Художественная жизнь Кузбасса во второй половине XX века тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 17.00.04, кандидат искусствоведения Рысаева, Татьяна Дмитриевна
- Специальность ВАК РФ17.00.04
- Количество страниц 261
Оглавление диссертации кандидат искусствоведения Рысаева, Татьяна Дмитриевна
ВВЕДЕНИЕ.
У 1 ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ ХУДО-ф ЖЕСТВЕННОЙ ЖИЗНИ КУЗБАССА.
1.1 Сущность понятия «художественная жизнь».
1.2 Культурное преобразование Кузбасса в 1930-1950-х годах. j g
1.3 Становление изобразительного искусства Кузбасса в 1960-1980 гг.: организация творческого союза художников, открытие картинной галереи, выставочная деятельность.
1.4 Развитие творческого союза. Начало кризисной ситуации пзо ф бразительного искусства Кузбасса в 1980-1990-х гг.
1.5 Роль областной картинной галереи в художественной жизни
Кузбасса.
2 РАЗВИТИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ КАК ВАЖНОЙ СОСТАВЛЯЮЩЕЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЖИЗНИ КУЗБАССА.
2.1 Концептуальные подходы к исследованию вопросов художественной подготовки специалистов: исторический аспект.
2.2 Истоки художественного образования в Кузбассе.
2. 3 Развитие системы начального профессионального художест-® венного образования в Кузбассе (1967-1980-е гг.).
2.4 Подготовка специалистов в области художественной культуры среднего и высшего звена.
I 3 РАЗВИТИЕ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА КУЗБАССА
В ПОСЛЕДНЕЙ ЧЕТВЕРТИ XX ВЕКА. 11«
3.1 Формирование художественного рынка как основная тенденция развития художественной жизни Кузбасса в последней четверти XX в. j j q
3.2 Образование молодежных творческих группировок.
3.3 Областная программа «Духовное возрождение Кузбасса».
3.4 Деятельность Кемеровской областной организации Союза художников России в новых исторических и экономических условиях.
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Изобразительное и декоративно-прикладное искусство и архитектура», 17.00.04 шифр ВАК
Мемориальные доски как художественно-историческое наследие города Кемерово: вторая половина XX - начало XXI вв.2013 год, кандидат искусствоведения Рысаева, Светлана Фаритовна
Творчество скульптура А.П. Хмелевского в контексте художественных тенденций в изобразительном искусстве последней трети XX - начала XXI века2012 год, кандидат искусствоведения Ткаченко, Андрей Викторович
Омск - региональный центр художественной жизни Сибири во второй половине XX века2005 год, кандидат искусствоведения Бабикова, Татьяна Васильевна
Становление и развитие художественной культуры на Южном Урале: (20 - 80-е гг. XX в. )2000 год, кандидат исторических наук Трифонова, Галина Семеновна
Институты трансляции изобразительного искусства в социальной истории современного города: на материалах Омска и Новосибирска. Конец XX - начало XXI вв.2008 год, кандидат исторических наук Урванцева, Александра Александровна
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Художественная жизнь Кузбасса во второй половине XX века»
Актуальность темы исследования определяется необходимостью воссоздания общссибирской панорамы художественной жизни второй половины XX века, так как в настоящее время нет такого общего взгляда на культуру Сибири ушедшего столетия. В условиях глобализации обозначилась четкая тенденция обезличивания культуры, в русле этой проблемы возрастает ценность научных трудов регионального характера, направленных на поддержание преемственности развития искусства и культуры региона.
Актуальность темы определяется также необходимостью выявления предпосылок, обстоятельств и последствий решительного поворота, который произошел в советской России в 1985 году, в связи с перестройкой, глубоко отразившегося на художественной жизни всей страны, в том числе Сибири. Это время породило совершенно новую социальную психологию, новые художественные идеи, наметило новые пути эстетического самоопределения общества, оказало влияние на представление художников о своей миссии в условиях духовной свободы личности.
В условиях современного переходного этапа развития российской культуры остро стоит проблема ее сохранения и продвижения как целостной системы. Решить эту проблему успешно возможно только па основе глубокого изучения исторического прошлого, анализа опыта развития российской культуры в XX веке. Подобный анализ особенно важен для разработки модели развития художественной культуры и изобразительного искусства в условиях сибирского региона на современном этапе. Все это актуализирует тему данного исследования.
Степепь научной проработанности проблемы. В конце 1960-х и, главным образом, в течение 1970-х годов были опубликованы монографии, статьи и коллективные труды, рассматривающие проблемы художественной жизни
России. Наиболее значительные из них - труды Г. Ю. Сгернина, исследования Н. Д. Никапдровой, Л. Н. Столович. Не меньший интерес представляют теоретические дискуссии на страницах журналов «Искусство», «Художник» в публикациях А. И. Морозова, М. Н. Яблонской, А. М. Кантора, А. А. Каменского и других авторов. Этого нельзя сказать о художественной жизни Сибири, исключение составляют работы П. Д. Муратова. После зональных выставок «Сибирь социалистическая» на страницах специализированных журналов по искусству («Художник», «Искусство», «Творчество», «ДПИ СССР») обзоры сибирского искусства делали А. Дмитренко, В. Лапшин, И. Купцов, Н. Соловьева-Валынская.
На рубеже ХХ-ХХ1 столетий эта проблема явилась предметом пристального внимания искусствоведов региона. Об этом свидетельствует завершенные исследования Т. М. Степанской (Барнаул, 1987-2005), 10. П. Лыхина (Иркутск, 1999), А. Б. Белецкого (Барнаул, 2003), Н. И. Сизевой (Тюмень, 2004), Е. А. Мальцевой (Барнаул, 2005), И. Девятьяровой (Омск, 1999), Л. И. Овчинниковой (Томск, 2006). В трудах названных авторов рассмотрено преимущественно изобразительное искусство Сибири, его проблематика, стили, творчество конкретных художников. Отдельные авторы обратили свой исследовательский интерес на историю художественного образования, музейное строительство, выставочную деятельность творческих союзов региона.
Художественная жизнь Кузбасса представлена в литературе фрагментарно, чаще всего не в научной, а популярной, краеведческой интерпретации, в местной периодической печати. Можно назвать лишь труд В. А. Откидач «Художники Кузбасса» (1983), в котором дан обзор основных эволюционных этапов истории искусства Кузбасса. Монография основана на широком историографическом материале в рамках 1960-х - начала 1980-х годов. Анализируя становление Кемеровского отделения Союза художников РФ, В. А. Откидач иишет: «Процесс роста организации совпал с напряженным этапом развития советского искусства. Расширившееся понимание традиций, публицистическая и полемическая заостренность суждений о проблемах искусства, стремление к монументально-значимому высказыванию требует от каждого художника самостоятельности решений»[64, С. 167].
