Китайские балеты периода Культурной революции: связь с европейской традицией тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 17.00.02, кандидат наук Чэнь Синьхэн
- Специальность ВАК РФ17.00.02
- Количество страниц 232
Оглавление диссертации кандидат наук Чэнь Синьхэн
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. Балет в Китае до Культурной революции
1.1. Танцевальная традиция Китая
1.2. Культура Китая в период 1949-1976 годов
ГЛАВА 2. Балет «Красный женский отряд»
2.1. История создания: от фильма к балету
2.2. Лейтмотивная система
2.3. Строение музыкальных форм
2.4. Китайские инструменты в партитуре балета
ГЛАВА 3. Балет «Седая девушка»
3.1. История создания: от оперы к балету
3.2. Опера и балет «Седая девушка»: основные различия
3.3. Лейтмотивная система
3.4. Строение музыкальных форм
3.5. Китайские инструменты в партитуре балета
ГЛАВА 4. Балет в Китае на рубеже ХХ-ХХ1 веков
4.1. Образцовые балеты как творческая «стартовая площадка»
4.2. Балеты «по образцу»
4.3. Жанр балета в Китае после Культурной революции
4.4. Расцвет танцевальной драмы
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Список литературы
ПРИЛОЖЕНИЕ. Нотные примеры
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Музыкальное искусство», 17.00.02 шифр ВАК
Китайская «образцовая революционная опера»: жанрово-стилевые особенности2019 год, кандидат наук Жэнь Шуай
Балеты Альфреда Шнитке в контексте отечественного музыкального театра 1970-1980-х годов2023 год, кандидат наук Чумаченко Дарья Игоревна
Западноевропейский романтический балет как явление музыкального театра2011 год, доктор искусствоведения Груцынова, Анна Петровна
Развитие музыкальности детей в процессе обучения классическому балету (на примере танцевальной школы Ван Хань, КНР)2024 год, кандидат наук Фэн Юйди
Музыка балета в контексте музыкальной деятельности хореографов (конец XVI – первая треть XX вв.)2021 год, доктор наук Безуглая Галина Александровна
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Китайские балеты периода Культурной революции: связь с европейской традицией»
ВВЕДЕНИЕ
Данное исследование посвящено музыке балетов периода Культурной революции - времени уникального и противоречивого. Беспрецедентное идеологическое давление на 10 лет затормозило развитие искусства, привело к многим утратам. Но в условиях принципиальной борьбы со всем «западным», два балета в Китае были признаны «образцовыми» и пользовались большим успехом не только у публики, но и у представителей политической власти, полностью отвечая их требованиям, предъявляемым к искусству. Казалось бы, после завершения Культурной революции они должны были вместе с нею отойти в архивы истории. Однако этого не произошло: балеты «Красный женский отряд» и «Седая девушка до сих пор исполняются во многих театрах и имеют большой успех не только в Китае, но и за рубежом.
Актуальность избранной темы обусловлена:
- уникальностью периода Культурной революции, многие аспекты которого до сих пор не получили достаточного освещения,
- отсутствием в русскоязычной литературе специальных исследований, посвященных стилю «образцовых» балетов «Красный женский отряд»
Щ) и «Седая девушка» (Й^^),
- неизученностью связей данных балетов с европейской традицией,
- неисследованностью влияния «образцовых» балетов на китайское балетное творчество более позднего времени,
- отсутствием музыкально-аналитических работ, посвященных особенностям лейтмотивной системы, формы, оркестровки китайских балетов данного периода,
- недостаточностью сведений о взаимодействии жанров балета и китайской танцевальной драмы.
Степень изученности проблемы.
В русскоязычной литературе освещается состояние китайской культуры в первые годы образование КНР. В статьях Д.М.Кабалевского [17] и М.Чулаки [68] говорится о подъеме в области музыкального творчества, о собирании китайского
фольклора, об открытии театров, учебных заведений, о китайской опере, однако о балетах сведений нет. Д.М. Кабалевский отмечает только, что в «классической опере» Китая «большое место занимает балет с явным уклоном в стороны акробатики. В этом нетрудно усмотреть какую-то связь между мастерством оперных актеров и высокоразвитым в Китае цирковым искусством» [17, с.107].
В работах М.А. Ведерниковой [7], А.А. Хисамутдинова [44; 51; 52], Чжан Тяньцзяо [67] подробно освещается начальный период проникновения в Китай европейской балетной традиции: названы имена многих русских артистов балета, выступавших и преподававших в Харбине и Шанхае в 1930-1940-х годах, перечислены поставленные ими балеты.
В «Музыкальной энциклопедии» содержится информация о том, что «в ходе культурной революции музыка была призвана главным образом иллюстрировать политические лозунги китайского руководства» [8, с.814]. Сообщается также, что «были разрешены к постановке лишь 5 пьес пекинской музыкальной драмы цзинцзюй ("Шацзябан", "Красный фонарь", "Взятие горы Вейхушань", "Морской порт", "Нападение на полк белого тигра") и 2 балета ("Седая девушка" и "Красный женский батальон"), объявленные "образцовыми" (т.е. отвечающими идеям Мао Цзе-дуна, служащими "образцом" для творчества и для подражания). Эти произведения, являющиеся продуктами коллективного труда, написаны по одной определенной схеме» [8, с.815]. Какой именно была эта «одна определенная схема» авторы статьи из энциклопедии не уточняют.
В диссертации Жэнь Шуай рассмотрены «образцовые» оперы периода Культурной революции, доказано, что при этом на основе усвоения западных традиций «были сделаны ценные открытия в сфере музыкального языка, жанрово-стилевой специфики, что явилось стимулом для дальнейшего развития китайского профессионального музыкального театра» [15, с.4]. Балеты, вошедшие в число восьми «образцовых спектаклей», в диссертации не рассматриваются.
В. Валицкий, работавший в Китае в 1957 и 1966 годах, говоря об «образцовых пьесах», отмечает, что они были отобраны «под надзором» Цзян Цин «и в скором времени они стали монопольными на китайской сцене,
поскольку все "необразцовые" пьесы были запрещены. "Образцовость" определялась чрезвычайно просто: если Цзян Цин правила текст, присутствовала на репетициях, значит пьеса "образцовая". Прочим признание не давалось, сколько бы они ни прославляли Мао Цзэ-дуна. Считалось, что такие авторы неискренни» [6, с.135]. Анализируя «Красный фонарь», Валицкий отмечает, что, по мнению оппозиционеров, это «и не драма, и не цзинцзюй», критически пишет о создании фортепианного клавира данного произведения. В подобном тоне автор сообщает о концерте «Река Хуанхэ» и симфонической музыке «Шацзябан», отмечая, что «классический китайский театр... прекратил свое существование, задушенный "образцовыми пьесами"» [6, с.135]. Балеты «Красный женский отряд» и «Седая девушка» в статье не упоминаются, хотя в 1966 году, когда автор был в Китае, они ставились и были широко известны. Случайно ли это? Как нам кажется, они не вписываются в критический пафос статьи: вряд ли автор мог бы найти в них основания для столь же «суровой» критики. Это наше предположение мы попытаемся аргументировать при подробном анализе названных балетов, включенных Цзян Цин в список «образцовых» произведений.
В статьях, размещенных на сайтах сети интернет [16; 24; 25; 26; 53] говорится об истории становления балета в Китае, о приезде выдающегося советского танцовщика и балетмейстера П.А. Гусева, обучении им китайских артистов, постановке русских, европейских и первых китайских балетов. Названы годы премьер двух «образцовых» балетов («Красный женский отряд» фигурирует под названием «Красноармейка»). Отмечено, что балеты «ошеломили Китай своим патриотическим настроением и заложили основы для дальнейшей популяризации в стране это вида искусства. Многие любительские коллективы начали имитировать движения из полюбившихся им спектаклей и показывать их по всей стране. Китайский балет стал совмещать в себе классические европейские движения и традиционную культуру Китая. Часто в музыку балетов стали вводить вокальные эпизоды, мелодии и арии из традиционных китайских опер, которые, по словам танцовщицы Сунь Цянь (Щ ^), проясняли сюжет и позволяли неприспособленным зрителям лучше понять чувства героев» [26].
В работах Ю.М. Галеновича [10], Е.Ю. Новиковой [37], А.В. Панцова [41] предприняты попытки более разносторонне осветить период Культурной революции и деятельности Мао Цзедуна. В статье Чжао Сяолинь [66] рассматривается развитие оркестровой музыки в данный период, справедливо отмечены достижения в этой области. При этом анализируется концерт для пипа с оркестром «Сестры степей», однако о том, что этот сюжет был воплощен также в балете, не упоминается. Обойдены вниманием китайские балеты и в материалах международной конференции, посвященной диалогу культур России и Китая [12].
