История образования в Синде тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 07.00.03, кандидат исторических наук Новосельский, Игорь Владимирович

  • Новосельский, Игорь Владимирович
  • кандидат исторических науккандидат исторических наук
  • 1999, Калуга
  • Специальность ВАК РФ07.00.03
  • Количество страниц 194
Новосельский, Игорь Владимирович. История образования в Синде: дис. кандидат исторических наук: 07.00.03 - Всеобщая история (соответствующего периода). Калуга. 1999. 194 с.

Оглавление диссертации кандидат исторических наук Новосельский, Игорь Владимирович

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

Глава I. Становление традиционной системы образования в Синде

Глава II. Образовательные процессы в колониальный период (1843-1947гг. )

Глава III. Школьное образование в Синде в конце

194 0-х - 1990-х годах

I '-

Глава IV. Высшее образование: основные тенденции развития

Заключение

Библиография

Приложение 1

Приложение 2

о

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Всеобщая история (соответствующего периода)», 07.00.03 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «История образования в Синде»

ВВЕДЕНИЕ

Образование - одна из важнейших движущих сил истории человечества; его цели, содержание и формы зависят от исторической ситуации, включая экономические потребности, социально-психологические и политические обстоятельства и множество иных факторов. Образовательный уровень населения непосредственно воздействует на социокультуру конкретного общества, последняя, в свою очередь, обуславливает особенности образовательной системы.

Многоплановая роль образования в обществе, его связь с экономикой, социальными структурами, культурной жизнью и идеологией, позволяет определить образование как "относительно самостоятельную систему, целевой функцией которой является систематическое обучение и воспитание членов общества, причем содержание этих процессов, в конечном итоге, определяется социально-экономическим и политическим строем данного общества, его материально-технической базой"1.

В каждом обществе, которое базируется на превалирующем в нем этносе, образовательная политика и результаты ее обладают своеобразными чертами, хотя они имеют немало общего с положением дел в других государствах. Поэтому взаимное изучение опыта весьма полезно не только в теоретическом, но и практическом отношении. Что касается вопросов развития образования в Синде, их интерес для нашего читателя актуализировался из-за того, что в ходе так называемой "перестройки" социально-экономическая и психологическая парадигмы России стали во многом аналогичными ситуации в Синде: засилие иностранного капитала, сбои под флагом модернизации экономической

V Образование и социальная структура.-М.,1976.-С.б.

системы, нехватка средств, безработица, усиление религиозных настроений, межэтническая напряженность, избыток оружия у населения, внешняя и внутренняя вестернизация, несоблюдение законности и т.п.

Известно, что положение в сфере образования в разных субъектах Российской Федерации не является абсолютно одинаковым. Оно зависит от экономических возможностей, культурных традиций, одаренности руководителей и т.д. С этих позиций изучение особенностей региональной системы образования в Синде также представляет интерес. В частности, это касается использования многоканального финансирования, в том числе через региональный, федеральный, муниципальный бюджеты, государственные и частные предприятия, частные пожертвования, путем оплаты обучения родителями. В этом отношении в Синде накоплен значительный опыт.

В связи с глубокими структурными реформами, которые проводятся в последние годы в России, его изучение представляет большой интерес. Вплоть до второй половины Х1Хв. образование в Синде носило исключительно

конфессиональный характер. До арабского завоевания обучение происходило преимущественно в буддийских и индуистских монастырях и ашрамах. Позднее начальные школы содержались за счет мусульманской, индуистской и сикхской общин. В одном поселении успешно сосуществовали школы разных конфессий.

Не потеряла актуальности методика обучения, которая складывалась в Синде на протяжении тысячелетий. В ходе преподавания большую роль здесь играла личность учителя, идентификация с которой является важным аспектом обучения-воспитания. в диссертации рассмотрена организация и содержание образования в различных видах учебных заведений.

■че

следует отметить еще одно направление, которое продолжает привлекать специалистов: отношение к западным ценностям и методам образовательной политики. Восприятие западного образования на Востоке, да и в России, всегда трактовалось неоднозначно: давно ожидаемого синтеза обоих подходов пока не наблюдается.

Представляет интерес исследование механизма, при котором современное образование, определяя уровень профессиональной компетенции и знаний граждан, становится важнейшим регулятором социально-политической сферы. Подтверждение тому - чрезвычайная активность студентов, преподавателей, учителей и учеников старших классов в политической жизни Синда.

Известно, что образование оказывает решающее воздействие на культурогенез человека и является непременным условием для поступательного движения общества. Ученых-теоретиков и специалистов-практиков всегда интересовали вопросы диспропорции между потенциями национальной культуры и культурным уровнем масс, разрыва между высшими достижениями, профессиональным мастерством выдающихся личностей и общей образовательной ситуацией, эффективности взаимодействия системы "учитель - ученики", проблемы спроса и предложения в сфере образования.

Существует еще один объект изучения, который до сих пор исследован крайне недостаточно: каково влияние этно-национальной среды на образовательные процессы, как соотносятся общемировые и внутринациональные тенденции развития образования. Ценность подобного подход 3 к проблемам этнопедагогики представляется очевидной.

Обратившись к структурно-функциональному подходу при изучении образовательных тенденций, мы попытались рассмотреть их как систему, состоящую из подсистем, и

выявить существенные направления взаимодействия этих структур и уровней, чтобы обнаружить факторы, влияющие на качество обучения.

Наконец, необходимость изучения истории восточных обществ ■ определяется стремлением к преодолению продолжающейся недооценки социокультурного наследия стран Азии и Африки.

Из рекомендованных в 1997г, Министерством общего и профессионального образования России 31 вопроса билетов школьного аттестационного экзамена по всеобщей истории по истории Востока только три1.

Между тем, основная часть населения земного шара проживает в государствах Азии и Африки и игнорирование их уже сейчас приводит к серьезным геополитическим последствиям.

В основу методологии диссертационного исследования положен проблемно-исторический подход, поскольку содержание и механизм образования постоянно видоизменяются, так как органически связаны с социально-экономической формацией, включая политическую и правовую надстройку, в рамках которой они формируются и действуют. При этом с каждой последующей исторической эпохой возрастает роль государства.

Наряду с общеметодическими принципами в ходе работы над диссертацией применялись различные методы и иследовательская технология, в том числе из других наук: психологии, педагогики, социологии, религоведения. При факторном анализе материала использовались как индуктивное, так и дедуктивное направления исторического исследования.

Принималось во внимание распространение в Синде непривычной для нас методики усвоения знаний через интуицию, для которой необходимо состояние мистического

1 См.: Вестник образования.-1997.-№ 2.-С.37-38.

А

г—" »

переживания: достигается оно только с помощью опытного учителя1.

