, в работах по истории этических учений А.Ф.Шишкина, I.M.Архангельского, О.Г.Дробницкого, Т.А.Кузьминой,В.Г.Иванова и др. этическая проблематика более чувствительна к вопросам отношения человека к жизни, т.к. это отношение непосредственно затрагивает нравственный мир человека.
Обозначается выход к проблеме отношения к жизни в социологической и социально-психологической литературе, в работах: С.Л.Рубинштейна, Б.Г.Ананьева, Ф.Т.Михайлова, А.Г.Ковалева, А.И.Липкиной, Л.И.Рувинского, Л.П.Буевой, В.Г. Афанасьева, А.К.Абульхановой-Славской, И.С.Кона, 0. А.Феофанов а, В.Ф.Кузьмина, А.С.Кармина, Л.И.Анциферовой, А.Г.Спиркина и мн.др.
Проблема коммунистического отношения к жизни содержится в работах С.Анисимова, В.Титова, В.А.Житнева, В.Т.Лисовского, Э.Ф.Макаревича, В.Т.Ефимова, С.М.Косолапова, А.С.Канта, В.А. Чагина, Г.Е.Глазермана и др., посвященных исследованию формирования активной жизненной позиции социалистической личности.
Существенные стороны диалектики отношения человека к жизни, раскрываются в философских работах, посвященных проблемам взаимоотношения объекта и субъекта, объективного и субъективного в человеческой деятельности и познании мира. Например, в работах В. А. Лекторского, Л.В.Скворцова, Н.В.Дученко, Ф.Т.Архипце-ва, В.Ф.Кузьминой, А.Й.Яценко, И.И.Дудкина, Л.И.Абдильдина и мн.др.
Что касается общефилософского осмысления проблемы отношения человека к жизни, то в ней преобладает в основном критика буржуазных и мелкобуржуазных теорий отношения к жизни, например, в работах А.Г.Мысливченко, Ю.А.Замошкина, С.Ф.Одцева, М.Я.Ярошевского, Е.С.Жилкина, И.Г.Моргунова, В.Раевского, В.М. Пронь, В.А.Шандра, В.А.Ребрина и др.
Рассмотрение же процесса становления коммунистического отношения к жизни сводится в основном к проблеме формирования коммунистического отношения к труду (см.например, работы С.М.Ковалева, Б.А.Ануфриева, Г.М.Сысолятина, М.И.Боровского, И.И.Чан-гли, Л.В.Сохань, В.Снастина и мн.др.).
При всей важности исследования трудового аспекта формирования коммунистического отношения к жизни следует отметить его ограниченность в разработке проблемы коммунистического отношения к жизни, как целостного процесса.
Целостной разработке проблемы формирования коммунистического отношения к жизни в современной социально-философской литературе не уделено достаточного внимания. В "философском энциклопедическом словаре", вышедшем в 1983 году, вообще не встречайся понятия "коммунистическое отношение к жизни" или "отношение человека к жизни".
Исходя из актуальности темы и ее состояния в советской научной литературе, диссертант обращает внимание на необходимость разработки способов подхода изучения отношения человека к жизни, как целостного отношения, выявления его аспектов, определение главных, ведущих тенденций в развитии отношения человека к жизни в условиях зрелого социализма.
Содержание диссертации заключается в обосновании следующих основных положений:
- Отношение к жизни - мировоззренческая проблема. Мировоззрение человека само есть способ идеального отношения человека к жизни и в нем с наибольшей полнотой, разносторонностью, целостностью и основательностью отражено это отношение. Отношение индивида к жизни - родовой признак человека, но оно вырабатывается лишь общественным индивидом, включенным в исторически-конкретное общественное бытие. Отношение индивида к жизни не задано ему генетически, оно результат процесса социализации личности.
- Общественные отношения являются отношениями целостного воспроизводства человеческой жизни иконкретно-исторического ^ содержания отношения индивида к своей жизни, как общественной жизни. С изменением общественных отношений изменяются, принимают новые формы и принципы отношения человека к жизни.
- Отношение человека к жизни содержит в себе сложную диалектику объективной и субъективной детерминаций в переходе объективного в субъективное, внешнего во внутреннее и обратно -субъективного в объективное, которое осуществляется в процессе деятельности человека. Человек делает свою жизнь и развивает свои представления о ней в условиях самой этой жизни, основополагающих социально-обусловленных принципов ее развития .Рассматривая субъективную детерминацию отношения индивида к жизни, включенную в осуществление ее объективного развития, марксизм раскрывает возможности определения человеком своей жизни и убедительно обосновывает теоретическую ограниченность метафизического сведения отношения к жизни, к отдельной стороне ее детерминации .