Таким образом, можно отметить, что «образцовые балеты» в русскоязычной традиции не рассматривались. Им посвящены исследования на китайском языке. В статье Мэн Ланьин «Лян Синь и "Красный женский отряд"» говорится об истории возникновения сценария фильма [122]. В магистерской диссертации Ву Цюн [133] подробно рассмотрено соединение китайского классического танца с балетом, проанализированы особенности лиского народного танца и его воплощение в музыке третьего и четвертого действий балета «Красный женкий отряд». Внимание исследователя сосредоточено на показе руководящей роли Коммунистической партии Китая и отражении в балете классовой борьбы: перечислены конфликтные сцены, сказано об их хореографии, но о специфически музыкальных приемах показа борьбы не говорится. В музыке балета выделены только два лейтмотива (Цинхуа и Чанцина), логика их развития не раскрыта.
В магистерской диссертации Гу Цзяньин [154] рассмотрена тематика, танцевальная лексика, национальные особенности музыки, декораций и костюмов исполнителей балета «Красный женский отряд». Сделан вывод о современной художественной и образовательной ценности балета, возможности его использования в процессе революционного исторического образования, воспитания патриотических идеалов у молодежи. В диссертации Чжан Цзинцзин [138] подробно рассмотрен процесс создания балета «Красный женский отряд», выявлены политические причины редактирования и его особенности, отмечено важное значение для художественной традиции Китая периода Культурной революции. В статье Чжун Ханьинь «Исследование оркестровки балета "Красный
женский отряд"» [137] проанализирована выразительность европейских музыкальных инструментов, сделан вывод о важности включения в партитуру китайских инструментов для создания национального колорита. Однако вопрос о том, в чем специфика взаимодействия европейских и китайских инструментов в данной партитуре остался за границами статьи.
В магистерской диссертации Чэн Цан [153] говорится об истории создания, содержании балета «Седая девушка». Выделены три лейтмотива (Яна Байлао, Сиэр, Хуана). Названы китайские инструменты, включенные в партитуру, проанализирована оркестровка увертюры и вокальных номеров, перенесенных из оперы, отмечен лейттембр Хуана (да сансень). Другие аспекты балета не затрагиваются. В диссертации Чжан Лицзе [135] выделены те же лейтмотивы и лейттембр, но значительно более подробно рассматривается творческий процесс от создания сценария оперы «Седая девушка» до балета, детально анализируется сюжет, дается характеристика музыки каждой картины балета.
«Русалке» посвящена статья Цай Лихун [134], в которой выделены лейтмотивы, отмечена связь с «Лебединым озером» П.И. Чайковского (романтический сюжет, строение из трех действий, тесная связь музыки с хореографией, сочетание классического и характерного танцев). Перечислены национальные характерные танцы «Русалки», отмечено, что каждому из них соответствует особый тип сценических движений, обусловленных музыкой.
В исследованиях по истории китайского балета [124] перечислены постановки, подробно описано их содержание, идеологические значение, указаны использованные народные темы, названы отдельные лейтмотивы, затронуты вопросы оркестровки. Аналогичные проблемы освещаются и в исследовании, посвященном истории танцевальной драмы [136].
Таким образом, в литературе на китайском языке языке выделены лишь некоторые лейтмотивы, нет исследований специфики формы, инструментального состава «образцовых» балетов, не затрагивается их связь с европейской традицией и с развитием китайской танцевальной драмы. Эти проблемы будут рассмотрены в данной диссертации.
Объектом исследования являются «образцовые» балеты «Красный женский отряд» «Седая девушка» (Й^^) в контексте породившей
их культуры, а также балеты, созданные по их образцу.
Предмет исследования - особенности стиля данных балетов (драматургия, лейтмотивная система, формообразование, тембровая организация) в аспекте связи с европейской традицией и жанром китайской танцевальной драмы.
Материал исследования - партитуры китайских балетов, видеозаписи их исполнения, китайские источниковедческие и аналитические работы.
Цель исследования - на основе музыкально-теоретического анализа выявить особенности «образцовых» балетов, адаптирующие достижения европейской традиции и вносящие новаторские черты; определить место и роль данных балетов в китайской и европейской художественной культуре.
Для достижения данной цели поставлены следующие задачи:
- выявить предпосылки возникновения в Китае жанра балета;
- проследить логику его развития до XXI века,
- охарактеризовать художественную ситуацию накануне и во время Культурной революции,
- ввести в российский научный обиход первый китайский балет «Русалка», «образцовые» балеты «Красный женский отряд», «Седая девушка» и созданные «по образцу» балеты «Ода горам Имэн», «Дети прерий»;
- проанализировать строение данных балетов с точки зрения представленной в них лейтмотивной системы, особенностей формы и инструментовки, методов адаптации заимствованного музыкального материала,
- рассмотреть влияние «образцовых» балетов на «Оду горам Имэн», «Детей прерий» и балеты, возникшие после окончания Культурной революции,
- выявить сходство и различие жанров балета и китайской танцевальной драмы, проследить их взаимодействие до и после Культурной революции.
Научная новизна исследования. Данная работа является первым музыковедческим исследованием стилевых особенностей китайских балетов
«Красный женский отряд», «Седая девушка», «Ода горам Имэн», «Дети прерий» и их общности с европейской традицией.
Автором данной работы впервые в российском и китайском музыкознании:
- проведен последовательный анализ стиля балетов с современных музыкально -теоретических позиций,
- освещены закономерности строения лейтмотивной системы,
- выявлено влияние особенностей европейского формообразования,
- определены принципы использования в партитурах балетов китайских национальных инструментов и их взаимодействие с европейским инструментарием,
- раскрыто влияние европейской традиции на китайскую танцевальную драму,
- исследовано взаимодействие в Китае балета и танцевальной драмы.
На защиту выносятся следующие положения и результаты.
1. Предпосылками возникновения жанра балета в Китае в середине ХХ века, явились: гастроли иностранных балетных трупп, приезд советских педагогов (подготовивших первое поколение танцовщиков, режиссеров и участвовавших в постановках первых балетов), создание китайских балетных школ.
2. До и после Культурной революции в Китае происходило взаимодействие жанров балета и национальной танцевальной драмы, обогащавших друг друга и взаимодействовавших с европейской балетной традицией.
3. «Красный женский отряд» и «Седая девушка», признанные «образцовыми», воплощают принципы «хореодрамы» с господством pas d'action, индивидуальными музыкально-хореографическими характеристиками героев, превращением кордебалета в полноправного участника сценического действия. Новаторство активно развивающегося сюжета заключается в отражении реальных событий, происходивших в Китае в 30-х годах ХХ века.
4. Музыкальное формообразование картин балетов отличается разнообразием: первую группу образуют классические европейские формы, во второй группе возрастает степень сквозного развития, но отдельные признаки европейских форм сохраняются, в третью группу включаются свободные формы,
индивидуальное строение которых обусловлено сценическим действием (конфликтные сцены связаны со строением сонатных разработок). Неоднократно звучащие песня Отряда («Красный женский отряд»), песня о Восьмой армии («Седая девушка») вносят в строение балетов признаки рондо.
5. Развитая лейтмотивная система создает яркие характеристики главных героев, отражает сюжетные изменения и обеспечивает связь картин балета, что является адаптацией европейских принципов. Новаторство «Красного женского отряда» проявляется в том, что песня Отряда порождает не только его лейтмотив, но и является интонационным источником лейтмотивов персонажей, имеющих непосредственное отношение к отряду. Новаторство «Седой девушки» - в вокальном изложении ряда лейтмотивов, их радикальных трансформациях, изменении жанровых признаков, использовании лейттембров.
6. В китайских балетах, созданных после Культурной революции, сохранилась связь с «образцовыми» балетами и европейской традицией в аспектах лейтмотивной системы, формообразования, оркестровки; при этом произошло значительное расширение воплощаемой тематики.
7. «Революционное» направление китайского балета продолжает активно развиваться, пополняясь новыми произведениями; важное место среди них сохраняют регулярно исполняемые «Красный женский отряд» и «Седая девушка».
Методология исследования основана на единстве историко-культурного и музыкально-аналитического подходов. При изучении стилистических особенностей балетов основное место принадлежит функциональному методу, представленному в трудах российсуких музыковедов, а также методу целостного анализа, введенному в научный обиход Л.А. Мазелем и В.А. Цуккерманом. Структурно-типологический и эволюционно-хронологический методы использовались для выявления сходства и различия в области стилистических характеристик «Красного женского отряда» и «Седой девушки» и балетов, созданных в русле европейской традиции. В связи с отсутствием в русскоязычной литературе сведений о жизни и творчестве композиторов, участвовавших в создании балетов, используется биографический метод.
Теоретической базой исследования послужили труды А.Г. Алябьевой, Ю.А. Бахрушина, В.П. Бобровского, Т.Б. Будаевой, М.А. Ведерниковой, Е.Н. Дуловой, Жэнь Шуай, Р. Захарова, С.В. Катоновой, В.М. Красовской, Т.С. Кюрегян, Л.А. Линьковой, Л.А. Мазеля, Ж.Ж. Новерра, О.В. Соколова, И.В. Способина, Е.Я. Суриц, Ю.Ф. Файера, А.А. Хисамутдинова, В.Н. Холоповой, Ю.Н. Холопова, В.А. Цуккермана, В.Н. Юнусовой.
Теоретическая и практическая значимость.
Материалы диссертации могут быть использованы в российских вузовских курсах истории зарубежной музыки.
