Художественная керамика Франции 1980-2000-х гг. новые тенденции тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 17.00.04, кандидат искусствоведения Юдина, Елена Александровна

  • Юдина, Елена Александровна
  • кандидат искусствоведениякандидат искусствоведения
  • 2009, Москва
  • Специальность ВАК РФ17.00.04
  • Количество страниц 235
Юдина, Елена Александровна. Художественная керамика Франции 1980-2000-х гг. новые тенденции: дис. кандидат искусствоведения: 17.00.04 - Изобразительное и декоративно-прикладное искусство и архитектура. Москва. 2009. 235 с.

Оглавление диссертации кандидат искусствоведения Юдина, Елена Александровна

Введение.

Глава 1. Французская керамика 1980-2000-х гг. в зарубежной и отечественной историографии.

Глава 2. Культурно-исторический контекст Франции и основные центры и направления художественной керамики сложившиеся к последней трети XX века.

2.1. Культурно-исторический контекст Франции последней трети

XX века.

2.2. Основные центры и направления художественной керамики, сложившиеся к концу 1970-х гг. и источники их формирования.

Глава 3. Основные направления и новые тенденции в художественной керамике Франции 1980-2000-х гг. Традиция и эксперимент.

3.1. Основные направления французской художественной керамики 19802000-х гг. Творчество французских керамистов указанного периода.

3.2. Новые тенденции.

Глава 4. Художники изобразительного и актуального искусства, дизайнеры во французской художественной керамике

1980-2000-х г.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Изобразительное и декоративно-прикладное искусство и архитектура», 17.00.04 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Художественная керамика Франции 1980-2000-х гг. новые тенденции»

Художественная керамика занимает одну из ведущих позиций в декоративно-прикладном искусстве Франции 1980 - 2000-х гг., развитие которого на этом этапе обозначено синтезом богатых ремесленных традиций и форм современного искусства.

Особое положение мировой художественной керамики обусловлено тесной взаимосвязью с проблемами современного искусства последней четверти XX века. Керамика органично восприняла постмодернистское мышление, суть которого выражается в сочетании цитат разных стилей в едином временном и пространственном контексте. Являясь носителем глубокой традиции, отражающей прикладной и утилитарный характер, керамика открыта для восприятия новых идей и эксперимента с формами. Поэтому современная художественная керамика, способная, вследствие своей традиционности, к наиболее парадоксальным стилистическим сочетаниям, оказывается готовой отвечать на актуальные вопросы искусства указанного периода.

Французская художественная керамика имеет уникальную историю становления как самостоятельный вид пластического искусства благодаря парижскому авангарду начала XX века, который нашел перспективы дальнейшего развития в декоративных видах искусства. В этом смысле нельзя переоценить значения таких художников как Пабло Пикассо, Фернан Леже, Хуан Миро, Анри Матисс и многих других, неотъемлемой частью творчества которых стала керамическая практика, преимущественно затрагивающая период 1945 - 1965 годов. Реализуя свои стилистические поиски в освоении нового для себя материала, они расширили границы выразительных средств керамики, чем способствовали развитию присущего именно этому искусству пластического языка. Новые возможности керамики привлекают все больше художников для выражения своих концепций. Складываются стили и школы художественной керамики Франции. Эти процессы не только изменили привычное отношение к керамике как к ремесленному искусству, но и существенно помогли ее развитию на пути станковизации.

Характерным свойством французской художественной керамики является способность отражать и реализовывать в своих формах, как новейшие эстетические программы, так и реагировать на общекультурные события. Однако социальная направленность не является основным лейтмотивом творчества французских керамистов, которые продолжают решать проблему поиска новых возможностей материала, расширения горизонтов выразительности и изменения привычного восприятия керамического произведения.

Сложность изучения французской керамики 1980 — 2000-х годов заключается в том, что в этот период ее отличает многообразие направлений, структурирование которых затрудняется большим числом персоналий керамистов, утверждающих свою уникальную художественную систему. К фактам, свидетельствующим о начале нового этапа развития искусства керамики, относится и международная практика керамических выставок и симпозиумов, которая иллюстрирует глобализацию художественных течений, устраняет различия, ведет к упрощению и универсализации доминирующей модели, что усложняет выявление национальных особенностей французской керамики. Кроме того, нечеткость границ между жанрами, эволюция традиционных форм под воздействием новых принципов современного искусства внесли неопределенность в понимание процесса развития художественной керамики Франции указанного периода.

Благодаря всестороннему анализу широкого ряда керамических произведений выявляется специфика французской художественной керамики, выделяются новые тенденции, указываются исторические источники их становления и взаимосвязь с основными направлениями современного искусства. В результате изучения этого материала становится возможным установить значение художественной керамики 1980 - 2000-х годов для современного декоративно-прикладного искусства не только во Франции, но и на мировом уровне.

До настоящего времени в отечественном искусствознании явлению французской художественной керамики указанного периода не было уделено должного внимания. Поэтому, актуальность диссертационной темы обусловлена необходимостью получения новых знаний, без которых представление о развитии современной западноевропейской и мировой художественной керамики было бы не полным.

