Художественные средства мультимедиа в контексте восприятия современной молодежной аудитории тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 17.00.09, кандидат наук Бобров, Виталий Андреевич
- Специальность ВАК РФ17.00.09
- Количество страниц 150
Оглавление диссертации кандидат наук Бобров, Виталий Андреевич
Оглавление
ВВЕДЕНИЕ.
ГЛАВА 1. ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ СРЕДСТВА МУЛЬТИМЕДИА В СОВРЕМЕННОЙ КУЛЬТУРЕ - К ПОСТАНОВКЕ ПРОБЛЕМЫ
1. Предпосылки возникновения мультимедиа как нового вида искусства
2. Области применения средств и технологий мультимедиа в различных сферах
деятельности
3. Положение художественных средств мультимедиа в культуре XX-XXI веков
4. Основные направления научной мысли в области изучения мультимедиа
5. Проблема восприятия средств мультимедиа
ГЛАВА 2. ОБЩИЕ ОСОБЕННОСТИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ, ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ И ВОСПРИЯТИЕ СРЕДСТВ МУЛЬТИМЕДИА В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ
1. Социальные сети - особенности художественно-технического решения и его воздействия на восприятие
2. Выразительные средства виртуальной реальности
3. Особенности художественного восприятия интерактивного видео
4. Особенности художественного восприятия 3D видео
5. Современные средства мультимедиа в контексте художественного восприятия
ГЛАВА 3. СРЕДСТВА МУЛЬТИМЕДИА В МОЛОДЕЖНОЙ КУЛЬТУРЕ -ОСОБЕННОСТИ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ВОСПРИЯТИЯ И ВОЗДЕЙСТВИЯ НА СОЗНАНИЕ
1. Особенности возрастной психологии молодежной аудитории
2. Практическое применение средств мультимедиа в повседневности
молодежного социума
3. Траектории влияния средств мультимедиа на молодежь
4. Мультимедиа средства как альтернатива классическим источникам
информации
5. Виды воздействия средств мультимедиа на молодежную аудиторию
6. Корреляция политики деятельности разработчиков мультимедиа технологий и
особенностей восприятия молодежной аудитории
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЕ
142
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория и история искусства», 17.00.09 шифр ВАК
Мультимедиа как художественное средство выразительности в современном российском искусстве (театрально-драматические практики)2024 год, кандидат наук Лазарев Павел Сергеевич
Режиссура мультимедиа: Генезис, специфика, эстетические принципы2004 год, доктор искусствоведения Дворко, Нина Ивановна
Интерактивный документальный фильм: творческое использование мультимедийных средств экранной выразительности2014 год, кандидат наук Бунтасанакул Санти
Выразительные средства экранных искусств: эстетический и технологический аспекты2009 год, доктор искусствоведения Познин, Виталий Федорович
Формирование предметно-пространственной образности и функционально-эстетическая роль объектного дизайна в экранных искусствах2020 год, кандидат наук Луговцев Анатолий Юрьевич
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Художественные средства мультимедиа в контексте восприятия современной молодежной аудитории»
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования
На протяжении последнего столетия экранные искусства прошли несколько революционных периодов развития - от первых кинофильмов (таких как «Прибытие поезда» братьев Люмьер) до цифрового ЗБ кинематографа («Аватар» Джеймса Кэмерона), сформировав широкий круг почитателей и, таким образом, определив особый характер звукозрительного мышления. В процессе эволюции экранные искусства преобразовывались и усложнялись, в особенности благодаря появлению средств мультимедиа, которые в свою очередь стали оказывать мощное развитие на аудиовизуальные искусства и общественную жизнь.
Искусство мультимедиа представляет собой сложное взаимодействие различных художественных и технологических компонентов1. В современном, высокотехнологичном мире средства мультимедиа присутствуют почти повсеместно, формируя и определяя массовое сознание, быт, моду, культуру и мысли людей. Новые поколения все больше продвигаются в понимании функционирования разнообразных мультимедийных средств. Но, являясь, по сути, новшеством в современном мире, средства мультимедиа, с позиции влияния на общественное сознание, психологию масс, изучены недостаточно.
Молодежная аудитория оказывается наиболее подготовленной в плане использования мультимедиа средств и технологий, будь то интернет, компьютерные игры или интерактивное телевидение. Мультимедиа в молодежной среде создает особое культурное пространство и источник знаний, оказывая свое влияние на развитие молодых людей. Безусловно,
1 Художественные средства мультимедиа представляют собой те его компоненты, которые определяют эстетическую направленность в организации восприятия произведения, созданного на их основе.
мультимедиа воздействует почти на все общественные и возрастные группы, но если старшие поколения были в меньшей степени подвержены этому влиянию, то новые поколения часто используют мультимедиа технологии исключительно для удовлетворения развлекательных и информационных нужд.
Широкое распространение среди молодежи эти средства получают из-за высокой степени доступности. Помимо этого мультимедиа предоставляет практически неограниченные возможности для общения и развлечений, что автоматически увеличивает их востребованность в молодежной среде. Таким образом, актуальной оказывается проблема исследования влияния художественных средств мультимедиа на современную молодежь.
Степень научной разработанности проблемы
Исследованию мультимедиа посвящено значительное количество работ как отечественных, так и зарубежных ученых, среди них - Н.Дворко, Я.Иоскевич, А.Крапивенко, В.Леонтьев В.Познин, О.Шлыкова, И.Югай, А.Шменк, А.Вэтьен, Р.Кёте, Т.Эглтон, М.Хансен, А.Скаммель, и многие другие. Среди магистральных направлений, связанных с данной сферой, необходимо выделить (1) технологическое, в котором раскрываются программные и аппаратные основы мультимедиа; (2) искусствоведческое, исследующее его как вид творчества (в том числе - конкретные жанры, особенности художественного решения); (3) прикладное, рассматривающее использование средств мультимедиа в различных областях деятельности (ТВ, реклама, интернет, массовое искусство, медицина, образование, маркетинг, индустрия развлечений и т.д.).
Хорошо изучены проблемы, связанные с исследованием восприятия,
в том числе - художественного (Д.Абрамян, Р.Арнхейм, Н.Волков,
4
Л.Выготский, Д.Кирнарская, Е.Назайкинский, В.Петрушин, и т.д.), особенностей психологии молодежного социума (И.Кон, В.Лисовский, В.Луков, А.Маршак, Н.Палагина, Б.Парыгин, Е.Рыбалко, В.Шубкин, И.Шаповаленко). Наконец, отдельное положение занимают многочисленные работы, посвященные философско-эстетическому и искусствоведческому осмыслению художественной культуры XX века, образующей контекст становления феномена мультимедиа (В.Беньямин, Ю.Борев, В.Дианова, М.Каган, Ю.Лотман, С.Махлина, В.Мириманов, А.Моль, К.Разлогов, В.Руднев, Н.Хренов, Т.Шехтер, Р.Эскотт, А.Юхвид, М.Маклюэн, и т.д.).
