Категория этничности в творчестве Тони Моррисон: на материале романов "The Bluest Eye", "Song of Solomon", "Beloved" тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 10.02.04, кандидат наук Смирнова, Юлия Валентинвона
- Специальность ВАК РФ10.02.04
- Количество страниц 218
Оглавление диссертации кандидат наук Смирнова, Юлия Валентинвона
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА I КАТЕГОРИЯ ЭТНИЧНОСТИ
1.1. Категория и концепт
1.1.1 Понятие категории
1.1.2 Понятие концепта и разные подходы к его определению
1.1.3 Взаимоотношение категоризации и концептуализации. Соотношение категории и концепта
1.1.4 Методы и принципы описания концептов
1.2. Понятия «этнос», «этничность», «идентичность» и «категория этничности». Теории и концепции. Соотношение понятий «этнос» и «этничность»
1.3. Взаимосвязь языка и культуры. Роль языка в формировании картины мира
1.4. Проблема статуса и теории происхождения языка афроамериканцев
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1
ГЛАВА II. ЭТНИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ АФРОАМЕРИКАНСКОЙ КУЛЬТУРЫ
2.1. Истоки специфики мировидения афроамериканцев
2.2. Фольклорные истоки
2.3. «Двойное сознание» и социальная амбивалентность
2.4. Этнокультурная специфика творчества Тони Моррисон
2.5. Принципы отбора материала
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ II
ГЛАВА III. ЯЗЫКОВЫЕ СРЕДСТВА ПЕРЕДАЧИ ЭТНОКУЛЬТУРНОЙ СПЕЦИФИКИ МИРОВИДЕНИЯ В ТВОРЧЕСТВЕ ТОНИ МОРРИСОН
3.1 Методика исследования
3.2 Концепт <APPEARANCE>
3.2.1 Репрезентация концепта <APPEARANCE>
на структурно-композиционном уровне
3.2.2 Репрезентация концепта <APPEARANCE> на лексическом уровне
3.2.3 Репрезентация концепта <APPEARANCE> на стилистическом
уровне
3.3 Концепт <RELIGION>
3.3.1 Репрезентация концепта <RELIGION>
на структурно-композиционном уровне
3.3.2 Репрезентация концепта <RELIGION> на лексическом уровне
3.3.3 Репрезентация концепта <RELIGION> на стилистическом уровне
3.4 Концепт <LANGUAGE>
3.4.1 Репрезентация концепта <LANGUAGE>
на структурно-композиционном уровне
3.4.2 Репрезентация концепта <LANGUAGE> на фонетическом уровне
3.4.3 Репрезентация концепта <LANGUAGE> на лексическом уровне
3.4.4 Репрезентация концепта <LANGUAGE> на грамматическом уровне
3.5 Концепт <MATERIAL CULTURE>
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ III
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
БИБЛИОГРАФИЯ
СЛОВАРИ И ЭНЦИКЛОПЕДИИ
ИСТОЧНИКИ ФАКТИЧЕСКОГО МАТЕРИАЛА И ПРИНЯТЫЕ СОКРАЩЕНИЯ
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Германские языки», 10.02.04 шифр ВАК
Метафора в индивидуально-авторской картине мира Т. Моррисон2024 год, кандидат наук Брайтлинг Мария Сергеевна
Лингвокультурологическое исследование афро-американского варианта английского языка: На материале романа Тони Моррисон "Возлюбленная"2005 год, кандидат филологических наук Коппард, Маргарита Ринатовна
Паремии как лингвокультурная репрезентация языковой личности: На материале немецкого языка2002 год, кандидат филологических наук Кузьмина, Елена Анатольевна
"Свое" и "Чужое" в когнитивно-дискурсивном пространстве русской фраземики2013 год, доктор филологических наук Лаптева, Мария Леонидовна
Рецепция творчества Тони Моррисон в периодической печати США и России2006 год, кандидат филологических наук Юликова, Мария Александровна
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Категория этничности в творчестве Тони Моррисон: на материале романов "The Bluest Eye", "Song of Solomon", "Beloved"»
ВВЕДЕНИЕ
Настоящее диссертационное исследование посвящено способам реализации категории этничности в афроамериканской литературе на материале романов Тони Моррисон.
В отличие от классических направлений в языкознании когнитивная лингвистика исследует языковые явления с учётом ментальных процессов, протекающих в сознании человека при обработке воспринимаемой информации. Одной из существенных для языкового сознания является категория этничности, которая определяет специфику индивидуальной и групповой идентичности. «Человек относит себя к определённому этносу, и в то же время идентифицирует других людей по признаку этничности» [100, с. 47].
В работе изучается концептуально-языковая картина мира афроамерикан-ского этноса в контексте национальной культуры США. На современном этапе развития общества США, совершенно очевидно, что афроамериканцы в значительной степени сохранили свою идентичность в противовес доминантному мировоззрению, основанному на западноевропейской картине мира, внесли значительный вклад в американскую культуру, несмотря на то, что утратили родные языки и перешли на английский язык общения. Данное обстоятельство свидетельствует о том, что когнитивные модели, формируемые под сильным воздействием этнической культуры (традиций, стереотипов поведения, обычаев, уклада жизни этноса), не только сохраняются вне родного языка, но этот поведенческий компонент этносоциальной идентичности проникает во вновь усваиваемый язык, преобразуя его в самостоятельный этносоциокультурный диалект. В связи с этим, диссертационное исследование выполнено в русле ведущих направлений современной лингвистики - когнитивной лингвистики и лингвокультурологии, которые занимаются изучением связи между языком и мышлением, и через язык и культуру исследуют способы репрезентации знаний о мире в сознании человека, из которых категоризация и концептуализация признаются основополагающими.
Актуальность диссертационного исследования определяется необходимостью изучения процессов языковой и межкультурной коммуникации в многонациональных государствах с целью выявления условий сохранения и причин разрушения этнической идентичности отдельно взятой общности людей. Поскольку специфика культуры складывается на основе понятий, создаваемых коллективным сознанием отдельно взятого этноса, категорию этничности следует признать определяющей для культуры этноса. Актуальность также обусловлена тем, что исследование афроамериканского этнического компонента в литературе США до сих пор не получило должного рассмотрения в науке, особенно отечественной.
Объектом исследования являются тексты произведений Тони Моррисон "The Bluest Eye", "Song of Solomon", "Beloved".
Предметом исследования выступают способы репрезентации категории этничности в данных художественных произведениях.
Цель работы: определение основополагающих концептов в мировидении афроамериканского этноса и исследование их в художественном и языковом пространстве романов Тони Моррисон "The Bluest Eye", "Song of Solomon" и "Beloved".
Для достижения цели необходимо решение ряда задач:
1. Изучить основные теоретические положения когнитивной лингвистики по проблемам процессов категоризации и концептуализации, природе и структуре концептов и определить методику анализа концептов, реализуемых в художественных произведениях Т. Моррисон.
2. Исследовать теории этноса и этничности в современной отечественной и зарубежной парадигме знаний с целью выделения универсального набора этнических признаков, определяющих соответствующие концепты, из которых, в свою очередь, формируется категория этничности.
3. Установить главные особенности афроамериканской литературы и определить языковую специфику объективации этнической картины мира в выбранных художественных произведениях Т. Моррисон.
4. Представить общую характеристику творчества Т. Моррисон в аспекте этнокультурной специфики.
5. Исследовать зависимость стилистических особенностей современной аф-роамериканской литературы от категории этничности.
6. Выявить способы реализации категории этничности в текстах художественных произведений Т. Моррисон "The Bluest Eye", "Song of Solomon", "Beloved".
7. Исследовать репрезентацию выделенных этнокультурных концептов на структурно-композиционном, фонетическом, грамматическом, лексическом и стилистическом уровнях текста.
Научная новизна работы заключается в следующем:
1. В работе представлено лингвокультурологическое обоснование выделения категории этничности, то есть, предлагается исследовать концепты категории этничности как элементы этнической лингвокультуры в их связи с духовными и материальными ценностями, разделяемыми афроамериканцами США;
2. Разработана методика исследования категории этничности на языковом материале романов Тони Моррисон;
3. На основе широкого историко-культурного, литературного и языкового контекстов выявлены условия репрезентации базовых концептов категории этничности в текстах Тони Моррисон, раскрывающих общие закономерности построения авторской концептосферы;
4. Определены способы реализации категории этничности на различных уровнях текстов романов Тони Моррисон.
Теоретическая значимость работы состоит в том, что, во-первых, исследуется зависимость стилистических особенностей современной афроамери-канской литературы от категории этничности; во-вторых, этнический компонент рассматривается как неотъемлемая часть индивидуального стиля Тони Моррисон; в-третьих, вносится вклад в дальнейшую разработку проблем ко-гнитологии, стилистики, семантики, теории текста и лингвокультурологии. Практическая значимость работы состоит в том, что его теоретичес-
кие положения и практические результаты могут быть использованы в вузовской практике, а именно: в курсах стилистики и современной американской литературы, на практических занятиях по интерпретации художественного текста, при написании курсовых и дипломных работ по филологии. На защиту выносятся следующие положения:
1. Категория этничности, представляющая собой совокупность фундаментальных понятий, отражающих специфику индивидуальной и групповой идентичности афроамериканцев в виде совокупности биосоциокультурных отличий, находит отражение на всех уровнях текста в произведениях Т. Моррисон. Когнитивную базу данной категории составляет следующая группа концептов: <АРРЕАКА1ЧСЕ>, <КЕЬЮ1(Ж>, <ЬАШиАОЕ>, <МАТЕМАЬ СиЬТШЕх
2. В основе формирования данной категории находятся инвариантные признаки <СВОИ-ЧУЖИЕ>, которые маркируют репрезентацию концептов категории этничности на всех текстовых уровнях.
