Катарсис как социально-эстетический феномен: социально-философский аспект тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 09.00.11, кандидат философских наук Бугарчева, Евгения Алексеевна

  • Бугарчева, Евгения Алексеевна
  • кандидат философских науккандидат философских наук
  • 2009, Казань
  • Специальность ВАК РФ09.00.11
  • Количество страниц 168
Бугарчева, Евгения Алексеевна. Катарсис как социально-эстетический феномен: социально-философский аспект: дис. кандидат философских наук: 09.00.11 - Социальная философия. Казань. 2009. 168 с.

Оглавление диссертации кандидат философских наук Бугарчева, Евгения Алексеевна

Введение

Содержание

I глава. Теоретические и социально-культурные предпосылки социально-философского анализа катарсиса

I. 1. Феномен и понятие катарсиса в истории философской мысли 17 I. 1. 1. Тема катарсиса в античной философии и эстетике

I. 1. 2. Судьба категории «катарсис» в традиции западноевропейской философии: от Средневековья к Новому времени

I. 1. 3. Диссонанс человека как условие катарсиса (неклассическая и постнеклассическая философия о природе катарсиса)

I. 2. Социально-катарсические практики в истории западноевропейской культуры

I. 2. 1. Практики катарсиса в традиционном обществе: древнегреческий театр и средневековый карнавал

I. 2. 2. Катарсические практики в культуре модерна и постмодерна

II глава. Катарсис как общественное отношение

II. 1. Эстетическая форма существования катарсиса: катарсис и время 78 II. 2. Онтология катарсиса: катарсис как интуиция бытия

II. 3. Общественная сущность художественного произведения - источник социальных потенций катарсиса

II. 4. Катарсическое переживание в динамике становления личности 101 II. 5. Катарсис: пути вхождения в социальное

II. 6. Катарсис как личностная форма общественных отношений в современном мире

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Социальная философия», 09.00.11 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Катарсис как социально-эстетический феномен: социально-философский аспект»

Актуальность проблемы. Актуальность исследования социальных характеристик феномена катарсиса обусловлена целым рядом обстоятельств. Во-первых, в современной культуре ощущается заметное взаимное влияние социальных и эстетических начал. Сама культура создается по законам художественного произведения1, наряду с научной строится художественно-эстетическая картина мира. Социальная значимость эстетических феноменов в настоящее время возрастает, обнаруживаются их черты, необходимые для оптимизации процессов становления современного человека. Не является исключением и феномен катарсиса как высшего типа эстетической реакции. Традиционно толковавшийся в классической теории как чисто эстетический феномен сегодня катарсис обретает социальные характеристики. В этой связи возникают вопросы о судьбе катарсиса как закона художественной деятельности и о его социальном измерении.

Во-вторых, актуальность проблемы обусловлена сложностью поиска современным человеком новых форм своей субъектности в обстоятельствах сужения возможности быть активным субъектом познания и преобразования социальной реальности. Сегодня на первый план выходят мотивы не столько переделывания, сколько понимания жизни. В рамках художественно-эстетической картины мира человек пытается строить свою жизнь, используя опыт искусства. В то же время способность воспринимать мир в эстетических категориях, говоря словами Ницше, спасает человека для жизни. В данной ситуации сама способность испытывать высшие эстетические чувства, уже несет в себе глубокий социальный смысл. Этот смысл углубляется еще и за счет того, что катарсис как высший тип эстетической реакции осуществляет деконструкцию внутреннего мира человека, обеспечивая его сложность и динамичность. Катарсическое переживание вызывает определенную внутреннюю работу в человеке,

1 Библср B.C. Культура. Диалог культур // Вопросы философии. — 1989. — № 6. — С. 31-42. побуждает его подняться над собой и, возможно, отказаться от привычных способов понимания и действия.

В то же время в современном искусстве существуют целые направления, не ставящие перед собой задачу вызвать катарсический эффект, поскольку зрителя, читателя или слушателя художественное произведение нередко выталкивает в «дегуманизированную» (X. Ортега-и-Гассет) реальность, потерявшую человеческую соразмерность. Художественные произведения в таком случае вызывают негативные чувства отвращения, неудовлетворенности, которые заставляют человека искать выход, напряженно размышлять, что-то отвергать в себе и на что-то решаться. Возникает вопрос о возможности и уместности катарсиса в данной ситуации.

Кроме того, теоретики «негативной эстетики» усматривают в катарсической реакции опасность прекращения душевной работы человека над собой и, как следствия, самоуспокоения. По этой причине современная эстетика нередко отказывается от категории «катарсис». Следовательно, в какой-то мере можно говорить о сужении художественной сферы действия катарсического механизма. Катарсис в настоящее время далеко не всегда служит эстетическому наслаждению, но в гораздо большей степени — активизации определенных социальных характеристик человека. В этой связи исследуемый феномен, обретающий сегодня социальные характеристики, существенно расширяет практические возможности своего участия в жизни человека.

В определенном смысле можно сказать, что катарсис становится социальным феноменом, проникает из эстетической в социальную реальность, превращается в способ социальной адаптации человека к особым культурным реалиям «индивидуализированного общества» (3. Бауман).

Степень изученности- проблемы. Первое упоминание о катарсисе можно найти еще у досократиков, например, пифагорейцев. Наиболее известной трактовкой катарсиса в Античности является аристотелевская. Тем не менее у самого Аристотеля катарсису не уделено столько внимания, чтобы можно было сказать, что для него это категория центральная или одна из центральных. В Средневековье категория «катарсис» вовсе уходит на второй план и практически никем не осмысливается. Действительный интерес к ней заново возникает в эпоху Возрождения. Теоретические концепции катарсиса появляются лишь у мыслителей Нового времени - Лессинга и Корнеля.

В литературе часто указывается, что на сегодня существует целый пласт работ, посвященных катарсису. Например, об этом пишет В.П. Шестаков1. Однако стоит заметить, что вся эта литература — иностранная . На русском языке нам известна лишь одна монография, посвященная проблеме катарсиса, — сборник статей ученых Российского института культурологии «Катарсис: метаморфозы трагического сознания» . Данную работу можно назвать энциклопедией теорий и интерпретаций феномена катарсиса в современном мире. Однако, как и указано в названии работы, речь в ней идет лишь о судьбе трагического катарсиса. Социальные эффекты катарсиса комического, а также катарсиса прекрасного практически не освещаются в данной монографии. Эта работа будто подводит итог развития уходящей культуры XX века и, несмотря на обилие отсылок к теме социальных возможностей катарсиса, понимает его прежде всего как феномен, привязанный к художественному произведению.