Выявление сходства китайской и европейской, в том числе русской, балетных традиций дополняет современные представления о взаимодействии культур востока и запада. Основные положения данной диссертации могут стать базой для дальнейшего более масштабного исследования в данной сфере.
Апробация исследования. Диссертация обсуждалась на заседаниях кафедры теории музыки ФГБОУ ВО «Нижегородская государственная консерватория им. М.И.Глинки».
Основные положения исследования были опубликованы в трех статьях в журналах, включенных в перечень ВАК Минобрнауки России. Выводы исследования нашли отражение в докладах и опубликованных материалах семи международных конференций в Нижнем Новгороде, Тюмени, Уфе (2018, 2019, 2020, 2021, 2022)
Структура работы. Диссертация состоит из введения, четырех глав, заключения, списка литературы и нотных примеров.
12
ГЛАВА 1.
Балет в Китае до Культурной революции
1.1. Танцевальная традиция Китая
Танец в Китае не является только видом искусства. Известна его ритуальная функция: он сопровождал свадьбы, праздники в честь смены времен года, сельскохозяйственные работы (в танце люди просили хорошей погоды, обильного урожая и т.д.). Некоторые танцы имеют связи с боевыми искусствами и используются для отработки боевых навыков (так происходит, к примеру, в Тайцзицюань). Большая группа танцев служит упражнениями, способствующими сохранению здоровья.
Одной из первых постановок было аллегорическое представление с танцами, созданное за 1100 лет до н.э. императором Ю-Ванг. Спектакль состоял из шести картин. В первой из них Ю-Ванг вместе с войском торжественным маршем двигался навстречу армии последнего императора из династии Кан Ченг-Вангу. Вторая картина изображала бой двух армий и победу Ю-Ванга. Остальные картины прославляли его деяния и мудрость, завершаясь апофеозом: под музыку исполнялся гимн, гласивший: «Небо видит все!» [53].
Согласно сведениям, приведенным Ю.А. Бахрушиным, сюжетный балет, сочетающий танец с пантомимой, зародился в Англии: им стал поставленный в 1717 году Джони Уивером (1673-1760) балет «Любовь Марса и Венеры» [2, с.52]. В 1760 году (на 15 лет раньше, чем в Париже) сюжетный балет появился в России - им явилась постановка Франца Гильфердинга (1710-1768) «Победа Флоры над Бореем» [2, с.55]. Мы привели сведение о представлении Ю Ванга для того, чтобы отметить: сюжетный спектакль, сочетающий танец и пантомиму, имеет более древнюю историю. Конечно, танцоры древнего Китая не знали пуантов, но и в европейском балете «стояние на пальцах» возникло лишь в 1808 году в балете «Зефир и Флора», поставленном Дидло [2, с.107], а в ряде современных балетов ни классические pas, ни пуанты больше не применяются.
Большое развитие танцевальная культура Китая получила в эпоху Хань (202 г. до н.э.-220 г. н.э.). Была создана придворная профессиональная труппа певцов и танцоров. Регулярно производился отбор выдающихся артистов из народной среды для выступлений во дворце. Большим успехом среди членов императорской семьи и придворных пользовался «дамский танец», исполнявшийся профессиональными танцовщицами. Некоторые богатые семьи заводили собственные труппы «дамского танца». В Китае существует более 50 различных этнических групп, у каждой из которых сложились свои особые танцы. Императорская семья династии Хань организовала собирание танцев и их документальную фиксацию для будущих поколений. Был составлен список народных танцев различных этнических групп и населенных пунктов [16].
В 1У-У1 веках н.э. активизировались экономические и культурные контакты Китая с Индией, Кореей и другими азиатскими странами, а также с Римом. В течение этого периода, китайский танец испытал воздействие данных культур, в значительной степени начал зависеть от взаимодействия с другими видами искусства, возросла роль реквизитов и костюмов [16].
В эпоху Тан (618-907 гг.) искусство танца развивалось особенно активно. Сложились и типизировались две формы танца. «Твердый» стиль, пришедший из Западных областей Китая и Средней Азии, характеризовался резкими, сильными па, включал стремительный танец-кружение. «Мягкий» стиль отличался гибкостью, плавностью движений, костюмы танцовщиц включали красиво развевающиеся длинные рукава платья. К настоящему времени в Китае воссоздан ряд древних танцев с периода Хань до периода Тан.
Развитию искусства способствовал император Сюань-цзун, являвшийся знатоком и ценителем музыки. В 714 году были открыты музыкальные и танцевальные учебные заведения, созданы придворные труппы актеров, оркестры (дворцовые и военные). Музыка эпохи Танской династии отличалась богатством содержания, пользовалась любовью китайского народа. Она приобрела известность в Индии, Японии и Корее. Среди произведений появились крупные
песенно-танцевальные произведения, получившие название «Тацюй» (сюита): их композиции состояли из трех частей, каждая из которых включала ряд вариаций.
В период династии Сун (Х-Х11 вв.) возросло количество музыкантов в дворцовых и военных оркестрах, получила распространение светская музыка. В эпоху династии Юань (с XII до середины XIV века) Китай стали часто посещать иностранцы, в структуру китайских произведений включались зарубежные мелодии. Создавались народные песни, активно развивалась светская музыка, возникали оркестровые произведения (причем, для каждого важного события предназначался отдельный состав оркестра). Получила широкое развитие традиционная китайская опера, предпосылки которой существовали уже в период Хань. В отличие от европейского театра, китайская опера синтезировала танец, музыку, пение, декламацию, акробатику и даже боевые искусства.
В эпоху Мин (XIV-XVП вв.) развились многочисленные формы местной музыкальной драмы. В XVIII веке наибольшего расцвета достиг жанр «куньцюй» («Куньшанская музыкальная драма»), распространенный в районах дельты реки Янцзы. Благодаря особой мелодичности, изысканности стихов и исполнительской манеры жанр оперы «куньцюй» в 2001 году был включен ЮНЕСКО в список «шедевров устного нематериального наследия человечества».
В середине XVIII века складывается пекинская опера («цзинцзюй»), став национальным достоянием Китая. Ее сценическая манера — прежде всего символизм и стилизованное пространство-время. Так, если актер легкой трусцой бежит по сцене с плеткой в руке, это означает, что его персонаж проехал верхом тысячи верст. Несколько воинов и полководцев на сцене символизируют большую армию, а ряд бьющихся друг с другом солдат обозначает ожесточенное сражение. Такая манера сценического исполнения открывает широкий простор для зрительского воображения.
В конце XVIII века в императорском дворце был поставлен пантомимный аллегорический балет, показывавший союз земли с океаном и признание этими стихиями могущества китайского императора. Сначала на сцене появлялись представители растительного и животного мира земли. Изображая их, танцоры
подражали крику животных, шелесту листьев, неподвижности скал. Далее выходили обитатели океана - в образе рыб, раковин, водорослей. В финале все артисты объединялись в общем танце, который завершало появление могучего кита, подходившего к ложе императора и воздававшего ему честь.
В XVШ-XIX веках подобные аллегорические постановки, прославляющие величие монархов, происходили и в европейских странах. Известно, что Людовик XIV получил титул «король-солнце» после исполнения в придворном балете роли Солнца. Аналогичные танцевальные постановки осуществлялись и в России в честь Екатерины II. О взаимовлиянии в этом отношении Китая и европейских стран сведений у нас нет, скорее всего, так проявилась общая тенденция придворных проставлять своих властителей.
Начиная с движения «четвертого мая 1919 года», Китай открыл свои двери для западных идей и влияний. Многие музыканты получали образование в Европе, возвращаясь в Китай с новыми знаниями о западной музыке. Стремясь создать собственный музыкальный язык, композиторы сочетали верность традициям своей страны с пониманием важности усвоения достижений Запада. В числе этих композиторов были Сяо Юмэй, Чжао Юаньжэнь, Лю Тяньхуа, Хуан Цзы, Не Эр, Хэ Лудин, Сянь Синхай, Ма Сыцун и Тань Сяолинь.
Похожие диссертационные работы по специальности «Музыкальное искусство», 17.00.02 шифр ВАК
Роль танца и пантомимы в музыкальной композиции пекинской оперы2001 год, кандидат искусствоведения Лии Чао
Взаимодействие музыки и хореографии в отечественных балетах первой трети XX века2008 год, кандидат искусствоведения Занкова, Анна Валентиновна
Русский балетный театр екатерининской эпохи: Россия и Запад2008 год, кандидат искусствоведения Максимова, Александра Евгеньевна
Трансформация музыкально-исполнительского искусства Японии (конец XIX - начало XXI века) в контексте диалога культур: на материале национальной танцевальной культуры2011 год, кандидат культурологии Жукова, Анастасия Витальевна
Балетный жанр как музыкальный феномен: Русская традиция конца XVIII - начала XX века2000 год, доктор искусствоведения Дулова, Екатерина Николаевна
Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Чэнь Синьхэн, 2022 год
Список литературы
1. Алябьева А.Г., Дин Яо. Китайская опера провинции Хэнань: проблемы анализа / А.Г. Алябьнва, Дин Яо. // Южно-Российский музыкальный альманах. - 2020, №2 (39). - С.104-111.