3. Естамонова в научно-популярной книге «Сотворение рябины» (1979) рассказывает о творчестве кузбасских живописцев старшего поколения: А. Кирчанова, П. Чернова, В. Зевакина, Н. Бачинина, И. Филичсва, Н. Шемарова, графика А. Ананьина и других. В книге этого же автора - «Судьба художника Ганса-Юргиса Прейсса» (1990) - описана непростая судьба яркого мастера, волею судьбы заброшенного в Сибирь, и оставившего в искусстве Кузбасса свой неповторимый след, основанный на влиянии западноевропейского искусства начала XX века.
В учебном пособии для учителей «Советское изобразительное искусство Кузбасса» (1994), Л. Оленич рассматривает современное искусство Кузбасса как часть сибирской художественной культуры. Большой интерес представляет труд Л. Даниловой «Из истории художественной жизни Новокузнецка 19301990 годы. Справочники» (1999). В ней содержится информационно-справочный словарь, включающий информацию о выставках и краткие библиографии художников.
Аналогичное издание «Художники Кемерова. 1930-2003» подготовила в 2003 году М. 10. Чертогова. Своей концепцией справочник близок книге памяти, раскрывающей историю в лицах. «Необходимость подобного издания особенно ощутимо сегодня, когда умирают ветераны, унося с собой бесценные свидетельства прошлого, многие художники разъезжаются по разным городам страны - их имена забываются, появляются молодые, не учтенные ни в одном из справочных изданий. Еще несколько лег - и отдельные судьбы затеряются во времени навсегда, а история, как известно, не терпит белых пятен» [120, С.4].
Т. Д. Рысаева в монографии «Василий Селиванов. Художник. Педагог» (2002) сделала попытку па фойе творчества художника проанализировать время становления в 1965-80 годах дизайнерского искусства в Кузбассе, основоположниками которого стали В. А. Селиванов и В. А. Алексеев. 3. Н. Естамопова в книге «Здравствуй, художник» (2003) в форме «эссе» рассказывает о своих встречах с художниками. Эти монографии интересны еще и тем, что имеют мемуарный характер, являются воспоминаниями и источниками исследования художественной жизни Кузбасса.
Важными источниками изучения художественной жизни Кузбасса явились материалы персональных, групповых художественных выставок, отраженных в каталогах и буклетах, публикациях в местной и центральной периодической печати о кузнецких художниках.
Анализ литературы позволяет сделать вывод о том, что историко-культурный процесс Кузбасса не нашел развернутого отражения в специальной литературе: имеющиеся публикации являют собой либо интересную главу из истории изобразительного искусства, либо «реальный комментарий» к этой истории, а хронологические рамки ограничиваются серединой XX пека. Задача данного исследования - восполнить этот пробел.
Хронологические рамки исследования ограничены рамками второй половины XX века. Это обусловлено тем, что в потоке перемен, охвативших художественную жизнь, резко обострилось противостояние традиционного искусства и поисков новых форм в творчестве художников. Эти попеки, в свою очередь, обострили столкновения самых различных эстетических вкусов, духовных ценностей и материальных потребностей. Происшедшие перемены требуют объективного анализа и оценки, четкого обозначения границ существующих художественных концепций, актуальных проблем искусства, по-разному воплощающих извечную нравственно-эстетическую проблему отношений человека и окружающего мира.
Территориальные рамки: Кемеровская область.
Источниковая база. В процессе работы над диссертацией были выявлены и использованы разнообразные источники.
Документы по культурной политике Российской Федерации:
- Законы: Конституция Российской Федерации: Основной Закон (1993), ст. 29, 44; Основы законодательства Российской Федерации о культуре (1992);
Постановления: Политбюро ЦК ВКП (б) «О перестройке литературно-художественных организаций» (1932); ЦК КПСС «О работе с творческой молодежью» (1976); Постановление Совета министров «О мерах по дальнейшему улучшению материальных условий для развития изобразительного искусства» (1972); в области образования - 1974, 1998; Указ президента «О дополнительных мерах государственной поддержки культуры и искусства Российской Федерации» (1993).
- Постановления: О федеральной целевой программе «Культура России» (2001 - 2005 годы), 2000; о федеральной программе «Культурное возрождение Кузбасса», 1995.
Документы по культурной политике Кемеровской области:
- Постановления: «Об областной программе «Юные дарования Кузбасса», 1992; «Об областной программе «Развитие профессионального искусства», 1993; «Об областной целевой программе «Духовное развитие Кузбасса (1997 -2001 годы), 1997.
- Материалы архивов, музеев, редких фондов научных библиотек.
- Государственного архива Кемеровской области (Ф. № Р-768: 350, 351, 363, 373, 393, 418, 531, 543, 532, 565, 554, 558, 322), содержащие отчеты, письма, планы, рекомендации, областного и городского управлений культуры.
- Материалы кемеровского музея изобразительных искусств, кемеровского областного краеведческого музея.
- Материалы библиотек: областной научной им. В. Д. Федорова , Алтайского государственного университета, Кемеровского областного художественного училища, кемеровского государственного университета культуры и искусств.
- Материалы центральных периодических изданий: «Искусство», «Художник», «Творчество», «Художник России» и др.
- Материалы местной периодической печати: «Литературный Кузбасс», «Огни Кузбасса» - областные альманахи Кемеровской организации Союза писателей РФ; «Красная Горка» - муниципальное учреждение «Музей-заповедник
Красная Горка»; «Кузбасс», «Кузнецкий край» («Комсомолец Кузбасса»), «Наша газета» (приложение - «Воскресная газета») - областные газеты, «Кузнецкий рабочий» - городская газета Новокузнецка.
Были изучены и проанализированы: произведения художников разных поколений, экспонировавшихся на выставках различного уровня, буклеты и каталоги групповых и персональных выставок, устные источники - воспоминания, интервью художников и т. д.
Объектом исследования является художественная жизнь Кузбасса второй половины XX века в региональном контексте.
Предмет исследования: динамика, особенности, а также стилевая и образно-смысловая эволюция художественной жизни Кузбасса во второй полови-пе XX века.
Цель исследования: выявление своеобразия художественной жизни Кузбасса во второй половине XX века в контексте истории отечественной культуры.