Обычно в монографиях и учебных пособиях катарсису посвящены лишь отдельные параграфы или разделы (В.П. Шестаков, А.Ф. Лосев «История эстетических категорий»4, В.В. Бычков «Эстетика» (учебник)5,

1 Шестаков В.П. Катарсис: от Аристотеля до хард-рока // Катарсис: метаморфозы трагического сознания. -СПб.: Алетейя, 2007. - С. 8-27.

2 «О природе аристотелевского катарсиса существует довольно обильная литература — Bock C.W. Katharsis. Utrecht, 1957; Bremer J.M. Hamartia, Tragic Error in Poetic of Aristotle and in Greek Tragedy. Amsterdam, 1969; Papanouthsos E. La Catharsis d'aprk Aristote. Athens, 1953.» (Шестаков В.П. Катарсис: от Аристотеля до хард-рока // Катарсис: метаморфозы трагического сознания. - СПб.: Алетейя, 2007. - С. 11.)

3 Катарсис: метаморфозы трагического сознания. — СПб.: Апетейя, 2007. — 384 с.

4 Лосев А.Ф., Шестаков В.П. История эстетических категорий. — М.: Искусство, 1965. — 374 с.

5 Бычков В.В. Эстетика. - M.: Гардарики, 2004. - 556 с.

1 ^ «История эстетической мысли» , Г. Лукач «Своеобразие эстетического»",

-J

Н.Б. Маньковская «Эстетика постмодернизма» ).

Для данного исследования особо важными оказались работы отечественных авторов, рассматривавших различные социальные аспекты катарсиса. Вяч. Иванов говорит о возникновении катарсиса из дионисических мистерий, А.Ф. Лосев связывает аристотелево понимание катарсиса со спецификой функционирования греческого театра как маленькой модели античного космоса и как важнейшей компоненты жизни полиса. Л.С. Выготский анализирует катарсис с позиций эстетики как пауки и его выводы согласуются с результатами исследований Вяч. Иванова и А.Ф. Лосева и существенно дополняют их. В.В. Бычков пишет о катарсисе в учебнике «Эстетика», а также более подробно - в двухтомной монографии «2000 лет христианской культуры sub specie aesthetica», анализируя в том числе специфику катарсиса как религиозного феномена, получившего свое развитие на византийско-православной почве. Автор отмечает, что христианство переводит категорию красоты из внешнего мира во внутренний, и катарсис происходит тогда в результате созерцания души человека и Бога, а не от общения с произведением искусства.

Из западных мыслителей непосредственно о катарсисе пишут Д. Лукач, Ю. Кристева. Д. Лукач в рамках марксистской методологии рассматривает катарсис прежде всего как явление самой жизни, а потом уже — как феномен искусства, имеющий внутри себя механизмы нравственного воздействия на человека. Ю. Кристева видит катарсис с позиции постмодернистской философии, а именно как своего рода телесную реакцию, воплощающую способность человека исторгать из себя все худшее, что накопилось как в душе, так и в теле.

Нередко в литературе встречается' описание катарсического эффекта, который называется как-то иначе, другими словами. Например, Ф. Ницше

1 История эстетической мысли. В 6 т. - М.: Искусство, 1982. - Т. 1. — 464 с.

2 Лукач Г. Своеобразие эстетического. - М.: Прогресс, 1986. - Т. 3. - 303 с.

3 Маньковская Н.Б. Эстетика постмодернизма. - СПб.: Алетейя, 2000. - 347 с. негативно относится ко всем традиционным эстетическим категориям, в том числе и к катарсису, но, говоря о действительно глубоком эстетическом переживании, фактически описывает именно катарсис, хотя и не использует этот термин1.

Социальные аспекты проблемы катарсиса вызвали необходимость обращаться к широкому кругу авторов, говорящих о возникновении социального пространства (А.Ю. Согомонов, П.Ю. Уваров2), его становлении

3 1

Р. Гвардини , Ю. Хабермас ), а также о вариациях отношений эстетического

5 6 7 и социального пространств (Ж. Рансьер , Ж. Бодрийяр , Э.В. Ильенков , К. Маркс8, И. Бродский9).

Особую роль в нашем исследовании сыграли своеобразные авторские пары, в которых художественные произведения анализируются философами. Во-первых, это произведения Э. Хемингуэя и их осмысление Э.Ю. Соловьевым. Во-вторых, такая пара складывается из творчества М. Пруста и лекций М.К. Мамардашвили о романе «В поисках утраченного времени». Анализ данных работ помог выявить особенности катарсиса как события внутренней жизни современного человека.

Об упомянутой монографии «Катарсис: метаморфозы трагического сознания» под редакцией В.П. Шестакова (СПб., 2007), стоит сказать отдельно. В отличие от написанной В.П. Шестаковым в 1965 году в соавторстве с А.Ф. Лосевым работы «История эстетических категорий», где катарсис упоминался всего лишь как одна из эстетических категорий, в

1 См.: Ницше Ф. Рождение трагедии из духа музыки. - СПб.: Азбука-классика, 2005.-208 с.

2 Согомонов А.Ю., Уваров П.Ю. Парадоксы вывихнутого времени, или как возникло социальное // Конструирование социального. Европа. V-XVI вв. - M.: Эдиториал УРСС, 2001. - С. 135-159.

3 Гвардини Р. Конец Нового времени // Феномен человека. Антология. - М.: Высшая школа, 1993. - С. 240296.

4 Хабермас Ю. Модерн - незавершенный проект // Вопросы философии. - 1994. - № 2. - С. 40-52.

5 Рансьер Ж. Эстетическое бессознательное. — СПб.; М.: Machina, 2004. — 128 с.

6 Бодрийяр Ж. В тени молчаливого большинства, или Конец социального. — Екатеринбург: Издательство Уральского университета, 2000. — 95 с.

7 Ильенков Э.В. О «специфике» искусства // Ильенков Э.В. Искусство и коммунистический идеал. - М.: Искусство, 1984. - С. 213-224. Ильенков Э.В. Что же такое личность // Ильенков Э.В. Философия и культура.-M.: Политиздат, 1991.-С. 387-414.