Впрочем, работ, детально рассматривающих влияние художественных средств мультимедиа на молодежную аудиторию не существует до сих пор. Некоторые представленные в настоящей диссертации аспекты изучения мультимедиа вовсе не подвергались подробному анализу. Не существует и единой методологической базы исследования средств мультимедиа в аспекте их рецепции. Характеризуя же состояние данной проблемы в целом, можно отметить плюралистичность существующих позиций и открытый характер самих вопросов, ставящихся в работах.
Объект исследования: мультимедиа как область художественного творчества в современном социокультурном контексте.
Предмет исследования: особенности восприятия художественных средств мультимедиа в современной молодежной аудитории.
Цели и задачи исследования: Основная цель - выявление специфики восприятия художественных средств мультимедиа молодежной аудиторией.
Эта цель предполагает решение следующих задач:
1 Исследование культурно-исторических, научных и технологических предпосылок возникновения средств мультимедиа и их развития, а также областей их применения.
2 Раскрытие положения мультимедиа в современном социокультурном пространстве.
3 Анализ методологических принципов, лежащих в основе существующих исследований по теме диссертации.
4 Представление общей специфики художественного восприятия и его проявления в контексте рецепции средств мультимедиа.
5 Анализ объективных предпосылок воздействия мультимедийных средств на сознание с учетом их художественных и коммуникативных возможностей.
6 Выявление особенностей восприятия художественных средств мультимедиа в современной молодежной аудитории, а также оценка влияния (позитивного и негативного) этих средств на сознание.
Методы исследования: Характер темы обуславливает комплексную методологию работы. Центральный метод исследования - системный подход к исследованию воздействия средств мультимедиа в различных ракурсах. В их числе - изучение мультимедиа как сферы художественного творчества, его технологического решения, исследование психологии восприятия художественных средств мультимедиа. Кроме того, используются методы обобщения, а также исторического анализа новых направлений развития мультимедиа, систематизации существующих научных позиций, посвященных мультимедиа средствам и технологиям. В диссертации также использованы методы, сложившиеся в области искусствознания, философии и эстетики художественного творчества (исследования Ю.Борева, М.Кагана, Н.Хренова, К.Разлогова, Ю.Лотмана, и т.д.), а также социальной психологии и психологии творческой
деятельности (работы Л.Выготского, Д.Абрамяна, Н.Волкова, Б.Парыгина, Н.Рождественской, Д.Кирнарской, В Петрушина и т.д.).
Научная новизна работы состоит в (1) проведенном системном исследовании положения художественных средств мультимедиа в социокультурном контексте; (2) впервые осуществленном анализе существующих научных точек зрения в отношении основной проблемы работы; (3) предложенном ракурсе исследования художественного восприятия, раскрывающем воздействие средств мультимедиа на молодежную аудиторию; (4) представлении специфики этого восприятия, учитывающей как художественную организацию средств мультимедиа, так и особенности воспринимающего сознания.
Изучение мультимедийного влияния на конкретных примерах в таком ракурсе до сих пор не производилось. Предложенный в диссертации аналитический аппарат также применен впервые. Комплексный анализ мультимедийных средств, а также произведений, созданных на их основе, в указанном аспекте не осуществлялся. Наконец, новой является попытка осмысления мультимедиа средств как специфической области развития культуры - с позиции ее воздействия на современную молодежную аудиторию.
Теоретическая значимость работы определяется (1) установленными общими механизмами художественного восприятия средств мультимедиа; (2) раскрытием в работе позитивных и негативных факторов, связанных с воздействием художественных средств мультимедиа на сознание; (3) сравнительным анализом средств мультимедиа и традиционных источников информации с точки зрения их восприятия; (4) классификацией видов воздействия художественных средств мультимедиа на молодежь и общество в целом (художественное, информационное и рекламное, нравственное, и т.д.).
Практическая значимость работы. Представленные в работе анализ, обоснование и выводы, касающиеся рецепции художественных средств мультимедиа, могут найти практическое применение в дальнейших исследованиях по данной теме (в том числе при анализе новых технологий мультимедиа). Отдельную ценность представляет собой произведенный в диссертации критический обзор уже существующих работ по избранной теме. Наконец, аналитические и фактологические сведения работы могут быть использованы в педагогической практике (например, курс изучения восприятия мультимедиа), а также в качестве справочного материала при разработке новых программных средств и в производственной практике.
Основные положения, выносимые на защиту:
• В организации художественных средств мультимедиа с позиции их восприятия следует разграничивать активные и пассивные компоненты. Первые оказываются ведущими при формировании в сознании художественного образа, вторые - имеют второстепенный и подчиненный характер.
• Технологическое и художественное решение в мультимедийных произведениях имеют взаимозависимый характер, благодаря этому действие художественной функции возможно и в отношении служебных компонентов мультимедийного произведения, призванных выполнять сугубо технические задачи.
• Специфика восприятия художественных средств мультимедиа заключается в его комплексном характере, предполагающем взаимосвязанное участие разных модальностей. Сами же средства мультимедиа имеют управляющие и программирующие функции по отношению к восприятию, обладая активными возможностями регуляции внимания, памяти и мышления.
• По сравнению с традиционными аудиовизуальными искусствами мультимедиа обладает следующими специфическими чертами, определяющими востребованность средств мультимедиа в молодежной аудитории: высокая степень доступности и индивидуализации процесса использования, максимальная мобильность и оперативность, наконец -возможность интерактивного контакта с авторами информации, а также воздействия на само ее содержание.
• В связи с особенностями возрастной психологии молодежной аудитории воздействие на нее художественных средств мультимедиа имеет особенно интенсивный и многомерный характер (по сравнению с другими возрастными группами), в частности, проявляясь в следующих аспектах: эстетический, нравственный, социальный, ценностный. Результаты этого воздействия могут проявляться в изменчивости эстетических ориентиров, их зависимости от системы ценностей, действующей в окружении индивидуума, принципиальной ориентации на новизну, а также гибкости в трансформации сложившихся установок и стереотипов.
. Среди особенностей негативного воздействия средств мультимедиа на молодежную аудиторию выделяются: (1) проблемы коммуникации с людьми в реальном мире, вплоть до ее невозможности; (2) деформация представлений о своей собственной личности (обычно - в сторону идеализации), возникающая как следствие воздействия на нее виртуального образа; (3) формирование психологической зависимости от мультимедийной «среды обитания»; (4) трансформация системы социальных связей в сознании человека - вплоть до максимального снижения личностных аспектов во взаимоотношениях.
Апробация результатов исследования. Основные положения и идеи
диссертации отражены в научных и методических публикациях, а также в
докладе на конференции «Проблемы подготовки режиссеров
мультимедиа» (г. Санкт-Петербург). Теоретические и практические
9
выводы диссертационного исследования нашли применение в процессе преподавания ряда учебных курсов студентам факультета искусствоведения специальности «Режиссура мультимедиа» Санкт-Петербургского Гуманитарного университета профсоюзов: «Программное обеспечение и аппаратные средства мультимедиа» (2009 г.). Материалы диссертационного исследования были представлены на научных семинарах кафедры режиссуры мультимедиа СПбГУП.
Структура работы. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы и приложения.
ПЕРВАЯ ГЛАВА
Первая глава «Художественные средства мультимедиа в современной культуре - к постановке проблемы»
1. Предпосылки возникновения мультимедиа как нового вида искусства.