Цель предполагает решение следующих задач:
1) определить понятие «художественная жизнь», проанализировать ее структуру;
2) выявить особенности развития художественной жизни Кузбасса как-значительного индустриального региона Сибири;
3) определить значение творческих союзов в формировании культурного пространства региона;
4) проследить динамику развития художественного образования в Кузбассе, определить роль личности художников-педагогов;
5) проанализировать художественную жизнь в контексте развития изобразительного искусства Кузбасса в условиях рынка.
6) определить роль местных органов власти в духовном развитии региона в исследуемый период.
Методология и методы исследования
Методологическую основу составляют труды ведущих историков искусства в области исследования художественной жизни и проблем изобразительного искусства. Среди них главное место занимают труды Г. 10. Стернина, с точки зрения методологии, имеющие принципиальное значение для научного исследования. Важное значение имеют работы В. П. Лапшина, Д. В. Сарабья-нова, А. И. Морозова, M. Н. Яблонской, А. М. Кантора и др., а также методологические труды ведущих сибирских искусствоведов - ГГ. Д. Муратова, Т. М. Степанской, Л. И. Снитко и других.
Также основой методологии составили комплексный и культурологический подходы, свойственные современным гуманитарным исследованиям. Автор учитывал и междисциплинарный подход, который предусматривает не механическое соединение методик анализа материала, а нахождение сферы их пересечения. В качестве технологии исследования применены систематический, искусствоведческий, сравнительно-исторический, стилистический, статистический, логический, описательный и хронологический методы.
Научная новизна диссертации заключается в следующем:
- впервые предметом специального изучения явились художественная жизнь и история развития изобразительного искусства Кузбасса второй половины XX века.
- критически переработана и обобщена информация о творчестве кузбасских художников как зеркального отражения культурного быта этого периода;
- проанализирована наступательная позиция и столкновение различных общественных вкусов, духовных и материальных потребностей общества;
- раскрыты особенности развития художественного образования в Кузбассе: влияние столичного художественного образования на методическое обеспечение ДХШ и художественного училища; формирования педагогического состава КОХУ на основе выпускников Дальневосточного института искусств; роль художника-педагога в воспитании творческой интеллигенции;
- рассмотрены как в критической, так и творческой практике, такое новое явление в работе Союза художников, как групповые молодежные объединения, несущие в себе заряд оппозиционности и полемичности;
- показана роль деятельности творческих мастерских Российской академии художеств отделения «Урал, Сибирь и Дальний Восток» в укреплении престижа русского реалистического профессионального искусства в Сибири и, в частности, в Кузбассе;
- раскрыты основные направления выставочной деятельности, музейного строительства;
- исследованы проблемы коммерциализации изобразительного искусства в деятельности первого в Сибири галериста Р. Корягппа (Кемерово) и его последователей О.Галыгипой и А. Панченко (Новокузнецк), появления новых художественных производственных структур;
- рассмотрены ведущие художественные тенденции развития искусства, дай стилистический анализ наиболее значительных произведений изобразительного искусства.
На защиту выносится следующие положения:
1) Художественная жизнь кузнецкого региона является неотъемлемой частью социально-культурной жизни России и Сибири второй половины XX века;
2) Деятельность творческого союза художников Кемерова 1950-1970 гг. закладывает основы направления развития и становится главной составляющей художественной жизни региона;
3) Определяющую роль играл социальный заказ, продиктованный Постановлениями партии и правительства в области изобразительного искусства, его влияние на ограничение творческой свободы художников;
4) Открытие в регионе областной картинной галереи и музея советского изобразительного искусства в Новокузнецке в 1970-х годах имело большое значение в формировании художественной жизни Кузбасса;
5) В условиях развития изобразительного искусства Кузбасса возникла потребность в местных профессиональных кадрах, подготовку и обучение которых взяли на себя художественные школы и Кемеровское областное художественное училище;
6) Художественная жизнь Кузбасса 1990-х гг. характеризуется различными формами вхождения искусства в свободный художественный рынок: образованием художественных салонов, галерей, коллекционированием, организацией выставок-продаж, проведением аукционов и др.;
7) Демократизация художественной жизни выражается в интенсивном процессе образования отдельных группировок творческой молодежи, стремящихся обособиться на самостоятельной эстетической платформе;
8) Местные органы власти поддерживают и привлекают частную инициативу для реализации разработанных ими программ («Духовное возрождение Кузбасса»), способствуют созданию центров художественно-производственной деятельности в области декоративно-прикладного искусства;
9) динамика художественной жизни Кузбасса разносторонне представлена в материалах местной периодической печати.
Научно-теоретическая и практическая значимость диссертации определяется тем, что ее результаты и материалы могут являться:
- основой для разработки учебных курсов по истории художественной культуры Кузбасса, входящей в общую канву современного искусства, в рамках образовательных программ высших и средних специальных учебных заведений;
- материалы данной работы могут быть использованы для дальнейшего изучения художественной жизни и изобразительного искусства Сибири и Кузнецкого края, а также в музейной и творческой практике.
Апробация исследования. Некоторые аспекты и проблемы исследования были представлены в форме докладов на научно-практических конференциях: «Социально-педагогические аспекты формирования культуры личности в условиях Кузбасского региона» (19-21 марта 1997, г. Кемерово), Всероссийской научно-практической конференции «XXI век - век дизайна» (Екатеринбург, 2005), IV Всероссийской научно-практической конференции «Педагогические системы развития творчества» (Екатеринбург, 2005), вошлили в лекционный материал спецкурса «Художники Кузбасса» для студентов, обучающихся по специализации «Дизайн интерьера» Кемеровского филиала Российского государственного профессионально-педагогического университета и Кемеровского областного художественного училища.
Структура и объем диссертации. Диссертация состоит из введения, • трех глав, которые подразделяются на параграфы в соответствии с решениями ф поставленных задач, заключения, научного справочного аппарата, иллюстраций. Приложением к диссертации является хроника культурной жизни Кузбасса и этапов творческого становления Кемеровского отделения Союза художников РФ по материалам местной периодической печати, копии архивных документов, библиографический словарь. Основной текст диссертации составляет 141 стр., общий объемстр.