Научная новизна диссертационного исследования состоит в следующем:

- опираясь на достижения отечественной и зарубежной истории, впервые в преемственности и развитии проанализированы общие и специфические черты развития образования в Синде, определены особенности его складывания в древности и средневековье;

в ходе исследования выявлены политические, социальные, психологические условия, которые обуславливали трансформацию идеологии и практики образовательной политики;

система образования рассмотрена как сложная функциональная система, изменявшаяся под многофакторным воздействием социально-экономических, культурных,

политических и правовых связей в синдском обществе.

Автором впервые введены в научный оборот новые источники и фактический материал на восточных и европейских языках.

Базой для диссертационного исследования послужили источники нескольких видов.

домусульмзнские сочинения, где затрагиваются те или иные стороны образовательно-воспитательного процесса. Это прежде всего л\Артхашастра", "Законы Ману", "Вопросы иарЯ' Милинда", "Вхагаватгита" и Араньяки. В эпоху индуизма знания считались важнейшим условием проникновения в сущность мироздания. Полагалось, чтобы каждый, не исключая брахманов, с целью диалогового обсуждения вопросов находил учителя-наставника. В индуистских сочинениях утверждалось,

1 саед Г.М. Джанаб гузарим джан сия .-Т.1.-С.12,89,126; Т.2.-С.79,182.

что изучение материального мира не менее важно, чем постижение божественной сущности бытия. Обучение брахманов в значительной степени сводилось к подготовке к самообразованию, готовности критически оценивать положения изучаемых книг. Так при изучении Упанишад, отмечал Дж.Неру, "упор делается главным образом на самопознание, на познание личного"я" и абсолютного "я", причем оба ион объявляются тождественными в своей сущности. Объективный внешний мир не считается нереальным. . .1,1.

Сформулированные в древнеиндийских источниках выводы свидетельствуют, что высказанные некогда идеи и положения в значительной своей части сохранялись и продолжали развиваться. Особенностью обучения в буддийских монастырях было то, что наставник не только учил, но просил учеников высказывать собственные мнения и сомнения.

Сочинения-хроники_историков_Оме йя дек ого_и

Аббасидского халифатов, написанные на арабском языке, посвящены периоду, когда Синд входил в эти империи. То была эпоха интенсивного взаимодействия культур индийских и арабских обществ. О Синде упоминается в нескольких десятках арабских книг; из них наибольшую ценность представляют труды исследователей истории образования ал-Мукаддаси, ар-Рамхурмози2, где описывается образ жизни принадлежавшего к разным религиозным общинам населения Индской долины.

С XIII в. основная часть хроник создается на персидском языке.

Персидские, и афганские хроники рассказывают о месте страны в военно-политической, административной и

1 Открытие Индии. Философские и эстетические воззрения в -Индии XX века.-М.,1987.-С.бб.

2 См. характеристику этих источников: Любимов Н.В. Арабоязычные и персоязычные источники по истории Синда XVIII - конца XVIIIвв.//Синд и синдхи. Сб.статей.-Калуга,1997.-С.13.

г—" -

х:: „

экономической жизни в системе персидской и афганской империй; вместе с тем содержат материал о тенденциях в культурной сфере.

Заслуживает внимания старейшая синдская хроника "Чач-нама"1, автор которой жил в городе Уччх. В книге, посвященной арабскому завоеванию Синда, помимо подробного описания военно-политических событий, содержатся сведения о быте и деятельности местного населения в домусульманский период.

На фарси издавались монгольские документы, сочинения Великих моголов и их придворных летописцев. Богатую информацию о культуре синдхов содержат "Табакат-и-Акбари" Низамуддина Ахмада, второй том "Айн-и-Акбари" Абдул Фазла, "История Синда" Мохаммада Масуми, письма императора Аурангзеба, которые он писал отцу, занимая пост губернатора Мультана и Синда, "Тархан-нама" Мир Мухаммада, "Тарих-и-тарихи" Тахира Насьяни, "Маасир-ул-умра" Самсан-уд-Даула, "Тухфат-ал-кирам" Алишера Кани. Почти все перечисленные источники многократно переиздавались на языке оригинала и в переводах2. Интересный материал об обучении детей при шахском дворе содержит "Маасир-ул-умра"3.

Следующая группа источников представлена различными изданиями справочно-статистического характера, которые начали выходить вскоре после британской аннексии Синда и

1 The Chachnama. An Ancient History of Sinci.-Lahore, 1985 (полный пер. на англ. языке выполнен синдским энциклопедистом Мирза Калич Бегом).

2 Низамуддин Ахмад. Табакат-и-Акбари (Жизнеописание Акбара).-Ч.1-2.-Калькутта,1952; Ahul Fazl. "Ain-i-Akbari".-Vol.2.-Calcutta,1948; Мир Мохаммад Масуми. "Тарих-и-Масуми".-Хайдарабад, 1953; "Адаб-и-Аламгири".-В 2 т.-Лахор,1971; Тархан-нама.- Хайдарабад,1964; Мир Тахир Мухаммад Насьяни. Тарих-и-тарихи.-Хайдарабад,1964; Мир Али Шер Кани Тхаттави. Тухфат-ал-кирам.-Хайдарабад, 1989.

J Самсам-уд-Даула. Маасир-ул-умра.-Лахор,I960.-С.64,67,

публикуются пакистанским и синдским правительствами по сей день. Ряд справочников издан на русском языке (см. библиографию в диссертации). Особый интерес представляет информация о состоянии традиционной и европейской систем образования в газеттирах; они выходили в разные годы и позволяют путем сравнительного анализа определить тенденции в сфере образования. Следует выделить газеттиры,

составленные Э.Эткиным и Х.Т.Сорли, где помимо количественных показателей дан анализ условий изменения образовательной системы в условиях колониального управления1. Богатые сведения имеются в информационных бюллетенях, которые издаются органами управления народным образованием.

К этой группе примыкают официальные правительственные документы, которые содержат законодательные и административные акты.

Наконец, отдельную категорию источников составляют дневники и путевые заметки агентов Ост-Индской компании, которые в большом числе направлялись в Синд в канун англо-синдхской войны, а также воспоминания синдхских общественно-политических деятелей. Наиболее полными из них являются книги Хусамуддина Рашди и Гулям Муртаза Саеда'.

Проблема, поставленная в диссертации, специально в отечественной историографии не рассматривалась.

1 [E.H.Aitkenl Gazetteer ox the Province of Sind.-Karachi, 1907; [H.T.Soriey] Gazetteer of west Pakistan. The Former Province of Sind.-Lahore,1968 (Chapter XVI - Education).

2 Хуссамуддин Рашди. Xy дотхи xy дихн (Люди и их дела).-Хайдарабад,1S77; Г.М.Саед. Джанаб гузарим джан син (По жизни вместе шли).-В 2т.-Хайдарабад, 1967.