Хронологические рамки исследования заключены в пределах 1980 -2000-х гг. и определены появлением новых тенденций во французской художественной керамике, формирование которых к 1980 году совпало также с возросшим интересом к керамике как самостоятельному виду пластического искусства, чему способствовало расширение выставочной практики, проведение симпозиумов и биеннале по керамике на международном уровне. Географические границы исследования, заявленные в названии, определены значением творчества французских керамистов в развитии современной мировой керамики.

В связи с этим, объектом исследования стала художественная керамика Франции 1980 - 2000-х годов, тенденции которой определили новый этап в развитии этого искусства. Предметом исследования является творческая деятельность нескольких крупных французских керамистов, рассматриваемая в контексте изменений, произошедших в искусстве керамики к концу 1970-х годов, важной чертой которых стал синтез накопленных историей керамических традиций и новейших форм современного искусства, выражающих принципы постмодернизма. Основное внимание сосредоточено на анализе произведений тех авторов, в которых наиболее полно раскрываются современные эстетические устремления.

Возникла необходимость изучить развитие художественной керамики Франции и формирование ее новых тенденций в контексте основных направлений современного искусства последней четверти XX века.

Для достижения указанной цели были поставлены следующие задачи: определить и проанализировать источники формирования французской художественной керамики в самостоятельный вид пластического искусства;

- охарактеризовать основные направления развития французской керамики, сложившиеся до 1980 г.;

- рассмотреть культурно-историческую ситуацию Франции последней трети XX века.

- выявить направления и формы актуального искусства конца XX века и определить их значение в формировании новых тенденций французской художественной керамики;

- выделить основные направления французской художественной керамики исследуемого периода;

- определить источники формирования художественно-эстетического мировоззрения наиболее значимых авторов, а также провести анализ формально-стилистических особенностей творчества французских керамистов и охарактеризовать их творческий метод;

- обозначить феномен французской художественной керамики как уникальное явление в декоративно-прикладном искусстве Франции, а также как самостоятельный вид пластического искусства, открытый новым формальным поискам и экспериментам.

Методика исследования включает в себя историко-культурный, социально-исторический, формально-стилистический, сравнительный анализ творчества французских керамистов 1980 - 2000-х гг. Особое значение при изучении материала приобретает формально-стилистический метод, так как он позволяет выявить характерные черты в определении новых тенденций во французской художественной керамике.

В процессе работы над диссертацией был собран и изучен обширный фактический и иллюстративный материал по современной французской керамике, включающий в себя зарубежные публикации, периодические издания и каталоги. Многие образцы французской современной керамики были натурно обследованы и зафиксированы автором в собраниях Национального музея керамики г. Севра, Национального музея декоративно-прикладных искусств г. Парижа, во многих ведущих галереях г. Парижа и его пригородов, а также в частных мастерских французских керамистов. Важным дополнительным источником явилась информация, полученная из интервью с некоторыми авторами - непосредственными представителями французской художественной керамики исследуемого периода.

Художественная керамика Франции 1980 - 2000-х годов пользуется большим признанием среди современных художников, а также высоко оценивается западноевропейскими и отечественными исследователями как уникальное явление, служащее синтезом многих форм и жанров искусства и способное объединить в себе разнообразные выразительные качества.

Следует отметить, что в отечественном искусствознании проблема современной французской художественной керамики мало освещена. Известны лишь единичные случаи обращения исследователей к творчеству французских керамистов. К такому опыту относится очерк Т.Б. Араповой, написанный для каталога выставки французской керамистки Франс Франк в Государственном Эрмитаже в 1996 году.

Основные сведения о современной французской керамике изложены в зарубежных исследованиях, монографиях, каталогах и периодике. Однако по столь многочисленным изданиям и обширной информации довольно сложно составить целостное впечатление об этом искусстве. Таким образом, автору данной диссертации представилась возможность исследовать это значительное явление в декоративно-прикладном искусстве Франции в своем непрерывном историческом развитии.

Научная новизна работы заключается в том, что впервые в отечественном искусствоведении объектом исследования и всестороннего анализа становится французская художественная керамика 1980-2000-х гг., развитие которой на этом этапе представлено большим числом выдающихся керамистов, чьи смелые творческие поиски явились основой новых тенденций в этом искусстве. Впервые, несмотря на разнообразие авторских концепций, делается попытка выявить общие черты характерные для творчества французских керамистов. Исследование впервые вводит в научный оборот отечественного искусствоведения малоизвестные произведения французских керамистов указанного периода. В диссертации впервые художественная керамика рассматривается и анализируется в контексте современного искусства последней четверти XX века, что помогает выделить новые направления, а также определить 1980 год как поворотный в развитии этого искусства.