2. Бахрушин, Ю. А. История русского балета / Ю.А. Бахрушин. - 4-е изд. -СПб.: Лань. - 2009. - 336 с.
3. Безуглая, Г. А. Анализ танцевальной и балетной музыки: учеб. пособие / Г.А. Безуглая. - СПб.: Изд-во Политехнического университета, 2009. - 176 с.
4. Бобровский, В. П. Функциональные основы музыкальной формы / В.П. Бобровский. - М.: Музыка, 1980. - 250 с.
5. Будаева, Т. Б. Музыка традиционного китайского театра цзинцзюй : Пекинская опера : автореферат дис. ... канд. искусств.: 17.00.02 / Будаева Туяна Баторовна. - М., 2011. - 28 с.
6. Валицкий, В. «Культурная революция» в музыке / В.Валицкий // Советская музыка. - 1970. - № 8. - С. 129-138.
7. Ведерникова, М.А. Деятельность отечественных танцовщиков и балетмейстеров эмигрантов первой волны в Китае (на примере творчества В.К. Ижевского) / М.А. Ведерникова // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. - Тамбов: Грамота, 2012. - № 10. Ч. 2. - С. 4044.
8. Виноградова, Е. В., Желоховцев, А. Н. Китайская музыка / Е.В.Виноградова, А.Н.Желоховцев// Музыкальная энциклопедия. - Том 2. - М.: Советская энциклопедия, 1974. - С. 809-815.
9. Гаевский, В. М. Дом Петипа/ В.М. Гаевский. - М.: Артист. Режиссер. Театр, 2000. - 432 с.
10. Галенович, Ю. М. «Культурная революция» в КНР: что же это такое было? / Ю.М. Галенович// Заметки китаеведа. - М.: Муравей, 2002. - С. 261-272.
11. Дай Юй. Элементы традиционной культуры в новой китайской музыке "периода открытости" : автореферат дис. ... канд. искусств.: 17.00.02 / Дай Юй. - Нижний Новгород, 2017. - 30 с.
12. Дальний Восток России и Китай: диалог культур стран-соседей: междунар. научно-практич. конф.: материалы / [ред. кол.: Г.В. Алексеева (отв. ред.), И.И. Крыловская, Д.А. Владимирова]. - Владивосток : Изд-во Дальневост. федерал. ун-та, 2018. - 381 с.
13. Демидов, А. П. Золотой век Юрия Григоровича /А.П.Демидов. - М.: Алгоритм; Эксмо, 2007. - 400 с.
14. Жонхай. Ван Яньцяо: Хайнанская музыка уникальная http://www.hnmusic.org/page.php?xuh= 1342. (дата обращения:25.02.2013).
15. Жэнь Шуай. Китайская «образцовая революционная опера»: жанрово-стилевые особенности: дисс. ... канд. искусств. 17.00.02. / Шуай Жэнь. - СПб., 2019. - 240 с.
16. История китайского танца [Электронный ресурс] // Портал dancing.ru [сайт] -Режим доступа: https://4dancing.ru/blogs/190614/1782/ (дата обращения: 22.01.2020).
17. Кабалевский, Д. Б. Музыка свободного Китая / Д.Б.Кабалевский // Советская музыка. - 1952. - № 5. - С.105-113.
18. Катонова, С. В. Музыка в балете / С.В.Катонова. - Л.: Музгиз, 1961. - 50 с.
19. Катонова, С. В. Музыка советского балета. Очерки истории и теории/ С.В.Катонова. - 2-е изд. - Л.: Советский композитор, 1990. - 416 с.
20. Красовская, В. М. Русский балетный театр второй половины XIX века /В.М.Красовская. - Л., М.: Искусство, 1963. - 551 с.
21. Красовская, В.М. Статьи о балете /В.М.Красовская. - Л.: Искусство, 1967. -340 с.
22. Красовская, В.М. Балет / В.М.Красовская // Музыкальная энциклопедия. Т.1. - М.: Советская энциклопедия, 1973. - С. 294-309.
23. Красовская, В. М. Западноевропейский балетный театр: от истоков до середины XVIII века /В.М. Красовская. - Л.: Искусство, 1979. - 295 с.
24. Китайский национальный балет [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D0%B8%D1%82%D0%B0%D0%B9% D1 %81 %D0%BA%D0%B8%D0%B9_%D0%BD%D0%B0%D 1 %86%D0%B8% D0%BE%D0%BD%D0%B0%D0%BB%D 1 %8C%D0%BD%D 1 %8B%D0%B9_ %D0%B1 %D0%B0%D0%BB%D0%B5%D 1 %82 (дата обращения 22.01.2020).
25. Китайский балет [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://bigpicture.ru/kitajskij-balet/ (дата обращения 22.01.2022).
26. Китайский балет: история, особенности, лучшие постановки [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://ekd.me/2020/09/kitajskij-balet-istoriya-osobennosti-luchshie-postanovki / (дата обращения 22.01.2022).
27. Ленин, В. И. Полное собрание сочинений: в 55 т. / Владимир Ильич Ленин. / Ин-т марксизма- ленинизма при ЦК КПСС. - 5-е изд. - М.: Госполитиздат, 1958-1965. - 41 т.
28. Ли Су. Этнокультурные традиции и современный китайский свадебный костюм / Су Ли // Известия РГПУ им. А. И. Герцена. - 2010. - № 123. - С. 170-173.
29. Лопухов, Ф.В. Вглубь хореографии / Ф.В.Лопухов. - М.: Фолиум, 2003. -190 с.
30. Музыка советского балета: сб. статей.; Ред.-составитель Л.Н. Раабен. - М.: Музгиз, 1962. - 256 с.
31. Музыка и хореография современного балета: сб. ст. / ред. И. В. Голубев. Вып. 1. - Л.: Музыка, 1974. - 240 с.
32. Музыка и хореография современного балета: сб. ст. / ред. П. А. Гусев. Вып. 2. - Л.: Музыка, 1977. - 240 с.
33. Музыка и хореография современного балета : сб. ст. / ред. П.А.Гусев. Вып. 3. -Л.: Музыка, 1979. - 208 с.
34. Музыка и хореография современного балета : сб. ст. / сост. Ю. Розанова и Р. Косачева. Вып. 4. - М.: Музыка, 1982. - 203 с.
35. Музыка и хореография современного балета : сб. ст. / ред. В.С.Буренко. Вып. 5. - Л.: Музыка, 1977. - 240 с.
36. Новерр, Ж.-Ж. Письма о танце и балетах /Ж.Ж.Новерр. - Л. - М.: Искусство, 1965. - 376 с.
37. Новикова, Е. Ю. Философия Мао Цзэдуна и современность / Е.Ю.Новикова // Вестник Российского экономического университета им. Г. В. Плеханова. -2013. - № 12 (66). - С. 1-7.
38. Национальный балет в Китае [электронный ресурс]. - Режим доступа: http://ru.knowledgr.com/10648424/%D0%9D%D0%B0%D1%86%D0%B8%D0% ВЕ%В0%ВВ%В0%В0%В0%ВВ%01 %8C%D0%BD%D 1 %8В,Ж0%В9,Ж0% 91 ,Ж0%В0,Ш0%ВВ,Ш0%В5,Ш 1 %82,Ш0%9Л,Ш0%В8,Ш 1 %82<Ж0%В0 0/с^1%8Е / (дата обращения 02.12.2021).
39. Несмелая, А. С. Этнические традиции, культура коренных малочисленных народов Севера и проблемы их сохранения / А.С.Несмелая // Вестник ТГУ. Сер.: Гуманитарные науки. - 2012. - № 12 (116). - С. 169-172.
40. Панова, Е. В. Балеты Людвига Минкуса в контексте отечественной музыкально-театральной культуры второй половины XIX века : автореф. дис. ... канд. искусств.: 17.00.02 / Панова Елена Владимировна. - Нижний Новгород, 2019. - 23 с.
41. Панцов, А. В. Мао Цзэдун /А.В.Панцов. - М.: Молодая гвардия, 2007. - 866 с. (Жизнь замечательных людей).
42. Первые па китайского балета [электронный ресурс]. - Режим доступа: https://vuzlit.ru/481152/pervye_kitayskogo_baleta (дата обращения 02.12.2021).
43. Розанова, Ю. А. Симфонические принципы балетов Чайковского /Ю.А.Розанова. - М.: Музыка, 1976. - 184 с.
44. Русские в Китае. Исторический обзор: сборник; общ. ред. А. А. Хисамутдинова. - Шанхай: Издательство Координационного совета соотечественников в Китае и Русского клуба в Шанхае, 2010. - 572 с.
45. Рябенко, В. Театральное искусство Китая [электронный ресурс] / В.Рябенко. - Режим доступа: https://magref.ru/teatralnoe-iskusstvo-kitaya (дата обращения 10.01.2020).
46. Садыкова, А. А. Ведущие национальные хореографические школы -фундамент мирового балетного искусства / А.А.Садыкова// Манускрипт. -2019. - Том 12. - Вып. 5. - С.153-158.