- Высшим выражением исторического развития отношения человека к жизни является коммунистическое отношение к ней. Коммунистическое отношение к жизни распространяется на все стороны жизнедеятельности человека и включает его отношение к природе, обществу, к самому себе, являясь одновременно установкой на определенное действие и поведение. Существенными принципами коммунистического отношения к жизни являются: ее гуманизация, коллективизация, оптимизация. Эти принципы коммунистического отношения к жизни определяют положение человека в системе общественных отношений, реальные формы жизнедеятельности человека, систему потребностей, интересов, взглядов, идеалов, мотивов, всю направлвнность жизни личности. Они составляют закономерности развития всего мира социализма, выражая наиболее существенные и отличительные признаки социалистической цивилизации.
- Социализм создает необходимые предпосылки и стимулирует формирование коммунистического отношения к жизни, приобщая к реальным ценностям развитого социализма, поиску каздой социалистической личностью средств использования реальных возможностей, которые общество предоставляет ей. Советские люди практически участвуют в созидании новой цивилизации, непосредственно включены в процесс совершенствования социалистических общественных отношений, а это в значительной мере обусловлено оценкой собственного места и роли в этом процессе, осмысления личных интересов и их соотношение с интересами общественными, соотнесения целей общества с индивидуальными целями, выбора путей и средств общественно-полезной деятельности.
- Субъективной предпосылкой и способом выражения отношения человека к жизни является отношение человека к самому себе (самоотношение), составляющее своеобразный фундамент всей воспитательной и самовоспитательной деятельности. Самоотношение -это сознательная мобилизация физических и духовных сил индивида, направленных на самосовершенствование и саморазвитие с позиций передового общественного идеала, когда самосовершенствование личности выступает и как итог, результат самоотношения и как его необходимый компонент. Самоотношение - это стремление к самореализации, являющееся внутренним источником нравственной энергии человека.
- Коммунистическое отношение к жизни формируется на основе осмысленного и сознательного отношения к жизни и ее проявлениям. В обществе развитого социализма на смену поискам смысла жизни человека за пределами его собственной жизнедеятельности или в ее результатах, т.е. в чем-то внешнем для человека, приходит обретение смысла жизни в самом человеке, его всестороннем развитии, гармонической жизнедеятельности, утверждающей осмысленное коммунистическое отношение к жизни.
Новизна этих положений заключается в том, что их обоснование: а) дает возможность раскрыть философский смысл проблемы отношения человека к жизни, определить ее место и значение в дальнейшем развитии марксистско-ленинского учения о человеке, для более глубокого проникновения в его сущность; б) дает целостное представление о формировании и развитии коммунистического отношения к жизни, как выражении качественно нового типа целостности личности; в) раскрывает механизм взаимодействия объективной и субъективной сторон процесса детерминации и самодетерминации развития личности, определяет стимулы и формы социальной активности и индивидуализации личности; г) раскрывает тенденции глубокого проникновения человека в сущность общественного бытия, как своего собственного бытия. Методологической основой анализа процесса становления коммунистического отношения к жизни являются принципы философии, которые позволяют вывести формирование коммунистического отношения к жизни из определенной системы общественных отношений и смысложизненной установки, формирующей облик личности, ее интересы, цели, деятельность.
В разработке данной проблемы автор руководствовался трудами К.Маркса, Ф.Энгельса, В.И.Ленина, документами КПСС и Советского государства.
Большую помощь в освоении исследуемых вопросов оказали работы советских философов, социологов, педагогов, психологов, внесших значительный вклад в разработку актуальных задач развития социалистической личности.
Кроме того, автором привлечены материалы из советской литературы, периодической печати.
Практическая ценность исследования заключается в том, что основные положения и выводы способствуют обоснованию теоретических основ педагогической практики , в процессе коммунистического воспитания трудящихся.
Основные положения диссертации могут быть использованы для более глубокого изучения некоторых тем по историческому материализму, в пропагандистской работе, а также для дальнейшего совершенствования программ перспективного развития и формирования нового человека.
Похожие диссертационные работы по специальности «Онтология и теория познания», 09.00.01 шифр ВАК
Социальная сущность и специфика формирования отношения к труду как к потребности1983 год, кандидат философских наук Алиев, Сейран Аскерович
Роль объективных факторов в системе коммунистического воспитания1984 год, кандидат философских наук Суханов, Александр Овидиевич
Социальная детерминация образа жизни в социалистическом обществе1983 год, доктор философских наук Борисов, Георгий Маврикиевич
Возрастание роли производственного коллектива в повышении трудовой активности личности как решающего фактора роста производительности труда в развитом социалистическом обществе (на материалах региона Черноземья)1984 год, кандидат исторических наук Сухарев, Виктор Александрович
Труд как средство для жизни и как жизненная потребность в развитом социалистическом обществе (методологический аспект)1984 год, кандидат экономических наук Сорока, Игорь Викторович
Заключение диссертации по теме «Онтология и теория познания», Васильева, Людмила Георгиевна
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Автор стремился акцентировать свое внимание на анализе того, что может и что должна внести в объективные процессы жизни, в достижение общественных целей, личность, по-коммунистически относящаяся к жизни.