8 См.: Маркс, Энгельс об искусстве. В 2-х т. — М.: Искусство, 1957.

9 Бродский И. Нобелевская лекция // Бродский И. Сочинения Иосифа Бродского: в 7 т.— СПб.: Пушкинский фонд, 1997. —Том 1.-С. 5-16.

Катарсисе: метаморфозы трагического сознания» раскрывается совершенно новый трагический контекст переживания катарсиса современным человеком. Некоторые статьи монографии оказываются номинально причастными к проблеме катарсиса, поскольку содержат лишь упоминание о ней (А. Вислова, например). На статьи других авторов мы основательно опираемся в данном исследовании. В частности, нами были использованы статьи В. Шестакова, О. Румянцева, Г. Варакиной, А. Якимовича, JI. Брусиловской. Представляется, что появление работы, в центре которой оказался феномен катарсиса, весьма симптоматично. Это попытка устранить пробел в литературе, осветив вопрос, касающийся социальных и антропологических возможностей катарсиса и, в то же время, — свидетельство актуальности категории «катарсис» для современной философии.

Естественно, что категория «катарсис» достаточно редко используется в современных социально-философских исследованиях. Возможно, что такая ситуация обусловлена сложностью, таинственностью и сакральностью катарсического события, а также неизученностью социальных аспектов и эффектов этого феномена, традиционно считавшегося эстетическим.

Методология исследования. В работе использован исторический подход, представленный как единство исторического и логического анализа. Он позволяет раскрыть динамику развития феномена катарсиса, обнаружить весь спектр способов его существования в мире культуры. Вместе с тем исторический подход применен к анализу развития теории катарсиса.

Исторический подход выступает в качестве необходимого элемента диалектического анализа, обнаруживающего внутренние противоречия катарсиса, равно как и столкновение противоположных планов художественного произведения, порождающее катарсическую реакцию. В связи с противоречивой природой катарсической реакции в работе использовались принципы диалектики гегелевско-марксистского направления, развитые в трудах JI.C. Выготского и Э.В. Ильенкова.

В качестве дополнения к общему диалектическому методу в работе применен феноменологический подход, позволяющий описать панораму многообразных форм катарсических переживаний современного человека. По принципу дополнительности с феноменологическим подходом связан экзистенциальный взгляд на феномен, позволяющий исследовать катарсис как внутреннее переживание современного человека и как «пограничное состояние», связанное с переструктурированием привычного внутреннего мира человека, ведущее к становлению его субъектно-личностных качеств.

Принципиальный методологический плюрализм потребовал соединения этих методологических установок, что позволило совместить эстетический и социально-философский аспекты исследования феномена катарсиса.

Объект и предмет исследования. Объектом исследования выступает совокупность социальных характеристик катарсиса в процессе становления личности. Предметом анализа является механизм катарсиса в процессе создания личностной формы общественных отношений современного человека.

Целью нашего исследования выступает анализ катарсиса в качестве социально-эстетического феномена.

Реализация цели потребовала выполнения ряда задач:

1) выявление социальных аспектов категории катарсиса, представленных в истории философской мысли и культуры; ' -' •

2) выработка определения катарсиса как социально-эстетической категории для раскрытия этого феномена как общественного отношения;

3) анализ катарсиса как события человеческой жизни, как механизма становления внутреннего мира современного человека, как фактора-пребывания-бытия в мире человека; •• -о качеепч-1

4) выявление исторических видов и типов катарсиса.

Научная новизна работы состоит в следующем: 9

1) традиционно считавшийся эстетическим явлением катарсис определен как социально-эстетический феномен, сущностью которого является событие ментальной жизни человека, состоящее в деконструкции, перестройке и обновлении его внутреннего мира;

2) выявлена социальная компонента катарсиса как механизма внутриличностных общественных отношений, замыкающих на себя или восполняющих собой дефицит внешних социальных связей;

3) введены новые категории: «катарсис как событие», выводящее человека за пределы привычной идентичности, что позволило показать связь катарсиса с обществом и бытием; «катарсическая практика» как социальная организация и совокупность условий попадания человека в событие катарсиса, что позволило выявить его исторические формы и типы; «дефицит социальности» как человеческая неполнота общественных отношений, что позволило выявить основное социальное содержание катарсиса в качестве способа трансформации общественных отношений в их личностную форму;

4) выявлена основная причина превращения катарсиса в социальный феномен современной культуры — недостаток или дефицит социальности, что позволило обнаружить ряд социальных функций катарсиса: обретение эстетического взгляда на повседневность, способ изживания современных форм социального зла, выработка метаисторического взгляда на историю;

5) обнаружены основные социальные пути вхождения человека в событие катарсиса: ритуал как деятельность на пороге катарсиса и приключение как посткатарсическое состояние актуализации включения человека в круг социального бытия, что позволило акцентировать социальную- сущность катарсиса применительно к современному индивидуализированному обществу;

6) анализ катарсиса как социального феномена позволил обнаружить современные формы катарсического переживания: катарсис как отложенное событие, катарсис отторжения, растянутый во времени катарсис.

Положения, выносимые на защиту:

1. Катарсис, определяемый традиционно как эстетическое явление, на ранних этапах человеческой истории был социальным феноменом, практикуемым в коллективных формах (древнегреческий театр, средневековый карнавал и др.). В Новое время катарсис становится и мыслится как эстетический феномен, имеющий отношение прежде всего к искусству, и как индивидуальная практика восприятия художественного произведения. В современной культуре катарсис вновь обнаруживает свои социальные возможности, главной из которых становится возможность деконструкции и обновления внутреннего мира человека. В истории европейской культуры катарсис выступает как особого рода событие, сущность которого заключается в открытии сознания и восполнении дефицита социального. Вариантами современного катарсиса становятся катарсис отторжения, катарсис как отложенное событие, растянутый во времени катарсис.

2. Эстетический механизм катарсиса состоит из трех этапов: пафоса, сосредоточения и собственно катарсиса. Катарсис раскрывается как момент взаимоуничтожения различных временных пластов произведения и времени экзистенции читателя, зрителя или слушателя. В зависимости от степени погружения в художественное произведение можно выделить последовательность катарсических переживаний: катарсис-1 как реакция на катарсический механизм, заложенный в структуре произведения искусства; катарсис-2 как наслаждение от смысловой (интеллектуальной) нагруженности произведения; катарсис-3 как взаимодействие читателя, зрителя или слушателя с художественной критикой; катарсис-4 как реакция на особый способ перечитывания — сверхмедленное чтение.