Практическое значение диссертации обусловлено фактом обращения к такому яркому, но недостаточно изученному явлению как современная французская художественная керамика. Материалы и выводы данной работы могут стать полезными для художников-керамистов, для написания новейших работ по истории современного зарубежного декоративно-прикладного искусства, а также быть использованы в образовательном процессе при подготовке и чтении общих и специальных курсов, в проведении семинарских и практических занятий и при составлении учебных пособий.

Диссертация выполнена по планам кафедры Художественной керамики факультета Монументально-декоративного и прикладного искусства МГХПУ им. С.Г. Строганова. Работа включала также стажировку на отделении керамики Высшей Государственной Школы Декоративно-прикладных Искусств и Ремесел Оливье де Сер (ENSAAMA - Olivier de Serres) г. Парижа (Франция). Основные положения работы были изложены в докладах на кафедрах Художественной керамики и Истории искусств МГХПУ им, С.Г. Строганова, а также на Ежегодной научно-практической конференции аспирантов МГХПУ им. С.Г. Строганова (2006 г.).

Похожие диссертационные работы по специальности «Изобразительное и декоративно-прикладное искусство и архитектура», 17.00.04 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Изобразительное и декоративно-прикладное искусство и архитектура», Юдина, Елена Александровна

Заключение.

В Заключении формулируются и выносятся на защиту основные результаты и выводы исследования.

1. В становлении французской художественной керамики в самостоятельный вид пластического искусства большую роль сыграл факт обращения к керамической практике художников авангардистов первой половины XX века, таких как Пабло Пикассо, Фернан Леже, Анри Матисс, Хуан Миро, Жан Люрса и др. Авторы показали своим творчеством, насколько важна роль личности художника в создании произведения керамики и в попытке найти свой художественный язык.

2. К концу 1970-х годов во Франции наиболее отчетливо выделяются три направления художественной керамики в Валлорисе, Борне и Париже. Но уже к началу 1980-х годов большее значение приобретает личность художника-керамиста по сравнению с влиянием той или иной школы керамики.

3. Развитию французской керамики становиться недостаточно масштабов одной страны, появляется потребность самоопределения и самоидентификации на мировом уровне. Этому способствуют многочисленные международные выставки, биеннале, симпозиумы, проводимые как во Франции, так и в других странах мира.

4. Французская керамика сохраняет свойственные именно ей характерные особенности, несмотря на то, что международная выставочная практика способствует формированию единых стилистических направлений.

5. Искусство французской керамики исследуемого периода характеризует многообразие направлений и персоналий. При несомненной самобытности авторской манеры каждого керамиста, выделяются несколько общих источников формирования их художественно-эстетического мировоззрения, объединяющих влияние восточной керамики, традиции французской керамики и революционного духа парижского авангарда начала XX века.

6. Французская керамика 1980 - 2000-х годов оказалась созвучной основному лейтмотиву культурной ситуации постмодернизма выраженному в восстановлении связей с историческим прошлым. Переосмысление накопленных историей керамических традиций на основе форм современного искусства последней трети XX века способствовало формированию новых тенденций в искусстве керамики.

7. Выделенный в процессе исследования ряд свойств, характеризует французскую художественную керамику как самостоятельный вид пластического искусства. Произведения французских керамистов, созданные благодаря новым формальным поискам и экспериментам, представляют существенный вклад художественной керамики Франции в процесс развития искусства мировой керамики.

Список литературы диссертационного исследования кандидат искусствоведения Юдина, Елена Александровна, 2009 год

1. Алпатов M.B. Матисс. М.: Искусство. 1969.

2. Андреева Е.Ю. Постмодернизм. Искусство второй половины XX — начала XXI века. СПб.: Азбука-Классика, 2007.

3. Арапова Т.Б. Франс Франк. Каталог. СПб: Государственный Эрмитаж; Париж: Ассоциация друзей Франсин дель Пьер, 1996.

4. Диль Г. Фернан Леже. Прага: Корвина, 1985.

5. Дмитриева H.A. Пикассо. М.: Наука, 1971.

6. Жадова JI.A. Фернан Леже. М.: Изобразительное искусство, 1970.

7. Малолетков В.А. Основные этапы развития российской декоративной керамики последней трети XX века. // Дисс. канд. искусствоведения. Москва, 2006.

8. Маньковская Н.Б. «Париж со змеями» (Введение в эстетику постмодернизма). М., 1994.

9. Милле К. Современное искусство Франции. Минск: Пропилеи, 1995.

10. Минк Я. Хоан Миро. М.: АРТ-РОДНИК, издание на русском языке, 2003.11. «Пикассо и окрестности». Сборник статей. М.: Прогресс-Традиция, 2006.

11. Сагалович М.В. По следам Фернана Леже. М.: Советский художник, 1983.

12. Турчин B.C. Образ двадцатого. в прошлом и настоящем. М.: Прогресс-Традиция, 2003.

13. Турчин B.C. По лабиринтам авангарда. М.: Издательство Московского университета, 1994.

14. Федорова З.С. Основные этапы развития художественной керамики и современная практика. //Дисс. канд. искусствоведения. Москва, 1968.

