Художественная специфика и эстетическая инвариантность в историческом романе: на материале повествования "Графиня Аиссе" И. Машбаша и его литературных связей тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 10.01.08, кандидат наук Таджиева, Бэлла Магаметовна
- Специальность ВАК РФ10.01.08
- Количество страниц 172
Оглавление диссертации кандидат наук Таджиева, Бэлла Магаметовна
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. Проблема инварианта жанра исторического романа: эстетика, поэтика жанра
3
16
1.1. Художественная специфика жанра исторического романа
1.2. Взаимосвязь феноменологии, динамики, национального своеобразия и интертекстовых характеристик исторического романа Выводы к главе I
16
40
ГЛАВА 2. Общее и особенное в концептуально-
жанровых характеристиках исторического романа (
на примере романа И.Машбаша «Графиня Аиссе»)
2.1. Инвариантные и вариативные характеристики
жанровой природы исторического романа
2.2. Образ черкешенки и «диалог культур»:
взаимодействие инвариантных и вариативных характеристик
2.3. Художественая концепция образа-персонажа:
синтез типологического и национально-индивидуального
2.4. Инвариантные характеристики образов природы
в связи с изображением внутреннего мира образа-персонажа
Выводы к главе 2
ГЛАВА 3. Проблема художественного инварианта
образа в историческом романе (на материале образа
Аиссе в мировой литературе)
3.1. Проблема литературной формы «Писем к
госпоже Каландрини» Аиссе
3.2. «Самодетерминация» личности Аиссе:
психолого-биографический и историко-культурный контекст «Писем к госпоже Каландрини»
3.3. Образ Аиссе в романе А.-Ф.Прево «История одной гречанки» 133 Выводы к главе 3
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
145
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория литературы, текстология», 10.01.08 шифр ВАК
Обновление эпической традиции в адыгейском историческом романе двух последних десятилетий XX века: А. Евтых "Бычья кровь", И. Машбаш "Хан-Гирей", Н. Куек "Вино мертвых"2009 год, кандидат филологических наук Ахметова, Джульета Аминовна
Идейно-нравственные основы и жанрово-стилевая эволюция адыгейской прозы второй половины ХХ в.2002 год, доктор филологических наук в форме науч. докл. Мамий, Руслан Гилимович
Национальное своеобразие исторического романа в адыгейской прозе2000 год, кандидат филологических наук Дахужева, Нуриет Аслановна
Становление и развитие исторического романа в адыгской прозе: Формирование историзма художественного мышления и проблемы художественной интерпретации исторической действительности1998 год, кандидат филологических наук Камбачокова, Римма Хажкеловна
Художественное осмысление нравственно-философских проблем в адыгской исторической прозе последнего десятилетия XX в. (И. Машбаш "Жернова". М. Кандур "Кавказ")2009 год, кандидат филологических наук Цей, Белла Адамовна
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Художественная специфика и эстетическая инвариантность в историческом романе: на материале повествования "Графиня Аиссе" И. Машбаша и его литературных связей»
ВВЕДЕНИЕ
В последние два десятилетия в литературоведении возобновился интерес к исторической прозе. Ее теоретизацию актуализирует единство двух тенденций: всё более многомерная концептуализация художественных целых1, обобщающая проблемы инварианта, жанра, образных систем и сказывающаяся на осмыслении исторических повествований2; и общее обновление рецепции художественного произведения, характерное для современного периода развития филологии3. В этом же контексте освещаются литературные связи, причем с учетом междисцплинарных корреляций4 Причины отмеченной познавательной ситуации просматриваются в смене художественной парадигмы в 1980-90-е годы, связанной, прежде всего, с упразднением диктата идеологизированной по своей сути системы соцреалистического искусства и переоценкой вопросов исторического прошлого. Активно разрабатываются направления эстетического варьирования, спецификации, модификаций в связи с сюжетом5 и иными феноменами художественных систем, что представлено в мировой, отечественной науке о литературе даже в достаточно сжатых теоретизациях6.
1 Курилов В.В. Анализ литературного произведения: задачи, процедуры, компоненты // Классическое наследие русской литературы и современность: концепции, интерпретации, опыты анализа текста. Краснодар: КубГУ, 2011.С. 186-194; Панеш У.М. Об эволюции метода и особенностях реализма XX века // Вестник Адыгейского гос. ун-та. 2010. № 3.С.54-57.
2 Бирюкова О.И. К вопросу о формировании жанра «роман» в художественно-литературном пространстве Поволжья начала XX века // Вестник Пятигорского государственного лингвистического университета. 2011.№ 1.С. 162-164. См. особенно о неповторимости определенных жанров, которые «воспроизвести вторично... нельзя» (Шайтанов И.О Одноразовая форма // Вопр. литературы. 2011 .№ 1 .С.239), - этим обстоятельством актуализируется жанровый аспект соотношения между инвариантом и вариативностью.
3 Плохарский А.Е. Аспекты рецепции романов Достоевского в эссеистике Германа Гессе // Германистика в современом научном пространстве. Краснодар: КубГУ, 2011. С.164-169.
4 Дмитриева Е.Е. Теория культурного трансфера и компаративный метод в гуманитарных исследования: оппозиция или преемственность? //Вопр. литературы. 2011. № 3.C.302-313.
5 Радь Э.А. Механизм порождения сюжетных модификаций // Вестник Воронежского гос. ун-та. 2011.№ 1.С.60-64; Никольский Е.В. Циклизация в исторической прозе Всеволода Соловьева // Вестник Адыгейского гос. ун-та. 2011. Вып.1. С.24-27; Никольский Е.В. К вопросу о жанровой специфике философской прозы // Вестник Адыгейского гос. ун-та. 2010. № 1.С.3-49.
6 Cottington D. Modern Art: A Very Short Introduction. Oxford: OUP, 2006. 188 p. Гюльназарян H.E. Теоретические основы художественной концепции личности в историческом романе // Вестник Адыгейского гос. ун-та. 2009. № 1.С. 17-20; Хаткова И.Н. Концепция исторического прошлого в произведениях Султана Хан-Гирея // Вестник Адыгейского гос. ун-та. 2010. № 4.С.39-45.
Для теоретизации литературного процесса, его феноменов становится всё более значим тот факт, что каждое художественное целое интерпретирует положенную в его основу тему в рамках той или иной художественно-эстетических системы и их взаимосвязей. Современный период развития культуры проходит под знаком постмодернизма. Русская литература по ряду объективных причин официально входит в новую художественную парадигму позже зарубежных - в 1990-е годы. Вполне закономерно и объяснимо, что смена художественной парадигмы неизбежно приводит к жанровым изменениям.
В процессе рассмотрения динамики развития исторического романа становятся очевидными значительные жанровые трансформации, произошедшие не столько на уровне формы, сколько в отношении и автора и читателя к прошлому, во взгляде на историю и в принципах ее художественного отображения. В советский период идеологизированная трактовка истории и художественное воплощение характеров в рамках требования создания образа советского человека вне его национальной самобытности значительно ограничивали возможности писателей и приводили к фальсификации исторического прошлого, к нивелировке и схематичности образов, которые оказывались неправдоподобными и, соответственно, малохудожественными.
В условиях радикально изменившегося восприятия истории оформляется новая модификация исторического романа. Современный исторический роман движется по пути объективизации художественного историзма. В теоретико-литературных трудах учитывается то специфическое проявление данной тенденции, согласно которому в национальных литературах, в частности, в адыгейской, переход к постмодернистской художественно-мировоззренческой системе идет относительно медленно, но при этом может концентрировать несколько направлений, проявлявшихся
ранее в литературах, имеющих более длительную историю. В качестве современных тенденций можно отметить активизацию интереса к национальной истории, к проблемам национального самосознания и исторической памяти. Писатели получили возможность открыто говорить о трагических страницах истории этноса, касаться вопросов веры, отражать специфику национального сознания и характера, что сегодня в свете необходимости возрождения национальной культуры и национального самосознания приобретает концептуальность, социально-историческую и художественно-эстетическую необходимость.
