Христианский фундаментализм и формирование внешнеполитического курса США в конце XX - начале XXI вв. тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 07.00.03, кандидат наук Алхименков, Михаил Александрович

  • Алхименков, Михаил Александрович
  • кандидат науккандидат наук
  • 2016, Санкт-Петербург
  • Специальность ВАК РФ07.00.03
  • Количество страниц 152
Алхименков, Михаил Александрович. Христианский фундаментализм и формирование внешнеполитического курса США в конце XX - начале XXI вв.: дис. кандидат наук: 07.00.03 - Всеобщая история (соответствующего периода). Санкт-Петербург. 2016. 152 с.

Оглавление диссертации кандидат наук Алхименков, Михаил Александрович

Содержание

Введение

Глава 1. Традиция христианского фундаментализма в США. История и особенности развития

1.1. Пуританизм как концепция американской общественно-политической мысли в XVII - XVIII вв. с

1.2. Формирование христианского фундаментализма в США на рубеже ХЕХ-ХХ вв...с

1.3. Место христианского фундаментализма в религиозной структуре США в начале XXI века

Глава 2. Влияние христианского фундаментализма на формирование внешней политики США в годы «холодной войны»

2.1. Формирование внешнеполитических установок христиан-фундаменталистов США в начале «холодной войны»

2.2. «Христианские правые» и внешняя политика администраций Р. Рейгана. с

2.3. Неоконсерватизм и идеи христианского фундаментализма в США

Глава 3. Влияние идеологии христианского фундаментализма на формирование внешней политики США после «холодной войны»

3.1. «Правые христиане» и внешняя политика администраций Б. Клинтона. Развитие христианского фундаментализма в США в конце XX века

3.2. Влияние христианского фундаментализма на внешнюю политику администраций Дж Буша-мл

3.3. Уход христианских правых в оппозицию к администрации Б. Обамы и их влияние на Республиканскую партию

Заключение

Библиография

с

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Всеобщая история (соответствующего периода)», 07.00.03 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Христианский фундаментализм и формирование внешнеполитического курса США в конце XX - начале XXI вв.»

Введение

Исследование внешней политики великих держав является неполным без учета идейных и духовных основ, которые движут их народами и элитами. Эти основы становятся тем более важными, если речь заходит о стране, руководству которой исторически близки мессианские идеи глобального переустройства.

Американский тип мессианства изначально имел модернистский, по своей сути, характер. В своих устремлениях он усиливал резко обновленческий аспект, подчас отвергая сложившиеся веками традиции Старого Света. Устремленность в будущее -неотъемлемая черта такого образа мысли, основанного в т.ч. на вере в своего рода рукотворный «рай на земле» («Американскую мечту»), построение которого возможно при полной реализации ценностных установок американского образа жизни. Неслучайно известный российский американист Э.Я. Баталов писал: «Естественно, что идеи, принципы, представления, которые могли бы способствовать социальной интеграции и национальной самоидентификации американцев, непременно должны были фиксировать и воплощать в себе эту самопроекцию в будущее, связь настоящего с будущим». 1

Если выделять первоначальный и, во многом, ключевой источник такого рода представлений в сознании граждан и элиты Соединенных Штатов, то это, безусловно, религия. Именно религия (прежде всего, американский протестантизм в его разнообразных формах) во многом сформировала то восприятие себя и внешнего мира, которое характерно для внешнеполитической идеологии Вашингтона.

Однако самое интересное заключается в том, что это «мессианство прогресса», исторически пронизывающее политику США в мире, имеет религиозные корни. И более того, тесно связано с фундаменталистскими установками, предполагающими обновление через «возвращение к истокам» и отрицание предшествующей традиции. Такая связь фундаментализма с идеей прогресса, на первый взгляд, удивительна, но вместе с тем, логична и объяснима. Дело в том, что формирование духовного ядра политики Соединенных Штатов Америки уходит корнями в эпоху становления американского общественного и религиозного сознания и напрямую затрагивает исторические

1 Баталов Э. Я. Мировое развитие и мировой порядок (анализ современных американских концепций). М., 2005. С. 16.

представления Америки о Добре и Зле, создавшие сам взгляд на мир, присущий американцам. И здесь принципиально важно то, что христианско-фундаменталистское направление в американском протестантизме сыграло весьма значительную роль в формировании, подержании и развитии данных идейных и общественно-политических установок, повлиявших в итоге и на процесс формирования внешней политики США.

Стоит уточнить, что подробный анализ того, что представляет собой христианский фундаментализм в США, дается в параграфе 1.3. настоящего исследования. Базовым же подходом в работе к определению «христианского фундаментализма» является его понимание как направления в протестантизме в США, оформившегося в результате реакции ряда религиозных кругов на проистекающие в американском обществе на рубеже XIX-XX вв. процессы секуляризации и либерализации религиозной жизни, представители которого придерживаются консервативных моральных, общественных и политических ценностей и рассматривают в качестве своей цели религиозное и моральное возрождение общества, выражающееся, на их взгляд, в возвращении к истокам христианского вероучения и строгой приверженности Священному Писанию.

Несмотря на окрепший в последние годы союз с консервативными американскими католиками, именно протестанты США создали и наполнили содержанием явление христианского фундаментализма. Поэтому американский христианский фундаментализм есть явление практически тождественное протестантскому фундаментализму, и эти два определения используются в работе как синонимы. Также в отношении христиан-фундаменталистов Соединенных Штатов применяются понятия «фундаментальные христиане» и «правые христиане» (последнее - более широкое и политически окрашенное). Используются в работе и обозначение христианских фундаменталистов как представителей правоконсервативных религиозных (христианских) кругов.

Появление феномена христианского фундаментализма в протестантской среде США представляется логичным процессом, ввиду изначальной склонности протестантизма к фундаменталистским, в той или иной степени, подходам к вере. Российский религиовед и американист С.Б. Филатов отмечает: «Появление термина фундаментализм именно в протестантизме и именно в США не случайно. Он адекватно отражает определенную идеологическую реальность, свойственную протестантизму и

ярче всего проявляющуюся именно в США. Почему фундаментализм - явление в первую очередь протестантское...? Сама логика протестантского мышления, изначально заданная отцами Реформации М. Лютером, Ж. Кальвином, Дж. Ноксом и другими, может быть описана термином фундаментализм, т.е. возвращение к основам христианской веры, какова она была в первозданной чистоте в апостольские времена. Стремление очистить веру от культурных и политических наслоений, чуждых христианству заимствований и «плодов ложных умствований», «вернуться к основам» - одна из стержневых черт протестантского мировоззрения». 2

При этом американские христиане-фундаменталисты в обязательном порядке разделяют пять основных («фундаментальных») принципов, сформулированных самими основателями фундаментализма. Прежде всего, это вера в непогрешимость Священного Писания и его буквальная трактовка. Последнее особенно важно для понимания взглядов протестантов-фундаменталистов на мир, вытекающих из присущей им прямой интерпретации текста Библии. Остальные принципы более широки. Это божественное происхождение Христа и непорочное зачатие; гибель Христа на кресте за грешников («искупление замещением»); физическое воскресение Христа и будущее возвращение Христа во плоти (второе пришествие)». 3 Понимание ими данных принципов также основано на максимально прямом понимании текста Библии («Фундамента» вероучения).