Коммунистическое отношение к жизни не только формирует,но и реализовывает творческий потенциал человека, его способности, возвышает значение субъективного мира личности.
Диалектика становления коммунистического отношения к жизни отражает объективную закономерность строительства коммунизма, социально обусловленную потребность формирования нового типа личности, становления коммунистического отношения к труду, составляющего главную сферу жизнедеятельности человека. Коммунистическое отношение к жизни является необходимой предпосылкой, условием и потребностью всестороннего и гармонического развития как самой личности, так и общества в целом. Формирование коммунистического отношения к жизни способствует совершенствованию, развитию всех сфер общественной жизни.
Коммунистическое отношение к жизни, детерминированное общественными связями и отношениями, способствует неограниченно
I Маркс К., Энгельс Ф. Соч. ,т.42,с.П6. му развитию как родовой человеческой сущности, так и всестороннему, гармоничеокому развитию человека.
Коммунистическое отношение к жизни неразрывно связано и с вопросами становления социальной однородности советского общества, и это естественно, т.к. наличие дружественных классов и социальных групп при социализме приводит к становлению однотипного отношения людей к общественной собственности, к средствам и предметам труда, к труду вообще.
Коммунистическое отношение к жизни способствует раскрытию и осознанию каждым человеком физических и духовных сил, формированию устойчивой потребности в саморазвитии, осознанию высоконравственной цели жизни - всестороннего развития человечества.
Научно-теоретическая разработка проблемы отношения социалистической личности к жизни может быть осуществлена многими науками, но универсальное общее познание, это - философское познание. Эта проблема, прежде всего, мировоззренческая проблема.
Формирование нового мировоззрения, это - не только формирование нового взгляда на мир, сколько формирование научных, теоретических систем убеждений, в которых, в концентрированном виде выражено отношение человека к жизни. Само это отношение к жизни рассматривается марксистской философией не как теоретическое, созерцательное, а как практическое отношение и убеждение, как фактор делания жизни человеком.
В диссертации, мы стремились раскрыть теоретические, методологические предпосылки исследования проблемы коммунистического отношения к жизни, выявить основные принципы этого отношения.
В дальнейшем развитии этой проблемы требуется не только более разносторонний и углубленный анализ этих принципов, а и выведение их на уровень использования в развитии теории и практики воспитания новой личности. Нам представляется, что главным сейчас является не только выявление роли социальных объективных условий формирования новой личности, но и приведение в движение всех субъективных источников этого процесса. Мы полагаем, что успешное осуществление процесса воспитания коммунистической личности, требует новых дальнейших разработок системы самовоспитания.
В условиях развитого социализма, когда главной целью общества является развитие человека, необходима мобилизация субъективных ресурсов осуществления коммунистического строительства, главными среди которых являются - самоотношение, саморазвитие, самореализация. Теоретически определить пути и способы активизации личности, обратить внимание на необходимость исследования механизма самоопределения личности - было для нас актуальной задачей, которая подлежит дальнейшей углубленной разработке.
Нам представляется, что важнейшим условием осуществления процесса самоопределения личности, является развитие ее сознания и самосознания, особенно, направленность его на понимание цели и смысла жизни человека (такое понимание ведет к самоориентации личности).
Таким образом, представленная диссертация не решает всех поставленных в ней вопросов и проблем. Однако, мы надеемся,что основные ее положения и выводы, не только заостряют внимание на теоретической и практической значимости поставленной темы, но и станут предпосылками для ее дальнейшей и более разносторонней теоретической разработки, методологическими предпосылками для дальнейшего развития теории и практики воспитания нового человека.
Список литературы диссертационного исследования кандидат философских наук Васильева, Людмила Георгиевна, 1984 год
1. Маркс К., Энгельс Ф. Из ранних произведений. М.: Политиздат, 1956.
2. Маркс К. К критике гегелевской философии права. Введение. -Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., т.I,с.414-429.
3. Маркс К., Энгельс Ф. Святое семейство или критика критической критики. Против Бруно Бауэра и компании. Соч. 2-е изд., т.2, с.3-320.
4. Энгельс Ф. Положение рабочего класса в Англии. Маркс К., Энгельс Ф. Соч.,2-е изд.:т.2,с.231-5Г7.
5. Энгельс Ф. Эльберфельдские речи. Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-е изд., т.2, с.532-554.
6. Маркс К., Энгельс Ф. Немецкая идеология. Соч., 2-е изд., т.З, с.7-544.
7. Энгельс Ф. Истинные социалисты. Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-е изд., т.З, с.545-886.
8. Маркс К., Энгельс Ф. Коммунистический манифест. Соч.,2-е изд., т.4, с.419*469.
9. Энгельс Ф. Принципы коммунизма. Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-е изд., т.6, с.428-459.