47. Сунь Лу. Китайская народная опера: к проблеме становления и развития жанра : автореферат дис. ... канд. искусств.: 17.00.02 / Сунь Лу. - Ростов-на-Дону, 2016. - 29 с.
48. Слонимский, Ю. И. Жизель: Этюды /Ю.И.Слонимский. - Л.: Музыка, 1969. -159 с.
49. Тараканов, М. Е. Музыкальная драматургия в советском балете / М.Е. Тараканов // Советский музыкальный театр. Проблемы жанров [сб. ] / [ред.-сост. М. Е. Тараканов]. - М.: Советский композитор, 1982. - С. 133-183.
50. Файер, Ю. Ф. О себе. О музыке. О балете. / Ю.Ф. Файер. - М.: Советский композитор, 1974. - 572 с.
51. Хисамутдинов, А. А. Русский балет в Китае /А.А.Хисамутдинов. -Владивосток: Издательство Дальневосточного университета, 2015. - 80 с.
52. Хисамутдинов, А. А. С любовью к искусству: русские артисты в Китае /А.А.Хисамутдинов. - Владивосток: Издательство Дальневосточного университета, 2017. - 62 с.
53. Цельные балеты Китая [Электронный ресурс] // tanec.kz [сайт]. -Режим доступа: https://tanec.kz/people-choreography/celnye-balety-kitaya.html (дата обращения 02.12.2019).
54. Чэнь, Ин. Китайская опера XX - начала XXI века: к проблеме освоения европейского опыта: автореф. дис. ... канд. искусств.: 17.00.02 / Чень Ин. -Ростов-на-Дону, 2015. - 26 с.
55. Чэнь, Синьхэн. Взаимодействие балета и оперы в революционном спектакле / Синьхэн Чень // Перспективные стратегические разработки: [Сб. материалов 49-го Международного академического симпозиума]. - Н.Новгород, ННГАСУ, НФК, 2021. - С. 77-80.
56. Чэнь, Синьхэн. История создания балета «Седая девушка» / Синьхэн Чень // Художественное образование и наука. - 2021. - № 4. - С. 85-90.
57. Чэнь, Синьхэн. Китайские инструменты в балете «Красный женский отряд» / Синьхэн Чень // Актуальные проблемы высшего музыкального образования.
- 2020. - № 1. - С. 88-93.
58. Чэнь, Синьхэн. Композитор У Цуцян - творческий путь / Синьхэн Чень // Проблемы и тенденции научных исследований в системе образования: Сб. статей Международной научно-практической конференции 26 декабря 2019 г. Ч.2. - Тюмень: Омега-Сайнс, 2019. - С. 189-192.
59. Чэнь, Синьхэн. «Красный женский отряд» - от фильма к балету / Синьхэн Чень // Музыкальное образование и наука. - 2019. - № 4. - С. 40-42.
60. Чэнь, Синьхэн. Лейтмотивная система в балете «Красный женский отряд» / Синьхэн Чень // Актуальные проблемы высшего музыкального образования.
- 2021. - № 1. - С. 94-99.
61. Чэнь, Синьхэн. Принцип рондальности в балете «Красный женский отряд» / Синьхэн Чень // Проблемы и перспективы развития экспериментальной науки: Сб. статей Международной научно-практической конференции 26 декабря 2018 г.- Ч.5. - Уфа: Омега-Сайнс, 2018. - С. 204-206.
62. Чэнь, Синьхэн. Революционный балет в культуре Китая / Синьхэн Чень // Эвристические концепции нижегородского философского клуба: общероссийская академия человековедения: [сб.]. - Нижний Новгород: ННГАСУ, НО РФО, 2020. - С. 94-96.
63. Чэнь, Синьхэн. Спортивные элементы в балете «Красный женский отряд» / Синьхэн Чень // Система физкультурной сферы общества: Сборник материалов 47-го Международного академического симпозиума. -Н.Новгород, ННГАСУ, 2019. - С. 110-112.
64. Чжан, Кэу. Сяо Юмэй и его роль в становлении современного китайского музыкознания : автореферат дис. ... канд. искусств.: 17.00.02 / Чжан Кэу. -Нижний Новгород, 2017. - 22 с.
65. Чжан, Личжэнь. Современная китайская опера: история и перспективы развития : автореферат дис. ... канд. искусств.: 17.00.02 / Чжан Личжэнь. -СПб., 2010. - 23 с.
66. Чжао, Сяолинь. Влияние Культурной революции на деятельность национальных оркестров Китая / Сяолинь Чжао // Манускрипт. - 2020. - № 10. - С. 244-250.
67. Чжан, Тяньцзяо. Влияние Н.М. Сокольского на ранний китайский балет/ Тяньцзяо Чжан //Манускрипт. - 2020. - № 4. - С. 149-154.
68. Чулаки, М.И. В новом Китае / М.И. Чулаки // Советская музыка. - 1953. - № 6. - С. 95-103.
69. ^т^-к-даш ш^&жьщш®
^Ж: 2012: 321 о Бриенн, К Айт, перевод Ли
Сяодуна. От классицизма до модерна - метафизика европейской музыкальной культуры и порядка / К Айт Бриенн. - Пекин: Издательство Центральной консерватории, 2012. - 321 с.
70. 1986(1): 4-15. Ван, Аньго.
Очерк о китайской музыке «новой волны» / Аньго Ван. - Пекин: Китайское музыковедение. - 1986. - № 1. - С. 4-15.
71. ГООадЬЖЭД^^ШЖ. 2009(9): 53-56о Ван, Сяоси. Краткое описание Пекинского фестиваля современной музыки 2009 года / Сяоси Ван//Народная музыка. - 2009. - № 9. - С. 53-56.
72. ФШШ^^Щ1949-1986). ^Ж: ' 1991: 277о Ван, Юйхэ. История китайской современной музыки (1949-1986) /Юйхэ Ван // -Пекин: Хуавэнь, 1991. - 277 с.
73. ФШШ!^. ШХ^ЖМ±, 1996: 263о Ву, Годун. Народная китайская музыка / Годун Ву// - Ханчжоу: Просвещение, 1996. - 263 с.
74. щт 86о Райд, И. Исследование влияния пинг-оперных гонгов и барабанов на создание современной музыки / И Райд. - Тайвань: Издательство диатонической музыки, 1982. - 86 с.
75. т 2010(6): 7679 о Ли Минь. Краткое изложение тридцатилетней истории развития
современной музыки в материковом Китае / Минь Ли. - Пекин: Народная музыка, 2010. - № 1. - С. 76-79.
МШ^^^^^Ш, 2001(3):20-22о Ли, Фубинь. Разные пути: формирование и развитие инструментов западного симфонического оркестра, развитие китайского национального оркестра/ Фубинь Ли // Вестник Синхайской консерватории. - 2001. - № 3. - С. 20-22.
77. т^Ш.^Ж: 2004: 588о Ли, Цзити. Очерк об исследовании структуры китайской музыкальной культуры /Цзити Ли. - Пекин: Издательство Центральной консерватории, 2014. - 588 а
78. тшш. 1986(2): 12-21 о Ли, Сивэй. Размышление о новой музыке / Сивэй Ли // Китайское музыковедение. - 1986. - № 2. - С. 12-21.
79. ЖШ^Й^Щ.^Ж: 1995: 374о Ло, Ди. Текст, музыка и пение /Ди Ло. - Пекин: Народное музыкальное издательство, 1995. - 374 а
80. ВШ. ^^Ж^М^Й^^Ж. 1987(4): 34-37. Люй, Цзи. Музыкальное искусство должно идти по пути социализма /Цзи Люй// Литературная теория и критика. - 1987. - № 4. - С. 34-37.
81. пт^. ^^ШШт^. : , 2009: 347 о Лю, Цзинчжи. О новой китайской музыке / Цзинчжи Лю. - Шанхай: Издательство Шанхайской консерватории, 2009. -347 а
82. пт^.ш^ш^ —шж^Ж
Ш ( ^ ^ ^ ^ М НМ ),2000(3): 7-10 о Лю, Цзинчжи. Плагиат, имитация, трансплантация - три стадии развития китайской новой музыки/ Цзинчжи Лю // Вестник Нанкинского института искусства. - 2000. - № 3. - С. 7-10.
83. пт^ш. Ш: 1986: 163. Лю, Цзинчжи. Сборник по истории новой китайской музыки /Цзинчжи Лю. -
Гонконг: Издательство Исследовательского центра Азии Университета Гонконга, 1986. - 163 с.
84. 1Ш. ^ТФВ^ЙЙШМ^М. , 1991(1): 59-66. Ляо, Бэнь. О происхождении и формировании китайской оперы / Бэнь Ляо // Научный журнал провинции Хэбэй. - 1991. - № 1. - С. 59-66.
85. .ШМ, 2012(1): 48-50. Сун, Лин. Ритмические элементы китайской традиционной музыки в аспектах эстетики / Лин Сун// Гуанси: Сборник песен. - 2012. - № 1. - С. 48-50.
86. ШЖ. ФШМ^Хт^ШШ. ^Ж: 2005: 424. Су, Ся. Шедевры китайских мастеров современной музыки / Ся Су. - Пекин: Издательство Центральной консерватории, 2005. - 424 с.