Актуальность темы исследования.

Влияние идей как американских протестантов в целом, так и фундаменталистски настроенных их кругов в частности, на внешнюю политику США в конце XX - начале XXI вв. стало значимым фактором при формировании последней, и важно для понимания современной внешней политики Вашингтона. Необходимо отметить и то, что неотъемлемым элементом политической жизни США является апелляция к моральным ценностям. Решения политиков, отражающие этику и мораль, способны гораздо быстрее завоевать сердца американских избирателей. Главный источник американских моральных ценностей - это также религия. Политик в США не может обходить ее стороной. Он должен выглядеть в глазах избирателей человеком достойным с точки зрения морали и

2 Филатов С. Б. Возвращение к основам (протестантский фундаментализм) // Фундаментализм. / Под ред. З. И. Левина. — Институт востоковедения РАН, М., 2003.СС. 107-126.

3 См.: Фундаментализм. Институт востоковедения РАН М., 2003. сс. 107-126.

потому, зачастую, в своей деятельности отталкивается от религиозных принципов. Как писал А. Айомамитис, «американские политики тратят на обсуждение ценностей больше времени и усилий, чем любые политики в Европе. Общий знаменатель для всех - это религия, и Америка по своей сути христианская нация».4

Поэтому религиозная составляющая имеет при изучении внешней политики США непреложное значение. Неслучайно все 44 президента США - христиане (как минимум официально). При этом почти все они - протестанты, причем самых разных деноминаций (исключение - католик Джон Кеннеди). Среди хозяев Белого Дома были прихожане Епископальной церкви, пресвитериане, методисты, баптисты, унитарии, квакеры, конгрегационалисты и т.д.5 Были и те, кто не афишировал свою деноминационную принадлежность, как, например, Томас Джефферсон, но все они заявляли о своей вере в Бога.

Таким образом, религия (прежде всего, протестантизм и, в значительной степени, протестантизм консервативный), создает неотъемлемую историческую основу для мессианских и моральных убеждений, формирующих отношение к миру и собственной внешней политике у общества и политиков в Соединенных Штатах.

Отношение к религии - это и один из ключевых разграничителей между двумя флангами политической элиты США. Эта грань стала особенно актуальна в последние годы. Победа Демократической партии и светского либерала Б. Обамы на президентских выборах 2008 года обозначила своеобразный ценностный рубеж, разделив две главные партии не только по политическим и экономическим принципам, но и по взглядам на религию и глобальную роль Соединенных Штатов. Фундаменталисты и консервативные круги ушли в оппозицию Обаме, еще больше усилив воздействие на Республиканскую партию. Напротив, политику первого чернокожего президента США поддержали светские и либерально-протестантские круги. Кроме того, религиозное обоснование первенства

4 Ayiomamitis A. The Role of Christian Fundamentalism in the US Foreign Policy. URL: http://www.helium.com/items/2210946-fundamentalism-religion-christian-right-islam-peace-war-united-states-bush-president-faith?page=2

5 Иванов В. Материалы СМИ: «Как поделить власть по-христиански. Борьба за симпатии верующих - один из лейтмотивов американской политики». «НГ-Религии». 04.07.2007. URL: http://www.interfax-religion.ru/?act=news&div=19061

США в мире почти исчезло в риторике и политике демократов, сосредоточившихся на светских формах американского мессианизма. Для республиканцев же консервативный и фундаменталистский религиозный компонент стал даже более значимым.

Роль религиозных идей в мировосприятии американской политической элиты, особенно, ее правого фланга, требует отдельного рассмотрения. Также необходимо понять исторические аспекты сложной и многомерной связи американского христианского фундаментализма как мощного компонента консервативного американского протестантства и важнейшего источника исторических ценностей США с внешней политикой Вашингтона.

Следует обратить внимание на то, что анализ влияния христианского фундаментализма на внешнюю политику США целесообразно не сводить к анализу только лишь самих организаций христианских фундаменталистов. Такой подход бы искусственно сужал фронт исследования, не отвечая на вопрос о сущности этого влияния, которое носит не только организационный, но и широкий идейно-мировоззренческий характер. Так, многие консервативные верующие Соединенных Штатов, даже не являясь фундаменталистами, разделяют отдельные ключевые их установки. Кроме этого, взгляды американских фундаменталистов становятся более популярными в годы консервативных «поворотов» в обществе и политике США, расширяя тем самым свое идейно-ценностное влияние. Более того, сама граница между консерватизмом и фундаментализмом в протестантской общие США (особенно, в ее евангелистской части), как показывается в работе, отнюдь не всегда является четкой и однозначной. Поэтому воздействие христианско-фундаменталистских идей на общество и политиков значительно шире, чем только круг общин христиан-фундаменталистов. Важно и то, что политическая активность последних сыграла немалую роль в успехах «нефундаменталистских» представителей американского правого политического фланга, таких как неоконсерваторы, во внешнеполитических взглядах которых протестанты-фундаменталисты нашли для себя много близких аспектов.

Наконец, мессианство, особенно его религиозные формы, столь присущее внешней политике США и самовосприятию значительной части американского общества, является важнейшей связующей нитью между протестантами-фундаменталистами, убежденными сторонниками идеи об особом божественном и даже эсхатологическом предназначении Америки и многими другим верующими США. Религиозный мессианизм проходит через

всю историю США от пуритан и первых североамериканских колоний до наших дней. И сами мессианские идеи не приобрели бы известные нам черты без влияния (особенно мощного со второй половины XX века) со стороны американских протестантов-фундаменталистов. Именно их жесткая убежденность в моральной правоте Америки может рассматриваться в качестве катализатора консервативных мессианских идей о глобальной миссии Соединенных Штатов, активизировавшихся и на рубеже 1970-80-х в эпоху Р. Рейгана, и в начале 2000-х с приходом в Белый дом администрации Дж. Буша-мл.

Актуальность настоящего исследования обусловлена и самой тенденцией к росту влияния христиан-фундаменталистов на формирование внешнеполитического курса Соединенных Штатов, которая имеет место начиная с середины 1970-ых годов. Важнейшую роль играет это религиозное направление в выборе ближневосточного курса и отношениях США с Израилем и арабскими странами. Кроме того, понимание внешнеполитической программы одной из двух крупнейших американских политических сил - Республиканской партии США - становится в последнее время практически невозможным без рассмотрения религиозной, прежде всего, правоконсервативной составляющей их идеологии. Влияние христианского фундаментализма и близких к нему консервативных религиозных и идейных кругов в американском обществе ощутимо и оказывает серьезное влияние на внешнеполитические императивы Вашингтона.