Похожие диссертационные работы по специальности «Изобразительное и декоративно-прикладное искусство и архитектура», 17.00.04 шифр ВАК
История развития изобразительного искусства Башкортостана во второй половине XX века2009 год, кандидат исторических наук Ибрагимова, Елена Рамазановна
Тенденции развития сибирской живописи второй половины 1950-х - начала 1970-х гг.: Проблема "сурового стиля"2005 год, кандидат искусствоведения Мальцева, Елена Александровна
Развитие культурного сотрудничества Кемеровской области и Королевства Нидерландов: вторая половина 1980-х - 2011 гг.2012 год, кандидат исторических наук Агеева, Юлия Александровна
Художественная керамика Западной Сибири последней трети XX - начала XXI века2009 год, кандидат искусствоведения Ткаченко, Людмила Анатольевна
Изобразительное искусство обских угров2011 год, кандидат искусствоведения Лебедева, Анна Витальевна
Заключение диссертации по теме «Изобразительное и декоративно-прикладное искусство и архитектура», Рысаева, Татьяна Дмитриевна
Выводы но третьей главе:
1) В конце XX века в Кузбассе связанно с производством материальнодуховных ценностей - от новых художественно-эстетических идеи и подходов до конкретных произведений и формообразования предметной среды. Характерной особенностью изобразительного искусства явилась его тесная связь с историческими, политическими и социальными факторами жизни региона.
2) В связи с экономическим кризисом в стране произошел процесс ориентации социокультурной сферы на преимущественную самоокупаемость, выраженный, прежде всего, в возникновении новых творческих объединений, рассчитанных на получение прибыли.
3) Смягчению острых кризисных явлений способствовал комплексный, частично регулируемый характер в области массовой культуры - государственно-бюджетная помощь, меценатская и спонсорская поддержка негосударственных учреждений.
4) Процесс коммерциализации искусства, используемый, в основном, для получения прибыли, принес с собой облегченное, «без претензий» восприятие продукции художественного творчества и не слишком притязательный вкус, что в конечном результате привело к подмене высоких понятий творчества китчем.
5) В преодолении временных кризисных ситуациях, творческая организация Союза художников Кузбасса сумев сохранить традиции, обрела свободу творчества, ставшая мерой общественного прогресса и одной из высших ценностей художественного творчества.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
На основе изучения литературных и разнообразных источников, мы пришли к следующим выводам, позволяющие представить ряд существенных специфических особенностей, связанных с социально-политическими процессами, происходящими в стране и с теми тенденциями в искусстве, которые отразили противоречия своего времени.
В трех главах работы, анализирована история художественной жизни Кузбасса второй половины XX века, в результате выделено три основных этапа.
Первый этан - 1930-1950 гг. Невозможно понять логики развития художественной жизни Кузбасса и в частности, изобразительного искусства, не касаясь значения и роли начального периода утверждения принципов социалистического реализма в 1930 годы.
В этот период кузнецкий регион, как и вся страна, переживает годы разрухи. Кузбасс до 1960-х годов был своеобразным регионом - это советская экономическая колония внутри страны: выколачивание сырья, крайняя неразвитость сферы пауки и культуры. Этим объясняется медленное по протяженности становление художественной жизни региона. Практика культурной революции продиктовала пути формирования советского искусства допоенного периода. В частности, на кузнецкой земле в 1930-1940-х годах строилось жилье и социальные сооружения в стиле советского конструктивизма («Дворец труда» архитектор А. Д. Крячков), проводилась культурно-просветительская работа (самодеятельные клубные театральные коллективы, симфонический оркестр), открытие типографии. Таким образом, творчество должно было найти путь к людям, лишь начавшим новую жизнь. На первый план выдвинулись чисто просветительские функции искусства, что и определило, в первую очередь, распределение сил и тенденций художественной жизни России и, в частности, Сибири 1930-1940-х гг. Отсюда становится понятным доминирующее в те годы тяготенис к традициям русского демократического реализма XIX века, которое легло в основу метода социалистического реализма, утвержденного Постановлением Политбюро ЦК ВКП (б) «О перестройке литературно-художественных организаций» (1932).
В 1957 году художники Кузбасса последними в сибирском регионе объединились в творческий союз. В изобразительном искусстве определилась основная тема - индустриальный Кузбасс. Жанровым воплощением этой темы стали тематическая картина, пейзаж. В эти годы среди художников определяются наиболее зрелые мастера, определившие свое место в историческом процессе развития изобразительного искусства в кузнецком регионе. Это - А. Кир-чанов, П. Чернов, А. Ананьин, Н. Бачинин, Н. Шемаров, В. Селиванов и другие талантливые художники. Созданные ими в этот период произведения живописи в полной мере отражали творческие искания советских художников.
Второй этан - 1960-1980 гг. Кардинальные перемены в художественной жизни кузнецкого края начались в конце пятидесятых годов. Изобразительное искусство советской России послевоенного времени характеризуется насыщенностью интенсивных творческих исканий. Процессы, происходящие в художественной культуре, сложны и многообразны. В 1960 году произошло событие, сыгравшее значительную роль в развитии искусства России - был создан Союз художников РСФСР, что стало серьезной предпосылкой для дальнейшего развития сибирского изобразительного искусства. Уже в 1960 году состоялась первая республиканская выставка «Советская Россия». Она подвела итоги предшествующего периода развития искусства и определила задачи, которые предстояло решать. Наряду с крупнейшими художниками Сибири, как А. Либеров (Омск), В. Рогаль (Иркутск), Т. Ряннель (Красноярск), К. Шебеко (Владивосток) достойно выступили на этом смотре и кузбасские художники - А. Н. Кир-чанов, А. М. Аиапьип, Н. И. Бачииип.
С начала шестидесятых годов регулярно проводятся зональные выставки. Это резко стимулировало творческую активность художников, живущих на периферии. Зональная выставка «Сибирь социалпстичсска-85» проходившая в
Кемерове, стала для художественной жизни Кузбасса ярким событием. В пей приняли участие практически все художники Кузбасса, многие их которых не имели возможность участвовать в крупных выставках. Зональный смотр обратил художников Сибири к образному постижению жизни своего края, характеров и судеб своих земляков - тружеников производства. В творчестве российских художников появилось новое направление, получившее название «суровый стиль», с его тяготением к монументальности, подчеркнутой трезвостью в изображении жизни, с отсутствием какой бы то ни было приукрашенности и парадности.
Резкое расширение выставочной деятельности, создание зональных смотров привлекли к активному творческому труду большое число живописцев, графиков, скульпторов. Создавались творческие бригады, в которые входили художники из разных республик, краев и областей с траны. В 1978 и 1980 годах в кемеровской области работали выездные творческие группы акварели и рисунка «Кузбасс». Совместная работа с яркими деятелями искусства - М. Митуричем, Р. Бергом, К. Упите (Рига), И. Бережным (Украина), В. Либср-Богаткиной (Таллинн) и др. стала для кузбасских художников - В. Селиванову, А. Кирчанову, В. Сотникову, В. Алексееву, А. Бобкину еще одной ступенью в постижении профессионализма.