15. Культурология. XX век. // Энциклопедия в 2-х томах. Гл. редактор и составитель С.Я. Левит. СПб.: Университетская книга, 1998.

16. Лексикон нонклассики. Художественно-эстетическая культура XX века. // Под ред. В.В. Бычкова. М.: «Российская политическая энциклопедия» (РОССПЭН), 2003.

17. Andréani Carole. Agnès Decoux, Serge Bottagisio: Duo pour béton et argile. // La revue de la céramique et du verre. Vendin-le-Vieil, 1998. № 101. P. 44 45.

18. Andréani Carole. Une aventure de la céramique. // La revue de la céramique et du verre. Vendin-le-Vieil, 2004. № 134. P. 17 19.

19. Andréani Carole. La collection de céramique contemporaine du Frac de la Basse-Normandie. // La revue de la céramique et du verre. Vendin-le-Vieil, 2004. №137. P. 18-19.

20. Andréani Carole. Emmanuel Boos. Le manager, le grain de sable et de potier. // La revue de la céramique et du verre. Vendin-le-Vieil, 2004. № 137. P. 21 23.

21. Andréani Carole. Chouette! Un taureau! Picasso. // La revue de la céramique et du verre. Vendin-le-Vieil, 2004. № 137. P. 35 41.

22. Andréani Carole. Jean Derval : de l'imagerie à l'art céramique. // La revue de la céramique et du verre. Vendin-le-Vieil, 2004. № 139. P. 40 43.

23. Andréani Carole. « A faire A suivre » à Neuchâtel. La rumeur du monde. Intretien avec Jacques Kaufmann et Philippe Barde. // La revue de la céramique et du verre. Vendin-le-Vieil, 2007. № 152. P. 24 31.

24. Andréani Carole. Jacqueline Lerat : « Construire ce corps autre ». // La revue de la céramique et du verre. Vendin-le-Vieil, 2007. № 155. p. 34-39.

25. Anicet Victor, Jacqueline Lerat. Hommage à Yves Mohy. // La revue de la céramique et du verre. Vendin-le-Vieil, 2005. № 145. P. 32 35.

26. Augé Elizabeth. L'Atelier des Enfants du Centre Pompidou. // La revue de la céramique et du verre. Vendin-le-Vieil, 1982. № 7. P. 12.

27. Bacha Ouiza, Combres Loul, Engelbach Claude, L'Hôte Jean- Marie, Methey François. Une Bastille en feu à Amiens. Séchage et embrasement (2). // La revue de la céramique et du verre. Vendin-le-Vieil, 1989. № 49. P. 12-18.

28. Baeriswyl-Descloux Michèle. Jacques Kauffmann. Hymnes et Métamorphoses. // La revue de la céramique et du verre. Vendin-le-Vieil, 1991. № 59. P. 63.

29. Barnard Rob, Daintry Natasha, Twomey Clare. Breaking the mould. New approaches to ceramics. London: Black dog, 2007.

30. Beaumont Thierry, Save Colette. Sur les terres d'Haguiko et de Jean-Pierre Viot. // La revue de la céramique et du verre. Vendin-le-Vieil, 2004. № 135. P. 20 -27.

31. Beaumont Thierry. Vallauris : Bernard Dejonghe in situ. // La revue de la céramique et du verre. Vendin-le-Vieil, 2007. № 156. P. 72.

32. Becquart Geneviève, Brunhammer Yvonne. Joulia, 1950 1983. Catalogue du Musée de Saint-Amand-les-Eaux, 1983.

33. Bertoni Aline. Kristin McKirdy. // La revue de la céramique et du verre. Vendin-le-Vieil, 1996. № 89. P. 42-43.

34. Beyer Paul. Les recherches de Paul Beyer de 1907 à 1931. Lyon, 1975.

35. Birks Tony. Hans Coper. New York, 1983.

36. Bodet Frédéric. Céramistes du XXe siècle : Georges Jouve, Guidette Carbonell, Elisabeth Joulia, Quinette Meister, Emmanuel Boos, Philippe Godderidge. // L'œil. Paris: Artclair, 2004. № 557. P. 90 101.

37. Bodet Frédéric, Lacquemant Karine. André Borderie, le ciel et la terre. // L'œil. Paris: Artclair, 2003. № 551. P. 71 73.

38. Brunhammer Yvonne. Fernand Leger. L'oeuvre monumental. Milan: 5continent, 2005.

39. Brunhammer Yvonne. Joulia. // La revue de la céramique et du verre. Vendin-le-Vieil, 1982. № 6. P. 34 35.

40. Bumpus Bernard. Charlotte Rhead: potter and designer. London, 1987.

41. Caillaud-de Guido Laurence, Salmon Beatrice. Le nouveau visage du musée des Arts décoratifs. // L'Objet d'Art. Quétigny: Editions Faton, 2006. № 416. P. 96 -101.