Настоящая работа посвящена изучению связи между христианским фундаментализмом и формированием внешнеполитического курса Соединенных Штатов в конце XX - начале XXI веков. Этот период наиболее актуален для понимания как текущих, так и исторических тенденций, т.к. является ключевым в укреплении внешнеполитического правохристианского лобби в США. Это было особенно заметно в годы республиканских администраций Р. Рейгана и Дж. Буша-мл, а при демократах - Б. Клинтоне и Б. Обаме - американские «правые христиане» составили весьма активную часть оппозиции внешнеполитическому курсу Белого Дома. Таким образом, христианский фундаментализм как общественно-религиозный феномен представляет интерес для понимания того, как формируется и обосновывается внешняя политика США, в особенности, ее ближневосточный вектор.

Таким образом, объектом исследования являются внешнеполитические взгляды американских христиан-фундаменталистов. Предметом исследования - влияние идей христианского фундаментализма на внешнюю политику США.

Цель исследования - выяснить, какую роль сыграли идеи американского христианского фундаментализма при формировании внешнеполитического курса США в конце XX - начале XXI вв.

Для достижения этой цели в работе ставятся следующие задачи:

1) определить истоки христианского фундаментализма в США и его исторические особенности;

2) выявить ключевые основы внешнеполитических взглядов и интересов христиан -фундаменталистов;

3) описать основные направления и примеры внешнеполитической активности «фундаментальных христиан» США в конце XX - начале XXI вв.;

4) сравнить их внешнеполитическую активность в годы различных администраций;

5) проанализировать связь внешнеполитических идей христианских фундаменталистов США с внешней политикой близких им консервативных религиозных и политических кругов;

6) установить характер и степень заинтересованности внешнеполитического руководства США (исследуемого периода) в использовании идей христианского фундаментализма при формировании курса Вашингтона на мировой арене.

Хронологические рамки исследования охватывают, как следует из тематики работы, период конца XX - начала XXI веков. Это время резкого увеличения роли христиан-фундаменталистов в процессе формирования внешнеполитических установок США. В качестве исходной точки в работе избран 1976 год - т.е. год президентских выборов США, победу на которых одержал Джимми Картер. Эта дата примечательна тем, что впервые христианские фундаменталисты оказали во многом определяющее воздействие на итог президентской кампании. Их поддержка Дж. Картера, который был надеждой на возрождение морального курса в политике Вашингтона, носила не только электоральный, но и идеологический характер. И хотя впоследствии президент-демократ Картер разочаровал протестантов-фундаменталистов Америки, и те окончательно перешли на сторону республиканцев, именно с 1976 года можно говорить об их устойчивом влиянии на внешнюю политику США и курс Вашингтона на мировой арене. В свою очередь, верхней границей избран 2012 год - т.е. год предыдущих президентских

выборов в Соединенных Штатах. В ходе этих выборов важную роль сыграли как внешнеполитическая, так и религиозная тематика, причем последняя оказала сложное влияние на судьбу кандидата от республиканцев Митта Ромни, оказавшегося недостаточно консервативным христианином в глазах наиболее активного электората правых. Кроме того, выборы 2012 года позволяют подвести промежуточный итог под 4-летием напряженных отношений Белого Дома и правохристианской оппозиции, усилившей свое влияние на Республиканскую партию США. Важно и то, что одной из ключевых сфер их разногласий стала внешняя политика, взгляды на которую у демократической администрации Б. Обамы и христианских фундаменталистов США (еще недавно активно поддерживающих курс правительства Джорджа-Буша-мл), зачастую диаметрально противоположны. В целом же, итоги кампании 2012 года проводят грань между тем периодом, который уже стал историей, и текущими событиями.

В работе значительное внимание уделяется предшествующей истории развития христианского фундаментализма в США и внешнеполитических идей «фундаментальных христиан». Это важно ввиду того, что феномен христианского фундаментализма, вписанный в широкий контекст исторического развития консервативных религиозных и политических кругов в США, появился намного раньше исследуемого периода. Он весьма многообразен и неоднозначен, в т.ч. ввиду сложной религиозной структуры американского общества. Христианский фундаментализм как историческое явление нуждается в понимании и объяснении со времен его возникновения, поскольку его внешнеполитические идеалы и императивы проистекают из его исторических и мессианских установок, появившихся на территории современных Соединенных Штатов с кораблями первых поселенцев-пуритан. В связи с этим, в работе рассматривается развитие и историческая роль пуританизма как прямого предшественника фундаментально-христианских идей, а также процесс формирования христианского фундаментализма как цельной общественно-политической системы в конце XIX - начале XX вв. Кроме того, обращается внимание и на период начала «холодной войны», т.е. непосредственно предшествующий исследуемой нами эпохе. Это важно, поскольку процессы, вызвавшие в итоге и увеличение влияния «правых христиан» на внешнюю политику Вашингтона в середине 1970-ых годов, имеют прямое отношение к эволюции их общественных и внешнеполитических проектов в ходе предшествующих десятилетий (с конца 1940-ых по начало 1970-ых). Тогда же происходит и первый серьезный всплеск интереса правых христиан Соединенных Штатов к сфере внешней политики. Тем самым, ключевые

периоды в истории христианского фундаментализма в США находят отражение в исследовании.

Методологическая основа исследования. Работа основана на принципах историзма и научной объективности. В исследовании широко применяются общенаучные методы анализа и синтеза, индукции и дедукции, описания и объяснения, констатации и концептуализации. Применяется историко-сравнительный метод, основанный на сравнении исторического развития различных событий. Из специальных исторических методов в исследовании используются синхронный (изучение событий, происходивших одновременно) и диахронный (изучение и сравнение типичных событий, происходивших в разное время) методы. Синхронный метод позволяет понять влияние исторического контекста на характер и динамику событий, а также взаимосвязи между ними. Диахронный метод способствует анализу особенностей развития тех или иных исторических процессов.

Источниковая база. Исследование опирается на разнообразный спектр источников - на русском и английском языках. Среди них можно выделить следующие группы:

1) Официальные программные документы - Стратегия национальной безопасности США 2002 года - The National Security Strategy of the United States of America 20026, Программа Республиканской партии к избирательной кампании 2012 года - Republican

п

Platform 2012 "We believe in America" , Программа Демократической партии 2012 года -

о

Democratic Platform 2012 "Moving America Forward". Здесь стоит отметить, что идеи христианского фундаментализма редко отражаются в тексте сугубо официальных государственных документов. Влияние этих идей носит в большей степени идейно-мировоззренческий характер и чаще прослеживается в политических концепциях.

6 The National Security Strategy of the United States of America. September, 2002. URL: http://www.state.gov/documents/organization/63562.pdf

7 Republican Platform 2012 "We believe in America". URL: http://www.gop.com/wp-content/uploads/2012/08/2012GOPPlatform.pdf

8 Democratic Platform 2012 "Moving America Forward". Stronger in the World, Safer and More Secure At Home URL: http://www.democrats.org/democratic-national-platform.