К концу 1960-х - начала 1970-х годов пластические искания становятся более многоаспектными. Отмечается многообразие тенденций, различных образных структур, богатство подходов к действительности, широком спектре эмоциональных интонаций. Этому способствовали партийные документы, определившие важнейшие социальные задачи искусства. Их осуществление стало практической заботой всех деятелей художественной культуры. Это требовало высокой степени творческой самоотдачи и ответственности, целенаправленной конкретной работы во всех областях художественной жизни.
Следует отметить, что процесс развития художественной жизни в Кузбассе этого периода, также во многом определен теми социальными задачами, которые были поставлены партийными документами. Это - рост строительства творческих мастерских в Кемерове и Новокузнецке для приглашенных из столичных вузов молодых художников; получение государственных заказов; повышение профессионализма па творческих дачах. Творчески перерабатывая увиденный масштаб производства химической и металлургической промышленности, угольных предприятий края, рисуя людей, занятых в этих производствах, кузбасские художники оставили художественную летопись истории того периода.
Кузбасс 1970-1980 гг. характеризуются динамикой роста учреждений по подготовке художественно образованных людей - детских художественных школ, детских школ искусств, художественного училища. История развития художественного образования в Кемеровской области рассмотрена в отношении к общим процессам развития региональной художественной жизни и процессом развития художественного образования в России. Влияние столичного образования па методическое обеспечение художественных школ и училища способствовало качественному росту Кемеровской организации Союза художников, формированию педагогических кадров, образованию молодых творческих активов.
Полная картина творческих исканий художников Кузбасса данного периода отражена в областных выставках «Уголь Кузбасса», «Люди Кузбасса», «Земля Кузбасса» а также в главном отчете - зональной выставке «Сибирь со-циалистическая-85», проходившей в Кемерове. Лучшие произведения кузбасских художников хранятся в запасниках областного музея изобразительного искусства, открытого в 1969 году.
Третий этап - последняя четверть XX века, для которого характерен важный аспект развития советского искусства - социологический: никогда прежде советское искусство не переживало такой всеобъемлющей ломки привычных устосв, не знала такой девальвации ценностей, такой бури исканий новых программ, как в постперестроечный период.
1985-2000 гг. - время экономического кризиса в России. В сфере культуры и искусства действовали неблагоприятные тенденции. Сохраняющиеся остаточные принципы финансирования поставили на грань краха организации и учреждения культуры. В частности, Кемеровская организация Союза художников РФ временно утратила свои функции организатора творческого процесса и материального обустройства художников. В эти трудные годы художники начали искать пути сближения с коммерческими банками, находили заказчиков среди «новых русских», что постепенно приводило к угрозе потери профессионализма.
В потоке перемен, охватившее изобразительное искусство, возникла потребность объективного анализа и поиска выхода из сложившегося кризиса. Проанализирован архивный материал, раскрывающий политику местных областных органов власти, способствовавшей урегулированию кризисных последствий экономического спада страны: государственно-бюджетная помощь, обращение к меценатской и спонсорской поддержке негосударственных учреждений. В 1993 г. департаментом культуры администрации Кемеровской области была разработана программа «Духовное возрождение Кузбасса», рассчитанная на долгосрочный проект-до 2003 года. Действия местной власти дали, в некоторой мере, положительный импульс для творческого совершенства художников. Примером профессионального роста стало выступление кузбасских мастеров па художественной выставке «Сибирь» (1998) в Красноярске, посвященной 150-летию со дня рождения В. И. Сурикова.
В обстановке безвременья мобилизовались силы, которые играли третьестепенные роли в творческой организации кемеровского Союза ж художников. Интенсивно пошел процесс образования творческих молодежных группировок, стремившихся обособиться на самостоятельной эстетической платформе, открываются частные художественные салопы Р. Корягпна, О. Галыгн-ной, А. Панчепко. Создаются новые творческие объединения, каждая экспозиция которых становятся фактом художественной жизни Кузбасса, в них раскрылись духовные потребности зрителей, высказывались их эстетические интересы.
К специфическим особенностям художественной жизни Кузбасса можно отнести:
- яркий отпечаток па художественную жизнь наложил индустриальный характер региона, что выразилось в проблематике и тематическом строе произведений изобразительного искусства;
- наиболее четко просматриваемую зависимость содержания и характера художественной жизни от местных органов власти, регламентирующих факты и события, оценки, то есть все проявления художественной жизни;
- создана система художественного образовании, но не в полноценном варианте: нет высших учебных заведений, только функционирует дизайнерское образование при КемГУКИ и филиале в Кемерова РГППУ;
- к рыночным условиям адаптировались провинциальные города Кузбасса, что выражено в развитии сети картинных галерей, выставочных залов, открытии производственных мастерских декоративно-прикладного искусства (береста, ковка металла, обработка дерева и т. д.)
Подводя итоги проведенного исследования, важно подчеркнуть, ч то они не могут оцениваться как окончательные. Исследования могут быть продолжены, выводы требуют дальнейшего обоснования и развития. Говоря о дальнейших перспективах данной исследовательской работы, можно выделить некоторые направления в изучении и выделении новых характеристик художественной жизни Кузбасса. Возможно более глубоко исследовать проблему развития графического искусства Кузбасса как основы художественного восприятия общественно-социальной жизни Сибири, требует пристального внимания синтез пространственных видов искусств - архитектуры, скульптуры, мопумсптальпо-декоративного искусства, дизайна среды и их влияние па художественную жизнь Кузбасса.
ПРИНЯТЫЕ СОКРАЩЕНИЯ
ДШИ - детская школа искусств ДХШ - детская художественная школа
ВХУТЕМАС - высшие художественно-технические мастерские КОМИИ - Кемеровский областной музей изобразительных искусств (до 1985 года - Кемеровская областная картинная галерея)
КОКМ - Кемеровский областной краеведческий музей КОХУ - Кемеровское областное художественное училище ЛИЖСА им. И. Е. Репина - Ленинградский институт живописи, скульптуры и архитектуры им. И. Е. Репина СХ - Союз художников
ГТГ - Государственная Третьяковская галерея ГРМ - Государственный Русский музей
КемГУКИ - Кемеровский государственный университет культуры и искусства
ЦДХ - Центральный Дом художника
ВТОО - Всероссийская творческая общественная организация РГППУ - Российский государственный профессионально-педагогический университет
КРХИ - Красноярский художественный институт
Список литературы диссертационного исследования кандидат искусствоведения Рысаева, Татьяна Дмитриевна, 2006 год
1. Алексеев А. Художники Сибири сегодня / Наш современник. -Л.: 1976.