3. Катарсис представляет собой одну из важнейших интуиций бытия, является проводником человека в мир абсолютов и каналом проникновения последних в повседневную жизнь. Онтологический статус катарсиса позволяет ему в разной степени принадлежать социальному бытию. Это обеспечено и социальной природой самого художественного произведения, а значит, и его эффектов. В зависимости от меры погружения во временные структуры произведения можно говорить о разной глубине проникновения человека в бытийственные смыслы.

4. Каналами превращения катарсиса из эстетического переживания в форму личностных общественных отношений выступают ритуал и приключение. Ритуал — это деятельность на пороге катарсиса, а приключение - особый позитивный настрой человека на участие в общественной жизни. Современный ритуал в большинстве случаев индивидуален. В ритуале, как правило, в неосознанной форме фиксируются самые главные человеческие воспоминания. Ритуал в силу многократной повторяемости может спровоцировать осмысление прошлого, что рождает катарсическое переживание.

5. Последствия катарсического переживания также могут быть социальными по своей природе. Катарсис может вызывать в человеке интерес к жизни, особый настрой восторга перед жизнью, желание действовать и мыслить. Интерес к жизни приводит к поступкам, взывающим к судьбе, а исполнение судьбы способствует к нахождению своей незаменимой роли в обществе. В пределе своих метафизических возможностей катарсис делает возможным превращение человека в неповторимого и незаменимого члена общества, социальную индивидуальность.

6. Главным социальным следствием переживания события катарсиса нам представляется его возможность формировать личностные качества в человеке на разных этапах развития общества. В древнегреческом полисе это была нетипичная личность Сократа, в Средневековье — личностные качества, формируемые христианской культурой, в Новом времени — это личность-субъект, совпадающая с индивидом, в которой наличествует баланс личностных качеств, и способности самостоятельно восполнять недостаток социальности. Личность, понятая как диссонанс, также обладает способностью примирять себя с собой и миром, получая наслаждение от открытия своей истинной природы и способности жить «живой жизнью». В современном мире посредством катарсиса происходит преимущественно разложение единой массы на индивидуальные составляющие и формирование субъекта-«мы» через кинематографическое восприятие реальности.

7. Современный человек живет одновременно в массовом и индивидуализированном обществе. Он нуждается в обретении целостности индивидуальной и социальной и в то же время в выделении себя из массы, толпы. В этой двойной функции — индивидуализации и социализации — нам видится основная социальная роль катарсического переживания в современной культуре.

8. Катарсис является особым способом изживания социального зла. Переживание катарсиса очищает зрителя, читателя или слушателя» от зла не как от внеположенного ему явления, а как от собственной приверженности злу в той или иной форме. Сегодня это может происходить трагическим способом, как, например, в «Колымских рассказах» В. Шаламова, или комическим, как в произведениях С. Довлатова.

9. Современный облик катарсиса можно определить как эстетическую по механизму действия личностную форму общественных отношений, восполняющую в современном мире дефицит социальности.

Структура исследования. Работа содержит введение, две главы основного текста, заключение и список литературы.

Теоретическая и практическая значимость исследования. Основные выводы о природе и формах катарсиса могут быть использованы в учебном курсе социальной философии в разделах: «Человек и общество», «Человек в современном обществе», «Человек. Индивид. Личность. Индивидуальность» и др., а также в курсе эстетики по темам: «Художественное восприятие», «Социальные функции искусства».

Апробация работы. Различные положения работы обсуждались на следующих научных конференциях: Итоговая конференция

Республиканского конкурса научных работ среди студентов и аспирантов на соискание премии имени Н.И. Лобачевского (Казань, 1-2 марта 2002 г.); Республиканский конкурс научных работ на соискание премии имени Н.И. Лобачевского (Казань, 28-30 апреля 2003 г.); Всероссийская научная конференция «Перспективы развития современного общества» (Казань, 20-21 ноября 2003 г.); XI Международная научная конференция студентов, аспирантов и молодых ученых «Ломоносов 2004» (Москва, 12-15 апреля 2004 г.); XII Международная научная конференция студентов, аспирантов и молодых ученых «Ломоносов 2005» (Москва, 12-16 апреля 2005 г.) и др. Результаты научных исследований публиковались в различных сборниках и журналах, в том числе в журнале, рекомендованном ВАК (Бугарчева Е.А. Социальный смысл катарсиса // Ученые записки Казанского государственного университета. Том 149. Серия гуманитарных наук. Кн. 5. -Казань: Издательство Казанского университета, 2007. - С. 186-192).

Похожие диссертационные работы по специальности «Социальная философия», 09.00.11 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Социальная философия», Бугарчева, Евгения Алексеевна

Заключение

Подводя итоги диссертационной работы, обозначим ее основные результаты. Итак, мы обнаружили, что феномен катарсиса, традиционно изучаемый эстетикой, изначально зародился и существовал в европейской культуре как социальный феномен. Основным способом переживания этой сложной эстетической реакции долгое время (Античность и Средневековье) была коллективная форма, сложившаяся в практиках греческого театра и средневекового карнавала.

Начиная с Нового времени катарсис мыслится и переживается как индивидуальный феномен жизни человека и лишь здесь складывается представление о его эстетическом характере и механизме. На материале исследований А.Ф. Лосева и В.В. Иванова было показано, что механизм этого переживания включает в себя ряд моментов: пафос (воодушевление, заинтересованность), сосредоточение (собирание душевных, духовных сил в одной точке, момент совпадения субъекта и объекта) и собственно катарсис (очищение и возвышение человека над собой). Л.С. Выготский дополняет эту структуру анализом эстетических условий возникновения катарсической реакции - организации художественного времени в произведении искусства: это наличие противоположных планов, которые внезапным уничтожением порождают в душе зрителя, читателя, слушателя катарсическую разрядку. Эти противоречивые планы могут быть выражены через такие формы организации художественного времени, как несовпадение фабулы, сюжета и времени дискурса (У. Эко). Уничтожением этих планов внутри произведения, а также совпадением времени художественного произведения и времени экзистенции читателя, слушателя или зрителя определяется катарсис как художественное переживание.