Таким образом, жанр исторического романа значительно расширяет свои идейно-тематические и художественно-эстетические возможности и, главное, обновляет систему принципов и приемов художественной реставрации исторического прошлого.
Исторический роман имеет давние мировоззренческие и литературные традиции. С целью осмысления современных черт исследуемого жанра нам представляется необходимым выявить и систематизировать уже сложившиеся принципы его поэтики и эстетики и попытаться определить новую направленность развития жанра в свете значительных изменений в российской социокультурной ситуации, в свою очередь, опосредованно влияющих на литературный процесс.
Теоретизация исторического романа посредством соотнесения эстетического инварианта и художественной специфики связана с взаимодействием литератур. Так, адыгейская литература, обладая богатейшим пластом фольклорного устного поэтического творчества, художественным опытом адыгских просветителей, но не имея письменности на родном языке до начала XX века, объективно оказалась в тот период в рамках метода социалистического реализма и во многом ориентировалась на установки русской соцреалистическои литературы. В этом взаимодеиствии можно отметить и положительные, и отрицательные моменты. Как отмечает У. Панеш, «соприкасаясь с развитыми литературами, испытывая с их
стороны растущее влияние, адыгская проза попадает в благоприятные условия для интенсивного развития» (Панеш 1990, с. 37). Негативное влияние проявилось в ограничении творческой свободы рамками метода соцреализма: произведения на историческую тему носили бесконфликтный характер, острые вопросы истории этноса, в частности, затрагивающие проблему русско-адыгских отношений, межнациональных распрей и т.д., умалчивались или отображались в установленном идеологической системой ракурсе. Значительной потерей этого периода в адыгейской литературе можно считать лакунарность в разработке национального характера и осмыслении специфики национального сознания. Национальная культура в ее глубокой ретроспекции с прошлым, с ментальностью народа также не получила художественного осмысления. Об этом пишет К. Шаззо: «Многое в нашей культуре, в том числе и в литературе, оказалось прочно связано с социальными и духовными стереотипами, отступление от которых квалифицировалось как отход от магистральной линии нашей идеологии, как отчуждение от духовных и нравственных забот общества. Естественно, в этой ситуации духовного тоталитаризма свобода художника была не более, чем слова <.. .> Что при этом теряла проза? На мой взгляд, следующее: 1) она не могла глубоко раскрыть внутренний мир, психологическую (стало быть, и нравственную) природу человека; 2) она не могла создать плотный, содержательный сюжет» (Шаззо 2007, с. 184-185).
Современность дала широкие возможности для восполнения обозначенных нами пробелов в исторической тематике и проблематике национальных литератур. На наш взгляд, особого переосмысления и теоретизации требует жанр исторического романа. И. Машбаш, еще в 1985 году, совершенно четко сформулировал задачи писателей в новую эпоху, в частности, он отметил: «Адыгейская проза сегодня преодолевает издержки, которые возникали перед писателями каждый раз, когда они обращались к важнейшим жизненным (особенно историческим) явлениям, а именно, схематизм, иллюстративность фактов. Они много раз приводили прозу к
поверхностному решению проблем в ущерб психологической глубине, конкретности, жизненной правдивости характеров, судеб людей. Крупные явления адыгейской прозы ориентируют нас, в первую очередь, на мысль, на анализ, исследование особенностей нравственных основ нашего сегодняшнего бытия» (Машбаш 1985, с 10). Показательны для теоретизации указанных явлений роман самого И. Машбаша «Графиня Аиссе», (опубликован в 2008 г.) и его литературные связи, в систему которых органично входят, в частности, произведения французской прозы ХУШ в. Подчеркнем, что произведения адыгейского прозаика уже служили основой
7
развития литературоведческой теоретизации
Таким образом, актуальность избранных проблем определяется растущей значимостью инновационных процессов в развитии жанра исторического романа. Особый исследовательский интерес представляют такие аспекты романного мира, как пересмотр отношения к историческому прошлому, воссоздание национального характера в контексте теории «диалога культур» и художественная реализация концепции глубокой взаимосвязи и взаимообусловленности всех этапов истории этноса.
Объект исследования = взаимосвязь между эстетической инвариантностью и художественной спецификой (на примере исторического романа И. Машбаша «Графиня Аиссе»). Предмет рассмотрения -теоретические аспекты воплощения образа Аиссе в мировой литературе, для чего привлекаются тексты и отдельные фрагменты произведений французской литературы XVIII века («Письма к госпоже Каландрини» Аиссе, «История одной гречанки» А.-Ф. Прево, «Черкесская нимфа» Вольтера и
ДР-)-
Ощутимое влияние советского исторического романа (в рамках метода соцреализма) в рассматриваемом аспекте не определяется, при этом сведение исторического советского романа только к соцреалистическому нам не
7 Хагундокова С.Д. Концепция природы как часть фююсофско-эстетической системы творчества И.Машбаша // Вестник Адыгейского гос. ун-та. 2010. № 2.С.66-71.
представляется объективным, так как были значительные по художественной ценности официально признанные произведения и мощный поток запрещенной цензурой литературы на историческую тему.
Можно утверждать, что в поэтике и эстетике романа «Графиня Аиссе» выявлены черты, оппозиционные основным принципам соцреалистического исторического романа. (Среди последних - интерпретация исторического прошлого и трактовка личности и деятельности исторических персонажей в рамках идеологических установок партии; разрыв с прошлым, неизбежно повлекший за собой отказ от идеи объективной взаимосвязи прошлого, настоящего и будущего; тенденция к обезличиванию национального характера и сознания)
Нами учитывается, что идейно-эстетическими и философско-мировоззренческими доминантами романа И. Машбаша являются: национальная картина мира; идея «диалога культур»; проблема сохранения национальной идентичности, а именно - ментальных черт личности - в условиях «другой» культуры; мысль о глубинной взаимосвязи всех исторических этапов развития человечества в целом, и отдельных народов в частности.
Основной исследовательский интерес, наряду с вниманием к инновациям структурного и художественного планов, нацелен на анализ новых черт мировоззренческой парадигмы современного исторического романа. Художественный историзм понимается нами как особое качество идейно-образного строя произведения. Настоящее исследование осуществляется именно в этом направлении: нами предпринята попытка обнаружения своеобразия художественной реализации писательского «чувства истории» в конкретных художественных образах и деталях. Производится теоретизация жанровых и стилевых особенностей произведения в ретроспективной проекции на традиции жанра в мировой литературе; делается попытка классификации теоретических
художественных установок адыгейского исторического романа современности.