42. Capazza Gérard. Le grenier de Villâtre galerie de Sophie et Gérard Capazza. // La revue de la céramique et du verre. Vendin-le-Vieil, 1982. № 5. P. 38.

43. Caron Sylvie. Sept lieux, sept matières ou la sculpture dans tous ses états. // La revue de la céramique et du verre. Vendin-le-Vieil, 2004. № 134. P. 56.

44. Carré Alain. Terre de Lausanne. // La revue de la céramique et du verre. Vendin-le-Vieil, 1982. № 5. P. 22 25.

45. Carteron P. Ceci n'est plus du verre. Nérac: Edition Vers les atrs, 1994.

46. Casey Andrew. 20th Century. Ceramic designers in Britain. England: Woodbridge, 2001.

47. Concentino P. L'Encyclopédie de la poterie : tecniques et création contemporaine. Paris, 1991.

48. Crestou Nicole. Ivanoff 1897 1973. «En étant seul, je suis peuplé.» // La revue de la céramique et du verre. Vendin-le-Vieil, 1992. № 63. P. 46 - 47.

49. Crestou Nicole. Anne Bulliot. // La revue de la céramique et du verre. Vendin-le-Vieil, 1996. № 91. P. 46 47.

50. Crestou Nicole. Jacqueline Lerat : la passion du grès. // La revue de la céramique et du verre. Vendin-le-Vieil, 1999. № 109. P. 22-23.

51. Crestou Nicole. Nili Pinças. // La revue de la céramique et du verre. Vendin-le-Vieil, 2004. № 135. P. 28 30.

52. Crestou Nicole. Quatre pionniers de grès contemporain : Deblander Joulia -Lerat - Mohy. // La revue de la céramique et du verre. Vendin-le-Vieil, 2004. № 135. P. 30-47.

53. Crestou Nicole. Jean Carriès 1855 1894 : 150e anniversaire. // La revue de la céramique et du verre. Vendin-le-Vieil, 2005. № 143. P. 46 - 47.

54. Deblander Robert. Aspects de la figuration. // La revue de la céramique et du verre. Vendin-le-Vieil, 1985. № 24. P. 8.

55. Deblander Robert. Mohy. // La revue de la céramique et du verre. Vendin-le-Vieil, 1990. № 54. P. 37-39.

56. Deblander Robert. Nicole Crestou. // La revue de la céramique et du verre. Vendin-le-Vieil, 1996. № 90. P. 53.

57. Del Pierre Francine. Pourqoui et comment je modele. Catalogue d'exposition à Hambourg, 1967.

58. Donner Peter. La nouvelle céramique. Paris: Flamarion, 1987.

59. Durozoi Gérard. L'objet La série - L'analyse. // La revue de la céramique et du verre. Vendin-le-Vieil, 1982. № 2. P. 22-23.

60. Dutrait Liliane. Ben Lisa. // La revue de la céramique et du verre. Vendin-le-Vieil, 1994. № 78. P. 40 42.

61. Dutrait Liliane. Vallauris. La Rénovation. // La revue de la céramique et du verre. Vendin-le-Vieil, 1996. № 89. P. 16 19.

62. Dutrait Liliane. Methey et les Fauves. Un céramiste et des peintres. // La revue de la céramique et du verre. Vendin-le-Vieil, 1996. № 89. P. 20 26.

63. Ennès Pierre. Catalogue de l'exposition Jean Derval: Un élu de la céramique. Sèvres: musée national de Céramique, 2004.

64. Ernould-Gandouet Marielle. André Borderie : terres spirituelles. // La revue de la céramique et du verre. Vendin-le-Vieil, 2004. № 134. P. 20 21.

65. Ernould-Gandouet Marielle. Dejonghe. Itinéraire. // La revue de la céramique et du verre. Vendin-le-Vieil, 2005. № 143. p. 21 27.

66. Escandell Angélique. La 14e Biennale de Châteauroux : un autre regard. // La revue de la céramique et du verre. Vendin-le-Vieil, 2007. № 156. P. 28 31.

67. Espagnet Françoise, Girard Sylvie. Atelier expérimentale de recherche et de création de la manufacture de Sèvres. // La revue de la céramique et du verre. Vendin-le-Vieil, 1985. № 21. P. 17 33.

68. Espagnet Françoise. Pierre Bayle. // La revue de la céramique et du verre. Vendin-le-Vieil, 1985. № 23. P. 10 13.

69. Espagnet Françoise. Biennale de céramique à Châteauroux. // La revue de la céramique et du verre. Vendin-le-Vieil, 1985. № 24. P. 38.

70. Espagnet Françoise, Claire du Rusquec. Regards sur Vallauris. // La revue de la céramique et du verre. Vendin-le-Vieil, 1986. № 29. P. 13 44.

71. Espagnet Françoise. Bernard Dejonghe. Matière et lumière. // La revue de la céramique et du verre. Vendin-le-Vieil, 1989. № 40. P. 34 37.

72. Espagnet Françoise. La Biennale de Châteauroux. // La revue de la céramique et du verre. Vendin-le-Vieil, 1999. № 109. P. 54 55.