Несмотря на то, что в Новое время катарсическое переживание эстетизируется и индивидуализируется, оно сохраняет и разворачивает свой социальный потенциал. Анализ теорий катарсиса от Аристотеля до

Ю. Кристевой раскрывает социальные потенции катарсиса даже тогда, когда он трактуется как чисто эстетическое переживание. Это обусловлено его возможностями быть проводником бытийных смыслов в человеческую жизнь: катарсис - онтологический феномен, представляющий собой один из главных способов ощущения Бытия. Мы выявили четыре формы катарсиса в соответствии со степенью проникновения человека в бытийственные смыслы: катарсис-1 как реакция на столкновение и взаимное уничтожение художественного времени и времени экзистенции, катарсис-2 как реакция на проникновения в смыслы произведения, катарсис-3 как реакция на критику произведения, катарсис-4 как реакция на перечитывание произведения. В ситуации постмодерна социальные возможности катарсиса воплощены в следующих формах: катарсис как отложенное событие, катарсис от сверхмедленного чтения (Р. Барт), катарсис от-вращения (Ю. Кристева). В то же время в современной культуре иногда сама возможность катарсиса ставится под вопрос, что связано с размыванием границ искусства и жизни, подменой художественного произведения артефактом.

Основной социальной функцией катарсиса на сегодня, как нам представляется, является способность катарсиса драматизировать процесс становления личности и тем самым формировать в человеке его личностные субъектные качества. Именно эта потенция катарсического переживания участвует в формировании типов личности трагического героя, ироника, оптимиста. Часто эта социальная потенция катарсиса вводится в жизнь через искусство, как было; например, в Античности с древнегреческим театром. В современной культуре субъектные качества складываются среди кинематографической аудитории в виде коллективного субъекта-«мы». Таким образом, субъект катарсического переживания проходит определенный круг: от коллективной формы в древнегреческом театре и средневековом карнавале через индивидуальные практики Нового времени к сверх-индивидуальному субъекту кинематографического восприятия.

В процессе работы были обнаружены пути вхождения катарсического переживания в социальную реальность: это ритуал и приключение. Ритуал, являясь формой социальной памяти, одновременно представляет собой деятельность на пороге катарсиса и способен вывести человека на общение с самим собой. Приключение представляет собой особый настрой посткатарсического мироощущения, в котором человек обнаруживает свою взаимосвязь с обществом и весьма высоко оценивает собственную роль в его динамике. В приключении формируется особое оптимистическое отношение человека к обществу, его готовность смотреть на мир одновременно весело и бескорыстно, способность к преодолению препятствий и риску. Таким образом, в границах ритуала и приключения катарсис становится своеобразным общественным отношением, существующим в живой неопредмеченной форме.

Естественно, что социальные потенции катарсиса имеют свои предпосылки в природе художественного произведения. К ним предпосылкам относятся социальная компонента самого произведения и социальная форма художественного творчества. Это значит, что любое художественное произведение независимо от тематики несет в себе социальные смыслы, а само художественное творчество предполагает воплощение замысла автора в социально приемлемой форме.

Однако эти предпосылки не сработали бы, не будь объективной необходимости в катарсисе и его социальных возможностях. Такой объективной необходимостью оказалась парадоксальная вещь — недостаток социальности в обществе. Социальное оказывается мерой разумности общества, его человекосоразмерности, осознанности общественных форм человеческого общежития. В традиционном обществе недостаток социальности восполняется-коллективными практиками, в том числе и теми, которые несут в себе эстетический катарсический эффект. С началом Нового времени человек получает возможность сам восполнять недостаток социальности через развитие своей собственной личности. Однако избыточность личности по отношению к обществу зрелого капитализма приводит к кризису субъектности в современной культуре. Катарсис как общественное отношение, таким образом, можно определить как способ восполнения недостатка социальности и провоцирования личностного начала посредством индивидуальной или общественной практики, гармонизирующей как внутренний мир человека, так и его социальные связи, придающей им разумную, сознательную форму.

Поскольку в культурно-историческом процессе складываются разные социальные типы личности, то им соответствуют и различные исторические формы катарсической реакции. Катарсические переживания Сократа, являвшегося личностью, нетипичной для античного полиса, можно назвать катарсисом познания. Христианская «пред-личность» знает катарсис религиозного переживания в богообращении, исповеди и т.д. Нововременная личность способна поэтически и катарсически воспринимать повседневность.

Кризис личностного начала в современной культуре ставит под вопрос и способность человека переживать катарсис. Однако в сегодняшней культурной ситуации в ответ на дефицит социального формируются особые типы и функции катарсического переживания. Во-первых, это переживание истории, точнее мета-истории, содержащей в себе метафизический смысл человеческого бытия с позиции «перевозбужденного исторического сознания» (Г. Гадамер). Возможно, что современный человек не имеет единой идеи истории, чтобы представить ее в качестве непрерывного процесса со своей собственной логикой.развития. Зато личное переживание истории дает ощущение, что все люди связаны ею в единый род, но, возможно, не так, как это видит профессиональный историк: не через факты истории, а самым- простым образом - человеческим отношением друг к другу. Это катарсическое переживание истории, которое открывают писатели-экзистенциалисты, мы рассмотрели на материале творчества Э.М. Ремарка.

Во-вторых, катарсис способен выводить современного человека из состояния массовой нерасчлененности и неразличимости, из той формы дефицита социального, которая обусловлена спецификой массового общества. Можно сказать, что катарсис в массовом обществе заставляет человека остаться наедине с собой и ощутить недостаток личностного духовного мира, то есть тот же самый недостаток социального, проявляющийся и в индивидной форме.

В-третьих, катарсическое переживание противостоит современным формам социального зла. Через катарсис изживается социальное зло, находящееся не вовне человека, а внутри его. Катарсическое изживание такого зла может быть по форме трагическим, как это описано в «Колымских рассказах» В. Шаламова, или комическим, как в рассказах С. Довлатова.

Типология катарсиса и его социальных возможностей, представленная в диссертационном исследовании, принципиально не закончена. Остается перспектива появления новых форм и новых возможностей катарсиса в деле сохранения человеческого в человеке и, соответственно, поле для исследования его социальных функций в современном обществе.