2. Бакушинский А. В. Художественное творчество и воспитание. -М.: Культура и просвещение, 1922. 67 с.
3. Балибалов И. А. Кемерово вчера, сегодня. Кемерово, 1976.
4. Бендас Л. А. Холодов. Новокузнецк, 1975.
5. Ванслов В. В. Эстетика. Искусство. Искусствознание. М.: Искусство, 1983.-346 с.
6. Винокурова Н. К. Развитие творческих способностей учащихся. -М.: Изд-во Образовательного центра «Педагогический поиск», 1999. 144 с. :
7. Волков И. П. Приобщение к творчеству. М.: Просвещение, 1982.- 144 с.
8. Волков H.H. Восприятие предмета и рисунка М.: Искусство, 1950.-216 с.
9. Волович Л. А. Система эстетического воспитания подрастающего поколения Казань: Изд-во Казанского ун-та, 1976. - 224 с.
10. Волчепко А. Из истории административно-территориального деления Кузбасса 1618-1963 гг. Кемерово, 1963.
11. Высоцкая Т. II городская художественная выставка. Новокузнецк, 1979.
12. Герчук 10. А. Язык и смысл изобразительного искусства. М.: Изобразительное искусство, 1994. - 146 с.
13. Гершунский Б. С. Россия: образование и будущее (Кризис образования в России на пороге XXI в.) Челябинск: Челябинский филиал ин-тапроф. образ., 1993. 237 с.
14. Данилова Л. Г. Из истории художественной жизни Новокузнецка 1930-1990-е годы / Справочник выставок. Библиографический словарь. -Новокузнецк, 1999.
15. Дпепров Д. Э. Советская историография отечественной школы и педагогики 1917 1977: Проблемы, тенденции, перспективы. - М.: Изд-во НИИ ОП АПН СССР, 1981. - 90 с.
16. Естамопова 3. Н. Здравствуй, Филипп / Кемерово. Литературный Кузбасс, 2001-2002. - № 3-4. - С. 144-151.
17. Загвязинский В. И. Педагогическое творчество учителя. М.: Педагогика, 1982. - 160 с.
18. Захарова И. Искусство пропорций / Красная Горка. Кемерово: Кузбассвузиздат, 2002.
19. Зюзьков С. Дворец труда: история и современность / Балпбалов-ские чтения. Вып. 3. - Кемерово, 2003.
20. Из истории художественной жизни Екатеринбурга Свердловска. - Свердловск: Изд-во Урал. гос. ун-та, 1974. - 93 с.
21. Изучение материальной культуры русского населения Сибири (ХУШ-ХХ вв.) / Лебедева А. А., Липипская В. А., Сабурова Л. М. //Проблемы изучения материальной культуры русского населения Сибири. -М., 1974.
22. История Кузбасса / Ч. 1-3. Кемерово, 1967-1969.
23. История Сибири / Т. 1-5.-Л., 1968.
24. Каган М.С.Лекции по марксистско-ленинской эстетике. Л., 1971.
25. Каган М.С.Философия культуры.-СПб.:Петрополпс, 1996. 416 с.
26. Кадайлов В. А. О культурпо-гуманистическом смысле творчества // Человек в мире культуры. В 2 ч. - Пермь: Изд-во Пермского обл. пп-та повышения квалификации работников образования, 1997. - Ч. 1. - С. 30-32.
27. Киселев С. Древняя история Южной Сибири. М. - Л., 195 1.
28. Коник М. А. Архив одной мастерской. Сенежские опыты. М.,2003.-324 е.: ил.
29. Кузин В. С. Вопросы изобразительного творчества. М.: Просвещение, 1971. - 288 с.
30. Кузнецов И. С. Развитие социальной психологии сибирского крестьянства в переходный период от капитализма к социализму. Новосибирск, 1981.
31. Кузьмин Н. Н. Низшее и среднее специальное образование в дореволюционной России. Челябинск: Юж.-Урал. кн. изд-во, 1971.- 280 с.
32. Культура и культурология. Словарь /А. И. Кравченко. Екатеринбург, 2003.
33. Культурное строительство в СССР. 1935 / Под ред Подьячих П. Г. М.: Госстатиздат, 1936. - 332 с.
34. Купцов И. Графика Сибири сегодня. М.: Художник, 1969. - № 2.
35. Лапшип В. П. Художественная жизнь Москвы п Петрограда в 1917 году. М.: Сов. художник, 1983.
36. Лапшин В. Сибирь социалистическая. М.: Художник, 1965.-№ 7.
37. Лисаковский И. Художественная культура. Термины, понятия, значения. М., 2002.
38. Лосев А. Ф. Философия. Мифология. Культура. М.: Политиздат, 1991.-524 с.
39. Луначарский А. В. Об изобразительном искусстве / В 2-х т. М.: Педагогика, 1967. - Т. 2. - 412 с.
40. Максимович В. Ф. Исторический аспект и современное состояние образования в области народной художественной культуры России / Профессионал, 2001.-№ 3.
41. Марков М. Искусство как процесс. М.: Искусство, 1970. - 142с.
42. Матющенко В. И. К вопросу о бронзовом веке в низовьях реки Томи. М.: Советская археология, 1959. - № 4.
43. Мелик-Пашаев А. А. Педагогика искусства и творческие способности. М.: Знание, 1981. - 96 с.
44. Миллер Г. Ф. История Сибири / Кн. 1 2. - М. - Л., 1937 - 1941.
45. Молева Н. М. выдающиеся художники-педагоги. М.: Искусство, 1962.-312 с.
46. Молева Н. М., Бслютин Э. М. Г1. П. Чистяков: теоретик и педагог. М.: Изд-во Академии художеств СССР, 1953. - 230 с.
47. Молева Н. М., Белюгин Э. М. Педагогическая система Академии художеств XVIII века. М.: Искусство, 1956. - 286 с.
48. Молева Н. М., Бслютин Э. М. Русская художественная школа второй половины XIX начала XX века. - М.: Искусство, 1967. - 392 с.
49. Молева Н. М., Бслютин Э. М. Русская художественная школа первой половины XIX века. М.: Искусство, 1963. - 408 с.
50. Морозов А. И. Преемственность в развитии современного советского искусства. К постановке проблемы /Советское искусствознание. Вып. 19. - М.: Сов. художник, 1985.
51. Морозов А. Искусство России. 20 век. От семидесятых до девяностых / Педагогическая газета. № 13 - 1998.