Уникальные особенности развития мультимедиа как нового вида искусства и художественного творчества на сегодняшний день представляют огромное поле для изучения. Развиваясь и постоянно совершенствуясь, мультимедиа уже сейчас является средой для развития и создания художественных произведений. Сейчас можно встретить произведения, которые были созданы, частично или полностью, при помощи художественных компонентов мультимедиа. К таким произведениям, например можно отнести современные компьютерные мультфильмы и игры, при создании которых использовались различные средства мультимедиа.
Можно предположить, что одной из наиболее важных предпосылок возникновения мультимедиа как нового вида искусства послужили такие важные факторы, как поиск нового, ранее не используемого и уникального способа создавать произведения искусства. Также этому поспособствовал всеобщий компьютерный прогресс, без которого средства мультимедиа не могли бы появиться, и тем более развиваться. Таким образом, основными двигателями в этом развитии являются прогресс и желание авторов произведений искусства создавать нечто новое.
Само понятие мультимедиа традиционно обозначает симультанное использование различных форм представления информации и ее обработки в единой интерактивной оболочке. Например, в такой
11
оболочке может содержаться текстовая, аудиальная, графическая и видео информация, а также, система интерактивного взаимодействия с ней - интерфейс.
С началом интенсивного развития компьютерных технологий в XX веке появились художественные компоненты мультимедиа, которые стали взаимодействовать между собой (звукозрительные, интерактивные, информационные).
Основным звеном в функционировании этих компонентов был и остается человек - пользователь, который посредством представленной ему системы управления - интерфейса - взаимодействует с мультимедиа произведениями. Также возможно и пассивное взаимодействие, но это, как правило, больше относится к современным кинофильмам. Так или иначе, художественные компоненты мультимедиа взаимодействуют между собой, чаще всего в заранее созданной, подготовленной для этого среде - простой и понятной для пользователя. Также компоненты взаимодействуют и в средах, предназначенных для создания новых произведений искусства - например программах для видео и аудио монтажа.
Сам термин мультимедиа часто применяется к различным носителям информации, которые позволяют храниться большим объемам данных и обеспечивают высокую скорость доступа к файлам (например: «Компакт диски — Compact Disc). В этом случае понятие мультимедиа обозначает то, что компьютер использует данные носители и предоставляет информацию через все доступные возможности и виды данных - видео, аудио, изображение, анимация и другие виды в дополнение к обычным способам доступа к информации.
Предпосылкой возникновения мультимедиа считается концепция организации памяти Мешех, предложенная в 1945 году зарубежным
ученым Бушем В.2. Она позволяла искать информацию в соответствии со смысловым содержанием, а не формальным или примерным признакам - таким, как индексы или слова. Данная технология нашла свое применение изначально в виде системы гипертекста3, позже в гипермедиа4 и наконец, в мультимедиа технологиях, которые объединили в обе системы. Массовое развитие мультимедиа началось с 80-х годов XX века, благодаря американскому ученому и бизнесмену Б. Гейтсу, который придумал и реализовал мультимедийный продукт на основе музейной базы данных служебной инвентаризации, в которой он использовал все возможные среды мультимедиа - звук, анимацию, изображения. Система была разработана для «Национальной художественной галереи Лондона» (National Art Gallery. London). Этот продукт собрал в себе три главных принципа мультимедиа: предоставление информации при помощи комбинации нескольких воспринимаемых «сред»; наличие разных «сюжетных линий» в содержании готового произведения или продукта, художественный дизайн интерфейса. Это один из первых ярких примеров современного вида мультимедиа продукта.
2 Вэнивар Буш — американский инженер, разработчик аналоговых компьютеров, администратор и организатор научных исследований. Советник по науке при президенте Рузвельте. Автор статьи «Как мы можем мыслить» (англ. As We May Think), в которой предложил прообраз гипертекстового устройства Мешех.
3 Гипертекст - сложноорганизованная текстовая структура, содержащая ссылки на другие тексты.
4 Гипермедиа — термин, введённый Тедом Нельсоном. Гипермедиа — это гипертекст, в который включены графика, звук, видео, текст и ссылки, для того чтобы создать основу для формирования нелинейной среды информации. Гипермедиа соотносится с определением мультимедиа, которое используется чтобы описать неинтерактивные последовательные данные так же, как и гипермедиа.
Впоследствии, с появлением мощного программного обеспечения (а именно Microsoft Windows, созданного тем же Билом Гейтсом) мультимедиа технологии получили платформу для развития, которой ранее не существовало. В настоящее время под управлением операционных систем семейства Windows работает около 90% персональных компьютеров5 и подавляющая часть мультимедиа программ работает под управлением данных систем.
Широкое распространение мультимедиа произошло из-за развития компьютерной техники и широкой доступности этой техники потребителям в XX веке. Использование и развитие средств мультимедиа идет пропорционально с развитием компьютерных технологий. Само использование мультимедиа обуславливается тем, что упрощает множество повседневных задач, открывает новые, широкие возможности для творческих решений. Развитые средства мультимедиа открыли возможности создавать новые виды произведений искусства при помощи компьютерной техники. Примером простого технологически-художественного использования является программа, поставляемая в комплекте с операционной системой Windows последних поколений - Windows movie maker. Данная программа позволяет неподготовленному и не имеющему представлений о видеомонтаже человеку монтировать отснятый на домашнюю камеру видеоматериал, создавая различные заголовки, титры эффекты и многое другое. Пользователь, понимающий как работать с операционной системой Windows, быстро справляется с изучением работы Windows movie maker, таким образом, имея возможность создавать собственный фильм на бесплатном программном обеспечении, без обращения к специалистам по видеомонтажу. Работая в этой программе, человек
5 По данным статистики исследовательской компании Net Applications -использование наиболее популярных клиентских операционных систем за период с марта 2009 года по январь 2010 года.
14
может создать завершенное произведение кинематографического искусства.
Помимо приведенного примера существуют программы, позволяющие так же легко редактировать музыку, фотографии и текст6.
В последнее десятилетие развитие художественных форм мультимедиа происходит особенно интенсивно, что подтверждается как на практике, так и в научных трудах7. Это развитие можно назвать «предысторией» нового вида искусства, которое неотъемлемо от технического прогресса. Данную точку зрения можно найти у некоторых
8 9
зарубежных специалистов, например у Беньямина Вальтера и других . Новые мультимедиа средства не могут так открыто указывать на свою принадлежность к возможности создания того или иного художественного произведения, так как они более сложны и разнообразны. Как пишет в своей работе И.Н. Дворко10 первые мультимедийные технологии не позволяют даже предположить возможность организации такой природы диалогового взаимодействия
6 Например, программы: Google Picasa, adobe acrobat и другие.
7 Ждан В.Н. Введение в эстетику фильма [Текст] / В.Н. Ждан. - М.: Искусство, 1972.
Ждан В.Н. Эволюция киновыразительности [Текст] / В.Н. Ждан // Кинематограф сегодня [Текст]. - М., 1971.