Список литературы диссертационного исследования кандидат философских наук Бугарчева, Евгения Алексеевна, 2009 год

1. Августин. Исповедь: пер. с лат. / Августин. М.: «Гендальф», 1992. - 544 с.

2. Адорно Т.В. Эстетическая теория / Т.В. Адорно; пер. с нем. А.В. Дранова. М.: Республика, 2001. - 527 с.

3. Аристотель. Поэтика // Аристотель. Поэтика. Риторика: пер. с гр. / Аристотель. СПб.: Азбука, 2000. - С. 21-80.

4. Аронсон О. Язык времени / О. Аронсон // Ж. Делез. Кино. М.: Ad Marginem, 2004. - С. 11-36.

5. Асмус В.Ф. Немецкая эстетика XVIII в. / В.Ф. Асмус. М.: Искусство, 1963. - 312 с.

6. Ахутин А.В. Открытие сознания (Древнегреческая трагедия и философия) // Ахутин А.В. Тяжба о бытии / А.В. Ахутин. М.: Русское феноменологическое общество, 1997. - С. 142-193.

7. Барт Р. От произведения к тексту // Барт Р. Избранные работы: Семиотика. Поэтика: пер. с фр. / Р. Барт. М.: Издательская группа «Прогресс», «Универс», 1994. - С. 413-423.

8. Барт Р. Смерть автора // Барт Р. Избранные работы: Семиотика. Поэтика: пер. с фр. / Р. Барт. М.: Прогресс, 1989. - С. 384-391.

9. Барт Р. Удовольствие от текста // Барт Р. Избранные работы: Семиотика. Поэтика: пер. с фр. / Р. Барт. М.: Прогресс, 1994. - С. 462-518.

10. Бауман 3. Индивидуализированное общество / З.Бауман; пер с англ., под ред. B.JI. Иноземцева. М.: Логос, 2005. — 390 с.

11. Бахтин М.М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса / М.М. Бахтин. М.: Художественная литература, 1990.— 543 с.

12. Беньямин В. Произведение искусства в эпоху его технической воспроизводимости: пер. с нем. / В. Беньямин. — М.: Медиум, 1996. — С. 15-65.

13. Бердяев Н.А. Смысл истории / Н.А. Бердяев. М.: Мысль, 1990. -176 с.

14. Бибихин В.В. Слово и событие // Бибихин В.В. Слово и событие / В.В. Бибихин. М.: Эдиториал УРСС, 2001. - 280 с.

15. Библер B.C. Культура. Диалог культур / B.C. Библер // Вопросы философии. 1989. -№ 6. - С. 31-42.

16. Бодрийяр Ж. В тени молчаливого большинства, или Конец социального / Ж. Бодрийяр; пер. с фр. Н.В. Суслова. -Екатеринбург: Изд-во Уральского ун-та, 2000. 95 с.

17. Борхес X.-JI. Семь вечеров / X.-JI. Борхес; пер. В.Кулагиной-Ярцевой. СПб.: Амфора, 2000. - 204 с.

18. Боннар А. Греческая цивилизация. Кн. 1. От Илиады до Парфенона. Кн. 2. От Антигоны до Сократа: пер. с фр. / А. Боннар. -Ростов н/Д.: Феникс, 1994. 443 с.

19. Бродский И. Нобелевская лекция // Бродский И. Сочинения Иосифа Бродского: в 7 т. / И. Бродский. — СПб.: Пушкинский фонд, 1997.-Том 1.-С. 5-16.

20. Брусиловская JI. Трагический оптимизм или иронический пессимизм как модель строительства мира (на примере творчества Г. Миллера и С. Довлатова) / JI. Брусиловская // Катарсис: метаморфозы трагического сознания. — СПб.: Алетейя, 2007. — С. 356-372.

21. Бычков В.В. 2000 лет христианской культуры sub specie aesthetica: в 2 т. / В.В. Бычков — М.; СПб.: Университетская книга -УРАО, 1999.-Т. 1.-575 с.

22. Бычков В.В. Триалог. Разговор Первый об эстетике, современном искусстве и кризисе культуры / В.В. Бычков — М.: ИФРАН, 2007. — 239 с.

23. Бычков В.В. Феномен неклассического эстетического сознания / В.В. Бычков // Вопросы философии. 2003. - № 10, 12. - С. 61-71.

24. Варакина Г. Маски Диониса, или Дионис как маска / Г. Варакина // Катарсис: метаморфозы трагического сознания. СПб.: Алетейя, 2007.-С. 168-187.

25. Вульф К. К генезису социального. Мимезис, перформативность, ритуал: пер. с нем. / К. Вульф. СПб.: Интерсоцис, 2009. - 164 с.

26. Выготский Л.С. Психология искусства / Л.С. Выготский. Мн.: Современное Слово, 1998. — 480 с.

27. Гадамер Г. Истина и метод. Основы философской герменевтики: пер. с нем. / Г. Гадамер. М.: Прогресс, 1988. - 699 с.

28. Гадамер Г.-Г. Эстетика и герменевтика // Гадамер Г.-Г. Актуальность прекрасного: пер. с нем. / Г.-Г. Гадамер. М.: Искусство, 1993. - С. 255-265.

29. Гвардини Р. Конец Нового времени / Р. Гвардини; пер. Т.Ю. Бородай, под ред. Ю.Н. Попова // Феномен человека. Антология. М.: Высшая школа, 1993. - С. 240-296.

30. Гегель Г.В.Ф. Феноменология духа: пер. с нем. / Г.В.Ф. Гегель. — М.: Наука, 2000.-495 с.

31. Гегель Г.В.Ф. Эстетика: в 4 т.: пер. с нем. / Г.В.Ф. Гегель. М.: Искусство, 1968.-Т. 1.-312 с.

32. Гуревич А.Я. Средневековый мир: культура безмолвствующего большинства / А.Я. Гуревич. — М.: Искусство, 1990. — 395 с.

33. Дмитриев А.В. Смех: социофилософский анализ / А.В. Дмитриев, А.А. Сычев. М.: Альфа-М, 2005. - 592 с.

34. Златковский М. Тема трагедии в сатирическом изобразительном искусстве / М. Златковский // Катарсис: метаморфозы трагического сознания. СПб.: Алетейя, 2007. - С. 261-272.

35. Иванов В.В. Дионис и прадионисийство / В.В. Иванов // Эсхил. Трагедии. М.: Наука, 1989. - С. 351-450.