52. Мохонько А. П. Кузбасс музыкальный. Кемерово, 1996.
53. Муратов П. Д. Сибирь социалистическая. -Художник, 1972. № 5.
54. Мурзина И. Я. Художественная культура Урала / учеб. пособие. -Екатеринбург: Изд-во Дома учителя, 1999. 176 с.
55. Мытарев А. А. Южный Кузбасс. Кемерово, 1957.
56. Наливайко Д. С. Искусство: направления, течения, стили. Киев: Радянска Украина, 1985. - 158 с.
57. Нехорошев Ю. И. А. Аиапьии. Кемерово, 1974.
58. Никапдров Н. Д. Россия: социализация и воспитание на рубеже тысячелетий. М.: Гелиос АРВ, 2000. - 228 с.
59. Овчарова П. Г. У художников Кузбасса. Художник, 1961. - № I.
60. Окладников А. П. Палеолитические находки в районе Старокуз-нецка / Из истории Кузбасса. Кемерово, 1964.
61. Оленич Л. В. Вучсчевич-Сибирский В. Д.: проблемы творчества /
62. Красная горка. Краеведческое издапие.-Вып. 3. - Кемерово, 2002. -С. 52-63.
63. Опуфриева А. А. Александр Кирчанов. Л., 1962.
64. Островская Л. В. Христианство в понимании русских крестьян пореформенной Сибири. Новокузнецк, 1983.
65. Откидач В. А. Художники Кузбасса. Ленинград: Художник РСФСР, 1983.
66. Панжинская В. А. Кемерово. Томск, 1975.
67. Петров В. Ф. Романтика современности. Художник, 1976. - № 7.
68. Процесс творчества и художественного восприятия. М.: Искусство, 1985.-318 с.
69. Розенблюм Е. Художник в дизайне. М.: Искусство, 1974.
70. Ростовцев Н. Н. История методов обучения рисованию. Зарубежная школа рисунка. М.: Просвещение, 1980. - 212 с.
71. Ростовцев Н. Н. История методов обучения рисованию. Русская и советская школа рисунка. М.: Просвещение, 1982. - 240 с.
72. Рубинчик Т. А. Индустрия Сибири. Томск, 1975.
73. Руза вин Г. И. Методология научного исследования. М.: ЮНИ-ТА-ДАНА, 1999.-317 с.
74. Рысаева Т. Д. Василий Селиванов. Художник. Педагог. Кемерово, 2002.
75. Ряузов Б. Сибирь социалистическая. Художник, 1970. - № 5.
76. Соколова В. П. Из летописи Кузбасса, Кемерово, 1970.
77. Солопова О. А. О сущности понятия художественной жизни. Наследие и современность (Искусство Сибири) / М-лы науч.-практ. семинара 17-28 янв. 2003.
78. Степапская Т. М. 60 лет Алтайской краевой организации СХ России. Первые искусствоведческие чтения. Барнаул, 2001.
79. Стспанская Т. М. Избранные статьи и очерки. Барнаул: Изд-во АлтГУ, 2005.
80. Стернин Г. 10. Художественная жизнь России на рубеже XIX
81. XX веков. М.: Искусство, 1970.
82. Столович Л. Н. Жизнь творчество - человек.
83. Столович Л. Н. Жизнь творчество - человек: Функции художественной деятельности. - М.: Политиздат, 1985. - 415 с.
84. Сухомлинский. О воспитании. -М.: Политиздат, 1975.
85. Терминологический справочник Аполлон. Изобразительное и декоративное искусство, архитектура. М., 1997.
86. Ткачепко Е. В. Российское образование. Дороги реформ. Махачкала: Юпитер, 1994.-231 с.
87. Туманов И. Н. Подготовка художника-и еда го га и современная культура // Искусство и образование, 2003. № 3. - С. 32-38.
88. Тэн И. А. Философия искусства. М.: Изобразительное искусство, 1982.-277 с.
89. Философия творчества, культуры и искусства / В 3-х т. М.: Наука, 1994.-Т.1.-496 с.
90. Художественная культура XX века / Под редакцией В. В. Вапсло-ва, В. П. Толстого, Д. О. Швидковского. М., 2002. - 368 е.: ил.
91. Худоногова Е. Ю. Безызвестных Е.Ю. Красноярский государственный художественный институт 1987-1997 / Буклет. Красноярск, 1997.
92. Чсртогова М. 10. А. Н. Кирчапов. Мемориальный музей-мастерская. Кемерово, 2001.
93. Чертогова М. Ю. Провинциальный музей: новые формы работы / Материалы науч. практ. коиф., поев. 30-летию Кемеровского обл. музея ИЗО. - Кемерово, 2000.
94. Шумихип А. Т. Проблемы теории творчества. М.: Высшая школа, 1989.- 142 с.
95. Эдоков В. И. Люди горного Алтая. Л., 1971.
96. Яблонская Н. / Сов. искусствознание, 1980. № 1.
97. Яворская Н. Академия художеств и художественное образование в России в XX веке. М.: Искусство, 1959. - 246 с.
98. Якобсон П. М. Психология художественного творчества. М.: Знание, 1971.-48 с.1. Источники
99. Анисимова Т. В. Зевакин / Каталог. Кемерово, 1973.
100. Анисимова Т., Большакова Г. Каталог первой выставки и:з фондов галереи. Кемерово, 1976.
101. Большапова Г. Н. Бачинии / Каталог. Кемерово, 1972.
102. Брагина Н. В. Новокузнецкая организация Союза художников России 1989-1994 / Каталог. Новокузнецк, 1994.
103. Владимирова В. Мы полюбили ваш прекрасный край / Кузбасс, авг. 1980.
104. Давыденко М. А. П. А. Чернов / Каталог. Кемерово, 1978.
105. Давыденко М. А. Художники Кузбасса/Каталог.- Кемерово, 1993.
106. Давыденко М. А., Откидач В. Н. Объединение творческого актива / Каталог весенней выставки. Кемерово, 1986.
107. Данилова JI. Г., Копылова JI. И., Давыденко М. А. Сибирь социалистическая / Каталог шестой зональной художественной выставки. Кемерово, 1985.
108. Дорофеев П. М. Краски могучей Сибири / Кузбасс, июнь 1985. -№ 140.
109. Естамопова 3. Н. А. Гордеев / Каталог. Кемерово, 1985.
110. Естамонова 3. Н. Алексей Гордеев / Каталог. Кемерово, 1995.
111. Естамонова 3. Н. Ю. И. Прейсс / Каталог. 1984.