8 Беньямин В. Произведение искусства в эпоху его технической воспроизводимости. Избранные эссе. Немецкий культурный центр имени Гёте [Текст] / В. Беньямини. - М.: МЕДИУМ, 1996.
9 Делёз Ж. Кино [Текст] / Ж. Делёз. - М.: Ад Маргинем, 2004.
Мириманов В.Б. Европейский авангард и традиционное искусство [Текст] /
В.Б. Мириманов // Мировое древо. Arbor mundi. 1992.
9 Дворко Н.И. Режиссура мультимедиа: Генезис, специфика, эстетические
принципы [Текст]: автореферат диссертации ... доктора искусствоведения: 17.00.03 / Н.И. Дворко; Ин-т повышения квалификации работников
телевидения и радиовещания. - М., 2004. - С. 47
15
автора и зрителя, которая необходима для существования интерактивного аудиовизуального искусства. Мощным средством художественного творчества является интерактивность, слишком не просто осуществить «интуитивное», «органичное» взаимодействие человека с художественной средой через посредника. Даже если этим посредником является созданный человеческим разумом современный компьютер. Подобной точки зрения придерживаются и некоторые другие специалисты11.
Мультимедиа средства обладают собственной спецификой, которая обусловлена эстетической природой интерактивной художественной среды, особенностью ее восприятия, нелинейной драматургией, выразительными возможностями мультимедиа и тесным взаимодействием творчества с новейшими компьютерными, информационными и коммуникационными технологиями.
В разных видах и многообразных формах новейшего
аудиовизуального средства коммуникации масс уже сейчас имеются
12
мультимедиа-продукты, относящиеся к художественным явлениям .
Мультимедиа средства упрощают, оптимизируют деятельность, открывают новые возможности13, развлекают и развивают людей. Таким
11 Эскотт Р. Интерактивное искусство: на пороге постбиологической культуры // Биомедиале. Современное общество и геномная культура. /Сост. и общ. ред. Д.Булатова. - Калининград: КФ ГЦСИ, ФГУИПП «Янтарный сказ», 2004. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://biomediale.ncca-kaliningrad.ru/index.php3? blang=ru&author=ascott - открытый
12 Дворко Н.И. Режиссура мультимедиа: Генезис, специфика, эстетические принципы [Текст]: автореферат дис. ... доктора искусствоведения: 17.00.03 / Н.И. Дворко; Ин-т повышения квалификации работников телевидения и радиовещания. - М., 2004. - С. 48
13 Google earth - программа, позволяющая видеть любые области планеты Земля через снимки спутников.
образом, их можно рассматривать как яркий пример новой стадии в развитии информационных технологий.
Эволюция возможностей компьютерной техники предопределяет развитие мультимедиа во всех сферах использования. Вышесказанное обосновывает необходимость детального исследования
функционирования этих средств в социокультурном контексте, в том числе - и с позиции восприятия их художественной специфики. Получив колоссальное развитие в XX веке, мультимедиа средства и технологии нашли свое применение в различных сферах деятельности. В следующем разделе и будут рассмотрены эти области.
2. Области применения выразительных средств и технологий мультимедиа в различных сферах деятельности.
В современном мире существует множество примеров уникального использования выразительных средств мультимедиа. Уже сейчас эти средства связаны не только с областями, в которых применяется сложная компьютерная техника. Уникальностью использования средств мультимедиа могут служить следующие примеры:
A) Использование мультимедиа средств дает возможность продемонстрировать ученикам или студентам некоторые опыты по химии и физике, выполнить которые в школьных условиях нельзя.
Б) При помощи выразительных средств мультимедиа возможно «переместиться в пространстве» показать и показать изучаемые в искусствоведении древние экспонаты музеев или великие памятники архитектуры и археологии, не покидая учебной аудитории.
B) Профессиональная подготовка пилотов невозможна без специальных мультимедиа тренажеров, которые моделируют реальные ситуации и требующие интерактивного взаимодействия с летчиком.
Целесообразность использования выразительных средств мультимедиа можно показать на простом примере: как правило,
17
презентации, которые сопровождаются яркими изображениями или анимацией14, являются визуально гораздо более привлекательными, по сравнению со статическим текстом, и они помогают поддерживать высокий эмоциональный уровень, дополняющий материал, который представляют. Аналогов мультимедиа презентаций нет.
В зависимости от конкретной сферы использования, следует говорить о следующих областях применения мультимедиа:
1. Искусство
2. Образование
Похожие диссертационные работы по специальности «Теория и история искусства», 17.00.09 шифр ВАК
Компьютерная графика в экранных искусствах рубежа XX - XXI веков2012 год, кандидат наук Селезнев, Артем Евгеньевич
Художественно-выразительные средства компьютерных игр: типология и эволюция2011 год, кандидат искусствоведения Мошков, Никита Алексеевич
Развитие мультимедийной культуры в информационном обществе2010 год, доктор культурологии Елинер, Илья Григорьевич
Влияние эстетики видео и специфики телеискусства на эволюцию киноязыка2007 год, кандидат искусствоведения Потемкин, Сергей Витальевич
Анимационное произведение: типология и эволюция образных средств2011 год, кандидат искусствоведения Попов, Евгений Александрович
Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Бобров, Виталий Андреевич, 2012 год
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1) Абрамян Д.Н. Общепсихологические основы художественного творчества (теоретико-методологические проблемы) [Текст] / Д.Н. Абрамян. - М.: б/и, 1994. - 321 с.
2) Арабов Ю.Н. Кинематограф и теория восприятия [Текст] / Ю.Н. Арабов. -М.: ВГИК, 2003. - 106 с.
3) Арнхейм Р. Кино как искусство [Текст] / Р. Арнхейм. - М.: Иностранная литература, 1960. - 206 с.
4) Арнхейм Р. Искусство и визуальное восприятие [Текст] / Р. Арнхейм; пер. с англ. - М.: Прогресс, 1974. - 392 с.
5) Арнхейм Р. Новые очерки по психологии искусства [Текст] / Р. Арнхейм; пер. с англ. - М.: Прометей, 1994. - 352 с.
6) Баранов O.A. Медиаобразование в школе и вузе [Текст] / O.A. Баранов. - Тверь: ТГУ, 2002. - 87 с.
7) Вельская С.А. Проблемы цвета в экранных искусствах [Текст] : автореф. дис. ... канд. филос. наук 24.00.01 / С.А. Вельская; Моск. гос. ун-т культуры. - М., 1999. - 20 с.
8) Бент Б. Андерсен, Катя ван ден Бринк. Мультимедиа в образовании [Текст] / Бент Б. Андерсен, Катя ван ден Бринк. - М.: Дрофа, 2007. - 224 с.
9) Беньямин В. Произведение искусства в эпоху его технической воспроизводимости. Избранные эссе. Немецкий культурный центр имени Гёте [Текст] / В. Беньямини. - М.: МЕДИУМ, 1996.-239 с.
10) Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности.Трактат по социологии знания [Текст] / П. Бергер, Т. Лукман. - М.: Медиум, 1995. - 323 с.