Теоретическую базу исследования составляет единство двух взаимодополняющих направлений. Во-первых, опорной является теоретизация исторического повествования. Современное отечественное и зарубежное литературоведение уделяет большое внимание проблемам исторического повествования и художественного историзма в целом. Об этом свидетельствуют дискуссии, развернувшиеся на страницах ведущих отечественных литературоведческих изданий («Вопросы литературы», «Новое литературное обозрение» и др.) в 1990-2000-х годах. Значительный вклад в разработку теории исторического романа внесли такие зарубежные и отечественные филологи, как Ю.А. Андреев, Д.М. Балашов, М.М. Бахтин, B.C. Бенинг, Д.Д. Благой, И.К. Горский, В. Дибелиус, A.A. Елистратова, В. Кожинов, Я.Л. Левкович, Г. Лукач, В.Д. Оскоцкий, С.М. Петров, Б.Г. Реизов, М. Роуз, Н.Д. Тамарченко, И.П. Щеблыкин и др.8 Генезис и специфика развития адыгского романа достаточно полноценно исследованы такими учеными, как Л.А. Бекизова, М.Ш. Кунижев, Р.Г. Мамий, К.Н. Паранук, У.М. Панеш, А. Схаляхо, X. Тлепцерше, Ю.М. Тхагазитов, Ф. Хуако К.Г. Шаззо, Е.П. Шибинская и др. Проблема жанровых модификаций романа, в частности, исторического, подверглась научной теоретизации в трудах К.Г.Шаззо, Ш. Шаззо-Ергук, X. Тлепцерше, К.Султанова, Ю. Суровцева, Н. Приймаковой и др.9 Коллизии жизненного и творческого пути Аиссе
8 Бахтин М.М. Эпос и роман // Вопросы литературы и эстетики. М., 1975; Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. М., 1979; Благой Д. Исторический роман // Литературная энциклопедия: Словарь литературных терминов, М.; Л., 1925; Лукач Г. Исторический роман // Литературный критик. 1937; Лукач Д. Теория романа // Новое литературное обозрение. № 9. 1994; Долинин A.C. История, одетая в роман: Вальтер Скотт и его читатели. М., 1988; Елистратова A.A. Гоголь и западноевропейский роман. М., 1972; Кожинов В.В. К проблеме литературных родов и жанров // Теория литературы. М., 1964; Тамарченко Н.Д. Русский классический роман XIX века: Проблемы поэтики и типологии жанра. М., 1997 и др.
9 Шаззо К.Г., Шаззо-Ергук Ш.Е. В художественном мире Исхака Машбаша. Майкоп, 2007; Панеш У.М. Типологические связи и формирование художественно-эстетического единства адыгских литератур. Майкоп, 1990; Шаззо К.Г. Художественная структура конфликтов эпохи и духовно-философские искания личности. Майкоп, 2005; Тлепцерше X. Разговор о вечном. Исхак Машбаш: творчество, личность. М., 2003; Мамий Р.Г. Современный адыгейский роман (конфликты, характеры, жанр): автореф.....к.филол.н.
9
рассмотрены в диссертации С.А. Киржиновой «Жизнь и творческая судьба черкешенки Аиссе (Айшет) в художественной литературе) (Майкоп, 2002).
Во-вторых, теоретически опорной является также концептуализация художественной специфики отображения национального характера, функционирующего в условиях «другой» культуры. Заявленный ракурс научного исследования диктует необходимость обращения к смежным литературоведению гуманитарным дисциплинам - философии, психологии, этнографии, культурологии, истории и др. Междисциплинарный подход расширяет возможности исследования и соответствует методологии современной науки. Поэтому в работе экстраполированы на объект исследования и реализованы следующие научные концепции: теория «диалога культур» и полифонии М.М. Бахтина; «национальной картины мира» Г. Гачева; принцип историзма; теория самодетерминации; психологические понятия «характер» и «личность».
Цель диссертационной работы - представить с единых теоретико-литературных позиций эстетическую инвариантность и художественную специфику исторического повествования (на примере комплексного анализа романа И. Машбаша «Графиня Аиссе»).
Для достижения поставленной исследовательской цели решаются следующие основные задачи:
• провести ретроспективный сравнительно-типологический анализ теории жанра исторического романа;
• проанализировать динамику взаимодействия между установками исторического жанра в западноевропейской и русской литературах;
• провести филологический комплексный анализ романа «Графиня Аиссе» с целью выявления жанровой специфики, особенностей формы и содержания текста;
Тбилиси, 1974; Шибинская Е. Становление жанра в младописьменной литературе (на примере адыгейского романа). Дисс. ...к.ф.н. Тбилиси, 1968; Кунижев М. Адыгейский роман // Думы об адыгейской литературе. Майкоп, 1968; Мусукаева А.Х., Тхагазитов Ю.М. Эволюция жанра романа в кабардинской литературе 5080-х гг. - Нальчик, 2010; Цукор А. Народ и история в прозе Исхака Машбаша. Майкоп, 2008; Паранук К.Н. Фольклорно-мифологический контекст современного адыгского романа. Майкоп, 2010 и др.
• реализовать в ходе анализа методологию современного литературоведения, включая постмодернистские принципы анализа художественного текста;
• обосновать взаимосвязь между инвариантностью и художественной спецификой в образе главной героини исторического повествования в контексте теории «диалога культур» ;
• на основе выявленных классификационных признаков рассмотреть перспективы развития исследуемого жанра в русле движения современного литературного процесса;
• провести сопоставительно-типологический анализ инвариантов художественного образа Аиссе в текстах различных эпох, культур, включая «Письма к госпоже Каландрини» Аиссе, воплотивших образ авторского «Я», раскрываемого через процесс самодетерминации.
Методологическая база исследования в качестве узлового момента теоретико-литературного анализа основана на постмодернистском принципе «переоценки ценностей» прошлого (не подразумевающего его отрицания). Он опирается на деконструкцию идеологического дискурса, присущего всей литературной системе советского периода. Этот подход позволяет, не замыкаясь в рамках одного метода, выявить типологические связи инвариантности, поэтики и эстетики исторического романа современного периода с предшествующими художественно - литературными системами. Ретроспективный взгляд в комплексе с выявленными чертами художественно-эстетической и идейной специфики романа дает возможность проспекции - позволяет выявить перспективы развития адыгейского исторического романа. В работе также использована «гипотеза нетождества» М.И. Стеблин-Каменского, предположившего, что историзм появляется не тогда, когда замечаются разница в образе жизни, быте и т.п., а тогда, когда осознаются отличия в человеческой психологии.
Соответственно, применяются метод историзма, ретроспективный, историко-типологический и сравнительно-типологический
литературоведческий методы, а также приемы постмодернистского анализа художественного текста, представляющие отдельные концептуальные подходы смежных литературоведению гуманитарных дисциплин к исследованию личности и человеческого сознания.
Научная новизна диссертационной работы заключается в установке на комплексное осмысление инвариантности и художественной специфики. В работе впервые проводится жанровая идентификация исследуемых произведений - в частности, романа «Графиня Аиссе» и «Писем к госпоже Каландрини» Аиссе. Причем роман И. Машбаша «Графиня Аиссе» впервые становится объектом диссертационного исследования, немногочисленные литературно-критические статьи по заявленной тематике и проблематике представляют собой рецензии, презентации, размышления и не дают полноценного анализа исследуемого нами текста.
На защиту выносятся следующие основные положения:
1. Жанр исторического романа в начале XXI века подвергается значительным трансформациям, в которых обобщаются эстетическая новизна и пересмотр системы мировоззренческих установок. Смена художественной методологии связана с отходом от идеологического дискурса, основанного на принципе «подгонки» и фактов, событий, деятельности исторических лиц прошлого под установки социалистического реализма.
Новизна художественно-исторического мышления выявляется в актуализации интереса писателей к «закрытым» темам национальной истории, проблемам национального характера и сознания, к религиозной тематике; прошлое осмысливается не как законченный исторический период, а в проекции на настоящее и будущее. Этими особенностями, значимыми для теоретизации литературного процесса, определяется эстетическая инвариантность в современном историческом романе.
2. Обращение к закрытой ранее тематике, художественный историзм и реалистический психологизм романа И. Машбаша обозначают особое
направление в исторической романистике. Оно маркируется тем интересом к национальной истории к сознанию этноса, к национальному характеру, который проявляется через эстетизацию судьбы отдельной личности. Углубленный психологизм, как черта эстетической инвариантности, многомерно определяется в романе И. Машбаша «Графиня Аиссе»: писателя интересует больше не само историческое прошлое, а личность Аиссе, проявления ее характера в контексте сохранения национальной ментальности и самосознания.