87. .. Ф^^^Ж, 2001 (3):8-17. Тан, Цзяньпин. Идея и практика звуков в творчестве национальной оркестровой музыки / Цзяньпин Тан // Вестник Центральной консерватории. - 2001. - № 3. - С. 8-17.
88. , & Ш. ФШЙМХт^ЖФЙЙКЖ^. , 2009(2): 80. Тянь, Сянхун. Нянь, Ли. Народные инструменты в современном китайском музыкальном искусстве / Сяньхун Тянь ; Ли Нянь // Массовое искусство и литература. - 2009. - № 2. - С. 80.
89. (±). 1998(4): 35-54. Тянь, Цин. Дзэн и китайская музыка (1-ч.) / Цин Тянь// Китайское музыковедение. - 1998. - № 4. - С. 35-54.
90. 1987(2): 105-113. Фань,
Цзуинь. Китайская многоголосная народная музыка и западная современная музыка / Цзунь Фань// Пекин: Китайское музыковедение. - 1987. - № 2. - С. 105-113.
91. шь^^кшш/мт шьшш. даь ШЬакжш±, 1979: 284.
Сборник народной музыки провинции Хэбэй. - Хэбэй: Народное издательство, 1979. - 284 с.
92. ШШП. ФВЩ^^ШадШ. 1979(1): 1-4. Хэ, Люйтин. Воспоминание о развитии современной китайской музыки / Люйтин Хэ // Музыкальное искусство. - 1979. - № 1. - С. 1-4.
93. ГХВД1?..±Ш: 1982: 438. Цзян, Миндунь. Обзор ханьской народной песни / Миндунь Цзян. - Шанхай: Издательство Шанхайской музыки, 1982. - 438 с.
94. —20шг^. шш
^ Ж, 2000(1): 4-6. Цяо, Цзяньчжун. Пламенная речь о музыке века -китайская музыка XX века на точке пересечения запада и Китая, в конце одного века и начале другого. / Цзяньчжун Цяо// Фуцзиянское искусство. -2000. - № 1. - С. 4-6.
95. тЖЖ. 2005(1): 58-66. Цзюй Цихун. История и реальность изучения современной музыки / Цихун Цзюй// Музыкальные исследования. - 2005. - № 1. - С. 58-66.
96. тЖЖ. ^ФВ#^(1949-2000). ЭДШ^ЖШШ±,2002: 238. Цзюй, Цихун. История музыки КНР (1949-2000) / Цихун Цзюй. - Чанша: Хунаньское издательство «Художество», 2002. - 238 а
97. 2012(6):28-29. Чжао, Юйси.
Особые лады в китайской народной музыке / Юйси Чжао// Грандиозный взгляд на музыку. - 2012. - № 6. - С. 28-29.
98. ШШ. 1999(10): 13-18. Чжоу, Хайхун.
Эстетическое размышление о современной музыке / Хайхун Чжоу // Народная музыка. - 1999. - № 10. - С. 13-18.
99. 1945 1984
(10): 47-53 о Чжун, Цзылинь. Соотношение между современной европейской и китайской музыкой с 1945 года / Цзылинь Чжун // Народная музыка. -1984. - № 10. - С. 47-53.
100. ^ ШШ №. Ш^^ФШ. -±ШМЖШ±, 2003 ^ 8 л. - 1304 Жо Шэнь, Фувэй. Западная культура и Китай /Фувэй Шэнь. - Шанхай: Шанхайское образовательное издательство, 2003, август. - 1304 с.
101. ^ФШ^^ЙЙЙШШ, ФШ^, 2012(7), 15-19о Чэнь, Цишэ. О цветовых характеристиках китайской народной музыки / Цишэ Чэнь // Китайская музыка. - 2012. - № 7. - С. 15-19.
102. ФШ^&ШЩ^, 2002, 424о Дэн Гуанхуа. Китайская народная музыка / Гуанхуа Дэн. - Пекин: Высшее образование, 2002. - 424 с.
103. ШШ> ФШ^^й'ШЙЙдам, 1981(1), 12-21 о Лан, Мао. Происхождение китайского профессионального музыкального творчества / Мао Лан // Музыкальное искусство. - 1981. - № 1. - С. 12-21.
104. 2002, 403о Лю Синьсинь, Лю Сюэцин. Истории развития западной музыки в Харбине / Синьсинь Лю, Сюэцин Лю. - Пекин: Издательство народной музыки, 2002. -403 с.
105. ШФ, -^
Ш , - 2010(3) , - 44-50 о Чэнь, Цзяньхуа. Происхождение и развитие европейских духовых инструментов в Китае в династиях Мин и Цин / Цзяньхуа Чэнь // Журнал консерватории Сианя. - 2010.- № 3. - С. 44-50.
106. --
2012(1), - 26-32 о Ван, Цуй. Становление и развитие гармонии в китайских композициях / Цуй Ван// Журнал Шэньянской консерватории. - 2012. - № 1. - С. - 26-32.
107. ШШ, ЬШ«^, - 2005, - 10 (185), -
77-80 о Донг Й. Взгляд на современное российское музыкальное образование / Й.Донг// Сравнительные исследования образования. - 2005. - № 10 (185). -С. 77-80.
108. 2019(1), 9293. Ли, Жуй. Теоретические основы и развитие китайского музыкального образования / Жуй Ли // Философские исследования. Искусствоведение. -2019. - № 1. - С. 92-93 .
109. р^, т шш» 1980 ^т 3 ш - 360 е,
Нин. Художественное достижение китайской танцевальной драмы «Цветочный дождь на Шелковом пути» / Нин Е // Красный флаг. - 1980. - № 3. - С. 36.
110. Й^т 1967 ^ 6 я 11 0 -3о Гун,
Дун. Об адаптации балета «Седая девушка» / Дун Гон // Народная ежедневная газета. - 1967. - 11 июня. - С. 3.
111. 'ШШЙ^М^Ж, ш«мято» 2010 ^т^ш, -12150 Синь, Фан: Начало и конец рождения балета «Седая девушка» / Фан
Синь// Шанхайский ежемесячник Кайфэн. - 2010 - № 5. - С. 12-15.
112. 2010 ^ тИШо Шень Хунсинь. Беловолосая девушка как проявление китайско-японской дипломатии / Хунсинь Шень// Архивы весны и осени. - 2010. -№ 4. - С.10.
113. 2011 ^ 04 я 21 0о Тао, Венлинь: От оперы до танцевальной драмы - история создания и влияния «Седой девушки» [Электронный ресурс] / Венлинь Тао // www.chinawriter.com: [сайт]. - Режим доступа: http://www.chinawriter.com.cn/2011/2011-04-21/96638.Ыт[ (дата обращения 21. 01 2020).
114. ЙЙ^Ж&^Й
^ ( 1975 1975 ^ 4 Я 27 ВЛйВШ^Ш. Синь, Веньтонг.
Процветающий при сильных ветрах и волнах. Тема и значение революционного современного балета «Дети прерий» (1975) [Электронный
ресурс] / Веньтонг Синь // Жэньминь жибао. - 1975. - 27 апреля. - Режим доступа: https://rmrb.online/read-htm-tid-462156.html (дата обращения 21. 01 2020).
115. , «^шл^ш 2014 ж
Ш 12-14 Ху, Синьминь. Классический путь балета "Красный женский отряд" / Синьминь Ху // Коллекция истории партии. - 2014. - № 10. - С. 12-14.
116. ж, 2011 ^ 04 л 21 Во Лю, Цин. Пятьдесят лет пылающей красной страсти. Создание и влияние «Красного женского отряда» [Электронный ресурс] / Цин Лю // chinawriter.cpm.cn: [сайт]. - Режим доступа: http: //www. chinawriter. com. cn/ (дата обращения 21. 01 2020)
117. + -ЙШ^ШШ
Ш 1970 ^ 7 1Ло Китайская
танцевальная труппа. Мысль Мао Цзэдуна освещает победоносное будущее революции танцевальной драмы. Некоторые впечатления от репетиции революционного современного балета «Красный женский отряд» // Красный флаг. - 1970, - № 7. - С. 16-17.
118. 2018. - 980
Ян, Сюхун, Исследование развития танцевальной драмы в десятилетие Культурной революции: дис. магистра / Сюхун Ян. - Ханчжоу, Китайская академия искусств, 2018. - 98 с.
119. , «ГЙМ^ЩМ^Й«^Й». -2007.- 15 о Джу, Доншен. Рождение балета "Красной Женский отряд" / Доншен Джу // Партийное строительство. - 2007. - № 5. - С 15.
120. тш, 40 , «Ш^Ж» , 2004 ^ 5 Л 6 Во - 8. Чэнь, Имин, Хуан, Тинтин. 40 лет адаптации «Красного женского отряда» / Имин Чэнь, Тинтин Хуан // «Южные выходные». - 2004. - 16 мая. - С. 8.
121. ШШШ^Я» 2009 ^о Чжан Лиминь. Исследование музыки танцевальной драмы / Лиминь Чжан. - Пекин.: Китайское экономическое издательство, 2009 г. - 256 с.