3. Этнокультурный компонент концепта <АРРЕАБ1А]ЧСЕ> репрезентирован в романах Т. Моррисон на структурно-композиционном, лексическом и стилистическом уровнях текста. Для портретного описания персонажей-афроамериканцев в романах Т. Моррисон используются средства вербализации (стилистические приёмы) и когнитивные механизмы (метафорическая концептуализация, концептуализация цвета).
4. Этнокультурный компонент концепта <ЯЕЕГС1(Ж> репрезентирован на структурно-композиционном, лексическом и стилистическом уровнях текста. Противопоставление афроамериканских верований доминирующему христианскому мировоззрению проявляется как через прямое наименование понятий, так и переосмысление библейских сюжетов, которые становятся этнокультур-но маркированными.
5. Этнокультурный компонент концепта <ЬАИСиАСЕ> репрезентирован на структурно-композиционном, фонетическом, лексическом и грамматическом уровнях текста. Постоянное чередование нормативного английского языка и афроамериканского этносоциокультурного диалекта в исследуемых произве-
дениях Т. Моррисон символизирует двойственность положения и соответственно двойственность мышления афроамериканцев.
6. Этнокультурный компонент концепта <MATERIAL CULTURE> репрезентирован в текстах романов незначительно, что объясняется: 1) исторической ситуацией, поскольку афроамериканцев насильственно лишали своей культуры и они изначально были погружены в англоамериканскую культуру; 2) авторской интенцией.
Материалом исследования является творчество выдающейся афроаме-риканской писательницы, нобелевского лауреата Тони Моррисон, художественное и языковое пространство её романов - "The Bluest Eye", Song of Solomon" и "Beloved", общим объёмом 850 страниц.
Теоретическую базу исследования составили работы отечественных и зарубежных учёных в области: когнитивной лингвистики (Н.Д. Арутюнова, H.H. Болдырев, А. Вежбицкая, Е.С. Кубрякова, Д.С. Лихачёв, М.В. Никитин, З.Д. Попова, И.А. Стернин, P.M. Фрумкина, Ю.С. Степанов, G.Lakoff); линг-вокультурологии (С.Г. Воркачёв, Г.Г. Слышкин); стилистики и лингвистики текста (И.В. Арнольд, И.Р. Гальперин, Е.А. Гончарова, А.И. Домашнев, H.A. Николина, И.П. Шишкина, И.А. Щирова); в теории этноса (Ю.В. Бромлей, Т.Г. Грушевицкая, Л.Н. Гумилёв, Л.М. Дробижева, А.П. Садохин, Г.Т. Тавадов, В.А. Тишков, С.М. Широкогоров, F. Barth, G. De Vos, E. Erikson и др.); взаимосвязи языка и культуры (В. Гумбольдт, A.A. Потебня, В.Б. Касевич, Т.В. Цивьян); теории происхождения языка афроамериканцев и его статуса (А.Д. Швейцер, J.L. Dillard, L. Green, W. Labov, G. Smitherman, W. A.Stewart, W. A.Wolfram); афроамериканской литературы (A.B. Ващенко, H.A. Высоцкая, Б.А. Гиленсон, С.А. Пухнатая, И.М.Удлер, С.А. Чаковский, B.W. Bell).
Основными методами, используемыми в работе, являются методы когнитивного, лингвостилистического, лексикосемантического, культурологического и литературоведческого анализа.
Апробация работы. Центральные положения отражены в 8 публикациях, раскрывающих основное содержание работы. Материалы и результаты иссле-
дования также обсуждались на конференциях, семинарах и заседаниях кафедры английской филологии РГПУ имени А.И. Герцена (Санкт-Петербург, 20092013), Герценовских чтениях (Санкт-Петербург, 2009-2013), на VI Всероссийской научной конференции «Англистика XXI века» СПбГУ (Санкт-Петербург, 2012).
Структура работы. Диссертация объемом 218 страниц состоит из введения, трёх глав, заключения и библиографии, включающей 215 наименований работ отечественных и зарубежных авторов, списка произведений Тони Морри-сон и принятых сокращений.
Во введении обосновывается актуальность выбранной темы, её научная новизна, формируется цель и задачи исследования, положения, выносимые на защиту, выделяются объект и предмет исследования, перечисляются методы исследования, а также кратко излагается содержание и структура работы.
В первой главе теоретической части данного диссертационного исследования «Категория этничности» освещаются основные подходы к исследованию вопросов категоризации и концептуализации, соотношения понятий категории и концепта, определяется методика анализа концептов, обосновывается выбор материала для проведения анализа, рассматриваются подходы и концепции теории этноса и этничности и соотношение этих понятий. Последние параграфы главы посвящены изучению вопросов взаимосвязи языка и культуры, а также исследованию проблемы статуса и теории происхождения языка афроамериканцев.
Во второй главе «Этнические особенности афроамериканской культуры» рассказывается об особенностях афроамериканской литературы и отражении их в творчестве Тони Моррисон.
В третьей главе «Языковые средства передачи этнокультурной специфики мировидения в творчестве Тони Моррисон» представлены языковые средства передачи национально культурной специфики мировидения в творчестве Тони Моррисон, а также анализ её произведений.
В заключении даётся обзор общего хода исследования, описываются полученные результаты исследования и формулируются выводы.
ГЛАВА I КАТЕГОРИЯ ЭТНИЧНОСТИ 1.1.Категория и концепт 1.1.1 Понятие категории
Способность к классификации явлений действительности и распределению их по группам, разрядам и категориям свидетельствует о том, что при познании мира человек судит о сходстве или различии каких-либо объектов. Процесс категоризации относится к сложным формам абстрактного уровня мышления, посредством которого индивид распознаёт, дифференцирует и классифицирует единицы воспринимаемой им информации.
По мнению Е.С. Кубряковой, «Категоризация - в узком смысле, подведение явления, объекта, процесса под определённую рубрику опыта, категорию и признание его членом этой категории, но в более широком смысле - процесс образования и выделения самих категорий, членения внешнего и внутреннего мира человека сообразно сущностным характеристикам его функционирования и бытия, упорядоченное представление разнообразных явлений через сведение их к меньшему числу разрядов или объединений и т.п., а также результат классификационной деятельности» [63, с. 307].
В философии категории определяют как «наиболее общие фундаментальные понятия, являющиеся формами и устойчивыми организующими принципами мышления» [227]; как предельно общие, фундаментальные понятия, отражающие наиболее существенные закономерные связи и отношения реальной действительности и познания [223]; как фундаментальные понятия, формы мысли, типы связи субъекта и предиката в суждении, устойчивые способы предицирования, существующие в языке, составляющие условия возможности опытного знания и имеющие априорное значение в качестве универсалий и предельные понятия [220].
Впервые учение о категориях систематически изложено в трактатах Аристотеля «Категории», обобщившем попытки предшествующей философской мысли выделить наиболее общие понятия о мире и способах его познания.
Составленная Аристотелем на принципах таксономии таблица включала такие категории как сущность (субстанция), количество, качество, отношение, место, время, положение, состояние, действие и страдание. Аристотель видел в категории общий род высказываний и утверждал, что все категории (качество, количество, действие) - высказывания относительно такого подлежащего, как «сущность» [цит. по 219, с.45].
Высказывания о категориях обычно содержат утверждения двух видов:
- утверждения о том, что некий объект либо является членом данной категории, либо им не является.
- утверждения об отношениях типа «выше-ниже» в классификациях, где уточняется место данной категории в иерархии прочих [123, с. 101].
Выделенный Аристотелем небольшой набор универсальных категорий впоследствии непрерывно расширялся. Особое значение категориям уделяли немецкие философы, прежде всего И. Кант и Г. Гегель, подразделившие аристотелевские категории на разряды и выделившие новые категории. Долгое время идеи немецкой классической философии оставались незыблемыми. Однако в XX веке пришло понимание искусственности и оторванности от реальной жизни этих классических систем категории: «эти системы основываются на нескольких ошибочных предпосылках: существует замкнутый перечень категорий; он не зависит от культуры и не изменяется с нею; система категорий представляет собой не результат анализа реального мышления, а следствие определённых общих философских идей, касающихся реальности и др. В дальнейшем системотворчество в сфере изучения категорий резко пошло на убыль» [227].
Когнитивная наука поставила вопрос о категоризации как вопрос о том, на основании чего классифицирует вещи человек. Этот подход даёт возможность понять, что развитие процесса категоризации и подключение к ней новых её членов происходит благодаря повторению части характеристик, свойственных остальным членам категории.
Основы когнитивного подхода к понятию категоризации были заложены исследователями в рамках прототипического подхода и прототипической семантики, о чём, в частности, пишет Дж. Лакофф (G. Lakoff): «<...> Прото-типический подход к исследованию принципа естественной категоризации начинается с работ Э. Рош (Е. Rosh), которой принадлежит наблюдение и о прототипах как лучших образцах категоризации, и, главное, об уровнях категоризации с выделением базового уровня категоризации как центрального для многих видов когнитивной деятельности уровня» [205]. Э. Рош обратила внимание на два следствия из классической теории:
во-первых, если категория определяется только теми свойствами, которыми обладают все её члены, то не должно быть таких ситуаций, когда один из её членов в большей степени соответствует представлению об этой категории, чем другие;
во-вторых, если категории определяются только теми свойствами, которые внутренне присущи членам, то сами категории должны быть независимы от особенностей строения тех существ, которые осуществляют категоризацию, а именно: они должны быть свободны от влияния нейрофизиологии человека, динамики движений человеческого тела и специфически человеческих способностей к восприятию, к созданию ментальных образов, к обучению и запоминанию, к организации усвоенных фактов и к эффективной коммуникации [66, с. 21].
В работах Э. Рош категорию предлагалось рассматривать как особую структуру, где есть центр и периферия. Центр - это типичные представители данной категории, а чем дальше от центра, тем меньше типичность.