11)Березовчук JI.H. Инструментальные и психологические основания в контексте современных аудиовизуальных практик [Текст] / Л.Н. Березовчук // Искусство и новые технологии. Методологические проблемы современного искусствознания. [Текст]. - СПб.: РИИИ, 2001. - вып. 7. - 72 с.
12) Психология развития. [Текст] / /Под ред. А.К. Болотовой и О.Н. Молчановой. - М: ЧеРо, 2005. - 143 с.
13) Белл Д. Грядущее постиндустриальное общество [Текст] / Д. Белл - М.: Академия 2004. - 578 с.
14) Борев Ю.Б. Художественное общение и его языки. Теоретико-коммуникативные и семиотические проблемы художественной культуры [Текст] / Ю.Б. Борев // Теории, школы, концепции (критические анализы): Художественная коммуникация и семиотика [Текст]. Сб. ст. - М.: Наука, 1986.- 190 с.
15)Браславский П.И. Технология виртуальной реальности как феномен культуры конца XX - начала XXI веков [Текст]: Дис. ... канд. культурологии. / П.И. Браславский; Уральский государственный университет им. А.М.Горького. - Екатеринбург, 2003. - 163 с.
16) Бычков В.В., Маньковская Н.Б. Виртуальная реальность в пространстве эстетического опыта [Текст] / В.В. Бычков, Н.Б.Маньковская // Вопросы философии [Текст]. - 2006. - № 11. - 120 с.
17)Варакин A.C. AutoCAD 2006 [Текст] / A.C. Варакин. - М.: Диалектика, 2006. - 640 с.
18) Волков H.H. Художественное восприятие. [Текст] / H.H. Волков
М, 1997, -281 с.
19) Вудвортс Р. Этапы творческого мышления [Текст] // Хрестоматия по общей психологии. Психология мышления. /Р. Вудвортс; под ред. Ю.Б.Гиппенрейтер и В.В.Петухова. - М.: МГУ, 1984. - 400 с.
20) Гальперин П.Я. Введение в психологию [Текст] / П.Я. Гальперин - Ростов на Дону, 1999. - 200 с.
21)Гвон Гюн Гжа. Художественно-эстетическая специфика звука в анимационном кино [Текст]: автореферат дис. ... кандидата искусствоведения: 17.00.03 / Гвон Гюн Гжа; Всерос. гос. ин-т кинематографии им. С.А. Герасимова. - М., 2005. - 25 с.
22)Гаевский А. А. 100 % самоучитель Windows. Все версии от 98 до ХР. Установка, настройка и успешная работа: [Текст] / А. А. Гаевский — M.: Технолоджи-3000, 2006. - 400 с.
23) Глушаков C.B., Цуранов М.В. Лучшие программы для ПК: [Текст] / С. В. Глушаков, М. В. Цуранов — М.: ACT 2008. - 352 с.
24)Горюнова Н.Л. Художественно-выразительные средства экрана. Пластическая выразительность кадра: Учебное пособие [Текст] / Н.Л. Горюнов. - М.: ИПК РТР, Ч. 1, 2000. - 41 с.
25) Грановская P.M. Элементы практической психологии [Текст] /
P.M. Грановская - Л., 1988. - 120 с.
26) Гультяев А.К. Macromedia HomeSite 5.0. Инструмент подготовки Web-публикаций [Текст] / А.К. Гультяев. - М.: Корона-Принт, 2007. - 304 с.
27) Данчула А.Н. Информатика: Учебник [Текст] / под ред. А.Н. Данчула. - М.: Изд-во РАГС, 2004 . - 350 с.
28) Делёз Ж. Кино [Текст] / Ж. Делёз. - М.: Ад Маргинем, 2004. - 624 с.
29) Дворко Н.И. Режиссура мультимедиа: Генезис, специфика, эстетические принципы [Текст]: автореферат дис. ... доктора искусствоведения: 17.00.03 / Н.И. Дворко; Ин-т повышения квалификации работников телевидения и радиовещания. - М., 2004. - 47 с.
30)Дворко Н.И., Иоскевич Я. Б., Познин В.Ф. Мультимедиа: творчество, техника, технология [Текст] / Н.И. Дворко, Я.Б. Иоскевич, В.Ф. Познин. - СПб.: Изд-во СПбГУП, 2005. - 176 с.
31)Демшина А.Ю. Проблема взаимодействия искусств в эпоху постмодернизма: российская художественная практика [Текст]: Дис. ... канд. культурол. наук / А.Ю. Демшина; Санкт-Петербургский гос. ун-т. -СПб, 2003.- 165 с.
32) Деникин A.A. Иммерсивные и интерактивные художественные стратегии в видеоинсталляциях и видеоэнвайронментах [Текст] / A.A. Деникин // Вестник ВятГГУ [Текст]. - 2008. - №4(2). Том 2. Филология и искусствоведение. - 135 с.
33)Дракер П. Постэкономическое общество [Текст] / Дракер М.:
Академия 1993 -350 с.
34) Дианова В.М. Постмодернистская философия искусства: истоки и современность [Текст] / В.М. Дианова. - СПб: Изд-во «Петрополис», 1999.
- 240 с.
35)Догадин Н.Б. Архитектура компьютера: [Текст] / Н. Б. Догадин
— СПб.: Бином. 2008. - 272 с.ера. [Текст] / С. В. Киселев, С. В. Алексахин, А. В. Остроух, Н. Е. Суркова — Санкт-Петербург, Академия, 2010. - 90 с.
36) Дубровина И.В. Психология. [Текст] / И.В. Дубровина - М.: Академия, 2002. - 190 с.
37) Ефимов Е. Г. Использование социальных сетей как вид профессиональной компетенции в образовательной сфере / Ефимов Евгений Геннадиевич // Инновационное развитие человеческих ресурсов региона, всерос. науч.- практ. Конф. (2011; Волгоград). Всероссийская научно — практическая конференция "Инновационное развитие человеческих ресурсов региона «, 18-19 ноября 2011 г, Волгоград: [материалы]. — Волгоград : Издательство ФГОУ ВПО ВАГС, 2011. — 500 с.
38)Ждан В.Н. Введение в эстетику фильма [Текст] / В.Н. Ждан. - М.: Искусство, 1972. - 326 с.
39) Ждан В.Н. Эволюция киновыразительности [Текст] / В.Н. Ждан // Кинематограф сегодня [Текст]. - М., 1971. - вып. 2. -213 с.
40) Зозуля Ю.М. Тонкая настройка компьютера с помощью BIOS [Текст] / Ю. М. Зозуля — СПб.: Питер, 2010,- 176 с.
41) Игнатьев М.Б., Никитин A.B. Электронные декорации и аватары как новый элемент театрально-декоративного искусства информационного общества // Технологии информационного общества - Интернет и современное общество: труды VI Всероссийской объединенной конференции. Санкт-Петербург, 3 - 6 ноября 2003 г. - СПб.: Изд-во Филологического ф-та СПбГУ, 2003.
42) Ильин Р.Н. Изобразительные ресурсы экрана [Текст] / Р.Н. Ильин. -М.: Искусство, 1973. - 255 с.
43)Иоскевич Я.Б. Новые технологии и эволюция художественной культуры [Текст] / Я.Б. Иоскевич. - СПб.: РИИИ, СПбГУКИТ, 2003. - 191 с.