Значительным подспорьем для автора оказались комплексные труды отечественных востоковедов, посвященные общим вопросам:

Развивающиеся страны: закономерности, тенденции,

перспективы (М.,1974); Восток: рубеж 80-х годов (М.,"1983); Интеллигенция и социальный прогресс в освободившихся странах (М.,1981); эволюция восточных обществ: синтез традиционного и современного (М., 198 4) и ряд других важных в методологическом отношении коллективных монографий.

Невозможно переоценить классические исследования Ю.В.Ганковского и Л.Р.Гордон-Полонской, посвященные истории Пакистана, отдельных его народов, с щедрым фактологическим материалом, по духовной культуре в целом и образовательной сфере в том числе1.

Исследований по истории просвещения народов, населяющих в настоящее время территорию Пакистана, крайне мало.

В 1970г. защитила кандидатскую диссертацию по вопросам народного образования в Пакистане и опубликовала несколько статей на эту тему работавшая в Институте востоковедения АН Узбекистана Ф.Г.Волохонская2.

В трудах Ф.Г.Волохонской было проанализировано состояние просвещения за первые два десятилетия

Ганковский, Ю.В., Гордон-Полонская, Л.Р. История Пакистана.~М.,1961; Ганковский, Ю.В. народы Пакистана. Основные этапы этнической истории.-М., 1964; Его же. Национальный вопрос и национальное движение в Пакистане.-М.,1967; Гордон-Полонская, Л. Р. Мусульманские течения в общественной мысМ/1 Индии и Пакистана.-М., 1963.

2 Волохонская, Ф.Г. Народное образование в Пакистане.-Ташкент,1970 (рукопись диссертации); Ее же. К вопросу о введении всеобщего начального образования в

Пакистане//Вопросы истории, экономики и культуры государств Средней Азии и стран Зарубежного Востока.-Вып.1.-Ташкент,1970.

существования пакистанского государства. Главное внимание она уделила начальному и неполному среднему образованию в рамках государственной системы. Деятельность частных религиозных заведений оказалась отраженной схематично. В качестве источниковедческого материала исследовательница широко использовала периодическую печать.

В 1978г. защитила очень сложную по замыслу и успешную по исполнению кандидатскую диссертацию Н.Г.Пруссакова1. В своем труде она пришла к вьтоду, что даже в альма-матер мусульманских богословов Южной Азии усиливается секуляризация содержания и особенно форм обучения.

Спустя 14 лет кандидатскую диссертацию, посвященную истории просвещения в Пакистане и его структурным проблемам, защитила И.М.Серенко. В отличие от предшественницы она исследовала весь комплекс системы: начальное, среднее, среднее специальное и высшее образование и определила основные тенденции его развития. В ее работах2 аргументированно проанализированы задачи и результативность учебных программ на разных ступенях обучения.

1 Пруссакова, Н. Г. Идейно -политическая борьба в Индии по проблемам секуляризации высшего образования (на примере Алигархского мусульманского университета).-М.,1378 (рукопись диссертации). См. также: Ее же. Идеи и деятельность Сайид Ахмад-хана в буржуазной историографии//Современная историография стран Зарубежного Востока. Сб. статей.-М.,1977; Ее же. Педагогические воззрения Сайид Ахмад-хана.//Индия: проблемы истории национально-освободительного движения и современного политического развития. Сб. статей,- М.,1980.

2 Серенко, И.М. Народное образование в Пакистане и тенденции его развития.-М.,1992 (рукопись диссертации); Ее же. Начальное образование в Пакистане.-Пятигорск,1988; Ее же. Среднее образование в Пакистане.-Пятигорск,1989; Высшая школа Пакистана.-Пятигорск,1988.

-

В 1997г. защитил кандидатскую диссертацию "Формирование и развитие системы народного образования в Пакистане" декан исторического факультета Калужского государственного педагогического университета М.А.Казак.

В- ней, а также в опубликованных статьях1, он показал противоречивость принимаемых правительствами страны образовательных программ, прежде всего из-за их слабой финансовой обеспеченности, декларативности, отсутствия оптимального соотношения государственного, частного и смешанного образования, бюрократизации органов управления.

Отдельные вопросы истории педагогической мысли и школьного образования нашли освещение в работах Д. Р. Артыкова2, пакистанского ученого С.А.Хана3,

3. Д. Баженовой4, О. К. Дрейера5, В.А.Сухина".

1 Казак, М.А. Формирование и развитие системы народного образования в Пакистане.-М.,1997 (рукопись диссертации); Его же. Народное образование//Пзкистан. Справочник.-М.,1991; Его же. Народное образование в Пакистане в 60-е гг. : основные тенденции и проблемы развития// Социально-экономическое и историческое развитие Южной и Юго-Западной Азии. Сб. статей.-м.-Калуга,1992.

2 Артыков, Д. Р. Развитие педагогической мысли и народного образования в Пакистане. Диссертация канд.пед.наук.-Самарканд,1992,

* Хан, С.А. Пути совершенствования обучения в начальной школе Пакистана. Диссертация канд.пед.наук.-М.,1978.

* Баженова, З.Д. Кризис школьного образования в Пакистане //Сб.научных трудов: Общеобразовательная школа и учитель развивающихся стран.-М. Изд-во: АПН СССР,1985.

5 Дрейер, O.K. Народное образование//Справочник: Пакистан.-м 1 cm

1 А . , -t. —' i ! я

6 Сухин, В.А. Реформы системы образования в Пакистане// Пакистан. Очерки истории, экономики, культуры.-Ташкент: Изд-во "Фан".-1977.

Г -

Различные аспекты постановки образования в домусульманскую- эпоху многократно рассматривались английскими и индийскими авторами1. Среди этих трудов выделяется монография Веда Митры2, материал которой базируется на анализе вед, упанишад, дхармашастр и пуран. Веда Митра подробно осветил такие вопросы, как концепция знания (видья) в древнеиндийском обществе, структура обучения, положение учителей и учеников.

В 1990г. в Москве в переводе и с предисловием д.и.н. А.А.Вигасина вышла книга Р.Б.Пандея "Древнеиндийские домашние обряды (обычаи)", где отдельная глава посвящена санскарам обучения, которые представляли собою фиксацию этапов образования.

Монографию, посвященную истории образования в Синде, подготовил видный синдхский историк и публицист, много лет проработавший на различных должностях в органах народного образования провинции Хабибулла Карим Бахш Сиддики3. Это Фундаментальное исследование, снабженное научным аппаратом, приложением документов, где автор в рамках 10 глав попытался проследить развитие синдского образования в период с эпохи Котх Диджи до начала 1980-х годов.