2) Коллективные исторические заявления - Мэйфлауэрское соглашение (The Mayflower Compact),9 Заявление о принципах основателей «Проекта за Новый американский век» - "Project for the New American Century. Statement of Principles".10

3) Выступления или интервью современных американских религиозных деятелей, в

1112 13

т.ч. фундаменталистского толка - Пэта Робертсона , Ричарда Лэнда , а также Ричарда Сизика.14

4) Выступления исторических американских религиозных и общественных деятелей, внесших вклад в американское идейное развитие - Джона Уинтропа15, Дж. Джеймсона.16

5) Выступления американских президентов, внешнеполитическая идеология которых была в той или иной степени близка христианам-фундаменталистам Америки.

17

Это обращение Джимми Картера 1978 года , речи Рональда Рейгана в Британском

9 The Mayflower Compact. URL: http://mayflowerhistory.com/mayflower-compact/

10 Project for the New American Century. Statement of Principles. June, 3, 1997 URL: http://www.newamericancentury.org/statementofprinciples.htm).

11 Dr. M. G. "Pat" Robertson. Address to the Herzliya Conference Lauder School of Government, Diplomacy, and Strategy. December 17, 2003. URL: http://www.freerepublic.com/focus/f-religion/1044665/posts

12 Pat Robertson Speaks at National Press Club. Christian Faith on the Rise. February 15, 2005. URL: http://www.patrobertson.com/Speeches/0205pressclub.asp

13 Falwell: A 'Pioneer' for Christianity. Richard Land says that Jerry Falwell was a friend and a gifted Christian leader--not the caricature the media made of him. May, 2007. URL:

http://www.beliefnet.com/Faiths/Christiani^/2007/05/Jerry-Falwell-A-Pioneer-For-Christiani^.aspx

14 Cizik R. Ousted Evangelical Reflects On Faith, Future. July, 28, 2010. URL: http://www.npr.org/templates/story/story.php?storyId=128776382

15 John Winthrop's City upon a Hill, 1630. URL: https://www.mtholyoke.edu/acad/intrel/winthrop.htm

16 Jameson J.F. The Arrival of the Pilgrims. Providence, 1920. P 39.

17 Jimmy Carter State of the Union Address 1978. January 19, 1978. URL: http://www.jimmycarterlibrary.gov/documents/speeches/su78jec.phtml

18

парламенте в 1982 году , на конференции Национальной ассоциации евангелистов США

в 1983 году19, на предвыборном съезде Республиканской партии в 1984 году20 и его

21

прощальное обращение к нации в 1989 году. Далее, инаугурационная речь Джорджа

22

Буша-мл. 2001 года, его выступление 2004 года, посвященное роли религии в его

23 24

политических решениях, а также речь его отца Дж. Буша-ст. в 1988 году.

6) Выступления американских политиков, прежде всего, консерваторов - экс-губернатора Миннесоты Тима Поленти25, экс-губернатора Массачусетса Митта Ромни26,

18 Ronald Reagan. Address to Members of the British Parliament. June 8, 1982. URL: http://www.reagan.utexas.edu/archives/speeches/1982/60882a.htm

19 Ronald Reagan. Evil Empire Speech. March 8, 1983. URL: http://www.nationalcenter.org/ReaganEvilEmpire1983.html

20 Ronald Reagan. Remarks Accepting the Presidential Nomination at the Republican National Convention in Dallas, Texas. August 23, 1984. URL: http://www.presidency.ucsb.edu/ws/index.php?pid=40290

21 Ronald Reagan. Farewell Address to the Nation. January 11, 1989. URL: http://www.presidency.ucsb.edu/ws/?pid=29650

22 George Bush Speech, Inaugural address. January 20, 2001. URL: http://www.famous-speeches-and-speech-topics.info/presidential-speeches/george-bush-speech-inaugural-address.htm

23 George W. Bush on How Faith Influences his Decisions in Third Presidential Debate. October 13, 2004 URL: http://berkleycenter. georgetown. edu/resources/people/george -w-bush

24 George H. W. Bush's Acceptance Speech at the Republican National Convention. August, 18, 1988. URL: http://www.sweetspeeches.com/s/1271-george-h-w-bush-acceptance-speech-at-the-republican-national-convention#ixzz3Dc00ZzNV

25 The Ames Republican debate transcript: Everything they said that you missed. August 13, 2011. URL: http://latimesblogs.latimes.com/washington/2011/08/ames-debate-romney-bachmann-paul-huntsman-santorum-gingrich-pawlenty-cain.html

26 Mitt Romney's Foreign Policy Speech // The National Review Online. October, 7, 2011. URL: http://www.nationalreview.com/corner/279491/romneys-foreign-policy-speech-katrina-trinko

бывшего спикера Палаты представителей конгресса США Ньюта Гингрича , сенатора

28

Джона Маккейна.

7) Идеи американских политических и общественных деятелей, на протяжении всей истории США касавшихся вопроса американской исключительности и мессианства в

29 30 31

политике США - статьи Джона О'Салливана, Генри Люса и Альберта Бевериджа ,

32

фрагмент творчества Германа Мелвилла.

8) Лекции и интервью, включающие исследования и наблюдения феномена христианского фундаментализма - американского историка теологии из Университета

33 34

Неймегена (University of Nijmegen) Дж. Дика, интервью И. Бьюкенена и Дж.

35

Шарлета.35

27 Gingrich N. 'Passion for the country' led to personal indiscretions. // The Washington Post, September, 3, 2011. URL: http://voices.washingtonpost.com/44/2011/03/newt-gingrich-passion-for-the.html

28 John McCain and Religion. John McCain on Church and State, Sept. 2007. URL: http://www.religionfacts.com/religion-and-candidates-2008/john_mccain_and_religion.htm#907

29 John O'Sullivan Coins the Phrase "Manifest Destiny". July, 17, 1845 URL: http://www.historytools.org/sources/manifest_destiny.pdf.

30 Luce H.R. The American Century. 17.02.1941. URL: http://www.informationclearinghouse.info/article6139.htm

31 Beveridge A.J. The March of the Flag. September, 1898 URL: http://www.apstudent.com/ushistory/docs1851/mrchflag.htm

32 Melville H. "The White Jacket", 1850. Ch 27.

33 Dick J. Made in America. Christian Fundamentalism. Transcript of the Lecture. London, November, 10, 2010. URL: http://www.gresham.ac.uk/lectures-and-events/part-four-made-in-america-christian-fundamentalism

34 Buchanan I. Evangelical Christianity: Devils in high places. URL: http://www.dnaindia.com/lifestyle/interview-evangelical-christianity-devils-in-high-places-1524855

35 Sharlet J. The Crusade for a Christian Military": Are US Forces Trying to Convert Afghans to Christianity? //A Daily Independent Global News Hour with Amy Goodman & Juan González. May 6, 2009. URL: http://www.democracynow.org/2009/5/6/the_crusade_for_a_christian_military

Похожие диссертационные работы по специальности «Всеобщая история (соответствующего периода)», 07.00.03 шифр ВАК

Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Алхименков, Михаил Александрович, 2016 год

Библиография Источники:

1. Выступление президента Обамы в Каирском университете. 04.06. 2009. URL: http://iipdigital.usembassy.gov/st/russian/article/2009/06/20090604154238eaifas0.58793 28.html#ixzz36y7wNB11

2. Выступление президента Барака Обамы на церемонии вручения Нобелевской премии мира. 10 декабря 2009 года. URL:

http://iipdigital.usembassy.gov/st/russian/article/2009/12/20091210175403eaifas0.67007 08.html#ixzz36yAgFQXk

3. «Джордж Буш - хороший христианин». Американские евангелисты поддерживают республиканцев, утверждает баптистский проповедник Джон Макартур. 31.03. 2004. URL: http://center.visson.net/node/287

4. Для протестантов США поддержка Израиля - это «Божья международная политика». 14.11.2006. URL: http://www.religio.ru/news/news/13770.html

5. Beveridge A.J. The March of the Flag. September, 1898 URL: http://www.apstudent.com/ushistory/docs1851/mrchflag.htm

6. Buchanan L. Evangelical Christianity: Devils in high places. URL: http://www.dnaindia.com/lifestyle/interview-evangelical-christianity-devils-in-high-places-1524855

7. Cizik R. Ousted Evangelical Reflects On Faith, Future. July, 28, 2010. URL: http://www.npr.org/templates/story/story.php? storyId= 128776382

8. Democratic Platform 2012 "Moving America Forward". Stronger in the World, Safer and More Secure At Home URL: http://www.democrats.org/democratic-national-platform. P. 21.

9. Dick John. Made in America. Christian Fundamentalism. Transcript of the Lecture. London, November, 10, 2010. URL: http://www.gresham.ac.uk/lectures-and-events/part-four-made-in-america-christian-fundamentalism

10. Dr. M. G. "Pat" Robertson. Address to the Herzliya Conference Lauder School of Government, Diplomacy, and Strategy. December 17, 2003. URL: http://www.freerepublic.com/focus/f-religion/1044665/posts

11. Evangelist warns Bush over Jerusalem. American television evangelist Pat Robertson has warned President George Bush that he will risk losing Christian support if he

stops backing Israeli sovereignty over Jerusalem. 4 Oct 2004. URL: http://www.alj azeera.com/archive/2004/10/2008410112051202905.html

12. Faith on the Hill. The Religious Composition of the 112th Congress. 5.01.2011 URL: http://www.pewforum.org/Government/Faith-on-the-Hill--The-Religious-Composition-of-the-112th-Congress.aspx

13. Falwell: A 'Pioneer' for Christianity. Richard Land says that Jerry Falwell was a friend and a gifted Christian leader--not the caricature the media made of him. May, 2007. URL: http://www.beliefnet.com/Faiths/Christianity/2007/05/Jerry-Falwell-A-Pioneer-For-Christianity.aspx

14. George W. Bush on How Faith Influences his Decisions in Third Presidential Debate. October 13, 2004 URL: http://berkleycenter.georgetown.edu/resources/people/george-w-bush

15. George Bush Speech, Inaugural address. January 20, 2001. URL: http://www.famous-speeches-and-speech-topics.info/presidential-speeches/george-bush-speech-inaugural-address.htm

16. George Bush Speech on 2003 Sharm el-Sheik and al-Aqaba summit on Middle East policy towards peace, August 2003. URL:

http://www.pierretristam. com/Bobst/07/wf081507. htm

17. George H. W. Bush's Acceptance Speech at the Republican National Convention. August, 18, 1988. URL: http://www.sweetspeeches.com/sA271-george-h-w-bush-acceptance-speech-at-the-republican-national-convention#ixzz3Dc00ZzNV

18. Gingrich N. 'Passion for the country' led to personal indiscretions. // The Washington Post, September, 3, 2011. URL: http://voices.washingtonpost.com/44/2011/03/newt-gingrich-passion-for-the.html

19. How Republicans Went Crazy, Democrats Became Useless and the Middle Class Got Shafted. Interview by Bill Moyers. 04.09.2012. URL: http://truth-out.org/news/item/ 11304-the-party-is-over

20. Interview Steve Waldman. Evangelicals v. Fundamentalists. December, 5, 2003 http://www.pbs.org/wgbh/pages/frontline/shows/jesus/interviews/waldman.html

21

22

23

24

25

26

27

28

29

30

31

32

33

34

Jameson J.F. The Arrival of the Pilgrims. Providence, 1920. P 39.

Jimmy Carter State of the Union Address 1978. January 19, 1978. URL: http://www.jimmycarterlibrary.gov/documents/speeches/su78jec.phtml

Lobbying for the Faithful Religious Advocacy Groups in Washington, D.C. 21.11.2011 URL: http://www.pewforum.org/Government/Lobbying-for-the-faithful--exec.aspx John McCain and Religion. John McCain on Church and State, Sept. 2007. URL: http://www.religionfacts.com/religion-and-candidates-2008/john_mccain_and_religion.htm#907

John O'Sullivan Coins the Phrase "Manifest Destiny". July, 17, 1845 URL: http://www.historytools.org/sources/manifest_destiny.pdf John Winthrop's City upon a Hill, 1630. URL: https://www.mtholyoke.edu/acad/intrel/winthrop.htm

Luce H. R. The American Century. 17.02.1941 URL: http://www.informationclearinghouse.info/article6139.htm Melville H. "The White Jacket", 1850. Ch 27.

Mitt Romney's Foreign Policy Speech // The National Review Online. October, 7, 2011. URL: http://www.nationalreview.com/corner/279491/romneys-foreign-policy-speech-katrina-trinko

Pat Robertson Speaks at National Press Club. Christian Faith on the Rise. February 15, 2005. URL: http://www.patrobertson.com/Speeches/0205pressclub.asp

Project for the New American Century. Statement of Principles. June, 3, 1997 URL: http://www.newamericancentury.org/statementofprinciples.htm

Religion in the 2010 Elections: A Preliminary Look. 3.11.2010 URL:

http://www.pewforum.org/Politics-and-Elections/Religion-in-the-2010-Election-A-

Preliminary-Look.aspx

Republican Platform 2012 "We believe in America". American Exceptionalism URL: http://www.gop.com/wp-content/uploads/2012/08/2012G0PPlatform. pdf Ronald Reagan. Address to Members of the British Parliament. June 8, 1982. URL: http://www.reagan.utexas.edu/archives/speeches/1982/60882a.htm

35. Ronald Reagan. Evil Empire Speech. March 8, 1983. URL: http://www.nationalcenter.org/ReaganEvilEmpire1983.html

36. Ronald Reagan. Farewell Address to the Nation. January 11, 1989. URL: http://www.presidency.ucsb.edu/ws/?pid=29650

37. Ronald Reagan. Remarks Accepting the Presidential Nomination at the Republican National Convention in Dallas, Texas. August 23, 1984. URL: http://www.presidency.ucsb.edu/ws/index.php?pid=40290