3. Эстетически инвариантным является мотив сохранения национального сознания личности как доминирующей структуры «Я» в условиях «другой» культуры. Форма и содержание репрезентативного произведения, система внесюжетных элементов, в частности, описания пейзажа и авторские отступления, в гармоничном единстве транслируют эту идею через всю ткань романа. Идейный уровень романа опосредованно обнаруживает авторский подтекст - размышления о трагической истории народа как предупреждение будущему.
4. В историческом повествовании определяются новые возможности реализации «чувства истории»: акцентируется важность «тихих революций», происходящих в области национального сознания. Суть этого изменения автор видит в осознании личностью своего нравственного суверенитета, в росте независимости и достоинства обычного человека, в способности и потребности к самореализации. Этими чертами художественного своеобразия книги определяются системные связи с другими повествованиями, вариативно представляющими эстетическую инвариантность исторического романа. Именно данные черты сближают историческое повествование XXI века о графине Аиссе со значительно более ранней эпической традицией, с системами образов ряда европейских романов, посвященных «прекрасной адыгейке». При этом в художественной специфике текста закономерно взаимодействуют элементы романтической и реалистической традиций.
5. Теоретизация феномена «литературные связи» раскрывает у исторических повествований разных эпох особые возможности, определяемые на основе эстетических инвариантов. В качестве последних выступают углубленный психологизм, представляющий личность в истории, а также системообразующие сюжетные характеристики. Художественные связи между различными романами позволяют определить у классических произведений (прежде всего А.Ф.Прево) те особенности, которые обусловливают их потенциал в развитии литературного процесса: личностные, а не идеологические доминанты в художественной динамике; сочетаемая с ними инвариантная эстетизация, придающая образу прецедентный характер.
Теоретическая значимость исследования обнаруживается в трех взаимосвязанных позициях:
• в диссертации даются литературоведческие определения инвариантов произведений на историческую тему - «исторический роман» и «роман на исторический сюжет». Определения сформулированы на основе вычлененных классификационных признаков данных романных модификаций; (
• аналитическая система диссертации включает методологию постмодернистской литературной критики, еще не получившей в теоретико-литературном осмыслении исторического романа должной реализации;
• определяются сущностные взаимосвязи между инвариантом и спецификой в историческом романе, поскольку анализ жанрового своеобразия романа «Графиня Аиссе» обнаруживает в композиции сюжета, системы образов, в специфике построения художественного мира влияние традиций «готического» романа как предтечи исторического западноевропейского романа эпохи романтизма, ставшего основным литературным прототипом исторического жанра, и классического русского исторического романа XIX века.
Практическая значимость исследования заключается в том, что результаты и выводы по теории и истории жанра исторического романа могут быть использованы при чтении курсов и составлении учебных пособий по теории литературы, введению в литературоведение по методике анализа художественного текста в различных условиях изучения филологических дисциплин, в курсах по теории и методологии художественного познания для магистрантов.
Похожие диссертационные работы по специальности «Теория литературы, текстология», 10.01.08 шифр ВАК
Художественный конфликт как жанро- и стилеобразующий фактор в новеллах Т. Керашева2005 год, кандидат филологических наук Пшизова, Асъят Каральбиевна
Новелла и рассказ в адыгейской литературе 20-х - 90-х г.г. XX века: национальные истоки, динамика, художественная типология2008 год, кандидат филологических наук Матыжева, Аминет Кущуковна
Концепция личности и художественные особенности прозы Т. Керашева об историческом прошлом2020 год, кандидат наук Герелегиз Хюсню
Особенности жанра поэмы в адыгейской литературе 60-90-х годов XX века2006 год, кандидат филологических наук Панеш, Сусана Рамазановна
Художественный мир Тембота Керашева в контексте развития адыгских литератур: проблемы исторической поэтики2005 год, доктор филологических наук Хачемизова, Мира Нуховна
Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Таджиева, Бэлла Магаметовна, 2011 год
Библиографический список
1. Абушенко, B.JI. Личность / В.Л. Абушенко // Новейший философский
словарь: Сост. A.A. Грицанов. — Мн.: Изд.-во В.М. Скакун, 1998.
2. Аверинцев, С.С. М.М. Бахтин как философ: Сб. статей / С.С. Аверинцев,
Ю.Н. Давыдов, В.Н. Турбин. - М.: Наука, 1992. - С. 111-115.
3. Аиссе. Черкесская нимфа: Сб. произведений / Сост.: М.М. Хафицэ. -
Нальчик: Изд. центр «Эль-Фа». - 1997. - 463с.
4. Аксаков, С.Т. Биография Михаила Николаевича Загоскина: Собр. соч. в
5-ти томах. - Т. 4 / С.Т. Аксаков. - М., 1966.
5. Александрова, Л. Советский исторический роман и вопросы историзма /
Л. Александрова. - Киев, 1971.
6. Алексеев, М.П. Вальтер Скотт и его русские знакомства / М.П. Алексеев
// Литературное наследство. - Т. 91.
7. Алиева, А.И. Фольклорные традиции в младописьменном романе / А.И.
Алиева // Советский роман. Новаторство. Поэтика. Типология. - М., 1978.
8. Алиева, М.И Становление исторической прозы в творчестве Тембота
Керашева: Автореф. ... канд. филол. наук / М.И. Алиева. - Майкоп, 1993.
9. Альтшуллер, М. Эпоха Вальтера Скотта в России: Исторический роман
1830-х годов / М. Альтшуллер. - СПб., 1996.
10. Арутюнов, Л. Развитие эпических традиций в современной советской
литературе / Л. Арутюнов // Взаимодействие литератур и художественная культура развитого социализма. - М.,1981.
11. Ауэрбах, Э. Мимесис. Изображение действительности в
западноевропейской литературе: Пер. с нем. / Э. Ауэрбах. - М.: ПЕР СЭ; СПб.: Университетская книга, 2000 - 511с.
12. Ауэрбах, Э. Прерванный ужин / Э. Ауэрбах // Мимесис. - М. .: ПЕР СЭ;
СПб.: Университетская книга, 2000. - С. 333-364.
13. Ашхамафова, Ш. «Книга читается на одном дыхании» - таково общее
мнение читательской конференции / Ш. Ашхамафова // Заря. - 2009. -11 декабря.
14. Баков, Х.И. Адыгский литературный процесс сегодня / Х.И. Баков //
Проблемы адыгской литературы и фольклора. - Майкоп, 1995.
15. Барашкова, Е.В. Проблема русского национального характера в
исторических произведениях А.К. Толстого / Е.В. Барашкова. - Дис. на соискание ....к.ф.н. -М., 2009.
16. Батчаева, К.Х. Историко-нравственный аспект в образной структуре
художественного произведения (на материале карачаево-балкарской литературы): Автореф. ... канд. филол. наук / К.Х. Батчаева. - Нальчик, 2000.
17. Бахтин, М.М. Проблемы поэтики Достоевского / М.М. Бахтин. - М.,
1963.
18. Бахтин, М.М. Слово в романе / М.М. Бахтин // Вопросы литературы и
эстетики. - М., 1975(а).
19. Бахтин, М.М. Роман воспитания и его значение в истории реализма /
М.М. Бахтин // Эстетика словесного творчества. - М., 1979. - С. 188— 236.
20. Бахтин, М.М. Формы времени и хронотопа в романе / М.М. Бахтин //
Литературно-критические статьи. - М., 1986. - С. 121-290.
21. Бахтин, М.М. Эпос и роман / М.М.Бахтин // Вопросы литературы и
эстетики. - М., 1975. - С. 447-484 (б).
22. Бахтин, М.М. Эстетика словесного творчества / М.М. Бахтин. - М., 1979.