Значимость глав не одинакова по двум основным причинам: их содержание и объем диктовались наличием исторических фактов; методология в отношении структурного размещения материала оказалась несколько аморфной. При

1 См., например: Iyengar P.T.S. Lire in Ancient India.-Madras, 1912; PCeay F. E. Ancient Indian Education.-L., 1915; Das S.K. The Educational System oí the Ancient Hindus.-Calcutta. -'J 930; Mukerji R. K. Education in Ancient India. -L. ,1947; Altekar A.S. Education in Ancient Iridic.-Benares,194 8.

2 Veda Mitra. Education in Ancient India.-New Delhi,1964.

3 Siddiqui, H. Education in Sind: Past and Present. Jamshoro, 1987.

изложении событий и их объяснении над автором довлело вынужденное или осознанное стремление исходить из исламских позиций. В книге Х.Сиддики имеется много информации об организации системы синдского просвещения начиная с IX века; об официальных документах, определявших и определяющих образовательную политику; о синдских деятелях, которые внесли существенный вклад, работая в учебных заведениях.

Следует отметить наличие фактического материала в публикациях синдхских ученых, призванных раскрыть особенности национальной культуры1.

Большинство работ современных пакистанских историков (и.и.кази, М.Патан, Н.Даудпото, н.Балоч, т.Курейвш и др.) содержат информацию о каком-либо секторе системы образования. При этом круг рассматриваемых проблем и их объяснение традиционны для пакистанской историографии: констатация неграмотности большей части населения, тяжелое наследие колониализма, недостаток средств, неиспользование властями накопленного веками культурного потенциала, предложение решить все вопросы путем исламизации образования.

1 Sayyid, G.M. Sindhi Culture.-Karachi, 1972; Thakur, U.T. Sindhi Culture.-Bombay, 1959 (первая написана с промусульманских, вторая - с проиндусских позиций).

Похожие диссертационные работы по специальности «Всеобщая история (соответствующего периода)», 07.00.03 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Всеобщая история (соответствующего периода)», Новосельский, Игорь Владимирович

3 А К Л Ю Ч Б Н И Е

История образования в Синде насчитывает несколько тысячелетий, его цели изменялись по мере изменения социокультурных и политических условий и экономических потребностей общества.

Образованность сама по себе не является синонимом грамотности, в древности и средние века многие выдающиеся мыслители не владели письмом и чтением, основным способом обучения была речь и личный пример; удельный вес грамотных был крайне незначительным, грамотой владели, как правило, государственные служащие и придворные поэты, да и то не все. Как не парадоксально, даже теперь, в преддверье нового тысячелетия писать и читать могут чуть более половины населения Синда.

Как до, так и после арабского завоевания, обучение строилось на конфессиональной основе. Учебные заведения централизованно не курировались, хотя нередко правители или их приближенные оказывали отдельным ашрамам, монастырским школам и мактабам при мечетях щедрую помощь.

В силу социокультурной специфики Синда большую роль в процессе обучения играло и играет воспитание. Воспитание, являясь учением жизни, решает задачу целостного формирования личности. Его особенность в том, что оно -совместная деятельность учителя-воспитателя и ученика-воспитуемого, что очевидно наблюдается в суфийском образовании.

В мусульманской общине Синда сформировались традиционные требования к учителю: интеллект, порядочность, память, воля, способности, сопричастие, воображение, умение организовать оптимальный учебный процесс, оригинальная трактовка проблем, терпение и строгость.

Образование зиждилось на личности учителя, оно, в принципе, при тогдашней предельно децентрализованной системе обучения не могло быть универсальным, несмотря на то, что, в основном, источники знания были одинаковыми: священные книги, легенды, фольклор и т.д.

Лишь с Ш в. до н.э. появляются учебные заведения, где обучается одновременно несколько десятков человек по более или менее схожим учебным программам, куда входят логика, право, медицина, история, философия, счет, но все указанные предметы были призваны подтверждать истинность веры. Так, провести , грань между астрономией и астрологией было невозможно.

Процесс обучения и воспитания был нерасторжим, поэтому огромную роль играла психология. Толчок к качественно новому подходу к взаимоотношению учителя и учеников дало распространение в Синде суфизма. В первой главе мы отмечали, что такие модные ныне идеи, как понимающая педагогика, интроспективная психология, герменевтика, символический интеракционизм, когнитивизм испокон веков использовались гуру, ачарья, упадхьяйя, пирами и шейхами.

Включение Синда в состав Британской империи привело к усложнению ситуации в сфере образования. Если прежде Рубиконом противоречий здесь служила принадлежность к разным религиям и их сектам, после 18 4 3г. водораздел свелся к противопоставлению "восточное образование -западное образование".

Автохтонные патхшала, мактабы, медресе пришли в упадок, лишь на рубеже XIX - XX вв. наблюдается их возрождение, но и теперь их деятельность стала соотноситься с распространившимся европейским образованием. Данное обстоятельство привело к двойственности, непоследовательности и противоречивости возрождаемого традиционного образования. Социально-политическая история свидетельствует, что все видные деятели религиозных движений в первой половине XX в. были знакомы с европейской культурой и хорошо владели английским языком.

Характеризуя сегодняшнее состояние образования, следует иметь в виду, что многие его недостатки не являются порождением синдхского общества, они присущи во все времена для всех стран, ибо вызваны самим процессом исторического развития, объективным противоречием между возможностями, потребностями и желаниями.

Анализ разрабатываемых в 1960 - 1990-е годы концепций и реформ образования в Синде позволяет придти к следующим выводам.

В основе их лежит примат духовного начала и веры, что должно обеспечить у молодого поколения исламское мировоззрение.

Исламская модель образования рассматривается как гарант сохранения и развития мусульманской культуры и национальной самобытности, которая обеспечивает невосприимчивость к деморализующим ценностям Запада.

Заложенные в образовательных программах идеи демократизации системы обучения и воспитания во многом носят декларативный характер.

Вопреки официальной политике в силу объективных потребностей синдхского общества и устремлений значительной части населения продолжается расширение сети школ и вузов с в е т с к о г о т и п а.

Разработка реальных долгосрочных образовательных программ правительствами Синда сталкивается с рядом объективных затруднений. Вот некоторые из них.

Интенсивность политической жизни в провинции обуславливает частую смену правительств различной политической ориентации, при этом, за редкими исключениями, новая власть оказывается от планов своих предшественников и предлагает другие. По тем же причинам в обнародованные программы включаются из-за соображений политической конъюнктуры недостаточно проработанные и обоснованные положения.

В систему просвещения, кроме государственных, входят частные учебные заведения, особенно велик удельный вес последних в среднем и высшем образовании. Владельцы их не считают себя связанными с решениями синдского министерства образования.