10. Энгельс Ф. Крестьянская война в Германии. Маркс К., Энгельс Ф. - Соч.,2-е изд., т.7, с.343-437.
11. Маркс К. Восемнадцатое Брюмера Луи Бонапарта. Маркс К., Энгельс Ф. Соч.,2-е изд., т.8, с.115-217.
12. Маркс К. К критике политической экономии. Маркс К.,Энгельс Ф. Соч.,2-е изд.,т.13, с.1-167.
13. Энгельс Ф. Анти-Дюринг. Маркс К., Энгельс Ф. Соч.,2-е изд., т.20, с.5-342.
14. Энгельс Ф. Материалы к Анти-Дюрингу. Маркс К. .Энгельс Ф. Соч.,2-е изд., т.20,с.629-654.
15. Энгельс Ф. Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии. Маркс К., Энгельс Ф. Соч.,2-е изд., т. 21, с. 269*317.
16. Энгельс Ф. Происхождение семьи, частной собственности и государства. Маркс К., Энгельс Ф. Соч.,2-е изд.,т.21, с.23-178.
17. Маркс К. Капитал, т.1. Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-е изд., т.23.
18. Маркс К. Капитал, т.З. Маркс К., Энгельс Ф. Соч.,2-е изд., т.25, ч.П.
19. Маркс К. Капитал, т.4. Маркс К., Энгельс Ф. Соч.,2-е изд., т.26, ч.П.
20. Маркс К. Экономическо-философские рукописи 1844 года.
21. Маркс К., Энгельс Ф. Соч.,2-е изд.,т.42,с.41-Г74.
22. Маркс К. Экономические рукописи 1857-1859 годов. Маркс К., Энгельс Ф. Соч.,2-е изд.,т.46, ч.1, ч.П.
23. Маркс К. Экономическая рукопись I86I-I863 годов. Маркс К., Энгельс Ф. Соч.,2-е изд., т.47.
24. Архив Маркса и Энгельса. -М.: Политиздат, 1946,т.УШ.
25. Ленин В.И. Экономическое содержание народничества и критикаего в книге г.Струве. (Отражение марксизма в буржуазной литературе). Полн.собр.соч.,т.1,с.347-543.
26. Ленин В.И. Революционная армия и революционное правительство.-Полн.собр.соч.,т.10,с.335-344.
27. Ленин В.И. К оценке русской революции. Полн.собр.соч.,т.17, с.37-51.
28. Ленин В.И. По поводу двух писем.-Яолн.собр.соч.,т. 17,с.290-307.
29. Ленин В.И. О некоторых особенностях исторического развития марксизма. Полн.собр.соч.,т.20,с.84-89.
30. Ленин В.И. Приемы борьбы буржуазной интеллигенции против рабочих. Полн.собр.соч.,т.25,с.321-352.
31. Ленин В.И. Европейская война и международный социализм. -Полн. собр. соч. ,т.26,с.8-П.
32. Ленин В.И. Социализм и война. Полн.собр.соч.,т.26,с.302-350.
33. Ленин В.И. Империализм как высшая стадия капитализма. Полн. собр.соч., т. 27, с. 299 -426.
34. Ленин В.И. Конспект "Науки логики" Гегеля. Учение о понятии. Полн.собр.соч.,т.29,
35. Ленин В.И. О "левом ребячестве" и мелкобуржуазности. Полн. собр.соч.,т.36, с.283-314.
36. Ленин В.И. Детская болезнь "левизны" в коммунизме. Полн. собр.соч.fт.41,о.1-104.
37. Ленин В.И. Письмо И.Ф.Арманд. Полн.собр.соч.,т.49.
38. Материалы ХХУ съезда КПСС. М.: Политиздат, 1976.
39. Материалы ШТ съезда КПСС. М.: Политиздат, 1981.
40. Конституция (Основной закон) СССР* М.: Политиздат,1977.
41. Постановление ЦК КПСС "О дальнейшем улучшении идеологической, политике -воспитательной работы. М.: Политиздат, 1979.
42. Народное хозяйство СССР в 1979 г. М.: Статистика, 1980.
43. Материалы Пленума Центрального Комитета КПСС 14-15 июля 1983 г. -М.: Политиздат, 1983. 79 с.
44. Абульханова-Славская К.А. Диалектика человеческой жизни. -М.: Наука, 1977. 224 с.
45. Абульханова-Славская К.А. Деятельность и психология личности.- М.: Наука, 1980. 336 с.
46. Аветисян А.А. Антикоммунизм и его философия духовных ценностей. -Киев: Наукова думка, 1972. 120 с.
47. Агальцев A.M. Общение и его внутренняя противоречивость. В кн.: Проблемы диалектики, внп.З. - Л.: Изд.ЛГУ, 1973, с.102-105.
48. Аза Л.А., Поддубный В.А., Ручка А.А. Ценностные ориентации рабочей молодежи. -Киев: Наукова думка, 1928. -203 с.