73. Fay-Hallé Antoinette. Cinquante ans de céramique française. 1955-2005. Une collection nationale. Paris: Edition de la Réunion des musées nationaux, 2005.

74. Fay-Hallé Antoinette. De l'immense au minuscule. La virtuosité en céramique. Paris: Edition de la Réunion des musées nationaux, 2005.

75. Fay-Hallé Antoinette. Robert Deblander. L'œuvre céramique 1951-2001. Vendin-le-Vieil: Editions La revue de la céramique et du verre, 2001.

76. Fay-Hallé Antoinette. Robert Deblander. Les faïences de 1950 à 1957. // La revue de la céramique et du verre. Vendin-le-Vieil, 1994. № 75. P. 40 42.

77. Fay-Hallé Antoinette. Céramique contemporaine : l'âge d'or français. // L'Objet d'Art. Quétigny: Editions Faton, 2005. №> 402. P. 44-53.

78. Fay-Hallé Antoinette. Jean-Paul Van Lith, de l'or et du feu. // L'Objet d'Art. Quétigny: Editions Faton, 2006. № 413. P. 30 31.

79. Flouquet Sophie. Limoges : Céramique nouvelle tendence. // L'œil. Paris: Artclair, 2004. №563. P. 31.

80. Fouilhoux Jean-François. Incurable! // La revue de la céramique et du verre. Vendin-le-Vieil, 2005. № 145. P. 36 40.

81. Gayot Martine. Nature de la céramique, céramique de la nature. Sarreguemines: Editions des musées de Sarreguemines, 2005.

82. Girard Sylvie. Georges Blom. Vie secrète des constructions. // La revue de la céramique et du verre. Vendin-le-Vieil, 1982. № 5. P. 19 — 21.

83. Girard Sylvie. La sérigraphie chez Kimiyo Mishima. // La revue de la céramique et du verre. Vendin-le-Vieil, 1983. № 11. P. 34.

84. Girard Sylvie, Claire du Rusquec. 1-er Symposium international des école de céramique. // La revue de la céramique et du verre. Vendin-le-Vieil, 1984. № 16. P. 24-25.

85. Girard Sylvie. 9-ème Biennale Internationale de céramique d'art de Vallauris. // La revue de la céramique et du verre. Vendin-le-Vieil, 1984. № 18. P. 44.

86. Girard Sylvie. Une nouvelle donne pour La Biennale de Vallauris. // La revue de la céramique et du verre. Vendin-le-Vieil, 1994. № 78. P. 62.

87. Girard Sylvie. Soissons le Vase'96. // La revue de la céramique et du verre. Vendin-le-Vieil, 1996. №> 90. P. 62.

88. Girel Jean. La sagesse du potier. Paris: Edition de l'Œil neuf, 2004.

89. Girel Jean. Pierre Bayle : du musée au musée. // La revue de la céramique et du verre. Vendin-le-Vieil, 1996. № 90. P. 31 34.

90. Godderidge Philippe, Zekar Yves. Libre opinion. // La revue de la céramique et du verre. Vendin-le-Vieil, 1982. № 7. P. 20.

91. Godderidge Philippe. Expositions-échanges franco-japonaises. // La revue de la céramique et du verre. Vendin-le-Vieil, 2005. № 145. P. 56 57.

92. Gournay Antoine, Staudenmeyer Pierre. Francine Del Pierre, France Franck — Dialogues des céramistes. Paris: Norma, 2004.

93. Grenon Ariane. Progection d'argile : Un festivale pour la terre. // Ateliers d'Art. Melun: SAFIG Ateliers d'Art, 2002. № 38. P. 6 - 7.

94. Jean-Paule van Lith. La céramique. Dictionnaire encyclopédique. Paris: Les Editions des amateurs, 2000.

95. Labbé Robert. Michel Delmotte. Itinéraire 1976 1981. Dessin - terre -peinture. // La revue de la céramique et du verre. Vendin-le-Vieil, 1982. № 2. P. 32 -34.

96. Labbé Robert. Nadia Pasquer. Portrait d'un paysage. // La revue de la céramique et du verre. Vendin-le-Vieil, 1982. № 6. P. 21 22.

97. Labbé Robert. Jacky Coville. // La revue de la céramique et du verre. Vendin-le-Vieil, 1984. № 17. P. 16 18.

98. Laks Claudie. Jeanclos. // La revue de la céramique et du verre. Vendin-le-Vieil, 1989. № 49. P. 46 50.

99. Lambercy Philippe. Propos d'un céramiste: Philippe Lambercy. // La revue de la céramique et du verre. Vendin-le-Vieil, 1982. № 2. P. 35.

100. Lajoix Anne. L'âge d'or de Vallauris. Paris: Edition de l'Amateur, 1995.

101. Lajoix Anne, Montaigu Barbara, Préaud Tamara, Savill Rosalind, Touzenis Georges. Sèvres : tradition et innovation. // La revue de la céramique et du verre. Vendin-le-Vieil, 1999. № 108. P. 23-46.