Остаются нерешенными финансовые проблемы. Настойчивые рекомендации западных деятелей, специализирующихся на образовательных проблемах, решать вопросы развития образования путем переноса центра тяжести обучения в частный сектор, реальны ровно настолько, сколько имеется в обществе семей, получающих приемлемый для подобных трат доход. В социальной структуре сегодняшнего Синда такие семьи составляют миниатюрную долю. При этом родители всегда предпочитали и предпочитают дать детям частное элитарное образование, даже не ведая о рекомендациях созданного в 1963г. Международного института планирования образования.

Патологическая пропаганда идеи "займов учащимся'', выдвинутой британским чиновником М.Вудхоллом1, бессмысленна для почти всего населения Синда, так как из 10 "практических вопросов, которые необходимо решить" при введении такой программы, три звучат следующим образом:

1

Woodhall M. Lending for Leaning = Designing a Student Loan Programme for Developing Countries.-L.,1987.

44 (б) Какие будут условия погашения займов учащимися, в том числе процентные ставки и сроки выплат?

7) какой максимальный предел долговых обязательств будет разрешен учащимся? Будут ли предусмотрены положения, не позволяющие учащимся попасть в долговую кабалу или позволяющие сократить долг при определенных обстоятельства?

8) Как будут собираться выплаты по займа? Какие меры необходимо предусмотреть, чтобы свести вероятность банкротства к минимуму?"1

Идея М.Вудхолла, в какой бы красивообразной упаковке из слов она не подавалась, не содержит и грана заботы об образовании в обществах "третьего мира". Перед нами еще один способ заработать на бедняках с помощью ростовщичества.

Отделенность государственной политики от частного сектора более чем условна. За редчайшими исключениями синдское правительство состоит из верхушки промышленной, сельской и торговой буржуазии и потому склонно считать образование квазигосударственным понятием, прикрывающим частный спрос и частное предложение.

Нехватка денег заставляет синдские власти не только через федеральные структуры, но и автономно обращаться за средствами к международным и национальным зарубежным правительственным и неправительственным организациям, которые навязывают свои параметры образовательной политики.

Вследствие быстрого роста населения провинции, не только из-за высокой рождаемости, но и по причине растущего потока переселяющихся в Синд панджабцев, провинциальные власти, стремясь не допустить обострения социального недовольства до критической точки, открывают большое число

1 Аллак Ж. Вклад в будущее = приоритет образования.-М., 1993.-С.159. новых школ. Но это затрудняет улучшение качественных характеристик школьного обучения. Пример -тому, создание удешевленных махаллинских школ в синдских городах. Эти школы не имеют необходимой учебной базы, здания мало приспособлены, контингент учащихся превышает допустимый уровень.

Деятельность школьных инспекторов также осложнена отсутствием материальных возможностей, нужных должностных прав для оперативного и основательного решения возникающих задач. У них нет времени для проведения серьезной методической работы с коллективами учителей. Они превращены в рядовых чиновников, чья работа сводится к сбору текущей информации, разбору жалоб, авральному написанию справок и посещением официальных мероприятий.

Несмотря на существенные изменения в структуре образования, по-прежнему численность студентов, занимающихся на университетских факультетах и колледжах гуманитарного профиля, остается преобладающей. Объясняется это двумя обстоятельствами. Во-первых, уходящими вглубь столетий традициями духовного просвещения, и, во-вторых, тем, что расходы на гуманитарное обучение значительно ниже, чем в учебных заведениях естественнонаучного и технического направления, где требуется много дорогостоящего оборудования и материалов.

Законодательное собрание и правительство Синда не могут идти на существенные шаги, если они противопоставляются образовательной политике федеральной администрации. Вынужденные компромиссы тогда лишь углубляют проблемы.

Список литературы диссертационного исследования кандидат исторических наук Новосельский, Игорь Владимирович, 1999 год

БИБЛИОГРАФИЯ

I. Справочно-статистические издания

1. Ислам. Энциклопедический словарь. - М.,1991.

2. Народы Южной Азии. - М.,1963.

3. Страны и народы. Зарубежная Азия. - М.,1982.

4. Пакистан. Справочник. - М.,1977.

5. Пакистан. Справочник. - М.,1991.

6. Ansari's Trade Directory of Pakistan and Who's Who, -Karachi, 1964.

7. Census of Pakistan - 1951. Vol.8. Sind and Khairpur State. - Karachi [б/г].

8. Classical Dictionary of Hihdu Mythology and Religion, Georaphy, History and Literature. - L.,1957.

9. Colleges in West Pakistan. - Lahore,1964.

10. Directorates and Inspectorates of Education in West Pakistan. - L.,1963.

"11. Directory of High School Education in West Pakistan. -Part 3: Hyderabad Region. - L.,1962.

12. Directory and Year Book, including Who's Who. - 1970.-Bombay [б/г].

13. Education Statistics for West Pakistan. - (1957-1958).-L.,I960.

14. Education Statistics for West Pakistan. - (1962-1963). - in 3 Parts. - L.,1965.

15. The Encyclopedia of Islam. New ed. - Vol.1. - LeidenLondon.

16.

17

'18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

29

30

31

32

33

Gazetteer of the Province of Sind. Сотр. by A.W.Huges.

- L.,1876.

Gazetteer of the Province of Sind. Сотр. by E.H.Aitken,

- Vol. A. - Karachi, 1907.

Gazetteer of the Province of Sind. - 7 Vols. - Bombay, 1919-1920.

Gazetteer of the West Pakistan. The Former Province of Sind (including Khairpur State). Сотр. by H.T.Sorley. -Lahore,1968.

Hand Book of the Punjab, Western Rajputana and Upper Sindh. Сотр. by ¥.J.Eastwick. - L.,1863. Imperial Gazetteer of India. - Vol.22. - Oxford,1908. Imperial Gazetteer of India. Provincial Series. Bombay Presidency. - Vol.2. - Calcutta,1909. The Indian Year Book: 1932. - Bombay. The Indian Year Book: 1940/41. - Calcutta. The Indian Year Book: "1943/44. - Calcutta. The Indian and Pakistan Year Book and Who's Who: 19481949. - Bombay.

The Indian and Pakistan Year Book and Who's Who: 19521953. - Bombay.

The Land of the Five Rivers and Sindh. - L.,1883.

Medical Education in West Pakistan. - L.,1960.

High School. Golden Jubilee (буклет). - Karachi [б/г].

The Staternarks Year Book: 1935. - L.,1935.

Statistical Pocket Book of Pakistan: 1980. - Karachi,

1980.

Technical Education in West Pakistan. - Lahore,1963. World of Leaning. - L.

II. Древние и средневековые источники

34. Артхашастра или Наука политики. - М.-Л.,1959.