44) Искусство мультимедиа: мультимедиа и техника [Текст] / Под науч. ред. Т.Е. Шехтер. - СПб.: Изд-во СПбГУП, 2010. - 204 с.
45) Кагермазова Л.Ц. Возрастная психология [Текст] / Л.Ц. Кагермазова. - Кабардино - Балкария: ДПО КБГУ, 2009. - 388 с.
46)Казарян Р. Эволюция форм киносинтеза [Текст] / Р. Казарян // Искусство кино [Текст]. - М., 1982. - №7.-160 с.
47) Кастельс Мануэль. Становление общества сетевых структур [Текст] / Мануэль Кастельс. - М.: 1999. - 505 с.
48)Керлоу A.B. Искусство анимации и спецэффектов [Текст] / A.B. Керлоу. - М: Вершина, 2004. - 465 с.
49) Кирнарская Д. И Психология музыкальной деятельности: Теория
и практика. [Текст] / Д.И. Кирнарская - М., 2003. - 200 с.
130
50) Кириллова Н.Б. Медиакультура: от модерна к постмодерну [Текст] / Н.Б. Кириллова. - М.: Академический проект, 2005. - 448 с.
51) Кон И. С. Психология ранней юности [Текст] / И.С. Кон — М.: Просвещение, 1989. — 256 с.
52) Киселев С.В, Алексахин С.В, Остроух А. В, Суркова Н.Е. Аппаратные средства персонального компьютера. [Текст] / С. В. Киселев, С. В. Алексахин, А. В. Остроух, H. Е. Суркова — Санкт-Петербург, Академия, 2010. - 64 с.
53) Кравченко А.И. Социология: Общий курс. Учебное пособие для вузов [Текст] / А.И. Кравченко. - M.: ПЕРСЭ; Логос, 2002. - 640 с.
54)Крайг Г., Бокум Д. Психология развития [Текст] / Г. Крайг, Д. Бокум; научный редактор перевода - Т. В. Прохоренко. - 9-е изд. - СПб.: Питер, 2005.-940 с.
55)Кривцун O.A. Художник XX века: поиски смысла творчества [Текст] / O.A. Кривцун // Человек. - 2002. - №2. - 100 с.
5 6) Крупник Е.П. Психологическое воздействие искусства [Текст] / Е.П. Крупник. - М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 1999. - 240 с.
57)Крапивенко A.B. Технологии мультимедиа и восприятие ощущений [Текст] / A.B. Крапивенко. - М: Бином. Лаборатория знаний, 2009. - 271 с.
58)Кореневская О.В. Windows Media Player 11: О. В. Кореневская [Текст] / О. В. Кореневская — M.: HT Пресс, 2007 г.- 192 с.
59) Леонтьев В.П. Мультимедиа. Фото, видео и звук на компьютере [Текст] / В.П. Леонтьев. - М.: Олма Медиа Групп, 2009. - 379 с.
60) Лотман Ю.М, Цивьян Ю.Г. Диалог с экраном [Текст] / Ю.М. Лотман, Ю.Г. Цивьян. - Таллин: Александра, 1994. - 416 с.
61) Лотман Ю.М. Семиотика кино и проблемы киноэстетики [Текст] / Лотман Ю. М. // Об искусстве. [Текст]. - Таллин: Ээсти раамат, 1973.- 138 с.
62) Лисовский В. Т. Молодежь: Любовь, брак, семья: Социологическое исследование [Текст] /В.Т. Лисовский - Л.: б/и, 2004.
63) Лукач Д. Своеобразие эстетического. В 4-х т. Т.4. [Текст] / Д. Лукач. - М.: Прогресс, 1987. - 413 с.
64) Маклюэн Г. М. Понимание Медиа: Внешние расширения чело-века [Текст] / Г.М. Маклюэн М. -Жуковский: Кучково поле, 2003. — 464 с.
65) Мартен М. Язык кино [Текст] / М. Мартен.- М.: Искусство, 1959. -292 с.
66) Мириманов В.Б. Европейский авангард и традиционное искусство [Текст] / В.Б. Мириманов // Мировое древо. Arbor mundi. [Текст]. - 1992. -№2.-121 с.
67) Могилевич Б.Р. Межкультурная коммуникация в системе социологического знания [Текст] / Б.Р. Могилевич. - Саратов: Научная
книга, 2008. - 275 с.
68) Моль А. Социодинамика культуры [Текст] / А. Моль; пер. с франц. Вст. статья, ред. и примеч. Б.В. Бирюкова, Р.Х.Зарипова и С.Н.Плотникова. - М.: Директмедиа Паблишинг, 2007. - 795 с.
69) Монастырский В.А. Киноискусство в социокультурной работе [Текст] / В .А. Монастырский. - Тамбов: ТГУ, 1999. - 147 с.
70) Мосалев Б.Г. Реально-виртуальный мир культуры: опыт концептуализации: Монография [Текст] / Б.Г. Мосалев. - М.: Экслибрис-
Пресс, 2008. - 424 с.
71)Негодаев И.А. Информатизация культуры: Монография [Текст] / И.А. Негодаев. - Ростов-на-Дону: ЗАО «Книга», 2003. - 320 с.
72) Орлов A.M. Анимация в компьютерных играх [Текст] / A.M. Орлов // Мир ПК [Текст]. - 1993. - № 1. - 90 с.
73) Орлов A.M. Духи компьютерной анимации. Мир электронных образов и уровни сознания [Текст] / A.M. Орлов. - М.: МИРТ, 1993.- 108 с.
74) Основы режиссуры мультимедиа-программ. [Текст] / Учебное пособие: — СПб.: СПбГУП, 2005 - 320 с.
75)Палагина H.H. Психология развития и возрастная психология [Текст] / H.H. Палагина. - М.: Московский психолого-социальный институт, 2005.-288 с.
76) Парыгин Б. Д. Социальная психология. Истоки и перспективы / Б. Д. Парыгин. — СПб: СПбГУП, 2010. — 533 с.
77) Пасько В.И. Энциклопедия ПК. Аппаратура. Программы. Интернет [Текст] / В. И. Пасько — М. БХИ, 2004.- 800 с.
78)Познин В.Ф. Аудиовизуальный продукт: технология плюс творчество: Монография. [Текст] / В.Ф. Познин. - СПб: СПбГУКиТ, 2006. -256 с.
79) Попов С.Н. Аппаратные средства мультимедиа. Видеосистема PC: [Текст] С. Н. Попов — М.: БХВ, 2000. - 400 с.
80) Потемкин C.B. Влияние эстетики видео и специфики телеискусства на эволюцию киноязыка [Текст]: автореферат дис. ... кандидата искусствоведения: 17.00.03 /C.B. Потемкин; Ин-т повышения квалификации работников телевидения и радиовещания. - М, 2007 - 24 с.
81) Практическая информатика: Учебное пособие для средней школы. Универсальный курс. - М.: [Текст] / ACT- 2003.. - 120 с.
82) Разлогов К.Э. Введение в экранную культуру: Новые аудиовизуальные технологии: Учеб. Пособие [Текст] / К.Э.Разлогов. - М.: Едиториал УРСС, 2005. - 484 с.