Таким образом, идея «неравноправности» членов одной и той же категории представляется содержательной. «Именно Э. Рош рассматривала категоризацию как одну из наиболее важных проблем познания. Вместе с Каролин Мервис (С. Mervis) и другими своими коллегами Э. Рош сформировала в когнитивной психологии исследовательскую парадигму, в которой анализировались проявления центральности, семейного сходства, категоризации базового
уровня, приоритетности базового уровня, рассуждений по аналогии, а также некоторых типов воплощения <...> [66, с. 31]. Данное обстоятельство позволяет говорить о том, что категория может включать не только однородные, но и разнородные сущности. В рамках данной теории для каждой категории определяется иерархия признаков, максимально полно воплощенная в прототипе и позволяющая описать структуру категории. Прототипическая теория, в отличие от классической, представляет собой экспериментальную гипотезу категоризации.
Человеческое мышление динамично, непрерывно и погружено в реальную жизнь. Обнаружение Э. Рош и её коллегами когнитивных механизмов, осуществляющих классифицирующие операции в сознании человека и обеспечивающие его функционирование в обыденных ситуациях, позволяет говорить о том, что категории как система выводных знаний, адаптируются под определённые ситуации в человеческом социуме. В современной философии сложилась точка зрения, что «система категорий вырастает из глубин культуры конкретной эпохи и определяется культурой как целыми, а не какими-то отдельными областями, например, философией, теологией или наукой. С изменением культуры меняется и соответствующая ей система категорий. Переход от одной исторической эпохи к другой всегда сопровождается настолько радикальным изменением системы категорий, что возникает сомнение в том, что последующая эпоха способна понять предыдущие» [227].
Результатом категоризации как когнитивного процесса является формирование когнитивных классификационных признаков, которые выявляются в группах концептов и обнаруживаются в отдельных концептах. Когнитивные классификационные признаки упорядочивают концепты и их группы в единую концептосферу.
Подытоживая вышесказанное, можно заключить, что:
- образование категорий предопределено онтологически когнитивными механизмами сознания;
- категории подвержены изменениям;
- системы категорий обусловлены историкокультурными факторами;
- являясь наиболее общими понятиями, они разделяются всеми членами социума.
1.1.2 Понятие концепта и разные подходы к его определению
Категоризация происходит посредством концептуализации. Существенную роль в концептуализации действительности играют прагматические факторы, такие как географические условия, этнический состав населения, исторические события, связанные как с заселением региона, так и с последующей его историей, мировоззрением жителей и т.д.
Интерес учёных к процессу концептуализации объясняется ориентацией лингвистики на исследование когнитивного содержания языковых единиц и подтверждается появлением в последнее время большого количества работ по данной проблеме (И.К. Архипов, Н.Д. Арутюнова, М.В. Никитин, Е.С. Кубря-кова, H.H. Болдырев, З.Д. Попова, И.А. Стернин, Ю.С. Степанов, А. Вежбиц-кая, R. Jackendorff, G. Lakoff, Е. Rosh и др.).
В «Кратком словаре когнитивных терминов» даётся следующее определение концептуализации. «Концептуализация - понятийная классификация -один из важнейших процессов познавательной деятельности человека, заключающийся в осмыслении поступающей к нему информации и приводящий к образованию концептов, концептуальных структур и всей концептуальной системы в мозгу (психике) человека» [219, с. 93].
З.Д. Попова, И.А. Стернин утверждают, что концептуализацией является процесс, благодаря которому «сознание человека, выделив в объективной или субъективной (мыслительной) действительности некоторую отдельную область, сферу, осмысляет её, выделяя её отличительные признаки и подводя её под определенный класс явлений» [90, с. 121].
Результатом концептуализации являются концепт, концептуальные признаки, концептуальные структуры и вся концептуальная система. В связи с
этим необходимо обратиться к вопросам определения и содержания концептов, способам их выражения, а также методам и приёмам описания концептов.
В последнее время представлены различные определения концепта, а также исследования, посвящённые анализу имеющихся дефиниций. Большое количество попыток было предпринято систематизировать дефиниции. Например, С.А. Юлтимирова выделяет три основных подхода к пониманию концепта: лингвистический, когнитивный и культурологический.
Лингвистический подход к определению концепта представлен в исследованиях С.А. Аскольдова, Д.С. Лихачёва, В.В. Колесова, В.Н. Телия. Д.С. Лихачёв под концептом понимал «своего рода алгебраическое выражение значения, которым человек оперирует в своей письменной речи» [68, с. 65]. В.Н. Телия считает, что «концепт - это то, что мы знаем об объекте во всей его экстенсии» [112, с. 8]. В целом, представители данного направления понимают концепт как весь потенциал значения слова вместе с его коннотативным элементом [142].
«Приверженцы когнитивного подхода к пониманию сущности концепта относят его к явлениям ментального характера. З.Д. Попова, И.А. Стернин и другие представители воронежской научной школы относят концепт к мыслительным явлениям, определяя его как глобальную мыслительную единицу» [142]. Сторонники этого подхода считают, что концепт не непосредственно возникает из значения слова, а является результатом столкновения значения слова с личным и народным опытом человека, то есть концепт является посредником между словами и действительностью.
Наиболее значительными представителями когнитивного направления в отечественной науке являются М.В. Никитин, Е.С. Кубрякова и H.H. Болдырев, в работах которых подчёркивается первичность ментальных процессов и вторичность языковых. Внутреннее концептуальное знание индивида всегда богаче его языкового выражения [14, с. 23-28].
По мнению С.А. Юлтимировой, представителями третьего подхода являются Ю.С. Степанов и Г.Г. Слышкин, которые при рассмотрении концепта большое внимание уделяют культурологическому аспекту. По их мнению, вся
культура понимается как совокупность концептов и отношений между ними. Концепт трактуется Ю.С. Степановым как «основная ячейка культуры в ментальном мире человека» [224, с. 40].
Г.Г. Слышкин считает, что «концепт - единица, призванная связать воедино научные изыскания в области культуры, сознания и языка, так как он принадлежит сознанию, детерминируется культурой и опредмечивается в языке», его формирование - «процесс редукции результатов опытного, познания действительности до пределов человеческой памяти и соотнесения их с ранее усвоенными культурно-ценностными доминантами <...»> [101, с. 9, 10].
Интересным является также подход С.Г. Воркачёва, который также утверждает: «В лингвистическом понимании концепта наметились три основных подхода.
Во-первых, в самом широком смысле в число концептов включаются лексемы, значения которых составляют содержание национального языкового сознания и формируют «наивную картину мира» носителей языка. Совокупность таких концептов образует концептосферу языка, в которой концентрируется культура нации. В число подобных концептов попадает любая лексическая единица, в значении которой просматривается способ семантического представления» [28, с. 65].
В более узком понимании к числу концептов относят семантические образования, отмеченные «лингвокультурной спецификой и тем или иным образом характеризующие носителей определенной этнокультуры. Совокупность таких концептов не образует концептосферы как некого целостного и структурированного семантического пространства, но занимает в ней определенную часть - концептуальную область» [28, с. 66].
Говоря о таких метафизических концептах как душа, истина, свобода, счастье, любовь и пр., С.Г. Воркачёв утверждает, что они - «ментальные сущности высокой либо предельной степени абстрактности, относятся к «невидимому миру» духовных ценностей, смысл которых может быть явлен лишь через символ-знак, предполагающий использование своего образного предмет-
Похожие диссертационные работы по специальности «Германские языки», 10.02.04 шифр ВАК
Особенности формирования топонимической картины мира: лексико-прагматический и этнокультурный аспекты2009 год, доктор филологических наук Ковлакас, Елена Федоровна
Использование зоонимосодержащих конструкций для описательной характеристики человека в афроамериканской картине мира2022 год, кандидат наук Степанова Валентина Андреевна
Использование зоонимосодержащих конструкций для описательной характеристики людей в афроамериканской картине мира2022 год, кандидат наук Степанова Валентина Андреевна
Этнокультурные основания лексической семантики2006 год, доктор филологических наук Чанышева, Зульфира Закиевна
Концептосфера средневековой монгольской этнонимии2011 год, доктор филологических наук Жамсаранова, Раиса Гандыбаловна
Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Смирнова, Юлия Валентинвона, 2013 год
БИБЛИОГРАФИЯ
1. Агрба, JI.A. Мифосемиотическое пространство романов Тони Моррисон: авто-
реф. дис. ... канд. филол. наук: 10.01.03 / JI.A. Агрба. -М.: 2004. - 19 с.
2. Анастасьев, H.A. Обретение истории/Н.А. Анастасьев// Тони Моррисон. Песнь
Соломона. Перевод с англ. - М.: Прогресс, 1982. - С.5-18.
3. Арнольд, И.В. Стилистика современного английского языка (стилистика деко-
дирования) / И.В. Арнольд. - М.: Просвещение, 1990. - 300 с.
4. Арнольд, И.В. Идентичность петербуржцев / И.В. Арнольд // ЛГОУ. Учёные
записки. Т. IX. Вопросы германской и романской филологии. - СПб., 2003. Вып. 2.-С. 7-13.
5. Аронсон, Э. Общественное животное: Введение в социальную психологию /
Э. Аронсон. - М. : Аспект-Пресс, 1998. - 517с.
6. Арутюнов, С.А. Народы и культуры: развитие и взаимодействие / С.А. Арутю-
нов. - М.: Наука, 1989. - 247 с.
7. Арутюнова, Н.Д. Аномалии и язык (к проблеме языковой «картины
мира») / Н.Д. Арутюнова // Вопросы языкознания. - №3. 1987.- С. 46-51.
8. Архипов, И.К. Язык и языковая личность /И.К. Архипов. - СПб.: Книжный
дом, 2008. - 248 с.
9. Аскольдов, С.А. Концепт и слово/ С.А. Аскольдов// Русская словесность. От
теории словесности к структуре текста. Антология. - М., 1997. - С. 267-279.
10. Базыма, Б.А. Цвет и психика: монография [Электронный ресурс] / Б.А. Ба-зыма. Харьков, 2001. Режим доступа: http://psyfactor.org/lib/colorpsy.htm (дата обращения: 29.03.2013.)