35. Атхарваведа. - М.,1976.

36. великие поэты-мистики Пакистана. - Исламабад,1995.

37. Бируни, Абурейхан. Индия. - М.,1995.

38. Брихадарьяника упанишада. - М.,1964.

39. Бхагават-Гита как она есть. - М.,1986.

40. вачаки, Шри Умасвати. Таттвартха-адигама-сутра// Степанянц М.Т. Восточная философия. - М.,1997.

41. Дхармашастра Нарады (вступ.статья А.А.Вигасина).-М., 1998.

42. махабхарата. Адипарва. - М.,1950.

43. Satapadha Brahmana. - L., 1885.

44. Some Sayings of the Buddah (пер. и комментарии Woodvart F.L.).- Oxford,1939.

45. Коран. Пер. И.Ю,Крачковского. - М.,1988.

46. Законы Ману. М., 1961.

47. Гирукурал. Книга о добродетели, о политике и любви. -М.,1963.

48. Уйгурская версия биографии Сюань-Цзяна. - М.,1991

(пер.Тугушевой Л.Ю.) ЗП-

49. Худад-хан. Сущность теории Синда. - м.,1989.

50. "Адаб-и-Аламгири". - В 2 т.- Лахор,1971.

51. Масуми, Мир Мухаммад. Тарих-и-Масуми.-Хайдарабад,1953.

52. Насьяни, Мир Тахир Мухаммад. Тарих-и-Тарихи. -Хайдарабад, 19е>4.

53. Низамуддин Ахмад. Табакат-и-Акбари (Жизнеописание Акбара). - 4.1-2., Калькутта,1952.

54. Самсам-у-Даула. Маасир-ул-умра. - Лахор,I960.

55. Тархан-нама. - Хайдарабад,1964.

56. Тхаттави, Мир Шер Кани. Тухфат-ал-кирам. - Хайдарабад, 1989.

57. Ширази Хусаини. Тархан-нама. - Хайдарабад,1964.

58. ChachnamaZ/Historians of Sind. - Jamshoro.-Vol.1.-1973 (большой фрагмент хроники, переведенный и прокоментированный Генри Эллиотом и Джоном Доусоном имеется в многократно переиздававшейся [Elliot Н., Dawson J, History of India as told by its own Historians. - Vol.1].

59. The Chachnama. An Ancient History of Sind. - Lahore, 1985.

60. Fazl, Abul.Ain Akbari. - Vol.2. - Calcutta,1948.

61. The Questions of King Milinda. - Oxford, 1890,1894 (гг.выпуска).

62. The Principal Upanishads. - L.,"1953.

Ш. Правительственная документация

63. Census of Pakistan: 1951. - Vol. "B". sind and Khairpur State. - [б/г].

64. The Charter Hamdard University at Madinat al-Hikmat, Karachi. - Karachi,1988.

65. The Educational Policy (1972-1980). Сб. материалов. -Islamabad,1972.

66. Ministry of Education. Government of Pakistan. Proposals for New Educational Policy.-Islamabad,1959.

67. Ministry of Education. Government- of Pakistan. Reports of Commission on National Education. - Islamabad,1969.

68. National Educational Policy and Implementation Programme. - Islamabad, 1978.

69. Primary School in West Pakistan. - Lahore,1962.

70. Progress of Education in West Pakistan. - Lahore,1964.

71. Qinquennial Report on Public Instruction in Sind ("19321937). - Karachi, 1938.

72. Report on Education Réorganisation by Sind Reorganization Committee. - Karachi, 1947.

73. The Sind Priтагу Education Act,194 7. - Karachi,1947.

74. A Supplement to the Annual Reports of Public Instruction in Sind 1937-1938. - Karachi,1941.

IV. Дневники, путевые заметки, воспоминания

75. Азад, A.K. Индия добивается свободы. - М.,1961.

76. Айни, Садриддин. Воспоминания. -М.-Л.,i960.

77. Борнс, А. Путешествие в Бухару: рассказ о плавании по Инду от моря до Лагора с подарками великобританского короля и отчет о путешествии из Индии в Кабул, Татарию, Персию, предпринятом по предписанию высшего правительства Индии в 1831, 1832 и 1833 годах. - В 3 т. - М., 1848-1849.

78. Джинна, Фатима. Мера бхаи (Мой брат). - Карачи,1988.

79. Рашди, саед Хуссамуддин. Ху дотхи ху динх (Люди и их дела). - Хайдарабад,1977. (на синдхи).

80. Саед, Гулям Муртаза. Джанаб Гузарим джан син (По жизни вместе шли). - В 2 т. - Хайдарабад,1967. (на синдхи).

81. Burton, R. Sind and Races that Inhabit the Valley of the Indus. - Karachi,1973 (переиздание).

V. Исследования

82. Агеев В.Ф. Английское завоевание Синда. - М.,1979.

83. Его же. Особенности студенческого движения в Синде// Пакистан: история и экономика. Сб. статей. - М.,1980.

84. Его же. Новейшая история Синда. - М.,1986.

85. Его же. Книга Г. М. Cae да "Джанаб гузарим джан син" как источник по социальной истории мусульманской общины в Синде//Ислам и социальная структура стран Ближнего и Среднего Востока. Сб.статей. - М.,1990.

86. Его же. Основы языка синдхи. - 4.1. - Калуга,1998.

87. Альбедиль, М.Ф. Забытая цивилизация в долине Инда.- Л., 1991.

88. Артыков, Д.Р. Развитие педагогический мысли и народного образования в Пакистане. - Самарканд,1992 (рукопись кандидатской диссертации) .

89. Афанасьев, Д.А. Очерки экономической теории Синда [доколониальный период](серия "Синд и синдхи", Вып.4). - калуга,1998.

90. Баженова, З.Д. Кризис школьного образования в Пакистане //Сб.научных трудов: Общеобразовательная школа и учитель развивающихся стран. - М.,1985.

91. Бонгард-Левин Г.М., Ильин Г.Ф. Древняя Индия.-М., "1969.

92. Их же. Индия в древности. - М.,1985.

93. Белокриницкий В.Я., Москаленко В.Н. Пакистан.- М.,1981.

94. Белокриницкий, В.Я. Пакистан: особенности и проблемы урбанизации. - М.,1982.

95. Его же. Капитализм в Пакистане. История социально-экономического развития. - М.,1983.

96. Ванина, Е.Ю. Наука и образование в Индии позднего средневековья и начала нового времени (XVI-XVII вв.)// Индия - 1987. Ежегодник. - М.,1988.

97. Вигасин, A.A. "Артхашастра": проблемы социальной структуры и права. - М.,198 4.

98. Его же. Южная Азия в древности//История древнего Востока. - М.,1988.