23. Бекизова, Л.А. Историзм как принцип художественного осмысления
человека и действительности в адыгской прозе / Л.А. Бекизова //
Современный литературный процесс. Проблемы историзма. - Черкесск, 1989.-С. 8-42.
24. Бекизова, JI.A. От богатырского эпоса к роману / J1.A. Бекизова.
Чсркссск. 1974.
25. Белая, Г.Д. Художественный мир современной прозы / Г.Д. Белая. - М.,
1985.
26. Белинский, В.Г. Собрание сочинений: В 9 т. / В.Г. Белинский. - М., 1976.
27. Берковский, Н.Я. Мир, создаваемый литературой / Н.Я. Берковский. -
М., 1989.
28. Белл, Д. Дневник пребывания в Черкесии в течение 1837, 1838, 1839 гг. /
Д. Белл // Сукунов, Х.Х., Сукунова И.Х. Черкешенка. - Майкоп: РИПО «Адыгея», 1992. - С. 62-63.
29. Библер, B.C. Михаил Михайлович Бахтин, или Поэтика и культура / B.C.
Библер.- М.: Прогресс, 1991. - 176 с.
30. Библер, B.C. От наукоучения - к логике культуры: Два философских
введения в двадцать первый век / B.C. Библер. - М.: Политиздат, 1990. -413 с.
31. Бикмухаметов, Р.Г. Роман и литературный процесс / Р.Г. Бикмухаметов
// Вопросы литературы. - 1971. - №9.
32. Бирюкова, О.И. К вопросу о формировании жанра «роман» в
художественно-литературном пространстве Поволжья начала XX века / О.И. Бирюкова // Вестник Пятигорского государственного лингвистического университета. - 2011.№ 1. - С. 162-164.
33. Благой, Д. Исторический роман / Д. Благой // Литературная
энциклопедия: Словарь литературных терминов: В 2-х т. - Т. 1. - М.; Л.: Изд-во Л.Д. Френкель, 1925. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://feb-web.ru/feb/slt/abc/ltl/ltl -3351 .htm.
34. Борова, А.Р. Художественная концепция человека и истории в прозе
Алима Кешокова: Автореф. ... канд. филол. наук / А.Р. Борова. -Нальчик, 1999.
35. Васильев, С. Роман длиною в жизнь / С. Васильев // Российская газета.
2004. - 7 февраля. - С.6.
36. Васильковский, А.Г. Жанровый анализ литературного произведения /
А.Г. Васильковский // Проблемы литературных жанров. - Томск, 1975. С. 5-7.
37. Веселовский, А.Н. Синкретизм древнейшей поэзии и начало
дифференциации поэтических родов / А.Н. Веселовский // Историческая поэтика: Ред., вступ. ст. и прим. В.М. Жирмунского. -Изд. 3-е. - М.: Издательство ЖИ, 2008. - С. 200-317.
38. Веселовский, А.Н. История или теория романа / А.Н. Веселовский //
Избранные статьи.- Ленинград, 1939.
39. Воробьева, H.H. Принципы историзма в изображении характера / H.H.
Воробьева // Классическая традиция и советская литература. - М., 1978.
40. Воронова, В. «Черкесская нимфа»: к выходу в свет романа И Машбаша
«Графиня Аиссе» / В. Воронова // Советская Адыгея. - 2008. - 11 декабря. - С.6.
41. Гадагатль, A.M. «Жернова» - новый роман-эпопея И. Машбаша / A.M.
Гадагатль // Проблемы адыгской литературы и фольклора. Вып. 9. -Майкоп, 1995.
42. Гамзатов, Г. Национальная художественная культура в калейдоскопе
памяти / Г. Гамзатов. - М., 1996.
43. Гачев, Г. Национальные образы мира / Г. Гачев. - М.: Советский
писатель, 1988.
44. Гачев, Г.Д. Содержательность художественных форм. Эпос, лирика,
театр / Г.Д. Гачев - М., 1969.
45. Гегель, Г.В. Эстетика: В 4-х томах / Г.В. Гегель. - М, 1968-1973.
46. Глова, Ж. Становление и развитие историко-революционного романа в
литературах Северного Кавказа / Ж. Глова. - М., 1974.
47. Гозенпуд, A.A. Вальтер Скотт и романтические трагедии Шаховского /
A.A. Гозенпуд // Русско-европейские литературные связи. - M.;JI., 1966.
- С. 25-38.
48. Грифцов, Б.А. Теория романа / Б.А. Грифцов. - М., 1927. - [Электр, рес.]
- Режим доступа: http://imwerden.de/cat/modules.php?name=books&pa=showbook&pid=237
49. Гульназарян, Н.Е. Идея противоречивости личности в историческом
романе конца XX века (А.Ю. Сегень, В.В. Личутин) / Н.Е. Гульназарян // Вестник АГУ. - Вып. 10 (38). - Майкоп, 2008. - С. 130-135.
50. Гюльназарян, Н.Е. Теоретические основы художественной концепции
личности в историческом романе / Н.Е. Гульназарян // Вестник АГУ. -Майкоп, 2009. - № 1. - С. 17-20.
51. Дагужиева, Б.А. О художественном отражении творческой судьбы
народа в произведениях адыгейской прозы 1990-2000 гг. / Б.А. Дагужиева // Перспектива. - Т.2. - Нальчик, 2003- С. 50-54.
52. Дмитриева, Е.Е. Теория культурного трансфера и компаративный метод
в гуманитарных исследования: оппозиция или преемственность? / Е.Е. Дмитриева // Вопр. литературы. - 2011. - № 3. - С.302-313.
53. Долинин, A.C. История, одетая в роман: Вальтер Скотт и его читатели /
A.C. Долинин. - М., 1988.
54. Елистратова, A.A. Гоголь и западноевропейский роман / A.A.
Елистратова. - М., 1972.
55. Елистратова, A.A. Скотт / A.A. Елистратова // История английской
литературы. - Т. 2. - Вып. 1.-М., 1953.- С. 153-198.
56. Ергук, Ш. Е. Идеи и человек в романах Исхака Машбаша / Ш.Е. Ергук //
Проблемы адыгейской литературы и фольклора. Вып. 5. - Майкоп, 1995.
57. Жемухов, С.Н. Философия истории Шора Ногма / С.Н. Жемухов. -
Нальчик: Эльбрус, 2007. - 228с.
58. Жирмунский, В.М. Введение в литературоведение: Курс лекций / В.М.
Жирмунский. - СПб., 1996.
59. Заборов, П.Р. Мадемуазель Аиссе и ее письма / П.Р. Заборов // Аиссе.
Письма к госпоже Каландрини. - JL, 1985. - С. 160-161.
60. Ильин, И.П. Западное литературоведение XX века. Энциклопедия / И.П.
Ильин. - M.: INTRADA, 2004. - 559 с.
61. Интериано, Д. Быт и страна зихов, именуемых черкесами
Достопримечательное произведение / Д. Интериано // Сукунов, Х.Х., Сукунова И.Х. Черкешенка. - Майкоп: РИПО «Адыгея», 1992. - С. 3940.
62. История зарубежной литературы XIX века / Под ред. Я.Н. Засурского,
C.B. Тураева. - М., 1982.
63. Исупова, С.М. Эволюция прозы И.И. Лажечникова (Проблемы метода и
жанра): Автореф. ... канд. филол. наук / С.М. Исупова. - Тверь, 2000.
64. Кадиева, К. «Черкесская нимфа»: трагедия и величие / К. Кадиева //
Советская Адыгея. - 2008 - 25 октября - С.5.
65. Камбачокова, Р.Х. Адыгский исторический роман (становление и
развитие жанра, формирование историзма художественного мышления и проблема художественной интерпретации исторической действительности) / Р.Х. Камбачокова. - Нальчик, 1999.