11. Богуславский, В.М. Человек в зеркале русской культуры, литературы и языка / В.М. Богуславский. - М.: Космополис, 1994. - 237 с.
12. Бодалев, A.A. Восприятие и понимание человека человеком / A.A. Бода-лев. - М. : Изд-во МГУ, 1982. - 200 с.
13. Бодуэн Де Куртэне, И. А. Избранные труды по общему языкознанию / И.А. Бодуэн Де Куртене. - М. : Изд-во акад. наук СССР, 1963. - 391 с.
14. Болдырев, H.H. Когнитивная семантика: курс лекций по английской филологии / H.H. Болдырев. - 2-изд. - Тамбов: Изд-во ТГУб, 2001. - 123 с.
15. Болдырев, H.H. Концептуальное пространство когнитивной лингвисти-ки/Н.Н. Болдырев //Вопросы когнитивной лингвистики. - Тамбов: ООО «Российская ассоциация лингвистов-когнитологов». 2004. - №1 - С. 18-36.
16. Болдырев, H.H. О диалектном концепте в когнитивной системе языка / Н. Н. Болдырев, В. Г. Куликов // Известия РАН. Серия литературы и языка. -2006.-Т. 65, №3.-С. 3-13.
17. Бочегова, H.H. Объективация национально-культурного своеобразия в английском языке США : автореф. дис. ...доктора филол. наук: 10.02.04 / H.H. Бочегова. - СПб., 2006. - 37 с.
18. Бромлей, Ю.В. Очерки теории этноса / Ю.В. Бромлей. - М. : Наука, 1983. -412 с.
19. Брысина, Е. В. Этнокультурная идиоматика донского казачества / Е. В. Бры-сина. - Волгоград: Перемена, 2003. - 293 с.
20. Валюкевич, Т.В. Лингвистическая интерпретация концепта внешность в британской картине мира (диахронический аспект) [Электронный ресурс] / Т.В. Валюкевич// Когнитивная лингвистика. - Харьков, 2010. Режим доступа: htlpy/www.nbuv.gov.ua/poit^^ (дата обращения: 29.03.2013.)
21. Ващенко, A.B. Колониальный период: вклад индейской и негритянской культур. На путях к американскому фольклору / A.B. Ващенко // История литературы США. - М.: Наследие, 1997. Т. I. - С. 453-462.
22. Ващенко, A.B. Фольклор афроамериканцев / A.B. Ващенко // История литературы США. - М. : Наследие, 2000. Т. III. - С. 471-490.
23. Ващенко, A.B. Жанр негритянской автобиографии. Возникновение романа/ A.B. Ващенко // История литературы США. - М. : Наследие, 2000. Т. III. -С. 491-512.
24. Ващенко, AB. Литература афроамериканцев в послевоенный период/АЛЗ. Ващен-ко//История литературы США. -М: ИМЛИ РАН, 2003. Т. IV. - 992 с.
25. Вежбицкая, А. Язык. Культура. Познание [Электронный ресурс] / А. Веж-бицкая. - М. : Русские словари, 1996. - С. 231-291. Режим доступа: http://www.philology.ru/linguistics l/wierzbicka-96b.htm (дата обращения: 29.03.2013.)
26. Верещагин, Е.М. Язык и культура. Три лингвострановедческие концепции: лексического фона, речеповеденческих тактик и сапиентемы: монография / Е.М. Верещагин, В.Г. Костомаров. - М. : Индрик, 2005. - 1040 с.
27. Ветхий Завет Исход, глава 8,1 [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.odos.ru/bibl/bible/B_ish8.htm (дата обращения: 29.03.2013.)
28. Воркачёв, С. Г. Лингвокультурология, языковая личность, концепт: становление антропоцентрической парадигмы в языкознании / С.Г. Воркачёв// Фи-лол. науки. - 2001. - № 1. - С. 64-72.
29. Воркачёв, С.Г. Эталонность в сопоставительной семантике / С.Г. Воркачёв // Язык, сознание, коммуникация: сб. статей. - М. : МАКС Пресс, 2003. Вып. 25.-С. 6-15.
30. Высоцкая, H.A. Афроамериканский театр: европейские параллели и влия-ния/Н.А. Высоцкая /Американский характер - М.: Наука, 1995. - С. 174-199.
31. Высоцкая, H.A. Деятельность афроамериканских драматургов в рамках федеральных театров: Социальный протест или игра «двойных смыслов»? [Электронный ресурс] / H.A. Высоцкая //Новый курс Ф. Рузвельта: Значение для США и России: материалы III научной конференции. 1995. Режим доступа: ttp://www.amstud.msu.ru/full_text/texts/conß/l 9_visoc.htm (дата обращения: 29.03.2013.)
32. Гальперин, И.Р. О термине «сленг»/ И.Р. Гальперин //Вопросы языкознания, 1956. №6. - С.107-114.
33. Гердер, И.Г. Органическое строение Африки / И.Г. Гердер //Идеи к философии - истории человечества. - М. : Наука, 1977. - 703 с.
34. Гиленсон, Б.А. История литературы США: учеб. пособие / Б.А. Гиленсон. -М. : Академия, 2003. - 167 с.
35. Голубина, К.В. Когнитивные основания эпитета в художественном тексте (на материале англоязычной художественной прозы): автореф. дис. ...канд. филол. наук: 10.02.04/ К.В. Голубина. - М., 1998. - 25 с.
36. Гумбольдт, В. О различии строения человеческих языков и его влиянии на духовное развитие человечества / В. Гумбольдт // Избр. труды по языкознанию. - М. : Наука, 1984. - С. 36-298.
37. Гумилёв, JI.H. Этносфера: История людей и история природы / JI.H. Гумилёв. - М. : Экопрос 1993. - 544 с.
38. Гуревич, А.Я. Категория средневековой культуры [Электронный ресурс]/ А.Я Гуревич. - М : 1972. - Т. I. - С. 5-138. Режим доступа: http://w ww .philology .ru/literature3/gurevich-72 .htm (дата обращения: 29.03.2013.)
39. Де-Вос (Девос), Дж. Этнический плюрализм: Конфликт и адаптация / Дж. Де-Вос // Личность, культура, этнос: современная психологическая антропология. - М. : 2001. - С. 229-276.
40. Дёгтев, С. В. Концепт слово в истории русского языка/ С.В. Дёгтев, И.И. Макеева И. И. // Язык о языке : сб. статей / под общ. рук. и ред. Н. Д. Арутюновой. - М. : Языки русской культуры, 2000. - С. 63-171.
41. Дзида, Н.Н. Ассиметрия концепта в свете когнитивно-деятельностного подхода в переводоведении (на материале романа М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита» и его переводы на английский язык): автореф. дис. ... канд. филол. наук: 10.02.04/ Н.Н. Дзида. - Тюмень, 2010. - 25 с.
42. Домашнев, А.И. Интерпретация художественного текста/ А.И. Домашнев, И.П. Шишкина, Е.А. Гончарова. - М. : Просвещение, 1989. - 208 с.
43. Дробижева, Л.М. Этнический фактор в жизни российского общества в середине 90-х годов / Л.М. Дробижева // Конфликтная этничность и этнические конфликты: сб. статей / отв. редактор Л.М. Дробижева. - М., 1994. -С. 4-15.
44. Завьялова, М. Л. Новая женская литература чёрной Америки. Несколько общих замечаний. [Электронный ресурс] / М.Л. Завьялова. - СПб., 2004.
Режим доступа: http://www.prof.msu.ru/pub^ook3/zav.htm (дата обращения: 29.03.2013.)
45. Караваева, Т.Л. Особенности языка афроамериканцев: автореф. дис. ... канд. филол наук: 10.02.04 / Т. Л. Караваева. Одесса, 1987. - 14 с.
46. Кара-Мурза, С.Г. Этничность и религия [Электронный ресурс]/ С.Г. Кара-Мурза. Режим доступа: ttp://socioline.ru/pages/sg-kara-murza-etnichnost-i-religiya (дата обращения: 29.03.2013.)
47. Карасик, В.И. Лингвокультурный концепт как единица исследования / В.И. Карасик, Г.Г. Слышкин // Методологические проблемы когнитивной лингвистики. - Воронеж: МИОН, 2001. С. 75-80.
48. Карасик, В.И. Языковой круг: личность, концепты, дискурс / В.И. Карасик. -М. : Гнозис, 2004. - 390 с.
49. Караулов, Ю.Н. Общая и русская идеография/ Ю.Н. Караулов. - М. : Наука,
1976.-355 с.
50. Караулов, Ю. Н. Русский язык и языковая личность / Ю.Н. Караулов. - 2-е изд., стереотип. - М. : Едиториал УРСС, 2002. - 264 с.
51. Каркавина, О.В. Языковая реализация интермедиальных отношений в творчестве Тони Моррисон: автореф. дис. ... канд. филол. наук: 10.02.04 / О.В. Каркавина О.В. - Барнаул, 2011. - 20 с.
52. Кармин, A.C. Культурология / A.C. Кармин. - СПб. : Лань, 2006. - 464с.
53. Касевич, В.Б. Элементы общей лингвистики /В.Б. Касевич. - М. : Наука,
1977. - 177 с.
54. Касевич, В.Б. Буддизм. Картина мира. Язык / В.Б. Касевич. - 2-е изд. - СПб. : Изд-во СПб. ун-та Вост. Фак., 2004. - 281 с.
55. Касевич, В.Б. Язык и культура [Электронный ресурс] / В.Б. Касевич. Режим доступа: files.zipsites.ru/books/audio/Education/Lingvistika/spr0000040.pdf (дата обращения: 29.03.2013.)
56. Кожанов, A.A. Внешность как фактор этнического сопоставления / A.A. Кожанов // Советская этнография. - 1977. - № 3. - С.14-21.
57. Колесов, В.В. Концепт кукльтуры: образ - понятие - символ/ В.В. Колесов // Вестник СПбГУ. Сер.2 - СПб., 1992. Вып. 3., № 16.