36. Иллюстрированная история мирового театра. Ч. 1. — М.: БММ АО, 1999. С. 13-48

37. Ильенков Э.В. О «специфике» искусства // Ильенков Э.В. Искусство и коммунистический идеал / Э.В. Ильенков. М.: Искусство, 1984. - С. 213-224.

38. Ильенков Э.В. Об эстетической природе фантазии // Ильенков Э.В. Искусство и коммунистический идеал / Э.В. Ильенков. М.: Искусство, 1984. - С. 224-277.

39. Ильенков ЭВ. Что же такое личность // Ильенков Э.В. Философия и культура / Э.В. Ильенков. М.: Политиздат, 1991. - С. 387-414.

40. История эстетической мысли: в 6 т. М.: Искусство, 1982. - Т. 1. -464 с.

41. История эстетической мысли: в 6 т. — М.: Искусство, 1986. Т. 3.- 486 с.

42. Кавабата Я. Стон горы / Я. Кавабата; пер. с яп. B.C. Гривнин. — М.: Художественная литература, 1975. 116 С.

43. Каган М.С. Лекции по марксистско-ленинской эстетике / М.С. Каган. Л.: Изд-во Ленинградского ун-та, 1971. - 768 с.

44. Камю А. Миф о Сизифе // Камю А. Посторонний. Чума. Падение: пер. с фр. / А. Камю. СПб.; М.: НФ «Пушкинская библиотека»: ООО «Издательство ACT», 2003. - С. 90-93.

45. Кант И. Критика способности суждения // Кант И. Сочинения: в 8 т.: пер. с нем. / И. Кант. М.: Чоро, 1994. - Т. 5. - 414 с.

46. Кант И. Ответ на вопрос, что такое Просвещение // Кант И. Собр. соч. в 6 т.: пер. с нем. / И. Кант. М.: Мысль, 1966. — Т. 6. - С. 27-35.

47. Кирвель Ч.С. Утопическое сознание: сущность, социально-политические функции / Ч.С. Кирвель. Мн.: Университетское, 1989.-192 с.

48. Конев В.А. Социальное бытие искусства / В.А. Конев. — Саратов: Изд-во Саратовского ун-та, 1975. — 188 с.

49. Кривцун О.А. Эстетика / О.А. Кривцун. М.: Аспект Пресс, 2003.- 447 с.

50. Крылов И.А. Волк на псарне // Крылов И.А. Басни / И.А. Крылов. -М.: Гослитиздат, 1949. С. 34-35.

51. Кундера М. День, когда Панург не сумеет рассмешить // Кундера М. Нарушенные завещания / М. Кундера; пер. с фр. М. Таймановой. СПб.: Азбука-классика, 2004. — С. 7-38.

52. Лебедев Б.К. Личностная форма общественных отношений: особенности, структура, функционирование / Б.К. Лебедев // Личность в общественных отношениях. (Социально-философский аспект личностных отношений). — Казань: Изд-во Казан, ун-та, 1983. -С. 4-16.

53. Лишаев С.А. Феномен ветхого (опыт экзистенциального анализа) / С.А. Лишаев // Вопросы философии. 2001. — № 9. — С. 71-81.

54. Лосев А.Ф. История античной эстетики. Аристотель и поздняя классика/ А.Ф. Лосев. М.: Искусство, 1975. — 776 с.

55. Лосев А.Ф. Эстетика Возрождения. Исторический смысл эстетики Возрождения / А.Ф. Лосев. М.: Мысль, 1998. - 750 с.

56. Лосев А.Ф. История эстетических категорий / А.Ф. Лосев, В.П. Шестаков. М.: Искусство, 1965. - 374 с.

57. Лосев А.Ф. Платон. Аристотель / А.Ф. Лосев, А.А. Тахо-Годи. -М.: Молодая гвардия, 2000. — 383 с.

58. Лукач Г. Своеобразие эстетического: в 4 т.: пер. с нем. / Г. Лукач.- М.: Прогресс, 1986. Т. 2. - 467 с.

59. Лукач Г. Своеобразие эстетического: в 4 т.: пер. с нем. / Г. Лукач.- М.: Прогресс, 1986. Т. 3. - 303 с.

60. Майя // Буддизм. Словарь. М.: Республика, 1992. — С. 173.

61. Маньковская Н.Б. Эстетика постмодернизма / Н.Б. Маньковская.- СПб.: Алетейя, 2000. 347 с.

62. Маркс К. Тезисы о Фейербахе: пер. с нем. / К. Маркс. — М.: Политиздат, 1960. — 32 с.

63. Маргвелашвили Г.Т. Сюжетное время и время экзистенции / Г.Т. Маргвелашвили. Тбилиси: Мецниереба, 1976. - 73 с.

64. Мигунов А.С. Анти-эстетика / А.С. Мигунов // Вопросы философии. 1994. - № 7/8. - С. 82-88.

65. Момджян К.Х. Социум. Общество. История / К.Х. Момджян. -М.: Наука, 1994.-239 с.

66. Мотылева T.JI. Зарубежный роман сегодня / Т.Д. Мотылева. М.: Советский писатель, 1966. - 471 с.

67. Ницше Ф. О пользе и вреде истории для жизни // Ницше Ф. Сочинения: в 2 т.: пер. с нем. / Ф. Ницше. М.: Мысль, 1990. - Т. 1. -С. 158-230.

68. Ницше Ф. Рождение трагедии из духа музыки / Ф. Ницше; пер. с нем. Г.А. Рачинского. — СПб.: Азбука-классика, 2005. 208 с.

69. Ортега-и-Гассет X. Восстание масс // Ортега-и-Гассет X. Восстание масс: пер. с исп. / X. Ортега-и-Гассет. — М.: ООО «Издательство ACT»: ЗАО НПП «Ермак», 2003. С. 5-210.

70. Ортега-и-Гассет X. Дегуманизация искусства // Ортега-и-Гассет X. Восстание масс: пер. с исп. / X. Ортега-и-Гассет. М.: ООО «Издательство ACT»: ЗАО НПП «Ермак», 2003. - С. 211-269.

71. Платон. Пир // Платон. Диалоги / Платон; пер. с древнегреч. В.Н. Карпова. СПб.: Азбука. 2000. - С. 297-368.