102. Laurin Isabelle. Sèvres au féminin : le renouveau Art déco. // L'Objet d'Art. Quétigny: Editions Faton, 2005. № 399. p. 52 59.

103. Leach Bernard. A potter's book. London: Faber and Faber, 1940. (Переведенное издание на фр.: Leach Bernard. Le livre du potier. La revue de la céramique et du verre, 2003.)

104. Le Denmat René. Le printemps des potiers. 1984-2000. Vauls en Yelin, 2000.

105. Le Gentil Michel. Ben Lisa. // La revue de la céramique et du verre. Vendin-le-Vieil, 1996. № 89. P. 27 38.

106. Leclercq Anne, de Vinck Antoine. Briksteen, ou lorsque l'industrie joue le jeu, la céramique se métamorphose et se régénère. // La revue de la céramique et du verre. Vendin-le-Vieil, 1989. № 40. P. 28-33.

107. Lhôte Jean-Marie. Francine Del Pierre. // La revue de la céramique et du verre. Vendin-le-Vieil, 2004. № 137. P. 28 34.

108. Mabin Yves. L'art contemporain en France. Paris, 1996.

109. Matisse Henri. Ecrits et propos sur l'art. Paris: Hermann, 1972.

110. Moglia Michel. Pierre Bayle. // La revue de la céramique et du verre. Vendin-le-Vieil, 1992. № 63. P. 32 37.

111. Moglia Michel. Jacky Coville. // La revue de la céramique et du verre. Vendin-le-Vieil, 1992. № 64. P. 20 22.

112. Moglia Michel. Alain Girel. «Un espace de liberté». // La revue de la céramique et du verre. Vendin-le-Vieil, 1993. № 68. P. 16-21.

113. Morlot Valérie. Claude Champy. // La revue de la céramique et du verre. Vendin-le-Vieil, 1984. № 15. P. 22 25.

114. Nobécourt Pascale, Salmon Laurence. Dossier: Jeunne céramique. Ils ont choisi la terre. // Ateliers d'Art. Melun: SAFIG Ateliers d'Art, 2004. № 51. P. 13 -25.

115. Noël Bernard. JJ. Lerat. Paris : éditions Cercle d'Art, 1999.

116. Perrin Marie-Laure. Collection Fina Gomez : 30 ans de céramique contemporaine : Cristinna Marchan : céramiste vénézuélienne. Paris: Musée des arts décoratifs, 1991.

117. Pinon Marcel. Vassil Ivanoff. // La revue de la céramique et du verre. Vendin-le-Vieil, 1984. №15. P. 10-13.

118. Prat Jean-Louis. La sculpture des peintres. Paris: Fondation Maeght, 1997.

119. Préaud Tamara, Serge Gautier. La céramique. Art du XXe siècle. Paris: Edition Vilo, 1982.

120. Ramie Alain. Picasso: Catalogue des oeuvres édité 1947-1971. Vallouris, Madoura, 1988.

121. Ramié Suzanne et Georges. Ceramique de Picasso. Paris: Albert Skira Editeur, 1948.123. du Rusquec, Claire. Nicole Brecq. // La revue de la céramique et du verre. Vendin-le-Vieil, 1982. № 5. P. 17.

122. Rusquec, Claire. De l'assamblage à l'espace. // La revue de la céramique et du verre. Vendin-le-Vieil, 1982. № 5. P. 43.

123. Rusquec, Claire. Gustave Tiffoche. // La revue de la céramique et du verre. Vendin-le-Vieil, 1982. № 6. P. 23 26.

124. Rusquec, Claire. Marlyse Pelletier-Le Mignot. // La revue de la céramique et du verre. Vendin-le-Vieil, 1983. № 10. P. 27 29.

125. Rusquec, Claire. Jean Jacquinot. // La revue de la céramique et du verre. Vendin-le-Vieil, 1983. № 10. P. 30 -31.

126. Rusquec, Claire. 1983 à Sèvres. // La revue de la céramique et du verre. Vendin-le-Vieil, 1983. № 11. P. 14-15.

127. Rusquec, Claire. Serge Bottagisio, Agnes Decoux. // La revue de la céramique et du verre. Vendin-le-Vieil, 1984. № 15. P. 26 28.

128. Rusquec, Claire. Guidette Carbonell. // La revue de la céramique et du verre. Vendin-le-Vieil, 1985. № 22. P. 10 13.

129. Raku international; terre enfumée. Une présantation sur l'expression terre contemporaine. SI: Edition D. Rouverand, 1980.

130. Salmon Béatrice. Céramiques XXè siècle. Collection du Musée des arts décoratifs. Paris: Les arts décoratifs, 2006.

131. Salmona Paul. Virot, vivre à Vière. // La revue de la céramique et du verre. Vendin-le-Vieil, 1982. № 7. P. 24 29.

132. Staudenmeyer Pierre. La céramique française des années 50 / French pottery of the 50's. Paris: Norma, 2001.

133. Staudenmeyer Pierre. Roger Capron, céramiste. Paris: Norma, 2003.

134. Amsellem Guy, Bodet Frédéric, Grandjean Gilles, Colin Christine, Pérty Claude. Tours et détours de la céramique contemporaine. Paris: Edition de la Réunion des musées nationaux, 2000.