58. Коппард, М. Р. Лингвокультурологическое исследование афро-американского варианта английского языка: На материале романа Тони Моррисон «Возлюбленная»: автореф. дис. ... канд. филол. наук: 10.02.04/ М.Р. Коппард. - Уфа, 2005. - 22 с.
59. Кочетова, М.Г. Социокультурная значимость грамматической вариативности: автореф. дис. ... канд. филол. наук/ М. Г. Кочетова.- М., 2001. - 22 с.
60. Кравченко, А.И. Культурология: учеб. пособие / А.И. Кравченко. 4-е изд. -М. : Академический проект. Трикста, 2003. - 496 с.
61. Кубрякова, Е.С. Проблемы представления знаний в современной науке и роль лингвистики в решении этих проблем / Е.С. Кубрякова // Язык и структуры представления знаний: сб. науч.-аналитич. обзоров/ под ред. Е.С. Куб-ряковой, Ф.М. Березиной. - М., 1992. - С. 4-38.
62. Кубрякова, Е.С. Семантика в когнитивной лингвистике. (О концепте контейнера и формах его объективации в языке)/ Е.С. Кубрякова// Известия А.Н. Сер. литературы и языка. 1999. Т. 58, № 6. - С. 3-12.
63. Кубрякова, Е.С. Язык и знание: на пути получения знаний о языке: Части речи с когнитивной точки зрения. Роль языка в познании мира / Е.С. Кубрякова/ РАН. Институт языкознания. - М. : Языки славянской культуры, 2004.
- 560 с.
64. Куценков, П. Зрелищное искусство Африки [Электронный ресурс]/П. Ку-ценков. 2011. Режим доступа: http://artifi.ru/vidy-iskusstva/teatr-vidy-¡8ки85^а/2геП5ЬЬпое-18ки88^о-аМкьЬ1т1 (дата обращения: 29.03.2013.)
65. Лагун, А.Е. Невербальное поведение: к методике использования в социологическом исследовании / А.Е. Лагун // Социологические исследования. 2004.-№2.-С. 115-123.
66. Лакофф, Дж. Женщины, огонь и опасные вещи. Что категории языка говорят нам о мышлении/ Дж. Лакофф. - М. : Языки славянской культуры, 2004.
- 792 с.
67. Левонтина, И.Б. Речь и язык в современном русском языке / И.Б. Левонти-на// Язык о языке: сб. статей / под общ. рук. и ред. Н. Д. Арутюновой. - М.: Языки русской культуры, 2000. - С. 271-289.
68. Лихачёв Д.С. Концептосфера русского языка / Д.С. Лихачёв // Русская словесность. От теории словесности к структуре текста: антология / под общ. ред. В.П. Нерознака - М.: Academia, 1997. - С. 280-287.
69. Лукина, М.М. Технология интервью : учеб. пособие для вузов / М.М. Лукина. - М. : Аспект Пресс, 2003. - 191 с.
70. Магировская, О.В. Репрзентация субъекта познания в языке: монография / О.В. Магировская. - М. - Тамбов: ТГУ, 2008. - 223 с.
71. Макеева, И. И. Языковые концепты в истории русского языка / И.И. Макеева // Язык о языке: сб. статей / под общ. рук. и ред. Н. Д. Арутюновой. - М. : Языки русской культуры, 2000. - С. 63-155.
72. Мак-Кэй, К. Негры в Америке/ К. Мак-Кэй. - М.; Л., 1923. - 73 с.
73. Малерб, М. Религии человечества: пер с фр./ М. Малерб. ред. А.Л. Гуревич.
- М-СПб.: Рудомино : Университетская книга, 1997. - 608 с.
74. Маслова, В.А. Лингвокультурология : уч. пособие для вузов/ В.А. Маслова.
- М.: Academia, 2004. - 208 с.
75. Маслова В. А. Когнитивная лингвистика: уч. пособие / В. А. Маслова. - 2-е изд. - Минск : ТетраСистемс, 2005. - 256 с.
76. Меняйло, В.В. Концепт в культуре и тексте (на материале произведений Дж. Фаулза) В.В. Меняйло // Вестник Ленинградского государственного университета имени A.C. Пушкина. Серия: Филология. 2009. Т. 2. № 5. С. 45-56.
77. Меняйло, В.В. Динамичность авторской картины мира [Электронный ресурс] /В.В.Меняйло. 2010. Режим доступа: ephil-herzen.com/.../uploads/2010/05/sl2.doc (дата обращения: 12.11.2013.)
78. Меняйло, В.В. Изменение ядерной характеристики индивидуально-авторского концепта FREEDOM в романах Дж. Фаулза [Электронный ресурс]/ В.В. Меняйло. 2010. Режим доступа:
http://elibrary.finec.ru/materials_files/322069029.pdf (дата обращения: 12.11.2013.)
79. Моррисон, Т. Интервью [Электронный ресурс]/Т. Моррисон // Salón. - Сот, 02.02.1998. [перевод с англ. ]. Режим доступа: www.noblit.ru (дата обращения: 29.03.2013.)
80. Налчаджян, А.А. Этнопсихология: уч. пособие / А.А. Налчаджян. - 2-е изд. -СПб. : Питер, 2004.-381 с.
81. Никитин, М.В. Развернутые тезисы о концептах / М.В. Никитин //Studia Lingüistica. Когнитивные и коммуникативные функции языка. - СПб. : Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2005. - С. 18-34.
82. Никитина, С. Е. Лингвистика фольклорного социума / С.Е. Никитина// Язык о языке: сб. статей / под общ. рук. и ред. Н. Д. Арутюновой. - М. : Языки русской культуры, 2000. - С. 558-596.
83. Николина, Н.А. Филологический анализ текста: учеб. пособие /Н.А. Нико-лина. - М. : Академия, 2003. - 256 с.
84. Нитобург, Э.Л. Церковь афроамериканцев в США / Э.Л. Нитобург. - М. : Наука, 1995. - 268 с.
85. Нитобург, Э.Л. Афроамериканцы США. XX век: этноисторический очерк/ Э.Л. Нитобург. - М.: Наука, 2009. - 583 с.
86. Общая социология : учеб. пособие / под ред. А.Г. Эфендиева. - М.: ИНФА-М, 2002. - 654 с.
87. Орлова, О.В. Когнитивно-стилистический анализ текстовых концептов в контексте современных лингвоконцептологических исследований / О.В. Ор-лова//Вестник Томского государственного университета. 2009. № 326ю - С. 34-38.
88. Панова, О.Ю. Литература афроамериканцев / О.Ю. Панова // История литературы США.- М.: ИМЛИ РАН, 2009. - T.V. - 992 с.
89. Пименова, М.В. Душа и дух: особенности концептуализации / М.В. Пиме-нова. - Кемерово : ИПК «Графика», Серия «Концептуальные исследования». Вып. 3. 2004, - 385 с.
90. Попова, З.Д. Когнитивная лингвистика / З.Д. Попова, И.А. Стернин. - М.: ACT Восток_Запад, 2010. - 314 с.
91. Попов, C.B. Визуальное наблюдение /C.B. Попов. - СПб. : Речь, 2002.-320 с.
92. Потебня, A.A. Мысль и язык : собр.трудов / A.A. Потебня. - М. : Лабиринт, 1999.-300 с.
93. Пухнатая, С.А. Художественная проза Тони Моррисон (Новые тенденции в современной негритянской литературе США): автореф. дис. ... канд. филол. наук: 10.01.05 / С.А. Пухнатая. - М. : 1991. - 25 с.
94. Ромашко, С. А. «Язык»: структура концепта и возможности развёртывания лингвистических концепций / С.А. Ромашко // Логический анализ языка. Культурные концепты. - М. : Наука, 1991. - С. 161-163.
95. Садохин, А.П. Этнология : учебник для вузов / А.П. Садохин. - М. : Гарда-рики, 2000. - 254 с.
96. Садохин, А.П., Этнология : учебник для вузов / А.П. Садохин, Т.Г. Груше-вицкая. - М. : Академия, 2003. - 320 с.
97. Садохин, А.П. Этнология: учеб. пособие / А.П. Садохин. - 3-е изд., пер.доп. - М. : Альфа-М, ИНФРА-М, 2011. - 352 с.
98. Сергеева, Е.В. Лексическая экспликация концепта «РЕЛИГИЯ» в русском языке /Е.В. Сергеева // Политическая лингвистика. - Выпуск (2) 22. - Екатеринбург, 2007. - С. 151-165.
99. Сироткина, Т.А. Категория этничности в русском языке (на материале этнонимии Пермского края): монография / Т.А. Сироткина. - Пермь: ПГПУ, 2008.-216 с.
100. Сироткина, Т.А. К вопросу о когнитивной категории этничности / Т.А. Сироткина// Вопросы когнитивной лингвистики. - Тамбов: Изд-во ТГУ им. Г.Р. Державина, 2009. № 2 (019). - С. 47-52.
101. Слышкин, Г.Г. От текста к символу: лингвокультурные концепты прецедентных текстов в сознании и дискурсе [Электронный ресурс] / Г. Г. Слышкин. - М. : Academia, 2000. - 128 с. Режим доступа:
htlp://window.edim^ (дата
обращения: 29.03.2013.)
102. Сорокин, Ю.А., Понятие чужой в языковом и культурном контексте/ Ю.А. Сорокин, И.Ю. Марковина //Язык: этнокультурный и прагматический аспекты. 1998. - С. 4-10.
103. Спэнкерен, К. Литература колоний Юга и центральной части континента [Электроннный ресурс]/ К. Ван Спэнкерен/ Краткая история американской литературы : монография. - Вашингтон : Информационное агенство США, 2005 [1996]. - 135 с. Режим доступа: http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/History/spankeren/4.php (дата обращения: 29.03.2013.)