66. Керашева, 3. Образ черкешенки в черкесском фольклоре и литературе /
3. Керашева // Избр. труды и статьи. В 2т. - Т.2. - Майкоп, 1995. - С. 540-549.
67. Киржинова, С.А. Жизнь и творческая судьба черкешенки Аиссе (Айшет)
в художественной литературе: Автореф. ... канд. филол. наук / С.А. Киржинова. - Майкоп, 2002. - 20 с.
68. Кожинов, В.В. К проблеме литературных родов и жанров / В.В. Кожинов
// Теория литературы. - Т. 2. - М., 1964. - С. 39-49.
69. Кузьмин, А. Писатель и история / А. Кузьмин // Наш современник. -
1982. №2.-С. 140-154.
70. Курилов, В.В. Анализ литературного произведения: задачи, процедуры,
компоненты / В.В. Курилов // Классическое наследие русской литературы и современность: концепции, интерпретации, опыты анализа текста. Краснодар: КубГУ, 2011.- С. 186-194.
71. Лебедева, Н.Б. Естественная письменная русская речь как объект
лингвистического исследования / Н.Б. Лебедева // Вестник БГПУ. - №1. - 2001.
72. Левкович, Я.Л. Историческая повесть / Я.Л. Левкович // Русская повесть
XIX века. - Л, 1973. - С. 108-134.
73. Лейдерман, Н.Л. Движение времени и законы жанра / Н.Л. Лейдерман. -
Свердловск, 1982.
74. Ленобль, Г.М. История и литература: Сборник статей / Г.М. Ленобль. -
М.: Советский писатель. - 1960. - 338 с.
75. 155. Литературная энциклопедия терминов и понятий / Под ред. А.Н.
Николюкина. - М.: НПК «Интелвак», 2003. - 1600 с.
76. Линьков, В.Д. Типы русского исторического романа 20 - 30-х годов XIX
века: Автореф. ... канд. филол. наук / В.Д. Линьков. - Горно-Алтайск, 2001.
77. Ломидзе, Г. Расширение эстетического диапазона / Г. Ломидзе //
Вопросы литературы. - 1971. - № 9. - С. 18-27.
78. Лотман, Ю.М. Основные этапы развития русского реализма / Ю.М.
Лотман, Б.Ф. Егоров, З.Г. Минц // О русской литературе: Статьи и исследования. - СПб., 1997. - С. 532-533.
79. Лукач, Г. Исторический роман / Г. Лукач // Литературный критик. - 1937
№ 7, 9, 12; 1938, № 3, 7, 8, 12. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://mesotes.narod.m/lukacs/hist-roman/histroman-sod.htm.
80. Луков, В.А. История литературы: Зарубежная литература от истоков до
наших дней / В. Луков. - М.: Академия, 2003. - 512 с.
81. Макаровская, Г.В. Типы исторического повествования / Г.В.
Макаровская. - Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 1972. - 236 с.
82. Лукач, Д. Теория романа / Д. Лукач // Новое литературное обозрение. -
№9.- 1994.
83. Малкина, В.Я. Поэтика исторического романа. Проблема инварианта и
типология жанра / В.Я. Малкина. - Тверь, 2002.
84. Мамий, Р.Г. Впереди еще перевалы романа / Р.Г. Мамий // Литературная
Адыгея. - 2010. - №2. - С. 134-139.
85. Мамий, Р.Г. Вопросы изучения современного адыгского романа / Р.Г.
Мамий // Проблемы адыгейской литературы и фольклора. Вып. 1. -Майкоп, 1977.
86. Мамий, Р.Г. Вровень с веком. Идейно-нравственные ориентиры и
художественные искания адыгской прозы второй половины XX века / Р.Г. Мамий. - Майкоп, 2001.
87. Мамий, Р.Г. Современный адыгейский роман (конфликты, характеры,
жанр) / Р.Г. Мамий. - Автореф. ... канд. филол. наук. - Тбилиси, 1974.
88. Машбаш, И. Адыгейская советская литература на современном этапе:
Доклад на отчетно-выборном собрании писателей Адыгейской автономной области / И. Машбаш. - Майкоп, 1985.
89. Медведев, П.Н. Формальный метод в литературоведении / П.Н.
Медведев / Бахтин под маской. Вып. 2. - М., 1993.
90. Мелетинский, Е.М. Введение в историческую поэтику эпоса и романа /
Е.М. Мелетинский. - М., 1986.
91. Михайлов, А. Из истории характера / А. Михайлов // Человек и культура:
Индивидуальность в истории культуры. - М., 1990. - С. 43-72.
92. Михайлов, A.B. Роман и стиль / A.B. Михайлов // Теория литературных
стилей: Современные аспекты изучения. - М., 1982. - С. 137-203.
93. Многонациональный советский роман. Закономерности развития
советского романа: Сб. статей. - М., 1966.
94. Мусукаева, А. X. Северокавказский роман / А.Х. Мусукаева. - Нальчик,
1993.
95. Мусукаева, А.Х. Художественная концепция исторического прошлого в
романной прозе И. Машбаша: Роман «Жернова» / А.Х. Мусукаева // Вестник Пятигорского гос. лингв, ун-та. - Пятигорск, 2007. - № 3-4. -С. 176-179.
96. Мясников, В. Историческая беллетристика: спрос и предложение / В.
Мясников // Новый мир. - 2002. - № 4. - С. 147 - 155.
97. Налоев 3. М. Этюды по истории культуры адыгов: Очерки / З.М. Налоев.
- Нальчик, 1985. - 272 с.
98. Напцок, Б.Р. Английский «готический» роман: к вопросу об истории и
поэтике жанра / Б.Р. Напцок // Вестник АГУ. - Вып. 10 (38). - Майкоп, 2008.-С. 150-156.
99. Нибо, А. Кто сказал, что адыги исчезнут? / А. Нибо // Шапсугия. - 2004.
-12 марта. -С.4.
100. Никольский, Е.В. Циклизация в исторической прозе Всеволода
Соловьева / Е.В. Никольский // Вестник Адыгейского гос. ун-та. -2011.-Вып. 1.-С.24-27.
101. Никольский, Е.В. К вопросу о жанровой специфике философской прозы
/ Е.В. Никольский // Вестник Адыгейского гос. ун-та. - 2010. - № 1.С.З-49.
102. Ногмов, Ш.Б История адыгейского народа / Ш.Б. Ногмов. - Нальчик,
1947.
103. Одиноков, В.Г. Проблемы поэтики и типологии русского романа XIX в. /В.Г. Одиноков. - Новосибирск, 1971.
104. Октябрьская, О.С. Русский исторический роман 70-х - 80-х годов XX
века (проблема жанра): Автореф. ... канд. филол. наук / О.С. Октябрьская. - М., 1993. - 20 с.
105. Орлов, С.А. Исторический роман Вальтера Скотта / С.А. Орлов. -
Горький, 1960.
106. Ортега-и-Гассет, X. Эстетика. Философия культуры / X. Ортега-и-Гассет.
-М.: Искусство, 1994.
107. Оскоцкий, В. Роман и история / В. Оскоцкий // Советский роман. Новаторство. Поэтика. Типология. - М., 1978.
108. Оскоцкий, В.Д. Роман и история: Традиции и новаторство советского
исторического романа / В.Д. Оскоцкий. - М.: Худ. лит., 1980. -384 с.
109. Пауткин, А.И. Советский исторический роман / А.И. Пауткин. - М.:
Знание, 1970. - 108 с.
110. Петров, С.М. Русский советский исторический роман / С. М. Петров. —
М.: Современник, 1980. - 412 с.