135. Walgrave Jan. Céramique Contemporaine en Belgique. Liège: Pierre Macdaga, 1992.

136. Wolgensinger Jacques. Jean Girel. // La revue de la céramique et du verre. Vendin-le-Vieil, 1985. № 22. P. 22-25.

137. Wolgensinger Jacques. Gilbert Portanier et les paradoxes de la création. // La revue de la céramique et du verre. Vendin-le-Vieil, 1989. № 40. P. 38 43.

138. Wolgensinger Jacques. Jean-François Fouilhoux. Céladon passion. // La revue de la céramique et du verre. Vendin-le-Vieil, 1990. № 54. P. 24 - 25.1. Каталоги

139. Английская керамика из коллекций Великобритании. Каталог выставки. М., 1986.

140. Пабло Пикассо 1881 1973. К столетию со дня рождения. Каталог выставки из советских собраний. Ленинград: Искусство, 1982.

141. Céramique. 3e Biennale de Châteauroux. Les Cordeliers, Musée Bertrand. Châteauroux, 1985.

142. Biennale de céramique contemporaine. Château d'Aubonne. 10 juillet 19 août 1994. Rennes: Imprimeries réunies, 1994.

143. Biennale de céramique contemporaine. Château d'Aubonne. 13 juillet 21 août 1996. Rennes: Imprimeries réunies, 1996.

144. Carnet de recherche : catalogue de l'exposition de prototypes présentée par le CRAFT à l'ocasion de Ceramic Network. Limoges 11 et 12 avril 1996. Limoges, 1996.

145. Concours National de la céramique d'art. Juillet Août — Septembre 1966. Vallouris. Nice: l'Imprimerie de la Victoire, 1966.

146. Le corps, L'atelier, Le Paysage: Céramique dans l'art contemporain. Musées de Câteauroux, Nantes: Joca séria, 2005.

147. Le geste et la couleur, une poétique céramique. 16e Biennale internationale de céramique contemporaine de Vallauris. Paris: Réunion des Musées Natinaux, 1998.

148. Céramique contemporaine. Biennale internationale. Vallauris 2006. Somogy: Editions d'art, 2006.

149. Céramiques et terres contemporaines: Palais des congrès et de la culture, le Mans, du 5 janvier au 13 mars 1988. Exposition. Le Mans, 1988.

150. Céramique française contemporaine : sources et courants : Musée des arts décoratifs du 16 octobre au 4 janvier 1982. Exposition. Paris, 1981.

151. Céramique contemporaine dans les écoles du Nord. Exposition. Paris, 1992.

152. Céramique contemporaine eu ropéenne et japonaise : collection Frank Nievergelt. Lausanne: Musée des arts décoratifs, 1978.

153. Céramique néerlandaise contemporaine. Exposition à La Haye, Rijksdienst Beelden-Ke Kunst, 1988.

154. Chefs-d'œuvre de la céramique contemporaine : 36 pièces majeures de la collection Charles-Adrien Buéno et traces archéologique du patrimoine local. : du 14 mars au 27 avril 1991. Exposition. Argenteuil, 1991.

155. Guide des céramistes. 1960 potiers et sculpteures en France, Belgique, Luxembourg et Suisse. Vendin-le-Vieil: Editions La revue de la céramique et du verre, 2006.

156. Helio! Ici la terre. Jean-Pierre Viot, 50 ans de création. Catalogue. Châteauroux: Les musées de Châteauroux, 2008.

157. Maison de l'outil et de la pensée ouvrière. Troyes: Maison de l'outil et de la pensée ouvrière, 2003.

158. Picasso et la ceramique. Cataloque d'exposition, organisée par musée National de Beaux-Arts de Quebec. Hazan, 2004.

159. Sèvres 1740-2006. Edition: Diputación Provincial de Zaragoza, 2006.

160. White spirit : le blanc en céramique contemporaine. Catalogue de l'exposition 16 juin 30 octobre 2006, Manufacture Bernardaud, Limoges. Limoges, 2006.

161. Московский Государственный Художественно-Промышленный Университет им. С.Г. Строганова20 0.9 05053 На правах рукописи1. Юдина Елена Александровна

162. ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КЕРАМИКА ФРАНЦИИ 1980-2000-х ГГ. НОВЫЕ ТЕНДЕНЦИИ1. Специальность: 17.00.04

163. Изобразительное, декоративно-прикладное искусствои архитектура1. Иллюстративное приложениек диссертации на соискание ученой степени кандидата искусствоведенияуу

164. Научный руководитель: кандидат искусствоведения, профессор Федорова Зоя Сергеевна1. Москва 2009

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.