49. Активность личности в социалистическом обществе /Под ред.
50. Т.Ярошевского, Н.С.Мансурова, З.Суфин, В.А.Ядова и др. М.: Наука, 1976. - 272 с.
51. Александрова Б.Л. О соотношении типологий личности различного уровня. -В кн.: Вопросы социологии, социальной психологии, этики. Социологические исследования,вып.5.- Свердловск, 1972. 30-40 с.
52. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. Л.: Изд. ЛГУ, 1968. - 314 с.
53. Ананьев Б.Г. Научные основы дифференцированного подхода к людям. -В кн.: Научные основы политической работы в массах. Л.: Изд.ЛГУ, 1972, с.98-119.
54. Ангелов С. Проблемы личности в современной идеологической борьбе. М.: Знание, 1975. - 64 с.
55. Андреева Г.М. Социальная психология. М.: Изд.МГУ, 1980. -415 с.
56. Андреева Г.М., Богомолова Н.Н., Петровская А.А. Современнаясоциальная психология на западе (теоретическое направление). M.s Изд.МГУ, 1980. - 271 с.
57. Аникеев Л.В. Сотвори себя. Минск: Беларусь, 1977. - 95 с.
58. Анисимов С.Ф. Ленинские принципы нравственного воспитания личности. М.: Знание, 1973. - 64 с.
59. Анисимов С.Ф. Мораль и поведение. М.: Мнель,1979. -142 с.
60. Антонин В.Г. Типология человеческого общения. В кн.: Вопросы философии и социологии, вып.У1. - Л.: Изд-во ЛГУ, 1973, с.128-134.
61. Антропова Л.И. Социальные проблемы самореализации личности: Автореф.дис. . канд.филос.наук. Ростов-на-Дону, 1980. - 21 с.
62. Ануфриев Е.А. Социальная роль и активность личности. М.: МГУ, 197I. - 150 с.
63. Анциферова Л.И. Личность и деятельность. В кн.: Проблемы личности. Материалы симпозиума /Под ред.В.М.Банщи-кова, Л.Л.Рохлина, Е.В .Шорохов ой. М. ,1969,0.434-442.
64. Анцыферова Л.И. К психологии личности как развивающейся системы. -В кн.: Психология формирования и развития личности /Под ред.Л.И.Анцыферовой. М.;Наука,1981, с.3-19.
65. Арефьева Г.С. Социальная активность. -М.: Политиздат, 1974. 230 с.
66. Артемьева Т.И. Социальная обусловленность развития способностей. -В кн.: Теоретические проблемы психологии личности /Под ред.Е.В.Шороховой. М., 1974,с. 170-186.
67. Архангельский Л.М. Социально-этические проблемы теории личности. -М.: Мысль, 1974. 218 с.
68. Асеев В.Г. Мотивация поведения и формирование личности. -М.: Мысль, 1976. 157 с.
69. Афанасьев В.Г. Человек как система и система деятельности человека. Социологические исследования. 1976, № 4, с.24-33.
70. Афанасьева Т. Ранняя ориентация или поздний самоанализ? -М.: Молодая гвардия, 1972. 158 с.
71. Ашин Г.К. Доктрина "массового общества". М.: Политиздат, 197I. - 190 с.
72. Балакина И.Ф. Индивид и "массовое потребление" в капитализме.-В кн.: Социология и идеология. М., 1969,с.209-220.
73. Бакстеръ М. Что такое собственное "Я". С.-Петербург, 1910. -27 с.
74. Банщиков В.Н. Проблема сущности и структуры личности. -В кн.: Личность. Материалы обсуждения проблемы личности. /Под ре д.В. М. Банщиков а и др. М. ,1971, с. 10-19.
75. Батенин С.С. Человек коммунистической цивилизации. Л.: Знание, 1980. - 36 с.
76. Батин В.Н. Этический аспект категории счастья в домарксистской философии: Автореф.дис. . канд.филос.наук. Л., 1974. - 20 с.
77. Бестеряев-Лада И.В. Кризис буржуазных концепций будущего чало-вечества. М.: Знание, 1979. - 63 с.
78. Блинов Н.М. Удовлетворение человеческих потребностей важнейшая функция труда при социализме. - Социологические исследования, 1978, № 2, с.40-47.
79. Блюмкин В.А. Моральные качества личности. Воронеж: Изд.ВГУ, 1974. - 168 с.
80. Ботнева М.И. Нормы общения и внутренний мир личности, В кн.:
81. Проблема общения в психологии /Под ред.Б.Ф.Ломова.- М., 1981, с.241-263. Богословские труды, сб.№ 6, М., 197I. 160 с.
82. Боголюбова С.В., Тагуризина З.А. Буржуазный гуманизм: иллюзиии действительность. М.: Знание, 1975. - 63 с. Бодалев А.А. Формирование понятия о другом человеке как личности. -Л.: ЛГУ, 1970. - 135 с. Боровский М.И. Человек будущего воспитывается сегодня.