111. Плохарский, А.Е. Аспекты рецепции романов Достоевского в эссеистике
Германа Гессе / А.Е. Плохарский // Германистика в современном научном пространстве. Краснодар: КубГУ, 2011. - С.164-169.
112. Османова, З.Г. Художественная концепция личности в литературах Северного Кавказа (традиция и современность) / 3. Г. Османова. - М.: Наука, 1972. - 266 с. ПЗ.Панеш, У.М. Типологические связи и формирование художественно-эстетического единства адыгских литератур / У.М. Панеш. - Майкоп, 1990.-275с.
114. Паранук, К.Н. Фольклорно-мифологический контекст современного
адыгского романа / К.Н. Паранук. - Майкоп, 2010. - 163с.
115. Петров, С.М. Исторический роман / С.М. Петров // История русского
романа: В 2 т. - Т. 1. -М.; Л., 1962. - С. 203-250.
116. Петров, С.М. Русский исторический роман XIX века / С.М. Петров. -М., 1984.
117. Пинский, Л.Е. Исторический роман В. Скотта / Л.Е. Пинский //
Магистральный сюжет. - М., 1989. - С. 297-320.
118.Приймакова, H.A. Жанрово-стилевое богатство современного адыгского романа об историческом прошлом (поэтика сюжета) / H.A. Приймакова. - Майкоп, 2003. - 115с.
119. Пушкин, А. С. Собр. соч. в 10-ти томах. - Т. 6 / A.C. Пушкин. - М., 1962.
120.Радь, Э.А. Механизм порождения сюжетных модификаций / Э.А. Радь // Вестник Воронежского гос. ун-та. - 2011. - № 1. - С.60-64.
121. Разумовская, М. Аббат Прево и его роман «История одной гречанки» //
М. Разумовская // Прево А.-Ф. История одной гречанки. - М., 1975. - С. 279.
122.Реизов, Б.Г. Французская романтическая историография / Б.Г. Реизов. -Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1956. - 535 с.
123. Реизов, Б.Г. Французский исторический роман в эпоху романтизма /
Б.Г. Реизов. - Л.: Гослитиздат, 1958. - 567 с.
124. Русско-английские литературные связи (XVIII век - первая половина
XIX века). - М., 1982.
125. Рымарь, Н.Т. Поэтика романа / Н.Т. Рымарь. - Куйбышев, 1990.
126. Сальников, В. В соискателях главной премии страны / В. Сальников // Северный Кавказ. - 2004. - Февраль (№ 71). - С.21.
127. Скачков, И.В. Нравственные уроки истории: Современный историко-революционный роман и проблемы воспитания нового человека / И.В. Скачков. - М., 1984.
128. Скотт, В. Собр. соч. в 20-ти томах. - Т. 8 / В. Скотт. - М. - Л., 1964.
129. Словарь литературоведческих терминов / Ред.-сост. Л.И. Тимофеев и
C.B. Тураев. - М.: Просвещение, 1974. - 509с.
130. Сорокин, Ю. Исторический жанр в прозе 30-х годов XIX века / Ю.
Сорокин // Доклады и сообщения филологического факультета МГУ. -М., 1947. - С. 36-42.
131. Сорочан, А.Ю. Мотивировка в русском историческом романе 1830-1840-
х гг. ): Автореф. ... канд. филол. наук / А.Ю. Сорочан. - Тверь, 2000. 20 с.
132. Стеблин-Каменский, М.И. Историческая поэтика / М.И. Стеблин-
Каменский. - М., 1978.
133. Степанова, Т. Это сладкое слово «свобода»: Размышления над романом
Исхака Машбаша «Графиня Аиссе» / Т. Степанова // Литературная Адыгея. - 2010. - №3 - С. 113-118.
134. Cottington D. Modern Art: A Very Short Introduction. Oxford: OUP, 2006.
188 p.
135. Стролого-Перович, Ф. А.С.Пушкин и H.B. Гоголь как исторические
романисты: сопоставительный анализ «Капитанской дочки» и «Тараса Бульбы»: Автореф. дисс ... канд. филол. наук / Ф. Стролого-Перович. -М., 1998.
136. Сукунов, Х.Х. Черкешенка / Х.Х. Сукунов, И.Х. Сукунова. - Майкоп:
РИПО «Адыгея», 1992. - 305с.
137. Султанов, К. Динамика жанра: Особенное и общее в опыте современного
романа / К. Султанов. - М., 1989.
138. Султанов, К. Национальное самосознание и ценностные ориентации
литературы романа / К. Султанов. - М., 2001.
139. Султанов, К. Мир национального характера / К. Султанов //
Нравственность и обновление, 1985. - С. 15-39.
140. Султанов, К. От схемы к характеру. Заметки о прозе Северного Кавказа /
К. Султанов // Дружба народов. - 1980. - №1. - С. 215-240.
141. Суровцев, Ю. Взгляд сквозь века: Заметки об историческом романе /
Ю.Суровцев // Правда. - 1984. - 3 мая.
142. Схаляхо, Д.С. Историко-типологический анализ женских образов в
фольклоре и литературе / Д.С. Схаляхо. - Майкоп, 2001. - 155с.
143. Тамарченко, Н.Д. «Капитанская дочка» и судьбы исторического романа
в России / Н.Д. Тамарченко // Известия Академии наук. Сер. лит. и яз. -Т. 58. - № 2. - М., 1999. - С. 44-53.
144. Тамарченко, Н.Д. О своеобразии русского исторического романа («Князь
Серебряный» А.К. Толстого) / Н.Д. Тамарченко // Вопросы теории и истории русской литературы: Межвузовский сборник научных трудов. -Брянск, 1994. - С. 96-108.
145. Тамарченко, Н.Д. Роман / Н.Д. Тамарченко // Литературоведческие
термины (материалы к словарю). - Коломна, 1997. - С. 33-34 (а).
146. Тамарченко, Н.Д. Русский классический роман XIX века: Проблемы
поэтики и типологии жанра / Н.Д. Тамарченко. - М., 1997 (б).
147. Тамарченко, Н.Д. Теоретическая поэтика: хрестоматия-практикум / Н.Д.
Тамарченко. - М.: Издательский дом «Академия», 2004. - 400с.
148. Теория литературы: В 2т. / Под ред. Н.Д. Тамарченко. - М.:
Издательский дом «Академия», 2004.
149. Тимижев, Х.Т. Историческая поэтика и стилевые особенности
литературы адыгского зарубежья / Х.Т. Тимижев. - Нальчик: Изд. центр «Эль-Фа», 2006.
150. Тимофеев, Л.И. Основы теории литературы / Л.И. Тимофеев. - М., 1976.
151. Тлепцерше, X. Разговор о вечном. Исхак Машбаш: творчество, личность
/ X. Тлепцерше. - М.: Советский писатель, 2003. - 574 с.
152. Тлепцерше, X. Конфликты и образы времени. Размышления над новым
историческим романом И. Машбаша «Адыги» / X. Тлепцерше // Советская Адыгея. - 2003. - 13 ноября. - С. 6-7.
153.Тугов, В.Б. Герой и время. Современный литературный процесс / В.Б. Тугов. - Черкесск, 1988.
154. Тугов, В.Б. Формирование исторического романа. Традиции и
современность. Метод и жанр / В.Б. Тугов. - Черкесск, 1986.
155. Тхагазитов, Ю. Адыгский роман / Ю. Тхагазитов. - Нальчик, 1987.
156. Тхагазитов, Ю.М. Эволюция художественного сознания адыгов / Ю.М.
Тхагазитов. - Нальчик: Эльбрус, 2006.
157. Уэллек, Р. Теория литературы / Р.Уэллек, О. Уоррен. - М., 1978.