38. Sharlet J. The Crusade for a Christian Military": Are US Forces Trying to Convert Afghans to Christianity? //A Daily Independent Global News Hour with Amy Goodman & Juan González. May 6, 2009. URL:

http://www.democracynow.org/2009/5/6/the_crusade_for_a_christian_military

39. Survey of evangelical leaders attending the Third Lausanne Congress of World Evangelization in Cape Town, South Africa.Wallace T. Evangelical Christians Turning Against Israel - Part 2. July, 8, 2014. URL:

http://www.fortressoffaith.org/blog/2014/07/08/evangelical-christians-turning-against-israel-part-2/

40. The American Christian Lobbyists Association. A Conservative Christian & Church Lobbying Firm. URL: http://www.americancla.org/acla_home_ page.html

41. The Ames Republican debate transcript: Everything they said that you missed. August 13, 2011. URL: http://latimesblogs.latimes.com/washington/2011/08/ames-debate-romney-bachmann-paul-huntsman-santorum-gingrich-pawlenty-cain.html

42. The Mayflower Compact. URL: http://mayflowerhistory.com/mayflower-compact/

43. The National Security Strategy of the United States of America. URL: http://www.state.gov/documents/organization/63562.pdf

44. U.S. Religious Landscape Survey. Appendix 2: Classification of Protestant Denominations. URL: http://religions.pewforum.org/pdf/report-religious-landscape-study-appendix2.pdf

Литература:

45. Алхименков М.А. «Протестантизм и мессианские основы внешней политики США». «США - Канада: экономика, политика, культура», №10, 2012.

46

47

48

49

50

51

52

53

54

55

56

57

58

59

Алхименков М.А. «Религиозные аспекты внешнеполитических постулатов Республиканской партии США: консервативная эволюция 2008-2011 гг.», «США -Канада: экономика, политика, культура», № 11, 2013.

Алхименков М.А. «Роль протестантского мессианизма в историческом развитии США», Вестник СПбГУ, серия 6, № 2, 2014;

Барг М.А. Цит по: Слезкин Л.Ю. У истоков американской истории: Виргиния. Новый Плимут, 1696-1642. М.: 1978. 334 с.

Барыгин И.Н. Регионоведение. Учебник для студентов вузов. М., 2007.

Баталов Э.Я. Мировое развитие и мировой порядок (анализ современных американских концепций). М.: РОССПЭН, 2005. 376 с.

Баталов Э.Я. Политическая культура современного американского общества. М.: Наука, 1990. 255 с.

Баталов Э.Я. Русская идея и американская мечта. М.: Прогресс-Традиция, 2001. 589 с.

В Конгрессе США рассмотрели резолюцию поддержки прав христианских общин Турции. 21.07.2011 URL: http://www.turkishnews.ru/politika-i-obschestvo-turcii/news/v-kongresse-ssha-rassmotreli-rezolyuciyu-podderjki-prav-hristianskih-obschin-turcii

Воскресенский Г. Религиозная война. 2.04.2003. URL: http://www.kongord.ru/Index/A_tma_03/religionwar.html

Второе издание Джорджа Буша. В Госдуме прогнозируют, каким может стать отношение США к России в случае победы Митта Ромни на выборах президента. URL: http://vz.ru/politics/2012/5/31/549941.html

Гаджиев К.С. Современный консерватизм. М., 1992.

Галили Л. Американские евангелисты любят Израиль больше, чем евреи. «Гаарец», 13.11. 2005. URL: http://cursorinfo.co.il/news/pressa/2005/11/13/evang_z/ Гарбузов В.Н. Революция Рональда Рейгана. М.: Наука, 2008. Генисаретская В. Христианский сионизм и фундаментализм. 12.01.2005. URL: http://pravaya.ru/look/2021

60. Гофман М. Американская Идея. URL: http://www.textfighter.org/raznoe/Sociolog/gofm/gofman_m_amerikanskaya_ideya_sotsi alnoi_kulturologii .php

61. Группа религиозных деятелей США поддержала «закон Магнитского» URL: http://www.newsru.com/religy/18jun2012/relde.html

62. Гутина Н. Иерусалимский синдром. URL: http://www. sunround.com/club/22/128_gutina.htm

63. Дробницкий Д. «Партия Джерри Фалуэлла». Американские корни русского политического официоза. 4.07.2012. URL: http://terra-america.ru/partiya-jerri-faluella.aspx

64. Дробницкий Д. Христианские правые и Республиканская партия: брак и по расчету, и по любви. 18.04.2013. URL: http://terra-america.ru/hristianskie-pravie-i-respublicanskaya-partiya-brak-po-raschetu-i-po-lubvi.aspx

65. Дрязгунов К. Неоконсерватизм как идеология мировой гегемонии США. 17.01.2013. URL: http://eurasianews.md/analytics/neokonservatizm-kak-ideologiya-mirovoj-gegemonii-ssha.htm

66. Журавский А. США: Выборы 2004 и религиозный фактор 02.08.2005. URL: http://www.globalculture.ru/vera-i-politika/ssha-vybory-2004-i-religioznyj-faktor-2.html

67. Журавский А. США: выборы 2004 и религиозный фактор Часть 5. За кого голосуют евреи Америки? 12.08.2004. URL: http://www.novopol.ru/-ssha-vyiboryi-i-religioznyiy-faktor-chast-za-kogo-gol-text265.html

68. Закаулла М. А. Влияние евангельских христиан на американскую политику. 9.06.2009. URL: http://www.islamnews.ru/news-19096.html

69. Зубок В. Цена холодной победы. «Эксперт» №1 (735) 27.12.2010. URL: http://q99.it/Trda0Mo

70. Иванов А. Б.Обама и М.Ромни обсудили сохранение лидирующей роли США в мире. 30.11.2012. URL: http://www.grtribune.ru/home/politica/8227-2012-11-30-01-31-48.html

71. Иванов В. Материалы СМИ: «Как поделить власть по-христиански. Борьба за симпатии верующих - один из лейтмотивов американской политики». «НГ-Религии». 04.07.2007. URL: http://www.interfax-religion.ru/?act=news&div=19061

72. История США в 4 томах. Под ред. Севостьянова Г.Н. Т 4. Рост правой опасности и выборы 1964 года. М., Наука, 1983. С. 36. URL: http://istorioskop.ru/istoriya-ssha/istoriya-ssha-4-36.html

73. Королев В.И. «Император всея земли или за кулисами нового мирового порядка». М., 2004.

74. КрашенинниковаВ.С. Америка - Россия: холодная война культур. Как американские ценности преломляют видение России. М., Европа, 2007.

75. Кристол И. Неоконсервативное убеждение. М., 2004.