83) Разлогов К.Э. Искусство экрана: от синематографа до Интернета [Текст] / К. Э. Разлогов. - M.: РОСПЭН, 2010. - 287 с.
84) Разлогов К.Э. Роль техники в формировании и развитии «языка экрана // Что такое язык кино? / ВНИИ киноискусства Госкино СССР. -М.: Искусство, 1989. - 94 с.
85) Рождественская Н. В. Психология художественного творчества. [Текст] / Н.В. Рождественская - СПб., 1993. - 250 с.
86) Новые аудиовизуальные технологии [Текст] / Отв. ред. К.И. Разлогов. - М.: Едиториал УРСС, 2005. - 488 с.
87) Романов В.П., Курбаков К.И., Партыка Т.Д., Попов И.И. Основы информатики: учебное пособие. [Текст] . В.П. Романов, К.И. Курбаков, Т.Л. Партыка, И.И. Попов. - M.: Издательство "Экзамен", 2003. . - 250 с.
88) Рихтер Г. Борьба за фильм [Текст] / К. Э. Разлогов. - М.: Прогресс, 1981.- 160 с.
89) Рыбалко Е.Ф. Возрастная и дифференциальная психология: учебное пособие [Текст] / Е.Ф. Рыбалко. - Л.: ЛГУ, 1990. - 224 с.
90) Савченко H.A. Использование мультимедиа технологий в общем и среднем образовании [Текст] / H.A. Савченко. - М.: РУДН, 2006. - 120 с.
91) Скворцов, Л.В. Информационная культура и национальная безопасность /Л.В. Скворцов //НТИ. Сер.1. - 1997. - № 9. - 120 с.
92) Скибб Л. Дж., Хэйфмейстер Сюзен, Чеснат Анжела М. Оптимизация мультимедиа ПК [Текст] / Л. Дж. Скибб, Сюзен Хэйфмейстер, Анжела М. Чеснат; пер. с англ. - М.: Медиум, 1995. - 323 с.
93) Сотникова O.A. Игра и коммуникация в социальной виртуальной реальности [Текст]: Автореф. дис. ... канд. филос. наук. / О.О. Сотникова; Харьковский нац. ун-т им.В.Н.Каразина. - Харьков, 2005. - 17 с.
94) Симонович С.В.Информатика: Базовый курс [Текст] / C.B. Симонович - СПб.: Питер, 2002. . - 152 с.
95) Искусство мультимедиа. Мультимедиа и техника [Текст] / Под науч. ред. Т.Е.Шехтер. - СПб, Изд-во СПбГУП, 2010. - 198 с.
96)Спичкин A.B. Что такое медиаобразование [Текст] / A.B. Спичкин. - Курган: Изд-во курганского Института повышения квалификации и переподготовки работников образования, 1999. - 114 с.
97) Теракопян М. Л. Влияние компьютерных технологий на современный кинопроцесс[Текст]: автореферат дис. ... кандидата искусствоведения: 17.00.03 / М.Л. Теракопян; Моск. гос. ун-т культуры и искусств. - М, 2006. - 20 с.
98)Тоффлер Э. Третья волна [Текст] / Э. Тоффлер /- М.: Аст 1999. -
261 с.
99) Тихомиров O.K., Гурьева Л.Н. Психологический анализ трудовой деятельности, опосредствованной компьютерами [Текст] / O.K. Тихомиров, Л.Н. Гурьева // Психологический журнал [Текст]. - 1986. - № 5. - 130 с.
100) Тихомиров O.K., Белавина И.Г, Березанская Н.Б, Богданова Т.Г, Васильев И.А. Психология и практика автоматизации проектирования ЭВМ [Текст] / O.K. Тихомиров, Л.Н. Гурьева, Н.Б. Березанская, Т.Г. Богданова // Психологический журнал [Текст]. - 1982. - № 5. - 130 с.
101) Турлюн Л.Н. Компьютерная графика как особый вид современного искусства [Текст]: автореферат дис. ... кандидата искусствоведения: 17.00.04 / Л.Н. Турлюн; Алт. гос. ун-т Барнаул, 2006. -23 с.
102) Утилова Н.И. Природа аудиовизуального творчества. Язык и образная система телевидения [Текст]: автореф. дис.... д-ра искусствоведения: 17.00.03/ Н.И. Утилова; Всесоюз. ин-т повышения квалификации работников телевидения и радиовещания. - М, 2000. - 53 с.
103) Федоров A.B. Медиаобразование: история, теория и
методика [Текст] / A.B. Федоров. - Ростов: ЦВВР, 2001. - 708 с.
135
104) Федоров А.В. Видеоспор: Кино - видео - молодежь. [Текст] /
A.В.Федоров. - Ростов: Ростов, книж. изд-во, 1990. -80 с.
105) Федоров А.В. Медиаобразование: социологические опросы. [Текст] / А.В.Федоров. - Таганрог: Изд-во Кучма, 2007. -228 с.
106) Федоров А.В., Челышева И.В. Медиаобразование в России: краткая история развития [Текст] / А.В. Федоров, И.В. Челышева. -Таганрог: Познание, 2002. - 266 с.
107) Филиппов С.А. Киноязык и история. Краткая история кинематографа и киноискусства [Текст] / С.А. Филиппов. - М.: Alma-Anima, 2006. - 207 с.
108) Фролов И.К., Перелыгин В.А., Самойлов Е.Э. Разработка, дизайн, программирование и раскрутка web-сайта [Текст] / И.К. Фролов,
B.А. Перелыгин, Е.Э. Самойлов. - М.: Триумф, 2009. - 304 с.
109) Ханаи М.Р. Анимация и современное игровое кино: К проблеме использования новейших компьютерных технологий [Текст]: автореферат дис. ... кандидата искусствоведения: 17.00.03 / М.Р. Ханаи; Всерос. гос. ин-т кинематографии им. С.А. Герасимова. - М., 2003. - 26 с.
110) Шаповаленко И.В. Возрастная психология [Текст] / И.В. Шаповаленко. - М.: Гардарики, 2005. - 352 с.
111) Шехтер Т.Е. Современный художественный процесс: основные тенденции и перспективы развития [Текст] // Современное искусство и отечественный художественный рынок / Под ред. Т.Е.Шехтер. - СПб.: СПбГУП, 2005 - 150 с.
112) Шлыкова О.В. Культура мультимедиа [Текст] / О.В. Шлыкова. - М.: Гранд-фаир, 2004. - 414 с.
113) Шменк А., Вэтьен А., Кёте Р. Мультимедиа и виртуальные миры [Текст] / А. Шменк, А. Вэтьен, Р. Кёте. - М.: Слово, 1997. - 148 с.
114) Шубкин В.И. Человек и общество. Социальные проблемы молодёжи [Текст] / В.И. Шубкин. - Л.: б/и, 1969. - 150 с.
115) Югай И.И. Компьютерная игра как жанр художественного творчества на рубеже XX-XXI веков [Текст]: диссертация ... кандидата искусствоведения: 17.00.09 / И.И. Югай; С.-Петерб. гуманитар, ун-т профсоюзов. - СПб, 2008. - 226 с.