122. ^^, «ШШ^МШ^», 2015.11. - 8-10о Мен, Ланьин.
Лян Синь и Красный женский отряд /Ланьин Мен // Мир литературы и истории. - 2015. - № 11. - С. 8-10.
123. .ж^, «Л^М/ШХШ АйЮШФШШ^ 70 2019-06-19 ^Ш: ШШ0Ш. Вэй, Сяолинь; Юань, Юй. «Речка Ваньцюань, чистая и прозрачная», была выбрана в качестве отличной песни, чтобы отпраздновать 70-ю годовщину основания Нового Китая / Сяолинь Вэй, Юй Юань // Дневной Хайнань. - 2019. - 19 июня. - С. 4.
124. ^Шм, + 2012 ^ 12 я 5 0 - 161 о Цзоу Чжижуй. История балета в Новом Китае /Чжижуй Цзоу. - Пекин, Издательство Университета Цинхуа. - 5 декабря 2012 г. - 161 с.
125. ШШ, ^ 4 Я
Лу, Цзяминь. О музыкальном создании танцевальной драмы «Нескончаемая радиоволна» / Цзяминь Лу // Газета Пекинской академии танцев. - 2020. - апрель. - С. 17.
126. 2013 ^
5 Я 31 0, - 98 о Ли Шуюнь. Анализ музыкальных особенностей китайского балета. Дис. ... магистра / Шуюнь Ли. - Чэнду, Сычуаньский педагогический университет, 2013. - 98 с.
127. ^ 6 я -78о Нин Хуэй. Музыкальное исследование «Цветочного дождя на Шелковом пути». Магистерская работа / Хуэй Нин. - Ланьчжоу, Северо-Западный педагогический университет, 2009. - 78 с.
128. -ге^ш^Фш—2012 ^т
-ш. 23-28о Ан, Лусинь. «Сладкая музыка течет в душе». О музыкальной
жизни г-на Ду Миньсиня / Лусинь Ан // Создание музыки. - № 1. - 2012 г. -С. 23-28.
^Ф ФА 4 ш, -10о Гуо, Синь;
Лан Яху. Технический разбор развития инструментальной мелодии и уникального стиля. Личные комментарии Ду Миньсиня о недавнем преподавании курса / Синь Гуо, Яху Лан // Журнал Центральной музыкальной консерватории (ежеквартальный). - № 4, - 2017г. - С. 10.
130. 2017 ^т 1 Шо -
12 о Чжу, Иньо. Анализ художественной красоты симфонии «Красный
женский отряд» / Иньо Чжу// Северная музыкальная газета. - 2017. - № 1. -С. 12.
131. «А^Ь», 2015 ^т 9 ш -
16 о Сангжи, Дунжу. Эволюция языка создания музыки для кино и
телевидения Ши Ванчуна / Дунжу Сангжи// Музыка народа. - № 9, - 2015 г. - С. 16.
132. ^ШМ,.2013 ^.-141 о У Цзуцян. Анализ музыкальных форм и произведений / Цзуцян У. - Пекин, Издательство народной музыки, 2013 г. - 141 с.
133. 2008 £ 5 Я 5 0 о Ву Цюн. Исследование балета «Красный женский отряд». Дис. ... магистра / Цюн Ву. - Нанкин, Нанкинский университет искусств, 2008. - 81 с.
134. .^ш^^^т.2007 ^дяти
ш, 72-75 Цай, Лихун. Исследование музыки и хореографии «Русалки» /
Лихун Цай// Журнал Путинского университета. - 2007. - вып.4. - Август. -С. 72-75.
135. ^Ш, ШШ 2020 ^ 12 Л - 167 о Чжан, Лицзе. Исследование создания музыки балета "Седая девушка". дис. ... докт.искусств / Лицзе Чжан; Чжэцзянский педагогический университет. - Ханчжоу, 2020. - 167 с.
136. ФШШШ^ШШМ^2004 - 251 о Юй Пин. История развития современной китайской танцевальной драмы / Пин Юй. -Пекин: Народное музыкальное издательство, 2004. - 251 с.
137. 2020 ^ 19 т. - 23-260
Чжун, Ханьинь. Исследование оркестровки балета «Красный женский отряд» / Ханьинь Чжун // Художественная критика. - 2020. - вып. 19. - С. 23-26.
138. - 252о Чжан Цзинцзин. Исследование спектакля «Красный женский отряд». - Дис. ... док-ра. искусств. / Цзинцзин Чжан. - Пекин, Центральный национальный университет, 2008. - 252 с.
139. ^шм, «ш^йш^д^» ,м«ш» 1962 ^т 6 т - 35-370 у,
Цзуцян. Структура танцевальной музыки и другие / Цзуцян У // Танец. - № 6. - 1962. - С. 35-37.
140. рш^, ,м «ш^ж» 1987 ^т
-т - 23о Е, Чунжи. Оценка отношений между композитором и танцором
из танцевальной музыки / Чунжи Е. // Теория танца. - 1987. - С. 23.
141. ФШШШ№Ш1£»ШШ,
,м «ш» 1976 ^т 2 т, - 35о
Труппа театра китайского танца «Дети прерий», «Попытки сформировать героический образ подростков в социалистическую эпоху - творческий опыт революционного современного балета "Дети прерий"» // Танец. - 1976 г. - № 2. - С. 35.
142. т^, «ФШШШ^ШШ ,т ШШ» 1980 ^т 4 ш 32о Дин, Нин.
Школа неоклассического танца китайской танцевальной драмы / Нин Дин // Танец. — 1980. - № 4- С. 32.
143. тштш&ш:
2007 ^Дя. - 26о Чжан, Туо. Исторический обзор создания "Общества
малых мечей"- на пути развития танцевальной драмы /Туо Чжан // Сборник опытов создания танцевальной драмы. - 2007 г. - Август. - С. 26.
144. -
2006.06.22. -12о Юй, Пин. Шедевр китайской балетной школы, масштабный
балет «Отражение луны в источнике Эрцюань» после просмотра / Пин Юй // «ГуанМинЖиБао». - 2006. - 22 июня. - С. 12.
2005.02. -15 о Ло Синь, основатель китайской балетной школы и ее творческая практика в последние годы // Журнал Пекинской академии танца. - 2005. - № 2. - С. 15.
146. ЖШЙ, Ш^'ШШШ^ШФ^) » 2004.09. - 34о
Юань, Чэнлян. Рождение современного балета «Красный женский отряд» / Чэнлян Юань // Литература и история. - 2004. - 09. - С. 34.
147. Ш, ««А» -ФШШШШ^, ^ЬШМ^. -1995.03. - 26-28о Шао, Фу. «Русалка» и создание китайской народной танцевальной драмы / Фу Шао // Исследования музыки и танца. - 1995. - Вып. 03. - С. 26-28.
148. 1977. 06. 15-17. Ян, Цзиньсюань. Незабываемый памятник - премьер Чжоу -трудолюбивый исполнитель танцевальной драмы «Седая девушка» / Цзиньсюань Ян // Танец. - 1977. - № 06. - С. 15-17.
149. Щ&ШШ ^^Ш^ЙЙШ // Хэ Чжаньхао вспоминает, как сочинял «Лян Чжу» [Электронный ресурс] // misic.douban.com [сайт]. - Режим
доступа: https://m.douban.com/music/review/8314363 (дата обращения -24.01.2020)
150. Достоинства и недостатки «образцовых спектаклей»
[Электронный ресурс] // Искусство Пекинской оперы // Режим доступа: https://m.sohu.com/a/277607987_488214/?pvid=000115_3w_a. (дата обращения
- 24.01.2020).
151. ФША^А^, 2005 ^ -210о Мэн Юань.
Исследование оперы «Седая девушка». Дис. ... д-ра. искусств. / Юань Мэн.
- Пекин, Китайский народный университет, 2005. 210 с.
152. «^ШШ ^ШЙЖШЛо Правдивая история балета «Ода
гора Имэн» [Электронный ресурс] // Ежедневник Синьхуа. - Режим доступа: https://www.chinanews.com/cul/2011/06-13/3107704^Ыш1 (дата обращения -22.01.2020). - Дата публикации: 13 июня 2011.
153. - 2013 -
72 о Чэн, Цан. Исследование современного революционного балета «Седая
девушка». Дис. .магистра / Цан Чэн. Китайская академия традиционной китайской оперы. - 2013 г. - 72 с.
154.
. 2008. - 89. Гу Цзяньин. Художественные особенности и
современное значение балета «Красный женский отряд». Дис. ... магистра / Цзяньин Гу. - Шанхай, Шанхайский педагогический университет, 2018. - 89 с.
Нотные источники.
155. ^^ШШШШЛ^ «».АйШШ± 1970. - 544. Партитура современного революционного балета «Красный женский отряд». - Пекин: Народное издательство, 1970. - 544 с.
156. « ». 1973. - 425. Партитура современного революционного балета «Седая девушка». - Шанхай: Народное издательство, 1973. - 425 с.
157. «Й^А» МЙЩ^Н Ноты балета «Русалка». // Китайская нотная сеть. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http: //www. j ianpu. cn/pu/16/168552. htm (дата обращения - 02.01.2019).