99. Его же. Основные черты социальной структуры древней Индии. Автореферат докторской диссертации.- М.,1995.

100. Володарский, А. И. Математические знания в эпоху Хараппской культуры (на материалах раскопок в Лотхале)/./Санскрит и древняя культура.-Вып. 1. - М.,1979.

101. Болохонская, Ф.Г. Народное образование в Пакистане. -Ташкент, "1970 (рукопись кандидатской диссертации).

102. Ее же. К вопросу о введении всеобщего начального образования в Пакистане//Вопросы истории, экономики и культуры государств Средней Азии и стран Зарубежного Востока. - вып.1. - Ташкент,1970.

103. Восворт, К.Э. Мусульманские династии. - М.,1971.

104. Панковский, Ю.В. Народы Пакистана. - М".,1964.

105. Его же. Национальный вопрос и национальные движения в Пакистане. - М.,1967.

106. Ганковский Ю.В., Гордон-Полонская Л.Р. История Пакистана. - М.,1961.

107. Гопалкришнан, П.К. Развитие экономической мысли в Индии. - М.,1965,

108. Гордон-Полонская, Л.Р. Мусульманские течения в общественной мысли Индии и Пакистана. - М.,1963.

109. Григорян, С.Н. Из истории философии Средней Азии и Ирана VII-XII вв. - М.,1960.

110. Дрейер, O.K. Проблемы образования и подготовка кадров в Пакистане//Народы Азии и Африки. - 1969. - № 2.

111. Его же. Культурные преобразования в развивающихся странах. - 1972.

112. Его же. Народное образование/УПакистан. Справочник. -М., 1977.

113. Ибн Сина. Канон врачебной науки. - 5 т. Ташкент, 1954-1960.

114. История Индии в средние века. - М.,1968.

115. Ильясов, H.H. Структура процесса учения. - М.,1986.

116

117

118

119

120

121

122

123

124

125

126

127

128

129

130,

131,

Казак, м.А. Народное образование//Пакистан. Справочник. - М.,1991.

Его же. Народное образование в Пакистане в 80-е годы: основные тенденции и проблемы развития//Социально-экономическое и историческое развитие Южной и Юго-Восточной Азии. Сб. статей. - М.- Калуга,1992. Его же. Формирование и развитие системы народного образования в Пакистане (рукопись кандидатской диссертации). - М., 1997.

Косамби, Д. Культура и цивилизация Древней Индии.-М., 1968 .

Кудрявский, Д.Н. Исследования в области древнеиндийских домашних обрядов. - Юрьев, "1904.

Кузнецов, Н.Я. Из истории высшего образования в Индии// Ученые записки МОПИ. - 1972. - Т.300. - Вып.22. Его же. Актуальные проблемы образования в странах третьего мира//Азия и Африка сегодня. - 1977. - № 1. Мец, А. Мусульманский Ренессанс. - М.,1973. Москаленко, В.Н. Политическая обстановка и проблема всеобщих выборов в Пакистане (1947-1957)//Пакистан. История и экономика. Сб.статей. - М.,1959. Его же. Проблемы современного Пакистана. - М.,1970. Неру, Дж. Взгляд на всемирную историю.- 2 т. - М.,1981. Его же. Открытие Индии. - В 3 т. - М.,1989. Новая история Индии. - М.,1961.

Новосельский, И. В. Из истории образования в Синде// Синд и синдхи в прошлом и настоящем. Сб.статей. Вып.1. - Калуга,1997.

Его же. образовательные процессы в Синде в колониальный период//Там же. - Вып. 2. - Калуга,1998. Его же. Становление и развитие исламского образования в Синде (серия "Синд и синдхи", Вып.5). - Калуга,1998.

132

133

134

135

136

137

138

139

140

141

142

143

144

145

146

г-" -

■»с:

Новосельский И.В., Агеев В.Ф. Исламское образование в Синде. - Калуг а,19 9 9.

Образование и социальная структура. Кол. монография. -М.,1976.

Ольденберг, Г. Будда. Его жизнь, учение и община. М.,1905.

Открытие Индии. Философские и эстетические воззрения в Индии XX века. - М.,1987.

Пакистан. История и экономика. Сб.статей. - М.,1980. Пандей, Р. В. Древнеиндийские домашние обряды (пер.А.А.Вигасина). - М.,1990.

Полонская, Л.Р. Ислам в исторических судьбах Пакистана. Вопросы истории. - 1988. - № 1.

Просвещение и подготовка национальных кадров в странах Востока. - М.,1970.

Пруссакова, Н.Г. Идейно-пролитическая борьба в Индии по проблемам секуляризации высшего образования (на примере Алигархского мусульманского университета) - М.,1978. (рукопись кандидатской диссертации).

Ее же. Идеи и деятельность Сайид Ахмад-хана в буржуазной историографии//Современная историография стран Зарубежного Востока. Сб.статей. - М.,1977. Ее же. Педагогические воззрения Сайид Ахмад-хана// Индия: Проблемы истории национально-освободительного движения и современного политического развития. Сб.статей. - М.,1980.

Радхакришнан, С. Индийская философия. - 2 т. - М.,1993. Роузентал, Ф. Торжество знания. Концепция знания в средневековом исламе. - М.,1978.

Серенко, И.М. Начальное образование з Пакистане. Пятигорск, 1988.

Ее же. Среднее образование в Пакистане.-Пятигорск,1989.

147

148

149

150

151

152

153

154

155

156

157

158

"159

160

161

162

Ее же. Высшая школа Пакистана. - Пятигорск, "1990.

Ее же. Народное образование в Пакистане и тенденции его

развития. - М., "1992 (рукопись кандидатской диссертации).

Синд и синдхи в прошлом и настоящем. Сб.статей (серия

"Синд и синдхи", вып.1.). - Калуга,1997.

Синд и синдхи в прошлом и настоящем. Сб.статей (серия

ЧЛСинд и синдхи", вып.2.). - калуга,1997.

Смирнов, А. Г, и др. Уровни подготовки специалистов в

развивающихся странах//Высшая и средняя специальная

школа за рубежом. Обзор информации. - 1979. - Вып.7.

Их же. Национальные кадры освободившихся стран.-М.,

1980.

Степанянц, м.т. Восточная философия. - М.,1997. Супрунова, Л.Л. Роль колониализма в развитии просвещения в Индии//Педагогика. - 1996. - № 5. Сухин, В.А. Реформы системы образования в Пакистане// Пакистан. Очерки истории, экономики, культуры. Ташкент,1977.

Тангян, С.А. Образование и общественный прогресс в развивающихся странах. - М.,1975.