76. Купчицкая В. Мормон по дороге к Белому дому. Может ли кандидат-мормон стать следующим президентом США? URL: http://www.golos-ameriki.ru/content/mitt-romney-religios-2011-06-06-123287698/236315.html

77. Межуев Б. Американский фундаментализм и «русская консервативная революция». Журнал «Логос», 2003, № 1. URL: http://magazines.russ.ru/logos/2003/1/mezh.html

78. Мирзаян Г. Битва законченных консерваторов. «Эксперт» №9 (792) URL: http://expert.ru/expert/2012/09/bitva-zakonchennyih-konservatorov/

79. Можегов В. Пуританская этика и идеология Нового Света. 2.08.2013. URL: http://rusmir.in.ua/rus/4341-puritanskaya-etika-i-ideologiya-novogo-sveta.html

80. «Моральное большинство». URL: http://www.worldcam.ru/usa/102-moralnoe-bolshinstvo.html

81. Надь Б. Война для конца мира. 11.02.2013. URL: http://www.geopolitika.ru/article/voyna-dlya-konca-mira#.U5ckAijL-QI

82. Неоконсерватизм. URL: http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_philosophy/8743/%D0%9D%D0%95%D0%9E%D0% 9A%D0%9E%D0%9D%D0%A1%D0%95%D0%A0%D0%92%D0%90%D0%A2%D0 %98%D0%97%D0%9C

83. Неоконсерватизм. URL: http://mirslovarei.com/content_pol/NEOKONSERVATIZM-3971.html

84. Подберезский И.В. Фундаментализм и постмодернизм. 23.09.2005. URL: http://www.gazetaprotestant.ru/2005/09/fundamentalizm-i-postmodernizm-2/

85. Протестантский фундаментализм. URL: http://www.terme.ru/dictionary/196/word/protestantskii-fundamentalizm

86. Протестанты США не собираются поддерживать Барака Обаму URL: http://mirvam.org/20ШШ12/протесташы-сша-не-собираются-поддер/

87. Пуританизм. URL: http://www.religio.ru/lecsicon/15/94.html

88. Республиканцы могут положить конец пятнадцати годам глупости США. URL: http://rus.ruvr.ru/2012_08_30/Respublikanci-mogut-polozhit-konec-pjatnadcati-godam-gluposti-SSHA/

89. Республиканцы определились. Митт Ромни официально стал главным соперником Обамы на выборах. URL: http://mn.ru/world_usa/20120830/326114302.html

90. Республиканцы США религиозней демократов. 10.11.2011 URL: http://www.religare.ru/2_90334.html

91. Рознер Ш. «За что американские христиане любят Израиль? Маарив». 23.03.2012. URL: http ://jewish-info.ru/site.php?id=16139&sid=695

92. Ромни обвинил Обаму в войне против религии. URL: http://www.lenta.ru/news/2012/08/09/romneyad/

93. Самуйлов С.М. Внешнеполитический механизм США: эволюция, реформирование, проблемы. М.: Прометей, 2009.

94. Сафронов Р.О. Особенности проявления религиозного экстремизма и фундаментализма в США. Журнал «Этнорелигиозная конфликтология», №1 2011. - сс.13-27. URL: http://religious-life.ru/2012/11/osobennosti-proyavleniya-religioznogo-ekstremizma-i-fundamentalizma-v-usa/

95. Сидорук А. Его главная роль. «Зеркало недели. Украина», № 4, 4.02.2011 URL:

http://zn.ua/SOCIETY/ego_glavnaya_rol_6_fevralya_100-

letie_so_dnya_rozhdeniya_ronalda_reygana-74801.html

96. Сироткин А. Политолог Дэвид Копел - о ближневосточном турне Хиллари Клинтон. 16.07.2012. URL: http://www.svoboda.org/content/article/24646394.html

97. Современная внешняя политика США в 2 т. Под ред. Трофименко Г.А. Т. 1. М., 1984. URL: http://www.ex-jure.ru/freelaw/news.php?newsid=1502

98. Соколовски Дж. Христиане-евангелисты против Барака Обамы. URL http://www.golos-ameriki.ru/content/us-faith-politics-2011-06-05-123192598/236260.html

99. Сорос Дж. Мыльный пузырь американского превосходства. М., 2004.

100. Слезкин Л.Ю. У истоков американской истории: Виргиния. Новый Плимут, 1696-1642. М., 1978.

101. Слезкин Л.Ю. У истоков американской истории. Массачусетс, Мэриленд. 1630 - 1642. М., 1980.

102. Слезкин Л.Ю. У истоков американской истории. Роджер Уильямс 16031683. М., 1993.

103. Словарь американской истории. Под ред. Т. Парвиса. М., 2007.

104. Сенатор сравнил реакцию США на теракты с реакцией на жертву насилия URL: http://ria.ru/world/20120913/748860743.html

105. Тернов А. Нобелевская речь Обамы и внешнеполитический курс США. 12.01.2010. URL: http://www.analitik.org.ua/author/4b4c36948a256/pagedoc3432_17/

106. Филатов С. Б. Возвращение к основам (протестантский фундаментализм) // Фундаментализм. / Под ред. З. И. Левина. — Институт востоковедения РАН, М., 2003.СС. 107-126.

107. Фрэнсис Фукуяма. Будущее фундаментализма. URL: http://hrono.ru/libris/lib_f/fukuyama02. html

108. Фукуяма Ф. Америка на распутье. М., 2007.

109. Фундаментализм. Институт востоковедения РАН М., 2003. сс. 107-126.

110. Фурман Д.Е. Религия и социальные конфликты в США. М., 1981

111. Хтонов С. Американский устав. Внешняя политика США во многом определяется идеологией протестантского фундаментализма: великая христианская держава должна взять на себя миссию устроения мирских дел во вселенском масштабе. URL:

http://www.politjournal.ru/index.php?action=Articles&dirid=67&tek=3630&issue=105

112. Aikman D. The Great Revival: Understanding Religious "Fundamentalism". July/August 2003. URL: http://www.foreignaffairs.com/articles/59025/david-aikman/the-great-revival-understanding-religious-fundamentalism

113. Ayiomamitis A. The Role of Christian Fundamentalism in the US Foreign Policy. URL: http://www.helium.com/items/2210946-fundamentalism-religion-christian-right-islam-peace-war-united-states-bush-president-faith?page=2

114. Burns A. and Haberman M. The GOP's Foreign Policy Muddle. 14.09.2012 URL: http://www.politico.com/news/stories/0912/81232.html

115. Carpenter T.G. Policy Analysis. U.S. Aid to Anti-Communist Rebels: The "Reagan Doctrine" and Its Pitfalls. June, 24, 1986. URL: http://www.cato.org/pubs/pas/pa074.html

116. Carson B. Still One Nation Under God. Feb 12, 2014. URL: http://townhall .com/columni sts/drbencarson/2014/02/12/still-one-nation-under-god-n1793430/page/full

117. Coe K., Domke D. The God Strategy: How Religion Became a Political Weapon in America. Oxford, 2008.

118. Finn, N.A. The development of Baptist fundamentalism in the South, 1940 -1980. Wake Forest, North Carolina. Aug, 2007.