83. Буева Л.П. Деятельность как объект социальной психологии. -В кн.: Методологические проблемы социальной психологии. М., 1975, с.45-62. Буева Л.П. Человек: деятельность и общение. М.: Мысль, 1978. - 214 с.
84. Вавилов А.В. Объективная основа и классовый характер категории счастья: Автореф.дис. . канд.филос.наук. М.,1967.- 20 с.
85. Гёсслер К. О сущности жизни. (Перевод с немецкого В.И.Гараджа). Изд. Прогресс, 1967. 302 с. Глезерман Г.В. Рождение нового человека. Проблемы формирования личности при социализме. -М.: Политиздат, 1982. -254 с.
86. Греческий мудрец Диоген, 3-е изд. М.,1910. - 142 с. Гришанов Л.К. О смысле жизни и счастье человека. -Кишинев, 1972. - 25 с.
87. Громов И.А., Иконникова С.Н., Лисовский В.Т. Молодежь в обществе. -В кн.: Человек и общество. Вып.УТ. -Л.:Изд. ЛГУ, 1969, с.3-12.
88. Гумницкий Г.К. Смысл жизни, счастье, мораль. -М.: Знание, 1981. 66 с.
89. Давидович Я.А. Методологические вопросы изучения социальныхпотребностей личности. В кн.: Проблемы формирования социогенных потребностей. - Тбилиси, 1974,с.146-149.
90. Декарт Р. Рассуждения о методе. М.: Изд-во Академии наук, 1953. - 656 с.
91. Демидова А.И. Историческое развитие категории счастья:Автореф. дис. . канд.филос.наук. М. ,1965. - 17 с.
92. Донцов И.А. Личное самосовершенствование и мораль. М.: Знание, 1975. - 64 с.
93. Дудкин И.И. Субъективное в самосознании личности. -В кн.: Вопросы развития личности /Под ред.В.П.Хворова, вып.З Владимир, 1975, с.134-145.
94. Донцов И.А. Самосовершенствование личности. Изд-во Ростовского университета. 1977. - 149 с.
95. Евсюков В.Г. Идеал счастья в домарксистской и марксистскойфилософии: Автореф.дис. . канд.филос.наук, 1965.24 с.
96. Замашкин ГО.А. Личность в современной Америке. М.: Мысль, 1980. - 257 с.
97. Зацепин В.И. О социальной функции духовных потребностей личности. -В кн.: Проблема формирования социогенных потребностей. Тбилиси, 1974, с.80-83.
98. Зацепин В.И. О комплексном подходе к исследованию проблемы счастья. В кн.: Комплексное изучение человека и формирование всесторонне развитой личности. Тезисы докладов Всесоюзной научной конференции, вып.2. - М., 1975,с.108-113.
99. Зацепин В.И. Социалистический образ жизни как фактор человеческого счастья. Киев: Знание, 1978. - 27 с. Здравомыслов А.Г. Проблема интереса в социологической теории.- Л.: Изднао ЛГУ, 1964. 74 с.
100. МГУ, 1982. 12/0. Иванов Н.А. Проблема общения и обособления личности в "Экономических рукописях 1857-1859 годов К.Маркса: Автореф.дис. . канд.филос.наук. -М.,1980. - 16 с. Иванов В.П. Человеческая деятельность - познание - искусство.
101. Кант И. Сочинения в 6-ти томах. М.: №сль, 1963-1966 гг.
102. Капранов В.А. Нравственный смысл жизни и деятельности человека. Л.: Изд-во ЛГУ, 1975. - 151 с.
103. Кедров Б.В. Социальное и биологическое в научном творчестве.-В кн.: Социальное и биологическое в развитии человека. -М.: Наука, 1977, с.139-151.
104. Керимова Т.В. Управление в социалистическом обществе: воцросы теории. М.: Знание, 1976. - 63 с.
105. Кешелава В.В. Гуманизм действительный и мнимый. М.: Политиздат, 1973. - 208 с.
106. Кикнацзе Д.А. Потребности, поведение, воспитание. М.:Шсль, 1968. - 148 с.
107. Киссель М.А. Философская эволюция Спртра. В кн.: Философия марксизма и' экзистенционализм. - М.: Изд-во МГУ, 197I, с.136-163.
108. Ковалев А.Г. Личность и пути ее формирования. М.: Знание, 197I. - 31 с.
109. Ковалев С.М. 0 человеке, его порабощении и освобождении. -М.: Политиздат, 1970. -302 с.
110. Ковалев С.М. Формирование социалистической личности. М.: Мысль, 1980. - 228 с.
111. Коган Л.Н. Роль духовных потребностей и интересов в жизни советских рабочих. Философские науки, 1970, 6, с.69-78.
112. Кон И.С. Открытие Я. -М.: Политиздат, 1978. 366 с.