104. Старцева, B.C. Роман Тони Моррисон "Beloved" и традиции афроамерикан-ской женской культуры [Электронный ресурс] /B.C. Старцева// Лггература в контекст1 культури (зб1рка наукових праць).- Черкассы, 2008. - 350 с. Режим доступа: http://www.info-library.com.ua/books-text-10611.html (дата обращения: 29.03.2013.)
105. Староверова, Е.В. Американская литература [Электронный ресурс] / Е.В. Староверова. Режим доступа: http://www.licey.net/lit/american/ind. (дата обращения: 29.03.2013.)
106. Степанов, С.С. Язык внешности / С.С. Степанов. - М. : Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2001.-416 с.
107. Стефаненко, Т. Г. Этнопсихология: учебник для вузов / Т. Г. Стефаненко. -4-е изд., испр. и доп. - М. : Аспект Пресс, 2009. - 368 с.
108. Стулов, Ю.В. «Невольничье повествование» и современный афроамерикан-ский исторический роман/ Ю.В. Стулов // Гуманитарный вектор. Культурология. - Чита, 2010. - №4. - С. 151-159.
109. Таболина, Т.В. Этничность и общество: поиск концептуальных реше-ний/Т.В. Таболина // Этнология в США и Канаде. - М. : Наука, 1989. - С. 148-176.
110. Тавадов, Г.Т. Этнология / Т.Г. Тавадов. - М. : Социально-политический журн.,2003 [1998].-687 с.
111. Тан-Богораз В.Г. USA Люди и нравы Америки/ В.Г. Тан-Богораз. - М. : Либроком, 2011. - 222 с.
112. Телия, В. Н. Русская фразеология. Семантический, прагматический и лингвокультурологический аспекты/ В.Н. Телия. - М. : Языки русской культуры, 1996. - 288 с.
113. Тернбул, K.M. Человек в Африке [Электронный ресурс]/К.М. Тернбул. - М.: Наука, Главная редакция восточной литературы, 1981. Режим доступа: http://historic.ru/books/item/f00/s00/z0000060/st000.shtml (дата обращения: 29.03.2013.)
114. Тишков, В. А. Этничность, национализм и государство в посткоммунистическом обществе /В.А.Тишков //Вопросы социологии, 1993. №1,2, - С. 3-38.
115. Тишков, В. А. Концептуальная эволюция национальной политики в России / В.А. Тишков //Исследования по прикладной и неотложной этнологии. - М. : Наука, 1996.-№ 100. 40 с.
116. Тишков, В.А. Очерки теории и политики этничности в России/ В.А. Тишков. - М. : Институт этнологии и антропологии РАН, 1997. 532 с.
117. Токарев, Г.В. Лингвокультурологическая интерпретация концепта /Г.В. Токарев // Когниция, коммуникация, дискурс. - 2010. № 2. - С. 51-61.
118. Толдис, В.П. Этнокультурная среда - источник этнонационального самосознания / В.П. Толдис // Этничность, культура, менталитет. - Карачаевск, 2000.-С. 61-79.
119. Тлостанова, М.В. Проблема мультикультурализма и литература США конца XX века/ М.В. Тлостанова. - М. : ИМПЛИ РАН, Наследие, 2000. - 400 с.
120. Удлер, И.М. Архетипическое в афро-американском романе второй половины XX века [Электронный ресурс] / И.М. Удлер // Вестник Челябинского университета. Сер. 2. Филология. 2000. №1. - С. 156-164. Режим доступа: www.lib.csu.ru/vch/2/2000_01/015.pdf (дата обращения: 29.03.2013.)
121. Удлер, И.М. Отношение авторов «невольничьих повествований» к письменному слову / И.М. Удлер// Вестник Южно-Уральского государственного университета. Сер. Социально-гуманитарные науки. Выпуск 4. 2005. № 07 (47)-С. 191-195.
122. Удлер, И.М. В рабстве и на свободе: становление и эволюция документально-публицистического жанра «невольничьего повествования» в XVIII-XIX вв. / И.М. Удлер. - Челябинск, 2009. - С. 85-98.
123. Фрумкина, P.M. Психолингвистика / P.M. Фрумкина - М. : Академия, 2001. - 320 с.
124. Фрэзер, Д. Золотая ветвь. Исследование магии и религии [Электронный ресурс]/ Д. Фрэзер. - М.: Политиздат, 1980. Режим доступа: http://psylib.org.ua/books/freze01 (дата обращения: 29.03.2013.)
125. Чагин, Г.Н. Этносы и культуры на стыке Европы и Азии: избр. тр./ Г.Н. Чагин. - Пермь : Изд-во ПТУ, 2002. - 383 с.
126. Чаковский, С.А. Афро-американцы и литература США. / С.А. Чаковский // Проблемы становления американской литературы. - М.: Наука, 1981. - С. 274-295.
127. Чебоксаров, Н.Н. Народы, расы, культуры /Н.Н. Чебоксаров, И.А. Чебокса-рова.-М. : 1985.-272 с.
128. Чуфаровский, Ю.В. Юридическая психология / Ю.В. Чуфаровский. - М. : Проспект, 2009.-480 с.
129. Шафиков, С.Г. Языковые универсалии и проблемы лексической семантики / С. Г. Шафиков; науч. ред. - JI. М. Васильев. - Уфа : М-во общ. и проф. обр-я Р.Ф. Башк. гос. ун-т. 1998. - 251 с.
130. Швейцер, А.Д. Социальная дифференциация английского языка в США/ А.Д. Швейцер. - М. : Наука, 1983. - 215с.
131. Швейцер, А.Д. История американского варианта английского языка: дискуссионные проблемы / А.Д. Швейцер // Вопросы языкознания/ РАН Отделение литературы и языка. - М. : Наука, 1995. - С. 77-91.
132. Широкогоров, С.М. Этнос: Исследование основных принципов изменения этнических и этнографических явлений: монография / С.М. Широкогоров. -Шанхай, Известия Вост. Фак. ГДУ. Вып. XVIII. Т. 1, 1923. - 136 с.
133. Шлихт, Л.Я. Способы формирования негритянского английского США: автореф. дис. ... канд. филол. наук: 10.02.04 / Л. Я. Шлихт- Калинин, 1984. -16 с.
134. Шпажников, Г.А. Религия стран Африки / Г.А. Шпажников. - М. : Наука, 1981.-365 с.
135. Шпет, Г.Г. Психология социального бытия/ Г.Г. Шпет. - М.: Институт практической психологии. - Воронеж: МОДЭК, 1996. - 371 с.
136. Царева, И. Амулеты и талисманы [Электронный ресурс]/ И. Царева, И. Царев, М. Сарычев/ Формула Удачи. Режим доступа: http://www.psichology.vuzlib.netybook_o069_page_10.html (дата обращения: 29.03.2013.)
137. Цивьян, Т.В. Модель мира и её лингвистические основы / Т. В. Цивьян. - 2-е изд., доп. - М. : Эдиториал УРСС, 2005. - 280 с.
138. Щирова, И.А. Многомерность текста: понимание и интерпретация: учеб. пособие/ И.А.Щирова, Е.А.Гончарова. - СПб.: Книжный дом, 2007. - 427 с.
139. Щур, Г.С. О влиянии некоторых фонологических особенностей негритянского английского в Америке на его грамматическую структуру/ Г.С. Щур, Н.В. Сваволя./ Вопросы структуры германских языков. - Омск, вып.2, 1977, - С. 138-146.
140. Эриксен Т.Х. Что такое этничность? [Электронный ресурс] / Т.Х. Эриксен/ Этничность и национализм. 2002, [перевод А. Маклаков, 2006]. Режим доступа: http://dialogs.org.ua/ru/cross/page8768.html (дата обращения: 29.03.2013.)
141. Этнография : учебник / под ред. Ю.В. Бромлея, Г.Е.Маркова. - М.: Высш. Школа, 1982.-320 с.
142. Юлтимирова, С.А. Различные подходы к трактовке термина «концепт». [Электронный ресурс] / С.А. Юлтимирова //Научный потенциал мира. Фи-
дологические науки. 2006. Режим доступа:
http://www.rusnauka.eom/NPM_2006/Philologia/3 Jultimirova.doc.htm (дата обращения: 29.03.2013.)
143. Alexander, A. The Fourth Face: the image of God in Toni Morrison's The Bluest Eye [Electronic resource] / A. Alexander // African American Review, Vol. 32, No. 2. Indiana State University, 1998, - P. 293-303. URL: http://www.thefreelibrary.com/The+fourth+face%3a-i-the+image-i-of+God+in+To ni+Morrison's+'The+Bluest+Eye.'a021059958 (accessed: 29.03.2013.)
144. Alleyne, M.C. Comparative Afro-American - A Historical-Comparative Study of English-Based Afro-American Dialects of the New World / M. C. Alleyne. -Karoma, 1980. - 253 p.
145. Aptheker, H. The American Revolution, 1763-1783 / H. Aptheker. - N.Y. : International Publishers, 1960. - 208 p.
146. Baker, Jr. J. F. The Washingtons of Wessyngton Plantation : Stories of My Family's Journey to Freedom / John F. Baker Jr. - NY.: Atria Books, 2009. - 432 p.
147. Barth, F. Enduring and Emerging Issues in the Analysis of Ethnicity/ F. Barth// The Anthropology of Ethnicity. Beyond "Ethnic Groups and Boundaries"/ ed. H. Vermeulen, C. Govers. - Amsterdam: Het Spinhuis, 1994. - P. 11-32.
148. Beiley, B.L. Toward a New Perspective in Negro English Dialectology - American Speech / B. Baily, 1965. Vol 40. - P.171-177.
149. Bell, B. W. The Afro-American Novel and Its Tradition [Electronic resource]/ B.W. Bell. - Amherst, MA: University of Massachusetts Press, 1987. - 448 p. URL: www.questia.com/MP.qst?a=o&d=51910331 (accessed: 29.03.2013.)