119. Gamble R. How Right Was Reagan? May 4, 2009. URL: http://www.theamericanconservative.com/articles/how-right-was-reagan/

120. Goldfinger A. The Puritan Influence. Reprinted from The Gargoyle, January, 1961. URL:

http://www.cooperativeindividualism.org/goldfinger-alexander_puritan-influence-1961.html

121. Halton D. Faith and Politics: The Rise of the Religious Right and Its Impact on American Domestic and Foreign Policy - Part 1. 8-9.03.2007 URL http://www.trinity.utoronto.ca/News_Events/News/halton.htm

122. Hunter J. The Conservative View on Foreign Aid. 24.09.2012 URL: http://www.theamericanconservative.com/articles/the-conservative-view-on-foreign-aid/

123. Jacoby J. Israel's unshakable allies. 25.03.2003 URL: http://www.jeffjacoby.com/7162/israels-unshakable-allies

124. Jerry Falwell, Leading Religious Conservative, Dies. New York Times. May, 15, 2007 URL: http://www.nytimes.com/2007/05/15/obituaries/15cnd-falwell.html?_r=2&hp&oref=slogin

125. Johnston D.M. Jr. Religion, Terror, and Error: U.S. Foreign Policy and the Challenge of Spiritual Enfgagement: U.S. Foreign Policy and the Challenge of Spiritual Engagement. ABC-CLIO, 2011.

126. Koh H.H. On American Exceptionalism. May, 2003 URL: http://web.archive.org/web/20060911215819/http://web.pdx.edu/~kinsella/ps448/koh.ht ml

127. KristolI. The Neoconservative Persuasion. The Weekly Standard. Aug 25, 2003, Vol. 8, No. 47. URL:

http://www.weeklystandard.com/Content/Public/Articles/000/000/003/000tzmlw.asp?pag e=2

128. Kristol W. Kagan R. Toward a Neo-Reaganite Foreign Policy. 1996. URL: http://www.foreignaffairs.com/articles/52239/william-kristol-and-robert-kagan/toward-a-neo-reaganite-foreign-policy

129. Krupey G. "Apocalypsis Culture". URL: http://imperium.lenin.ru/EOWN/eown4/penteholocaust.html

130. Landsberg M. White Working Class: Clinging to Guns, Religion and Romney URL: http://www.latimes.com/news/politics/la-pn-white-working-class-guns-religion-20120920,0,533490.story?track=rss&utm_source=feedburner

&utm_medium=feed&utm_campaign=Feed%3A+latimes%2Fmostviewed+%28L.A.+Ti mes+-+Most+Vi ewed+Stories%29

131. Lipset S. M. American Exceptionalism. A Double Edged Sword. URL: http://www.washingtonpost.com/wp-

srv/style/longterm/books/chap1/ameri canexceptionali sm.htm

132. LaFranchi H. Evangelized Foreign Policy? The Christian Science Monitor, March 2, 2006. URL: http://www.csmonitor.com/2006/0302/p01s01-usfp.html

133. Loconte J. Faith, Doubt, and U.S. Foreign Policy URL http://www.american.com/archive/2010/june-2010/faith-doubt-and-u-s-foreign-policy

134. Marsden L. The Christian Right and US Foreign Policy today. URL: http://www.e-ir.info/2010/04/14/the-christian-right-and-us-foreign-policy-today/

135. Matthews T.L. "The Historical Roots of America's Christian Fundamentalism". 1995. URL: http://liberalslikechrist.org/about/religiouswrong-1.html

136. McElwee S. Five Things Christian Fundamentalists Just Don't Get. June, 8, 2013. URL: http://www.huffingtonpost.com/sean-mcelwee/christian-fundamentalists_b_3708416.html

137. McMahon R. Christian Evangelicals and US foreign policy. August, 23, 2006 URL: http://www.cfr.org/religion-and-politics/christian-evangelicals-us-foreign-policy/p11341

138. Mead W.R. God's Country? Evangelicals and Foreign Policy. September/October 2006. URL: http://www.foreignaffairs.com/articles/61914/walter-russell-mead/gods-country.

139. Merritt J. What is an 'evangelical foreign policy?' Apr 25, 2014. URL: http://jonathanmerritt.religionnews.com/2014/04/25/evangelical-foreign-policy/

140. Nietzschean Christianity, or, an American Foreign-Policy Paradox. URL: http://www.sens-public.org/spip.php?article326&lang=fr

141. Palen M-W. The Ideology that Drives the Republican Party. 25.07.2011 URL: http://www.fpif.org/articles/the_ideology_that_drives_the_republican_party

142. Parmar I., Miller L., LedwidgeM. New Directions in US Foreign Policy. Routledge, 2009.

143. Pomper M.A. The Religious Right's Foreign Policy Revival. May, 9, 1998 URL http://edition.cnn.com/ALLP0LITICS/1998/05/12/cq/religious.right.html

144. Religion and American Foreign Policy: Prophetic, Perilous, Inevitable. February 5, 2003. URL: http://www.pewforum.org/Politics-and-Elections/Religion-and-American-Foreign-Policy-Prophetic-Perilous-Inevitable.aspx

145. Religious, Political and Corporate Fundamentalism in America (updated 10/19/04). URL: http://www.americanfundamentalists.com/movement.html

146. RestadH.E. Old Paradigms in History. Die Hard in Political Science: US Foreign Policy and American Exceptionalism. P. 56. Chicago, 2008.

147. Sikand Y. Christian Fundamentalism, the Global Crusade and Muslims. June, 9, 2008. URL:

http://www.theamericanmuslim.org/tam.php/features/articles/christian_fundamentalism_t he_global_crusade_and_muslims

148. Still One Nation Under God. Dr. Ben Carson | Feb 12, 2014. URL: http://townhall .com/columni sts/drbencarson/2014/02/12/still-one-nation-under-god-n1793430/page/full

149. The New Conservatism and a New World Order. The Reagan Years. 06 April 2008. URL:

http://iipdigital.usembassy.goV/st/english/publication/2008/04/20080407124018eaifas0.4 034998.html#ixzz3A4vgPlp5

150. Toolen T. Christian Right Groups Sway the Congress on Big Issues. May 2011. URL: http://www.thespiritualherald.org/article.php?id=160

151. Utley J.B. Evangelicals, Ron Paul and War. January, 20, 2012 URL: http://www.theamericanconservative.com/evangelicals-ron-paul-and-war/

152. Webb M. On the rise of the radical religious right and the breakdown of democracy in the United States. 2003. URL: http://www.sklatch.net/thoughtlets/pall.html

153. What is an Evangelical? URL: http://www.nae.net/church-and-faith-partners/what-is-an-evangelical

154. Williams D. K. From the pews to the polls: The formation of a southern Christian right. Providence, Rhode Island, May, 2005.

155. Wuthnow R, Evans J.H, eds. The Quiet Hand of God: Faith-Based Activism and the Public Role of Mainline Protestantism. University of California Press. 2002.

156. Yates J. American Evangelicals: The overlooked globalizers and their unintended gospel of modernity. 2002.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.