113. Кон И.С. Дружба. Этико-психологический очерк. - М.: Политиздат, 1980. - 221 с.
114. Коробейников B.C. Возрастание роли и знания общественного мнения в жизни социалистического общества. -М.: Знание,1979. 64 с.
115. Корнеева М.Н. Коммунизм и проблема счастья. М.: Мысль,1970. 292 с.
116. Корнева М.Н., Стремякова И.Р. 0 смысле жизни и счастье советского человека. М.: Знание, 1974. - 62 с. Корнеев М.Я. Проблемы социальной типологии личности в марксистской и буржуазной социологии. - Л., Изд-во ЛГУ,1971. 150 с.
117. Корнев П.В. Критика современных буржуазных и ревизионистских концепций человека. М.: Высшая школа, 1981. -136 с.
118. Кряжев П.Е. О диалектике общения и обособления личности.
119. Крутова О.Н. Человек и история. (Актуальные проблемы исторического материализма). -М.: Политиздат, 1982. -208 с.
120. Лазурский А.Ф. Классификация личностей. Изд.2-е /Под ред.М.Я.
121. Басова, В.Н.Мясищева). ГИЗ. М. ,1923.Петроград.- 440 с.
122. Лекторский В,А. Субъект, объект, познание. -М.: Наука,1980.- 360 с.
123. Левин А.И. Научно-технический прогресс и личное потребление.- М.: Мысль, 1979. 248 с.
124. Минский Н. (Виленкин Н.М.). При свете совести. (Мысли и мечтыо смысле жизни). СПб.,1890. 261 с. Михайлов Ф.Т. Загадка человеческого "Я". Изд.2-е. - М.:Политиздат, 1976. 286 с.
125. Мысливченко А.Г. Проблема человека в марксистско-ленинской философии. М.: Знание, 1973. - 64 с.
126. Мясищев В.Н. Проблемы психологии личности в коммунистическом воспитаний. -В кн.: Научные основы политической работы в массах. Л., 1972, С.164-Г78.
127. Научно-техническая революция: личность, деятельность, коллектив. (Социально-психологический аспект). Киев: Наукова Думка, 1975. - 341 с.- Николай, митрополит (Ярушевич). Слова, речи, послания. Т.1,2, 3,4. Изд-во Московской патриархии, 1947-1957.
128. Ницше Ф. Воля и власть. Опыт переоценки всех ценностей. М., 1910. - 362 с.
129. Новиков М.И. 0 счастье. М.: Наука, 1965. - 223 с.
130. Образ жизни. (Теоретические и методологические проблемы социально-психологического исследования). Киев: Наукова думка, 1980. - 299 с.
131. Парыгин Б.Д. Советский образ жизни и социально-психологические проблемы формирования личности. Киев: Знание, 1975. - 23 с.
132. Парыгин Б.Д. Социально-психологический климат коллектива. -Л.: Наука, 1981. 192 с.
133. Пименова В.Н. Свободное время в социалистическом обществе. -М.: Наука, 1974. 312 с.
134. Платон. Менон. Соч. в 3-х томах. Т.З. М. ,1972.
135. Платон. Пир. Соч. в 3-х томах. Т.2. М. ,1971.
136. Платонов К.К. Способности и характер. В кн.: Теоретические проблемы психологии личности /Под ред.Е.В .Шорохов ой. М., 1975, С.187-208.
137. Поршнев Б.Ф. Социальная психология и история (2-е изд., доп.и испр.). М.: Наука, 1979. - 232 с. Проблемы гуманизма в марксистско-ленинской философии /Под ред.
138. А.Г.Масливченко и др.-М.: Политиздат, 1975. -504 с, Радаев В.В. Потребность как экономическая категория социализма,- М.: Мысль, 1970. 221 с. Резвицкий И.И. Философские основы теории индивидуальности.
139. Л.: Изд-во ЛГУ, 1973. Г74 с. Римский мудрец Эпиктей. Его жизнь и учение. М.,1891. - 142 с. Ротин И. Среди других и наедине с собой. - М.: Политиздат, 1964. - 109 с.
140. Рубинштейн С.Л. Бытие и сознание. М.: Изд-во АН СССР,1957. -328 с.
141. Рубинштейн С.Л. Проблемы общей психологии. М.: Педагогика, 1973. - 424 с.
142. Русалинова А.А. Формирование коммунистического отношения к труду. В кн.: Социальная психология личности. Л.,1974, с.53-67. Рыбакова Н.В. Моральные отношения и их структура. - Л.:Изд-во
143. ЛГУ, 1974. 120 с. Сапожникова Л.С. Самовоспитание как фактор развития личности.-В кн.: Проблемы личности /Под ред.В.М.Банщикова и др. М.,1969, с.381-369. Селиванов В.И. Личность и воля. - В кн.: Проблемы личности
144. Под ред.В.М.Банщикова и др. М.,1969,0.425-433. Сержантов В.Ф., Гречаный В.В. Человек как предмет философского и естественно-научного познания. - Л.: Изд-во ЛГУ, 1980. - 182 с.