150. Berry, J. W. Cross-cultural psychology: Research and applications / J.W. Berry, Y.H. Poortinga, M. H. Segal, P.R. Dasen. 2-nd edition. - NY. : Cambridhe University Press, 2002. - 611 p.
151. Bertram, D. Ashe. "Why don't he like my hair?" : constructing African-American Standards of Beauty in Toni Morrison's "Song of Solomon" <...> African American Review. 29.n 4. 1995: 579 (12)/ [Electronic resource] / A.D. Bertram. URL:
http://livingston.schoolwires.com/139620929192030233/lib/13962092919203023 3/citations_from_InfoTrac.html (accessed: 29.03.2013.)
152. Bjork, Patrick Bryce The novels of Toni Morrison. In Search for Self and Place within the Community / P.B. Bjork. - N.Y. : Peter Lang, 1994 [1992]. - 172 p.
153. Bring, M. Racism Within African American Communities in Toni Morrison's The Bluest Eye and Paradise [Electronic resource]/ M. Bring. Lulba University of Technology, 2004. URL: http://epubl.ltu.se/1402-1773/2005/036/LTU-CUPP-05036-SE.pdf (accessed: 29.03.2013.)
154. Brown, K. T. Consequences of Skin Tone Bias for African Americans [Electronic resource] / K.T. Brown. URL: www.research.yaaams.org/images/skintonebias.pdf (accessed: 29.03.2013.)
155. Campbell, J. In The Power of Myth/ J. Campbell, B. Moyers, [ed. Betty Sue Flowers]. - N.Y. : Anchor Books, 1991.-236 p.
156. Carolyn L White Artifacts and Personal Identity [Electronic resource] / L. Carolyn, M C. Beaudry URL: httpV/www.acaderma.ed^ (accessed: 29.03.2013.)
157. Charbonnier G. Entretiens avec Levi-Strauss / G. Charbonnier. - Paris : Union Generale d'Editions, 1961. - 188 p.
158. Christian B. The Contemporary Fables of Toni Morrison/ B. Christian // Black Women Novelists: The Development of a Tradition. - L.: Greenwood Press, 1980.-P. 137.
159. Ciaerbaut, D. Black Jargon in White America / D. Clauerbaut. - Mich. : Eerd-mans, 1972. - 89 p.
160. Coste, Ph. Toni Morrison: "En France, on ne m'aurait jamais donné un job" [Electronic resource]/ Ph. Coste. - 2009. URL: http://noblit.ru/content/view/679/33 (accessed: 29.03.2013.)
161. Dillard, J. L. Black English: Its History and Usage in the United States / J.L. Dillard. - N.Y. : Random House, 1972. - 361 p.
162. Dillard, J.L. Black English / J.L.Dillard. - N.Y.: Taylor & Francis, 1975. - 361 p.
163. Dillard, J.L. Lexicon of Black English/J.L. Dillard. - N.Y. : Seabury Press. 1977. - 199 p.
164. Dittmar, L. Will the circle be unbroken? The Politics of Form in The Bluest Eye / L. Dittmar. NOVEL: A Forum on Fiction, Vol. 23, No. 2. 1990. - P 137-155.
165. Du Bois, W.E.B. The Souls of Black Folk / W.E.B. Du Bois. - N.Y. : Penguin Books, 1989. - 248 p.
166. Durkheim, E. The Elementary Forms of the Religious Life / E.Durkheim. [translated from French by J. W. Swain M.A.]. - London: George Allen & Unwin Ltd, 1915.-456 p.
167. Edelberg, D. C. "Morrison's Voices: Formal Education, the Work Ethic, and the Bible." / D. C. Edelberg// American Literature, Duke University Press, 1986.
168. Erikson, E. Insight and Responsibility / E.Erikson. - N.Y.: Norton, 1964. -320 p.
169. Erikson, E. Psychological Identity/ E. Erickson //A Way of Looking at Things. Selected Papers/Edited by S. Schlein. - N.Y. : Norton & Company, 1995. - P. 675-679.
170. Foreman P. G. Past-On Stories: History and the Magically Real, Morrison and Allende on Call / P.G. Foreman // Magical Realism: Theory, History, Community. - Durham: Duke University Press, 1995. - P. 285-304.
171. Fromkin V. An introduction to language / V. Fromkin, R. Rodman. - N.Y. : Har-court Brace College, 1998. - P. 253-314.
172. Fulton, L.M. An Unblinking Gaze. Readerly Response-ability and Racial Reconstruction in T. Morrison's The Bluest Eye and Beloved [Electronic resource]/L. M. Fulton. B.A. (Hons.), Simon Fraser University, 1994. - Wilfrid Laurier University, 1997. URL: http://scholars.wlu.ca/cgi/viewcontent.cgi?article=1003 &context=etd (accessed: 29.03.2013.)
173. Furman, Jan. Toni Morrison's Fiction / J.Furman. - Columbia: University of South Carolina Press, 1996. - 123 p.
174. Gibson, D. B. "Text and Countertext in T. Morrison's The Bluest Eye" /D. B. Gibson / LIT: Literature, Interpretation, Theory. Vol. 1, № 1-2, 1989. - P. 19-32.
175. Green, L. J. African American English. A linguistic Introduction / L.J. Green. -Cambridge : Cambridge University Press, 2002. - 285 p.
176. Harrison J. A. Negro English - In Perspectives of Black English/ J A.Harrison. Ed. by J.L. Dillard. The Hague: Mouton and Company, 1975. - P. 143-195.
177. Humphrey-Smith, C.R. Origins of the Breedlove Name [Electronic resource] / C.R. Humphry-Smith // History of the Breedlove Family. Freepages Geneology Directory/Index; B., [Phil Breedlove] 2000. URL: http://freepages.genealogy.rootsweb.ancestry.com/~breedlove/origins.html (accessed: 29.03.2013.)
178. Jackendorff, R. Semantics and cognition/ R Jackendorf. - Cambridge: Cambridge University Press, 1993.-221 p.
179. Jackson, R. Ethnicity In Social Science Concepts: A systematic analysis /R. Jackson. Ed. by G. Sartory. - Beverly Hills, 1984. - 281 p.
180. June, P. B. The Fragmented Female Body and Identity: The Postmodern, Feminist and Multiethnic Writings of Toni Morrison, Theresa Hak Kyung Cha, Phyllis Alesia Perry, Gayl Jones, Emma Perez, Paula Gunn Allen, and Kathy Acker / P. June. - N.Y.: Peter Lang Publishing, - Vol. 56. 2010.- 157 p.
181. Juupaluoma, R. African American Vernacular English in Toni Morrison's Novel Song of Solomon [Electronic resource] /R. Juupaluoma.- Department of Translation Studies, University of Tampere, 2010. URL: http://www.uta.fi/FAST/USl/P2/rj-aave.html (accessed: 29.03.2013.)
182. Kolmerten, C.A. Unflinching Gaze: Morrison and Faulkner Re-Envisioned / C.A. Kolmerten, S. M. Ross, J. B. Wittenberg. University Press of Mississippi, 1997. -248 p.
183. Kurin, R. Folklife in Contemporary Multicultural Society. Manuscript Text of the Presentation at the International Unesco Symposium "Folklife in Contemporary Life"/ R. Kurin. - Kiev, Ukraine, 1990.
184. Labov, W. Language in the Inner City: Studies in Black English Vernacular / W. Lavov. - Philadelphia: University of Pennsylvania Press, 1973 [1972] - 440 p.
185. Labov, W. Varieties of Present-Day English / W. Labov. - N.Y. : Macmillan, 1973.-P 274-291.
186. Labov, W. The Social Stratification of English in New York City / W. Labov. 2nd edition. - Cambridge: Cambridge University Press, 2006 [1966]. - 485 p.
187. Lakoff, G. Metaphors we live by / G. Lakoff., M. Johnson. - Chicago: The University of Chicago Press, 1980. - 237 p.
188. Levine, L.W. Black Culture And Black Consciousness: Afro-American Folk Thought from Slavery to Freedom / L.W. Levine. - N.Y.: Oxford University Press, 1977. - 544 p.
189. Lewis, L. "Sometimes good looks like evil and evil looks like good" The 'monstrous potential of love'. Moral ambiguity in Toni Morrison's Beloved and Jazz [Electronic resource]/ L. Lewis. 2001. URL: http://www.Literature-studyonline.com/essays/toni_morrison.html (accessed: 29.03.2013.)
190. Marks, K. Toni Morrison's Beloved and the apotropaic imagination / K. Marks. -Columbia: University of Missouri Press, 2002. - 162 p.
191. McDavid, R. Varieties of American English / R. McDavid. - Stanford : Stanford University Press, 1980. - 383 p.
192. Middleton, David L. Toni Morrison's Fiction: Contemporary Criticism / D. L. Middleton. - N.Y.: Garland, 1997. - 323 p.
193. Morrison, T. "The Art of Fiction CXXXIV." / T. Morrison. The Paris Review. 128, 1993.
194. Mufwene, S. S.Some sociohistorical inferences about the development of African American English / S.S. Mufwene, in Shana Poplack (ed.), 2000. - P. 233-263.
195. Myrdal, G. An American Dilemma. The Negro Problem in Modern Democracy / G. Myrdal. - N.Y.: Harper, 1944. Vol.1. - 133 p.
196. Ojo, G.J. Afolabi. Yoruba Culture: A Geographic Analysis / G.J. A. Ojo. - London, Nigeria: University of Ife and University of London Press, 1966. - 303 p.
197. Page, Ph. Dangerous Freedom: Fusion and Fragmentation in Toni Morrison's Novels / Ph. Page. - MS : University Press of Mississippi, 1995. - 231 p.
198. Park, R.E. The Conflict and Fusion of Cultures With Special Reference to the Negro [Electronic resource] / R. E. Park //The Journal of Negro History. Vol.4 №
2. 1919. - P. 111-133. URL: http://www.green-ebook-shop.com/ebooks/2/1/0/9/21093/21093.html#No2_a 1 (accessed: 29.03.2013.)