112. Естамопова 3. Н. Точка отсчета / Кузбасс, декабрь 1987. № 284
113. Кантор А. / Искусство, 1987. № 10. - С. 22.
114. Муратов П. Д. Сибирь социалистическая / Альбом. JI., 1976.
115. О порядке проведения художественных выставок в РСФСР / Собрание постановлений правительства РСФСР, 1972. № 2.
116. О мерах по дальнейшему улучшению материальных условий дляразвития ИЗО искусства / Собрание постановлений правительства РСФСР, 1972.- №23.
117. О ставках авторского вознаграждения за издание произведений пауки, литературы и искусства / Собрание постановлений правительства РСФСР, 1975.- №9.
118. О мерах по дальнейшему развитию изобразительного искусства в РСФСР в свете решений XXV съезда КПСС / Собрание постановлений правительства РСФСР, 1976. № 20.
119. Откидач В. Л. В. Сотников / Каталог. Кемерово, 1979.
120. Откидач В. А. Художники Кузбасса / Каталог. М., 1987.
121. Откидач В. А. 10. Прейсс / Каталог. Новокузнецк, 1980.
122. Откидач В. A.A. Кирчапов / Каталог. Кемерово, 1980.
123. Откидач В. Объединение творческого актива / Катало!" весенней выставки. — Кемерово, 1986.
124. Панжипская В. А. Р. Берг / Каталог. Кемерово, 1968.
125. Рысаева Т. Д. Александр Капорушкин / Каталог, вст. статья. -Кемерово, 1993.
126. Рысаева Т. Д. В. Селиванов / Вступит, статья к каталогу Кемерово, 1995.
127. Рысаева Т. Д. Аристов Степан Никонорович / Каталог. Кемерово. 2000.
128. Сотников В. П. Графика Кузбасса / Каталог. Кемерово, 1966.
129. Суворова Э. Неиссякаемый источник творчества / Кузбасс, июнь 1985.-№ 135.
130. Трофимов Г. С. Каталог. Кемерово, 1987.
131. Чертогова М. 10. Алексей Хмелевской/Каталог,- Кемерово, 1992.
132. Чертогова М. Ю. Художники Кемерова. 1930-е 2003. - Кемерово, 2003.
133. Чертогова М. Ю. Вернисаж молодых / Комсомолец Кузбасса, март 1987. -№32.1. Иллюстрации
134. Рисунок 2 Первые блокированные дома («Колбасы»)1.IW
135. Рисунок 3 Школа. 1927 г. ¡50
136. Рисунок 4 Дворец Труда. 1927 г.
137. Рисунок 5 Баранов Г. Н. Памятник первооткрывателю кузнецкого угля
138. Михайле Волкову. 1959. Алюминий
139. Рисунок 6 Чернов П. Л., Кирчанов А. И. Свадьба шахтера. 1952. X., м.120 х 195. Собственность КОМ И И
140. Рисунок 7 Зевакин В. С. Март. Переяславль-Залесский. 1959. X., м. 150 х 208. Собственность НХМ1. Собственность КОМИИ
141. Рисунок 9 Михайловский Н. Н. Портрет сталевара.1964. Металл
142. Рисунок 10 Кирчанов А. Н. Дочь Салаирского края. 1968. Картон, темпера. 60x75. Собственность КОМИИ
143. Рисунок 11 Кирчанов А. Н. Телеутка с кувшином. 1986. X., м. 106x80. Собственность КОМИИ
144. Рисунок 13 Прейсс Ю, И. Автопортрет. 1968. Бумага, м. 65x64. Собственность КОММ И
145. Рисунок 12 Кирчанов А. Н. Совхозный конюх. 1969.
146. Рисунок 14 Гордеев А. С. Перевал. 1962. Бумага, линогравюра. 42x77. Собственность автора
147. Рисунок 15 Ананьин А. М. Женщины Мухор-Тархаты. 1964. Бумага, линогравюра. 53,5x64. Собственность КОМИИ
148. Рисунок 16 Бачинин И.И. Весенний Кузбасс. 1975. X., м. 67x136.1. Собственность КОМ И И
149. Рисунок 17 Чернов П. А. Групповой портрет овощеводов совхоза «Береговой». 1972 - 1974. X., м. 112x127. Собственность КОМИИ
150. Рисунок 18 -Шемаров U.M. Мартовский вечер. 1998. X., м. 44x63.1. Собственность автора
151. Рисунок 19 Ротовский А. С, Из серии «Заборы». 2000, Бумага, тушь, перо. 31x43. Собственность автора
152. Собственность администрации г. Кемерово
153. Рисунок 21 Треска В. В. Поза. 1097. Мрамор. 39x25x25. Собственность автора
154. Рисунок 22 Хмелевской А. П, Мужчина и женщина. 1996, Бронза. 28x11,5x11; 30x11,5x10,5."Собственность КОМИИ
155. Рисунок 239 Треска В. В. Бард. 1998. Дерево. 60x46x48. Собственность КОМИИ
156. Рисунок 24- Корягин Р. И. Кентавр. 1987. Металл. 91x57x401. Собственнос ть автора
157. Рисунок 25 Дрозд А. Н. Рыболов. 2000. X., м. 60x80. Собственность КОМИИ
158. Рисунок 26 Чсрвов С. Н. Натюрморт с белой вазой, 2001. X., м. 60x85. Собственность автора
159. Рисунок 27 Юрасов Ю. Н. Старая пожарка. 2001. X., м. 90x100.1. Собственность автора
160. Рисунок 28 ФаломкинВ. Г. Уголь. 1985. Шерсть, ручное ткачество. 160x220. Санаторий «Горячий ключ», Кемеровская область
161. Рисунок 29 Спекторова Н. Л. Рябиновая падь. 2001. Металл, масло, роспись, лак. Д. 49,5. Собственность автора
162. Рисунок 30 Пантелеева В. Н. Летний букет. 1994. Металл, масло, роспись, лак. 98x68. Собственность КОМИИ
163. Рисунок 31 Хахалин В. В. Косцы. 2000, Береста. 50x25x35. Новосибирская областная общественная организация «Культурное наследие»
164. Рисунок 32 Тищенко Е. М. Георгий Победоносец (рельеф на фасаде часовни архитектурно-художественного комплекса Памяти погибшим сотрудникам ОВД Кузбасса). 2003. Бетон. 3,5x2,7 (м)1. Ь5
165. Рисунок 33 Хмелевской А. 11. Экология. 1990 - 1995, Медь, сталь. 3,0x1,2x0,8 (м)мм I1. МхГгтыьтштапш1. Ш Ж'• *
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.