145. Сеченов И.М. Избранные произведения. Т.1,1952. 389 с.
146. Смайлос С. Саморазвитие. С.-Петербург, 1895. 397 с.
147. Смирнов В.П. О структуре человеческого взаимопонимания. -Вопросы философии, 1973, № 2, с.65-75.
148. Смирнов Г.Л. Советский человек: формирование социалистического типа личности. 3-е изд.,доп. М.: Политиздат, 1980. - 463 с.
149. Социальная структура социалистического общества и всестороннее развитие личности. М.: Изд-во Наука, 1983. -230 с.
150. Соколов В.М. Нравственный мир советского человека. М.: Полит издат, 1981. - 278 с.
151. Соловьева Г. Познать свое "Я". Алма-Ата: Изд-во Жалнннь, 1979. - 163 с.
152. Сохань Л.В. Социалистический образ жизни и научно-техническая революция. -Киев: Знание, 1975. 32 с.
153. Спиноза Б. Избр.произведения в 2-х томах. М., 1952.
154. Спиркин А.Г. Сознание и самосознание. -М.: Политиздат,1972. 303 с.
155. Сычев Ю.В. Микросреда и личность. М.: Шсль, 1974. - 192 с.
156. Сысолятин Г.М. Моральные нормы, традиции и воспитание. -Якутск, 1981. 134 с.
157. С чего начинается личность /Под ред.Р.И.Косолапова. М.; Политиздат, 1979. - 238 с.
158. Сэв Л. Марксизм и теория личности. М.: Прогресс, 1972. -582 с.
159. Татаркевич В. О счастье и совершенстве человека. (Составление и перевод с польского Л.В.Коноваловой. Предисловие и общ.ред. докт.филос.наук Л.М.Архангельского. -М.: Прогресс, 1981. 359 с.
160. Титаренко А.И. Антивдеи. Опыт социально-этического анализа.-М.: Политиздат, 1976. 398 с. Толстых В.И. Образ жизни. Понятие. Реальность. Проблемы.
161. М.: Политиздат, 1975. 184 с. Тугаринов В.П. Личность и общество. -М.: Мысль, 1966.-191 с. Узнадзе Д.Н. Психологические исследования. - М.: Наука,1966.- 451 с.
162. Уткин С.С. Очерки по марксистско-ленинской этике. М.: Соцэкгиз, 1962. 422 с. Ушинский К.Д. Избранные педагогические сочинения в 2-х томах.
163. Феофанов О.А. Формы и методы буржуазной пропаганды образажизни. М.: Знание, 1975. - 64 с. Формирование нового человека. - М.: Московский рабочий,1974.- 184 с.
164. Человек и мир человека /Под ред.В.И.Шинкарука. Киев:Наукова думка, 1977. - 342 с.
165. Человек и его бытие как проблема современной философии. М.: Наука, 1978. - 276 с.
166. Шварцман К.А. Буржуазные концепции нравственного воспитания: цели и средства. М.: Знание, 1982. - 52 с.
167. Шишкин А.Ф. Наука, мировоззрение и моральные ценности. М.: Знание, 1973. - 64 с.
168. Шишкин А.Ф. Этимология и этика. Вопросы философии. 19749, C.III-I22.
169. Шопенгауэр А. Афоризмы и максимы. Т.1,2,3. СПб.,1886-1895.
170. Шорохова Е.В. О естественной природе и социальной сущности человека. В кн.: Биологическое и социальное в развитии человека. М., 1977, с.65-81.
171. Шубкин В.Н. Социологические проблемы выбора профессии. В кн.: Социальные проблемы труда и производство. -Москва-Варшава, 1969, с.23-38.
172. Юм Д. Сочинения в 2-х томах. М., 1965.
173. Ядов В.А. О стимулах и мотивах трудовой деятельности. В кн.: Научные основы политической работы в массах. - Л., 1972, с.58-73.
174. Ярошевский М.Г. Психология в XX столетии.- М.Политиздат, 1971. 368 с.
175. Ярошевский Т. Личность и общество. М.: Прогресс, 1978. -593 с.
176. Яценко А.И. Целеполагание и идеалы. Киев: Наукова думка, 1977. - 275 с.
177. Fromm E. May man prevale ? An induiry into the facts and feitions of foriegn policy. Ш.,1961.
178. Morris D. Der nackte Affe. Mienchen-Zeerich, 1968.
179. Russele B. The will to olounlt NV., 1958.1.spens K. W steen wir heute? Eyuters hoh. 1960.
180. Smith P. Heicleyyer s Break wilh nietrsehe and the Prineihle ofsubjectivity "Modern Sehoolann. (Saint Lauis),1975» vol, 52,Щ.
181. Maslow A.N. Motivation and personality N-V, 1954.- 500 p.
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.