199. Pereira, M. W. "Periodizing Toni Morrison's Work from The Bluest Eye to Jazz: The Importance of Tar Baby" [Electronic resource]/ M. W. Pereira. URL: http://lion.chadwyck.co.uk/ (accessed: 29.03.2013.)
200. Phinney, J. S. Ethnic identity in adolescents and adults: Review of research / J.S. Phinney // Psychological Bulletin. 1990. Vol. 108. - P. 499-514.
201. Poplack, Sh. The English History of African American English / Sh. Poplack. -Maiden, Massachusetts : Blackwell Publishers Inc., 2000. - 298 p.
202. Raboteau, A.J. Slave Religion: The "Invisible Institution" in the Antebellum South/ A. J. Rabotau. - N.Y.: Oxford University Press, 1978. - 382 p.
203. Rickford, J. R. African American Vernacular English: features, evolution, education implications / J.R. Rickford. - 1-st edition. - Maiden, Massachuseytts: Blackwell Publishers Inc., 1999. - 428 p.
204. Romanucci-Ross L. Ethnic Identity: A psichocultural Perspective / L. Romanucci-Ross, De Vos G. / Ethnic Identity: Creation, Conflict and Accommodation. - L. : Altamira Press, 1995. - 384 p.
205. Rosch, E. Cognition and Categorization / E. Rosh. - University of California, Berkeley, Lawrence Erlbaum Associates, Publishers, Hillsdale, New Jersey, 1978. - P. 27-47.
206. Schwartz, L. Toni Morrison and William Faulkner: The Necessity of a Great American Novelist [Electronic resource]/ L. Schwartz// Cultural Logic: An Electronic Journal of Marxist Theory and Practice; [editors: Rich Gibson, E. Wayne Ross]. Vol. 5, 2002. URL: http://clogic.eserver.org/2002/schwartz.html (accessed: 29.03.2013.)
207. Smitherman, G. Talkin and Testifying: The Language of Black America / G. Smitherman - Boston: Houghton Mifflin, 1977. - 291 p.
208. Stewart, W.A. Continuity and Change in American Negro Dialects/ W.A. Stewart. Contemporary English. - Ed. by D.L. Shores. - Phil., 1971. - P. 92-106.
209. Sugiharti, E. Racialized beauty: Toni Morrison's The Bluest Eye [Electronic resource]/ E. Sugiharti. Counterpoints Conference of Fliders University, Vol.1, №1. - Adelaide, South Australia, 2001. URL: http://ehlt.flinders.edu.au/projects/counteфoints/PDF/A14.pdf (accessed: 29.03.2013.)
210. Taylor, P. C. Malcom's Conk and Danto's Colors; or, Four Logical Petitions Concerning Race, Beauty and Aesthetics [Electronic resource]/ P. C. Taylor // The Journal of Aesthetics and Art Criticism, Vol. 57, №. 1. 1999. - P. 16-20. URL: http://www.jstor.org/pss/432060 (accessed: 29.03.2013.)
211. Van den Berghe, P.L. The Ethnic Phenomenon/ P.L. Van den Berghe. - N.Y., 1981.-318 c.
212. Vergote, A. Religion, belief and unbelief: a psychological study /А. Vergote, Rodopi B.V. Editions/ Leuven University Press, 1996 [1997]. - 400 p.
213. Weinstein, Ph. Faulkner 101: Toni Morrison and William Faulkner. Meditating on Race in America [Electronic resource]/ Ph. Weinstein. 2006. URL: http://www.oprah.com/oprahsbookclub/Faulkner-101 -Toni-Morrison -and-William-Faulkner (accessed: 29.03.2013.)
214. Wolfram, W. A. Sociolinguistic Description of Detroit Negro Speech / W. A. Wolfram. - Washington: DC: Center for Applied Linguistics, 1969. - 237 p.
215. Wolfram, W. A. Black-White Speech Relationships / W.A. Wolfem - Washington: DC: Center for Applied Linguistics, 1971. - 161 p.
СЛОВАРИ И ЭНЦИКЛОПЕДИИ
216. Ахманова, О.С. Словарь лингвистических терминов: около 7000 терминов / О.С. Ахманова. - 2-е изд. стер., - М.: Советская энциклопедия, 1996. - 608 с.
217. Жеребило, Т.В. Словарь лингвистических терминов. / Т.В. Жеребило. - 5 изд., испр. и доп. - Назрань: ООО «Пилигрим», 2010. - 486 с
218. Кононенко Б.И. Большой толковый словарь по культурологии [Электронный ресурс]/ Б.И. Кононенко. - М. : Вече, 2003. - 512 с. Режим доступа: http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_culture/1898 (дата обращения: 29.03.2013.)
219. Краткий словарь когнитивных терминов// Е.С. Кубрякова, В.З. Демьянков, Ю.Г. Панкрац, Л.Г Лузина. - М.: МГУ, 1996 - 245 с.
220. Новая философская энциклопедия в 4 т. /под ред. B.C. Стешина. М.: Мысль, 2001.
221. Религиозный словарь [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://slovari-опНпе.ги/шогсУрелигиозный-словарь/трикстер.Мт (дата обращения: 29.03.2013.)
222. Словарь символов [Электронный ресурс]// Энциклопедии и словари, 20092013. Режим доступа: http://enc-dic.com/symbol/Kamen-299.html (дата обращения: 29.03.2013.)
223. Спиркин, А.Г., Ярошевский М.Г. Категории// Философский энциклопедический словарь. - М. : Советская энциклопедия, 1983. - 251 с.
224. Степанов, Ю. С. Константы: Словарь русской культуры / Ю.С. Степанов. -3-е изд. -М. : Академический проект, 1997. - 991 с.
225. Тишков, В.А. Народы и религии мира: энциклопедия/ гл. ред. В.А. Тишков, Редкол.: О.Ю. Артёмова, С.А. Арутюнов, А.Н. Кожановский и др. - М.: Большая Российская энциклопедия, 1999. - 928 с.
226. Тишков, В.А. Этничность [Электронный ресурс]/ В.А. Тишков//Новая философская энциклопедия: в 4 т./ Ин-т философии РАН; Нац. общест. науч. фонд; Преде, научно-ред. Совета B.C. Стернин. - М.: Мысль, 2000-2001. Режим доступа: http:iph.ras.ru/elib/3585.html (дата обращения: 29.03.2013.)
227. Философия: энциклопедический словарь. - М.: Гардарики. Под ред. A.A. Ивина, 2004. - 1072 с.
228. Baer, Н. A., African American Religious Experience [Electronic resource]/ H.A. Baer//Encyclopedia of Religion and Society. URL: http://hirr.hartsem.edu/ency/african.htm (accessed: 29.03.2013.)
229. Britannica Online Encyclopedia [Electronic resource]. URL: http://www.britannica.com (accessed: 29.03.2013.)
230. Cambridge Dictionaries Online [Electronic resource]. URL: http://dictionary.cambridge.org./american_english (accessed: 29.03.2013.)
231. Chambers 21st Century Dictionary, (C21CD) editor in Chief Mairy Robinson, senior editor George Davidson, An imprint of Chambers Harrap Publishers Ltd, 2000, - 1654 p.
232. Common Errors in English Usage: The Book, William, James & Company; 2-nd Edition, 2008. - 304 p.
233. Crystal, D. The Cambridge Encyclopedia of the English Language/ D. Crystal, -Cambridge : Cambridge University Press, 2003. - 504 p.
234. Dictionary.com [Electronic resource]/ Based on the Random House Unabridged Dictionary, Random House, Inc., 2011. URL: http://m.dictionary.com/d/?q=material%20culture. (accessed: 29.03.2013.)
235. Encyclopedia of Southern Culture, [edited by Ch. R. Wilson, W. Ferris, A. J. Adadie], - The University of North Carolina Press. 1989. - 1656 p.
236. Encyclopedia of World Biography [Electronic resource]. URL: http://www.notablebiographies.com/Mo-Ni/Morrison-Toni.html (accessed: 29.03.2013.)
237. Major, C. Juba to Jive: The Dictionary of African-American Slang / C. Major. -1-st dition -N.Y.: Penguin Books, 1994. - 548 p.
238. Merriam-Webster [Electronic resource]. URL: www.merriam-webster.com (accessed: 29.03.2013.)
239. Online Etymology Dictionary [Electronic resource]/ Douglas Harper, 2001-2012. URL: http://www.etymonline.com (accessed: 29.03.2013.)
240. Oxford American English Dictionaries Online [Electronic resource]/ Oxford University Press, 2013. URL: http://oxforddictionaries.com/definition /english/american_english. (accessed: 29.03.2013.)
241. The American Heritage of the English Language [Electronic resource]/Houghton Mifflin Harcourt. URL: http://ahdictionary.com (accessed: 29.03.2013.)
242. The International Standard Bible Encyclopedia Online [Electronic resource] / Edited by James Orr, Wm. B. Eerdmans Publishing Co., 1939 [2011]. URL: /www.internationalstandardbible.com (accessed: 29.03.2013.)
243. The translation workplace [Electronic resourceJ/Терминология / ebonies [запись Robert Donahue]. 2005. URL: http://rus.proz.com/kudoz/english_to_russian/linguistics/982565-ebonics.html (accessed: 29.03.2013.)
ИСТОЧНИКИ ФАКТИЧЕСКОГО МАТЕРИАЛА И ПРИНЯТЫЕ СОКРАЩЕНИЯ
244. Morrison, Toni. Beloved / Т. Morrison. - N.Y. : A Plume Book, New American Library, Published by Penguin Books Canada Limited, Markham, Ontario, 1988, - 275 p. (B)
245. Morrison, Toni. Song of Solomon/ T.Morrison. - N.Y.: Random House Inc., 1995. - 363 p. (SoS)
246. Morrison, Toni. The Bluest Eye/ T. Morrison. - London : Vintage Books 1999, -212 p. (TBE)
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.