158. «ФШЙнН Ноты «Я готовлю куриный суп для родственника» [Электронный ресурс] // Китайская нотная сеть. - Режим доступа: https: //www. sakesi. club/pages/128648. html (дата обращения -20.01.2019).
159. ФНЙ^Н «Пастораль». [Электронный ресурс] // Китайская нотная сеть. - Режим доступа: http://www.27meng.com/hechangpu/188395. htm (дата обращения - 22.01.2019).
160. Ф^ЩШШШ 2018. Балет «Ода горам Имэн». Партитура. 1974. (Рукопись предоставлена Центральным театром оперы и танца. Пекин. 2018).
161. ФШЙ^ Ф^ЩШМШ 2018. Балет «Дети прерии». Партитура. 1975. (Рукопись предоставлена Центральным театром оперы и танца. Пекин. 2018).
Фильмы.
162. ш«» ШШ 1971.: ШЖШ Фильм-балет «Красный женский отряд». 1971. Режиссер: Пан Вэньчжань. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://m.youtube.com/watch?v=F76KMiedAVE (дата обращения - 21.01.2021).
163. 1972.#Ш : ШШ Фильм-балет «Седая
девушка». 1972. Режиссер: Сан Ху. [Электронный ресурс] Режим доступа: https://m.youtube.com/watch?v=hVeBHpg3iwM (дата обращения - 21.01.2021).
164. «ШШШ» 1975.: -йШШ Фильм-балет «Ода горам Имэн». 1975. Режиссеры: Ли Венху, Цзин Мукуй.
[Электронный ресурс]. Режим доступа:
http s: //m. youtube. com/watch?v=Hsk0 gMmEBMc (дата обращения -22.01.2021).
165. 1975. ^М : Фильм-балет «Дети прерий». 1975. Режиссер: Фу Цзе. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://m.youtube.com/watch?v=AqIKkpE4LMw&t=985s (дата обращения -22.01.2021).
166.
Фильм-балет «Восемь героинь, плывущих по реке». Ляонинский балет, 2020. Режиссеры: Чэнь Хуэйфан, Ван Юн. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://m.youtube.com/watch?v=HMz3NvrLF7E (дата обращения - 21.01.2021).
167. ЁШШИ^!^» 1959.^М: ^Й. Народная танцевальная драма «Пять красных облаков». Художественный фильм. 1959. Режиссер: Хуа Чун. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://m.youtube.com/watch?v=XIFJcAyaLKc (дата обращения - 23.01.2021).
168. «» 1961. ^М: ^ВД. Классическая танцевальная драма «Общество малых мечей». Художественный фильм. 1961. Режиссер: Е Мин. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://m.youtube.com/watch?v=L 1 Yzdl8X9dg (дата обращения - 23.01.2021).
169. 2020
Революционная танцевальная драма «Нескончаемая радиоволна». Шанхайский театр оперы и танца, 2020. Режиссеры: Хан Чжэнь, Чжоу Лия. [Электронный ресурс]. Режим доступа:
https://m.youtube.com/watch?v=PiB0g3V6GIo (дата обращения - 24.01.2021).
170. ШШ^ШУ 2012. ФШЙЙ^М.^М: Революционная танцевальная драма «Ода красной сливе». Китайская труппа песни и танца Кунчжэн, 2012, режиссер: Ян Вэй. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://m.youtube.com/watch?v=eAL0NvZtXwk (дата обращения - 12.01.2019).
Примеры к главе 1
Рисунок 1.1 «Песня горы Пяти Пальцев»
Рисунок 1.2 Тема красавицы рыбки
Тема охотника
ИЗ
Тема горного демона
Рисунок 2.1. Песня Отряда.
Рисунок 2.2.
Лейттема Отряда.
Щ
и Ш 'Г
Рисунок 2.3. -Мь-
* С/1Г ЬШг!Г" 171Г
4
г г-са
грГггГ т
А.
Танец с красным знаменем.
Рисунок 2.4.
Второе действие.
Третье действие.
I®
т
%
Вторая картина 4 действия:
* * ^ т
Девятая картина 4 действия
4
Рисунок 2.5.
Лейттема Отряда.
Лейтмотив Ци] —Н тауа. н- ^- Г-—~— 1—а—1
1 -я-- т * ф < -*-
Танец служанок.
р- в-- • »-а-
Атг ^-в V •- в— Р 0- ^--
-е
Лейтмотив боевых действий.
Рисунок 2.6. Седьмая картина 3 действия.
Рисунок 2.7.
Лейттема Цинхуа
Рисунок 2.8. Пролог.
Рисунок 2.9.
Лейтмотив угнетателей
Щ
щ
Рисунок 2.11. Пятая картина 6 действия.
Рисунок 2.12. Пятая картина 1 действия.
Рисунок 2.13.
ЛейттемаЧанцина
¿»г I1 ^ 1г О^лМ и ^т
1Г г--гIГ г Iг Г--Пг^гшм
Лейтмотив Чанцина-бойца Лейтмотив Чанцина-руководителя Отряда
Г ^ .1 Ь Щ^^Л" 1 К
Рисунок 2.15. Лейттема Цинхуа.
Рисунок 2.17. Вторая картина 5 действия.
Рисунок 2.18. Восьмая картина 5 действия (сражение Чанцина).
Рисунок 2.19. Девяая картина 5 действия (лейтмотив угнетателей)
Рисунок 2.21. Седьмая картина 4 действия.
Рисунок 2.22. Первая картина 4 действия (тема политзанятий)
Рисунок 2.23. Лиский танец (первая часть)
Рисунок 2.24. Первая тема восьмой картины 4 действия.
Рисунок 2.25. «Речка Ваньцюань»
Рисунок 2.26. «Алеет восток»
Ку (Р-т-р- ттт м я р=р=| » а —ГП—
— —Я —» - Г" г —Ф
■ 0-■-1 -У—а Ф -»
Рисунок 2.27. Сяо
Лу-шэнь.
Шэнь.
Рисунок 2.28. Бангу.
Тангу и сяотангу.
Рисунок 2.29. Пенлин
Джутон.
Рисунок 2.30. Пипа.
Люцинь.
Рисунок 2.31. Восьмая картина 3 действия.
Примеры к главе 3
Рисунок 3.1. Лейттема Сиэр («Дует северный ветер»)
Рисунок 3.2. Лейттема страдания Сиэр («Маленькая капуста »)
........................г
п 1/ ¿V 1 Г Г II. Л| ^ II Л' ЛРТг Рч 1
У 11 1 1 и— * * (1. " ' 1 и г * * 9 « а ¡X й * НИ
Рисунок 3.3. Лейттема Дачуня.
Рисунок 3.4. Лейтмотив угнетенных.
Рисунок 3.5. Лейтмотив угнетателей (и помещика Хуана)
Рисунок 3.6. «Три принципа...»
Рисунок 3.7. «Участвовать в Восьмой армии»
1л__-_____1_^
* * <П т * « /К [ • М 0 (Г1, * * ш. л в * л л * 4 да
---
Рисунок 3.8. Вступление (средняя часть).
гкп
!■' I1 | т I
Рисунок 3.9. Лейтмотив угнетенных (четвертая картина 1 действия)
Рисунок 3.10. Восьмая картина 1 действия.
Пример 3.12. Вторая каптина 3 действия. *
Пример 3.13 Пятая картина 3 действия.
«а J
Пример 3.15. Четвертая картина 4 действия.
Пример 3.16. Третья картина 5 действия.
Пример 3.18. Третья картина 6 действия.
Рисунок 3.21. Третья картина 7 действия
Рисунок 3.22. Вторая картина 8 действия.
Рисунок 3.23 - лейттема Дачуня
Пример 3.24. Варианты лейттемы Сиэр.
Рисунок 3.25. Лейтмотив Марии
„•j Alleg*retío
Рисунок 3.26. Танец солдат Восьмой армии.
Пример 3.27. Вторая часть простой двухчастной формы.
Пример 3.28. Пятая картина 1 действия
р
Рисунок 3.29. Контрапункт лейттемы Восьмой армии и песни.
ïi^r—PI
S 9J
9
Фшт Я к г г С—Г г-Г р
s. щ)
14
Ott J—j j
Г ы г Г
Рисунок 3.31. Вторая картина 2 действия.
Рисунок 3.32 Пятая картина 5 действия.
Рисунок 3.33. Детский танец (первая картина 5действия)
Пример 3.35. Лейтмотив Сиэр (третья картина 6 действия)
Рисунок 3.36. Муюй
Рисунок 3.37. Вторая картина 3 действия.
те«
4«;« ! - ,
Рисунок 3.38. Баньху.
Рисунок 3.39. Лейтмотив угнетателей (третья картина 2 действия).
3.40. Лейтмотив угнетателей (четвертая картина 2 действия).
Рисунок 3.41. Завершение четвертой картины 3 действия.
Рисунок 3.42. Вторая картина 5 действия.
Примеры к главе 4
Рисунок 4.1 Песня «Мелодия горы Имэн».
Рисунок 4.2 Песня «Я готовлю куриный суп для родственника».
№
дэ
в
т в
.л_
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.