Тримингэм, дж.С. Суфийские ордены в исламе. - М.,1989. Тюрин, В.И. Мохаммад Аюб Хан: Политический портрет// Сб. Новая и новейшая история. - Вып.12. - Саратов,1989. Хан, С.А. Пути совершенствования обучения в начальной школе Пакистана. - М.,1978 (рукопись кандидатской диссертации).

Ширинский, А. Е. Проблемы образования в развивающихся странах. ~ М.,1985.

Щербатский, Ф.И. Научные достижения древней Индии// Избранные труды русских индологов-филологов.-М.,1982: Его же. Избранные труды по буддизму. - М..1988.

163

164

165

166

167

168

169

170

171

"172

173

174

175

176

177

178

179

180

181

Адвани, Бхерумал Мехрчанд. Синдхи боли джи Тарих (История языка синдхи). - Хайдарабад,1956. Агьято синдхи: вадья (прогресс в развитии языка синдхи. Автор не указан)//Синдхи махувар,1898.

Булбул, Р.Ш. Мусульман аэн талим (Мусульмане и образование). - Хайдарабад,1977. Кадим Синдх (Древний Синд). - Хайдарабад,1925. Лэмбрик Х.Т., Сумро С.А. Синдх: мусульман джи фатх кхан are (Синд после победы мусульман). - Джамшоро,1988. Мехр, P.P. Тарих-и-Синдх. Ахд-е Кальхура (История Синда. Эпоха Кальхоров). - 2 т. - Хайдарабад,1958. Раджагопалачария, Ч.С. Синдхи табийят//Мират,1913, № 1. (Синдхский характер).

Рисаят-и-Хайрпур (Правители Хайрпура). - [б/м],1924. Синдхи, A.M. Хадис джо илмаэн Синдх (Очерк о синдхской науке)//Найин зиндаги. - 1980. № 8-9. Синдх мен сикхапан. (Образование в Синде). Карачи,1923.

Шейдани, Рахимдад-хан. Тарих-и-тамаддун-и-Синдх. (История синдхской цивилизации). - Хйдарабад,1959. Ahmad, Azi2. Studies in Islamic Culrure in the Indian Invironment. - Oxford, 1964.

Ahmed, F. National and Democratic Struggle.- N.Y.,1984. Ajvani, L.H. History of Sindhi Literature.-New Delhi, 1970.

Altekar, A.S. Education in Ancient India.-Benares,1948. An Ancient India as Desirebed by Mega-thenes and Arrian. - L.,1926.

Bari, F. Quota Marks//Herald. - 1990. № 7. Bokhari, A. Quota Unquota//Herald. - 1990. № 5. Channa, K. A. A Brief Survey of Sindhi Languge and Literature//Sind Quaterly. - 1997. - № 1.

182. Contemporary Problems of Pakistan. - Leiden,1974.

183. Dales, G.F. Decline of the Harrapans//Scientific American. - Vol.214 (1966).

184. Das, S.K. The Educational System of the Ancient Hindus.

- Calcutta,1930.

185. Educational System in Mediaeval India. - Patha,1923. "186. Education Dilemma: Policy issues for Developing

Countries in the 1980. - Oxford, 1980.

187. Goel B.S., Sharma F.D. A Study of Evolution of Textbook. - New Delhi,1987.

188. Görden, D.H. Pottery Industries of Indo-Iranian Border //Ancient- India. Delhi. - № 10.-//(1955) .

189. Falalludin, A.JC. Basic Educational and Development. -Delhi,1990.

190. Heras, R.H. Lecture on Mohenjo Daro. - Bombay,1936.

191. Husain Khan, Yusuf. Glimpses of Medical Indian Culture.

- L., 1959.

192. Iengar, P.T.S. Life in Ancient India. - Madras,1912.

193. Ikram, S.M. Muslim Civilization in India. - N.Y., 1965.

194. Keay, F.E. Ancient India Education. - L.,1915.

195. Khan, A.Z. History and Culture of Sind. - Karachi,1980.

196. Mandi, P. Education and Economic Growth in Developing Countries. - Budapest, "1982.

197. Mc Crindle, J.W. Ancient India as Described in Classical Literature. - Westminster, 1901.

198. Mukerji, R. K. Education in Ancient India. - L.,1947. "199. Muslim Education in Muslim Countries. - Oxford, 1919.

200. Nambiar, K.G. A Cultural History of India and Pakistan.

- Vol. 1. - Nileshwar, "1957.

201. Narsain, S.F. Historical of Education in Sind// Journal of Sind Historical Society. - Karachi (далее - JSHS).

202. Palepoto, J, Peculiarities of Traditional Study Educational Trainind//JSHS. - 1921. № 2.

203. Patai, H.S. Allama I.I. Kazi. A Scholar Missionary of Islam and Architector of University in Sind. Jamshoro, 1989.

204. Pithawalla, M.B. An Introduction to Sind.-Karachi, 1951.

205. Sadarangahi, H. Persian Poets of Sindh. - Karachi,1965.

206. Saved, G.M. Sindhi Culture. - Karachi, 1972.

207. Sengupta, P. Everyday Life in Ancient India. - Oxford, 1950.

208. Siddiqui, H. Educational in Sind. - Jamshoro,1987.

209. Siddiqui, H. Allama I.I.Kazi. - Jamshoro,1989.

210. sindh through Centures. An Introduction to sind (A Progress Province of Pakistan). Сб.статей. - Karachi [б/г].

211. Soomro, S.A. Begining the Muslim Educational System in Sind//JSHS, - 1931, № 3.

212. Soomro, F.M. Cultural History of Sind. - Karachi, 1977.

213. Soomro, M.Q. Muslim Politics in Sindh (1938-1947). -Jamshoro, 1989.

214. Sorley, H.T. Shah Abdul Latif of Bhit. - Oxford,1966.

215. Souvenir in Memory of Allama I.I. Kazi.-Jamshoro, 1988.

216. Thakur, U.T. Sindhi Culture. - Bombay, 1959.

217. Veda Mit.ra. Education in Ancient. India. - New Delhi, 1964.

VI. Периодические издания ЖУРНАЛЫ

218. Вестник образования.- М.

219. Народы Азии и Африки.- М.

220. Педагогика. - М.

221. Мехран. - Jamshoro.

222. Найин зиндаги. - Хайдарабад.

223. Ancient India. - Delhi.

224. Daily News. - Karachi.

225. Herald. - Karachi.

226. Journal of Sind Historical Society. - Karachi

227. Sind Quartery. - Hyderabad.

228. Viewpoint. - Karachi.

ГАЗЕТЫ

229. Джанг. - Исламабад, Лахор, Карачи.

230. Джасарат. - Карачи.

231. Dawn. - Karachi.

232. Morning News. Karachi.

233. Pakistan Times.- Lahore.

234. Sind Observer. - Карачи.

235. The Civil and Military Gazette. - Lahore.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.