72. Платон. Федон // Платон. Диалоги / Платон; пер. с древнегреч. В.Н. Карпова. СПб.: Азбука. 2000. - С. 203-296.

73. Платон. Федр // Платон. Диалоги / Платон; пер. с древнегреч. В.Н. Карпова. СПб.: Азбука. 2000. - С. 369-446.

74. Подорога В.А. Выражение и смысл. Приложение I / В .А. Подорога. -М.: Ad Marginem, 1995. С. 331-361.

75. Рансьер Ж. Эстетическое бессознательное / Ж. Рансьер; сост., пер. с франц. и послесл. В.Е. Лапицкого. — СПб.; М.: Machina, 2004. 128 с.

76. Ремарк Э.М. Возлюби ближнего своего: роман. В 2 кн. Кн. 2. / Э.М. Ремарк; пер. с нем. И. Шрайбера. М.: ООО «издательство ACT», 2000.-336 с.

77. Ремарк Э.М. Триумфальная арка // Ремарк Э.М. Собр. соч. в 11 т.- М.: АО «Вита-центр», 1991. Т. 5. - 445 с.

78. Румянцев О. Конец трагического сознания / О. Румянцев // Катарсис: метаморфозы трагического сознания. СПб.: Алетейя, 2007.-С. 102-134.

79. Рюмина М.Т. Эстетика смеха: Смех как виртуальная реальность / М.Т. Рюмина. М.: КомКнига, 2006. - 320 с.

80. Семенов В.Е. Катарсис и анти-катарсис: социально-психологический подход к воздействию искусства / В.Е. Семенова // Вопросы психологии. 1994. - № 1. - С. 116-123.

81. Согомонов А.Ю. Парадоксы вывихнутого времени, или как возникло социальное / А.Ю. Согомонов, П.Ю. Уваров // Конструирование социального. Европа. V-XVI вв. М.: Эдиториал УРСС, 2001.-С. 135-159.

82. Соловьев Э.Ю. Цвет трагедии белый // Соловьев Э.Ю. Прошлое толкует нас / Э.Ю. Соловьев. — М.: Политиздат, 1991. С. 236-285.

83. Философская антропология: учеб. пособие/ под ред. С.А. Лебедева. М.: ИКЦ «Академкнига», 2005. - 423 с.

84. Фуко М. Что такое Просвещение Электронный ресурс. / М. Фуко. Режим доступа: http://! ib.ru/CULTURE/FUKO/nachala.txt, свободный. — Проверено 19.10.2009.

85. Хабермас Ю. Модерн незавершенный проект / Ю. Хабермас // Вопросы философии. - 1992. - № 4. - С. 40-52.

86. Хайдеггер М. Искусство и пространство // Хайдеггер М. Время и бытие / М. Хайдеггер; пер. с нем. В.В. Бибихина. М.: Республика, 1993.-С. 312-316.

87. Хайдеггер М. Исток художественного творения / М. Хайдеггер; пер. с нем. А.В. Михалова // Зарубежная эстетика и теория литературы XIX-XX вв. Трактаты, статьи, эссе. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1987.-С. 264-316.

88. Хайдеггер М. Письмо о гуманизме // Хайдеггер М. Время и бытие. Статьи и выступления / М. Хайдеггер; пер. с нем. В.В. Бибихина. М.: Республика, 1993. - С. 344-356.

89. Хемингуэй Э. Фиеста (И восходит солнце): пер. с англ. / Э. Хемингуэй. Рига: Лиесма, 1989. - 285 с.

90. Хюбнер Б. Произвольный этос и принудительность эстетики: пер. с нем. / Б. Хюбнер. М.: Пропилеи, 2000. - 152 с.

91. Цветаева М.И. Искусство при свете совести / М.И. Цветаева // Цветаева М.И. Пленный дух: воспоминания о современниках. Эссе. СПб.:Азбука, 2000. - С. 353-396.

92. Шатунова Т.М. Социально-эстетическая^ онтология современности: эстетизация и глобализация / Т.М. Шатунова // Ученые записки Казанского государственного университета. Т. 149. Серия «Гуманитарные науки». Кн. 5. — Казань: 2007. — С. 166-180.

93. Шатунова Т.М. Социальный смысл онтологии эстетического (опыт оправдания красотой) / Шатунова Т.М. — Казань: Казан, гос. ун-т им. В.И. Ульянова-Ленина, 2007. 154 с.

94. Шекспир У. Гамлет, принц Датский // Шекспир У. Трагедии: пер. с англ. / У. Шекспир. — Екатеринбург: У-Фактория, 2005. — С. 183406.

95. Шестаков В. Катарсис: от Аристотеля до хард-рока / В. Шестаков // Катарсис: метаморфозы трагического сознания. — СПб.: Алетейя, 2007. С. 8-27.

96. Шестаков В. Средневековый гротеск (О понимании1 комического и трагического в Средние века) / В. Шестаков // Катарсис:метаморфозы трагического сознания. СПб.: Алетейя, 2007. -С. 273-283.

97. Эко У. Заметки на полях «Имени розы» / У. Эко; пер. с англ. Е. Костюкович. СПб.: Симпозиум, 2007. - 93 с.

98. Эко У. Шесть прогулок по литературным лесам / У. Эко; пер. с англ. А. Глебовской. СПб.: Симпозиум, 2002. - 285 с.

99. Якимович А. Шутки и выходки принца Гамлета (Трагический юмор в культуре Возрождения) / А. Якимович // Катарсис: метаморфозы трагического сознания. СПб.: Алетейя, 2007. -С. 284-305.

100. Эпштейн М. Поступок и происшествие. К теории судьбы / М. Эпштейн // Вопросы философии. 2000 - № 9. - С. 65-77.

101. Софокл. Эдип-царь Электронный ресурс. / Софокл; пер. Ф.Ф. Зелинского. Режим доступа: http://lib.ru/POEEAST/SOFOKL/sofokl3 1 .txt. свободный. Проверено 19.10.2009.

102. Софокл. Эдип в Колоне Электронный ресурс. / Софокл; пер. Ф.Ф. Зелинского. Режим доступа: http://Hb.ru/POEEAST/SOFOKL/sofokl3 2.txt, свободный. Проверено 19.10.2003.

103. Юрсенар М. Философский камень: роман; пер. с фр. / М. Юрсенар. СПб.: Амфора, 2000. - 415 с.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.