158. Фрейденберг, О.М. Поэтика сюжета и жанра / О.М. Фрейденберг. - М.,
1997.
159.Хагундокова, С. Д. Концепция природы как часть философско-эстетической системы творчества И. Машбаша / С.Д. Хагундокова, Т.М. Степанова // Вестник АГУ. - Вып. 2 (58). - Майкоп, 2010. - С. 6671.
160.Хализев, В.Е. Теория литературы / В.Е. Хализев. - М.: Высшая школа, 1999.
161.Хамерзокова, H.A. К поэтике исторического романа (И. Машбаш «Раскаты далекого грома») / Н.А Хамерзокова // Актуальные проблемы общей и адыгейской филологии: Материалы межд. научн. конф. - 13-14 окт. - Майкоп, 2005. - С. 182-184.
162. Хапсироков, X. Пути развития адыгских литератур / X. Хапсироков. -
Черкесск, 1970.
163.Хаткова, И.Н. Концепция исторического прошлого в произведениях Султана Хан-Гирея / И.Н. Хаткова // ВестникАГУ. - Майкоп, 2010. - № 4. - С.39-45.
164.Хафицэ, М.М. Ясный ум и щедрое сердце // Аиссе. Черкесская нимфа: Сб. произведений. - Нальчик: Изд. «Эль-Фа». - 1997. - С. 5-9.
165. Хотко, С. Наследники фараонов / С. Хотко // Советская Адыгея. - 2006. -
11 мая. - С. 3.
166. Храпченко, М.Б. Художественное творчество, действительность, человек
/ М.Б. Храпченко. - 1982.
167. Христолюбова, О.В. Русская историческая проза 40-50-х годов XIX века:
(Проблемы стилевой эволюции): Автореф. ... канд. филол. наук / О.В. Христолюбова. - Саратов, 1997.
168. Цей, Б.А. Художественное осмысление нравственно-философской
проблематики в адыгейской исторической прозе последнего десятилетия XX века (И. Машбаш «Жернова», М Кандур «Кавказ»): Автореф.... канд. филол. наук / Б.А. Цей. - Майкоп, 2009. - 21с.
169.Ципинов, A.A. Народная историческая проза адыгов / A.A. Ципинов. -Нальчик, 2000.- 155с.
170.Цукор, А. Народ и история в прозе Исхака Машбаша / А. Цукор. -
Майкоп, 2008.
171. Цукор, А. Главный герой романа - адыгский народ // Советская Адыгея.
- 2004. - 20 марта. - С.6.
172. Цукор, А. Два народа, две религии и один бог / А. Цукор // Литературная
Адыгея. - 2008. - №3. - С. 123-142.
173. Чичерин, A.B. Возникновение романа-эпопеи / A.B. Чичерин. - М., 1975. 174.Чукреев, В. Подъем к вершине. Штрихи к портрету Исхака Машбаша /
В. Чукреев // Литературная Россия. -1981.-12 июня.
175. Шаззо, К. Художественный конфликт и эволюция жанров в адыгских
литературах / К.Г. Шаззо. - Тбилиси, 1978.
176. Шаззо, К. Заметки об избранных произведениях И. Машбаша / К. Шаззо
// Адыгейская правда. - 1988. - 31 декабря.
177. Шаззо, К.Г. В художественном мире Исхака Машбаша / К.Г. Шаззо,
Ш.Е. Шаззо-Ергук. - Майкоп, 2007. - 486с.
178. Шаззо, К.Г. Художественная структура конфликтов эпохи и духовно-
эстетические искания личности / К.Г. Шаззо. - Майкоп, 2005.
179. Шайтанов, И.О Одноразовая форма / И. Шайтанов // Вопросы
литературы. - 2011. - № 1. - С.239.
180. Шайтанов, И. Головокружительная глубина души / И. Шайтанов //
Предисл. к роману Прево А.-Ф. «Манон Леско». - М., 1998.
181. Щеблыкин, И.П. Русский исторический роман 30-х годов XIX века / И.П.
Щеблыкин // Проблемы жанрового развития в русской литературе XIX века. - Рязань, 1972. - С. 3-23.
182. Щедрина, Н.М. Исторический роман в русской литературе последней
трети XX века: Автореф. ... д. филол. наук / Н.М. Щедрина. - М., 1996. -49с.
183.Шестинский, О. Связующий века, сближающий народы / О. Шестинский // Советская Адыгея. - 2005. - 27 апреля. - С. 10.
184. Юдин, В.А. Современный русский исторический роман / В.А. Юдин. -
Калинин, 1990.
185. Юнг, К.-Г. Архетип и символ / К.-Г. Юнг. - М.: Ренессанс, 1991. - 287с.
Художественные тексты
186. Аиеее. Письма к госпоже Каландрини / Аиссе // Аиссе. Черкесская
нимфа: Сб. произведений. - Нальчик: Изд. «Эль-Фа». - 1997. - С. 9131.
187. Адыгов, Т. Щит Тибарда / Т. Адыгов - Нальчик: Эльбрус, 1982.
188. Берне, Ж.-Ж. К портрету м-ль Аиссе / Ж.-Ж. Берне // Аиссе. Черкесская
нимфа: Сб. произведений. - Нальчик: Изд. «Эль-Фа». - 1997. - С. 8.
189. Вольтер. Черкесская нимфа / Вольтер // Аиссе. Черкесская нимфа: Сб.
произведений. - Нальчик: Изд. «Эль-Фа». - 1997. - С.7.
190. Загоскин, М.Н. Юрий Милославский, или Русские в 1612 году. - М.,
2006.-541с.
191. Кандур, М. Кавказ. Историческая трилогия в 3-х т. / М. Кандур. - М.,
1994. - 320с.
192. Карамзин, Н. Наталья, боярская дочь / Н. Карамзин. - M.: АСТ, 2008. -
124 с.
193. Керашев, Т.М. Одинокий всадник / Т. Керашев. - Майкоп, 1997.
194. Кешоков, А. Вершины не спят: В 2-х книгах / А. Кешоков. - Нальчик,
1967.
195.Лаверне, А. Черкешенка / А. Лаверне // Аиссе. Черкесская нимфа: Сб. произведений. - Нальчик: Изд. «Эль-Фа». - 1997. - С. 339-463.
196. Лажечников, И.И. Последний Новик / И.И. Лажечников. - М.: Известия,
1962.-636с.
197. Машбаш И. Раскаты далекого грома / И. Машбаш. - Майкоп, 1988.
198. Машбаш, И. Адыги / И. Машбаш. - М., 2003.
199. Машбаш, И. Графиня Аиссе / И. Машбаш. - Майкоп: ОАО «Полиграф-
Юг», 2008. - 504с.
200. Машбаш, И. Жернова / И. Машбаш. - Майкоп, 1993.
201. Машбаш, И. Сто первый перевал / И. Машбаш - М., 1985.
202. Машбаш, И. Хан-Гирей / И. Машбаш. - Майкоп, 1998.
203.Прево А.-Ф. История одной гречанки / А.-Ф. Прево // Аиссе. Черкесская нимфа: Сб. произведений. - Нальчик: Изд. «Эль-Фа». - 1997. - С. 131329.
204. Пушкин, A.C. Арап Петра Великого / A.C. Пушкин. - М.: ACT, 2010. -
378 с.
205. Сен - Виктор, П. Mademoiselle Аиссе / П. де Сен-Виктор // Аиссе.
Черкесская нимфа: Сб. произведений. - Нальчик: Изд. «Эль-Фа». -1997.-С. 329-339.
206. Шортанов, А. Горцы / А. Шортанов. - Нальчик, 1954.
207. Эльберд, М. Страшен путь на Ошхамахо / М. Эльберд. - М.: Советский
писатель, 1987.-384с.
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.