116) Богданов В, Татарников О. Интерактивное искусство и оборудование для виртуальной реальности // КомпьютерПресс. [Электронный ресурс]. - 1999. - № 7. Режим доступа: http://www.comp-ress.ru/Article.aspx?id=l 1161 - свободный (дата обращения: 15.03.2011 года)
117) Бондаренко Е.А. Экранный образ в контексте применения цифровых технологий // Вопросы Интернет Образования. [Электронный ресурс]. - 2008. - № 63. Интернет-журнал. Режим доступа: http://vio.uchim.info/Vio 63/ cd site/ articles/art 4 7.htm - свободный (дата обращения: 18.05.2011 года)
118) Браславский П.И. Театр и виртуальная реальность: предпосылки и перспективы конвергенции. Электронный журнал «ИССЛЕДОВАНО В РОССИИ». [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://zhurnal.ape.relarn.ru/articles/2003/008.pdf - свободный (дата обращения: 18.05.2011 года)
119) Ермилова Г.И. Постмодернизм как феномен культуры конца XX века // Информационный гуманитарный портал «Знание. Понимание. Умение»: Журнал «Знание. Понимание. Умение». [Электронный ресурс]. -2008. - №4. - Культурология. Режим доступа: http://www.zpu-iournal.ru/e-zpu/2008/4/Ermilova/ - открытый (дата обращения: 20.06.2011 года)
120) Зоммерер К, Миньоно Л. Использование принципов искусственной жизни в интерактивных компьютерных инсталляциях // Интернет-журнал BioMediale: Современное общество и геномная культура.
137
[Электронный ресурс] .Режим доступа: http://biomediale.ncca-kaliningrad.ru/?blang=ru& author=sommerer - открытый (дата обращения: 02.09.2011 года)
121) Костина А.В. Тенденции развития культуры информационного общества: анализ современных информационных и постиндустриальных концепций // Информационный гуманитарный портал «Знание. Понимание. Умение»: Журнал «Знание. Понимание. Умение». -2009. - № 4 - Культурология. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.zpu-iournal.rU/ezpu/2009/4/Kostina Information Society/ открытый (дата обращения: 01.02.2011 года)
122) Малевич К.С. О новых системах в искусстве [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.literature.by/files/200 22.pdf - открытый
123) Негодаев И. А. Информатизация культуры. Экранная, компьютерная, Интернет-культуры. Что такое экранная культура? [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://business.polbu.ru/negodaev informculture/chl5 ii.html - открытый (дата обращения: 01.02.2011 года)
124) Немцова Н.И., Глазов С. О компьютерной графике, искусстве и времени // Hardline.ru. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.hardline.rU/3/37/768/ - открытый (дата обращения: 07.02.2011 года)
125) Эскотт Р. Интерактивное искусство: на пороге постбиологической культуры // Биомедиале. Современное общество и геномная культура. /Сост. и общ. ред. Д.Булатова. - Калининград: КФ ГЦСИ, ФГУИПП «Янтарный сказ», 2004. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://biomediale.ncca-kaliningrad.ru/index.php3? blang=TU&author=ascott - открытый (дата обращения: 03.03.2011 года)
126) Юхвид А.В. Философские проблемы виртуальной реальности в творчестве, искусстве и образовании. [Электронный ресурс].
138
Режим доступа: http://www.yukhvid.narod.ru/Doklad Ekaterinburg.htm -открытый (дата обращения: 03.03.2011 года)
127) Castells Manuel. The Rise of the Network Society. [Текст] / Castells Manuel. London, Blakwell Publishers, 1996
128) Communities in cyberspace / Ed. by M.A. Smith, P. Kollock. L.; [Текст] /М.A. Smith, P. Kollock. L N.Y.: Routledge, 1998.
129) De Souza J., Agoulmine N. Multimadia Management (Innovative Technology Series: Information Systems and Networks),[Текст] / J.De Souza ,N. Agoulmine, 1998.
130) Eaglton T. The Illusions of Postmodernism / Eaglton. [Текст] / Т. Eaglton - Oxford, Cambridge (UK); Mass. (USA): Blackwell Publishers, 1966.
131) Foundations of Distance Education /Desmond Keegan, 3-rd ed., [Текст] / Desmond Keegan, 3-rd Routledge, 1996.
132) James W.Chesebro; Terry Haute; Dale A. Bertelsen Analyzing Media: Communication Technologies as symbolic and Cognitive Systems /James W.Chesebro; Terry Haute; Dale A. Bertelsen [Текст] / James W.Chesebro; Terry Haute; Dale A. Bertelsen Guilford Press, USA, 1996.
133) Hansen M. New Philosophy for New Media. [Текст] / M. Hansen - MIT Press, Cambridge, MA, 2004.
134) I in the Sky: Visions of the Information Future. Edited by Alison Scammell. [Текст] / Alison Scammell Aslib, 1999.
135) Information Insights: Case Studies in Information Management. Edited by Sylvia Simmons. [Текст] / by Sylvia Simmons. Aslib, 1999.
136) Internet Society (ISOC). All about the Internet: History of the Internet [on-line], Reston (VA): ISOC.ORG, 1993-2000. Date of access:
139
February 08, 2000. [Электронный ресурс]. Available on URL: <http://www.isoc.org/guest/zakon/Internet/History/>- открытый (дата обращения:)
137) Knowledge as Culture: The New Sociology of Knowledge /E.Doyle McCarthy, [Текст] / E.Doyle McCarthy. Routledge, L.-NY, 1999.
138) Professional Competence and Higher education: The Asset Programme /Richard Winter, Maire Maisch Falmer [Текст] / Richard Winter, Maire Maisch Falmer Press, UK, 1996
139) Rheingold H. The virtual community: Homesteading on the electronic frontier. [Текст] / H. Rheingold AddisonWesley, 1993.
140) Tribe M„ Jana R, Grosenick U. New Media Art / [Текст] / M. Tribe, R. Jana, U. Grosenick, 2001.
141) The Internet: its Impact and Evaluation. Edited by David Nicholas and Ian Rowlands. [Текст] / David Nicholas and Ian Rowlands Aslib, 2000.
142) Packer R. Multimedia: From Wagner to Virtual Reality. / [Текст] /R. Packer, 2001.
143) Prabhakaran B. Multimedia Database Management Systems, / [Текст] / В. Prabhakaran, 2001.
144) Schauble P. Multimedia Information Retrieval: Content-Based Information Retrieval from Large Text and Audio Databases, / [Текст] / P. Schauble, 2000.
145) Stewart C, Kowaltzke A. Media: New Ways and Meanings (second edition). / [Текст] / С. Stewart, A.Kowaltzke - JACARANDa, Milton, Sydney, 1997.
146) Perner P. Data Mining on Multimedia Data. / [Текст] / P. Perner, 2001.
147) Vince J, Earnshaw R. Digital Media: The Future. . / [Текст] / J. Vince, 2002.
148) Wellman B. et al. Computer networks as social networks: Collaborative works, telework, and virtual community // [Текст] / В. Wellman Annual review of sociology, 1996.
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.